Жанр стихотворения мой гений батюшков – Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова
Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова
12 Январь 2017 админ Главная страница » Анализ стихов и прозы Просмотров: 8226Написанное почти двести лет назад стихотворение К.Н.Батюшкова «Мой Гений» наполнено изысканностью, красотой, свежестью и глубиной чувства. Какая-то лёгкость, даже невесомость стихотворных строк трогает сердце и близко современным юным читателям, отвечает их внутреннему состоянию. Лёгкость стиха не отменяет глубины смысла. Понимаешь, насколько лёгок Батюшков, лёгок, но не легковесен.
МОЙ ГЕНИЙ
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милой, незабвенной
Повсюду странствует со мной.
Хранитель Гений мой — любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? приникнет к изголовью
1815
Прочитав стихотворение Батюшкова, поговорим о нём.
— Какое впечатление произвела на вас это стихотворение?
— Как вы думаете, почему автор назвал его «Мой Гений»?
Автор называет Гением свою возлюбленную, потому что она лучшая, замечательная, неповторимая, чудная, завладевшая его сердцем, занявшая все его мысли. Отмечают, что гений — это человек, обладающий особой одарённостью. Возникает и такая ассоциация: Гений (возлюбленная) — олицетворение доброты и нежности (ангел). Возлюбленная (ангел) — возлюбленная (Гений). Название — посвящение нежно любимой девушке. С любимой не суждено быть вместе, но она навеки в сердце.
Стихотворение грустное, но удивительно светлое. Обратим внимание ребят на то, что в учебнике слово «гений» написано с маленькой буквы, а в поэтических сборниках — с большой.
— Что это меняет в нашем восприятии?
Образ стал глубже и многограннее, ведь первоначальное значение слова «гений», пришедшего из мифологии, — добрый дух, с рождения сопутствующий человеку и охраняющий его, покровитель человека. Образ возлюбленной не просто живёт в сердце, а становится добрым духом, ангелом-хранителем лирического героя: «Хранитель Гений мой — любовью / В утеху дан разлуке он … »
Слово «гений» часто можно встретить в поэзии начала XIX века как в его мифологическом понимании, так и связанным с женскими образами. (Вспомним пушкинское: «гений чистой красоты». При чтении стихотворения «Я помню чудное мгновенье … -, написанного, кстати, через десять лет после стихотворения Батюшкова, девятиклассники отмечают общность их звучания и настроения.) Для Батюшкова Гений — образ вполне осязаемый, живой, это возлюбленная, несравненная пастушка (что совершенно в духе того времени), чувство к которой так
искренно и неподдельно, что мы забываем о пасторальной условности и вспоминаем о том, что в это время — летом 1815 года — Батюшков мучительно переживал разрыв и разлуку с Анной Фурман. Способность высветлить в стихах то, что тяжко давило, мучило в реальности, ещё не оставила его.
— Какова тема стихотворения? Как бы вы озвучили главную мысль этого произведения?
В каких словах она заключена?
Каждое слово дышит любовью. Любовь в печали, в сладости воспоминаний, в милом незабвенном образе несравненной пастушки. Любовь,
которая живёт в сердце лирического героя, которая волнует и по прошествии времени, которая оставила след в его жизни, о которой он тоскует, вспоминает, которая его охраняет в его странствиях. Можно упомянуть о биографическом подтексте. Но так ли это важно? Ведь стихотворение не о конкретном человеке. Оно вневременно, понятно каждому и двести лет спустя. Главная мысль — признание превосходства эмоционального опыта над «головным» началом в человеке — заключена в первых строках:
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Далее память рисует образ несравненной
— Кого напоминает образ возлюбленной,
изображённой в стихотворении? Каков он?
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой …
Образ возлюбленной — в цвете (очи голубые, локоны златые), движении, усиленный четырёхкратным повтором: «Я помню» (как называется
такой приём?), в струящемся звуке и лёгкой интонации. Образ классический, но в нём есть и индивидуальные черты. А напомнил он нам Лизу- героиню повести Карамзина.
— Что подчёркивает классический образ «пастушки несравненной»? А что можно посчитать чертами конкретного человека?
Конечно, Батюшков создал пасторальный образ, что отвечало времени и традиции литературы начала XIX века. Очи голубые, локоны златые и наряд простой пастушки — это классика жанра, а вот небрежно вьющиеся власы, голос милых слов — детали, возможно, индивидуальные.
— Какие ключевые образы мы можем выделить в стихотворении?
— Память сердца, память рассудка, незабвенный образ милой пастушки, хранитель Гений, любовь, печаль, разлука.
Обратим внимание, что похожие слова и образы повторяются в начале и в конце стихотворения. Получается своеобразное кольцо (печальной памяти — печальный сон; сладостью — усладит; стране дальной — повсюду странствует со мной; память сердца — любовью в утеху дан разлуке он).
И в середине, в центре кольца, — образ возлюбленной, четырёхкратный повтор «Я помню … », то есть буду помнить всегда, не забуду никогда, помню и берегу в сердце каждую любимую чёрточку.
Стихотворение Батюшкова удивительно ёмко.
И особая прелесть в звучании «нездешних» слов (неполногласии, окончаниях прилагательных, особой поэтической лексике: «дельной»,
«незабвенной», «златые», «власов», «пленяешь»), Лёгкость восприятия и в особом сочетании рифм, и в стремительно струящемся размере, и в мелодичном звучании, которое придают гласные и сонорные звуки. Чтобы убедиться в этом, можно предложить посчитать количество сонорных и увидеть, что они преобладают в стихотворении ([н] — 31, [м] — 12, [л] — 18).
— А чем ещё пленяет нас это стихотворение?
Элегический стих Батюшкова одновременно печален и светел, проникнут особой интонацией доверительности, душевной открытости, подтверждающей известный девиз поэта: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь».
Константин Николаевич Батюшков (1787- 1855) — тонкий лирик и ценитель красоты живого русского языка — по праву считается основателем «школы гармонической точности» В отечественной поэзии. «В лёгком роде поэзии читатель требует возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности; он требует истины в чувствах и сохранения строжайшего приличия во всех отношениях», — так сформулировал он важнейшие принципы поэтического искусства в своей «Речи о влияниях лёгкой поэзии на язык».
info-shkola.ru
Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» — творческая работа
Мой гений
(«О, память сердца! Ты сильней…»)
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой — любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.
Анализ стихотворения
Стихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» (1815 г.) — одно из красивейших, совершеннейших поэтических творений поэта.
Во всех изданиях поэтических произведений Батюшкова в комментариях указывается, что элегия «Мой гений», наряду с элегиями «Таврида», «Воспоминания», «Разлука», «Пробуждение» (все — 1815 года) связана с неразделенной любовью поэта к Анне Федоровне Фурман. Можно даже сказать, что в лирике Батюшкова угадывается некий лирический цикл любовных стихотворений, объединённых общей темой — чувством неразделённой любви и памяти.
Батюшков сам определил жанр этого стихотворения, поместив его в раздел элегий сборника «Опыты в стихах и прозе». Элегия (греч. elegia. от еlegos — жалобная песня) лирическая стихотворение медитативного характера, чаще всего лирический монолог, содержанием которого становится рефлексия. Одна из древнейших жанровых форм. В русской литературе элегия становится одним из основных жанров в поэзии Жуковского, Батюшкова, А.С. Пушкина. Знаменитый литературовед и критик Айхенвальд писал о Батюшкове: “Лучшие из его стихотворений – элегии. Однако, элегия Батюшкова – новаторский жанр. Во времена Сумарокова элегия определялась как стихотворение, передающее тоскливые, «плачевные» настроения поэта, связанные, главным образом, с несчастной любовью. У Батюшкова, отказавшегося от сентиментального морализма и тем самым поставившего во главу угла «правду чувства», элегия стала отражать взаимопроникновение и борьбу сложных эмоций, не умещающихся в мертвых схемах. Н. В. Фридман считает, что «Батюшков так далеко уходит от традиционной «плачевности», что основной психологический колорит ряда его элегий становится мажорным и жизнеутверждающим».1 В самом деле, стихотворение абсолютно лишено трагизма. Чувства лирического героя – лёгкая грусть, любовь, сладострастие — определены уже в первой строфе:
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной
Общая тональность стихотворения – нежность, общее впечатление – гармония. Но уже в первой строфе исподволь намечено столкновение двух тем, двух настроений: печаль разлуки, воспоминание о которой хранит рассудок, и сладость любви, о которой не может забыть сердце поэта.
Основная тема стихотворения – тема памяти – предельно акцентируется лексикой. В стихотворении сравнительно небольшого объёма слова этой смысловой группы встречаются 7 раз: «память» (2), «помню» (4), «незабвенный». Огромное значение имеет выражение «память сердца», взятое Батюшковым из высказываний французского мыслителя Ж. Масье. Объяснению его посвящена специальная статья, написанная также в 1815 г. («О лучших свойствах сердца»): «Масье… на вопрос: «Что есть благодарность?» – отвечал: «Память сердца». <…> Эта память сердца есть лучшая добродетель человека»2. Таким образом, память сердца наполняется нравственным содержанием. В статье «Нечто о поэте и поэзии» Батюшков так формулирует одну из главных своих идей : «Сердце имеет свою особенную память». Можно утверждать, что тема памяти становится постоянным мотивом его лирики.
«Сладостная» память сердца противопоставлена «памяти печальной» рассудка. Противостояние памяти сердца и памяти рассудка можно заметить даже на фонетическом уровне. Сладкая память сердца связана с мягкими, тянущимися, словно обволакивающими звуками “л”, “н”, “м” (сильней, сладостью, пленяешь…) А грустная память ранит резкими, взрывающимися, рокочущими звуками: “п”, “р”, “ч”(рассудка, печальной). Звуки эти сталкиваются в строке, борются друг с другом, как память о печали борется с памятью о счастливой любви.
Поэт погружается в глубины “памяти сердца” в трудную минуту. Недаром первый стих открывается тяжёлым вздохом, почти стоном: “О, память сердца!..” Так взывают на краю отчаяния к Богу: “О, Боже!..” И незаметно для самого себя Батюшков попадает под пленительную власть “памяти сердца”. Вторая строфа говорит об успокоении, о чудном воспоминании. Поэтому на протяжении всей строфы – вплоть до последней строки! – ни разу не звучит грозно-раскатистое “р” или сопротивляющиеся лёгкому произношению “п” и “ч”. Звуки льются волной, как золотые локоны любимой. Совершенно гармонично вписывается в звукопись первого четверостишья портрет «пастушки», напоминающий читателю о жанре идиллии: “Моей пастушки несравненной // Я помню весь наряд простой…” Но в самом последнем стихе этой, казалось бы, совершенно безмятежной второй строфы внезапно появляется один-единственный звук “р”: “Небрежно”. Он не нарушает общего “воздушного” звучания строфы, но, как камертон, незаметно перенастраивает стихотворение на иной лад.
Третья строфа тематически примыкает ко второй. Здесь возникает еще одна оппозиция: любовь – разлука. Но звукопись совсем другая. Ведь во второй строфе Батюшков стремился передать само состояние блаженства, охватившего его при воспоминании о любимой. А в третьей он медленно, постепенно, но неумолимо выходит из этого состояния, возвращается мыслью к своему сегодняшнему невесёлому положению:
И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной…
Он странник, он одинок, рассудок не даёт ему забыть об этом. А значит, грустная “память сердца” исподволь начинает одолевать сладостную “память сердца”.
И в четвёртой строфе он рассказывает читателю именно о своём сегодняшнем невесёлом состоянии:
Хранитель гений мой – любовью
В утеху дан разлуке он.
Память сердца – лишь утеха, а
разлука – драматическая
Композиция стихотворения чётко отвечает ритмической структуре элегии: она написана четырехстопным ямбом с точной рифмой, рифменная цепь оформляется чередованием мужской и женской рифм, текст строится на перекрестности рифменного звучания (кроме второго четверостишия с кольцевой рифмой). Ритмическая стройность определяет смысловую цельность текста. Стихотворение не разбито на строфы, но очень чётко делится на три части: память сердца, портрет пастушки, хранитель-гений. Эпитет «печальный», относящийся и к «рассудка памяти» в начале стихотворения и к слову «сон», в конце создаёт своеобразную замкнутую конструкцию и объединяет на семантическом уровни память рассудка и сон.
Центральная часть элегии – портрет «пастушки» – занимает два четверостишия, скрепленных четырехкратным анафорическим повтором я помню, усиливающим возрастание эмоционального напряжения (звучит как заклинание). «Идеальный» портрет создает не столько образ лирической героини, сколько представление и воспоминание о нем. Образ любимой женщины всегда и всюду сопровождает поэта, как бы сливаясь с его душевным обликом. По наблюдению В. В. Виноградова, у Батюшкова мы находим «круг выражений, связанных с представлением об образе любимого существа, как о неразлучном спутнике»3. При этом Батюшков подчеркивает «единственность» своего чувства, его полное преобладание над другими переживаниями.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной
Образ возлюбленной — симбиоз земного и божественного. Одновременно она и «несравненная пастушка», пленительная земной, осязаемой красотой («Я помню очи голубые,/ Я помню волосы златые/Небрежно вьющихся власов»), и божественное, почти бесплотное видение, олицетворение ангела-хранителя, «хранитель гений» . Божественность возлюбленной подчеркивает и похожим на заклинание тройным повтором «Я помню».
Анализируя текст, можно выстроить такой структурный ряд стихотворения: мой гений (заглавие) – память сердца (начало текста) – моя пастушка (начало третьего четверостишия) – хранитель гений (начало последнего четверостишия) – любовь (помимо позиции конца строки и рифмы, это единственное слово, которое акцентировано с помощью стихового переноса) – печальный сон (конец текста). Все компоненты этого ряда можно считать контекстуальными синонимами. Мой гений, таким образом, предстает образом, многозначным и многоплановым: это и память сердца, и возлюбленная, и сама любовь.
Стихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» по праву считается одним из лучших произведений поэта. Критики отмечают особое совершенство стихотворения: «не зная автора», его «можно было бы приписать самому Пушкину (такие случаи были)»4. Первые строки стихотворения, кстати, не оцененные Пушкиным (Пушкин охарактеризовал элегию словами: «Прелесть, кроме первых 4-х стихов» (П, т. 12, стр. 262)), стали своеобразной «визитной карточкой» Батюшкова, и именно их посчитал пушкинскими Ап. Майков, взяв в качестве эпиграфа к одному из собраний своих стихотворений. Элегия «Мой гений» положена на музыку М. И. Глинкой.
Литература:
Н.В.Фридман, Поэзия Батюшкова, Москва: Наука 1971
(http://feb-web.ru/feb/
Н.Н. Зуев, КОНСТАНТИН БАТЮШКОВ, В помощь
преподавателям, старшеклассникам и
абитуриентам, Издательство Московского
университета, 2000 (http://www.booksite.ru/
Всеволод Сахаров, Батюшков: Трагическая
элегия © Vsevolod Sakharov, 2008 (http://archives.narod.ru/
1 Фридман Н. В. Поэзия Батюшкова. – М., 1971.
– С. 270 http://feb-web.ru/feb/batyush/
2 Батюшков К. Н. Соч.: В 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 148
3 . В. Виноградов. Стиль Пушкина, стр. 182
4 Баевский B.C. История русской поэзии. – Смоленск, 1994. – С. 72]
freepapers.ru
Анализ элегии «Мой гений» Батюшкова К.Н.
Как мы с вами установили (и даже показали на примере послания «Мои пенаты»), Батюшков был человеком романтической эпохи, который тосковал по утраченной классической ясности. Чем дисгармоничнее становилось его мироощущение, тем гармоничнее, «классичнее» — поэтический язык. Потому-то столь часто повторяются в его произведениях устойчивые поэтические формулы. По той же самой причине Батюшков из стихотворения в стихотворение воспроизводил условный портрет своей возлюбленной: «златые власы», голубые глаза… Это не был портрет реальной женщины — это был прекрасный, неподвижный, несуществующий идеал. А «сладкая» звукопись батюшковского стиха, ласковая, гибкая, глазурью покрывала созданные им поэтические образы. Ho в глубине этой неподвижной и чуть сонной формы таилась тревога, и она могла в любое мгновение вырваться наружу, нарушив обманчивый покой батюшковского стиля.Вы уже читали одну из самых «воздушных» элегий Батюшкова — «Мой гений», рассматривали ее как один из образцов любовной лирики XIX века. Теперь пришла пора заняться монографическим анализом текста, связать особенности стихотворения с общей картиной мира, которую Батюшков создает в своем творчестве.
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой — с любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.
Общая тональность стихотворения — нежность, общее впечатление — гармония. Ho уже в первом стихе исподволь намечено столкновение двух тем, двух настроений: печаль разлуки, воспоминание о которой хранит рассудок, и сладость любви, о которой не может забыть сердце поэта. У каждой из этих тем, у каждого из этих настроений сразу появляется свое звуковое соответствие. Сладкая память сердца связана с любимыми батюшковскими звуками — «л», «н», «м». Они тянутся, обволакивают слух, успокаивают. А грустная память рассудка связана с резкими, взрывающимися, рокочущими звуками: «п», «р», «ч». Звуки эти сталкиваются в строке, борются друг с другом, как память о печали борется с памятью о счастливой любви.
Поэт погружается в глубины «памяти сердца» в трудную минуту. Недаром первый стих открывается тяжелым вздохом, почти стоном: «О, память сердца!..» Так взывают на краю отчаяния к Богу: «О, Боже!..» И незаметно для самого себя Батюшков попадает под пленительную власть «памяти сердца». Вторая строфа говорит об успокоении, о чудном воспоминании. Поэтому на протяжении всей строфы — вплоть до последней строки! — ни разу не слышно грозно-раскатистого «р» или сопротивляющихся произношению «п» и «ч». Звуки льются волной, как золотые локоны любимой. (Вот он, излюбленный Батюшковым условный портрет золотоволосой голубоглазой красавицы!) И в следующей строфе Батюшков «расшифровывает» этот образ, напоминает читателю о жанре идиллии, в пастушеские одежды которой наряжена его героиня: «Моей пастушки несравненной / Я помню весь наряд простой…»
Ho вот на что обратите, пожалуйста, внимание. В самом последнем стихе этой, казалось бы, совершенно безмятежной строфы, внезапно появляется один-единственный звук «р»: «Небрежно». Он не нарушает общего «воздушного» звучания строфы, но, как камертон, незаметно перенастраивает стихотворение на иной лад.
Третья строфа тематически примыкает ко второй. Здесь также говорится о торжестве «памяти сердца» над «памятью рассудка», любви — над разлукой. Ho звукопись совсем другая: ПаСТуШКи неСРавненной … наРяД ПРоСТой. И в этом есть определенный смысл. Ведь во второй строфе Батюшков стремился передать состояние блаженства, охватившего его при воспоминании о любимой. А в третьей — он медленно, постепенно, но неумолимо выходит из этого состояния, возвращается мыслью к своему сегодняшнему невеселому положению.
…образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной…
Лирический герой Батюшкова — странник, он одинок, рассудок не дает ему забыть об этом. А значит, грустная «память рассудка» постепенно и незаметно побеждает сладостную «память сердца». И в четвертой строфе он рассказывает читателю именно о своем сегодняшнем невеселом состоянии: «Хранитель гений мой — любовью / В утеху дан разлуке он». Память сердца — лишь утеха, а разлука — драматическая реальность, которой безраздельно принадлежит поэт. Звуки «н», «м», «л», «в» попадают в жесткое обрамление «р», «т».
Впрочем, безраздельна ли власть рассудка? Тоже нет. Как то и положено в элегии, чувство поэта раскачивается между надеждой и безнадежностью, между печалью и сладостью. И ни один из полюсов не может притянуть душу окончательно и бесповоротно. Последние два стиха вновь отданы во власть плавной, нежной звукописи. Есть сон, во время которого человек покидает пределы рассудка, живет таинственной жизнью сердца. Ho сон этот, увы, печален, память сердца может лишь на какой-то миг усладить его. И потому в самом центре последнего стиха, звучащего протяженно и мерно, «взрывается» звук «ч»: «пеЧальный». Описав круг, печальное стихотворение возвращается в исходную точку. И тут же гаснет, обволакивается сонорными согласными; последний звук элегии — «н»: соН…
lit-helper.com
анализ стихотворения. История любви, вдохновившая поэта
К. Н. Батюшков сделал русскую поэзию более мелодичной, плавной, изящной, какой до этого ее сделать никому не удавалось. Знаменитый критик В. Г. Белинский отмечал, что поэзия Пушкина была подготовлена трудами Жуковского и Батюшкова. Чистота и безукоризненность слога являются главными отличительными особенностями его стихов. Поэт всегда стремился к искренности, стараясь избегать всего надуманного и искусственного. Его лирические произведения выходили прекрасными и возвышенными. Жемчужинами творчества являются произведения, посвященные его возлюбленной. Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова представлен ниже.
История создания
Это пункт анализа стихотворения «Мой гений» (Батюшков К.Н.) о том, какие события вдохновили поэта. В 1813 году в Петербурге он познакомился с Анной Фурман, пленившей его своим неповторимым очарованием. Опекуны девушки были рады, что за ней ухаживает состоятельный и видный молодой дворянин. Однако Анна не питала ответных чувств к поэту, но под влиянием опекунов она дала согласие на помолвку.
Но Батюшков расторг ее, когда узнал о том, что девушка его не любит и согласна с ним жить из-за денег. Этот разрыв вызвал у поэта серьезное нервное расстройство. Образ Анны Фурман Батюшков сохранил на всю жизнь, и его чувства не ослабевали с годами. Именно она вдохновила поэта на создание целого цикла стихов, в число которого входит и это произведение.
Константин Батюшков даже после прекращения знакомства с Анной, продолжал считать, что встреча с нею — это подарок судьбы. Несмотря на безразличие возлюбленной, поэт был счастлив уже от того, что любил сам. Ему казалось, что это чувство будет защищать его ото всего, и он старается сохранить его не только в сердце, но и в своем творчестве. Анна Фурман — это творческий гений К. Н. Батюшкова, сильно повлиявший на его творческий путь, вдохновивший его на прекрасные и светлые произведения.
Размер и рифмовка
В анализе стихотворения «Мой гений» (Батюшков) размер творения и определение способа рифмования является еще одним важным пунктом. Эта элегия написана четырехстопным ямбом. При этом она выдержана в характерной для поэта манере написания — плавной и мелодичной. Способ рифмования используется автором смешанный: сочетание мужской и женской рифмы. Благодаря этому получаются перекрестные рифменные созвучия.
В анализе стихотворения «Мой гений» (Батюшков К.Н.) следует выделить, что визуального деления на строфы в нем нет. Но, тем не менее, в нем можно выделить несколько частей, которые составляют стройную и понятную композицию. В первой части говорится о борьбе сердца и рассудка, во второй читателю представляется образ возлюбленной, а в третьей говорится о его хранителе.
Образ гения
Рассказ о лирическом герое в анализе стихотворения «Мой гений» (Батюшков К.Н.) имеет одну из центральных линий. Конечно, главным действующим лицом является возлюбленная поэта, образ которой описывается в строках. Неоднократное повторение фразы о том, что герой помнит черты своей музы, усиливает эмоциональную окрашенность стихотворения.
Для него возлюбленная является не просто возлюбленной. Она и есть тот гений, который помогает творить. Ведь именно ее образ вдохновлял его на создание прекрасных лирических произведений. Гений в этом стихотворении не только возлюбленная, но и олицетворение всех возможностей и внутреннего потенциала человека.
Тема любви
В анализе стихотворения «Мой гений» (Батюшков К.Н.) стоит подчеркнуть, что главной темой является любовь, пускай и неразделенная. В самых первых строчках автор говорит о борьбе сердца и разума, в которой победу одерживают чувства. Она приносит поэту и счастье, и грусть от того, что симпатия осталась без ответа. Здесь описывается чувство высокое и искреннее, которое читается в каждой строчке. И именно эта любовь служит вдохновением для поэта.
Художественные средства выразительности
В анализе стиха «Мой гений» (Батюшков К.Н.) необходимо также рассказать и о том, какими литературными приемами пользовался поэт. Это синтаксический параллелизм, который был виден при описании памяти сердца и рассудка. Для создания образа возлюбленной автор использовал яркие эпитеты, которые усиливали экспрессивную окраску стихотворения.
А минимальное использование слов с чередующимися сонорными звуками позволяет придать особую переливчатую мелодичность, передать особую нежность и легкость строчкам. Все это только подчеркивает возвышенное и светлое чувство героя.
Это стихотворение является одним из самых лучших творений К. Н. Батюшкова. Оно показывает, насколько пластичным может быть слово под пером талантливого писателя. Лирика поэта, вдохновленного сильным чувством, приобретает особое изящество. Цикл стихов, посвященных Анне Фурман, не только показывает Батюшкова как талантливого поэта, но и отражает то, какие глубокие и постоянные чувства может испытывать человек. Лирика Батюшкова занимает особое место в русской поэзии.
fb.ru
Анализ стихотворения Мой гений Батюшкова 9 класс
Наполненное красотой, легкостью, утонченностью и глубиной чувств, стихотворение К.Н.Батюшкова «Мой Гений» было написано около двухсот лет назад. Но оно до сих пор затрагивает сердца молодым читателям и в наше время своей легкостью, невесомостью и отражает то состояние, в котором они находятся сейчас. Невесомость и легкость стихотворных строк никак не перечеркивают глубину смысла, наоборот способствует осмыслению того, что хотел донести поэт. Батюшков предстаёт перед нами лёгким, но не легковесным.
Свою возлюбленную Батюшков называет Гением. Этим он отмечает, что она замечательная, лучшая, несравненная, она та, которая завладела его сердцем и заняла все его мысли. Гений это тот, кто обладает особой одаренностью. Гений являет собой олицетворение сердечности и нежности, которые заключены в его возлюбленной. Лирическому герою не суждено быть вместе с любимой, но она навеки в его сердце.
Стихотворение Батюшкова как печально, так и светло. Оно проникнуто доверительной интонацией и душевной открытостью. В каждой стихотворной строке чувствуется любовь. В печали, в воспоминания, в образе несравнимой пастушки, которую он не может забыть. Всюду дышит любовь. Любовь не оставляет героя, она волнует его по истечению большого количества времени и оставила неизгладимый след в его жизни. Это стихотворение поймет каждый человек даже двести лет спустя. Заключенное в начале произведения, признание превосходства чувственного опыта над рациональным началом в человеке является главной мыслью этого стихотворения.
Образ любимой строится путем описания ее внешнего вида(локоны златые, очи голубые), который подчеркивается повтором “я помню”. Образ невероятно знакомый, но также и со своими индивидуальными чертами. Этот образ схож с героиней, которую Карамзин изобразил в своей повести – Лизу.
Батюшков построил перед нами тот образ, который отвечал временным тенденциям литературы тех лет. Золотые локоны, голубые глаза и простой наряд это те черты, которые являются классикой жанра, а вот небрежно вьющиеся волосы, милый голос — детали индивидуальные.
Это стихотворение одно из самых лучших произведений К.Н.Батюшкова. В стихотворении наглядно видно, как талантливый писатель может своим пером пластично изобразить слово. На примере Батюшкова мы видим, как творение поэта, которого вдохновили сильные чувства, приобретает особую утонченность. Серия стихов, которые Батюшков посвятил Анне Фурман, показывают его как талантливого поэта и на насколько глубокие чувства он испытывал к ней. Батюшков со своей лирикой занимает почетное место в русской поэзии.
Таким образом, К.Н. Батюшков раскрывает в своем стихотворение актуальную проблему, которая спустя двести лет находит отклики в сердцах людей. Поэт добился этого с помощью отражение в своем творении частички себя и своих чувственных переживаний по поводу неразделенной любви с Анной Фурман. Она является его музой, которую он пронес вместе собой через всю свою жизнь.
Анализ 2
Есть довольно известная фраза об автобиографичности каждой книги писателя. Конечно, подобное звучит немного странно, если писатель сам, например, пишет биографии или фантастические книги. Тем не менее, и там бывает, закрадывается частичка автора: его мировоззрение, жизненный опыт, опыт рассуждений.
Также и поэты нередко берут в основу собственных стихов какие-то элементы собственной биографии. Чувства и переживания становятся основой для создания очередного поэтического творения. Если верить исследователям, то стихотворение Батюшкова Гений написано под воздействием отношений с красавицей Анной Фурман, которая была ранней любовью автора и ответила ему отказом.
В стихотворении Батюшков обращается с милыми чувствами, он не таит обиды или злобы, даже наоборот, называет девушку собственным гением, образом, который он не просто хранит в собственной душе, но и таким, который его вдохновляет и радует, может усладить печальный сон. На протяжении всего повествовательного ряда наблюдается описание различных положительных качеств, элементов, которые составляют этот приятный образ и содержатся в памяти автора. При этом Батюшков с самого начала указывает различие между памятью сердца и памятью рассудка.
Действительно, если смотреть на действительность только рациональным образом, то выявиться не особенно приятное положение дел. Память рассудка по большей части является именно печальной, не так много приятных мгновений бывает в жизни и самых процветающих людей, да и печали практически всегда запоминаются больше. Тем не менее, не всегда нужно выбирать память рассудка, иногда гораздо целесообразнее хранить именно память сердца.
Проще говоря, речь идет о том, чтобы помнить только хорошее, стремится сохранить нечто действительно ценное. Об этом пишет и автор, который вспоминает «голос милых слов» и другие детали образа Анны Фурман, которые запомнились, которые он хранит в себе. При этом, конечно, в действительности поэт говорит не о каких-то отдельных элементах, на самом деле он помнит именно любовь о чем заключает в дальнейшем.
Поэт считает такую память сердца своеобразной «утехой», которая компенсирует факт разлуки. Он хранит этот приятный образ в себе, в связи, с чем разлука как таковая и не наступает. Он повсюду остается наполненным любовью.
Анализ стихотворения Мой гений по плану
Мой гений
Возможно вам будет интересно
sochinite.ru
Анализ стихотворения Константина Батюшкова «Мой гений»
Поводом для написания этого стихотворения послужила встреча поэта с молодой прекрасной девушкой Анной Фурман. К сожалению, она не ответила на чувства Батюшкова и не вышла за него замуж, но поэт хранил ее образ в сердце всю свою жизнь. Она стала его музой – вдохновительницей, чистым идеалом и гением души.
Причем гений упоминается в мифологическом смысле, как олицетворение внутренних сил и возможностей. Неразделенная любовь не только не испортила впечатления о девушке, а наоборот вознесла ее ранг некого божества, которому поклонялся поэт.
Элегия
«Мой гений» написана в ярком, экспрессивно-лирическом ключе, способном передать чувства и настроения автора. Ведущим чувством, конечно, является любовь – высокая и чистая. Она проскальзывает в каждой строчке. С любовью поэт говорит о своей прекрасной даме, с любовью описывает ее живой портрет. Но наряду с любовью, в стихотворении присутствует грусть. Грусть о том, что было, грусть о неразделенной любви, грусть об утраченных иллюзиях.Написанная четырехстопным ямбом элегия имеет плавную структуру. Дополняют восприятие точные рифмы, в сочетании мужской и женской формы, перекрестные рифменные созвучия.
Выделяется только второе четверостишие, написанное с помощью кольцевой рифмы. Текст не имеет визуального деления на строфы, но имеет логическое и смысловое деление на части. В первой говорится о сердечной памяти, вторая знакомит читателя с портретом героини, а третья повествует о хранителе гения. Стройная композиция делает текст цельным и понятным.Первая часть стихотворения (первое четверостишие) построена на принципе параллелизма: память сердца, память рассудка.
Центральная часть произведения – это образный портрет героини. Четырехкратное повторение «Я помню» усиливает эмоциональность и передает чувства поэта. Идеализированный образ любимой живет в его памяти. Передача образа осуществляется с помощью ярких эпитетов. Конец стихотворения возвращает к началу. Вновь сталкивается память сердца, с памятью рассудка. Но теперь, в результате этого столкновения, происходит некоторое успокоение.
Это произведение является ярким примером любовной лирики. Ведущие темы любви и преданности раскрыты в полной мере. Неразделенная любовь показана не с негативной, а с положительной стороны. Стихотворение «Мой гений» по праву можно считать многозначным и многоплановым лирическим произведением.
school-essay.ru
анализ стихотворения. История любви, вдохновившая поэта
К. Н. Батюшков сделал русскую поэзию более мелодичной, плавной, изящной, какой до этого ее сделать никому не удавалось. Знаменитый критик В. Г. Белинский отмечал, что поэзия Пушкина была подготовлена трудами Жуковского и Батюшкова. Чистота и безукоризненность слога являются главными отличительными особенностями его стихов. Поэт всегда стремился к искренности, стараясь избегать всего надуманного и искусственного. Его лирические произведения выходили прекрасными и возвышенными. Жемчужинами творчества являются произведения, посвященные его возлюбленной. Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова представлен ниже.
Это пункт анализа стихотворения «Мой гений» (Батюшков К.Н.) о том, какие события вдохновили поэта. В 1813 году в Петербурге он познакомился с Анной Фурман, пленившей его своим неповторимым очарованием. Опекуны девушки были рады, что за ней ухаживает состоятельный и видный молодой дворянин. Однако Анна не питала ответных чувств к поэту, но под влиянием опекунов она дала согласие на помолвку.
Размер и рифмовка
В анализе стихотворения «Мой гений» (Батюшков) размер творения и определение способа рифмования является еще одним важным пунктом. Эта элегия написана четырехстопным ямбом. При этом она выдержана в характерной для поэта манере написания — плавной и мелодичной. Способ рифмования используется автором смешанный: сочетание мужской и женской рифмы. Благодаря этому получаются перекрестные рифменные созвучия.
В анализе стихотворения «Мой гений» (Батюшков К.Н.) следует выделить, что визуального деления на строфы в нем нет. Но, тем не менее, в нем можно выделить несколько частей, которые составляют стройную и понятную композицию. В первой части говорится о борьбе сердца и рассудка, во второй читателю представляется образ возлюбленной, а в третьей говорится о его хранителе.
Образ гения
Рассказ о лирическом герое в анализе стихотворения «Мой гений» (Батюшков К.Н.) имеет одну из центральных линий. Конечно, главным действующим лицом является возлюбленная поэта, образ которой описывается в строках. Неоднократное повторение фразы о том, что герой помнит черты своей музы, усиливает эмоциональную окрашенность стихотворения.
Для него возлюбленная является не просто возлюбленной. Она и есть тот гений, который помогает творить. Ведь именно ее образ вдохновлял его на создание прекрасных лирических произведений. Гений в этом стихотворении не только возлюбленная, но и олицетворение всех возможностей и внутреннего потенциала человека.
Тема любви
В анализе стихотворения «Мой гений» (Батюшков К.Н.) стоит подчеркнуть, что главной темой является любовь, пускай и неразделенная. В самых первых строчках автор говорит о борьбе сердца и разума, в которой победу одерживают чувства. Она приносит поэту и счастье, и грусть от того, что симпатия осталась без ответа. Здесь описывается чувство высокое и искреннее, которое читается в каждой строчке. И именно эта любовь служит вдохновением для поэта.
Художественные средства выразительности
В анализе стиха «Мой гений» (Батюшков К.Н.) необходимо также рассказать и о том, какими литературными приемами пользовался поэт. Это синтаксический параллелизм, который был виден при описании памяти сердца и рассудка. Для создания образа возлюбленной автор использовал яркие эпитеты, которые усиливали экспрессивную окраску стихотворения.
А минимальное использование слов с чередующимися сонорными звуками позволяет придать особую переливчатую мелодичность, передать особую нежность и легкость строчкам. Все это только подчеркивает возвышенное и светлое чувство героя.
Это стихотворение является одним из самых лучших творений К. Н. Батюшкова. Оно показывает, насколько пластичным может быть слово под пером талантливого писателя. Лирика поэта, вдохновленного сильным чувством, приобретает особое изящество. Цикл стихов, посвященных Анне Фурман, не только показывает Батюшкова как талантливого поэта, но и отражает то, какие глубокие и постоянные чувства может испытывать человек. Лирика Батюшкова занимает особое место в русской поэзии.
autogear.ru