Всматривайтесь в привычное и вы увидите неожиданное – Всматривайтесь в привычное – И вы увидите неожиданное. Всматривайтесь в некрасивое — И вы увидите прекрасное. Всматривайтесь в простое — И вы увидите сложное. Всматривайтесь в малое
«Всматривайтесь в малое и вы увидите великое»
Данные об автореАвтор(ы):
Бочарова Юлия ЮрьевнаМесто работы, должность:
г.Новочебоксарск, МБОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением иностранных яыков», учитель русского языка и литературы
Регион:
Республика Чувашия Характеристики урока (занятия)Уровень образования:
основное общее образованиеЦелевая аудитория:
Учитель (преподаватель)Класс(ы):
7 классЦель урока:
Знакомство с японской поэзией, с новым жанром хокку, с традициями и культурой японского народа.
Тип урока:
Комбинированный урокИспользуемое оборудование:
Мультимедиапроектор, экран, экибана, распечатки с хокку.
Краткое описание:
Учащиеся учатся различать жанр хокку в сравнении с русской поэзией, воспитываеися уважение к культуре и традициям других народов, чувство прекрасного на основе взаимодействия трёх искусств: литературы, живописи и музыки, развивается мышление, познавательный интерес, речь учащихся. Цель: Знакомство с японской поэзией, с новым жанром хокку, с традициями и культурой японского народа.Задачи:
1)Научить различать жанр хокку в сравнении с русской поэзией
2)Воспитывать уважение к культуре и традициям других народов, чувство прекрасного на основе взаимодействия трёх искусств.
3)Развивать мышление, познавательный интерес, речь учащихся.
Тип урока: урок сообщение новых знаний. Урок – полилог.
План урока.
Эпиграф:
Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.
Ход урока
1. Орг. момент
Слайд 1.
Звучит японская музыка. Учитель держит в руках японскую куклу.
— Охае годзаима тадаима.
— По-японски это означает: «А вот и я!» (у японцев нет слова «здравствуйте»).
— Она поздоровалась по-японски потому, что сегодня мы с вами начинаем знакомство с культурой и классической поэзией Японии.
2. Слово учителя.
Это потребует от вас взглянуть на мир глазами жителя Страны Восходящего Солнца – человека, привыкшего видеть великое в малом и малое в великом, замечать красоту в обыденном и любоваться ею: росинкой на цветке, алыми листьями клёна, причудливым орнаментом или полётом бабочки.
Мы, европейцы, привыкли к масштабам, к вечной суете и спешке. А японская поэзия не терпит поспешности и рассчитана на медленное чтение. Поэтому, чтобы подготовиться к её восприятию, мы обратимся к русским пейзажам.
- Н.М. Ромадин. «Лето»
- Н.М. Ромадин «Золотой клён»
- И.И. Левитан «Весна – большая вода»
- И.И. Шишкин «На севере диком»
Работа по картинам:
— Какой теме посвящены эти картины? (Времена года)
— Что особенного увидели художники в каждом времени года? (Вкаждом времени года увидели красоту, мы ощущаем тёплое дыхание ветерка, видим набухающие почки на деревьях, любуемся огненными листьями, ощущаем морозную тишину зимой).
— Какое чувство вызывают картины? (Восхищение родной природой, её красотой).
Щелчок.
Слово учителя:
А теперь сопоставим эти картины с гравюрами японского художника XIX в. Андо Хиросигэ.
Слайд 2.
Он тоже изображал времена года, но немного иначе.
— Какой теме посвящены картины Андо Хиросиге? (Времена года
— В чём разница изображений одних и тех же явлений в русской живописи и японской графике? (русские художники передают общую картину природы, японские гравюры поражают яркостью красок, кружевом линий, незнакомыми пейзажами.)
— А что общего в живописи русских и японских художников? (В умении передать красоту природы, но каждый художник это делает по-своему.)
Слово учителя:
Японская живопись тесно связана с поэзией. Очень часто поэты сочиняли стихи на тему взволновавшей их картины и вписывали их в свитки, и, наоборот, художники, оттолкнувшись от поразивших их трёхстиший и пятистиший, писали свои картины.
В русской культуре не существует такой традиции, а в Японии же поэзия и живопись существуют как одно целое. Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с японской поэзией, со своеобразным национальным поэтическим жанром.
Хокку (или хайку) это – совсем коротенькие стихи.
Запись на доске
.Слайд 3 (4 щелчка)
О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылёк.
Басё
- Сколько строчек в хокку? (3)
- Сколько слогов в первой строчке? (5)
- Во второй (7)
- В третьей (5) – сколько всего слогов в стихотворении?
- Вывод – хокку – коротенькие стихи, состоящие из 3 строчек. В них 17 слогов. 5-7-5. (запись в тетрадь)
Каждое стихотворение – волшебная картина. С чем её сравнить?
Можно, к примеру, написать маслом на огромном холсте осенний пейзаж тщательно прорисовать всё-всё до мельчайших деталей.
А можно картину наступающей осени передать по – другому: несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождём.
Вот так и японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны домыслить. Кстати, почти все японские поэты были хорошими художниками. Или наоборот, нарисует японский художник картину и напишет прямо на ней стихотворение. Поначалу японцы писали большей частью тонка (стихотворение из 5 строк, трёхстишья появились позже). Многие поэты увлекались и увлекаются сложением хокку.
Слайд 4.
Но наиболее признанные Мацуо Басё (1644 – 1694).
Слайд 5.
Ёса Бусон (1716 – 1783).
Слайд 6.
Масаока Сики (1867- 1902)
Главное для поэта – в сжатой, краткой форме выразить свои переживания, эмоции. Эта утонченная форма стиха не позволяет высказаться до конца , до полной ясности. Хокку дает возможность слушателю самому дорисовать намеченную картину , понять невидимый эмоциональный подтекст .
Перед вами лежат стихи – это хокку. Прочтите их про себя.
Слайд 7 (со звуками леса)
Лёд растаял в пруду,
И снова зажили дружно
Вода с водою.
Басё
Слива в цвету—
Лунный луч прохожего дразнит:
Отломи-ка ветку!
Басё
Тают снега.
Туманом окутаны горы.
Басё
Чтобы забыть о жаре,
Нарисую-ка я, пожалуй,
Хоть снег на Фудзи.
Кисоку
На солнцепёке
Прикоснулся к камню рукой-
Как он прохладен!
Сики
Гусь, дикий гусь,
Скажи, сколько лет ты летаешь
За леса, за море?
Исса
Опустели поля—
Только где-то вдали маячат
Хохолки журавлей…
Сики
До самых костей
Пробирает холод в постели—
Морозная ночь.
Бусон
Ночной снегопад
Окончился — как засверкали
Дома, деревья!
Тококу
- Подумайте над вопросами:
- О чем эти стихи ?
- Какая тема объединяет их ?
(Эти стихи о весне, осени , зиме , лете . Тема – времена года)
— Постараемся догадаться, в каком трехстишии, про какое время года говорится, какие сезонные слова это говорят.
— А сейчас вспомните, пожалуйста, стихи русских поэтов о временах года. Может быть, кто – нибудь прочитает их наизусть?
Слайд 8.
А.С. Пушкин.
«Мороз и солнце, день чудесный,
Ещё ты дремлешь друг прелестный,
Вставай, красавица, проснись
Открой сомкнуты негой взоры.
Навстречу утренней Авроре
Звездою севера явись!
Ф.И. Тютчев.
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной пеленою
Неподвижной и немою
Чудной жизнью он блестит
Плещеев.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Ф.И. Тютчев
Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
— Отличаются ли стихи русских поэтов от хокку?
(Да, Русские поэты стараются передать полную картину пейзажа, в деталях, выражая глубоко свои мысли. А японский поэт передаёт какую – то деталь, давая возможность нам дорисовать картину и понять её
).Каждому времени года соответствуют определённые цветы. А как же называется в Японии искусство составления цветов?
Слайд 9.
Вы это слышали. Вспоминайте. (Икебана)
Слово Икебана переводится чаще всего как «вторая жизнь», «второе
рождение цветов». И это целое искусство. Посмотрите. (Демонстрация)
Слайд 10.
Поэтому нельзя составлять букет, например, из тюльпанов (весенние цветы), хризантем (осенние цветы).
Слайд 11.
В день девочек (3 марта) главное растение в букете – ветка цветущего персика,
Слайд 12.
а в день мальчиков – (5 мая) – цветы и листья ириса.
Слайд 13.
В новогоднем японском букете должны быть ветка сосны (символ долголетия и выносливости
В далёкие времена перед уходом на войну самураев нельзя было составлять букет из 4 веток или 4 цветов, так как слово «четыре» в японском языке звучит как слово смерть. А нечётное число – это предвестник удачи. Ребята, когда вы дарите цветы – сколько цветов в букете (нечётное количество). Этот обычай пришёл к нам с востока. Наши культуры тесно переплетены.
Помимо умения составлять букеты или икебаны каждый образованный японец должен был уметь сочинять стихи. Сочинялись они, как правило, в чайных
Слайд 14.
иногда устраивались целые состязания, турниры кто лучше сочинит стихотворение про стрекозу, про солнце, кукушку, но у нас с вами мало времени. Поэтому я предлагаю дописать начатые строки, помня о том, что хокку – это не рифмованные строки, состоящие из 17 слогов 5-7-5.
Слайд 15 (с музыкой)
— Работаем по рядам.
— А теперь с этими же строчками поработаем в парах.
Слайд 16.
Бедный мой воробей!
Измучился, исстрадался.
(На пенёчке, в руках у мальчишек, в перистых облаках.)
Исса.
Слайд 17. (Ответ)
Слайд 18.
Осторожно – камень!
Голову не ушиби,
(А то больно будет, крошка-светлячок, шишка вскочит)
Исса.
Слайд 19. (Ответ)
Слайд 20.
Бабочка, не спи!
Ну, проснись же поскорее –
(солнце взойдёт, давай с тобой дружить, порхай по цветам.)
Басё.
Слайд 21. (Ответ)
— Ребята зачитывают свои хокку.
— Каково отношение человека ко всему живому? Как он воспринимает окружающий мир? Бережное отношение ко всему живому (Японские поэты помогают почувствовать нам прекрасное, они чутки к красоте)
— Они говорят, что в природе всё прекрасно: и бабочка, и сверчок.
— Поэты учат нас жалеть, беречь всё живое.
— А в каких словах передано отношение поэтов к живому миру?
(ребята перечисляют: бедный мой воробей, крошка светлячок, давай с тобой дружить)
— Правильно, ребята.
Вывод: Человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Увидев прекрасное, не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном, увидеть красоту.
Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы
увидите красивое
Всматривайтесь в простое – и вы
увидите сложное.
(Видеть радости жизни там, где другие проходят мимо, в природе)
Закончить урок хочется стихотворением Н.И. Рыленкова «Все в тающей дымке», которое перекликается с японской поэзией.
Слайд 22 (с музыкой)
Все в тающей дымке —
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
— Что нужно сделать , чтобы увидеть и услышать русскую природу ? (Нужно всмотреться и вслушаться)
Мы живем в разных странах, с разными традициями, но мы одинаково мыслим и чувствуем.
— Дома попробуйте сами сочинить хокку
1 ряд про кукушку;
2 ряд про стрекозу;
3 ряд про солнце;
Что нового узнали на уроке?
(Познакомились с японскими стихотворениями – хокку, с японской живописью).
Слайд 23
В руках у учителя кукла
Фаёнара – до свидания
Го – сэйте
Аригато,
Годзаимасита – спасибо за внимание.
Прикрепленный файл | Size |
---|---|
Презентация1.ppt | 4.39 MB |
www.openclass.ru
«Всматривайтесь в малое – и вы увидите большое (хокку)». 7-й класс
Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (3,9 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
I. Погружение.
1.1. Чтение эпиграфа (на фоне музыки Слайд 1 с изображением пейзажа
Японии)
Приложение 1, Приложение 2
Смотрите, упали на землю
Тени листьев
Плетением тёмных узоров.
Сколько пишут деревья коротких стихов!
Люди год за годом
Всё глубже погружаются в чтенье.
И в ответ всё шире
Стихи разрастаются и ветвятся.
Если бы всё собрать,
Книги бы расцветали весною,
Летом золото бы на ветках сверкало.
Сайсей Муро
(“Год за годом”)
1.2. Вступление.
Учитель: Здравствуйте, мои уважаемые ученики, вы любите мечтать? А путешествовать? А
фантазировать? Думаю, что это всё сейчас исполнится, потому что мы попробуем
войти в мир, сохранивший непередаваемый аромат и потаённую душу Страны
восходящего солнца и отразившийся в культуре, поэзии, традициях народа.
– Кто знает, о какой стране идёт речь? (Щелчок – Япония) А кто может
показать её на карте?
– Молодцы. Вашим гидом буду я – Галина-сан.
– По взмаху веточки цветущей сакуры – символа Японии – мы попадём в эту
необыкновенную страну с очень древней и своеобразной культурой. А вспомнить
некоторые культурные традиции нам поможет кроссворд. (Слайд 2).
- Жанр, соединивший в единое целое живопись, каллиграфию, поэзию (хайга).
- Искусство складывания фигурок из бумаги (оригами).
- Пение под записанную музыку (караоке).
- Искусство составления букетов в соответствии с сезоном (икебана).
- Японская вишня (сакура).
– Прочитайте выделившееся слово (хокку). Именно о хокку – ещё одной национальной традиции и пойдёт речь на уроке.
II. Новая тема.
2.1. Рассказ о хокку.
– Хокку – уникальный жанр поэзии – всего три строчки. И сегодня я ставлю задачу – обучить непосвящённых создавать чудо – хокку. Я утверждаю: это возможно! И сейчас вы с моей помощью постараетесь написать, возможно, первый хокку в своей жизни. Сначала расскажу, что это такое.
Хокку (или еще говорят – “хайку”) – жанр японской поэзии о жизни природы и жизни человека на фоне круговорота времён года. Японские стихи не имеют рифмы и состоят из 3-х строк и 17 слогов (5+7+5). Современному молодому человеку, наверное, по душе такая краткость. Но чтобы понять хокку, надо потрудиться узнать об этом жанре и проникнуться стилем восточного мышления и созерцания. Тогда можно получить огромное удовольствие. Надеюсь, это у вас получится.
2.2. Как создаётся хокку (Слайд 3: каждая информация открывается по щелчку).
Итак, к делу. Искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах, ибо оно отображает одно мгновение. Хокку состоит из факта-картинки и чувств, ею вызываемых. Первая строчка дает факт, информацию, тему, которая тут же рождает в голове читающего картинку. Например, если сказать: “вот выплыла луна”, у каждого тут же возникнет какой-то свой образ луны.
– Какой, например?
– Далее идёт вторая строка, дающая дополнительную “порцию” информации к
первой, раскрывает её смысл:
– Какой информацией вы бы дополнили?
– А вот строка поэта “и каждый мелкий кустик” и возникает фраза:
“Вот выплыла луна, и каждый мелкий кустик”
– Теперь уже оторваться от хокку невозможно. Третья строка часто бывает очень
неожиданной и привносит особый колорит.
– Какие варианты приходят в голову?
Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашён.(!) –
говорит поэт Исса.
– Какую мысль , по-вашему, он хотел выразить? (В этих словах мы узнаём мечту о равенстве людей.)
Видите, как ёмко вмещается огромный философский смысл в три недлинных строки! А мысль преподносится не впрямую, а как бы обходным путём, чтобы читающий создал картину сам. Поэтому хокку, на мой взгляд, полнее и ярче фотографии или живописной картины.
Главное – понять основной принцип, смысл которого в том, чтобы Необычное увидеть в Обычном, Великое – в Малом, Вечное в Текущем. Для этого надо создавать контрасты: звуковые и зрительные. Самое сложное – увидеть Вечное в Текущем: здесь необходимо устанавливать связь героя (автора) с природой, наблюдать какие-то личные ощущения. Именно наблюдать, потому что это главное условие.
– Попробуем? (Слайд 4).
Память осталась.
Цепь следов ведёт к реке.
Так я ухожу.
– О чём эти строки? Молодцы.
2.3. Пишем сами.
– Как вы думаете, о чём можно писать в хокку? (Японцы любят писать хокку обо всём: о родном крае, о работе, о развлечениях, об искусстве и, конечно же, о природе.)
– А зачем, по-вашему, нужны хокку? (Помогает развить в человеке нестандартное мышление и научить азам поэзии; может использоваться в психотерапии, так как многое можно сказать о человеке по тем произведениям, которые он создаёт; х. несут в себе сильный эмоциональный заряд; х. помогают выйти из своих частных неприятностей и сосредоточиться на окружающем мире.)
– Мы пробуем сейчас составить хокку о символах Японии (Слайд 5):
- Сакуре (по щелчку – картинка и надпись)
- Хризантеме (по щелчку – картинка и надпись)
- Горе Фудзи (по щелчку – картинка и надпись)
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое,
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное,
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.
(Работа в группах: слайд с символами и музыка по щелчку.)
2.4. Отчёт группах.
– Сейчас наступает самый важный момент нашего урока: вы прочитаете свои хокку
и попытаетесь объяснить его смысл.
– Многие верующие люди для исцеления от болезней, для избавления от бед дают
обет от подножия на коленях достичь самой вершины священной горы Фудзи (Фудзияма).
Какое хокку у вас получилось? Какой философский смысл этого хокку? (Молодцы.
Вам удалось ….)
– Когда зацветает японская вишня с необычайно-красивыми цветами, все от мала до
велика собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться красотой цветущих дерев.
Считается, что вид цветущего растения оказывает на человека благотворное
влияние. Ваше хокку? (Молодцы. …)
– “Если хочешь быть счастлив, выращивай всю жизнь хризантемы”, – гласит
восточная мудрость. Этот цветок стал символом Японии. Он изображён на гербе
страны, на монетах и высшей награде Японии – “Ордене Хризантемы”. Ваше хокку? (Великолепно…,
хорошо потрудились.)
2.5. “Икебана”.
– Ваше чтение пробудило во мне желание составить икебану из традиционных
японских предметов. Каких? (Учитель составляет композицию, поясняя свои
действия.)
– Вазочка олицетворяет гору Фудзи, жёлтый цветок – хризантему, а розовая веточка
– сакуру. Но я бы добавила ещё один предмет, детали которого в ваших руках:
листочки с хокку дайте мне, пожалуйста (прикрепить магнитами к доске веером,
над ними слова из хокку Исса “Как хорош этот мир! Звенят над лугами
цикады, соколы кружат…”). Получился у нас веер – хокку, олицетворяющий
Страну восходящего солнца. Теперь композиция закончена.
– Вы все потрудились на славу – и чудо произошло. Прав британский физик Хаим
Вейцман: “Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать”.
III. Рефлексия.
3.1. Слово учителя.
– Вам понравилась работать с хокку? Вы продолжите работу дома? Научите
других?
– Вот и закончилось наше путешествие. Но точку в разговоре о прекрасном ставить
рано. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам… Ведь мы
говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о
вечном.
1.03.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Всматриваться в привычное – и видеть неожиданное;
Гляжу – опавший лист
Надписи делали кистью черной тушью на длинных свитках.
гравюра — ценный памятник живописного искусства, а серии в целом дают глубокую, своеобразную концепцию бытия, мироздания, места человека в нем, традиционную в лучшем смысле слова, т. е. укорененную в тысячелетней истории японского художественного мышления.
Одной из наиболее древних скульптур, дошедших до нас и выполненных из дерева и глины, является скульптура Конгорикиси — божества, охраняющего буддийское учение, созданная, как предполагается, около 711 г. Скульптуры из сухого лака также порой достигали внушительной величины – до 3 м.
Платье – халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота кимоно в его росписи.
Камни производят впечатление горных островов, омываемых морскими течениями.
Японские домики не имеют внутренних стен, только легкие перегородки – ширмы.
Все роли в театре исполняют мужчины.
|
rpp.nashaucheba.ru
«Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое»
Разделы: Литература
Тема: «Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое»
Цель:Знакомство с японской поэзией, с новым жанром хокку, с традициями и культурой японского народа.
Задачи:
1)Научить различать жанр хокку в сравнении с русской поэзией
2)Воспитывать уважение к культуре и традициям других народов, чувство прекрасного на основе взаимодействия трёх искусств.
3)Развивать мышление, познавательный интерес, речь учащихся.
Тип урока: урок сообщение новых знаний. Урок – полилог.
Формы:
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- фронтальный опрос.
Оборудование:
- Картины природы японских и русских художников.
- Альбомные листы со стихами
- Фотомонтаж о Японии «Страна восходящего солнца».
- Книги по аранжировке цветов.
- Икебана.
- Музыкальное оформление (японская музыка)
План урока.
- Организационный момент.
- Сообщение новых знаний.
- Закрепление.
- Выводы.
- Домашнее задание.
Эпиграф:
Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.
Ход урока
1. Орг. момент
Звучит японская музыка. Учитель держит в руках японскую куклу.
— Охае годзаима тадаима.
— По-японски это означает: «А вот и я!» (у японцев нет слова «здравствуйте»).
— Она поздоровалась по-японски потому, что сегодня мы с вами начинаем знакомство с культурой и классической поэзией Японии.
2. Слово учителя.
Это потребует от вас взглянуть на мир глазами жителя Страны Восходящего Солнца – человека, привыкшего видеть великое в малом и малое в великом, замечать красоту в обыденном и любоваться ею: росинкой на цветке, алыми листьями клёна, причудливым орнаментом или полётом бабочки .
Мы, европейцы, привыкли к масштабам, к вечной суете и спешке. А японская поэзия не терпит поспешности и рассчитана на медленное чтение. Поэтому, чтобы подготовиться к её восприятию, мы обратимся к русским пейзажам.
- Н.М. Ромадин. «Лето»
- Н.М. Ромадин «Золотой клён»
- И.И. Левитан «Весна – большая вода»
- И.И. Шишкин «На севере диком»
Работа по картинам:
— Какой теме посвящены эти картины? (Времена года)
— Что особенного увидели художники в каждом времени года? (В каждом времени года увидели красоту, мы ощущаем тёплое дыхание ветерка, видим набухающие почки на деревьях, любуемся огненными листьями, ощущаем морозную тишину зимой).
— Какое чувство вызывают картины? (Восхищение родной природой, её красотой).
Слово учителя:
А теперь сопоставим эти картины с гравюрами японского художника XIX в. Андо Хиросигэ. Он тоже изображал времена года, но немного иначе.
— Какой теме посвящены картины Андо Хиросиге? (Времена года)
— В чём разница изображений одних и тех же явлений в русской живописи и японской графике? (русские художники передают общую картину природы, японские гравюры поражают яркостью красок, кружевом линий, незнакомыми пейзажами.)
— А что общего в живописи русских и японских художников? (В умении передать красоту природы, но каждый художник это делает по-своему.)
Слово учителя:
Японская живопись тесно связана с поэзией. Очень часто поэты сочиняли стихи на тему взволновавшей их картины и вписывали их в свитки, и, наоборот, художники, оттолкнувшись от поразивших их трёхстиший и пятистиший, писали свои картины.
В русской культуре не существует такой традиции, а в Японии же поэзия и живопись существуют как одно целое. Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с японской поэзией, со своеобразным национальным поэтическим жанром.
Хокку (или хайку) это – совсем коротенькие стихи.
Запись на доске.
О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылёк.Басё
- Сколько строчек в хокку? (3)
- Сколько слогов в первой строчке? (5)
- Во второй (7)
- В третьей (5) – сколько всего слогов в стихотворении?
- Вывод – хокку – коротенькие стихи, состоящие из 3 строчек. В них 17 слогов. 5-7-5.
Каждое стихотворение – волшебная картина. С чем её сравнить?
Можно, к примеру, написать маслом на огромном холсте осенний пейзаж тщательно прорисовать всё-всё до мельчайших деталёй.
А можно картину наступающей осени передать по – другому: несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождём.
Вот так и японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны домыслить. Кстати, почти все японские поэты были хорошими художниками. Или наоборот, нарисует японский художник картину и напишет прямо на ней стихотворение. Поначалу японцы писали большей частью тонка (стихотворение из 5 строк, трёхстишья появились позже). Многие поэты увлекались и увлекаются сложением хокку. Но наиболее признанные Мацуо Басё (1644 – 1694) Ёса Бусон (1716 – 1783).
Масаока Сики (1867- 1902 )
Главное для поэта – в сжатой, краткой форме выразить свои переживания, эмоции. Эта утонченная форма стиха не позволяет высказаться до конца , до полной ясности . Хокку дает возможность слушателю самому дорисовать намеченную картину , понять невидимый эмоциональный подтекст .
Перед вами лежат стихи – это хокку. Прочтите их про себя.
Лёд растаял в пруду,
И снова зажили дружно
Вода с водою.Басё
Слива в цвету—
Лунный луч прохожего дразнит:
Отломи-ка ветку!Басё
Тают снега.
Туманом окутаны горы.
Каркает воронаБасё
Чтобы забыть о жаре,
Нарисую-ка я, пожалуй,
Хоть снег на Фудзи.Кисоку
На солнцепёке
Прикоснулся к камню рукой-
Как он прохладен!Сики
Гусь, дикий гусь,
Скажи, сколько лет ты летаешь
За леса, за море?Исса
Опустели поля—
Только где-то вдали маячат
Хохолки журавлей…Сики
До самых костей
Пробирает холод в постели—
Морозная ночь.Бусон
Ночной снегопад
Окончился — как засверкали
Дома, деревья!Тококу
- Подумайте над вопросами:
- О чем эти стихи ?
- Какая тема объединяет их ?
(Эти стихи о весне, осени , зиме , лете . Тема – времена года)
— Постараемся догадаться, в каком трехстишии, про какое время года говорится, какие сезонные слова это говорят.
Какие картины природы вы можете дорисовать?
— А сейчас вспомните, пожалуйста, стихи русских поэтов о временах года. Может быть, кто – нибудь прочитает их наизусть?
А.С. Пушкин.
«Мороз и солнце, день чудесный,
Ещё ты дремлешь друг прелестный,
Вставай, красавица, проснись
Открой сомкнуты негой взоры.
Навстречу утренней Авроре
Звездою севера явись!Ф.И. Тютчев.
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной пеленою
Неподвижной и немою
Чудной жизнью он блестит
Плещеев.Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.Ф.И. Тютчев
Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
— Отличаются ли стихи русских поэтов от хокку?
(Да, Русские поэты стараются передать полную картину пейзажа, в деталях, выражая глубоко свои мысли. А японский поэт передаёт какую – то деталь, давая возможность нам дорисовать картину и понять её).
Каждому времени года соответствуют определённые цветы. А как же называется в Японии искусство составления цветов? Вы это слышали. Вспоминайте. (Икебана)
Слово Икебана переводится чаще всего как «вторая жизнь», «второе
рождение цветов». И это целое искусство. Посмотрите. (Демонстрация)
Поэтому нельзя составлять букет, например, из тюльпанов (весенние цветы), хризантем (осенние цветы). В день девочек (3 марта) главное растение в букете – ветка цветущего персика, а в день мальчиков – (5 мая) – цветы и листья ириса. В новогоднем японском букете должны быть ветка сосны (символ долголетия и выносливости), бамбук (жизнерадостности, изобилия), цветущая ветка сливы (надежды, вечного обновления).
В далёкие времена перед уходом на войну самураев нельзя было составлять букет из 4 веток или 4 цветов, так как слово «четыре» в японском языке звучит как слово смерть. А нечётное число – это предвестник удачи. Ребята, когда вы дарите цветы – сколько цветов в букете (нечётное количество). Этот обычай пришёл к нам с востока. Наши культуры тесно переплетены.
Помимо умения составлять букеты или икебаны каждый образованный японец должен был уметь сочинять стихи. Сочинялись они, как правило, в чайных иногда устраивались целые состязания, турниры кто лучше сочинит стихотворение про стрекозу, про солнце, кукушку, но у нас с вами мало времени. Поэтому я предлагаю дописать начатые строки, помня о том, что хокку – это не рифмованные строки, состоящие из 17 слогов 5-7-5.
— Работаем по рядам: Надо правильно выбрать третью строчку.
— Работаем в парах.
Бедный мой воробей!
Измучился, исстрадался.
(На пенёчке, в руках у мальчишек, в перистых облаках.)Исса.
Осторожно – камень!
Голову не ушиби,
(А то больно будет, крошка-светлячок, шишка вскочит)Исса.
Бабочка, не спи!
Ну, проснись же поскорее –
(солнце взойдёт, давай с тобой дружить, порхай по цветам.)Басё.
— Ребята зачитывают свои хокку.
— Каково отношение человека ко всему живому? Как он воспринимает окружающий мир? Бережное отношение ко всему живому (Японские поэты помогают почувствовать нам прекрасное, они чутки к красоте)
— Они говорят, что в природе всё прекрасно: и бабочка, и сверчок.
— Поэты учат нас жалеть, беречь всё живое.
— А в каких словах передано отношение поэтов к живому миру?
(ребята перечисляют: бедный мой воробей, крошка светлячок, давай с тобой дружить)
— Правильно, ребята.
Вывод: Человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Увидев прекрасное, не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном, увидеть красоту.
Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы
увидите красивое
Всматривайтесь в простое – и вы
увидите сложное.
(Видеть радости жизни там, где другие проходят мимо, в природе)
Закончить урок хочется стихотворением Н.И. Рыленкова «Все в тающей дымке», которое перекликается с японской поэзией.
— Что нужно сделать , чтобы увидеть и услышать русскую природу ?
(Нужно всмотреться и вслушаться)
Мы живем в разных странах, с разными традициями, но мы одинаково мыслим и чувствуем.
— Дома попробуйте сами сочинить хокку
1 ряд про кукушку;
2 ряд про стрекозу;
3 ряд про солнце;
Что нового узнали на уроке?
(Познакомились с японскими стихотворениями – хокку, с японской живописью).
В руках у учителя кукла
Фаёнара – до свидания
Го – сэйте
Аригато,
Годзаимасита – спасибо за внимание.
20.03.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«Всмотритесь в привычное-
бумага
Изделия из белой глины производились в Китае во 2 тысячелетии до н. э.
Самый древний каталог звезд -350 г до н.э.
Обнесен 10-метровой стеной.
ПГПДенежная единица Китая — юань
Шанхай
1841 – колония Великобритании
положительные
1314 млн. – численность населения
В языке 7 основных диалектов
Китайская иероглифическая
ТрадицииОсобенности: безмолочность, вкусовой контраст, Огромное количество приправ и специй ( до 400 видов)
Праздник Весны
Праздник Юаньсяо
Праздник Чжунцю
Праздник Дуаньу, отмечаемый 5 числа 5 месяца по Лунному календарю. История праздника насчитывает уже более 2000 лет. Ежегодно в праздник Дуаньу во всех краях Китая устраивают гонки на драконьих лодках. Праздник Дуаньу взрослые обычно дарят детям мешочки с ароматными целебными травами.В праздник Дуаньу принято кушать «цзунцзы» – приготавливаемое на пару кушанье из клейкого риса, обернутое тростниковыми, бамбуковыми или пальмовыми листьями и перевязанное разноцветными шелковыми нитями.
А- Монголия
«Бэй» — север, «нань» — юг, «дун» — восток, «си» — запад, «шань» — гора, «юань» и «нин» — равнина, «хэ» и «Цзян» — река, «ху» — озеро, «юнь» — облако.
|
rpp.nashaucheba.ru
Всматривайтесь в привычное вы увидите необычное, Всматривайтесь в некрасивое и вы увидите красивое, Всматривайтесь в простое и вы увидите сложное
Урока: Всматривайтесь в привычное вы увидите необычное, Всматривайтесь в некрасивое и вы увидите красивое, Всматривайтесь в простое и вы увидите сложное
|
Похожие:
Всмотритесь в привычное- всмотритесь в привычное «Всмотритесь в привычное и вы увидите неожиданное, Всмотритесь в некрасивое и вы увидите красивое, Всмотритесь в простое и вы увидите… | Примитивный каяк и древнее как мир весло вот все, что нужно для укрепления тела и успокоения души. Вы на время забудете о существовании тонущих в серой мгле городов, о нескончаемых неотложных делах и вечной суете Вы увидите величественные утесы, в которых само Время создало удивительные гроты и пещеры, загадочные наскальные рисунки творения… | ||
Если вы решите прогуляться по Старой Ладоге, то вы увидите : Если вы решите прогуляться по Старой Ладоге, то вы увидите На подпружной арке Успенского собора был обнаружен процарапанный геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший одному из княживших… | Вы увидите тогда Описание проекта… | ||
Фишер Владимир Если приблизится к экрану то увидите что голубого ничего нет, а есть оттенок зеленого | Оглавление 1 Ф. И. Тютчев В следующих слайдах вы увидите любимых женщин Тютчева,которые вдохновляли поэта-певца любви | ||
Урока: Цели урока: ознакомиться со строение глаза; выяснить, какие части глаза образуют оптическую систему Если вы сначала закроете один глаз, затем второй, то увидите, что ручка в любом случае закрывает какую-то область пространства. Но… | Презентация по русскому языку Тема. «Словарное богатство русского языка» Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, автомобили, корабли,… | ||
Богатство земли российской прирастать будет сибирью «Всем Сибирь и щедра и богата! Здесь для юности край непочатый Впрочем, что убеждать вас стихами Приезжайте…Увидите сами!» Казимир… | Школа ораторского мастерства Тренинговая компания «Технология успеха» Вы хотите быть уверенным спикером, но испытываете страх публичных выступлений? Мы раскроем Вам секреты ораторского искусства, и Вы увидите пространство для самосовершенствования! |
rpp.nashaucheba.ru rpp.nashaucheba.ru
rpp.nashaucheba.ru
«Всматривайтесь в привычное и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое и увидите красивое, всматривайтесь в частицы и увидите целое, всматривайтесь в малое и увидите великое. Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, и не проходите мимо…»
«Японская культура. Хокку» /7 класс/
Петрикова Л.И., учитель географии высшей категории
МОУ «Аликовская СОШ им. И.Я.Яковлева»,
Ефремова С. Г., учитель русского языка и литературы
МОУ «Аликовская СОШ им. И.Я.Яковлева»
Цель урока: вызвать интерес к японской культуре, познакомить учеников с японскими лирическими стихотворениями.
Оборудование урока: мультимедийный проектор; карты, атласы, настенная физическая карта; образцы икебаны; книги и рефераты учащихся о Японии; газета о Японии, выпущенная учениками; японская музыка; слайды о Японии.
Методические приемы:
рассказ учителя;
выразительное чтение;
анализ стихотворений.
Словарная работа: икебана, сакура, самурай, иероглиф, кабуки.
Ход урока.
Эпиграф: «Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое. Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, и не проходите мимо…»
Организационный момент.
Учитель: Коннетива. Ватаси ва Людмила Иосифовна. Вы, наверное, догадались, на каком языке я пожелала Вам доброго дня и представилась. Да, конечно же, это японский язык. Потому что темой нашего урока является знакомство с культурой Японии и одним из жанров японской литературы, лирическим стихотворением хокку.
Японская культура довольно часто причисляется к «закрытым» культурам. Не сразу, не с первого знакомства открываются европейцу своеобразие японской эстетики, непривычное очарование японских обычаев и красота памятников японского искусства.
Пожалуй, одним из проявлений «загадочной японской души» является хокку. Но что бы понять немного эту душу, мы поговорим о Японии – стране с очень древней и своеобразной культурой. Для этого мы с вами составим кластер о Японии. Работаем в парах.
(Ученики составляют кластер).
Беседа.
Учитель: Давайте проверим ваши кластеры.
(Ученики предлагают свои варианты)
Учитель: Параллельно с вами я также составила кластер о Японии. Познакомимся с моим вариантом. Как мы видим, у нас с вами много общих представлений о Японии.
Страна восходящего солнца»
Ученик: Ниппон – название страны состоит из 2 знаков: первый означает «Солнце», второй – «основа», т.е. Страна восходящего солнца. На флаге Японии изображено солнце. Расположена на 3922 островах.
Гора Фудзи. /демонстрируется слайд/
Ученик: Фудзи – действующий вулкан, в переводе «огонь». Является главным символом Японии. Высота – 3772 м. Японцы совершают паломничества с целью увидеть с вершины восход Солнца. Есть такая примета: если в Новый год приснится гора Фудзи, то год принесет здоровье и счастье.
Сакура /демонстрируется слайд/.
Ученик: Ветка цветущей сакуры – символ Японии. Когда зацветает вишня, все, от мала до велика, целыми семьями, с друзьями и близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это одна из древнейших традиций японцев. К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами и в кругу семьи. В первом случае – это святая обязанность, которая никем не нарушается; во-втором – истинное удовольствие. Созерцание цветущих вишен оказывает на человека благотворное воздействие, настраивает на философский лад, вызывает восхищение, радость и умиротворение.
Учитель: Да, сакура — неотъемлемая часть культуры Японии. Ее воспевают в поэзии, музыке. Сакура – замечательный пример утонченной красоты, любование которой доставляет истинное удовольствие. Сакура цветет от нескольких часов до двух дней. Процесс любование цветущей сакурой называется ханами.
Самурай /демонстрируется слайд/.
Ученик: Самурай – высший класс, они не работали. Совершенствовались в боевом искусстве, играли в театрах, сочиняли лирические стихотворения. Самурайский меч – образец совершенного оружия.
Учитель: Сакура является символом для самураев. Как вы думаете почему?
Ученик:Самурай готов в любое время пожертвовать собой, что говорит о скоротечности жизни самурая.
Учитель: В кинофильме «Последний самурай» один из самураев под цветущей вишней говорит: «Жизнь в каждом вздохе». Как вы, ребята, понимаете эти слова?
Ученик:Жизнь самурая также коротка, как и цветущая вишня.
Икебана / демонстрируется слайд /
Ученик: Искусство составления композиций является искусством самураев. Каждая ветка, каждый цветок, расположение композиции имеет смысловое значение.
Единоборства / демонстрируется слайд /.
Ученик: Каратэ, сумо, дзюдо, кэндо. Это не только физическая работа над собой, но и внутренняя.
Учитель: Вспомним фильм «Последний самурай». Американец, находящийся в плену у самураев, постоянно тренируется, но не может победить. Какой совет дает ему маленький друг.
Именно, слишком много мыслей. И мы с вами, как настоящие самураи, попытаемся убрать из головы лишние мысли и сосредоточиться на нашем уроке.
Иероглифы /демонстрируется слайд/
Учитель: Л.Н.Толстой сказал: «То ли я сам стар стал, то ли язык слишком сложен. Он почему-то мне не поддается» . Почему?.
Ученик: 49 000 иероглифов, письменный язык очень сложен, устный – прост. Выучить несложно, сложно понять: слова имеют много значений.
Кабуки / демонстрируется слайд /.
Учитель: Кабуки — театр, расцвет которого пришел на 17-18 в.в. Актеры имеют изысканные костюмы, красивые декорации, танцы и музыка. Это роскошный спектакль, в котором слова играют весьма незначительную роль, женские роли играют мужчины.
Хокку / демонстрируется слайд /.
Учитель: Коннетива. Ватаси ва Светлана Геннадьевна.В одно время вместе с театром Кабуки в Японии широкую известность получает другой вид искусства – лирическое стихотворение хокку. Выпишем, ребята, определение из учебника.
(Ученики работают с учебником.)
А какие стихотворения мы называем лирическими?
Ученик: Стихотворения, в которых поэт раскрывает состояние человека, его чувства, называются лирическими.
Учитель: Каждое стихотворение – это маленькая волшебная картинка. А нарисована она как будто мазками, намечая немногими словами то, что мы должны Домысливать, Дорисовывать в воображении.
Давайте обратимся к истории создания хокку /демонстрируются слайды/. Поначалу японцы писали большей частью танка – стихотворение в пять строчек, которые делились на два полустишья: 2 и 3 стиха. С течением времени эти стихотворения стали складывать вдвоем. Их называли рэнга – совместное выяснение истины. В 16 веке рэнга приобрела шуточный характер. Что мы видим: исчезли последние два стиха. Так хокку зажило самостоятельной жизнью. Оно обогатилось новыми темами и стало серьезней. И именно в творчестве Мацуо Басе становится высоким искусством. Прочитаем статью о нем.
Ученик: Басе любил природу, знал жизнь простых людей, много путешествовал: искал истинную красоту, но с «новым сердцем». Замечательный художник.
(Анализ хокку)
Учитель: Проанализируем хокку Басё на буклете.
(Анализ стихотворений с учениками)
Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела…
О, с какой неохотой!
Басё
Вот так чутко японец относится к природе, трепетно наслаждается ее красотой, впитывает ее.
Может быть, причину такого отношения надо искать в древней религии японского народа — синтоизме? Синто проповедует: будь благодарен природе. Она бывает безжалостной и суровой, но чаще — щедрой и ласковой. Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью. На смену синто пришел буддизм, подобно тому как на Руси христианство вытеснило язычество. Синто и буддизм — разительный контраст. С одной стороны — священное отношение к природе, почитание предков, с другой — сложная восточная философия. Парадоксально, но эти две религии мирно уживаются в Стране восходящего солнца. Современный японец будет любоваться цветущей сакурой, вишней, осенними кленами, полыхающими огнем.
Учитель: Простота хокку – это гениальная простота, за которой постоянная работа души, обостренная чуткость восприятия мира.
В чем же все-таки особенность этого лирического стихотворения.
Ученик: Нет рифмы.
Учитель: Рифмы в японском языке никогда не было. Такой уж язык: не принимает рифмы.
Ученик: Очень короткие.
Ученик: Смысл зашифрован. Наводит на размышления.
Ученик: Упоминаются времена года, сезонное словечко.
Ученик: Главный герой – человек.
Ученик: В первой строке 5 слогов, во второй – 7, в третьей – 5.
Учитель: Однако перевод не соответствует этой схеме, потому что строго соответствовать закономерности очень трудно. В переводе сохранено главное – лирическое чувство.
(Анализ стихотворений Кобаяси Исса).
Еще одно знаменитое имя — Кобаяси Исса. Часто его голос печален
Наша жизнь — росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь — и все же…
Учитель:Это стихотворение написано на смерть его маленькой дочки. Буддизм учит не переживать из-за ухода близких, ведь жизнь – росинка. Но, прислушайтесь к голосу поэта, сколько неизбывного горя в этом «и все же…».
Часто в финале хокку появляется многоточие. Это не случайность, а традиция, принцип японского искусства. Для жителя Страны восходящего солнца важна и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности, не может быть вершины — точки равновесия и покоя. У японцев есть даже крылатая фраза: «Пустые места на свитке исполнены большего смысла, чем начертала на нем кисть».
Учитель: Хокку знали и стар, и млад – все грамотные японцы заучивали наизусть. Иногда устраивались состязания: кто лучше сочинит стихотворение о стрекозе, про заходящее солнце…Получалось весело и интересно.
Книжки хокку делились на 4 главы: весна, лето, осень и зима. В каждом хокку можно заметить сезонное словечко: талая вода, вишня, лягушки… И везде главный герой – человек: как живет на земле, о чем думает, грустит, веселится.
Сделаем обобщение о хокку. Составим кластер /демонстрация слайдов/
(Учащиеся работают в группах).
Средства художественной выразительности этот жанр выбирает крайне скупо: мало эпитетов, метафор. Нет рифмы, не соблюдается строгий ритм. Как же автору удается создать образ в немногих словах, скупыми средствами. Оказывается, поэт творит чудо: он будит фантазию самого читателя. Искусство хокку — это умение сказать многое в нескольких строчках. В каком-то смысле каждое трехстишие заканчивается многоточием. Прочитав стихотворение, представляешь себе картину, образ, переживаешь его, переосмысливаешь, додумываешь, творишь.
Учитель: Японские поэты учат нас понимать прекрасное, беречь все живое, жалеть все живое, потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком. Поэты Японии повторяют вновь и вновь свои хокку:
«Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое. Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, и не проходите мимо…»
Учитель: Домашнее задание: написать собственное хокку. На нашей родине также очень много мест, которыми мы можем восхищаться: цветущая весна, разноцветные луга, золотая осень, белоснежная зима… /демонстрация слайдов/
Учитель: Домо аригато (большое спасибо). Йамато (до свидания).
uchebana5.ru