cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

В гости к осени конспект урока – План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: В гости к осени | скачать бесплатно

Конспект урока окружающего мира «В гости к осени»

Интегрированный урок – окружающий мир,

литературное чтение и музыка

Тема урока: В гости к осени

Цель урока:

Формирование представления об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени. Увидеть отображение этих процессов в музыке, живописи, литературе.

Задачи урока:

  • Дать представление об изменении в природе в связи с приходом осени, некоторые сведения о перелетных и оседлых птицах родного края;

  • Закреплять и развивать умения и навыки работы с таблицей, общеучебные и исследовательские умения и навыки: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации;

  • Развивать речь, обогащать словарь;

  • Формировать умения внутригруппового сотрудничества;

  • Формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи и взаимозависимости объектов живой и неживой природы;

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе;

  • Учить замечать прекрасное: многообразие окраски листьев, цвет неба, прозрачность воздуха, тишину окружающей природы;

Тип урока: Урок формирования новых знаний

Оборудование: репродукции картин: И.И.Левитан «Золотая осень», Е.Е.Волков «Октябрь», аудиозапись: П.И.Чайковский «Времена года» («Осенняя песенка»), таблички с надписями: облака, осадки, ветер, небо, солнце, вода в водоёмах, раздаточный материал – таблица для заполнения, компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку.

Предварительная работа.

  1. Экскурсия на природу: в парк.

  2. Просмотр календарей природы (задание на лето). Необходимо уточнить особенности летнего периода.

Ход урока

Обоснование

  1. Организация деятельности

Учитель заранее делит класс на две команды. На партах лежат принесенные детьми книги на заданную тему: первая команда — стихи, вторая команда – произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, исследовательские работы по материалу экскурсии в осенний парк.

При подготовке используется метод самостоятельной работы с дополнительными источниками информации

(работа с опережающим домашним заданием).

Осуществляются учебные действия: самоконтроль и взаимоконтроль.

  1. Сообщение темы и целей урока

— Ребята, я случайно пропустила одно слово в стихотворении Константина Бальмонта. Пожалуйста, помогите его вставить. Для этого давайте прочитаем стихотворение все вместе. (хоровое чтение) (слайд 2)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро _______________ проснется

И заплачет спросонья.

Константин Бальмонт

(ответы детей)

— Спасибо, ребята! Конечно же осень!

— Значит о чем мы сегодня будем говорить?

(высказывания детей)

— Сегодня мы будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением осени.

Осуществляется постановка проблемы.

Использование межпредметных связей.

Развитие монологической речи.

  1. Формирование представлений о природе в осеннее время года

а) Изменения в неживой природе

Игра «Приметы осени». Каждая команда поочередно называет предметы, относящиеся к неживой природе. На доске появляются таблички с надписями:

облака

осадки

небо

ветер

солнце

вода в водоёмах

— А теперь попытаемся определить, какие же изменения произошли в природе с наступлением осени.

(ответы детей)

а) Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными, земля получала много тепла; осенью солнце поднимается не так высоко, дни стали короче, поэтому похолодало, бывают первые заморозки. (слайд 3)

б) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками. (слайд 4)

в) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди моросящие, затяжные, холодные, грозы редкие, а затем и совсем прекращаются. (слайд 5)

-Какой же можем сделать вывод?

Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе. (слайд 6)

б) Изменения в живой природе

Каждая команда получает таблицу.

Деревья, сбрасывающие листву

Деревья, не сбрасывающие листву

Перелетные птицы

Зимующие птицы

— Ребята, посовещайтесь между собой, постарайтесь прийти к единому решению и заполните таблицу.

(Представители команд высказываются поочередно, другая команда дополняет)

— Ребята, я тоже заполнила таблицу. Разрешите и мне поучаствовать в обсуждении? (слайд 7)

Деревья, сбрасывающие листву

Деревья, не сбрасывающие листву

Перелетные птицы

Зимующие птицы

береза

ель

скворцы

голуби

осина

сосна

журавли

совы

клен

кедр

гуси, утки

сороки

дуб

лебеди

вороны

тополь

грачи

прилетят: снегири, клесты, свиристели

— А с понижение температуры воздуха изменяется и окраска листьев. Не хватает света, продолжительности дня для того, чтобы вырабатывалось специальное вещество для зеленых листьев.

— И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой.

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной

Завороженный тишиной. (слайд 8)

— Но деревья постепенно начинают сбрасывать листву. Это явление называется …….? (листопад) (слайд 9)

— А вы знаете, почему в природе происходит листопад?

— Сбрасывая листья, растения таким образом спасаются от засухи, так как с широкой пластинки листьев испаряется большое количество влаги. А корни этих растений не всасывают охлажденную воду из охлажденной почвы. А вот хвойным деревьям не грозит опасность засохнуть. Почему?

(высказывания детей)

— Верно, листья хвойных деревьев (иголки) гораздо меньше испаряют влаги.

Изменения в неживой природе ведут к изменениям и в жизни животных: насекомых, птиц.

(Команды высказываются)

Обобщение:

-С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинок или куколок. (слайд 10, 11)

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что они являются основным кормом для них. Кроме того уже не видно обилия семян и плодов, что также является пищей для птиц. Поэтому птицы улетают в края, где есть корм. А птицы, которые остаются зимовать, перебираются ближе к жилью человека.

На зиму к нам прилетят еще снегири, свиристели, клесты. Они будут питаться оставшимися семенами и даже выводить птенцов. (слайд 12)

— Перелетные птицы преодолевают большие расстояния. Много птиц гибнет во время полета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Уже сейчас для зимующих птиц можно делать и развешивать кормушки. (слайд 13, 14)

— А теперь назовем осенние месяцы по порядку, друг за другом. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

В народе сентябрь называют – хмурень (слайд 15), октябрь – грязник (слайд 16), ноябрь – листогной (слайд 17). Попробуйте дома объяснить эти названия.

Актуализация знаний, связь с предыдущей самостоятельной работой с дневником наблюдений и календарем природы.

В ходе изучения материала учащимися выполнялись следующие мыслительные операции: сравнение, сопоставление, умозаключения, конкретизация;

Мыслительная операция: обобщение, умения делать выводы;

Работа в группах.

Учебное сотрудничество. Систематизация учебного материала.

Осуществляется контроль учителя, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

Работа над эмоциональностью, образностью языка стихотворения. Работа по развитию речи.

Построение умозаключений с приведением доказательств.

Элемент эмоционального воздействия фактами на чувства ребенка.

  1. Физкультминутка

(Стихотворение «Листопад». Автор В.Голяровский)

Учитель показывает движения, дети повторяют.

Под ногами листопад,

Листья желтые лежат,

Листья желтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и листенок.

— Красоту природы в разные времена года передавали на своих полотнах многие художники. Рассмотрим репродукции картин: И.И.Левитан «Золотая осень» и Е.Е. Волков «Октябрь». (слайды 18, 19, 20)

— Какие особенности осеннего времени года передали художники?

— Можно ли по картине представить, какая стоит погода?

— Какие чувства вас наполняют, когда вы любуетесь этим пейзажем?

— Осень изображалась не только в картинах – произведениях изобразительного искусства, но и музыке. П.И.Чайковский, А.Вивальди посвятили осени свои творения. Предлагаю вам послушать произведение П.И.Чайковского «Времена года». Осеняя песня. (слайды 21- 44)

— Что вы себе представляли, слушая музыку?

— И в завершении урока мы обсудим результаты ваших исследовательских работ. Первая команда расскажет о стихотворных произведениях, в которых описывается осень, вторая – раскроет особенности поговорок, пословиц и загадок об осени.

(выступления команд)

5. Подведение итогов

— Сегодня, ребята, нам удалось расширить свои представления о признаках осени и полюбоваться ее красотой вместе с художниками, поэтами, композиторами. Вы молодцы! Спасибо всем за урок. (слайд 45)

Развитие умения анализировать картину, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

Развитие умения слушать и слышать музыку, рисовать образные картины.

Построение группового ответа с четким выделением главного, представлением иллюстративного материала, собранного участниками группы.

Оценка и взаимооценка деятельности учащихся на уроке.

Мотивация учащихся к дальнейшей коллективной творческой работе.

  1. Домашнее задание

Коллективная работа – оформить результаты работ в виде газеты.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему «В гости к осени»

Тема урока: «В гости к осени»

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с характерными признаками осени в неживой природе.

  2. Показать связь между живой и неживой природой.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь, память, мышление, воображение.

  2. Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе

Воспитательные:

  1. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.

УУД, формируемые на уроке.

(универсальные учебные действия)

1. Личностные УУД

1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности.

1.2. Интерес к чтению, потребность в чтении.

2. Регулятивные УУД

2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу.

3. Познавательные УУД

Общеучебные:

3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3.2. Поиск и выделение необходимой информации.

Логические:

3.3. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

3.4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

4. Коммуникативные УУД

4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог.

4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения.

4.3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

Оборудование: презентация, аудиозаписи, карточки для выполнения самостоятельной работы, детские фото

Ход урока

I.Самоопределение к учебной деятельности

(слайд №1)

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром

Ребята, у нас сейчас урок окружающего мира

II. Постановка учебной задачи

(слайд №2. «Времена года» Чайковский)

1. Чтение стихотворения

Ребята послушайте стихотворение:

Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу:
Приближалась довольно поздняя пора; 
Стоял ноябрь уж у двора.

О чем говорится в стихотворении? (об осени)

(слайд№3)

2. Сообщение темы и цели урока

Так, о чем мы будем говорить на уроке? Кто может сказать, какая же тема нашего урока? (В гости к осени)

Какие цели мы поставим перед собой?

III.Закрепление

(слайд№4)

1) Осенние месяцы

-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.

Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. ПЕРВЫЙ ПРОЧНЫЙ СНЕГ- В НОЧИ НА МОКРУЮЗЕМЛЮ.

(слайд №5-6, музыка)

2) Погода

Поговорим о погоде осенью.

— Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?
— Запишем на доске сегодняшнюю температуру воздуха ( например, четыре градуса выше нуля). По утрам и ночам термометр опускается ниже нуля, запишем : два градуса мороза, нуль градусов.

Послушайте прогноз погоды (диктор-учитель читает под музыку прогноз погоды) (Два варианта)

5-7градусов тепла.

А почему люди слушают прогноз погоды?

Ребята, у вас на столах лежат карточки со словами. Найдите среди них слова-признаки осенней погоды и назовите их.

(слайд №7)

Похолодание

Жара

Дожди

Таяние снега

Туман

Снегопад

Ветер

Град

Заморозки

Цветение

Облачность

Листопад

Микроитог:

(слайд8)

3.Осеннее явление природы — листопад

С похолоданием в природе начинается листопад.

​ Что такое листопад?

Листопад — сезонное явление природы. Происходит листопад осенью. Лиственные деревья и кустарники сбрасывают свои листья. Так природа готовится к отдыху, к встрече зимних холодов.

​ Кто наблюдал это явление?

(фотогалерея детских работ на доске)

​ Опишите свои чувства и ощущения.

(слайд№9-10)

И . Бунин, наблюдая осенний лес, был поражён его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

(слайд№10)

-С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?

4. Растения осенью

Работа с парами

Некоторые самые любознательные листики потянулись за знаниями в наш класс. На ваших столах листочки: красного, зелёного и жёлтого цветов. Выберите листок любого цвета. Переверните его и выполните задание.

(слайд№11)

1)Задание на зелёном листке

Найдите в группе слов лишнее, подчеркните и докажите, почему?

Сосна, рябина, берёза, осина, клён.

Опадают ли хвоинки осенью? Как вы думаете, почему?

У хвойных деревьев хвоя опадает в течение всего года, а не осенью как у лиственных, по этому смена хвои и незаметна

(слайд№12)

2)Задание на красном листке

Подберите однокоренные слова к слову листопад

листья, листочек, лиственница, листва, листовка, листок…

(слайд №13)

3)Задание на жёлтом листе

Какое лексическое значение у слова ЛИСТ?

Является ли это слово однозначным или многозначным?

(слайд №14)

IV. Физминутка

— А сейчас представьте, что вы — осенние листочки, и давайте поиграем!

Мы осенние листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул — полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок —

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

V.Закрепление

5. Животные осенью

— Осенью изменяется не только жизнь растений. К зиме готовятся и животные.

(слайд №165, голос кукушки)

— Давайте послушаем птичий разговор?

(Инсценировка)

Иволга и Кукушка (Н. Сладков)

— Слушай, Иволга, о каких холодах местные пичужки щебечут?

  -Будто бы наступает поздняя осень, может выпасть белый снег, похолодает?

— Э-э, Кукушка, болтовня пустая.

Сколько на свете живу – никаких холодов и снега не видела. На родину прилечу – лето, в Африку вернусь – лето.

На всей земле – лето!

 Объясните, почему так считают птицы?

(голоса животных, слайд №16-27)

Что происходит с животными осенью? С насекомыми? С птицами?

Перед вами карточки с группами животных.

Прослушайте голоса животных. Вы должны их на слух угадать, определить к какой группе животных относится, показав карточку, назвать животное и рассказать об их жизни осенью.

6. Люди осенью

(слайд №28)

А теперь понаблюдаем за людьми.

(слайд №29)

Посмотрите на доску и помогите Лене одеться на прогулку.

— Какую одежду ей надо выбрать?

(слайд №30)

-Чем люди занимаются осенью? Рассмотрите рисунки и расскажите.
-Зачем люди трудятся в саду, поле, огороде? 

-У кого из вас есть огороды и дачи?

-Кто помогает там своим родителям?

-Молодцы! Вы не плохо представляете труд людей в саду и огороде?

7. Микроитог

(слайд №31)

Вам нравится осень? Чем?

Музыканты сочиняют музыку, поэты — стихи, писатели пишут рассказы, художники рисуют картины, а мы сейчас послушаем, как вы замечательно читаете стихи.

VI.Рефлексия

VII.Итог

— А каком времени года мы сегодня говорили (осень)

— Что происходит с температурой воздуха (похолодание)

— Какие изменения происходят с деревьями? (листопад)

— Какие особенности в жизни насекомых? (Исчезают, прячутся)

— Какие осенние изменения у птиц? (улетели птиц)

— Как осень влияет на жизнь животных? (меняют шерсть, впадают в спячку)

IX.Домашнее задание

Нарисовать рисунок красками для конкурса. Тему задаю разную, первый ряд –

«Ранняя осень», второй ряд – «Золотая осень», третий ряд– «Поздняя осень».

infourok.ru

Конспект урока — экскурсии «В гости к осени»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок – экскурсия по окружающему миру на тему :

«В гости к осени. Живая и неживая природа осенью».


Подготовила :

учитель начальных классов

Магомедова Л.А..

2017 г.

Цель урока: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение делать        выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: экскурсия групповая, коллективная, парная.

Оборудование: , карточки с заданиями для групповой работы и для работы в парах, кроссворды, карандаши.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием отправимся на экскурсию. 

2. Актуализация знаний

-Какое сейчас время года? (Осень)

-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.

Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕ.

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.

3. Формулирование темы и целей урока

– Попробуйте определить, о чём пойдет речь? (Предположение учащихся.)

-Тема нашей экскурсии «В гости к Осени». А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края! Сегодня мы будем наблюдать за изменениями, происходящими в это чудесное время года, закреплять умение их определять.

4. Изменение в природе.

— Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе.

— Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе? ( В неживой)

а).Осенние изменения в неживой природе.

— Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе.

Вспомните, какая была погода летом. Сравните. Определите осенние изменения.

Выводы:

  • Летом небо голубое, лишь кое – где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

  • Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

  • Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

б). Как изменяется осенью жизнь растений.

— Рассмотрим, какие изменения произошли осенью в жизни растений. ( Начинается листопад).

— Посмотрите, как начинается листопад? На всех ли деревьях одновременно он начинается?

— На каких деревьях листья облетают раньше, на каких – самые последние, а какие деревья не сбрасывают листву совсем?

( Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.)

— Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

— Кто догадается, почему хвойные растения не сбрасывают листву, а круглый год остаются зелеными?( ответы детей)

Далее, чтобы интересней было работать, мы разделимся на команды для прохождения уровней. За правильные ответы в каждом уровне будут присваиваться фишки, количество которых будут подсчитываться и переводиться в баллы.

I – уровень «Игра «Угадай растение»

Учитель показывает осенние листья, гроздья рябины, семена клена, шишки хвойных деревьев, а дети отгадывают, с какого это дерева или кустарника.

в). Осенние изменения в жизни животных.

— Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было?

— А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

— Чем еще питаются птицы?

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом являются насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм. (Необходимо заострить внимание на вопросе охраны природы. Рассказать детям о том, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях).

Все ли птицы улетают осенью в теплые края? Какие остаются и как они себя ведут? ( Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки).

II – уровень Игра «Отгадай животное»

(Учитель называет признаки разных животных, дает их описание, а дети отгадывают, о коком животном идет речь).

Догадайтесь, какие животные о себе рассказывают:

Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.

(Медведь)

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Самую главную добычу – мышей – полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.

(Лиса)

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.

(Бобер)

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому увидеть меня не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму.

(Барсук)

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» — вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

(Заяц)

III – уровень Подвижная игра «Передай эстафету»

IV–уровень «Осень в кроссворде»

(Бланк выдается каждой команде)

Под номером 1) у нас зашифровано название одного из осенних месяцев. Вот о нем загадка:

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(ответ: октябрь)

Следующая загадка про осень, вернее отгадка на нее, поможет нам заполнить слово в кроссворде под номером 2:

Опустел любимый сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

(ответ на эту загадку: сентябрь)

А теперь давайте отгадаем слово, обозначающее явление природы, которое довольно часто бывает осенью. Итак, загадка номер 3:

Без рук, без ног – под окном стучится, в дом просится.

Так и хочется сказать, что это – дождь, но… (верный ответ: ветер).

Загадка для последнего месяца осени и слова под номером 4:

Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А еще – похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи.

(ответ: ноябрь)

И, наконец, последнее слово кроссворда, слово под номером 5, означает самое распространенное осеннее погодное явление:

Крупно, дробно зачастил

И всю землю напоил.

(ответ: дождь)

Ну вот, кроссворд на тему: «Осень» —разгадан.

(Команде победителю выдается фишка)

Vуровень . Подведение итогов экскурсии « Какие осенние изменения в природе мы наблюдали?»

Выступления команд: Обобщение ответов :

*Лиственные деревья сбрасывают листву, травы отмирают, хвойные деревья остаются зелеными

*С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края — туда, где есть корм.

Оседлые птицы остаются зимовать.

(Ведется подсчет фишек и баллов, объявляется команда победитель!)

5. Рефлексия.

— Какие изменения происходят природе с приходом осени?

Солнышко поднимается невысоко, плохо греет.

Чаще идут дожди.

Похолодало.

Улетают на юг птицы.

Звери готовятся к зиме.

Желтеют и краснеют листья.

Листопад.

6. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.

Учитель предлагает детям оценить свою работу при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.

Команды оценивают собственную деятельность и результативность работы при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).

-Заканчивается наше наше сегодняшнее путешествие в гости к Осени.

— Оно вам понравилось?

-Ребята! А мне понравилась ваша работа!

-Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы!

7. Сбор осенних листьев для последующего рисования их с натуры на уроках ИЗО.

infourok.ru

Конспект «В гости к осени»

Конспект урока по предмету Окружающий мир

Тема: В гости к осени

Класс: 2

Цель: Формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

Планируемые результаты:

Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

Предметные: об изменениях, происходящих осенью в неживой и живой природе,

устанавливать взаимозависимость; определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

осознавать необходимость бережного отношения к природе.

устанавливать связи: жизнедеятельности растений и животных осенью; владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)

Метапредметные:

Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в программе Power Point,

карточки с заданиями для групповой работы, карточки с условными знаками.

Ход урока

1.Организационный этап.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!

Дети берутся за руки

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками

Этап актуализация знаний

Мотивация

Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения новых

Знаний

Учитель: у меня на доске условные обозначения. Для чего они нужны?

-Что такое погода?

Давайте охарактеризуем погоду сегодня.

Фронтальная работа

-дают характеристику сегодняшней погоде, используя условные обозначения

формируем умение определять цель деятельности на уроке

Умение вести диалог и решать проблемы в малых группах

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

Определение темы

Формулирование

цели и задач урока

— Ребята, вначале урока мы улыбнулись друг другу, а, когда люди улыбаются?

.

Учитель. И у нас с вами настроение бодрое и весёлое. Ведь скоро наступит зима, и мы с удовольствием будем кататься на лыжах и коньках, играть в снежки, строить снежные крепости:(Не успел учитель договорить, стук в дверь.) Телеграмма.

Учитель. Ребята, Зима прислала нам телеграмму. Оказывается, попасть к нам она не может. Её не пускает Осень. А почему зима не может наступить раньше осени?

— Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас?

Я предлагаю отправиться в гости и узнать правильный ответ на этот вопрос. А к кому мы отправимся в гости?

— Давайте сформулируем тему урока:

поставим себе цель и приступим к работе.

-составим план работы

Фронтальная работа.

Дети. Когда у них хорошее настроение, радостно, весело на душе

— выдвигают предположения;

-изменения в природе происходят постепенно;

В гости к осени.

Узнать у осени какие изменения должны произойти в природе перед наступлением зимы.

Умение ставить вопросы,

формулировать проблемы, выдвигать гипотезы

Умение анализировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выявление познавательной цели

Этап открытия нового знания

Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия.

Работа с учебником

Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.

Физминутка для глаз

Практическое применение знаний.

Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Задача: уметь полученные знания применять в нестандартных ситуациях

— Итак, отправимся в гости к осени.

А.С.Пушкин любил осень. А как относитесь к ней вы и почему именно так?

Какие признаки осени отражены в стихотворении?

Унылая пора…Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…. (учитель читает наизусть отрывок)

Во время нашего обсуждения звучала музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

А в лесу нас встречает тётушка Сова. Посмотрите и постарайтесь запомнить то, о чём она вам расскажет.

Проверим какие осенние месяцы вы знаете

— Выберите названия осенних месяцев

Расскажите, как изменяется неживая природа, используя слова – помощники

В чём причина происходящих изменений в неживой природе?

Прочитаем учебный материал на стр. 36-37 учебника

Учитель. Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени?

Оцените свою работу с помощью листиков

Как похолодание повлияло на объекты живой природы?

Организую работу в группах.

— Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах.

— Обсудите в группе поставленную проблему по следующему алгоритму:

-сначала каждый член группы высказывает свое предложение по данному вопросу;

-затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения и только после этого, вы возьмёте схему, начнёте её заполнять.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз — наклон, два — наклон,

Зашумел листвою клен

Отчёт групп, учитель добавляет сведения своим рассказом и рассказами подготовленных учеников.

Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно листопад?

— Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

— Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними?

— Какие деревья не сбрасывают листву?

Дети. С приходом осени листья на деревьях и кустарниках сменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее, быстрее идёт листопад.

Попросите родителей не рубить ёлку в лесу, а купить искусственную. Это будет ваш скромный вклад в дело охраны природы, охраны леса

____________________________________________

— К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг.

— Как называются такие птицы?

— Каких перелётных птиц вы знаете?

— Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы?

Видели ли вы летом насекомых? Каких?

— Много ли их было летом?

— Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

— С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

— Чем ещё питаются птицы? (Семенами, плодами, зелёными побегами растений; журавли, цапли — лягушками; хищные птицы — мышами.)

С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края — туда, где есть корм.

Учитель. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.

Учитель. Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и развешивают кормушки, собирают семена растений.

_____________________________________________

Доклады детей.

_____________________________________________

Рассели зверей по домикам

План.

1. Осенние изменения в неживой природе.

2. Осенние изменения в живой природе:

а) в гости к растениям;

б) в гости к птицам

в) в гости к зверям.

Смотрят «Времена года с тётушкой Совой. Октябрь»

Работа в парах

в похолодании

— работа с информацией в учебнике.

жёлтый листик — правильно выполнил задание

красный — задание выполнил с помощью учителя или одноклассника

зеленый – задание выполнить затруднился

Ребята выполняют движения для глаз

Работа в группах.

— обсуждение, заполнение шаблонами схему

Ребята выполняют движения

— после работы в группе формулировка выводов

Учащиеся формулируют ответ

Работа в парах

формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

Умение вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты.

Умение делать умозаключения

Оценочно-рефлексивный этап

Вывод по результатам исследования

-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили пункты нашего плана?

-Значит, пришла пора сделать выводы по-нашему путешествию «В гости к осени»

Какие изменения происходят в неживой природе?

Какие изменения происходят в живой природе?

Дети выстраивают выводы

Построение логической цепи рассуждений в опоре на схему.

Умение делать выводы с опорой на поставленные цель и задачи.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Рефлексия. Самооценка детьми собственной деятельности.

Продолжите предложения: 
— Я понял, что… 
-Было интересно… 
-Было трудно… 
-Мне захотелось… 
-У меня получилось… 

Ребята оценивают свою работу на уроке, поднимают листики.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Летом звери ходят в лёгких шубах, но они не спасут их от зимних холодов.

Поэтому осенью зверьки линяют.

Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая.

Заяц, волк, лиса, лось, кабан

не делают запасов на зиму.

Они и так найдут себе корм.

Есть такие звери, которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен. Это ежи, змеи, медведи.

Про ежа и медведя можно сказать, что они « кладовые». Летом и осенью они усиленно питаются и жиреют. Они расходуют жир зимой, как естественный запас питания.

Некоторые звери запасают на зиму корм. Белки прячут в укромных местах жёлуди, орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру «В гости к осени» 2 класс

ГАОУ СПО НСО «Черепановский педагогический техникум»

Конспект урока по Окружающему миру 2 «Б» класс

Дата проведения: 24.09.2015
Место проведения: МОУ СОШ №3
Студент: Бердникова С.С
Методист: Иванова Е.В
Учитель: Михалёва С.В

Тема урока: В гости к осени

Тип урока: урок закрепления

Цель: познакомить с осенними изменениями в природе;

Универсальные учебные действия:

Личностные: доброжелательное отношение к окружающему.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами.

Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы.

Регулятивные: планировать свои действия в течении урока.

Ресурсы: учебник 2 класс «Окружающий мир» Плешаков

2015

Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

-Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Станиславовна, и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.

-проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

  1. Актуализа-ция знаний

-Что вы изучали на прошлом уроке?

На прошлом уроке, вы изучали погоду. Давайте мы с вами отгадаем загадки. Что бы вспомнить явления природы.

-Как называется сильный ветер со снегом? (метель) слайд 1

-Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор,

Если мама зонтик купит-

Я смогу пойти во двор. (дождь) слайд2

-Он спустился утром рано

Белый, белый и густой

Воздух вымазан сметаной

Отгадай, кто он такой? (туман)

слайд 3

-Он вчера совсем не дул,

Флигель даже отдохнул,

А теперь он просто шквал!

Как бы флигель не сломал. (ветер)

Слайд 4

Молодцы ребята! Вот мы с вами и вспомнили явления природы.

Слайд 5

Скажите, это живая природа, или не живая?

Отгадывают загадки

  1. Изучение нового материала

-Послушайте музыку, и предположите, о чём пойдёт речь на нашем уроке.

Аудиозапись

Инструментальная «Приход осени»

-Правильно, это осень. Сегодня мы с вами пойдём «в гости к осени». Это будет не экскурсия, потому что на улице плохая погода, это будет воображаемый урок-экскурсия.

Слайд 6

-Что вы знаете об осени?

-А какая же погода осенью?

-Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку. Слайд 7

Какие приметы осени вы наблюдали?

-Световой день укорачивается, утро наступает позже, а вечер раньше.

-Понижается температура воздуха, становится холоднее с каждым днём.

-Солнечный день становится всё меньше, нередко небо скрывают облака и тучи.

-Всё чаще на улице идёт дождь, и дует ветер.

-Ветер стал сильнее и холоднее, воздух наполнен сыростью.

Слайд 8

-Скажите, то что мы с вами перечислили, это живая природа, или не живая?

Слайд 9

-А какого же цвета осень?

-Летом вокруг было много зелёного цвета. А осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски. Кажется, что весь мир состоит из ярких, разноцветных листьев. Краски нам эти дарят растения.

  1. Игра «Я диктор»

-А теперь поговорим о погоде осенью. Давайте поиграем в игру. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью, а вы скажете, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.

-Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, тёплая погода. Лёгкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течении всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла.

-Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля.

-А почему люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды?

Верно, люди выбирают одежду в зависимости от погоды.

Итак, какие же изменения в живой природе происходят осенью?

1) Что вы знаете о растениях.

-Листья на деревьях теряют зелёный цвет, становятся сухими.

-Трава пожухла, а цветы завяли.

-Листья срываются с деревьев и опадают.

-какие деревья сбрасываю листву?

Какие растения остаются зелеными. Почему?

Осенью все деревья сбрасывают свою листву, а лесная красавица ёлка, так и стоит всю зиму зелёная и нарядная. Правду говорят: зимой и летом одним цветом.

На самом деле зелёные хвоинки-иголки- это видоизменённые листья. Хвоинки такие маленькие и на ели их так много, что если елка сбросит свой колючий наряд, её не хватит весны, чтобы вновь одеться в густую хвою. И всё же ёлка, как и все хвойные деревья, меняет свой зелёный наряд, но делает это очень медленно. Для того чтобы сменились все старые иголки, должно пройти около 9 лет.

Ель имеет различные формы, различающиеся цветом хвои, типом кроны, а так же размером. К тому же ель сохраняет свою декоративность круглый год, поэтому сады, в которых она произрастает, никогда не выглядят тусклыми и безжизненными.

2)Что вы знаете о птицах?

-Как ведут себя птицы?

-Какие улетают на юг?

-Какие остаются зимовать?

3)Что вы знаете о зверях?

-Кто впадает в спячку?

-Какие животные делают запасы на зиму?

4)Как ведут себя насекомые?

А чем занимаются люди осенью?

(Собирают урожай, проводятся работы на участках, перекапывается почва с добавлением органических удобрений, высаживаются некоторые культуры, утепляются грядки с многолетними растениями)

Итог подводим: показываем видеоролик об осени.

-Итак, какие же изменения в живой и неживой природе происходят осенью?

Видеоролик

Слушают аудиозапись

Осень

3 месяца, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Жёлтый, красный, зелёный, коричневый, чёрный

Начало осени

Конец осени

  1. Физминутка

Ёлочки-пенёчки

  1. Закрепление изученного материала

-А сейчас мы с вами заполним вот такую таблицу.

Загадки

  1. Зиму всю зарывшись в стог

Спит колючий колобок(ёж)

  1. Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке летом.(белка)

  1. Кто осенью холодной,

Ходит хмурый и голодный.(волк)

  1. Меньше тигра, больше кошки

Над ушами кисти-рожки

С виду кроток, но не верь

Страшен в гневе этот зверь!(рысь)

  1. Зимой беленький, а летом серенький

Никого не обижает, а всех сам боится.(заяц)

  1. Осень, лето ль на дворе

Он всегда сидит в норе!

Дни и ночи напролёт

Роет землю сонный… (крот)

  1. Косолапый и большой

Спит в берлоге он зимой

Любит шишки, любит мёд

Ну-ка, кто же назовёт?(медведь)

  1. Родственники домашней хрюшки

Хоть такие есть и ушки

С пятачком. Большой. Всеядный

А ещё он дикий, стадный.(кабан)

  1. Посмотрите-ка какая-

Вся горит, как золотая

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой.(лиса)

  1. Итог урока

Что сегодня изучили на уроке? Что вам было уже известно, а что вы узнали?

Что же происходит в неживой природе осенью?

Что происходит в живой природе осенью?

Что делает человек осенью?

  1. Рефлексия

Для последнего этапа нам понадобятся цветные карандаши:

Зелёный и жёлтый цвет, если вам понравился урок поднимите жёлтый карандаш. Если не понравился, то жёлтый.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему «В гости к осени» (2 класс)

Тема. В гости к осени.

Цель:

  • познакомить учащихся с характерными признаками осени в неживой природе, показать связь между живой и неживой природой;

  • развивать устную речь, память, мышление, воображение, умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе;

  • воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично;

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений, навыков

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс. Плешаков А.А. (1 часть), рабочая тетрадь, раздаточный материал и иллюстративный материал

Ход урока

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарина Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

— Проверьте, ребята, всё ли у вас на партах: тетрадь, учебник, дневник, пенал.

2. Минутка синоптика

— Ребята, сейчас мы побудем с вами в роли маленьких синоптиков. А вы знаете, кто такие синоптики?

— Какое сейчас время года? А какой месяц?

— А ну-ка посмотрите в окошко сегодня день солнечный или пасмурный?

— Наблюдаются ли осадки за окном? В виде чего?

— Ребята, а есть ли сегодня ветер?

— Сейчас мы с вами рассмотрели состояние неживой природы, а теперь давайте перейдем к живой.

— Ребята, а в каком состоянии сейчас находятся деревья, кустарники, травы?

— Какая группа живых существ, кроме растений, также относится к живой природе?

— Дети, а можем ли мы увидеть в это время года насекомых?

— Каких птиц мы можем увидеть осенью?

— А какие птицы улетели в теплые края?

— Какие звери готовятся к спячке?

— А сейчас мы поговорим о труде людей.

— Чем занимаются люди в это время года?

— Какие работы проводятся на улицах города осенью?

— Ребята, а как нам нужно одеваться, чтобы не заболеть в это время года?

— Молодцы, вы справились с ролью маленьких синоптиков и были очень наблюдательны. Но эту работы мы должны проводить каждый день, это ваше постоянное домашнее задание.

3.Актуализация опорных знаний.

— Сейчас, я вам прочитаю стихотворение. А вы слушайте внимательно.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу:

Приближалась довольно поздняя пора;

— О каком времени года говорится в стихотворении?

— По каким признакам вы это определили?

— Я вам буду читать пословицу, а вы определите, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ.

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.

4. Сообщение темы и цели урока.

— Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке? (Предположение учащихся.)

— Тема нашего урока называется «В гости к Осени». А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края!

— Сегодня на уроке мы узнаем об осенних явлениях в живой и неживой природе. Будем учится рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.

5. Изучение нового материала.

1) Осенние изменения в неживой природе.

-Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.)

— Сейчас, я вам предлагаю заполнить таблицу «Как изменяется погода осенью?». Посмотрите внимательно на таблицу, это задание необходимо будет сделать парами.

ОБЛАЧНОСТЬ

Небо чистое, лишь кое-где небольшая облачность.

Небо затянуто облаками. Оно кажется низким

ВЕТЕР

Теплый, не порывистый.

Холодный, порывистый

ОСАДКИ

Дожди кратковременны, теплые, часто бывают грозы.

Дожди затяжные, холодные, мокрый снег

ТЕМПЕРАТУРА

ВОЗДУХА

Тепло, много ясных дней, солнце высоко

Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно, пасмурно.

— Давайте подведем итог:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

— Итак, какие же осенние явления происходят в неживой природе?

— Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

— Ребята, а вы знаете, что такое заморозки? А иней?

— Давайте заглянем в учебник и найдем определения. Откройте страницу 36.

— Что же такое иней? А заморозки?

— Дети, а скажите мне, что такое туман и ледостав?

— Эти термины тоже можно найти в учебнике. Откройте страницу 37.

— Хорошо, молодцы.

2) Осенние изменения в живой природе.

-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

— А теперь подумаем, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?

— Ребята, обратите внимание, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее.

— Листопад для растений- это защита растений от вредных веществ, которые накопились за лето.

— Ребята, в какие деревья остаются зелеными?

— Ребята, а вы замечаете насекомых? Посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

— С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. Источников питания для птиц становится все меньше и поэтому птицы улетают туда, где есть корм.

— Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Физкультминутка.

Мы листочки осенние,

Дети выходят из-за парт.

На веточках мы сидим.

Приседают на корточки.

Дунул ветер — полетели,

Встают на носки, резко подняв руки вверх.

Мы летели, мы летели

Плавные махи руками с продвижением вперед, присесть, опустить руки на землю

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

Встают, взмахнув руками, кружатся на месте.

И за парту тихо сели.

6. Продолжение изучение нового материала.

Игра «Отгадай животное»

— Сейчас мы поиграем в игру. Я буду загадывать вам загадки. А ваша задача – отгадать о каком звере идет речь.

— Только дослушаем до конца, и не будем выкрикивать с места, если вы уже знаете ответ. Поднимите руку, чтобы я видела вашу готовность.

Зиму всю зарывшись в стог

Спит колючий колобок

(ёж)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке летом.

(белка)

Кто осенью холодной,

Ходит хмурый и голодный.

(волк)

Меньше тигра, больше кошки

Над ушами кисти-рожки

С виду кроток, но не верь

Страшен в гневе этот зверь!

(рысь)

Зимой беленький, а летом серенький

Никого не обижает, а всех сам боится.

(заяц)

— Молодцы, всех отгадали.

7. Закрепление материала.

1) Работа с тетрадью

— Ребята, давайте сейчас откроем наши рабочие тетради и выполним задание № 3 на странице 16 и задание № 1, 3, 4, 5 на странице 17. После того, как вы самостоятельно выполните предложенные задания, мы все вместе проверим.

8. Обобщение и систематизация новых знаний.

— Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

— О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

— Какие изменения в живой природе происходят с приходом осени?

9. Итоги урока.

— Дети, продолжите устно предложение:

Из сегодняшнего урока я узнал __________________

Сегодня на уроке я удивился ________________

Сегодня на уроке я задумался _________________

10. Домашние задание.

Учебник страница 36-39. Рабочая тетрадь страница 16 № 1,2.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру «В гости к осени»

Конспект урока окружающего мира по теме «Загадки осени»

Цель урока:

  • расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой;

  • обобщить знания детей о характерных признаках осени в неживой природе;

  • создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического вкуса;

  • формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • картины с изображением осенней природы,

  • фотографии животных,

  • карандаши, листы

  • ноутбук,

  • видеопроектор,

  • электронная презентация,

  • звукозапись с пением птиц.

Домашняя работа

Ход урока

1. Организационный момент.

Для работы на уроке класс делится на три группы.

2. Сообщение темы, целей урока.

Учитель. Ребята, когда люди улыбаются?

Дети. Когда у них хорошее настроение, радостно, весело на душе. Отгадайте загадку.

По небу ходит
Маляр без кистей. 
Краской коричневой
Красит людей. 
(солнце)

*** 
Утром бусы засверкали, 
Всю траву собой заткали, 
А пошли искать их днем, 
Ищем, ищем — не найдем. 
(роса) 

***
Летит огненная стрела. 
Никто ее не поймает: 
Ни царь, ни царица, 
Ни красная девица. 
(молния) 

***
Он зеленый, попрыгучий, 
Совершенно неколючий, 
На лугу весь день стрекочет, 
Удивить нас песней хочет. 
(кузнечик) 

***
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка. 
Я сорвать его хотел, 
А он вспорхнул и улетел
(бабочка) 

***
Он качели и кровать, 
Хорошо на нем лежать, 
Он в саду или в лесу 
Покачает на весу. 
(гамак) 
***

А каком времени года говорят нам слова-отгадки? (о лете)

Когда начинается учебный год, ребята? Как называется месяц, когда мы приходим в школу? Вы любите это время года?

Значит, какое время года на следующей ступеньке?

Несу я урожаи,

        Поля вновь засеваю,

        Птиц к югу отправляю,

        Деревья раздеваю,

        Но не касаюсь сосен

        И елочек – я …. (осень).

— Отправимся в путь?

3. Работа по теме урока.

Осенние изменения в неживой природе. (Повторить с детьми характерные признаки осени в неживой природе.)

На доске картины с изображением осенней природы.

Учитель.

Лес, точно терем расписной.                              Заунывный ветер гонит

Лиловый, золотой, багряный.                             Стаи туч на край небес.

Веселой пестрою стеной                                      Ель надломленная стонет,

Стоит над светлою поляной.                                Глухо шепчет темный лес.

             И.Бунин.             

Учитель. Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени?

Дети дают подробные ответы, делают вывод: похолодание, первые заморозки, последняя гроза, затяжные дожди, первый снег, ледостав- всё это осенние явления в неживой природе.

Как меняется осенью жизнь растений. (Повторить изменения, которые происходят в жизни растений, воспитывать бережное отношение к природе)

Учитель. Но больше всего осенью изменился лес.

— Осенью дарят зелёной ёлочке подарки. Осина дарит красные фонарики. Клён роняет оранжевые звёздочки. Ива осыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками. На ёлочке появляется праздничный наряд.

Учитель. Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно листопад?

— Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

— Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними?

— Какие деревья не сбрасывают листву?

Дети. С приходом осени листья на деревьях и кустарниках сменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее, быстрее идёт листопад.

Учитель. Ребята, вы сказали, что листву сбрасывают только лиственные деревья, такие как берёза, липа, тополь, осина, лиственница.

Дети. Лиственница — это хвойное дерево.

Дети рассказывают о деревьях (лиственница, ель, берёза).

Рассказ сопровождается слайдом с изображением дерева.

Учитель. Когда Ира рассказывала нам о ели, мы не случайно вспомнили обычай украшать ёлку в Новый год. Дело в том, что деревья дают нам кислород, без которого мы не смогли бы жить. Кроме того, из дерева делают бумагу, мебель строительные материалы. Значение дерева в нашей жизни трудно переоценить.

— Попросите родителей не рубить ёлку в лесу, а купить искусственную. Это будет ваш скромный вклад в дело охраны природы, охраны леса.

— А сейчас мы вместе с нашими деревьями окажемся в сказке.

Грибы и ягоды в осеннем лесу.

Заранее подготовленные дети показывают фрагмент из театрализованного представления «На лесной полянке». (В сказке дети вместе с Алёнушкой выручают Иванушку из царства Бледной Поганки, в которое он попал, не зная грибы. Чтобы освободить Иванушку, дети должны показать, как хорошо они знают грибы, отгадать загадки и даже спеть о грибах частушки.)

Учитель. Ребята, важно не только хорошо знать грибы, но и уметь правильно их собирать. Собирая грибы, срезайте их у основания, чтобы не повредить подземные части — грибницу.

— Какие грибы могут собрать дети в осеннем лесу?

— Но Алёнушка с Иванушкой пошли в лес собирать не только грибы, но и ягоду.

— Какие ягоды можно собрать в осеннем лесу?

Красива во время цветения. Особенно эффектна осенью своей красноватой листвой и ярко-красными гроздьями сочных плодов. Плоды горькие, но полезные.

На экране появляются слайды с изображением кустарников.

— А ещё, у какого кустарника осенью листья краснеют?

— А дальше в лес:

Голубая полянка? Разве такое бывает? Но приглядитесь — вся она покрыта кустарничками. А на них висят голубые плоды.

Небольшой вечнозелёный кустарник с ветвистыми прямостоящими стеблями. Кисловатые ягоды очень вкусны и полезны. (Брусника)

— Какая ягода заменяет лимон? (Клюква. Она содержит лимонную кислоту.)

Учитель. Ребята, вы все знаете сказку «Двенадцать месяцев». В ней злая мачеха отправляет падчерицу в зимний лес за цветами. Давайте представим себя на месте падчерицы и подумаем, смогли бы мы в зимнем лесу собрать, скажем, ягоду?

— Да, смогли. Для этого нужно осенью запомнить место, где растёт брусника или клюква. Брусника и клюква — вечнозелёные кустарники. Даже под снегом они остаются зелёными, а ягоды такими же вкусными и красными, как и осенью.

Жизнь птиц осенью. (Заострить внимание на помощь птицам в зимний период.)

Учитель. Дети, закройте на минуту глаза. (Звукозапись с пением птиц.)

— Что вы себе представили? Какие картины природы встают перед вами?

— К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг.

— Как называются такие птицы?

— Каких перелётных птиц вы знаете?

— Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы?

Видели ли вы летом насекомых? Каких?

— Много ли их было летом?

— Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

— С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

— Чем ещё питаются птицы? (Семенами, плодами, зелёными побегами растений; журавли, цапли — лягушками; хищные птицы — мышами.)

Дети отвечают на вопросы и делают вывод: птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края — туда, где есть корм.

Учитель. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.

Дети рассказывают, что они видят синиц, воробьёв, ворон. Эти птицы ближе перебираются к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений.

Учитель. Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и развешивают кормушки, устраивают птичьи столовые. Запомните! Птицам зимой не так страшен холод, как голод!

Осенние изменения в жизни животных. (Обобщить знания о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме, воспитывать бережное отношение к животным, учить детей работать в группах.)

Учитель.

Если знаешь лес, зверей, 
Назови их поскорей!

  1. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит.

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Тот, кто угадал загадку, выходит к доске, приклеивает на рисунок «Осень в лесу» фотографию животного и рассказывает о жизни этого зверя осенью и о том, как он готовится к зиме.

  1. Хозяин лесной
    Просыпается весной.
    А зимой под вьюжный вой 
    Спит в избушке снеговой. (медведь)

3)

Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги, 
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось 
Встретить, знайте это : (лось)

4) А мы к зиме меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. Свою главную добычу — мышей-полёвок — находим мы без всяких уловок. (лиса)

Учитель рассказывает о приплоде зайчих осенью. (листопаднички)

Учитель. Ребята, вы подробно рассказали о жизни животных осенью, молодцы!

— Охота на зверей в лесу разрешена в определённое время. Вы слышали — охотничий сезон открыт, охотничий сезон закрыт. Но есть вид охоты, который разрешён круглый год. Что это за охота?

Дети рассматривают различные варианты и приходят к выводу, что это фотоохота.

Учитель. Самый безобидный вид охоты, а часто бывает, что люди, особенно дети, просто так, ради баловства обижают и мучают животных.

Учитель. В 1966 году создана Международная Красная книга, которая хранится в Швейцарии. В неё занесены исчезающие виды животных и растений, которые вымирают по вине человека и срочно нуждаются в помощи и защите, иначе они могут навсегда исчезнуть с «лица земли».

— Ребята, люди научились строить дома, создавать сложную технику. А смогут ли люди создать: цветок? Нет. Это очень сложное создание природы. А что говорить о животных?

Учитель вместе с детьми делает вывод: необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем растениям и животным, защищать их.

Дети работают в группах, придумывают и оформляют на листах «Правила друзей природы».

Каждая группа представляет свою работу у доски.

Учитель подводит итог работы детей в группах.

3. Итог урока.

Учитель. О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

— Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?

— Давайте ещё раз повторим «Правила друзей природы».

— Ребята, вам понравилось путешествовать по осенней стране?

— И мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Молодцы!

Учитель выставляет детям отметки за урок.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *