cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Образование варварских королевств государство франков в 6 8 веках урок – «Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках».

«Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках».

Тема: Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках.

Цели: объяснить процесс образования варварских королевств, познакомить с системой управления Франкским королевством при Хлодвиге и переменами в обществе франков, с организацией христианской церкви.

Планируемые результаты:

предметные: научиться рассказывать о важнейших событиях становления средневековой Европы, используя основные и дополнительные источники информации; исследовать факторы, усилившие власть Хлодвига; расширять опыт оценочной деятельности на основе изучения роли и значения христианства; давать образную характеристику Хлодвига, Меровингов;

метапредметные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; разработать информационный проект «Средневековый монастырь»;

личностные УУД: формировать и развивать творческие способности через активные формы деятельности; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Организация христианской церкви»; карта «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационно-целевой этап.

  • Почему Средние века называют средними?

  • Какие две точки зрения об эпохе Средних веков существуют у историков?

  • По каким источникам можно изучать Средневековье?

  • Историк назвал эпоху Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то период застыли, взирая друг на друга». На уроке нам предстоит понять смысл этих слов.

  1. Актуализация знаний

— Что вы помните об образе жизни германцев из курса истории Древнего мира?

— Какие варварские народы нападали на Римскую империю в V в.?

— Какие из них захватывали Рим?

— Как вели себя германцы на захваченных землях империи?

— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.

(Ученики определяют цели урока.)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Франки захватывают Галлию.

  2. Как Хлодвиг управлял государством.

  3. Как росли владения знати.

Формулирование проблемных вопросов урока.

  • Почему произошло образование королевских государств?

  • Историк назвал эпоху Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то момент застыли, взирая друг на друга». Как можно объяснить эти слова?

  1. Работа по теме урока

1. Франки захватывают Галлию

В IV-VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины и на территории Римской империи создавали свои государства. Этот процесс получил название Великое переселение народов. Именно с этого времени ведет свой отсчет история Средних веков.

Задание: работая с картой «Римская империя и Великое переселение народов» с. 13, определите направления расселения германцев и назовите образованные ими государства.

(Проверка выполнения задания и запись в тетрадь: королевство вандалов, вестготов, остготов, франков, англов и саксов)

Вниз по течению Рейна шли германские племена франков. Они стремились завоевать Галлию, так как их привлекали ее плодородные равнины. В конце V в. среди франкских вождей выдвигается Хлодвиг из династии Меровингов.

Династия – ряд правителей из одного рода или одной семьи, сменявших друг друга на престоле.

Франки в 486 г. в упорном бою у города Суассона разгромили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.

Задание: прочитайте документ «Франкский историк VI века о случае с драгоценной чашей» и ответьте вопросы.

— Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску?

— Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»?

— Что изменилось через год в поведении короля и войска? Чем можно объяснить такую перемену?

(Ученики выполняют задание.)

  • Таким образом, власть военного вождя переходит в королевскую власть. Случай с драгоценной чашей показывает, что Хлодвиг, пользуясь поддержкой дружины, мог без суда убить своего подданного – рядового воина.

Вскоре франки отвоевали у вестготов юг страны, покорили другие германские племена к востоку от Рейна. Около 100 000 свободных франков расселились по соседству с местным населением. Они расчищали и распахивали пустующие земли. Хлодвиг с дружиной присвоил огромные владения.

2. Как Хлодвиг управлял государством

В конце V в. возникло государство франков, во главе которого встал Хлодвиг. Он стал главным правителем Франкского государства.

Мы сейчас должны сравнить систему управления франками.

Работая с текстом п. 2 § 1, исследуйте систему управления франками в период племенного вождизма сравните с управлением в период королевства франков.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Король:

  • Королю подчинялось население всей страны в военное и мирное время

  • Дружина стала постоянной военной силой

  • Важные решения король принимал сам, советуясь только со знатными людьми

  • На местах король назначал графов — правителей из близких ему людей

  • Составлен первый сборник законов франков «Салическая правда»

(Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)

Власть короля

Власть племенного вождя

основана на принуждении

наследственная власть

распространяется на жителей всей страны

армия — дружина

суд по писаным законам

основана на авторитете

выборная власть

распространяется на жителей одного племени

армия — народное ополчение;

суд народного собрания

3. Как росли владения знати

После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях франки не отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих владений и признала власть Хлодвига. Многие из их числа перешли к нему на службу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и колонов. Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной собственностью на землю, с правом собственника распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

Хлодвиг захватил очень большие территории, на которых проживали 6-8 млн человек.

Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собственностью римского императора. Впоследствии из этих владений потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами своим дружинникам в награду за службу. К концу VI в. знатные франки становятся крупными землевладельцами.

В этих условиях крестьяне постепенно теряли свободу. Как это происходило?

Задание: класс делится на четыре группы, каждая из которых знакомится с дополнительным материалом и готовит небольшие этюды.

Общее задание:

— назовите и охарактеризуйте пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян;

— укажите последствия этого процесса.

(группам раздаётся дополнительный иматериал)

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян:

  • Отдача под покровительство

  • Захват земли силой

  • Пожалования короля

  • Закабаление за долги

Последствия:

  • Рост крупных земельных владений знати и церкви.

  • Утрата крестьянами собственности на землю и личной свободы.

Перед смертью Хлодвиг разделил Франкское королевство между четырьмя сыновьями.

Основные последствия раздела государства франков:

  • войны потомков Хлодвига;

  • разорение земледельцев.

  • ослабление королевской власти.

Власть Меровингов слабела, а знать усиливалась. Особенно влиятельными стали управляющие дворцом – майордомы, власть которых простиралась далеко за пределы дворца.

К внутренним проблемам прибавилась и внешняя угроза: арабы, завоевав Пиренейский полуостров, угрожали франкам.

В такой момент страна нуждалась в сильной власти, и ее взял на себя майордом Карл. Он разбил арабов в битве при Пуатье в 732 году, за что получил прозвище «Мартелл» (молот). Но преследовать врага и захватить богатую добычу он не смог, поскольку для этого была нужна тяжелая конница.

Конница стала к тому времени самой грозной военной силой.Однако снарядить достаточно многочисленную конницу стоило очень дорого. Данные о стоимости вооружения и боевого коня есть в документах от VI в.: боевой конь и полное вооружение всадника (меч, копье, щит, броня, шлем) стоили столько же, сколько 15 коров — стадо, которое могло кормить целую деревню. В VIII в., видимо, эта цена была еще больше. И вот перед Карлом встали такие проблемы:

  1. Достоинства тяжеловооруженной конницы очевидны, но содержать коня под силу только крупному землевладельцу.

  2. Землевладельцы, получившие земли от Меровингов, служить майордому не хотят.

  3. Меровинги, раздав все земли, утратили власть.

Что делать?

Карл Мартелл стал раздавать своим воинам земли вместе с обрабатывавшими их крестьянами. На доход от этих земель владелец мог приобрести боевого коня, дорогостоящее вооружение и заниматься военным делом, не отвлекаясь на ведение хозяйства. Земли для раздачи майордом отобрал у знати и у церкви. Проблема была в том, что землевладельцы могли со временем отказаться нести за нее военную службу.

Но Карл нашел выход. Он стал отдавать землю не в полную собственность, но лишь пожизненно и при условии, что владелец будет нести военную службу – на коне и в полном вооружении. У тех, кто нарушал эти условия, землю отбирали. Это служило определенной гарантией долговременной службы тех, кого правитель наделял землей.

Такое земельное пожалование получило название бенефиций (с лат. благодеяние) — пожалование земли пожизненно и на условии несения военной службы.

Военную реформу Карла Мартелла часто называют бенефициальной.

Со временем бенефиции стали передаваться по наследству при условии, что новый владелец несет ту же службу. Такое земельное владение стало называться феод – земельное владение на условии несения военной службы. А владельца феода стали называть феодалом.

Сын Карла Мартелла Пипин, прозванный за маленький рост Коротким, пошел еще дальше. Заручившись поддержкой папы римского (главы церкви в Зап. Европе), в 751 году был провозглашен королем франков. Т.о. закончилась династия Меровингов. А для новой династии, могущественной, но не обладавшей авторитетом потомков Хлодвига, важно было создать дополнительные опоры своей власти, и здесь огромную роль сыграла санкция папы римского, а также церемония помазания на царство, которой во Франкском королевстве впервые удостоился именно Пипин. Но Пипин Короткий не остался в долгу. Победив напавших на Рим лангобардов, он передал их земли папе (показать на карте с.18). Эта сделка получила название «Пипинов дар». Так возникло Папское государство, которое просуществовало более 1000 лет, а его осколком сегодня является Ватикан в Риме.

  1. Подведение итогов урока

  • Представьте, что франка обвиняют в краже коня, но он ни в чем не виноват. Прочитайте дополнительный текст на с. 16 учебника и расскажите, как будет вести себя франк на суде. Чем будет отличаться его поведение от поведения на судебном процессе в наши дни?

— Какими способами и средствами Хлодвиг добивался своих целей? Какие черты характера проявились в его деятельности? Одобряете ли вы их? Почему? При ответе используйте исторический документ.

Когда Хлодвиг расправился с вождями, он собрал своих приближенных и стал жаловаться: «Горе мне, я остался как странник среди чужих и не имею родственников, которые могли бы подать мне помощь, если бы случилось несчастье». «Но он это говорил, — пишет летописец, — не потому, что горевал об их смерти, а по хитрости, рассчитывая, не сможет ли он случайно найти кого-либо из родственников, чтобы и его лишить жизни».

  1. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

Домашнее задание (дифференцированное)

§1вопросы и задания

Дополнительный материал для первой группы

Захват земли силой

Знатный франк во главе отряда дружинников приближается к деревушке. Вот лес поредел, показались крестьянские хижины, окруженные частоколом. По приказу своего начальника дружинники согнали крестьян на площадь.

— Кому принадлежит эта деревня? Кто ваш господин? — грозно спрашивает пришелец.

— Над нами нет господина. Мы свободные люди! — слышатся возгласы общинников.

— Этого не может быть! Если у вас нет господина, я теперь буду вашим господином. Эта земля отныне моя, и лес теперь мой, и река моя. А вы будете моими людьми!

Крестьяне слушают эти слова, понурив головы, спины их сгорблены. В одно мгновенье они потеряли свободу. Многие в отчаянии обращают взоры к небу, ожидая помощи от Бога. Но напрасны их мольбы и стоны. Крестьяне бессильны перед хорошо вооруженными дружинниками их нового господина. Лица дружинников суровы, их руки сжимают оружие; они готовы броситься на крестьян при малейшей попытке к сопротивлению.

Дополнительный материал для второй группы

Отдача под покровительство

С каждым годом все труднее становится общиннику вести хозяйство. Крестьянские земли со всех сторон окружены владениями богатых и сильных людей: с одной стороны земли графа — правителя области, назначенного королем, с другой — богача-судьи.

Все сильнее притесняют общинника его соседи. Почти каждый год в самую страдную пору, когда хлеб поспевает на полях, граф собирает войско в поход. Снарядиться общиннику надо за свой счет. А вернувшись из похода, он находит свое поле нескошенным, жену и детей голодными. Бывает и так: зайдет скотина на поле богатого соседа, тот тянет крестьянина в суд, и судья назначает высокий штраф за потраву. Королевские налоги тоже с каждым годом растут. Совсем невмоготу становится крестьянину вести свое хозяйство. В отчаянии он обращается за «помощью» к одному из сильных соседей. Вот он приходит в усадьбу к графу. Долго ждет общинник, пока граф соблаговолит выйти из дома. Наконец хозяин усадьбы появляется на крыльце. Крестьянин склоняется перед ним в глубоком поклоне и говорит:

— Господин, возьми меня под свою защиту. Буду служить тебе своим имуществом и своим трудом.

— Хорошо, — надменно произносит граф, — ты теперь будешь моим человеком. Отныне тебя не будут брать в войско, ты должен обрабатывать участок моего поля около леса, а к Рождеству и на Пасху приносить барана и двух кур.

И крестьянин подписывал грамоту, в которой были перечислены все работы и приношения для господина.

Дополнительный материал для третьей группы

Закабаление за долги

С каждым годом все труднее становится общиннику вести хозяйство. Крестьянские земли со всех сторон окружены владениями богатых и сильных людей: с одной стороны земли графа — правителя области, назначенного королем, с другой — богача-судьи.

Все сильнее притесняют общинника его соседи. Почти каждый год в самую страдную пору, когда хлеб поспевает на полях, граф собирает войско в поход. Снарядиться общиннику надо за свой счет. А вернувшись из похода, он находит свое поле нескошенным, жену и детей голодными. Бывает и так: зайдет скотина на поле богатого соседа, тот тянет крестьянина в суд, и судья назначает высокий штраф за потраву. Королевские налоги тоже с каждым годом растут. Совсем невмоготу становится крестьянину вести свое хозяйство. И тогда он идет к знатному соседу и просит у него в долг до следующего урожая зерна.

— Хорошо, я дам тебе в долг, но вернешь ты все с процентами. Соглашается общинник, но засуха уничтожила весь урожай. И тогда крестьянин подписывает грамоту, в которой обязуется работать на поле феодала и отдавать часть урожая своему господину.

Дополнительный материал для четвертой группы

Пожалования короля

В королевском указе сказано, что пришел его посланец в селение Конрат на реке Марне и в присутствии многих свидетелей передал это селение посланцам епископа Гинкмара.

— Почему короли делали такие подарки епископам?

— Какой способ закрепощения крестьян отражен в этом факте?

Дополнительный материал для первой группы

Знатный франк во главе отряда дружинников приближается к деревушке. Вот лес поредел, показались крестьянские хижины, окруженные частоколом. По приказу своего начальника дружинники согнали крестьян на площадь.

— Кому принадлежит эта деревня? Кто ваш господин? — грозно спрашивает пришелец.

— Над нами нет господина. Мы свободные люди! — слышатся возгласы общинников.

— Этого не может быть! Если у вас нет господина, я теперь буду вашим господином. Эта земля отныне моя, и лес теперь мой, и река моя. А вы будете моими людьми!

Крестьяне слушают эти слова, понурив головы, спины их сгорблены. В одно мгновенье они потеряли свободу. Многие в отчаянии обращают взоры к небу, ожидая помощи от Бога. Но напрасны их мольбы и стоны. Крестьяне бессильны перед хорошо вооруженными дружинниками их нового господина. Лица дружинников суровы, их руки сжимают оружие; они готовы броситься на крестьян при малейшей попытке к сопротивлению.

Дополнительный материал для второй группы

С каждым годом все труднее становится общиннику вести хозяйство. Крестьянские земли со всех сторон окружены владениями богатых и сильных людей: с одной стороны земли графа — правителя области, назначенного королем, с другой — богача-судьи.

Все сильнее притесняют общинника его соседи. Почти каждый год в самую страдную пору, когда хлеб поспевает на полях, граф собирает войско в поход. Снарядиться общиннику надо за свой счет. А вернувшись из похода, он находит свое поле нескошенным, жену и детей голодными. Бывает и так: зайдет скотина на поле богатого соседа, тот тянет крестьянина в суд, и судья назначает высокий штраф за потраву. Королевские налоги тоже с каждым годом растут. Совсем невмоготу становится крестьянину вести свое хозяйство. В отчаянии он обращается за «помощью» к одному из сильных соседей. Вот он приходит в усадьбу к графу. Долго ждет общинник, пока граф соблаговолит выйти из дома. Наконец хозяин усадьбы появляется на крыльце. Крестьянин склоняется перед ним в глубоком поклоне и говорит:

— Господин, возьми меня под свою защиту. Буду служить тебе своим имуществом и своим трудом.

— Хорошо, — надменно произносит граф, — ты теперь будешь моим человеком. Отныне тебя не будут брать в войско, ты должен обрабатывать участок моего поля около леса, а к Рождеству и на Пасху приносить барана и двух кур.

И крестьянин подписывал грамоту, в которой были перечислены все работы и приношения для господина.

Дополнительный материал для третьей группы

С каждым годом все труднее становится общиннику вести хозяйство. Крестьянские земли со всех сторон окружены владениями богатых и сильных людей: с одной стороны земли графа — правителя области, назначенного королем, с другой — богача-судьи.

Все сильнее притесняют общинника его соседи. Почти каждый год в самую страдную пору, когда хлеб поспевает на полях, граф собирает войско в поход. Снарядиться общиннику надо за свой счет. А вернувшись из похода, он находит свое поле нескошенным, жену и детей голодными. Бывает и так: зайдет скотина на поле богатого соседа, тот тянет крестьянина в суд, и судья назначает высокий штраф за потраву. Королевские налоги тоже с каждым годом растут. Совсем невмоготу становится крестьянину вести свое хозяйство. И тогда он идет к знатному соседу и просит у него в долг до следующего урожая зерна.

— Хорошо, я дам тебе в долг, но вернешь ты все с процентами. Соглашается общинник, но засуха уничтожила весь урожай. И тогда крестьянин подписывает грамоту, в которой обязуется работать на поле феодала и отдавать часть урожая своему господину.

Дополнительный материал для четвертой группы

В королевском указе сказано, что пришел его посланец в селение Конрат на реке Марне и в присутствии многих свидетелей передал это селение посланцам епископа Гинкмара.

— Почему короли делали такие подарки епископам?

— Какой способ закрепощения крестьян отражен в этом факте?

multiurok.ru

§1 .Образование Варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках.

План урока.

Тема: §1 .Образование Варварских королевств. Государство франков в VIVIII веках.

Цель урока: изучение образования варварских королевств и государство франков в VI-VIII вв.

Задачи:

  1. Образовательная: рассмотреть причину падения Западной Римской империи, показать специфику развития германских королевств; продемонстрировать особенности Франкского королевства, усвоить понятие «великое переселение народов».

  2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос.

  3. Воспитательная: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: иллюстрации учебника, доска.

Основные понятия: вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы, династия, граф, землевладелец, майордом, феодал, лангобард.

Основные исторические действующие лица: Хлодвиг, Меровинги, Карл Мартелл, Пипин Короткий, Каролинги.

Основные даты:

395 год н.э. – распад Римской империи на Западную и Восточную.

476 год н.э. – падение Западной Римской империи.

481г. н.э. – 511г. н.э. – годы правления Хлодвига.

732 год н.э. – сражение Карла Мартелла с арабами у города Пуатье.

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: беседа.

Ход урока:

  1. Организационный момент – [3 минуты]- приветствие, отметить отсутствующих.

Сделать анализ входного теста, объявить отметки.(договориться с ребятами о пересдаче) (5 минут).

  1. Проверка домашнего задания. [10 минут]

Письменное задание у доски:

  1. Начертить ленту времени и отметить на ней период средних веков.

  2. Отметить этапы средневековья.

Фронтальный опрос:

  1. На основе каких источников можно изучать период Средних веков?

  2. Какая религия в период Средневековья стала главенствующей и почему?

  3. Какие народности проживали на севере Западной Римской империи и какой у них был строй.

Проверить с обучающимися задания на доске. (отметки за домашнюю и работу на уроке в конце урока объявить)

  1. Изучение нового материала.

План (можно записать его на доске)

  1. Великое переселение народов.

  2. Германские королевства

  3. Королевство франков.

  1. Великое переселение народов. [7 минут]

Учитель: Ключевую роль в сокрушении Западной Римской империи сыграли германские племена, они проживали между Рейном и Эльбой. В конце IV в. Германское племя вестготов поселились на территории Римской империи. Оно скрывалось от нашествия восточного народов гуннов и нуждалось в покровительстве римского императора. За вестготами последовали и прочие германские племена. Этот процесс получил название Великое переселение народов.

К началу VI века германцы расселились на всей территории Зап. Римской империи: вандалы – В Сев.Африке, вестготы(западные готы) – в Испании, остготы – (восточные готы) – в Италии, франки – в Галлии, англы и саксы в Британии.

Рассмотреть данные территории на карте (стр. 13).

Пришедшие племена начали угрожать императорской власти и опустошать провинции Рима, отчасти под воздействием этих критических явлений произошло разделение на Западную и Восточную империю в 395 году н.э.

Запись в тетради:

395 год н.э. – распад Римской империи на Западную и Восточную.

В свою очередь Западная Римская империя оказалась не жизнеспособной и в 410 году н.э. подверглась жестокому разграблению вестготами, а 476 году н.э. вождь германцев Одоакр свергнул последнего римского императора Ромула Августула и отправил знаки императорской власти в столицу Восточной Римской империи, в Константинополь.

Запись в тетради:

476 год н.э. – падение Западной Римской империи.

  1. Германские королевства (1 минута)

В начале V века н.э. вестготы переместились в Южную Галлию и основали собственное королевство в Тулузе, впоследствии они распространили свое влияние на Пиренейский полуостров. В тоже время королем остготов стал Теодорих Великий, он захватил власть в 493 году. Он способствовал установлению мира между германской знатью и Римской империей. Теодорих поддерживал местные законы и традиции. Он сделал многое для обустройства своей столицы Равенны и восстановления Рима.

  1. Королевство франков. [7 минут]

На карте мы с вами смогли выяснить, что королевство франков образовалось в Сев. Галлии (на территории современной Франции). В 486 году н.э. среди франкских вождей выдвинулся хитрый и расчетливый Хлодвиг из династии Меровингов. Он разгромил римского наместника в Галлии под Суассоном, это и стало отправной точкой образования франкского королевства.

Запись в тетрадь:

481г. н.э. – 511г. н.э. – годы правления Хлодвига.

Династия – это череда правителей из одного рода (семьи) последовательно сменяющих друг друга.

Меровинги – первая династия франков.

Задание для самостоятельной работы в классе:

Прочитать исторический документ, который представлен на стр. 14 и ответить на вопросы, предложенные ниже. [3 минуты]

Учитель:

Король постепенно начал отказываться от собраний свободных франков, которые могли вмешиваться в управление страной. В свою очередь появился важный институт власти – королевский двор, он сконцентрировал в своих руках большинство административных функций. В отдаленные провинции Хлодвиг назначил доверенных лиц (графов). Именно при Хлодвиге были собраны воедино судебные обычаи франкского народа. Возникла Салическая Правда, по которой должны были судиться все франки. Хлодвиг и особенно его приемники чтобы укрепить свою власть щедро раздавали земли своим приближенным в награду за службу. Хлодвиг перед смертью разделили франкское королевство между 4мя своими сыновьями и вследствие чего это негативно сказалось на королевстве в целом, так как сыновья постоянно воевали и враждовали.

Битва при Пуатье.

Задание. Прочитать пункт 4-5 на стр.18-20. [ 5 минут]

Вопросы к классу:

  1. Какой итог был в битве при Пуатье?

  2. Объясните словосочетание «ленивые короли»

  3. Дать определение понятия майордом

  4. Кто такие феоды? (запись в тетрадь)

732 год н.э. – сражение Карла Мартелла с арабами у города Пуатье. запись в тетрадь

  1. Как Пипин Короткий стал официально королем франков?

  1. Закрепление нового материала: [2 минуты]

Экспресс опрос по параграфу.

  1. [1 минута] Домашнее задание: § 1, ответить устно на вопросы после §, задание в ТПО стр………………….учить записи в тетради, основные понятия и даты.

Объявить отметки за урок!!!! [1 минута]

Спасибо за внимание, до свидания!

infourok.ru

Конспект урока «Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 вв.

Урок 2. Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.

Цели: объяснить процесс образования варварских королевств, познакомить с системой управления Франкским королевством при Хлодвиге и переменами в обществе франков, с организацией христианской церкви.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться рассказывать о важнейших событиях становления средневековой Европы, используя основные и дополнительные источники информации; исследовать факторы, усилившие власть Хлодвига; расширять опыт оценочной деятельности на основе изучения роли и значения христианства; давать образную характеристику Хлодвига, Меровингов;

  • метапредметные : точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • личностные УУД: формировать и развивать творческие способности через активные формы деятельности; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование; карта «Образование Франкского королевства. иллюстрации учебника; мультимедийная презентация, интерактивная доска

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Историк назвал эпоху Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то период застыли, взирая друг на друга». На уроке нам предстоит понять смысл этих слов.

III. Актуализация знаний

задание на интерактивной доске по предшествующей теме

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Франки захватывают Галлию.

  2. Как Хлодвиг управлял государством.

  3. Как росли владения знати.

  4. .Битва при Пуатье

Формулирование проблемных вопросов урока.

Почему произошло образование королевских государств? Историк назвал эпоху

Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то момент застыли, взирая друг на друга». Как можно объяснить эти слова?

IV. Работа по теме урока

1. Франки захватывают Галлию

В IV-VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины и на территории Римской империи создавали свои государства. Этот процесс получил название Великое переселение народов. Именно с этого времени ведет свой отсчет история Средних веков.

Задание: работая с картой «Римская империя и Великое переселение народов», определите направления расселения германцев и назовите образованные ими государства.

(Проверка выполнения задания.)

Вниз по течению Рейна шли германские племена франков. Они стремились завоевать Галлию, так как их привлекали ее плодородные равнины. В конце V в. среди франкских вождей выдвигается Хлодвиг из рода Меровея. Следовательно, всех его потомков называли Меровингами.

Задание: найдите на карте территорию Франкского государства.

(Проверка выполнения задания.)

Франки в 486 г. в упорном бою у города Суассона разгромили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.

Задание: прочитайте документ «Франкский историк VI века о случае с драгоценной чашей» и ответьте вопросы.

— Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску?

— Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»?

— Что изменилось через год в поведении короля и войска? Чем можно объяснить такую перемену?

(Ученики выполняют задание.)

Вскоре франки отвоевали у вестготов юг страны, покорили другие германские племена к востоку от Рейна. Около 100 000 свободных франков расселились по соседству с местным населением. Они расчищали и распахивали пустующие земли. Хлодвиг с дружиной присвоил огромные владения.

2. Как Хлодвиг управлял государством

В конце V в. возникло государство франков, во главе которого встал Хлодвиг. Он стал главным правителем Франкского государства.

Разделившись на две группы, вы должны сравнить систему управления франками.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 § 1, исследуйте систему управления франками в период племенного вождизма.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 1, исследуйте систему управления франками в период королевства франков.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Король:

  • Королю подчинялось население всей страны в военное и мирное время

  • Дружина стала постоянной военной силой

  • Важные решения король принимал сам, советуясь только со знатными людьми

  • На местах король назначал графов — правителей из близких ему людей

  • Составлен первый сборник законов франков «Салическая правда»

(Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)

основана на принуждении

наследственная власть

распространяется на жителей всей страны

армия — дружина

суд по писаным законам

3. Как росли владения знати

После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях франки не отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих владений и признала власть Хлодвига. Многие из их числа перешли к нему на службу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и колонов. Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной собственностью на землю, с правом собственника распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Хлодвиг захватил очень большие территории, на которых проживали 6-8 млн человек.

Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собственностью римского императора. Впоследствии из этих владений потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами своим дружинникам в награду за службу. К концу VI в. знатные франки становятся крупными землевладельцами.

Хлодвиг перед смертью разделил Франкское королевство между четырьмя сыновьями.

Задание: предположите, какие последствия мог иметь этот шаг короля.

(Ученики выдвигают версии.)

Вы совершенно верно указали два основных последствия раздела государства франков:

— войны потомков Хлодвига;

— разорение земледельцев.

В этих условиях крестьяне постепенно теряли свободу. Как это происходило?

Задание: класс делится на четыре группы, каждая из которых знакомится с дополнительным материалом и готовит небольшие этюды.

Общее задание:

— назовите и охарактеризуйте пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян;

— укажите последствия этого процесса.

Последствия:

  • Рост крупных земельных владений знати и церкви.

  • Утрата крестьянами собственности на землю и личной свободы

4. Битва при Пуатье

— 732г.- сражение с арабами при Пуатье (слово учителя)

Что способствовало победе

Карла Мартелла? (с.19)

(Ответы учеников.)

Презентация работы первой группы

Ключевые понятия и термины, по которым можно составить рассказ: проповеди, приходы, обители, монахи, монастыри, обет, аббат, трапезная, кельи, грехи, высшее духовенство.

Презентация работы второй группы

. Подведение итогов урока

V. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. — § 2, задание 6.

infourok.ru

План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

Новая тема

1. Нам предстоит ответить на главный вопрос §, почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствами?

Давайте вспомним, откуда пошло слово «варвар», что оно значило. В античные времена варварами считались все иностранцы, не владевшие греческим языком и латынью, и отношение к ним было презрительное. Из всех варваров именно германцы сыграли главную роль в судьбе Римской империи.

Давайте посмотрим на карте территорию их расселения (с. 13).  Они жили к востоку от р. Рейн в лесистой местности. Основные занятия – охота, земледелие и скотоводство, ремесло и торговля. Отличались воинственностью. Читаем с.   . Во время войн возрастала роль вождей, верной опорой которых была дружина. Для дружины война была лучшим занятием, потому что в случае победы они приобретали богатую добычу и воинскую славу. Поэтому естественно, что германцы стремились к новым походам и битвам, и воевали они с Римом в течение многих веков.

В конце 4 века германское племя вестготов укрылось на территории Римской империи от натиска азиатских кочевников – гуннов. Но вели себя вестготы достаточно воинственно, начали грабить римские провинции. Вслед за вестготами пришли в движение многие германские племена. Так началось Великое переселение народов – эпоха массовых перемещений племен, которое в конечном итоге и привело к гибели Западной Римской империи.

2. Вспомните дату распада Римской империи. 395 год – империя разделилась на Западную и Восточную. О Восточной Римской империи мы поговорим позже, а вот век Западной оказался недолгим. Уже в 410 г. она была захвачена вестготами. А в 476 г. последний римский император был лишен своей власти. Этим событием заканчивается история Древнего мира.

Постепенно германские племена расселялись по территории бывшей Римской империи. В 418 году вестготы основали в южной Галлии первое германское королевство со столицей в Тулузе. Позже они захватили и Пиренейский полуостров. Одно за другим возникали все новые королевства: вандалов в Северной Африке, англов и саксов в Британии, бургундов и франков в Галлии, остготов в Италии (показать на карте). Прежде германцы не знали государства, они жили родоплеменным строем. И все эти образования – это попытки приспособиться к новым условиям жизни на завоеванных землях. Т.е. с помощью образования государства германцы пытались закрепить свою власть. Так как своих государственных традиций у них не было, они пытались использовать римские традиции. Но, как правило, родоплеменные обычаи были слишком сильны, что, несомненно, ослабляло власть германцев, и их государства оказались непрочными.

3. Во время Великого переселения народов пришел в движение и племенной союз франков, живших по нижнему течению Рейна и у побережья Северного моря. Возглавлял франков юный Хлодвиг, который стал основателем династии Меровингов. Под предводительством Хлодвига франки завоевали довольно обширную территорию – Галлию. И перед франками встала большая проблема – как управлять такой большой территорией. Хлодвиг из обычного вождя племени превратился в правителя обширной страны. Одно дело завоевать, но надо еще и удержать. Вот в этом вопросе и проявилась мудрость Хлодвига. Читаем с. 15 (как Хлодвиг управлял государством).

Какую политику проводил Хлодвиг? Франков было в десятки раз меньше, чем завоеванного населения. Поэтому каждый франк получил земельный участок, который сам и обрабатывал. Т.е. они закрепились на земле, завели свое хозяйство. Хлодвиг щедро одаривал своих соратников, и они были готовы признать за ним гораздо больше власти, чем прежде. Ну а местному населению, галло-римлянам, ничего не оставалось, как также признать его власть.

 Теперь давайте поговорим об организации управления во  франкском королевстве. Давайте попробуем составить схему. «Единолично» → король. Королевский двор, ополчение (ниже), дружина, графы. Т.о. все нити управления сходятся к королю. Управленческие функции – королевский двор, который был проводником власти короля. При дворе находились слуги и придворные, часть дружины, являвшейся военной опорой власти короля. На местах политику короля проводили графы, которые назначались из числа его приближенных. Королевское ополчение напрямую было подчинено монарху.

Серьезным шагом к укреплению королевской власти в новом государстве стало появление первого письменного сборника законов, записанных по приказу Хлодвига – «Салической правды». Салическая правда – уникальный документ, который дал историкам возможность проанализировать экономическую и социальную жизнь франков. Так что Хлодвигу нужно сказать большое спасибо, что ему пришло в голову записать эти древние судебные обычаи.

4. Хлодвиг укрепил свое положение раздачей земель, расправился с возможными претендентами на престол, укрепил свою власть с помощью сборника законов. Следующий его шаг – принятие крещения по римскому образцу в отличие от других германцев, которые приняли арианство. Что это значит? Поддержка местного населения, церкви, местного населения в соседних германских государствах, которые недолюбливали своих правителей ариан. Это облегчило ему последующие завоевания. Церковь стала верной союзницей франкских королей, а франки и римляне постепенно стали сливаться в один народ.

Теперь давайте вспомним главный вопрос сегодняшнего урока. Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствам?

— раздача земель (закрепление на земле, укрепление власти Хлодвига)

— система управления, основанная на сильной королевской власти (у остготов – римское право, сенат)

— привлечение римлян к власти

— принятие христианства по римскому образцу.

— Вывод какой можно сделать? Использование наследия уже несуществующей империи способствовало продвижению вперед в историческом развитии германских народов.

nsportal.ru

План-конспект урока по истории по теме: Конспект урока для 6 класса «Образование Варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках.»

План урока. 6 класс 2 урок

Тема: §1 .Образование Варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках.

Цель урока: изучение образования варварских королевств и государство франков в VI-VIII вв.

Задачи:

  1. Образовательная: рассмотреть причину падения Западной Римской империи, показать специфику развития германских королевств; продемонстрировать особенности Франкского королевства, усвоить понятие «великое переселение народов».
  2.  Развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос.
  3. Воспитательная: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: иллюстрации учебника, доска.

Основные понятия: вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы, династия, граф, землевладелец, майордом, феодал, лангобард.

Основные исторические действующие лица: Хлодвиг, Меровинги, Карл Мартелл, Пипин Короткий, Каролинги.

Основные даты:

395 год н.э. – распад Римской империи на Западную и Восточную.

476 год н.э.  – падение Западной Римской империи.

481г. н.э. – 511г. н.э. – годы правления Хлодвига.

732 год н.э. – сражение Карла Мартелла с арабами у города Пуатье.

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: беседа.

Ход урока:

  1. Организационный момент – [3 минуты]- приветствие, отметить отсутствующих.

Сделать анализ входного теста, объявить отметки.(договориться с ребятами о пересдаче) (5 минут).

  1. Проверка домашнего задания. [10 минут]

Письменное задание у доски:

  1. Начертить ленту времени и отметить на ней период средних веков.
  2. Отметить этапы средневековья.

Фронтальный опрос:

  1. На основе каких источников можно изучать период Средних веков?
  2. Какая религия в период Средневековья стала главенствующей и почему?
  3. Какие народности проживали на севере Западной Римской империи и какой у них был строй.

Проверить с обучающимися задания на доске. (отметки за домашнюю и работу на уроке в конце урока объявить)

  1. Изучение нового материала.

План (можно записать его на доске)

  1. Великое переселение народов.
  2. Германские королевства
  3. Королевство франков.
  1. Великое переселение народов. [7 минут]

Учитель: Ключевую роль в сокрушении Западной Римской империи сыграли германские племена, они проживали между Рейном и Эльбой. В конце IV в. Германское племя вестготов поселились на территории Римской империи. Оно скрывалось от нашествия восточного народов гуннов и нуждалось в покровительстве римского императора. За вестготами последовали и прочие германские племена. Этот процесс получил название Великое переселение народов.

К началу VI века  германцы расселились на всей территории Зап. Римской империи: вандалы – В Сев.Африке, вестготы(западные готы) – в Испании, остготы – (восточные готы) – в Италии, франки – в Галлии, англы и саксы в Британии.

Рассмотреть данные территории на карте  (стр. 13).

Пришедшие племена начали угрожать императорской власти и опустошать провинции Рима, отчасти под воздействием этих критических явлений произошло разделение на Западную и Восточную империю в 395 году н.э.

Запись в тетради:

395 год н.э. – распад Римской империи на Западную и Восточную.

В свою очередь Западная Римская империя оказалась не жизнеспособной и в 410 году н.э. подверглась жестокому разграблению вестготами, а 476 году н.э. вождь германцев Одоакр свергнул последнего римского императора Ромула Августула и отправил знаки императорской власти в столицу Восточной Римской империи, в Константинополь.

Запись в тетради:

476 год н.э.  – падение Западной Римской империи.

  1. Германские королевства (1 минута)

В начале V века н.э. вестготы переместились в Южную Галлию и основали собственное королевство в Тулузе, впоследствии они распространили свое влияние на Пиренейский полуостров. В тоже время королем остготов стал Теодорих Великий, он захватил власть в 493 году. Он способствовал установлению мира между германской знатью и Римской империей. Теодорих поддерживал местные законы и традиции. Он сделал многое для обустройства своей столицы Равенны и восстановления Рима.

  1. Королевство франков. [7 минут]

На карте мы с вами смогли выяснить, что королевство франков образовалось в Сев. Галлии (на территории современной Франции). В 486 году н.э. среди франкских вождей выдвинулся хитрый и расчетливый Хлодвиг из династии Меровингов. Он разгромил римского наместника в Галлии под Суассоном, это и стало отправной точкой образования франкского королевства.

Запись в тетрадь:

481г. н.э. – 511г. н.э. – годы правления Хлодвига.

Династия – это череда правителей из одного рода (семьи) последовательно сменяющих друг друга.

Меровинги – первая династия франков.

Задание для самостоятельной работы в классе:

Прочитать исторический документ, который представлен на стр. 14 и ответить на вопросы, предложенные ниже. [3 минуты]

Учитель:

  • Как Хлодвиг управлял государством.

Король постепенно начал отказываться от собраний свободных франков, которые могли вмешиваться в управление страной. В свою очередь появился важный институт власти – королевский двор, он сконцентрировал в своих руках большинство административных функций. В отдаленные провинции Хлодвиг назначил доверенных лиц (графов). Именно при Хлодвиге были собраны воедино судебные обычаи франкского народа. Возникла Салическая Правда, по которой должны были судиться все франки. Хлодвиг и особенно его приемники чтобы укрепить свою власть щедро раздавали земли своим приближенным в награду за службу. Хлодвиг перед смертью разделили франкское королевство между 4мя своими сыновьями и вследствие чего это негативно сказалось на королевстве в целом, так как сыновья постоянно воевали и враждовали.

Битва при Пуатье.

Задание. Прочитать пункт 4-5 на стр.18-20. [ 5 минут]

Вопросы к классу:

  1. Какой итог был в битве при Пуатье?
  2. Объясните словосочетание «ленивые короли»
  3. Дать определение понятия майордом
  4. Кто такие феоды? (запись в тетрадь)

732 год н.э. – сражение Карла Мартелла с арабами у города Пуатье. запись в тетрадь

  1. Как Пипин Короткий стал официально королем франков?
  1. Закрепление нового материала: [2 минуты]

Экспресс опрос по параграфу.

  1. [1 минута] Домашнее задание: § 1, ответить устно на вопросы после §, задание в ТПО стр………………….учить записи в тетради, основные понятия и даты.

Объявить отметки за урок!!!! [1 минута]

Спасибо за внимание, до свидания!

nsportal.ru

Разработка урока по истории «Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.»(6 класс)

Тема: §1 .Образование Варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках.

Класс: 6

Дата: 04.09.16г.

Цель урока: изучение образования варварских королевств и государство франков в VI-VIII вв.

Задачи:

  1. Образовательная: рассмотреть причину падения Западной Римской империи, показать специфику развития германских королевств; продемонстрировать особенности Франкского королевства, усвоить понятие «великое переселение народов».

  2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос.

  3. Воспитательная: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: иллюстрации учебника, доска, презентация.

Основные понятия: вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы, династия, граф, землевладелец, майордом, феодал, лангобард.

Основные исторические действующие лица: Хлодвиг, Меровинги, Карл Мартелл, Пипин Короткий, Каролинги.

Основные даты:

395 год н.э. – распад Римской империи на Западную и Восточную.

476 год н.э. – падение Западной Римской империи.

481г. н.э. – 511г. н.э. – годы правления Хлодвига.

732 год н.э. – сражение Карла Мартелла с арабами у города Пуатье.

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока:

I.Организационный момент – приветствие, отметить отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания. 

Фронтальный опрос:

  1. На основе каких источников можно изучать период Средних веков?

  2. Какая религия в период Средневековья стала главенствующей и почему?

  3. Какие народности проживали на севере Западной Римской империи и какой у них был строй.

III.Изучение нового материала.

План

  1. Великое переселение народов.

  2. Германские королевства

  3. Королевство франков.

1.Великое переселение народов.

Ключевую роль в сокрушении Западной Римской империи сыграли германские племена, они проживали между Рейном и Эльбой. В конце IV в. Германское племя вестготов поселились на территории Римской империи. Оно скрывалось от нашествия восточного народов гуннов и нуждалось в покровительстве римского императора. За вестготами последовали и прочие германские племена. Этот процесс получил название Великое переселение народов.

К началу VI века германцы расселились на всей территории Зап. Римской империи: вандалы – В Сев.Африке, вестготы(западные готы) – в Испании, остготы – (восточные готы) – в Италии, франки – в Галлии, англы и саксы в Британии.

Рассмотреть данные территории на карте (стр. 13).

Пришедшие племена начали угрожать императорской власти и опустошать провинции Рима, отчасти под воздействием этих критических явлений произошло разделение на Западную и Восточную империю в 395 году н.э.

Запись в тетради:

395 год н.э. – распад Римской империи на Западную и Восточную.

В свою очередь Западная Римская империя оказалась не жизнеспособной и в 410 году н.э. подверглась жестокому разграблению вестготами, а 476 году н.э. вождь германцев Одоакр свергнул последнего римского императора Ромула Августула и отправил знаки императорской власти в столицу Восточной Римской империи, в Константинополь.

Запись в тетради:

476 год н.э. – падение Западной Римской империи.

2.Германские королевства

В начале V века н.э. вестготы переместились в Южную Галлию и основали собственное королевство в Тулузе, впоследствии они распространили свое влияние на Пиренейский полуостров. В тоже время королем остготов стал Теодорих Великий, он захватил власть в 493 году. Он способствовал установлению мира между германской знатью и Римской империей. Теодорих поддерживал местные законы и традиции. Он сделал многое для обустройства своей столицы Равенны и восстановления Рима.

3.Королевство франков.

На карте мы с вами смогли выяснить, что королевство франков образовалось в Сев. Галлии (на территории современной Франции). В 486 году н.э. среди франкских вождей выдвинулся хитрый и расчетливый Хлодвиг из династии Меровингов. Он разгромил римского наместника в Галлии под Суассоном, это и стало отправной точкой образования франкского королевства.

Запись в тетрадь:

481г. н.э. – 511г. н.э. – годы правления Хлодвига.

Династия – это череда правителей из одного рода (семьи) последовательно сменяющих друг друга.

Меровинги – первая династия франков.

Король постепенно начал отказываться от собраний свободных франков, которые могли вмешиваться в управление страной. В свою очередь появился важный институт власти – королевский двор, он сконцентрировал в своих руках большинство административных функций. В отдаленные провинции Хлодвиг назначил доверенных лиц (графов). Именно при Хлодвиге были собраны воедино судебные обычаи франкского народа. Возникла Салическая Правда, по которой должны были судиться все франки. Хлодвиг и особенно его приемники чтобы укрепить свою власть щедро раздавали земли своим приближенным в награду за службу. Хлодвиг перед смертью разделили франкское королевство между 4мя своими сыновьями и вследствие чего это негативно сказалось на королевстве в целом, так как сыновья постоянно воевали и враждовали.

Битва при Пуатье

Вопросы к классу:

  1. Какой итог был в битве при Пуатье?

  2. Объясните словосочетание «ленивые короли»

  3. Дать определение понятия майордом

  4. Кто такие феоды? (запись в тетрадь)

732 год н.э. – сражение Карла Мартелла с арабами у города Пуатье-запись в тетрадь

  1. Как Пипин Короткий стал официально королем франков?

IV.Закрепление нового материала: 

Экспресс опрос по параграфу.

V.Домашнее задание: § 1, ответить устно на вопросы после §, учить записи в тетради, основные понятия и даты.

infourok.ru

Конспект урока на тему «Образование варварских королевств. Государство франков в 6 -8 веках».


План – конспект урока на тему: «Образование варварских королевств.
Государство франков в VI-VIII веках»
Ход урока:
Организационный момент. (1 минута)
Проверка домашнего задания (10 минут)
На прошлом уроке мы узнали, что такое Средневековье. Давайте вспомним:
Каковы хронологические рамки Средних веков? Почему их так называют?
На какие периоды делятся Средние века. Что характерно для каждого из периодов?
Кто такие варвары? Что вы можете сказать об их жизни? Чем они занимались?
Какие источники помогают изучать период Средневековья?
Изучение нового материала (25 минут)
На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами об образовании Варварских королевств в VI-VIII вв.
Откройте тетради и запишите тему урока – Образование варварских королевств. Государство Франков VI-VII вв.
Франки захватывают Галлию. (5 минут)
В 4-6 веков древние германцы расселялись по территории всей Европы. Этот процесс носит название Великое переселение народов. В 476 году один из вождей германцев сверг императора Западной Римской империи, таким образом ЗРИ превратила свое существование. Именно поэтому 476 год считается датой окончания истории Древнего мира и началом эпохи Средних веков. 476 год – падение ЗРИ, начло Средних веков.
К началу 6 века германцы расселились по всей территории бывшей ЗРИ, и образовали свои королевства. Посмотрите на карту на странице 13, и назовите территории завоеванные варварами и государства образованные на этих землях.
Франкское государство при Хлодвиге (5 минут)
Одним из королевств образованных варварами, стало Франкское государство. Его основателем считается Хлодвиг. В 486 году, он со своим войском в битве при Суассоне разгромил римлян, и подчинил себе Галлию, территорию на которой впоследствии и возникло Франкское королевство. 486 год – битва при Суассоне, создание Хлодвигом Франкского королевства. Хлодвиг (481-511) — основатель династии Мировнигов.
Территория Франкского королевства постепенно росла. Хлодвиг был очень жестоким правителем, для

educontest.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *