cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Всматривайтесь в привычное и вы увидите неожиданное – Всматривайтесь в привычное – И вы увидите неожиданное. Всматривайтесь в некрасивое — И вы увидите прекрасное. Всматривайтесь в простое — И вы увидите сложное. Всматривайтесь в малое

Содержание

«Всматривайтесь в малое и вы увидите великое»

Данные об авторе

Автор(ы): 

Бочарова Юлия Юрьевна

Место работы, должность: 

г.Новочебоксарск, МБОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением иностранных яыков», учитель русского языка и литературы

Регион: 

Республика Чувашия Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

7 класс

Предмет(ы): 

Литература

Цель урока: 

Знакомство с японской поэзией, с новым жанром хокку, с традициями и культурой японского народа.

 

Тип урока: 

Комбинированный урок

Используемое оборудование: 

Мультимедиапроектор, экран, экибана, распечатки с хокку.

Краткое описание: 

Учащиеся  учатся различать жанр хокку в сравнении с русской поэзией, воспитываеися уважение к культуре и традициям других народов, чувство прекрасного на основе взаимодействия трёх искусств: литературы, живописи и музыки, развивается мышление, познавательный интерес, речь учащихся.  

Цель: Знакомство с японской поэзией, с новым жанром хокку, с традициями и культурой японского народа.

Задачи:

1)Научить различать жанр хокку в сравнении с русской поэзией
2)Воспитывать уважение к культуре и традициям других народов, чувство прекрасного на основе взаимодействия трёх искусств.
3)Развивать мышление, познавательный интерес, речь учащихся.

Тип урока: урок сообщение новых знаний. Урок – полилог.

План урока.

                                                                                                                                                                                                Эпиграф:

Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое.


Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.

Ход урока

1. Орг. момент

Слайд 1.

Звучит японская музыка. Учитель держит в руках японскую куклу.

— Охае годзаима тадаима.
— По-японски это означает: «А вот и я!» (у японцев нет слова «здравствуйте»).
— Она поздоровалась по-японски потому, что сегодня мы с вами начинаем   знакомство с культурой и классической поэзией Японии.

2. Слово учителя.

Это потребует от вас взглянуть на мир глазами жителя Страны Восходящего Солнца – человека,  привыкшего видеть великое в малом и малое в великом, замечать красоту в обыденном и любоваться ею: росинкой на цветке, алыми листьями клёна, причудливым   орнаментом       или полётом бабочки.


Мы, европейцы, привыкли к масштабам, к вечной суете и спешке. А японская поэзия не терпит поспешности и рассчитана на медленное чтение. Поэтому, чтобы подготовиться к её восприятию, мы обратимся к русским пейзажам.

  1. Н.М. Ромадин. «Лето»
  2. Н.М. Ромадин «Золотой клён»
  3. И.И. Левитан «Весна – большая вода»
  4. И.И. Шишкин «На севере диком»

Работа по картинам:

— Какой теме посвящены эти картины? (Времена года)

— Что особенного увидели художники в каждом времени года? (Вкаждом времени года увидели красоту, мы ощущаем тёплое дыхание ветерка, видим набухающие почки на деревьях, любуемся огненными листьями, ощущаем морозную тишину зимой).
— Какое чувство вызывают картины? (Восхищение родной природой, её красотой).

Щелчок.

Слово учителя:

А теперь сопоставим эти картины с гравюрами японского художника XIX в. Андо Хиросигэ.

Слайд 2.

Он тоже изображал времена года, но немного иначе.

— Какой теме посвящены картины Андо Хиросиге? (Времена года

)
— В чём разница изображений одних и тех же явлений в русской живописи и японской графике? (русские художники передают общую картину природы, японские гравюры поражают яркостью красок, кружевом линий, незнакомыми пейзажами.)
— А что общего в живописи русских и японских художников? (В умении передать красоту природы, но каждый художник это делает по-своему.)

Слово учителя:

Японская живопись тесно связана с поэзией. Очень часто поэты  сочиняли  стихи на тему взволновавшей их картины и вписывали их в свитки, и, наоборот, художники, оттолкнувшись от поразивших их трёхстиший и пятистиший, писали свои картины.


В русской культуре не существует такой традиции, а в Японии же поэзия и живопись существуют как одно целое. Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с японской поэзией, со своеобразным национальным поэтическим жанром.
Хокку (или хайку) это  – совсем коротенькие стихи.

Запись на доске

.

Слайд 3 (4 щелчка)

О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылёк.

Басё

  1. Сколько строчек в хокку? (3)
  2. Сколько слогов в первой строчке? (5)
  3. Во второй (7)
  4. В третьей (5) – сколько всего слогов в стихотворении?
  5. Вывод – хокку – коротенькие стихи, состоящие из 3 строчек. В них 17 слогов. 5-7-5. (запись в тетрадь)

Каждое стихотворение – волшебная картина. С чем её сравнить?
Можно, к примеру, написать маслом на огромном холсте осенний пейзаж тщательно прорисовать всё-всё до мельчайших деталей.

А можно картину наступающей осени передать по – другому: несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождём.
Вот так и японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны  домыслить. Кстати, почти все японские поэты были хорошими художниками. Или наоборот, нарисует японский художник картину  и напишет прямо на ней стихотворение. Поначалу японцы писали большей частью тонка (стихотворение из 5 строк, трёхстишья появились позже). Многие поэты увлекались и увлекаются  сложением хокку.

Слайд 4.

Но наиболее признанные  Мацуо Басё (1644 – 1694).

Слайд 5.

Ёса Бусон (1716 – 1783).

Слайд 6.

Масаока Сики (1867- 1902)


Главное  для  поэта – в сжатой, краткой  форме выразить свои переживания, эмоции. Эта утонченная форма  стиха   не позволяет высказаться до конца , до полной ясности. Хокку дает возможность слушателю самому  дорисовать намеченную картину , понять  невидимый эмоциональный подтекст .

Перед вами лежат стихи – это хокку. Прочтите их про себя.

Слайд 7 (со звуками леса)

Лёд растаял в пруду,
И снова зажили дружно
Вода с водою.

Басё

Слива в цвету—
Лунный луч прохожего дразнит:
Отломи-ка ветку!

Басё

Тают снега.
Туманом окутаны горы.

Каркает ворона

Басё

Чтобы забыть о жаре,
Нарисую-ка я, пожалуй,
Хоть снег на Фудзи.

Кисоку

На солнцепёке
Прикоснулся к камню рукой-
Как он прохладен!

Сики

Гусь, дикий гусь,
Скажи, сколько лет ты летаешь
За леса, за море?

Исса

Опустели поля—
Только где-то вдали маячат
Хохолки журавлей…

Сики

До самых костей
Пробирает холод в постели—
Морозная ночь.

Бусон

Ночной снегопад
Окончился — как засверкали
Дома, деревья!

Тококу

  1. Подумайте над вопросами:
  2. О чем эти стихи ?
  3. Какая тема объединяет их ?

(Эти стихи о весне, осени , зиме , лете . Тема – времена года)

— Постараемся догадаться, в каком трехстишии, про какое время года говорится, какие сезонные слова это говорят.

Какие картины природы вы можете дорисовать?
— А сейчас вспомните, пожалуйста, стихи русских поэтов о временах года. Может быть, кто – нибудь прочитает их наизусть?

Слайд 8.

А.С. Пушкин.

«Мороз и солнце, день чудесный,
Ещё ты дремлешь друг прелестный,
Вставай, красавица, проснись
Открой сомкнуты негой взоры.
Навстречу утренней Авроре
Звездою севера явись!

Ф.И. Тютчев.

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной пеленою
Неподвижной и немою
Чудной жизнью он блестит  

Плещеев.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.

— Отличаются ли стихи русских поэтов от хокку?

(Да, Русские поэты стараются передать полную картину пейзажа, в деталях, выражая глубоко свои мысли. А японский поэт передаёт какую – то деталь, давая возможность нам дорисовать картину и понять её

).

Каждому времени года соответствуют определённые цветы. А как же называется в Японии искусство составления цветов?

Слайд  9.

Вы это слышали. Вспоминайте. (Икебана)

Слово Икебана переводится чаще всего как «вторая жизнь», «второе
рождение цветов». И это целое искусство. Посмотрите. (Демонстрация)

Слайд 10.

Поэтому нельзя составлять букет, например, из тюльпанов (весенние цветы), хризантем (осенние цветы).

Слайд 11.

 В день девочек (3 марта) главное растение в букете – ветка цветущего персика,

Слайд 12.

 а в день мальчиков – (5 мая) – цветы и листья ириса.

 

Слайд 13.

 В новогоднем японском букете должны быть ветка сосны (символ долголетия и выносливости

), бамбук (жизнерадостности, изобилия), цветущая ветка сливы (надежды, вечного обновления).

В далёкие времена перед уходом на войну самураев нельзя было составлять букет из 4 веток или 4 цветов, так как слово «четыре» в японском языке звучит как слово смерть. А нечётное число – это предвестник удачи. Ребята, когда вы дарите цветы – сколько цветов в букете (нечётное количество). Этот обычай пришёл к нам с востока. Наши культуры тесно переплетены.

Помимо умения составлять букеты или икебаны каждый образованный японец должен был уметь сочинять стихи. Сочинялись они, как правило, в чайных

Слайд 14.

 иногда устраивались целые состязания, турниры кто лучше сочинит стихотворение про стрекозу, про солнце, кукушку, но у нас с вами мало времени. Поэтому я предлагаю дописать начатые строки, помня о том, что хокку – это не рифмованные строки, состоящие из 17 слогов 5-7-5.

Слайд 15 (с музыкой)

— Работаем по рядам.

— А теперь с этими же строчками поработаем в парах.

Слайд 16.


Бедный мой воробей!
Измучился, исстрадался.
(На пенёчке, в руках у мальчишек, в перистых облаках.)

Исса.

Слайд 17. (Ответ)

Слайд 18.

Осторожно – камень!
Голову не ушиби,
(А то больно будет, крошка-светлячок, шишка вскочит) 

Исса.

Слайд 19. (Ответ)

Слайд 20.

Бабочка, не спи!
Ну, проснись же поскорее –
(солнце взойдёт, давай с тобой дружить, порхай по цветам.)

Басё.

Слайд 21. (Ответ)

— Ребята зачитывают свои хокку.
— Каково отношение человека ко всему живому? Как он воспринимает окружающий мир? Бережное отношение ко всему живому (Японские поэты помогают почувствовать нам прекрасное, они чутки к красоте)
— Они говорят, что в природе всё прекрасно: и бабочка, и сверчок.
— Поэты учат нас жалеть, беречь всё живое.
— А в каких словах передано отношение поэтов к живому миру?
(ребята перечисляют: бедный мой воробей, крошка светлячок, давай с тобой дружить)
— Правильно, ребята.

Вывод: Человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Увидев прекрасное, не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном, увидеть красоту.

Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы 
увидите красивое
Всматривайтесь в простое – и вы
увидите сложное.

(Видеть радости жизни там, где другие проходят мимо, в природе)

Закончить урок хочется стихотворением  Н.И. Рыленкова  «Все в тающей дымке», которое перекликается с японской поэзией.

Слайд 22 (с музыкой)

Все в тающей дымке —

Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

— Что нужно сделать , чтобы увидеть и услышать русскую природу ? (Нужно всмотреться и вслушаться)
Мы живем в разных странах, с разными традициями, но мы одинаково мыслим и чувствуем.
— Дома попробуйте сами сочинить хокку

1 ряд  про  кукушку;
2 ряд про стрекозу;
3 ряд про солнце;

Что нового узнали на уроке?

(Познакомились с японскими стихотворениями – хокку, с японской живописью).

Слайд 23

В руках у учителя кукла

Фаёнара – до свидания

Го – сэйте

Аригато,

Годзаимасита – спасибо за внимание.   

 

 

Прикрепленный файлSize
Презентация1.ppt4.39 MB

www.openclass.ru

«Всматривайтесь в малое – и вы увидите большое (хокку)». 7-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


I. Погружение.

1.1. Чтение эпиграфа (на фоне музыки Слайд 1 с изображением пейзажа Японии)
Приложение 1, Приложение 2

Смотрите, упали на землю
Тени листьев
Плетением тёмных узоров.
Сколько пишут деревья коротких стихов!
Люди год за годом
Всё глубже погружаются в чтенье.
И в ответ всё шире
Стихи разрастаются и ветвятся.
Если бы всё собрать,
Книги бы расцветали весною,
Летом золото бы на ветках сверкало.
Сайсей Муро
(“Год за годом”)

1.2. Вступление.

Учитель: Здравствуйте, мои уважаемые ученики, вы любите мечтать? А путешествовать? А фантазировать? Думаю, что это всё сейчас исполнится, потому что мы попробуем войти в мир, сохранивший непередаваемый аромат и потаённую душу Страны восходящего солнца и отразившийся в культуре, поэзии, традициях народа.
– Кто знает, о какой стране идёт речь? (Щелчок – Япония) А кто может показать её на карте?
– Молодцы. Вашим гидом буду я – Галина-сан.
– По взмаху веточки цветущей сакуры – символа Японии – мы попадём в эту необыкновенную страну с очень древней и своеобразной культурой. А вспомнить некоторые культурные традиции нам поможет кроссворд. (Слайд 2).

  1. Жанр, соединивший в единое целое живопись, каллиграфию, поэзию (хайга).
  2. Искусство складывания фигурок из бумаги (оригами).
  3. Пение под записанную музыку (караоке).
  4. Искусство составления букетов в соответствии с сезоном (икебана).
  5. Японская вишня (сакура).

– Прочитайте выделившееся слово (хокку). Именно о хокку – ещё одной национальной традиции и пойдёт речь на уроке.

II. Новая тема.

2.1. Рассказ о хокку.

– Хокку – уникальный жанр поэзии – всего три строчки. И сегодня я ставлю задачу – обучить непосвящённых создавать чудо – хокку. Я утверждаю: это возможно! И сейчас вы с моей помощью постараетесь написать, возможно, первый хокку в своей жизни. Сначала расскажу, что это такое.

Хокку (или еще говорят – “хайку”) – жанр японской поэзии о жизни природы и жизни человека на фоне круговорота времён года. Японские стихи не имеют рифмы и состоят из 3-х строк и 17 слогов (5+7+5). Современному молодому человеку, наверное, по душе такая краткость. Но чтобы понять хокку, надо потрудиться узнать об этом жанре и проникнуться стилем восточного мышления и созерцания. Тогда можно получить огромное удовольствие. Надеюсь, это у вас получится.

2.2. Как создаётся хокку (Слайд 3: каждая информация открывается по щелчку).

Итак, к делу. Искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах, ибо оно отображает одно мгновение. Хокку состоит из факта-картинки и чувств, ею вызываемых. Первая строчка дает факт, информацию, тему, которая тут же рождает в голове читающего картинку. Например, если сказать: “вот выплыла луна”, у каждого тут же возникнет какой-то свой образ луны.

– Какой, например?
– Далее идёт вторая строка, дающая дополнительную “порцию” информации к первой, раскрывает её смысл:
– Какой информацией вы бы дополнили?
– А вот строка поэта “и каждый мелкий кустик” и возникает фраза:

“Вот выплыла луна, и каждый мелкий кустик”

– Теперь уже оторваться от хокку невозможно. Третья строка часто бывает очень неожиданной и привносит особый колорит.
– Какие варианты приходят в голову?

Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашён.(!) –

говорит поэт Исса.

– Какую мысль , по-вашему, он хотел выразить? (В этих словах мы узнаём мечту о равенстве людей.)

Видите, как ёмко вмещается огромный философский смысл в три недлинных строки! А мысль преподносится не впрямую, а как бы обходным путём, чтобы читающий создал картину сам. Поэтому хокку, на мой взгляд, полнее и ярче фотографии или живописной картины.

Главное – понять основной принцип, смысл которого в том, чтобы Необычное увидеть в Обычном, Великое – в Малом, Вечное в Текущем. Для этого надо создавать контрасты: звуковые и зрительные. Самое сложное – увидеть Вечное в Текущем: здесь необходимо устанавливать связь героя (автора) с природой, наблюдать какие-то личные ощущения. Именно наблюдать, потому что это главное условие.

– Попробуем? (Слайд 4).

Память осталась.
Цепь следов ведёт к реке.
Так я ухожу.

– О чём эти строки? Молодцы.

2.3. Пишем сами.

– Как вы думаете, о чём можно писать в хокку? (Японцы любят писать хокку обо всём: о родном крае, о работе, о развлечениях, об искусстве и, конечно же, о природе.)

– А зачем, по-вашему, нужны хокку? (Помогает развить в человеке нестандартное мышление и научить азам поэзии; может использоваться в психотерапии, так как многое можно сказать о человеке по тем произведениям, которые он создаёт; х. несут в себе сильный эмоциональный заряд; х. помогают выйти из своих частных неприятностей и сосредоточиться на окружающем мире.)

– Мы пробуем сейчас составить хокку о символах Японии (Слайд 5):

  • Сакуре (по щелчку – картинка и надпись)
  • Хризантеме (по щелчку – картинка и надпись)
  • Горе Фудзи (по щелчку – картинка и надпись)

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое,
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное,
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

(Работа в группах: слайд с символами и музыка по щелчку.)

2.4. Отчёт группах.

– Сейчас наступает самый важный момент нашего урока: вы прочитаете свои хокку и попытаетесь объяснить его смысл.
– Многие верующие люди для исцеления от болезней, для избавления от бед дают обет от подножия на коленях достичь самой вершины священной горы Фудзи (Фудзияма). Какое хокку у вас получилось? Какой философский смысл этого хокку? (Молодцы. Вам удалось ….)
– Когда зацветает японская вишня с необычайно-красивыми цветами, все от мала до велика собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться красотой цветущих дерев. Считается, что вид цветущего растения оказывает на человека благотворное влияние. Ваше хокку? (Молодцы. …)
– “Если хочешь быть счастлив, выращивай всю жизнь хризантемы”, – гласит восточная мудрость. Этот цветок стал символом Японии. Он изображён на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – “Ордене Хризантемы”. Ваше хокку? (Великолепно…, хорошо потрудились.)

2.5. “Икебана”.

– Ваше чтение пробудило во мне желание составить икебану из традиционных японских предметов. Каких? (Учитель составляет композицию, поясняя свои действия.)
– Вазочка олицетворяет гору Фудзи, жёлтый цветок – хризантему, а розовая веточка – сакуру. Но я бы добавила ещё один предмет, детали которого в ваших руках: листочки с хокку дайте мне, пожалуйста (прикрепить магнитами к доске веером, над ними слова из хокку Исса “Как хорош этот мир! Звенят над лугами цикады, соколы кружат…”). Получился у нас веер – хокку, олицетворяющий Страну восходящего солнца. Теперь композиция закончена.
– Вы все потрудились на славу – и чудо произошло. Прав британский физик Хаим Вейцман: “Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать”.

III. Рефлексия.

3.1. Слово учителя.

– Вам понравилась работать с хокку? Вы продолжите работу дома? Научите других?
– Вот и закончилось наше путешествие. Но точку в разговоре о прекрасном ставить рано. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам… Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о вечном.

1.03.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Всматриваться в привычное – и видеть неожиданное; Всматриваться в привычное – и видеть неожиданное




Всматриваться в привычное – и видеть неожиданное;

  • Всматриваться в привычное – и видеть неожиданное;

  • Всмотреться в простое – и увидеть сложное;

  • Всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое;

  • Всматриваться в малое – и видеть великое!



Гляжу – опавший лист

  • Гляжу – опавший лист

  • Опять взлетел на ветку.

  • То бабочка была.





Надписи делали кистью черной тушью на длинных свитках.

  • Надписи делали кистью черной тушью на длинных свитках.

  • В свиток часто объединялись рисунок и стихотворение.









гравюра — ценный памятник живописного искусства, а серии в целом дают глубокую, своеобразную концепцию бытия, мироздания, места человека в нем, традиционную в лучшем смысле слова, т. е. укорененную в тысячелетней истории японского художественного мышления.

  • гравюра — ценный памятник живописного искусства, а серии в целом дают глубокую, своеобразную концепцию бытия, мироздания, места человека в нем, традиционную в лучшем смысле слова, т. е. укорененную в тысячелетней истории японского художественного мышления.



Одной из наиболее древних скульптур, дошедших до нас и выполненных из дерева и глины, является скульптура Конгорикиси — божества, охраняющего буддийское учение, созданная, как предполагается, около 711 г. Скульптуры из сухого лака также порой достигали внушительной величины – до 3 м.

  • Одной из наиболее древних скульптур, дошедших до нас и выполненных из дерева и глины, является скульптура Конгорикиси — божества, охраняющего буддийское учение, созданная, как предполагается, около 711 г. Скульптуры из сухого лака также порой достигали внушительной величины – до 3 м.







Платье – халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота кимоно в его росписи.

  • Платье – халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота кимоно в его росписи.

  • Японки похожи на причудливые цветы, которые качает ветер, на взлетевшую бабочку.



Камни производят впечатление горных островов, омываемых морскими течениями.

  • Камни производят впечатление горных островов, омываемых морскими течениями.

  • Все это вызывает настроение таинственности, недосказанности.



Японские домики не имеют внутренних стен, только легкие перегородки – ширмы.

  • Японские домики не имеют внутренних стен, только легкие перегородки – ширмы.

  • Когда внутри горит свет, такой домик похож на фонарик.





Все роли в театре исполняют мужчины.

  • Все роли в театре исполняют мужчины.

  • Они надевают яркие костюмы и накладывают много грима




rpp.nashaucheba.ru

«Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое»

Разделы: Литература


Тема: «Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое»

Цель:Знакомство с японской поэзией, с новым жанром хокку, с традициями и культурой японского народа.

Задачи:

1)Научить различать жанр хокку в сравнении с русской поэзией
2)Воспитывать уважение к культуре и традициям других народов, чувство прекрасного на основе взаимодействия трёх искусств.
3)Развивать мышление, познавательный интерес, речь учащихся.

Тип урока: урок сообщение новых знаний. Урок – полилог.

Формы:

  • индивидуальная работа;
  • работа в парах;
  • фронтальный опрос.

Оборудование:

  1. Картины природы японских   и  русских художников.
  2. Альбомные листы со стихами
  3. Фотомонтаж о Японии «Страна восходящего солнца».
  4. Книги по аранжировке цветов.
  5. Икебана.
  6. Музыкальное оформление (японская музыка)

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение новых знаний.
  3. Закрепление.
  4. Выводы.
  5. Домашнее задание.

 

                                                                                                                                                                                                           
Эпиграф:

Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.

Ход урока

1. Орг. момент

Звучит японская музыка. Учитель держит в руках японскую куклу.

— Охае годзаима тадаима.
— По-японски это означает: «А вот и я!» (у японцев нет слова «здравствуйте»).
— Она поздоровалась по-японски потому, что сегодня мы с вами начинаем   знакомство с культурой и классической поэзией Японии.

2. Слово учителя.

Это потребует от вас взглянуть на мир глазами жителя Страны Восходящего Солнца – человека,  привыкшего видеть великое в малом и малое в великом, замечать красоту в обыденном и любоваться ею: росинкой на цветке, алыми листьями клёна, причудливым   орнаментом       или полётом бабочки .
Мы, европейцы, привыкли к масштабам, к вечной суете и спешке. А японская поэзия не терпит поспешности и рассчитана на медленное чтение. Поэтому, чтобы подготовиться к её восприятию, мы обратимся к русским пейзажам.

  1. Н.М. Ромадин. «Лето»
  2. Н.М. Ромадин «Золотой клён»
  3. И.И. Левитан «Весна – большая вода»
  4. И.И. Шишкин «На севере диком»

Работа по картинам:

— Какой теме посвящены эти картины? (Времена года)

— Что особенного увидели художники в каждом времени года? (В каждом времени года увидели красоту, мы ощущаем тёплое дыхание ветерка, видим набухающие почки на деревьях, любуемся огненными листьями, ощущаем морозную тишину зимой).
— Какое чувство вызывают картины? (Восхищение родной природой, её красотой).

Слово учителя:

А теперь сопоставим эти картины с гравюрами японского художника XIX в. Андо Хиросигэ. Он тоже изображал времена года, но немного иначе.

— Какой теме посвящены картины Андо Хиросиге? (Времена года)
— В чём разница изображений одних и тех же явлений в русской живописи и японской графике? (русские художники передают общую картину природы, японские гравюры поражают яркостью красок, кружевом линий, незнакомыми пейзажами.)
— А что общего в живописи русских и японских художников? (В умении передать красоту природы, но каждый художник это делает по-своему.)

Слово учителя:

Японская живопись тесно связана с поэзией. Очень часто поэты  сочиняли  стихи на тему взволновавшей их картины и вписывали их в свитки, и, наоборот, художники, оттолкнувшись от поразивших их трёхстиший и пятистиший, писали свои картины.
В русской культуре не существует такой традиции, а в Японии же поэзия и живопись существуют как одно целое. Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с японской поэзией, со своеобразным национальным поэтическим жанром.
Хокку (или хайку) это  – совсем коротенькие стихи.

Запись на доске.

О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылёк.

Басё

  1. Сколько строчек в хокку? (3)
  2. Сколько слогов в первой строчке? (5)
  3. Во второй (7)
  4. В третьей (5) – сколько всего слогов в стихотворении?
  5. Вывод – хокку – коротенькие стихи, состоящие из 3 строчек. В них 17 слогов. 5-7-5.

Каждое стихотворение – волшебная картина. С чем её сравнить?
Можно, к примеру, написать маслом на огромном холсте осенний пейзаж тщательно прорисовать всё-всё до мельчайших деталёй.
А можно картину наступающей осени передать по – другому: несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождём.
Вот так и японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны  домыслить. Кстати, почти все японские поэты были хорошими художниками. Или наоборот, нарисует японский художник картину  и напишет прямо на ней стихотворение. Поначалу японцы писали большей частью тонка (стихотворение из 5 строк, трёхстишья появились позже). Многие поэты увлекались и увлекаются  сложением хокку. Но наиболее признанные Мацуо Басё (1644 – 1694) Ёса Бусон (1716 – 1783).
Масаока Сики (1867- 1902 )
Главное  для  поэта – в сжатой, краткой  форме выразить свои переживания, эмоции. Эта утонченная форма  стиха   не позволяет высказаться до конца  , до полной ясности . Хокку дает возможность слушателю самому  дорисовать намеченную картину , понять  невидимый эмоциональный подтекст .

Перед вами лежат стихи – это хокку. Прочтите их про себя.

Лёд растаял в пруду,
И снова зажили дружно
Вода с водою.

Басё

Слива в цвету—
Лунный луч прохожего дразнит:
Отломи-ка ветку!

Басё

Тают снега.
Туманом окутаны горы.
Каркает ворона

Басё

Чтобы забыть о жаре,
Нарисую-ка я, пожалуй,
Хоть снег на Фудзи.

Кисоку

На солнцепёке
Прикоснулся к камню рукой-
Как он прохладен!

Сики

Гусь, дикий гусь,
Скажи, сколько лет ты летаешь
За леса, за море?

Исса

Опустели поля—
Только где-то вдали маячат
Хохолки журавлей…

Сики

До самых костей
Пробирает холод в постели—
Морозная ночь.

Бусон

Ночной снегопад
Окончился — как засверкали
Дома, деревья!

Тококу

  1. Подумайте над вопросами:
  2. О чем эти стихи ?
  3. Какая тема объединяет их ?

(Эти стихи о весне, осени , зиме , лете . Тема – времена года)

— Постараемся догадаться, в каком трехстишии, про какое время года говорится, какие сезонные слова это говорят.
Какие картины природы вы можете дорисовать?
— А сейчас вспомните, пожалуйста, стихи русских поэтов о временах года. Может быть, кто – нибудь прочитает их наизусть?

А.С. Пушкин.

«Мороз и солнце, день чудесный,
Ещё ты дремлешь друг прелестный,
Вставай, красавица, проснись
Открой сомкнуты негой взоры.
Навстречу утренней Авроре
Звездою севера явись!

Ф.И. Тютчев.

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной пеленою
Неподвижной и немою
Чудной жизнью он блестит  

Плещеев.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.

— Отличаются ли стихи русских поэтов от хокку?

(Да, Русские поэты стараются передать полную картину пейзажа, в деталях, выражая глубоко свои мысли. А японский поэт передаёт какую – то деталь, давая возможность нам дорисовать картину и понять её).

Каждому времени года соответствуют определённые цветы. А как же называется в Японии искусство составления цветов? Вы это слышали. Вспоминайте. (Икебана)
Слово Икебана переводится чаще всего как «вторая жизнь», «второе
рождение цветов». И это целое искусство. Посмотрите. (Демонстрация)
Поэтому нельзя составлять букет, например, из тюльпанов (весенние цветы), хризантем (осенние цветы). В день девочек (3 марта) главное растение в букете – ветка цветущего персика, а в день мальчиков – (5 мая) – цветы и листья ириса. В новогоднем японском букете должны быть ветка сосны (символ долголетия и выносливости), бамбук (жизнерадостности, изобилия), цветущая ветка сливы (надежды, вечного обновления).
В далёкие времена перед уходом на войну самураев нельзя было составлять букет из 4 веток или 4 цветов, так как слово «четыре» в японском языке звучит как слово смерть. А нечётное число – это предвестник удачи. Ребята, когда вы дарите цветы – сколько цветов в букете (нечётное количество). Этот обычай пришёл к нам с востока. Наши культуры тесно переплетены.

Помимо умения составлять букеты или икебаны каждый образованный японец должен был уметь сочинять стихи. Сочинялись они, как правило, в чайных иногда устраивались целые состязания, турниры кто лучше сочинит стихотворение про стрекозу, про солнце, кукушку, но у нас с вами мало времени. Поэтому я предлагаю дописать начатые строки, помня о том, что хокку – это не рифмованные строки, состоящие из 17 слогов 5-7-5.

— Работаем по рядам: Надо правильно выбрать третью строчку.

— Работаем в парах.


Бедный мой воробей!
Измучился, исстрадался.
(На пенёчке, в руках у мальчишек, в перистых облаках.)

Исса.

Осторожно – камень!
Голову не ушиби,
(А то больно будет, крошка-светлячок, шишка вскочит) 

Исса.

Бабочка, не спи!
Ну, проснись же поскорее –
(солнце взойдёт, давай с тобой дружить, порхай по цветам.)

Басё.

— Ребята зачитывают свои хокку.
— Каково отношение человека ко всему живому? Как он воспринимает окружающий мир? Бережное отношение ко всему живому (Японские поэты помогают почувствовать нам прекрасное, они чутки к красоте)
— Они говорят, что в природе всё прекрасно: и бабочка, и сверчок.
— Поэты учат нас жалеть, беречь всё живое.
— А в каких словах передано отношение поэтов к живому миру?
(ребята перечисляют: бедный мой воробей, крошка светлячок, давай с тобой дружить)
— Правильно, ребята.

Вывод: Человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Увидев прекрасное, не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном, увидеть красоту.

Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы 
увидите красивое
Всматривайтесь в простое – и вы
увидите сложное.

(Видеть радости жизни там, где другие проходят мимо, в природе)

Закончить урок хочется стихотворением  Н.И. Рыленкова  «Все в тающей дымке», которое перекликается с японской поэзией.

— Что нужно сделать , чтобы увидеть и услышать русскую природу ? (Нужно всмотреться и вслушаться)
Мы живем в разных странах, с разными традициями, но мы одинаково мыслим и чувствуем.
— Дома попробуйте сами сочинить хокку

1 ряд  про  кукушку;
2 ряд про стрекозу;
3 ряд про солнце;

Что нового узнали на уроке?

(Познакомились с японскими стихотворениями – хокку, с японской живописью).

В руках у учителя кукла

Фаёнара – до свидания

Го – сэйте

Аригато,

Годзаимасита – спасибо за внимание.   

 

20.03.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Всмотритесь в привычное- всмотритесь в привычное






«Всмотритесь в привычное-

  • «Всмотритесь в привычное-

  • И вы увидите неожиданное,

  • Всмотритесь в некрасивое –

  • И вы увидите красивое,

  • Всмотритесь в простое-

  • И вы увидите сложное,

  • Всмотритесь в малое –

  • И вы увидите великое!»









бумага

  • бумага

  • 105 год

  • порох X в.

  • ( «хо» -огонь, «яо» — лекарство)

  • фарфор

  • III в н.э.

  • компас в III в. до н.э.,



Изделия из белой глины производились в Китае во 2 тысячелетии до н. э.

  • Изделия из белой глины производились в Китае во 2 тысячелетии до н. э.

  • Понятие фарфор»впервые появилось в китайском словаре в III в н.э. Древнейшим центром является Цзиндэчжень





Самый древний каталог звезд -350 г до н.э.

  • Самый древний каталог звезд -350 г до н.э.









Обнесен 10-метровой стеной.

  • Обнесен 10-метровой стеной.

  • На протяжении 500 лет был резиденцией императора, закрытый для простых смертных















ПГП





Денежная единица Китая — юань

  • Денежная единица Китая — юань









Шанхай

  • Шанхай

  • Пекин

  • Тяньцзинь







1841 – колония Великобритании

  • 1841 – колония Великобритании

  • 1997 – собственность Китая







  • Огромный тропический остров, расположенный на самом юге Китая. Название переводится на русский как «остров южнее моря». Восемь тысяч лет назад на Хайнане закончилась вулканическая деятельность, о чем теперь свидетельствуют потухшие вулканы и термальные источники. Территория острова составляет 34000 кв. км.





положительные

  • положительные















1314 млн. – численность населения

  • 1314 млн. – численность населения

  • 67, 69 лет – продолжительность жизни

  • 56 – количество национальностей

  • 91% — % представителей титульной нации

  • 60 % — % -занято в сельском и лесном хозяйстве

  • 45% — уровень урбанизации



В языке 7 основных диалектов

  • В языке 7 основных диалектов

  • Единая иероглифическая письменность – «путунхуа» («общепонятный язык»)

  • Количество чёрточек в иероглифе может доходить до 30

  • Каждый иероглиф произносится определённым тоном

  • ( «ма» — мама; конопля; лошадь; ругать)



Китайская иероглифическая

  • Китайская иероглифическая

  • письменность – 50 тыс. знаков

  • Оканчивая начальную школу

  • ребёнок должен знать – 3,5 тыс.

  • знаков



Традиции





Особенности: безмолочность, вкусовой контраст, Огромное количество приправ и специй ( до 400 видов)

  • Особенности: безмолочность, вкусовой контраст, Огромное количество приправ и специй ( до 400 видов)

  • Основа рациона –крупяные и овощные блюда, изделия из муки, рыба

  • Деликатес –пекинская утка, «бой дракона с тигром», плавники акул и трепанги





  • Есть» по-китайски- «чи фань» (есть рис)

  • Завтрак — «цзао фань»- утренний рис

  • Обед – «у фань»- полдневный рис

  • Ужин – «вань фань» — поздний рис



Праздник Весны

  • Праздник Весны

  • Растительный символ у китайцев — цветущая слива Новый год по китайскому календарю называется Праздник весны.



Праздник Юаньсяо

  • Праздник Юаньсяо

  • Он приходится на 15-й день первого месяца по лунному календарю. Его еще называют праздником Фонарей. Он совпадает с первым полнолунием в новом году. В этот день едят «юаньсяо» и любуются праздничными фонарями.



Праздник Чжунцю

  • Праздник Чжунцю

  • Его отмечают 15-го числа восьмого месяца по лунному календарю. Этот день считается серединой осени и в древности его назвали «Чжунцю». Издавна каждый год в Чжунцю люди готовили из муки пряники и приносили их в дар богу Луны. По окончании обряда пряники ели вся семья, что символизировало благополучие в семье. Этот обычай сохранился и до наших дней.



Праздник Дуаньу, отмечаемый 5 числа 5 месяца по Лунному календарю. История праздника насчитывает уже более 2000 лет. Ежегодно в праздник Дуаньу во всех краях Китая устраивают гонки на драконьих лодках. Праздник Дуаньу взрослые обычно дарят детям мешочки с ароматными целебными травами.В праздник Дуаньу принято кушать «цзунцзы» – приготавливаемое на пару кушанье из клейкого риса, обернутое тростниковыми, бамбуковыми или пальмовыми листьями и перевязанное разноцветными шелковыми нитями.

  • Праздник Дуаньу, отмечаемый 5 числа 5 месяца по Лунному календарю. История праздника насчитывает уже более 2000 лет. Ежегодно в праздник Дуаньу во всех краях Китая устраивают гонки на драконьих лодках. Праздник Дуаньу взрослые обычно дарят детям мешочки с ароматными целебными травами.В праздник Дуаньу принято кушать «цзунцзы» – приготавливаемое на пару кушанье из клейкого риса, обернутое тростниковыми, бамбуковыми или пальмовыми листьями и перевязанное разноцветными шелковыми нитями.









А- Монголия

  • А- Монголия

  • Б- Казахстан

  • В- Индия

  • Г- Непал

  • Д- Бутан

  • Е- Лаос

  • Ж- Вьетнам



«Бэй» — север, «нань» — юг, «дун» — восток, «си» — запад, «шань» — гора, «юань» и «нин» — равнина, «хэ» и «Цзян» — река, «ху» — озеро, «юнь» — облако.

  • «Бэй» — север, «нань» — юг, «дун» — восток, «си» — запад, «шань» — гора, «юань» и «нин» — равнина, «хэ» и «Цзян» — река, «ху» — озеро, «юнь» — облако.

  •  

  • (Синьцзян, Юньнань, Хэнань, Шаньдун, Хэбэй)

  • Синьцзян – западная река,

  • Юньнань – южное облако,

  • Хэнань – южная река или территория к югу от Хуанхэ,

  • Шаньдун, гора на востоке

  • , Хэбэй – северная равнина или территория к северу от реки (Хуанхэ)).


rpp.nashaucheba.ru

Всматривайтесь в привычное вы увидите необычное, Всматривайтесь в некрасивое и вы увидите красивое, Всматривайтесь в простое и вы увидите сложное

Урока: Всматривайтесь в привычное вы увидите необычное, Всматривайтесь в некрасивое и вы увидите красивое, Всматривайтесь в простое и вы увидите сложное
НазваниеУрока: Всматривайтесь в привычное вы увидите необычное, Всматривайтесь в некрасивое и вы увидите красивое, Всматривайтесь в простое и вы увидите сложное
Х.К.Андерсена знают все. И маленькую отважную девочку Герду, не
Дата12.09.2013
Размер10.02 Mb.
ТипУрок

Похожие:

Всмотритесь в привычное- всмотритесь в привычное
«Всмотритесь в привычное и вы увидите неожиданное, Всмотритесь в некрасивое и вы увидите красивое, Всмотритесь в простое и вы увидите…
Примитивный каяк и древнее как мир весло вот все, что нужно для укрепления тела и успокоения души. Вы на время забудете о существовании тонущих в серой мгле городов, о нескончаемых неотложных делах и вечной суете
Вы увидите величественные утесы, в которых само Время создало удивительные гроты и пещеры, загадочные наскальные рисунки творения…
Если вы решите прогуляться по Старой Ладоге, то вы увидите : Если вы решите прогуляться по Старой Ладоге, то вы увидите
На подпружной арке Успенского собора был обнаружен процарапанный геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший одному из княживших…
Вы увидите тогда Описание проекта…

Фишер Владимир
Если приблизится к экрану то увидите что голубого ничего нет, а есть оттенок зеленого
Оглавление 1 Ф. И. Тютчев
В следующих слайдах вы увидите любимых женщин Тютчева,которые вдохновляли поэта-певца любви
Урока: Цели урока: ознакомиться со строение глаза; выяснить, какие части глаза образуют оптическую систему
Если вы сначала закроете один глаз, затем второй, то увидите, что ручка в любом случае закрывает какую-то область пространства. Но…
Презентация по русскому языку Тема. «Словарное богатство русского языка»
Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, автомобили, корабли,…
Богатство земли российской прирастать будет сибирью
«Всем Сибирь и щедра и богата! Здесь для юности край непочатый Впрочем, что убеждать вас стихами Приезжайте…Увидите сами!» Казимир…
Школа ораторского мастерства Тренинговая компания «Технология успеха» Вы хотите быть уверенным спикером, но испытываете страх публичных выступлений?
Мы раскроем Вам секреты ораторского искусства, и Вы увидите пространство для самосовершенствования!
Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

«Всматривайтесь в привычное и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое и увидите красивое, всматривайтесь в частицы и увидите целое, всматривайтесь в малое и увидите великое. Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, и не проходите мимо…»

«Японская культура. Хокку» /7 класс/

Петрикова Л.И., учитель географии высшей категории

МОУ «Аликовская СОШ им. И.Я.Яковлева»,

Ефремова С. Г., учитель русского языка и литературы

МОУ «Аликовская СОШ им. И.Я.Яковлева»

Цель урока: вызвать интерес к японской культуре, познакомить учеников с японскими лирическими стихотворениями.

Оборудование урока: мультимедийный проектор; карты, атласы, настенная физическая карта; образцы икебаны; книги и рефераты учащихся о Японии; газета о Японии, выпущенная учениками; японская музыка; слайды о Японии.

Методические приемы:

  • рассказ учителя;

  • выразительное чтение;

  • анализ стихотворений.

Словарная работа: икебана, сакура, самурай, иероглиф, кабуки.

Ход урока.

Эпиграф: «Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое. Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, и не проходите мимо…»

Организационный момент.

Учитель: Коннетива. Ватаси ва Людмила Иосифовна. Вы, наверное, догадались, на каком языке я пожелала Вам доброго дня и представилась. Да, конечно же, это японский язык. Потому что темой нашего урока является знакомство с культурой Японии и одним из жанров японской литературы, лирическим стихотворением хокку.

Японская культура довольно часто причисляется к «закрытым» культурам. Не сразу, не с первого знакомства открываются европейцу своеобразие японской эстетики, непривычное очарование японских обычаев и красота памятников японского искусства.

Пожалуй, одним из проявлений «загадочной японской души» является хокку. Но что бы понять немного эту душу, мы поговорим о Японии – стране с очень древней и своеобразной культурой. Для этого мы с вами составим кластер о Японии. Работаем в парах.

(Ученики составляют кластер).

Беседа.

Учитель: Давайте проверим ваши кластеры.

(Ученики предлагают свои варианты)

Учитель: Параллельно с вами я также составила кластер о Японии. Познакомимся с моим вариантом. Как мы видим, у нас с вами много общих представлений о Японии.

  1. Страна восходящего солнца»

Ученик: Ниппон – название страны состоит из 2 знаков: первый означает «Солнце», второй – «основа», т.е. Страна восходящего солнца. На флаге Японии изображено солнце. Расположена на 3922 островах.

  1. Гора Фудзи. /демонстрируется слайд/

Ученик: Фудзи – действующий вулкан, в переводе «огонь». Является главным символом Японии. Высота – 3772 м. Японцы совершают паломничества с целью увидеть с вершины восход Солнца. Есть такая примета: если в Новый год приснится гора Фудзи, то год принесет здоровье и счастье.

  1. Сакура /демонстрируется слайд/.

Ученик: Ветка цветущей сакуры – символ Японии. Когда зацветает вишня, все, от мала до велика, целыми семьями, с друзьями и близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это одна из древнейших традиций японцев. К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами и в кругу семьи. В первом случае – это святая обязанность, которая никем не нарушается; во-втором – истинное удовольствие. Созерцание цветущих вишен оказывает на человека благотворное воздействие, настраивает на философский лад, вызывает восхищение, радость и умиротворение.

Учитель: Да, сакура — неотъемлемая часть культуры Японии. Ее воспевают в поэзии, музыке. Сакура – замечательный пример утонченной красоты, любование которой доставляет истинное удовольствие. Сакура цветет от нескольких часов до двух дней. Процесс любование цветущей сакурой называется ханами.

  1. Самурай /демонстрируется слайд/.

Ученик: Самурай – высший класс, они не работали. Совершенствовались в боевом искусстве, играли в театрах, сочиняли лирические стихотворения. Самурайский меч – образец совершенного оружия.

Учитель: Сакура является символом для самураев. Как вы думаете почему?

Ученик:Самурай готов в любое время пожертвовать собой, что говорит о скоротечности жизни самурая.

Учитель: В кинофильме «Последний самурай» один из самураев под цветущей вишней говорит: «Жизнь в каждом вздохе». Как вы, ребята, понимаете эти слова?

Ученик:Жизнь самурая также коротка, как и цветущая вишня.

  1. Икебана / демонстрируется слайд /

Ученик: Искусство составления композиций является искусством самураев. Каждая ветка, каждый цветок, расположение композиции имеет смысловое значение.

  1. Единоборства / демонстрируется слайд /.

Ученик: Каратэ, сумо, дзюдо, кэндо. Это не только физическая работа над собой, но и внутренняя.

Учитель: Вспомним фильм «Последний самурай». Американец, находящийся в плену у самураев, постоянно тренируется, но не может победить. Какой совет дает ему маленький друг.

Именно, слишком много мыслей. И мы с вами, как настоящие самураи, попытаемся убрать из головы лишние мысли и сосредоточиться на нашем уроке.

  1. Иероглифы /демонстрируется слайд/

Учитель: Л.Н.Толстой сказал: «То ли я сам стар стал, то ли язык слишком сложен. Он почему-то мне не поддается» . Почему?.

Ученик: 49 000 иероглифов, письменный язык очень сложен, устный – прост. Выучить несложно, сложно понять: слова имеют много значений.

  1. Кабуки / демонстрируется слайд /.

Учитель: Кабуки — театр, расцвет которого пришел на 17-18 в.в. Актеры имеют изысканные костюмы, красивые декорации, танцы и музыка. Это роскошный спектакль, в котором слова играют весьма незначительную роль, женские роли играют мужчины.

  1. Хокку / демонстрируется слайд /.

Учитель: Коннетива. Ватаси ва Светлана Геннадьевна.В одно время вместе с театром Кабуки в Японии широкую известность получает другой вид искусства – лирическое стихотворение хокку. Выпишем, ребята, определение из учебника.

(Ученики работают с учебником.)

А какие стихотворения мы называем лирическими?

Ученик: Стихотворения, в которых поэт раскрывает состояние человека, его чувства, называются лирическими.

Учитель: Каждое стихотворение – это маленькая волшебная картинка. А нарисована она как будто мазками, намечая немногими словами то, что мы должны Домысливать, Дорисовывать в воображении.

Давайте обратимся к истории создания хокку /демонстрируются слайды/. Поначалу японцы писали большей частью танка – стихотворение в пять строчек, которые делились на два полустишья: 2 и 3 стиха. С течением времени эти стихотворения стали складывать вдвоем. Их называли рэнга – совместное выяснение истины. В 16 веке рэнга приобрела шуточный характер. Что мы видим: исчезли последние два стиха. Так хокку зажило самостоятельной жизнью. Оно обогатилось новыми темами и стало серьезней. И именно в творчестве Мацуо Басе становится высоким искусством. Прочитаем статью о нем.

Ученик: Басе любил природу, знал жизнь простых людей, много путешествовал: искал истинную красоту, но с «новым сердцем». Замечательный художник.

(Анализ хокку)

Учитель: Проанализируем хокку Басё на буклете.

(Анализ стихотворений с учениками)

Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела…

О, с какой неохотой!

Басё

Вот так чутко японец относится к природе, трепетно наслаждается ее красотой, впитывает ее.

Может быть, причину такого отношения надо искать в древней религии японского народа — синтоизме? Синто проповедует: будь благодарен природе. Она бывает безжалостной и суровой, но чаще — щедрой и ласковой. Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью. На смену синто пришел буддизм, подобно тому как на Руси христианство вытеснило язычество. Синто и буддизм — разительный контраст. С одной стороны — священное отношение к природе, почитание предков, с другой — сложная восточная философия. Парадоксально, но эти две религии мирно уживаются в Стране восходящего солнца. Современный японец будет любоваться цветущей сакурой, вишней, осенними кленами, полыхающими огнем.

Учитель: Простота хокку – это гениальная простота, за которой постоянная работа души, обостренная чуткость восприятия мира.

В чем же все-таки особенность этого лирического стихотворения.

Ученик: Нет рифмы.

Учитель: Рифмы в японском языке никогда не было. Такой уж язык: не принимает рифмы.

Ученик: Очень короткие.

Ученик: Смысл зашифрован. Наводит на размышления.

Ученик: Упоминаются времена года, сезонное словечко.

Ученик: Главный герой – человек.

Ученик: В первой строке 5 слогов, во второй – 7, в третьей – 5.

Учитель: Однако перевод не соответствует этой схеме, потому что строго соответствовать закономерности очень трудно. В переводе сохранено главное – лирическое чувство.

(Анализ стихотворений Кобаяси Исса).

Еще одно знаменитое имя — Кобаяси Исса. Часто его голос печален

Наша жизнь — росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь — и все же…

Учитель:Это стихотворение написано на смерть его маленькой дочки. Буддизм учит не переживать из-за ухода близких, ведь жизнь – росинка. Но, прислушайтесь к голосу поэта, сколько неизбывного горя в этом «и все же…».

Часто в финале хокку появляется многоточие. Это не случайность, а традиция, принцип японского искусства. Для жителя Страны восходящего солнца важна и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности, не может быть вершины — точки равновесия и покоя. У японцев есть даже крылатая фраза: «Пустые места на свитке исполнены большего смысла, чем начертала на нем кисть».

Учитель: Хокку знали и стар, и млад – все грамотные японцы заучивали наизусть. Иногда устраивались состязания: кто лучше сочинит стихотворение о стрекозе, про заходящее солнце…Получалось весело и интересно.

Книжки хокку делились на 4 главы: весна, лето, осень и зима. В каждом хокку можно заметить сезонное словечко: талая вода, вишня, лягушки… И везде главный герой – человек: как живет на земле, о чем думает, грустит, веселится.

Сделаем обобщение о хокку. Составим кластер /демонстрация слайдов/

(Учащиеся работают в группах).

Средства художественной выразительности этот жанр выбирает крайне скупо: мало эпитетов, метафор. Нет рифмы, не соблюдается строгий ритм. Как же автору удается создать образ в немногих словах, скупыми средствами. Оказывается, поэт творит чудо: он будит фантазию самого читателя. Искусство хокку — это умение сказать многое в нескольких строчках. В каком-то смысле каждое трехстишие заканчивается многоточием. Прочитав стихотворение, представляешь себе картину, образ, переживаешь его, переосмысливаешь, додумываешь, творишь.

Учитель: Японские поэты учат нас понимать прекрасное, беречь все живое, жалеть все живое, потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком. Поэты Японии повторяют вновь и вновь свои хокку:

«Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое. Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, и не проходите мимо…»

Учитель: Домашнее задание: написать собственное хокку. На нашей родине также очень много мест, которыми мы можем восхищаться: цветущая весна, разноцветные луга, золотая осень, белоснежная зима… /демонстрация слайдов/

Учитель: Домо аригато (большое спасибо). Йамато (до свидания).

uchebana5.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *