Родители и учителя – Родители и учителя
Родители и учителя
Редакция посчитала возможным опубликовать эту статью учителя, поскольку высказанные в ней мысли разделяют многие педагоги, а указанная в статье проблема является сейчас одной из самых острых в системе российского образования с учительской точки зрения.
Почему идёт конфронтация этих сторон, заинтересованных в одном и том же – образовании и воспитании ребёнка? Времена перестройки, оказывается, раскрыли глаза обществу, дали возможность открыто говорить о педагогах-извергах в прямом эфире, писать в СМИ. И вот уже вскрываются «пороки» школьного образования, открыто, на всю страну, говорят о недостаточном воспитании и образовании подрастающего поколения. Виноват, конечно же, учитель.
Он виноват всегда, но особенно стал «битым», когда на всю страну сообщили, что учителя обслуживают заказ, то есть стали обслуживающим персоналом. Иногда я читаю статьи и заметки об учителях, обидевшихся на дешёвый подарок или требующих денег в конверте. Верю! Я тоже не один год в образовании, знаю, как получают министерские грамоты или звания. Смотрю на это с философской точки зрения: ну хочет человек…
Не отрицаю, что есть карьеристы и «безграмотные» в своей области асы, которые становятся завучами, методистами. Кстати, они прекрасно работают в новой должности.
В наше время у учителя судьба незавидная, вспомним ОГЭ и ЕГЭ. Подготовить к итоговой аттестации трудно, особенно тех ребят, которые считают школу каторгой. Чтобы получить аттестат, надо знать минимум, а иногда детям и этого не освоить. Почему? Откуда это равнодушие? О чём думают родители, кем они видят ребёнка в будущем? А кем видят ребёнка в будущем родители, пылающие ненавистью к учителям?
Самое интересное мы узнаём об учителях именно от родителей. Они прекрасно знают, как учить и оценивать знания ребёнка.
В настоящее время есть много способов восполнить пробелы, которые появляются у ребят в силу болезни, просто пропусков по придуманным причинам или нежелания слушать учителя на уроках. Выходи в интернет и смотри, всё объяснят, при этом наглядно будут показаны примеры. Я думаю, что каждый учитель отправляет «пропускникам» задания в электронном дневнике. Но! Ребёнок или не хочет, или ищет причину.
А вот уж причину он всегда найдёт. Этот талант – поиск причины – я считаю у современных детей даром. Скажите, какой педагог придёт на урок неготовым, да ещё и причину найдёт? У детей это получается прекрасно. Таких примеров каждый учитель расскажет немало.
Мальчик пришёл в 8 класс из другой школы. Когда ребята сообщили учителю, что у них в классе новенький, у наивного педагога мелькнула мечта: только бы не двоечник. Ага, сейчас. В класс вошёл лохматый, в неопрятной одежде «маугли». Глупая улыбка на лице ребёнка говорила всё: ничего не учит, семья неблагополучная, что вам от меня надо…
На вопросы: почему ты не пишешь, что же ты так медленно читаешь – ответы были: «И чё?» В конце четверти пригласили маму: надо же как-то исправлять положение. Мама, усевшись на стул, закинув ногу на ногу, на все вопросы учителя отвечала: «И чё?» Эта мама никогда не простит учителю недостатки воспитания. «Школа не нашла подход, не смогла рассмотреть и развить талант ребенка».
Есть дети со скрытыми способностями провокатора. Мальчик в 6 классе обладает прекрасными способностями, хорошо учится, но растёт «хамоватым» и лживым. Учитель задаёт вопросы по истории, мальчик поднимает руку, но не отвечает, говорит учителю: «Я не понял, что вы спросили?» На повторный вопрос отвечает: «А это написано в учебнике?» Повторяется это несколько раз. Когда учитель задаёт вопрос классу, «умник» снова поднимает руку. Учитель, уставший от его ответов, игнорирует ребёнка. А ребёнок на перемене звонит маме и жалуется, что его не вызывают. Мама, известная не совсем отличным образованием и «недостойной» маме лексикой, спешит на помощь. Она прекрасно знает своего ребёнка, знает, на какие подлости он готов. Она прекрасно помнит его проделки в начальной школе. Догадываетесь? Учитель вызван к директору, который сообщает, что это счастье — мама не позвонила в управление образования, не пожаловалась в прокуратуру, и надо извиниться перед мамой и ребёнком. Я в это время думаю только об одном — какое же это счастье: не учить этого способного ребёнка.
Но я не понимаю, почему всегда виноват учитель. Родители – это тыл, крепость, «флаг» и «родина». Дети верят им, копируют их поведение, перенимают привычки и слушают, как «костерят» учителя почём зря. Здесь они правы, всегда правы в том, что ребёнка надо защищать и любить. Я полностью согласна, потому что дети – это будущее не только страны, это надежда родителей на спокойную старость. Эти дети приходят в школу и уходят, оставив о себе воспоминания, хорошие или не очень. А с родителями они всегда. С родителями, которые сами воспитали в них ненависть к школе, к обучению.
У меня иногда чувства очень противоречивые. Зная школу, зная родителей, я убеждена, что за сорок пять минут невозможно исправить то, что заложено в семье. Не в силах учитель вылечить у ребёнка ненависть к чтению, решению задач или хорошему поведению, искоренить хамство, привить элементарные нормы этики. И если в классе есть пара тройка «школаненавистников», будут и жалобы, и родительские причитания об учителях – извергах.
pedsovet.org
6 главных правил общения родителей и учителей (чтобы никто никого не бесил)
Любому родителю (кому-то реже, кому-то чаще) приходится общаться с учителями. Это отношения, которых попросту невозможно избежать, если ваш ребёнок учится в школе. Специалист по современному этикету Татьяна Николаева формулирует простые, но очень важные правила, которые помогут учителю учить, ребенку учиться, а вам избежать головной боли.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Ребёнок, учитель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский. Кто с кем должен быть заодно? Или кто против кого? Именно так зачастую и рассматривают свои отношения с педагогом родители, забывая, что учитель и родители должны быть, как минимум, союзниками (а лучше, партнерами), и цель у них общая: обучить и воспитать ребенка. Поэтому ребёнок занимает вершину этого треугольника, родители и учителя — места у его основания. Оно должно быть максимально прочным и устойчивым, его не должно «перекашивать» ни в какую сторону. Поэтому правильно выстроенные отношения родителей с педагогом — это если и не половина успеха, то очень серьезный взнос в процесс образования ребенка.
Как это сделать? Все мы живые люди, подвержены перепадам настроения, наше мнение всегда субъективно и наш ребенок для нас всегда «самый-самый». И это нормально. Разве может быть по-другому? Родителей бросает из крайности в крайность, в зависимости от нашего эмоционального состояния, успехов или неудач ребенка. Да мало ли еще от чего.
Встречаются родители, буквально не дающие прохода учителям. Их лебезяще-заискивающий стиль общения не только слышен в голосе, но и виден за версту в мимике, жестах и позе. Они не могут и дня прожить без общения с учителем, они караулят его у школы и оповещают о каждом чохе своего дитяти. Основная задача таких родителей — донести до учителя мысль, что его ребенок особенный (особенно болезненный, особенно ранимый, особенно талантливый — нужное подчеркнуть), следовательно, и отношение к нему должно быть особенное.
Родители из другой крайности в общении с педагогом, как будто намекают на происхождение слова «педагог».
Педагог (др. греч. παιδαγωγός) — раб, приставленный к ребенку, чтобы водить его в школу, охранять и оберегать его
Сомнительно, конечно, что они это знают, но по их поведению можно сделать вывод, что они застряли в античности и по-прежнему считают педагогов своими рабами. Поэтому их общение с педагогом зачастую начинается с нецензурной увертюры и, минуя содержательную часть, представленную слабым, неуверенным соло учителя, с разбегу переходит в зубодробительный (иногда в прямом смысле) финал.
Все минусы этих крайних вариантов очевидны. Как избалованный особым отношением, так и обнаглевший от безнаказанности, ребёнок выйдет в жизнь неадекватным и неуравновешенным.
Есть несколько базовых правил, которые помогут заложить фундамент нормальных, ровных и, что важнее всего, деловых отношений с учителем.
1. Придерживаться элементарных правил вежливости
Здесь сложно что-либо добавить, но иногда полезно еще раз проговорить важные вещи.
2. Обращаться к учителю на «вы» и по имени-отчеству
Это правило незыблемо, даже если педагог кажется вам очень молодым или «своим в доску». Это поможет вам задать нужную, уважительную дистанцию и удержит от оскорблений даже в случае эмоционального срыва.
3. Держать в узде свои эмоции при разговоре с учителем
Они мешают услышать позицию преподавателя. Постарайтесь вникнуть в суть его претензий. Если не получается, если эмоции все же зашкаливают, извинитесь, и попросите учителя о встрече позже, когда «переварите» информацию, обдумаете в спокойной обстановке и будете готовы к конструктивному диалогу.
4. Не приходить к учителю по серьезному поводу без предупреждения и взаимной договоренности
У учителей, как правило, достаточно плотный график, и чтобы уделить время вам, учителю придется чем-то жертвовать. Согласитесь, не лучшая атмосфера для конструктивного диалога. Визиты в стиле «как снег на голову» радуют учителей, только если ваш ребенок — отчаянный головорез, и место ему в колонии для малолетних преступников, либо если за десять лет обучения ребенка вы явились в школу первый раз.
5. Не критиковать учителя в присутствии ребенка
Даже если педагог не прав, критиковать взрослых — прерогатива взрослых, но никак не детей. Это во-первых. А во-вторых, выслушайте сначала учителя, а потом уж делайте выводы. Любой ребенок — тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. А человеку очень свойственно оправдывать свои поступки и очень убедительно объяснять свои промахи. Это нормально, это одно из проявлений инстинкта самосохранения. Поэтому узнайте точку зрения учителя на происшествие, а потом уже делайте выводы. Если ребенок все же был прав, объясните ему, что учитель ошибся, ведь право на ошибку есть у каждого.
6. Помните, зачем пришли. Всегда
Общаясь с учителем, возьмите за правило держать в уме цель вашего взаимодействия. Цель эта — обеспечить комфортные условия для получения знаний вашим ребенком, а вовсе не доказать учителю его глупость и никчемность на фоне вашего блестящего ума и универсальной компетентности.
mel.fm
Учитель и родители: система взаимоотношений | «Образование Ямала»
Якивчук Анна Павловна,
воспитатель
МБОУ «Сеяхинская школа-интернат»
По моему глубокому убеждению,
педагогика должна стать наукой
для всех – и для учителей,
и для родителей.
В. А.Сухомлинский
Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение учителей и родителей имеет свои особенности. Их общение – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые учителя и родители передают друг другу.
Неотъемлемой, важной и в то же время непростой частью нашей учительской профессии являются взаимоотношения с родителями.
Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Еще французские просветители 18 в. обратили внимание на то, что социальная среда, сфера человеческих контактов является определяющим фактором развития личности, особенно нравственного. В настоящее время диапазон контактов человека неизмеримо расширился, в частности благодаря развитию средств массовой информации. Но никакие технические средства информации, какой бы интенсивности действия они ни достигли, никогда не заменят прямых контактов, непосредственного общения людей друг с другом, которое и осуществляется в социальной микросреде. Эта среда на различных этапах жизни человека меняется: школа и школьный коллектив, предприятие и трудовой коллектив, спортивный коллектив и т. д. Но одна из форм микросреды остается неизменной. Это – семья.
Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители ученика», нужно исходить из того, что семья – важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок.
Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.
В школу приходит семилетний человек, у которого уже имеются представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.
Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы отношений.
Чаще всего под активным влиянием учителей оказываются родители так называемых трудных детей, которые приносят в школу негативный опыт своего поведения в семье. А если ребенок внешне не проявляет отклонений от моральных норм, учитель не беспокоится за его судьбу, мало интересуется его домашним воспитанием, взаимоотношениями в семье. Вряд ли такую практику взаимодействия семьи и школы можно считать приемлемой и эффективной.
Отношения между учителями и родителями строятся через посредника, т. е. через ученика, который оказывается включенным в две автономно воздействующие на него микросреды: школьную и семейную. В оптимальном варианте эти две микросреды должны сливаться. Учитель должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).
При таком слиянии микросреды и возможны подлинное взаимопонимание, взаимная забота, взаимопомощь и все то, что составляет богатство, культуру нравственных отношений в непосредственном окружении школьника.
Есть еще одно обстоятельство, которое не может не учитываться при изучении нравственных отношений семьи и школы: школа или развивает нравственные качества ребенка, заложенные в семье, или вынуждена перевоспитывать его. И в том и в другом случае учителю необходимо знать конкретную нравственную ситуацию в семье, а родителям следует знать педагогические и нравственные требования учителя. Без этой взаимоознакомленности невозможно осуществлять педагогическое управление нравственным развитием детей, успешно претворять один из принципов педагогики: принцип единства требований семьи и школы. Этот принцип основывается на глубоком взаимопонимании и ответственности за судьбу детей.
В отношениях с родителями учеников учителю отводится ведущая роль. Но, к сожалению, педагогу не всегда удается осуществлять эту роль в сотрудничестве с родителями учащихся. Так как учитель не располагает никакой властью помимо своего морального авторитета, а также потому, что ему приходится налаживать контакты с разными родителями. Поэтому педагогам следует помнить некоторые правила эффективного взаимодействия с родителями учащихся:
-
родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет;
-
стремитесь наладить деловые связи с родителями;
-
активно привлекайте родителей к воспитательной работе с детьми, опирайтесь на их помощь;
-
на родительских собраниях говорите о планах, проблемах всего класса, а не только некоторых детей;
-
будьте открытыми всем, но не вступайте с родителями в панибратские отношения;
-
не старайтесь угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в вас нет принципиальности и твердости характера;
Отдельно хотелось бы остановиться на взаимодействии с родителями трудновоспитуемых обучающихся. А ведь чаще всего такие дети из неблагополучных семей и это еще больше осложняет ситуацию.
Каждый учитель знает, как нелегко вести беседу с родителями таких учеников. Если родители занимают оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешательство в воспитание своего ребенка, они обычно выдвигают аргументы: «Мы заняты, у нас нет времени», «Мы перепробовали все меры, ничего не получается». Часто можно услышать от родителей: «Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный», Школа должна воспитывать, а не мы!». Иногда родители просят: «Ребенок нас не слушает, помогите!», «Мы растеряны, не знаем, что делать, что вы посоветуете?» В любом из этих случаев учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Как этого достичь?
Важно, чтобы учитель не попал под влияние родителей. Ведь если учитель потерял самостоятельность и «подыгрывает» родителям, достичь конструктивных результатов в разговоре становится невозможным. Попавший под влияние учитель, возможно, будет либо оправдываться, либо начнет угрожать: примем административные меры. Если же родитель показывает свою беспомощность, учитель, жалея его, обещает «Что-нибудь предпринять», чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но и в том, и в другом случае нет реального, содержательного взаимодействия родителей с учителем и последний останется один на один со своей проблемой: низкой успеваемостью и плохим поведением ученика.
Основная цель общения учителя с родителями трудного ребенка состоит не в оправдывающихся или агрессивно — оборонительных действиях, не в том, чтобы принять на себя всю тяжесть коррекции поведения трудного школьника, а в том, чтобы, объединившись с родителями, помочь этому школьнику исправиться.
Необходимо подчеркнуть:
Способность к общению – профессиональное качество учителя.
Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника – школьник или его родители. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
Нередко учитель видит в родителях людей изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает беседу в повелительном «учительском» тоне, начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нежелательно – вы только оттолкнете собеседника. Ни о каких совместных действиях тут и речи быть не может: родители начинают жалеть своего ребенка, обвинять учителя, который в беседе с ними проявил себя таким несимпатичным человеком. Постарайтесь понять чувства отца и матери своего ученика, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Людям нравится ощущать собственное значение.
Один из способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните родителям их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. Укрепите уверенность родителей в том, что они, безусловно, могут быть терпеливыми и настойчивыми, что могут наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.
Покажите родителям свою любовь по отношению к его ребенку.
Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует и даже любит его. Согласитесь, что хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе или двоечнике.
Когда отец или мать видит дружелюбные глаза учителя и чувствует, что учитель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут и можно переходить к сотрудничеству.
Ведение конструктивного диалога с родителями – основа системы взаимоотношений с родителями. Добиться конструктивного диалога помогут следующие правила:
Правило 1.
Не стремитесь, во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию.
Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять собственное мнение. Если беседа с родителями происходит, таким образом, то, возможно, учителю и удастся организовать совместную деятельность, а возможно — и нет. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
Другими словами, основная цель беседы учителя с родителями ученика состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение и доказать какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы, объединить усилия школы и семьи.
Правило 2.
Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
Не «переходите» на личности. Положительных результатов беседы учителя с родителями не достичь, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. Разговор увязнет во взаимных упреках, обвинениях, подозрениях и стороны разойдутся врагами. В итоге учитель окончательно лишится поддержки родителей.
Чтобы избежать плачевного результата, направьте беседу на обсуждение проблем воспитания. Сформулируйте перед родителями ваш психолого-педагогический «Диагноз учебной деятельности и поведения их ребенка: по каким объективным и субъективным причинам он плохо учится и нарушает дисциплину, что можно сделать, чтобы улучшить положение. Если ребенок запустил учебный материал, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться; если подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он постоянно само утверждается и демонстрирует свою «смелость» перед одноклассниками – предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их сын смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении, например, занятие спортом. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
Правило 3.
«Не верьте генетике»
К сожалению, учителя часто говорят так: «Разве этот ученик будет хорошо учиться и прилично себя вести в школе, ведь у него родители… сами плохо учились, не отличались хорошим поведением, злоупотребляют алкоголем и т.д.
Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно. Но это влияние не безгранично. Каждый учитель, опираясь на свой опыт, может рассказать о случаях, когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок. И, наоборот, из «хорошей» — «плохой».
Если с первого класса в школе относится как к ребенку «из плохой семьи», то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнять успеваемость и поведение ребенка «из плохой семьи» при положительном, подкрепляющем отношении к нему учителя.
Правило 4.
«Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Ваша беседа с родителями ученика пройдет успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться от упреков и обвинений. В третьих, если вы удачно сформулируете проблему воспитания и родители поняли и приняли формулировку. И, в четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием вы можете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против общего «врага» воспитательной проблемы, разработать план конкретных действий.
Еще хотелось бы остановиться на такой распространенной форме работы с родителями, как родительское собрание.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.
Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания –это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.
Правила подготовки классного родительского собрания
1.Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
2.Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Советы психолога
-
перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;
-
отведите на собрание не более 1,5 часов;
-
самый приятный звук для человека – его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
-
не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
-
предупредите родителей, что не в
yamal-obr.ru
Родители и учителя: кто «знает лучше»
События последних недель и дисскуссии, развернувшиеся в сети, привлекли к себе внимание многих педагогов и родителей: на поверхность вдруг вырвался давно волнующий вопрос — как должны взаимодействовать учителя и родители? Нельзя сказать, что это первая такая дискуссия, но в этот раз перед нами чётко формируются два фронта.
С одной стороны встали родители, говорящие, что их детей учат чему-то не тому и как-то не так, а с другой — строгие учителя, уверенные, что никто не должен вмешиваться в их профессиональную деятельность. Точку поставить в этой дискуссии, конечно, не получится, но мнение сформулировать вполне можно.
(источник: wikipedia.org)
(источник: kinopoisk.ru)
Подходит к концу мой пятый год работы в школе. За это время я научился на практике гораздо большему, чем в аудиториях университета. Непосредственное взаимодействие с учениками и их родителями позволяет понять педагогику гораздо лучше, чем анализы методичек 70-х годов, поэтому я смело могу заявить, что учителем меня сделали дети, а не теоретические знания (хотя без них, конечно, не обошлось).
Будучи достаточно молодым педагогом и молодым человеком, я готов искать и находить в своей профессии что-то новое ежедневно и быстро подстраиваться под изменения. Меня очень порадовало введение электронной документации, появление электронного журнала (не радует только то, что бумажный журнал тоже никуда не делся), возможность активно использовать технику в профессиональной деятельности.
А ещё меня очень радует, что я не знаю прошлой школы.
Конечно, у меня есть примерные представления о школьной системе 90-х годов, когда учился я сам, но тогда я не был привязан к ней на профессиональном уровне. А советская школа и вовсе прошла мимо меня. Но не мимо многих уважаемых учителей, которые продолжают работать в школе и сейчас.
Отсутствие привязанности к старой школе позволяет избегать набивших оскомину конструкций: «а вот раньше…», «а мы-то в советское время…», «а вот в моей молодости такого не было…» и так далее. Привязанность же к отжившей системе вынуждает учителя сомневаться в нужности электронного журнала, смартфона с постоянным доступом к интернету, социальных сетей и иных современных способов коммуникации.
Кроме того, эта привязанность (даже не осознанная), вынуждает выстраивать связи внутри коллектива «как раньше», связи с учениками «как раньше», связи с родителями «как раньше». Хотя такие связи чаще всего уже не работают.
(источник: travelask.ru)
Не работают по разным причинам. Во-первых, как бы кто ни сопротивлялся, школьная система всё же меняется — компетентностный подход даже в самых простых проявлениях даёт качественно иной результат, а значит, ничего уже не будет «как раньше». Во-вторых, меняется общество. Пусть это не всегда яркие и заметные изменения, пусть и не всегда положительные, но изменения есть и они принципиальны. В-третьих, меняются и сами люди. Да, в школу теперь приходят совсем другие дети и совсем другие родители, но так ли это плохо?
Можно ли вообще оценивать такие явления по шкале «хорошо-плохо»?
Так уж получилось, что по причине преподаваемого мною предмета я нечасто сталкиваюсь с родителями: «первый удар» почти всегда приходится на классного руководителя, затем подключаются завучи и директор, и только потом результат оказывается перед учителем-предметником. Но из своих, пусть нечастых, встреч с родителями, я не могу припомнить ни одной встречи, которая бы закончилась конфликтом или просто оставила неприятное ощущение.
Конечно, всегда встречаются родители, которые «лучше знают, как учить» (чаще всего это родители с педагогическим образованием, не ставшие учителями). А ещё встречаются родители, которые «лучше знают, как водить автомобиль», «как управлять страной» и «как лучше строить дороги и мосты». Это не проблема только учительской профессии.
Проблема, по-моему, в следующем: не все понимают, что учитель — это точно такая же профессия, как, например, врач или лётчик. Вряд ли пациент должен учить врача лечить, а пассажир — давать советы по управлению самолётом.
Митинг детей. Советский плакат.(источник: fotostrana.ru)
Многие учителя жалуются, что родители стали воспринимать образование как услугу и пытаются влиять на условия и результаты оказания этой услуги, будучи потребителями. Лично я с такой ситуацией никогда не сталкивался, но если бы столкнулся, то не стал бы спорить с таким родителем. Образование действительно можно считать услугой, оказываемой государством населению.
Но, опять же, вы не отправитесь в свою управляющую компанию с критикой температуры горячей воды на уровне: «мне хочется погорячее». Есть государственный стандарт, и услуга или соответствует ему, или нет, без каких-либо личных предпочтений. Можно критиковать учителя, если он оказывает услугу не в полной мере, но предпочтения конкретного родителя не могут повлиять на государственный стандарт.
Раз уж образование — это услуга, то потребители, конечно, могут пожаловаться на неё.
Таких случаев становится всё больше, что очень не нравится многим учителям. Мы ведь лучше знаем, как учить детей, мы ведь профессионалы, а кто-то вдруг решил на нас жаловаться. Но жалобы — это норма. Конечно, если они обоснованы. Например, родители жаловались, что я не размещаю домашнее задание в электронном дневнике. Стоит ли мне начинать ругаться в ответ? Размещать домашнее задание — это моя обязанность, с которой я, к сожалению, не всегда успеваю справиться. Но жалоба абсолютно справедливая.
Но бывают и не очень справедливые жалобы, причем такие, с которыми родители сразу отправляются, например, в прокуратуру. Конечно, это привносит определённый дискомфорт в жизнь школы и образовательный процесс. Чаще же всего выясняется, что родитель просто что-то не так понял, но вместо попытки разобраться отправился по вышестоящим инстанциям. А любая такая жалоба ведет к проверке учебного заведения, что не очень страшно, но всегда отнимает полезное время и силы, которые можно было бы потратить на детей.
(источник: pinterest.com)
По большому же счёту практически все конфликты, возникающие между родителями и учителями, не отличаются от конфликтов между любыми другими людьми. Никто не хочет уступать и каждый уверен в том, что прав именно он. Правда же в том, что этого конфликта вообще не должно быть, ведь и учителя, и родители хотят одного — самого замечательного будущего для ребенка.
Просто и учителя, и родители должны сделать шаг навстречу друг другу, а не вставать «стенкой на стенку».
И пусть в конечном итоге родители вызывают у некоторых учителей раздражение своими постоянными вопросами, своим контролем и желанием повлиять на учебный процесс. Но, уважаемые коллеги, задайте себе напоследок простой вопрос: «А где и у кого учились эти родители? Не у меня ли?»
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
newtonew.com
Родители и учителя: учимся сотрудничеству
Ушли в прошлое те времена, когда педагоги возлагали на себя ведущую роль в воспитании ребенка, игнорируя особенности его семейной воспитательной среды. Сейчас, когда оптимальной моделью взаимодействия с ребенком является личностно-ориентированная, воспитательная работа в образовательном учреждении должна выстраиваться с учетом индивидуальности ребенка. А индивидуальность, как известно, формируется в семье. Именно поэтому как для родителя, так и для педагога важно наладить сотрудничество друг с другом.
Однако кто из родителей, чьи дети посещают школу, может охарактеризовать свои отношения с педагогом как сотрудничество? Наверное, не каждый. Ведь сотрудничество подразумевает не просто общение с педагогом, а взаимодействие с ним на равных, когда ни одна из сторон не занимает авторитетную позицию «над» собеседником.
На практике часто бывает так, что родители и дети, общаясь с педагогом, либо смотрят на него свысока, указывая, как ему работать, либо, наоборот, готовы во всем соглашаться с ним. К слову сказать, и сами педагоги не всегда готовы общаться с родителями на равных, предпочитая доминирующую позицию, под которую подстраиваются родители, иногда сами того не замечая.
Это бывает особенно заметно на родительском собрании, когда, казалось бы, уверенные в себе взрослые люди с замиранием сердца ожидают, что их фамилия прозвучит в списке неуспешных или провинившихся учеников. В ответ на критику учителя, который, как и любой человек, не всегда объективен, родители с готовностью обещают «проконтролировать», «принять необходимые меры», делятся примерами негативного поведения своих детей дома, выражая свое согласие с учителем. Такую реакцию родители аргументируют тем, что, когда учитель критикует их ребенка, они сами чувствуют себя «провинившимися учениками», не сумевшими обеспечить успеваемость и примерное поведение ребенка в школе.
Какие рекомендации можно дать родителям для формирования сотрудничества с педагогом?
1. Поделитесь с классным руководителем основными принципами воспитания вашего ребенка в семье, поинтересуйтесь взглядами педагога на воспитательный процесс. Это поможет вам сформировать единую воспитательную среду для ребенка. Но имейте в виду, что учитель не может строить свою работу, выполняя все пожелания каждого из родителей.
2.Не стесняйтесь задавать вопросы педагогу, уточняйте, если не уверены, что правильно его поняли. Порой бывает, что люди, говоря вроде бы на одном языке, по-разному определяют для себя смысл одних и тех же слов. Чтобы избежать недоразумений и неясностей, можно переспросить собеседника: «Правильно ли я понимаю, что вы имеете в виду то-то и то-то?»
3. Конструктивно принимайте критику в адрес своего ребенка или себя: в ней всегда могут быть моменты, которые стоит принять к сведению. Если же обвинение затрагивает личность ребенка и кажется вам несправедливым, не бойтесь высказать свою позицию, но контролируйте свои эмоции: тон должен оставаться спокойным.
4. Если у ребенка возникли проблемы с учебой или поведением в школе, не рассчитывайте, что учитель решит их сам. Решать эти проблемы придется, в первую очередь, вам с ребенком, в идеальном варианте выработав совместный план действий с педагогом. В конфликтной ситуации обязательно выслушайте обе стороны, прежде чем принимать какие-то меры.
5. Относитесь с уважением к педагогу, не говорите в резких выражениях об ошибках педагогов в присутствии ребенка. Это подрывает авторитет учителя и может способствовать формированию пренебрежительного отношения к педагогу со стороны ребенка. Однако это не означает, что ребенок должен думать, что педагоги никогда не ошибаются.
6. Посещайте почаще школу. Имеются в виду не только родительские собрания, но и оказание посильной помощи: украшение класса перед новым годом, организация экскурсии или пикника. Это повысит ваш авторитет и в глазах учителя, и в глазах собственного ребенка. И конечно, не стоит забывать о простом человеческом внимании, каких-то теплых словах благодарности педагогу, которые совсем не обязательно должны быть приурочены к Дню учителя или к 8 Марта.
Успехов Вам!
Психолог-консультант Татьяна Черняк
www.ya-roditel.ru
Как сформировать партнерские отношения между родителями и учителями
Представьте ситуацию: на работе и в семье к вам предъявляются разные требования. Муж просит почаще быть дома, мол «всех денег не заработаешь», а начальник рьяно приветствует сверхурочный труд. Каково ваше состояние при этом? Портится настроение, появляется неуверенность, раздражительность, снижается эффективность действий. А если таких разных требований становится все больше? Примерно так себя чувствует ребенок, когда родители и школа не сформировали партнерских отношений.
Для гармоничного развития ребенка важно, чтобы предъявляемые к нему требования со стороны семьи и школы были едиными.
Пока ребенок растет в семье, главный авторитет для него – родители. Они чудесным образом налаживают сломанные игрушки, из ниоткуда достают сладости и знают ответы на самые разные детские вопросы. Когда же сын или дочь становятся первоклассниками, авторитет родителей начинает уменьшаться. И это нормально.
Возрастная психология говорит: основная деятельность ребенка в период с 6 до 11 лет – учение. А, следовательно, и родители уступают место учителю. Благодаря наличию авторитета у педагога ребенок начинает обучаться новым знаниям. Школьники слушаются учителя, выполняют его задания, стремятся ему понравиться и заслужить похвалу. Родители могут услышать: «Нет, папа, ты не прав. Вот Оксана Васильевна говорит, что…»
Не огорчайтесь. Не обижайтесь. Радуйтесь. Сейчас самое время выстроить единые требования и придерживаться их. Тогда ваш ребенок будет чувствовать себя в безопасности, вырастет уверенным в себе.
Что произойдёт, если требования будут разными
Адекватные взаимоотношения учителя и родителей очень важны для правильного воспитания малыша. Если родители настаивают на одном, а школа на прямо противоположном, детям трудно понять, кто из взрослых прав. Так формируется недоверие к педагогам и родителям, подрывается их авторитет. Например, учителя требуют не пропускать школу без уважительной причины, а мама с мягким характером разрешает сыну выспаться и не идти на уроки. Ребенок невольно думает: «О, мои старики лучше, чем училка, можно не воспринимать ее всерьез».
При разных требованиях школы и семьи дети понимают: можно схитрить и приспособиться. Где-то обмануть, где-то схалтурить, а в итоге получается, что ничьи требования толком не выполняются.
Поступив в школу, ребенок приобретает «новую семью», частью которой становятся педагоги. Он стремится совмещать обе семьи, пытаясь соответствовать их требованиям. И, чтобы у детей не возникало стресса из-за разногласий взрослых, родителям и учителям необходимо стремиться к партнерству. Так дети будут чувствовать себя комфортно и смогут реализовать свой потенциал.
Как достичь партнерства
Отношения родителей с учителем необходимо контролировать, чтобы достичь союза. В этом помогут несколько советов.
- Не считайте важной только школу или только семью и не перекладывайте обязанности друг на друга. Необходимо работать сообща, а не по отдельности.
- Общайтесь между собой. Прекрасно, если педагоги будут выделять время для бесед с родителями об их детях. А мамы и папы должны быть в курсе всего, что касается школьных будней ребенка. Посещение родительских собраний, общение с учителями в Viber или соцсетях, встречи в учебном заведении помогают «держать руку на пульсе» ситуации.
- Смотрите на происходящее глазами ребенка. Если возникают проблемы в поведении, постарайтесь понять причины и устранить их.
- Вырабатывайте единые правила и принципы действия. Запрещайте, поощряйте, порицайте одно и то же.
- Контролируйте ситуацию при необходимости. Представим: сын начал прогуливать уроки. О проблеме знают педагоги, узнали родители.
Неправильно: делать вид, что ничего страшного не происходит, оправдывать школьника, идти ему на уступки, отстраняться или перекладывать ответственность только на школу («Вы же педагоги, вы и заинтересовывайте») или только на родителей («Что воспитали, то и получили»).
Правильно: беседовать со школьником, объяснять последствия его поступков, созваниваться между собой родителям и педагогам, подключать специалистов со стороны и выполнять их рекомендации.
Кто ответственен за воспитание и обучение ребенка? Мы сталкивались с такими вариантами ответа на этот вопрос:
- «Ответственность за обучение и воспитание на школе – там ребенок больше всего времени проводит. Не зря же там есть кабинет воспитательной работы!»
- «Ответственность в первую очередь на семье – именно там закладываются все нравственные основы, отношение к жизни».
- «Школа отвечает за обучение, а семья – за воспитание».
Наш многолетний опыт работы показывает: если родители и школа не перекладывают ответственность друг на друга, а равноценно делят ее между собой, на ребенке это скажется самым благоприятным образом. Он вырастет гармоничной, смелой, уверенной в себе личностью с высокими нравственными ценностями.
amakids.ru
Почему родители становятся врагами школы: 5 главных претензий учителей
Конфликты родителей с учителями становятся все острее: авторитет педагогов пошатнулся, а родители бдительнее контролируют процесс обучения своих детей. Да и не просто контролируют, но и вмешиваются в него.
Современные родители имеют доступ к любой информации. Они могут легко отыскать научные статьи, новейшие тенденции в самых разных сферах, что делает их более уверенными в своих знаниях и точке зрения. Поэтому и претензии к учителям они предъявляют все чаще.
Совершенно понятно, что у педагогов накопилось немало и своего недовольства относительно бдительных и несговорчивых родителей. И вот некоторые из них:
Родители знают, как надо правильно учить
Кажется, еще не так давно (да даже, когда мы с вами сами были школьниками) отношения к педагогам было другим: родители в школе бывали не часто, звонить учителю было не принято. Родители просто работали.
«Как-то я общалась с нашей учительницей, ей сейчас лет 90. Она вспоминала: «Когда педагог проходил рядом, я боялась затронуть его одежу, мне казалось, это такой святой человек». Моя мама, которая на 30 лет моложе, любила повторять: учитель всегда прав.
А сейчас: ребенок чуть недоволен — и у многих родителей тут же претензии к наставнику», — поделилась в одном из интервью Екатерина Олесик — учитель истории и обществоведения Олтушской средней школы в Брестской области.
И правда, современные родители совсем не такие, как когда-то были наши. Появились мамы, которые приходят в школу через день. Стало возможным звонить учителю в любое время и постоянно переписываться с ним в приложениях (вайбер и другие мессенджеры сегодня есть у каждого на телефоне).
У учителя, кроме его уроков, серьезной внеклассной работы со школьниками, самообразования и своей личной жизни, множество обязанностей, которых родители не видят: проверка работы учеников, подготовка к урокам, факультативам, кружкам, посещение экскурсий… Педагоги просто физически не могут заниматься долгой перепиской с родителями.
Но родители настойчиво хотят знать, что и как было на уроке, хотят проверить: «А в том классе программу вот так проходили, а у нас вот так. Там поменяли местами, а здесь нет. Почему? Сколько часов по программе проходят числительные?»
Интересно, а ваши родители тоже были в курсе того, сколько уроков подряд вы проходили ту или иную тему? Вряд ли…
Екатерина Олесик — учитель истории и обществоведения Олтушской средней школы. Фото: tut.by
Родители, безусловно, имеют право на любой вопрос, но они часто задают их недоброжелательно, не для того, чтобы понять, а чтобы проконтролировать, все ли правильно (с точки зрения самого родителя) делает учитель. Но проблема в том, что зачастую родитель сам не знает, как выполнить то или иное задание, считая его непонятным и слишком сложным.
Не знает не потому, что он глупый, — просто его учили по другой программе, а современное образование предъявляет другие требования. Поэтому иногда, когда он вмешивается в учебную жизнь ребенка и в учебную программу, получается казус.
Родители считают, что школа им что-то должна
Это мнение, кстати, можно услышать чуть ли не от каждого учителя. Многие родители считают, что школа им должна, а что в свою очередь должны они — не знают. И у многих нет желания понять и принять требования школы.
Конечно, это не обо всех родителях, но примерно треть теперь в меньшей степени, чем раньше, готова к доброжелательному взаимодействию со школой. А вот родители старшеклассников, наоборот, начинают многое понимать и прислушиваются к учителям своих детей.
Современные родители, которые платят налоги и делают денежные взносы в течение учебного года, считают, что школа им должна предоставить набор образовательных услуг, и государство их в этом поддерживает.
Но что должны они, родители? Отдают ли они себе отчет в том, насколько ребенок их стараниями подготовлен к жизни в средней школе? Умеет ли он соблюдать правила общего распорядка, слышать голос старшего, самостоятельно работать? Может ли он вообще делать что-то самостоятельно, или его семья склонна к гиперопеке?
А главное — это проблема мотивации, с которой учителя сейчас с трудом справляются, если нет подготовленной в семье почвы.
Родители хотят принимать самое активное участие в руководстве школой
Многие из них стремятся вникнуть во все школьные дела и непременно принять в них участие — это еще одна особенность современных родителей, особенно неработающих мам.
К сожалению, многие не понимают, что успешна и продуктивна совместная деятельность родителей, детей и учителей в организации праздников, на субботниках в школе, при оформлении кабинетов. Только в этом случае работа может стать плодотворной.
Родители передают ребенку свое отношение к школе
Нередки случаи, когда родитель чем-то недоволен и может сказать при ребенке про его учительницу не самые приятные слова. Безусловно, учителя занимают не первое место в жизни ребенка, но ведь невозможно водить его в школу без уважения к тем, кто ее создал и кто в ней работает.
Уважение к школе, к учителю начинается еще в детстве с несомненного авторитета родителей: «Это делать нельзя, потому что расстроит маму». Сначала ребенок понимает это неосознанно, позже — умом и сердцем, что можно, а что нельзя. Но в каждой семье существует своя система ценностей, и их ребенку надо последовательно прививать.
«… мамы и папы пытаются защитить детей, но получается обратный эффект. Это как в семье, где близкие люди ругаются при детях, уважение у младших к старшим теряется. А ученик, который не ценит преподавателя, никогда не будет его слушать», — поделилась в одном из интервью Екатерина Олесик — учитель истории и обществоведения Олтушской средней школы в Брестской области.
Родители растят потребителей
Еще один аспект современного родительства — гиперопека, когда ребенка стараются обеспечить максимальным уровнем комфорта, создавая самые лучшие условия во всем. Элементарный пример: если класс отправляется на экскурсию, многие родители будут категорически против метро — только автобус, только комфортабельный и желательно новый.
Родители растят капризных потребителей, совершенно неприспособленных к реальной жизни, не умеющих позаботиться не только о других, но и о себе. Но это не тема взаимоотношений родителей и школы — мне кажется, это общая проблема.
А есть и такие родители, которые становятся для учителей друзьями
Конечно же нельзя сажать всех в одну лодку. Есть среди родителей и те, кто становится другом на всю жизнь.
Это люди, которые с полуслова понимают учителя, принимают активное участие во всем, что они делают, с ними можно посоветоваться, обсудить что-то, они могут посмотреть на это дружеским взглядом, могут сказать правду, указать на ошибку, но при этом стараются понять, не становятся в позицию обвиняющего, умеют встать на место педагога.
Пожалуй, первое, что должен понять родитель — учителя не враги, а помощники в воспитании ребенка. Как мы уже сказали, только совместная работа родителей, детей и учителей способна дать в образовании положительные результаты.
www.velvet.by