cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Выворотность как развить – Топ 9 упражнений для выворотности

Выворотность. Тренировка выворотности. Кривой шпагат… Как исправить?

о роли ягодичных мышц:

необходимо почувствовать разницу между мышцами, ответственными за выворотность, и ягодичными мышцами. За выворотность отвечает группа из шести мышц, расположенных в глубоком мышечном слое. Они начинаются на большом вертеле бедренной кости и идут к копчику и другим частям таза. Они поворачивают бедро кнаружи. Их шесть, так что они могут работать, на какую бы высоту ни была поднята нога.
С другой стороны, ягодичные мышцы разгибают бедро (другими словами, отводят ногу назад). Есть и другие мышцы, способные делать эту работу, так что часто люди и не подозревают, что не используют ягодицы как надо. Но если ягодицы не работают, подколенные сухожилия и некоторые поясничные мышцы будут перегружены, особенно в арабеске. Кроме того, ягодичные мышцы должны сильно напрягаться в прыжке — как при отталкивании от пола, так и при приземлении.
Если ваша поясница часто бывает напряжена, и в арабеске derierre вам сложно держать колено выпрямленным, вполне возможно, что вы поднимаете ногу подколенным сухожилием, а не ягодичными мышцами. Если вы делаете так постоянно, и особенно если часто пользуетесь подколенными сухожилиями во время ходьбы, от чрезмерного напряжения они станут тугими, и неважно, как часто вы их тянете!

Проверить, хорошо ли работают ягодицы, несложно:

· Лягте на живот, ноги вместе (прямые, невыворотные), голова повернута в сторону.
· Положите кончики пальцев на ягодицы.
· Сохраняя колено прямым, оторвите одну ногу от пола и поднимите вверх.
· Происходит ли при этом что-нибудь у вас под пальцами? В идеале нужно заметить момент, когда мышца включается в работу.
· У кого-то мышца включается только под конец движения, кому-то вообще сложно заставить ее работать, а у кого-то это получается автоматически.
· Чтобы полностью снять нагрузку с подколенных сухожилий, ягодица должна начинать движение и продолжать работать на протяжении всего движения. Помните, что ничего страшного, если подколенные сухожилия участвуют в движении, но только немного! Мы просто хотим, чтобы ягодицы делали свою законную часть работы!

В этом секрет хорошей подвижности ноги в тазобедренном суставе и ее высоты в положении en l’air. Научитесь использовать мышцы так, как это задумала природа!
Второй секрет в том, чтобы понаблюдать за ягодичными мышцами во время ходьбы, особенно когда поднимаетесь по лестнице или наклонной поверхности. Ягодица опорной ноги должна чуть напрягаться при каждом шаге, чтобы снять нагрузку с подколенных сухожилий. Если вы сможете этого добиться, то будете поражены, как быстро улучшится ваша растяжка!

idealbody.org

Методическая рекомендация для развития выворотности ног

Это одна из самых болезненных тем для танцоров, особенно начинающих. То без чего не обойтись ни в одном профессиональном танцевальном направлении, начиная с классики, заканчивая современной хореографией. То, что как сложно наработать при отсутствии природных данных.

Понятие «выворотность» родом из классического танца, то пожалуй, правильнее всего обратиться за определением к корефею русского балета, профессору хореографии- Агриппине Яковлевне Вагановой, точнее к ее труду, замечательной книге «Основы классического танца». Выворотность- анатомическая неизбежность для всякого сценического танца, желающего охватить весь объем движений, мыслимых для ног и неисполнимых без выворотности. Вывортность заключается в том, что колено выворачивается наружу значительно дальше, чем ему свойственно, вместе с ним поворачивается наружу и ступня- это следствие и отчасти вспомогательное движение, а цель поворота- повернуть верхнюю часть ноги, бедренную кость. Вследствие этого поворота получается свобода движения в бедренном суставе, ногу можно свободнее отводить в сторону, а также скрещивать ноги между собой. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены строением тазобедренного сустава.

В зависимости от щедрости матушки природы каждый имеет свои индивидуальные данные, поэтому выворотность бывает врожденной и приобретенной. Гораздо легче тому, кто выворотный от природы, но тут тоже есть свой нюанс.

Развитие верхней выворотности:

  1. «Бабочка»

Сядь, сведи стопы вместе, колени раскрой и стремись положить их на пол. Следи за тем, чтобы спина была ровной, затылком вытягивайся в потолок. Если колени легли на пол, аккуратно наклонись вперед, старайся дотянуться животом до пола, обязательно сохраняй ровность спины, не сгибая шею. Твоя цель-лечь животом на пол в положении «бабочка». Оптимальное время 5-10 мин.

  1. «Уголь»

Вытяниноги в стороны «старайся не заваливать стопы на пол, на полу должны быть только пятки). Складывайся животиком в пол. Спина должна быть идеально прямой, если животом коснуться пола не можешь, потянись руками вперед до своего предела. Удерживай свое положение, постоянно стремясь лечь на пол животом (только не лбом). Оптимальное время 5-10 мин.

  1. «Лягушка»

Ляг на живот, колени разведи максимально в стороны, стопы сведи вместе. Очень важно, чтобы пятки были близко друг к другу и лежали четко на полу, попроси помочь удерживать стопы партнера или положи их под шкаф или диван. Удерживая это положение, старайся максимально приблизить так к полу. В идеальном варианте- бедра должны лежать на полу, так же, как и стопы. Оптимальное время 5-10 мин.

  1. «Шнур»

Любимый поперечный шпагат тоже очень эффективен в борьбе за вывортность. Так что 5-10 мин сидим на поперечном шпагате.

Развитие нижней выворотности

  1. «Выворотная складочка»

Сядь на пол, разверни стопы в первую позицию, стопы в положении flex(на себя) колени предельно натянуты. Обхвати руками носки стоп и силой притяни их на пол, в это время складывайся грудью к ногам. Сначала может показаться сложным, но не сдавайся, всего лишь 2-3 мин.

  1. «Складочка с оттягиванием носка»

То же положение, теперь рукой пролазим под одноименное колено и обхватываем косточку и пальцы стопы. Тянем пальцы на себя, а пятку в потолок, стараемся предельно вытянуть колен, 2-3 мин будет достаточно. То же с другой ноги. В последнем продвинутом варианте делаем то же самое, но одновременно двумя руками и обеими ногами.

  1. «Паучок»

В положении сидя, сгибаем колени, продлеваем под колени рук и обхватываем косточку и пальцы стопы. Пятки тянем вперед, а носок на себя. Постепенно выпрямляем одну ногу. В среднем по 10-15 медленных вытягиваний ноги вперед, затем повторяем другой.

  1. «Позишн намбер ванн»

Ложимся на живот, ноги раскрываем в I позицию и просим кого-нибудь посидеть на пятках или используем шкаф, диван либо другой подходящий предмет. Главное – колени, не сгибаем, а вытягиваем, иначе эффекта не будет.

  1. «Ноги вверх»

Это упражнение динамическое, поэтому поможет с одной стороны снять накопившееся напряжение, а с другой стороны эффект о проделанной работы. Ложимся на спину, руки вдоль тела, ноги по первой позиции. Медленно поднимаем ноги вверх, сохраняя позицию. Старайся почувствовать, как твои бедра, колени и стопы разворачиваются, не расслабляй ноги при движении вниз. 10 подъемов со стопами fltx (ноки на себя) и 10 подъемов со стопами point (носки натянуть).

10.Исходное положение — сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в исходное положение

11.Лягушка» (пассивное).

Исходное положение – лечь на живот, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится и оказывает давление на крестец ,прижимая поясницу к полу. Почувствовать работу нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы, словно зажав монетку

12.Исходное положение – лежа на животе, ноги фиксируют I позицию. Поднимите ногу вверх (от исполнителя), тяните ее рукой к себе и верните в исходное положение. Затем упражнение повторяют с другой ноги. Ногу стремиться поднимать как можно выше, живот держать на полу. Упражнение выполняют для развития выворотности и танцевального шага.

13. «Четверка»

Вытянуть правую ногу, а левую согнуть и положить на колено правой ноги,чтобы получилась «4». Наклониться вперед двумя руками , следи за тем, чтобы спина была ровной, затылком вытягивайся в потолок. Повторить тоже самое другой ногой. Длительность упражнения 5-10 мин.

14. «Буква П»

Лечь на живот, руки сложить перед собой раздвинуть ноги, так чтобы получилась буква П. Удерживая это положение, старайся максимально приблизить так к полу. В идеальном варианте- бедра должны лежать на полу, так же, как и стопы. Оптимальное время 5-10 мин.

15. «Бабочка тянет ножки вперед».

Исходное положение «бабочка» и не отрывая пяток друг от друга вытягивать ноги вперед, выпрямляя коленки. Длительность упражнения 5 мин.

16.Упражнение на выворотность голеностопа.

Лежа на спине, выпрямить ноги, руки за головой.1. Правую ногу согнуть в колене на себя. 2.Развернуть ногу, старайся максимально приблизить колено к полу.3. В исходное положение.

В идеальном варианте- бедра должны лежать на полу, так же, как и стопы. Повторить тоже другой ногой. Оптимальное время каждой ногой по 10 раз.

17.Последнее упражнение на отдых стоп, вытягивать носочки вперед, на себя и ставить в стороны в первую позицию, выворачивая колено, бедро.

multiurok.ru

Выворотность тазобедренных суставов — ШПАГАТ. Уроки растяжки

24.03.2017 Просмотров: 50910

Текстовые материалы

Статьи из интернета

Предлагаем вашему вниманию одну очень интересную статью о выворотности. К сожалению, из-за частой перепечатки не можем точно сказать, кто автор и где первоисточник.


Физическое качество гибкость имеет анатомические пределы своего развития и воспитания. Выворотность (супинация в тазобедренном суставе) — один из способов преодоления анатомических ограничений движения человека (хотя они тоже имеют свои анатомические пределы).

Если гибкость развивает максимальную подвижность в анатомически естественных положениях суставов , то выворотность анатомически противоестественна человеческому телу. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава [2].

Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические характеристики пространства движения, не изменяя его топологических свойств, выворотность же меняет топологические характеристики пространства движения.

Выворотность ног — это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положении en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу [3, с. 21]. Хореографическая выворотность — самая «выворотная » выворотность . Она затрагивает не только тазобедренный сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в тазобедренном суставе.

Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических особенностей строения опорно-двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью, выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность — не физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии выворотности , так как в отличие от основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не развивается.

В ряде сложнокоординированных видов физической активности (хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.) выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе общей и специальной физической подготовки.

Для чего же нужна выворотность ? Она позволяет, не «перекашивая» таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия . Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей.

Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения — производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движения человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу «модерн».

Если в хореографии выворотность воспитывают целенаправленно, то в художественной гимнастике — в основном на уроках той же хореографии. Художественная гимнастика в силу фундаментальной хореографической базы частично выворотна (гимнастические и акробатические элементы в художественной гимнастике выполняются невыворотно), однако спортивная гимнастика, наоборот, практически невыворотна. Прямые (поперечные) шпагаты в спортивной и художественной гимнастике будут разными. При выполнении прямого шпагата в спортивной гимнастике колени направлены вперед, а концы больших пальцев стоп должны тянуться к полу, в то время как в художественной гимнастике и в хореографии колени направлены вверх.

Поэтому пространства движения в художественной и спортивной гимнастике будут топологически разными.

Заметим, что получить максимальное отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть выворотности , но и за счет увеличения угла наклона таза [7, с. 9]. Но изменение угла наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки, что в случае спортивной гимнастики недопустимо.

В боевых искусствах, где ряд стоек, передвижений и ударов ногами выворотны, о выворотности вообще ничего не известно, а ее воспитание идет косвенно за счет «широкого спектра действия» упражнений специальной физической подготовки системы боевых искусств. Пробить боковой удар со строго параллельным полу коленом и ступней вряд ли удастся — удар выйдет скованным и невысоким; и не из-за отсутствия растяжки, а из-за «упирания» шейки бедренной кости в край вертлужной впадины. Но стоит только бедру принять выворотное положение, как анатомическая преграда — край вертлужной впадины — обходится. В этом положении мастера единоборств и выполняют высокие боковые удары, не подозревая, что последние достигаются не за счет гибкости, а за счет выворотности . В боевых искусствах «смесь» гибкости и выворотности называют «растяжкой». Поэтому в них так популярны упражнения с переходами из прямого шпагата в продольный, да еще с «провисом».

Несмотря на то что термин «выворотность» не входит в понятийную систему боевых искусств, в партерные разминочные комплексы последней в обязательном порядке включают упражнения на развитие выворотности : «лягушки», «бабочки» и т.п. Можно даже сказать, что выворотностью пронизан не только танец, но и боевые искусства .

Возможно, и в других видах физической активности можно было бы с успехом применять это «физическое качество», если бы тренеры знали о нем чуть больше. Хочется вспомнить реплику комментатора на одном из футбольных матчей: «вратарю не хватило выворотности …».

«Механизм» выворотности достаточно прост: при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды [3, с. 22].

Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности . Также играет роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного суставов).

Какова же эволюционная биомеханика выворотности ? В поисках расширения пространства движения человек на примере выворотности преодолевает видовые ограничения на движения . Является ли выворотность эволюционным шагом вперед? Обладали ли этим качеством земноводные, рептилии, птицы? Можно ли сказать, что выворотность — это воспоминание об эволюционно утерянных степенях свободы?

Подвздошная (ilium), седалищная (ischium) и лобковая (pubis) кости и вертлужная впадина (acetabulum) появляются уже у земноводных. У примитивных тетрапод (земноводные, пресмыкающиеся) бедренная кость, направленная вбок от тела, двигалась вперед и назад, по существу, в горизонтальной плоскости, движение в колене осуществлялось в вертикальной плоскости, параллельной оси тела [6, c. 247]. Если гипотетически «распрямить» скелет примитивного тетрапода, то «колено» не будет смотреть наружу и никакого выворотного положения не получится, тем более что необходимая для выворотности ротация в коленном и голеностопном суставах анатомически для примитивных тетрапод невозможна (необходима круговая ротация в будущей предплюсне). Движения вращения стопы (пронация и супинация), свойственные человеку, у четвероногих млекопитающих также отсутствуют [1, с. 96].

Ограничивающий свободу движения большой вертел (trochanter major) бедренной кости появляется только у млекопитающих. Но в силу недоразвитости (по сравнению с человеком) шейки бедренной кости у млекопитающих [4, с. 7-16] последние к «человеческой» выворотности все равно анатомически не способны.

Млекопитающих разделяют на стопоходящих — опирающихся при хождении на всю стопу (медведи), полустопоходящих, у которых с землей соприкасается только передняя часть стопы (многие грызуны и хищники), и пальцеходящих, опирающихся только на концы пальцев (копытные) [5, с. 299]. Не углубляясь в аналогию, заметим, что в искусствах движения также приняты фактически три вида опоры: на всю стопу, на полупальцы, на пальцы (пуанты).

В силу большой степени свободы в плечевом и тазовом поясе человека возникают гипотезы о гомодинамичности этих поясов и, следовательно, о переносе средств и методов развития физических качеств указанных поясов конечностей. На самом деле это не так. Теории о том, что «каждому элементу тазового пояса соответствует элемент плечевого, совершенно безосновательны» [6, с. 238]. Поэтому постановка вопроса о выворотности в плечевом поясе также безосновательна.

В биологическом плане выворотность — лишь использование запаса свободы движения в тазобедренном суставе.

Как же воспитывается выворотность ? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться, если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не обнаружите: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью , как известно, не обладала.

Приведем некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности .

Упражнение 1 (активное). И.п. — сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в И. п.

Упражнение 2. «Лягушка» (пассивное). И.п. — сесть на пол, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая поясницу к полу.

Упражнение 3. «Лягушка на животе» (активное и пассивное, если с партнером). И.п. — лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину максимально прогнуть назад. Пассивное — если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на область крестца.

Литература

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: ФиС, 1991. — 288 с.

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Изд. 6-е. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» — СПб.: Лань, 2001. — 192 с.

3. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-методическое пособие. — М.: ГИТИС, 1994. — 160 с.

4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. Т.3/ Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. — М.: Мир, 1990. — 376 с.

5. Кузнецов Б.А., Чернов А.З. Курс зоологии для студентов сельскохозяйственных вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1978. — 392 с.

6. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2 т. / Пер. с англ. — М.: Мир, 1992. — 358 с.

7. Станевко С.Н. Особенности развития подвижности в тазобедренных суставах и методы ее совершенствования у спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой: Автореф. канд. дис. Моск. обл., Малаховка, 1981.

splits-ls.ru

«Выворотность» как способ расширения топологии пространства движения

http://lib.sportedu.ru/Press/fkvot/2002N4/p47-49.htm

«Выворотность» как способ расширения топологии пространства движения

Врач О.С. Васильев

Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: выворотность , физические качества, гимнастика, хореография, воинские искусства, топология, пространство движения.

Физическое качество гибкость имеет анатомические пределы своего развития и воспитания. Выворотность (супинация в тазобедренном суставе) — один из способов преодоления анатомических ограничений движения человека (хотя они тоже имеют свои анатомические пределы). Если гибкость развивает максимальную подвижность в анатомически естественных положениях суставов , то выворотность анатомически противоестественна человеческому телу. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава [2].

Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические характеристики пространства движения, не изменяя его топологических свойств, выворотность же меняет топологические характеристики пространства движения.

Выворотность ног- это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положении en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу [3, с. 21]. Хореографическая выворотность — самая «выворотная » выворотность . Она затрагивает не только тазобедренный сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в тазобедренном суставе.

Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических особенностей строения опорно-двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью, выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность — не физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии выворотности , так как в отличие от основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не развивается.

В ряде сложнокоординированных видов физической активности (хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.) выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе общей и специальной физической подготовки.

Для чего же нужна выворотность ? Она позволяет, не «перекашивая» таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия . Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей.

Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения — производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движения человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу «модерн».

Если в хореографии выворотность воспитывают целенаправленно, то в художественной гимнастике — в основном на уроках той же хореографии. Художественная гимнастика в силу фундаментальной хореографической базы частично выворотна (гимнастические и акробатические элементы в художественной гимнастике выполняются невыворотно), однако спортивная гимнастика, наоборот, практически невыворотна. Прямые (поперечные) шпагаты в спортивной и художественной гимнастике будут разными. При выполнении прямого шпагата в спортивной гимнастике колени направлены вперед, а концы больших пальцев стоп должны тянуться к полу, в то время как в художественной гимнастике и в хореографии колени направлены вверх.

Поэтому пространства движения в художественной и спортивной гимнастике будут топологически разными.

Заметим, что получить максимальное отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть выворотности , но и за счет увеличения угла наклона таза [7, с. 9]. Но изменение угла наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки, что в случае спортивной гимнастики недопустимо.

В боевых искусствах, где ряд стоек, передвижений и ударов ногами выворотны, о выворотности вообще ничего не известно, а ее воспитание идет косвенно за счет «широкого спектра действия» упражнений специальной физической подготовки системы боевых искусств. Пробить боковой удар со строго параллельным полу коленом и ступней вряд ли удастся — удар выйдет скованным и невысоким; и не из-за отсутствия растяжки, а из-за «упирания» шейки бедренной кости в край вертлужной впадины. Но стоит только бедру принять выворотное положение, как анатомическая преграда — край вертлужной впадины — обходится. В этом положении мастера единоборств и выполняют высокие боковые удары, не подозревая, что последние достигаются не за счет гибкости, а за счет выворотности . В боевых искусствах «смесь» гибкости и выворотности называют «растяжкой». Поэтому в них так популярны упражнения с переходами из прямого шпагата в продольный, да еще с «провисом».

Несмотря на то что термин «выворотность» не входит в понятийную систему боевых искусств, в партерные разминочные комплексы последней в обязательном порядке включают упражнения на развитие выворотности : «лягушки», «бабочки» и т.п. Можно даже сказать, что выворотностью пронизан не только танец, но и боевые искусства .

Возможно, и в других видах физической активности можно было бы с успехом применять это «физическое качество», если бы тренеры знали о нем чуть больше. Хочется вспомнить реплику комментатора на одном из футбольных матчей: «вратарю не хватило выворотности …».

«Механизм» выворотности достаточно прост: при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды [3, с. 22].

Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности . Также играет роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного суставов).

Какова же эволюционная биомеханика выворотности ? В поисках расширения пространства движения человек на примере выворотности преодолевает видовые ограничения на движения . Является ли выворотность эволюционным шагом вперед? Обладали ли этим качеством земноводные, рептилии, птицы? Можно ли сказать, что выворотность — это воспоминание об эволюционно утерянных степенях свободы?

Подвздошная (ilium), седалищная (ischium) и лобковая (pubis) кости и вертлужная впадина (acetabulum) появляются уже у земноводных. У примитивных тетрапод (земноводные, пресмыкающиеся) бедренная кость, направленная вбок от тела, двигалась вперед и назад, по существу, в горизонтальной плоскости, движение в колене осуществлялось в вертикальной плоскости, параллельной оси тела [6, c. 247]. Если гипотетически «распрямить» скелет примитивного тетрапода, то «колено» не будет смотреть наружу и никакого выворотного положения не получится, тем более что необходимая для выворотности ротация в коленном и голеностопном суставах анатомически для примитивных тетрапод невозможна (необходима круговая ротация в будущей предплюсне). Движения вращения стопы (пронация и супинация), свойственные человеку, у четвероногих млекопитающих также отсутствуют [1, с. 96].

Ограничивающий свободу движения большой вертел (trochanter major) бедренной кости появляется только у млекопитающих. Но в силу недоразвитости (по сравнению с человеком) шейки бедренной кости у млекопитающих [4, с. 7-16] последние к «человеческой» выворотности все равно анатомически не способны.

Млекопитающих разделяют на стопоходящих — опирающихся при хождении на всю стопу (медведи), полустопоходящих, у которых с землей соприкасается только передняя часть стопы (многие грызуны и хищники), и пальцеходящих, опирающихся только на концы пальцев (копытные) [5, с. 299]. Не углубляясь в аналогию, заметим, что в искусствах движения также приняты фактически три вида опоры: на всю стопу, на полупальцы, на пальцы (пуанты).

В силу большой степени свободы в плечевом и тазовом поясе человека возникают гипотезы о гомодинамичности этих поясов и, следовательно, о переносе средств и методов развития физических качеств указанных поясов конечностей. На самом деле это не так. Теории о том, что «каждому элементу тазового пояса соответствует элемент плечевого, совершенно безосновательны» [6, с. 238]. Поэтому постановка вопроса о выворотности в плечевом поясе также безосновательна.

В биологическом плане выворотность — лишь использование запаса свободы движения в тазобедренном суставе.

Как же воспитывается выворотность ? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться, если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не обнаружите: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью , как известно, не обладала.

Приведем некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности .

Упражнение 1 (активное). И.п. — сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в И. п.

Упражнение 2. «Лягушка» (пассивное). И.п. — сесть на пол, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая поясницу к полу.

Упражнение 3. «Лягушка на животе» (активное и пассивное, если с партнером). И.п. — лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину максимально прогнуть назад. Пассивное — если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на область крестца.

Литература

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: ФиС, 1991. — 288 с.

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Изд. 6-е. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» — СПб.: Лань, 2001. — 192 с.

3. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-методическое пособие. — М.: ГИТИС, 1994. — 160 с.

4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. Т.3/ Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. — М.: Мир, 1990. — 376 с.

5. Кузнецов Б.А., Чернов А.З. Курс зоологии для студентов сельскохозяйственных вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1978. — 392 с.

6. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2 т. / Пер. с англ. — М.: Мир, 1992. — 358 с.

7. Станевко С.Н. Особенности развития подвижности в тазобедренных суставах и методы ее совершенствования у спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой: Автореф. канд. дис. Моск. обл., Малаховка, 1981.

blesk-straz.ru

вывороность и прямой шпагат

Выворотность и прямой шпагат

ОлегВасильев

Выворотность, наверное, самое важное, если не сказать «загадочное» качество в хореографии. и как всё доконца не понятное , выворотность порождает массу слухов и мне­ний весьма авторитетных, но нередко глубоко ошибочных . однако если рассмотреть Выворотность с медицинской точки зрения (анатомии и физиологии), многое становится понятным.

  Мы не будем перегружать читателей медицин­скими терминами и сразу перейдем к практической части, то есть к разбору типичных вопросов и заблуж­дений.

 Выворотность — свойство тазобедренного сустава производить максимальную наружную ротацию. Она оценивается по первой позиции с выпрямленными ногами, когда задействованность коленного и голе­ностопного суставов полностью исключается.

 Многие ошибочно считают наоборот, что выво­ротность — это способность принять первую позицию любой ценой! Для этого они пытаются максимально разработать не только тазобедренный, но и коленный, и голеностопный суставы. Такие «специалисты» на­зывают это верхней, средней и нижней выворотностью.

 Увеличить у детей такую подвижность в коленном и голеностопном суставе не сложно, но эта подвиж­ность будет патологической. Дети с «разработанной» средней и нижней выворотностью будут периодически испытывать боли в коленных и голеностопных суста­вах. Их суставы начнут изнашиваться, и в более стар­шем возрасте им грозят серьезные заболевания суста­вов. Для профессиональных занятий танцами такие дети будут непригодны.

 Тем самым, никакой средней (в коленном суставе) и нижней (в голеностопном суставе) выворотности с точки зрения физиологии не существует! Есть только одна выворотность — в тазобедренном суставе. И именно она определяет способность к классиче­скому танцу.

 Все движения, все па в классическом танце рассчи­таны на правильное выворотное строение танцов­щика. При невыворотном теле все упражнения у станка и на середине будут выполняться на иных, совершенно не приспособленных для этого мышцах. В результате такой неестественной работы мышцы начнут увеличиваться в размере, искажая фигуру бу­дущего артиста. Это является основной причиной забитости ног, так называемых «галифе» на бедрах, «банок» на икрах и т.п.

 Другой достаточно распространенной ошибкой яв­ляется непонимание разницы между выворотностью и прямым шпагатом. Их почему-то тянут одновре­менно либо без всякого понимания чередуют упраж­нения у станка или партерной гимнастики то для вы­воротности, то для растяжки на прямой шпагат.

 В чем же разница между выворотностью и прямым шпагатом? Если выворотность зависит от строения та­зобедренного сустава, то прямой шпагат определяется растяжимостью приводящих мышц и их сухожилий. Растянуть на прямой шпагат можно практически лю­бого ребенка. Выворотность доступна не всем.

 Мы не можем повлиять на строение костей таза и бедренной кости, но мы можем повлиять на состоя­ние мягких тканей, окружающих тазобедренный су­став. Тут самое важное понимать, какие мягкотканые структуры мы можем растянуть, а какие категорически  трогать не следует. Капсулу сустава растягивать ни в коем случае нельзя — её можно повредить или вы­звать нестабильность тазобедренного сустава. А вот над связками тазобедренного сустава поработать можно. Эти связки позволяют отвести ногу в сторону в выворотном положении, поэтому растянуться на выворотный прямой шпагат не проблема. Для этого достаточно хорошо проработать всевозможные ля­гушки на животе и на спине с максимально приве­денными к корпусу пятками (фото).

 Сложность начинается, если из выворотного пря­мого шпагата сводить прямые ноги в первую позицию (это лучше делать лежа). Вы увидите, как «падает» вы­воротность — по мере сведения ног колени начинают «смотреть» всё больше вперед. Это происходит в силу особенности строения связок тазобедренного сустава. И над этими связками тоже можно поработать. «До­браться» до них в лягушке не получится. Они вклю­чаются в работу в положении деми плие, которое лучше принять на полу, так получится чище.

 Таким образом, гранд плие отвечает за прямой шпа­гат, а деми плие — за выворотность. А проседание ниже гранд плие является ошибкой и по хореографии, и по ортопедии, и ничего кроме ненужного и даже вред­ного перерастяжения мягких тканей не дает.

 Когда следует начинать тянуть выворотность и пря­мой шпагат?

 На прямой шпагат можно начинать растягиваться в раннем возрасте. Но и в 9-10 лет ребенка можно «с нуля» растянуть на идеальный прямой шпагат.

 Выворотность, точнее, связки тазобедренного су­става, также можно начинать тянуть с детства. Но ни у одного ребенка к 10 годам идеальной выворотности вы не добьетесь. Дело в том, что выворотность, в от­личие от гибкости, постепенно, естественным образом увеличивается по мере развития опорно-двигатель­ного аппарата, достигая своего максимума к 18 годам. До этого возраста принятие выворотной первой по­зиции будет заведомо не полным.

 Поэтому при отборе в хореографические училища так важно предугадать дальнейшие тенденции к фор­мированию естественной физиологической выворот­ности у юных претендентов.

 Рассмотрим некоторые практические нюансы и за­мечания по формированию выворотности и прямого шпагата.

 Если несколько увеличить поясничный прогиб, то принятие выворотного положения ног стоя и сидя в прямом шпагате значительно облегчится. Но это является самообманом. Выворотность допустима только при полностью распрямленном положении позвоночника. Во всех положениях стоя и на полу следует держать поясницу максимально распрямлен­ной. Только так можно добиться правильной вы-стройки линии;

 в лягушке лежа на спине следует «давить» пятками вверх, а лежа на животе — вниз. Так тем самым голень и бедро будут находиться в одной плоскости, и не­правильный выворот в коленном суставе будет ис­ключен;

 упражнения по типу лотоса нарушают плоскость бедро — голень и, тем самым, формируют неправиль­ную «среднюю» выворотность. Это упражнение сле­дует делать только по рекомендации опытного педа­гога в случае наличия особого рода тугоподвижности в коленных суставах;

 мы крайне не рекомендуем растягивать «нижнюю» выворотность в голеностопном суставе, так как она создает угрозу нестабильности голеностопного су­става, приводящую к вальгусной деформации свода стоп вплоть до Hallux valgus. Обычно после таких растяжек «падает» прыжок и изменяется в худшую сторону подъем и «птичка».

 В заключение подчеркнем, что упражнения у станка и партерная гимнастика в классическом танце прошли многолетнюю проверку временем и пол­ностью соответствуют законам ортопедии. Любые попытки самостоятельно доработать выворотность иным способом ничего кроме вреда не принесут. Обращайтесь за советом только к опытным педа­гогам!

 

blesk-straz.ru

Классический танец. Урок 9. Выворотность

Урок 9. Выворотность. Классический танец.
Ещё раз о выворотности.

В методике по классическому танцу можно прочитать, что почти все упражнения по классическому танцу способствуют развитию выворотности.

Но, наверное, надо правильно понимать слово развитие, ведь можно развивать только то, что уже имеется. Укрепление мышц в выворотном положении тоже является её развитием.

Любая методика описывает упражнение уже в конечном, в идеальном варианте. То есть когда выворотность — уже не проблема.

Иногда кажется, что классический танец — искусство для «избранных».

И если от природы у Вас нет выворотности, то Вам «не грозит» ни одна из танцевальных Академий. Вас туда просто не возьмут.

Выводы напрашиваются сами. Сначала надо выработать выворотность, а потом перейти к изучению упражнений, которые на практике способствуют её укреплению.

Сами по себе упражнения выворотность не вырабатывают. Её вырабатываете Вы лично, уделяя должное внимание правильности выполнения упражнения.

А что делать, если её просто нет? 

Не каждому от рождения дана идеальная выворотность, которой мы могли бы воспользоваться уже на первых занятиях. Многим из нас над выворотностью придётся поработать и не один год.

Вы находитесь в самом начале обучения. Задержитесь подольше на специальных упражнения для выворотности.

То что Вы сейчас строите — это фундамент Вашего здания, которое Вы отстроите в будущем. Чем прочнее фундамент, тем надёжнее здание.

Займитесь основательно выворотностью.

Не считайте это потерей времени. Не думайте, что за это время, Вы бы могли выучить пять или десять новых упражнений в классическом танце. Потому что даже если Вы их разберёте и начнёте работать на невыворотные ноги, они не дадут Вам нужного результата.

Выработав выворотность сейчас, Вы наверстаете упущенное, а лучше сказать уделённое этому время в дальнейшем.

Если не учитывать выворотность ног и перейти сразу к разучиванию движений из пятой позиции, то людям с небольшой выворотностью, не удастся правильно выполнить движение.

Во-первых, не будут натянуты колени; во-вторых, стопа, особенно та, что будет стоять впереди при пятой позиции ног, примет неправильное положение и не будет в должном рабочем состоянии. Всё вместе это приведёт к неправильной работе мышц ног. А следовательно нельзя рассчитывать, что мы увидим хорошие результаты от работы.

Но на этом не закончится. Мы перейдем к разучиванию следующих упражнений на неправильно поставленное тело.

Остановитесь и подумайте : «Вам это надо?» «Вы этого хотите?»

Думаю, что нет.

Не торопитесь с пятой позицией. Замените её третьей и уделите должное внимание ежедневной работе над выворотностью ног.

А вот с этим (то есть с выворотностью ног)  стоит поторопиться, так как хорошая выворотность даёт свободу в движении. Не думаю, что есть необходимость объяснять важность этого для классического танца.


Posted in HOME, Классический танец and tagged классический танец, урок by Альфия Хабирова with .

alfiakhabirova.ru

Выворотность не развить?

  1. Форум
  2. Архив
  3. Детская психология и развитие

Открыть тему в окнах

  • Anonymous

    23.09 06:43

    #90620355

    Ребенку 9 лет, в этого года занимается классической хореографией, выворотности никакой( Это природные данные, никак не развить?

  • С 9 лет поздно начинать превращение в Плисецкую.
    Конкретно выворотность- это что? Моя в 14 начала, все, вроде,вывернула и растянула, но все равно это, конечно, для себя только. Без будущего.

  • Это природные данные, для профессионального уровня не развить, для себя конечно можно

  • Anonymous

    23.09 15:03

    #90624693

    На Плисецкую не претенудуем)) Начали в 4 года с художественной гимнастики. Ребенок стройный, музыкальный, артистичный, понятливый и старательный. Но не гибкий и не выворотный. Тем не менее педагог в ней потенциал видит, работает с ней много.
    В каких танцах ваша дочка начала в 14?)

  • Anonymous

    23.09 15:04

    #90624704

    Спасибо! На профи не претендуем, но хоть как-то улучшить хотелось бы.

  • Anonymous

    23.09 15:09

    #90624754

    Допишу! Под выворотностью понимаю положение ног в определенных позициях, и упражнения в этих позициях) Ноги вывернуты наружу типа)

  • Anonymous

    23.09 15:15

    #90624801

    +1 природные данные равны природной аномальности индивидуальности.

  • Если для классического балета — то не развить… если для других танцев- вполне… Гибкость, растяжка — это все трудом добивается.
    Современный балет не требует таких очень строгих вражденных данных (не только выворотность, но и рост, строение тела не помеха), бальные танцы — вообще главное осанка и чувство ритма…. — можно и до проф уровня дойти

  • Anonymous

    23.09 17:05

    #90625977

    Вводите в гугл- «выворотность» и имеете миллион упражнений для разработки. Что тут обсуждать?

  • Да, это, конечно, отчасти природные данные. Но детей же тянут, тем более что ваша занимается давно.
    Моя в балет пошла)) Коровенка наша))) Но у нас всех берут. Она нашла в вк группу какую-то и мучает ноги уже второй год. Привязывала ремнем их как-то к кровати, и уроки так делала- руками пишет, ноги тянет.Сейчас легко все позиции и ноги из них задирает. На шпагат не села, правда, но стопы вывернула куда надо, хвасталась тут недавно.

  • Anonymous

    23.09 19:18

    #90626961

    Круто! Охота пуще неволи)))

eva.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *