Увеличительные приборы биология – Увеличительные приборы – строение и история открытия (6 класс, биология)
Урок по биологии «Увеличительные приборы»
ПРОВЕРИЛА ДИРЕКТОР ОСИПОВА Н.Н.________________
БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС.
Дата: 19 сентября 2016 уч. год Урок №5
ТЕМА: Увеличительные приборы.
Лабораторная работа № 2 Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами
Целеполагание: знание увеличительных приборов, умение работать с ними
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с устройством увеличительных приборов, правилами работы с ними;
Развивающие: научит описывать результаты наблюдений, развивать умения самостоятельной работы;
Воспитательные: способствовать формированию навыков оперативности учебной работы, необходимость которых определяется высоким темпом изучения нового материала.
Оборудование: лупа, рисунки учебника, тетрадь, тетрадь для лабораторных работ, словарь
Тип урока: урок изучения нового материала.
Психологический настрой
Повторение правил безопасного поведения в кабинете биологии
Беседа
II Проверка изученного материала.
Процессы, протекающие в организме растения, обеспечивающие его жизнедеятельность: питание, дыхание, выделение, размножение, рост и развитие.
В процессе питания организм получает из окружающей среды необходимые для себя вещества, благодаря чему живет и увеличивается в размерах.
Во время процесса дыхания в растении используется кислород. В результате выделяются углекислый газ и пары воды, а сами растения используют для жизни накопленную энергию.
Образованные в ходе жизни ненужные вещества выделяются в окружающую среду, т. е. происходит процесс выделения. Так, деревья накапливают ненужные вещества в осенних листьях и избавляются от них во время листопада.
Растения всю жизнь увеличиваются в размерах, т.е. растут, образуя новые листья, ветви и т.д.
С возрастом растение развивается, оно взрослеет и молодеет (стареет).
Все факторы среды, влияющие на организм, называются экологическими факторами
Все экологические факторы неживой природы называются абиотическими (от греч. биос + частица а — отрицание)..
Все факторы живой природы называются биотическими
Почва -это верхний слой суши.
Все, что связано с воздействием человека, называется антропогенными факторами.
Вода считается самой благоприятной средой обитания для большинства водорослей.
Наземно-воздушная среда обитания отличается большим содержанием воздуха.
Почва необходима всем наземным растениям и многим водным..
Другой живой организм является средой обитания для многих паразитов.
Графический диктант
взаимопроверка
III Изучение нового материала.
Какие увеличительные приборы вы знаете? В каких случаях ими пользуются?
Общий признак всех живых организмов — клеточное строение, т. е. тела всех организмов состоят из клеток.
Самый распространенный увеличительный прибор — луда — дает увеличение в 3-5 раз. С ее помощью рассматривают мелкие предметы, плохо различимые глазом. Ее основа — обычное увеличительное стекло. Для удобства в использовании оно вставляется в оправу с ручкой. Более сложные лупы снабжены штативом и предметным столиком из прозрачного стекла. Штативные лупы дают увеличение в 10-25 раз.
Устройство микроскопа
Микроскоп (от греч. микрос — малый, скопэ -смотрю) — сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов (рис. 13). Обычный световой микроскоп дает увеличение до 1500 раз. Значительно большее увеличение дают электронные микроскопы.
Основная часть микроскопа — тубус (от лат. тубус — труба) с увеличительными стеклами. В верхней части тубуса установлен окуляр (от лат. окуля-рис — глазной), в нижней части — объектив (от лат. объективус — предметный). С обеих сторон тубуса имеются винты настройки.
Тубус крепится к штативу. С помощью винта можно опускать и поднимать тубус. В центре предметного столика имеется маленькое отверстие, под которым установлено вращающееся зеркало для улавливания света. Мощный пучок света просвечивает исследуемые объекты насквозь, поэтому такие микроскопы называются световыми.
Чтобы узнать, во сколько раз увеличивается рассматриваемое изображение, необходимо умножить числа, указанные на объективе и окуляре. На пример, если на окуляре число 15, на объективе — 40, то 15 х 40 = 600. Значит, предмет увеличивается в 600 раз.
Приготовление микропрепарата
Оборудование, необходимое для работы с микроскопом: предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пипетка, вода.
Прежде чем рассматривать микропрепарат под микроскопом, нужно его приготовить (рис. 14). Для этого берем предметное стекло, наносим на него пипеткой 1-2 капли воды и размещаем на нем снятую кожицу лука, расправляя ее в капле воды. Накрываем покровным стеклом, устанавливаем на предметный столик и рассматриваем.
При увеличении под микроскопом видны продолговатые клетки, плотно прилегающие друг к другу. Особенно хорошо видны оболочка, цитоплазма и ядро клетки. Если вместо воды капнуть слабый водный раствор йода, ядро приобретет темно-коричневый оттенок и будет более четко видно под микроскопом.
Правила работы с микроскопом:
С микроскопом работают только сидя на стуле. Микроскоп устанавливают
на расстоянии 5-8 см от края стола. Перед работой его необходимо протереть
сухой салфеткой и не передвигать до конца работы.Препарат помещают на предметный столик.
На препарат направляют зеркалом свет (попадание света наблюдается через
окуляр).Пользуясь винтом настройки, плавно опускают и поднимают тубус, пока не
появится четкое изображение предмета.После работы микроскоп тщательно протирают и убирают в футляр.
Нельзя ставить микроскоп рядом с химическими реактивами. Он должен
храниться в чистом шкафу отдельно.
Чтение статьи,
Эвристическая беседа.
Составление схемы в тетрадях
IV Лабораторная работа №2
Лабораторная работа №2.
Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами
Цель: познакомиться с устройством увеличительных приборов. Научиться пользоваться микроскопом.
Применяемое учебное оборудование и материалы: микроскоп, штативная и ручная лупа, предметное и покровное стекла, готовый микропрепарат.
Задания для выполнения:
Рассмотрите, как устроены обычная и штативная лупы. Во сколько раз они увеличивают изображение предметов? Чем отличаются?
Познакомьтесь с устройством микроскопа, назовите его составные части.
Не ставя готовый микропрепарат, но посматривая в объектив, постарайтесь добиться максимального количества света, используя зеркало.
Поместите готовый микропрепарат в микроскоп. Установите линзу с минимальным увеличением.
С помощью винтов настройки, смотря в объектив, добейтесь четкости изображения.
Смените линзу на большую. Вновь постарайтесь добиться четкости изображения, используя винты настройки.
Лабораторная работа
V Закрепление знаний.
Общий признак всех живых организмов — клеточное строение. Самый распространенный увеличительный прибор — лупа, с помощью нее можно рассматривать клеточное строение.
Заполнение таблицы, формулировка выводов
VI Работа со словарем
Клетка, увеличительные приборы, зрительная труба, штативная лупа, световой микроскоп, электронный микроскоп.
Самостоятельная работа
VII Заключительный
1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
2. Д/з: пар 5, зад стр 22,23
I. Впишите в клетки номера, соответствующие последовательности приготовления препарата из луковицы:
1. Накрывают препарат покровным стеклом.
2. Очищают луковицу от шелухи.
3.Снимают тонкую кожицу с выпуклой стороны луковицы.
4.На предметное стекло наносят немного воды.
5.Препаровальной иглой расправляют тонкую кожицу.
6.Устанавливают препарат на предметный столик.
II. Заполните таблицу, используя рис, 13.
Составные части микроскопа в соответствии с выполняемой ими функцией
Часть микроскопаВыполняемые функции
1.
Направление света ‘
2.
Часть, в которую смотрим
3.
Подъем и опускание тубуса
4.
Направлен на микропрепарат
5.
Крепление тубуса
6.
Размещение препарата
7.
Опора всех частей микроскопа
8.
Местонахождение увеличительных стекол
Микроскоп — сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов.
Какие процессы происходят в клетке?
Назовите виды увеличительных приборов, укажите их различия.
Какие микроскопы бывают?
:•
Назовите основные части микроскопа, их расположение.
Из каких деталей состоят ручная и штативная лупы?
Расскажите о строении объектива и окуляра, укажите их различия.
Назовите части микроскопа и их функции.
Как готовят микропрепараты
infourok.ru
лупа, микроскоп. Предназначение и устройство увеличительных приборов
Люди издревле пытались понять, как устроен окружающий их мир. Проводили исследования, заглядывали внутрь живых существ и делали выводы. Так копился теоретический материал, который стал основой для многих наук.
Методы, которые они использовали, сводились в основном к наблюдению и эксперименту. Однако довольно быстро стало очевидно, что копилка знаний останется наполненной лишь наполовину, если не придумать какие-нибудь более сложные, технически совершенные устройства. Такие, которые позволят заглядывать внутрь, вскрывать глубинные механизмы и рассматривать особенности устройства разных предметов и живых существ.
Методы изучения в биологии
К основным можно отнести следующие:
- Исторический метод.
- Описание.
- Наблюдение.
- Сравнение.
- Эксперимент.
Большая часть из них требует вмешательства новых технических устройств, которые бы позволили получать картинку в увеличенном многократно размере. То есть, проще говоря, следует использовать разные увеличительные приборы. Именно поэтому необходимость их конструирования была очевидна.
Ведь только так люди смогли понять, как происходят процессы жизнедеятельности таких крошечных существ, как простейшие и бактерии, микроскопические грибы, лишайники и прочие живые организмы.
Современные разновидности приборов
Среди разнообразия технических конструкций увеличительные приборы занимают особое место. Ведь без них дойти до истины и доказать ту или иную теорию сложно, особенно когда речь идет о микромире.
Современные технологии предлагают следующие разновидности подобных устройств:
1. Лупы. Строение увеличительных приборов такого типа достаточно простое, поэтому среди аналоговых по действию они появились первыми.
2. Микроскопы. Сегодня можно выделить несколько разновидностей:
- оптический или световой;
- электронный;
- лазерный;
- рентгеновский;
- сканирующий зондовый;
- дифференциальный интерферонно-контрастный.
Каждый находит широкое применение не только в биологических науках, но и в химии, физике, космических исследованиях, генной инженерии, молекулярной генетике и так далее.
История развития увеличительных приборов
Конечно, такое шикарное разнообразие и совершенство подобных устройств пришло не сразу. Наиболее сложные конструкции, позволяющие вмешиваться даже в волновые и корпускулярные процессы, появились только в XX-XXI веках.
История же появления и развития приборов для увеличения уходит своими корнями в глубину веков. Так, если говорить о лупах, то раскопки показали, что первые подобные устройства имелись у египтян задолго до нашей эры. Они были выполнены из горного хрусталя и так искусно заточены, что давали увеличение до 1500 раз!
Позже стали изготавливать стеклянные линзы и через них рассматривать интересующие микроскопические предметы. Так продолжалось до XVI века. Затем великий исследователь Галилео Галилей сконструировал свою первую трубу, которая при раскладывании напоминала микроскоп и давала увеличение практически в 300 раз. Это и был прародитель современного микроскопа.
Еще позже, во второй половине XVII века, ученый Торе мастерил небольшие округлые лупы. Они позволяли рассматривать уже при 1500-кратном увеличении. Большим прорывом в развитии микроскопии стали приборы, сконструированные Антони ван Левенгуком. Он выпускал партии микроскопов, которые давали достаточное увеличение, чтобы можно было рассмотреть клеточное строение и мир микроорганизмов.
С тех самых пор увеличительные приборы (лупа, микроскоп) стали неотъемлемой частью практически во всех видах исследований, как в биологических, так и в других науках. Современное же разнообразие технических устройств обязано своим существованием людям с такими именами, как:
- Л. И. Мандельштам.
- Д. С. Рождественский.
- Эрнст Аббе.
- Р. Рихтер и другие.
Строение увеличительных приборов: лупа
Из чего же состоят эти устройства и как работают? Увеличительные приборы — лупа, микроскоп — в своей основе имеют, в принципе, одинаковое строение. Действие основано на применении специальных стекол — линз.
Увеличительный прибор лупа представляет собой выпуклую линзу, которая обрамлена в специальную наружную рамку — оправу. Сама линза — это специальное оптическое стекло, имеющее двустороннюю выпуклость. Оправа может быть любая:
- металлическая;
- пластиковая;
- резиновая.
Такие увеличительные приборы, как лупы, позволяют получать изображения в 25-кратном размере. Конечно, существуют разные по данному показателю устройства. Какие-то лупы дают увеличение в 2 раза, а более модернизированные и совершенные — даже в 30.
Какие бывают лупы?
Основное место использования лупы — урок биологии. Увеличительные приборы подобного плана позволяют рассматривать мелкие структуры строения растений и животных. Использоваться могут разные варианты изделий.
- Лупа штативная — такой прибор, в котором линза закрепляется в специальной оправе на штативе для удобства использования.
- Прибор с ручкой. При таком варианте в оправу встроена небольшая удобная ручка, при помощи которой можно отрегулировать качество изображения, приближая или удаляя устройство.
- Лупа с подсветкой и встроенным компасом. Такая пригодится для полевых исследований в лесной таежной местности. Наличие диодных лампочек позволит проводить наблюдения даже в ночное время суток.
- Лупа карманного варианта, складывающая и накрывающаяся крышкой. Очень удобный вариант для постоянного ношения с собой.
Также очень распространены комбинированные варианты между перечисленными: штативная с подсветкой, карманная на шнурке или с ручкой и так далее.
Микроскоп — увеличительный прибор
Какое устройство имеет этот предмет? Сегодня на школьных занятиях используются только такие увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Со строением, работой и разновидностями первого устройства мы уже разобрались. Однако для изучения более глубинных процессов, протекающих в клетках, рассматривания бактериального состава воды и так далее, увеличительные способности лупы оказываются явно недостаточными.
В этом случае основным рабочим инструментом становится микроскоп, чаще всего обычный, световой или оптический. Рассмотрим, какие структурные части входят в его состав.
- Основа всей конструкции — штатив. Он представляет собой элемент изогнутой формы, к которому крепятся все остальные части прибора. Его широкая основа — это то, на чем держится весь микроскоп в целом и благодаря чему он устойчиво закрепляется в стоячем положении.
- Зеркальце, которое крепится к штативу с нижней части прибора. Оно необходимо для улавливания солнечного света и направления пучка на предметный столик. Закрепляется оно с двух сторон на подвижных шарнирах, что облегчает процесс настройки света.
- Предметный столик — неподвижно закрепленная на штативе конструкция, чаще всего округлой или прямоугольной формы, снабженная металлическими закрепителями. Именно на него устанавливается исследуемый микропрепарат, который с двух сторон четко фиксируется и сохраняет неподвижность.
- Зрительная трубка, которая с одной стороны заканчивается окуляром, а с другой — объективами разного увеличения. Также надежно прикреплена к штативу.
- Объективы располагаются сразу над предметным столиком и служат для фокусирования и увеличения изображения. Чаще всего их три, каждый можно переместить и закрепить в зависимости от надобности.
- Окуляр является вершиной зрительной трубки, и он предназначен непосредственно для наблюдения за объектом.
- Последняя важная часть, которую имеют все увеличительные приборы подобного рода — макро- и микровинты. Они служат для регулировки перемещения зрительной трубки с целью настраивания самого лучшего качества изображения.
Очевидно, что строение микроскопа не слишком сложно. Однако это характерно только для оптических моделей. Среднее увеличение, которое способен давать световой микроскоп, — не более 300 раз.
Если же говорить о современных конструкциях, дающих увеличение в тысячи раз, то их структура намного сложнее.
Какие бывают микроскопы и где используются?
Существуют разные типы микроскопов. Самый простой из них, световой или оптический, составляет основную массу конструкций для использования школьниками. Лупа и микроскоп — самые приемлемые увеличительные приборы. 6 класс (биология — это школьный предмет, на уроках по которому используются эти объекты) подразумевает знакомство с устройством, принципами работы данных приборов.
Однако школьникам следует дать понятие и о тех видах микроскопов, с которыми работают ученые, физики, химики, биологи, астрономы и так далее. Таких можно выделить 5 основных, они были перечислены выше. Лазерные и электронные устройства позволяют получать изображения, в сотни тысяч раз превосходящие истинные размеры. Это позволяет заглянуть внутрь даже самых мелких частиц и сделать массу открытий в разных областях науки и техники.
Приготовление препаратов для микроскопа
Урок «Устройство увеличительных приборов» — не единственный в школьном курсе изучения, который касается работы с подобными устройствами. Наряду со строением и правилами пользования, детям следует заложить основы знаний о приготовлении микропрепаратов для рассмотрения.
Для этого используют следующие элементы:
- предметное стекло;
- покровное стеклышко;
- препаровальную иглу;
- фильтровальную бумагу;
- пипетку;
- воду.
Если необходимо рассмотреть, например, кожицу лука, то следует аккуратно отпрепарировать ее иглой и в виде тонкой пленочки положить на предметное стекло. Помещать нужно в заранее сформированную при помощи пипетки каплю воды. Сверху препарат накрывается тонким покровным стеклышком и крепко прижимается. Излишки жидкости удаляются прикосновением фильтровальной бумаги. Нужно тщательно следить, чтобы под покровным стеклом не оказалось пузырьков воздуха, иначе в микроскоп будут видны только они.
Заводские препараты или фиксированные
Помимо изготовления «живых» препаратов, в школах часто используются готовые, фиксированные. Они окрашены и более информативно насыщенные, так как изготовлены по особым технологиям с высокой долей естественности. По ним можно освоить микростроение всех известных элементов строения как животных, так и растений. Кроме того, фиксированные препараты дают возможность изучить бактерии, микроскопические грибы, простейших прочих мелких существ.
Изучение увеличительных приборов в школе
Как мы уже отмечали выше, в школе обязательно изучаются увеличительные приборы. 6 класс — это начало в освоении принципа работы, основ строения приборов.
Также именно в этот период закладываются умения самостоятельно устанавливать препарат на предметный столик, улавливать свет и рассматривать изображение, добиваясь высокой четкости в настраивании. На последующих ступенях обучения дети уже уверенно используют микроскопы и лупы для самых разных исследований, так как полностью владеют техникой использования устройств.
Лабораторные работы в школе с использованием световых микроскопов
Таких на самом деле достаточно много. Каждый учитель сам решает, какие виды работ следует проводить. Ведь все зависит от количества оборудования и его работоспособности. Самыми распространенными лабораторными исследованиями, требующими использования увеличительных приборов, являются следующие:
- Изучение строения листа растения.
- Изучение процесса транспирации растений. Строение устьиц.
- Гифы плесневых грибов.
- Споры растений, их строение.
- Изучение внутреннего состава клетки и другие.
fb.ru
Увеличительные приборы (6 класс)
Класс: 6 класс
Дата: _19.09.2016г.
Тема урока: «Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности
Тип урока: комбинированный
Цель: формирование у учащихся представления о строении и принципах работы увеличительных приборов, о значении их изобретения для развития биологических наук.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о строении и принципах работы увеличительных приборов, отработать навыки работы с увеличительными приборами
Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать; развивать наблюдательность;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник «Биология» 6 кл., презентация к уроку, ручная лупа, штативная лупа, микроскоп, покровное и предметное стекла, готовый микропрепарат.
ПриветствиеПодготовка к работе (проверка готовности учащихся к уроку)
Проверка наличия учащихся
Приветствуют учителя.
Доклад деж.
Проверка д/з
Устный опрос у доски
Экологические факторы
Среда обитания растений.
Отвечают у доски
Актуализация знаний
Глаз человека способен различать предметы различной величины. Но есть такие мелкие структуры, которые человек не может увидеть невооруженным глазом. Каким же образом люди смогли изучить микроскопические структуры?
— Какие увеличительные приборы вы знаете?
— В каких случаях ими пользуются?
Отвечают. Записывают число и тему.
Изучение нового материала
История создания микроскопа и значение этого изобретения
Первый простой микроскоп был изобретен в 1590 году в Голландии Янсеном. Об устройстве этого прибора известно, что он состоял из трубы, прикреплённой к подставке с двумя увеличительными стеклами. Усовершенствовал этот прибор другой голландец — Антонии ванн Левенгук. Но первым, кто понял и оценил огромное значение микроскопа, был англичанин Роберт Гук — физик, метеоролог, биолог, инженер и архитектор. Он впервые применил микроскоп для исследования растительных и животных тканей. Роберт Гук немного усовершенствовал микроскоп, а потом с его помощью рассматривал различные предметы и зарисовывал их. Однажды Гук сделал тонкий срез растительной пробки и стал рассматривать его под микроскопом. Ученый увидел, что кусочек пробки состоит из множества ячеек, которые он назвал «клетками». Это произошло в 1665г. Шло время, совершенствовались микроскопы ученые все больше и больше узнавали о клетках, их строении и функциях. Оказалось, не только растения, но и все другие живые организмы: животные, грибы, бактерии состоят из клеток, т.е. имеют клеточное строение. Современная наука создала сверхмощные электронные микроскопы, позволяющие увидеть ультрамелкие структуры, дающие возможность изучать процессы на субклеточном уровне.
Устройство лупы и микроскопа
Лупа— самый простой увеличительный прибор. Главная его часть — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. С помощью лупы мы видим изображение предмета, увеличенное в 2—25 раз. Лупу берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета становится наиболее четким.
Микроскоп — это прибор, увеличивающий изображение предмета в несколько сот и даже в тысячи раз. Главная часть светового микроскопа, с которым вы работаете в школе,— увеличительные стекла, вставленные в трубку, или тубус (по-латыни «тубус» значит «трубка»). В верхнем конце тубуса находится окуляр, состоящий из оправы и двух увеличительных стекол. Название «окуляр» происходит от латинского слова «окулус», что значит «глаз». Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру. На нижнем конце тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол. Название «объектив» происходит от латинского слова «объектум», что значит «предмет».
Тубус прикреплен к штативу. К штативу прикреплен также предметный столик, в центре которого имеется отверстие, и под ним зеркало.
Пользуясь микроскопом, можно рассмотреть клетки всех органов растения. Свет направлять зеркалом в отверстие предметного столика.
Приготовленный препарат, помещают на предметный столик и закрепляют там предметное стекло двумя зажимами.
Пользуясь винтом, плавно опускают тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата.
Смотря в окуляр, медленно поднимают тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
— Как нужно работать с микроскопом? (формулировка правил работы с микроскопом, демонстрация)
— Этапы приготовления препарата из прозрачной кожицы лука (стр. 21)
ЛР №2 «Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами».
Цель: познакомиться с устройством увеличительных приборов. Научиться пользоваться микроскопом.
Оборудование: микроскоп, ручная и штативная лупа, предметное и покровное стекла, готовый микропрепарат.
Ход рабты:
1.Изучить устройство микроскопа (рис.13)
2.Определить последовательность приготовления препарата из луковицы. (стр. 22 «Я»)
3.Определить функции составных частей микроскопа (стр. 23 таблица)
Стр. 22 «Я»
Накрывают препарат покровным стеклом – 5
Очищают луковицу от шелухи – 2
Снимают тонкую кожицу с выпуклой стороны луковицы – 3
На предметное стекло наносят немного воды – 1
Препаровальной иглой расправляют тонкую кожицу – 4
Устанавливают препарат на предметный столик – 6
Стр. 23 таблица
Слушают рассказ учителя
Изучают строение микроскопа
Выполняют лабораторную работу
Закрепление
1. Какие увеличительные приборы ты знаешь?
2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает?
3. Как устроен микроскоп?
4. Как узнать, какое увеличение дает микроскоп?
Отвечают на вопросы
Рефлексия
Итог
Рефлексия
Выставление оценок
Подводят итоги урока.
Д/з
§5 читать, пересказ
оформить ЛР
Записывают д.з.
Афанасьева Н.В.
infourok.ru
5 класс. Биология. Устройство увеличительных приборов — Устройство увеличительных приборов
Комментарии преподавателя
Разломите розовый, недозревший томат или яблоко с рыхлой мякотью. Вы увидите мельчайшие крупинки, из которых состоит мякоть. Это клетки. У этих плодов они имеют довольно крупные размеры.
В среднем клетки растений имеют размер 10–50 мкм (от одной сотой до пяти сотых миллиметра), хотя иногда бывают и гораздо крупнее. Человек же способен видеть невооруженным глазом лишь объекты порядка 0,15 мм. Даже клетки мякоти томата будут видны гораздо лучше, если рассмотреть их с помощью увеличительных приборов – лупы или микроскопа.
Устройство лупы
Лупа – самый простой увеличительный прибор. Главная его часть – увеличительное стекло, или линза. Иногда линз может быть несколько. Лупы бывают ручные и штативные. Рис. 1.
Рис. 1. Лупы
Ручная лупа увеличивает предметы в 2–20 раз. Её единственная, выпуклая с двух сторон линза вставлена в оправу. При работе её берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четкое – фокусное расстояние.
Штативная лупа увеличивает предметы в 10–25 раз. В её оправу вставлены два увеличительных стекла, укреплённые на подставке – штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом. Для фокусировки (расположения линз на наилучшем расстоянии от объекта) используется винт.
Если с помощью лупы рассмотреть кусочки мякоти полуспелого плода томата, арбуза, яблока, вы увидите отдельные клетки, сможете даже рассмотреть их форму, но не увидите никаких деталей строения.
Для изучения строения клеток необходимо большее увеличение, в таких случаях пользуются микроскопом. Самый простой, классический микроскоп – световой, или оптический.
Устройство светового микроскопа
Слово «микроскоп» происходит от греческих слов «микрос» – «малый» и «скопео» – «смотрю». Изучение объектов с использованием микроскопа называется микроскопия. Световой микроскоп способен давать максимальное увеличение до 2000 раз. Учебный прибор, с которым вы работаете в школе, скорее всего, имеет рабочее увеличение до 800 раз. Рис. 2.
Рис. 2. Световой микроскоп
Микроскоп состоит из основных элементов – объектива и окуляра, которые закреплены в подвижном тубусе. Он, в свою очередь, расположен на металлическом основании – штативе, на котором имеется и предметный столик. В современном микроскопе практически всегда есть специальная осветительная система, состоящая из нескольких линз. В учебном микроскопе её роль выполняет вогнутое зеркало.
В тубус вставлены линзы. В верхнем конце находится окуляр (от латинского слова «окулус» – «глаз») – ближайшая к глазу наблюдателя деталь. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса помещается объектив (от латинского слова «объектум» – «предмет»), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол.
Предметный столик выполняет роль поверхности, на которой размещают микроскопический препарат. В центре имеется отверстие, пропускающее свет, отражённый зеркалом.
Микроскоп, имеющий два окуляра, называется бинокулярным. Рис. 3. Он позволяет получать два изображения объекта – для левого и для правого глаза,
www.kursoteka.ru
Урок по биологии «Устройство увеличительных приборов»
Урок входит в состав раздела «Клеточное строение организма».
Тема урока: «Устройство увеличительных приборов».
Класс: 5
Место проведения: кабинет биологии
Дидактические цели:
Образовательная: восстановить знания о методах исследования в биологии, сформировать знания об устройстве увеличительных приборов.
Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний
Оборудование для учителя: Ручная и штативная лупы, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, таблица
«Увеличительные приборы», ПК, мультимедийная презентация.
Оборудование для учащихся: лабораторное оборудование, ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие листы, дополнительная текстовая информация.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Метапредметные результаты обучения: умение применять физические понятия: «оптика», «оптическая сила линзы», навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
Учитель:
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья.
Давайте скорее его прочитаем.
Учитель читает письмо.
(Слайд 1.) Привет, мальчишки и девчонки из класса!
Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!
Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.
А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.
Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?
С уважением, ваш астроном из цветочного города
2. Учитель: Ребята, какие же задачи поставил перед нами астроном? (ответы учащихся).
Учитель: Правильно. Познакомится с увеличительными приборами , с их устройством и с правилами работы. (Слайд 2)
Итак, задачи на доске, сформулируйте и запишите тему урока .(учащиеся самостоятельно пытаются записать тему)
Какова тема нашего урока –« Устройство увеличительных приборов»
Какие увеличительные приборы вы знаете? Для чего их применяют?
Используя учебник, давайте составим план урока
(Слайд 4)
План:
Историческая справка
Устройство лупы
Устройство микроскопа
Во время урока мы с вами будем исследователями.
Начнем урок с исторической справки
(Слайд 5) Впервые изобрел микроскоп с двумя линзами в 16 веке в 1665 году Роберт Гук.
(Слайд 6) В конце 17 века голландец Антони ван Левенгук сконтруировал более мощный микроскоп, с его помощью он открыл микроорганизмы.
Ребята, вот мы и выполнили первый пункт нашего плана, а какой второй, правильно познакомится с устройством лупы.
(Слайд 7) На стр.22 текста учебника найдите : (Слайд 8) Что такое лупа? из чего она состоит? На предметном стекле найдите мякоть томата? Что характерно для их строения? Рассмотрите кусочки мякоти под лупой. Что можно рассмотреть с помощью лупы? (Слайд 9)
Для изучения внутреннего строения клеток пользуются микроскопом. Что обозначает слово микроскоп? ( Слайд 10)
Итак, читаем название части микроскопа под номером ( работа в группе)
1. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится объектив у выданного вам микроскопа? Название «объектив» происходит от латинского слова «объектум», что значит «предмет».
Читаем название части микроскопа под номером 2. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится окуляр у выданного вам микроскопа? Название «окуляр» происходит от латинского слова «окулус», что значит «глаз». Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру.
Читаем название части микроскопа под номером 3. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится тубус у выданного вам микроскопа? Итак, тубус соединяет объектив с окуляром.
Читаем название части микроскопа под номером 4. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится большой винт у выданного вам микроскопа?
Читаем название части микроскопа под номером 5. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится предметный столик у выданного вам микроскопа? На предметный столик мы кладем препараты ( от лат. «препаратус»-«приготовленный») или их еще называют микропрепараты. На следующем уроке вы сделаете еще шаг вперед: попробуете своими руками приготовить препарат для рассматривания под микроскопом. Чаще же при изучении живых объектов пользуются готовыми препаратами, которые хранятся в лаборатории много лет.
Читаем название части микроскопа под номером 6. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится зеркало у выданного вам микроскопа? Микроскопы, стоящие перед вами, называются световыми.
Читаем название части микроскопа под номером 7. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится штатив у выданного вам микроскопа? К штативу прикрепляется не только тубус, но и предметный столик.
Итак, мы с вами познакомились с устройством микроскопа.
Физминутка:
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
( Слайд 15)Продолжение лабораторной работы.
Учитель:
А теперь научимся работать с микроскопом.
Правила работы на стр. 24 в учебнике
Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.
Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.
Предлагаю вам разгадать кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
По горизонтали:
Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
Служит для крепления тубуса и предметного столика.
Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
Зрительная трубка.
То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
Увеличительный прибор.
Помогает направить свет.
Служит для размещения на нем объекта исследования.
Поднимает и опускает зрительную трубку.
Проверка .
А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд самостоятельно без ошибок, поставьте «5.»
Если вы 1-3 слова отгадали с помощью подсказки, поставьте « 4.»
Если вы 4-5 и больше слов отгадали с помощью подсказки, поставьте «3».
Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом. (Слайд 17)
(Слайд 18)Задание: выберите верное утверждение
1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2.Штатив поверни ручкой «к себе».
3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5.Положи готовый препарат под предметный столик.
6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
(Курсивом выделены верные ответы).
Проверка.
А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным.
Если вы сделали 1-2 ошибки, закрасьте кружок синим . Если вы сделали3-4 ошибки закрасьте кружок зеленым.
Учитель:
Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся)
Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя? (ответы учащихся)
(Слайд 20)
Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.
Нарисуйте смайлик в тетради
Домашнее задание: параграф 6,выучить устройство увеличительных приборов подготовиться к лабораторной работе
Технологическая карта урока «Устройство увеличительных приборов».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1.Самоопределение к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Поиск формулирования темы урока.
Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса
Прослушивают и анализируют исторический факт.
Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Включаются в урок во взаимодействии с учителем.
Сотрудничество с учителем
Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока и записывают ее в рабочих тетрадях
Сопоставление известного с тем, что еще не известно.
2. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы.
Знакомит с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа (Роберт Гук, Антонии Ван Левенгук) по слайдам презентации
Работа учащихся Прослушивают и анализируют дополнительную текстовую информацию .
Воспроизводят определения методов исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.
Анализ дополнительной информации
Планируют учебное сотрудничество с учителем
Осуществление совместной познавательной деятельности в паре
Преобразуют информацию
Умение преобразовать информацию
3. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта
Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения
максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий.
Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, увеличительных приборов с использованием слайдов презентации комментирует и направляет деятельность учащихся.
Работа учащихся
1.Выполняют практическую работу №1 «Устройство микроскопа» в рабочих тетрадях с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с. 31, 33.
2.Выполняют практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа» в рабочих тетрадях с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с.32.
Изучают правила работы с микроскопом, используя материал учебника п.6,с.32,33.
Проверяют выполнение задания с опорой на слайды презентации.
Определение понятий: «микропрепарат, «окуляр», «объектив», «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом».
Синтез о значимости каждой из частей микроскопа.
Работа и консультации в парах.
Осуществление совместной познавательной деятельности в паре и в сотрудничестве с учителем.
Проводят самооценку своим действиям.
Умение работать со схематическими моделями, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта в рабочих тетрадях на печатной основе, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой
Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.
4. Первичное закрепление
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при работе с лупой и микроскопом и формирование умений его применять.
Релаксация.
5. Самостоятельная работа и самопроверка.
Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий,
обеспечение их коррекции.
6. Включение в систему знаний и повторения.
Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.
Консультирует работу учащихся
Проводит упражнения по релаксации
Направляет деятельность учащихся на выполнения заданий № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора»
Проводит фронтальную беседу по вопросам: что означает слово «микроскоп», какие части есть у микроскопа, что вы узнали о правилах работы с микроскопом на уроке, каким оборудованием вы будете пользоваться на лабораторной работе.
Воспроизводят правила работы с микроскопом с опорой на слайды презентации. Проводят само- и взаимопроверку .
Работа учащихся
Выполняют задания № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора»
Отвечают на вопросы учителя, еще раз проговаривают новые понятия: «объектив»,
«окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микроскоп». «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом».
Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации.
Воспроизведение и корректировка знаний, умение формулировать основные понятия.
Работа и консультация в парах.
Работа и консультация в парах.
Индивидуальная работа в РК.
Диалог с учителем и обучающимися
Осуществление совместной познавательной деятельности
Сотрудничество учителя и обучающихся; освоение разных способов коммуникаций.
Умение полно и точно выражать свои мысли.
Проводят самооценку своим действиям.
Проводят самооценку своим действиям.
Проводят самооценку полученным знаниям и умениям.
Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.
Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.
Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных
критериев.
Осознание уровня качества сформированных знаний
7.Рефлексия
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы трудности?
Диалог с учителем и обучающимися
8. Домашнее задание
Консультирует и объясняет д/з п.6, подготовиться к лабораторной работе.
Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают д/з
infourok.ru
Устройство увеличительных приборов
Увеличительные приборы
Лупа – простейший увеличительный прибор. Она представляет собой выпуклую с двух сторон стеклянную линзу, которая для удобства работы вставлена в оправу с ручкой.
Лупы бывают ручные (ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект от 2 до 20 раз) и штативные (штативная лупа увеличивает объект от 10 до 20 раз).
Правила работы с лупой очень просты: лупу надо поднести к объекту исследования на такое расстояние, при котором изображение данного объекта становится чётким.
Некоторые клетки можно увидеть невооружённым глазом. Например, клетки мякоти арбуза, яблока, томата. Если мы рассмотрим мякоть помидора в лупу, то мы увидим мельчайшие пузырьки – это и есть клетки. С помощью лупы можно рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение невозможно.
Микроскоп. История создания микроскопа
Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом
Название «световой микроскоп» происходит от греческих слов «микрос» – малый и «скопео» – смотрю. Микроскоп – сложный прибор с несколькими линзами. Микроскопы дают увеличение в сотни и даже тысячи раз. При увеличении в 200 раз толщина человеческого волоса кажется равной толщине карандаша, а конец булавки — толщине пальца.
Главные части светового микроскопа – окуляр и объектив. Окуляр вставлен в тубус сверху и обращён к глазу наблюдателя. А объектив привинчен к револьверу, который соединён с нижней частью тубуса. И окуляр, и объектив – это конструкция из нескольких линз, заключённых в металлическую оправу. Они соединены трубкой, которая называется тубус. Объектив обращён к объекту. Через окуляр ведётся наблюдение.
Тубус прикреплён к штативу. При помощи регулировочных винтов тубус можно поднимать или опускать, т. е. удалять или приближать к рассматриваемому объекту, чтобы получить наилучшую видимость.
К штативу также прикреплён предметный столик, а под ним – зеркало. В центре предметного столика имеется отверстие, через которое проходит свет. Направление и сила света регулируются зеркалом. Зеркало можно поворачивать, направляя свет снизу вверх через отверстие в столике, на котором размещают рассматриваемый объект.
Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на объективе. Например, если на окуляре стоит цифра 10, а на объективе – 20, то увеличение будет составлять 200.
Считается, что голландский мастер очков Ханс Янсен и его сын Захарий Янсен изобрели первый микроскоп в 1590. Изобретение заключалось в том, что Захарий Янсен смонтировал две выпуклые линзы внутри одной трубки, тем самым, заложив основы для создания сложных микроскопов.
Антони Ван Левенгук считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов, несмотря на то, что простые увеличительные линзы уже производились. Изготовленные вручную, микроскопы Ван Левенгука представляли собой относительно небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения.
В 1665 году англичанин Роберт Гук сконструировал собственный микроскоп и опробовал его на пробке. В результате этого исследования появилось название «клетки».
При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:
· Работать с микроскопом следует сидя;
· Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;
· Микроскоп установить перед собой, немного слева на 5-10 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;
· Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;
· Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;
· Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;
· Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;
· Если изображение не появилось, то надо повторить все операции заново;
· По окончании работы поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.
videouroki.net
Устройство увеличительных приборов
Цели:
Обучающие: познакомить учащихся с устройством увеличительных приборов, правилами работы с ними;
Развивающие: научит описывать результаты наблюдений, развивать умения самостоятельной работы;
Воспитательные: способствовать формированию навыков оперативности учебной работы, необходимость которых определяется высоким темпом изучения нового материала.
Оборудование: лупа, световые микроскопы, яблоко или помидор.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Организация начала урока (проверка отсутствующих, готовности учащихся к уроку). Повторение правил безопасного поведения в кабинете биологии.
2.Актуализация знаний.
Беседа с учащимися по вопросам:
·Биология — это наука о ???
· Какие науки входят в состав биологии?
· Что изучает зоология?
· Что изучает ботаника?
· Что изучает микология?
· Назовите царства живой природы.
3.Изучение нового материала:
Скачать видеоурок «Устройство увеличительных приборов»
1) Лупа. Её строение.
Лупа — простейший увеличительный прибор. Она представляет собой выпуклую с двух сторон стеклянную линзу, которая для удобства работы вставлена в оправу с ручкой. Лупы бывают ручные (ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект от 2 до 20 раз) и штативные (штативная лупа увеличивает объект от 10 до 20 раз).
Правила работы с лупой очень просты: лупу надо поднести к объекту исследования на такое расстояние, при котором изображение данного объекта становится четким.
Некоторые клетки можно увидеть невооруженным глазом. Например, клетки мякоти арбуза, яблока, томата. Если мы рассмотрим мякоть помидора в лупу, то мы увидим мельчайшие пузырьки — это и есть клетки. С помощью лупы можно рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение невозможно.
2) Микроскоп. История создания микроскопа. Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом.
Название «световой микроскоп» происходит от греческих слов «микрос» — малый и «скопео» — смотрю. Микроскоп — сложный прибор с несколькими линзами. Микроскопы дают увеличение в сотни и даже тысячи раз. При увеличении в 200 раз толщина человеческого волоса кажется равной толщине карандаша, а конец булавки — толщине пальца.
Главные части светового микроскопа — окуляр и объектив. Окуляр вставлен в тубус сверху и обращен к глазу наблюдателя. А объектив привинчен к револьверу, который соединен с нижней частью тубуса. И окуляр, и объектив — это конструкция из нескольких линз, заключенных в металлическую оправу. Они соединены трубкой, которая называется тубус. Объектив обращен к объекту. Через окуляр ведется наблюдение.
Тубус прикреплен к штативу. При помощи регулировочных винтов тубус можно поднимать или опускать, т. е. удалять или приближать к рассматриваемому объекту, чтобы получить наилучшую видимость.
К штативу также прикреплен предметный столик, а под ним — зеркало. В центре предметного столика имеется отверстие, через которое проходит свет. Направление и сила света регулируются зеркалом. Зеркало можно поворачивать, направляя свет снизу вверх через отверстие в столике, на котором размещают рассматриваемый объект.
Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на объективе. Например, если на окуляре стоит цифра 10, а на объективе — 20, то увеличение будет составлять 200.
Считается, что голландский мастер очков Ханс Янсен и его сын Захарий Янсен изобрели первый микроскоп в 1590. Изобретение заключалось в том, что Захарий Янсен смонтировал две выпуклые линзы внутри одной трубки, тем самым, заложив основы для создания сложных микроскопов.
Антон Ван Левенгук считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов, несмотря на то, что простые увеличительные линзы уже производились. Изготовленные вручную, микроскопы Ван Левенгука представляли собой относительно небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения.
В 1665 году англичанин Роберт Гук сконструировал собственный микроскоп и опробовал его на пробке. В результате этого исследования появилось название «клетки».
При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:
· Работать с микроскопом следует сидя;
· Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;
· Микроскоп установить перед собой, немного слева на 5−10 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;
· Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;
· Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4−5 мм;
· Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;
· Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;
· Если изображение не появилось, то надо повторить все операции заново.
· По окончании работы поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.
3) Знакомство с лабораторным оборудованием и выполнение лабораторной работы «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».
videouroki.net