cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Византийская культура презентация – Презентация на тему «Культура Византии»

Презентация на тему "Культура Византии"

Презентация на тему: Культура Византии

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Культура Византии § 7 Начать урок Составил Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории МОУ СОШ с. Закаринье Слободского района Кировской области

№ слайда 2 Описание слайда:

План урока 1. Развитие образования. 2. Научные знания. 3. Архитектура. 4. Живопись. 5. Культурные связи Византии.

№ слайда 3 Описание слайда:

Задание на урок Почему в отличии от Западной Европы византийская культура не испытала упадка?

№ слайда 4
Описание слайда:

Повторение пройденного Выполните задание

№ слайда 5 Описание слайда:

Вступление В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

№ слайда 6 Описание слайда:

1. Развитие образования. Ученики в школе В VII—VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство. Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди. Византийский алфавит

№ слайда 7 Описание слайда:

1. Развитие образования. Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи. В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу. В высшей школе

№ слайда 8 Описание слайда:

2. Научные знания. Рукопись. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, — они должны были поражать воображение иноземных послов.

№ слайда 9 Описание слайда:

2. Научные знания. Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше. Греческий огонь Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе). Хирургические инструменты

№ слайда 10
Описание слайда:

2. Научные знания. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов. Византийский историк Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений. Представление о мире

№ слайда 11 Описание слайда:

3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений. Алтарь

№ слайда 12
Описание слайда:

3. Архитектура. Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор — помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) — вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре. неф притвор алтарь апсиды

№ слайда 13 Описание слайда:

3. Архитектура. Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники. Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе. Реконструкция и внутренний вид Айя-Софии

№ слайда 14 Описание слайда:

3. Архитектура. В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

№ слайда 15
Описание слайда:

4. Живопись. Мозаика В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме. Фреска

№ слайда 16 Описание слайда:

4. Живопись. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах — треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

№ слайда 17 Описание слайда:

4. Живопись. Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа. Мученики и мученицы

№ слайда 18 Описание слайда:

4. Живопись. В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица — все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц — торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых. Благословляющий Спаситель.

№ слайда 19 Описание слайда:

4. Живопись. В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

№ слайда 20 Описание слайда:

4. Живопись. В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь» — была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства. Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь.

№ слайда 21 Описание слайда:

5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран. Храм византийского стиля в Грузии

№ слайда 22 Описание слайда:

5. Культурные связи Византии. Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей. Кирилл и Мефодий Глаголица и кириллица

№ слайда 23 Описание слайда:

Повторение пройденного Выполните задание Завершить

№ слайда 24 Описание слайда:

Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г. Иллюстрации: - Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008. Видеофильм «Византия» ТК Культура из собрания Ильи Гузея http://video.mail.ru/mail/ilya_guzey/

№ слайда 25 Описание слайда:

Собор Святой Софии в описании современников Вернуться Прокопий Кесарийский. О постройках. Кн. I. Гл 1. (VI в.) «В него проникает необыкновенно много солнечного света, который к тому же отражается от мраморных стен. Весь его потолок отделан золо том... Кто в силах описать красоту колонн и цветных камней, которые украшают его? Может показаться, что ты находишься посреди луга с прекрасными цветами: одни их них пурпурного цвета, другие — зелено го, третьи горят малиновым, четвертые — ослепительно белым, а иные сверкают самыми разными цветами. Только попечением Бога родилось такое прекрасное творение». Поставьте вопросы к описанию собора.

№ слайда 26 Описание слайда:

Отрывок из фильма «Византия» Вернуться

№ слайда 27 Описание слайда:

Константинополь Влияние культуры Византии Восточные славяне - Русь Грузия, Армения Балканы Италия Вернуться

ppt4web.ru

435 Презентации на тему культура византии на Docme.ru

... . История Византии Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Именно византийская культура определила многие ... пусть еще слабые, предренессансные явления. Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. ...  

2 168

Культура Византии Окулов Александр МОУ «СОШ №30»10а класс 2007г. На протяжении истории Византии константинопольские художники и иконописцы неоднократно возрождали ... всегда оставалась средневековой. Одно из направлений в искусстве Византии – архитектура. Византийская архитектура до сих пор поражает ...  

977

... 6 класс Тема урока « Культура Византии» Сегодня на уроке • Вы познакомитесь с культурой Византии; • Выясните, каковы исторические ... 5. Культурные связи Византии. Исторические условия развития культуры Византии: Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню ...  

798

Тема урока • « Культура Византии» План: 1. Архитектура Византии -крестово-купольный тип храма -храм Святой Софии Премудрости Божией ... поэтому государство заботилось об образовании. Карта Константинополя Научные знания Византия было сокровищницей учёных и творческих людей. Лев Математик изобрёл ...  

512

... сложился новый идеал – «преображённый человек». Вся Византийская культура не только демонстрирует нам этот идеал, но выступает посредником ... преображения, совершенного богоподобия, которого только можно достичь. Культура Византии показала нам преображённого человека, если в иконах показан его ...  

274

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ После распада в 395 г. Римской империи Восточная часть—Византия (Балканы, Малая Азия, Ближний Восток, Северная ... вторая половина 9-10 века) ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКАЯ ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВНЕШНЯЯ ПОМПЕЗНОСТЬ ПАРАДНОСТЬ СТРОГАЯ ОБРЯДНОСТЬ СОЗНАНИЕ ...  

1 022

... Египет, Сирию, Болгарию, Сербию, Македонию, Армению, Грузию и др. страны. Культура Византии подарила миру: • крестово-купольный храм; • синтез мозаичных и фресковых росписей ... середины IX в. и до 1204 г. в художественная культура Византии переживает «второй золой век», в котором принято выделять два ...  

574

... из феодалов Византийский всадник IV Наука и культура Византия стала наследницей античной культуры. Государственным языком был греческий язык. По ... византийских икон«Владимирская Богоматерь»стала русской святыней Архитектура. Византия оказала влияние на соседние государства. Принятие христианства по ...  

201

... 2. Основные этапы развития средневековой русской культуры Культура раннего средневековья Русская культура в период раннего средневековья стала одной ... переработки этнических языческих традиций и христианской (православной) культуры Византии. Уже в период единого Древнерусского государства была создана ...  

378

... троне.XIIIв. Витраж. Цюрих. Истоки средневековой культуры: Основные этапы изучения средневековой культуры: I этап – культура Западной Европы (Англия, Франция, Германия) ... Базилика аббатства Сен-Дени XIIв. Париж II этап – Средневековая культура Византии (IV-XV) и Восточной Европы (Древняя Русь(XI- ...  

771

www.docme.ru

Презентация на тему Культура Византии

Слайд 1

Культура Византии

§ 7 Начать урок

Составил Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории МОУ СОШ с. Закаринье Слободского района Кировской области

Слайд 2

План урока

1. Развитие образования. 2. Научные знания. 3. Архитектура. 4. Живопись. 5. Культурные связи Византии.

Слайд 3

Задание на урок

Почему в отличии от Западной Европы византийская культура не испытала упадка?

Слайд 4

Повторение пройденного

Выполните задание

Слайд 5

Вступление

В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

Слайд 6

1. Развитие образования.

Ученики в школе

В VII—VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство. Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.

Византийский алфавит

Слайд 7

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи. В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

В высшей школе

Слайд 8

2. Научные знания. Рукопись.

Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, — они должны были поражать воображение иноземных послов.

Слайд 9

Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Греческий огонь

Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Хирургические инструменты

Слайд 10

Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Византийский историк

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

Представление о мире

Слайд 11

3. Архитектура.

Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

Алтарь

Слайд 12

Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор — помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) — вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.

неф притвор алтарь апсиды

Слайд 13

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники. Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

Реконструкция и внутренний вид Айя-Софии

Слайд 14

В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

Слайд 15

4. Живопись. Мозаика

В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.

Фреска

Слайд 16

Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах — треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Слайд 17

Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

Мученики и мученицы

Слайд 18

В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица — все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц — торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

Благословляющий Спаситель.

Слайд 19

В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

Слайд 20

В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь» — была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь.

Слайд 21

5. Культурные связи Византии.

В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Храм византийского стиля в Грузии

Слайд 22

Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей.

Кирилл и Мефодий

Глаголица и кириллица

Слайд 23

Завершить

Слайд 24

Использованные материалы

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г. Иллюстрации: - Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008. Видеофильм «Византия» ТК Культура из собрания Ильи Гузея http://video.mail.ru/mail/ilya_guzey/

Слайд 25

Собор Святой Софии в описании современников

Вернуться

Прокопий Кесарийский. О постройках. Кн. I. Гл 1. (VI в.) «В него проникает необыкновенно много солнечного света, который к тому же отражается от мраморных стен. Весь его потолок отделан золо том... Кто в силах описать красоту колонн и цветных камней, которые украшают его? Может показаться, что ты находишься посреди луга с прекрасными цветами: одни их них пурпурного цвета, другие — зелено го, третьи горят малиновым, четвертые — ослепительно белым, а иные сверкают самыми разными цветами. Только попечением Бога родилось такое прекрасное творение». Поставьте вопросы к описанию собора.

Слайд 26

Отрывок из фильма «Византия»

Слайд 27

Константинополь

Влияние культуры Византии

Восточные славяне - Русь

Грузия, Армения Балканы Италия

prezentacii.org

Презентация на тему "Средневековая культура Византии"

Выполнила:

Нафонова Елена

Культура Византии

История Византии

Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Именно византийская культура определила многие черты развития самых различных стран средневековой Европы. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-Vвв.в империи развернулись ожесточенныефилософско-богословскиеспоры. В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства.

Византия возникла в результате раздела Римской империи в 395 г. на восточную и западную части. Административно-экономическими культурным центром Византии стала провозглашенная в 330 г.

императором Константином древняя колония на берегах Босфора — Византий. Новая столица была названа в честь ее основателя Константинополем. По Миланскому эдикту 313 г. христианам давалось право на свободу вероисповедания, что послужило началом для утверждения христианства, позднее ставшего государственной религией Византии.

Однако и после этого на обширной территории Византийской империи существовало много религиозных и религиозно-философскихшкол, периодически возникали ереси. В сознании большинства подданных восточных императоров новые верования и обряды долго соседствовали со

Подобное двоеверие было весьма характерным для христианизировавшихся стран. Однако не всюду и не всегда крещение жителей и упрочение новых принципов организации религиозной жизни сопровождались напряженной умственной работой и исканиями, которыми богаты все века существования Византии. Xристианство становилось носителем новой этики, нового понимания человека и его места в мире.

В XI—XIIвв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Что отразилось на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. ВXI—XIIвв. в

Византии вновь возрождается жанр «историй», столь распространенный в ранней Византии.

Появляется много историков. В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Изменяются этические воззрения. Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XIIвв. ВIX-Хвв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести.

Христианство

Свою форму христианство приняло не сразу. Новое государство являлось хранителем и продолжателем древних традиций. Возникло соперничество западной и восточной Церквей — римской и константинопольской. Противоречия обострились в IХ—Xвв. Они порождались и богословскими, и политическими причинами. В 1054 г. произошел разрыв, который существует и до сих пор.

За западной Церковью закрепилось название католическая, за восточной

— православная. Еще раньше, в III—IХвв., Византию взбудоражила борьба иконоборцев с иконопочитателями. Иконоборцы, основываясь на одной из заповедей — не сотвори себе кумира — и на легенде об отказе Христа запечатлеть свой лик, не только отвергали иконы, но и уничтожали их. В ходе этой борьбы большой урон был нанесен искусству.

Издаются императорские указы против иконопочитателей; в храмах замазываются фрески и мозаики, уничтожаются иконы.

Борьба эта длилась долго. В какой-топериод иконопочитание было восстановлено, потом вновь запрещено и окончательно восстановлено только в 843 г.

Только со временем православие принимает свои канонические формы и утверждается в Византии как господствующая религия.

Эта борьба и трудности становления не могли не повлиять на процесс формирования и становления византийской художественной

культуры.

Византийская художественная культура

Византийская художественная культура во многом основывалась на античных представлениях о сути прекрасного, но трансформировала их в духе христианского вероучения. В результате

рождались новая эстетика и новые художественные формы, соответствующие нравственным запросам и эмоциональному восприятию

средневекового человека.

Новое мировоззрение, проявлялось во всех видах искусства. В переходное время трудно не заметить таких черт, как многоликость художественной практики и ярко выраженное местное своеобразие. Старые изобразительные формы разрушались, шел интенсивный поиск новых решений, на формирование которых оказала влияние античная философская мысль различных направлений.

Высшей точкой расцвета стал ХI век. Тогда наиболее полно и последовательно воплощались в эстетическую форму специфические византийские идеалы. Сведения о мире черпались из Библии и произведений древних авторов, главным образом греческих. Гармония искусства достигалась за счет строгих соблюдения правил.

Развитие станковой живописи

Наряду с монументальной мозаичной и фресковой живописью в византийском искусстве 10-12вв. развивается своеобразный вид станковой живописи - икона. Она выполнялась техникой яичной темперы или восковыми красками (энкаустика). Монументальная живопись оказала значительное воздействие на икону. Как и в мозаике, в иконе часто встречаются архитектурные элементы (арки, колонны), однако человеческая фигура господствует в композиции. Ландшафт и архитектурный фон - условны, число действующих лиц ограничено. Композиция строится вокруг центральной фигуры, большей по размеру. На иконе изображали Иисуса Христа, Богоматерь, святых. Изображению и самой иконе присваивали священное значение, способность творить чудеса.

Крупнейшим произведением этого вида искусство является икона столичной школы Владимирская Богоматерь, исполненная в 12 в. в иконографическом типе "Умиление" (младенец прижимается щекой к щеке матери). В первоначальном виде сохранились только лица Богоматери и Христа, свидетельствующие о наблюдательности мастера, сумевшего передать оттенки человеческих чувств и мыслей. Внутренняя близость матери и младенца никогда прежде не была раскрыта в искусстве с такой глубиной. Христос нежно обнял шею Богоматери, прижался к ее щеке, ласкаясь и как бы ища защиты.

Привлекают внимание глаза Марии, в которых поражает глубина трагического прозрения. Склонившись к младенцу она смотрит проникновенным взглядом, в нем безграничная любовь омрачена предвидением скорбной судьбы сына. Тонкие черты лица Богоматери, слегка обозначенные изогнутыми линиями, полны сдержанности и благородства.

Мягкие тона живописи, оливковорозовая, теплая гамма красок соответствуют строгоочерченному изящному рисунку. Прозрачность легких теней смягчает резкость линий. Освещенное лицо Христа написано в более свободной манере, краски положены густыми мазками. Контраст линейного и живописного исполнения подчеркивает одухотворенность образа Богоматери, который стал образцом для многих поздних

воспроизведений и подражаний.

studfiles.net

Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Культура Византии

Слайд 1

Тема урока « Культура Византии» Средние века 6 класс

Слайд 2

Вы познакомитесь с культурой Византии; Выясните, каковы исторические условия, повлиявшие на её развитие; Обогатите свой словарь новыми терминами; Сегодня на уроке

Слайд 3

1.Развитие образования. 2. Научные знания. 3. Архитектура. 4. Живопись. 5. Культурные связи Византии. План:

Слайд 4

Исторические условия развития культуры Византии: Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития? Город – центр торговли, ремесла и сильной власти Византия становится наследницей античной культуры Влияние христианства на культурное развитие Византии

Слайд 5

В VII – VIII веках греческий язык стал государственным языком. Для государства нужны были образованные люди, которые должны были составлять законы, указы, договора, поэтому государство заботилось об образовании. Развитие образования. Карта Константинополя

Слайд 6

Составим таблицу (вносим осн. мысли по ходу рассказа учителя) Математика Медицина Химия География История Научные знания в Византии

Слайд 7

Византия было сокровищницей учёных и творческих людей. Лев Математик изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстоянии, автоматическое устройство в тронном зале. Научные знания. Лев Математик

Слайд 8

Создавались учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного монастыря в Константинополе было создано медицинское училище ( первое в Европе) Научные знания.

Слайд 9

Развитие ремёсел и медицины способствовало развитию ХИМИИ. Сохранились древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарства; был изобретён « греческий огонь»- смесь из нефти и смолы. Научные знания.

Слайд 10

Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Особенно успешно развивалась история. Основанная на документах, рассказов очевидцев , личных наблюдениях. Научные знания.

Слайд 11

Составим таблицу Научные знания Медицина Химия География История Звуковая сигнализации при передачи сообщений на расстоянии, автоматическое в тронном зале (Лев Математик) В 11 веке в Константинополе создано первое в Европе медицинское училище. Составлены пособия по медицине. Изобретён « греческий огонь» - смесь из нефти и смолы. Применялся при сражениях на море и суше. Составлялись, чертились карты, планы городов. Путешественники составляли описание стран и народов. Исторические сочинения составлялись на основе документов, личных наблюдений, рассказов очевидцев

Слайд 12

Архитектура. Античный храм Все праздники проходят снаружи, на площади => важен наружный вид храма Христианский храм Обряд совершается внутри храма => важно внутреннее убранство храма

Слайд 13

В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами. Центральный неф увенчан 31 метровым куполом, сделанным из легкого кирпича. Купол опирался на барабан. Внешнее убранство было оформлено белым и красным кирпичом и каменными узорами. Архитектура. неф апсиды притвор алтарь

Слайд 14

Запишем термины. Притвор – помещение у западного, главного входа. Неф – вытянутая основа храма, где собирались верующие для молитвы.

Слайд 15

Запишем термины. Алтарь – место, куда могли входить только духовные лица. Апсид – полукруглая сводчатая ниша, которая выступала наружу.

Слайд 16

Архитектура. Храм Святой Софии называли « чудом из чудес».

Слайд 17

Архитектура.

Слайд 18

В X-XI веке вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм, установленный на круглом возвышении – барабане. Архитектура.

Слайд 19

Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и более продольных нефов, средний неф обычно шире и выше боковых Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Архитектура. Виды христианских храмов

Слайд 20

План-схема крестово-купольного храма Церковь Сан- Витале. Равенна.

Слайд 21

В Византии для украшения стен храмов использовали мозаику – изображения из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты, которую укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Живопись. Мозаика. Христос Пантократор

Слайд 22

В храмах и жилищах помещали иконы – живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на деревянных дощечках. Одна из наиболее почитаемых икон - « Владимирская Богоматерь» привезена на Русь из Византии. Живопись. Икона Владимирской Богоматери

Слайд 23

Картина Творческий образ, созданный фантазией художника Ей присуща индивидуальность автора, характерное цветовое решение, своеобразная манера живописи Икона Откровение Божие Она вне времени, символизирует инобытие нашего времени Авторство иконописца скрывается, так как икона – творение соборное Чем картина отличается от иконы?

Слайд 24

Прочитайте материал на стр. 56 – 57и будьте готовы ответить на вопросы. Культурные связи Византии.

Слайд 25

Подведём итог урока. Ответьте на вопрос4 на стр. 58

Слайд 26

Параграф 6, вопрос 1, 2 устно + новые понятия учить. Домашнее задание.

nsportal.ru

Презентация на тему "Средневековая культура Византии"

Выполнила:

Нафонова Елена

Культура Византии

История Византии

Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Именно византийская культура определила многие черты развития самых различных стран средневековой Европы. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-Vвв.в империи развернулись ожесточенныефилософско-богословскиеспоры. В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства.

Византия возникла в результате раздела Римской империи в 395 г. на восточную и западную части. Административно-экономическими культурным центром Византии стала провозглашенная в 330 г.

императором Константином древняя колония на берегах Босфора — Византий. Новая столица была названа в честь ее основателя Константинополем. По Миланскому эдикту 313 г. христианам давалось право на свободу вероисповедания, что послужило началом для утверждения христианства, позднее ставшего государственной религией Византии.

Однако и после этого на обширной территории Византийской империи существовало много религиозных и религиозно-философскихшкол, периодически возникали ереси. В сознании большинства подданных восточных императоров новые верования и обряды долго соседствовали со

Подобное двоеверие было весьма характерным для христианизировавшихся стран. Однако не всюду и не всегда крещение жителей и упрочение новых принципов организации религиозной жизни сопровождались напряженной умственной работой и исканиями, которыми богаты все века существования Византии. Xристианство становилось носителем новой этики, нового понимания человека и его места в мире.

В XI—XIIвв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Что отразилось на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. ВXI—XIIвв. в

Византии вновь возрождается жанр «историй», столь распространенный в ранней Византии.

Появляется много историков. В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Изменяются этические воззрения. Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XIIвв. ВIX-Хвв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести.

Христианство

Свою форму христианство приняло не сразу. Новое государство являлось хранителем и продолжателем древних традиций. Возникло соперничество западной и восточной Церквей — римской и константинопольской. Противоречия обострились в IХ—Xвв. Они порождались и богословскими, и политическими причинами. В 1054 г. произошел разрыв, который существует и до сих пор.

За западной Церковью закрепилось название католическая, за восточной

— православная. Еще раньше, в III—IХвв., Византию взбудоражила борьба иконоборцев с иконопочитателями. Иконоборцы, основываясь на одной из заповедей — не сотвори себе кумира — и на легенде об отказе Христа запечатлеть свой лик, не только отвергали иконы, но и уничтожали их. В ходе этой борьбы большой урон был нанесен искусству.

Издаются императорские указы против иконопочитателей; в храмах замазываются фрески и мозаики, уничтожаются иконы.

Борьба эта длилась долго. В какой-топериод иконопочитание было восстановлено, потом вновь запрещено и окончательно восстановлено только в 843 г.

Только со временем православие принимает свои канонические формы и утверждается в Византии как господствующая религия.

Эта борьба и трудности становления не могли не повлиять на процесс формирования и становления византийской художественной

культуры.

Византийская художественная культура

Византийская художественная культура во многом основывалась на античных представлениях о сути прекрасного, но трансформировала их в духе христианского вероучения. В результате

рождались новая эстетика и новые художественные формы, соответствующие нравственным запросам и эмоциональному восприятию

средневекового человека.

Новое мировоззрение, проявлялось во всех видах искусства. В переходное время трудно не заметить таких черт, как многоликость художественной практики и ярко выраженное местное своеобразие. Старые изобразительные формы разрушались, шел интенсивный поиск новых решений, на формирование которых оказала влияние античная философская мысль различных направлений.

Высшей точкой расцвета стал ХI век. Тогда наиболее полно и последовательно воплощались в эстетическую форму специфические византийские идеалы. Сведения о мире черпались из Библии и произведений древних авторов, главным образом греческих. Гармония искусства достигалась за счет строгих соблюдения правил.

Развитие станковой живописи

Наряду с монументальной мозаичной и фресковой живописью в византийском искусстве 10-12вв. развивается своеобразный вид станковой живописи - икона. Она выполнялась техникой яичной темперы или восковыми красками (энкаустика). Монументальная живопись оказала значительное воздействие на икону. Как и в мозаике, в иконе часто встречаются архитектурные элементы (арки, колонны), однако человеческая фигура господствует в композиции. Ландшафт и архитектурный фон - условны, число действующих лиц ограничено. Композиция строится вокруг центральной фигуры, большей по размеру. На иконе изображали Иисуса Христа, Богоматерь, святых. Изображению и самой иконе присваивали священное значение, способность творить чудеса.

Крупнейшим произведением этого вида искусство является икона столичной школы Владимирская Богоматерь, исполненная в 12 в. в иконографическом типе "Умиление" (младенец прижимается щекой к щеке матери). В первоначальном виде сохранились только лица Богоматери и Христа, свидетельствующие о наблюдательности мастера, сумевшего передать оттенки человеческих чувств и мыслей. Внутренняя близость матери и младенца никогда прежде не была раскрыта в искусстве с такой глубиной. Христос нежно обнял шею Богоматери, прижался к ее щеке, ласкаясь и как бы ища защиты.

Привлекают внимание глаза Марии, в которых поражает глубина трагического прозрения. Склонившись к младенцу она смотрит проникновенным взглядом, в нем безграничная любовь омрачена предвидением скорбной судьбы сына. Тонкие черты лица Богоматери, слегка обозначенные изогнутыми линиями, полны сдержанности и благородства.

Мягкие тона живописи, оливковорозовая, теплая гамма красок соответствуют строгоочерченному изящному рисунку. Прозрачность легких теней смягчает резкость линий. Освещенное лицо Христа написано в более свободной манере, краски положены густыми мазками. Контраст линейного и живописного исполнения подчеркивает одухотворенность образа Богоматери, который стал образцом для многих поздних

воспроизведений и подражаний.

studfiles.net

Презентация на тему Византийская культура

Презентацию на тему Византийская культура можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : МХК. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 24 слайда.

Слайд 1

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Слайд 2

Византийская империя

Слайд 3

Особенности византийской культуры

Синтез западных и восточных элементов при главенстве греко-римских традиций Сохранение традиций античной цивилизации, послуживших в последствии основой европейской культуры эпохи Ренессанса

Слайд 4

Крепкие государственные устои, способствовавшие сохранению светского художественного творчества Формирование православия, повлиявшего на философско-богословские воззрения, на систему христианских этических и эстетических ценностей

Слайд 5

Два начала в культуре: - пышная зрелищность - утонченный спиритуализм

Слайд 6

Богословские споры о смысле человеческого существования, месте человека во вселенной, о его возможностях

Антропологический максимализм (Древняя Русь)

Антропологический минимализм (Западная Европа)

Слайд 7

Предназначение христианского храма от отличие от античного (языческого)

Античный храм Все праздники проходят снаружи, на площади =>важен наружный вид храма

Христианский храм Обряд совершается внутри храма => важно внутреннее убранство храма

Слайд 8

Требования к внутреннему пространству христианской церкви

Должно быть вместительным и удобным для совершения ритуала Места для священнослужителей и «паствы» разграничены Особое место для алтаря Содержать христианскую символику

Слайд 9

Виды христианских храмов

Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и более продольных нефов, средний неф обычно шире и выше боковых

Слайд 10

Реконструкция церкви св.Петра Рим. 400 г.

Слайд 11

Церковь Сан-Аполинаре Равненна, начало 6 в.

Слайд 12

Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.

Слайд 13

План-схема крестово-купольного храма

Слайд 14

Церковь Сан-Витале Равенна

Слайд 15

Соборный Баптистерий Равенна, 5 в.

Слайд 16

Церковь Святых Апостолов. Салоников. 14 в.

Слайд 17

Монастырь Пантократор Стамбул. 12 в.

Слайд 18

Собор Святой Софии. Стамбул (Константинополь). 6 в.

Слайд 19

Главные формы византийской живописи

Монументальная ( мозаика) Станковая (иконопись) Книжная миниатюра

Слайд 20

Богородица и младенец с Иоанном II и Ириной. Св. София.

Слайд 24

Икона Владимирской Богоматери. Москва. Третьяковская галерея

prezentacii.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *