cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Значение фамилии скалозуб в горе от ума – Говорящие фамилии в комедии «Горе от ума» Грибоедова

Содержание

Говорящие фамилии в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Говорящие фамилии в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума»

«Горе от ума» – это действительно новаторское произведение, поскольку это первая русская реалистическая пьеса, автор получает возможность сделать ее более глубокой по содержанию, по охватываемым вопросам, чем могли себе позволить авторы традиционных классицистических комедий.


В «Горе от ума» соединяются классицизм, реализм и романтизм, обогащая друг друга, раскрывая друг друга по-новому. Новое звучание приобретают и говорящие фамилии в «Горе от ума».

Проанализируем фамилию героя, в доме которого разворачиваются все действия комедии – Фамусова, главного оппонента Чацкого.

Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном доме, уважаемый в Москве человек. Он представитель «века минувшего» – консервативного дворянства, которое привыкло оценивать людей по их материальному благосостоянию, по наличию полезных связей в свете. Личность человека не представляет для фамусовского общества никакого интереса, если этот человек не имеет высокого чина.

Мнение света – единственное, о чем печется Павел Афанасьевич. Эта черта и вынесена в фамилию героя, ведь Фамусов – производное от латинского «fama» – молва. Недаром финальной фразой этого героя стало полное горечи восклицание: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Фамилия Алексея Молчалина является одной из самых простых для понимания фамилий в произведении «Горе от ума». Она подчеркивает склонность этого героя поступать согласно примеру старшего поколения: прислушиваться к мнению света, выслуживаться перед вышестоящими людьми.

Фамилия Молчалин отражает главный жизненный принцип этого героя: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «Ведь надобно зависть от других (…) В чинах мы небольших». «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», — говорит о Молчалине Чацкий. Несмотря на всю свою мелочность и безвольность, он всё-таки очень хитёр.


Также Молчалин существует по жалкому и ничтожному наказу отца: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была». Более сложным представляется анализ фамилии главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Известно, что первоначально его фамилия звучала несколько иначе – Чадский.

Можно предположить ее восхождение к слову «чад» — нездоровая, разлагающаяся обстановка. Побывав за границей, спустя три года герой оказывается в доме, где он воспитывался, но понимает, что здесь ему не рады. Его удивляет холодность и равнодушие, с которыми его встречает Софья, его возлюбленная. Он не может принять законы, по которым живет дворянское общество, потому что они расходятся с его нравственными установками.

Его побаивается свет, ведь Чацкий – сторонник Просвещения, обладатель незаурядного ума, который может нарушить привычный уклад жизни консервативного дворянства. Именно поэтому свет объявляет своего противника сумасшедшим, ведь обличительных речей безумного Чацкого не стоит опасаться.

В отличие от других главных героев произведения он единственный, кто честно и верно живёт по правилу «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Герой вынужден находиться в «чаду» собственных переживаний, нападок общества, непонимания.Говорящими фамилиями наделены и второстепенные персонажи пьесы. Скалозуб — «скалить зубы», остряк.

На вечере в доме Фамусова нам встретятся Тугоуховские — тугие на ухо, Хлёстовы — от «хлесткий»,Хрюмины — от «хрюшки», «свиньи». Даже фамилия Репетилова, появляющегося лишь в четвертом действии, несет высокую смысловую нагрузку. Она произошла от французского слова «repeto» – повторяю. Репетилов – отражение Чацкого в кривом зеркале, его карикатурный двойник. Он не имеет собственного мнения, а лишь повторяет слова и мысли, услышанные в обществе, в том числе и мысли Чацкого.

Таким образом, значение фамилий в «Горе от ума» велико для понимания проблематики комедии. Фамилии героев в пьесе «Горе от ума» несут на себе более серьезную смысловую нагрузку, нежели говорящие фамилии в традиционной комедии классицизма.

Мои методы исследования: видеоопрос и листы опроса обучающихся 8-9 классов МБОУ «Харинская ООШ»

В соответствии с поставленными задачами и актуальностью данной работы был проведён письменный опрос среди учащихся 8 класса и видеоопрос в 9 классе.

В письменном опросе приняло участие 20 учеников 8 класса. Из которых 90% дали положительный ответ, и лишь 10 % не поняли, что означает данный художественный термин.

Далее мной был проведён видеоопрос среди учащихся 9 класса. В данном опросе приняло участие 8 человек. Каждому ученику был задан вопрос ,знают ли они художественный термин «говорящие» фамилии ,и просьба привести пример «говорящих» фамилий из произведений, которые были прочитаны в 8-ом и 9-ом классе.

100% учащихся имеют представление о таком термине ,как «

говорящие» фамилии и каждый смог привести пример из произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль», либо же А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Заключение


Итак, на примерах этих говорящих фамилий, данных автором действующим лицам, можно сделать вывод, что они, безусловно, помогают понять личность героя как положительного, так и отрицательного

Таким образом, значение фамилий в «Горе от ума» велико для понимания проблематики комедии. Фамилии героев в пьесе «Горе от ума» несут на себе более серьезную смысловую нагрузку, нежели говорящие фамилии в традиционной комедии классицизма. Писатели классицисты умело оперирует приёмом «говорящие» фамилии. С их помощью они высмеивают помещиков, более точно изображает их нрав, детально характеризует их личность.

В соответствии с целью и задачами, поставленными мной, я рассмотрела и проанализировала использование «говорящих» фамилий, постаралась раскрыть их значение и значимость в произведении.

Итак, имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы. Я доказала верность гипотезы, что говорящие фамилии — это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.

Считаю, что мой проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Для написания данной работы были использованы ресурсы сети Интернет

Приложение


Перейти к содержанию
Исследовательской работы «Говорящие фамилии в произведениях Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума»»

obuchonok.ru

Говорящие фамилии в «Горе от ума» как ключ к пониманию комедии

Зачем нужны говорящие фамилии в «Горе от ума? Почему, собственно, они называются говорящими? Какую роль играют в произведении? Чтобы ответить на эти вопросы, придется окунуться в историю литературы.

Несколько слов о стилистической роли говорящих фамилий

При чтении некоторых книг порой возникает вопрос: «Если произведение — художественное, придуманное автором, значит, и фамилии в нем придуманные?»

Конечно, это так. Однако мастера пера всегда тонко чувствовали, насколько важны для развития сюжета имена-характеристики.

С одной стороны, они служат средством некоторой типизации, обозначая принадлежность персонажа к определенной общности или его сущность.

С другой — такой литературный прием позволяет уже с первых страниц понять отношение автора к своему герою, создать собственное изначальное впечатление. Действительно, вряд ли кому-то придет в голову, что литературный персонаж с фамилией Хрюмина или, скажем, Скалозуб может быть положительным.

Грибоедов не первый, кто придумал говорящие фамилии. В «Горе от ума» их много, но дело в том, что этот литературный прием с успехом использовали почти все писатели. У Гоголя это Ляпкин-Тяпкин (судья), у Чехова — унтер Пришибеев, у Фонвизина — Вральман.

Три типа фамилий и образы комедии «Горе от ума»

Сделать предположения о характере и образе некоторых грибоедовских персонажей можно сражу же после прочтения списка действующих лиц. О ком говорят, что он «скалит зубы»? Каким может быть человек по фамилии Тугоуховский?

После прочтения пьесы становится ясно, что говорящие фамилии в «Горе от ума» не относятся к какой-то одной категории. Они очень разные.

  • Часть фамилий напрямую сообщат о конкретной черте человека. Явные представители этой группы — Молчалин и Тугоуховский. Если бы сегодня, как во времена Грибоедова, вторым языком светского общества был французский, то многие бы без подсказок заметили очевидное: к этой же группе относятся фамилии Репетилов и Фамусов. Однако об этом чуть позже.
  • Значение фамилий «Горе от ума» во второй группе не столь очевидно. Чтобы понять роль таких имен собственных, необходимы знание русской истории и литературы и умение проводить ассоциации.
  • В третьей группе находятся фамилии, явно выражающие оценку.

Используя такие приемы, Грибоедов сумел нарисовать объективную картину современного ему общества, к которому принадлежат люди разных сословий, характеров, убеждений.

Зачем Грибоедов использует говорящие фамилии?

Фамилии, которые дают оценочную характеристику персонажей, давно использовала русская литература.

«Горе от ума» — это дань существующей издавна традиции. Однако в отличие от произведений, например, Фонвизина, такие фамилии в «Горе от ума» не прямолинейны. Они не просто указывают на черту личности или характера, но заставляют задумываться. Чтобы понять, что обозначает фамилия Фамусов, необходимо знать языки. Ведь она произошла от латинского слова «молва», по-нашему — сплетня. А если рассмотреть английские корни, то станет ясно, что famous — это знаменитый. Известный в городе сплетник? Вот и ассоциация, вот и литературный образ.

То же касается Репетилова. Его фамилия произошла от французского слова «повторять». А чем занимается Репетилов в пьесе?

Если у этих персонажей автор отметил проблемы с говорением, то у других явно присутствуют трудности со слушанием. Тугоуховский всегда ходит с трубкой. Он не хочет или не может слышать? А ведь его семья носит такую же фамилию. Вот вам и проблемы общения в обществе. Именно об этом и писал Грибоедов в пьесе.

Есть в произведении персонажи и с более простыми и такими понятными для русского слуха фамилиями. Это Хлестова, Хрюмина, Загорецкий, Скалозуб. Они несут в себе оценку действующих лиц. Хотя, если посмотреть с точки зрения общения, скалить зубы и хлестать (в прямом и переносном смысле) тоже не очень полезно.

Ассоциативная фамилия

Понять, что обозначает фамилия Чацкий, довольно сложно, для этого нужно обладать широким кругозором. Грибоедов вложил в слово несколько значений.

Прежде всего, это аналогия с именем собственным Чаадаев. Фамилию известного поэта часто произносили с одной «а». В черновиках автор даже сначала назвал своего героя «Чадским». Чем известен Чаадаев, знает, наверное, каждый. И тем не менее уделим этому вопросу немного внимания.

В переводе с греческого фамилия Андрея Андреевича означает «мужественный», а имя — «храбрый».

Корень «чад» переводится как «развеивающий иллюзии».

Окончание фамилии указывает на принадлежность к дворянскому роду.

Вот так из деталей и ассоциаций складывается образ Чацкого: мужественного и храброго дворянина, здраво смотрящего на жизнь, развеивающего бытующие в обществе иллюзии. Он не боится строить новое общество. Ему тесно среди Молчалиных, Тугоуховских и Скалозубов. Так фамилия не только помогает обозначить характер героя, но и определяет роль Чацкого в художественной логике и идейном содержании комедии.

Значение фамилий для понимания произведения

Так зачем же Грибоедов использовал говорящие фамилии в «Горе от ума»? С их помощью он не просто подчеркнул положительные и отрицательные качества персонажей, но создал целую систему образов, типизировал и индивидуализировал каждое её звено. В результате фамилии эти послужили ключом к пониманию всей комедии. Ведь рассказывает она о том, как не умеют и не хотят общаться между собой представители разных социальных слоев, возрастов, характеров.

fb.ru

Говорящие фамилии в комедии Горе от ума сочинение

Как говорил барон Врунгель в известном детском мультфильме: « Как назовёшь корабль, так он и поплывёт». Грибоедов в своей комедии не случайно многим героям дал фамилии, которые кратко, но метко характеризуют героев. Это один из приёмов комического жанра. Как он их назвал, так они и «поплыли» по страницам комедии. Все эти фамилии неприятны, некоторые режут слух. Например, Тугоуховский действительно плохо слышит, носит слуховой аппарат.

Молчалин — немногословен, Скалозуб — «скалит зубы», ржёт по делу и без него, старый служака времён прусской военной школы. Фамусов известный в Москве человек. Его фамилия происходит от английского слова «famous» — известный. А в переводе с латинского как «молва». Он действительно переживает, что о нём скажут люди.  Имя, отчество Павел Афанасьевич вместе переводится как «бессмертный». Этот человеческий тип был, есть и будет. Персонаж с фамилией Репетилов всё время повторяет за всеми, как попугай. Его фамилия переводится с латинского языка, как «повторять».

Молчалин Алексей Степанович. Дословный перевод «помощник, бегающий по кольцу», причём, вечный помощник и не подняться ему выше этого звания. Он считает, что в его возрасте не положено иметь своего мнения.

Дочка Фамусова Софья Павловна предпочла умному Чацкому дурака Молчалина. Она вроде как на его стороне, но в результате оказывается его злейшим врагом. Имя и отчество переводятся, как «маломудрая», и сразу всё становится с ней понятно.

Интересно происхождение фамилии главного героя Чацкого. В ней угадывается другая знаменитая в то время фамилия, Чаадаев. По имени-отчеству он Александр Андреевич, что в переводе с греческого означает « мужественный защитник». Становится понятно, почему он так храбро отстаивает свою точку зрения, но вынужден отступить перед превосходящими силами старого века. Устами Чацкого говорит сам Грибоедов.

«Говорящие» фамилии не только выделяют один из аспектов характера героя, но и отсылают к теме общения между людьми. Ведь эта комедия именно о проблемах общения, где люди не слышат и не понимают друг друга.

Говорящие фамилии сочинение рассуждение

Произведение Александра Сергеевича Грибоедова было написано в удивительнейшее время. Это период, когда в литературе еще сильны традиции классицизма, но и уже появляются веяния, относящиеся к реализму.

Александр Сергеевич в своем тексте показал принципиально новые позиции в создании художественного текста.

Он мастерски сочетает в пьесе проявления и реализма, и классицизма, и романтизма. От классицистического текста остаются говорящие фамилии, но и они приобретают совершенно иное значение.

Итак, проанализируем, что же принципиально нового вносит Александр Сергеевич в свой текст, а что оставляет неизменным. Для чего он это делает?

Для начала вспомним, что во всех произведениях, написанных в русле классицизма, должно быть заложено так называемое правило трех единств. Автор комедии «Горе от ума» отказывается от подобного принципа. Он оставляет единство места и единство времени. А также вводит два конфликта в канву пьесы. Но, если не обращать пристального внимания на названные детали, можно сказать, что пьеса эта классицистическая с некоторой примесью реализма.

Н все-таки нас интересуют признаки классицизма в представленном тексте, поэтому обратимся к фамилиям персонажей.

Итак, первая фамилия – это Фамусов. Что же это за человек? Это представитель прошлого века с их несколько искаженными взглядами на мир и жизнь.

Для него самое главное: «А что про меня скажут другие?». Это и старается подчеркнуть автор, наделяя своего героя такой фамилией. Если углубиться в ее значение, то достаточно просто выяснить, что «fama» в переводе на русский означает разговоры, слова, сплетни. Он и полностью соответствует своей фамилии.

Следующий персонаж – это Молчалин. В этом случае даже к иностранным языкам не надо обращаться. Здесь автор преподносит все предельно прозрачно. Молчалин – это тот, кто молчит, то есть не говорит своего мнения по какому-либо вопросу.

Еще одна интересная фамилия – это фамилия Чацкий. Известно, что в первоначальной редакции произведения она звучала как Чадский. Может быть, Грибоедов хотел связать ее со словом «чад»? Чад, по мнению автора, — это мысли и воззрения Александра Андреевича. Возможно, по этой причине его объявили в финале произведения ума лишенным.

Также в литературоведении бытует мнение, что фамилия Чацкий связана с фамилией Чаадаева. Тогда истоки героя пьесы стоит искать в движении декабристов и восстании на Сенатской площади.

Кроме главных действующих лиц присутствуют также и второстепенные литературные персонажи. Их фамилии тоже говорят сами за себя.

Приведем примеры. Тугоуховские испытывают проблемы со слухом. Они не хотят слышать того, что им не надо. Репетиловы восходят к французским корням. Значение повтора. Даже складывается мнение, что Репетилов – это отражение в кривом зеркале Чацкого.

Подводя итог, приходим к выводу, что Грибоедов намеренно использует говорящие фамилии, для того, чтобы читатель или зритель более полно и глубоко «вошел» в поблемы, поднимающиеся в комедии.

Говорящие фамилии Сейчас читают:
  • Сочинение Повесть о настоящем человеке

    Сегодня хочется поговорить о людях. А точнее, о настоящих людях. Кто он такой, каков он, настоящий человек? В условиях современной действительности, в условиях экономической и политической ситуации в стране,

  • Сочинение на тему Описание одежды или костюма 6 класс

    Описание костюма врача и клоуна с картинками. Когда приходишь на приём в поликлинику, то обязательно встречаешь человека замечательной профессии, врача.

  • Образ и Характеристика Веры в романе Герой нашего времени сочинение

    Главным героем повести является женщина, которой имя Вера. Ранее она была во взаимоотношениях с Печориным. Что касается характера, мы можем узнать из слов доктора Вернера, который очень хорошо отзывался о ней, но только она была больна.

  • Сочинение Энгельс — мой город

    На извилистом берегу реки Волги раскинулся замечательный город, крупный центр Саратовского Заволжья — город Энгельс. Через территорию города проходят железнодорожные магистрали и автомобильные трассы.

  • Образ и Характеристика Правдина в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» выполнена в основных традициях классицизма, поэтому в нем присутствует четкое деление персонажей на отрицательных и положительных. Все они статичны, т.е. наделены определенными чертами характера

  • Семья Мелеховых в романе Тихий Дон сочинение

    В этом удивительном романе, который показывает все сложности жизни казачества в различные эпохи, читатель сможет открыть для себя огромное множество удивительных вещей, которые происходили в те суровые и прекрасные времена, так как мастер сумел полностью

uchim-klass.ru

как объяснить все фамилии в камедии «Горе от ума»?

Фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский» . Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а» : Молчалин – скрытен и подчёркнуто немногословен. Скалозуб к месту и не к месту острит и хохочет – «скалит зубы» . Фамилия Павла Афанасьевича Фамусова соотнесена с латинским словом «молва» . Таким образом автор подчёркивает одну из важнейших черт этого героя: его зависимость от молвы и страсть разносить слухи» . К этому можно добавить, что фамилия Фамусов вполне соотносится и с английским famous, то есть «известный, знаменитый» , что не менее важно в характеристике «московского туза» . Кроме того, необходимо отметить, что классифицировать имена грибоедовских героев можно и с той точки зрения, насколько просты они или усложнены. Действительно, Тугоуховские и Скалозуб расшифровываются достаточно просто . То же можно сказать и о Молчалине. Однако в той же степени, как не прост этот персонаж, сложны для расшифровки его фамилия, имя и отчество. Ведь Алексей в переводе с греческого значит «защитник» . Да и жизненный опыт показывает, что, как правило, Алексеи – покладистые, смирные люди. «Слабохарактерный добряк» , – так характеризует это имя С. Д. Довлатов в книге «Наши» . Отчество же Алексея Молчалина указывает на его незнатное происхождение. Тверской обыватель Степан Молчалин – это вам не московский туз Павел Афанасьевич Фамусов. Не менее сложно «выстроено» имя главного героя «Горя от ума» Александра Андреевича Чацкого. Собственно имя этого персонажа в переводе с греческого значит «мужественная защита» , а в паре с отчеством Андреевич – то есть сын «мужественного, храброго» — составляется весьма примечательный «букет» . Надо ли удивляться темпераменту, мужеству Чацкого и его умению отстаивать свои мнения? ! Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что этот «рыцарь без страха и упрёка» — потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские. . Особого разговора заслуживают также имена Платона Михайловича Горичева, Софии Павловны Фамусовой. Обратим внимание и на то, как много в комедии имён и отчеств типа Сергей Сергеевич, Антон Антонович, Фома Фомич. Полагаем, это ещё один способ подчеркнуть, что предрассудки и нравы «века минувшего» преспокойно перекочёвывают в век 19. то же до «смешенья языков: французского с нижегородским» , то оно присутствует и в фамилии, как уже было отмечено, Фамусов (famous), и в фамилии Репетилов, которая образована от французского repeater, то есть повторять. Итак, с какой же целью использует Грибоедов «говорящие» фамилии? Это не только дань господствующему на русской сцене классицизму, не только жанровая особенность комедии, но и яркая характеристика персонажа. И если имя собственное производится из нарицательного («Простаковы» от «простак» , «Скотинины» от «скотина») , прямо и однозначно указывая на главную и единственную черту характера, то фамилии героев «Горя от ума» тоже часто ««говорящие» , но функция их иная, чем в классицизме: в фамилиях задан определенный круг ассоциаций, который в целом не упрощает, а наоборот, осложняет понимание характера, выявляя в нем новую грань. Такие имена, как Молчалин, не только сохраняют в себе первоначальное значение («молчать») , но и сами по себе являются потенциальными нарицательными именами: эта возможность реализуется уже в тексте: («Молчалины блаженствуют на свете!» ; «В нем Загорецкий не умрет!») , а впоследствии в статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний» , где говорится, например, о «Чацких» во множественном числе. Мы можем рассматривать «молчалинство» как социальный и культурный феномен. (Фамусов от лат. – «молва» ; Репетилов от франц. – повторять; Скалозуб – «скалить зубы» ; и «слушание» (Тугоуховские) , «молчание» (Молчалин)

<a rel=»nofollow» href=»http://www.bestreferat.ru/referat-113894.html» target=»_blank» >Н. М. Азарова совершенно справедливо относит «принцип «говорящих» фамилий к влиянию классицизма, разделяя их на три типа: 1) собственно говорящие, «которые сообщают об одной важной черте героя» (Фамусов, Тугоуховский, Репетилов, Молчалин) ; 2) оценивающие фамилии: Скалозуб, Хрюмина, Загорецкий, Хлёстова; 3) ассоциативные – Чацкий, указывающая на прототипа главного героя драмы. </a>

touch.otvet.mail.ru

Говорящие фамилии в «Горе от ума» как ключ к пониманию комедии — Полезная информация для всех

Зачем нужны говорящие фамилии в «Горе от ума? Почему, собственно, они называются говорящими? Какую роль играют в произведении? Чтобы ответить на эти вопросы, придется окунуться в историю литературы.

Несколько слов о стилистической роли говорящих фамилий

При чтении некоторых книг порой возникает вопрос: «Если произведение — художественное, придуманное автором, значит, и фамилии в нем придуманные?»

Конечно, это так. Однако мастера пера всегда тонко чувствовали, насколько важны для развития сюжета имена-характеристики.

С одной стороны, они служат средством некоторой типизации, обозначая принадлежность персонажа к определенной общности или его сущность.

С другой — такой литературный прием позволяет уже с первых страниц понять отношение автора к своему герою, создать собственное изначальное впечатление. Действительно, вряд ли кому-то придет в голову, что литературный персонаж с фамилией Хрюмина или, скажем, Скалозуб может быть положительным.

Грибоедов не первый, кто придумал говорящие фамилии. В «Горе от ума» их много, но дело в том, что этот литературный прием с успехом использовали почти все писатели. У Гоголя это Ляпкин-Тяпкин (судья), у Чехова — унтер Пришибеев, у Фонвизина — Вральман.

Три типа фамилий и образы комедии «Горе от ума»

Сделать предположения о характере и образе некоторых грибоедовских персонажей можно сражу же после прочтения списка действующих лиц. О ком говорят, что он «скалит зубы»? Каким может быть человек по фамилии Тугоуховский?

После прочтения пьесы становится ясно, что говорящие фамилии в «Горе от ума» не относятся к какой-то одной категории. Они очень разные.

  • Часть фамилий напрямую сообщат о конкретной черте человека. Явные представители этой группы — Молчалин и Тугоуховский. Если бы сегодня, как во времена Грибоедова, вторым языком светского общества был французский, то многие бы без подсказок заметили очевидное: к этой же группе относятся фамилии Репетилов и Фамусов. Однако об этом чуть позже.
  • Значение фамилий «Горе от ума» во второй группе не столь очевидно. Чтобы понять роль таких имен собственных, необходимы знание русской истории и литературы и умение проводить ассоциации.
  • В третьей группе находятся фамилии, явно выражающие оценку.

Используя такие приемы, Грибоедов сумел нарисовать объективную картину современного ему общества, к которому принадлежат люди разных сословий, характеров, убеждений.

Зачем Грибоедов использует говорящие фамилии?

Фамилии, которые дают оценочную характеристику персонажей, давно использовала русская литература.

«Горе от ума» — это дань существующей издавна традиции. Однако в отличие от произведений, например, Фонвизина, такие фамилии в «Горе от ума» не прямолинейны. Они не просто указывают на черту личности или характера, но заставляют задумываться. Чтобы понять, что обозначает фамилия Фамусов, необходимо знать языки. Ведь она произошла от латинского слова «молва», по-нашему — сплетня. А если рассмотреть английские корни, то станет ясно, что famous — это знаменитый. Известный в городе сплетник? Вот и ассоциация, вот и литературный образ.

То же касается Репетилова. Его фамилия произошла от французского слова «повторять». А чем занимается Репетилов в пьесе?

Если у этих персонажей автор отметил проблемы с говорением, то у других явно присутствуют трудности со слушанием. Тугоуховский всегда ходит с трубкой. Он не хочет или не может слышать? А ведь его семья носит такую же фамилию. Вот вам и проблемы общения в обществе. Именно об этом и писал Грибоедов в пьесе.

Есть в произведении персонажи и с более простыми и такими понятными для русского слуха фамилиями. Это Хлестова, Хрюмина, Загорецкий, Скалозуб. Они несут в себе оценку действующих лиц. Хотя, если посмотреть с точки зрения общения, скалить зубы и хлестать (в прямом и переносном смысле) тоже не очень полезно.

Ассоциативная фамилия

Понять, что обозначает фамилия Чацкий, довольно сложно, для этого нужно обладать широким кругозором. Грибоедов вложил в слово несколько значений.

Прежде всего, это аналогия с именем собственным Чаадаев. Фамилию известного поэта часто произносили с одной «а». В черновиках автор даже сначала назвал своего героя «Чадским». Чем известен Чаадаев, знает, наверное, каждый. И тем не менее уделим этому вопросу немного внимания.

В переводе с греческого фамилия Андрея Андреевича означает «мужественный», а имя — «храбрый».

Корень «чад» переводится как «развеивающий иллюзии».

Окончание фамилии указывает на принадлежность к дворянскому роду.

Вот так из деталей и ассоциаций складывается образ Чацкого: мужественного и храброго дворянина, здраво смотрящего на жизнь, развеивающего бытующие в обществе иллюзии. Он не боится строить новое общество. Ему тесно среди Молчалиных, Тугоуховских и Скалозубов. Так фамилия не только помогает обозначить характер героя, но и определяет роль Чацкого в художественной логике и идейном содержании комедии.

Значение фамилий для понимания произведения

Так зачем же Грибоедов использовал говорящие фамилии в «Горе от ума»? С их помощью он не просто подчеркнул положительные и отрицательные качества персонажей, но создал целую систему образов, типизировал и индивидуализировал каждое её звено. В результате фамилии эти послужили ключом к пониманию всей комедии. Ведь рассказывает она о том, как не умеют и не хотят общаться между собой представители разных социальных слоев, возрастов, характеров.

 

belmathematics.by

Говорящие фамилии в комедии «Горе от ума» Помощь школьнику

Увидев свет, комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» приобрела славу пьесы, сочетающей в себе как традиционные черты классицизма, так и совершенно новые веяния. Эта комедия по праву считается новаторской. Поскольку «Горе от ума» — первая русская реалистическая пьеса, автор получает возможность сделать ее более глубокой по содержанию, по охватываемым вопросам, чем могли себе позволить авторы традиционных классицистических комедий. В «Горе от ума» соединяются классицизм, реализм и романтизм, обогащая друг друга, раскрывая друг друга по-новому. Новое звучание приобретают и говорящие фамилии в «Горе от ума».

Грибоедов отказывается от идеи трех единств, исключая одно из них — единство действия. В его комедии два равноправных конфликта, что было невозможным в классицистической пьесе. Кроме того нравственные, правильные ценности в заключительном действии не одерживают победу над безнравственностью. Несмотря на все новые черты, в основе художественного метода комедии «Горе от ума» лежат принципы классицизма. Наиболее ярко проявляющимся из них можно назвать говорящие фамилии в «Горе от ума».

Проанализируем фамилию героя, в доме которого разворачиваются все действия комедии — Фамусова, главного оппонента Чацкого. Павел Афанасьевич Фамусов — управляющий в казенном доме, уважаемый в Москве человек. Он представитель «века минувшего» — консервативного дворянства, которое привыкло оценивать людей по их материальному благосостоянию, по наличию полезных связей в свете. Личность человека не представляет для фамусовского общества никакого интереса, если этот человек не имеет высокого чина. Мнение света — единственное, о чем печется Павел Афанасьевич. Эта черта и вынесена в фамилию героя, ведь Фамусов — производное от латинского «fama» — молва. Недаром финальной фразой этого героя стало полное горечи восклицание: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Фамилия Молчалин является одной из самых простых для…


понимания фамилий в произведении «Горе от ума». Она подчеркивает склонность этого героя поступать согласно примеру старшего поколения: прислушиваться к мнению света, выслуживаться перед вышестоящими людьми. Фамилия Молчалин отражает главный жизненный принцип этого героя: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Более сложным представляется анализ фамилии главного героя комедии — Александра Андреевича Чацкого. Известно, что первоначально его фамилия звучала несколько иначе — Чадский. Можно предположить ее восхождение к слову «чад». Побывав за границей, спустя три года герой оказывается в доме, где он воспитывался, но понимает, что здесь ему не рады. Его удивляет холодность и равнодушие, с которыми его встречает Софья, его возлюбленная. Он не может принять законы, по которым живет дворянское общество, потому что они расходятся с его нравственными установками. Его побаивается свет, ведь Чацкий — сторонник Просвещения, обладатель незаурядного ума, который может нарушить привычный уклад жизни консервативного дворянства. Именно поэтому свет объявляет своего противника сумасшедшим, ведь обличительных речей безумного Чацкого не стоит опасаться. Герой вынужден находиться в «чаду» собственных переживаний, нападок общества, непонимания.

Говорящими фамилиями наделены и второстепенные персонажи пьесы. На вечере в доме Фамусова нам встретятся Тугоуховские, Хлестовы. Даже фамилия Репетилова, появляющегося лишь в четвертом действии, несет высокую смысловую нагрузку. Она произошла от французского слова «repeto» — повторяю. Репетилов — отражение Чацкого в кривом зеркале, его карикатурный двойник. Он не имеет собственного мнения, а лишь повторяет слова и мысли, услышанные в обществе, в том числе и мысли Чацкого.

Таким образом, значение фамилий в «Горе от ума» велико для понимания проблематики комедии. Фамилии героев в пьесе «Горе от ума», безусловно, несут на себе более серьезную смысловую нагрузку, нежели говорящие фамилии в традиционной комедии классицизма.


Прислал: Калинина Инна . 2017-10-15 22:14:09

pomosh-shkolniky.iusite.ru

Скалозуб — история персонажа, значение имени, цели в жизни

История персонажа

Александр Сергеевич Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Произведение призвано обличить привычки и взгляды дворян девятнадцатого столетия. События, описанные в пьесе, происходят после войны с французами в 1812 году.

Александр ГрибоедовАлександр Грибоедов

Этот период был для России сложным, так как в обществе стали популярны прогрессивные идеи. Противостояние старых и новых взглядов, традиций прошлого и нынешнего времени описано в произведении посредством ярких персонажей и образов. Скалозуб – персонаж, с помощью которого автор передает специфику возникшей полемики.

История персонажа

Образ полковника Сергея Сергеевича Скалозуба типичен. Существуют документальные подтверждения тому, что в период создания произведения для героя нашлось немало прототипов. В качестве персон, вдохновивших Грибоедова, называли имена композитора Римского-Корсакова, полковника Фролова и генерала Скобелева.

Иван Паскевич, Алексей Аракчеев, Николай I - прототипы СкалозубаИван Паскевич, Алексей Аракчеев, Николай I — прототипы Скалозуба

Характеристика персонажа позволяла предположить, что он похож на Паскевича, Аракчеева и императора Николая Первого. Скалозуб представляет собой обычного москвича, пытающегося жениться. Образование и воспитание не его конек, зато герой располагает накоплениями и уверенностью в себе. После войны Скалозуба наградили символическим орденом, позволившим ему преувеличивать собственную значимость в глазах других.

Значение имени героя очевидно. Закрепленное за ним амплуа хвастливого воина и самовлюбленной натуры объясняет происхождение фамилии. Скалозуб пользуется уважением других персонажей и преференциями со стороны отца Софьи, сватающего дочь за полковника. Описание достоинств жениха примитивно: он богат и претендует на генеральский чин.

Сергей Сергеевич СкалозубСергей Сергеевич Скалозуб

Цель жизни Скалозуба – хорошее положение в обществе и расположение сильных мира сего. Он выступает против свободомыслия и ратует за беспрекословное подчинение. Такая позиция была распространенной в российской армии послевоенных лет. Награды и положение Скалозуба свидетельствуют о том, что его отношение к службе верно, перспективы полковника велики.

Цитаты Скалозуба позволяют предположить, что его отношение к семье основано на желании соответствовать нормам, принятым в обществе. Он пренебрегает чувствами и симпатиями. Его суждения основаны на традиционных взглядах, не изменившихся с приходом новой эпохи. Поэтому отношение героя к крепостному праву не отличается свежими идеями.

Александр Андреевич ЧацкийАлександр Андреевич Чацкий

Он выступает приверженцем идеи о распоряжении крестьянами. Скалозуба волнует исключительно пополнение своих ресурсов и бюджета, а также социальный статус. Полковник умело апеллирует к имеющимся связям, пренебрегает трудом, участием в военных делах и государственной деятельности.

Типичный солдафон, поведение которого предсказуемо – неуместный и неловкий образ в обществе, которое создают молодые люди, подобные Чацкому. Даже его отношение к любви кажется устаревшим. Ключевую роль в мировоззрении героя играет не возраст, а социальная обстановка, которую высмеивает Грибоедов.

Сюжет

«Горе от ума» входит в список литературы, изучаемой в средней школе. История противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» знакома всем. Юная Софья влюблена в Молчалина, секретаря Фамусова. Внезапно в доме появляется знакомый семьи, молодой человек по фамилии Чацкий, который в своих речах нелестно отзывается о Молчалине, чей положительный образ по нраву домочадцам.

Павел Афанасьевич ФамусовПавел Афанасьевич Фамусов

Гость расспрашивает у Фамусова подробности о Софье, в связи с чем последний делает предположение: Чацкий метит в женихи. Единственным подходящим кандидатом на роль зятя Фамусов считает полковника Скалозуба, чей статус и положение в обществе соответствуют предпочтениям почтенного отца. Чацкий и Фамусов не сходятся в суждениях и взглядах. Между ними возникает конфронтация.

Падение Молчалина с лошади становится коллизией, после которой Чацкий задумывается над чрезмерным волнением Софьи о здоровье секретаря. Он приходит к выводу, что девушка влюблена, но личность Молчалина кажется Чацкому недостойной возвышенных чувств. На приеме, устроенном вечером в доме Фамусова, Чацкий иронизирует и высмеивает конкурента.

Алексей Степанович МолчалинАлексей Степанович Молчалин

Случайно узнав, что Молчалин поддерживает связь с Софьей только ради положения семьи и втайне влюблен в служанку Лизу, герой изобличает секретаря. Опороченная девушка выгоняет Молчалина из дома. Сбежавшиеся гости во главе с Фамусовым становятся свидетелями саркастичного монолога Чацкого, высмеивающего пороки современного общества. Молодой человек уезжает из дома Фамусовых.

Экранизации

Пьеса, вышедшая из-под пера Грибоедова, пополнила перечень классических драматургических произведений. Она не вдохновляет режиссеров на экранизации, так как стихотворный стиль не востребован у телевизионной аудитории. Зато телеспектакли пользуются интересом интеллигентной публики.

Роман Филиппов в роли СкалозубаРоман Филиппов в роли Скалозуба

В 1952 году артисты Малого театра СССР предстали перед зрителями в образе героев «Горе от ума» на телеэкранах. Роль Скалозуба исполнил Анатолий Ржанов. В телепостановке 1977 года публика вновь наблюдала актеров Малого театра. В образе полковника предстал Роман Филиппов. Телевизионный спектакль 2002 года позволил познакомиться со Скалозубом в исполнении Виктора Низового.

Цитаты

Александр Сергеевич Грибоедов описал классическую ситуацию, неоднократно встречающуюся в обществе. Смысл пьесы сохраняет актуальность вне зависимости от эпохи, поэтому крылатые выражения и афоризмы, черпаемые из нее, остаются уместными из года в год. Недостатки персонажа, обличаемые автором, озвучиваются устами героя.

«Как истинный философ я сужу: мне только бы досталось в генералы», — говорит Скалозуб.

Он не имеет возможности претендовать на хорошее образование, и его «философские» высказывания глупы и демонстрируют узость мировоззрения. Скалозуб далек от современных веяний и не стремится ознакомиться с ними, ведь считает ученье пустой тратой времени. По его мнению, перспективы есть только во вложении в неокрепшие умы истины, диктуемой отцами:

«Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,
А книги сохранят так: для больших оказий».

Скалозуб обязан положению в обществе и на службе связям. Он не отличается стремлением к изменению мира, а свободные вакансии, помогающие в продвижении по карьерной лестнице, открываются сами собой:

«Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты».

24smi.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *