cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Узник пушкин конспект урока – Конспект урока А.С. Пушкин «Узник»

Конспект урока А.С. Пушкин «Узник»

Конспект урока по литературе для 6 класса на тему:

«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта»

Цели:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с лицейским периодом в жизни Пушкина, первой ссылкой в Кишинёв.

  2. Развивающая: углубить представления учащихся о личности Пушкина, формировать навыки анализа его произведения.

  3. Воспитывающая: воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость читателей.

Эпиграф

И долго буду тем любезен я

народу,

Что чувства добрые я лирой

пробуждал.

А. С. Пушкин

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Вступительное слово учителя.

Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. У каждого из нас есть свой Пушкин: Пушкин-поэт, Пушкин-сказочник, Пушкин-прозаик. Пушкин помогает нам постигать мир. Литературный курс 6-го класса предлагает вам познакомиться со стихотворениями, повестями и даже романом А. С. Пушкина. Итак, навстречу Пушкину.

  1. Этап актуализации опорных знаний

Фронтальная беседа:

  • Что вы знаете о детстве Пушкина, о семье поэта?

  • Какие произведения А. С. Пушкина вам известны? (Обращение к выставке книг произведений Пушкина, которая составлена из любимых книг учеников).

  • Чем вам нравятся стихи и сказки А. С. Пушкина?

  1. Этап изучения нового материала

Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?

  1. Работа с книгой

Дети читают статью учебника-хрестоматии под руководством учителя. После первого абзаца звучит историческая справка об истории создания Лицея.

Читая статью, составляем сложный план, который поможет подготовить её пересказ. Начало плана записано на доске

  1. Индивидуальное сообщение ученика

В это время демонстрируется слайды с видами Царского Села.

Внимание детей обращено на экран, демонстрируется изображение на слайде:

Гейтмана «Пушкин-юноша» /1822/ и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» /1935

  1. Индивидуальное сообщение учащегося «Пушкин на публичном экзамене в Лицее»

Ученикам предлагается рассмотреть репродукцию картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене» слайде и ответить на вопросы.

  1. Беседа:

    • Как душевное состояние юного поэта и реакция Державина переданы на картине Репина?

    • Охарактеризуйте жест и позу А. С. Пушкина. Насколько они соответствуют ситуации, запечатлённой художником?

  1. Историческая справка учащегося о Кишинёве.

  1. Беседа по статье:

  • Что такое лицей? (Учебные заведения в некоторых странах Европы, в том числе и в России)

  • С какой целью был создан Царскосельский лицей? (Император Александр I открыл это учебное заведение для своих младших братьев, здесь же получили образование дворянские мальчики из лучших семей России).

  • Почему лицей стал рассадником вольнодумства и свободолюбия? (Война 1812 года способствовала подъёму патриотических настроений, стремлениям служить Отечеству).

  1. Работа с текстом.

  1. Выразительное чтение стихотворения «Узник» учителем.

  2. Выявление первичного восприятия стихотворения.

  3. Беседа.

Понравилось ли вам стихотворение?

Что особенно поразило вас в нём?

Какие слова и выражения показались вам необычными?

Какая картина возникает в вашем воображении?

Соответствует ли ваша картина предложенной репродукции? Обоснуйте. Слайд

  1. Аналитическое прочтение произведения:

  • Рассмотрим первую строку стихотворения. Какие слова являются главными, несут логическое ударение? Какое чувство в ней выражено? (Ключевое слово – решётка. Выражены переживания человека, оказавшегося в неволе, за решёткой).

  • Какие поэтические средства изображают страдания лирического героя в первой строфе? (Эпитеты – «сырая» темница, «грустный» товарищ, «кровавая» пища; метафора – «вскормлённый в неволе орёл молодой»).

  • Какое пространство изображено в первом стихе?

    (Ограниченная решёткой тюрьма, сырая темница).

  • Какой образ противопоставляется образу неволи? (Образ воли, свободы).

  • Стихотворение построено на антитезе – противопоставлении. (Антитеза — фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей идее или единой точке зрения.

  • Какими поэтическими средствами создаётся образ свободы? (Глаголу «сижу» противопоставлен глагол «улетим», решётке и темнице – тучи, гора, морские края).

  • Как «удваивается» образ лирического героя? (Образ узника сопоставляется с образом орла, вольной птицы, плохо приживающейся в неволе).

В последней строфе тоже два товарища – орёл и ветер. Вспомните постоянный эпитет ветра, встречающийся в произведениях УНТ. («Вольный» ветер сопоставим с вольными птицами).

  • Перечитайте слова, которые «вымолвить хочет» орёл. К чему он призывает узника?

    («Давай улетим!». Орёл призывает узника к свободе).

  • Сравните картины, изображённые в первой и третьей строфах. Какие противопоставления вы здесь наблюдаете? Как изменилось настроение к концу стихотворения? («Вскормлённый в неволе орёл молодой» противопоставлен вольным птицам. В начале стихотворения настроение грустное, к концу стихотворения, где слышен призыв к свободе, выражается надежда на возможную свободу).

  • Почему тема свободы важна для Пушкина? (Свобода необходима человеку для гармоничного существования в мире. Пушкин же сам находился в ссылке, значит в неволе).

  1. Этап подведения итогов

  • что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Что особенно произвело впечатление?

  • Что показалось наиболее важным?

  • что помог вам понять эпиграф?

  1. Домашнее задание

Пересказ статьи о лицейских годах Пушкина (с. 45-51) по плану

Выучить наизусть стихотворение «Узник».

Повторить определения эпитета, метафоры, олицетворения, аллитерации, ритма, рифмы, подготовить фрагмент литературоведческого словаря (можно на слайдах)

Индивидуальное сообщение «История создания Царскосельского лицея»

В Царском Селе под Петербургом был создан Лицей. Он явился продолжением лучших традиций прошлого. Когда-то Лицей – это было место близ Афин. Рядом с храмом Аполлона располагалось одно из греческих учебных заведений того времени – гимнасий, он-то и получил название «Лицей». Здесь обучал своих последователей Аристотель, воспитатель Александра Македонского.

Императрица Мария Федоровна, мать Александра Первого, хотела было отослать сыновей своих в Лейпцигский университет. Но этому решительно воспротивился император Александр I, ее старший сын. Он решил образовать в Царском Селе лицей, где бы младшие его братья могли слушать публичные лекции. Так Россия вспомнила о традициях Аристотеля…

Министр народного просвещения граф Алексей Разумовский направил царю проект образования лицея, который предлагалось учредить «в Царском Селе, с целью образования юношества, особенно предназначенного к важным части службы государственной, и составляемого из отличнейших воспитанников знатных фамилий».

19 октября 1811 года, в четверг, в присутствии императора был торжественно открыт Лицей. Первыми зачислено в него было тридцать человек, и среди них Пушкин. Нижний этаж здания был отдан инспекторам и гувернерам. На втором – канцелярия, столовая, буфетная, больница и тот знаменитый конференц-зал, где перед Державиным будет выступать на выпускном экзамене юный Пушкин. Выше располагались классы, кабинет физики, газетная комната, библиотека – в галерее – и большой зал для торжеств, парадных актов, фехтования и отдыха после занятий. На четвертом этаже – спальни. Профессура жила в соседнем доме. Выдающиеся профессора – Александр Куницын, Яков Карцов– пестовали будущих выдающихся деятелей страны. Лицей был моделью идеального государства в миниатюре.

Горчаков, Пущин, Илличевский, Вольховский, Дельвиг, Кюхельбекер, Матюшкин, Корф, Данзас – кто не знает этих выдающихся соучеников Пушкина!

Индивидуальное сообщение «Пушкин на публичном экзамене в Лицее»

Пушкин вспоминал: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется читаны были его стихи, разбирались его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошёл до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, сердце забилось с упоительным восторгом…»

Историческая справка о Кишинёве

КИШИНЕВ столица Республики Молдова, на реке Бык (приток Днестра). Известен с 1466 года. С 16 века под турецким владычеством, в 1812 присоединен к Российской империи. В 1918 г. в составе Румынии, с 1940 столица Молдавии. Церковь Рождества Богородицы (18 век), кафедральный собор (19 век) и Триумфальная арка (ныне арка Победы, 19 в.). В 60-80-е годы созданы новые промышленные и жилые районы. В городе 7 вузов (в том числе Молдавский университет), 5 театров, 9 музеев (в том числе краеведческий, исторический, художественный, А. С. Пушкина).

infourok.ru

Урок литературы в 6 классе «Пушкин. Узник»

Урок литературы в 6 классе № 13. «Узник» А.С. Пушкина. Вольнолюбивые устремления поэта.

Цели: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

Ожидаемые результаты:

Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе

Метапредметные:

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Прослушивание найденных стихотворений Пушкина о лицейском периоде и дружбе.

Выразительное чтение стихотворения «Пущину».

Мотивационно-целевой этап.

Эпиграф к уроку:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов.

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Анна Ахматова, 1911

Как вы понимаете эти слова Ахматовой, о ком идет речь?

Работа по теме урока.

Сообщение ученика об истории создания стихотворения «Узник». Южная ссылка поэта.

Писатель Всеволод Александрович Рождественский в своей книге «Читая Пушкина» писал: «Узник» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте». Докажите, что это суждение верно.

 «Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает“.
      Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
      — Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
      Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
      Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
      Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“. Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней».

Пояснения.
      Кишинев — столица Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.

      Ссылка — удаление осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в определенную, как правило, отдаленную, местность. В России ссылка применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях.
      За ссыльным устанавливался постоянный надзор. Он не мог без позволения уехать с места ссылки.
      У детей возникает вопрос: почему А. С. Пушкин не мог бежать за границу?
      Если бы он уехал в другую страну, то, во-первых, могли пострадать члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию.
Представьте себе одиночество поэта, который внезапно остался один, вдалеке от друзей, от родных. Письма шли очень долго, к тому же они проверялись полицией: по существу, нельзя было написать ничего личного, так как все становилось известно посторонним людям. Поэт не сидел в тюрьме, он мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него большой тюрьмой, которую он не мог покинуть.
Физкультминутка.
      Выразительное чтение стихотворения учителем.
       — Понравилось ли вам это стихотворение?
      — Чем поразило это стихотворение?
      — Какие слова и выражения показались вам необычными и запомнились после первого чтения?
      Работа над выразительным чтением стихотворения «Узник»

(по вопросам на с. 54—55, ч. 1 учебника).

Анализ стихотворения.

  — Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.
  Стихотворение построено на антитезе

(определение дано на с. 57 учебника).

Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.
      В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер.

Постоянный эпитет к слову ветер в произведениях устного народного творчества — вольный; эта жажда движения подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе…» — «Мы вольные птицы…») и повторением слова пора: «…пора, брат, пора!». В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.
 Выпишем в тетрадь определение антитезы, данное в учебнике.

Работа с интерактивной доской.

– Перед вами черновой вариант стихотворения «Узник».

Сравните его с окончательным текстом, помещенным в учебнике. Какие строки поэт изменил? На примере одной-двух строк покажите, как при этом изменилось стихотворение: углубилась ли мысль, сделалось ли более ярким чувство, стала ли совершеннее его форма?

И тихо и грустно в темнице (глухой)!

Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить (хочет) мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим:

Давай встрепенемся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол (и коршун), там наша семья!»

– Обратите внимание, как мрачно сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»).

Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершаясь восклицанием. В последней строфе торжествует чувство свободы. Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.

Подведение итогов урока.

Активизация воображения учащихся.

1) Представьте себе картину, нарисованную в первой строфе. Какие эпитеты помогают передать настроение?

2) В чем смысл произведения? К чему орел призывает узника?

3) Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения, подумайте: как меняются пространство, освещение, краски, предметы? Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Рефлексия.

Задавание домашнего задания.

Выучить стихотворение «Узник». Уметь объяснить, что такое антитеза.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

infourok.ru

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» (слайд 1)

1. О.Н.У.

2. Проверка д/з (наизусть)

3. Мотивационно-целевой этап

Сообщение ученика об истории создания стихотворения «Узник». Южная ссылка поэта.

Писатель Всеволод Александрович Рождественский  (слайд 2) в своей книге «Читая Пушкина» писал: «Узник» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте». Докажите, что это суждение верно.

 «Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь  (слайд 3) с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает“.
      Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу (слайд 4), и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
      — Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
      Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
      Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
      Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“. Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней».

Пояснения.
      Кишинев — столица Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.

      Ссылка — удаление осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в определенную, как правило, отдаленную, местность. В России ссылка применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях.
      За ссыльным устанавливался постоянный надзор. Он не мог без позволения уехать с места ссылки.
      У детей возникает вопрос: почему А. С. Пушкин не мог бежать за границу?
      Если бы он уехал в другую страну, то, во-первых, могли пострадать члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию.
Представьте себе одиночество поэта, который внезапно остался один, вдалеке от друзей, от родных. Письма шли очень долго, к тому же они проверялись полицией: по существу, нельзя было написать ничего личного, так как все становилось известно посторонним людям. Поэт не сидел в тюрьме, он мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него большой тюрьмой, которую он не мог покинуть.

4. Работа по теме урока

1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
       — Понравилось ли вам это стихотворение?
      — Чем поразило это стихотворение?
      — Какие слова и выражения показались вам необычными и запомнились после первого чтения?
 2) Работа над выразительным чтением стихотворения «Узник»

(по вопросам на с. 54—55, ч. 1 учебника).

3) Анализ стихотворения.

  — Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.
  Стихотворение построено на антитезе

(определение дано на с. 57 учебника).

Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.
      В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер.

Постоянный эпитет к слову ветер в произведениях устного народного творчества — вольный; эта жажда движения подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе…» — «Мы вольные птицы…») и повторением слова пора: «…пора, брат, пора!». В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.
 Выпишем в тетрадь определение антитезы, данное в учебнике.

4) Работа с интерактивной доской.

– Перед вами черновой вариант стихотворения «Узник».

Сравните его с окончательным текстом, помещенным в учебнике. Какие строки поэт изменил? На примере одной-двух строк покажите, как при этом изменилось стихотворение: углубилась ли мысль, сделалось ли более ярким чувство, стала ли совершеннее его форма? (слайд 5)

И тихо и грустно в темнице (глухой)!

Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить (хочет) мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим:

Давай встрепенемся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол (и коршун), там наша семья!»

– Обратите внимание, как мрачно сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»).

Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершаясь восклицанием. В последней строфе торжествует чувство свободы. Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.

5. Подведение итогов

Активизация воображения учащихся.

1) Представьте себе картину, нарисованную в первой строфе. Какие эпитеты помогают передать настроение?

2) В чем смысл произведения? К чему орел призывает узника?

3) Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения, подумайте: как меняются пространство, освещение, краски, предметы? Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

6. Итог

7. Д/з  Выучить стихотворение «Узник»

nsportal.ru

Урок литературы в 6-м классе по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина». Стихотворение «Узник»

Разделы: Литература


Цель: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся ещё с одним периодом жизни поэта — учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина и его современное изображение, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; на доске слова В. Рождественского о стихотворении «Узник»; магнитофон, диск с записью отрывка «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», диск с записью стихотворения «Узник».

В начале жизни школу помню я…
А. С. Пушкин

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Формулирование цели учащимися.

Звучит отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Беседа:

— Знакома ли вам эта музыка?

— Кто её автор?

— Правильно. Прозвучал отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова. А какое отношение он имеет к теме сегодняшнего урока?

— Да, это отрывок из оперы, написанной на основе «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, и сама опера называется «Сказка о царе Салтане».

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

— Правильно. Повторим то, что мы уже знаем о Пушкине, о его детстве, вспомним его замечательные сказки и продолжим знакомство с жизнью поэта, с важным периодом его жизни — учёбой в лицее, попробуем понять мысли и чувства Пушкина, выраженные в стихотворении «Узник».

Запись темы в тетрадь.

III. Проверка домашнего задания.

Чтение 2-3 сочинений «Пушкин в моей жизни», стихотворений о Пушкине, написанных самими учащимися.

IV. Повторение изученного.

1. Вступительное слово учителя.

Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно. Для этого проведём викторину.

2. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».

  1. Где родился А. С. Пушкин?
  2. Назовите фамилию, имя, отчество няни А. С. Пушкина.
  3. В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить своего отца?
  4. Куда укусил комар повариху?
  5. За какую плату нанялся Балда в услужение к попу?
  6. На чём спал Балда в поповом доме?
  7. Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой?
  8. В каком произведении Пушкина ветер оказывает серьёзную помощь одному из главных героев? Кому?
  9. К кому первому обратился Елисей в поисках царевны в «Сказке о мёртвой царевне»?
  10. Какое произведение Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зелёный»?
  11. Как звали отца Людмилы в поэме «Руслан и Людмила»?
  12. На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?

V. Изучение темы.

1. Работа с эпиграфом.

А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я…». И этой школой стал для него Царскосельский лицей. Годы, проведённые здесь, были для поэта самым весёлым и безмятежным временем. В лицее он получил хорошее образование и приобрёл близких друзей.

2. Доклады учащихся.

  1. Открытие лицея.
  2. Быт лицеистов.
  3. Друзья Пушкина.
  4. Первые стихи.
  5. Пушкин на публичном экзамене.
  6. Лицей окончен.

3. История создания стихотворения «Узник». Прочитать по учебнику (с.42)

4. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Его читает Народный артист России Эдуард Марцевич, актёр Государственного Академического Малого театра России.

5. Беседа по стихотворению:

— Почему стихотворение так называется? Кто такой узник?

— Прочтём первый стих? Найдите главное слово-образ, которое определяет мир чувств и переживаний лирического героя?

— Какой эпитет находит поэт к слову «темница»?

— О каком ещё невольнике идёт речь?

— Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой?

— Как Пушкин передаёт настроение? Почему орёл грустный товарищ?

— Присущи ли узнику те же качества, что и орлу?

— Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)?

— Как меняется пространство в последнем четверостишии?

— Какие предметы появляются?

— В чём особенность пейзажа?

— Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?

— Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения.

— Как меняется пространство, освещение, краски, предметы?

— Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

— Какова же главная мысль этого стихотворения?

— Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности.

6. Поэт В. Рождественский писал: «Узник» — один из самых замечательных стихов Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте».

— Согласны ли вы с этим утверждением?

— Само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие же слова определяют понятие «свобода»?

7. Работа с черновым вариантом стихотворения.

И тихо и грустно в темнице глухой!
Пленён, обескрылен орёл молодой,
Мой верный товарищ в изгнанье моём,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
И вымолвить хочет мне слово одно.
Зовёт меня взором и криком своим:
«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;
Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!
Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.
Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.
Где сокол и коршун, там наша семья».

— Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?

VI. Обобщение.

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Достигли ли мы поставленной цели?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Узник», сопоставить его с черновым вариантом, нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

27.04.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока литературы на тему «А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» » (6 класс)

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» (слайд 1)

1. О.Н.У.

2. Проверка д/з (наизусть)

3. Мотивационно-целевой этап

Сообщение ученика об истории создания стихотворения «Узник». Южная ссылка поэта.

Писатель Всеволод Александрович Рождественский (слайд 2) в своей книге «Читая Пушкина» писал: «Узник» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте». Докажите, что это суждение верно.

 «Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь (слайд 3) с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает“.
      Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу (слайд 4), и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
      — Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
      Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
      Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
      Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“. Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней».

Пояснения.
      Кишинев — столица Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.

      Ссылка — удаление осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в определенную, как правило, отдаленную, местность. В России ссылка применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях.
      За ссыльным устанавливался постоянный надзор. Он не мог без позволения уехать с места ссылки.
      У детей возникает вопрос: почему А. С. Пушкин не мог бежать за границу?
      Если бы он уехал в другую страну, то, во-первых, могли пострадать члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию.
Представьте себе одиночество поэта, который внезапно остался один, вдалеке от друзей, от родных. Письма шли очень долго, к тому же они проверялись полицией: по существу, нельзя было написать ничего личного, так как все становилось известно посторонним людям. Поэт не сидел в тюрьме, он мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него большой тюрьмой, которую он не мог покинуть.

4. Работа по теме урока

1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
       — Понравилось ли вам это стихотворение?
      — Чем поразило это стихотворение?
      — Какие слова и выражения показались вам необычными и запомнились после первого чтения?
 2) Работа над выразительным чтением стихотворения «Узник»

(по вопросам на с. 54—55, ч. 1 учебника).

3) Анализ стихотворения.

  — Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.
  Стихотворение построено на антитезе

(определение дано на с. 57 учебника).

Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.
      В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер.

Постоянный эпитет к слову ветер в произведениях устного народного творчества — вольный; эта жажда движения подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе…» — «Мы вольные птицы…») и повторением слова пора: «…пора, брат, пора!». В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.
 Выпишем в тетрадь определение антитезы, данное в учебнике.

4) Работа с интерактивной доской.

– Перед вами черновой вариант стихотворения «Узник».

Сравните его с окончательным текстом, помещенным в учебнике. Какие строки поэт изменил? На примере одной-двух строк покажите, как при этом изменилось стихотворение: углубилась ли мысль, сделалось ли более ярким чувство, стала ли совершеннее его форма? (слайд 5)

И тихо и грустно в темнице (глухой)!

Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить (хочет) мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим:

Давай встрепенемся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол (и коршун), там наша семья!»

– Обратите внимание, как мрачно сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»).

Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершаясь восклицанием. В последней строфе торжествует чувство свободы. Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.

5. Подведение итогов

Активизация воображения учащихся.

1) Представьте себе картину, нарисованную в первой строфе. Какие эпитеты помогают передать настроение?

2) В чем смысл произведения? К чему орел призывает узника?

3) Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения, подумайте: как меняются пространство, освещение, краски, предметы? Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

6. Итог

7. Д/з Выучить стихотворение «Узник»

infourok.ru

Конспект урока литературы «А.С. Пушкин. «И.И. Пущину», «Узник.

Дата: 5.10.18

Тема: А.С. Пушкин. «И.И. Пущину», «Узник».

Цели деятельности учителя:

1) рассказать о лицейских годах А.С. Пушкина; познакомить со стихотворениями «И.И. Пущину», «Узник»;

2) развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, умение видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл; учить работать самостоятельно;

3) воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

Знать: основные сведения о детстве и отрочестве А.С. Пушкина, о годах его учения в Лицее, лицейских друзьях; понимать роль А.С. Пушкина в русской литературе.

Уметь: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать поэтический текст, составлять устный портрет, работать самостоятельно, строить монологическое высказывание.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

Этапы урока

Д- ть учителя

Д – ть ученика

Организационный момент

Приветствует учеников

Приветствуют учителя.

Мотивация

-Прочитайте эпиграф к уроку.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

А.С. Пушкин

-Как вы думаете, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-Что мы должны сегодня узнать?

-Чему должны будем научиться?

Записывают эпиграф.

Отвечают на вопросы.

Актуализация

-Что вы знаете о жизни А.С. Пушкина?

-Вспомните, какие стихи А.С. Пушкина вам известны?

Этап усвоения новых знаний.

  1. Слово учителя

Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то страницу жизни Пушкина, больше читаем, узнаём о творчестве поэта, его окружении, его времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства.

  1. Проверка д/з.

  1. Дополнение учителя.

Во-первых, уже в Лицее А. С. Пушкин понял, что поэзия — главное дело его жизни; во-вторых, необычайный дар молодого поэта признал сам корифей русской поэзии Г. Р. Державин. На публичном экзамене «Державин был в восхищении…». Лицейские годы А. С. Пушкин считал самыми светлыми в своей жизни. Слава юного поэта быстро распространилась среди образованных слоев общества. В Лицей специально для того, чтобы познакомиться с Пушкиным, приезжали лучшие поэты того времени — К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский.

-Запишем в тетради опорные даты жизни поэта, с которыми связаны изучаемые стихотворения Пушкина.

19 октября 1811 года — 9 июня 1817 года — лицейские годы Пушкина.

1817-1920 — жизнь поэта в Санкт-Петербурге.

1820-1824 — южная ссылка.

1824-1826 — ссылка в Михайловское.

-Вольнолюбие Пушкина было не по нраву русскому царю. Из Кишинева, где было тайное общество будущих декабристов, Пушкина перевели в Одессу, а в 1824 году сослали в его имение Михайловское в Псковской губернии. Рядом с ним не было ни друзей, ни товарищей. Навещать его было запрещено.

В это время в Петербурге готовилось восстание, в котором приняли участие многие бывшие лицеисты, в том числе Иван Пущин. Будущие декабристы хотели ограничить самодержавную власть царя конституцией и парламентом. Но А. С. Пушкин не знал о подготовке восстания.

Утром 11 января 1825 года И. И. Пущин приехал в Михайловское. Пушкин выбежал босиком на крыльцо. Друзья обнялись. На дворе был страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Почти сразу после отъезда И. И. Пущина поэт начал писать ему обещанное послание. Но оно не было закончено.

Запись в тетради:

* 14 декабря 1825 года — восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге.

— Декабристов арестовали. И. И. Пущина, который участвовал в восстании, посадили в Шлиссельбургскую крепость. Через год после восстания А. С. Пушкин, зная об участи своего друга, закончил стихотворение «И. И. Пущину». Но передать его Пущину в тюрьму было невозможно.

Николай I жестоко расправился с восставшими, которые хотели ограничить его единоличную власть. Пятеро были казнены через повешение, остальных сослали в Сибирь на каторгу.

Друзья понимали значение поэтического гения А. С. Пушкина. На допросе И. И. Пущина спросили, не является ли он родственником Пушкина, на что Пущин сказал, что он «не родственник нашего великого национального поэта Пушкина».

Пока велось следствие Иван Пущин находился в Шлиссельбурге. Суд длился почти два года, после чего Пущина сослали в Читу.

Иван Пущин в «Записках о Пушкине» рассказывал: «Сцена переменилась. Я осужден. 1828 года, 5 января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я не знаю. Знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу Александрина Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукой написано было: „Мой первый друг, мой друг бесценный…“»

Отвечают на вопросы.

Пересказывают статью с.45-49.

Слушают учителя, вступают в беседу.

Этап первичного закрепления.

  1. Чтение стихотворения «И.И. Пущину».

  2. Беседа

-Это произведение можно назвать стихотворным посланием. Попытаемся определить его художественные особенности. Читаем первую строку:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

— Что хотел сказать автор в этой строке? (Пушкин обращается к своему другу от первого лица.)

— Какую картину вы представляете при чтении следующих строк?

…Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

На сколько частей можно разделить стихотворение и каким образом?

-Как вы понимаете строку: «Молю святое провиденье…»? (Провидéнье (Провидéние) — Бог, высшее существо, а также Его действия).

-Прочитаем последние четыре строки стихотворения. Как вы понимаете слова утешенье, заточенье. О каком заточении говорит поэт?

-«…Пусть голос мой душе твоей…»: мог ли заключенный в Шлиссельбурге, а затем и сосланный Пущин услышать голос Пушкина? Как вы понимаете эту строку?

Иван Иванович Пущин был осужден на вечную каторгу. С 1826 года в течение одиннадцати лет он работал в Нерчинских рудниках, где под землей, в шахтах, бывшие дворяне-декабристы, лишенные всех своих прав, добывали золото. Когда царь заменил ему работу в шахте поселением в Сибири, А. С. Пушкин был уже смертельно ранен на дуэли.

С 1839 по 1856 год (пятнадцать лет!) провел И. И. Пущин на поселении в сибирских городах Туринске и Ялуторовске. Тогда, в Сибири, он и написал записки об А. С. Пушкине. Новый царь — Александр II разрешил ссыльным декабристам вернуться на родину. Пущин прожил до 1859 года, пережив своего друга на 22 года.

  1. Чтение стихотворения «Узник».

  2. Ответы на вопросы с. 54.

Закрепление изученного.

Выполняют задания.

Итог урока.

Рефлексия. Оценка.

— Что нового вы сегодня узнали?

— чему научились?

— выполнили ли мы поставленную цель?

— что показалось сложным?

— что оказалось сделать легко?

— оцените свою работу на уроке с помощью кружков.

Дают оценку своей деятельности.

Д/з

  1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

  2. Пересказ статей с. 50-52.

Записывают д/з в дневник.

infourok.ru

«Вольнолюбивые мотивы в стихотворении А.С. Пушкина «Узник».»

13. Тема: Вольнолюбивые мотивы в стихотворении А.С. Пушкина «Узник».

5 класс литература 02.10.17г.

Цели урока: способствовать формированию представления о Пушкине как о свободолюбивой личности, как человеке, принадлежавшем своему веку; организовать работу над анализом стихотворения; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление уч-ся, интерес к поэтическому творчеству А.С. Пушкина.

Планируемые результаты:

Предметные: знать и определять средства художественной выразительности; иметь представление о слове-образе, интонации стих-я, мотиве неволи; уметь выполнять сопоставительный анализ стих-й «Узник»(черновой и окончательный), устное рецензирование выразительного чтения стих-я; осмысленно читать и адекватно воспринимать стих-е; уметь создавать собственный текст на основе личного опыта, на основе прочитанного.

Личностные УУД: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Тип урока: комбинированный.

Сценарий урока.

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на своём уроке

  1. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения «И. И. Пущину» наизусть.

  1. Изучение нового материала.

Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году в Кишиневе, в ссылке, откуда поэт стремился вырваться на свободу, в Петербург, или за границу. Причиной ссылки явилось недовольство царя Александра I вольнолюбивыми стихами Пушкина. В Кишиневе поэт прожил почти три года. Он много работал, читал, следил за газетами и журналами. Но чувство тоски не покидало его. Его тяготило такое положение. Увидев однажды орла, прикованного к цепи, он представил себя в виде узника, томящегося в темнице.

— Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишенного свободы?

— Какая картина возникает перед нами при чтении этого стихотворения?

— Какие чувства возникают в душе поэта при виде молодого орла? (орел – птица свободная, созданная для вольного полета)

— Почему поэт сравнивает с себя с узником? (он оторван от родных, друзей, за каждым его шагом следят)

— Какой призыв слышится поэту во взгляде и крике орла? Прочитайте эти строки

— Каким настроением проникнуто стихотворение?

— Каково изображаемое пространство в финале? Изменилось ли оно? Насколько?

Это изобразительное средство – стилистическая фигура. Оно называется антитеза. Найдите определение понятия на стр. 56, запишите в тетрадь.

-Проанализируйте прочитан стих., ответив на вопросы учебника, стр 54.

Задание 1. Сравнить 2 текста, найти отличия.

 Перед вами черновой вариант стихотворения «Узник» . Сравните его с окончательным текстом, помещенным в учебнике. Какие строки поэт изменил? На примере одной-двух строк покажите, как при этом изменилось стихотворение: углубилась ли мысль, сделалось ли более ярким чувство, стала ли совершеннее его форма?

И тихо и грустно в темнице (глухой)!

Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить (хочет) мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим:

Давай встрепенемся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол (и коршун), там наша семья!»

– Обратите внимание, как мрачно-сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»).

Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершаясь восклицанием. В последней строфе торжествует чувство свободы. Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.

Задание 2. Выявить черты фольклорной традиции, определить худ функцию фольклорных образов (обратить внимание, что нет слова «свобода». Какие слова представляют это понятие?)

  1. Систематизация и обобщение изученного на уроке.

Беседа:

— Какие чувства являются главными в стихотворении А.С. Пушкина « Узник»? В каких строках они выражены?

— Как вы думаете, почему это стихотворение Пушкина стало популярной народной песней?

  1. Рефлексия учебной деятельности

Приём «Микрофон»:

— прав ли Пушкин, утверждая, что человек должен быть свободным?

— удалось ли автору антитезой убедительнее выразить свои мысли?

  1. Оценивание

  2. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение « Узник», нарис рисунки на тему «Зимний пейзаж»

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *