cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько периодов – Вопрос: В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько последовательно сменяю­щихся периодов. Что это за периоды? Выберите пра­вильный ответ: : Смотреть ответ

«Инфекционная заболеваемость людей» (7 класс)

Тест по ОБЖ для 7 класса на тему «Инфекционная заболеваемость людей»

(по учебнику Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2013г.)

1. Что такое эпидемия?

А. Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

Б. Массовое распространение инфекционного заболевания, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.

В. Процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.

2. Каких путей передачи инфекции НЕ существует?

А. Фекально-орального

Б. Механического

В. Жидкостного

Г. Параллельного

3. В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько последовательно сменяющихся периодов. Что это за периоды. Выберите правильный ответ:

А. Начальный период, период инфицирования, опасный период, заключительный период.

Б. Прединкубационный период, острое развитие болезни, пассивный период, выздоровление.

В. Скрытый (инкубационный) период, начало заболевания, активное проявление болезни, выздоровление.

4. Передача каких инфекций осуществляется воздушно-капельным путём?

А. Кишечных

Б. Инфекции дыхательных путей

В. Инфекции наружных покровов

5. Возбудитель каких инфекций передаётся через укусы кровососущих насекомых:

А. Инфекции наружных покровов

Б. Кишечные инфекции

В. Кровяные инфекции

6. Основной механизм заражения при кишечных инфекциях

А. Воздушно — капельный

Б. Фекально — оральный

В. Контактно – бытовой

Г. Через кровь

7. На каком этапе развития инфекционной болезни устанавливают окончательный диагноз

А. Начальном

Б. Инкубационном

В. Периоде разгара

8. Что такое инкубационный период?

А. Это время от начала заболевания до выздоровления.

Б. Это время от момента внедрения микроорганизма до проявления первых симптомов болезни.

В. Это время от начала заболевания до момента активного проявления болезни.

9. Что такое пандемия?

А. Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

Б. Процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.

В. Массовое распространение инфекционного заболевания, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.

10. Летне — осенний подъем заболеваемости имеет:

А. Дизентерия

Б. Грипп

В. Туберкулез

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б, Г

В

Б

В

Б

А

Б

В

А

Оценивание:

«2» — менее 5 баллов

«3» — 5-6 баллов

«4» — 7-8 баллов

«5» — 9-10 баллов

infourok.ru

Периоды болезни инфекционного заболевания

Особенностью инфекционной болезни является ее цикличность. Это означает, что в развитии инфекционного заболевания выделяют несколько последовательных периодов: инкубационный, начальный, разгара болезни и выздоровления. Каждый период имеет свои характерные признаки.

Инкубационный период

Период времени от момента заражения и до первых клинических проявлений болезни называется инкубационным (скрытым). Разные инфекционные болезни имеют различную длительность этого периода (от нескольких часов до месяцев и даже лет). В это время обычно не обнаруживается видимых нарушений здоровья. Для некоторых болезней ( корь, малярия, ангина, ветряная оспа и др.) длительность инкубационного периода настолько строго определена, что является одним из самых характерных признаков этого заболевания.

Начальный период

Начальный период – это время с момента появления первых признаков болезни до ее разгара.

В начальном периоде, как правило, нет характерных признаков, присущих для конкретного заболевания. Преобладают общие симптомы болезни (повышение температуры тела, недомогание, общая слабость, снижение работоспособности и др.).

Разгар болезни

По мере развития инфекционного заболевания появляются характерные для данной болезни признаки. Этот момент и означает начало периода разгара болезни. В дальнейшем многие признаки могут достигать своей максимальной выраженности.

Период выздоровления

С момента уменьшения выраженности проявлений инфекционного заболевания начинается период выздоровления (реконвалесценции), длительность которого зависит от многих факторов: тяжести перенесенного заболевания, сопутствующих заболеваний, особенностей организма, а также от качества проведенного лечения и объема выполненных реабилитационных мероприятий).

Иногда после перенесенного инфекционного заболевания наблюдаются остаточные явления, возникшие в период разгара, но сохраняющиеся на протяжении многих месяцев, лет и даже всей жизни (при полиомиелите, энцефалитах, дифтерии и др.)

При большинстве инфекционных болезней человек становится опасным для окружающих в конце инкубационного периода. Лишь в периоде выздоровления степень опасности заражения от больного значительно снижается. В этот же период наступает и полное очищение организма от болезнетворного агента.

Похожие статьи:

Найти ещё что-нибудь интересное:

www.doctorate.ru

23. В развитии инфекционного заболевания про­слеживаются несколько последовательно сменяю­щихся периодов. Что это за периоды? Выберите пра­вильный ответ:

а) начальный период, период инфицирования, опас­ный период, пассивный период, заключительный пе­риод;

б) прединкубационный период, острое развитие болезни, пассивный период, выздоровление;

в) скрытый (инкубационный) период, начало заболе­вания, активное проявление болезни, выздоровление.

24. Причинами сердечной недостаточности могут быть:

а) ревматические поражения сердечной мышцы, пороки сердца, инфаркт миокарда, физическое пере­напряжение, нарушение обмена веществ и авитами­нозы;

б) внутреннее и наружное кровотечение, повреж­дение опорно-двигательного аппарата, переутомле­ние, тепловой и солнечный удары;

в) тяжелые повреждения, сопровождающиеся кровопотерей, размозжение мягких тканей, раздробле­ние костей, обширные термические ожоги.

25. Самым надежным способом остановки кровоте­чения в случае повреждения крупных артериальных сосудов рук и ног является:

а) наложение давящей повязки;

б) пальцевое прижатие;

в) наложение жгута;

г) максимальное сгибание конечности.

26. Найдите ошибку, допущенную при перечисле­нии назначения повязки:

а) повязка предохраняет рану от воздействия воз­душной среды:

б) повязка предохраняет рану от загрязнения

в) повязка закрывает рану;

г) повязка уменьшает боль.

27. При оказании первой помощи в случае перело­ма запрещается:

а) проводить иммобилизацию поврежденных ко­нечностей;

б) вставлять на место обломки костей и вправлять на место вышедшую кость;

в) останавливать кровотечение.

28. Какие из причин могут вызвать травму позво­ночника:

а) удар твердым предметом по пальцам ног;

б) потоп;

в) выпадение радиоактивных веществ;

г) удар электрическим током.

29. Определите правильность и последователь­ность оказания первой медицинской помощи постра­давшему при переломе грудины и закрытом пневмо­тораксе:

а) если есть возможность, дать пострадавшему кис­лород, вызвать «скорую помощь», держать позвоноч­ник в неподвижном состоянии, дать пострадавшему успокаивающее средство;

б) дать пострадавшему успокаивающее средство, поддерживать необходимую температуру тела постра­давшего, на грудину положить холод, вызвать «ско­рую помощь»;

в) дать пострадавшему обезболивающее средство, придать ему возвышенное положение с приподнятым изголовьем, если есть возможность, дать кислород, срочно вызвать «скорую помощь».

30. Каковы правильные действия по нанесению прекардиального удара в области грудины:

а) прекардиальный удар, короткий и достаточно резкий, наносится в точку, расположенную на груди­не выше мечевидного отростка на 2—3 см, локоть ру­ки, наносящей удар, должен быть направлен вдоль тела пострадавшего, сразу после удара выяснить возобновилась ли работа сердца

б)прекардиальный удар наносится ладонью в точ­ку, расположенную на грудине выше мечевидного от­ростка на 2—3 см и на 2 см влево от центра грудины, локоть руки, наносящей удар, должен быть направлен поперек тела пострадавшего, удар должен быть скользящим;

в) прекардиальный удар наносится ребром сжатой в кулак ладони в точку, расположенную на грудине выше мечевидного отростка на 2—3 см и на 2 см влево от центра грудины, после первого удара сделать вто­рой удар.

studfiles.net

Контрольная работа — ОБЖ — 10 класс — II полугодие

Предлагаю вашему вниманию контрольную работу для второго полугодия по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10 класса по темам:

  • сохранение и укрепление здоровья — важнейшая часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности
  • основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
  • здоровый образ жизни и его составляющие
  • вредные привычки, их влияние на здоровье человека, профилактика вредных привычек

 

Содержание работы

Контрольная работа состоит из 40 вопросов (по 1 на каждую тему), с одним правильным вариантом ответа в каждом. Максимально можно набрать 40 баллов. Собственно вы можете выбрать несколько вопросов для проведения текущего контроля после изучения представленных выше тем.

В текстовом файле внизу статьи вы можете скачать тест и ответы к нему.

Вопросы контрольной работы

  1. Из приведенных определений здоровья выберите то, которое принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
    1. Здоровье человека — это отсутствие болезней и физических недостатков.
    2. Здоровье человека — это отсутствие у него болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом.
    3. Здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
    4. Здоровье человека — это его способность противостоять заболеваниям.
  2. Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что здоровье человека примерно на 50% зависит от
    1. образа жизни;
    2. экологических факторов;
    3. наследственности;
    4. состояния медицинского обслуживания населения.
  3. Любая деятельность человека происходит в условиях постоянного воздействия внешней среды. Из приведенных групп факторов воздействия внешней среды выберите те, которые сильнее всего влияют на здоровье человека.
    1. генетические, общественные, медицинские;
    2. природные, техногенные, социальные;
    3. материальные, политические, расовые;
    4. химические, идеологические, умственные.
  4. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводят врачи-специалисты
    1. Хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости врачи других специальностей.
    2. Терапевт, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости школьный врач.
    3. Невропатолог, психиатр, окулист, стоматолог, а в случае необходимости представители наркологического и кожно-венерологического диспансера.
    4. Дерматолог, психиатр, окулист, стоматолог, а в случае необходимости врачи психоневрологического и противотуберкулезного диспансера.
  5. На протяжении суток состояние организма и его работоспособность подвергаются четким ритмическим колебаниям, которые называются
    1. физиологическими;
    2. режимом труда;
    3. процессом отдыха;
    4. биологическими.
  6. Как вы понимаете, что такое духовное здоровье?
    1. знание культуры и искусства;
    2. начитанность и образованность человека;
    3. умение воспринимать красоту окружающего мира;
    4. состояние системы мышления и мировоззрения.
  7. Укажите основные физические качества личности человека.
    1. способность поднять большой вес, быстрая реакция;
    2. способность передвинуть тяжелый груз с места на место, хорошее зрение и обоняние;
    3. сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость;
    4. крепкая костно-мышечная система, ловкость и хорошая работа легких.
  8. Гипотония — это
    1. избыток движения;
    2. пониженное артериальное давление;
    3. физическое перенапряжение организма;
    4. недостаток движения.
  9. Укажите основные принципы, составляющие основу закаливающих процедур.
    1. систематичность, малое время для процедур;
    2. разнообразие средств, индивидуальность, простота;
    3. постепенность, регулярность и систематичность, многофакторность, учет индивидуальных особенностей организма;
    4. творческий подход, наглядность, постепенность.
  10. Умение управлять своими эмоциями, проводить профилактику невротических состояний включает в себя
    1. регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание;
    2. обоняние, четкую работу нервной системы;
    3. строгое соблюдение установленного режима жизнедеятельности;
    4. аутотренинг, саморегуляцию, самовнушение.
  11. Передача каких инфекций осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем?
    1. инфекции дыхательных путей;
    2. кишечные инфекции;
    3. кровяные инфекции;
    4. кожные заболевания.
  12. Возбудитель каких инфекций передается через укусы кровососущих насекомых?
    1. инфекции наружных покровов;
    2. кишечные инфекции;
    3. кровяные инфекции;
    4. кожные инфекции.
  13. Что такое инкубационный период? Из приведенных определений выберите правильный ответ:
    1. промежуток времени от момента начала заболевания до выздоровления;
    2. время от заражения до первых клинических проявлений;
    3. время от начала заболевания до момента активного проявления болезни;
    4. период времени от внедрения микроорганизмов до полного выздоровлении.
  14. Иммунитет с биологической точки зрения — это
    1. основа хорошего здоровья каждого человека;
    2. состояние защиты внешнего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;
    3. способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;
    4. способы защиты организма от вредных микроорганизмов.
  15. В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько последовательно сменяющихся периодов. Что это за периоды? Выберите правильный ответ.
    1. скрытый (инкубационный) период, начало заболевания, активное проявление болезни, выздоровление;
    2. пред инкубационный период, острое развитие болезни, пассивный период, выздоровление;
    3. начальный период, период инфицирования, опасный период, период лечения;
    4. период заболевания, пассивный период, период лечения, заключительный период.
  16. К центральным органам иммунной системы человека относятся
    1. лёгкие, сердце, кровь, головной мозг;
    2. костный мозг и вилочковая железа;
    3. почки, лёгкие, поджелудочная железа, нервная система;
    4. нервная система, мочеполовая система.
  17. К инфекциям дыхательных путей относятся
    1. холера, полиомиелит, дизентерия;
    2. малярия, чума, сыпной тиф;
    3. грипп, ангина, дифтерия;
    4. чесотка, сибирская язва, столбняк.
  18. Какие из указанных ниже заболеваний передаются контактно-бытовым путем?
    1. чума, холера, бешенство;
    2. грипп, оспа, скарлатина;
    3. сифилис, гонорея, грибковые заболевания на коже и ногтях;
    4. брюшной тиф, корь, краснуха.
  19. Какие вы можете выделить виды иммунитета?
    1. повседневный, устойчивый;
    2. приобретенный, врожденный;
    3. иммунитет крови, костного мозга;
    4. постоянный, наследственный.
  20. Метод создания активного иммунитета против инфекционных болезней путем введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов — это
    1.  специфическая профилактика;
    2. неспецифическая профилактика;
    3. интоксикация;
    4. вакцинация.
  21. Здоровый образ жизни — это
    1. мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье;
    2. индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья;
    3. система жизнедеятельности человека, в которой главным составляющим является отказ от курения, алкоголя и диетическое питание;
    4. это установленный человеком режим занятий физической культурой и спортом, а также профилактики заболеваний.
  22. Режим жизнедеятельности человека — это
    1. установленный порядок работы, отдыха, питания и спи;
    2. система деятельности человека в быту и на производстве;
    3. индивидуальная форма существования человека в условиях среды обитания;
    4. соблюдение этических правил поведения в обществе и культура безопасности человека в окружающей среде.
  23. Какие основные функции выполняет питание в жизни человека?
    1. снижает психологические и физические нагрузки;
    2. осуществляет необходимое взаимодействие между духовным и физическим здоровьем;
    3. поддерживает биологическую жизнь и обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой;
    4. позволяет успешно преодолевать физические и психологические нагрузки в процессе повседневной деятельности.
  24. Основной причиной умственного утомления является (-ются)
    1. длительная и интенсивная умственная деятельность;
    2. длительная и интенсивная деятельность опорно-двигательного аппарата;
    3. нарушение деятельности системы кровообращения;
    4. недостаточное рациональное питание, возможные конфликты со сверстниками.
  25. Двигательная активность — это
    1. ежедневная система физической тренировки организма;
    2. периодические физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат;
    3. сумма движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности;
    4. способность человеческого организма длительное время выполнять какую-либо работу.
  26. Причинами переутомления старшеклассников являются
    1. строгое соблюдение режима жизнедеятельности школьника;
    2. умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых;
    3. занятие школьника несколькими увлечениями интеллектуального и эстетического содержания;
    4. активная нагрузка при занятиях в спортивных секциях, регулярное участие в спортивных состязаниях.
  27. Гиподинамия — это
    1. недостаток движения;
    2. избыток движения;
    3. физическое перенапряжение организма;
    4. повышенное артериальное давление.
  28. Основными составляющими тренированности организма человека являются
    1. сила, ловкость, умение выдерживать различные нагрузки, высокая работоспособность;
    2. сердечно-дыхательная выносливость, мышечная сила и выносливость, скоростные качества, гибкость;
    3. выносливость опорно-двигательного аппарата, своевременная реакция центральной нервной системы на изменение физических нагрузок, гибкость и ловкость;
    4. ловкость, быстрота, гибкость, нервно-психическая устойчивость организма.
  29. Сердечно-дыхательная выносливость — это
    1. способность выдерживать в течение суток предельно допустимые нагрузки;
    2. способность выдерживать в течение недели чередование лёгких, средних и тяжёлых нагрузок;
    3. способность выдерживать в течение длительного времени физическую нагрузку умеренной интенсивности;
    4. отсутствие заболеваний сердечно-сосудистой системы.
  30. Какую из составляющих тренированности организма человека можно развивать с помощью упражнений на растягивание связок и мышц?
    1. гибкость;
    2. скоростные качества;
    3. мышечную выносливость;
    4. сердечно-дыхательную выносливость.
  31. Различают три стадии никотиновой зависимости. По описаниям, приведенным ниже, определите её вторую стадию.
    1. Эпизодическое курение не более 5 сигарет в день, никотиновой абстиненции не наблюдается (то есть прекращение курения не вызывает никаких расстройств), небольшие изменения в деятельности нервной системы полностью обратимы.
    2. Постоянное курение от 1 до 1,5 пачки в день; вырабатывается привычка курить натощак, сразу после еды и среди ночи; привыкание к табаку очень сильное; прекращение курения вызывает тяжёлое состояние курильщика; выражены изменения в нервной системе и во внутренних органах. Общая картина токсического разрушения организма характеризуется как заболевание.
    3. Постоянное курение от 5 до 15 сигарет в день; появляется небольшая физическая зависимость; при прекращении курения развивается состояние, тяжёлое в физическом и психологическом отношении, его снимает выкуривание очередной сигареты.
    4. Постоянное нахождение в роли пассивного курильщика, появляется небольшая психическая зависимость, небольшие изменения в деятельности нервной системы.
  32. Из перечисленных ниже симптомов выберите те, которые являются признаками острого отравления никотином.
    1. горечь во рту, кашель, головокружение, тошнота, слабость, недомогание, бледность лица;
    2. покраснение глаз, боль в области грудины, отёк лица;
    3. потеря ориентировки, увеличение лимфатических узлов;
    4.  ухудшение зрения, восприятия окружающих, плохой аппетит.
  33. Что происходит с алкоголем, попавшим в организм человека?
    1. быстро выводится вместе с мочой;
    2. никогда не выводится из организма;
    3. разлагается на вещества, полезные для функционирования кровеносных сосудов;
    4. растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительное действие на все ткани и органы.
  34. Отрицательное влияние алкоголя на органы человека характеризуется
    1. нарушением защитной функции печени, мозжечка, развитием туберкулеза;
    2. развитием сахарного диабета, увеличением мочевого пузыря;
    3. снижением защитной функции организма при переохлаждении;
    4. разложением костной ткани и образованием злокачественных опухолей.
  35. Признаками алкогольного отравления являются
    1. пожелтение кожи, ухудшение слуха, отсутствие реакции зрачков на свет, отсутствие аппетита, понижение иммунитета;
    2. головокружение, тошнота и рвота, уменьшение сердечных сокращений и понижение артериального давления, возбуждение или депрессивное состояние;
    3. отсутствие речи, резкое повышение температуры тела и артериального давления;
    4. замедление реакции, плохой сон, повышенная потливость, воспаление лимфатических узлов.
  36. Укажите верную последовательность оказания первой медицинской помощи при алкогольном отравлении.
    1. Уложить пострадавшего на бок и очистить ему дыхательные пути, промыть желудок, положить на голову холодный компресс, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом, вызвать «скорую помощь».
    2. Уложить пострадавшего на спину и очистить ему дыхательные пути, промыть желудок, положить к ногам тёплую грелку, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом, вызвать «скорую помощь».
    3. Уложить пострадавшего на бок, промыть желудок, положить на голову холодный компресс, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом.
    4. Дать обезболивающее средство, провести массаж тела, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом, приложить к ногам холодный компресс.
  37. Три основных признака наркомании и токсикомании — это
    1. вкусовая и биологическая зависимость, изменение сексуального влечения;
    2. зрительная и химическая зависимость, изменение материального положения;
    3. физиологическая, умственная и вкусовая зависимость;
    4. психическая и физическая зависимость, изменения чувствительности к наркотику.
  38. Какой вред будет причинен здоровью человека в случае употребления некачественного алкоголя (с содержанием метанола)?
    1. разрушение большего количества клеток головного мозга;
    2. сильное опьянение и похмелье;
    3. от ослепления до смерти;
    4. не будет ничего плохого.
  39. Какое ядовитое вещество, содержащееся в табачном дыме, оказывает наиболее сильное отрицательное воздействие на организм человека при курении?
    1. табачный дёготь;
    2. сероводород;
    3. углекислота;
    4. никотин.
  40. Какое(-ие) вещество(-а), содержащееся(-иеся) в табаке, способствует(-ют) образованию раковых опухолей у курильщиков?
    1. цианистый водород;
    2. никотин;
    3. эфирные масла;
    4. радиоактивные вещества.

Таблица ответов

Файлы для загрузки

konspekt-urokov.ru

Периоды инфекционной болезни.

  1. Инкубационный– с момента внедрения инфекционного агента в организм и до начала клинических проявлений.

  2. Продромальный– с первых клинических проявлений (субфебрильная температура, недомогание, слабость, головная боль и т.д.).

  3. Период основных (выраженных) клинических проявлений (разгар болезни)– наиболее существенные для диагностики специфические клинические и лабораторные симптомы и синдромы.

  4. Период угасания клинических проявлений.

  5. Период реконвалесценции– прекращение размножения возбудителя в организме больного, гибель возбудителя и полное восстановление гомеостаза.

Иногда на фоне клинического выздоровления начинает формироваться носительство – острое (до 3 мес), затяжное (до 6 мес), хроническое (более 6 мес).

Формы инфекционного процесса.

По происхождению:

  1. Экзогенная инфекция– после заражения микроорганизмом извне

  2. Эндогенная инфекция – вызвана микроорнизмами, находящимися в самом организме.

По локализации возбудителя:

  1. Очаговая — возбудитель остается в месте входных ворот и не распространяется по организму.

  2. Генерализованная – возбудитель распространяетяс по организму лимфогенно, гематогенно, периневрально.

Бактериемия– микроорганизм некоторое время находится в крови, не размножаясь в ней.

Септицемия (сепсис)– кровь является постоянным местом обитания микроорганизмов и местом их размножения.

Токсинемия (антигенемия)– поступление в кровь антигенов и токсинов бактерий.

По числу видов возбудителей:

  1. Моноинфекция – вызывается одним видом микроорганизмов.

  2. Смешанная (mixt) – несколько видов одновременно вызывают заболевание.

По повторным появлениям заболевания, вызванного теми же или другими возбудителями:

  1. Вторичная инфекция – к уже развившемуся заболеванию, вызванному одним видом микроорганизмов, присоединяется новый инфекционный процесс, вызванный другим видом микроорганизма (ов).

  2. Суперинфекция – повторное заражение больного тем же микроорганизмом с усилением клинической картины данного периода болезни.

  3. Реинфекция – повторное заражение тем же видом микроорганизма после выздоровления.

Эпидемический процесс– процесс возникновения и распространения специфических инфекционных состояний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем.

Звенья эпидемического процесса:

  1. Источник инфекции

  2. Механизм и пути передачи

  3. Восприимчивый коллектив

Классификация по источнику инфекции:

1. Антропонозные инфекции– источником инфекции служит только человек.

2. Зоонозные инфекции – источником являются больные животные, но может болеть и человек.

3. Сапронозные инфекции– источником инфекции являются объекты окружающей среды.

Механизм передачи– способ перемещения возбудителя из зараженного организма в восприимчивый.

Осуществляется в 3 фазы:

1. Выведение возбудителя из организма хозяина

2. Пребывание в объектах окружающей среды

3. Внедрение возбудителя в восприимчивый организм.

Различают: фекально-оральный, аэрогенный (респираторный), кровяной (трансмиссивный), контактный, вертикальный (от матери к плоду).

Пути передачи– элементы внешней среды или их сочетание, обеспечивающее попадание микроорганизма из одного макроорганизма в другой.

Локализация возбудителей в организме

Механизм передачи

Пути передачи

Факторы передачи

ЖКТ

Фекально-оральный

Алиментарный

Водный

Контактно-бытовой

Пища

Вода

Грязные руки, посуда

Респираторный тракт

Аэрогенный (респираторный)

Воздушно-капельный

Воздушно-пылевой

Воздух

Пыль

Кровь

Кровяной

Через укусы кровососущих насекомых и др.

Парентеральный

Половой

Эктопаразиты

Кровь

Шприцы, хирургический инструментарий, инфузионные растворы и т.д.

Наружные покровы

Контактный

Раневой

Контактно-половой

Режущие предметы, пули и т.д.

Зародышевые клетки

Вертикальный

Классификация по степени интенсивности эпидемического процесса.

  1. Спорадическая заболеваемость – обычный уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в данный исторический отрезок времени.

  2. Эпидемия – уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени, резко превышающий уровень спорадической заболеваемости.

  3. Пандемия – уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени, резко превышающий уровень эпидемии.

Классификация эпидемий:

  1. Природно-очаговая – связана с природными условиями и ареалом распространения резервуаров и переносчиков инфекции (напр., чума).

  2. Статистическая– обусловлена комплексом климато-географических и социально-экономических факторов (напр., холера в Индии и Бангладеш).

5

studfiles.net

Периоды развития инфекционных болезней

Инфекционные заболевания протекают циклично. В зависимости от этиопатогенеза заболевания и реактивности макроорганизма будет зависеть продолжительность периодов развития инфекционной болезни.

1. Инкубационный (скрытый) период – от момента заражения до первых симптомов болезни. Продолжительность его определяется дозой попавшего в организм микроба, его вирулентностью, а также реактивностью макроорганизма. Поэтому колебания инкубационного периода даже при одном и том же заболевании могут быть значительными (ВГА – до 35 дней).

Чаще всего инкубационный период длится 1-3 недели, а варианты могут быть от нескольких часов (грипп, ПТИ) или 5-7 дней при большинстве острых кишечных инфеций, до нескольких месяцев при парентеральных гепатитах или бешенстве.

Во время инкубационного периода происходит размножение возбудителей болезни с выделением экзотоксина и эндотоксина (за счет частичной гибели микробов). Меняется реактивность макроорганизма, физиологические функции и как следствие в следующем продромальном периоде появляются клинические симптомы болезни.

2. Продромальный период (период предвестников) – появляются первые, неспецифические или общие признаки болезни: повышение температуры тела, общее недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита. Лишь при очень немногих инфекционных заболеваниях в продромальный период возникают специфические признаки (пятна Бельского-Филатова-Коплика при кори, сыпь с характерной локализацией при менингококковой инфекции, натуральной оспе).

Продолжительность этого периода обычно невелика  и составляет от 1 до 3х дней, но может затягиваться до 2 недель, как к примеру при вирусном гепатите В , и выявляться не при всех инфекционных заболеваниях.

3. Период клинических проявлений

Также этот период называют острым периодом или периодом разгара. В этот период проявляются черты индивидуальности болезни либо общие для многих инфекционных процессов признаки – лихорадка, воспалительные изменения и др.

В его течении можно выделить три фазы: нарастания, разгара и усасания симптомов.

Период клинически выраженных симптомов имеет самую различную продолжительность, определяемую патогенезом заболевания – от нескольких дней (грипп, пищевая токсико-инфекция) до нескольких недель, как при брюшном тифе или вирусном гепатите, и даже месяцев, как при бруцеллезе.

4. Период реконвалесценции

Это период выздоровления или восстановительный как конечный период инфекционной болезни, может быть быстрым (кризис) или медленным (лизис), а также характеризоваться переходом в хроническое состояние.

В благоприятных случаях клинические проявления обычно исчезают быстрее, чем наступает нормализация мофологических нарушений органов и тканей и полной удаление возбудителей из организма.

Выделяют также несколько этапов выздоровления.

— Клиническое выздоровление – это период от момента исчезновения основных клинических симптомов до исчезновения всех клинических проявлений. Он наступает первым.

— Морфологическое выздоровление – происходит восстановление структуры пораженного органа или системы. Наступает позднее со значительными вариантами.

— Бактериологическое выздоровление – этот период может не наступить и человек останется бактерионосителем.

Важно отметить, что возможно развитие резидуальных явлений, когда полного клинически-морфологического выздоровления не наступило. В таких случаях говорят о периоде резидуальных явлений (гепатомегалия, функциональная гипербилирубинемия после вирусного гепатита, постменингиальные проявления с астеновегетативным синдромом).

dendrit.ru

Основные периоды (стадии) развития болезни

В развитии болезни обычно различают четыре периода (стадии): латентный, продромальный, период разгара болезни и исход, или период окончания болезни. Такая периодизация сложилась в прошлом при клиническом анализе острых инфекционных болезней (брюшной тиф, скарлатина и т. д.). Другие болезни (сердечно-сосудистые, эндокринные, опухоли) развиваются по иным закономерностям, и потому приведенная периодизация к ним мало применима. А. Д. Адо выделяет три стадии развития болезни: начало, стадию собственно болезни, исход.

Латентный период (применительно к инфекционным болезням — инкубационный) длится от момента воздействия причины до появления первых клинических признаков болезни. Этот период может быть коротким, как при действии боевых отравляющих веществ, и очень длинным, как при проказе (несколько лет). В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов либо на удаление их из организма. Особенности латентного периода важно знать при проведении профилактических мероприятий (изоляции в случае инфекции), а также для лечения, нередко эффективного только в этом периоде (бешенство).

Продромальный период — это отрезок времени от первых признаков болезни до полного проявления ее симптомов. Иногда этот период проявляется ярко (крупозная пневмония, дизентерия), в других случаях характеризуется наличием слабых, но четких признаков болезни. При горной болезни, например, это беспричинное веселье (эйфория), при кори — пятна Вельского — Коплика — Филатова и т. д. Все это важно для дифференциальной диагностики. В то же время выделение продромального периода при многих хронических заболеваниях часто затруднено.

Период выраженных проявлений, или разгара болезни, характеризуется полным развитием клинической картины: судороги при недостаточности паращитовидных желез, лейкопения при лучевой болезни, типичная триада (гипергликемия, гликозурия, полиурия) при сахарном диабете. Продолжительность этого периода для ряда болезней (крупозная пневмония, корь) определяется сравнительно легко. При хронических болезнях с их медленным течением смена периодов неуловима. При таких болезнях, как туберкулез, сифилис, бессимптомное течение процесса чередуется с его обострением, причем новые обострения иногда заметно отличаются от первичных проявлений болезни.

Исход болезни. Наблюдаются следующие исходы болезни: выздоровление (полное и неполное), рецидив, переход в хроническую форму, смерть.

Выздоровление — процесс, который ведет к ликвидации нарушений, вызванных болезнью, и восстановлению нормальных отношений организма со средой, у человека — прежде всего к восстановлению трудоспособности.

Выздоровление бывает полное и неполное. Полное выздоровление — это состояние, при котором исчезают все следы заболевания и организм полностью восстанавливает свои приспособительные возможности. Выздоровление не всегда означает возврат к исходному состоянию. В результате болезни могут появиться и сохраняться в дальнейшем изменения со стороны различных систем, в том числе иммунной.

При неполном выздоровлении выражены последствия болезни. Они остаются надолго или даже навсегда (сращение листков плевры, сужение митрального отверстия). Разница между полным и неполным выздоровлением относительна. Выздоровление может быть практически полным, несмотря на стойкий анатомический дефект (например, отсутствие одной почки, если вторая полностью компенсирует ее функцию). Не следует думать, что выздоровление начинается после того, как миновали предшествующие стадии болезни. Процесс выздоровления начинается с момента возникновения болезни.

Представление о механизмах выздоровления формируется на основании общего положения о том, что болезнь есть единство двух противоположных явлений — собственно патологического и защитно-компенсаторного. Преобладание одного из них решает исход болезни. Выздоровление наступает тогда, когда комплекс приспособительных реакций оказывается достаточно сильным, чтобы компенсировать возможные нарушения. Из механизмов выздоровления различают срочные (аварийные) и долговременные. К срочным относятся такие рефлекторные защитные реакции, как изменения частоты дыхания и сердечных сокращений, выделение адреналина и глюкокортикоидов при стрессовых реакциях, а также все те механизмы, которые направлены на сохранение постоянства внутренней среды (рН, содержание глюкозы в крови, давление крови и т. д.). Долговременные реакции развиваются несколько позже и действуют на протяжении всего заболевания. Это прежде всего включение резервных возможностей функциональных систем. Сахарный диабет не возникает при потере даже 3/4 панкреатических островков. Человек может жить с одним легким, с одной почкой. Здоровое сердце при нагрузке может выполнять работу в пять раз большую, чем в состоянии покоя.

Усиление функции нарастает не только вследствие включения ранее не работавших структурно-функциональных единиц органов (например, нефронов), но также в результате повышения интенсивности их работы, что в свою очередь вызывает активизацию пластических процессов и увеличение массы органа (гипертрофия) до уровня, когда нагрузка на каждую функционирующую единицу не превышает нормальную.

Включение компенсаторных механизмов, как и прекращение их деятельности, зависит прежде всего от нервной системы. П. К. Анохин сформулировал представление о функциональных системах, специфически компенсирующих функциональный дефект, вызванный повреждением. Эти функциональные системы образуются и работают по определенным принципам:

  1. Сигнализация о возникшем нарушении, ведущая к включению соответствующих компенсаторных механизмов.

  2. Прогрессирующая мобилизация запасных компенсаторных механизмов.

  3. Обратная афферентация о последовательных этапах восстановления нарушенных функций.

  4. Формирование в центральной нервной системе такой комбинации возбуждений, которая определяет успешное восстановление функций в периферическом органе.

  5. Оценка адекватности и прочности конечной компенсации в динамике.

  6. Распад системы за ненадобностью.

Последовательность этапов компенсации можно проследить на примере хромоты при повреждении одной ноги:

  1. сигнализация о нарушении равновесия из преддверно-улиткового органа;

  2. перестройка работы моторных центров и мышечных групп с целью сохранения равновесия и возможности передвижения;

  3. вызванные стабильным анатомическим дефектом постоянные комбинации афферентаций, поступающих в высшие отделы центральной нервной системы, и образование временных связей, обеспечивающих оптимальную компенсацию, т. е. возможность ходьбы с минимальной хромотой.

Рецидив — новое проявление болезни после кажущегося или неполного ее прекращения, например возобновление приступов малярии после более или менее длительного интервала. Наблюдают рецидивы воспаления легких, колита и т. д.

Переход в хроническую форму означает, что болезнь протекает медленно, с длительными периодами ремиссии (месяцы и даже годы). Такое течение болезни определяется вирулентностью возбудителя и главным образом реактивностью организма. Так, в старческом возрасте многие болезни приобретают хронический характер (хроническая пневмония, хронический колит).

Терминальные состояния — постепенное прекращение жизни даже при, казалось бы, мгновенной смерти. Значит, смерть есть процесс, и в этом процессе можно выделить несколько стадий (терминальных состояний): преагонию, агонию, клиническую и биологическую смерть.

Преагония может быть различной продолжительности (часы, сутки). В этот период наблюдается одышка, снижение артериального давления (до 7,8 кПа — 60 мм рт. ст. и ниже), тахикардия. У человека отмечается затемнение сознания. Постепенно преагония переходит в агонию.

Агония (от греч. agon — борьба) характеризуется постепенным выключением всех функций организма и в то же время крайним напряжением защитных механизмов, утрачивающих уже свою целесообразность (судороги, терминальное дыхание). Продолжительность агонии — 2 — 4 мин, иногда больше.

Клинической смертью называют такое состояние, когда все видимые признаки жизни уже исчезли (прекратилось дыхание и работа сердца, однако обмен веществ, хотя и минимальный, еще продолжается). На этом этапе жизнь может быть восстановлена. Именно поэтому стадия клинической смерти привлекает особое внимание клиницистов и экспериментаторов.

Биологическая смерть характеризуется необратимыми изменениями в организме.

Опыты на животных, прежде всего на собаках, позволили детально изучить функциональные, биохимические и морфологические изменения на всех этапах умирания.

Умирание представляет собой распад целостности организма. Он перестает быть саморегулирующейся системой. При этом сначала разрушаются системы, которые объединяют организм в единое целое, прежде всего — нервная система. В то же время низшие уровни регуляции в какой-то мере сохраняются. В свою очередь отмечается определенная очередность умирания различных отделов нервной системы. Наиболее чувствительна к гипоксии кора большого мозга. При асфиксии или при острой кровопотере сначала наблюдается активизация нейронов. В связи с этим возникает двигательное возбуждение, учащение дыхания и пульса, повышение артериального давления. Затем наступает торможение в коре, имеющее защитное значение, так как на некоторый срок может сохранить клетки от гибели. При дальнейшем умирании процесс возбуждения, а затем торможения и истощения распространяется ниже, на стволовую часть головного мозга и на ретикулярную фармацию. Эти филогенетически более древние отделы мозга наиболее устойчивы к кислородному голоданию (центры продолговатого мозга могут переносить гипоксию в течение 40 мин).

В такой же последовательности происходят изменения в других органах и системах. При смертельной кровопотере, например, в течение первой минуты дыхание резко углубляется и учащается. Затем нарушается его ритм, вдохи становятся то очень глубокими, то поверхностными. Наконец, возбуждение дыхательного центра достигает максимума, что проявляется особенно глубоким дыханием, которое имеет выраженный инспираторный характер. После этого дыхание ослабляется или даже приостанавливается. Эта терминальная пауза длится 30 .— 60 с. Затем дыхание временно возобновляется, приобретая характер редких, сначала глубоких, а потом все более поверхностных вздохов. Вместе с дыхательным центром активизируется сосудодвигательный. Тонус сосудов повышается, сокращения сердца усиливаются, но вскоре прекращаются и тонус сосудов снижается.

Важно отметить, что после прекращения работы сердца система, генерирующая возбуждение, продолжает функционировать еще довольно долго. На ЭКГ биотоки отмечаются в течение 30 — 60 мин после исчезновения пульса.

В процессе умирания происходят характерные изменения обмена веществ, обусловленные главным образом все углубляющимся кислородным голоданием. Окислительные пути метаболизма блокируются, и организм получает энергию за счет гликолиза. Включение этого древнего типа обмена веществ имеет компенсаторное значение, но низкая его эффективность неизбежно приводит к декомпенсации, усугубляющейся ацидозом. Наступает клиническая смерть. Прекращается дыхание, кровообращение, исчезают рефлексы, но обмен веществ, хотя и на очень низком уровне, все еще продолжается. Этого достаточно для поддержания «минимальной жизни» нервных клеток. Именно этим объясняется обратимость процесса клинической смерти, т. е. в этом периоде возможно оживление.

Весьма важным является вопрос о сроках, в течение которых возможна и целесообразна реанимация. Ведь оживление оправдано только в случае восстановления психической деятельности. В. А. Неговский и другие исследователи утверждают, что положительных результатов можно достичь не позднее, чем через 5 — 6 мин после начала клинической смерти. Если процесс умирания продолжается долго, приводя к истощению резервов креатинфосфата и АТФ, то период клинической смерти еще короче. Наоборот, при гипотермии оживление возможно даже через час после наступления клинической смерти. В лаборатории Н. Н. Сиротинина было показано, что оживить собаку можно через 20 мин после смерти в результате кровотечения с последующим полным восстановлением психической деятельности. Следует, однако, иметь в виду, что в мозге человека гипоксия вызывает большие изменения, чем в мозге у животных.

Реанимация, или оживление, организма включает ряд мероприятий, которые направлены прежде всего на восстановление кровообращения и дыхания: массаж сердца, искусственная вентиляция легких, дефибрилляция сердца. Последнее мероприятие требует наличия соответствующей аппаратуры и может быть проведено в специальных условиях.

  1. Этиология. Понятие о причинах и условиях возникновения болезни. Классификация причин заболеваний. Роль наследственности и конституции в возникновении и развитии болезни.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *