cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Занятие по теме деревья в старшей группе – . , — .

Конспект занятия по НОД в старшей группе на тему: «Лес. Такие разные деревья».

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Лес. Такие разные деревья».

Задачи:

Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение знаний по теме «Лес. Деревья».

Развивающие: Развитие связной речи, внимания, воображения, мышления, памяти, координация речи с движением.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе, чуткость и восприятие красоты окружающего мира.

Материал и оборудование: магнитная доска, предметные картинки (ель, сосна, кедр, лиственница, береза, рябина, клен, дуб; картинки — листочки и плоды этих деревьев; две корзинки; магнитафон, мяч, игрушка лесовичок.

Предварительная работа: Чтение рассказов О. Дмитриева «Что такое лес»; Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу», стихов о природе, беседа о пользе леса; отгадывание загадок; заучивание пословиц и поговорок; рассматривание картинок и иллюстраций о деревьях; наблюдение за деревьями в природе; Дид/игры: «Один-много»; «Узнай дерево по листику»; «От какого дерева лист?»; П/игра: «Раз, два, три — к названному дереву беги». Просмотр презентации «Деревья вокруг нас».

Ход НОД:

Организационный момент: Дети стоят в кругу.

— Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, чему будет посвящено наше занятие:

«Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,

а нагрянет холод злой — снимет шубу с плеч долой?» (лес)

— Отправимся в лес на прогулку. Но не за грибами и не за ягодами, а за чудесами! А какие в лесу могут чудеса? (ответы детей)

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое — пчелою забралось в цветок,

А третье — лягушкою скок в ручеек.

— Но как же мы попадем в лес, как можно до него добраться?

(Дети высказывают варианты, как добраться до леса. В итоге с помощью воспитателя решают, что проще превратиться в кого-нибудь или что-нибудь.)

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся.

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и кусты.

(Покружились, покружились в облака все превратились.)

Путешествие в лес. (Звучит тихо музыка — звуки леса)

Мы идем в гости к лесовичку. Он нам расскажет много интересного.

Ходит по лесу лесовичок,

Он в лесу молчать привык.

Здесь ему совсем как дома,

Все давным-давно знакомо.

Но сначала надо повторить правила поведения в лесу.

— Не шуми в лесу.

— Не ломай ветки деревьев и кустарников.

— Не разоряй гнезда птиц.

— Не уноси домой детенышей животных.

— Не разоряй муравейники.

— Не рви в лесу и на лугу цветы.

— Не загрязняй природу, забирай с собой мусор.

— Не разводи костры под деревьями

Игра «Добавь словечко».

Встал стеною до небес

Перед нами чудо…(лес)

Воспитатель: Что такое лес?

Дети: Лес- это целый мир! В нем обитает множество растений и животных. В нем живут звери, птицы, насекомые.

Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы деревья вдруг исчезли?

Дети: Людям и всему живому нечем будет дышать, животным негде будет жить, нечем питаться, некуда прятаться, солнце сожжет землю и все живое погибнет.

Воспитатель: Правильно, деревья выполняют очень важную роль для жизни и развития всего живого. (Дети сели за столы)

Воспитатель: — А теперь отгадайте загадку:

Это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона, как шатер? (Сосна.)

У сосны не листочки, а самые длинные иголки. Иголки эти осенью не желтеют. У сосны медно-желтый ствол, и коричневые, плотные шишки на ветках. В створках шишек спрятала свои семечки сосна. Шишка сосновая круглая с вытянутым носиком, коричневая, корявая.

Воспитатель: А как называется место, где растут сосны? (Сосновый бор.)

А почему полезно гулять в сосновом бору? (ответы детей)

Правильно, в нем чистый воздух, и в нем светло и просторно.

Ребенок загадывает загадку:

Зимой и летом одним цветом? (Ель.)

Воспитатель: У ели иголочки короткие, плоские и тоже осенью не желтеют. Ствол ели темно-серого цвета, а шишки овальные, коричневые с нежными чешуйками. И семена свои ель тоже прячет в шишках.

— А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник.)

— А почему в ельнике так сыро и темно? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.

— И ель и сосна — это хвойные, вечно зеленые деревья.

(Предлагаю поиграть — разложить по корзинкам шишки ели сосны.)

Загадка:

Есть у родственницы елки не колючие иголки,

Но в отличие от елки — опадают все иголки. (Лиственница.)

— А чем отличается елка от лиственницы? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, иголки у елки круглый год, а у лиственницы поздней осенью желтеют и опадают.

Загадка:

Мои мягки иголки — длиннее чем у елки. (Кедр.)

Лес, в котором растут одни кедры называется кедрачом. Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому очень высокое.

— А чем отличается кедровая сосна от обычной? (Кедровые шишки можно употреблять в пищу.)

Воспитатель: Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница называется хвойный лес. Из хвои этих деревьев изготовляют таблетки, настойки, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин «С» в большом количестве.

Физкультминутка: «Деревья».

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивание — руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивание — руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед-

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловища)

Ветер стих. Взошла луна,

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Загадка:

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой косынке, в белом сарафане. (Береза.)

Воспитатель: У березы и на самом деле ствол белый, как сарафан, а форма кроны похожа на косынку. Это потому, что веточки березы тоненькие и свисают вниз. Листочки березы похожи на маленькие треугольники и осенью окрашиваются в желтый цвет. Плоды у березы сережки. Береза- одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе, как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли стихи.

— Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березовая роща, березняк.)

— Что весной собирают с деревьев березы? (Березовый сок.)

Воспитатель: Это явление называется «сокодвижением». Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берез, высоких и взрослых.

— Как вы думаете, после сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе березы? (Залепить смолой или пластилином.)

Загадка:

Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы? (Рябина.)

Воспитатель: Это дерево весной зеленое, а осенью его листья ярко-красные. Несколько листочков удлиненной формы расположены вдоль длинной ножки.

У рябины, ярко-красные ягоды, а внутри тоже спряталось семечко.

Загадка:

Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист ладошкой, с длинной ножкой. (Клен.)

Воспитатель: Лист и правда похож на детскую ладошку, с острыми краями, которые осенью становятся желто-красными, оранжевыми, и семена клена называются крылатками.

Загадка:

Стоит над кручей богатырь могучий:

Плечи раздвинул, руки раскинул. (Дуб.)

Воспитатель: Дуб и правда самое большое и могучее дерево, и ветки свои он раскидывает в стороны, как руки. Листья дуба похожи на язык. До поздней осени дуб стоит зеленым, а осенью его листья окрашиваются в желто-красный цвет. Плоды у дуба желуди, внутри желудя находится семечко.

— Как называется лес, в котором растут береза, рябина, клен, дуб? (Лиственный лес.)

— Как называется лес, в котором растут ель, сосна, береза, клен, рябина? (Смешанный лес.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему деревья прячут свои семена?

Дети: С помощью семян деревья размножаются, и если их не прятать, то птицы могут их склевать.

Игра: «С какой ветки эта детка?»

(Предлагаю детям найти плоды каждого дерева и поместить рядом с нужным деревом, использую картинки.)

Воспитатель: Так в какое время года листья на деревьях меняют свой цвет?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей)

Осенью солнце с каждым днем греет все меньше и меньше, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее, листочки мерзнут и меняют свой цвет. Какого цвета они становятся?

Дети: Желтые, оранжевые, красные, коричневые.

Воспитатель: А как называется осенью явление природы, когда листочки опадают? (Листопад.)

— Какие листья были летом?

— Что с ними будет, когда зима придет?

Вот вам и чудо: из зеленых листья желтыми становятся, а потом багряными.

Игра: «Чей это листочек?» (с мячом)

(Это листочек клена, он кленовый. Это листочек дуба, он дубовый. И т. д.)

Воспитатель: Пришло время возвращаться в группу

Лес дремучий, до свиданья!

Мы дружить с тобою рады,

Добрый лес,

Могучий лес,

Полный сказок и чудес!

В облака мы превратимся,

В детский сад скорей помчимся.

(Покружились, покружились в облака все превратились.)

Итог занятия: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (в лесу)

О каких деревьях мы говорили? (хвойных, лиственных)

Чем отличаются эти деревья друг от друга? (формой листа, веток, размером, цветом коры, плодами)

У каких деревьев иголочки не желтеют?

Как называются плоды этих деревьев?

Побеги какого лиственного дерева содержат витамин «С»?

Угощаю детей витаминами.

infourok.ru

Конспект интегрированного занятия «Деревья». Старшая группа.

Название: Конспект интегрированного занятия «Деревья»
Номинация: Детский сад, Занятия логопеда, Старшая группа
Автор: Блинова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ Детский сад комбинированного вида № 15 «Березка»
Месторасположение: обл. Ивановская г. Родники

 

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме: «Деревья».

 

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Продолжать знакомить детей со строением дерева, его характерными особенностями.
  2. Закрепить умение детей различать деревья по стволу и по листьям.
  3. Формировать представление о «хвойном» и «лиственном» деревьях.
  4. Продолжать обогащать связную речь; поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения на поставленный воспитателем вопрос.
  5. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, справа — слева).
  6. Учить рисовать ветки берёзы.

Развивающие задачи:

  1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику пальцев рук.
  2. Развивать умение общаться в доброжелательном тоне, высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  3. Продолжать воспитывать аккуратность при работе красками. Материал: иллюстрации деревьев, кора деревьев, сухие листья, «мультимедийка», рисунок берёзы, рисовальные принадлежности.

Ход занятия.

1.Раздаётся звонок мобильного телефона.

Н: — Алло! Это детский сад?

В:- Да. А кто звонит?

Н: — Это я Незнайка. Попросите, пожалуйста, ребят помочь мне отгадать загадку.

В: — Ребята, идите скорее сюда. Звонит Незнайка, он просит вас помочь ему отгадать загадку. Поможете? Тогда слушайте внимательно.

Н: — Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. ( дерево)

В: — Что же это такое? Как вы думаете? Скажите погромче, чтобы Н. услышал.

Н: — Спасибо! До свидания.

В: Ребята, а вы знаете деревья? Посмотрите как много у меня деревьев.(выставляю картинки деревьев). Отгадайте, о каком дереве я загадала загадку (могучий, сильный, крепкий – дуб; белоствольная, кудрявая – берёза; колючая, вечнозеленая – ёлка.) О каком дереве я не загадала загадку?

2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Посмотрите внимательно и скажите, какое дерево здесь лишнее и почему. Объясните свой выбор.

2варианта:

1 берёза – потому что у неё белый ствол;

2 ель – потому что у неё иголки, а не листья.

Оба варианта правильны. Ребята, если на дереве растут листья, то как мы его называем? (лиственным). А у ели вместо листьев иголки. Их называют по-другому хвоя. И дерево с иголками ель – хвойное дерево. Скажите все вместе.

3. Ребята, деревья бывают разные: ствол у деревьев может быть и толстым и тонким, и тёмным и белым. Деревья бывают и с листьями, и с иголками. Но все же у всех деревьев много общего. А убедится в этом, нам поможет волшебный экран.

Мультимедийка «Строение дерева»

-Ребята, какая часть дерева появилась на экране? (корни). Почему мы их не видим у дерева?( потому что они под землёй ).

У каждого дерева есть корни. У одних они уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны.

-Ребята, как вы думаете, для чего дереву нужны корни? Корни не только удерживают дерево, но и забирают из почвы, растворённые в ней питательные вещества и минеральные соли.

-Ребята, а как называется эта часть дерева? (ствол). Ствол дерева сверху покрыт корой. Она может быть гладкой, а может быть шершавой. Потрогайте, какая кора. А чем ещё она может отличаться? (цветом) Правильно. Она может быть светлой или тёмной взависимости от породы и возраста дерева. Чем дерево старше, тем кора темнее.

-Ребята, а зачем дереву нужна кора? Она, как одежда человека, защищает дерево от морозов и от жарких солнечных лучей. Ребята, как вы думаете, что сейчас появится на экране? Что ещё есть у дерева? У каждого дерева есть ветви и листья. Они образуют крону дерева. А какое сейчас время года? Какого цвета крона осенью? Подул осенний ветер, подхватил осенние листочки и начался листопад. Вокруг себя повернись и в листочек превратись.

4. Физ. минутка.

Листья, словно бабочки, «летают»

Кружатся, порхают, «кружатся»

И крыльцо, и лавочку «приседают»

Листья осыпают.

Листопад, листопад «кружатся»

Осыпает старый сад.

5.Работа за столами.

Ребята, давайте выложим из наших листьев «Осенний ковёр»- возьмите правой рукой жёлтый лист клёна и положите его в центр салфетки. Справа – лист дуба, слева кленового листа – лист рябины, Сверху над кленовым листом – лист липы, снизу под жёлтым кленовым листом – красный кленовый лист.

Ребята, посмотрите, правильно ли вы выложили осенний ковёр. Кто выполнил задание правильно, похлопайте в ладоши и подойдите ко мне.

6. Ребята, угадайте, какое дерево здесь спряталось.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет.

В шубке белой – зимой,

Вся в серёжках – весной.

Сарафан зелёный – летом.

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит.

Золотистый плащ — шуршит.(берёзка)

Выставляется картинка « Берёзка».

7.Пальчиковая игра

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, жёлтый, золотой

Как хорош ты лист цветной.

Чем отличается берёза от других деревьев? (стволом) Правильно. Ствол у берёзки белый, с чёрными крапинками. А ещё — расположением веток. Покажите куда растут веточки у деревьев? (вверх), а у ёлочки – вниз. А у берёзки – плакучие веточки: сначала вверх, а потом вниз. Давайте покажем. Вот какие красивые берёзки.

Сегодня мы с вами будем учиться рисовать плакучую берёзку. Стволы у деревьев мы с вами уже учились рисовать. Давайте вспомним. Покажите ручками: рисуем ствол, потом веточки берёзы: вверх и вниз, вверх и вниз плавно. Молодцы. Ребята, скажите, а как можно быстро нарисовать листву берёзки? (тычком). Правильно. Краску для листвы набираем на жесткую, сухую кисточку немного и делаем несколько пробных тычков на бумаге.

8. Самостоятельная деятельность.

9. Итог. Посмотрите, какие замечательные берёзки у нас получились, настоящая берёзовая роща. Ребята, скажите чем занимались? Что запомнилось? Что понравилось? Что было трудно?

скачать презентацию

portal2011.com

Конспект занятия в старшей группе «Деревья — не только украшения Земли»

Программное содержание:

  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель — к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление , умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

  • наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
  • чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
  • рассматривание иллюстраций о лесе;

Словарная работа:
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес;  белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

  • ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
  • иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
  • хвоя сосны и ели в тарелочках;
  • шишки сосны и ели в контейнерах;
  • иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
  • мяч для игры;
  • раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

— Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

— А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».

— А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса — посади»

— А кто хозяин леса?

— Лесник.

— Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

— Правильно, правило поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

— Хотите послушать сказку про деревья?

“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка: “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка: “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка: “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка: “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

Что случилось далее мы узнаем позже.

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа

Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Давайте мы с вами скажем волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

По пути, чтобы нам было веселей мы споем песенку про друзей.

(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)

“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундучке. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.

— Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.

(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)

— Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Задание 1

1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок — нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

— Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)

— Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

Задание 2

Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?

— У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

— Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

— БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

— Береза — единственное  в мире дерево с белой корой.

— Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

— Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

— Чем еще отличаются эти  деревья?

— Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

— Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

— Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

— У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

— Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

— Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

— Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

— Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.

— Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

— Лес, где растут  березы,  осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

— Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

— На ветвях этих деревьев растут листочки.

— Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.            (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.                    (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.                             (руки вверх, помахать ими).

— Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

— Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

—  Идемте дальше. И на пути нашем — ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

—  Какие деревья  растут в хвойном лесу?

—  Сосны, ели.

—  Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь – 

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

 

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)


— Почему эти деревья стоят зеленые?

— Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

— Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

— Что вы можете рассказать о ёлочке?

— Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

— Какой ствол у сосны?

— Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

— Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

— Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

— Чем они похожи?

— Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

«Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».

— Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

— Иголочками.

— По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

— Скажите, почему хвойный лес так называется?

— Какие хвоинки у сосны?

— Длинные, мягкие, светлые.

— А у ели?

— Короткие, колючие, темные.

— Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

— Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки — по одной.

— Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

— Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

— Какие шишки  у ели?

— Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

— Что вы расскажете про сосновые шишки?

— Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

— Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

— Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
— На карточках — хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и  найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).

Входит старичок-лесовичок

— Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.

— Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

— Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

— Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья  в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ — ЧАСТИЧКА ЕЕ! (все вместе)

 

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.
  2. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» — Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
  3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. — №2 – 32-35 с.
  4. Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» — «Дошкольное воспитание». – 2002 г. — №10 с 15-20
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.

dohcolonoc.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: конспект занятия в старшей группе «Деревья родного края»

Конспект занятия

в   старшей   группе.

Тема: «Деревья родного края».

Цель:

Образовательные задачи:

1.    Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.

2.    Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (веткам, коре, хвое).

3.    Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель — к ельнику и т.д.).

Развивающие задачи:

1.    Развивать наблюдательность, внимание, мышление .

2.    Развивать связную речь у детей.

Воспитательные задачи:

1.    Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

2.    Способствовать формированию коммуникативных навыков.

3.     Вызывать эмоциональный отклик в процессе наблюдения за  природой.

Предшествующая работа:

1.    наблюдения за живой природой на прогулке;

2.    разучивание стихов о природе;

3.    наблюдения за елью, сосной на территории ДОУ;

4.    чтение литературы;

5.    рассматривание иллюстраций о лесе;

Словарная работа:

береза, осина, ель, сосна;

березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор;

хвойный лес, лиственный лес;

белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

1.    ветки березы и осины, ели и сосны;

2.    иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка ;

3.    хвоя сосны и ели ;

4.    шишки сосны и ели ;

5.    иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;

6.    картинки с изображением деревьев: березы, осины, ели, сосны.

1 .

Дети входят в группу, где звучит пение птиц.

— Ребята, куда это мы с вами попали?

— В лес.

— Почему вы решили, что это лес?

— Птицы поют, вокруг много деревьев.

— Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:  

«Нам в дождь и зной поможет друг,

 Зеленый и хороший,

 Протянет нам десятки рук

 И тысячи ладошек».      (Дерево)

— Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”.

— Чем похожи все деревья между собой?

— У них есть ствол, ветви, листья, корни.

.   Пойдемте дальше  и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.

2 .

— Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:

«Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане».     (Береза)

— Правильно, это береза.

— Послушайте загадку:

«Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок…осины».      

— Как вы думаете, чем отличается береза от осины?

— У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

— Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

— БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

— Береза — единственное  в мире дерево с белой корой.

— Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

— Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

— Чем еще отличаются эти  деревья?

— Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

— Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

— Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

— У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

— Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

— Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

— Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

— Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.

Повторите, пожалуйста.

— Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

— Послушайте небольшие рассказы о березке и осинке.

 (Из книги «Лесная  мозаика»)

— Лес, где растут  березы,  осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

— Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

— На ветвях этих деревьев растут листочки.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

 Солнышко проснулось,

 И березки к солнцу потянулись.

 (руки вверх, встать на носочки)

 Поздоровались друг с другом,

 Наклонившись в стороны.

 (наклоны в стороны)

 С солнцем поздоровались,

 Радуясь дню новому.

 (руки вверх, помахать ими).

3 .

— Идемте дальше. И на пути нашем — ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

— Какие деревья  растут в хвойном лесу?

— Сосны, ели.

— Кто знает загадку про ель и сосну?

«Зимой и летом одним цветом».

— Почему эти деревья стоят зеленые?

— Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

— Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

— Что вы можете рассказать о ёлочке?

— Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

— Какой ствол у сосны?

— Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

— Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

— Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

— Чем они похожи?

— Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

 «Даже елки мы вначале

 От сосны не отличали:

 Раз растут иголочки,

 Значит, это елочки.

 А когда на ветку ели

 Мы поближе поглядели,

 Оказалось, что она

 Не такая как сосна».

— Так чем же отличается сосновая ветка от ветки сосны?

— Иголочками.

— По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

— Скажите, почему хвойный лес так называется?

— Какие хвоинки у сосны?

— Длинные, мягкие, светлые.

— А у ели?

— Короткие, колючие, темные.

— Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

— Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки — по одной.

— Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

— Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

— Какие шишки  у ели?

— Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

— Что вы расскажете про сосновые шишки?

— Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

— Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

4 .

— Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».

— На карточках — хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и  найдите каждому дереву свой лес.  (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).

5 .

— Красивы леса в любое время года!.

— Как сберечь такую красоту?

— Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали.                              

 «- Ты чего скрипишь, береза?

 —  Стынут корни от мороза.

 — Ты чего вся побелела,

 Прячешь ветки в кружева?

 — Я совсем заледенела.

 Но не бойся,…я жива».

— Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья  в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.  И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу  только потому, что их очень мало осталось или они погибли.

 «Мне по нраву только тот,

 Мир лесной кто бережет,

 Тот, кто веток не сломает,

 Тот, кто птичку не спугнет,

 Мухомор сшибать не станет,

 И костер не разведет,

 Кто всегда, всегда в лесу

 Уважает тишину».

nsportal.ru

Конспект занятия» Деревья которые нас окружают» для воспитателей детского сада (старшая группа)

ДЕРЕВЬЯ

Цель: Развивать у детей интерес к природе

Задачи:

1.Научить детей различать и узнавать деревья ближайшего окружения по внешним признакам.

2.Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека.

3.Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде, воздухе в процессе его роста и развития.

4.Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за ее сохранность.

5Воспитывать любовь к природе .

ОБОРУДОВАНИЕ :

.1Фотографии деревьев

2.муз.диск»Звуки природы»

3.Демонстрационный материал «Деревья их листья и плоды.»

4.Чистые листы бумаги, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Тихо играет музыка.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о зеленом царстве растений,

узнаем его новые тайны. А вы знаете, что наша Земля — зеленая планета ? Да, да! Это

растения подарили ей зеленый цвет. А теперь давайте немножко поиграем.

Игра»Зеленый цвет».;Воспитатель предлагает детям послушать музыку Звуки природы.

Предлагает детям придумать , какой он зеленый цвет, какой у него может быть запах,

вкус, голос. Какой он может быть на ощупь: горячий или холодный, твердый или

мягкий? Дети закрыв глаза слушают тихую музыку . Воспитатель читает

стихотворение:

Я в лес вошла

Зеленым днем

Зеленый дуб качался в нем.

Зеленые листочки, зеленая трава,

Зеленые лягушки поют : ква, ква, ква

Зеленый мох на пне лежал,

Зеленый жук над ним жжужал.

Дрожала в небе стрекоза-зеленая , зеленая.

Она таращила глаза такие удивленные .

А сейчас: Солнце глазки открывает,

Лес притихший оживает,

Дверь лесную отворим,

С лесом мы поговорим!

Ребята, а кто из вас знает и скажет что такое лес?

(Ответы детей)

Правильно! Лес — это место, где растет много растений , это дом для птиц и животных!

А какие растения вы видели в лесу? Как они называются?

(Ответы детей)

Ребята, а кто из вас был в нашем Тропаревском парке? Какие там растут деревья?

Ответы детей)

Молодцы! Много там видели деревьев!

А вот я вам сейчас загадаю загадку , а вы попробуйте ее отгадать.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч,

Я кормлю свиней и белок,

Ничего что плод мой мелок.

(Ответы детей)

Правильно отгадали- это дуб. А плод его –желудь.

Много дубов растет у нас в парке и в нашем районе. Чем старше дуб, тем мощнее его

ствол. Недаром его еще называют Дерево-богатырь.

Кто из вас покажет где у нас изображен дуб?

Воспитатель вызывает одного ребенка ,который находит снимок с изображением

дуба. (Прикрепляем его на стенд)

Слушайте следующую загадку: Это дерево растет у нас на площадках, в лесах и

парках города .Оно очень красивое и символизирует нашу Россию.

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

К низу веточки спускаются ,

А на веточках сережки

(Ответы детей)

Правильно- это береза.

Желающий ребенок находит снимок с изображением березы и прикрепляет его на

стенд.

А вот это дерево тоже растет у нас в районе., да и на территории нашего сада оно есть.

Кто поможет отгадать эту загадку?

Вот послушайте: Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

(Ответы детей)

Правильно- это дерево рябина. Ребята, а вспомните, сколько красивых поделок мы с

вами делаем из ягод рябины? Желающий ребенок так же находит снимок с изображением рябины и прикрепляет на стенд.

И моя последняя загадка на сегодня:

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это- мы от этого чихаем.

Ребята , с какого дерева летит пух?

(ответы детей)

Правильно отгадали .Это дерево Тополь.

Помните, наступает время, когда повсюду летают белые пушинки . Они залетают к нам

в окна, в лицо, кружатся в парках, устелают белым ковром дорожки.

Кто найдет и прикрепит к нашему стенду это дерево?

Вот га нашем стенде сегодня 4 дерева .Давайте еще раз повторим их названия.(Дети

вслух называют деревья)

Воспитатель : Ребята, вы очень хорошо отгадывали мои загадки, поэтому сейчас мы

поиграем в игру :» Дерево и семяна» (физкультминутка)

Дети встают вокруг воспитателя

Воспитатель: Давайте представим, что я дерево, а вы мои крошечные семяна.

Наступила осень, семяна мои созрели.

Я- дерево мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбеле на ветке.

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать!

Но вот подул сильный ветер, и полетели, закружились мои детки- семяна. Упали на

землю и заснули под теплым пушистым одеялом , ожидая прихода весны.(дети

кружатся , приседают на корточки и закрывают глаза) Пригрело солнышко, растаял

снежок, пошел теплый, весенний дождик .Из семян проросли корешки, появился

тоненький зеленый стебелек с веточками. Маленькие деревца, руками – веточками

тянутся к солнцу и вырастают. Пройдет много времени и вы станете большими

деревьями. Вот такими большими! ( Дети медленно встают, поднимают руки вверх и

изображая

руки- веточки тянутся и растут, превращаясь в большое дерево.) Молодцы!

Ребята, а что находится у дерева под землей?

(ответы детей) Правильно, корни.

А теперь давайте представим, что ваши руки- это корни , возьмитесь за руки . Вот так

корни растений , переплетаясь между собой, помогают друг другу .Особенно эта

помощь нужна во время сильного ветра, т.к. ветер может вырвать дерево с корнем и оно

падает . Но это происходит только с одинокими деревьями. А у нас получился целый

лес и нашим деревьям это не грозит! Ребята, какие вы молодцы! Ребята, вы должны знать , что если не охранять природу, не беречь все живое, то деревьев

будет меньше , воздух будет загрязнен , дышать будет труднее, здоровье станет не

крепким.

Для этого нужно любить и беречь природу!

А теперь мы улыбнемся ,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим обещанье.

Будем с лесом мы дружить,

Охранять его. Любить!

А сейчас давайте попробуем нарисовать дерево. Каждый из вас выбирает одно дерево и

рисует его . ( дуб, береза, рябина, тополь) А после того, как вы закончите свои рисунки

мы устроим выставку работ и обсудим их.

kopilkaurokov.ru

Конспект на тему «Деревья» Старшая група

Название: Конспект интегрированного занятия «Деревья»

«Деревья — не только украшения Земли»

Номинация: , Старшая группа
Автор: Муранова Валентина Степановна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ Детский сад Колосок

 

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: «Деревья».

 

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Продолжать знакомить детей со строением дерева, его характерными особенностями.

  2. Закрепить умение детей различать деревья по стволу и по листьям.

  3. Формировать представление о «хвойном» и «лиственном» деревьях.

  4. Продолжать обогащать связную речь; поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения на поставленный воспитателем вопрос.

  5. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, справа — слева).

  6. Учить рисовать ветки берёзы.

Развивающие задачи:

  1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику пальцев рук.

  2. Развивать умение общаться в доброжелательном тоне, высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.

  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  3. Продолжать воспитывать аккуратность при работе красками. Материал: иллюстрации деревьев, кора деревьев, сухие листья, «мультимедийка», рисунок берёзы, рисовальные принадлежности.

Ход занятия.

1.Раздаётся звонок мобильного телефона.

Н: — Алло! Это детский сад?

В:- Да. А кто звонит?

Н: — Это я Незнайка. Попросите, пожалуйста, ребят помочь мне отгадать загадку.

В: — Ребята, идите скорее сюда. Звонит Незнайка, он просит вас помочь ему отгадать загадку. Поможете? Тогда слушайте внимательно.

Н: — Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. ( дерево)

В: — Что же это такое? Как вы думаете? Скажите погромче, чтобы Н. услышал.

Н: — Спасибо! До свидания.

В: Ребята, а вы знаете деревья? Посмотрите как много у меня деревьев.(выставляю картинки деревьев). Отгадайте, о каком дереве я загадала загадку (могучий, сильный, крепкий – дуб; белоствольная, кудрявая – берёза; колючая, вечнозеленая – ёлка.) О каком дереве я не загадала загадку?

2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Посмотрите внимательно и скажите, какое дерево здесь лишнее и почему. Объясните свой выбор.

2варианта:

1 берёза – потому что у неё белый ствол;

2 ель – потому что у неё иголки, а не листья.

Оба варианта правильны. Ребята, если на дереве растут листья, то как мы его называем? (лиственным). А у ели вместо листьев иголки. Их называют по-другому хвоя. И дерево с иголками ель – хвойное дерево. Скажите все вместе.

3. Ребята, деревья бывают разные: ствол у деревьев может быть и толстым и тонким, и тёмным и белым. Деревья бывают и с листьями, и с иголками. Но все же у всех деревьев много общего. А убедится в этом, нам поможет волшебный экран.

Мультимедийка «Строение дерева»

-Ребята, какая часть дерева появилась на экране? (корни). Почему мы их не видим у дерева?( потому что они под землёй ).

У каждого дерева есть корни. У одних они уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны.

-Ребята, как вы думаете, для чего дереву нужны корни? Корни не только удерживают дерево, но и забирают из почвы, растворённые в ней питательные вещества и минеральные соли.

-Ребята, а как называется эта часть дерева? (ствол). Ствол дерева сверху покрыт корой. Она может быть гладкой, а может быть шершавой. Потрогайте, какая кора. А чем ещё она может отличаться? (цветом) Правильно. Она может быть светлой или тёмной взависимости от породы и возраста дерева. Чем дерево старше, тем кора темнее.

-Ребята, а зачем дереву нужна кора? Она, как одежда человека, защищает дерево от морозов и от жарких солнечных лучей. Ребята, как вы думаете, что сейчас появится на экране? Что ещё есть у дерева? У каждого дерева есть ветви и листья. Они образуют крону дерева. А какое сейчас время года? Какого цвета крона осенью? Подул осенний ветер, подхватил осенние листочки и начался листопад. Вокруг себя повернись и в листочек превратись.

4. Физ. минутка.

Листья, словно бабочки, «летают»

Кружатся, порхают, «кружатся»

И крыльцо, и лавочку «приседают»

Листья осыпают.

Листопад, листопад «кружатся»

Осыпает старый сад.

5.Работа за столами.

Ребята, давайте выложим из наших листьев «Осенний ковёр»- возьмите правой рукой жёлтый лист клёна и положите его в центр салфетки. Справа – лист дуба, слева кленового листа – лист рябины, Сверху над кленовым листом – лист липы, снизу под жёлтым кленовым листом – красный кленовый лист.

Ребята, посмотрите, правильно ли вы выложили осенний ковёр. Кто выполнил задание правильно, похлопайте в ладоши и подойдите ко мне.

6. Ребята, угадайте, какое дерево здесь спряталось.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет.

В шубке белой – зимой,

Вся в серёжках – весной.

Сарафан зелёный – летом.

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит.

Золотистый плащ — шуршит.(берёзка)

Выставляется картинка « Берёзка».

7.Пальчиковая игра

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, жёлтый, золотой

Как хорош ты лист цветной.

Чем отличается берёза от других деревьев? (стволом) Правильно. Ствол у берёзки белый, с чёрными крапинками. А ещё — расположением веток. Покажите куда растут веточки у деревьев? (вверх), а у ёлочки – вниз. А у берёзки – плакучие веточки: сначала вверх, а потом вниз. Давайте покажем. Вот какие красивые берёзки.

Сегодня мы с вами будем учиться рисовать плакучую берёзку. Стволы у деревьев мы с вами уже учились рисовать. Давайте вспомним. Покажите ручками: рисуем ствол, потом веточки берёзы: вверх и вниз, вверх и вниз плавно. Молодцы. Ребята, скажите, а как можно быстро нарисовать листву берёзки? (тычком). Правильно. Краску для листвы набираем на жесткую, сухую кисточку немного и делаем несколько пробных тычков на бумаге.

8. Самостоятельная деятельность.

9. Итог. Посмотрите, какие замечательные берёзки у нас получились, настоящая берёзовая роща. Ребята, скажите чем занимались? Что запомнилось? Что понравилось? Что было трудно.

Программное содержание:

  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).

  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель — к ельнику и т.д.).

  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление , умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

  • наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;

  • чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;

  • рассматривание иллюстраций о лесе;

Словарная работа:
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес;  белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

  • ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;

  • иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;

  • хвоя сосны и ели в тарелочках;

  • шишки сосны и ели в контейнерах;

  • иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;

  • мяч для игры;

  • раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

— Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

— А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».

— А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса — посади»

— А кто хозяин леса?

— Лесник.

— Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

— Правильно, правило поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

— Хотите послушать сказку про деревья?

“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка: “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка: “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

infourok.ru

Конспект занятия на тему: «Деревья» в старшей группе

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование), «Чтение художественной литературы»,  «Социализация».

         Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, продуктивная.

          Цель:  учить различать деревья и кустарники.

         Задачи:

1.Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.

2.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).

3.Учить схематично изображать дерево, куст.

4. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (название деревьев, кустарников, частей объекта).

5.Воспитывать интерес к миру растений.

      Материалы и оборудование: схемы «Дерево», « Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На  каждого ребенка: лист бумаги формата А5, карандаш.

     Словарь: названия деревьев кустарников(береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).

    Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки — оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.

Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники», п/и: «Найди дерево(куст)».           

                                                                     

1.Организационный момент.

В: — Дети сегодня к нам на занятие пришел Буратино.

Только посмотрите, какой он грустный.

-Что случилось Буратино?

(Подносит игрушку к уху, делая  вид,

что Буратино что-то шепчет).

В: — Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в  школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое кустарником.

 Дети соглашаются помочь Буратино.

2.Чтение схем.

Воспитатель: — Вот посмотрите, перед вами 2 схемы.

Как вы думаете, какому растению

 подходит первая схема?

 Дети: Это схема подходит  дереву.                                                                

Воспитатель: — А как вы догадались?

 Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.

 Воспитатель: — Правильно!

 А какому растению подходит вторая схема?                  

 Д: Это схема подходит кустарнику.

Воспитатель: — Почему?

Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

Воспитатель: — По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева

  и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

-Данил, как ты думаешь,                  

чем похожи деревья и кустарники?              

  Данил: У деревьев и кустарников есть корни и листья.

Воспитатель: — Саша, как ты думаешь,

 чем отличаются деревья и кустарники?  

  Саша: У дерева один ствол, а у кустарника много.

Воспитатель: — Вот Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.

Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.

3.Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся, два — нагнулся.

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик  нам достать.

Нужно на носочки встать.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Воспитатель: — А теперь, Буратино, дети покажут тебе,  какие в  природе бывают  деревья и кустарники.        

.

4.Отгадывание загадок.

Деление предложенных объектов на группы,

опираясь на схемы.

Воспитатель: — Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.

1.Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он,

Кто скажите это? (Клен)

Клен-это дерево или кустарник?

Почему вы так думаете?                                                              

Дети: Потому, что у клена один ствол.

Под какую схему, мы поместим картинку  с изображением клена?

Дети: Под схему дерево.

 2.На листочках там и тут

 Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

 Распускается. (Сирень)

Сирень-это дерево или кустарник?                                              

Дети: Кустарник.

Воспитатель: Почему?                                                                    

Дети:  Потому, что у сирени много тонких стволов.

3.У меня иголки Длиннее, чем у  елки.

Очень прямо я  расту в высоту.

Если я не на опушке,

ветки только на макушке. (Сосна)

4. Я на розу так похож,

Разве что не так хорош.

Но зато мои плоды.

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

5.Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней.

Май сережки дарит ей. ( Береза)

6.Под листом на каждой ветке

 Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет.

Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)

Воспитатель: — Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.

5.Рисование.

Воспитатель: — А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино  дерево и куст, чтобы он  не забыл все, чему его научили сегодня.

Посмотрите, как это сделаю я.

(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника).

6.Рефлексия.

 В конце занятия  дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что  именно изображено на его рисунке — дерево или кустарник.

konspekt-v-gruppe.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *