cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Проект история измерения времени 3 класс – Презентация по математике в 3 классе на тему «Измерение времени»

Презентация «Измерение времени» — Начальные классы

ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Математика 3 класс

Войнова Людмила Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ НСОШ

в

ы

ч

и

т

а

е

м

о

е

п

е

в

ы

р

и

ч

и

м

е

т

а

т

р

е

м

о

е

о

п

т

е

в

р

ы

р

е

и

ч

з

м

и

о

е

т

к

т

а

р

е

м

о

е

о

п

т

г

е

в

р

р

р

ы

а

и

е

ч

з

м

и

м

м

е

о

т

к

т

а

р

е

м

о

е

о

п

г

т

е

в

д

р

р

ы

р

а

е

е

и

ч

в

з

м

м

и

я

м

е

о

т

т

к

т

а

ь

р

е

м

о

е

1 7 60 12 24  

Запомни!

1 неделя = 7 суток

1 год = 12 месяцев

1 сутки = 24 часа

1 час = 60 мин

Запомни!

1 неделя = 7 суток

1 год = 12 месяцев

1 сутки = 24 часа

1 час = 60 мин

1 век = 100 лет

1 мин = 60 сек

X 4

+ 6

: 3

?

?

: 2

?

: 2

?

?

?

X 4

?

: 4

?

?

?

?

X 10

: 3

18

: 2

: 2

X 4

+ 6

: 3

: 2

2

6

8

: 2

12

11

4

X 4

: 4

3

1

5

10

9

X 10

: 3

: 2

18

: 2

Спектакль начался в 11 часов дня, а закончился в 2 часа дня. Сколько часов длился спектакль?

3 часа

Панда проводит во сне 1/2 часть суток. Сколько это часов?

24 : 2 = 12 часов

Орангутаны спят 13 часов в сутки. Сколько времени они бодрствуют?

24 – 13 = 11часов

Сколько литров молока выпивает слонёнок за день, если за неделю он выпивает 63 литра молока?

1 неделя = 7 суток

63 : 7 = 9 л

Коала за день съедает 1 кг листьев эвкалипта. Сколько листьев съест коала за 2 недели?

2 недели = 14 суток

1 * 14 = 14 кг

Крокодил живет 60 лет, антилопа 20 лет. На сколько лет крокодил живёт дольше антилопы?

60 — 20 = 40 (лет)

Берегите время, не тратьте его напрасно.

Килограмм,

Метр,

Минута,

Сантиметр,

Час,

Неделя,

Литр,

Сутки,

Дециметр,

Секунда,

Год,

Квадратный метр,

Грамм,

Месяц,

Километр,

Век,

Часы из веревки

В древнем Китае существовали, например «часы», которые были сделаны из пропитанных маслом веревок, на которых были завязаны узлы. Такой шнурок поджигали, каждый раз, когда пламя достигало узла, проходил определенный отрезок времени.

Солнечные часы

Первый простейший прибор измерения времени – солнечные часы – был изобретен вавилонянами примерно 3,5 тысячи лет назад.

Водяные часы

Наряду с солнечными часами уже во 2-м и 1-м тыс. до н.э. в Индии, Египте, Китае и Греции строились водяные часы, которые показывали время и днём, и ночью. В Вавилоне такие часы были в ходу еще 2050 лет тому назад.

Песочные часы

Песочные часы – один из самых древних приборов для определения времени.

Они состоят из двух грушевидных емкостей, соединенных между собой узкими концами.

Цветочные часы

Часы на Спасской башне

ЧАСЫ ВСЮДУ С НАМИ

9

Единицы времени

  • 1 год =
  • 1 месяц =

365 дней (366 дней)

30 дней или 31 день

  • 1 неделя =
  • 1 сутки =
  • 1 час =
  • 1 минута =

(в феврале 28 или 29 дней)

7 суток

24 часа

60 минут

60 секунд

Молодцы!!!

Береги свое и чужое время!

  • Домашнее задание по выбору:
  • 1. Рабочая тетрадь стр. 32
  • 2. Задание на карточке

Минута час бережет.

Делу- время, потехе- час.

.

Поздно поднялся — день потерял, в молодости не учился — жизнь потерял.

multiurok.ru

Исследовательская работа по теме «Время. Измерение времени. Часы». ( 3 класс)

И


сследовательская работа по теме

ВЫПОЛНИЛА:

Иваненко Ольга,

ученица 3 класса

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Маркова Наталья Григорьевна,

учитель начальных классов

х. Зазерский

Отгадайте загадку:

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
Догадались? Это время.

Тема моей исследовательской работы «Время. Измерение времени. Часы».

Невозможно представить себе жизнь современного человека без такого привычного приспособления как часы. Занимаясь разными делами, мы так часто ориентируемся на время, но даже не задумываемся, что же это такое? На уроках математики мы изучали тему «Измерение времени».

Я заинтересовалась, откуда появились понятия: год, месяц, день, час?

Как люди определяли время раньше?

Возможно, им помогали народные приметы?

А может быть, люди определяли время по явлениям природы.

Как можно самой определять время, если в доме нет часов?

Обратившись к одноклассникам и старшим ребятам, я поняла, что и они мало что об этом знают. Тогда я решила найти ответы на интересующие меня вопросы, обратившись к книгам, Интернету, и рассказать о своих открытиях сверстникам.

Цель моей работы: изучить и систематизировать информацию о понятии «время» и способах его измерения.

Мои задачи:

  1. Исследовать происхождение времени и его измерение.

  2. Узнать, какие виды часов существовали от времён древнего человека до наших дней.

  3. Изготовить самой приборы для измерения времени.

4. Познакомить с собранной информацией одноклассников.

Для выполнения работы я использовала такие методы:

  1. Знакомство с учебной, научной и популярной литературой.

  2. Экспериментальный.

  3. Наблюдения

1 . Происхождение времени.

Предметы считать легко: один, два, три и т.д. Измерить небольшое расстояние тоже, несложно, например шагами. Гораздо труднее найти мерку для времени. Тут ни пальцы, ни шаги не помогут: время можно измерять только временем, а мерку нужно искать в природе.

(Слайд 2)

Самыми древними «часами» было солнце. Утро, день, вечер, ночь. Не очень точно, но первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди научились определять время более точно: днем по солнцу, а ночью по звездам. Люди заметили, что звезды на небе медленно двигаются. Все они как бы привязаны к одной звезде, которую назвали Гвоздем Неба. Сейчас мы называем эту звезду Полярной, она показывает направление на Северный полюс. Неподалеку от Полярной звезды на небе всегда можно найти семь звезд, расположенных в виде ковша. Это созвездие Большой Медведицы. За сутки она обходит полный оборот вокруг Полярной звезды, за ночь полкруга. Вот и получается, что на небе есть настоящие часы со звездной стрелкой.

(Слайд 3)

По солнцу и звездам легко было определить время суток. Но людям нужны были еще и меры времени. В природе нашлись такие мерки. Люди заметили, что летом дни длиннее, а зимой короче. Так появился первый промежуток времени от одного лета до другого, который назвали годом. Началом года люди считали самый длинный летний день-21 июня.

(Слайд 4)

Еще три или четыре тысячи лет назад люди не только точно знали этот день, но и сумели построить каменный календарь, который показывал начало года. Когда первый луч восходящего солнца падал на священный камень внутри круга, это означало, что наступило начало нового года. Весь год это 365 дней. С точки зрения астрономов, год составляет 365 дней и почти 6 часов. Поэтому простой год насчитывает 365 дней, а каждый четвертый — 366. Этот год назвали високосным, в феврале високосного года 29 дней.

(Слайд 5)

А как разделить год? Это очень большая и не всегда удобная мера времени. На помощь пришла луна. Люди заметили, что от полнолуния до полнолуния проходит почти ровно 30 суток. Так появилась еще одна мерка времени — месяц.

(Слайд 6)

Наш современный календарь ведёт свое начало от календаря древних римлян. Именно они дали месяцам года названия, которые приняты у нас сейчас.

Двенадцатый месяц года называется декабрь. Это слово происходит от греческого слова дека десять. Дело в том, что римляне считали началом года не 1 января, а 1 марта. Декабрь тогда был десятый по счету месяц. С перенесением начала года на 1 января возникло несовпадение между названием и порядковым номером некоторых месяцев.

Название месяца

Смысл названия

Порядковый номер

сентябрь

седьмой

9

октябрь

восьмой

10

Ноябрь

девятый

11

декабрь

десятый

12

Потом месяц стали делить еще на четыре части. Так появились недели. После того как неделю разбили на сутки, научились разбивать их на 24 часа.

2.Способы измерения времени.

(Слайд 7)

В древности существовало много способов измерения времени. Это солнечные и огненные, водяные и песочные, и даже цветочные часы.

Все дело в том, что цветы раскрываются и закрываются строго в определенное время. В 6 часов утра раскрывается одуванчик, а в 9 часов — полевая гвоздика. В 6 часов вечера опускаются под воду кувшинки, а в 7-8 часов «засыпает» шиповник. Таким образом, простая наблюдательность могла сослужить человеку хорошую службу.

3.История часов

3.1.Солнечные часы

(Слайд 8)

Самые первые часы на земле — солнечные. Они были гениально простыми: вбитый в землю шест. Вокруг него нарисована шкала. Тень от шеста, передвигаясь по шкале, показывала, который теперь час. Позднее такие часы делали из дерева или камня и устанавливали на стенах общественных зданий.

Но солнечные часы имели один большой недостаток: они могли «ходить» только на улице, и только в солнечный день. Это, конечно, было очень неудобно.

(Слайд 9)

3.2.Огненные часы впервые появились в Китае. Они состояли из спирали или палочки из горючего материала с подвешенными металлическими шариками. При сгорании материала шарики падали в фарфоровую вазу, производя звон. В рудниках использовали лампадки, в которые наливали определенное количество масла. Как только огонек в лампе ослабевал, рудокопы заканчивали свою работу.

В некоторых случаях для определения времени применялся горючий жгут, который пропитывали ароматическими веществами через равные промежутки. Время в таких часах устанавливали по появляющемуся запаху. Также использовали свечи с отметками. Каждый раз, когда свеча догорала до одной из отметок, проходил определенный промежуток времени.

(Слайд 10)

3.3.Первые водяные часы появились почти одновременно с солнечными часами. Устроены они были очень просто, в виде сосуда, из которого медленно вытекала вода. По уровню воды, которая осталась, судили, сколько прошло времени.

(Слайд 11)

3.4.Песочные часы состоят из двух стеклянных луковиц соединённых между собой узким горлышком. Из верхней стеклянной луковицы в нижнюю медленно пересыпается песок. Чем больше песка, тем больше пройдёт времени.

(Слайд 12)

3.5.Механические часы появились в Европе в Средние века. Их стрелки приводились в движение при помощи гири на цепочке. Гиря была привязана к колёсику и тянула его вниз. А чтобы колесо поворачивалось медленно через равные промежутки времени, его делали зубчатым. Такие механические часы можно закрепить на стене, но носить их очень неудобно.

(Слайды 1 3- 16)

По размерам и портативности часы тоже можно разделить на:

3.6.Биологические часы.

Но есть еще одни часы, только их нельзя увидеть. Установлено, что человек обладает хорошо развитым чувством времени. Он даже может проснуться в тот час, в который запланировал со вчерашнего вечера. Эти часы находятся внутри каждого из нас и называются биологические часы.

4. Практическая часть

Опыт 1 (Слайд 17)

Опытным путем я решила установить, может ли человек в домашних условиях изготовить простейшие часы.

Для изготовления песочных часов мне понадобилось:

  1. Две маленькие бутылочки с крышками.

  2. Клейкая лента.

  3. Сверло.

  4. Соль мелкая «Экстра».

  • Приклеила две крышки друг к другу. Папа проделал в них отверстие сверлом.

  • Насыпала соль в одну из бутылок.

  • Прикрутила крышки к бутылкам.

В зависимости от количества соли мои часы отмеряют 2 минуты.

Опыт 2(Слайд 18)

Для изготовления огненных часов я взяла две свечи и несколько бусинок.

Каждые 30 минут я отмеряла, сколько сгорело свечи, и делала отметки бусинкой на целой свечке. Затем начертила шкалу с промежутком в 1 час.

В результате я получила восковые часы с интервалом времени 5 часов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Слайд 19)

Закончив свой проект, я могу сказать, что мне удалось решить поставленные задачи:

  1. Я узнала много нового, получила опыт работы с разными источниками информации и компьютерными программами;

  1. Изучив данный вопрос и проделав ряд опытов, я убедилась в том, что время можно определить не только с помощью часов, но и с помощью свечки, песочными, солнечными или водяными часами.

  1. Мое выступление заинтересовало одноклассников, помогло им расширить свои знания.

  1. Мне удалось выполнить поставленные задачи. Значит, я с пользой потратила время.

(Слайд 20)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Полный энциклопедический справочник школьника.—М., 2008.

  1. Черненко Г.Т. Школьный путеводитель Часы и время.– М., 2004.

  1. Детская энциклопедия. Открытия и изобретения. Под ред. Артемова О. В. и др. – М., 2008.

  1. Большая детская энциклопедия. Перевод с англ. Кима А. И.; Демыкина В.В. – М., 2005.

  1. Детская энциклопедия Я познаю мир. Автор — сост. Савин А. П. и др. – М., 1997.

12. Интернет сайты:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://sav-files.narod.ru/

http://images.yandex.ru/

http:// dreamworlds.ru/

http:// allfacts.net

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

Введение ………………………………………………………………………2

1.Происхождениевремени………………………………………………………3

2.Способы измерения времени…………………………………………………4

3. История часов…………………………………………………………………5

3.1.Солнечные часы……………………………………………………………..5

3.2.Огненные часы ….…………………………………………………………..6

3.3 Водяные часы ……………………………………………………………….6

3.4.Песочные часы………………………………………………………………6

3.5.Механические часы…………………………………………………………6

3.6.Биологические часы…………………………………………………………6

4. Практическая часть…………………………………………………………..7

4.1 Опыт 1………………………………………………………………………..7

4.2 Опыт 2………………………………………………………………………..7

5. Заключение……………………………………………………………………8

6. Литература…………………………………………………………………….9

7. Содержание ………………………………………………………………….10

infourok.ru

Проектная работа «История измерений и простые измерительные приборы своими руками»

VII городская научно – практическая конференция «Шаг в будущее»

История измерений и простые измерительные приборы своими руками

Выполнил : Антаков Евгений обучающийся МБОУ СОШ № 4,

3 класс В

Научный руководитель : Осиик Т.И . учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 г. Полярные Зори

Меня зовут Антаков Женя, мне 9 лет.

Я учусь в третьем классе, занимаюсь плаванием, дзюдо и английским языком.

Я люблю читать и собирать различные модели из конструктора.

Хочу стать изобретателем, когда вырасту.

Цель проекта : — изучить историю измерений времени, массы, температуры и влажности и смоделировать простейшие измерительные приборы из подручных материалов.

Гипотеза : я предположил, что простейшие измерительные приборы можно смоделировать самостоятельно из подручных материалов .

Задачи проекта :

изучить историю измерений различных величин;

— ознакомится с устройством измерительных приборов;

— смоделировать некоторые измерительные приборы;

-определить возможность практического применения самодельных измерительных приборов.

Научная статья

1. Измерение длины и массы

С необходимостью определять расстояния, длины предметов, время, площади, объемы и другие величины люди сталкивались с древних времен.

Наши предки в качестве средств измерений длины использовали собственный рост, длину руки, ладони, стопы.

Для определения дальних расстояний использовались самые различные способы (дальность полета стрелы, «трубки», буки и т.п.)

Подобные способы не очень удобны: результаты таких измерений всегда различаются, поскольку зависят от размеров тела, от силы стрелка, зоркости и т.п.

Поэтому постепенно стали появляться строгие единицы измерения, эталоны массы, длины.

Один из древнейших измерительных приборов – весы. Историки считают, что первые весы появились более 6 тысяч лет назад.

Простейшая модель весов – в виде равноплечного коромысла с подвешенными чашками широко использовалась в Древнем Вавилоне и Египте.

Организация исследования

  • Коромысловые весы из вешалки

В своей работе я решил попробовать собрать простую модель чашечных весов, с помощью которой можно проводить взвешивание небольших предметов, продуктов и т.п.

Я взял обычную вешалку, закрепил ее на подставке, к плечикам привязал пластиковые стаканчики. Вертикальной линией обозначил положение равновесия.

Чтобы определять массу, нужны гири. Я решил использовать вместо них обычные монеты. Такие «гирьки» всегда под рукой, и достаточно один раз определить их вес, чтобы использовать для взвешивания на моих весах.

5 руб

50 коп

10 руб

1 руб

Организация исследования

Опыты с коромысловыми весами

1 . Шкала весов

Используя разные монеты, нанес на лист бумаги отметки, соответствующие весу монеток

2. Взвешивание

Горсть конфет – уравновесил с помощью 11 разных монеток, общим весом 47 граммов

Контрольное взвешивание – 48 граммов

Печенье — уравновесил 10 монетами весом 30 граммов На контрольных весах – 31 грамм

Вывод : из простых предметов я собрал весы, с помощью которых можно проводить взвешивание с точностью до 1-2 граммов

Научная статья

2. Измерение времени

В глубокой древности люди ощущали ход времени по

смене дня и ночи и времен года и пытались его измерять.

Самыми первыми приборами для определения времени были солнечные часы.

В Древнем Китае для определения промежутков времени использовали «часы», состоявшие из пропитанного маслом шнура, на котором через равные промежутки завязывали узлы.

Когда пламя достигало очередного узла, это означало, что прошел определенный отрезок времени.

По такому же принципу действовали свечные часы и масляные лампы с отметками.

Позже люди придумали простейшие устройства – песочные и водяные часы. Вода, масло или песок равномерно перетекают из сосуда в сосуд, это свойство и позволяет отмерять определенные промежутки времени.

С развитием механики в XIV — XV веках появились часы с заводом и маятником.

Организация исследования

  • Водяные часы из пластиковых бутылочек

Для этого опыта я использовал две пластиковые бутылки объемом 0.5 литра и трубочки для коктейля.

Крышки соединил между собой при помощи двустороннего скотча и сделал два отверстия, в которые вставил трубочки .

В одну из бутылок налил подкрашенную воду и закрутил крышки.

Если всю конструкцию перевернуть, то жидкость по одной из трубочек переливается вниз, а вторая трубочка необходима для того, чтобы воздух поднимался в верхнюю бутылку

Организация исследования

Опыты с водяными часами

Бутылочка заполнена подкрашенной водой

Бутылочка заполнена растительным маслом

Время перетекания жидкости – 30 секунд Вода перетекает быстро и равномерно

Время перетекания жидкости – 7 мин 17 сек

Количество масла подобрано так, чтобы время перетекания жидкости было не более 5 минут

На бутылочки нанесли шкалу – отметки через каждые 30 секунд

Чем масла меньше в верхней бутылке, тем медленнее оно стекает вниз, и расстояния между отметками становятся все меньше.

Вывод : у меня получились часы, с помощью которых можно определять промежутки времени от 30 секунд до 5 минут

Научная статья

3. Измерение температуры

Человек может различать тепло и холод, но точную температуру при этом не знает.

Первый термометр изобрел итальянец Галилео Галилей: стеклянная трубочка наполняется водой больше или меньше в зависимости от того, как сильно расширяется в ней горячий воздух или сжимается холодный.

Позднее на трубку были нанесены деления, то есть шкала.

Первый ртутный термометр предложил Фаренгейт в 1714 году, нижней точкой он считал температуру замерзания солевого раствора

Привычную нам шкалу предложил шведский ученый Андрес Цельсий.

За нижнюю точку ( 0 градусов) принята температура таяния льда, а за 100 градусов – температура кипения воды

Организация исследования

  • Водяной термометр

Термометр можно собрать по простой схеме из нескольких элементов – колба(бутылочка) с подкрашенной жидкостью, трубочка, лист бумаги для шкалы

Я использовал небольшую пластиковую бутылочку, в которую налил воду, подкрашенную краской, вставил соломинку от сока, закрепил все при помощи клеевого пистолета.

Наливая раствор, я добился, чтобы небольшая его часть попала в трубочку. Наблюдая за высотой получившегося столбика жидкости можно судить об изменениях температуры.

Во втором случае я заменил пластиковую бутылочку на стеклянную ампулу и собрал термометр по той же схеме. Оба прибора я испытал в различных условиях.

Организация исследования

Опыты с водяными термометрами

Термометр 1 (с пластиковой бутылочкой)

Термометр поместили в горячую воду — столбик жидкости опустился вниз

Термометр поместили в ледяную воду — столбик жидкости поднялся вверх

Термометр 2 (со стеклянной колбой)

Термометр поместили в холодильник.

Столбик жидкости опустился вниз, на обычном термометре отметка 5 градусов

Термометр поместили на отопительную батарею

Столбик жидкости поднялся вверх, на обычном термометре отметка 40 градусов

Вывод : я получил термометр, по которому можно примерно оценить температуру окружающего воздуха. Его точность можно повысить , если использовать стеклянную трубку как можно меньшего диаметра; заполнить колбу жидкостью так, чтобы не оставалось пузырьков воздуха; использовать вместо воды спиртовой раствор.

Научная статья

4. Измерение влажности

Важным параметром окружающего нас мира является влажность, так как организм человека очень активно реагирует на ее изменения. Например, при очень сухом воздухе усиливается потоотделение и человек теряет много жидкости, что может привести к обезвоживанию.

Известно также, что того, чтобы избежать болезней органов дыхания, влажность воздуха в помещении должен быть не менее 50-60 процентов.

Величина влажности важна не только для человека и других живых организмов, но и для протекания технических процессов. Например, избыток влажности может влиять на корректную работу большинства электроприборов.

Для измерения влажности используются специальные приборы- психрометры, гигрометры, зонды и различные устройства.

Организация исследования

Психрометр

Один из способов определения влажности основан на разнице показаний «сухого» и «влажного» термометров. Первый показывает температуру окружающего воздуха, а второй – температуру влажной ткани, которой он обернут. Используя эти показания по специальным психрометрическим таблицам, можно определить значение влажности .

В пластиковой бутылке из-под шампуня я сделал небольшое отверстие, в которое вставил шнурок, на дно налил воды.

Один конец шнурка закрепил на колбе правого термометра, другой поместил в бутылку, чтобы он находился в воде.

Организация исследования

Опыты с психрометром

Свой психрометр я проверил, определяя влажность в различных условиях

Вблизи отопительной батареи

Вблизи работающего увлажнителя воздуха

Сухой термометр 23 º С

Влажный термометр 20 º С

Влажность 76 %

Сухой термометр 25 º С

Влажный термометр 19 º С

Влажность 50 %

Вывод : я выяснил, что психрометр, собранный в домашних условиях можно использовать для оценки влажности помещений

Заключение

Наука измерений очень интересна и разнообразна, история ее начинается в глубокой древности. Существует огромное количество различных методов и приборов измерений.

Моя гипотеза подтвердилась — в домашних условиях можно смоделировать простые приборы (коромысловые весы, водяные часы, термометр, психрометр), которые позволяют определять вес, температуру, влажность и заданные промежутки времени.

Самодельные приборы можно использовать в обычной жизни, если под рукой не оказалось стандартных измерительных приборов:

Засекать время, выполняя упражнения на пресс, отжимания или прыжки на скакалке

Следить за временем при чистке зубов

На уроках – проводить пятиминутные самостоятельные работы

Список литературы.

1. «Познакомься, это… изобретения»; Энциклопедия для детей; изд-во «Махаон», Москва, 2013

2. «Зачем и почему. Время»; Энциклопедия; изд-во «Мир книги», Москва 2010

3. «Зачем и почему. Изобретения»; Энциклопедия; изд-во «Мир книги», Москва 2010

4. «Зачем и почему. Механика; Энциклопедия; изд-во «Мир книги», Москва 2010

5. «Большая книга знаний» Энциклопедия для детей; изд-во «Махаон», Москва, 2013

6. Интернет –сайт «Занимательная-физика.рф» http://afizika.ru/

7. Интернет-сайт «Часы и часовое дело» http://inhoras.com/

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

План-конспект урока по математике (3 класс) на тему: Урок математики. Измерение времени. 3кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

 Целинного района Алтайского края

                                                                                             

Конспект урока математики с применением ИКТ

по теме «Измерение времени».

                                   Разработала:   Ганова И.И.

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                 

                                                                                             

с. Марушка

                                                             2013г

1. Тема урока: « Измерение времени»

2.Предмет: математика

3.Класс: 3

4.Автор разработки: Ганова Ирина Ивановна (учитель начальных классов)

5. Образовательное учереждение: МБОУ «Марушинская СОШ»

6. Тип урока: урок первичного предъявления  новых  знаний и способов учебных действий

7. Форма организации: урок

8. Представление о результатах:

Личностные: формировать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности, формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу.

Метапредметные:

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый и итоговый контроль  по результату.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:  договариваться и приходить к общему решению в парной и совместной деятельности.

Предметные:  запомнят единицы времени: век, год, месяц, неделя, час, минута, секунда; научатся записывать соотношения, которыми  связаны между собой единицы времени, решать задачи на определение продолжительности.

8. Оборудование:

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор

11.Дидактические материалы:

  • Мультимедиа-презентация урока в PowerPoint.
  • Демонстрационный материал: календари настенный и настольный, отрывной и  карманный.
  • Раздаточный материал: карманные календари, карточки с заданиями.
  1. Ход урока
  1. I. Организационный этап.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Ребята садятся за парты)
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёта.

  1. II. Актуализация опорных знаний. Устный счёт

Лена получает журнал «Мурзилка».                            (Слайд 1)
Он выходит1 раз в месяц.
Сколько журналов Лена получит за 1 год?
за 2 года? за 3 года?

-Какие единицы  измерения времени встретились в задаче?

Го

  1. III. Целеполагание.

Чтобы узнать тему урока нужно отгадать загадку:

Мы день не спим,

Мы ночь не спим.

И день и ночь

Стучим, стучим! (Часы)

О чем нам говорят часы? (Часы нам говорят времени).  

А можно ли измерить время? (Время это величина, которую можно измерить.)

Как вы думаете, какова тема урока?

 Тема урока «Измерение времени»                             (Слайд 2)

Сформулируйте цель урока.                                          ( Слайд 3)

Изучить единицы времени; узнать новое об измерении времени; 

  1. V. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

На уроке чтения мы читали сказку В.И. Даля «Старик Годовик». Давайте вспомним её и побеседуем по ней.

«Вышел Старик Годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик Годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. (Слайд 4, 5)

  • Ребята, а что это за птицы? (Месяцы)
  • А какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль)

Махнул Старик Годовик второй раз – полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.    (Слайд 6,7)

  • Какие это месяцы? (Март, апрель, май)

Махнул Старик Годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.    (Слайд 8,9)

  • Какие это месяцы? (Июнь, июль, август)

Махнул Старик Годовик четвёртый раз – полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. (Слайд 10,11)

  • Какие это птицы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Где мы можем увидеть все месяцы вместе? (В календаре)  (Слайд 12)

«Календарь – перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. В более общем смысле понятие «календарь» означает всю систему исчисления времени. Календарь удобен, чтобы вести счёт времени – годам, месяцам, неделям дням»

Какие бывают календари? (Отрывные, настенные, карманные, настольные – демонстрация календарей)

1.Работа с календарем

1) Посчитайте, сколько месяцев в году?

 1 год = 12 месяцев

2)С какого месяца начинается календарный год? (С января)

3) Назовите все месяцы в году.

4) Назовите зимние (весенние, летние, осенние) месяцы.

5) Какой месяц сейчас идёт? (Март)

6) Какие месяцы в этом году уже прошли? (Январь, февраль)

7) Какие месяцы ещё будут в этом году? (Апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

8) Сколько дней в марте? (31)

9) Сколько дней в апреле? (30)

10) Сколько дней в мае? (31)

11)Какое это время года? (весна)

12)Сколько дней длится весна. (Запись на доске)

Что для этого нужно сделать? (Сложить количество дней в каждом весеннем месяце)

Март-31день, апрель-30дней, май- 31 день. (Запись на доске)

31 + 30 + 31 = 92 (дн.)

Ответ: 92 дня длится весна.

  1. Физкультминутка

Какие времена года вы еще знаете? (зима, осень, лето)

Разделитесь на две группы. Первая группа, используя настольный календарь, узнает, сколько дней длится зима. Вторая группа, используя настенный календарь, узнает, сколько дней длится осень. (Все ученики  решают у доски)

1 группа – зима (31+31+29=91 день)

2 группа – осень (30+31+30=91 день)

Кто из вас знает, как можно определить количество дней в месяце, 31 или 30, если у вас нет календаря? (по руке).

Июнь-30 дней, июль-31 день, август-31день

лето (30+31+31=92 дня)

2.Решение задачи

Количество дней в месяце и в трех сезонах мы с вами определили, а теперь давайте узнаем, сколько дней было  в 2012 году.

Сколько месяцев, в которых 31 день? (7)

Давайте запишем: 7 мес. – по 31 дн.

Сколько месяцев, в которых 30 дней? (4)

Давайте запишем: 4 мес. – по 30 дн.

Что ещё известно? 1 мес. – 29 дн.

Покажите, что надо узнать количество всех дней.

Если в одном месяце 31 день, как узнать, сколько в семи таких месяцах? (умножить 7 на 31)

1) 31*7 =217(дн.) –  в 7 месяцах

2) 30*4 = 120 (дн.) – в 4 месяцах

3) 217+120+29=366(дн.)

Ответ: 366 дней в 2012 году.

А всегда ли бывает 366 дней в году?

Сколько дней ещё бывает в феврале? (28)

Как называется год, в феврале которого 29 дней? (високосный)

А кто из вас знает, как можно определить, сколько дней в феврале 2014 года? Каким будет этот год високосным или не високосным? ( Слайд 13)

(Надо последние две цифры года разделить на 4 , если делится без остатка, значит в феврале 29 дней, а если не делится, значит 28.)

2012 год – 12 , значит 12:4=3, делится. В феврале 2012 года будет 29 дней. Високосный год.

2013 год – 13 , значит 13:4, не делится, значит, год — не високосный

2014 год – 14 , значит 14:4, не делится, значит, год — не високосный

2016 год – 16 , значит 16:4=4, делится. В феврале 2016 года будет 29 дней. Високосный год.

  1. Физкультминутка

Физкультминутка для глаз. (Слайд14-20)

3.Работа с календарем

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. (Слайд 21)

  • Что это за крылья у каждой птицы? (Недели)

В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо со своим именем.

  • Что это за семь перьев? (7 дней в неделе)

1 неделя = 7 суток

Назовите  дни недели по порядку.  (Слайд 22)

Объясните название:

ПОНЕДЕЛЬНИК – день после нерабочего дня

ВТОРНИК – второй на неделе 

СРЕДА – средний день

ЧЕТВЕРГ – день четвёртый по порядку (в старину «четверток»)

ПЯТНИЦА – пятый день

СУББОТА – шестой день недели

ВОСКРЕСЕНЬЕ – единственный день, прямо назван в связи с воскресением Господа Бога Иисуса Христа

  1. 4. Работа по учебнику

Скажите, есть ли единица времени больше года?   (Слайд 23)

Страница 54 прочитайте правило.

1)Какая самая большая единица времени? (Век)

2)В каком веке мы с вами живем? (в 21)

3) Каким по счету будет следующий век? (22)

4) А может ли человек жить  больше века? (да)

5) А больше двух веков? (Нет)

5.Самостоятельная работа в парах.

А какие единицы измерения времени меньше чем век, год, месяц, неделя?

(Час, минута и секунда).

На странице 55 найдите  значок «Запомнить». (Слайд 24)

Прочтите и постарайтесь запомнить, как обозначаются единицы времени при письме, и какими соотношениями они связаны между собой.

Поработайте в парах, расскажите друг другу, что запомнили.

Выполните № 231(устно) Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

  1. VI.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений:

1)  Выбери правильный ответ (Слайды25-30)

 2) Самостоятельная работа.   Проверка с помощью слайдов. (Слайды 31-33)

Заполните пропуски:

Век =…лет

1 год =…месяцев

1 сутки=…часа

1 неделя=…суток

1 час=…мин

1 мин =..секунд

 Заполните кроссворд

  1. Какой сейчас месяц?
  2. Назови, одним словом 12 месяцев?
  3. Июнь, июль, август – какое время года?
  4. Век. Сколько это лет?
  5. Единица времени равная 7 суткам.
  6. Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят!

Что это за братья?

  1. Как называется год, в котором 366 суток?

Дополнительно. Сравните:

1 нед. * 8 сут.
1 мес. * 35 сут.
14 сут. * 2 нед.
1 век * 100 лет
1 год * 15 мес. 
1 мес. * 25 сут.

XI. Итог урока.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Назовите единицы времени.
  3. XII. Домашнее задание
  4. Стр. 54 № 226, №227
  5. XIII.Рефлексия

На солнышке, которое мне хотелось бы подарить вам за хорошую работу, нарисуйте радостную улыбку, если у вас хорошее настроение, печальную улыбку, если у вас плохое настроение.

Сегодня вы вспомнили, то, что знали раньше и узнали много нового.  Я хочу, чтобы вы как это солнышко приносили хорошее настроение.

nsportal.ru

Проект на тему История возникновения приборов измерения времени. 3-4 класс


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Часы за шумом не слышны,Но дни и годы к нам приводят.Выходит лето из весныИ в осень позднюю уходит. У древних народов самым простым прибором, измеряющими время в течении суток, был высокий вертикальный шест – гномон. Целый день тень от гномона медленно поворачивалась и её длина изменялась. Длину тени мерили ступнями и узнавали, например, когда идти в школу, когда обедать. До полудня Солнце на небе поднималось, а после полудня опускалось. В полдень положение солнца на небе было самое высокое, а тень от гномона – самая короткая. Так по длине тени определяли момент полдня. Потом расположили под гномоном циферблат. На нём тень от гномона (как стрелка на современных часах) указывала время. Так появились солнечные часы. В облачные дни и в помещении пользоваться солнечными часами было нельзя. Для таких случаев придуманы были водяные, песочные и огневые часы. Водяные часы были двух видов: наполняющихся и вытекающие. Эти часы давали возможность узнать, сколько времени прошло с определённого момента, но не столько времени вообще. Например, они применялись в суде для ограничения времени ораторов. Водяные часы были незаменимы в ночное время. Песочные часы как и водяные использовались для измерения определённых промежутков времени. Человечеству они были известны очень давно, ещё в Греции. Сложность их изготовления было то, что для них применялся очень мелкий, особо просеянный песок. Они состояли из двух сосудов с металлическим ситечком. Примерно триста лет назад появились механические часы с маятником и гирями. И сейчас можно встретить ходики стаким же устройством. Затем были сконструированы гораздо более удобные механические часы с пружиной. Несколько десятилетий назад на смену механическим часам были изобретены более точные кварцевые и электронные часы. История знает и часы, которые основаны на наблюдении за растениями. Так, великий шведский ботаник Карл Линней устроил цветочные часы. Это была клумба,на которой цветки разных растений раскрывались поочерёдно, указывая тем самым время. Расскажи, как такие часы указывают время Изготовь водяные часы, как показано на рисунке. Поясни, как возникли выражения: «время бежит», «время истекает», «время кончилось». Какие неудобства испытывали люди, пользуясь солнечными, песочными, водяными и цветочными часами? Какие ещё часы сконструировал человек? Время дороже золота. Время не поворотишь вспять. Делу – время, потехе – час. День и ночь – сутки прочь. Нельзя Солнцу дважды в сутки Землю обходить. Долог день до вечера, коли делать нечего.

weburok.com

Презентация на тему: «Измерение времени в древности».

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Измерение времени в древности».»

Проект

Измерение времени в древности

Презентацию выполнил

ученик 3 «Б» класса

МБОУ «Лицей № 56»

Колобов Владислав

Руководитель Кладиева Елена Васильевна

С древних времен смена дня и ночи служили единицей измерения относительно небольших интервалов времени. Положение Солнца на небе использовалось в качестве часовой стрелки, по которой люди определяли время в дневную часть суток.

Первые солнечные часы появились 5,5 тысяч лет назад. Часы состояли из указателя, отбрасывающего тень и играющего роль стрелки, а также циферблата с нанесенными на него делениями, обозначающими часы суток. Перемещение стрелки-тени, отражающей суточное вращение Земли, позволяет определить время.

Но работа таких часов сильно зависела от погода, да и пользоваться ими можно было только в светлое время суток.

Огненные часы измеряли время по количеству масла, сгоревшего в лампе, или воска в свече. Они были очень популярны и единицей времени тогда стала свеча. На вопрос «Который час? Следовал ответ: — «Две свечи», что соответствовало примерно трем часам ночи, поскольку вся ночь делилась на три свечи. Такие часы были дешевы и удобны, но неточны из-за различной скорости выгорания масла и воска различных ламп и свечей.

Огненные часы

Позже древние греки изобрели водяные часы — Клепсидры. Они состояли из двух сосудов, расположенных на разной высоте. В высший сосуд наливали воду, которая через отверстие внизу переливалась в низший сосуд. Но таким образом можно было определить только промежуток прошедшего времени, а не узнать который час. Также на ход водяных часов могло оказывать влияние атмосферное давление.

Песочные часы. Это герметичный сосуд, суженный посередине. Через этот узкий проем песок пересыпается из одной части в другую и наоборот. Этот процесс каждый раз длится одинаковый промежуток времени, так как количество песка не меняется.

Также во все времена пользовались «живыми» часами. Например, жаворонки начинают петь в 2 часа ночи, иволга в 3 часа, а воробьи просыпаются в 6 часов утра. Петухи первый раз кричат в первом часу ночи, второй раз в 2 часа ночи, третий раз в пятом часу утра. Со вторыми петухами жители деревни раньше вставали, чтобы замесить хлеб, а с третьими, чтобы отправиться на работу в поле.

Жизненный цикл многих растений и животных соотносится с временем суток. Большинство цветов закрываются и раскрываются в середине дня или ночью. Основываясь на этом принципе Карл Линней придумал и создал цветочные часы, которые «работали» с трех часов утра до полуночи. По ним можно было определить время суток с точностью до 30 минут .

Первые механические часы появились только в 14 веке. Это были огромные тяжеловесные механизмы башенных часов.

Тогда только познается время, когда оно потеряно.

multiurok.ru

Информационный проект по окружающему миру «В мире времени»(1-3 классы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Гимназия №1»

Информационно-познавательный проект

«В мире времени»

Автор проекта: Федорова Ирина Петровна,

учитель начальных классов

г. Нижневартовск 2014 год

Содержание.

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Основная часть………………………………………………………………4-6

2. 1. Значение слова « Время»………………………………………………..4

2. 2. Немного истории………………………………………………………….4

2. 3. Единицы измерения времени……………………………………………4

2. 4. Часы — инструмент измерения времени………………………………..5

2. 5. Виды часов…………………………………………………………………5

2. 6. «Биологические часы»…………………………………………………..6

2. 7. Цветы – часы……………………………………………………………..6

2.8. «Это интересно!»…………………………………………………………..6

3. Заключение……………………………………………………………………..7

1. Введение

Любому человеку жизненно необходимо ориентироваться во времени. У детей существуют трудности восприятия времени и временных отношений. Трудности связаны со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм: «не видно» и «не слышно».

Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью, но интерес к временным отношениям возникает рано.

Что же может и должен знать каждый ребенок о времени?

Что было бы, если бы не было часов?

Какова история времени?

Ответы на эти и другие вопросы о времени раскрываются в данном проекте.

Цель проекта:

Научится ориентироваться во времени.

Задачи:

1.Узнать значение слова «Время».

2.Изучить меры времени.

3.Узнать какие виды часов существуют.

4.Как сама природа помогает измерять время?

2. Основная часть.

2.1. Значение слова «время». Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками, эпохами. Длительность и протяжённость протекания того или иного события, действия определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра и т.д. Но в быту временем обычно называют время суток.

День да ночь – сутки прочь.

2.2.Немного истории.

Как же раньше люди определяли время? В старину, чтобы узнать, сколько дней пройдет, использовали такой способ. Каждое утро, на восходе солнца, люди нанизывали камешек с отверстием (похожий на пуговицу) на крепкую травинку или прутик. Таким образом, они определяли, сколько дней прошло до сбора урожая, возвращения охотников и т. д.

Известен такой случай. Древний персидский царь оставил воинов охранять мост. А сам с войском пошел в поход на врагов. Он вручил воинам, охранявшим мост, ремень, на котором были завязаны узлы. Каждый день воины должны были развязывать по узлу. Только тогда, когда все узлы были развязаны, воины могли вернуться домой. В том- то и дело, что мерить время можно миллионом разных способов. Только у одних одно время, а у других — другое. А нужно, чтобы у всех было одинаковое. Вот почему из миллиона способов измерять время только очень немногие.

Всему свое время.

2.3.Единицы измерения времени.

Меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют собой определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения следующей.

60 сек=1 мин

60 мин=1час

24 часа=1 сутки

7 суток=1 неделя

4 недели=1 месяц

12 месяцев=1год

100 лет=1 век

100 веков=1 тысячелетие

2.4.Часы — инструмент измерения времени.

Часы́ — прибор для измерения времени, в единицах, меньших чем одни сутки.

Основное применение часов — это ориентация в течение суток.

Часы ведут секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут

Кто время бережёт.

2.5.Виды часов.

На разных этапах развития цивилизации человечество использовало часы, различающиеся:

По механизму измерения: солнечные часы, огненные часы, песочные часы, водяные часы, механические часы, кварцевые часы, электронные часы, астрономические часы, атомные часы.

По размерам и применению: карманные часы, наручные часы, каретные часы, настольные часы, настенные часы, напольные часы, башенные часы.

Солнечные часы. Часы состоят из трех деталей: самого солнца, гномона то есть предмета, отбрасывающего тень и циферблата, на который эта тень падает. Линии на циферблате рассчитываются индивидуально для каждых часов.

Огненные часы. Они состояли из спирали или палочки из горючего материала с подвешенными металлическими шариками. При сгорании материала шарики падали в фарфоровую вазу, производя звон.

Песо́чные часы́ — простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком.

Водяны́е часы́ (иначе клепси́дра) — прибор для измерения времени в виде цилиндрического сосуда с истекающей струёй воды. Был в употреблении до XVII века.

Механические часы.

Устройство:

1. Источник энергии — заведённая пружина или поднятая гиря.

2. Спусковой механизм – маятник или баланс.

3. Механизм подзаводки и перевода стрелок.

4. Система шестерён.

5. Циферблат со стрелками.

Кварцевые часы. Это разновидность электронно-механических часов. Кварцевые часы были выпущены на рынок в 1971г.

2. 6. «Биологические часы».

Все мы живем по определенным законам. Как говорится, и стар, и млад. Среди прочих особое значение имеют биологические ритмы.
Более простое и известное понятие – это «биологические часы». Любой организм способен чувствовать и измерять время. Действительно, этой способностью обладают все живые существа — от растений до человека!

2. 7. «Цветы – часы».

Цикорий — открытие цветка в 4 – 5 часов, закрытие в 14 – 15 часов.

Шиповник — открытие цветка в 4–5часов, закрытие в 19–20 часов.

Мак – открытие цветка в 5 часов, закрытие в 14-15 часов.

Одуванчик – открытие цветка в 5-6 часов, закрытие в 14-15 часов.

Картофель – открытие цветка в 6-7 часов, закрытие в 14-15 часов.

Лён – открытие цветка в 6-7 часов, закрытие в 16-17 часов.

Белая кувшинка – открытие цветка в 7-8 часов, закрытие в 18-19 часов.

Ноготки – открытие цветка в 6-9 часов, закрытие в 15-16 часов.

2.8. «Это интересно!».

Знаете ли Вы?

  • за 0.1 секунды космический корабль пролетает 1 км;

  • за 1 минуту сердце здорового человека прогоняет по кровеносным сосудам 5 литров крови;

  • через 21 минуту исчезает чувство голода у человека после того, как он съест кусочек хлеба;

  • за сутки сердце здорового человека прогоняет по кровеносным сосудам 7200 литров крови;

Задачи — шутки.

  • В 12 часов ночи шёл снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода?

  • Какие сутки длиннее: вчерашние, сегодняшние или завтрашние?

  • Можно ли вернуть день, который прошёл? Как он называется?

3. Заключение.

За часом час, за годом год

Часы всегда идут вперёд.

Всё надо делать по часам,

Тогда доволен будешь сам!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *