cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Художник герман травников – . . » «.

Травников, Герман Алексеевич — Википедия. Что такое Травников, Герман Алексеевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Ночной рейс, 1987. Египет. Сухое дерево, 2010. Турция. Старая мечеть, 2013.

Травников, Герман Алексеевич (род. 15 декабря 1937, с. Мехонское, ныне Курганская область) — советский и российский художник. Народный художник Российской Федерации (2007). Работает в разной живописной технике (масляная живопись, графика), но предпочитает акварель.

Биография

  • Герман Алексеевич Травников родился 15 декабря 1937 года в селе Мехонском Мехонского сельсовета Каргапольского района Челябинской области, ныне Шатровского района Курганской области.
  • В 1945 году поступил в первый класс начальной школы в с. Боровлянском (Боровлянского сельсовета Белозерского района Курганской области). В 1951–1952 годах учился в школе посёлка Октябрьский Новосибирской области, жил у старшей сестры Эвелины. В 1952–1953 годах учился в 8-м классе райцентра Пихтовка Новосибирской области. Вернулся к родителям и в 1953–1955 годах учился в 9–10 классах школы села Исетского Тюменской области
    [1]
    .
  • В 1955 году работал художником на Курганском машиностроительном заводе.
  • В 1956 году поступил учиться в Свердловское художественное училище.
  • В 1957–1959 годах служил в Советской Армии, в пограничных войсках Приморского края[2]. Получил разряды по 5 видам спорта. Вступил в КПСС (в ВЛКСМ не состоял).
  • В 1959–1963 годах работал художником в универмаге (г. Свердловск). На 3-м курсе училища пытался выйти из рядов КПСС, за непартийное поведение объявлен выговор с занесением в личное дело.
  • В 1963 году окончил Свердловское художественное училище.
  • В 1963–1964 годах работал художником кинотеатра «Спутник» (г. Курган).
  • В 1964–1966 годах руководил изостудией Курганского государственного педагогического института.
  • В 1966–1968 годах работал художником на Курганской студии радиовещания и телевидения.
  • В 1967 году учился на курсах художников телевидения в г. Ленинграде. Принят в члены Союза художников СССР, впоследствии — Союза художников России.
  • В 1968–1969 годах участвовал в работе 3-го пленума правления Союза художников (г. Москва).
  • В 1970 году вступил в члены Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры.
  • В 1972 году участвовал в работе 3-го съезда художников РСФСР (г. Москва, Большой Кремлёвский Дворец, Колонный зал Дома Союзов).
  • В 1973 году утверждён членом областного художественного Совета Курганского облисполкома.
  • В 1975 году возглавил объединение молодых художников при Курганской организации Союза художников РСФСР.
  • В 1978 году утверждён членом комиссии по акварели при Союзе художников СССР.
  • В 1980 году Вступил в члены Всесоюзного общества «Знание». Избран членом комиссии Союза художников РСФСР по работе с молодыми художниками.
  • 24-27 ноября 1981 года участвовал в работе 5-го съезда художников РСФСР (г. Москва, Большой Кремлёвский Дворец).
  • В 1982 году избран депутатом Курганского городского Совета народных депутатов.
  • С 1983 по 1990 год член Правления Союза художников СССР.
  • С 1984 по 1999 год секретарь Правления СХ РСФСР (СХ России).
  • В 1989 году вышел из КПСС по собственному желанию.
  • В 1998 году принял участие в работе 8-го съезда художников России (г. Сергиев Посад).
  • 10 января 2003 года выпущена почтовая марка «Курганская область» из серии «Россия», автор эскиза Г.А. Травников.

Выставки

Герман Алексеевич принял участие в 150 выставках, провёл более 50 персональных выставок на Урале, в Сибири, многих городах страны[3].

  • В ноябре 1954 года состоялась первая персональная выставка (20 рисунков и акварелей) в школе (с. Исетское).
  • С 1964 года стал принимать участие в профессиональных художественных выставках. В 1964 году принял участие в Областной художественной выставке «Советское Зауралье» (г. Курган, КГТД).

Зарубежные выставки:

  • 1971 год 4-я «Биеннале живописи стран социализма» (Польша, г. Щецин). Награждён бронзовой медалью.
  • 1971 год Выставка «Советская акварель» (Чехословакия).
  • 1972 год Выставка «Советская акварель» (Югославия, г. Белград).
  • 1974 год Международная художественная выставка «Осеки — 74» (Польша, г. Кошалин).
  • 1974 год Выставка «Советская акварель» (Монголия, г. Улан-Батор).
  • 1975 год Персональная выставка акварели (Польша, города Кошалин, Слупск, Колобжег).
  • 1975 год Выставка «Советская акварель» (Венгрия).
  • 1975 год Выставка «Советская акварель» (Болгария).
  • 1976 год Выставка «Советская акварель» (Польша).
  • 1976 год Выставка «Советская акварель» (Болгария).
  • 1977 год Выставка международного пленэра имени Николы Маринова (Болгария, г. Тырговиште).
  • 1977 год Международная выставка анималистического искусства (Румыния).
  • 1978 год Выставка советских и польских художников «СССР — ПНР» (г. Москва, г. Варшава).
  • 1978 год Выставка советских, венгерских, польских и чехословацких художников «Пейзажи дружбы» . Москва, г. Катовице).
  • 1981 год Выставка «Советская акварель» (Болгария, г. София).
  • 1981 год Выставка «Советская акварель» (Куба, г. Гавана).
  • 1981 год Выставка «Советская акварель» (Египет, г. Каир).
  • 1982 год Выставка советских и болгарских художников (Болгария, г. София).
  • 1993 год Персональная выставка живописи с участием дочери Юлии (г. Москва, посольство США).
  • 1995 год Международная выставка «Акварель» (Исландия, г. Рейкьявик).
  • 1995 год Персональная выставка «Акварель» (Австрия, г. Вена).
  • 2001 год Персональная выставка в консульствах США и Великобритании (г. Екатеринбург).
  • 2004 год Выставка «Художники Кургана» (Казахстан, г. Костанай).

Работы Г.А. Травникова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Курганском, Архангельском, Красноярском, Туркменском, Карельском художественных музеях, в музеях Польши, Болгарии, Перми, Кызыла, художественных галереях Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени и других городов. Его картины есть во многих частных собраниях и организациях разных стран. К примеру, в частных коллекциях Мстислава Ростроповича, семьи бывшего премьер-министра Пакистана Бхутто, у ценителей живописи США, Японии, Италии, Австралии, Аргентины и др[4].

Награды и звания

Семья

  • Отец — Алексей Антонович (1911—1957), радиотехник, участник Советско-финляндской войны, после войны директор Боровлянского лесхоза
  • Мать — Евдокия Ивановна (урожд. Соломатова, в 1-м браке Волкова, 1903—1988), работала в организациях снабжения
  • Жена (с 1966) — Стрекаловских Ольга Константиновна, киноинженер
    • Старшая дочь — Ника (род. 1967), в 1990 году окончила Ленинградский государственный университет, кандидат психологических наук
    • Средняя дочь — Юлия (род. 1975), окончила Московский институт им. Г.С. Строганова, в 1999 принята в Московский Союз художников
    • Младшая дочь — Анна (род. 1977), окончила полиграфический институт в Москве

Увлечения

Примечания

wiki.sc

Травников Герман Алексеевич. Акварель: kolybanov

Травников Герман Алексеевич  — народный художник России. Диапазон его творчества широк. Работая в технике масляной, темперной живописи и акварели, Герман Алексеевич обращается к разным жанрам — от бытового до анималистического. Но более всего известны его акварельные пейзажи и портреты.

Родился Герман Алексеевич 15 декабря 1937 года в селе Мехонском Каргапольского района Челябинской области, ныне Шатровского района Курганской области. Окончил среднюю школу. В 1956 году поступил в Свердловское художественное училище и окончил его в 1963. Учеба в училище прерывалась двумя годами службы в пограничных войсках Приморского края. Затем, вернувшись в Курган, работал художником на КМЗ, в кинотеатре «Спутник». На первых же шагах творчества увлекся акварелью. Художник много путешествует. Результат этих поездок — серии акварелей «Русский север», «Тува», Камни Армении», «У моря студеного», «По Уралу» и др. Но основная тема его работ — родное Зауралье. В посвященных земле курганской акварелях не только восхищение художника красотой природы, но и проникновенная лирика о самом дорогом и близком, философские раздумья о земле и небе, исторической памяти и памяти сердца. Работы Г. А. Травникова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Курганском, Архангельском, Красноярском, Карельском художественных музеях, в музеях Польши, Болгарии, художественных галереях различных городов России… Его картины есть во многих частных собраниях и организациях за рубежом.

С 1967 года Герман Алексеевич — член Союза художников СССР, в последствии — Союза художников России, в 1982 году ему присвоено звание «Заслуженный художник России», в 2007 году — «Народный художник России».(С) источник

САЙТ

На берегу. 1974. Акварель

 

Воспоминание о Верхней Тойме. 1979. Акварель

 

У моря студёного. 1974. Акварель


kolybanov.livejournal.com

Травников, Герман Алексеевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Травников.

Травников, Герман Алексеевич (род. 15 декабря 1937, с. Мехонское Каргапольского района Челябинской области (ныне Шатровского района Курганской области)) — советский и российский художник. Народный художник России (2007).

  • Герман Алексеевич Травников родился 15 декабря 1937 года в селе Мехонском Каргапольского района Челябинской области (ныне Шатровского района Курганской области).
  • В 1945 году поступил в первый класс начальной школы в с. Боровлянском (Белозерского района Курганской области). В 1951–1952 годах учился в школе посёлка Октябрьский Новосибирской области. В1952–1953 годах учился в 8-м классе райцентра Пихтовка Новосибирской области. В 1953–1955 годах учился в 9–10 классах школы села Исетского Тюменской области[1].
  • В 1955 году работал художником на Курганском машиностроительном заводе.
  • В 1956 году поступил учиться в Свердловское художественное училище.
  • В 1957–1959 годах служил в Советской Армии, в пограничных войсках Приморского края[2].
  • В 1959–1963 годах работал художником в универмаге (г. Свердловск).
  • В 1963 году окончил Свердловское художественное училище.
  • В 1963–1964 годах работал художником кинотеатра «Спутник» (г. Курган).
  • В 1964–1966 годах руководил изостудией Курганского государственного педагогического института.
  • В 1966–1968 годах работал художником на Курганской студии радиовещания и телевидения.
  • В 1967 году учился на курсах художников телевидения в г. Ленинграде. Принят в члены Союза художников СССР, впоследствии — Союза художников России.
  • В 1968–1969 годах участвовал в работе 3-го пленума правления Союза художников (г. Москва).
  • С 1969 года член КПСС. В 1989 году вышел из партии по собственному желанию.
  • В 1970 году вступил в члены Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры.
  • В 1972 году участнвовал в работе 3-го съезда художников РСФСР (г. Москва, Большой Кремлёвский Дворец, Колонный зал Дома Союзов).
  • В 1973 году утверждён членом областного художественного Совета Курганского облисполкома.
  • В 1975 году возглавил объединение молодых художников при Курганской организации Союза художников РСФСР.
  • В 1978 году утверждён членом комиссии по акварели при Союзе художников СССР.
  • В 1980 году Вступил в члены Всесоюзного общества «Знание». Избран членом комиссии Союза художников РСФСР по работе с молодыми художниками.
  • 24-27 ноября 1981 года участвовал в работе 5-го съезда художников РСФСР (г. Москва, Большой Кремлёвский Дворец).
  • В 1982 году избран депутатом Курганского городского Совета народных депутатов.
  • С 1983 по 1990 год член Правления Союза художников СССР.
  • С 1984 по 1999 год секретарь Правления СХ РСФСР (СХ России).
  • В 1998 году принял участие в работе 8-го съезда художников России (г. Сергиев Посад).

Герман Алексеевич принял участие в 150 выставках, провёл более 50 персональных выставок на Урале, в Сибири, многих городах страны[3].

  • В ноябре 1954 года состоялась первая персональная выставка (20 рисунков и акварелей) в школе (с. Исетское).
  • С 1964 года стал принимать участие в профессиональных художественных выставках. В 1964 году принял участие в Областной художественной выставке «Советское Зауралье» (г. Курган, КГТД).

Зарубежные выставки:

  • 1971 год 4-я «Биеннале живописи стран социализма» (Польша, г. Щецин). Награждён бронзовой медалью.
  • 1971 год Выставка «Советская акварель» (Чехословакия).
  • 1972 год Выставка «Советская акварель» (Югославия, г. Белград).
  • 1974 год Международная художественная выставка «Осеки — 74» (Польша, г. Кошалин).
  • 1974 год Выставка «Советская акварель» (Монголия, г. Улан-Батор).
  • 1975 год Персональная выставка акварели (Польша, города Кошалин, Слупск, Колобжег).
  • 1975 год Выставка «Советская акварель» (Венгрия).
  • 1975 год Выставка «Советская акварель» (Болгария).
  • 1976 год Выставка «Советская акварель» (Польша).
  • 1976 год Выставка «Советская акварель» (Болгария).
  • 1977 год Выставка международного пленэра имени Николы Маринова (Болгария, г. Тырговиште).
  • 1977 год Международная выставка анималистического искусства (Румыния).
  • 1978 год Выставка советских и польских художников «СССР — ПНР» (г. Москва, г. Варшава).
  • 1978 год Выставка советских, венгерских, польских и чехословацких художников «Пейзажи дружбы» . Москва, г. Катовице).
  • 1981 год Выставка «Советская акварель» (Болгария, г. София).
  • 1981 год Выставка «Советская акварель» (Куба, г. Гавана).
  • 1981 год Выставка «Советская акварель» (Египет, г. Каир).
  • 1982 год Выставка советских и болгарских художников (Болгария, г. София).
  • 1993 год Персональная выставка живописи с участием дочери Юлии (г. Москва, посольство США).
  • 1995 год Международная выставка «Акварель» (Исландия, г. Рейкьявик).
  • 1995 год Персональная выставка «Акварель» (Австрия, г. Вена).
  • 2001 год Персональная выставка в консульствах США и Великобритании (г. Екатеринбург).
  • 2004 год Выставка «Художники Кургана» (Казахстан, г. Костанай).

Работы Г.А. Травникова находятся в Го­сударственной Третьяковской галерее, Кур­ганском, Архангельском, Красноярском, Туркменском, Карельском художественных музеях, в музеях Польши, Болгарии, Пер­ми, Кызыла, художественных галереях Ека­теринбурга, Челябинска, Тюмени и других городов. Его картины есть во многих част­ных собраниях и организациях разных стран. К примеру, в частных коллекциях Мстислава Ростроповича, семьи бывшего премьер-министра Пакистана Бхутто, у це­нителей живописи США, Японии, Италии, Австралии, Аргентины и др[4].

Награды и звания[править]

Герман Алексеевич награждён Курганской городской премией «Признание».

  • Отец — Алексей Антонович, директор Боровлянского лесхоза
  • Мать — Евдокия Ивановна, работала в организациях снабжения
  • Жена (с 1966) — Стрекаловских Ольга Константиновна, киноинженер
    • Старшая дочь — Ника (род. 1967), в 1990 году окончила Ленинградский государственный университет, кандидат психологических наук
    • Средняя дочь — Юлия (род. 1975), окончила Московский институт им. Г.С. Строганова, в 1999 принята в Московский Союз художников
    • Младшая дочь — Анна (род. 1977), окончила полиграфический институт в Москве

www.wiki-wiki.ru

Блог — Привет.ру — Художник Герман Травников

http://blogs.privet.ru/user/mar-melad/65522634

Травников Герман Алексеевич (род. 1937) – художник. Родился в с. Мехонское Шатровского района Курганской обла­сти. В 1963 г. закончил Свердловское художе­ственное училище. Работать начал художником на Курганмашзаводе. Затем служил в армии в При­морском крае. И снова художник — в киноте­атре «Спутник», пединституте, комитете по телевидению и радиовещанию. С 1967 г. Г.А. Травников — член Союза ху­дожников СССР, а впоследствии — Союза ху­дожников России. В1982 г. ему присвоено звание «Заслужен­ный художник России». Много путешествовал. Как результат се­рии акварелей: «Русский север , «Тува», «Камни Армении», «По Средней Азии», «У моря Студеного», «Мосты Москвы», «На по­лях Польши», «По Уралу» и др. Но основной темой всегда было родное Зауралье. Работы Г.А. Травникова находятся в Го­сударственной Третьяковской галерее, Кур­ганском, Архангельском, Красноярском, Туркменском, Карельском художественных музеях, в музеях Польши, Болгарии, Пер­ми, Кызыла, художественных галереях Ека­теринбурга, Челябинска, Тюмени и других городов. Его картины есть во многих част­ных собраниях и организациях разных стран. К примеру, в частных коллекциях Мстислава Ростроповича, семьи бывшего премьер-министра Пакистана Бхутто, у це­нителей живописи США, Японии, Италии, Австралии, Аргентины и др. Г.А. Травников награжден медалями «За тру­довую доблесть», «850-летие Москвы», орде­ном «За заслуги перед польской культурой».</a></a></a></a></a></a></a></a>

kolybanov.livejournal.com

Герман Травников. «Не терять высоты!»

«Не терять высоты!»

Это жизненное кредо народного художника России Германа Алексеевича Травникова — почетного гражданина Курганской области.

Путь к вершинам профессионального мастерства лежал через многолетний и упорный труд.

И до сих пор он считает себя учеником.

Как альпинист, взойдя на гору видит ещё более высокую вершину, так и художник находится в бесконечном поиске выразительных образных средств.

Борис Клеймёнов

На пленэре

Вот и осень. Благодатное время для земледельца. И пиршество для глаз художника. А потому отправляемся на пленэр.

 Автобус был набит под завязку, когда отпыхиваясь как медведь в темно-синем свитере крупной вязки, между сумок и этюдников к нам на заднее сиденье, где оставалось еще местечко, пробирался Геннадий Иванчин. Пригладив седую бороду, он вспоминал как  расписывал собор в  Троицке: «Помню, семь месяцев не получалась большая голова Христа. А потом в нашем Соборе Александра Невского от иконы Скоропослушницы озарение получил: икона не должна иметь страстей. Вернулся к работе и за полчаса все сделал.

При всех проблемах, а их немало, я бы и на королевскую должность не пошел: художник всегда творец. Это выше всего».

 Остановились  на вершине косогора. Первым вышел Герман Алексеевич, за ним – остальные. «Вот здесь и начнем. Выбирайте мотив», — сказал Травников.

И начали. С этюдниками рассыпались по склону.

Первый мастер-класс по «маслу» проводил Андрей Садов. Работает кистями быстро. «Надо успевать: состояние природы мимолетное. Главное – поймать соотношение земли, неба, деревьев… Ну вот, что-то проявляется…» За его спиной, не отрываясь от движений рук, сосредоточенные лица молодых художников.

А затем очередь акварелиста Ольги Луцко:  «Акварель – техника сложная. Постоянно смешивайте краски», – советует она.

И здесь тоже быстрые уверенные взмахи. Раз и два, на белом листе нависают облака, на дальнем плане, из-под лохматой кисти-елочки, появляются крыши домиков…

Возле зонта, под которым работает Травников, всегда людно.

Не отрывая взгляда от этюда, он поясняет: «Пейзаж – это образ пространства. Художник – волшебник. Надо что-то поближе – передвинул, а то добавил, скажем, этот же конский щавель. Он у нас за спиной, а мы его слева изобразим, рядом розовую ромашку». И цитирует чьи-то строчки: «Цветы осенние милей роскошных первенцев полей». Прерываясь, Герман Алексеевич обходит художников, и каждому что-то советует, ободряет: «Организуйте палитру – где теплый ряд красок, где холодный, как у музыканта – от низкого к высокому. Небо не взял по тону… Пасмурное небо дает свет сверху… Перекличка должна идти по диагонали… Уплотнить березки… Не бойся испортить. Еще лучше сделаешь. Земля, небо и лес держат пейзаж в определенном настроении…».

К отъезду у колес автобуса раскинулось более тридцати этюдов. Таким был урожай этого осеннего дня.

В мастерской художника мой взгляд задержался на картине под самым потолком, как бы сошедшей с небес с простым сюжетом: бескрайняя пожелтевшая степь, рельсы, уходящие в даль мимо домика путевого обходчика, мимо озерца…И маленькая девочка с платочком в руке, бегущая за исчезающим в мареве последним вагоном только прошедшего поезда. Бежит как за своей мечтой. Сбудется ли?

Я вспоминаю другую деревенскую девочку, которая встретив новую молоденькую учительницу, спросила: «А когда ты от нас будешь уезжать, то подаришь мне свои красные туфельки?».

Учительница подарила.  И девочка, улучшив свободную минуту, накинув на плечи как шаль, кусок рыбацкой сети, в оправе без стёкол постукивала каблучками по бетонной плите близ коровника, воображая себя учительницей…

Вот так настоящее искусство всегда «цепляет», вызывает ассоциации, уводит в личную память и картина всегда бессловесное послание.

Перед отъездом молодые художники обступили Травникова. Одной из них он дал автограф, нарисовав свой фирменный знак – одуванчик, теряющий семечко. Улыбается: «Это лысеющий одуванчик и надписал: «Ирина! Не теряй высоты!»

Над крыльцом его дома в ромбе был также изображен «лысеющий одуванчик».

Шайтанский кордон

Именно здесь, в самой лесной глухомани, на кордоне делал первые шаги Гера Травников.

А родился он в Мехонке, в роддоме, который строили пленные австрийцы. И отец его Алексей Антонович тоже в Мехонке родился.

Недавно стало известно, что пращур Травниковых охранял в 1695 году ворота в Мехонском остроге от набегов кочевников. Вот она беспрерывная связь поколений.

Мать Германа – Евдокия Ивановна – уроженка Вятской губернии из Уржума. Окончила гимназию. Ее направили учительствовать. Гражданская война перекроила судьбу. Во время нэпа Евдокия Ивановна даже пела в оперном театре Свердловска. Её первого мужа репрессировали.

С отцом же она познакомилась, когда тот учился на радиотелеграфиста. И видно, пришлась она ему по сердцу, раз взял замуж с двумя детьми.

Когда отца направили в леспромхоз, то был им выбран кордон: подальше от людей, чтобы не попасть в сталинскую мясорубку даже за неосторожное слово. У Алексея Антоновича язык был с перцем.

Потом перебрались в Боровлянку, где жили ссыльные,  народ «с бору да сосенки…».

Времена тяжелые. Как-то отец вернулся с работы мрачный, весь в себе. Взял мандолину, заиграл. А потом как хрястнет ею о порог – щепки в стороны.

Герман до сих пор хранит медиатор, как маленькое черное сердечко.

Но отец старался заботы оставлять за воротами. Дома, бывало, подшучивал над матерью, рассказывая ребятам истории про вятских, «мужиков-хвацких».

Сочинял басни, нравоучительные стишки и подкладывал их под подушку: «Герман зеркало нарушил. Все донельзя изломал. Я б ему за это уши с удовольствием надрал».

Герман вспоминает: «Сидим за столом. Едим картошку. Отец говорит: « Милые детки, в конце пятилетки от этой картошки протяните ножки».

Зима. Темень. «Вот был случай со мной, — начинает отец. — Еду я в санях лесной дорогой. Слышу, волки воют. Все ближе, ближе. Лошадь хлещу, а они догоняют. Что делать? Тогда достаю портфель: «Кого первого в колхоз записывать?» Они враз на тормоза. Вот так-то, детушки. А одного уполномоченного волки  всё же съели. Правда, пимы и партбилет оставили».

В пять лет Герман первого зайца поймал. Брат научил петли ставить.

Едва дождался Герка рассвета и по тропе на лыжиках двинулся. Видит – на елочках сороки шебуршатся. Ближе подошел. «Ах, вы моего зайца захотели». Тот уже «подмерз». Дома мать улыбается: «Добытчик ты наш».

Брат научил ориентироваться в лесу. И не раз наука эта выручала. Однажды группа студентов училища в походе по Северному Уралу возвращалась на плоту по реке Сосьва и попала в безвыходную ситуацию: плот прибило к берегу и стремнина перевернула его. Все очутились в воде, промокло снаряжение, продукты. А вокруг ночь. Холод. Герман вызвался найти ближнее селение. В тайге нашел следы лесовоза. Через 15 километров непрерывного бега он увидел огни. Разыскал продавщицу. Нагрузил себя и напарника хлебом, колбасой, водкой. И обратно. Водку он вливал в рты полузамерзшим людям.

 В школьные годы настоящей закалкой для Германа стали еженедельные переходы по 50 километров. туда и обратно, от дома в посёлке Октябрьский до райцентра, десять часов в пути,  чтобы на санках привезти продукты  (в основном замороженное молоко) — на неделю.

В деревне Пихтовка Новосибирской области, куда направили работать старшую сестру, встретил школьник первых своих учителей — ссыльных художников с Украины, они копировали картины передвижников для клубов, столовых, контор. Увидев рисунки Германа, стали обучать: «Рисуй больше с натуры». «Они мне глаз поставили», — вспоминает Герман. Первая же его выставка прошла в 1954 году в Исетской школе: двадцать карандашных рисунков и акварелей прикнопил на классной доске.

Мастерство набирал в Свердловском художественном училище с крепкими традициями. Преподаватели Г.П. Гаев, Н.Г. Чесноков, С.П. Бочкарев и другие несли  людям изобразительную культуру. Они боготворили пейзаж. Считали, что через него лучше видно художника: или лирик, или трагик, или вкусовщина. Там говорили: «Если не можешь написать хороший пейзаж – пиши тематическую картину. Если не можешь написать тематическую картину, то учи как писать тематическую картину…» Слова Н.Г Чеснокова.: «Поступай в жизни всегда, как велит сердце» для Германа —  как посох путнику.

— Говорят, что «рукописи – не горят». И действительно. При всей бытовой неустроенности, при том, что сотни картин раздаривались, чудом сохранилось многое: в дровянике, который сносили бульдозером, нашелся чемодан с ранними рисунками, часть работ взята из фондов художественного училища, часть из фонда комитета по телевидению… Более сорока лет хранил Анатолий Удачин серию графических заставок к телеспектаклю по поэме Александра Блока «Двенадцать», которые передают напряженный ритм тех лет и раздвигают горизонты поэмы.

Все эти работы, созданные с 1952 по 1967 год,  до вступления автора в Союз художников СССР, можно было увидеть на выставке «Школьные годы». Герман посвятил ее своим учителям, тем, кто помогал ему становиться мастером.

Сам же Герман, естественно, стал учителем для своих трех дочерей. В детстве их основными игрушками были карандаши, кисти и краски.

Для детей каждодневным ориентиром всегда оставалась мама, кропотливая незаметная работа которой держала на плаву семейную лодку.

Когда девушки выросли, то Ольга Константиновна нашла в себе силы и желание, чтобы в возрасте 65  лет — во характер — окончить с отличием психологический факультет Курганского университета.

О ее характере говорит и такой факт, как – то молодые гостили у родственников в Каргаполье, и Герман предложил Ольге: «Пойдем-ка до Боровлянки пешком!» Ольга согласилась. В 6 утра и двинулись, все больше лесом, даже через болото случалось. Привал был, чтобы отобедать. Уже по темноте, в первом часу ночи, подошли к деревне. Позади остались 80 километров. После Ольга два дня отлеживалась, а Герман уже с утра был на работе.

«Брак — это пожизненный контракт», — считала кинозвезда Одри Хепберн. Герману такой беспроигрышный контракт повезло подписать  почти пятьдесят лет назад.

Сегодня Юля и Аня – профессиональные художники, а старшая Ника – кандидат психологических наук.

«А это что за ферзь такой?»

В армию Германа Травникова забрали из Свердловского художественного училища.

Попал он в команду, следующую в Совгавань. Перспектива – служба на корабле. «Флажками махать» — рост подходящий, — подытожил офицер. Но другой офицер, видя, как все пятнадцать суток до Дальнего Востока Герман что-то рисует, решил, что художник в танковом полку нужнее.

И вот стоят в строю будущие танкисты, крепыши как на подбор – метр с шапкой – такие только и могут в танке разместиться. Командир полка оглядывает их с одобрением. Но странное дело. «А это что за ферзь такой?» — удивился он, поравнявшись с высоченным Германом Травниковым.

Замполиту полка он очень даже пригодился. А поскольку природа не обделила Германа здоровьем, то защищал он честь полка и на кроссах, и в боксе, и в борьбе… Стал разрядником по пяти видам спорта.

В жизни самый ценный капитал — не золото и серебро, не евро и доллары, а Время. А потому художнику, которого природа наделила талантом, нельзя тратить его походя. Только в работе, и только в работе.

По этой же причине в 1998 году Герман отказался от почетного поста секретаря Союза художников России. В секретариате недоумевали «Впервые такой прецедент…».

И потом – он вечно в движении, в поездках, в поисках новой натуры: Прибалтика, Камчатка, Кавказ, Башкирия, Средняя Азия…

Особое отношение у Германа к русскому северу. За Полярным кругом был несколько раз. На Кольском полуострове трижды, начиная с разработки маршрутов для Всесоюзной группы акварелистов.

После посещения музея Арктики в Ленинграде появилась мечта  побывать на Новой Земле. Поразили работы самодеятельного художника Тыко Вылкова. И он покупает билет до Сыктывкара. Оттуда надеялся с попутным самолетам добраться до поселка Белушья Губа. Поджидал оказию в аэропорту. Вдруг в комнату заходит генерал. Поздоровались. Познакомились. «Герман Травников – художник», — «Герман Титов. Куда путь держишь?» — «На Новую Землю». – «Тебя туда не пустят. Возвращайся. Там проводят испытания ядерного оружия; скалы оплавились»…

Но север не отпускал. В 2006 году Герман впервые побывал на Ямале с геологами и сделал серию портретов: геофизик, буровой мастер, водитель вездехода, лаборант–грунтовед…Позднее  завершил эту серию портретом Владимира Бубекова, последнего геолога–романтика с разрушенной геологической базы на 110-м километре, который остался жить в единственном путевом вагончике, встречая и провожая редкие поезда.

Эти портреты и множество великолепных акварельных пейзажей составят в 2015году персональную выставку «На краю земли» (так с языка ненцев переводится «Ямал»), к юбилею – 85-летию Ямало-Ненецкого округа и 420-летию Салехарда.

В последние годы Герман побывал в Австрии, Италии. Посетил Египет, Турцию, Тунис, Иорданию, Израиль, Марокко… Не для отдыха, а чтобы донести до своего зрителя неповторимую и изменчивую красоту окружающего мира и в ней — человека.

Кистью запечатлеть быстротекущее время–задача любого художника.

Из этих поездок родился альбом «Дыхание Востока».

Свой зритель и ценитель у него есть. К примеру, наша национальная гордость Мстислав Ростропович мог позволить себе выбирать картины любого художника в России, в Европе, в Соединенных Штатах… Но будучи в Кургане он приобрел сразу шесть работ Травникова.

Где он подзаряжает аккумуляторы своей души? Естественно, в каждодневной работе, на природе, в друзьях.

Его персональной выставке в государственном музее А.С. Пушкина (Москва, 2007 г.) название дала большая картина «Наши редкие встречи…», где за круглым столом собрались художник Александр Петухов, писатель Вячеслав Веселов, историк Борис Карсонов, филологи Никишовы, поэты – Алексей Еранцев, Александр Виноградов, Леонид Бендик, режиссер Анатолий Удачин и другие.

Герман не мог оставаться в стороне от темы декабристов, живших в ХIХ веке в Кургане. Чтобы пропитаться духом тех времен, узнать документы, поехал в Лениград. Получил разрешение побывать в Петропавловской крепости, в Комендантском доме, где допрашивали осужденных.

К делам церкви, а точнее, нашего собора Александра Невского Герман Травников также приложил руку.

На съезде Всесоюзного Фонда культуры через Раису Максимовну Горбачеву передал письмо верующих о возвращении собора. Через пару-тройку месяцев краеведческий музей переезжал в Дом политпросвещения.

Вибрация души

Писательница Виктория Токарева (по ее сценариям фильмы «Джентльмены удачи» и «Мимино» стали киноклассикой  России) признавалась: «У меня с Чеховым одинаковая вибрация души».

У Германа Травникова это созвучие было с Карсоновым и Еранцевым.

В Карсонове его восхищала целеустремленность и преданность делу. Окончив университет в Ленинграде и завершив учебу в Репинском Институте живописи, ваяния и зодчества, он прибыл в далекий Курган. Здесь начались его исторические изыскания.

В городе Борис знал историю любой улицы, любого дома за сто лет.

Чтобы определить действительное место проживания В.К. Кюхельбекера, он в библиотеке Салтыкова-Щедрина пересмотрел две тележки газет «Русские ведомости» за 1845 год. По купчей установил дом на улице Троицкой-Куйбышева, где сегодня находится музей поэта-декабриста.

Много ценных сведений давала переписка декабристов, и Карсонов изучил французский язык. Большая заслуга его в нахождении могилы преподобного Далмата, в восстановлении собора Александра Невского, в составлении списка репрессированных священников… Герман помнит советы Карсонова : «В доме не должно быть ничего лишнего. Не дружи с людьми, которые не ценят твое время. Не занимайся суетными делами. Не надо себя выстраивать, работа сама тебя выстроит…».

С Алексеем Еранцевым Германа связывала любовь к поэзии. Он учил чувствовать весомость слова, от которого, как от брошенного в озеро камешка, долго расходятся по водной глади круги.

Алексей и сам рисовал этюды, акварели. Его дружеские шаржи были четки, как моментальные снимки.

В одном из юбилейных номеров областной молодежной газеты, где я тогда работал, им была представлена целая галерея ярких, метких, лукаво-добрых, а то и едких образов наших журналистов.

По большому счету Еранцев не разделял свое влечение:

«Живут во мне слова и краски,

Извечный крест – перо и кисть…»

Живопись и поэзия, как говорят сербы, «сличны». Инструменты разные, а цель одна – просветление души.

Герман тоже сочиняет, но на свет свои стихи выносит редко: строг, наверное считает, что это не «своя колея». Зато стихами других делится щедро. Память у него цепкая, как колючки репейника. Однажды в Орске на пленэре, у костра читал их больше часа.  

Впрочем, на его счету песня о родной Боровлянке. Заказали односельчане из самодеятельности. Согласился с легким сердцем.

«…Сосны, березы, осины.

Милые. Я не забыл,

Как в роковую годину

Бор согревал и кормил.

Сердце болит у подранка,

Что потревожили вновь.

Детство моё, Боровлянка,

Первая в жизни любовь…»

С юмором Герман на короткой ноге. Мне нравится его автопортрет – в шляпе набекрень. Вид залихватский: ковбой, да и только. Кажется выйдет сейчас из салуна, свистнет и взметнется пыль из под копыт.

Кто может смеяться над собой, тот здоровый душевно человек.

На  юбилей директора Людмилы Александровны Савицкой он преподнес ей на метровом бумажном полотне дружеский шарж, где художник (сам себя изобразил) возлежит на берегу моря  у ног этакой красотки. Рядом бежали строчки: «А жене скажи, что я в степи замерз. А Савицкую на юга увез».

Как-то проводил мастер-класс, и чтобы сразу привлечь внимание, задал провокационный вопрос: «Помните, как в «Поднятой целине» Нагульнов спрашивал у деда Щукаря: «Скажи, что это за штука такая – «акварель»? И «бордюр»? Щукарь ответил:» «Известное дело, «акварель» — это девка ласковая, нежная, а  «бордюр» — гулящая, грубая девка».

Понятно, что этот разговор Герман  придумал. Но после такого вступления можно было легко рассказывать об «Императорском обществе акварелистов», которое возглавлял художник Бенуа, об особенности этого вида живописи.

Акварель Герман сравнивает со скрипкой (о ней он в детстве грезил до душевной боли), а работу маслом – с фортепиано.

А еще он говорит о себе: «Есть баталисты». Есть маринисты. А я небесист».

Замечено, что хорошие идеи всегда витают в воздухе.

В 80-х годах Травников возглавлял областной Фонд культуры. У него состоялась встреча с Д.С. Лихачевым, председателем Всесоюзного Фонда, который поддержал предложение о создании «Музея акварели». Затем от имени общественных организаций было подготовлено письмо на имя первого секретаря обкома партии. Бюро обкома поддержало инициативу о создании такого музея. Из запасников Союзов художников СССР и РСФСР, а также Министерства культуры СССР было выделено около 1500 акварелей художников из всех республик. Это стало золотым фондом будущего Музея. На этой основе Министерство дало «добро» о проведении Всероссийских выставок акварелей в Кургане.

И в 2002- 2006- 2010-2014 годах коллектив областного музея успешно и последовательно провел Всероссийские выставки акварели. Только на последней из них общее число присланных работ составило около полутора тысяч работ. В экспозиции было представлено почти 400 произведений 150 участников из 66 регионов.

Это была объемная, многотрудная, но благородная и благодарная работа.

Выставки стали важным событием изобразительного искусства, стимулирующим акварельное творчество в российском художественном процессе.

Герман Травников был неизменно в составе строгого и справедливого жюри этих выставок.

Но мечта его о создании Музея акварели – уникального не только в России, но и в мире, пока остается мечтой.

***

И настанет час, когда на открытие персональной выставки широким шагом в черном долгополом пальто и в черном берете, венчающем голову на жилистой шее, с обветренным лицом (ох, уже эти пленэры), обрамленным припорошенной временем бородой, пройдет высокий человек – народный художник России Герман Травников.

«А это что за ферзь такой?» — подумают прохожие.

Ферзь не ферзь, но уж точно не пешка.

ochevidec-media.ru

Творческий проект «Певец Зауральской природы» (о художнике Германе Травникове)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская основная общеобразовательная школа»

Творческий   проект

Певец Зауральской природы

     

Автор проекта: Паюсова  Алла, ученица 5 класса

Предмет: Искусство

Руководитель: Колчеданцева С.Л., учитель

                         изобразительного искусства

Любимово

2012

Проект: Певец Зауральской природы

Учебный предмет: Искусство

Вид проекта: информационный, межпредметный

Цель проекта:

  1. Рассказать о замечательном зауральском художнике Г.А. Травникове
  2. На примере творчества художника  показать, как живопись помогает нам научиться понимать прекрасное, пробудить в нас интерес к истории своего края

Объект исследования: творчество художника Германа Алексеевича Травникова

Методы исследования: изучение литературных и интернет — источников  о художнике и его творчестве, анализ данных

Форма презентации: папка с информационными материалами, мультимедийная презентация

Содержание

Введение_____________________________________________________________________________________4

      Тропинка детства___________________________________________________________________________4

      Лесная  быль_______________________________________________________________________________5

      Родина, Время, Художник___________________________________________________________________ 6

Заключение___________________________________________________________________________________7

Информационные источники____________________________________________________________________8

Приложение__________________________________________________________________________________ 9

Введение

Я очень люблю рисовать. Люблю смотреть картины разных художников на иллюстрациях в журналах, книгах. Интереснее всего,  когда удаётся посмотреть настоящие картины в музее или на выставке. Меня всегда удивляет, как художнику удаётся передать то, что он видит. На картинах всё как будто настоящее.

Больше всего мне нравятся пейзажи. В России было и есть много художников, которые посвятили свои произведения русской природе. Это Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Исаак Левитан, Алексей Саврасов  и многие другие. Но есть у нас  и такие художники, которые пишут картины о своей малой родине. Наше Зауралье нисколько не уступает по красоте другим уголкам России. Увидел эту красоту и показал  в своих картинах зауральский художник Герман Травников. Тема моей работы «Певец Зауральской природы». Она посвящена творчеству этого замечательного художника.

Тропинка детства

Из воспоминаний Германа Алексеевича Травникова:

«Родился я в самое лютое время, 15 декабря 1937 года, в Западной Сибири, в селе Мехонском Каргапольского района, в то время ещё Челябинской области.

Мама моя, Евдокия Ивановна,  — вятская, из Уржума. Родилась в 1903 году, рано потеряла свою мать. Из детдома её взяла бабушка, ставшая для мамы строгой воспитательницей. Уже с шести лет мама вместе с ней работала в поле на жатве хлебов. Девочка очень хотела учиться и поступила в гимназию. Окончив гимназию, учительствовала.

Отец мой, Алексей Антонович,  1911 года рождения,  в 20-30-е годы учился на радиста, а затем сам учил по направлению военкомата. В Екатеринбурге он встретился  с мамой. Взял её с двумя детьми и увёз сначала в Мехонку, а потом на Осиновский кордон. Отец был призван на финскую войну. Вернулся простуженным и больным, но работал. Умелец на все руки, он фотографировал, играл на гитаре и мандолине, писал стихи, мастерил радио.

Мои первые годы прошли на Осиновском кордоне. Мама постоянно была на работе. У нас, ребятишек, оказалось очень много свободы. Мы самостоятельно познавали мир.

Я запомнил те места на всю жизнь. До сих пор перед глазами деревянный дом — пятистенник с верандой и кладовкой. Под крыльцом любимая собака Джильда. Двор с конюшней и баней, за двором огород, спускавшийся к речке. А за воротами, через дорогу, начинался питомник лесхоза с большой тёмной еловой аллеей. А уж за питомником — лес, куда часто убегал мой старший брат Лёва. Когда я спрашивал его, куда он ходил, то по обыкновению получал ответ: «На Кудыкины горы, где Макар телят пасёт». И я верил.

А однажды Лёва принёс белую лилию. Поставил её в стакан с водой. Лилия к вечеру закрылась, а утром вновь открылась, поразив моё детское воображение удивительной чистотой и трепетной тайной. Поманила лилия меня в тот неведомый край, где родилась — на счастливые Кудыкины горы, — с такой силой, что я до сих пор слышу в себе этот зов.

Как-то летним тихим вечером, играя на траве за оградой, вдруг услышал я песню из леса. Это мама возвращалась с покоса. От какого-то необъяснимого блаженства я будто бы сам весь без остатка растворился в той песне, в высоких белых облаках, в голубых тенях от заходящего солнца — так это было красиво!

Тогда же меня потянуло к рисованию. Помню весну 1941 года. Отец взял конверт от патефонной пластинки и нарисовал на нём карандашом скворечник, что был прибит на жерди у ворот: с веткой, солнышком и скворцом. Меня это так поразило, что я тут же сам принялся рисовать».

С младшим братом, фото отца, 1948 год

Лесная  быль

Детство и юность будущего художника пришлись на суровую пору. В школу села Боровлянское Белозерского района Курганской области он пошёл в год окончания войны. Интерес к рисованию пришел рано. С первого же класса  Герману поручали оформлять стенгазеты, делать учебные пособия, писать лозунги. Он не отказывался, ему нравилось.

Учителя по рисованию в школе не было. Только когда Герман учился в шестом классе, рисование стал вести военрук. Первое его задание — рисунок на свободную тему. Герман  изобразил цветными карандашами весеннее болото с купавками и камышом, с лягушками и утками, а за болотом — лес с зарёй. Учитель посмотрел, похвалил, но сказал: «Вот если бы ты нарисовал не серых уток, а белых лебедей, было бы намного красивей».

В 1951 году сестра Эвелина, окончив Свердловский лесотехнический институт, была направлена на работу в Новосибирскую область, в посёлок Октябрьский. А чтобы не было ей там одиноко, на домашнем совете было решено с ней отправить и Германа.

Сибирское село Пихтовка, где поселились Эвелина и Герман, располагалось почти на самой границе с Томской областью. Более половины жителей были политическими ссыльными, в том числе были и художники.  На стене в доме висел рисованный коврик, в центре которого, в овале, бегущий по камням ручеёк. Подарок ссыльных художников. Однажды Герман  решил так же украсить свою стену. В журнале «Огонёк» увидел картину Венецианова и, недолго  думая, снял с неё акварельную копию. А потом ещё карандашом нарисовал читающего хозяина дома и обе картинки  повесил над своей кроватью. Вечером, когда он пришёл из школы, хозяин сказал, что в гостях были художники, им, будто, понравились его рисунки, и они пригласили его в свою мастерскую.

Вот тогда-то Герман впервые и увидел художников вживую. Просторная и светлая их мастерская располагалась в деревянном бараке на промкомбинате. На мольбертах стояли холсты с копиями картин Шишкина и Васнецова. В те времена в различных учреждениях, клубах, столовых можно было часто увидеть подобные копии. Два ссыльных художника с Украины, лет по 35-40, встретили Германа ласково, поинтересовались откуда он и у кого учился. Показали свои этюды с натуры, дали много практических советов. Герману даже разрешили немножко помазать «Алёнушку», что стояла у них на мольберте. Тогда же впервые его пригласили на берег писать осеннюю тёмную лесную речку Пихтовку. Потом художники посоветовали выписать по почте масляные краски, дали адрес. Уже через месяц Герман получил прекрасный набор красок.

9 и 10 классы Герман заканчивал в селе Исетском Тюменской области. В школьные годы появилось немало рисунков с натуры: Герман увлеченно рисовал сосны, животных, сверстников и родных. 

Первая выставка Германа Травникова состоялась в ноябре 1954 года в коридоре возле учительской на втором этаже любимой школы. Без рам, без стёкол, на обыкновенной школьной доске кнопками были приколоты около двадцати его рисунков и акварелей. Именно с этой выставки определилась его тропинка в жизни.

Когда семья Травниковых перебралась в окружённое со всех сторон бором живописное село Боровлянское, что на границе Курганской и Тюменской областей, Герман продолжал писать этюды маслом и акварелью, особенно много времени посвящая любимому занятию во время школьных каникул и стараясь передать красоту окружающей природы.                                                                     

           

            Лесорубы. 1955 год

Летом, после окончания школы пришлось с братьями зарабатывать тяжёлым трудом на рубке леса для целинного Казахстана. Пока все отдыхали, Герман успевал взяться за краски, чтобы запечатлеть выруба, щедро расцвеченные кипреем, светлый нагревшийся лес.

            Поступив в 1956 году в Свердловское художественное училище, постоянно проводил лето у мамы в Боровлянке, успевая и по хозяйству помочь, и понаблюдать за лесными чудесами с альбомом и акварельными красками.

В 1957 – 1959 годах  Травников служил  в армии. После службы вернулся в Свердловское  художественное училище и, после его окончания  в 1963 г., молодой художник возвратился в Курган с твёрдым решением жить на малой родине и путешествовать по всей огромной стране.

Это плодотворное время стало годами утверждения своего «я». В это время Травников работал художником в кинотеатре, вёл изостудию в педагогическом институте, оформлял спектакли и постановки на телевидении.

Постоянным источником вдохновения оставалась родная Боровлянка, куда художник возвращался вновь и вновь: навестить мать и односельчан, поработать над этюдами («Осень на вырубах», «Песчаная дорога», «Весна в лесу»). Часто приезжали с ним друзья-художники.  

В 1967 году Травникова приняли в члены Союза художников. В 1970 году состоялась его первая персональная выставка. В эти годы рождаются многие вдохновенные картины трепетной и тёплой зауральской природы, навеянные боровлянскими лесами: воздушная, перламутрово сияющая «Тропинка», звучный и радостный бело-золотой «Осенний костёр», таинственная «Лесная быль».

Семья Травниковых. 1957 год

Сокровенные воспоминания детства звучат в его акварелях. Нехитрые заботы и радости деревенской жизни, красота белоснежной зимы или весенней распутицы («у природы нет плохой погоды»), в духе народной частушки с лукавой озорной улыбкой, схвачены в «Холодной весне», «Оттепели».  

Акварельный цикл «Боровлянский дневник», решённый убедительно и гармонично, — своего рода гимн природе и человеку. По своему рождению, да и по душевной привязанности художник — человек деревенский. Потому и открылась ему неприглаженная красота народной жизни. На селе, где судьба каждого и всех вместе открыта, будто на ладони, остро чувствуется боль и радость, протяжённость и краткость человеческого бытия.

С мамой. 1983 год

Г. Травников посвящает акварельную серию односельчанам: одинокой соседке Алексеевне («В ожидании письма»), ветеранам («Скоро холода», «Лесник Василий Дмитриев»). Его картины о родном очаге, притяжении родной земли и материнства, о том, что мир в круговерти времени держится по-прежнему на доброте, честном труде, любви и красоте.

С 1986 года Травников является секретарём Союза Художников России.

Родина, Время, Художник

Имя Германа Алексеевича связано с возрождением акварельного искусства в России и последующим его утверждением в качестве самостоятельного вида изобразительного искусства. Благодаря его творческим успехам в Курганской области выросла плеяда ярких самобытных художников-акварелистов, а областной центр по праву считается «акварельной столицей Урала». Герман Алексеевич выдвинул идею создания в Зауралье первого в России музея акварели. Благодаря его большой организационной и общественной деятельности в фонд будущего музея передано около тысячи акварельных произведений художников России.

В течение нескольких десятилетий плодотворного творческого поиска, путешествий, постоянного совершенствования мастерства акварельной живописи Травников подготовил ряд значительных акварельных циклов. Наиболее выразительны из них: «В лесах Зауралья», «Русский север», «Тува», «Камни Армении», «По Средней Азии», «На полях Польши».

Выставка в Польше. 1973 год

                                                            В Туве. 1970 год

За полвека напряжённой творческой деятельности Герман Алексеевич принял участие в 150 выставках, провёл более 50 персональных выставок на Урале, в Сибири, многих городах страны. Он достойно представлял русское акварельное искусство в Австрии, Болгарии, Италии, Польше, Франции, Кубе, Канаде.

Художник успешно совмещает творческую и преподавательскую деятельность. Он проводит мастер-классы, оказывает практическую и методическую помощь молодым художникам, преподавателям и студентам учебных заведений, учащимся школ Зауралья. Много времени он уделяет работе в художественных советах Курганской областной филармонии, художественного салона-студии, аттестационной комиссии областного колледжа культуры, детских художественных школ, членом которых является.

Акварельные работы Германа Алексеевича воспроизведены в журналах, альбоме «Образ пространства», комплектах открыток «Отчий край», «Акварели Травникова Г.А. из российских и зарубежных музеев», «А за Уралом – Зауралье». Он является автором почтовой марки, выпущенной к 60-летию со дня образования Курганской области. Герман Алексеевич – составитель, художник-дизайнер художественных календарей, книг по истории и культуре Курганской области «Охотничьи были», «Забытый Курган», «К 100-летию областной универсальной научной библиотеки имени А. К. Югова».

В институте с Г.А. Илизаровым. 1985 год

Работы Травникова имеются в Государственной Третьяковской галерее, музеях России и ближнего зарубежья, в галереях и частных коллекциях 22 стран мира. Ряд акварельных произведений художник подарил детским домам, областной больнице, кардиологическому диспансеру, Российскому научному центру восстановительной травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова.

Экспозиция. 1997 год

Творчество Травникова отмечено многочисленными Почётными грамотами и Дипломами за участие в выставках. Он награждён медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы», орденом «За заслуги перед польской культурой», городской премией «Признание». Ему присвоены звания «Заслуженный художник РСФСР», «Народный художник Российской Федерации», «Почётный гражданин Курганской области».

Заключение

Герман Алексеевич проехал и прошёл пешком огромные пространства нашей страны, побывал за её пределами. Но где бы он ни путешествовал – Тува, Кавказ,  Бухара, Украина,  Болгария или Польша, — он всё же предпочитает изображать милое его сердцу родное Зауралье. Скромную природу своей Родины Травников пишет в буйном цветении весны, золоте зреющих хлебов, в суровой застылости зимы. И каждое его произведение – это осмысление общих законов жизни.  

Откуда это богатство? Из полного мелодии и стиха мироощущения, из детского увлечения, которое превратилось в дело всей жизни, стало счастливой судьбой. Художник не утратил с годами требовательности к себе, а рассказ о своей малой родине стал для него способом осмысления жизни, сопричастности времени.

Все его творчество учит нас любить свою малую родину, восхищаться её природой, людьми, которые в ней живут, изучать историю своей страны, беречь природу, окружающую нас и трудиться.

Список информационных источников

http://travnikov.ru/ — сайт Германа Травникова

http://www.museum-n-d.ru/  – сайт Музея современного изобразительного искусства

http://persona.kurganobl.ru – сайт «Лица Зауралья»

Приложение

Произведения  Германа  Травникова

1.Шум тополя. 1997. Масло

2. Дожди. 2006. Акварель

3. Во поле. 1973. Акварель

4. Осенняя заря. 1999. Масло

5. Тундровое озеро. 2006. Акварель

6. В поле. 1979. Акварель

7. Солнечная заводь. 2005. Акварель

8. Дожди прошли. 2006. Акварель

9. Заводь. 2005. Акварель

10. У лесного ручья. 2006. Акварель

11. Горница. 1985. Масло

12. Карелия. 1969. Акварель

13. Кухня. 1985. Масло

14. Рассвет. 1970. Акварель

15. Во поле. 1973. Акварель

16. Юрюзань. 2010. Масло

17. Иней. 1974. Акварель

18. У Плещеева озера. 1999. Акварель

19. У моря. 2006. Акварель

20. Вечер. Околица. 1979. Акварель

21. Железорудный карьер. 1978. Акварель

22. Возвращение. 1966. Акварель

23. Гость. 1983. Акварель

24. Над обрывом. 1983. Акварель

25. Этюд. 1957. Масло

26. Избушка смолокура. 1955. Акварель

27. Облака детства. 1973. Масло

28. Ждёт. 1983. Карандаш

29. Портрет. 1977. Акварель

30. Шестакович. 2001. Темпера

31. Аня. 1987. Карандаш

32. Мама. 1983. Карандаш

33. Стеша. 1973. Карандаш

34. Зарисовки с пленумов. Карандаш

35. Стройка. 1982. Акварель

36. У печки. 1954. Масло

37. Ночная стройка. 1982. Акварель

38. Школа трактористов. 1980. Масло

39. День уходящий. 1970. Темпера

40. Портрет. 1977. Акварель

41. Инга. 1976. Акварель

42. Берег дальний. 2001. Масло

43. Портрет. 1969. Акварель

44. Портрет. 1968. Акварель

45. Ника. 1988. Акварель

46. Полёт стрекоз. 1982. Акварель

47. Марина. 1991. Масло

48. Михаил Кокорин. 2009. Масло

49. Доктор Г.А. Илизаров. 2005. Темпера

50. В.Аванесов. 1990. Масло

51. Записка. 2008. Масло

52. Константин Сульдин. 1998. Темпера

53. Ника. 1988. Темпера

54. А.М. Пляхин с внуком. 1988. Темпера

55. Владимир Аникейчик. 1982. Масло

56. Портрет. 1968. Акварель

57. Ника. 1985. Акварель

58. Портрет. 1967. Акварель

59. Горная речка. 2004. Акварель

60. Портрет. 1968. Акварель

61. Терентий Семёнович. 1982. Акварель

Рецензия

на творческий проект по искусству «Певец Зауральской природы»

В работе Паюсовой Аллы представлен материал о жизни и творчестве зауральского художника Германа Травникова. Автором обоснован выбор темы, определены цели работы.

Представленный проект является информационным, межпредметным.

В основной части рассмотрены вопросы становления Г. Травникова как художника, показаны условия, определившие его профессиональный путь. Раскрыта роль художника в возрождении акварельного искусства России и Курганской области. В заключение автор делает вывод о необходимости изучать историю и искусство родного края.

В тексте работы использован цитатный материал, биографические фотографии. В приложении дан перечень некоторых работ Г. Травникова и их репродукции.

Творческий проект оформлен в соответствии с требованиями к проектным и творческим работам, содержит информационный и иллюстративный материал.

В целом работа заслуживает положительной оценки.

Учитель искусства  Колчеданцева С.Л.

nsportal.ru

Травников Герман Алексеевич Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Травников. Ночной рейс, 1987. Египет. Сухое дерево, 2010. Турция. Старая мечеть, 2013.

Травников, Герман Алексеевич (род. 15 декабря 1937, с. Мехонское, ныне Курганская область) — советский и российский художник. Народный художник Российской Федерации (2007). Работает в разной живописной технике (масляная живопись, графика), но предпочитает акварель.

Биография

  • Герман Алексеевич Травников родился 15 декабря 1937 года в селе Мехонском Мехонского сельсовета Каргапольского района Челябинской области, ныне Шатровского района Курганской области.
  • В 1945 году поступил в первый класс начальной школы в с. Боровлянском (Боровлянского сельсовета Белозерского района Курганской области). В 1951–1952 годах учился в школе посёлка Октябрьский Новосибирской области, жил у старшей сестры Эвелины. В 1952–1953 годах учился в 8-м классе райцентра Пихтовка Новосибирской области. Вернулся к родителям и в 1953–1955 годах учился в 9–10 классах школы села Исетского Тюменской области[1].
  • В 1955 году работал художником на Курганском машиностроительном заводе.
  • В 1956 году поступил учиться в Свердловское художественное училище.
  • В 1957–1959 годах служил в Советской Армии, в пограничных войсках Приморского края[2]. Получил разряды по 5 видам спорта. Вступил в КПСС (в ВЛКСМ не состоял).
  • В 1959–1963 годах работал художником в универмаге (г. Свердловск). На 3-м курсе училища пытался выйти из рядов КПСС, за непартийное поведение объявлен выговор с занесением в личное дело.
  • В 1963 году окончил Свердловское художественное училище.
  • В 1963–1964 годах работал художником кинотеатра «Спутник» (г. Курган).
  • В 1964–1966 годах руководил изостудией Курганского государственного педагогического института.
  • В 1966–1968 годах работал художником на Курганской студии радиовещания и телевидения.
  • В 1967 году учился на курсах художников телевидения в г. Ленинграде. Принят в члены Союза художников СССР, впоследствии — Союза художников России.
  • В 1968–1969 годах участвовал в работе 3-го пленума правления Союза художников (г. Москва).
  • В 1970 году вступил в члены Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры.
  • В 1972 году участвовал в работе 3-го съезда художников РСФСР (г. Москва, Большой Кремлёвский Дворец, Колонный зал Дома Союзов).
  • В 1973 году утверждён членом областного художественного Совета Курганского облисполкома.
  • В 1975 году возглавил объединение молодых художников при Курганской организации Союза художников РСФСР.
  • В 1978 году утверждён членом комиссии по акварели при Союзе художников СССР.
  • В 1980 году Вступил в члены Всесоюзного общества «Знание». Избран членом комиссии Союза художников РСФСР по работе с молодыми художниками.
  • 24-27 ноября 1981 года участвовал в работе 5-го съезда художников РСФСР (г. Москва, Большой Кремлёвский Дворец).
  • В 1982 году избран депутатом Курганского городского Совета народных депутатов.
  • С 1983 по 1990 год член Правления Союза художников СССР.
  • С 1984 по 1999 год секретарь Правления СХ РСФСР (СХ России).
  • В 1989 году вышел из КПСС по собственному желанию.
  • В 1998 году принял участие в работе 8-го съезда художников России (г. Сергиев Посад).
  • 10 января 2003 года выпущена почтовая марка «Курганская область» из серии «Россия», автор эскиза Г.А. Травников.

Выставки

Герман Алексеевич принял участие в 150 выставках, провёл более 50 персональных выставок на Урале, в Сибири, многих городах страны[3].

  • В ноябре 1954 года состоялась первая персональная выставка (20 рисунков и акварелей) в школе (с. Исетское).
  • С 1964 года стал принимать участие в профессиональных художественных выставках. В 1964 году принял участие в Областной художественной выставке «Советское Зауралье» (г. Курган, КГТД).

Зарубежные выставки:

  • 1971 год 4-я «Биеннале живописи стран социализма» (Польша, г. Щецин). Награждён бронзовой медалью.
  • 1971 год Выставка «Советская акварель» (Чехословакия).
  • 1972 год Выставка «Советская акварель» (Югославия, г. Белград).
  • 1974 год Международная художественная выставка «Осеки — 74» (Польша, г. Кошалин).
  • 1974 год Выставка «Советская акварель» (Монголия, г. Улан-Батор).
  • 1975 год Персональная выставка акварели (Польша, города Кошалин, Слупск, Колобжег).
  • 1975 год Выставка «Советская акварель» (Венгрия).
  • 1975 год Выставка «Советская акварель» (Болгария).
  • 1976 год Выставка «Советская акварель» (Польша).
  • 1976 год Выставка «Советская акварель» (Болгария).
  • 1977 год Выставка международного пленэра имени Николы Маринова (Болгария, г. Тырговиште).
  • 1977 год Международная выставка анималистического искусства (Румыния).
  • 1978 год Выставка советских и польских художников «СССР — ПНР» (г. Москва, г. Варшава).
  • 1978 год Выставка советских, венгерских, польских и чехословацких художников «Пейзажи дружбы» . Москва, г. Катовице).
  • 1981 год Выставка «Советская акварель» (Болгария, г. София).
  • 1981 год Выставка «Советская акварель» (Куба, г. Гавана).
  • 1981 год Выставка «Советская акварель» (Египет, г. Каир).
  • 1982 год Выставка советских и болгарских художников (Болгария, г. София).
  • 1993 год Персональная выставка живописи с участием дочери Юлии (г. Москва, посольство США).
  • 1995 год Международная выставка «Акварель» (Исландия, г. Рейкьявик).
  • 1995 год Персональная выставка «Акварель» (Австрия, г. Вена).
  • 2001 год Персональная выставка в консульствах США и Великобритании (г. Екатеринбург).
  • 2004 год Выставка «Художники Кургана» (Казахстан, г. Костанай).

Работы Г.А. Травникова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Курганском, Архангельском, Красноярском, Туркменском, Карельском художественных музеях, в музеях Польши, Болгарии, Перми, Кызыла, художественных галереях Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени и других городов. Его картины есть во многих частных собраниях и организациях разных стран. К примеру, в частных коллекциях Мстислава Ростроповича, семьи бывшего премьер-министра Пакистана Бхутто, у ценителей живописи США, Японии, Италии, Австралии, Аргентины и др[4].

Награды и звания

Семья

  • Отец — Алексей Антонович (1911—1957), радиотехник, участник Советско-финляндской войны, после войны директор Боровлянского лесхоза
  • Мать — Евдокия Ивановна (урожд. Соломатова, в 1-м браке Волкова, 1903—1988), работала в организациях снабжения
  • Жена (с 1966) — Стрекаловских Ольга Константиновна, киноинженер
    • Старшая дочь — Ника (род. 1967), в 1990 году окончила Ленинградский государственный университет, кандидат психологических наук
    • Средняя дочь — Юлия (род. 1975), окончила Московский институт им. Г.С. Строганова, в 1999 принята в Московский Союз художников
    • Младшая дочь — Анна (род. 1977), окончила полиграфический институт в Москве

Увлечения

Примечания

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *