cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Звук м и буква м – Обучение грамоте «Звуки [м] и [м`] буква М»

Обучение грамоте «Звуки [м] и [м`] буква М»

Наш очередной интернет урок по обучению грамоте посвящен новым звуком и новой букве. Какой? Сначала поиграем в эхо. Что такое эхо?

Игра «Эхо»
Дом — … мммм
Дым — …
Альбом — …
Том -….
Там — …
Ком — …
Сом — …

Догадались, о каком звуке будет сегодня наш интернет — урок?

Звук [м]… Какой он гласный или согласный? Звонкий или глухой?

Запомните слова со звуками [м], [м`], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Поэты».

ПОЭТЫ

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей…

– Малины! – заорал Миша.

– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

– Ну, хотя бы про этот мухомор.

– Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!

– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий…

– Айболит! – заорал медвежонок.

– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

– Откуда ты так много знаешь?

– Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.

1. Назовите слова, в которых есть звук [м] ….

2. Отгадайте загадку

Зимой спит,
Летом ульи ворошит

Произнесите это слово несколько раз. Какой звук слышите в начале слова? Чем отличается звук [м’] от звука [м]?

3. Назовите слова

с мягким звуком [м’] (мяч, мир, семь, восемь, мел, месяц)

4.Чистоговорки

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – едим эскимо.

Мы-мы мы – прочитали мы.

Ми-ми-ми – поем ноту ми.

5. И г р а   «Кто больше?»

1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [м] и заканчивается звуком [а]. (Малина, морошка.)

2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [м]. (Мак, маргаритка, мальва, ромашка.)

3. Перечислите продукты, в названии которых есть звук [м]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мука, мандарины.)

6. Доскажи словечко

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной…   (медведь)

***

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?..   (Мел)

***

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?..   (Мышка).

*   *   *

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся?..   (Мухи).

*   *   *

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и…   (музыкант).

*   *   *

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку…   (мячик)

***

Хоть на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветра с водой свежи,

Покрывают пляж…   (моржи).

*   *   *

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?..   (Май).

*   *   *

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой…   (мыли).

7. И г р а  «Доскажи фразу»

  • Конь ржет, а корова…   (мычит).
  • Собака лает, а кошка…   (мяучит).
  • Луна светит, а звезды…   (мерцают).

8.

Представляю букву — М!

 

1. Найди спрятанные буквы М. Обведи их.

2. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом. Поставь в букве точки по образцу. Найди и раскрась букву М справа.

 

3. Соедини с буквой М только те предметы, названия которых начинаются со звуков [м] [м`].

 

4. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы М справа.

 

5. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты?

 

6. И г р а  «Волшебная цепочка»

Превратите мышку в миску.

(Мышкамошка – мишка – миска.)

7. И г р а «Буква потерялась»

Найдите потерявшуюся букву.

– сква,   – инск,   – ак,   – етро,   – а – а,   – ир.

8. И г р а  «Наоборот»

Назовите слова, которые начинаются со звука [м], противоположные по смыслу данным словам,

Война – (мир),  ссориться – (мириться),  быстро – (медленно),  твердый – (мягкий),  глупый – (мудрый),  большой – (маленький).

9. И г р а  «Один – много»

Представьте данные слова во множественном числе: мост – (мосты),  музей – (музеи),  мука – (мука),  мыло – (мыло),  метро – (метро).

10. И г р а  «Полсловечка за вами»

Мак… (-ушки), маска… (-рад), мясо… (-рубка), мышь… (-як).

11. И г р а  «Подберите пару»

машина                маленький

море                     малиновый

мужчина              медленный

мяч                       мирный

мел                       мелкий

музей                   мороженое

         мясо                     музыкальный

12. И г р а  «Шесть магов»

1. м – – – а – г.

Этот придумали люди в Австралии.

2. маг – – – – – – –.

Этот и джаз, и частушки, и арии.

3. маг – – – – –.

Этот – прекрасный восточный цветок.

4. – – – – – – маг.

В этом – различных товаров поток.

5. ма – г – – – – – –.

Этот на клумбе, он мал, но красив.

6. – – маг –.

Если б не этот, вернее, не эта,

Я бы от вас не дождался ответа.

О т в е т  :  мустанг, магнитофон, магнолия, универмаг, маргаритка, бумага.

13. И г р а  «Найди слова»

14. И г р а  «Играем в прятки»

 Вопрос. А кто еще жил в доме? Внимательно прочитайте предложение. Может, увидите еще кого-нибудь.

15. И г р а  «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Молоко, мама, мыло, мороз и т. д.)

2. На наборном полотне печатается слог ма, нужно добавить еще слог (слоги), чтобы получилось целое слово. (

Ма-ма, ма-лина, ма-ки.)

3. Составьте слова, в которых один из слогов должен начинаться

с буквы «м»: ма, ти, ма, си, ма, ра, ма, ро, ма, му, ло, ла, ма, ло, мы. (Например: мама, мало, мыло, Рома, мука, рама, Сима, Тима.)

16. И г р а  «Магическая буква»

       Л

       А

А Р  ?  И Я

       П

       А

О т ве т :  армия, лампа

17. И г р а  «Хвостоглав»

Мы – малышки-коротышки.

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и хвосты.

Мель          мол          мак

О т в е т : шмель, мельница, хмель; молоко, молодец, моль, смола, молекула; макароны, гамак, макет

и т. д.

18. Читаем..

19. Пишем..

Учимся красиво писать здесь

20.

Пословицы и поговорки

1. Мир строит, а война разрушает.

2. Много снега – много хлеба.

3. Мало хотеть, надо уметь.

Словарь

  • Маркет — от английского market — рынок
  • Мастер-класс — обмена опытом
  • Мегаполис — это город, который достиг населения одного миллиона человек
  • Менеджер — специалист управленец.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Метать громы и молнии — приходить в ярость, сильно сердиться.
  • Мир тесен — о неожиданной встрече со старым знакомым.

www.klass39.ru

Согласный звук [м] и [м’]. Буква М, м

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: познакомиться со звуками [м] и [м’] и буквой, которая их обозначает.

Задачи урока:

  • учиться отличать звуки [м] и [м’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
  • формировать навыки чтения, обобщать знания о твердых парных и мягких парных согласных звуках;
  • на основе речемыслительной деятельности развивать интеллектуальные способности учащихся
  • воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, гуманности по отношению друг к другу,
  • формировать интерес к предмету,

Наглядность и оборудование.

На партах у учащихся: учебное пособие «Учимся читать» 2 ч. Карточки для составления звуковых схем, карточки-слоги, цветные карандаши, тетрадь.

Презентация урока: иллюстративный материал, задания.

Оборудование: кубики с буквами, проектор, экран, компьютер.

I. Организационный момент.

Готовность учеников к уроку.

II. Артикуляционная гимнастика.

III. Актуализация знаний учащихся

На доске две группы изображенных предметов. <Слайд 1>.

1) рот, ряд, малыш;

2) мяч, орёл, индюк.

— Назовите предметы, изображенные в первой группе.

— Назовите предметы, изображенные во второй группе.

— С помощью чего вы назвали изображенные предметы?

(- С помощью слова)

— Чем отличается предмет от слова?

— Исключите одно слово из первой группы по нескольким признакам одновременно.

(Из первой группы можно исключить слово малыш, так как в нем два слога, а в словах рот и ряд — по одному. В слове малыш пять звуков, а в словах рот и ряд — по три. Слово малыш отвечает на вопрос КТО?, а слова рот и ряд — на вопрос ЧТО?). <Клик>

— Какое слово можно исключить из второй группы?

(Из второй группы можно исключить слово мяч, так как в нем один слог, а в словах орёл и индюк - по два. Мяч — это название игрушки , слово отвечает на вопрос ЧТО?, а орёл и индюк- это названия птиц , слова отвечают на вопрос КТО?. Слово мяч начинается на согласный мягкий звук и оканчивается на согласный мягкий звук, а слова орёл и индюк начинаются с гласного звука , а оканчиваются на согласный. <Клик>

IV. Формулирование учащимися темы и цели урока

— Произнесите первые звуки исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Слово малыш начинается со звука [м], а слово мяч — со звука [м’]. Значит, тема сегодняшнего урока — «Звуки [м] и [м’] и буква, которая их обозначает»).

— Какова цель нашего урока?

(Цель урока — познакомиться со звуками [м] и [м’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м] и [м’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой).

V. Знакомство с новыми звуками <Слайд 2>.

— Произнесите слово малыш, выделяя в нем первый звук.

— Назовите первый звук. ([м]).

— Произнесите звук [м] перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

(При произнесении звука [м] губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно).

— Произнесите звук [м] еще раз, определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении? (При произнесении звука [м] воздух встречает преграду, значит, он согласный).

— Каков характер его звучания? (При его произнесении слышится голос и шум, значит, он звонкий).

— Какой звук следует за ним? (Звук [м] произносится твердо, и за ним стоит звук [у], значит, он твердый).

— Дайте короткую характеристику звука [м]. (Звук [м] согласный, звонкий, твердый). <Клик>

— Поскольку малыш очень любит играть в мяч, давайте поработаем с этим словом.

— Произнесите слово мяч, выделяя в нем первый звук.

— Назовите первый звук в слове мяч.

(Это звук [м’]).

— Произнесите звук [м’] несколько раз, дайте его характеристику, обосновывая свой ответ.

(При произнесении звука [м’] воздух встречает преграду, значит, он согласный. При произнесении звука [м’] слышится голос и шум, значит, он звонкий. Звук [м’] произносится мягко, значит, он мягкий).

— Коротко охарактеризуйте звук [м’].

(Звук [м’] согласный, звонкий, мягкий). <Клик>

— Вспомните тему урока и назовите игрушки, в которые мог бы ещё играть малыш. (Машинка, меч, мишка и т.д. )

Физминутка.

— На физкультминутке мы определим, какое имя могло быть у малыша. Если в его имени есть звук [м] или [м’], то мы киваем головой, соглашаясь; если нет нового звука- отрицаем движением головы.

Миша, Аким, Артём, Сергей, Тарас, Тимур, Максим, Данила, Семён.

VI. Знакомство с новой буквой.

— Малыш раскидал кубики с разными буквами. Давайте наведём порядок, складывая кубики в коробочку. Как только вы увидите букву на кубике, которая обозначает звуки [м] и [м’], хлопните в ладоши.

— Как называется эта буква?

(Это буква «эм»). <Клик>

— На что похожа буква М? Прочитаем стихотворения об этой букве. [1]

— Встаньте парами и изобразите букву М.

В какой квадратик ленты букв мы поместим букву М и почему? <Клик>

VII. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой

1.Чтение слогов.

— С буквой М мы познакомились. Что теперь мы можем делать?

( Мы можем читать слоги).

Давайте прочитаем малышу слоги, добавляя каждый раз по одной букве. <Слайд 3>.

2. Работа с чистоговоркой.

— Хорошо справились с заданием. А теперь научим малыша правильно и чисто произносить звуки. Прежде надо вставить в чистоговорку подходящий по содержанию слог. <Слайд 4>.

[1]

:.- дома я са: (ма-ма-ма ——-ма) <Клик>

:. — молоко ко: (му) Клик

:. — едим эски: (мо) Клик

:. — прочитали :(мы) Клик

:. — поём ноту «:» (ми)

3. Чтобы малышу не было скучно, поиграем в игру «Слоговое лото» [1]

(Каждый ученик выбирает и записывает три из предложенных слогов в пособие, учитель показывает другой слог, если получается слово, то ученик получает очко и т.д.). (Далее идет взаимопроверка).

4. Найди «лишнее» слово. [1]

— Прочитаем, какие слова у Малыша. Найдём среди них «лишнее».

мышка миска мак
мошка кошка мех

— Докажите свой ответ. <Клик>

— Что вы знаете о кошках? Каждый готовит по одному предложению, которое бы продолжило ранее услышанную мысль.

— Какие двусложные слова могут быть связаны по смыслу со словом КОШКА? (Миска — посуда, из которой кошки едят, мышка — зверёк, за которым охотятся кошки).

5. Составление звуковых схем к словам МЫШКА и МИСКА <Клик>. (Один из учеников составляет схему на доске с использованием магнитных карточек, остальные работают в тетрадях).

6. Чтение текста. [1]

Малыш тоже хочет рассказать о своих домашних питомцах. Послушаем рассказ «Мурка и Мурзик». (Слушаем хорошо читающего ученика, затем каждый шёпотом для себя).

Беседа по прочитанному.

— Кто живет в доме?

— Как зовут кошек?

— Почему Мурка лижет Мурзика?

VIII. Итог урока

— С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились?

(Мы познакомились со звуками [м] и [м’] и буквой М).

— Дайте характеристику звукам [м] и [м’].

(Звук [м] согласный, звонкий, твердый. Звук [м’] согласный, звонкий, мягкий).

Список литературы.

  1. Л.А.Ефрсинина. Учебное пособие по чтению для 1 класса «Учимся читать» 2 часть, Москва, издательство Вентана-Граф.
  2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. 1класс. Москва, гуманитарный издательский центр «Владос».

2.01.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок обучения грамоте по теме «Звуки [м], [м’] и буква М, м»

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Задачи урока:

  1. познакомить со звуками [м, м`] и буквой, которая их обозначает;
  2. учить читать слоги, слова с новой буквой;
  3. развивать речь, фонематический слух, внимание, память, познавательные интересы, положительную учебную мотивацию;
  4. воспитывать умение слушать товарища, работать в коллективе. 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по сказочному городу… «Букв» и сделаем маленькое открытие для себя.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга).

Слайд №1

А вот мы и встретились с первыми жильцами этого города. Назовите их.

(а, и, у, ы, м, к, М, о, е,л)

II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

А) Индивидуальная работа

– На какие группы их можно разделить?(гласные и согласные). Докажите. Слайд №2

– А в чем отличие букв и звуков? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.)

– Что вы заметили в группе согласных букв? (новая буква эм и она повторилась дважды: строчная и заглавная).

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема сегодняшнего урока: «Звуки [м, м`] и буква, которая их обозначает».)

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока.

познакомиться со … и буквой …

учиться читать …

III. Знакомство с новыми звуками.

– Откройте Азбуку на стр. 85.

– Задайте проблемные вопросы.

(Гласный или согласный звук [ м]; твёрдый или мягкий)

– Чтобы ответить на первый вопрос, прочитайте слияния, выделяя первый звук. Слайд №3

Игра «Доскажи словечко»

– Чтобы ответить на второй проблемный вопрос, нужно пройти по дорожке (красной, синей) и прочитать «спрятанные» слова.(мел, мак)

Слайд №4

– Произнесите слово мел, выделяя в нём первый звук. (М-м-м-ел.)

-Назовите первый звук. (Это звук [м].)

– Дайте характеристику звука [м]. (Звук [м] – согласный, звонкий, мягкий).

– Составьте схему слова.

Проверка: один ученик у доски.

– Произнесите слово мак, выделяя в нём первый звук (м- м — -ак).

– Дайте его характеристику, обосновывая свой ответ.

– Составьте схему слова.

Проверка: один ученик у доски.

Вывод: характеристика [м], [м’] ( лента памяти)

– Вот мы и ответили на проблемные вопросы.

IV. Работа над звуками.

Электронное приложение к учебнику 1 класс

Смотрим мультфильм. Найди слова со звуками [ м], [м’]

Определите место новых звуков в словах.

Физминутка.

1. Упражнения в стихотворной форме.

2. Учитель называет слова (муха, Оля, суп, мак, марка, каша, лампа, ветер, сом, ночь, машина, альбом, кошка).

– Если в слове услышали звук [м, м`], то выполнить прыжок.

Скороговорка

Мимо маленькой Маринки пробежал медведь с малинкой Слайд №5

V. Знакомство с новой буквой.

– Звуки на письме обозначаются буквами.

На что похожа буква М?

Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Найди и обведи букву М Слайд №6

Приложение 1

1. Работа с учебником.

1 группа 2 группа
Чтение слов в учебнике с.85 Чтение текста на с.84

Назовите слово, которое написано с заглавной буквы.(Москва) Почему?

Что такое Москва? (Столица нашей Родины)

Рассказ учителя.

Правильно, дети, Москва – столица нашей Родины. На картинке мы видим главную площадь страны. Кто знает, как она называется? На этой площади проходит парад. На первом плане мы видим собор Василия Блаженного, а там дальше на площади стоит здание Исторического музея. Красная площадь располагается у стен Кремля, на одной из башен которого находятся главные часы нашей страны: Кремлевские куранты. Их бой мы с вами всегда слышим в Новый год, и каждый день в 6часов утра и 12 часов ночи.

В Кремле много Соборов, а также находится правительство нашей страны.

Россияне были всегда за мир. Как вы думаете почему?

Правильно, война все разрушает, а мир строит.

Много раз на нашу страну нападали враги, но всегда получали отпор.

Кто сеет мир, пожнет счастье.

2. Работа в парах.

Раскрась бусы (синий, зелёный цвет)

Приложение 2

Проверка:Ученик называет цвет, учащиеся выполняют хлопок. Если согласны с ним

Физминутка.

  1. Упражнения в стихотворной форме.
  2. Взявшись, за руки мы встали
    И нам М похожи стали.
  3. На ладошке (на спине товарища) пальчиком написать букву М.

VI. Творческое задание.

– На что ещё похожа буква М?

Согнуть букву из проволоки. Составить букву из счетных палочек, из бумаги, из листьев, ракушек из пластилина т.д.(по выбору).

VII. Подведение итогов урока.

Тихо все на месте сядем

И закроем глазки.

Вспомним, всё, что повторяли.

Какое «открытие» мы сделали на уроке?

(Мы познакомились с буквой М, узнали, что она обозначает согласный, звонкий звук, который может быть мягким или твердым)

– Вам понравилось делать открытия?

Кто доволен своей работой, поднимите руку.

– Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо всем за работу

Презентация

20.06.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект занятия по грамоте Звук [М], буква [М]

24 Ноя 2010 Автор Ekaterina

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие  тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет грибы.

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

Гном, дом, альбом.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

II. Основная часть

2. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

– А какие еще звуки вы уже знаете?

– Какие они?

– Почему их называют гласными?

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

3. «Определи место звука в слове»

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, гном, муха.

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Раз, два, три, четыре, пять!                           «Шагают»  пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,                      Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел,                      начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Знакомство с буквой «М»

Работа в тетрадях Коноваленко.

– Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

– Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

6. Упражнение «Сосчитай и назови»

– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

ИМ             АМ             УМ

– Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

7. Упражнение «Сложи из кубиков»

– Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.

8. Чтение слогов в тетрадях.

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

9. Игра «Один – много»

Гриб – грибы,                        лисичка – лисички

Мухомор – мухоморы,           опенок – опята,

Сыроежка – сыроежки,       боровик – боровики.

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «М».

11. Игра «Четвертый лишний»

– Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.

Мухомор, опенок, лисичка, боровик;

Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;

Лисичка, малина, поганка, волнушка.

12. Выкладывание буквы «М» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

-Какой это звук?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Логопедия для Всех

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте «Логопедия для Всех» Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.
Предыдущий материал из рубрики —
Конспекты логопедических занятий:



www.logolife.ru

«Звуки М, МЬ и буква М»

Конспект занятия по обучению грамоте

Звуки М-МЬ. Буква М” в подготовительной группе

Тема: звуки М-МЬ. Буква М.

 Цели:

Коррекционно-образовательные : учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля, читать и прямые и обратные слоги;

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— расширять и уточнять словарь.

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Материал: зеркала по количеству детей, символы звуков, картинки со звуками М, Мь, конверты -2 шт., сини и зелёные фишки по количеству детей, мячик

Ход занятия

Вводная часть

 Ребята, сегодня почтальон принёс к нам в детский сад 2 письма. А от кого они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:

Очень любит сыр и крошки. 
Это кошка? Нет, не кошка. 
Сбила хвостиком яичко. 
Это птичка? Нет, не птичка. 
Карандаш грызет и книжки. 
Догадались? Это … (мышка)

А теперь вторая загадка:

Малину любит, любит мед, 
Зимою лапу лишь сосет. 
К весне он хочет похудеть. 
В своей берлоге спит …(медведь). Молодцы!

Молодцы! Вы быстро отгадали кто прислал нам письма. А что написали нам Мышка и Мишка мы узнаем чуть позже.

Основная часть

– Какие звуки мы слышим вначале в словах Мышка и Мишка?

— Правильно, сегодня на занятии мы будем работать со звуками М, Мь.

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.

Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

Звук М какой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются) — на доске выкладываем символы.

— У звука М есть братик звук Мь. Давайте произнесём его.

— Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета) в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются) — на доске выкладываем символы.

Развитие фонематического слуха. Игра “Сигнальщики”

Логопед произносит звуки, слоги и слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.

Звуковой анализ слогов МЫ и МИ

—  Назовите первый звук в слове МЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово МИ). Молодцы!

Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.

Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах. Дидактическая игра с мячом “Наоборот”.

Логопед бросает мяч ребенку, и произносит слог МА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит МЯ.

МА — …(м я) АМ — …(амь) Мо — …(м ё) ОМ — … (омь)

М у — …(мю) УМ — …(умь) Мы -…(ми) ЫМ — …(ымь)

Мэ -… (ме) ЭМ — …(эмь). – Поиграем в игру: «Доскажи словечко»: МА – малина, машина, …… ,МО – молоко, моль, ……. И т.д.

— Сегодня у наших друзей Маши и Миши день рождение, давайте мы их поздравим и подарим им подарки ( картинки).

 

Знакомство с буквой “М”

Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М”: — Палочка и палочка, между ними галочка. И понятно сразу всем, получилась буква М.

“- Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали” (двое детей изображают букву М), а остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем изображают её с помощью кистей рук.

— Давайте теперь заселим букву М в домик и прочитаем слоговые ряды: МА, МО, МУ, МЫ, МИ.

Знакомство с крылатыми выражениями:

а) медвежья услуга – услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;

б) махнуть рукой – перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо;

в) мутить воду – специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху.

— А теперь давайте посмотрим что же нам прислали Мышка и Мишка?

Мышка (лабиринт) Задание: пройти по лабиринту и добыть сыр.

Мишка с помощью цветных карандашей сделать звуковой анализ слов: МЁД, МАЛИНА.

Итоги

— Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня.

— Какие звуки мы с вами изучали? — Что было самым интересным на занятии? — Что было самым трудным?

infourok.ru

Согласные звуки [м],[м’], буквы М, м

Жили-были два мышонка Миша и Мыша. Они очень похожи друг на друга, и все их постоянно путают. Даже имена у них похожи.

И сегодня вместе с мышатами мы будем знакомиться с большой буквой М и маленькой буквой м. Итак, начнём.

Вот мышонок Миша. Имя у него начинается со звука [м’], а это Мыша, имя у него начинается со звука [м]. Эти звуки на письме обозначаются большими буквами М. А ещё звуки [м’] и [м] могут обозначаться маленькими буквами м. Например в словах медведь и малина. Причём в слове медведь буква м обозначает мягкий звук [м’], а в слове малина буква м обозначает твёрдый звук [м]. И мы уже знаем, что все звуки обозначаются в квадратных скобках, а к мягкому звуку добавляется значок, похожий на запятую, который показывает, что этот звук мягкий.

А ещё мы помним, что буквы мы видим и пишем, а звуки говорим и слышим.

Звуки [м] и [м’] – это согласные звуки. И когда мы их произносим, то во рту возникает преграда, наши губы мешают свободно произносить эти звуки.

Все согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Большая буква М и маленькая буква м тоже могут обозначать твёрдые и мягкие звуки.

А чтобы лучше запомнить эти звуки, мы сейчас поиграем в одну интересную игру. Я буду читать вам стихотворение, а вы, мышки, должны будете услышать и назвать слова, в которых есть звуки [м] и [м’]. Причём Мыша будет называть слова, в которых есть твёрдые звуки [м], а Миша будет называть слова, в которых есть мягкие звуки [м’].

Я решил сварить компот.

─ Я услышал, в слове компот есть твёрдый звук [м].

─ Молодец. Я сейчас повторю первую строчку и буду читать дальше.

Я решил сворить компот

На Митин день рожденья.

─ Я тоже услышал. В слове Митин есть мягкий звук [м’].

─ Молодец. Итак, читаю дальше.

Я решил сварить компот

На Митин день рожденья

Взял изюм, орехи, мёд.

─ Я услышал твёрдый звук [м] в слове изюм.

─ А я услышал мягкий звук [м’] в слове мёд.

─ Ой, какие вы молодцы. Читаю дальше, только повторю последнюю строчку.

Взял изюм, орехи, мед

И стакан варенья.

Две морковки, лук, банан, мясо и соли стакан.

─ Я услышал в слове морковки твёрдый согласный [м], а я услышал в слове мясо мягкий согласный [м’].

─ Хорошо. Читаю дальше.

Положил я все в кастрюлю

И сухарь добавил.

Все кипело, пар клубился…

Наконец компот сварился.

Ну, кто хочет попробовать.

─ Я что-то не очень хочу.

─ Какой-то странный рецепт у этого компота, я тоже, пожалуй, откажусь.

Ну, раз никто не хочет компот, тогда давайте дальше изучать звуки и буквы.

Мы помним, что все согласные звуки могут звучать звонко или глухо. Вот послушайте, как звонко звучат звуки [м] и [м’]. Эти звуки могут быть только звонкими.

А теперь давайте посмотрим, как пишутся эти буквы. Буква М может быть большой (её называют заглавной) и маленькой (её называют строчной). Большая буква всегда больше чем маленькая, а маленькая буква всегда меньше, чем большая.

─ А можно мы тоже попробуем написать буквы.

─ Конечно можно. Ваша помощь мне сейчас как раз пригодиться. Вот кто-то пошутил и стер наполовину все буквы. Помогите, пожалуйста, их восстановить.

─ Мыша, допиши недостающие элементы большой буквы М и маленькой буквы м.

─ Я тоже хочу дописать буквы.

─ А ты, Миша, будешь дописывать буквы, которые могут обозначать мягкие звуки [м’].

Итак, буквы мы научились писать, а теперь вспомним, в каких же случаях пишутся эти буквы. Если кому-то или чему-то даются имена, то эти имена пишутся с большой буквы. Например: кошка Марошка, кукла Марина, девочка Мальвина. С большой буквы пишутся фамилии и отчества людей, название городов, рек, озёр и деревень. Например, город Москва. А с маленькой буквы могут писаться многие другие слова. Например: мел и мяч.

А ещё с большой буквы пишутся слова в начале предложения. Например, в скороговорке:

Мёд в лесу медведь нашёл.

Мало мёду, но много пчёл.

А теперь мы вспомним, что такое слог. Слог – это часть или кусочек слова. Сначала мы учимся читать по слогам, потом слоги соединяем в слова, слова в предложения, а из предложений, связанных по смыслу, получается текст или стихотворение. Например:

Мама спит, она устала… 
Ну и я играть не стала! 
Я волчка не завожу, 
А уселась и сижу.

А давайте теперь соединим букву М с другой буквой. Например, с буквой А. Получится слог – ма. А если два раза соединить, то будет мама.

Букву м можно соединить и с другими буквами. Например: мо, му, мы, ми, ме. У нас получились маленькие кусочки слова или слоги.

Ну вот мы и познакомились с твёрдым звуком [м] и мягким звуком [м’], которые на письме обозначаются большой буквой М и маленькой буквой м.

videouroki.net

Звук и буква «М»

Тема. Звуки [м], [м’] и буква их обозначающая

Цель: познакомить детей со звуками [м], [м’], буквой М.

Задачи:

Обучать детей чётко произносить и давать характеристику звукам М,МЬ.

Закреплять понятие «согласный звук». Развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, мелкую моторику, внимание.

Формировать умение аргументировать своё высказывание.

Ход урока.

Орг.м.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

II. Повторение изученного материала.

А какой урок у нас начинается?

Правильно, урок обучения грамоте.

Проверьте, всё ли вы приготовили?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Молодцы! Ребята, что вы делаете каждое утро, когда встаёте? (зарядку)

А зачем нужно делать зарядку?

Вот и я вам предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Зарядку для голоса и язычка.

А сделаем мы эту зарядку, чтобы подготовиться к чтению.

Повторяем за мною скороговорку сначала тихо и медленно, затем громче и быстрее.

Не жалела мама мыла
Мама Милу мылом мыла
Мила мыла не любила
Мыло Мила уронила.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика .

«Надуем мыльный пузырь» — отработка длинного выдоха

Заборчик – Трубочка

Лопаточка – Иголочка

Лошадка

Грибок

III. Постановка темы и цели урока.

На доске две группы предметов ( картинки)

Береза, рябина, дом.

Кот, жук, медведь.

Назовите предметы, изображенные в 1 группе.

Назовите “лишнее” слово. Почему? (дом – 1 слог, 3 звука, на согл.оканчивается)

Назовите предметы, изображенные во 2 группе.

Назовите “лишнее” слово. Почему? (медведь – 2 слога, звуков больше)

Произнесём хором слово “дом”.

Назовите последний звук. ([м])

Произнесём хором слово “медведь”.

С какого звука оно начинается? ([м’])

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (звуки [м], [м’] и буква их обозначающая)

Кто скажет, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, т.е. цели нашего урока, кто сможет сформулировать? (познакомимся со звуками [м], [м’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м], [м’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой)

IV. Изучение нового материала.

а) работа с новым звуком.

Произнесем хором звук [м].

Как располагаются органы речи (губы, зубы, язык) при его произнесении? (губы сжимаются, не растягиваясь в стороны; зубы не касаются друг друга; язык лежит свободно)

Воздух при произнесении встречает преграду или свободно проходит? (встречает)

Какую? (губы сжимаются)

Раз воздух встречает преграду, значит звук [м] согласный или гласный?

При произнесении мы слышим шум или голос и шум?

Значит, этот звук звонкий или глухой?

Твёрдый или мягкий?

Кто даст полную характеристику звуку [м]? (согласный, звонкий, твёрдый)

Назовите первый звук в слове “медведь”.

Произнесем хором звук [м’].

Кто даст полную характеристику звуку [м’]? (согласный, звонкий, мягкий)

Кто знает как называется буква, которая обозначает звуки [м], [м’] ? (буква эм)

б) знакомство с новой буквой.

На что похожа буква М.

Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М.

Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться,
Можно всем!

Напоминают зубцы Кремлёвской стены.

Взялись за руки друзья
И сказали: “Ты да я-
Это мы”
А между тем
Получилась буква М.

Физминутка.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом,
Мы топаем ногами,
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

А теперь я называю слова, если в них есть звук [м] или [м’], то вы делаете низкий наклон. Если нет таких звуков, то прячетесь за стул.(стулья у всех задвинуты)

Мотылёк, носорог, мошкара, тигр, муравьи, лев, шмель, волк, моль, муха, мышка.

А теперь сель на свои места, как мышки тихо-тихо.

С какой буквой мы познакомились?

Что теперь мы можем делать? (читать слоги, слова)

в) чтение слогов.

Придумайте слова, в которых встречается слияние МА, МО, …. (мама, маска, мак, масло, Москва, молоко, мороз, мыло, мышь, муха, мир, метро, метр, мех…)

Читаем слоги наоборот. (УМ, АМ, …)

г) Чтение слов (на доске напечатаны)

мама   строили

метро   строители

мир   слово

Москва   слова

Почему слово “Москва напечатано с большой буквы?

Поиграем в игру “Доскажи словечко”. Слова-отгадки печатаем в тетради для печатания.

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? … (мел)

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? … (мышка)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

V. Закрепление изученного

VI. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке мне понравилось…..

Сегодня на уроке мне было интересно….

Сегодня на уроке меня удивило….

Сегодня на уроке мне не понравилось….

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *