Занятия с детьми по театральному мастерству – . , — .
Сценарий занятия по актерскому мастерству в школьном театральном коллективе
Разделы: Внеклассная работа
Тема занятия: «Взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах».
Цель занятия: Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал учащихся, совершенствуя их творческие способности.
Задачи занятия:
- Образовательные
- закрепить знания о взаимодействии актеров, видах и способах сценического общения;
- сформировать понятие «Предлагаемые обстоятельства»;
- развить навыки сценического взаимодействия;
- создать условия для самостоятельной творческой работы в малых группах по подготовке этюдов на данную тему.
- Воспитательные
- активизация познавательных интересов учащихся;
- формирование партнерских отношений в группе;
- воспитание в учащемся самодисциплины;
- формирование и поддержка адекватной самооценки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент (4 мин.)
Звучит фонограмма музыкального приветствия «Играй – город» представляет!». Ребята с педагогом в кругу. Выполняется разминка «Хорошо на свете жить!» По окончании зарядки, педагог:
– Здравствуйте, мои дорогие! Надеюсь, что ваш учебный день прошёл замечательно!? И после нашей зарядки у вас вновь появились силы для творчества. Прошу садиться. (Садимся в творческий круг).
2. Теоретическая часть – повторение материала
(5 мин.)Педагог: Мы продолжаем с вами
совершенствовать наши актёрские навыки в
рамках темы…? (Ответы учеников)
Педагог: Верно. Взаимодействие и
общение актёров на сцене. На прошлом занятии мы
выяснили, что выполняя цепь сценических задач и
действуя каким-либо образом по отношению к
партнёру, актёр неизбежно и сам подвергается
воздействию со стороны партнёра.
Вопрос: Что возникает в результате?
Ответ: Возникает взаимодействие, борьба.
Вопрос: В чем особенности актёрского
общения?
Ответы:
- Надо воспринимать действия партнёра,
- Ставить себя в зависимость от партнёра,
- Быть чутким, податливым и отзывчивым ко всему, что исходит от партнёра,
- Радоваться неожиданностям, возникающим при наличии настоящего общения.
Ответ: Во взаимозависимости актёрских
приспособлений: в изменении интонаций, в
музыкальной связи реплик, во взаимосвязи мимики,
жестов, пластики и движений.
Вопрос: Что «убивает актёрское общение?»
Ответ: Притворство, искусственность и
«внешность» оценок; если нарушена органика
поведения, хотя бы одним из партнёров.
Вопрос: Что рождает настоящее
взаимодействие?
Ответ: Подлинное внимание и органическое
действие со стороны обоих.
3. Теоретическая часть – новый материал (6 мин.)
Педагог: Тема сегодняшнего занятия
«Взаимодействие в различных предлагаемых
обстоятельствах». С взаимодействием мы
разобрались, а вот предлагаемые
обстоятельства, что это?
Ответ:Место и время действия, мизансцены,
декорации, костюмы и т.д.
Педагог: Вы правы! Послушайте, как
определяет «предлагаемые обстоятельства»
великий русский театральный деятель К.С.
Станиславский:
«предлагаемые обстоятельства –
обстоятельства жизни действующего лица,
предложенные автором, найденные режиссёром и
созданные воображением актёра. «Это события,
эпоха, время и место действия, условия жизни,
актерское и режиссерское понимание пьесы,
мизансцены, декорации и костюмы художника,
бутафория, освещение, шумы и звуки, всё что
предлагается актерам принять во внимание при их
творчестве»…
Сложно?! Предлагаю приступить к изучению темы на
практике!
4. Практическая часть – тренинг на разогрев (5 мин.)
Предлагаемые обстоятельства:
1. Каждый из вас – Кучер, заснувший на рабочем
месте! (Упражнение на релаксацию)
2. Каждый из вас – участник конкурса по
бодибилдингу!
3. Вы певцы, готовящиеся к сольному
выступлению! (Артикуляционные упражнения:
щётка, иголка, пятачок-улыбочка, драндулет,
качели; и упражнения на опору дыхания)
5. Практика на сцене (25 мин.)
Педагог: Отлично! Но нам пора на сцену! Предлагаемое обстоятельство следующее! На сцену вы сможете попасть только через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показывает) Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.
Упражнение «Сто способов открыть дверь» тренирует воображение и сенсорное восприятие.
Педагог: Всех вновь прибывших на сцене
встречаем аплодисментами! (Упражнение
выполнено – дети на сцене).
Далее провожу пять упражнений на
взаимодействие в различных предлагаемых
обстоятельствах:
Упражнение на концентрацию внимания «Поймай хлопок» Хлопаю в ладоши, прошу ребят поймать хлопок на лету, как бабочку, как мячик, как ключик. Добиваюсь слитного хлопка.
«Невидимая нить» – усложнённый вариант предыдущего упражнения предлагаю представить, что между мной и каждым из ребят, от груди к груди, протянута ниточка, которой мы связаны. Она не должна ни порваться, ни провиснуть при дальнейших движениях. Двигаясь, усложняя и ускоряя движения, не забываю про хлопок.
Упражнение на освобождение мышц «Взрыв» Исходное положение «в точке»: на коленях, руки обнимают колени, голова опущена. Это зародыш новой звезды или вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку – максимально выбросить из себя энергию. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше
Упражнение «В летнем кинотеатре». Садимся на сцене в шахматном порядке. Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:
- смотрим комедию, смотрим фильм ужасов
- вдруг пошёл дождь или нас кусают комары
- сильно припекает солнце: слепит и мешает смотреть
- у кого-то (у тебя) зазвонил мобильный
- кто-то (ты) уронил предмет, который надо найти в темноте.
Перерыв10 минут.
6. Тренинги на взаимодействие
(10 мин.)Учащиеся на сцене.
Педагог: Мы продолжаем
взаимодействовать в различных предлагаемых
обстоятельствах. Прошу вас встать парами лицом
друг к другу.
«Мяч и насос» формирует навыки
взаимодействия в паре, и длительного и
резкого выдоха. Один ученик – мяч, другой –
насос. Насос надувает мяч, пока тот не лопнет.
Затем смена ролей.
«Простые парные задания» Называю
предлагаемые обстоятельства на простое
взаимодействие. Ребята создают «жизненные
картины». (Пилить дрова, дрессировать собаку,
слушать музыку через одни наушники, делать
прическу подруге, бинтовать руку/ногу и т.д.).
Показ по очереди.
Упражнение «Орган». Цель: развитие навыков
взаимодействия и освобождение голоса. Расслабившись
и закрыв глаза, дети лежат на полу. Касаясь
каждого, «открываю» трубы органа, которые
начинают звучать. Звучат все дети – звучит
весь орган. Затем по очереди касанием
«закрываю» трубы, в итоге инструмент замолкает.
Педагог: Наша удивительная машина работает слаженно и ритмично. Все механизмы её связаны друг с другом невидимыми шестерёнками. Вот это результат!!! Прекрасная работа! Но не всегда бывает всё гладко. Иногда кто-нибудь, чье настроение не такое радостное и приподнятое, обязательно испортит нам день. Удивлены? Так называется новая игра, которая тренирует актёрское общение и заставляет чётко представить себе обстоятельства, которые определяют действия актёров.
7. Творческая игра «Испорти мой день» (10 мин.)
Педагог: Прошу всех пройти на стулья, на сцене только один. Это… Вова. Он сидит на остановке и ждёт автобуса… Задача Алины прийти на эту остановку и сделать что-то такое, что заставит Вову встать и уйти. Если всё получилось, Алина остаётся ждать автобуса, и к ней подходит следующий участник коллектива с той же задачей. На остановке побывают все! Начнём! (Проводится игра)
Педагог: Отлично! Это было здорово! И для того чтобы закрепить знания и умения по теме, приступаем к этюдным работам! Прошу объединиться в группы по 3-4 человека и вытянуть карточки, определяющие содержание этюдов.
8. Этюдные работы на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах по карточкам (20 мин.)
Карточки для постановки этюдных работ:
- определяющие место действия: школьный класс, дискотека, автобус, берег моря…
- определяющие исходное событие: день рождения, травма, вызов к директору, наводнение, обман…
- определяющие предмет борьбы: любовь, деньги, дружба, торт, лидерство, микрофон…
Самостоятельная работа в группах – 10 минут, показ этюдов – 10 минут.
Итог занятия (5 мин.)
1) Обобщение по теме.
2) Оценка работы каждого (активность, фантазия,
образное мышление, игра).
3) Домашнее задание (наблюдаем взаимодействие
членов своей семьи).
– Спасибо за творческое общение!
12.03.2010
urok.1sept.ru
Занятие в театральной студии «Мы – артисты» для детей 3–5 лет
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель: Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи:
- Развивать активное внимание, быстроту реакции, воображение, согласованность движений;
- вырабатывать чёткую артикуляцию губ и языка;
- стимулировать желание самостоятельно искать выразительные жесты, мимику
- для создания игрового образа;
- воспитывать доброе отношение друг к другу.
Приложение, Приложение 1
Ход занятия
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Какое волшебное слово! А что оно значит?
Дети: “Будьте здоровы!”
Педагог: Правильно. Давайте, поиграем.
Дети выполняют движения вместе с педагогом по показу.
Педагог: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здрав-ствуй-те! Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами.
Педагог: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здрав-ствуй-те! Марш на месте с высоким коленом, натягивая носочек, поставив руки на пояс, на каждый слог, одновременно со словами. И т. д.
Педагог: Здравствуйте, щёчки!
Дети: Здрав-ствуй-те! Повороты головы вправо-влево.
Педагог: Здравствуйте, губки!
Дети: Здрав-ствуй-те! Воздушные поцелуи друг другу.
Педагог: Ребята! Мы с вами в детской театральной студии “СКАЗКА”, а театр – это игра, в которой участвуют артисты. Вы хотите ими стать?
Дети: Хотим!
Педагог: Для этого мы сначала выполним разминку: попробуем показать животных из русской народной потешки “Тень-тень, потетень”. Какие там звери?
Дети: Ежи.
Педагог: А как их можно показать? Ежи, какие?
Дети: Колючие.
Педагог: Как покажем колючки? И т. д.
Упражнение на развитие выразительной пластики движений:
Движения выполняются по показу взрослого одновременно с текстом.
“Тень-тень, потетень – Наклоны головы вправо-влево, руки на поясе.
Выше города плетень! Руки вверх, потянуться на носках.
Сели звери на плетень, Руки на поясе: пружинка.
Похвалялася весь день. Поглаживания руками по груди.
Похвалялася ежи:
– Наши шубки хороши!
“Фонарики”: вращение кистями с подъёмом и опусканием рук.
Похвалялись блохи:
– Да и мы не плохи!
“Ковырялочка”: поочерёдное выставление ног на носок, на пятку, тройной притоп.
Похвалялася лиса:
– Всему свету я – краса!
Заводя носок правой ноги влево, а левой – вправо, идём вперёд и назад, выполняя согнутыми в локтях руками круговые движения перед собой.
Похвалялся зайка:
– Ты меня, поймай-ка!
Показать ушки ладошками с прижатыми друг к
другу пальцами на голове.
Руки на поясе, легкие прыжки на 2-х ногах со
“склеенными” носками на месте вокруг себя.
Похвалялся медведь:
– Могу песни я петь!
Произнести низким звуком, подражая речи
медведя.
Переступание с ноги на ногу, руки в стороны,
рычим.
Похвалялася коза:
– Я – коза-дереза!”
Показать рожки указательными пальцами на
голове, пошевелить.
Движения твиста – на слово “дереза”.
Отметить поочерёдно всех детей: “Какой
замечательный ёжик получился у Кирилла!” “Какая
красивая лисичка у Даши!” И т. д.
Педагог: Ребята, а сейчас по очереди скажем
своё имя. Включим весёлую музыку. (Караоке
песенки П. Спадавеккиа “Добрый, жук”), будем
танцевать и говорить.) Вместе с музыкой по
моему взмаху. Начнём с меня: – Елена Анатольевна!
А теперь, скажем все вместе! Взмах.
Дети: Елена Анатольевна!
Педагог показывает одной рукой в ритме звучащей музыки на кого-либо из детей, тот называет своё имя; педагог делает взмах обеими руками, все хором повторяют имя ребёнка, пританцовывая на месте, и т. д. Играют все дети, можно по кругу по порядку стоящих и вразброс.
Педагог: Ребята, а сейчас мы попробуем показать на лице разные чувства и выражения.
Упражнения на развитие выразительной мимики:
– Представьте, что мама купила вам новую игрушку и не разрешила взять с собой в детский сад. Покажите, как вам обидно.
Дети, скрестив руки перед собой, насупившись, опускают подбородок.
– А вот мама купила большой арбуз, покажите: как вы рады.
Дети, улыбаясь, прыгают на носочках.
– А давайте, представим, как в будке сидит маленькая собачка. Мимо идёт незнакомый человек. Что она будет делать?
Дети: Лаять.
Педагог: Нет, у нас воспитанная собачка, она тихонько зарычит. Покажите как. (Дети рычат.) Человек подходит ближе. (Дети рычат громче.) Он испугался и убежал. Молодцы!
А как показать, что нам попался кислый лимон? Что вам тепло (холодно)? “Ах, какой грязный платок!” И т.д.
Как выразительно у вас получается!
Ребята, а вы сможете превратиться в лампочку –
“оживить” предмет?
“Лампочка”: упражнение на разработку себя:
Представьте, что вы – лампочка. Как бы вы показали, что вашу лампочку включили? Улыбнулись? А ещё? А руки как поставим? Вверх? Интересно! И т. д.
А если вашу лампочку выключить? И т. д.
Педагог: Чик! Дети приседают на корточки, обхватив голову руками.
Свет! Дети вскакивают на ноги, улыбаются, вытянув руки вверх.
Какие яркие лампочки включились!
Но самое главное, ребята, артист должен уметь чётко говорить, чтобы все его понимали. Давайте, присядем и поиграем с губами и язычком:
Артикуляционная гимнастика:
- Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. Растянуть
губы.
А теперь слонёнок – я, хоботок есть у меня – Вытянуть губы вперёд
А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка Губами “о”.
- “Белочка”. Покусывание нижней губы.
- “Мышка”. Покусывание верхней губы.
- “Хомячок”. Надуть щёчки и трясём ими.
- “Обиделись”. Вытянуть вперёд нижнюю губу.
- “Обрадовались”. Показать зубы.
- “Большая лошадка”. Цокать языком, широко открыв рот.
- “Мама шинкует капусту”. Верхними зубами покусывание язычка, высовывая и пряча его.
- “Колечко”. Дети заводят язык под верхние зубы.
- “Игла”. Быстрый и частый показ острого язычка.
- “Лопаточка”. Язычок выкладывают на нижнюю губу, покусывая его кончик, дразнятся: “бя-бя-бя”.
“Футбол”. Язычок “делаем уколы” вправо-влево.
- “Зубная щётка”. Язычком тщательно проводим по зубам вкруговую и обратно – “чистим”.
Педагог: А быстро проговаривать слова можете?
Скороговорки:
Произносить с ускорением темпа.
- Дело мастера боится.
- “Здоров будешь – всё добудешь!”
- Ель на ёжика похожа – ёж в иголках, ёлка – тоже.
- “Играй-играй, да дело знай!”
– Ребята, а вы можете задержать дыхание?
Педагог: Артисту приходится говорить длинные фразы.
Упражнение на задержку дыхания:
Давайте, встанем и “покатаемся на лифте” – кладём левую ладонь на животик, делаем вдох и считаем не дыша, например до 4-х, раз, два, три, четыре – приехали (на выдохе).
Теперь, на 5-й. И т.д.
А сейчас, посмотрим – “Кто кого перегудит?” — Делаем вдох и гудим носом с закрытым ртом, пока хватит дыхания. (…) “Оля перегудела всех!”
Игра проводится 2–3 раза.
Педагог: Вот теперь, мы попробуем из стихотворения В. Берестова про зайчика сделать маленькую сказку. Давайте, вспомним содержание:
“Зайчик – попрыгайчик, сел на диванчик”.
Как покажем зайчика? Правильно.
Зайчик – Натянем шейку, склеим пальчики на ладошках и поставим на голову.
А раз попрыгайчик, значит, что он любит делать
больше всего? Правильно, прыгать.
А как можно попрыгать?
Дети: На двух ногах на носочках.
Педагог: А ещё?
Дети: На одной ноге.
Педагог: А ещё? И т.д.
Дети прыгают вправо-влево, боковым галопом, поскоками, “ножницами” и т. д.
– Замечательно. Зайчик прыгает, как хочет и сколько хочет. А для того, чтобы нам было интереснее прыгать, включим весёлую музыку.
Попрыгайчик! Взмах рукой в сторону с пружинкой.
Звучит музыка польки, дети свободно прыгают на носках.
Педагог: Устали прыгать? Выключаем музыку, покажем, как устал зайчик. Напрыгался зайчик и еле дошёл до диванчика.
Се-е-ел … Произносим на выдохе, чуть согнув колени.
Педагог: А как покажем, что зайчик уселся на диванчик? Верно.
На диванчик. Руки в стороны.
Педагог: А когда мы всё показали и рассказали, что остаётся сделать? Что делает артист в конце выступления?
Дети: Поклон.
Педагог: Внимание! А сейчас снимаем короткометражный фильм про весну по стихотворению А. Н. Плещеева! Вспомним содержание:
“Травка зеленеет.
Солнышко блестит.
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Пробирается медведь сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник”.
– Теперь, поговорим о характерах героев, подберём движения и т. д.
Дети делятся на персонажей: Оля будет зеленеющей травкой, Таня – солнышком, Лена – ласточкой, Данил – медведем и т. д.
Дети выбирают, откуда кто будет выходить на сцену, и в какое место.
Звучит “Подснежник” П. И Чайковского в оркестровом исполнении с пением птиц и звучанием колокольчиков.
Педагог: Травка зеленеет.
Выбегает Оля, присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево.
Солнышко блестит.
С противоположной стороны, медленно выполняя руками в стороны круговые движения, выходит Таня. Она проходит по сцене, по кругу, лицом к зрителям. И т.д.
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Лёгкий бег на носках с большими взмахами рук по сцене лицо к зрителям.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Мальчик, переваливаясь с ноги на ногу, идёт по кругу, руками как бы “раздвигая траву”.
Стали птицы громче петь,
Дети, приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках по сцене, взмахивая руками.
И расцвёл подснежник!
Ребёнок выбегает, присаживается на корточки, медленно поднимает голову, затем поочерёдно поднимает и опускает руки; потянувшись, поднимается на носочках; кружится, руки вверху. Несколько секунд все двигаются, затем замирают – “фото” на память – берутся за руки. Поклон.
Педагог: Как интересно! В конце занятия предлагаю вам укрепить своё здоровье пением лечебных звуков.
“Звукотерапия” под караоке песенки кота Леопольда “Неприятность эту мы переживём” В. Шаинского.
Наше занятие закончено.
Методическая литература:
- В. Емельянов, И. Трофимова. “Фонопедический метод развития голоса” СПб, 1999.
- “Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки”. Сост. Т. И. Тарабарина, Н. В. Ёлкина, Ярославль, 1998.
3.02.2010
urok.1sept.ru
Театральные занятия для детей по актерскому мастерству
Наши педагоги театральной студии, работая над программой творческого развития детей, преследовали несколько задач:
- Развитие творческих способностей ребенка с помощью театральных занятий. Способность учеников создавать сценический образ на сцене и применять актерские навыки в повседневной жизни.
- Формирование творческого подхода, развитие воображения, приобретение у детей навыков контроля над своими эмоциями.
- Изучение основ актерского мастерства и театрального искусства. Изучение самых популярных видов театра: настольного, теневого, кукольного, театра теней.
На вводных занятиях ребенка научат игровому поведению, привьют эстетический вкус, способность творчески подходить к решению задач, умению общаться со сверстниками и педагогом.
Чему научат занятия в театральной студии?
Уроки в детской студии включают в себя и упражнения на развитие пластики и гибкости, которая даст детям ощущение гармонии своего тела, развитие выразительности, свободы в движениях.
Занятия по актерскому мастерству для детей объединяют комплекс упражнений и игр на развитие дыхания, правильной артикуляции, дикции, постановку грамотной и выразительной речи. В школе детей ждут игры со словами, которые не только обогатят словарный запас учеников, но и сделает их фантазию богатой.
Наши педагоги постоянно подогревают интерес детей к литературе, изучая классические произведения, совместно изучая их содержание и мотивы персонажей. Детям предлагается по-своему закончить представление или добавить в него своего персонажа. Дети любят выступать в роли режиссеров.
Также актерские занятия для детей в Москве дадут маленьким ученикам общие представления и терминологию театрального искусства:
- Что такое театральное искусство? Его особенности.
- Виды театрального искусства.
- Зарождение и становление театра.
- Процесс создания спектакля.
- Театральное закулисье.
- Работа со зрителем.
В конце прохождения курса детей ждет постановка спектакля, а до этого работа над этюдами. Все занятия проходят в игровой форме: ведь игра- часть детской жизни и они любят перевоплощаться и играть роль. Театральные игры развивают внимание и наблюдательность, любовь к искусству.
Театральные занятия развивают эмоциональность, дети активно используют сценический реквизит, учатся гримироваться, работать с партнером. Уроки помогают им улучшить навыки общения, стать самостоятельными, повышают их уверенность в себе.
Оставьте заявку
Запишитесь на первое занятие новой группы прямо сейчас,пока есть места (все группы до 15 человек).
Дата ближайшего открытого урока 2 июля
www.teatr-benefis.ru
Урок по актерскому мастерству
Комплексный тренинг для театрального коллектива младшего школьного возраста (основа актерского мастерства, пластики и сценической речи)
Цели тренинга: Развитие творческих способностей учащихся.
Задачи тренинга: Воспитание внимания, красивой речи, правильного дыхания, сценического оправдания (мотивировки), правдивости в исполнении, умения устанавливать и менять свои отношения к предмету, развитие воображения.
Цель
Содержание
При-ветствие
Условное «приветствие» все присутствующих.
Приветствие-ритуал – сесть на стулья в полукруг. Используя «Хлопок-имя» в темпе-ритме проговариваются все имена сидящих детей.
Отмечаются отсутствующие. Объявляется тема урока.
Вводная часть
Задать рабочий темпо-ритм
Разминка.
Для разминки используется упражнение, направленное на включение в нужный темпо-ритм. Все участники встают в круг и начинают, ходит друг за другом в заданном темпо-ритме. После выполнения задачи упражнение усложняют добавляют слова на 8 (можно использовать скороговорку «Ехал Грека…». После выполнения и этой задачи упражнение еще раз усложняется дополнительными телодвижениями.
Основная часть
Блок по сценической речи.
Лицевая гимнастика и снятие напряжения в шейных мышцах (с лицевых мышц)
Работать ритмично: — поднять брови вверх, максимально напрягая мышцы, удержать напряжение некоторое время (маска удивления). Расслабить мышцы. Запомнить это ощущение. «Задирание» бровей чрезвычайно частая ошибка в сценической речи и пении. Беда в том, что при этом «задирается» гортань и речевой звук; — свести брови над переносицей, нахмурьте лоб (маска гнева). Расслабьте; — маска зажмуривания. Напряжены круговые мышцы глаз. Расслабьте; — постепенно сжать губы (амбушюр трубачей). Маска поцелуя. Расслабьте.
Упражнения для языка.
Скороговорки: Бык тупогуб…, Клара у Карла…, Топот копыт…, В четверг четвертого числа…
Тренировка гласных звуков.
Повтор АЙ-ЯЙ-ЯЙ-ЯЙ, ОЙ-ЕЙ-ЕЙ-ЕЙ; УЙ-ЮЙ-ЮЙ-ЮЙ; ЭЙ-ЕЙ-ЕЙ-ЕЙ.
Тренировка со звуком О: МОМУМЭМАМОМУМЫ ИЛИ МОМИМОМЭМОМАМОМУМОМЫ.
Блок по актерскому мастерству.
Театральная игра «Передай позу». Развивает память, внимание, наблюдательность, выдержку. (Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывет следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.
«Летает – не летает. Растет – не растет» Педагог называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает – опускают руки вниз. Если растет – поднимают руки вверх, не растет – охватывают себя руками.
• Ставим на сцену стул, и просим детей придумать этюды на тему «Стул – это не стул, а…», зрители определяют, что это за предмет. Если отгадать не удаётся, нужно попросить ребёнка вспомнить ещё какие-нибудь характерные особенности придуманного предмета и сыграть этюд по-другому.
• «Где мы были, не скажем, где мы были, покажем». Детям предлагается придумать различные места действия, и сыграть этюды, из которых было бы понятно, где происходит то или иное действие. Повторяться нельзя, остальные угадывают.
Следующие упражнения на пластику, они воспитывают мускульную свободу, снимают мышечный зажим.
• «Верёвки».
Детям предлагается поднять вверх руку, представить себя натянутой верёвкой. Команда руководителя обозначает что «верёвку» начали опускать на пол. Движения детей должны быть плавными, мышечный зажим снимается постепенно начиная с нижних конечностей и заканчивая кончиками пальцев натянутой руки.
• «Я забираю твою энергию».
Для выполнения упражнения необходимо разбить детей на пары. Один из детей вытягивает вперёд руку, напрягая её, и направляя в район лица партнёра – он как бы забирает у него энергию. Партнёр расслаблен, он как бы теряет силу воли и движется за рукой. Для упражнения подбираем плавную, медленную музыку.
• «Потолок». Дети должны поднять руки вверх, поддерживая импровизированный потолок, по команде педагога потолок начинает опускаться, в это время дети должны следить за руками и опускать их на одном уровне. Это командное упражнение, выполняется медленно, можно использовать музыку.
• «Изобразить действием шум». По хлопку педагога дети должны придумать и стать в позу, которая, по их мнению, изображает шум. Этих поз может быть несколько, далее просим изобразить тишину. Можно попросить детей менять позы шума и позы тишины.
Заключе-ние.
Прощание -ритуал – сесть на стулья в полукруг. Используя «Хлопок-имя» в темпе-ритме проговариваются все имена сидящих детей.
Отмечаются достижения и не удачи. Прощание с детьми («Урок закончен, спасибо за внимание»)
Примерный план урока по актёрскому мастерству.
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Задача: воспитание внимания, красивой речи, правильного дыхания, сценического оправдания (мотивировки), правдивости в исполнении, умения устанавливать и менять свои отношения к предмету, развитие воображения.
Учащиеся садятся в творческий полукруг. Из реквизита необходимы коврики, стулья, магнитофон.
Начинать занятие нужно с упражнений развивающих внутреннее и внешнее внимание, переключение вниманий (5 мин.)
1. В центр полукруга вызывается один из учеников, его задача запомнить порядок сидящих, затем преподаватель просит его отвернуться, а всех остальных пересесть, повернувшись, ученик восстанавливает первоначальный вариант.
2. Упражнение «Передай хлопок», ударяя по ладошкам определённым образом, дети передают друг другу хлопки в заданном преподавателем ритме. Упражнение развивает не только внимание, но и чувство ритма.
Следующая группа упражнений предназначена для развития голосового аппарата, красивой и правильной речи, дыхания (5 мин.)
1. Начинаем с речевого тренинга. Разминаем и разогреваем артикуляционный аппарат. Эту серию упражнений можно выполнять под музыку.
2. Далее упражнение на развитие диафрагматического дыхания.
Представим себе, что в одной руке мы держим цветок, а в другой свечу. Нюхаем цветок (лёгкий вдох, не поднимая плеч), и задуваем свечу (активный выдох с шумом), при этом следим чтобы воздух при вдохе чуть -чуть расширял наши рёбра.
3. Следующие упражнения направлены на освобождение голоса.
• Ставим перед детьми задачу: вы больны, встать с кровати не можете, но вам нужно позвать маму. Просим детей лечь на коврик, расслабиться и произнести фразу «Мама, а мам, молока мне мама дай». Мама не слышит, зовём более настойчиво, и третий раз затем зовём маму из другой комнаты. Добиваемся глубокого звучания, следим за дыханием.
• Держим перед собой ладошку, это цветок, раскрываем его и закрываем произнося следующие гласные: У, О, А, Э, Ы, следим за артикуляцией, округляем губы, закрываем ладошку к концу выдоха.
4. Упражнение на воспитание опоры звука.
• «Бадминтон». Отбиваем воображаемый мяч, произнося следующие сочетания: БУ! БО! БА! БЭ! БЫ!
5. Упражнения на воспитание речи в движении.
• Произносим стихотворение С. Маршака «Дама сдавала в багаж…», прыгая на каждое его слово, при этом необходимо следить не только за речью, но и за дыханием.
Далее включаем в урок упражнения «Актёрского тренинга» (20 мин.).
• Ставим на сцену стул, и просим детей придумать этюды на тему «Стул – это не стул, а…», зрители определяют, что это за предмет. Если отгадать не удаётся, нужно попросить ребёнка вспомнить ещё какие-нибудь характерные особенности придуманного предмета и сыграть этюд по-другому.
• «Где мы были, не скажем, где мы были, покажем». Детям предлагается придумать различные места действия, и сыграть этюды, из которых было бы понятно, где происходит то или иное действие. Повторяться нельзя, остальные угадывают.
Следующие упражнения на пластику, они воспитывают мускульную свободу, снимают мышечный зажим.
• «Верёвки». Детям предлагается поднять вверх руку, представить себя натянутой верёвкой. Команда руководителя обозначает что «верёвку» начали опускать на пол. Движения детей должны быть плавными, мышечный зажим снимается постепенно начиная с нижних конечностей и заканчивая кончиками пальцев натянутой руки.
• «Я забираю твою энергию». Для выполнения упражнения необходимо разбить детей на пары. Один из детей вытягивает вперёд руку, напрягая её, и направляя в район лица партнёра – он как бы забирает у него энергию. Партнёр расслаблен, он как бы теряет силу воли и движется за рукой. Для упражнения подбираем плавную, медленную музыку.
• «Потолок». Дети должны поднять руки вверх, поддерживая импровизированный потолок, по команде педагога потолок начинает опускаться, в это время дети должны следить за руками и опускать их на одном уровне. Это командное упражнение, выполняется медленно, можно использовать музыку.
• «Изобразить действием шум». По хлопку педагога дети должны придумать и стать в позу, которая, по их мнению, изображает шум. Этих поз может быть несколько, далее просим изобразить тишину. Можно попросить детей менять позы шума и позы тишины.
infourok.ru
Программа «Театр маленького актера» для детей 5–7 лет
Разделы: Работа с дошкольниками
Педагогическое развитие ребенка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка с окружающим, углубляются познания и детская деятельность.
Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин).
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Работая в течение ряда лет воспитателем в логопедической группе, я заметила, что дети плохо усваивают программный материал. Проанализировав причины, пришла к выводу: плохая речь, неустойчивое внимание дошкольников, их быстрая утомляемость, раздражительность не дают им возможность усваивать программу полностью. Да еще накладывается плохая координация движений тела и рук, пальцев. Чаще всего такие дети необщительны, стесняются, плохо адаптируются к незнакомой среде. Что нужно сделать для того, чтобы заинтересовать воспитанников, удерживать их внимание на протяжении всего занятия, помочь развить воображение, память, связную речь, расширить эмоциональный словарь? Ответ прост – играть! Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми разного возраста. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Театрализованные игры как нельзя лучше способствуют расширению опыта ребенка.
Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического восприятия и, в первую очередь, это необходимо детям логопедической группы. Исходя из этого, мною была разработана дополнительная модифицированная программа «Театр Маленького Актера», целью которой является развитие речи, артистических способностей детей через театрализованную деятельностью. Отсюда решаются следующие задачи:
- формирование выразительности речи;
- совершенствование артистических навыков детей;
- развитие эмоционального словаря;
- создание атмосферы творчества и доверия, в условии которой дать возможность каждому ребенку высказаться в процессе игры;
- поощрение импровизации, умения свободно чувствовать себя в роли;
- развитие координации движений;
- формирование коммуникативных навыков.
Принципы данной программы:
- гармоничное развитие личности ребенка;
- доступность;
- систематичность и последовательность;
- игровой принцип;
- обеспечение эмоционального благополучия.
Дополнительная модифицированная программа «Театр Маленького Актера» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает «Концепции дошкольного воспитания».
В чем же состоит актуальность данной программы? Не секрет, что ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Первая тенденция — театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть хорошим «артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.
Вторая тенденция — невмешательство взрослого. Правда, на практике оно перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети представлены сами себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок персонажей сказок.
Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем, музыкальный руководитель предлагает к очередной «знаменательной» дате новый сценарий спектакля…Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем уже не осталось… Противоречия между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки практико-ориентированной педагогической технологии. Таковы исходные теоретические положения, вывод из которых: нужна специальная программа по театрализованной деятельности со спецификой целей, задач и содержанием работы воспитателя с детьми.
Автор программы стремилась к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не надо заучивать с детьми текст роли, позы, жесты, движения. Театрализованная игра нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену. Главное – это понимание смысла и атмосферы пьесы. Надо, чтобы дети, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позы, жесты, песенные и танцевальные импровизации. «Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или импровизируемые ими в процессе творчества. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые, написанные взрослыми, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» (Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» – М., Просвещение, 1991).
Работа по театрализованной деятельности строится по трем направлениям:
- Куклотерапия;
- Азбука актерского мастерства;
- Социоигры.
Эффективная система работы с использованием различных видов кукольного театра позволяет сфокусировать внимание педагога на развитие личности каждого ребенка. В «куклотерапии» используются самые разнообразные виды театров: наряду с традиционными (би-ба-бо, настольный, фланелегреф), «в ходу» театры, изготовленные своими руками: варежковый, перчаточный с головками-шариками от пинг-понга, марионеточный, пальчиковый, театр на прищепках, теневой , а также «Сказки из ведерка», персонажи которых изготовлены из баночек и бутылочек от детского питании.
Кукольный театр может быть прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей. В действиях кукол дети могут увидеть свое отражение. Ребенок смотрит на себя как бы со стороны, а что может быть более наглядным и действенным в воспитании! Важно также и то, что театральная кукла является своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем, особенно у детей логопедических групп (трудность в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т.д.). Ребенок как бы прячется за куклу и таким образом чувствует себя более защищенным. Для многих детей кукольные герои становятся настоящими помощниками: помогают снять психическое напряжение, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому.
Занятия «по актерскому мастерству» включают в себя:
- упражнение на артикуляцию;
- упражнения на развитие речи;
- развитие мимики;
- творческие упражнения;
- упражнения на воображение;
- упражнения на развитие пластической выразительности;
- актерские этюды;
- развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.
На эту деятельность отводится 30 занятий по разработанным конспектам (28 основных и 2 занятия итоговых). Часто дети поначалу совершенно не владеют своей мимикой, не могут изобразить самых простых чувств: гнев, удивление, страх. «Проигрывая» эмоциональное состояние через персонажей театра, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Этому способствуют такие формы работы: мимическое упражнение «Антошка» (под знакомую песню дети показывают эмоциональное состояние Антошки), беседа «Гномики» (по карточкам-пиктограммам придумывают сказки или рассказы о внутреннем состоянии братьев-гномов), этюд «Колобки» (на изображение колобка, у которого есть только нос, дети накладывают брови, глаза, рот, объясняя при этом, какого колобка придумали они и что их колобок чувствует). детям начинают подчиняться мышцы лица и они с удовольствием разгадывают настроение друг друга и взрослого. Развитию воображения способствуют игры: «Сказочный салат», игра с использованием полифункционального макета «Проведи своего героя по разным сказкам», сочинение сказок, в которых ребенок отождествляет себя с неодушевленным предметом, природой: «Если бы я был пуговицей», «Если бы я была катушкой от ниток», «Я-подснежник», «Я-обломанная ветка» и т.д. На занятиях театрализованной деятельности исполняются музыкально-ритмические упражнения (разные группы детей под звуки одной мелодии выполняют движения своих персонажей, например, :под музыку «Танец маленьких утят» одни дети должны двигаться как котята, другие – как обезьянки, третьи – как медвежата, четвертые – как лягушата и т.д.), развивающие слуховые и зрительные восприятия, чувство ритма и выразительность движений.
В социоиграх (составлен сборник из 60 игр) развиваются:
- коммуникабельность;
- логическое мышление;
- средства речевой выразительности;
- зрительная память;
- координация движений;
Есть игры-разминки, которые используются, как физминутки («Человек к человеку», «Четыре стихии», хороводные игры) для того, чтобы настроить детей на рабочий лад; сконцентрировать внимание детей можно предложив игры «Встань по пальцам», «Эхо», «Замри», «Двадцать»; для творческого самоутверждения подойдут игры «Костюм-превращение», «Рассказ по карточкам», «Дровосек», «Стихи по ролям» и т.д.
Программа ТМА рассчитана на 2 года обучения театрализованным играм (старшая и подготовительная). Начиная с 5 лет и до выпуска из детского сада, дети последовательно знакомятся с различными видами кукольных театров. Для этого используются этюды, обучающие детей приемам управления куклами различных систем. Когда дети освоят приемы кукловождения, приступаем к постановке кукольного спектакля.
Параллельно в каждой возрастной группе идет обучение детей «основам актерского мастерства». Прививаются навыки, необходимые для отображения различных эмоций и настроений, черт характера. Начиная со П полугодия в старшей группе идет объединение кукольного спектакля с театрализованной игрой в единое целое. Этот вид деятельности интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая часть участвует в драматизации. Дети сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или драматизацию).
Но в подготовительной группе дети уже освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх, не «прячась за куклу», поэтому роль кукольного театра уменьшается, а сами драматизации отличаются более сложными характеристиками героев, сложными мизансценами.
Таким образом, организация работы по программе «Театр Маленького Актера» будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Количество занятий в старшей группе
|
Сент |
Окт |
Нояб |
Дек |
Янв |
Фев |
Март |
Апр |
май |
итого |
Основы актерского мастерства |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
14 |
Кукольный театр |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Театрализованные игры |
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Всего |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
28 |
Количество занятий в подготовительной группе
|
Сент |
Окт |
Нояб |
Дек |
Янв |
Фев |
Март |
Апр |
май |
итого |
Основы актерского мастерства |
1 |
2 |
2 |
urok.1sept.ru
План-конспект вводного занятия по актерскому мастерству «Знакомство с театром»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества «Искорка» г. Томска
План-конспект вводного занятия по актерскому мастерству
«Знакомство с театром»
Работу выполнила:
педагоги доп. образования
Кустова Карина Робертовна
Томск 2018
План-конспект вводного занятия по актерскому мастерству:
Цель: вызвать у детей интерес к театральному искусству и желание посещать театральный кружок.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить с основными видами театра;
— познакомить с основными профессиями в театре;
Развивающие:
— способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
— помочь овладению навыками коллективного взаимодействия и общения;
Воспитательные:
— вовлечь детей в творческий процесс;
— вызвать положительный эмоциональный настрой на занятия театральным искусством.
Оборудование:
— мультимедийное оборудование для демонстрации презентации
— парты и стулья (по количеству учеников)
Методический материал:
— презентация «Знакомство с театром»
— карточки с названиями животных, карточки эмоций
— музыка.
Действующие лица:
— Педагог;
— Дети.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент. Знакомство
II.Основная часть: «Все тайны театра»
а) Введение. Знакомство с основными видами театра
б) — основные профессии в театре
— актёр – главный человек в театре.
в) «Помощники» актёра
— игры-упражнения имитацию звуков, интонацию и выразительность речи;
— игры-упражнения на жесты и движения;
— пантомимы.
г) закрепление материала.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент. Знакомство
Педагог:
— Ну, здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! (дети здороваются)
— Нет, так дело не пойдёт, у меня так настроенье пропадёт.
Кто же так здоровается? Ну-ка повторим:
— Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! (дети здороваются)
— Ну вот, уже лучше!
А вот вас я совсем не знаю. Это не правильно. Срочно нужно познакомиться!
Но вас так много, что всех, боюсь, не запомню. Как же быть? Знаю, придумала! Я – жуткая сластёна, поэтому, если вы скажете своё имя, а сразу после него назовёте какую-нибудь вкуснятинку (фрукт или сладость), начинающиеся на ту же букву, что и ваше имя, я обязательно запомню! Например: Маша-мармеладка. Договорились? (дети представляются)
А теперь, когда мы с вами познакомились и подружились, я хочу рассказать вам что же такое театр!
II. Основная часть: «Все тайны театра».
а) Педагог:
Итак, я приглашаю вас в волшебный мир театра и игры!
(презентация «Знакомство с театром»)
Слайд№1
— Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать, Всё, что на свете человечно.
Здесь всё прекрасно – жесты, маски, Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки, И с ними светлый мир добра!
Слайд№2
— Существует несколько видов театра, и все они отличаются друг от друга, но у каждого из них есть свой зритель.
(далее идёт демонстрация слайдов, педагог их комментирует)
б) Педагог:
— А сколько трудиться людей в театре! Всех очень трудно перечесть!
(презентация «Профессии в театре»)
Слайд№1
В театре есть, конечно, режиссер, Художник, бутафор, гример;
Покажет вам, где что лежит, Ответственный за реквизит.
Поставит танцы балетмейстер, Займется голосом хормейстер,
В оркестре на подбор таланты, Что дирижер, что музыканты,
И просто в мире равных нету Таким художникам по свету.
Слайд№2
Ведут спектакли неизменно Рабочий с машинистом сцены.
Костюм подгонят по размеру С любовью наши костюмеры.
Исправят хрипы, шумы, свисты Ведущие спектакль радисты.
За всем следит орлиным взором Наш друг – помощник режиссера.
Слайд№3
Здесь слесари и столяры, Сантехники и маляры, уборщицы и билетеры,
И коменданты, и вахтеры; Пожарный на посту не спит…
Буфетчицы и повара, Закройщицы и доктора,
Кассир, бухгалтер и водитель, Ну и, конечно, добрый зритель!
Слайд№4
Во всех театрах всей страны Работы разные важны.
Но все же, как тут ни крутись, А главный человек – артист
— Да, да, друзья, вы не ослышались! Главный в театре – это актёр!
в) Педагог:
— Только вам я скажу по секрету: не один он делает это.
Есть у него помощники – друзья, с которыми сейчас вас познакомлю я.
А может вы сами догадаетесь, о ком, вернее о чём идёт речь?
Что помогает актёру органично сыграть свою роль?
(дети отвечают: мимика, выразительность речи, умение подражать, умение танцевать,
петь и т.д.)
— Я уверена, что в каждом из вас живёт артист! Не верите? Давайте проверим!
Игра «Пантомима»
Вы уже прям как настоящие актёры! Ну-ка, давайте проверим, сможете ли вы точно донести до зрителя тот образ, который предписан вам ролью (педагог раздаёт ученикам карточки с названиями животных, которых те должны изобразить. Остальные ребята должны угадать, какого животного изображают конкурсанты).
Упражнение «Расскажи мне про покупку…»
А теперь вам нужно произнести фразу «Расскажи мне про покупку» с разной интонацией (дети по выбору педагога произносят фразу как: следователь прокуратуры, старенькая бабушка, капризный ребёнок, робот, злодей, клоун и т.д.)
Игра «Жесты»
Покажите жестами: «Иди ко мне», уходи отсюда», «Я тебя люблю», «Осторожно, там глубоко».
Игра «передай предмет»
Ребята по очереди передают друг другу воображаемые предметы (горячую картошку, тяжёлый кирпич, хрупкую статуэтку, котёнка, тарелку с супом) максимально точно передавая ощущения от этих предметов.
Конкурс «Хор зверей»
Сейчас мы с вами хором будем петь песенку «В траве сидел кузнечик». Но петь мы её будем на разных языках. Вы ведь настоящие полиглоты! Не верите, что знаете много языков? А я вам докажу! (ребята исполнят песню сначала как котята, потом как щенки, утята, поросята)
Конкурс «Прогулочка»
А теперь я вас приглашаю на прогулку! (фонограмма «Танец маленьких утят»)
Ребята ходят по кругу, меняя походку в соответствии с указаниями преподавателя (утята, медведи, пингвины, балерины, старики и т.д.)
А теперь ребята я вам предлагаю нарисовать стенд – эмоций, на котором мы будем размещать свои эмоции в момент занятий.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
(педагог):
— Ах, ребята, вы просто молодцы! Вы такие способные – настоящие артисты! Мне было с вами очень весело и интересно! А вам?
Понравилось ли вам путешествие в мир театра? Что вы узнали о театре? Давайте вспомним, какие театры бывают? Чем в театре занимается актер?
Для чего актеру необходимо быть внимательным? Для чего необходимо развивать сценическую речь? зачем актеру нужен грим, костюм, мимика?
В заключении, предлагаю вам подойти к этому листу и прикрепить на него соответствующую маску. Подумайте, какое настроение у вас сейчас, всё ли получилось? Понравилось ли вам занятие? (дети при помощи клея клеят маски на лист ватмана).
infourok.ru
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса — ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком» Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | 1. Завязка. (Начало занятия) (7 минут) 1. Приветствие. 2. Разминка: · Упражнение на расслабление мышц тела: развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения; · Упражнение для голоса: артикуляционная гимнастика; 2. Развитие действия (10 Минут) · Упражнения на развитие речи; · Творческие упражнения; · Упражнения на воображение; · Упражнения на развитие пластической выразительности; 3. Кульминация (8 минут) · Актерские этюды; 4. Развязка (3 минуты) · Упражнения на развитие мимики; 5. Финал (окончание занятия) (2 минуты) Занятие «знакомство» Мы знакомимся. Дети рассказывают о себе. Что интересует, какие еще кружки посещают. Говорим о театре. Задаём вопросы. Дети охотно делятся впечатлениями о просмотренных спектаклях. В каких театрах они были. Что их удивило и поразило. Затем педагог рассказывает о театральной студии, в которой они будут заниматься о спектаклях, в которых играют дети. И чтобы выйти на сцену надо научиться её не бояться, обладать хорошей дикцией, уметь работать над ролью и развивать свои творческие способности. И в этом нам помогут занятия по актёрскому мастерству и сценической речи. Что такое актёрское мастерство? Это специальный тренинг, который состоит из многих упражнений, развивающих актёрские способности. Мы будем учиться быть очень внимательными, верить в предлагаемые обстоятельства, уметь импровизировать. С начало попробуем себя в маленьких ролях и только после определённой учёбы, будем делать свой спектакль. А сейчас мы снова познакомимся. Скорее всего, мы не запомнили фамилии и имена. Это будет наше первое упражнение по актёрскому мастерству. Педагог предлагает назвать фамилию и имя. Следующему ученику повторить, добавить свое имя и фамилию, следующий ученик должен повторить предыдущие фамилии и добавить свои данные. Возможно, ученики не сразу справятся с этим заданием. Начинаем упражнение сначала. Последний ученик должен назвать всех и представить себя. Это простое упражнение тренирует память, мобилизует внимание. В дальнейшем задание осложняем, добавляем свой адрес, число и год рождения, но это надо делать постепенно в течение первого месяца занятий. Дети начинают обсуждать, кто как выполнил задание. Создадим тишину. Переходим к новому упражнению. «Слушаем тишину» Как у нас шумно. Давайте послушаем нашу комнату. Какие звуки мы услышим. Скрип стульев, шум лампы, шум воды в батареях. Дети начинают выполнять упражнение. Иногда они начинают придумывать звуки, но пусть это будет так. Главное они начинают тренировать своё слуховое внимание. Это упражнение можно использовать, когда нужно создать в классе тишину, успокоить ребят. В дальнейшем задание изменяем. Слушаем звуки за окном, за дверью, на 1-ом, 2-ом, этажах…Можно просто слушать воздух. И дети слышат звуки, которыми он наполнен. Не забывать после каждого упражнения похвалить детей, и делать краткий разбор выполнения задания. Затем мы обращаем внимание на то, как мы сидим, как у нас поставлены стулья. Предлагаем ребятам построить полукруг из стульев. Он должен быть красивым и ровным. «Строим полукруг» С построения полукруга в дальнейшем будем начинать каждый урок. На первый взгляд задание кажется простым. Но оно очень хорошо концентрирует внимание детей. «Полукруг у нас получился правильным. Только очень было шумно». Предлагаем детям всё сделать тихо, не двигать стульями, не разговаривать друг с другом. Объяснить, что за кулисами, во время во время выступлений надо быть аккуратным, собранным и мы будем этому учиться. Задача педагога на первом занятии обратить внимание на каждого ученика и похвалить его. В заключение урока дать домашнее задание. Понаблюдать, какое было утро, когда мы шли в школу, и что очень привлекло ваше внимание. Занятие Начинаем наше занятие с построения полукруга. Как правило, на втором занятие всё происходит очень шумно. Предлагаем послушать тишину и построить полукруг очень тихо. Слушаем тишину и попробуем одновременно всем встать и одновременно всем сесть, без команды педагога. На следующих занятиях задание осложняем. Круги из стульев, треугольники, сесть спиной к окну, стене. Но всё делать одновременно. Всем ученикам садиться и вставать, поднимать и ставить стулья, как один человек. Если это будет получаться, значит, мы достигли определённого внутреннего внимания. На следующих занятиях, выполняя упражнение со стульями, мы делаем всё одновременно и попробуем сосчитать, сколько педагог сделает хлопков ладонями и сколько по столу. Возможно задание получится не сразу. Упражнение делаем постепенно, понадобиться много уроков, когда дети научатся концентрировать внимание. Первый месяц занятий можно только учиться строить полукруг и всем вместе вставать. Нет необходимости заставлять детей долго и нудно выполнять одно и тоже задание. Нужно чувствовать настроение детей и уметь быстро переключать их внимание на другие темы занятий. «Представить если бы…» Это упражнение дети всегда выполняют с удовольствием. Оно способствует развитию фантазии, импровизации, чувства веры. Педагог предлагает представить, что в руках у него не шапка, например, котёнок, или ёжик, а сейчас это будет щенок. Предметы можно менять и задание также. Желательно заранее запастись реквизитом. В этом упражнении видно, насколько каждый из учеников может поверить в задание и его выполнить. От урока к уроку задания усложняется. Например, представим, что руки у нас в тесте. Вспомните ощущение теста на руках, очистите руки. А сейчас руки у нас в масле, пластилине, глине. Ученик не должен демонстрировать в показе, а вспомнить и поверить в предлагаемые обстоятельства. Вспомнить ощущение вкуса разных фруктов, сладостей. Представим, что мы едим очень вкусный арбуз, нет он оказался не спелым, а сейчас мы едим яблоко сладкое. Вспомните ощущение вкуса яблока. Молодцы! Нет! Яблоко кислое и горчит. Пока ученики выполняют упражнение, надо обратить внимание насколько они верят в предлагаемые обстоятельства. Добиваться чувства веры. Верили что в руках у них не шапка, а котёнок, чувствовали вкус арбуза и яблока. Чтобы ученики не демонстрировали задание, а верили, что это происходит сейчас в настоящее время и всё что они делают, правда. И конечно с учениками необходимо говорить о театре, спектаклях. Я стараюсь не отделять актёрское мастерство от теории, по ходу объяснять для чего нужны данные упражнения. Например, говорим о том, что на сцене всё сделано руками художников, бутафоров. Но актёры играют так, что мы верим им, и всё что их окружает на сцене реквизит, декорации, бутафория нам кажется настоящим. Действия на сцене может происходить зимой или летом, ночью или днём, но актёр должен уметь передать состояние времени. Вот эти упражнения и тренируют наше воображение, органы слуха, осязания, зрительное внимание. Детям первого года обучения теорию надо объяснять доходчиво и просто, приводить больше практических примеров. Упражнение «переходы» Представим, что нам надо пройти через узкую трубу, чтобы достать котёнка, или через пропасть по узкой доске, или через болото по кочкам. Задание можно выполнять индивидуально или группой учеников. «переходы» могут быть через воду, снег, песок, лес. Мы также повторяем упражнения предыдущего урока, меняя задачи. В заключении делимся своими наблюдениями домашнего задания. Занятие Строим полукруг. Повторяем упражнение «знакомство» добавляя номер дома, квартиры. Работаем с воображаемым предметом. Делаем «переходы». Беседуем с учениками, как они сейчас понимают, что такое актёрское мастерство и для чего мы выполняем все наши упражнения. И предлагаем новое задание на внимание. «Зеркало» Упражнение выполняют два человека. Один ученик зеркало другой его отражение. Предлагаем сделать пред зеркалом какие-нибудь действия. Например, рассмотреть себя, ты сам себе очень нравишься нет, недоволен своей внешностью. Задания на действие могут быть разными. Второй ученик (отражение) должен одновременно повторять действия первого ученика. В дальнейшем дети сами придумывают разные ситуации перед зеркалом. На первом этапе главное не торопиться, ученик перед зеркалом должен движения делать плавно, медленно. Когда будет впечатление, что ученик действительно находится перед зеркалом, упражнение сделано, верно. «Зеркало» очень хорошо показывает способности учеников, способность к импровизации, фантазии. Дети не должны повторять друг-друга а придумывать свои предлагаемые обстоятельства. Посмотрим на наш класс. Что у нас не так. Наведём порядок. Возможно, некрасиво лежат книги, мусор, обувь плохо стоит. Предлагаем детям внимательно посмотреть, и навести порядок. Упражнение всегда выполняется шумно, дети иногда начинают поправлять и дублировать друг-друга. Стоп! Мы продолжаем выполнять упражнение, но за стеной, спит маленький ребёнок, и мы будем наводить порядок в классе очень тихо. Молодцы, а сейчас мы немного отдохнём. Вспомним наше домашнее задание. Кто желает поделиться своими наблюдениями. Занятие можно закончить любой творческой темой. Предложить почитать стихи. Занятие Строим полукруг, работаем со стульями, выполняем переходы, «зеркало», повторяем предыдущие упражнения. Предлагаем ученикам делать разбор некоторых заданий. Что на их взгляд получилось, а что не очень. Мы будем учиться излагать свои мысли, анализировать, правильно и тактично делать замечания. Подключаем зрительное внимание, наведём в классе порядок. И как всегда, дел хватает всем. Продолжаем упражнения на зрительное внимание. Педагог кладёт на стул разные вещи. Книгу, ручки, ключи всё, что посчитает нужным. Вызывает ученика, на счет до пяти он должен запомнить положение предметов. Затем мы просим его отвернуться, и меняем положение предметов. Задача ученика всё вернуть в исходное положение. В какой-то момент можно не менять положение вещей, или просто немного повернуть стул. Вызывая нового ученика, положение вещей меняем. «Мои наблюдения» Мы вспоминаем, какое сегодня было утро, как выглядели деревья, какое было небо, что интересного они видели по дорогу в школу. Задача педагога направить ученика на такие наблюдения. В дальнейшем это будет хорошей творческой копилкой для начинающего артиста. Мы задаём домашнее задание. Наблюдаем за походками людей, как ходит толстый человек, худой, старый человек (запрет на больных людей), как мы едим, интересные наблюдения в школьной столовой. На следующем уроке дети будут делиться своими наблюдениями. Занятие строим полукруг, повторяем упражнения на внимание, меняя темы задач. Большая часть урока будет посвящена наблюдениям. Это первая самостоятельная работа учеников, выход на сценическую площадку, поэтому замечания педагога должны быть осторожными, желательно отметить вначале, что получилось, похвалить и лишь, потом сказать о недостатках. Мы смотрим походки, наблюдения в столовой, на перемене. Дети принимают участие в обсуждении. Надо направлять детей к наблюдениям необычным, интересным, что привлекло их внимание. Некоторые дети очень долго не могут перебороть страх работы перед аудиторией. Стараюсь их не торопить, пусть они посмотрят пока на своих товарищей. Иногда в течение учебного года они принимают участие только в коллективных упражнениях. Но потом случается чудо и в индивидуальных показах они начинают поражать своим талантом. В течение всего года мы продолжаем наблюдать, дети очень любят наблюдения за животными. Показать домашнего любимца кошку, собачку, хомячка и т. д. одно из любимых заданий моих учеников. Как кошка спит, как собачка просит есть, играет, как хомячок прячет еду, задания можно придумывать разные. К концу первого года из этих упражнений можно придумать номер «Цирк» где будут выступать дрессировщик со своими дрессированными животными. Наблюдения хорошо тренируют внимание, воображение. В показе ученик в действие пытается создать характер, образ, играет и импровизирует. Занятие Строим полукруг. Слушаем тишину. Работаем со стульями. Выполняем переходы, упражнения на внимание. Переходим к новому разделу. «Предлагаемые обстоятельства» Задание состоит в том — чтобы развивалось чувство веры в предлагаемые обстоятельства, в умение делать правильную оценку. Поставим в центре полукруга стул и попробуем его рассмотреть, сколько ему лет, какого он цвета, возможно, его уже перекрасили. А сейчас это не стул, а царский трон. Пожалуйста, отнесёмся к нему как к царскому трону, постараемся поверить в новые предлагаемые обстоятельства. Желающие выполняют упражнение. Представим, что в сиденье стула запрятаны драгоценности, но вы не можете их взять, за вами наблюдают. Стул заминирован ваши действия. У каждого стул превращается в крутой мотоцикл, он сломался. Стул это трёхколёсный велосипед, вам три годика. Задача педагога добиваться верных оценок, учить действовать в самом простом задание. Вызываем ученика и просим его постоять перед ребятами. Остальным даём задание рассмотреть товарища, как он одет, какая у него причёска, какого цвета у него глаза. Конечно, после такого осмотра ученик кроме неловкости ничего испытывать не будет. А сейчас даём задание ученику рассмотреть книгу и потом её описать, все остальные продолжают рассматривать товарища. При правильном выполнение, упражнения ученик уже не будет испытывать чувства неловкости. Он был занят у него задание, как можно больше узнать о книге. В каком году она была напечатана, кто автор, какого цвета она, много ли людей её читало. Таким образом, мы разъясняем, что на сценической площадке всегда надо искать, придумывать для себя действие и верить в то, что я делаю, подключая к этому творческому процессу своё внимание, фантазию, импровизацию. Всё чему мы научились, выполняя предыдущие задание. На каждом уроке, темы заданий на предлагаемые обстоятельства меняем. Например, представим, что я заблудился в лесу, на вокзале, жду друга, замёрз, жду очереди в зубной кабинет. В дальнейшем, эти упражнения будут первым этапом, для перехода к этюдам, и выполнению сложных элементов актёрского мастерства. Занятие Строим полукруг. Хорошо когда ученики начинают строить полукруг правильно без напоминания педагога, перед началом урока. Выполняем упражнения на внимание. Продолжаем задания «я в предлагаемых обстоятельствах». Переходим к разделу, работа с воображаемым предметом. Предлагаем ученикам совершить какие-то физические действия. Например, почистить картошку, отжать тряпку, принести ведро с водой, погладить бельё. Сколько мы приблизительно тратим силы на каждое действие. В задание уделяем внимание на мышечное напряжение. На объём предмета. Для наглядности просим ученика перенести стул. Затем просим проделать это с воображаемым стулом. Ученик будет пытаться вспомнить, сколько сил он потратил на перенос стула, как он двигался. Объясняем, что эти упражнения тренируют наше правильное существование на сцене. Зритель должен верить нам. Например, что мы передвигаем на сцене тяжелые камни, несём тяжёлые мешки, выполняем физические действия по событиям спектакля. Ученикам даём на дом подготовить задание на любое физическое действие. В данной разработке я постаралась остановиться на самых важных для учеников заданиях и именно для первого года обучения. С чего начать, как организовать детей, учить правильному существованию на сценической площадке. Темы занятий можно менять исходя из индивидуальных особенностей учеников. Учитывая темы, упражнения разрабатывает и подбирает педагог. Включая в занятия сценическую речь, сценическое движение, уроки грима. Иногда полезно целый урок посвятить чтению стихов, поговорить об авторах. Заранее дать задание подготовить любимые стихи, затем будут басни, которые попробовать с ними разыграть, почитать маленькие сказки и тут же их сыграть этюдным методом. Идти от простого к сложному и быть вместе с детьми. Тогда можно надеяться на результат, который порадует учеников и зрителей.
Дополнение Дети свободно ходят по аудитории. Они — маленькие летающие звездочки. Задача: по команде педагога собраться в «Созвездия», выполняя при этом определенное задание. Например: «По трое, сидя на полу спинами друг к другу» Та группа, которая выполнит задание быстрее прочих, поднимает вверх сцепленные руки и кричит «Хэй!».
Упражнение « Я – скульптура». Нужно с помощью собственного тела изобразить какое-либо качество или чувство. Сначала, вытягивая заранее приготовленные карточки («Обида», «Смелость», «Восторг» и.т.п.) Потом придумывать чувства самостоятельно. Остальные – угадывают. Побеждает тот, чью скульптуру разгадало больше всего народу.
Упражнение «Пластилин». «Скульптор» лепит из «пластилина» (полностью расслабленного человека) скульптуру, соответствующую, на его взгляд, звучащей музыке. Когда все скульптуры готовы, им по очереди говорят «Живи!». «Пластилин» начинает действовать так, как он это понял, исходя из своей вылепленной позы. (Во время упражнения нельзя разговаривать)
Упражнение «Волшебный сундук» Детям предлагается представить, что в центре круга стоит большой волшебный сундук. (Поставьте воображаемый сундук и покажите, как он открывается.) Поскольку сундук волшебный, внутри него есть все, что только существует на свете. Любой может подойти к ящику и, не говоря ни слова, что-то из него «вытащить». Он должен будет без слов, т.е. одними движениями и жестами, показать всем, что он вытащил, что он с этим предметом делает или как будет с ним играть. Тот, кто догадается, какой предмет был извлечен из волшебного сундука, присоединяется к показывающему. А тот, в свою очередь, скажет, правильно ли его поняли. Чем больше человек присоединится к показывающему, тем лучше.
Игра «Носорог». Один ребенок – спящий носорог. Он ложится на живот, прячет лицо, уткнувшись в руки. Ему на спину кладут монетку. Фоном звучит спокойная музыка. Играющие жестами договариваются об очередности попыток. Задача – взять монетку, не разбудив носорога. Если носорог что-то почувствовал, он вправе проснуться и схватить охотника.
Упражнение «Действие – противодействие». Паре учащихся называется пара противоположных действий (например, «Пройти – не пустить», «Уговаривать – отказываться», «Подбадривать – бояться» Без подготовки они должны сыграть этюд, в котором каждый будет выполнять одно действие. Единственное, о чем позволяется договориться перед началом этюда – кто какое действие исполняет и обстоятельства места.
Игра «Аплодисменты по кругу». Нужно объявить, что сегодняшнее занятие прошло хорошо, и каждый заслужил аплодисменты. Все дети становятся в общий круг. Один начинает: он подходит к кому-нибудь из детей, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего человека, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче. |
megapredmet.ru