cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Вселенские соборы конспект урока – План-конспект урока (5 класс) на тему: технологическая карта урока по ФГОС на тему «Вселенские соборы» по православной культуре | скачать бесплатно

План-конспект урока (8 класс) на тему: Урок ОПК Тема: "Отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст".

МБОУ «Рыльская основная общеобразовательная школа №2»

Открытый урок

по основам православной культуры

на тему: 

«Отцы Церкви:

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст».

                                                                                     Подготовила и провела:

                                                                                     учитель I квалификационной

                                                                                     категории

                                                                                     Грибова С.А.

2017г.

Тема урока:  Отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Технология: урок-проект.

Срок выполнения: 1 урок (краткосрочный)

Выход проекта: книга о житии трех святителей.

 Педагогические цели проекта:

• создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно получают информацию из различных источников о житии трех учителей Вселенских, их вкладе в развитие христианства.

Задачи: акцентировать внимание учащихся на тех моментах жизни и качествах характера святых, которые могут служить для подражания, воспитывать интерес к православной культуре;

• учить представлять свой творческий замысел, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для их осуществления;

• учить ориентироваться в мире информации;

• обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;

• воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;

• воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

Основные понятия: шестоднев, богослужение,  литургия, аскетизм,  благонравие,  проповедник.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, иллюстрации, карточки.

Формы работы: работа в группах.

Ход урока:

  1. Мобилизующий этап урока.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость творческого общения и наполнит души добрыми и светлыми чувствами.

  1. Актуализация знаний.

(Фронтальный опрос)

- Собрания преимущественно епископов христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения догматического, церковно-политического характеров назывались….( Вселенские соборы).

- Утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению) – это … До́гма́т, или догма.

- На прошлом уроке мы познакомились с понятием «агиография». Дайте определение этому термину. (Агиогра́фия (греч. «описание святых») – отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых.

III.  Определение темы и цели урока.

- Мы сегодня продолжим знакомиться с житием святых. Определите их имена, прослушав начало молитвенных слов.

                           (О, пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии!)

-Вы правильно определили имена трех святителей. Слышали ли вы о них? В молитвенных словах вы услышали слова «догмат», «борьба с ересью», о каких моментах из жизни святых они говорят?

( О тяжелых временах гонений на христиан и  времени первых вселенских соборов)

- Наш урок пройдет в необычной форме, это будет урок-проект. Целью нашего проекта станет создание книги о трех святителях.

-Поставьте перед собой задачи на урок.

IV. Работа по теме урока.

  1. (Класс разбит на группы). Определение направления работы для каждой группы.

 I группа – художники-оформители;

II группа – исследователи жития свт. Василия Великого;

    III группа – исследователи жития свт. Григория Богослова;

    IV группа – исследователи жития свт. Иоанна Златоуста;

  1. Поисково-исследовательский этап. Сбор и систематизация материалов.

(Учитель раздает уч-ся памятки для самостоятельной работы. У групп на столах источники информации в виде книг, учебников, распечатанных текстов, изображения святых).

Памятка по работе над проектом

1. Познакомиться с представленными источниками информации.

2. Подумать самостоятельно, посовещаться с товарищами.

3. Совместно наметить пути решения поставленной цели.

4. Приготовить текст сообщения.

5. Сделать выводы.

6. Оформить свою часть проекта.

7. Подготовка к защите проекта.

От чего зависит успех:

Нужно верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться к ней, невзирая на трудности. Верить в себя!

  1. Защита проекта. Отчет групп о работе.

Слово учителя: В становлении цивилизации особое значение имеют люди, которые могут отвечать на главные вопросы жизни: об отношении христианской жизни к земным благам, неизменность общественных отношений, о воспитании в семье, о любви к ближнему, об образовании и многие другие. У разных народов были разные учителя. Так, у Древнего Китая – Конфуций, у древних греков – философы, такие как Платон и Аристотель, у древних римлян – ораторы, такие как Цицерон. У разных народов на это отвечают разные отрасли культуры. В Римской империи на эти вопросы в IV веке должна была ответить христианская Церковь. И наибольший вклад в открытие истины многих вопросов внесли святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

II группа:

Детство Василия Великого

   (1 уч-ся)  Святитель Василий Великий (330-378 гг) родился в семье богатых земледельцев, в Кессарии Каппадокийской. Его бабушкой была святая Макрина, поэтому Василий получил христианское воспитание. У него было восемь братьев и сестер, среди них будущие епископы – Григорий Нисский и Петр Севастийский.

  Василий в четыре года выучил буквы и научился из них составлять слова. А когда пролетело еще три года, стал помогать младшему брату Григорию – их разделяло три года- и сестренке Макрине.

(Сценка. Показывают подготовленные уч-ся второго класса)

- Кто мне ответит, какими реками омывается Каппадокия?-спрашивал брата и сестру юный учитель Василий.

- Галисом и Евфратом! – первой выкрикнула Макрина.

- Верно. А вот более трудный вопрос: «В каком году император Константин увидел чудное знамение Божие – Святой Крест в небесах?»

- В триста тринадцатом году. А после победы над Максенцием Константин приказал на знаменах и щитах римских воинов изображать крест, - бойко отвечал Григорий.

Вдруг дверь в детскую комнату распахнулась.

- Нет больше нашего императора!-горестно сказала Эмилия.- Я только что узнала о его смерти.

Макрина начала плакать. А Василий и Григорий грустно смотрели на мать.

- Наша соседка Арсиноя вместе с матушкой Сусанной встречали Пасху в Константинополе. Когда она целовала руку императора, то заметила его уставший взгляд. Видимо, уже тогда Константину нездоровилось. Его смерть наступила три дня назад, в день Святой Троицы. Только подумайте, дети, император Константин, возглавив языческую Римскую империю, утвердил христианство главной религией государства! Он отрекся от бездушных идолов, запретил гонения на христиан, защитил Церковь Христову. Вы не застали тех страшных времен, когда по всей Римской империи кровь мучеников лилась рекой.

- Представляю, как страшно тогда было жить нашей бабушке, прошептала Макрина.

- Страшно-то страшно, но жить без Христа еще страшнее, - твердо сказал Василий. – Я все сделаю, чтобы как можно больше людей поверили Христу и Его учению.

- Ия, и я! – закричали дети.

   Слово учителя: Этим словам суждено было сбыться. Свт. Василию Великому довелось жить в те времена, когда не только кровь христианских мучеников была угодна Богу в укреплении Церкви, но и приобретенные знания.

Учение святителя

(2 уч-ся) Василий получил на своей родине в Кесарии хорошее образование, потом продолжил обучение в Константинополе, затем он поехал в Афины, где судьба свела Василия с другим очень мудрым человеком – Григорием Богословом. Оба Вселенских учителя были похожи друг на друга смиренномудрием, кротостью и благонравием, они так и остались друзьями до конца своих дней. Святой Василий очень кропотливо изучал все науки, до нас дошли отзывы его современников: «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, – это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

(3 уч-ся) Святое Крещение Василий принял только в возрасте около 25 лет. Ведь в те давние времена христиане из-за глубокого смирения перед великим таинством подолгу не принимали святого крещения.

Чтобы совершенствовать свою христианскую веру, новообращенный Василий решил предаться аскетизму и отправился в Египет, где было очень развито монашеское подвижничество. Два года Василий провел вдали от родины.

(4 уч-ся)  После возвращения в Каппадокию, святой Василий раздал имущество бедным. Вместе со своим другом Григорием Богословом и еще несколькими иноками, они создали христианскую общину, где молились, работали и изучали труды святых отцов.  Их жизнь была нелегкой, они питались тем, что выращивали, всю тяжелую работу делали сами своими руками. При этом святые Василий и Григорий тщательно изучали Священное Писание и толкование к нему. Тогда же Василий составил христианский сборник правил нравственной жизни, который взяли за основу многие мужские и женские монастыри.  

(5 уч-ся) Вот некоторые лишь правила из его трудов:

(на экране)

     (Мф. 5:43-44): «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших».

(Мф. 5:48): «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». 

(Ин. 15:12-13): «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

    «Не должно смешивать того, что между собою несродно; но для каждого дела или слова надобно знать собственное его время».

«Будьте подражателями мне, как я Христу». 

Уч-ль:

Слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом, слова святых Отцов наших имели глубочайшую мудрость. Эта мудрость была проверена временем нашим народом и сложена в пословицы. Соотнесите слова Василия Великого, поясняющие Евангелие, с русскими пословицами.

Делу время, а потехе час.

Братская любовь крепче каменных стен.

Кто сирых питает, того Бог не забывает.

«Будьте подражателями мне, как я Христу».

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших».

Не должно смешивать того, что между собою несродно; но для каждого дела или слова надобно знать собственное его время.

Епископское служение

(6 уч-ся) Василий Великий стал епископом в сложное для Церкви время. В те годы царствовал император Валент, который покровительствовал арианам и повсюду притеснял православных. Императору хотелось лично побеседовать с известным епископом, чтобы привлечь его на свою сторону. В праздник Богоявления он, окруженный телохранителями, вошел в храм. Ни взглядом, ни знаком не обменялся Василий с вошедшим. Величественно епископ стоял с посохом в руке, устремив глубокий пламенный взгляд на святой престол. Его окружали пресвитеры и диаконы, в торжественном облачении более похожие на ангелов, чем на людей. Впечатлительного императора поразило благолепие храма и торжественная литургия. Святитель, видя смирение Валента, сам подошел к нему и принял протянутое приношение. По окончанию службы состоялась беседа, где Василий показал свою глубокую мудрость. После поездки в Кесарию Валент прекратил гонения на православных.

Труды святителя

(7 уч-ся) Важный вклад свт. Василия Великого в Церковь состоит в том, что он систематизировал Божественную литургию, которая получила его имя. В настоящее время  эта литургия служится 10 раз в году: в рождественский сочельник и на Богоявление, в пять воскресных дней великого поста, в великий четверг и в великую субботу.

  Василий великий оставил после себя важнейшие христианские книги: «Толкование на Шестоднев», «О человеке», «О Святом Духе», в которых и было разработано христианское мировоззрение. Он создал знаменитую «Василиаду» - больничный комплекс для бедных больных.

  1(14) января 379 года Василия Великого не стало. Известно, что рука святителя хранится в венеции, а честная глава – в Афонской лавре святителя Афанасия.

Уч-ль: К лику святых причислены также старшая сестра – Макрина, брат Григорий, епископ Нисский; брат Петр, епископ Севастии Армянской; младшая сестра - Блаженная Феозва, диакониса; и их мать – праведная Эмилия.

Значение имени Василий

Уч-ль: Имя святителя, не смотря на прошествие долгих лет, продолжает жить и в наше время. Многих мальчиков продолжают называть Василиями. Что же означает это имя? Имя Василий греческого происхождения. Смысл его весьма положителен: в переводе слово «базилиус» означает «царь», «царственный», «царский». Впрочем, на этот счет имеются и другие мнения. В некоторых источниках сообщается, что имя носит собирательный характер и означает «добрый». Но в любом случае имя «Василий» несет в себе сплошной позитив, коим способно наделить своего владельца.

(Прослушивание тропаря свт. Василию Великому)

III группа:

(1 уч-ся) Близкий друг Василия Великого Свт. Григорий Богослов не смог проститься с ним, потому что, заразившись страшной болезнью, сам мог умереть.

  Святитель Григорий Богослов (329-390 гг) родился в знатной христианской семье в Южной Азии. Оба его родителя были твердыми христовыми последователями: отец святитель Григорий, епископ Назианский (память 1 января), мать– святая Нонна (память 5 августа).

Как только святитель Григорий подрос и научился читать – ему подарили первую книгу в его жизни, Священное Писание. С детства Григорий получал хорошее образование, он учился у хороших учителей и в лучших школах. Около 352 года, Григорий отправился в Элладу для продолжения своего обучения наукам.

Знакомство со свт. Василием Великим

     (2 уч-ся) В Афинах шесть лет святитель изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Здесь он познакомился с другим будущим Вселенским учителем св. Василием Великим. Они жили в одной комнате, у них оказались одинаковые интересы, оба были образованны и благочестивы, эта их дружба продолжалась до самого конца их жизней. После окончания учебы святой Григорий некоторое время жил в Афинах, где преподавал красноречие.  По некоторым данным он в 358 году вернулся в Назианз к своим родителям, где и в возрасте 30 лет принял Святое Крещение от своего отца, который уже стал епископом.

   Его друг, Василий Великий, к тому времени в имении своего отца основал полумонашескую общину и приглашал к нему Григория. Он принял предложение и отправился туда.

Епископское служение

 (3 уч-ся)  Спустя некоторое время, Василий, который уже был избран епископом Кессарии, посвятил друга в епископа города Сасимы. Это был маленький городок, который даже не имел пастыря. Но Григорий стал таким прекрасным священником, что скоро о его деятельности узнали в разных местах империи. Поэтому пригласили в 379 г. в Константинополь, чтобы помочь в борьбе с арианством.  Положение было очень сложным. Все церкви Константинополя были в руках еретиков. Он смог служить только в маленькой церкви Святой Анастасии. Когда зазвучали богословские проповеди, то сотни самых отъявленных его противников почувствовали близкое поражение. Громкие рукоплескания то и дело прерывали вдохновенную речь святителя. И с тех пор епископа Григория окрестили Богословом.

  Большую роль сыграл Григорий Богослов в борьбе с еретиками на I Вселенском соборе, где было осуждено и предано анафеме учение Ария, который отвергал божественность Христа. Были утверждены неизменная истина о Лице Сына Божия, его равенстве отцу Богу и сама Божественная сущность.

(Просмотр видео «1 Вселенский собор»)

(4 уч-ся) Святитель Григорий Богослов оставил большое количество трудов, в том числе проповеди и поэмы. Он считался одним из самых великих христианских богословов и самым выдающимся защитником христианской веры.

(на экране)

(5 уч-ся) «Пусть непрестанно трудится твой ум, напечатлевая в себе божественные мысли и глаголы жизни. А на язык будь скуп; потому что он весьма способен делать вред, и чем скорее движется, тем меньше приносит пользы».

«Знай, что, если будучи здоров, ты живешь на чужой счет, то поедаешь достояние бедных и немощных».

«Главное дело в жизни – молитва, а все остальное – дела второстепенные.»

«Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра…»

Игра «Различи качества человека»

Уч-ль: Высоко-нравственные качества, о которых говорит Григорий Богослов всегда ценились в мире людей. А насколько хорошо вы ориентируетесь в понятиях добродетелей, я пойму по результату следующего  выполненного задания:

- Раздели слова на столбики (порок и добродетель). (Дети размещают заготовленные слова на магнитной доске по столбикам)

Мужественность, достоинство, толерантность, благородство, благоразумие, великодушие, эмпатия;

Лицемерие, жадность, подлость, зависть, равнодушие, отчаяние, неверие.

 (6 уч-ся)

Перед смертью святитель раздал все свое имущество бедным жителя города. Его святая глава хранится в Ватопедском монастыре , на Святой горе Афон, а его святые мощи находятся в церкви в Неа-Карвали, которая посвящена ему.

7 февраля – день памяти Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, вселенского отца и учителя Церкви.

12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Уч-ль: Православные христиане чтут память трех святителей.  Следующая группа познакомит нас со святителем Иоанном Златоустом.

IV группа:

Святитель Иоанн Златоуст

(1 уч-ся) Святитель Иоанн Златоуст родился примерно в 347 году в столице древней Сирии – городе Антиохии в семье военачальника.  Это было время прекращения гонения на христиан в Римской империи.

     Невзирая на раннюю смерть отца, богатство его семьи позволило Иоанну получить прекрасное образование, его учителями были лучшие, на то время, философы и ораторы. Юношей, в возрасте 18 лет, он отправился в Афины, чтобы продолжить дальнейшее обучение. Тут Иоанн углубленно стал изучать Священное писание и, возвратившись в 20 лет домой, принял крещение от епископа Антиохийского.

Сыновье послушание

Давно подумывал Иоанн о монашеском постриге, но без материнского благословения пойти в монастырь не решался. Когда же он рассказал Анфусе о своем желании, матушка взяла его за руку и отвела в комнату. Где он появился на свет.

-Сын мой,- не скрывая слез, проговорила Анфуса, - в тебе одном все мое утешение! Пожалей меня, не заставляй во второй раз пережить ужас одиночества! Подожди немного. Я скоро умру, тогда поступай как знаешь. Взволнованный сын обещал исполнить волю матери.

Уч-ль: -Какую нравственную заповедь исполнил будущий святитель, не уйдя в монастырь? (Заповедь 5 (От Моисея)« Почитай отца твоего и матерь свою,  чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле»).

 (2 уч-ся)   После смерти своей матери Иоанн принял иночество, продав свое имение и раздав деньги нищим. Четыре года трудился инок в одном из монастырей, но и этого ему было мало. На расстоянии двух километров он нашел в скале неглубокую пещеру, в которой провел затем два года жизни аскета. Не имел ни постели, ни стола. Он засыпал, опираясь на стену холодной пещеры, а питался лишь водой да приносимым из монастыря хлебом. Здоровье его ослабло и ему пришлось вернуться в Антиохию.

   В 381 году Иоанн принял священство, а через пять лет стал пресвитером. В то время не было ни газет, ни радио, поэтому единственным способом обучения народа были проповеди. Образованный и умный священник очень просто и, вместе с тем талантливо, проповедовал своей пастве, за что и получил имя «Златоуст». Слово его дышало силой и жизнью, потому что бралось из житейского опыта, пояснялось примерами  всем понятными. Перед его обличиями смирялся самый закоренелый грешник. Вскоре каждая проповедь стала событием для города. Лавочники бросали торговлю, а адвокаты – судебные дела. Все спешили насладиться его поучениями. Однажды в храме. Слушая речь проповедника, бедно одетая женщина воскликнула:

-Учитель душ наших, Иоанн – золотые уста!

-Златоуст, Златоуст! - пронеслось по храму.

Имя это понравилось народу и навсегда закрепилось за Иоанном.

  (3 уч-ся)    Но не только своим красноречием Иоанн служил Богу, в Антиохии он занимался и реальными делами: принимал участие в строительстве больниц и благотворительных учреждений. При этом душе его не лежала к роскоши, носил обычную одежду и довольствовался простой пищей. «Я не люблю ни блеска, ни роскоши. Всякий возносящийся смирится, а смиренный – возвысится». В 397 году, после смерти архиепископа Константинопольского Нектария, Иоанн становится иерархом столицы. Этому назначению способствовал сам император Аркадий, который очень уважал одаренного святителя.

   Но ожидания императора не оправдались. Иоанн оказался настоящим епископом, служителем воли Божией, а не обласканным властью чиновником, который играет ту музыку, которую заказывает правящая власть. Иоанн бесстрашно выступает против социального неравенства. Многие попадают под «пресс правды» нового архиепископа, не исключая самого императора и его супругу Евдоксию, которую Иоанн обличил в чрезмерной роскоши и жадности по отношению к подчиненным, а ведь еще практически совсем недавно такие разговоры в отношении императорской семьи считались уголовным преступлением.

(4 уч-ся) В лице супруги императора Евдоксии святитель приобрел врага. В 404 году собирается Константинопольский собор, решением которого является отправка Иоанна Златоуста в ссылку в селение Кукуз в Малой Армении. Здесь он проводит в нужде и лишениях три года. Но Евдоксии этого было мало. Ему назначают новое место ссылки – Питиунт (современная Пицунда в Абхазии). Страже дается задание примерно следующего содержания: «Если не дойдет, то это будет хорошо». До Питиунта святитель Иоанн не доходит. В местечке Команы силы покидают его. Возле склепа мученика Василиска ему является этот угодник Божий и укрепляет словами: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе». Здесь же, в Команах, причастившись Святых Христовых Таин, святитель Иоанн Златоуст со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года. В праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня он воздвиг из своей жизни и свой крест во славу Божию.

    Святитель Иоанн стал одним из самых выдающихся творцов христианской Церкви. Он составил Божественную Литургию, которая совершается почти каждый день, за исключением тех дней, когда совершается Литургия Василия Великого или Литургия Преждеосвященных даров.

     (Исполнение уч-ся церковного песнопения « Заповеди блаженств»)

(5 уч-ся)  Свт. Иоанн написал много богословских трудов: толкования на Библию, много проповедей (всего сохранилось 804 проповеди) и писем. В своих трудах он дал христианские ответы на главные вопросы жизни и благодаря этому внес огромный вклад в разработку христианского мировоззрения.

Уч-ль: святитель Иоанн был погребён в Команах Понтийских, на территории современной Абхазии. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!» Позднее мощи были возвращены Константинопольской церкви и ныне покоятся  в Патриаршей Церкви Святого Георгия в Стамбуле.

В течение  урока вам встречались незнакомые слова. Я раздаю определения новых терминов, ваша задача-поместить их в рабочую тетрадь.

            Ребята из группы художников подведут итог нашего проекта и  соберут воедино нашу книгу.

I группа:

(1 уч-ся)  Изученные нами святители обладали энциклопедическими знаниями, которые они получили в лучших грамматических и философских школах того времени. Всю свою жизнь они учились. Это позволило им стать величайшими творцами в истории человечества, величайшими учителями.

(2 уч-ся) Они  всегда были и будут проповедниками истинного знания и образцом подлинного учительства и в силу этого покровителями образования для всех людей.

(3 уч-ся) Их заслуга состоит и в том, что они разработали учение о христианском образовании и воспитании, показали, что в основе христианского образования лежит духовность и нравственность.

(4 уч-ся) Разработали основы воспитания в христианской семье.

(5 уч-ся) Вот почему Церковь почитает этих трех святителей как покровителей образования и грамотности и отмечает день их памяти совместно 30 января по старому стилю и 12 февраля по новому стилю.

(видео об установлении праздника трем святителям)

(Собирается книга).

Уч-ль: Ребята, подумайте, а чего не достает в нашей книге? Мы поговорили о жизни святых, их трудах, их вкладе в развитие православия, но, сравнивая с современными книгами, что еще можно было бы в нее поместить? (стихи святым, изображения храмов в их честь).

Имеющиеся материалы на электронном носителе  мы отдадим в типографию, где будет напечатана книга о трех Вселенских учителях. Этим материалом смогут пользоваться уч-ся школ, учителя православной культуры.

V. Рефлексия. Установи соответствие между личностями и их характеристиками. (Работа в группах)

Личности

Характеристики

а) свт. Василий

  1. Создал знаменитую «Василиду»

б) свт. Григорий

  1. Его назвали Демосфеном Церкви

в) свт. Иоанн

  1. Был избран Патриархом Константинопольским
  1. Его назвали Богословом

VI. Итог урока.

Уч-ль: Вывод: Выстояли святители, названные Церковью «палатами учености», «великими светилами вселенной», в многолетней борьбе с врагами православия и сохранили грядущим поколениям незамутненный родник истинной веры. Их называют Вселенскими учителями, потому что они внесли наибольший вклад в формирование христианского мировоззрения, христианской культуры, в обоснование христианской морали, разработали теоретические основы христианского образования, разработали основы христианского и семейного воспитания.

Этих святых можно просить  о помощи в учебе, в научных исследованиях, они покровительствуют тем людям, кто связан с просвещением.

(Исполнение уч-ся величания трем святителям)

Величание                                                                                              

Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

V. Оценивание работы учащихся.

Уч-ль: Наш урок был необычным. Все замечательно потрудились. И оценивание вашей работы пройдет в необычной форме. Я прошу оценить труды ребят присутствующего священнослужителя, иеромонаха Савву.

VII. Домашнее задание. (по выбору)

- с.119-126 читать;

По выбору:

- Найти и прочесть в классе проповедь  одного из святителей;

- Записать в тетрадь, поучительные высказывания святителей и устно пояснить их значение.

   Приложение

Три святителя жили в IV-V веках. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века- момента столкновения языческой и христианской традиций и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества.  

Хотя жили Три святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее — только с XI века. Памяти каждого из них по отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию — синаксарю, помещенному в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи — Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие — Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, и заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования.

Тропарь, глас 4
Яко апостолов единонравнии, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2

Священныя и боговещанныя проповедники, верх учителей, Господи, приял еси наслаждение благих Твоих и упокоение: труды во онех и смерть приял еси паче всякого всеплодия, Едине прославляяйсвятыя Твоя.

Величание                                                                                               Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

nsportal.ru

Конспект занятия по опк на тему: «Понятие Собора. Вселенские Соборы»

Муниципальное общеобразовательное учреждении

«Средняя общеобразовательная школа №8».

Конспект занятия по ОПК на тему: «Понятие Собора. Вселенские Соборы».

Подготовила: Помелина В.И.,учитель русского языка и

литературы.

2010 уч. год.

Тема: Понятие Собора. Вселенские Соборы.

Цели :

знакомство учащихся с историческими справками о созыве Вселенских Соборов и их значением в Православии;

развитие познавательного интереса к теме; расширение словарного запаса;

воспитание уважения к историческим истокам православной культуры.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Наше занятие мы проведём с элементами тренинга. Попрошу разделиться на пары и поделиться друг с другом хорошими впечатлениями о проведённых выходных. Один человек из каждой пары после обсуждения делится рассказом. Возьмите листочки и нарисуйте кружочек таким цветом, который соответствует вашему настроению в начале занятия.

Принимаются правила работы на данном занятии, за которые все голосуют.

Правила: 1.Доброжелательная обстановка.

2.Уважение друг к другу.

3.Чувство эмпатии.

4.Конфеденциальность.

5.Сотрудничество.

2. Объявление темы, целей занятия.

3.Актуализация опорных знаний.

(1 слайд. Изображение собора)

Чтение строк из стихотворения Л.Ларкиной.

Я вижу чудо в дивности собора

И глубину щемящей тишины.

Где с Ангелом веду я разговоры,

Заглядывая в таинство луны.

Над крышей купола парит Он, улыбаясь,

Зовёт вспорхнуть, махая мне крылом.

Лечу за ним, строкою, воплощаясь,

За мыслью в синь мерцающим лучом.

- Объясните значения слова собор. Какие синонимы можете подобрать?

(1.Собор- главная церковь города, монастыря. 2.Собор- собрания.)

^

- Сегодня речь пойдет о Вселенских Соборах, 2 значение по толковому словарю. (слайд 2)

- Почему Соборы называли Вселенскими?

^ Вселенский Собор – это высшая инстанция земной Церкви, которая находится под прямым водительством Святого Духа, а потому не может подлежать жесткой регламентации. Арх. Петр (Л’Юилье) говорит: “Отцы Вселенских Соборов никогда не считали, что действительность принятых решений зависит от какой бы то ни было последующей ратификации… Меры, принятые на Соборе, становились обязательными немедленно после окончания Собора и считались неотменными”.

История знает семь Соборов признанных Вселенскими, каждый из которых созывался для авторитетного изложения догматов и опровержения еретических лжеучений. Все семь Соборов были созваны императорами.

Прообразом Вселенских Соборов является Апостольский Собор в Иерусалиме, описанный в “Деяниях Святых Апостолов”. (слайд 3)

Нигде в канонах нет определений, касающихся Вселенских Соборов: их состава, полномочий, условий созыва, инстанций, правомочных их созывать. Исторически окончательное признание Собора вселенским принадлежало последующему Собору, а VII Собор признан Вселенским на поместном Константинопольском Соборе 879 г.

По своему составу Вселенские Соборы являлись, преимущественно, епископскими корпорациями. Это видно уже из традиционного названия Соборов по числу участвовавших в них епископов: Никейский Собор вошел в историю как Собор 318 Отцов. Пресвитеры или диаконы присутствовали на Соборах в качестве полноправных членов лишь в тех случаях, когда они представляли своих епископов, чаще всего папу и Патриархов, Пресвитеры и диаконы участвовали в соборных деяниях также и в качестве советников в свите своих архиереев. Голос их мог быть выслушан на Соборе. Известно, сколь большое дело совершил на Никейском Соборе святой Афанасий Великий, прибывший в Никею со своим епископом — святым Александром Александрийским.

Из числа мирян на Соборах присутствовали императоры и высшие сановники государства. Но соборные определения — оросы — подписывались только епископами или их заместителями. При этом епископы являлись на Соборе представителями своей поместной Церкви и выражали не собственные мнения, а свидетельствовали о вере своей Церкви.

Что же касается подписей императоров под актами Вселенских Соборов, то они всего лишь сообщали оросам и канонам Соборов авторитет государственных законов.

4. Выступления учащихся с подготовленной информацией о 1 Вселенском Соборе.(слайд4)

Состоялся в325г. В Никее, при императоре Константине Великом. Созван Собор против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. В Соборе участвовало 318 епископов. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о том, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец. Также было кратко изложено учение веры в первых семи членах Символа Веры.

На Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, были установлены и другие правила.

Работа со словарями.

- Найти и объяснить значение слова епископ.

- Много ли времени прошло, чтобы возникла необходимость созыва 2 Вселенского Собора? (56лет)

Послушаем информацию о Втором Вселенском Соборе. Подумайте над значением слова догмат. (слайд 6)

2 Вселенский Собор был созван в 381 г., в Константинополе, при императоре Феодосии Великом и был направлен против лжеучения бывшего арианского епископа Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св.Троицы, Духа Святого. Он учил, что Дух Святой не есть Бог. Ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор дополнил Никейский символ 5 членами, в которых излагается учение о Святом Духе, о Церкви, О таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Так появился Никео- Цареградский Символ, который и служит руководством для Церкви на все времена.

Догмат- основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежит критике.

По кругу передаем клубок и задаем вопросы, которые возникли после прослушивания данной информации.

- Менялась история, появлялись вопросы, которые должна была решать Церковь . В 431г. Был созван 3 Вселенский Собор. Дайте историческую справку об этом событии.(слайд 7)

3 Вселенский Собор был созван в Ефесе, при Феодосии 2-м Младшем. Собор выступио против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который учил, что Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым Бог соединился нравственно , обитал в Нем, как в храме… Самого Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение В Иисусе Христе двух естеств: Божеского и человеческого.

Появлялись новые лжеучения, с которыми нужно было бороться и на 4 Вселенском Соборе выступили против очередного лжеучения. Послушайте об этом.(слайд 8)

В 451г. Был созван 4 Вселенский Собор в Халкидоне, при императоре Маркиане и был направлен против лжеучения архимандрита константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами. Собор осудил и отверг лжеучение и определил истинное учение Церкви: Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по Человечеству Он родился от Пресвятой Девы и подобен нам, кроме греха.

Обсуждение новых понятий: монофизиты- одноестественники.(слайд 9)

- Только ли важные решения принимались на Вселенских Соборах?

( Нет, могли вынести наказание- отлучение от Церкви провинившихся и решение не оспаривалось, такую силу имел Собор).

Чрезвычайно велико значение Вселенских Соборов в дисциплинарной области. Соборы издавали каноны, в которых фиксировалось обычное право Церкви или придавался более высокий, общецерковный авторитет постановлениям Поместных Соборов. Вселенские Соборы утверждали правила Поместных Соборов и Отцов. Они изменяли и уточняли прежде состоявшиеся дисциплинарные определения.

Наконец, Соборы чинили суд над предстоятелями автокефальных Церквей и другими иерархами не только по обвинению их в ереси, но и в связи с нарушениями дисциплины или незаконным занятием церковных должностей. Вселенским Соборам принадлежало также право выносить суждения о статусе и границах поместных Церквей.

Послушаем о 5 Вселенском Соборе.(слайд 10)

Созван был в 553 г., в Константинополе, при императоре Юстиниане 1. Собор созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Сочинения 3 учителей сирийской церкви были Собором осуждены. Нераскаявшегося Феодора Мопсуетского осудили, а 2 учителей помиловали, т. к. они раскаялись.Ересь Нестория и Евтихия снова осудили на Соборе.

(слайд 11)

6 Вселенский Собор считают пято- шестым, созван был через 117 лет и его значение для Православной Церкви было значимым. Когда будете слушать информацию об этом Соборе, встретите слово канон. Подумайте, какое значение оно может иметь. Обсудите в парах. Сейчас я попрошу подойти к яблоне, на которой висят плоды. Каждая пара сорвет плод, на обратной стороне толкуются значения этого слова. У кого мнение пары совпало с толкованием на яблоке. Прослушайте о 6 Соборе. В каком значении употребляется слово канон здесь.

6 Вселенский Собор был созван в 680 г., в Константинополе, при императоре Константине Погонате и был направлен против лжеучения еретиков –монофилитов. Они признавали Божественное и человеческое в Иисусе Христе, но одну Божественную волю. Собор осудил и отверг ересь монофилитов и определил признавать в Иисусе два естества, а значит и две воли.(человеческая воля покорна воле Божественной). Через 11 лет вновь был о собрано заседание в царских палатах, были утверждены правила: 85 правил Св. Апостолов, правила 6 Вселенских и 7 поместных Соборов, правила 13 Отцов Церкви. Впоследствии правила были дополнены и составили так называемый «Новоканон», книга, которая является основанием церковного управления Православной Церкви. (канон употреблено в значении: то, что установлено и узаконено церковью, правило, догмат).

Последний Вселенский Собор состоялся в 787г., в Никее, при императрице Ирине, и был направлен против иконоборческой ереср, возникшей за 60 лет до Собора. На Соборе было утверждено почитать и воздавать поклонение иконам. (слайд 12)

После 7 Вселенского Собора гонение на святые иконы было воздвигнуто последующими 3 императорами и еще около 25 лет волновало Церковь.

- Я прошу обсудить вопрос, была ли необходимость созыва следующего Вселенского Собора?. (слайд 13)

Чрезвычайно труден вопрос о церковном приятии, о рецепции постановлений Соборов, и в связи с этим о критериях вселенскости Собора. Из истории хорошо известно, что некоторые из Соборов, не признаваемые Вселенскими или даже прямо осужденные как разбойничьи, по числу представленных на них поместных Церквей не уступали Соборам, признанным Вселенскими, во всяком случае, самому малочисленному из них — I Константинопольскому.

В церковном народе бытует мнение, согласно которому Соборов не может быть более семи, а значит, с одной стороны, нельзя впредь признать вселенским еще один из прежде состоявшихся Соборов, с другой — в будущем невозможен созыв нового Вселенского Собора.

5 Рефлексия.

Я прошу взять клубок и , передавая друг другу поделиться впечатлениями о сегодняшнем занятии. Что нового для себя открыли? Какие вопросы возникали, на которые хотели бы получить ответ? Как себя чувствовали на данном занятии. Возьмите листки и нарисуйте рядом с кружочком, который рисовали в начале занятия , круг того цвета, которому соответствует настроение к концу занятия. Подводится итог.

pochit.ru

Конспект занятия по опк на тему: «Понятие Собора. Вселенские Соборы»

Конспект занятия по опк на тему: «Понятие Собора. Вселенские Соборы» - страница №1/1


Муниципальное общеобразовательное учреждении

«Средняя общеобразовательная школа №8».

Конспект занятия по ОПК на тему: «Понятие Собора. Вселенские Соборы».

Подготовила: Помелина В.И.,учитель русского языка и

литературы.

2010 уч. год.

Тема: Понятие Собора. Вселенские Соборы.

Цели :

знакомство учащихся с историческими справками о созыве Вселенских Соборов и их значением в Православии;

развитие познавательного интереса к теме; расширение словарного запаса;

воспитание уважения к историческим истокам православной культуры.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Наше занятие мы проведём с элементами тренинга. Попрошу разделиться на пары и поделиться друг с другом хорошими впечатлениями о проведённых выходных. Один человек из каждой пары после обсуждения делится рассказом. Возьмите листочки и нарисуйте кружочек таким цветом, который соответствует вашему настроению в начале занятия.

Принимаются правила работы на данном занятии, за которые все голосуют.

Правила: 1.Доброжелательная обстановка.

2.Уважение друг к другу.

3.Чувство эмпатии.

4.Конфеденциальность.

5.Сотрудничество.

2. Объявление темы, целей занятия.

3.Актуализация опорных знаний.

(1 слайд. Изображение собора)

Чтение строк из стихотворения Л.Ларкиной.

Я вижу чудо в дивности собора

И глубину щемящей тишины.

Где с Ангелом веду я разговоры,

Заглядывая в таинство луны.

Над крышей купола парит Он, улыбаясь,

Зовёт вспорхнуть, махая мне крылом.

Лечу за ним, строкою, воплощаясь,

За мыслью в синь мерцающим лучом.

- Объясните значения слова собор. Какие синонимы можете подобрать?

(1.Собор- главная церковь города, монастыря. 2.Собор- собрания.)

Синонимы: церковь, храм, обитель.

- Сегодня речь пойдет о Вселенских Соборах, 2 значение по толковому словарю. (слайд 2)

- Почему Соборы называли Вселенскими?

Вселенские Соборы- собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей. Вселенский Собор – это высшая инстанция земной Церкви, которая находится под прямым водительством Святого Духа, а потому не может подлежать жесткой регламентации. Арх. Петр (Л’Юилье) говорит: “Отцы Вселенских Соборов никогда не считали, что действительность принятых решений зависит от какой бы то ни было последующей ратификации… Меры, принятые на Соборе, становились обязательными немедленно после окончания Собора и считались неотменными”.

История знает семь Соборов признанных Вселенскими, каждый из которых созывался для авторитетного изложения догматов и опровержения еретических лжеучений. Все семь Соборов были созваны императорами.

Прообразом Вселенских Соборов является Апостольский Собор в Иерусалиме, описанный в “Деяниях Святых Апостолов”. (слайд 3)

Нигде в канонах нет определений, касающихся Вселенских Соборов: их состава, полномочий, условий созыва, инстанций, правомочных их созывать. Исторически окончательное признание Собора вселенским принадлежало последующему Собору, а VII Собор признан Вселенским на поместном Константинопольском Соборе 879 г.

По своему составу Вселенские Соборы являлись, преимущественно, епископскими корпорациями. Это видно уже из традиционного названия Соборов по числу участвовавших в них епископов: Никейский Собор вошел в историю как Собор 318 Отцов. Пресвитеры или диаконы присутствовали на Соборах в качестве полноправных членов лишь в тех случаях, когда они представляли своих епископов, чаще всего папу и Патриархов, Пресвитеры и диаконы участвовали в соборных деяниях также и в качестве советников в свите своих архиереев. Голос их мог быть выслушан на Соборе. Известно, сколь большое дело совершил на Никейском Соборе святой Афанасий Великий, прибывший в Никею со своим епископом — святым Александром Александрийским.

Из числа мирян на Соборах присутствовали императоры и высшие сановники государства. Но соборные определения — оросы — подписывались только епископами или их заместителями. При этом епископы являлись на Соборе представителями своей поместной Церкви и выражали не собственные мнения, а свидетельствовали о вере своей Церкви.

Что же касается подписей императоров под актами Вселенских Соборов, то они всего лишь сообщали оросам и канонам Соборов авторитет государственных законов.

4. Выступления учащихся с подготовленной информацией о 1 Вселенском Соборе.(слайд4)

Состоялся в325г. В Никее, при императоре Константине Великом. Созван Собор против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. В Соборе участвовало 318 епископов. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о том, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец. Также было кратко изложено учение веры в первых семи членах Символа Веры.

На Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, были установлены и другие правила.

Работа со словарями.

- Найти и объяснить значение слова епископ.

- Много ли времени прошло, чтобы возникла необходимость созыва 2 Вселенского Собора? (56лет)

Послушаем информацию о Втором Вселенском Соборе. Подумайте над значением слова догмат. (слайд 6)

2 Вселенский Собор был созван в 381 г., в Константинополе, при императоре Феодосии Великом и был направлен против лжеучения бывшего арианского епископа Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св.Троицы, Духа Святого. Он учил, что Дух Святой не есть Бог. Ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор дополнил Никейский символ 5 членами, в которых излагается учение о Святом Духе, о Церкви, О таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Так появился Никео- Цареградский Символ, который и служит руководством для Церкви на все времена.

Догмат- основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежит критике.

По кругу передаем клубок и задаем вопросы, которые возникли после прослушивания данной информации.

- Менялась история, появлялись вопросы, которые должна была решать Церковь . В 431г. Был созван 3 Вселенский Собор. Дайте историческую справку об этом событии.(слайд 7)

3 Вселенский Собор был созван в Ефесе, при Феодосии 2-м Младшем. Собор выступио против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который учил, что Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым Бог соединился нравственно , обитал в Нем, как в храме… Самого Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение В Иисусе Христе двух естеств: Божеского и человеческого.

Появлялись новые лжеучения, с которыми нужно было бороться и на 4 Вселенском Соборе выступили против очередного лжеучения. Послушайте об этом.(слайд 8)

В 451г. Был созван 4 Вселенский Собор в Халкидоне, при императоре Маркиане и был направлен против лжеучения архимандрита константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами. Собор осудил и отверг лжеучение и определил истинное учение Церкви: Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по Человечеству Он родился от Пресвятой Девы и подобен нам, кроме греха.

Обсуждение новых понятий: монофизиты- одноестественники.(слайд 9)

- Только ли важные решения принимались на Вселенских Соборах?

( Нет, могли вынести наказание- отлучение от Церкви провинившихся и решение не оспаривалось, такую силу имел Собор).

Чрезвычайно велико значение Вселенских Соборов в дисциплинарной области. Соборы издавали каноны, в которых фиксировалось обычное право Церкви или придавался более высокий, общецерковный авторитет постановлениям Поместных Соборов. Вселенские Соборы утверждали правила Поместных Соборов и Отцов. Они изменяли и уточняли прежде состоявшиеся дисциплинарные определения.

Наконец, Соборы чинили суд над предстоятелями автокефальных Церквей и другими иерархами не только по обвинению их в ереси, но и в связи с нарушениями дисциплины или незаконным занятием церковных должностей. Вселенским Соборам принадлежало также право выносить суждения о статусе и границах поместных Церквей.

Послушаем о 5 Вселенском Соборе.(слайд 10)

Созван был в 553 г., в Константинополе, при императоре Юстиниане 1. Собор созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Сочинения 3 учителей сирийской церкви были Собором осуждены. Нераскаявшегося Феодора Мопсуетского осудили, а 2 учителей помиловали, т. к. они раскаялись.Ересь Нестория и Евтихия снова осудили на Соборе.

(слайд 11)

6 Вселенский Собор считают пято- шестым, созван был через 117 лет и его значение для Православной Церкви было значимым. Когда будете слушать информацию об этом Соборе, встретите слово канон. Подумайте, какое значение оно может иметь. Обсудите в парах. Сейчас я попрошу подойти к яблоне, на которой висят плоды. Каждая пара сорвет плод, на обратной стороне толкуются значения этого слова. У кого мнение пары совпало с толкованием на яблоке. Прослушайте о 6 Соборе. В каком значении употребляется слово канон здесь.

6 Вселенский Собор был созван в 680 г., в Константинополе, при императоре Константине Погонате и был направлен против лжеучения еретиков –монофилитов. Они признавали Божественное и человеческое в Иисусе Христе, но одну Божественную волю. Собор осудил и отверг ересь монофилитов и определил признавать в Иисусе два естества, а значит и две воли.(человеческая воля покорна воле Божественной). Через 11 лет вновь был о собрано заседание в царских палатах, были утверждены правила: 85 правил Св. Апостолов, правила 6 Вселенских и 7 поместных Соборов, правила 13 Отцов Церкви. Впоследствии правила были дополнены и составили так называемый «Новоканон», книга, которая является основанием церковного управления Православной Церкви. (канон употреблено в значении: то, что установлено и узаконено церковью, правило, догмат).

Последний Вселенский Собор состоялся в 787г., в Никее, при императрице Ирине, и был направлен против иконоборческой ереср, возникшей за 60 лет до Собора. На Соборе было утверждено почитать и воздавать поклонение иконам. (слайд 12)

После 7 Вселенского Собора гонение на святые иконы было воздвигнуто последующими 3 императорами и еще около 25 лет волновало Церковь.

- Я прошу обсудить вопрос, была ли необходимость созыва следующего Вселенского Собора?. (слайд 13)

Чрезвычайно труден вопрос о церковном приятии, о рецепции постановлений Соборов, и в связи с этим о критериях вселенскости Собора. Из истории хорошо известно, что некоторые из Соборов, не признаваемые Вселенскими или даже прямо осужденные как разбойничьи, по числу представленных на них поместных Церквей не уступали Соборам, признанным Вселенскими, во всяком случае, самому малочисленному из них — I Константинопольскому.

В церковном народе бытует мнение, согласно которому Соборов не может быть более семи, а значит, с одной стороны, нельзя впредь признать вселенским еще один из прежде состоявшихся Соборов, с другой — в будущем невозможен созыв нового Вселенского Собора.

5 Рефлексия.

Я прошу взять клубок и , передавая друг другу поделиться впечатлениями о сегодняшнем занятии. Что нового для себя открыли? Какие вопросы возникали, на которые хотели бы получить ответ? Как себя чувствовали на данном занятии. Возьмите листки и нарисуйте рядом с кружочком, который рисовали в начале занятия , круг того цвета, которому соответствует настроение к концу занятия. Подводится итог.

polpoz.ru

Вселенские соборы

(73 голоса: 4.6 из 5)

 

Вселе́нские Собо́ры – собрания православных епископов (священников и иных лиц) как представителей всей Православной Церкви (всей совокупности Поместных Церквей), созывавшиеся с целью решения насущных вопросов в области богопознания и богопочитания.

Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины признаются непогрешимыми в силу того, что Собор действует не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви.

Всего было семь Вселенских Соборов:

1. Никейский — 325 г.
2. Константинопольский — 381 г.
3. Ефесский — 431 г.
4. Халкидонский — 451 г.
5. Константинопольский 2-й — 553 г.
6. Константинопольский 3-й — 680 г.
7. Никейский 2-й — 787 г.

На чём основана практика созыва Соборов?

Традиция обсуждать и разрешать важнейшие религиозные вопросы на принципах соборности была заложена в ранней Церкви апостолами (Деян. 15:6). Тогда же был сформулирован главный принцип принятия соборных определений: «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28).

Это значит, что соборные постановления формулировались и утверждались отцами не по правилу демократического большинства, а в строгом согласии со Священным Писанием и Преданием Церкви, по Промыслу Божию, при содействии Святого Духа.

По мере развития и распространения Церкви Соборы созывались в самых разных частях ойкумены. В подавляющем большинстве случаев поводами для Соборов служили более или менее частные вопросы, не требовавшие представительства всей Церкви и разрешавшиеся силами пастырей Поместных Церквей. Такие Соборы и назывались Поместными.

Вопросы же, подразумевавшие необходимость общецерковного обсуждения, исследовались при участии представителей всей Церкви. Созывавшиеся в этих обстоятельствах Соборы, представлявшие полноту Церкви, действовавшие в соответствии с Божьим законом и нормами церковного управления, закрепляли за собой статус Вселенских. Всего было семь таких Соборов.

Чем отличались между собой Вселенские Соборы?

На Вселенских Соборах присутствовали главы поместных Церквей или их официальные представители, а также епископат, представлявший свои епархии. Догматические и канонические решения Вселенских Соборов признаются обязательными для всей Церкви. Для усвоения Собором статуса «Вселенский» необходима рецепция, т. е. проверка временем, и принятие его постановлений всеми поместными Церквями. Случалось, что под жестким давлением императора или влиятельного епископа участники Соборов принимали решения, противоречащие евангельской истине и церковному Преданию, со временем такие Соборы Церковью отвергались.

Первый Вселенский Собор состоялся при императоре Константине Великом, в 325 году, в Никее.

Он был посвящен разоблачению ереси Ария, александрийского священника, хулившего Сына Божьего. Арий учил, что Сын сотворен и что было время, когда Его не было; единосущие Сына с Отцом он категорически отрицал.

Собор провозгласил догмат о том, что Сын — Бог, единосущный Отцу. На Соборе было принято семь членов Символа Веры и двадцать канонических правил.

Второй Вселенский Собор, созванный при императоре Феодосии Великом, имел место в Константинополе, в 381 г.

Поводом послужило распространение ереси епископа Македония, отрицавшего Божество Святого Духа.

На этом Соборе Символ Веры был скорректирован и дополнен, в том числе членом, содержащим Православное учение о Святом Духе. Отцами Собора составлено семь канонических правил, одним из которых запрещено вносить какие-либо изменения в Символ Веры.

Третий Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году, в царствование императора Феодосия Малого.

Он был посвящён разоблачению ереси Константинопольского Патриарха Нестория, ложно учившего о Христе как о человеке, соединенном с Сыном Божьим благодатною связью. Фактически он утверждал, что во Христе — два Лица. Кроме того он называл Богородицу Христородицей, отрицая Её Богоматеринство.

Собор подтвердил, что Христос — Истинный Сын Божий, а Мария — Богородица, и принял восемь канонических правил.

Четвертый Вселенский Собор проходил при императоре Маркиане, в Халкидоне, в 451 году.

Отцы тогда собрались против еретиков: предстоятеля Александрийской Церкви, Диоскора, и архимандрита Евтихия, которые утверждали, что в результате воплощения Сына два естества, Божеское и человеческое, слились в Его Ипостаси в одно.

Собор вынес определение, что Христос — Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек, Одно Лицо, заключающее в Себе два естества, соединенные неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Помимо того было сформулировано тридцать канонических правил.

Пятый Вселенский Собор состоялся в Константинополе, в 553 году, при императоре Юстиниане I.

На нем было подтверждено учение Четвертого Вселенского Собора, осужден Оригенизм и некоторые сочинения Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Вместе с тем был осужден Феодор Мопсуестский, учитель Нестория.

Шестой Вселенский Собор был в городе Константинополе в 680 году, в правление императора Константина Погоната.

Его задачей стояло опровержение ереси монофелитов, настаивавших на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому времени эту жуткую ересь успели растиражировать несколько Восточных Патриархов и Римский папа Гонорий.

Собор подтвердил древнее учение Церкви о том, что Христос имеет в Себе две воли — как Бог и как Человек. При этом Его воля по человеческому естеству во всём согласна с Божественной.

Собор, проходивший в Константинополе через одиннадцать лет, названный Трулльским, именуют Пято-Шестым Вселенским Собором. Он принял сто два канонических правила.

Седьмой Вселенский Собор имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине. На нем была опровергнута иконоборческая ересь. Отцы Собора составили двадцать два канонических правила.

Возможен ли Восьмой Вселенский Собор?

1) Распространенное на сегодняшний день мнение о завершённости эпохи Вселенских Соборов не имеет под собой догматических оснований. Деятельность Соборов, в том числе Вселенских, является одной из форм церковного самоуправления и самоорганизации.

Заметим, что Вселенские Соборы созывались по мере возникновения необходимости принятия важных решений, касающихся жизни всей Церкви.
Между тем, Церковь будет существовать «до скончания века» (Мф.28:20), и нигде не сообщается, что на протяжении всего этого периода Вселенская Церковь не будет сталкиваться с вновь и вновь возникающими трудностями, требующими для их разрешения представительства всех Поместных Церквей. Поскольку право осуществлять свою деятельность на принципах соборности даровано Церкви от Бога, и этого права у неё никто, как известно, не отнимал, постольку нет оснований считать, что Седьмой Вселенский Собор априори должен именоваться последним.

2) В традиции греческих Церквей еще с Византийских времен распространено мнение о том, что Вселенских соборов было восемь, последним из них считают собор 879 г. при свт. Фотии Константинопольском. Восьмым вселенским собором его называли, например, св. Николай Кавасила (PG 149, col. 679), св. Симеон Солунский (Фессалоникийский) (PG 155, col. 97), позднее свт. Досифей Иерусалимский (в своем томосе 1705 г.) и др. То есть, по мнению целого ряда святых восьмой вселенский собор не только возможен, но уже был.   (священник Георгий Максимов)

3) Обычно идею о невозможности проведения Восьмого Вселенского Собора связывают с двумя «главными» причинами:

а) С указанием Книги Притчей Соломоновых о семи столпах Церкви: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!”. И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума”» (Притч. 9:1-6).

Учитывая, что в истории Церкви было семь Вселенских Соборов, это пророчество можно, конечно же с оговорками, соотнести и с Соборами. Между тем в строгом осмыслении семь столбов означают не семь Вселенских Соборов, а семь Таинств Церкви. В противном случае нам пришлось бы признать, что до времени окончания Седьмого Вселенского Собора Церковь не имела под собой устойчивого основания, что она была хромающей Церковью: сперва её недоставало семи, затем шести, потом пяти, четырех, трех, двух опор. Наконец, только в восьмом веке она была прочно утверждена. И это при том, что именно ранняя Церковь прославилась сонмом святых исповедников, мучеников, учителей…

б) С фактом отпадения от Вселенского Православия Римо-Католицизма.

Коль скоро Вселенская Церковь раскололась на Западную и Восточную, утверждают сторонники этой идеи, то и созыв Собора, представляющего Единую и Истинную Церковь, увы, невозможен.

В действительности же, по Божьему определению, Вселенская Церковь никогда не подлежала разделению надвое. Ведь по свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, если царство или дом разделятся сами в себе, «не может устоять царство то» (Мк. 3:24), «дом тот» (Мк. 3:25). Церковь же Божия стояла, стоит и стоять будет, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Следовательно, она никогда не делилась, и не разделится.

В отношении Своего единства Церковь нередко называется Телом Христовым (см.: Церковь). У Христа же не два Тела, а одно: «Один хлеб, и мы многие одно тело» (1Кор.10:17). В этом отношении мы не можем признать Западную церковь ни как единую с нами, ни как отдельную, но равноценную Церковь-Сестру.

Разрыв канонического единства между Восточной Церковью и Западной есть, по существу, не разделение, но отпадение и откол Римо-Католиков от Вселенского Православия. Откол же какой-либо части христиан от Единой и Истинной Матери-Церкви не делает её ни менее Единой, ни менее Истинной, и не является препятствием для созыва новых Соборов.

azbyka.ru

Конспекты уроков по истории Церкви в 10 классе православной гимназии. Темы 9, 10.

Конспекты уроков по истории Церкви в 10 классе

православной гимназии. Темы 9, 10.

тема №9

Император Юстиниан Великий и его церковная политика. Спор о трёх главах. 5 Вселенский Собор в Константинополе

Юстиниан Великий (527-565) был объявлен наследником своим дядей императором Юстином. В отличие от своего неграмотного предшественника, Юстиниан был хорошо образован. Женился на бывшей циркачке Феодоре, пленившись ее красотой и умом. Феодора была умна, властолюбива и охотно вмешивалась в государственные дела. Между супругами было своеобразное разделение интересов. Муж проводил общие линии политики, жена интересовалась деталями — назначением лиц. Сановники и политики очень считались с Феодорой и стремились через нее проводить свои планы.

По отношению к главной религиозной проблеме империи, монофизитству, роли Юстиниана и Феодоры были разделены. Император проводил политику верности Халкидону, Феодора же привлекала к себе монофизитов, с которыми имела давние связи. Путь к единству веры, Юстиниан начал с диспутов, имевших целью убедить и тех и других в большей снисходительности и гибкости. Для этого высочайше было разрешено монофизитским епископам и монахам прибыть в Константинополь. Прибыло до 500 человек. Все они пользовались вниманием и особым расположением Феодоры. Результаты диспутов были столь ничтожны, что от этой идеи пришлось отказаться. Вскоре император пошёл по пути своих предшественников, издавая указы с размытыми богословскими формулировками. Следующим камнем преткновения для унии с монофизитами был папа Римский, твёрдо державшийся Халкидона. После подозрительно скоропостижной кончины в Константинополе папы Агапия и низложения в Риме папы Сильверия, новым папой был назначен Вигилий.

В это же время Палестину сотрясают оригенистские споры. Палестинские монахи неотрывно изучали Оригена и его еретические догадки ο начале мироздания, ο предсуществовании и переселении душ, о всеобщем спасении. Опасаясь преследований, многие оригенисты скрывают свои взгляды. Один из них митрополит Кесарии Каппадокийской Фёдор Аскида приезжает в Константинополь, где находит тёплый приём у Феодоры. Император, всё более увлекаясь идеей самому разрешать богословские споры, издаёт несколько антиоригенистских указов. В этой обстановке ловкий пройдоха Аскида подкинул царственной чете проект особо торжественного осуждения нескольких вождей антиохийской богословской школы за еретические уклоны их богословия. Такими вождями антиохийцев без сомнения были Фёдор епископ Мопсуэтский, родоначальник несторинства; Феодорит Кирский главный оппонент Кирилла Александрийского, написавший против него даже «12 контранафематизмов»; и Ива епископ Эдесский, известный своим антикирилловским письмом, получившим на Востоке широкую огласку.

В глазах монофизитских масс это осуждение было бы самым бесспорным доказательством несторианской сущности Халкидона (оправдавшего, кстати, Феодорита и Иву) и оправданием их, монофизитов, отделения от имперской церкви. Юстиниан загорелся мечтой таким путем разрешить, казалось, неразрешимую задачу — вернуть в лоно церкви (значит, и империи) обширные территории Азии и Африки. Юстиниан решил и этот узел разрубить принятым им методом — императорским указом с последующими подписями епископата. Так была подготовлена почва для созыва 5 Вселенского Собора. В 544 г. вышел новый указ “Ο Трёх главах”, осудивший деятельность трёх антиохийских богословов. Восточные патриархи и епископы нехотя указ подписывали, на Западе же против него поднялась настоящая буря. Папа Вигилий в этой ситуации должен был отдавать должок императору за своё возведение на престол, но столкнулся с перспективой оказаться в полной изоляции среди своего клира. Юстиниану необходимо было привезти папу в Константинополь. Под благовидным предлогом спасения римского епископа от остготов, угрожавших Риму, папа Вигилий был доставлен в столицу. Под давлением папа вынужден был дать свою подпись. Однако большинство западных епископов было против указа «О трёх главах». Их аргументация сводилась к следующим пунктам:

  • 1) He дозволять пересмотра Халкидонского собора и хранить в полной силе его определения;

  • 2) He возбуждать соблазнов между живыми из-за умерших собратьев;

  • 3) Никто не должен путем принудительных подписей претендовать для своих писаний на авторитет, подобающий одному только Св. Писанию. Для блага церквей будет весьма полезно, если никто не станет предписывать церкви, чему она должна следовать, a будет держаться того, чему она учит.

Восточная мысль была гораздо масштабнее: Нельзя ограничивать церковную истину ни гранью времени, ни гранью между живыми и мёртвыми. Церковь всеобъемлюща. B ней снимаются все эти грани. По слову Христову, Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо y Heгo — все живы. Стало быть, и для церкви тоже. Стало быть, и суд её не может быть назван судом только “человеческим” и историческим. Он может и должен быть и сверхисторическим. Чтобы выйти из создавшегося тупика (дошло до того, что африканские епископы отлучили папу) необходим был вселенский собор.

5 Вселенский Собор. 553г. Константинополь. 155 участников.

Папа Вигилий, проявив твёрдость, не появился на Соборе. Заключительная часть вероопределения гласила так: «Итак, мы анафематствуем “три главы,” т.е. нечестивого Фёдора Мопсуетского и его богохульные книги и то, что нечестиво написал Феодорит, и богохульное письмо, приписываемое Иве». Папа пытавшийся отстаивать невозможность осуждения умерших, был низложен. Но уже через год снова переменил своё мнение и был восстановлен и отпущен в Рим (после 8 лет пленения!). По дороге папа заболел и умер. Собор так и не привёл к воссоединению с монофизитами.

Император Юстиниан сформулировал в своем законодательстве знаменитую византийскую теорию симфонии двух властей. 6-я новелла Собрания законов Юстиниана звучит так: “Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, — это священство и царство. Первое служит делам божеским, второе заботится ο делах человеческих. Оба происходят от одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому цари более всего пекутся ο благочестии духовенства, которое, со своей стороны, постоянно молится за них Богу. Когда священство бесспорно, a царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие (симфония).”

Юстиниан прославился в истории как деятельный искоренитель остатков язычества, издав против него ряд законов. Христианская православная вера отныне объявлялась государственной.

тема №10

Император Ираклий и появление монофелитства. Прп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор в Константинополе

Монофелитство (монос – один, фелима – воля)– учение об одной воле во Христе. Во Христе две природы, но одна воля. Это учение стремилось примирить монофизитов и православных.

В 610 г. византийским императором стал Ираклий (610-638). На Константинопольское патриаршество был возведён Сергий. Положение империи было катастрофическим после правления пьяного и жестокого императора Фоки. С Севера угрожали славяне и авары. Персы захватили в 611 г. Кесарию Каппадокийскую; в 613 г.— Сирию; в 614 г.— Иерусалим, взяли в плен патриарха Захарию и вывезли древо Креста Господня; в 615 г. — Египет; в 616 г.— Ливию и Киренаику; в 617 г. пришли в Халкидон, встали лицом к лицу с Константинополем. С захватом Египта Константинополь лишился хлеба с юга. Ираклий думал, что для него неизбежно бегство в Карфаген, откуда он и пришел. Но правящая верхушка во главе с патриархом Сергием связала Ираклия клятвой в Св. Софии, что он останется. Была составлена программа защиты государства, которая блестяще осуществилась. Со славянами был заключён мир, а персы неожиданно разбиты благодаря искусному морскому десанту в их глубокий тыл.

Патриарх Сергий выступил инициатором идеи монофелитства. Суть выглядела так: во Христе, при двух природах одна энергия, потом это стали называть волей. Многие монофизиты приняли монофелитство.

Против учения выступили патриарх Иерусалимский Софроний и преподобный Максим Исповедник. Софроний осудил учение, написал письмо папе Гонорию, но папа поддержал учение и стал первым папой еретиком.

Максим Исповедник. Монах, богослов и философ. Ему принадлежит большая заслуга в борьбе с монофелитством. Подчёркивал, что там, где нет воли – нет полноты человечности, а значит, во Христе умерла человеческая природа. При императоре Константе 2 Максим Исповедник был осуждён как государственный изменник и еретик, предан мучениям и отправлен в ссылку. Умер в 662г. на Кавказе.

В 670г. к власти пришел имп. Константин Погонат. Талантливый полководец, спасший столицу от полчищ арабов. Выступал против монофелитства. Стал инициатором созыва Собора.

6 Вселенский Собор. 680г. Константинополь. 163 участника.

Собор проходил в императорском дворце в Трульской зале. Зеседания проходили до 681г. Количество участников варьировалось от 43 до 240. Император лично присутствовал на 12 заседаниях. Известный участник - представитель Иерусалимского патриарха прп. Андрей Критский. Собор осудил ересь монофелизма и постановил почитать во Христе две природы и две воли. При этом воля Человеческая подчиняется Божественной.

В 692г. имп. Юстиниан II созвал Пято-Шестой Собор в Трульской зале. Он стал дисциплинарным дополнением к 5 и 6 Вселенским Соборам. Было принято 102 правила.

  • Осуждено обязательное безбрачие для клириков на Западе (целибат)

  • Константинополь получает равные преимущества с Римом

Легатов папы на соборе не было. Папа Сергий не подписал соборные определения. Римская Церковь Собор не признаёт.

infourok.ru

Первый Вселенский Собор - "Свѣточъ" - Презентации пользователей - Каталог презентаций

Слайд 1. Первый Вселенский Собор (Никейский) был созван при императоре Константине Великом в 325 г., в Никее, столице Вифинии.

Слайд 2. На соборе присутствовало 318 отцов Церкви.

Между святителями, присутствовавшими на Соборе, были чудотворцы Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский.

Слайд 3. Собор продолжался 2 месяца и 12 дней.

Слайд 4. Главным поводом к созыву Собора была ересь Ария, александрийского пресвитера. Арий учил, что Сын Божий есть творение Бога Отца и потому не единосущен Отцу.

Слайд 5. Главой обличителей Ария был Александр, епископ Александрийский. Среди его сторонников был знаменитый Афанасий Великий, бывший в то время архидиаконом Александрийской Церкви.

Слайд 6. В числе оппозиции стояли два Евсевия, Никомидийский и Кесарийский, с Феогнидом, епископом Никейским.

Слайд 7. Собор утвердил догмат о единосущии Сына с Отцом, предал анафеме учение Ария и издал первые семь членов Символа веры в той форме, которая сохраняется доныне.

Слайд 8. Этот Символ веры был подписан всеми присутствующими отцами Церкви, кроме самого Ария и двух епископов, Феоны Мармарикского и Секунда Птолемаидского, которые были извержены из недра Церкви и подверглись гражданскому изгнанию по воле императора.

Слайд 9. Также на Соборе разбирались вопросы:

→ О праздновании Пасхи в различных местных Церквах. → Для согласования празднования Пасхи во всем христианском мире утвержден существующий доныне Пасхальный Круг, составленный александрийцами.

→ Раскол в Египетской Церкви, вызванный чрезмерной строгостью Мелентия, епископа Никопольского в Фиваиде к отпадавшим от веры во время предшествовавших гонений. → Раскол Египетской Церкви прекращен осуждением Мелентия.

Слайд 10. Кроме того Собор издал еще 20 правил (частных канонов), касающихся устройства церковной иерархии и дисциплины.

Слайд 11. В иерархии утверждено старейшинство за епископами Римским, Александрийским и Антиохийским с правами первосвященничества в трех главных разделах империи и Церкви. Иерусалимский епископ сравнен с ними, но только в почетном имени Экзарха.

Слайд 12. Константин, открывший Собор приветственной речью, заключил благодарственной за утверждение Вселенского мира, который и возвестил отсутствовавшим епископам окружным посланием.

www.svetoch-opk.ru

Второй Вселенский Собор - "Свѣточъ" - Презентации пользователей - Каталог презентаций

Слайд 1. Второй Вселенский Собор (I Константинопольский) состоялся при императоре Феодосии I Великом, в 381 г., в Константинополе.

Слайд 2. На Соборе председательствовали:

→ Мелетий Антиохийский → Епископ Мелентий, соединявший ревность к Православию с духом христианской кротости, скончался вскоре по открытии Собора. Его смерть открыла простор страстям.

→ Григорий Назианзин (Григорий Богослов) → Разбушевавшиеся страсти принудили святого Григория Назианзина отказаться и от участия в Соборе, и от Константинопольской кафедры.

→ Нектарий → Преемник Григория Назианзина на Константинопольской кафедре.

Слайд 3. Собор продолжался три года в присутствии 150 епископов.

Главным деятелем на Соборе был святой Григорий Нисский, соединявший в себе обширную ученость, высокий ум и святость жизни.

Слайд 4. Этот Собор собирался против Константинопольского епископа Македония и его последователей полуариан-духоборцев, считавших Сына только подобосущным Отцу, а Святого Духа первым творением и орудием Сына.

Арианство: Сын не единосущен Отцу, Сын есть творение Отца.

Полуарианство: Сын только подобосущен Отцу.

Духоборство: Святой Дух не есть третье Лицо Троицы, а лишь первое творение и орудие Сына.

Слайд 5. Собор также разбирал следующие вопросы:

→ аномеев, последователей Аеция и Евномия, учивших, что Сын не подобен Отцу, но иной с Ним сущности;

→ последователей Фотина (Сремского), возобновившего савеллианство;

→ Аполлинария (лаодикийского), учившего, что плоть Христова, принесенная с неба из лона Отца, не имела разумной души, которую заступило Божество Слова.

Слайд 6. В числе оппозиции стояли два Евсевия, Никомидийский и Кесарийский, с Феогнидом, епископом Никейским.

Слайд 7. Итоги Собора:

→ был нерушимо утвержден Никейский Символ Веры; →

→ к Символу присоединены последние пять членов; → против ереси духоборцев, воздвигнутой Македонием

→ осуждена ересь Аполлинария;

→ Константинопольский епископ приравнен к прочим экзархам;

→ принята форма церковного суда и принятия еретиков в церковное общение после раскаяния. → Одних через крещение, других через миропомазание, смотря по важности заблуждения.

Слайд 8. На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором — остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.

www.svetoch-opk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *