cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в интернете – Разработки к урокам | Социальная сеть работников образования

Содержание

Разработки к урокам | Социальная сеть работников образования

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Курсовая работа

Методика преподавания раздела

«Технологии использования информационных ресурсов» на базовом курсе «Информатика и ИКТ»

Выполнил учитель информатики

МБОУ «Караклинская СОШ» Канашского района

Антонова Людмила Вениаминовна

Чебоксары

2012

9 класс

Методика преподавания раздела «Технологии использования информационных ресурсов» в базовом курсе «Информатика и ИКТ»

Резерв учебного времени – 10 ч

Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.(5+5)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Учащиеся должны знать:

  1.  что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  2.  назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  3.  назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  4.  что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

  1.  осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
  2.  осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  3.  осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  4.  работать с одной из программ-архиваторов.

Поурочный план 9 класса по учебнику И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ»

№ урока

Тема урока

Практические работы

Разделы учебника

Домашнее задание

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

§ § 1, 3

2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

§ 1

3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

§ 2

4

Работа с электронной почтой

§ 2

5

Интернет  Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

§ § 4, 5

6

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Приобретаемые умения и навыки:

§ 4

7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

§ 5

8

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

§ 5

9

Итоговая практическая работа по теме «Интернет»        

§

        

§ § 4, 5

10

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

§ § 1  — 5

Конспект урока №1 Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

Урок комбинированный

Цель:

— Пояснить учащимся как осуществляется передача информацию по локальной сети.

— Познакомить  с аппаратным и программным обеспечением глобальных сетей

— Научить работать с электронной почтой

— Воспитать интерес к предмету

Задачи:

1)Формирование навыков:

а) отличительные черты сетей друг от друга;

б) что выполняет локальная сеть;

в) что выполняет глобальная сеть.

2) Развитие системного, логического мышления.

3) Формирование  информационной культуры.

Продолжительность урока – 40 минут

Оборудование: экран, проектор, учительский ПК, 10 ПК-мест учеников, доска, маркер, указка, локальная сеть; учебник Информатика и ИКТ 9 класс — авторы: И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова.

Программное обеспечение: Windows 2000/XP, текстовый редактор и другое программное обеспечение.

План урока

Орг. момент.

а) приветствие (готовность к уроку учащихся)

б) постановка целей урока;

в) инструктаж по технике безопасности.

Бескомпьютерная часть урока.

а) работа с учебником

б) презентация «Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования»

Компьютерная часть урока.

а) загрузить задания;

б) ответить на вопросы;

в) сохранение файла с именем на ПК.

Итог урока

а) обобщение материала.

б) выставление оценок.

ХОД УРОКА

Учащиеся заходят в класс вместе с учителем за 2 минуты до звонка, готовятся к уроку  за партой.

1. Орг. момент  (3 минуты)

-Здравствуйте, система компьютеров, связанных каналами передачи информации, называется компьютерной сетью.

2. Бескомпьютерная часть урока (15 минут)

-Компьютерная сеть – это множество компьютеров. Соединенных линиями передачи информации.

-Компьютерные сети бывают локальными и глобальными.

В одновременных локальных сетях все компьютеры равноправны.  

-Локальная сеть с выделенным компьютером включает в себя сервер и множество рабочих станций. Сервер используется как хранилище общих информационных ресурсов, а также содержит некоторые технические устройства общего доступа.

Глобальная сеть – это система связанных между собой локальных сетей и компьютеров отдельных пользователей. Персональные компьютеры пользователей (абонентов) подсоединяются к узлам глобальной сети.

-Существуют региональные, отраслевые сети. В настоящее время большинство из них объединено в мировую систему, которая называется «Интернет».  

Технические средства глобальных компьютерных сетей.

Для работы компьютерных сетей требуются определенные аппаратные и программные средства. Аппаратные средства: сетевая карта, компьютер и др. – устройства, которые позволяют организовать сеть.

Основным техническим средством является компьютер, который обеспечивает информационные услуги  в сети. Его называют ХОСТ- КОМПЬЮТЕРОМ. Обычно он находится постоянно во включенном состоянии и занимается приемом-передачей информации по сети.

Типы линий связи, используемых в глобальных сетях.

Связь с компьютерными сетями осуществляется по телефонным проводам. Это удобно и дешево, т.к. система телефонной связи давно уже налажена и охватывает весь мир. В настоящее время существуют две линии связи:

        — цифровая

        —  аналоговая

Цифровая связь отличается от аналоговой тем, что она не прерывается и действует постоянно.

Самую высококачественную связь поддерживают оптико-волоконные линии цифровой связи.

 Модем и его характеристики.

Для того, чтобы соединить ПК с телефонной сетью, необходимо специальное устройство. Такое устройство называется  модем, т.е. МОдулятор- ДЕМодулятор.

Модуляция – преобразование информации из цифровой формы в аналоговую, которая производится при передаче абонентом информации в сеть.

Демодуляция – это обратное преобразование, происходящее во время приема информации.

Модем бывает внешним и внутренним.

Внешний модем – это отдельное устройство, которое подключается к ПК через специальный порт, который имеется у каждого компьютера.

Внутренний модем выполнен в виде электронной платы, которая устанавливается внутри системного блока.

Одной из важнейших характеристик модема является скорость передачи данных. Скорость измеряется в бит/сек.

 Характерные значения скорости передачи для модемов: 1200 бит/сек, 2400 бит/сек, 9600 бит/сек, 14 400 бит/сек, 56 600 бит/сек.

Современные высокоскоростные модемы имеют скорости – 28 Кбит/сек, 56 Кбит/сек, 128 Кбит/сек.

Серьёзные проблемы возникают при передаче данных из-за плохого качества телефонных линий. Это приводит к искажению передаваемой информации. Иногда один искаженный бит может обесценить свою информацию. Многие типы модемов обладают свойством корректировать ошибки. Такие модемы называются интеллектуальными. Корректировка ошибок снижает скорость передачи данных, но зато увеличивает ее надежность.

 Понятие протокола связи.  

В компьютерных сетях каждый абонент может использовать различные марки компьютеров, типы модемов, линии связи, коммуникационные программы.

Чтобы все это оборудование работало согласованно, работа сетей подчиняется специальным техническим соглашениям, которые называются протоколами.

Протокол работы сети – это стандарт, определяющий формы представления и способы пересылки сообщений, процедуры их интерпретации, правила совместной работы различного оборудования.

Программное обеспечение сети.

Кроме аппаратного обеспечения, есть еще и программное.

Каждый компьютер имеет свое имя и специальный адрес в сети. Имена должны различаться друг от друга. Адрес ТСР/ IP состоит из 4-х комбинаций чисел, которые отделяются точками друг от друга.

Для того, чтобы общаться в сети Интернет  используется программа, помогающая отсылать письма и называется  Outlook Express.

Для просмотра программы Web- brauser, Internet Explorer.

-Молодцы. В тетрадях записываем число и тему урока: Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Открыли параграф 1. /Далее идет работа с учебником не более 5 минут/

-Запишите д/з  в дневники: (Вопросы стр.13). Уберите дневники и тетради на край стола.

— Итак, приготовились смотреть на экран:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования (5 минут)

Перед компьютерной частью урока – Физминутка: (2 минуты)

3. Компьютерная часть урока (15 минут)

Далее учащиеся получают задания для практической работы.
Приступают к выполнению задания на ПК.

4. Итог урока (2 минуты)

-Что такое компьютерная сеть?

-Как устроена локальная сеть? Какие функции она выполняет?

-Что такое глобальная сеть?

-Что такая отраслевая сеть; региональная сеть?

-Как называется всемирная сеть, объединяющая в себя большинство существующих в мире сеть?

-Придумайте различные способы  соединения в сеть четырех компьютеров-серверов. Найдите способ, обеспечивающий самый короткий маршрут передачи информации между любыми двумя абонентами.  

Выставление оценок (1 минута)

-Урок окончен, всем спасибо, до свидания.

Домашнее задание: § 1 с. 10-13

Источники:

1 .http://www.openclass.ru

2. http://www.zabaeva.edurm.ru

3. http://metodist.lbz.ru

4. http://school-collection.edu.ru


Конспект урока №2 Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

Цели и задачи урока:

  1. вспомнить о назначении и структуре локальных, региональных и глобальных сетей;
  2. обучить учащихся способам обмена файлами в локальной сети компьютерного класса;
  3. формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;

Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.

Вид: комбинированный урок.

Оборудования: презентация “Компьютерные сети”, плакаты (топология локальных сетей).

План урока.

Ввод проблемы.

Самостоятельная творческая работа учащихся.

Повторение пройденного материала.

Лабораторная работа в локальной сети компьютерного класса.

Обсуждение и анализ результатов.

Подведение итогов.

Ход урока:

Вопросы учащимся:

Как можно передать информацию от компьютер к компьютеру?

Какой случай наиболее удобный?

Можно ли объединить компьютеры в сеть?

Что необходимо, чтобы сеть работала?

Творческое задание 1.

У вас в компьютерном классе находится пять компьютеров. Придумайте различные способы соединения их в сеть.

Нарисуйте рисунки.

Найдите способ, обеспечивающий самый короткий маршрут передачи информации между любыми двумя абонентами.

Обобщение:

Последовательное, по общей шине — все компьютеры подключены к одному кабелю .

Последовательное кольцом — каждый компьютер, соединён друг с другом, сигнал, несущий информацию идёт по кругу .

Соединение звездой — используется отдельный кабель для каждого компьютера, проложенный от центрального устройства .

Древовидное соединение- имеется один центральный сервер для всей сети и несколько файловых серверов для разных рабочих групп .

Творческое задание 2. Рассмотрите достоинства и недостатки таких объединений.

Заполнить таблицу:

Критерии оценки сети

Шинная

Кольцевая

Звезда

Древовидная

Экономические затраты на кабель        

Возможность нелегального подключения        

Возможность подключения абонента без остановки работы сети

Возможность обмена информацией без сервера        

Влияет ли поломка компьютера абонента на работу сети?

Вывод:

Локальные сети — это соединение 3-х и более компьютеров друг с другом на небольшом расстоянии с помощью кабелей.

Назначение:

  1. передача информации между компьютерами;
  2. совместный доступ к программам и данным;
  3. совместное использование оборудования.

Для соединения компьютеров между собой, нужны:

  1. сетевые платы для каждого компьютера;
  2. соединительные кабели;
  3. сетевое программное обеспечение.

Вопросы учащимся:

Как соединить компьютеры, находящиеся в пределах одной области?

Какие каналы связи используются для соединения?

Как соединить компьютеры по всему миру?

Объяснение учителя:

В качестве линий связи используются выделенные каналы (телефонные, кабельные, спутниковые) или коммутируемые телефонные линии. Самый распространённый способ подключения – это IP подключение: постоянное (по выделенной линии) или сеансовое (по коммутируемой линии). IP означает Internetwork Protocol – Международный сетевой протокол. Сетевой протокол – это программа, содержащая набор правил, устанавливающих тип используемых данных, стандарты связи, правила обработки ошибок. Для передачи по сети файл разбивается на несколько частей – пакетов. Каждый пакет передаётся независимо от остальных. На конечном пункте в компьютере все пакеты собираются в один файл. Чтобы сеть, состоящая из равноправных компьютеров, работала, каждому компьютеру присваивается имя. Все правила кодирования и пересылки файлов записываются в сетевом протоколе IP. Для объединения сетей, работающих по протоколу IP и сетей, работающих по другим протоколам, необходимо было создать специальный межсетевой протокол. Этот протокол был создан в 1974 году и назван TCP. Протокол TCP обеспечивал передачу пакетов между компьютером – отправителем и компьютером- приемником; этот протокол позволял также досылать потерянные пакеты. В 1982 году эти два протокола объединили в один и назвали TCP/IP, он и стал стандартным протоколом объединения сети – Интернет. Сетевой протокол записывается в компьютер в виде специальной программы.

Проблемы соединения сетей.

Когда происходит объединение сетей, работающих по разным протоколам, возникает необходимость для перевода данных из формата, принятого в одной сети в формат, принятый в другой. Компьютеры и программы, выполняющие эту функцию, называются шлюзами.

Если объединяются две сети, использующие одинаковые протоколы, то оборудование, стоящее между ними называют мостами.

Серьёзной проблемой при работе в сети является защита информации от несанкционированного доступа. Для этих целей используется брандмауэр.

Брандмауэр – аппаратно – программное средство (межсетевой экран), которое предотвращает несанкционированный доступ в защищаемую сеть.

В качестве линий связи используются выделенные каналы (телефонные, кабельные, спутниковые) или коммутируемые телефонные линии, в этом случае используется модем.

Модем преобразует двоичный код компьютера в аналоговый электрический сигнал телефонной сети при передачи информации (модуляция) и производит обратное преобразование (демодуляция) во время приёма информации. Основной характеристикой модема является скорость передачи – приёма информации, которая измеряется в битах в секунду – бит/с.

Что такое Интернет? Кому принадлежит Всемирная Сеть и кто за нее платит?

Интернет представляет собой распределенную децентрализованную систему, т.е. в нем нет центральных/главных узлов. Правила его функционирования стандартизованы и общедоступны. С технической точки зрения, Интернет состоит из большого числа менее крупных сетей, которые также неоднородны. Глобальная сеть охватывает значительную географическую территорию: область, страну или даже целый континент. Она объединяет машины, выполняющие пользовательские приложения, которые называются хостами. Хост – компьютеры постоянно находятся во включённом состоянии, постоянно готовы к приёму- передаче информации. Формально Интернет никому в отдельности не принадлежит. Оплата расходов по поддержанию в рабочем состоянии старых каналов ложится на конечных пользователей. Расходы по прокладке новых каналов — правительство, крупные телекоммуникационные компании, инвестиционные фонды. Службы Интернет используют архитектуру клиент-сервер, т.е. если Вы – пользователь, клиентская программа на Вашем компьютере должна подключиться к серверу и послать ему запрос на получение информации. Программа на сервере, в свою очередь, вышлет эту информацию и, будет ожидать следующего запроса и т.д.

Закрепление изложенного материала. Просмотр презентации “Компьютерные сети” (Приложение1).

Практические работы в локальной сети компьютерного класса.

Практическая работа №1

 Настройте общий доступ к папке.

Перейдите на один из дисков своего компьютера и создайте папку с произвольным именем, которую вы хотите сделать доступной из локальной сети.

Щелкните на значке папки правой кнопкой мыши и в появившемся меню выберите пункт Свойства.

В открывшемся окне Свойства папки перейдите к вкладке Доступ.

В разделе Сетевой совместный доступ и безопасность установите флажок рядом с пунктом Открыть общий доступ к этой папке и введите в поле Сетевой ресурс сетевое имя вашей папки.

Если вы хотите открыть пользователям сети полный доступ к данной папке, установите флажок рядом с пунктом Разрешить изменение файлов по сети. Если флажок сброшен, пользователи смогут обращаться к папке в режиме “только чтение”.

Щелкните на кнопке ОК, чтобы сохранить внесенные вами изменения. Папка, к которой открыт сетевой доступ, будет отображаться в окне Проводника с помощью специальной метки в виде изображения открытой ладони.

Практическая работа №2

Тест. Установите соответствие между столбцами и перешлите файл по локальной сети учителю:

1. Хост

1. Часть электронного адреса.

2. Брандмауэр

2. Соглашение о том, как взаимодействуют компьютеры друг с другом.

3. Интернет

3. Аппаратно – программное средство, которое предотвращает несанкционированный доступ в защищаемую сеть.

4. Звезда

4. Всемирная глобальная компьютерная сеть.

5. Протокол

5. Высокопроизводительный компьютер, обеспечивающий информационные услуги в сети.

6. Домен

6.Компьютер, предоставляющий услуги другим компьютерам.

7. Сервер

7. Соединение компьютеров, когда используется отдельный кабель для каждого компьютера, проложенный от центрального устройства.

Практическая работа №3

Сегодня мы будем делать практические работы. Первая работа состоит в том, что вам нужно будет создать сообщение, содержащее информацию о вас (ф.и.о. и т.д.) и отослать по указанному адресу.

                                 Задание.

  1. Запустить почтовую программу.
  2. Создать сообщение, содержащее информацию о вас и один-два любых вопроса адресату.
  3. Отправить сообщение по указанному адресу:

Yanpo 1.@ mail.ru

Тема: информация

Ваши сообщения придут на адрес к вашему учителю.

Скорость передачи данных не велика, поэтому ваши сообщения (письма) придут через некоторое время.

Сохранять в «Мои документы» — файл – сохранить как…

Домашнее задание: выполнить ПР №4

Практическая работа №4

1. Создать в указанном преподавателем каталоге папку с именем SETI.

2. Запустить программу Блокнот и набрать в нём следующую информацию о себе: фамилия, имя, школа, класс, дата рождения, домашний адрес, домашний телефон.

3. Сохранить набранную информацию в папке SETI под именем aboutN.txt (N – номер вашего компьютера!!).

4. Сделать к созданной вами папке полный доступ для всех пользователей.

5. Используя сетевое окружение, зайти на один из соседних компьютеров (по указанию преподавателя) и сделать папку SETI сетевым диском.

6. Скопировать файл aboutN.txt на созданный сетевой диск.

7. Скопировать файл aboutN.txt в папку SETI на все остальные компьютеры (без создания сетевых дисков).

8. Отключить сетевой диск.

9. Удалить папку SETI со своего компьютера (после разрешения преподавателя).

По итогам работы учитель выставляет оценки учащимся.

Источники:

1. http://teainfo.narod.ru/p34aa1.html

2. http://edu.tatar.ru

3. http://school-collection.edu.ru

4. И. Семакин “Базовый курс” 7- 9 классы. Изд. М. БИНОМ.

5. В. Молодцов “Современные открытые уроки информатики”, 8-11 классы, Изд. “ФЕНИКС” Ростов н/Д.

6. И.Иванова “Информатика”. Практикум, Изд. “Лицей”, г. Саратов


Конспект урока №3 Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

Цели урока:  

 — помочь учащимся получить представление о электронной почте, телеконференциях, обмен файлами, познакомиться с работой почтовых клиентов, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере, научить отправлять и получать сообщения по электронной почте.  

 — воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.  

 — развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.

 Ход урока.

 I. Орг. момент.  Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

 II. Объяснение нового материала.

 На этом уроке мы познакомимся еще с одним из сервисов Интернета. Это электронная почта. Электронная почта (e-mail) — наиболее распространенный сервис Интернета, так как она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/75378/

 Что такое почта — мы знаем. Это традиционные средства связи, позволяющие обмениваться информацией, по крайней мере, двум абонентам. Для того, чтобы этот обмен состоялся, необходимо написать послание и, указав адрес, опустить в почтовый ящик, откуда письмо неминуемо попадет на почтовый узел. Если указанный адрес соответствует общепринятым стандартам, то через некоторое время почтальон положит его в почтовый ящик адресата. Далее абонент вскроет послание, и — обмен информацией состоялся.

 Электронная почта (e-mail) — это самостоятельная служба Интернета с весьма почтенным возрастом — ей более 20 лет.

 Широкую популярность электронная почта завоевала потому, что имеет несколько серьезных преимуществ перед обычной почтой. Наиболее важное из них — это скорость пересылки сообщений. Если письмо по обычной почте может идти до адресата дни и недели, то письмо, посланное по электронной почте, сокращает время передачи до нескольких десятков секунд или, в худшем случае, до нескольких часов. К тому же обойдется электронное письмо дешевле, чем обычное бумажное. Не потребуется тратиться на бумагу, конверт, марки (особенно, если адресат от нас очень далеко), достаточно на несколько секунд подключится к Интернет.

 Другое преимущество состоит в том, что электронное письмо может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук и пр.). Однако не рекомендуется пересылать по почте слишком большие файлы, так как это замедляет работу сети. Для того чтобы этого не происходило, на некоторых почтовых серверах вводятся ограничения на размер пересылаемых.

 Кроме того, электронная почта позволяет:  

 • посылать сообщение сразу нескольким абонентам;  

 • пересылать письма на другие адреса;  

 • включить автоответчик, на все приходящие письма будет автоматически отсылаться ответ;  

 • создать правила для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями (например, удалять рекламные сообщения, приходящие от определенных адресов) и так далее.

 Так же у электронной почты есть преимущества перед телефонной связью. Телефонный этикет очень строг. Есть множество случаев, когда нельзя позвонить человеку по соображениям этикета. У электронной почты требования намного мягче. По электронной почте можно обратиться к малознакомому человеку или очень занятому человеку. Если он сможет, то ответит.

 Для работы с электронной почтой необходимы специальные почтовые программы, причем для любой компьютерной платформы существует большое количество почтовых программ. Можно выделить пару программ — почтовый сервер и почтовый клиент. Почтовые серверы работают на узловых компьютерах Интернета, а почтовые клиенты должны быть у каждого пользователя e-mail. Простейший почтовый клиент — программа Microsoft Outlook Express. Она входит в стандартный пакет Windows (начиная с Windows 98) и потому есть в наличии на каждом компьютере, работающем в этой операционной системе.

 Электронная почта основана на принципе эстафеты. С помощью почтовой программы создается почтовое сообщение на локальном компьютере. На этом этапе кроме написания текста сообщения необходимо указать адрес получателя сообщения, тему сообщения и вложить в сообщение при необходимости файлы. Затем, после подключения к Интернет, оно передается на почтовый сервер, а далее движется по цепочке почтовых серверов, пока не достигнет сервера адресата. Как только адресат подключится к своему почтовому серверу, чтобы что-то отправить или принять, он автоматически получит все, что накопилось в его «почтовом ящике». Если по каким-то причинам сообщение не дойдет до адресата (например, при неверно указанном адресе), отправителю возвращается сообщение о невозможности доставки.  Любой пользователь Интернета может получить свой «почтовый ящик» на одном из почтовых серверов Интернета (обычно на почтовом сервере провайдера), в котором будут храниться передаваемые и получаемые электронные письма.

 Адрес электронной почты. Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме самого сообщения, обязательно должно содержать адрес электронной почты получателя письма.

 Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей: имя_пользователя@имя_сервера  Имя_пользователя имеет произвольный характер и задается самим пользователем; имя_сервера жестко связано с выбором пользователем сервера, на котором он разместил свой почтовый ящик.

 Пример: [email protected], [email protected].  Адрес электронной почты записывается только латинскими буквами и не должен содержать пробелов.

 Протоколы электронной почты.  У каждой сетевой службы должен быть свой протокол. Он определяет порядок взаимодействия клиентской и серверной программ. От него зависит, что может запросить та или иная сторона, а что — не может; на что может ответить сторона, а на что — не должна. Он же определяет, в какой форме должен быть сделан запрос и как должен быть представлен ответ.

 В электронной почте e-mail используют не один прикладной протокол, как в других службах Интернета, а два. По одному протоколу происходит отправка почты, а по другому — ее прием. Необходимость в двух протоколах связана с требованиями безопасности. Так, например, при отправке сообщений можно не проверять личность отправителя — это аналогично тому, что письмо брошено в уличный почтовый ящик. Другое дело — получение сообщений. Здесь надо предъявить свои права и пройти идентификацию. Так, например, при получении заказных писем в почтовом отделении всегда необходимо предъявить паспорт или заменяющий его документ. Кому попало чужую почту в руки не отдадут.

 Для отправки на сервер и для пересылки между серверами используют протокол, который называется SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи сообщений). Он не требует идентификации личности.

 Для получения поступившей почты используется протокол РОРЗ (Post Office Protocol 3 — протокол почтового отделения, версия 3). Он требует идентификации личности, то есть должно быть предъявлено регистрационное имя (Login) и пароль (Password), который подтверждает правомочность использования имени.

 Спам.  За удобство, доступность и практическую бесплатность электронной почты, равно как и за пользование другими «бесплатными» ресурсами Интернета, вам неизбежно придется платить, тратя огромные усилия на борьбу с рекламными письмами, которые будут каждый день сваливаться в ваш почтовый ящик.

 Забавно, что свое название почтовый мусор унаследовал от обычных мясных консервов компании Hormel Foods, выпускавшихся в США еще с 20-х гг. прошлого столетия! Низкая стоимость этой тушенки из свиных ножек сделала ее самым популярным блюдом на столах обедневшего во время кризиса «среднего класса», а позднее, во время Второй мировой войны — основным блюдом в рационе солдат союзнических армий.  В послевоенные годы компании пришлось «стимулировать» спрос с помощью крикливой рекламы: «спам» царил везде — на страницах газет, на экранах телевизоров, не говоря уже о специализированных кулинарных книгах, посвященных блюдам из тушенки!  Кульминацией «спамовой лихорадки» стало комическое шоу знаменитой английской группы «Monty Piton Flying Circus», с триумфом прошедшее по телеэкранам Америки в начале 70-х гг. — все его действие происходило в «спамовом» ресторане, и слово «спам» звучало с экрана чуть ли не каждую секунду. Официантки разносили по столикам блюда, изготовленные исключительно из спама, а с эстрады звучала вдохновенная ода чудо-консервам в исполнении хора викингов…

 Понятие же «почтового спама» появилось на свет благодаря активной деятельности супружеской четы американских адвокатов Лоренса Кантера и Марты Сигел: в начале 1978 г. их компания года буквально потопила немногочисленных тогда пользователей Сети в массе рекламных писем…

 Чтобы попасть в список к спамерам иногда достаточно всего один раз «засветить» свой электронный адрес в Интернет, оставив сообщение в гостевой книге, зарегистрировавшись на каком-либо форуме. Но как же спастись от спама? Необходимо знать уловки спамеров и соблюдать несколько правил.

 Прибегают спамеры к хитростям, например, если к вам приходит электронное письмо с рекламой какой-либо услуги и предложением в случае вашего отклонения написать по указанному в письме адресу девяносто девять шансов из ста, что это — работа спамера. Ответьте на это письмо вежливым отказом, и спамер поймет, что адрес работает и хозяин его читает. И уж тогда — держитесь!

 Частично избавить себя от спама можно благодаря использованию нескольких почтовых ящиков. Один адрес используется только для приватной переписки, не засвечивая его в Сети, и выдавая лишь сам доверенным людям. Для писем в группах новостей, гостевые книги и т. д. используйте второй ящик. Наконец, третий указывайте при регистрации на различных сайтах — вам изначально будет ясно, что кроме мусора там ничего быть не может.

 Однако не стоит паниковать, обнаружив в почтовом ящике первое рекламное сообщение. Спокойно жмите на кнопку [Delete] и переходите к следующему сообщению. Особо надоедливых «спамеров» можно отлучить от вашего почтового ящика с помощью механизма фильтрации почты или специальных антиспамерских программ.

 Вопросы:  • Что такое электронная почта?  • Какими преимуществами обладает электронная почта по сравнению с обычной бумажной почтой?  • Как записывается почтовый адрес?  • Что такое спам?  • Что нужно делать со спамовыми письмами?

Телеконференции

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/75378/

 Термин телеконференции — это один из синонимов слова newsgroup, то есть кроме телеконференций можно встретить понятие группы новостей, конференций. Это все названия одного и того же предмета. Каждая телеконференция имеет свой адрес, по которому можно к ней присоединиться, и представляет собой поток сообщений, видный любому из участников. Сами же участники и образуют этот поток, так как каждый может либо написать сообщение в конференцию, либо ответить на уже существующее. Телеконференции тесно связаны с электронной почтой. Отличие состоит в том, что в электронной почте сообщение получает конкретный адресат, а в телеконференциях оно адресовано всем участникам, каждый из которых получает возможность его прочитать и при необходимости прокомментировать.

 Протокол NNTP позволяет объединить через Интернет серверы телеконференций в единую систему USENET. Кроме USENET существуют и другие системы. С точки зрения пользователя все телеконференции совершенно равноценны.

 Электронные телеконференции представляют собой тематический обмен электронными письмами между абонентами. Конференция служит для организации обсуждения тех или иных вопросов. Письмо, отправленное абонентом в конференцию, посвященную определенной теме, рассылается всем абонентам, подключенным к данной конференции (подписанным на нее). И каждый абонент, подключенный к какой-либо конференции, может получать все приходящие в нее письма. Существуют тысячи тематических конференций, посвященных практически любым областям человеческих интересов. Для того чтобы подключиться к конференции и получать из нее информацию, а также чтобы отправить письмо и оно было разослано всем абонентам-подписчикам этой конференции, необходимо знать ее имя. Для ориентирования в этом море тем и информации названия телеконференций устанавливаются в соответствии с определенными правилами.

 Существующие правила определяют иерархические имена конференций. Эти имена представляют собой несколько слов, разделенных точками, причем каждое последующее уточняет принадлежность конференции к определенному тематическому разделу — иерархии. Вот основные иерархии (так называемая «большая шестерка»):

comp        

Конференции для обсуждения вопросов, связанных с компьютерами и программированием.

news        

Обсуждение программы обмена новостями, вопросы развития системы телеконференций.

rec        

Отдых, хобби, увлечения.

sci        

Конференции для дискуссий и оk

nsportal.ru

Содержание образовательной программы

1. Передача информации в компьютерных сетях – 5 часов.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Учащиеся должны знать:

1. что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; 2. назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; 3. назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; 4. что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

1. осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети 2. осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; 3. осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; 4. работать с одной из программ-архиваторов.

2. Информационное моделирование – 2 часа.

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся должны знать:

1. что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; 2. какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

1. приводить примеры натурных и информационных моделей; 2. ориентироваться в таблично организованной информации; 3. описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

3. Табличные вычисления на компьютере – 11 часов.

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

1. что такое электронная таблица и табличный процессор; 2. основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; 3. какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; 4. основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу; 5. графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

1. открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; 2. редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; 3. выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку; 4. получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; 5. создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

studfiles.net

Энциклопедии и справочники интернета

Рубрикон
Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. Энциклопедии, энциклопедические словари и справочники: Большая советская, иллюстрированный словарь, Брокгауз и Эфрон, словарь Даля, словари «История Отечества» и «Всемирная история», Малая медицинская энциклопедия, Всемирная энциклопедия классического искусства и др. В разделе «Образование» — ссылки на педагогические ресурсы Интернета. Предусмотрен поиск. Платный доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России. Стоимость доступа к различным ресурсам от 1 доллара США в месяц.
Мир энциклопедий
Русскоязычные энциклопедические и псевдоэнциклопедические издания, литература и мнения о них читателей.
Универсальная Энциклопедия Кирилла и Мефодия
В основе коллекции из 10 онлайновых энциклопедий изначально лежал двухтомный Большой Энциклопедический Словарь 1996 года издания, дополненный затем большим количеством авторских статей. В настоящее время содержит 130 000 статей и 30 000 иллюстраций.
Глоссарий
Служба тематических толковых словарей.
Словари на сервере Российской информационной сети
Энциклопедии и справочники универсального содержания, словари для перевода, словари сокращений, биографические справочники, поиск cправочников, словарей, энциклопедий.
Энциклопедии и справочники на сервере РНБ
Энциклопедии и справочники универсального содержания, словари для перевода, словари сокращений, биографические справочники, поиск cправочников, словарей, энциклопедий.
Тезаурус Роже
Известный источник в электронной форме. В ответ на вводимый англоязычный термин выдает перечень слов, связанных с ним по смыслу.
Энциклопедия Microsoft Encarta
Более 16 тыс. статей и 2 тыс. иллюстраций. Сокращенный вариант крупнейшей энциклопедии на CD.
Русский биографический словарь
Интернет-версия русского биографического словаря подготовлена на основе CD-ROM «Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Биографии. Россия». В основу положена выборка статей из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890–1907) и незаконченного издателями Нового Энциклопедического Словаря (1911–1916). Все статьи адаптированы к современному русскому языку. Проект включает в себя также Русскую портретную галерею (в стадии разработки) и Русский биографический словарь А. А. Половцова.
Энциклопедический словарь «Народы и религии мира»
Сайт основан на одноименном энциклопедическом словaре, подготовленном большим коллективом авторов в научном издательстве «Большая Российская энциклопедия», и предоставляет всем желающим возможность ознакомиться с материалами данного печатного издания. Основные разделы меню «Народы», «Религии», «Общие понятия этнологии», «Словарь терминов» в точности воспроизводят структуру и словник печатного издания. Раздел «Сводный календарь религиозных праздников», имеющийся только в электронной версии, познакомит его посетителей с основными праздничными и знаменательными датами нескольких религий. Здесь же публикуются статьи, рассказывающие об истоках, характере и особенностях праздничных обрядов и ритуалов различных конфессий.
Энциклопедия «Кругосвет»
Энциклопедия «Кругосвет» является дополненным и исправленным изданием в переводе на русский язык «Энциклопедии Кольера» («Collier’s Encyclopedia»), выходившей в США в 1952—1998 гг. Содержит статьи по следующим разделам: история, гуманитарные науки, культура и образование, медицина, наука и технология, науки о Земле, страны мира. Сайт оснащен расширенной системой поиска.
Интерактивный калькулятор измерений
Интерактивный калькулятор измерений для перевода различных единиц измерения из одной системы в другую. Поддерживаются следующие категории: вес и масса, объем и вместимость, длина и расстояние, площадь, скорость, давление, температура, угловая мера, время, энергия и работа, мощность, компьютерные единицы.
All-in-one
Справочник носит энциклопедический характер и позволяет получить числовую и фактическую информацию практически по всем сферам человеческой деятельности. Разделы справочника: число и измерение, вещество и поле, вселенная, Земля, живая природа, человек, культура. Помимо чисто научной информации представлено немало просто интересных фактов и сопоставлений. Ресурс создан на основе таких традиционных справочников, как «Альфа и Омега», «Природопользование», Химическая энциклопедия, Философский энциклопедический словарь, Международная система единиц СИ, Математический словарь, Малый атлас мира, Справочник необходимых знаний.
Словари и энциклопедии on-line
Представлены: современная энциклопедия; толковые словари Даля, Ожегова, Ушакова; Энциклопедия Брокгауза и Ефрона; англо-русский словарь Мюллера; большой энциклопедический, финансовый, экономический словари; англо-русский словарь финансовых терминов; исторический словарь; 1000 биографий.
Словарь сокращений акронимов, аббревиатур и сложносоставных слов русского языка
При создании баз данных используются Словарь сокращений русского языка, М.: Рус. яз., 1984; Новый словарь сокращений русского языка, М.: ЭТС, 1995; Новые сокращения в русском языке 1996–1999, М.: ЭТС, 1999; а также проверенные и отредактированные сокращения, присланные читателями и найденные в СМИ.

library.mirea.ru

План работы по информатике для учащихся 9 класса на 1 четверть (8 недель – 16 занятий)

Модуль 1: Передача информации в компьютерных сетях (11 ч (4+7))

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – «Всемирная паутина». Поисковые системы интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете. Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. Создание Web-сайта

Учащиеся должны:

Знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.

Уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием-передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.

Модуль 2: Информационное моделирование (5 ч (4+1))

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические , имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Учащиеся должны:

Знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично-организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Перечень практических работ, которые должны быть выполнены в 1 четверти, соответствующие модулю 1:

Оценивание: за каждую работу предусмотрена одна оценка (к концу первой четверти у каждого учащегося должно быть 7 оценок за модуль №1, (те кто имеет за какую-либо работу оценку 2 – «неудовлетворительно» обязан исправить эту оценку на положительную (в случае неисправления оценки подводя итог 1 четверти учитель имеет право выставить учащемуся — н\а т.е. неаттестован)

Все задания смотреть ниже.

  1. Практическая работа №1 «Компьютерные сети» (контроль знаний предусмотрен с помощью проверочной работы по пройденному лекционному материалу на тему «Компьютерные сети» и выполнение практической работы на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word решение кроссворда на тему «Компьютерные сети». Оценивание за данную работу: оценка за проверочную + оценка за кроссворд = одна общая оценка.

Результат выполненной работы предоставить учителю на вашем информационном носителе (флешке, диске или др.)

  1. Практическая работа №2 «Электронная почта».

Оценка выставляется тогда, когда учитель получит сообщение на электронную почту с вашим резюме.

  1. Практическая работа №3 «Поиск информации в сети Интернет»:

Результат выполненной работы предоставить учителю на вашем информационном носителе (флешке, диске или др.)

  1. Практическая работа №4 «Создание простейшей Web-страницы с помощью текстового редактора Microsoft Word»:

  • В любой поисковой системе (Yandex, Google, Yhoo и др.) ввести в строку поиска: Создание простейшей Web-страницы с помощью текстового редактора Microsoft Word.

  • Выбрать из найденных документов наиболее корректный документ для написания конспекта на заданную тему.

Результат выполненной работы предоставить учителю в письменном виде (конспект должен быть составлен в тетради).

Оценка выставляется за правильное составление конспекта по данной теме.

  1. Практическая работа №5 «Создание простейшего Web-сайта»

Результат работы предоставить учителю на электронном носителе.

  1. Практическая работа №6 «Работа в программе-архиватор».

Результат работы продемонстрировать учителю на уроке после выполнения задания в классе.

  1. Итоговая контрольная работа №1.

Выставляется одна общая оценка за сдачу трех заданий.

studfiles.net

Урок по информатики » Поиск информации, или Знакомство с электронными библиотеками, энциклопедиями, словарями.»

4

Урок

Поиск информации, или Знакомство с электронными библиотеками,

энциклопедиями, словарями.

Преподаватель: Информатики и ИКТ

Высшая категория Пучков Иван Герасимович

Цель: познакомить обучающихся с основными приемами поиска в Интернете книг, словарей, энциклопедий.

Ход урока

L Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Найдите родственные понятия, соедините стрелками.

Интернет

Помогает ориентироваться на странице сайта

Сайт

Листает страницы

Адрее сайта

Служит для ввода ключевых слов

Гиперссылка

Щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать

Сохранить изображение как…

Меню навигации

Выделить, Правка — Копировать

Поле поиска

Компьютерная сеть

Сохранить страницу

www.schooll5.glazov.ra

Сохранить фрагмент

Дом в Интернете с полезной информацией

Сохранить картинку

Файл Сохранить как

III. Работа по теме урока

Изложение нового материала

Кто из вас любит читать? Где вы берете книги для чтения?

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда не могли найти интересную книгу ни в библиотеке, ни у друзей, ни у родственников? А легко ли в «толстой» книге найти какой-нибудь фрагмент,

и было ли вам комфортно при этом?

Итак, мы выяснили, что привычную бумажную книгу читать приятнее, но, оказывается, бывают такие случаи, когда электронная книга помогает больше и бывает полезной.

Haпример, когда книгу не удается купить в магазине или необходимо найти точную фразу и подобрать цитату. В этом случае на помощь приходи Интернет, так как здесь находится огромное количество электронных книг. Вот некоторые полезные сайты:

  • eBoogle — поиск книг по электронным биолиотекам: www.eboogle.ru;

  • поиск электронных книг: www.poiskknig.ru;

  • библиотека Максима Мошкова: lib.ru;

  • поисковая система по электронным библиотекам: lib.thesearch.ru;

  • вся русская фантастика: www.sf.amc.ru;

  • викиучебник: ru.wikibooks.org;

  • детская литература: www.detstvo.ru;

  • детская сетевая библиотека: www.dedushka.net.

Заглянем на один из них — в библиотеку Максима Moшкова lib.ru

Пример 1

Найдем книгу Марка Твена «Том Сойер — сыщик».

Один из способов поиска:

  1. У нас имеется большой список, поэтому для экономии времени, воспользуемся полем поиска. Введем в поле поиска «Марк Твен».

  1. Вы увидите ссылки на произведения Марка Твена.


3. Перейдем по ссылке «Марк Твен — лучшие рассказы».

4. Откроется сайт, который содержит искомую информации.

  1. На главной странице сайта перейдем в категорию Том Сой­ер, щелкнув по ссылке «Том Сойер».


6. Перейдем по ссылке:

7. Выбираем главу:

Путь поиска может быть другим, более длинным или более коротким.

Пример 2

Найдем стихотворение Ю. Мориц «Большой секрет для маленькой компании».

1. Введем в поле поиска «Мориц Ю».

2. Перейдем по ссылке «Мориц Юнна».

3. Перейдем по ссылке «Стихи».

4. Воспользуемся поисковой системой браузера и введем фра­зу поиска «Секрет для…».

Задание 1

Найдите книги:

1. Григорьев О. Говорящий ворон (стихи).

2. Маяковский В. Стихи для детей.

3. Н. Кун «Мифы и легенды Древней Греции».

4. Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо».

5. В. Короленко «Дети подземелья».

6. Дж. Родари «Приключение Голубой Стрелы».

7. К. Булычев «Путешествие Алисы».

На одном из уроков мы с вами работали с энциклопедиями В докомпьютерную эпоху люди за разъяснением точного толкования того или иного термина обращались к солидным «бумажным» словарям и энциклопедиям. В компьютерную эпоху энциклопедии и словари стали появляться на электронных носителях дисках. С появлением же Интернета мы с вами получили возможность пользоваться энциклопедиями и словарями напрямую, не выходя из дома и не приобретая диски.

Энциклопедический портал Рубрикон: www.rubricon.com

Ссылки на сайте указывают на следующие электронные издания (см. рисунок). Услуги Рубрикона платные. Вы увидите только первую часть статьи, а для просмотра ее целиком необходимо будет заплатить, Но исключением является Рубрикана — открытая народная энциклопедия. Здесь можно не только бесплатно прочитать статью, но и написать свою собственную.

Пример 3

Найдем значение термина «Мозаика».

1. Поиск по ссылкам: популярном художественная энциклопедия — М-МО.

2. Поиск по ключевому слову: ввести в поле поиска слово «мозаика».

3. Результат поиска:

Мозаика (франц. mosaique, итал, mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам) — изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.)…

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ: www.gramota.ru

На сайте вы найдете все, что касает­ся русского языка: различные словари, статьи, учебники, развивающие игры, олимпиады, правила, справочники и т. д.

Пример 4

Найдем значение слова «Метафора».

1. Воспользуемся полем «Проверка слова» и введем слово ме­тафора.

2. Получим результат:

Метафора, -ы; ж. [греч. metaphoraперенесение]. Лит. Употребление слова или выражения в переносном значении, осно­ванное на сходстве, сравнении, аналогии; слово или выражение, таким образом употребленное.

Полезные ссылки

• Сетевая народная энциклопедия Википедия: ra.wikipedia.org

• Портал «Кирилл и Мефодий»: mega.km.ru

• Мир энциклопедий: encyclopedia.ru

• Словарь Ушакова: Ushakov.doco.ru

• Словарь Даля: www.slova.ru

• Современный словарь: sovremenniy.doco.ru

• Словарь русского языка: www.jiport.com

Задание 2

Найдите объяснение (толкование) слов и выражений: артефакт, баклуша, жалюзи, кабала, сонет, фортель, Drag & Drop, Plug & Play.

IV. Подведение итогов урока

Назовите преимущества и недостатки поиска информации в словарях, книгах и энциклопедиях Интернета.

kopilkaurokov.ru

Сценарий урока внеклассного чтения «Энциклопедия – один из видов справочной литературы для учащихся. Работа с энциклопедиями»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»

Урок внеклассного чтения в 3-В классе

Энциклопедия – один из видов справочной литературы для учащихся.

Работа с энциклопедиями.

Разработала и провела

учитель начальных классов

МБОУ №15

Кривцова Лариса Владимировна

Феодосия, 2014-2015 учебный год

Тема. Энциклопедия – один из видов справочной литературы для учащихся. Работа с энциклопедиями.

Цель. Рассказать детям про справочную литературу; раскрыть ее значение в жизни человека. Раскрыть значение энциклопедий как одного из видов справочной литературы. Научить детей пользоваться энциклопедиями.

воспитывать любовь к книге – источнику знаний.

Оборудование:

  • выставка литературы «Энциклопедия – путь к знаниям»;

  • плакаты «Справочная литература», «Виды энциклопедий»;

  • карточки с заданиями;

  • черный ящик;

  • калькулятор.

Ход урока.

  1. Организация класса.

Улыбнемся солнышку:

Здравствуй, золотистое!

Улыбнемся друг другу,

Посмотрим ласково!

Пусть сегодня в каждое сердце

Солнышко прибавит тепла!

А мы с вами улыбнемся,

Пожелаем друг другу добра!

Ребята, поприветствуйте гостей улыбками.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

Как вы думаете, чему (каким словам) будет посвящен наш урок? Книгам

  1. Сообщение темы и цели урока.

Речь пойдет не просто о книгах. О книгах-помощниках школьников.

Сегодня мы с вами проведем урок на тему «Энциклопедия – один из видов справочной литературы для учащихся». Научимся пользоваться энциклопедиями.

  1. Работа над темой урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Обо всем хочется знать. И сотни вопросов роятся у вас в голове. Кто? Что? Откуда? Где? Когда? Как? Почему? Конечно, все на свете узнать нельзя. Вы растете, учитесь, читаете хорошие книги, но некоторые слова, некоторые вопросы из книг вызывают у вас трудности, требуют пояснения. Как объяснить непонятное? В этих случаях надо обратиться к справочной литературе, которая есть в каждой библиотеке

Что относится к этой литературе? Посмотрите на плакат.

Справочная литература.

  1. Словари.

  2. Справочники.

  3. Энциклопедии.

Справочные издания – это издания, которые помогают нам про что-то узнать, перевести слово с одного языка на другой.

Если нам нужно узнать, как правильно пишется слово, как его перевести, как объяснить значение, то вы обращаетесь к словарям. Если вам нужны детальные сведения, вы обращаетесь к справочникам, если вам нужны более детальные сведения, обращаетесь к энциклопедии.

2. Словарная работа. Историческая справка.

Энциклопедия – научный справочник в форме словаря.

Энциклопедии содержат отобранные в определенной системе сведения о

различных явлениях природы и общественной жизни.

Слово «энциклопедия» в переводе с греческого языка означает «круг знаний».

Первые книги энциклопедического характера появились в древнем Китае еще в XII-X веке н.э. В XIV веке центром энциклопедической литературы стал Египет.

Энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей.

В других энциклопедиях материал собран по какой-то одной отрасли науки или деятельности, например по географии, физике, истории. Такие энциклопедии называются отраслевыми.

Посмотрите на плакат.

  1. Рассказ библиотекаря о выставке книг.

На нашем уроке присутствует библиотекарь школы№15, Елена Николаевна. Она приготовила для вас замечательную выставку книг.

  1. Представление своей любимой энциклопедии учащимися.

Вы пришли на урок не с пустыми руками. Расскажите, какие энциклопедии есть у вас дома. Представьте вашу любимую энциклопедию.

  1. Физкультминутка.

V. Практическая часть урока.

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об одной детской энциклопедии под названием «Что такое? Кто такой?». О том, как она построена, как найти рассказ на ту или иную тему.

Впервые энциклопедия для любознательных детей вышла в России в 1967 году в двух томах. Ее название «Что такое? Кто такой?» придумал детский писатель Лев Кассиль. Затем появилось второе и третье издание, каждый раз с новыми, дополнительными сведениями. Но всякий раз поднятые паруса на обложке призывают читателя: «Ставьте вопросы как паруса, и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний» (Лев Кассиль).

В этих трех томах — более тысячи ответов на тысячу вопросов. Они раскрывают окно в бесконечно разнообразный мир растений и животных, гор и морей, стран и народов.

Обычно, когда ребятам дают книгу, взрослые говорят: «Читай все по порядку, не забегай вперед, не перескакивай через страницы». В этих же книгах тебе не обязательно читать все подряд. Их лучше читать, когда захочешь узнать что-то интересное, новое, не до конца еще понятное.

Но как расположить в трех книгах тысячу ответов, чтобы не запутаться в них и сразу найти нужный? Все рассказы в книгах расположены так, как идут буквы азбуки, по алфавиту, как записаны ваши фамилии в классном журнале – от А до Я.

Например, нас интересует страна Афганистан. Посмотрим содержание. Буква А — на странице 8. на этой странице перечислены все рассказы на букву А, которые есть в книге. Находим Афганистан. Рядом указан номер страницы – 107. Открываем ее. Здесь вы найдете флаг Афганистана, карту страны и рассказ о ней. И последнее. Во всей справочной литературе вам будут встречаться сокращенные слова. Эти сокращения общеприняты. Например, в. – век, вв. – века, г. – год, гг. – годы, м – метры, тыс. – тысяча и так далее.

А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия. Но сначала давайте вспомним правила обращения с книгами.

Дети читают стихотворения.

Я – книга! Я – товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен! 

Мой переплёт не выгибай,

                         Мой корешок не поломай!

                         Привычку скверную оставь,

                         Листая, пальцы не слюнявь!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождь нагрянет на беду!

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня – туда верни!

                           Не загибай мои листы,

                           А про закладку помнишь ты?

                           Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

Спасибо, ребята. Так как же нужно обращаться с книгами? Бережно.

Задания:

1.     Что означает слово «аппликация»?

2.     Сколько лет живет «баобаб»?

3.     Как называют верблюдов?

4.     Сколько человек может прожить без воздуха?

Карточки для индивидуальной работы.

1.     Что означает слово «Динозавр»?

2.     Какая рыба самая большая?

3.     Что из себя представляют пеликаны?

4.     Какую роль играет хобот у слона?

5. Что такое космос?

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили. Предлагаю небольшой блиц-опрос. Что значит блиц? Это значит, быстро задаются вопросы и также быстро вы должны на них ответить. Итак, начали!

Блиц-опрос

1. Какие книги относятся к справочной литературе? (Словари, справочники, энциклопедии).

2. В какой стране появились первые энциклопедические книги? (Китай).

3. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).

4. Какую книгу так называют: «Книга, которая знает все»? (Энциклопедия).

5. Что такое научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам? (Энциклопедия).

 И следующее задание для вас будет такое, продолжи пословицу:

1.     Кто много читает, тот много знает.

2.     Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

3.     Книги читать – скуки не знать.

 Вставь пропущенное слово в поговорку:

1.     Книга мала, а ума придала.

2.     Не красна книга письмом, а красна умом.

3.     Книга друг – человека.

2. Игра «Черный ящик».

Этот прибор получил свое название от слова «камешки». Он легкий, умещается в кармане, и без всякого труда на нем можно совершать все четыре арифметических действия.

Что в черном ящике? Подтвердите свою догадку данными из энциклопедии и ответьте на вопрос, в каком случае толщина прибора может не превышать толщину листа бумаги? (Из черного ящика вынимаем калькулятор).

VII. Итог урока

Интерактивная игра «Микрофон»

Что интересного узнали на уроке?

Чему научились?

Какую роль в нашей жизни играют книги?

Оценивание учащихся.

VIII. Домашнее задание.

1. Составьте свое задание для «Черного ящика», пользуясь сведениями из энциклопедии.

2. Выписать из справочной литературы определение понятий «пословица», «поговорка».

И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги». Спасибо за внимание, за активную работу на уроке.

infourok.ru

«Твои помощники энциклопедии, словари, справочники»

Цель урока: 

 Расширение знаний школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, привитие интереса к ним, обучение умению ими пользоваться.

Используемое оборудование: 

Выставка справочных изданий «Наши помощники», компьютер, экран.

Краткое описание: 

 Урок дает представление о справочной литературе, формирует цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучает работе с ними. Дети узнают о структуре словарей и энциклопедий, расположении материала.

Библиотечный урок для учащихся 5-х классов

 «Твои первые энциклопедии, словари, справочники».

 

Ход урока.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами библиотечный урок «Твои первые энциклопедии, словари, справочники», будет посвящён литературе универсального содержания. Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники и как надо ими пользоваться. Давайте отправимся с вами в виртуальное путешествие по книжным полкам.

Послушайте пожалуйста стихотворение читает Ромбах Кристина.

А.Шибаев

 Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

1 слайд.  Действительно, ребята, все явления, все предметы, которые нас окружают, имеют свои названия. И всё это огромное море слов собрано в словарях. Поэтому именно с них  мы и начнем наше путешествие. Словари появились очень давно. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем печатные словари эпохи Средневековья.

Самые первые словари назывались азбуковниками. Древнейший сохранившийся до нашего времени азбуковник 1282 года содержит 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова.  В 16-18 веках появились азбуковники большего объема, с алфавитным расположением слов. До наших дней сохранилось более двухсот азбуковников, среди которых есть учебные, энциклопедические, нравоучительные.

В разное время на Руси выходили в свет печатные словари. Они назывались лексиконами. Самый последний из них – словарь Петра Алексеевича Алексеева, выдержал 4 издания и содержал 20 000 слов.

В 1783 году была создана Российская Академия наук, одной из главных задач которой было составление грамматик и словарей русского языка.

2 слайд А в 1863-1866 годах вышло первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет. 

Не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные  под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов.

3 слайд. Словари многочисленны и разнообразны. Это и двуязычные словари, которые помогают нам изучать иностранные языки. О том, как произносить слово, мы с вами можем узнать из орфоэпического словаря, о происхождении слов содержит информацию этимологический словарь. Мы с вами знаем, ребята, что кроме толковых словарей, есть еще и другой. Какой же?

4 слайд. Правильно орфографический словарь, которым вы пользовались в начальной школе. Для чего они нужны? Верно, чтобы правильно написать нужное слово и правильно поставить ударение.

А как расположены слова в этих словариках? Правильно, по алфавиту.

А давайте найдем какое-нибудь слово в этих словариках! Кто быстрее?! (Ищем слова каникулы, библиотека, учитель, школа).

Ну что же, со словарями мы с вами познакомились. Перейдём к знакомству с энциклопедиями.

Что же такое энциклопедия? (Ответы детей).

5 слайд. Энциклопедия – в перев. с греческого (обучение по всему кругу знаний) — это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам.

Толстые многотомные энциклопедии могут рассказать почти обо всем. Все слова расположены в них по алфавиту, от А до Я, поэтому их легко найти. Но надо помнить, что все слова, понятия, события, явления описаны здесь кратко, сжато, для первого ознакомления. В нашей школьной библиотеке есть разные энциклопедии. Давайте перечислим, какие вы видели.

Энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей.

Если в энциклопедиях материал собран по какой-то одной отрасли науки или деятельности, то такие энциклопедии называются отраслевыми. Например энциклопедии по темам: «Наука», «История», «География» и т.д.

Как работать с энциклопедиями? Сначала нужно выбрать энциклопедию нужного направления (отрасли). Например вопрос звучит так: «Когда и где жил древний учёный – математик – Пифагор?»

Какой том энциклопедии нам понадобится? Математика.

Ребята, кто имеет доступ к интернету, наверно уже знают, что кроме известных нам энциклопедий есть и другие – на электронных носителях. Это словари, энциклопедии, электронные библиотеки, как, например, известная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ) – электронная мультимедийная энциклопедия, ежегодно переиздающаяся компанией «Кирилл и Мефодий» с 1996 г. Первая версия БЭКМ представляла собой частично иллюстрированную версию Большого энциклопедического словаря и умещалась на одном СD – диске. Последующие версии БЭКМ значительно прибавили в объёме и версия 2004 года размещалась уже на 10 CD — дисках. Последняя версия БЭКМ вышла в начале 2013 года на двух DVD.

Библиотека Максима Мошкова – русскоязычная электронная библиотека в Интернете одна из первых и наиболее известных подобных библиотек в Рунете. Основана, и поддерживается главным образом усилиями пользователей Интернета, присылающих в библиотеку оцифированные ими тексты. «Большая электронная детская энциклопедия», справочники по отдельным областям науки. Они значительно облегчают работу многим людям. С их помощью можно, не выходя из дома, отыскать необходимую информацию.

6 слайд. У нас остался еще один помощник, к услугам которого мы часто обращаемся – это справочник.

Что это такое? Мы можем сказать, что справочник – это младший брат энциклопедии и словаря. Материал здесь расположен по отдельным темам. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах. Справочники так же делятся на отраслевые (по отраслям науки), технические (по специализациям).

.

Вопросы для закрепления:

1. Как назывались первые словари? (Азбуковники).

2. Как в переводе с греческого слово «энциклопедия»? (учение по кругу)

3. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).

4. Какие бывают энциклопедии? (Универсальные и отраслевые).

5. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»? (В.И. Даль).

6. Как назывались печатные словари? (Лексиконы).

7. Какой новый вид словарей и энциклопедий появился в последние годы? (Электронный).

Библиотекарь: Молодцы! Я вижу, вы хорошо усвоили полученные сегодня знания, которые вам обязательно пригодятся не только в школьной жизни, но и в дальнейшем.

 Послушайте, пожалуйста, ещё одно стихотворение читает Слушная Валентина.

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке – словно дом.

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты уже вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из Прошлого в Грядущее пройдёшь…

Заглянешь в страны и во времена:

Любая книга – время и страна…

Здесь, в комнате моей, из года в год,

Всё человечество в ладу живёт.

Библиотекарь:  Надеюсь, ребята, у каждого из вас дома есть такой шкаф или книжная полочка. А если нет – не беда. Всегда к вашим услугам школьная и модельная библиотеки. И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги».

До новых встреч!

 

 

 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *