Программа лфк для дошкольников – Рабочая программа по физкультуре на тему: Программа по ЛФК | скачать бесплатно
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. по ЛФК для детей дошкольного возраста (3 7 лет) Срок реализации программы. Педагог: Агейкина Л.В.
Пояснительная записка
Пояснительная записка Направленность программы физкультурно-оздоровительная. Программа разработана в целях укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. Цель программы развитие
ПодробнееЗадачи: I часть ΙI часть IIΙ часть
Реализация областей «Физическое развитие» и «Здоровье» посредством использования тренажерного зала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Ушакова Валентина Николаевна, воспитатель 1 квалификационной
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Наши дети Сколько радости и надежд связано с ними. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотели бы, чтобы они росли здоровыми. Весь вопрос в том, как этого добиться, не прибегая
Подробнеег. Ижевск, 2019 г. СОДЕРЖАНИЕ
г. Ижевск, 2019 г. 1. Пояснительная записка 1.1. Цель и задачи программы 1.2. Предполагаемый результат обучения 2. Тематическое планирование 2.1. Младший возраст 2.2. Средний возраст 2.3. Старший возраст
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка В раннем возрасте у ребенка формируется нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Программа «Школа здоровья» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана на основе программы «Старт» (Яковлева Л.В., Юдина Р.А.) и методических рекомендаций «Комплексы
ПодробнееОрганизация утренней гимнастики в семье
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 67 Старооскольского городского округа Организация утренней гимнастики в семье Инструктор по физической культуре Пареева Е.Ю. 2016г.
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Программа кружка «Танцевальный флешмоб» предназначена для детей дошкольного возраста 3-7 лет. Имеет физкультурно-спортивную направленность. Решает задачи физического воспитания детей
Подробнее Пояснительная записка.
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Яковлевой О.М, г.усть- Илимск «Лечебная физическая культура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата». Данная программа
ПодробнееСократ
Сократ Генрих Гейне Ребенок Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанникам, воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, формирование представлений о здоровье и
ПодробнееПрограмма дополнительного образования физического воспитания детей дошкольного возраста «Фитбол-гимнастика для детей» Инструктор по физической культуре: Лисименко Людмила Михайловна Цель программы Создание
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ Направленность программы — физкультурно-спортивная. АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является укрепление
ПодробнееОздоровительная работа
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 77 комбинированного вида Петроградского района Санкт-Петербурга Оздоровительная работа Санкт-Петербург 2015-2016 уч.год. Оздоровительная
ПодробнееВопросы для подготовки к дифференцированному зачету по ОГСЭ.04 Физическая культура. Группы 461, 462, 463, 464, 465, семестр
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету по ОГСЭ.04 Физическая культура. Группы 461, 462, 463, 464, 465, 466. 8 семестр 1. Самоконтроль с применением антропометрических измерений (рассказать,
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ» февраль 2017 зам.зав. по УВР Богачева Р.Р. Технология — это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения
ПодробнееУтренняя гимнастика в детском саду
Утренняя гимнастика в детском саду Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день. Проводится гимнастика до завтрака инструктором по физической культуре или воспитателем.
ПодробнееПлан по самообразованию на учебный год.
План по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» Пояснительная записка. Наше будущее это наши дети.
Подробнееdocplayer.ru
ЛФК в детском саду: особенности и примеры упражнений
ЛФК для детейДвижение – это жизнь – гласит народная мудрость. Еще в древние времена на Востоке знали, что для лишения энергии необходимо ограничить двигательную активность. Если человека поместить в небольшое помещение, где он может только сидеть и лежать, то через несколько месяцев он полностью ослабнет. Отсутствие движения приводит к атрофии мышц.
На сегодняшний день люди добровольно ведут сидяче-лежачий образ жизни, при этом жалуются на отсутствие времени для занятия физкультурой. Это ведет к развитию хронической усталости, нехватке сил и всеобщего ухудшения самочувствия. Двигательная активность нужна как взрослым, так и детям.
Особенности преподавания ЛФК в детском саду
Согласно статистическим данным, в России в дошкольных учреждениях только 10 человек из ста являются полностью здоровыми детьми. Какая причина этому? Рассмотрим более подробно.
С каждым годом экологическая обстановка на земле имеет тенденцию к ухудшению. При этом новорожденные, уже при рождении, имеют проблемы со здоровьем.
Вместе с этим снижается двигательная активность детей. Прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, игра в мяч и иные активные игры замещаются сидением за компьютером.
Стремление родителей заработать на жизнь приводит к недостатку времени для активного времяпровождения с детьми. Как результат – развитие гиподинамии.
Родители больше ориентируются на интеллектуальное развитие детей. Игры и занятия на кружках зачастую проводят сидя. Это ведет к проблемам со здоровьем: к искривлению позвоночника, развитию плоскостопия, а также нарушениям работы органов дыхания. В данном случае требуется проведение ряда профилактических процедур, и начинать их необходимо уже с детского сада.
Длительность проведения комплекса упражнений зависит от возрастных особенностей малышей:
- для детей 3-4 лет – на протяжении 20-25 минут;
- для детей 5-6 лет – 30-35 минут.
Оздоровительный комплекс проводится на протяжении длительного времени с небольшими изменениями в программе. Основная часть неизменна, меняется только подготовительная и завершительная часть.
Перед проведением процедуры комнату необходимо предварительно проветрить. Гимнастика проводится на ковриках. На ребенке должны быть носки и легкая одежда, не стесняющая движений.
Какие есть преимущества у лечебной гимнастики
Занятия ЛФК в детском саду имеют ряд преимуществ:
- Позволяют улучшить состояние опорно-двигательного аппарата ребенка.
- Укрепляют здоровье, осуществляют всестороннее физическое развитие, а также своеобразную закалку организма.
- Препятствуют развитию лордоза, сколиоза и плоскостопия.
- Способствуют правильной работе дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
- Формируют правильную осанку, а также знания, как правильно ее держать.
- Корректируют патологические состояния.
- Приобретают базовые двигательные навыки и умения, которые пригодятся в дальнейшем.
Для получения положительного эффекта важно учитывать ряд факторов:
- Методика и длительность занятий подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.
- Системное воздействие на весь организм благодаря последовательности упражнений.
- Регулярность нагрузок.
- Для достижения максимального эффекта упражнения должны выполняться на протяжении длительного времени. Восстановить работу органов можно только при постоянном упорном повторении.
- Программа ЛФК в детском саду предполагает постепенное увеличение нагрузки. Первые 10 дней нагрузка нарастает, далее она находится на одном уровне, и на завершительном этапе немного ослабевает.
- Важно разнообразие упражнений для задействования мышечного аппарата всего тела. Через каждую неделю упражнения обновляются.
- Выполнение упражнений с цикличностью. Отдых сочетать с занятиями на расслабление.
- Разница в возрасте для детей не должна превышать одного года. В группах детского сада этого принципа придерживаются.
Основные упражнения лечебной гимнастики заложены в людях самой природой. К примеру, потягивания по утрам, которому никто детей не учит. Данное движение выполняется каждое утро и помогает организму взбодриться. Достаточно всего нескольких секунд выполнения.
При увеличении времени проведения до 10 минут упражнение принесет заряд бодрости и активизирует восстановительные силы организма.
Если присмотреться за поведением котов и собак, можно увидеть, что они демонстрируют естественные движения постоянно. К примеру, потягивания кошки в разных вариантах – это и есть основа комплекса упражнений.
ЛФК в детском саду должна проводиться в обязательном порядке для профилактики и лечения проблем опорно-двигательного аппарата и укрепления мышц.
Примеры лечебной гимнастики в детском саду
Рабочая программа по ЛФК в детском саду должна быть разработана специалистом и состоять из определенного комплекса упражнений.
Ниже приведен перечень занятий, которые подходят для применения в детском саду.
Упражнения подобраны от простого к сложному, и основаны на принципе подражаний и имитации.
Подготовительный этап:
- Сесть на скамейку и сидеть ровно и правильно.
- Встать. Проверить, у всех ли носочки на одной линии.
- Ходьба. Стараться идти в ногу со всеми, при этом педагог ведет счет.
- При команде «стоп2 остановиться.
- Лечь на ковер, на живот. Кисти рук сложить под подбородком. Дыхание равномерное.
Комплекс упражнений для корректировки плоскостопия:
- Чередовать разжимание и сжимание пальцев на нижних конечностях и имитировать ползание гусеницы.
- Сидя на коврике, ноги соединены стопами. Мысленно пилить дрова.
- Исходное положение то же; разводить сначала носки в стороны, потом пятки.
Комплекс упражнений для корректировки проблем опорно-двигательного аппарата:
- Сесть на пол, ступни соединить вместе. Стараться опустить колени как можно ниже и дотронуться до пола, имитируя взмахи крыльев бабочки.
- Сесть на пол, ноги на ширине плеч. Левой рукой достать правый носок и наоборот.
- Всем известное упражнение «березка». Лечь на спину, ноги поднять вверх и стараться держать их ровно.
- Лежа на спине, ноги поднять на расстояние 40 см. от пола и выполнять махи ногами, имитируя движение ножниц.
- В положении лежа на животе руки выпрямить вперед. Поднимать руки с ногами и головой вверх. При этом голову не запрокидывать. Имитировать кораблик.
- Лежа на спине, поднять голову и руки. Выполнять упражнение, имитирующее плаванье.
- Упражнение «кошка». Стоя на четвереньках, изобразить добрую кошку, прогнуть спину и посмотреть вверх, злую – округлять поясницу и посмотреть вниз.
- Лежа на спине, стараться достать головой до ног, прогибая при этом спину.
Упражнений ЛФК большое количество. Педагог, подбирая программу, ориентируется на возраст и физическое развитие детей.
Выводы
В программе оздоровления детей должны принимать участие родители, работники детского сада, педагог, проводящий программу ЛФК. Эта работа должна быть сплоченной и длительной.
На сегодняшний день практикуют проведения кружка ЛФК в детском саду по программе, которая предполагает командное участие в играх. В качестве дополнительных приспособлений используют спортивный инвентарь, поролон, палочки, карандаши и так далее. Дети охотно посещают подобный кружок и тщательно выполняют упражнения за педагогом.
fiziotera.ru
«Лечебная физкультура в детском саду»
ГККП ясли\сад №9
Проектная работа:
На тему: «Лечебная физкультура в детском саду»
Подготовила: Увалиева Л.А.
Алматы, 2014 год
«Идеал воспитания — это сочетание ума мудреца с силой и здоровьем атлета» Ж.Ж.Руссо
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего детского сада осуществляется по нескольким направлениям:
1. Лечебно-профилактическая (фито, приём настоек и отваров, витаминизированные напитки «Арт лайф» в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка.
3. Физкультурно-оздоровительная работа.
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологии.
5. Внедрение лечебной физкультуры в детском саду.
Остановимся на разделе ЛФК.
Лечебная физическая культура — это лечебная гимнастика, которая содействует восстановлению здоровья и трудоспособности людей. Она широко применяется в практике работы в лечебных и лечебно-профилактических учреждениях. В ЛФК применяются упражнения, влияющие как на весь организм человека, так и на отдельные его части.
В ЛФК широко применяются упражнения для восстановления двигательных функций организма, исправления как функциональных нарушений при заболеваниях внутренних органов, так и дефектов в развитии отдельных частей тела.
Актуальным является вопрос оздоровления детей в детских учреждениях. ЛФК является одним из активных факторов по оздоровлению детей и профилактике их здоровья — всё это является подспорьем в решении задач воспитания всесторонне развитой личности. «Дети должны получить умственное воспитание, физическое воспитание и техническое»,- сказал К.Маркс.
Ведь гармонически развитый ребёнок сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В нашем саду внедряется программа ЛФК. Она реализуется с помощью совместных усилий семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит именно нам — работникам детского сада. Педагогически грамотное использование всех видов физических упражнений в их совокупности, обеспечит выполнение основных задач физического воспитания детей. Значительную роль в реализации играет материальная база детского сада: спортивная площадка, спортивный зал, оборудование и инвентарь.
Мы обратили внимание, что физкультурных занятий для совершенного укрепления здоровья, воспитания положительного отношения к спортивным занятиям, профилактике заболеваний недостаточно, поэтому отобрали основные задачи, которые будут решаться на ЛФК.
Основные задачи ЛФК для дошкольников:
1. Укрепление здоровья
2. Повышение физиологической активности органов и систем организма, ослабленным болезнью.
3. Повышение физической и умственной работоспособности.
4. Освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой по ЛФК.
5. Обучение рациональному дыханию, воспитание правильной осанки, а в необходимых случаях её коррекция.
Из поставленных задач вытекают цели ЛФК, исходя из тех проблем, которые возникают в процессе роста детского организма.
Цели лечебной физкультуры для дошкольников мы выделили следующие:
1. Укрепление здоровье, содействие правильному физическому развитию и закаливанию.
2. Привитие детям гигиенических знаний и навыков.
3. Формирование двигательных навыков и умений, их развитие.
4 Воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувство товарищества и т.д.
5. Формирование навыков правильной осанки.
6. Воспитание у детей устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
7. Привитие детям организационных навыков.
Средства ЛФК:
1.Ходьба усиливает обмен веществ, кровообращение, улучшает дыхание. При ходьбе участвуют все мышечные группы. Ходьба является средством повышения уровня физической работоспособности и применяется для больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при хронических заболеваниях. Мы настоятельно рекомендуем родителям водить детей на пешие прогулки по экологически чистым зонам. В нашем детском саду имеется экологическая зона здоровья — хвойная аллея. Детям рекомендуются:
• Различные виды ходьбы со сменой видов.
• Ходьба на тренажёре.
• Ходьба по дорожке здоровья в спортзале.
• Ходьба по тропе здоровья на спортплощадке.
2. Бег — интенсивное движение. Он оказывает большую функциональную нагрузку на весь организм ребёнка. Является хорошим средством тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания быстроты и выносливости
В ЛФК предлагается оздоровительный бег трусцой в сочетании с дыхательными упражнениями:
• «Лошадка». Детям предлагается вспомнить: как цокают копыта лошадей по асфальту и передать звучание цоканьем языка, убыстряя и замедляя движение бега по сигналу педагога.
• «Ворона». Дети медленно бегут, размахивая руками как крыльями, плотно сжав губы, под декламирование педагога: «Летела ворона, в клюве сыр держала. Села на ветку и крикнула «Кар!» — кричат все дети, остановив бег.
• «Пожарники». Детям предлагается стать пожарными кранами и погасить пожар, выдувая «воду» (воздух) вытянув губы трубочкой. Дети с одного края площадки бегут к противоположной, плотно сжав губы и надув щёки. На противоположном конце площадке «гасят пожар» — выдувая воздух.
3. Прыжки используются в период выздоровления. Способствуют упругости мышц, придают эластичность связкам, развивают координацию движений.
4. Игры — спортивно-прикладное средство. Влияет на психическую сферу человека, снимает отрицательные эмоции, отвлекает от болезни.
5. Самомассаж и взаимомассаж.
Формы:
Процедуры лечебной гимнастики
Дозированная ходьба по пересеченной местности
Ближний туризм
Оздоровительный бег
Методы:
Словесные
Строго регламентированные упражнения
Гимнастические
Спортивно прикладные
Наиболее актуальным вопросом дошкольного детства является формирование осанки. Формирование правильной осанки должно занять первостепенное место в работе по ЛФК с ослабленными детьми. У дошкольников развитие костно-мышечной системы ещё не завершено. Во многом она состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что создаёт возможность нарушения осанки при неправильном положении тела. Неправильная поза представляет особую опасность для малоподвижных детей, т.к. мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении не получают должного развития.
Различают 2 вида осанки: правильную физиологическую и патологическую.
Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций тела, но и физической выносливостью ребёнка.
Для патологической осанки характерно следующее: «отстающие» лопатки, сведённые плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость. Наиболее серьёзным видом нарушения осанки является сколиоз.
В целях устранения данных недостатков и их профилактики нами разработаны упражнения по коррекции и профилактике правильной осанки. Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребёнка, создаёт достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определённую или неудобную позу:
• Игровые упражнения на дыхание и осанку.
• Комплексы упражнений, формирующих правильную осанку.
• Комплексы упражнений для профилактики сколиоза.
• Упражнения, исправляющие осанку.
Хорошее развитие грудной клетки и полноценное дыхание — залог прочного здоровья. Основные пути, ведущие к развитию полноценного дыхания, по мнению Е.А.Аркина, следующие:
1. упражнения в беге;
2. гимнастика дыхательных мышц;
3. приучение к правильному дыханию;
4. правильная постановка пения.
Решение этой задачи тесно связана с другими разделами программы: музыка, логопедия, работа с родителями.
Одним из эффективных элементов закаливания является точечный массаж — надавливание подушечек пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов.
Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки. В основном это массаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.
Если боль ощущается от лёгкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали — от себя вправо (тонизирующие воздействия). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать её целенаправленно по центростремительной спирали — от себя влево.
Для того, чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный надстрой,. Это легко сделать, например, предложив детям игру «Скульптор», в которой, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или с пластилином, можно дать возможность ребёнку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только нежно, т.к. в этом случае ответственность за эмоциональное состояние перекладывается на подсознание ребёнка. Появляется доверие к создателю — внутреннему Я.
Упражнения разработаны и расписаны в программе:
-на массаж головы;
-массаж лица;
-массаж шейных позвонков;
-массаж рук;
-массаж ног;
-массаж спины;
-массаж живота;
-массаж грудной области
-массаж шеи;
-массаж ушных раковин
Коррекционная, оздоровительная работа:
Дыхательные упражнения
Упражнения на осанку
Точечный массаж
Самомоссаж, взаимомоссаж.
ЛФК в детском саду ведется как часть физкультурного занятия, а также на индивидуальных занятий с ослабленными детьми под строгим медико-педагогическим контролем. Работа анализируется и диагностируется 1 раз в полугодие
В диагностике ЛФК мы опирались на этапный контроль:
Начало учебного года (сентябрь):
Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей
Распределить детей на подгруппы с учетом физического развития ребёнка.
Составить план работы с детьми в соответствии с уровнем физического развития ребёнка.
Конец учебного года (май):
Откорректировать подгруппы детей по уровням физического развития. Дать анализ динамики показателей физического развития, физической подготовленности и физической подготовленности детей (по стандартам, индивидуальным приростам). Составить планы работы с детьми в летний период (по закаливанию организма).
Содержание этапного контроля включает различные тесты, которые позволяют увидеть целостную картину физического состояния каждого ребёнка, что вовлекло участие специалистов разных профилей, однако у инструктора ЛФК сосредоточены все данные обследования детей по всем возрастным группам: со 2 младшей
На конец учебного года по данным тестов, карт здоровья, данных контроля в течение года показали положительную динамику по оздоровлению ослабленных детей, изменение групп риска на меньшую, снижение заболеваемости детей простудными заболеваниями
Простудные заболевания:( за 2014 год)
Начало года-29%
Конец года:-7%
Врач совместно с инструктором по физкультуре распределили весь контингент детей по группам здоровья. Есть две группы: основная и группы риска. В основную группу входят дети, не имеющие хронических заболеваний, не состоящие на учёте Д, а также не болеющие часто. В группы риска входят все остальные дети.
Группы риска делятся по следующим принципам:
• Группа по сколиозу.
• Группа по плоскостопию.
• Группы по гипертензионному синдрому.
• Группа часто болеющих детей.
К концу года группы риска уменьшились на 15%, данные дети пополнили ряды основной группы здоровья.
Дошкольный возраст — самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Литература:
1.Береснёва З.И, Казаковцева Р.Г. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДУ. М.2004 г.
2. Зимонина В.Н. Рабочий журнал инструктора (воспитателя ДУ) по физической культуре. М. 2003 г.
3. Рокитянский В.И. Гигиена физкультурника. М. 1968 г.
4. Хрущева СВ. Физкультура в школах и детских садах. М. 1986 г.
5. Интернет-ресурсы
infourok.ru
Рабочая программа по физкультуре на тему: Рабочая программа дополнительного образования кружка «Крепыш» ЛФК для детей от 4 до 6 лет
ГОСУДАРСТВЕННОУ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2012 ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
Кружка «Крепыш»
Лечебная физкультура для детей от 4 до 6 лет
Составитель: инструктор по ФИЗО
Чилингарян Г. Д.
Москва, 2014
Пояснительная записка
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей — непростая задача. С каждым годом медицинские работники выявляют все больше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно-двигательного аппарата. Причин, способствующих этому, много. Одной из них является сокращение двигательной активности детей из-за того, что основное внимание, как правило, уделяется «интеллектуальным» занятиям, следствием чего является снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно-сосудистая и другие. В частности, правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей и предупреждает респираторные заболевания.
В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. С этой целью была создана программа дополнительного образования «Крепыши», которая направлена на развитие различных функций и систем организма ребенка дошкольного возраста, профилактику нарушений осанки и плоскостопия, а так же формированию потребности в систематических занятиях физической культурой оздоровительной направленности.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании методических пособий врачей ГУЗ «Республиканский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины» Степановой Н.М., Кузьминой Л.Г.
Отличительная черта программы — планирование занятий в сюжетно-игровой форме, в основе которой лежит партнерская позиция взрослого и непринужденная форма организации. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка, что способствует формированию интереса к занятиям и наилучшему усвоению материала, следовательно, оптимальному воздействию упражнений на организм.
Данная программа рассчитана на 64 занятия в год: 2 занятия в неделю продолжительностью по 25 минут в средней и старшей группах.
С целью эффективного воздействия упражнений на организм один комплекс упражнений (одна тема) применяется в течение 1,5-2 недель с небольшими усложнениями. Смена комплексов происходит не сразу, а постепенно: путем замены одного упражнения другим.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Срок реализации: 2 года.
Первый год (средняя группа): дети выполняют упражнения только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию.
Второй год (старшая группа): к освоенной технике выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания. Обращается внимание, на какие органы влияет каждое упражнение, даются рекомендации для самостоятельных занятий.
Предполагаемый результат.
Первый год. Дети знают, что опорно-двигательный аппарат служит опорой и защитой тела; названия и расположение основных частей скелета; правила по сохранению здоровья. Стараются правильно выполнить упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы. Снижается уровень заболеваемости.
Второй год. Дети владеют навыками самоконтроля; умеют проверять правильность своей осанки, походки, правильно стоять, сидеть, лежать во время сна. Проявляют сознательность в выполнении упражнений. Ребенок сознательно относится к выполнению правил правильной осанки, походки.
Предполагается, что освоение данной программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем, создаст необходимый двигательный режим и научит детей использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
Программа предусматривает проведение мониторинга физического развития детей 2 раза в год (в октябре и мае), в котором отмечаются достижения детей в освоении программы. Кроме того, родители и воспитатели ДП знакомятся работой педагога и детей дополнительного образования «Крепыши» на коллективных просмотрах и в открытые дни в начале, в середине и в конце учебного года, где имеют возможность оценить достижения своих детей.
Основное содержание Программы составляют специальные упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, упражнения для укрепления дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма ребенка.
Общеразвивающие упражнения позволяют подготовить организм к предстоящей деятельности.
Упражнения в расслаблении служат основой закаливания и оздоровления детского организма, способствуют снятию напряжения и закрепощенности различных мышечных групп.
Подвижные игры предусматривают закрепление пройденного материала в игровой форме, повышают интерес к занятиям.
Занятия проводятся группами по 10-15 человек и строятся по следующей схеме:
1 часть. Вначале даются различные виды ходьбы, бега и ползания для профилактики осанки и плоскостопия.
2 часть. Блок общеразвивающих и специальных упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, формирование правильной осанки и нормального свода стопы. Подвижная игра и элементы спортивных игр позволяют закрепить двигательные умения и навыки, поднять эмоциональный тонус занимающихся.
3 часть. Занятие заканчивается упражнениями на расслабление организма, ходьбой и беседой о достижениях, желаниях детей.
Занятия строятся на следующих дидактических принципах:
1. Принцип сознательности и активности.
Эффективность занятий возможна лишь при активном отношении ребенка к занятиям. Так как по настоящему активным ребенок может быть только в деятельности, которая направлена на удовлетворение осознаваемых им самим потребностей, то объяснение педагогом перспективы формирования правильной осанки и стопы под влиянием физических упражнений повышает интерес детей к занятиям.
2. Принцип наглядности.
У дошкольников мышление конкретное, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.
3. Принцип систематичности.
Предполагает учет постепенности, последовательности, регулярности занятий. Занятия физическими упражнениями начинаются с простых и легких, известных детям упражнений. По мере роста функциональных возможностей назначаются более сложные упражнения.
4. Принцип индивидуального подхода и доступности.
Предусматривает учет возрастных и индивидуальных (возможностей) особенностей, тренированности детей.
Цель программы: содействовать гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья, профилактике нарушений осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Формирование правильной осанки и правильного развития свода стопы.
2. Укрепление мышц свода стопы, голеностопного сустава и способствовать рессорной функции стопы.
3. Усиление мышц туловища, т.е. создание плотного мышечного корсета.
4. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма.
5. Развитие физических качеств, двигательных умений и навыков.
6. Развитие равновесия и координационных способностей.
7. Формирование потребности использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
8. Повышение эмоционального тонуса.
Содержание программы.
Упражнения общей направленности.
Включают строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения на растягивание и расслабление мышц, упражнения на дыхание и массаж. Комплексы упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решают задачи общей физической подготовки занимающихся, оказывают профилактическое воздействие на опорно-двигательный аппарат ребёнка.
Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, формируют навыки коллективных действий.
Общеразвивающие упражнения вызывают улучшение кровообращения и дыхания, способствуют развитию быстроты и выносливости, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку. ОРУ используются для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться без предметов и с предметами (гимнастической палкой, мячами, мешочками, обручем, скакалкой), а так же с использованием простейших тренажеров (гантелей, резиновых колец, диска «Здоровье»).
Упражнения на растягивание и расслабление мышц способствуют формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного навыка. Применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему кровообращению в мышцах и их питанию, улучшают самочувствие.
Упражнения на дыхание — специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.
Массаж включает приемы самомассажа со вспомогательными средствами — роликовые массажеры, массажные дорожки, массажные мячи, которые используются в сочетании с физическими упражнениями. Массажер для ног — средство эффективного массирования. Оказывает достаточно мощное тонизирующее общеразвивающее действие.
Упражнения специальной направленности.
Включают упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия. Это специальные упражнения для укрепления мышц стопы, голени, бедра, таза, спины, брюшного пресса, грудной клетки. Они выполняются как с предметами (гимнастической палкой, мячами разных размеров и назначений, мешочками, обручем, скакалкой), так и без предметов из исходного положения лежа на спине, животе, сидя прямыми и согнутыми ногами, стоя на четвереньках. Например:
1. «Велосипед». И.п. лежа на спине, ноги вытянуты рядом, руки под шею. Подтянуть ноги к животу и имитировать езду на велосипеде.
2. «Плывем брассом». И.п. лежа на животе, ноги вытянуты рядом, руки под подбородком. Приподнять туловище и выполнять движения руками как при плавании брассом.
3. «Ловись, рыбка». И.п. сидя на полу с опорой на предплечья, ноги вытянуты рядом. Согнуть стопу, поднять ногу, вернуться в и.п., расслабить ногу. То же с другой ноги.
4. «Кошечка сердится». И. п. стоя на четвереньках. Медленно выгнуть спину, смотреть на колени, вернуться в и.п.
5. «Не урони палку». И.п. лежа на спине, руки в стороны, ноги на ширине плеч, стопы на себя, палка на голеностопных суставах. Приподнять гимнастическую палку, вернуться в и.п.
Подвижные игры и элементы спортивных игр.
(Описание игр в приложении)
Особое место в программе занимают подвижные игры и элементы соревнования. Они помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, прививают умение правильно управлять своими движениями, дисциплинированного и сознательного отношения к занятиям. Непременным условием победы в игре, соревновании должна быть хорошая осанка всех членов команды или её большинства. Правильный подбор подвижных игр и элементов соревнования позволяет эмоционально скрасить деятельность детей и поднимает интерес к систематическим занятиям.
Подвижные игры и игровые упражнения для профилактики нарушений осанки:
1. Элементы игры в баскетбол; забрасывание мяча в кольцо, перебрасывание мяча друг другу и др., броски назад
2. «Брось — догони» (через сетку)
3. «Горячий мяч»
4. «Встань прямо»
5. «Встань как я»
6. «Держи голову прямо»
7. «Держи плечи прямо»
8. «Подтяни живот»
9. «Каток»
10. «Перетягивание»
11. «Не урони мешочек»
12. «Подражание»
13. «Тише едешь, дальше будешь»
14. «Хитрая лиса»
15. «Паук и мухи»
16. «Поспеши, но не урони»
17. «Не оставайся на полу»
18. «Пятнашки ёлочкой»
19. «Китайские пятнашки»
20. «Солнечный зайчик»
21. «Гордая цапля»
22. «Солнечные ванны для гусеницы»
23. «Черепахи»
Подвижные игры и игровые упражнения для профилактики плоскостопия:
1. «Страус»
2. «Гибкий носок»
3. «По следам»
4. «Турпоход»
5. «Пожарные на учении»
6. «Холодно — горячо»
7. «Не намочи ног»
8. «Чьи ноги сильнее»
9. «Забрось мяч в ворота» (стопами ног).
10. «Стоп»
11. «Найди правильный след»
12. «Как стоять?»
13. «Выпрями ноги»
14. «Футбол в кругу»
15. «Голодная акула»
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Название теста | Описание теста | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Силовая выносливостьмышц брюшного пресса | И.П. лежа на спине, руки на поясе. Прямые ноги под углом 45º к полу удерживаются на весу. | 30 сек. | 40-45 сек. | 50-60 сек. |
Силовая выносливость мышц спины | И.П. лежа на животе. Туловище поднимается на 30º и удерживается в таком положении. | 20-30сек. | 45-50 сек. | 50-60 сек. |
Гибкость | И.П. стоя на скамейке или кубе, ноги рядом, руки вдоль туловища. Наклониться вниз, не сгибая колени. | мал: 3-6дев: 6-9 | 4-77-10 | 5-88-12 |
Статическое равновесие | И.П. пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки — вдоль туловища. Удержать равновесие как можно дольше. | мал: 12-20дев: 15-28 | 25-3530-40 | 35-4245-60 |
Тест для определения силовой выносливости мышц брюшного пресса (автор Н. А. Гукасова). Ребёнок ложится на спину на пол. Руки спокойно лежат вдоль туловища. Необходимо медленно поднять ноги до угла 45, (включается секундомер) и удерживать их в таком положении максимально возможное время. Если после подъема ног отмечается тремор, секундомер выключается. Такая ситуация свидетельствует о несостоятельности мышц брюшного пресса у данного ребёнка. В других случаях секундомер выключается после касания нижними конечностями поверхности пола.
Игровая ситуация: «Осень, дует сильный ветер, а на дереве остался один единственный листочек, и все животные в лесу приходят на него посмотреть. Опустятся ножки, и упадет этот листочек. Постарайся его удержать как можно дольше». Дыхание должно быть ровное, произвольное, без задержки.
Тест для определения силовой выносливости мышц спины (автор Н. А. Гукасова). Ребёнок ложится на живот на пол, ноги фиксирует взрослый. Ребёнок ставит руки на пояс, прогибается (включается секундомер). Время останавливается, когда туловище касается условной горизонтальной линии.
Игровая ситуация: «Дельфин высунулся из воды и ждет, когда дрессировщик даст ему рыбку». «Бабочка взлетела высоко вверх, летит и ищет цветок, на который можно было бы сесть и отдохнуть».
Тест для определения гибкости позвоночника (автор М.А. Рунова). Ребенок становится на гимнастическую скамейку или любой другой предмет высотой не менее 25 см. Для измерения глубины наклона линейку прикрепляют таким образом, чтобы поверхность скамейки соответствовала нулевой отметке. Если при наклоне вперед ребенок не дотягивается кончиком пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.
Игровая ситуация: «Ты стоишь на мосту и видишь, как маленький мальчик роняет свою любимую игрушку в речку. Помоги ему достать игрушку из воды».
Тест для определения статического равновесия (автор М.А. Рунова). Ребенок встает в стойку: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки — вдоль туловища. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.
Игровая ситуация: «Мы с вами построим поезд. Чей поезд дальше проедет и не сойдет с рельсов!»
Оценка освоения результатов программы:
— низкий
— средний
— высокий
Оборудование зала
1. Шведская стенка
2. Зеркальная стена
3. Ковер или индивидуальные коврики
4. Массажные дорожки
5. Приставные лесенки, доски
6. Мячи резиновые разных размеров
7. Мячи массажные (мячи-«ёжики»)
8. Гимнастические мячи («хопы»)
9. Набивные (ортопедические) мячи (вес 1 кг)
10. Гимнастические палки
11. Обручи
12. Массажеры для ног
13. Мешочки с песком
14. Мелкие предметы для захвата пальцами ног: камушки, платочки, пуговицы, цветные палочки (диаметр 1см)
15. Кольца от серсо
16. Веревки
17. Дорожки со следочками
18. Диск «Здоровье»
19. Резиновые кольца для кистей рук
Вспомогательное оборудование
1. Магнитофон
2. Аудиокассеты, СД-диски.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
2. Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. М., ТЦ
Сфера, 2008
3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2008 г.
4. Лечебная физическая культура. Под ред. В.Н.Епифанова. М., «Медицина», 1987г.
5. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. М., «Просвещение», 2005г.
6. Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. М., «Просвещение», 2005г.
7. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления», М., Линка-Пресс, 2000.
8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., «Мозаика-Синтез», 2000.
9. Лечебная физкультура в лечении нарушений опорно-двигательного аппарата (методические рекомендации). Составители: Степанова Н.М., Кузьмина Л.Г. Чебоксары, 2004г.
nsportal.ru
Лечебная физкультура для дошкольников
Консультация для родителей и воспитателей ДОУ.
Польза лечебной физкультуры для оздоровления ребенка.
Лечебная физкультура (ЛФК) — наиболее распространенное классическое назначение в комплексном консервативном лечении сколиоза, в полезности назначения которого вряд ли сомневается хоть один ортопед. Даже при завершении роста ребенка, после 16-20 лет, когда назначение ЛФК преследует больше реабилитационные, чем лечебные цели (поддержание мышечного и жизненного тонуса, улучшение кровоснабжения мышц спины…), регулярное выполнение комплексов ЛФК необходимо.
В детском же возрасте ЛФК является именно лечебным воздействием, основные цели которого: разгрузка позвоночника, устранение существующего мышечного дисбаланса, правильное развитие и укрепление всего связочно-мышечного аппарата туловища, формирование у ребенка правильных нервно-мышечных реакций (осанка).
Однако очень часто эффективность ЛФК бывает невысокой. Среди основных фактов, способствующих этому, можно перечислить:
— нерегулярное выполнений детьми комплексов ЛФК
— сложность индивидуального подбора нагрузки при занятиях в группах
— отсутствие у некоторых методистов педагогических навыков.
Ввиду этого самостоятельные занятия дома проходят от случая к случаю и родителям не всегда бывает возможно отследить правильность и полноту их выполнения. Занятия же в группе обычно строятся в расчете на наименее подготовленных детей (чтобы могли выполнить все) и не всегда методисты ЛФК активно стимулируют детей для выполнения упражнений с нужной амплитудой, продолжительности задержек при статических упражнениях…
Таким образом ребенку редко удается получить полноценную, терапевтическую нагрузку, в результате чего продолжается прогрессирование болезни.
Что же надо делать в такой ситуации?..
Во-первых, нужно провести беседу с ребенком, объяснить ему, насколько важно его ответственное отношение к выполнению упражнений лечебной физкультуры. Как это сделать — зависит от педагогического таланта родителей и знания психологии своего ребенка. Но он должен быть активным участником процесса лечения, в этом особенность сколиоза: здесь очень многое зависит от самого больного, уколами или массажем с ним не справиться.
Поэтому ребенок должен «играть на стороне врача, а не болезни», без этого дальнейшие рекомендации можно не читать…
Во-вторых, родителям нужно постараться найти хороший физкультурный диспансер с профессиональным, грамотным методистом ЛФК, умеющим убеждать и стимулировать детей к лучшим результатам.
При первой встрече инструктор должен провести осмотр ребенка, ознакомиться с выпиской или рекомендациями врача-ортопеда, определить уровень физической подготовки ребенка, назначить корригирующее положение, в котором будут выполняться некоторые упражнения.
Инструктор должен быть умным, тактичным, но достаточно жестким «тренером», чтобы не давать детям расслабиться во время занятий.
Идеально, чтобы ребенок постоянно занимался в диспансере, но на практике, к сожалению, это не всегда возможно. Поэтому очень желательно, чтобы хотя бы несколько занятий ребенок провёл в группе, освоил упражнения и привык к нагрузкам.
1. Разгрузка позвоночника. Все упражнения ЛФК традиционно начинаются с упражнений по разгрузке позвоночника. Классическое упражнение — ходьба на четвереньках. Длительность выполнения 2-3 минуты.
Ложимся на подстилку на спину. Упражнения на спине предназначены в основном для укрепления мыщц брюшного пресса.
2. «Вытяжение» позвоночника. Лёжа на спине, пятками тянемся «вниз», макушкой — «вверх». Выполняем 3-4 «вытяжения» по 10-15 секунд.
3. Велосипед. Лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища, ногами совершаем движения, имитирующие езду на велосипеде. Важно: большая часть амплитуды движений ног должна «ниже» тела, болтать ногами над животом не надо, нужно, чтобы выпрямляемая нога поочередно проходила близко к полу. Темп выполнения — средний.Выполняем 2-3 подхода 30-40 секунд.
4. Ножницы. Лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища, выполняем скрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. Важно: горинтольные махи желательно производить ближе к полу. Темп выполнения — средний.Выполняем 2-3 подхода 30-40 секунд.
Теперь переворачиваемся на живот. Упражнения на животе предназначены в основном для укрепления различных мыщц спины.
5. «Вытяжение» Выполняется аналогично упражнению 2, только на животе.
6. Плавание Исходное положение лёжа на животе, ноги прямые,голова опирается на тыльную часть ладоней. Прогибаемся в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры — живот). Удерживая такое положени, выполняем движения, имитирующие плавание брассом:
— руки вперед, ноги развести в стороны
— руки в стороны, ноги соединить
— руки к плечам, ноги по-прежнему вместе
и т.д.
Выполняем 2-3 подхода по 10-15 повторений с кратковременным отдыхом между подходами (5-10 секунд)
7. Ножницы. Лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и выполняем скрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. Важно: при выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Темп выполнения — средний. Выполняем 2-3 подхода по 30-40 секунд.
8. Удержание. Лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры — живот). Ноги вместе, руки в стороны, ладони вывернуты вверх. Статически замираем в этом положении на 10-15 секунд. Важно: желательно не задерживаьть дыхание, при выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Выполняем 3-4 повторения с кратковременным отдыхом между повторениями (5-10 секунд).
Теперь встаём.
9. Вращение руками. Упражнение для фиксаторов лопатки. Стоя перед зеркалом (контролируя осанку), локти в сторону, пальцы рук к плечам. Выполняем вращение рук назад (по часовой стрелке). Важно: в этом упражнении не нужна большая амплитуда движения, наооборот, локти должны совершать при вращении небольшую окружность. Темп выполнения — медленный. Выполняем 2-3 подхода по 20-30 секунд с кратковременным отдыхом между подходами.
10. Приседания. Упражнение для осанки. Стоя перед зеркалом (контролируя осанку), руки в сторону, ладони вывернуты вверх. В таком положении, сохраняя красивую осанку, всаем на мыски, потом приседаем, снова на мыски и в исходное положение. Выполняем 5-10 таких приседаний с кратковременным отдыхом. Темп выполнения упражнения — медленный.
Вот и всё. Лучше всего, если вам покажется этого мало — обращайтесь к специалистам лечебной физкультуры, поверьте — выполнение этих упражнений даст только десятую часть того, что могут дать регулярные занятия под руководством грамотного, профессионально занимающегося сколиозами, инструктора.
infourok.ru
Образовательная программа дополнительного образования по оздоровительной гимнастике «Крепыши» для детей 4-7 лет
Автор: Афанасьева Елена Романовна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 98»
Месторасположение: г. Чебоксары Чувашской Республики, Россия
Пояснительная записка
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей — непростая задача. С каждым годом медицинские работники выявляют все больше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно-двигательного аппарата. Причин, способствующих этому, много. Одной из них является сокращение двигательной активности детей из-за того, что основное внимание, как правило, уделяется «интеллектуальным» занятиям, следствием чего является снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно-сосудистая и другие. В частности, правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей и предупреждает респираторные заболевания.
В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. С этой целью была создана программа дополнительного образования «Крепыши», которая направлена на развитие различных функций и систем организма ребенка дошкольного возраста, профилактику нарушений осанки и плоскостопия, а так же формированию потребности в систематических занятиях физической культурой оздоровительной направленности.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании методических пособий врачей ГУЗ «Республиканский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины» Степановой Н.М., Кузьминой Л.Г.
Отличительная черта программы — планирование занятий в сюжетно-игровой форме, в основе которой лежит партнерская позиция взрослого и непринужденная форма организации. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка, что способствует формированию интереса к занятиям и наилучшему усвоению материала, следовательно, оптимальному воздействию упражнений на организм.
Данная программа рассчитана на 72 занятия в год: 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут — средняя группа, 25 минут — старшая группа, 30 минут — подготовительная к школе группа. С целью эффективного воздействия упражнений на организм один комплекс упражнений (одна тема) применяется в течение 2 недель с небольшими усложнениями. Смена комплексов происходит не сразу, а постепенно: путем замены одного упражнения другим.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Срок реализации: 3 года.
Первый год (средняя группа): дети выполняют упражнения только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию.
Второй год (старшая группа): к освоенной технике выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания.
Третий год (подготовительная группа): к освоенной технике выполнения физических упражнений, при соблюдении правильного дыхания добавляется концентрация внимания на области тела. Важно правильное выполнение каждого упражнения, поэтому идет объяснение правильного положения тела. Обращается внимание, на какие органы влияет каждое упражнение. На этом этапе подводятся итоги всех занятий, даются рекомендации для самостоятельных занятий.
Предполагаемый результат.
Первый год. Дети знают, что опорно-двигательный аппарат служит опорой и защитой тела; названия и расположение основных частей скелета; правила по сохранению здоровья. Стараются правильно выполнить упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы. Снижается уровень заболеваемости.
Второй год. Дети владеют навыками самоконтроля; умеют проверять правильность своей осанки, походки, правильно стоять, сидеть, лежать во время сна. Проявляют сознательность в выполнении упражнений.
Третий год. Выработан стереотип правильной осанки, знают методы контроля над её сохранением и укреплением. Ребенок сознательно относится к выполнению правил правильной осанки, походки. Проявляют дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество на занятиях. Демонстрируют красоту, выразительность движений.
Предполагается, что освоение данной программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем, создаст необходимый двигательный режим и научит детей использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
Программа предусматривает проведение мониторинга физического развития детей 2 раза в год (в сентябре и мае), в котором отмечаются достижения детей в освоении программы и результаты осмотра врача ортопеда. Кроме того, родители и воспитатели ДОУ знакомятся работой педагога и детей дополнительного образования «Крепыши» на коллективных просмотрах и в открытые дни в начале, в середине и в конце учебного года, где имеют возможность оценить достижения своих детей.
Основное содержание Программы составляют специальные упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, упражнения для укрепления дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма ребенка.
Общеразвивающие упражнения позволяют подготовить организм к предстоящей деятельности.
Упражнения в расслаблении служат основой закаливания и оздоровления детского организма, способствуют снятию напряжения и закрепощенности различных мышечных групп.
Подвижные игры предусматривают закрепление пройденного материала в игровой форме, повышают интерес к занятиям.
Занятия проводятся группами по 10-15 человек и строятся по следующей схеме:
1 часть. Вначале даются различные виды ходьбы, бега и ползания для профилактики осанки и плоскостопия.
2 часть. Блок общеразвивающих и специальных упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, формирование правильной осанки и нормального свода стопы. Подвижная игра и элементы спортивных игр позволяют закрепить двигательные умения и навыки, поднять эмоциональный тонус занимающихся.
3 часть. Занятие заканчивается упражнениями на расслабление организма, ходьбой и беседой о достижениях, желаниях детей.
Занятия строятся на следующих дидактических принципах:
1. Принцип сознательности и активности.
Эффективность занятий возможна лишь при активном отношении ребенка к занятиям. Так как по настоящему активным ребенок может быть только в деятельности, которая направлена на удовлетворение осознаваемых им самим потребностей, то объяснение педагогом перспективы формирования правильной осанки и стопы под влиянием физических упражнений повышает интерес детей к занятиям.
2. Принцип наглядности.
У дошкольников мышление конкретное, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.
3. Принцип систематичности.
Предполагает учет постепенности, последовательности, регулярности занятий. Занятия физическими упражнениями начинаются с простых и легких, известных детям упражнений. По мере роста функциональных возможностей назначаются более сложные упражнения.
4. Принцип индивидуального подхода и доступности.
Предусматривает учет возрастных и индивидуальных (возможностей) особенностей, тренированности детей.
Цель программы: содействовать гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья, профилактике нарушений осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Формирование правильной осанки и правильного развития свода стопы.
2. Укрепление мышц свода стопы, голеностопного сустава и способствовать рессорной функции стопы.
3. Усиление мышц туловища, т.е. создание плотного мышечного корсета.
4. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма.
5. Развитие физических качеств, двигательных умений и навыков.
6. Развитие равновесия и координационных способностей.
7. Формирование потребности использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
8. Повышение эмоционального тонуса.
Содержание программы.
Упражнения общей направленности.
Включают строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения на растягивание и расслабление мышц, упражнения на дыхание и массаж. Комплексы упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решают задачи общей физической подготовки занимающихся, оказывают профилактическое воздействие на опорно-двигательный аппарат ребёнка.
Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, формируют навыки коллективных действий.
Общеразвивающие упражнения вызывают улучшение кровообращения и дыхания, способствуют развитию быстроты и выносливости, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку. ОРУ используются для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться без предметов и с предметами (гимнастической палкой, мячами, мешочками, обручем, скакалкой), а так же с использованием простейших тренажеров (гантелей, резиновых колец, диска «Здоровье»).
Упражнения на растягивание и расслабление мышц способствуют формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного навыка. Применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему кровообращению в мышцах и их питанию, улучшают самочувствие.
Упражнения на дыхание — специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.
Массаж включает приемы самомассажа со вспомогательными средствами — роликовые массажеры, массажные дорожки, массажные мячи, которые используются в сочетании с физическими упражнениями. Массажер для ног — средство эффективного массирования. Оказывает достаточно мощное тонизирующее общеразвивающее действие.
Упражнения специальной направленности.
Включают упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия. Это специальные упражнения для укрепления мышц стопы, голени, бедра, таза, спины, брюшного пресса, грудной клетки. Они выполняются как с предметами (гимнастической палкой, мячами разных размеров и назначений, мешочками, обручем, скакалкой), так и без предметов из исходного положения лежа на спине, животе, сидя прямыми и согнутыми ногами, стоя на четвереньках. Например:
1. «Велосипед». И.п. лежа на спине, ноги вытянуты рядом, руки под шею. Подтянуть ноги к животу и имитировать езду на велосипеде.
2. «Плывем брассом». И.п. лежа на животе, ноги вытянуты рядом, руки под подбородком. Приподнять туловище и выполнять движения руками как при плавании брассом.
3. «Ловись, рыбка». И.п. сидя на полу с опорой на предплечья, ноги вытянуты рядом. Согнуть стопу, поднять ногу, вернуться в и.п., расслабить ногу. То же с другой ноги.
4. «Кошечка сердится». И. п. стоя на четвереньках. Медленно выгнуть спину, смотреть на колени, вернуться в и.п.
5. «Не урони палку». И.п. лежа на спине, руки в стороны, ноги на ширине плеч, стопы на себя, палка на голеностопных суставах. Приподнять гимнастическую палку, вернуться в и.п.
Подвижные игры и элементы спортивных игр.
(Описание игр в приложении)
Особое место в программе занимают подвижные игры и элементы соревнования. Они помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, прививают умение правильно управлять своими движениями, дисциплинированного и сознательного отношения к занятиям. Непременным условием победы в игре, соревновании должна быть хорошая осанка всех членов команды или её большинства. Правильный подбор подвижных игр и элементов соревнования позволяет эмоционально скрасить деятельность детей и поднимает интерес к систематическим занятиям.
Подвижные игры и игровые упражнения для профилактики нарушений осанки:
1. Элементы игры в баскетбол; забрасывание мяча в кольцо, перебрасывание мяча друг другу и др., броски назад
2. «Брось — догони» (через сетку)
3. «Горячий мяч»
4. «Встань прямо»
5. «Встань как я»
6. «Держи голову прямо»
7. «Держи плечи прямо»
8. «Подтяни живот»
9. «Каток»
10. «Перетягивание»
11. «Не урони мешочек»
12. «Подражание»
13. «Тише едешь, дальше будешь»
14. «Хитрая лиса»
15. «Паук и мухи»
16. «Поспеши, но не урони»
17. «Не оставайся на полу»
18. «Пятнашки ёлочкой»
19. «Китайские пятнашки»
20. «Солнечный зайчик»
21. «Гордая цапля»
22. «Солнечные ванны для гусеницы»
23. «Черепахи»
Подвижные игры и игровые упражнения для профилактики плоскостопия:
1. «Страус»
2. «Гибкий носок»
3. «По следам»
4. «Турпоход»
5. «Пожарные на учении»
6. «Холодно — горячо»
7. «Не намочи ног»
8. «Чьи ноги сильнее»
9. «Забрось мяч в ворота» (стопами ног).
10. «Стоп»
11. «Найди правильный след»
12. «Как стоять?»
13. «Выпрями ноги»
14. «Футбол в кругу»
15. «Голодная акула»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
занятий «Крепыши» с детьми средней группы
Месяц | Неделя | Тема занятия | Игра | Материал |
Сентябрь | 1-2недели | Прогулка в лес | 1. «По ровненькой дорожке»2. «Солнышко и дождик» 3. «Найди свой домик» | Зонт, кегли разных цветов, гимнастическая скамейка |
3-4недели | Птички на поляне | 1. «Воробушки и кот» | Гимнастические палки, канат | |
Октябрь | 1-2недели | Медвежата на прогулке | 1. «Медвежата и пчела» | Туннель, массажные мячи |
3-4недели | В гостях у солнышко | 1. «Солнечный зайчик»2. «Солнышко и дождик» | Цветные кегли, цветные ленточки | |
Ноябрь | 1-2недели | В деревню к бабушке | 1. «Наседка и цыплята» | Маленькие обручи, кирпичики |
3-4 недели | Веселая физкультура | 1. «Машины» | Кольца от серсо, большие мячи | |
Декабрь | 1-2 недели | Мы едем, едем, едем | 1. «Машины»2. «Поезд» | Кольца от серсо, красный флажок |
3-4 недели | Котя-коток | 1. «Найди свой дом»2. «Котята и щенята» | Канат, цветные палочки | |
Январь | 1-2 недели | Мой веселый звонкий мяч | 1. «Мой веселый звонкий мяч»2. «Пройди тихо» | Большие мячи, гимнастическая лесенка |
3-4 недели | Вот зима, кругом бело | 1. «Снеговички»2. «Мастера» | Маленькие кубики | |
Февраль | 1-2 недели | По ровненькой дорожке | 1. «По ровненькой дорожке»2. «Гуси-гуси» | Канат, цветные палочки |
3-4 недели | Теремок | 1. «У медведя во бору» | Массажные мячи гимнастическая скамейка | |
Март | 1-2 недели | Игрушки | 1. «Заводные игрушки» | Маленькие кубики, пластмассовые крышки |
3-4 недели | Солнышко | 1. «Солнышко и дождик» | Массажные мячи, дорожки-следочки, камушки | |
Апрель | 1-2 недели | Утро на бабушкином дворе | 1. «Лягушки и аист» | Туннель, средние кубики, массажные мячи |
3-4 недели | По малину в лес пойдем | 1. «У медведя во бору» | Мат, маленькие кубики, гимнастическая палка, туннель | |
Май | 1-2 недели | Волшебный цветок | 1. «Лягушки и аист» | Цветные обручи, массажер для ног |
3-4 недели | Любим бегать и играть | 1. «Кот и мыши»2. «Машины» 3. «Мой веселый звонкий мяч» 4. «Поезд» | Кольца от серсо, красный флажок, большой мяч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
занятий «Крепыши» с детьми старшей группы
Месяц | Неделя | Тема занятия | Игра | Материал |
Сентябрь | 1-2недели | Советы доброго Волшебника | 1 «Сделай фигуру»2. «Держи плечи прямо» | Дорожка с отпечатками стоп, мешочки, крышки от фломастеров |
3-4недели | Веселая семейка | 1. «Котята и щенята» | Канат, массажные мячи | |
Октябрь | 1-2недели | В магазин игрушек | 1. «Машины» | Массажные мячи, кольца от серсо |
3-4недели | Вот поезд наш едет | 1. «Грузовой поезд» (по типу игры «Поспеши, но не урони»)2. «1,2—не зевай, в поезде место занимай» | Мячи среднего размера, кольца от серсо | |
Ноябрь | 1-2недели | Цирк | 1. «Сделай фигуру» | Канат, маты, обручи малые, цветные палочки |
3-4 недели | Прогулка на речку | 1. «Спрыгни в воду»2. «Большие и маленькие волны» | Канат, камушки | |
Декабрь | 1-2 недели | Путешествие белой вороны | 1. «Цветные автомобили» | Кольца от серсо, цветные флажки |
3-4 недели | Здравствуй, Зимушка-зима | 1. «Сугробы»2. «Льдинки, ветер и мороз» | Большие резиновые мячи, обручи малые | |
Январь | 1-2 недели | Праздник мяча | 1. «Охотник и зайцы»2. «Колобок» (чув. нар. игра) | Большие резиновые мячи |
3-4 недели | Обезьянки | 1. «Обезьяны и охотник» | Гимнастические палки | |
Февраль | 1-2 недели | Поход в кукольный театр | 1. «Танец маленьких волшебников» (с цв. ленточками) | Цветные ленточки |
3-4 недели | Военный парад | 1. «Разведчики и пограничники»2. «Часовой» | Канат, большой мяч, мешочки | |
Март | 1-2 недели | На лесной полянке | 1. «Совушка»2. «Поспеши, но не урони». | Мешочки,туннель, цветные палочки |
3-4 недели | Мишка-топтыжка | 1. «Перетяги-вание»2. «Не оставайся на земле» | Массажные мячи, гимнастические палки | |
Апрель | 1-2 недели | В поле мы пойдем, зернышек себе найдем | 1. «Кот и мыши» | Веревки, камушки |
3-4 недели | Путешествие на кораблях | 1. «Спрыгни в воду»2. «Голодная акула» | Туннель, мешочки, кубики | |
Май | 1-2 недели | Веселая физкультура | 1. «Цветные автомобили» | Массажные мячи, кольца от серсо, цветные флажки |
3-4 недели | Мячики-ежики | 1. «Самолеты»2. «Не оставайся на полу» | Массажные мячи |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
занятий «Крепыши» с детьми подготовительной группы
Месяц | Неделя | Тема занятия | Игра | Материал |
Сентябрь | 1-2недели | Держи осанку | 1. Китайские пятнашки«2. «Ель, елка, елочка» | Мешочки (400гр.), обруч большой |
3-4недели | На огород | 1. «Огуречик»2. «Овощи-фрукты» | Мешочки, обручи малые, крышки от фломастеров | |
Октябрь | 1-2недели | Волшебное колечко | 1. Эстафета «Гордая цапля»2. «Паук и мухи» | Кольца от серсо, большие мячи |
3-4 недели | Гимнасты | 1. «Черепаха»2. «Стоп» | Ортопедические мячи, обруч, палочки цветные | |
Ноябрь | 1-2 недели | Мячики-ежики | 1. «Забрось мяч в лунку»2. «Не оставайся на полу» | Массажные мячи, малые обручи |
3-4 недели | Приключения кота Леопольда | 1. «Акула» (чув. нар. игра)2. «Солнечный зайчик» | Гимнастические палки, велотренажеры, беговые дорожк | |
Декабрь | 1-2 недели | Космическое путешествие | 1. «Китайские пятнашки»2. «Тише едешь, дальше будешь» | Кольца от серсо, канат, туннель |
3-4 недели | Школа мяча | 1. «Сидячий футбол»2. «Шмель» | Большие мячи, цветныепалочки, мячи-«ёжики» | |
Январь | 1-2 недели | На прогулку в детский парк | 1. «Перетяги- вание»2. «Хитрая лиса» | Беговая дорожка, велотренажер, гимнастическая лесенка |
3-4 недели | Путешествие сороконожки | 1. «Паук и мухи»2. «Солнечная ванна для сороконожки» | Кольца от серсо, камушки, массажеры для ног, скамейка, дуги, кубы | |
Февраль | 1-2 недели | Летчики | 1.Игры-соревнования:«Поменяй шасси», «Заправь самолет» 2. «Не оставай- ся на полу» | Гимнастические палки, мешочки, цилиндры |
3-4 недели | Морское царство | 1. «Поднять паруса»3. «Море, берег, парус» | Камушки, цилиндры, гимнастические скамейки | |
Март | 1-2 недели | Весна в лесу | 1.«Пятнашки елочкой»2. «Ель, ёлка, ёлочка» | Палки среднего размера, большие мячи |
3-4 недели | Путешествие на сказочную планету | 1. «Ловишки с ленточками»2. «Страус» | Цветные ленточки, кубики, кегли | |
Апрель | 1-2 недели | Заботимся о своей осанке | 1. «Поспеши, но не урони»2. «Пятнашки ёлочкой» | Цветные ленточки, массажные мячи-ёжики |
3-4 недели | Кругосветное путешествие | 1. «Сидячий футбол»2. «Охотник и обезьяны» | Маты, кубы, гимнастические палки, большой мяч | |
Май | 1-2 недели | Тише едешь, дальше будешь | 1. «Тише едешь, дальше будешь»2. «Караси и щука» | Кольца от серсо, массажные мячи, мешочки, старая газета |
3-4 недели | Встань прямо | 1. «Встань прямо»2. «Охотник и обезьяны» | Камушки, велотренажер, массажер для ног |
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Название теста | Описание теста | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Силовая выносливостьмышц брюшного пресса | И.П. лежа на спине, руки на поясе. Прямые ноги под углом 45º к полу удерживаются на весу. | 30 сек. | 40-45 сек. | 50-60 сек. |
Силовая выносливость мышц спины | И.П. лежа на животе. Туловище поднимается на 30º и удерживается в таком положении. | 20-30сек. | 45-50 сек. | 50-60 сек. |
Гибкость | И.П. стоя на скамейке или кубе, ноги рядом, руки вдоль туловища. Наклониться вниз, не сгибая колени. | мал: 3-6дев: 6-9 | 4-77-10 | 5-88-12 |
Статическое равновесие | И.П. пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки — вдоль туловища. Удержать равновесие как можно дольше. | мал: 12-20дев: 15-28 | 25-3530-40 | 35-4245-60 |
Тест для определения силовой выносливости мышц брюшного пресса (автор Н. А. Гукасова). Ребёнок ложится на спину на пол. Руки спокойно лежат вдоль туловища. Необходимо медленно поднять ноги до угла 45, (включается секундомер) и удерживать их в таком положении максимально возможное время. Если после подъема ног отмечается тремор, секундомер выключается. Такая ситуация свидетельствует о несостоятельности мышц брюшного пресса у данного ребёнка. В других случаях секундомер выключается после касания нижними конечностями поверхности пола.
Игровая ситуация: «Осень, дует сильный ветер, а на дереве остался один единственный листочек, и все животные в лесу приходят на него посмотреть. Опустятся ножки, и упадет этот листочек. Постарайся его удержать как можно дольше». Дыхание должно быть ровное, произвольное, без задержки.
Тест для определения силовой выносливости мышц спины (автор Н. А. Гукасова). Ребёнок ложится на живот на пол, ноги фиксирует взрослый. Ребёнок ставит руки на пояс, прогибается (включается секундомер). Время останавливается, когда туловище касается условной горизонтальной линии.
Игровая ситуация: «Дельфин высунулся из воды и ждет, когда дрессировщик даст ему рыбку». «Бабочка взлетела высоко вверх, летит и ищет цветок, на который можно было бы сесть и отдохнуть».
Тест для определения гибкости позвоночника (автор М.А. Рунова). Ребенок становится на гимнастическую скамейку или любой другой предмет высотой не менее 25 см. Для измерения глубины наклона линейку прикрепляют таким образом, чтобы поверхность скамейки соответствовала нулевой отметке. Если при наклоне вперед ребенок не дотягивается кончиком пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.
Игровая ситуация: «Ты стоишь на мосту и видишь, как маленький мальчик роняет свою любимую игрушку в речку. Помоги ему достать игрушку из воды».
Тест для определения статического равновесия (автор М.А. Рунова). Ребенок встает в стойку: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки — вдоль туловища. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.
Игровая ситуация: «Мы с вами построим поезд. Чей поезд дальше проедет и не сойдет с рельсов!»
Оценка освоения результатов программы:
— низкий
— средний
— высокий
Оборудование зала
1. Шведская стенка
2. Зеркальная стена
3. Ковер или индивидуальные коврики
4. Массажные дорожки
5. Приставные лесенки, доски
6. Мячи резиновые разных размеров
7. Мячи массажные (мячи-«ёжики»)
8. Гимнастические мячи («хопы»)
9. Набивные (ортопедические) мячи (вес 1 кг)
10. Гимнастические палки
11. Обручи
12. Массажеры для ног
13. Мешочки с песком
14. Мелкие предметы для захвата пальцами ног: камушки, платочки, пуговицы, цветные палочки (диаметр 1см)
15. Кольца от серсо
16. Веревки
17. Дорожки со следочками
18. Диск «Здоровье»
19. Резиновые кольца для кистей рук
Вспомогательное оборудование
1. Магнитофон
2. Аудиокассеты, СД-диски.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
2. Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. М., ТЦ
Сфера, 2008
3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2008 г.
4. Лечебная физическая культура. Под ред. В.Н.Епифанова. М., «Медицина», 1987г.
5. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. М., «Просвещение», 2005г.
6. Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. М., «Просвещение», 2005г.
7. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления», М., Линка-Пресс, 2000.
8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., «Мозаика-Синтез», 2000.
9. Лечебная физкультура в лечении нарушений опорно-двигательного аппарата (методические рекомендации). Составители: Степанова Н.М., Кузьмина Л.Г. Чебоксары, 2004г.
konkurs-dlya-pedagogov.info