cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок концерт по литературе – Урок-концерт по литературе 7 класс

Урок-концерт по литературе 7 класс

Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о женщине; прививать любовь к литературе

Задачи:

  • развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отношения

  • совершенствование устной речи учащихся;

  • воспитание культуры общения и установления взаимоотношений с друзьями и сверстниками, участвующих в занятии;

  • пробудить у ребят интерес к творческой деятельности.

  • развитие добрых человеческих качеств.

Оборудование: компьютер, проектор, диски с записями красивых мелодий, подсвечники, свечи, репродукции картин с изображением красивых людей, высказывания великих о женщине, стенгазета.

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Позвольте, я в любви вам объяснюсь Высоким слогом русского романса.


Игорь Кохановский

В первый день весны, 8 числа в мире празднуется прекрасный женский праздник. Во многих странах – России, Украине, Англии, Франции, Германии и США он известен под названием «Международный женский день». В этот день мужчины всего мира поздравляют самых дорогих и близких женщин и благодарят за радость и любовь, за нежность и тепло, за то, что в мире были созданы такие хрупкие и одновременно духовно сильные существа.

Со словом женщина связано всё самое тёплое и дорогое, что есть в нашей жизни, для них живут и трудятся мужчины, ради женщин они готовы совершать самые бездумные поступки. Женщина – это мудрая бабушка, ласковая мать, нежная супруга, на глазах подрастающая дочь. Мы не хотим оставаться в стороне и решили подготовить свой урок-концерт.

(Звучит тихая музыкальная композиция)

Песня Родителям «Лишь для вас я душою пою» 1

Малыш родился на Земле

Он нежен, мал, раним.

От всех болезней и невзгод

Руками мам храним.

Вот пёс ребёнка испугал.

Тот вскрикнул, в тот же миг

К ребёнку мама подошла

И горький плач затих.

Уроки трудные, диктант,

В контрольной сложный вариант,

Но мама нежно обняла

И настроенье подняла.

А ссора с другом? Шум и крик.

В твою проблему друг не вник.

Но мамин голос добр и тих,

И спор горячий вмиг утих.

Работа часто дотемна,

Семья не так всё поняла.

И мамы нежная душа

Твои невзгоды приняла.

А если в жизни всё светло,

То в сердце матери тепло.

Пусть в мире трудно иногда,

Но мама будет в нём всегда.

Плохо нам – тебя зовём на помощь,

Если больно, «мама» мы кричим,

Радость мы ей редко доставляем,

Почему-то больше огорчаем.

Ну а ты не сердишься, ты рядом,

Помогаешь делом, словом, взглядом.

Чтоб день прошёл сегодня интересно,

Для тебя прочтем стихи. – (стихотворение собственного сочинения, ученик 7 класса)

(Зажигаются свечи в подсвечниках)

Бывают женщины такие,
Что входят в дом — и вмиг светло.
И тают глыбы ледяные,
Когда струится их тепло.
Душа открыта нараспашку,
А сердце — райский уголок.
Отдаст последнюю рубашку
И часть души, чтоб сразу впрок.
Без лишних слов тебе поможет,
Твой груз разделит пополам,
А надо — вылезет из кожи,
Чтоб жизнь вернуть твоим глазам.
Улыбкой — звёзды зажигает.
Печаль с собою унесёт,
И вечно вся в мечтах витает,
И к миру всех людей ведет. – ученик

Женщины – им посвящали поэты свои стихи, композиторы романсы.

Женщина, это начало начал. Её красота, обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли поэтов и писателей. Прекрасные женские образы до сих пор волнуют сердца читателей. Это и божественные красавицы А.С.Пушкина, и обаятельные образы Л.Н.Толстого, и героини И.С.Тургенева, а также образы простых крестьянок Н.А.Некрасова. Поэты и писатели XX века, следуя традициям своих предшественников, тоже создают удивительные женские образы, достойные преклонения. Поэзия В.Я.Брюсова и А.А. Ахматовой создает незабываемую галерею сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет их одно — высокая духовность и нравственная чистота, они не способны на подлость и коварство, на низменные человеческие страсти.

Назовите, пожалуйста, известные Вам произведения, которые посвящены женщинам?

(«Русские женщины», «Женская доля» Н.Некрасова, «Некрасивая девочка», «Очарована, околдована» Н.Заболоцкого, С Есенин «Письмо женщине», «Письмо матери», А С. Пушкин и другие)

Ф.И.Тютчев говорил: «Нет ничего прекраснее на свете женщины». Женщине во все времена посвящали стихи, рисовали портреты, дарили цветы, носили на руках, сочиняли в их честь романсы. Кто не знает классические строки А.С. Пушкина — .Я помню чудное мгновенье…..

(Стихи читают под тихую красивую мелодию)

А. С. Пушкин

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты. – ученик

(Звучит отрывок романса Ф.Глинки на стихи А. Пушкина)

Н. Заболоцкий

Очарована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана.

Вся ты, словно в оковы, закована,

Драгоценная ты моя женщина.

Не весёлая, не печальная,

Словно с тёмного неба сошедшая.

Ты и песня моя обручальная,

И звезда ты моя сумасшедшая.

Пред твоими склоняюсь коленями,

Обниму их с неистовой силою,

И глазами и стихотворениями,

Обожгу тебя – горькую, милую.

Что прибавится – не убавится,

Что не сбудется – то позабудется,

Отчего же ты плачешь, красавица?

Или всё это мне только чудится? — ученик

(Звучит видеоролик с романсом на стихи Н. Заболоцкого)2

Сейчас мы с вами просмотрим один небольшой юмористический ролик.

(ролик из тележурнала «Ералаш» «Женская доля»)3

— Имеет ли место такое разделения в наше время?

— Какую женщину описал нам Н.Некрасов? Какие качества? (Ответы обучающихся)

Физкультурная минутка.

Но в то же время: женщины — кто и когда мог их понять! Ими восхищались, их ненавидели, их любили, в их честь совершали подвиги. Многогранность женской натуры на протяжении многих лет пытались постичь не только представители искусства, но и ученые мужи. Женщину ценили, любили и уважали во все времена. Сейчас мы прочтем стихотворения

М.Ю.Лермонтова

Она была прекрасна, как мечта
Ребенка под светилом южных стран;
Кто объяснит, что значит красота:
Грудь полная иль стройный, гибкий стан,
Или большие очи? — но порой
Все это не зовем мы красотой:
Уста без слов—любить никто не мог;
Взор без огня — без запаха цветок! — учитель

О небо, я клянусь, она была
Прекрасна!.. я горел, я трепетал,
Когда кудрей, сбегающих с чела,
Шелк золотой рукой своей встречал,
Я был готов упасть к ногам ее,
Отдать ей волю, жизнь, и рай, и все,
Чтоб получить один, один лишь взгляд
Из тех, которых все блаженство — яд! ученик
Судьба женщины особенно тревожила сердце Н.А.Некрасова, и он писал самые чуткие строки, посвященные русской женщине

Н. А.Некрасов отрывок «Рыцарь на час»

Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты, — грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала.
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном твоим?.. – ученик

Роберт Рождественский

Три слова, будто три огня,
Придут к тебе средь бела дня.
Придут к тебе порой ночной,
Огромные, как шар земной.

Как будто парус – кораблю
Три слова: «Я тебя люблю».
Какие старые слова,
А как кружится голова,
А как кружится голова…

Три слова, вечных, как весна,
Такая сила им дана.
Три слова, и одна судьба,
Одна мечта, одна тропа…

И вот однажды, все стерпя,
Ты скажешь: «Я люблю тебя».

Какие старые слова,
А как кружится голова,
А как кружится голова…

Три слова, будто три зари,
Ты их погромче повтори.
Они тебе не зря сейчас
Понятны стали в первый раз.

Они летят издалека,
Сердца пронзая и века.
Какие старые слова,
А как кружится голова,
А как кружится голова… — ученик

Прослушивание стихотворения в исполнении Р. Рождественского

Чтение стихотворения о педагоге учеником:

Много разных профессий на свете

Знают про это и малые дети.

Учитель не синоним слову «мужчина».

Всё объясняет простая причина.

Что это важный и тяжёлый труд

И лишь герои на него идут.

Среди мужчин их что-то стало мало.

И женщина здесь грудью стала.

Дорогие педагоги! Начинаем песни петь.

Не всегда же только будни –

Надо ж праздники иметь.

Никогда не забывайте,

Что Макаренко сказал.

Он бы мрачных педагогов

Близко к детям не пускал.

Дорогие наши, мамы, бабушки, девочки! Поздравляем Вас с женским праздником! Желаем быть всегда счастливыми, добрыми, милыми, терпимыми!

— желаем счастья, которого так не хватает!

— здоровья – оно никогда не мешает!

— успехов – они ведь не в тягость!

— удачи – вам она приносит радость!

— а рядом хороших друзей и детей, с которыми жить и учить веселей!

Наши мальчики приготовили для девочек свои подарки:

О чём девчонки столько говорят

Уроки все и перемены все подряд?

Они так дружно по углам хохочут, они так бодро стульями грохочут.

Всё думаю: за что же их любить?

Девчонки есть другие, может быть?

Которых нужно защищать,

За них с врагами драться,

Которые – ну хоть чего-нибудь – бояться.

Вот хоть одна бы, плавая, тонула…

Прошла(имя девочки) — и вновь меня толкнула. – мальчик

(Л. Фатеева «Наши девчонки»).

Теперь давайте мы подведем итог нашему уроку.

Рефлексия

Каждый ребенок получает смайлики трех видов.

Ребята, возьмите тот смайлик, который, по вашему мнению, достоин вашей оценки.

Выставление оценок.

Домашнее задание: написать сочинение по теме «Я помню чудное мгновение: образ русской женщины в поэме Н.Некрасова «Русские женщины»

Прослушивание аудиозаписи на стихи С.Есенина «Письмо матери»

Спасибо за урок!!!

1 http://ru235.iplayer.info/q/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F+%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC+%D0%BB%D0%B8%D1%88%D1%8C+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B2%D0%B0%D1%81+%D1%8F+%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BE%D1%8E+%D0%BF%D0%BE%D1%8E/

2https://go.mail.ru/search_video?fr=amigontp&gp=blackbear2&q=%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+&frm=ws_t&d=2625857039&sig=e9cce08440&s=Mail.ru

3 https://www.youtube.com/watch?v=QHUohyWZeUo

infourok.ru

концерт по литературе » Авторская песня»

Конспект урока по теме: «Авторская песня»

Цель: знакомство детей с творчеством бардов, приобщение к бардовской песне, развитие сплочённости коллектива через совместное исполнение бардовских песен.

Задачи: 1) познакомить с жанром авторской (бардовской) песни как самостоятельным явлением нашей отечественной культуры, как проявлением народного творчества, одним из самых массовых видов творчества;

2) через жанр авторской песни воспитывать любовь к отечественной культуре, литературе, способствовать становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.

Ход урока

1.Целеполагание.

2.Слово учителя

Ребята, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир авторской песни, познакомимся с поэтами, стоявшими у истоков жанра, споём вместе авторские песни, послушаем записи с исполнением авторских песен, ответим на вопросы викторины «Узнай барда».

Незатейливая мелодия, отсутствие аранжировки, слова, наполненные глубоким смыслом, рождающие отклик в сердцах и душах слушателей…

Вот, пожалуй, главная особенность авторской песни.

Этот жанр имеет и другое название «бардовская песня».

Вопрос: «Кто же такие барды?»

«Бард» ( от англ. певец)

В средние века бардами называли профессинальных поэтов- певцов. В древней Руси это были гусляры, песняры, сказители. В наши дни бардами называют создателей авторской песни. Автор стихов и музыки является непременным исполнителем.

Авторская песня в России имеет особый смысл. Она прошла большой и сложный путь от полного неприятия к расцвету и признанию.

На первом месте в авторской песне стоит стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения.

Авторская песня охватывает довольно широкий круг тем.

В. Как вы думаете, что это за темы?

Это:

  1. природа

  2. отважные и мужественные герои

  3. истинная дружба

  4. любовь

  5. война

  6. шутка и юмор

В. Имена каких бардов вам известны?

Показ портрета Юрия Иосифовича Визбора

Этого человека по праву считают стоящим у истоков авторской песни. Ребята, кто это? ( Ю.И.Визбор)

А сейчас я хочу предоставить слово Зобенько О., которая расскажет вам об этом удивительном человеке.

Представим ситуацию

Как хорошо тихим вечером у потрескивающего костра под аккомпанемент гитары спеть задушевные песни. Давайте сейчас мысленно представим себе такую ситуацию и споём известную песню Ю. Визбора «Милая моя».

Любовь – вечная тема поэзии, поэту – барду удалось передать порыв, воплотить в стихах подлинное дыхание любви.

Исполнение песни Ю. Визбора «Милая моя».

Ребята, невозможно на одном уроке рассказать обо всех авторах. Все они достойны того, чтобы творчество их изучалось, песни пелись.

Показ портрета Б. Окуджавы

Ребята, кто это? (Б.Окуджава)

Телищак О. расскажет вам о Булате Окуджаве.

Песня «Давайте восклицать» — одна из любимых всеми окуджавских песен, и сегодня звучит актуально: в мире так не хватает добра, терпения, внимания и уважения. А эта песня именно об этом.

Исполнение или прослушивание песни «Давайте восклицать»

Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопередачах. Знаменитую песню «Ваше благородие» Окуджава написал к кинофильму «Белое солнце пустыни»

А сейчас послушаем эту песню в исполнении А.Л. Галузина.

Показ портрета В.Высоцкого.

Чей это портрет?

К песням Высоцкого можно относиться по — разному. Их можно любить или не любить. Но мимо песен Высоцкого нельзя пройти и сделать вид, что их просто- напросто не существует. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся. На его песни можно опереться как на плечо, потому что в них звучит надёжность и правда.

Слово предоставляется Технобидиной Л.

Творчество Высоцкого заряжает оптимизмом, верой в собственные силы

Давайте споём песню Высоцкого « Песня о друге»

Своё жизненное кредо, нравственные принципы он изложил в песне « Я не люблю». Послушаем эту песню.

3. Заключение

Ребята, мы сегодня прикоснулись к безграничному явлению под названием авторская песня, прикоснулись к творчеству метров бардовской песни. А сколько ещё имён! Сколько песен!

В. В чём же ценность авторской песни?

Несомненно, в доступности исполнения и восприятия любым человеком. Авторская песня легко запоминается, она говорит слушателям о самом важном в их жизни – о любви, о дружбе, о свободе и т.д. она обогащает духовный мир человека.

Наше путешествие подходит к концу. Но, говоря о бардовской песне, я ещё раз хочу сказать о спутнице поэта – гитаре.

Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни.

Лиричная, задушевная, проникновенная она хороша в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, в туристическом походе у костра.

Закончить наш урок я предлагаю известной песней О.Митяева «Изгиб гитары жёлтой»

Дом. задание : Сочинение – рассуждение «Авторская песня. Прошлое. Настоящее. Будущее.» Предлагаю поразмышлять над след. вопросами:

Нужна ли бардовская песня? Что несёт песня людям? Почему до сих пор её поют?

Урок окончен. Всем спасибо.

infourok.ru

Статья на тему «Нестандартные уроки по литературе»

Нестандартные уроки по литературе

План

  1. Введение

Эмоциональность, подъем высоких чувств – одно из необходимых условий полноценного урока литературы.

«Усиливающий потенциал» уроков литературы – требования современной школы.

  1. Нестандартный урок – один из приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.

    1. Урок – концерт

    2. Урок – композиция

    3. Урок – путешествие

А) Путешествие в мир поэта/писателя

Б) Путешествие по временам года;

В) Путешествие в старину.

2.4. Урок – лекция

2.5. Урок – семинар

2.6. Урок — пресс-конференция

2.7. Урок – диспут

  1. Заключение

Разумное использование нестандартных форм урока педагогической деятельности.

Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человека.

К. Д. Ушинский

«Часами воодушевление, эмоционального подъема…» должны быть, по мнению А.Т. Твардовского, уроки литературы. Эмоциональность, подъем высоких чувств – одно из необходимых условий полноценного урока, на котором происходит постижение искусства.

Последние годы в практику школы прочно вошли нестандартные формы урока, они позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности ученика и учителя, специфические особенности группы, активизировать познавательную деятельность, наладить процесс сотрудничества ученика и учителя. Такие формы урока как урок – концерт, урок – монтаж, урок – композиция, очень эмоциональны. Современной школе не хватает эмоциональности. Подавляющее большинство школьных уроков ориентированы на развитие мышления, логики, формирование различного рода умения, но как нужен нашим школьникам взлет чувств! И особенно важны высокий душевный подъем, эмоциональность, разговор «от сердца к сердцу» в том возрасте, когда душа особенно открыта для восприятия жизни, когда сильная и яркое впечатление может стать кирпичиком из фундамента созревающей личности. И мы должны зажечь искру интереса, пробудить мысль и чувство, помочь постичь образ, ведь мы преподаем искусство, и любой наш урок тоже должен быть произведением искусства, искусства педагогического.

Что представляют собой эти уроки?

Прежде всего, урок остается уроком: необычность урока не может быть самоцелью, она должна быть подчинена главному – обучать, воспитывать, развивать. И такой урок должен удовлетворять всем основным требованиям, к нему предъявляемым, то есть должен быть четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем, к нему нельзя подходить как к обычному школьному уроку. Он должен стать для ребят праздником, взлетом чувств. Такой урок, чтобы быть воспринятым, требует особого настроя класса, а эту «настроенность» очень трудно создать и очень легко разрушить. Но если урок удался, он может дать ученикам эмоциональный заряд надолго, определить верный душевный настрой, необходимость для понимания изучаемого поэта или писателя. Главная особенность эмоционально образных форм урока состоит в том, что несколько смещается равновесие между интеллектуальным и эмоциональным достижением литературного произведения на обычном уроке литературы, как и на любом другом: истории, математики, — школьник больше всего анализирует, думает, исследует, решает проблемы. Урок – концерт или урок – композиция главной своей задачей ставят воздействие на душу, пробуждение сильного и высокого чувства. Эмоциональный резонанс от такого урока необычно велик: душа ребенка словно распахивается настежь, «впитывая» все впечатления. Эти моменты погружения в мир прекрасного и есть средство нравственного и эстетического воспитания. Может показаться, что такие уроки недостаточно эффективны в плане развития учащихся, но это не так. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направление развития, пробуждается творческий интерес.

Большинство нестандартных уроков требуют активнейшего участия учеников: исполнение и комментирование стихотворных произведений, введение программы. Особенно хорошо, если и в составлении самого сценария будет вложен их труд, их творчество. Дети могут участвовать в отборе стихов, поисках литературного, наглядного иллюстративного материала, музыкального сопровождения. Пусть далеко не все из предложенного войдет в урок, у школьников останется ощущение сотворчества, будет проходить столь необходимый перенос полученных на уроках знаний и навыков в творческую деятельность.

Перефразируя прекрасный тезис М.А. Рыбниковой: «От маленького писателя – к большому читателю», можно сказать, что такие формы урока ведут ученика от маленького литературоведа, сценариста, режиссера, актера – к творческой личности, воспринимающей и понимающей подлинное искусство.

Нестандартные уроки помогают учителю индивидуализировать работу, учитывать интересы учащихся, реализовывать их склонности и возможности. В разработке сценария может участвовать не весь класс, а лишь группа наиболее интересующихся литературой учеников. Но два условия обязательны. Во-первых, так или иначе готовиться к уроку должны все. Кто-то подберет музыкальное сопровождение, кто-то поработает над выразительным чтением стихотворения, другой – над комментарием к нему. Но даже те ученики, которые непосредственно в сценарии не заняты, к уроку готовятся: подбирают и работают над выразительным чтением других стихов данного автора или на данную тему, выполняют небольшие творческие задания. Если есть возможность, запланировать специальное время для их прослушивания. Если такой возможности нет, предусмотреть другие формы участия: во внеклассной работе, при проведении зачета, в оформлении поэтического уголка или альбома. Во-вторых, никто из школьников не должен знать всей окончательной программы, кроме, может быть, одного-двух ведущих, чтобы всем этот урок дал ощущение неожиданности, радости, чуда. Домашнее задание после такого урока также может быть дифференцированным: работа над статьей ученика, составлением хронологической таблицы при изучении жизненного и творческого пути поэта, запись названий услышанных на уроке стихов в хронологической последовательности, устный или письменный анализ стихотворений. Возможен и другой вариант – переключение учеников, не участвовавших впрямую в композиции или концерте, на самостоятельную творческую работу (сочинение-впечатление, заучивание наиболее понравившихся стихов).

Форм нестандартных уроков очень много: урок-концерт, урок-композиция, урок-путешествие, урок-суд, урок-семинар, урок-пресс-конференция, урок-зачет, урок-лекция, урок-посиделки и другие. Остановимся на наиболее используемых формах.

Урок – концерт.

В обосновании урока-концерта пойдем от значения этого слова. Концерт – публичное исполнение различных музыкальных, вокальных произведений, драматических и эстрадных номеров по определенной программе. Именно хорошо составленная программа придает ему внутренне единство, эмоциональную наполненность. Какие же особенности хорошо продуманного концерта должен воплотить в себе урок, проводимый в данной форме?

Прежде всего, структура урока – программа концерта. В отборе стихов и порядке их следования должна быть своя логика. Необходимо соблюдать тематическое единство и соответствие замыслу (цели урока) всех включаемых произведений и отрывков. Очень важно найти интересное начало урока, которое сразу настроило бы учеников на восприятие искусства. Почти обязательным элементом начала урока будет музыка. Связь между отдельными исполняемыми произведениями осуществляет ведущий. Вести концерт может сам учитель или два-три ученика, с которыми необходима большая предварительная работа. В функцию ведущего войдет не только осуществление «скреп» между отдельными произведениями, но и сделанный в особой эмоциональной форме предварительный комментарий, настраивающий на восприятие нового произведения, и комментарий – анализ, поясняющий, если это необходимо, только что услышанное стихотворение. Важно только, чтобы этот комментарий был ярок, образен и не выпадал из эмоционального настроя концерта. Кроме ведущих, в урок один за другим «включаются» чтецы. Большое значение играет музыка. Здесь она не просто фон, сопровождение, она может иметь и самостоятельное значение: песни на слова поэтов в грамзаписи или исполнении учеников, учителя, гостей, небольшие музыкальные фрагменты, служащие эмоциональными «скрепами».

Эмоциональный настрой урока создают и произведения живописи. Использование репродукций или музыкальных фрагментов активизирует учеников, переключает внимание, поддерживает эмоциональную активность. Важно лишь найти правильные пропорции между всеми видами искусства на данном уроке. Наконец, очень важно найти эмоциональный финал концерта, который бы оставил ощущение праздничности, надолго сохраняющийся в душе. Уроки-концерты обычно носят обобщающий или вводный характер.

Вводный урок по творчеству А.С. Пушкина в 9 классе. Кабинет литературы любовно оформлен «художниками». Много книг А.С. Пушкина и о нем, иллюстрации и рисунки к произведениям поэта, его портреты, репродукции картин и художественные фотографии, изображающие места, связанные с именем Пушкина.

В начале урока прозвучали лучшие сочинения победителей конкурса «Мой Пушкин». Далее ребята читали стихи Пушкина и о Пушкине, звучали песни современных бардов. Урок-концерт как бы подвел итоги знакомства школьников с А.С. Пушкиным на первом этапе, в 5-8 классах, и поднял их на новую ступень изучения пушкинского творчества в систематическом курсе. Многогранность поэтического мира раскрывалась в выразительном чтении наизусть стихов поэта. Школьники постигали прекрасное, сами выбирали стихотворение, заучивали их, вспоминали выученное в младших классах. Урок-концерт очень эффективен при работе над произведениями современной поэзии, периода Великой Отечественной войны и, думается, на этапе заключительной работы над творчеством любого поэта.

Урок-композиция строится как литературный монтаж, соединяющий в одно смысловое и художественное единство стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания современников. В зависимости от замысла учителя и цикла в композиции могут преобладать фрагменты из дневников или воспоминаний, если в центре внимания становление личности, отрывки из писем, если прослеживается история взаимоотношений двух людей.

Но в любом случае главная роль и цель композиции – осветить личность художника, чтобы лучше и глубже понять его творчество.

Подготовка к уроку-композиции требует немало времени и сил: надо подобрать литературу, выбрать фрагменты, которые войдут в урок, скомпоновать отобранный материал так, чтобы он не распадался на части. Но эту работу необязательно выполнять самому учителю полностью. Привлекать ребят к подготовке такого урока даже необходимо. Ведь одно дело – получить готовый текст, добросовестно выучить и воспроизвести его, и совсем другое – соучаствовать в творчестве: искать материал, отбирать самое ценное, приобщаясь таким образом к внутреннему миру поэта. Задолго до урока они «входят» в тему, проникаются ее настроением. Но главной организующей и направляющей силой остается учитель. Необходимо ему продумать всю систему подготовки по этапам, указать литературу, дать задание, контролировать их выполнение. Как всякое выступление, урок-композицию следует отрепетировать (лучше по частям, чтобы и для участников сохранилось ощущение новизны).

Эта форма уместна при знакомстве с жизнью и творчеством писателей и поэтов. И особенно эффективен такой урок при изучении самых трепетных и эмоциональных тем в творчестве великих поэтов («Тема любви в лирике А. Блока»).

Урок-путешествие в мир поэта (писателя). Эта форма урока подсказана мыслью В.С. Высоцкого, чья популярность очень велика среди старшеклассников. Отвечая на вопрос журналистов о том, что такое счастье, он сказал: «Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу другого человека – в мир писателя, поэта. Но не одному, а с человеком, которого ты любишь, мнением которого дорожишь». Таким спутником, гидом, ведущим в мир поэта, и будет учитель. Этот урок в значительной мере представляет собой школьную лекцию, но не совсем обычную. Во-первых, потому, что интерес вызовет сама форма – путешествие. Во-вторых, потому, что и в этой лекции мы будем стараться, чтобы характер воздействия на личность ученика был не столько логическим, сколько эмоционально-образным, для чего используем живой, эмоциональный рассказ о поэте, писателе, мире, чем в обычной лекции,- фрагменты писем, дневников, произведения смежных видов искусства, мемуарные и художественные книги о поэте, писателе.

Урок-путешествие в мир поэта (писателя) особенно уместен тогда, когда за небольшое учебное время нужно познакомить учеников с творчеством художника, изучаемого обзорно: «К.Д. Рылеев – поэт-декабрист», «Д.Г. Байрон» и другие.

Но путешествовать можно не только в мир поэта и писателя, а и по временам года.

Урок-путешествие по временам года можно провести в 5-8 классах. Обычно это уроки развития речи. Класс делится на четыре группы (по временам года). В группу могут входить ученики, родившиеся в каждые из четырех времен года. Групповая работа приучает к коллективной ответственности, поддержке, взаимопомощи, учит разделению функций, общению. И урок с ее применением эффективен, так как у ребят возникает ощущение общей заинтересованности в результате, особенно если устроить конкурс-соревнование, какая группа лучше всего «представит» свое время года. Можно предоставить возможность ученикам оформить выставку картин, украсить класс и одежду красками или «символами» времени года (снежинки, цветы, листочки и т.д.). Каждой группе дается задание: выучить стихотворение и приготовиться поделиться своими впечатлениями от него. На каждом таком уроке должна быть музыкальная «заставка» (например пьесы П.И. Чайковского из цикла «Времена года»).

Путешествовать можно не только в пределах одного года, но и в далекое прошлое.

Урок-путешествие в старину. Мы должны знакомить учащихся с истоками русской культуры. Это способствует воспитанию любви к родному краю, дает возможность учащимся почувствовать свою принадлежность к традиционной культуре.

8 класс. После изучения песен лирических и исторических проводится урок внеклассного чтения по теме «Обрядовая поэзия». Остановимся на свадебной обрядовой поэзии. Интерьер класса напоминает крестьянскую избу: лавки, расшитые полотенца, самовар, прялка. На лавке девушки шьют рубахи, вышивают ручники, поют песни. Учитель рассказывает о свадебном обряде. Девушки расплетают «невесте» косу, готовят к венцу.

На такие уроки приглашаются гости – старожилы, которые сами были участниками таких обрядов. Школьники с удовольствием слушают песни, даже сами подпевают. Такое театрализованное действо позволяет учащимся «войти» в мир своих предков.

Урок-лекция.

Интересно по отобранным фактам, ярко по форме – это первое требование к лекции. Не менее важно показать на лекции художественное явление в связи с предшествующими и последующими.

Именно лекция является той формой передачи знаний., которая способна представить их в крупном «блоке». А последующие уроки, семинары, консультации – это конкретизация, рассматривание материалов «блока» по частям.

Урок-семинар – обычно это обобщающе-повторительный урок. В подготовке к семинару учащиеся работают с литературоведческими книгами, словарями. Старшеклассники (а такие уроки лучше проводить в старших классах) получают индивидуальные задания, которые наилучшим образом способствуют развитию монологической речи, а также дают возможность увеличить объем материала для проработки, раскрыть индивидуальные наклонности.

При подготовке к уроку-пресс-конференции по творчеству А.А. Блока класс был поделен на четыре группы. Определены задачи каждой. «Сотрудники» пресс-центров готовились к ответам на вопросы «журналистов». Ведущий открывает первую страницу пресс-центра «В Стране Прекрасной Дамы». В адрес пресс-центра поступали вопросы:

Как связана поэзия Блока с символизмом и почему так возвышенно назван первый сборник стихов? Кто вдохновил Блока на создание этого цикла? Как связана юношеская поэзия Блока с темой России?

На фоне песни Б. Окуджавы «Женщина, Ваше Величество» происходит смена пресс-центров. Вторая страница называется «Навстречу жизни». Вопросы пресс-центру:

Как приобщался Блок к реальной действительности? Почему второй сборник Блока называется «Распутье»? Какое место в поэзии Блока занимает поэма «Возмездие»?

Звучит грамзапись «Ямщик, не гони лошадей».

Третья страница «Это все о России».

Вопросы:

Можно ли считать, что стихи о России создавались отдельно от других циклов стихов Блока? В стихах А. Блока о России много трагических нот. Значит ли это, что он был пессимистом? Под песню «Я люблю тебя, Россия» происходит смена пресс-центра.

Четвертая страница «Двенадцать», «Скифы».

Вопросы:

Сознательное или стихийное начало преобладает в поэме «Двенадцать»?

Заканчивается пресс-конференция песней «Гори-гори, моя звезда».

На уроке звучат стихи А.А. Блока.

Пресс-конференция позволяет активизировать учащихся, привить им навыки самостоятельного осмысления произведений, их анализа .

Такие уроки являются хорошим завершающим этапом работы по изучению творчества поэта (писателя).

Основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся, что и определяет роль такой формы работы, как диспут в структуре занятий по литературе в старших классах.

Урок-диспут – наиболее развернутая устная форма самостоятельной читательской деятельности учащихся, наиболее яркое проявление проблемности преподавания. Обсуждение произведений современной литературы, не имеющих традиций критического рассмотрения, задевающих самые заветные струны сердца юного читателя, представляет весьма удачное «поле» для применения такого активного средства коллективного анализа самостоятельно прочитанных произведений, как диспут.

Основаниями для проведения урока-диспута является, во-первых, то, что в процессе предварительного чтения ребятами той или иной книги выясняется, что они расходятся в оценках ряда вопросов; во-вторых, учащиеся, знакомясь с откликами на произведение, сталкиваются с неоднозначными оценками героев, ситуаций, да и самой книги.

Удачно проходит урок-диспут в 11 классе по теме «Три правды в пьесе М. Горького «На дне», в 10 классе при изучении темы «нужны ли Базаровы России?», «Теория Раскольникова» и другие.

Это лишь малая доля тех возможностей, которые имеются у учителя литературы. Нужно только творить! Но необходимо учитывать и следующее:

— слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нежелательно, так как праздники на то и праздники, чтобы случаться редко, но служить делу формирования устойчивого интереса к предмету и процессу познания;

— необходима тщательная подготовка таких уроков, главное в которой – постановка конкретных, реально достижимых целей обучения и воспитания;

— выбирая ту или иную нестандартную форму проведения урока, учителю надо учитывать свой характер, темперамент, уровень подготовленности класса в целом и отдельных учащихся;

— интегрировать усилия учителей при подготовке уроков в рамках предметов гуманитарного цикла;

— при проведении нестандартных уроков следует руководствоваться принципом «С детьми и для детей»: за важностью процесса обучения и его результатов не забывать о необходимости воспитания учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Литература:

1. Морозова Н.А. Учиться работать по-новому: Воронеж, 2010.

2. Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят: М., «Просвещение», 1990

3. Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе: М., «Просвещение», 2003.

4. Громцева С.Н. Поиск новых путей: М., «Просвещение», 2009

5. Ягупова Н.П. Нравственное и эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы: 2011.

videouroki.net

Урок по литературе на тему «Урок -концерт «Авторская песня» (11 класс).

МОАУ СОШ с.Светиловки Белогорский район Амурская область.

Урок-концерт

по теме « Авторская песня»

в 11 классе.

Подготовила учитель русского языка и

литературы МОАУ СОШ с.Светиловки

Василенко Людмила Петровна.

2018 год

Урок-концерт по теме «Авторская песня». 11 класс.

Тема: «Я выбираю свободу быть просто самим собой…»

Цели: обобщить изученное по авторской песне; продолжить знакомство с песенным творчеством Ю.Визбора, А.Галича, В.Цоя, О.Качановой, В.Туриянского; развивать навыки выразительного чтения, устного сообщения и выборочного конспектирования; расширять литературный и музыкальный кругозор учащихся.

Оформление: портреты Б.Окуджавы, В.Цоя, В.Высоцкого, А.Галича, Ю.Визбора; звёздный альбом по В.Цою; рефераты и папка-обобщение по авторской песне; специальная литература, презентация, музыкальные записи.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1.Приветствие-знакомство.

2. Тема, цели, эпиграфы урока.

Сердце моё заштопано,

В серой пыли виски,

Но я выбираю свободу,

И – свистите во все свистки!

А.Галич.

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Б.Окуджава.

3. Эмоциональная зарядка.

Булат Окуджава. Песня « Пожелание друзьям».

II. Обобщение и изучение нового.

  1. Заполнение тетрадей.

  2. Слово учителя.

-На предыдущих уроках мы изучили особенности авторской песни как литературного и музыкального явлений, познакомились с песенным творчеством Б.Окуджавы, В.Высоцкого.

Все наши барды пели о том, о чём они думали, о чём болело сердце и «говорила» душа, потому что они выбрали « свободу быть просто самими собой…».

Сегодняшний наш урок мы начали песней Б.Окуджавы « Пожелание друзьям»,

посвящённой теме дружбы и человечности. Следующее его произведение «Молитва» построена на тонком сочетании веры в справедливость мироустройства и тревожного сомнения в эту справедливость, и наивной прямоты.

3. Звучит стихотворение Б.Окуджавы «Молитва».

4. Слово учителя.

— «Человеком с израненной душой» можно назвать ещё одного поэта-барда / так переводится слово «бард»/ советской эпохи – Владимира Семёновича Высоцкого. Его «Песня о Земле»/1969/ — обобщённое неприятие всех и всяческих войн сочетается с мужественной верой в неистребимость жизни. Эти проблемы актуальны и в наши дни.

5. Звучит стихотворение В.Высоцкого «Песня о Земле».

6. Слово учителя.

Следующее стихотворение Высоцкого говорит об его искренности и вере в справедливость.

7. Звучит стихотворение В.Высоцкого « Я не люблю…».

8. Слово учителя.

-Другое известное имя в авторской песне – Юрий Иосифович Визбор /1934-1984/. Родился в Москве, закончил Московский государственный педагогический институт, преподавал русский язык и литературу в одной из школ Архангельской области. Большую роль сыграл в пропаганде авторской песни. В зрелом возрасте нашёл себя как киноактёр. Широкую известность принесла ему роль Бормана в телесериале Т.Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Визбор выступал и в качестве киносценариста, автора театральных пьес.

Сущность поэтического миросозерцания Визбора – в верности идеалам и жизненным принципам молодости. А где молодость, там романтика и любовь.

9. Звучит песня Визбора « Милая моя».

10. Стихотворение Ю.Визбора « Ты у меня одна».

11. Слово учителя.

-Следующее имя вы должны узнать и назвать, прослушав запись песни

« Спокойная ночь».

12. Минута релаксации.

13. Устное сообщение « Жизнь и творчество Виктора Цоя» / с презентацией/.

14. Звучит запись песни В.Цоя « Звезда по имени Солнце».

15. Слово учителя.

-Александр Галич – ещё одно уникальное имя талантливого советского барда.

16. Устное сообщение « Жизнь и творчество А.Галича» / с презентацией/.

17. Выразительное чтение стихотворения А.Галича « Старательский вальсок».

18. Слово учителя.

— О сложном времени « сталинских репрессий» рассказывает нам Владимир Туриянский.

19. Звучит стихотворение В.Туриянского « В который раз окраины России…».

20. Слово учителя.

— У Ольги Качановой мы находим интересную попытку обобщить духовный опыт нескольких поколений поэтов.

21. Звучит стихотворение О.Качановой « Мои поющие друзья».

22. Слово учителя.

-Это произведение прозвучало как обобщение нашего урока.

23. Итоги урока.

24. Звучит запись песни Олега Митяева « Изгиб гитары жёлтой…».

III. Домашнее задание.

  1. Выразительное чтение /наизусть/ стихотворения Б.Ахмадулиной / на выбор/.

  2. Выполнить карточку-минутку по авторской песне.

infourok.ru

Урок-концерт по литературе «Воспрянем, дух Руси храня». 11-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (40,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Россия, ты у нас одна,
И за тебя мы все в ответе.
На карте мы едины, мы – страна,
В сердцах и мыслях
Мы – России дети.

Цель: раскрытие образа Родины в лирике русских поэтов; формирование любви к Родине на основе произведений русских поэтов.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • Показать народность творчества поэтов.
  2. Развивающие:
    • Развить интерес к личности и творчеству русских поэтов.
    • Развить навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений русских поэтов.
    • Развить образное мышление, творческие способности и познавательную активность.
    • Усовершенствовать навыки самостоятельной работы.
  3. Воспитательные:
    • Воспитать любовь к Родине.
    • Воспитать духовно-нравственную культуру обучающихся.

Примечание: обучающиеся читают текст на фоне слайдов (см. презентацию к уроку). Слайды подобраны тематически под речь обучающихся. Обучающиеся читают стихи по очереди, песни исполняют всем классом.

Ход урока

[Открывают урок 2 ведущих]

Слайды 1-15, смена по щелчку

Ведущий 1: В преддверии 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной Войне мы говорим сегодня о России. «Россия будет жива до тех пор, пока смысл ее существования в настоящем, прошлом или будущем будет оставаться загадкой и люди будут ломать себе голову: зачем Бог создал Россию?». Это слова Д.С.Лихачева. Загадывая на века вперед, необходимо подумать о будущем. Нельзя безразлично относиться к своему будущему. Мы должны иметь направление в жизни, исходить из нашего многовекового опыта, гордиться им и пытаться сохранить то, что создавалось веками нашими прадедами, и преумножить.

Ведущий 2: *зачитывает эпиграф и объявляет тему урока*

Россия, ты у нас одна,
И за тебя мы все в ответе.
На карте мы едины, мы – страна,
В сердцах и мыслях
Мы – России дети.
«Воспрянем, дух Руси храня!» – так называется тема нашего мероприятия.

[Отрывок из «Слова…» читает ученик]

О светло светлая и украсно украшенная,
Земля Русская!
И многыми красотами удивлена еси:
Озёры многыми,
Реками и кладязьми.
Место честьными,
Горами, крутыми холмами,
Высокыми дубравоми, чистыми польми,
Дивными зверьми, различными птицами,
Городы великыми, сёлыми дивными,
Домы церковьными, князьями грозными,
Бояры честными, старцами могучими…
Зело еси исполнена земля Русская…

Это строки древнего летописца. За «светло светлую и украсно украшенную» Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, слове поэтов. С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящал вдохновенные строки Жуковский и Пушкин, Баратынский и Кольцов, Некрасов и Тютчев.

Человек рождается, чтобы жить. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья, любимые книги – такие простые ценности становятся основой настоящей любви к родине.

Мы любим свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но мы хотим, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее мы гордимся своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.

Слайды 16-18, смена по щелчку

*Звучит песня «Живи, родник!»*

Поёт день и ночь в стоpонке pодной
Заветный pодник лесной.
И нет холодней, и нету вкусней
Воды во Вселенной всей.
Я помню, в жаpкий день июля
Земля, pучьём звеня,
Как будто ковш мне пpотянула,
Чтоб напоить меня.

Живи, pодник, живи,
Pодник моей любви,
Любви к земле одной,
К земле навек pодной.

Вода pодника – живая вода,
Она как любовь чиста.
Пусть струйка тонка, тонка и легка,
С неё началась pека.
А мне всегда pодник бессонный
Слышен в любой дали,
Словно звучит с глубин бездонных
Голос pодной Земли.

Живи, pодник, живи,
Pодник моей любви,
Любви к земле одной,
К земле навек pодной.

Слайды 19-22, смена по щелчку

«О, Русь, взмахни крылами!» – воскликнул в ХХ веке Александр Блок… А за несколько десятилетий до него находившийся вдалеке от Родины Гоголь с грустью писал в одном из писем: «Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь.»

«Мне страшно! – воскликнул Леонид Андреев. Как слепой мечусь я в темноте и ищу Россию. Я не могу жить без России. Отдайте мне Россию…»

Михаил Шолохов писал: «Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь – тебе, все наши помыслы – с тобой.»

В 1972 году, уезжая, Бродский отправил письмо Брежневу: «Переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь: поэты всегда возвращаются во плоти или на бумаге.»

Поэты всегда оказываются правы. Обижали Пушкина, Лермонтова, Гумилева, Ахматову, Пастернака, Цветаеву… Обижая, – убивли, но никогда не побеждали. Стихи и душа поэтов неизменно пригождались народу.

Слайды 23-28, смена по щелчку

*Звучит песня «Уголок России»*

Простор небесный сизокрыл,
И тишина кругом.
Мне уголок России мил –
Мой добрый отчий дом.
Стою, не глядя на часы,
Берёзкам шлю привет.
Такой задумчивой красы
Другой на свете нет.

Уголок России – отчий дом,
Где туманы синие за окном,
Где твои, немного грустные,
И глаза и песни русские.

Проходят дни, бегут года,
И где-то там и тут,
Шумят большие города,
Дороги вдаль ведут.
Но, сколько б не было дорог
И беспокойных дней,
Всегда России уголок
Живёт в душе моей.

Уголок России – отчий дом,
Где туманы синие за окном,
Где твои, немного грустные,
И глаза и песни русские.

Слайды 29-35, смена по щелчку

Россия… сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах!

[Ученики читают стихи]

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить, –
произнес Ф.И. Тютчев.

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь», –
сказал С. Есенин.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой… –
проговорил М.Лермонтов.
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви… –
восклицал Н. Некрасов.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы! –
провозглашал Пушкин.

Говори о звездной ночи, о березах, об осинах, –
Говори о чем захочешь, лишь бы только о России, –
читаем в стихах Баукова Игоря.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная
Матушка Русь! –
утверждает Н. Некрасов.

Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!
Ты для новобрачного – свадебная скатерть,
Для младенца – колыбель, для юного – хмель,
Для скитальца – посох, пристань и постель,
Для пахаря – поле, для рыбаря – море,
Для друга – надежда, для недруга – горе,
Для кормщика – парус, для воина – меч,
Для книжника – книга, для пророка – речь,
Для молотобойца – молот и сила,
Для живых – отцовский кров, для мертвых – могила.
Для сердца сыновьего – негасимый свет.
Нет тебя прекрасней и желанней нет.
(Арсений Александрович Тарковский)

«Родина», – мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой.
Это наше детство, наша юность,
Это всё, что мы зовём судьбой.
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли –
И навек останется святым…
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придётся, сердцем защитим!
(Михаил Спартакович Пляцковский)

Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.

Слайды 36-39, смена по щелчку

*Звучит песня «Родина моя»*

Я, ты, он, она
Вместе – целая страна,.
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» – сто тысяч «я».
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных.
Грустных и весёлых
В городах и сёлах.

Над тобою солнце светит,
Родина моя.
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя.
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра
И бурлящие моря.

Над полями выгнет спину
Радуга-дуга.
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные,
Роскошные снега,
Как будто праздник.

Будут на тебя
Звёзды удивлённо смотреть.
Будут над тобой
Добрые рассветы гореть
В полнеба.
В синей вышине
Птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть
Над тобой в облаках
На крылатых твоих языках.

Я, ты, он, она
Вместе – целая страна,.
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» – сто тысяч «я».

Над тобою солнце светит,
Льётся с высоты.
Всё на свете, всё на свете
Сможем я и ты.
Я прильну, земля,
К твоим берёзам,
Я взгляну в глаза
Весёлым грозам.
И смеясь от счастья,
Упаду в твои цветы.

Обняла весна цветная
Ширь твоих степей.
У тебя, страна, я знаю,
Солнечно в судьбе.
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные,
Как песня о тебе,
Как будто праздник.

Будут на тебя
Звёзды удивлённо смотреть.
Будут над тобой
Добрые рассветы гореть
В полнеба.
В синей вышине
Птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть
Над тобой в облаках
На крылатых твоих языках.

[Выходят ведущие]

Слайды 40-42, смена по щелчку

Ведущий 1: Нет-нет, а приходило на твою землю, Русь, лихолетье. Нужно было противостоять нашествиям, лить вар и метать камни с крепостных стен, пускать меткие стрелы, а позднее и стрелять со стен из пушек, когда снова и снова наведывался враг на просторы твои. Разоряли тебя польские паны, осаждали отряды шведов, в крови топили несметные полчища монголо-татар. Все может родная земля! Может накормить тебя теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок-концерт по литературе (5 класс)

Урок литературы в 5 классе

Тема: «Мы этой памяти верны» (урок, посвященный 70-летию победы в Вов)

Тип урока: урок-концерт

Задачи урока:

а) обучающие:

б) развивающие:

в) воспитывающие:

  • воспитывать уважение к героическому прошлому страны;

  • формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

  • формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: компьютер, проектор (песни и к ним видеоролики)

Учитель: Трубкина А.В., 1К

МБОУ «Тюльганская СОШ №1»

2015 г.

  • Вот и наступила долгожданная весна. А какие праздники у нас весной?

  • В этом году, вы уже знаете, вся страна отмечает 70-летие победы в Вов.

Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.

— Давайте составим кластер со словом ВОЙНА.

— Война – страшная трагедия, о которой никогда нельзя забывать.

Отгремела война.

Уже давней историей стала.

А никак не отпустит

Тревожную память бойца.

От фугасов и мин

Мы очистили наши кварталы,

Но какой же сапер

Разминирует наши сердца?

— Мы относимся к поколению, которое знает об этой войне из учебников истории, рассказов ветеранов, фильмов, но к нашему счастью, мы не были свидетелями тех ужасов, которые пришлось пережить очевидцам тех лет.

Я очень мало знаю о войне –

По фильмам и рассказам ветеранов,

Но этого хватает мне вполне,

Чтоб ненавидеть палачей-тиранов.

Они пытали женщин, стариков,

Считая себя главными на свете.

Но наш народ не стал носить оков!

Все на защиту встали, даже дети.

За то, чтоб мы могли спокойно спать,

Шли в бой солдаты, несмотря на раны,

И я от нас, детей, хочу сказать:

 «Спасибо вам, седые ветераны!»

— Великая победа досталась нашим предкам очень дорогой ценой, и наш долг не просто преклоняться перед памятью погибших, но и не допустить повторения этой трагедии.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли,

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли за солдатом солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите вы… И все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб — разлуки и дым!

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги… Ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки!

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад!

Песня «Журавли»

Был отступленья путь солдатский горек,
Как горек хлеба поданный кусок…
Людские души обжигало горе,
Плыл не в заре, а в зареве восток.

Рёв траков над ячейкой одинокой
Других сводил, а нас не свёл с ума.
Не каждому заглядывала в очи
Безсмертье и история сама.

Пошли на дно простреленные каски,
И ржавчина затворы извела…
Мы умерли в болотом под Демянском,
Чтоб, не старея, Родина жила.

— Мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат.

Сорок первый — год потерь и страха

Заревом кровавым пламенел…

Двух парней в растерзанных рубахах

Выводили утром на расстрел.

Первым шёл постарше, тёмно-русый,

Всё при нём: и силушка, и стать,

А за ним второй — пацан безусый,

Слишком юный, чтобы умирать.

Ну, а сзади, еле поспевая,

Семенила старенькая мать,

О пощаде немца умоляя.

«Найн,- твердил он важно,-растреляйт!»

«Нет! — она просила,- пожалейте,

Отмените казнь моих детей,

А взамен меня, меня убейте,

Но в живых оставьте сыновей!»

И ответил офицер ей чинно:

«Ладно, матка, одного спасайт.

А другого расстреляем сына.

Кто тебе милее? Выбирайт!»

Как в смертельной этой круговерти

Ей сберечь кого-нибудь суметь?

Если первенца спасёт от смерти,

То последыш — обречён на смерть.

Зарыдала мать, запричитала,

Вглядываясь в лица сыновей,

Будто бы и вправду выбирала,

Кто роднее, кто дороже ей?

Взгляд туда-сюда переводила…

О, не пожелаешь и врагу

Мук таких! Сынов перекрестила.

И призналась фрицу: «Не могу!»

Ну, а тот стоял, непробиваем,

С наслажденьем нюхая цветы:

«Помни, одного — мы убиваем,

А другого — убиваешь ты».

Старший, виновато улыбаясь,

Младшего к груди своей прижал:

«Брат, спасайся, ну, а я останусь,-

Я пожил, а ты не начинал».

Отозвался младший: «Нет, братишка,

Ты спасайся. Что тут выбирать?

У тебя — жена и ребятишки.

Я не жил, — не стоит начинать».

Тут учтиво немец молвил: «Битте,-

Отодвинул плачущую мать,

Отошёл подальше деловито

И махнул перчаткой,- расстреляйт!»

Ахнули два выстрела, и птицы

Разлетелись дробно в небеса.

Мать разжала мокрые ресницы,

На детей глядит во все глаза.

А они, обнявшись, как и прежде,

Спят свинцовым беспробудным сном,-

Две кровинки, две её надежды,

Два крыла, пошедшие на слом.

Мать безмолвно сердцем каменеет:

Уж не жить сыночкам, не цвести…

«Дура-матка, — поучает немец, —

Одного могла бы хоть спасти».

А она, баюкая их тихо,

Вытирала с губ сыновних кровь…

Вот такой ,- убийственно великой,-

Может быть у Матери любовь.

— Матери и жены ждали своих мужчин с войны, не теряли надежды

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Песня «Баллада о матери»

— Мы неустанно будем говорить «спасибо» нашим ветеранам еще долгие-долгие годы

За все, что есть у нас сейчас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то,

Спасибо армии российской

И нашим дедам и отцам!

— 9 мая 1945 – день Победы, день самой долгожданной весны, радости и счастья.

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!


Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

— Давайте составим кластер к слову ПОБЕДА

Песня День Победы (подпевают)

Мы здесь не потому, что дата
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат. Минута молчания

infourok.ru

Урок- концерт по литературе на тему «Поэзия и русский романс (Ф.Тютчев, А. Фет)» (10 класс)

Открытый урок

литературы в 10 «Б» классе

МБОУ СОШ №46

Учитель: Кичко Л.Г.

25.12.2013 г. ВЛАДИКАВКАЗ

Урок- концерт

Поэзия и русский романс (Ф.Тютчев, А. Фет)

    • Цель: расширить рамки школьной программы изучения творчества Ф.Тютчева и А. Фета;

    • показать, что для Тютчева поэзия средство самовыражения, философские мысли — зачастую — главное содержание его поэзии, а личность, судьба и творческая биография Фета — сплошная загадка; убеждение Фета, что сдержанность, немногословность и даже скрытность — главные основы бытия.

    • Показать, что поэзия соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

    • Воспитывать любовь к Родине, умение видеть прекрасное, умение сострадать, чувствовать чужую боль.

Оборудование: портретный и иллюстративный материал

по теме; аудио и видеозаписи используемых

музыкальных произведений, сборники

стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева.

О, вещая душа моя!

О, сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия.

Ф.Тютчев

1. Музыкальное вступление.

Звучит романс Свиридова из муз. иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

Словарь. Романс (исп.)- сольная лирическая песня в инструментальном сопровождении. Красота слов и красота музыки соединяются вместе и неотразимо воздействуют на душу человека.

Учитель: Вот мы и проверим это на себе.

Одно стихотворение…

Это мало? Это много?

Мало, если оно не задело тебя, не взволновало, не запомнилось, если текст затерялся среди других произведений автора, если оно не выделяется из сотен таких же его произведений, из десятков тысяч других авторов.

Много, если оно тебя задело, взволновало, запомнилось. Если рассматривается близко, пристально.

«Каждое настоящее, достойное, примечательное стихотворение представляется мне живым существом. Со своей внешностью, своим душевным миром, со своей судьбой во времени и пространстве, — писал Лев Озеров.- У каждого стихотворения своя судьба, история…»

1-й чтец. «Осенний вечер»

2-й чтец. «Не то, что мните вы, природа…»

3-й чтец. «Еще земли печален вид…»

Ведущий. У Тютчева много стихотворений о природе. Но нельзя сказать привычными словами, что Тютчев певец природы русской. Изображение природы для него — скорее повод, чтобы сказать о человеке, а его слиянии с природой. Так, в стихотворении «Осенний вечер» «кроткая улыбка увяданья» и «божественная стыдливость страданья» — это не только поэтические метафоры, но и соотношение осенней природы с самочувствием человека в определенные моменты жизни.

4-й чтец. «Сияет солнце, воды блещут…»

5-й чтец. «Как хорошо ты, о море ночное…»

Романс «Весенние воды» 9сл. Ф.Тютчева муз. С. Рахманинова)

6-й чтец. «Неохотно и несмело…»

7-й чтец «Не остывшая от зною…»

8-й чтец. «Как весел грохот летних бурь…»

Ведущий. Дипломат царской службы, цензор, 20 лет проживший за границей, страшившийся французской революции, Тютчев видел многие противоречия современного ему политического строя России. Его поэзии не чужды были и гражданские мотивы.

1-й чтец. «Цицерон», «Слезы людские

2-й чтец. «Эти бедные селенья»

3-й чтец. «Не богу ты служил и не России»

4-й чтец «Русской женщине»

Аудиозапись: Русская народная песня «Что так жадно глядишь на дорогу…»

Ведущий. Думы человека о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм ее восприятия — таково содержание большей части поэзии Ф.Тютчева.

1-й чтец. «Silentium»

2-й чтец. «Не рассуждай, не хлопочи…»

3-й чтец. «Когда дряхлеющие силы…»

Романс. «В минуту жизни трудную…» (слова Лермонтова, музыка Булахова)

4-й чтец. «Когда в кругу убийственных забот…»

Ведущий. Одна из тем творчества Тютчева — любовь как сложнейшее человеческое чувство. Стихи Тютчева — плод раздумий его души, души мятущейся или негодующей, влюбленной или ненавидящей, становятся как бы завершением его духовной мысли. Есть у поэта одно стихотворение, которое он писал всю жизнь… Не напиши он ничего более, кроме этого стихотворения, и тогда он бы мог стать на ту высоту, на которой он стоит сейчас. Ведь значение поэта никогда не определялось количеством им написанного. А редко кто сейчас не знает этих замечательных строк о любви…

Романс «Я встретил вас» (слова Тютчева, музыка П.Булахова). Обращено это чувство было к Амалии Максимилиановне Крюденер.

Ведущий. Особую известность получил цикл стихов посвященных Елене Денисьевой. Последняя любовь… Какой была она в жизни поэта?

5-й чтец. «Последняя любовь»

6-й чтец. «Я очи знал, о, эти очи»

7-й чтец. «О, как убийственно мы любим»

8-й чтец. «Чему молилась ты с любовью?»

Романс «Гори, гори, моя звезда» (слова В.Чуевского, музыка П.Булахова)

Ведущий. Говорят, о Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тот не чувствует поэзии вообще…

2. А теперь из поэтического мира Тютчева мы отправимся в мир образов А.Фета, недаром ведь эти имена почти всегда стоят рядом.

Музыкальное вступление. Звучит романс И.Чайковского на слова А.Фета «На заре ты ее не буди…»

1-й чтец. «Учись у них — у дуба, у березы…»

2-й чтец. «Чудная картина»

Ведущий. Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) от тем, связанных с борьбой революционно-демократического лагеря за обновленную Россию, уходит в сферу «чистого искусства». Более того, объявляет борьбу прогрессивному направлению. «Произведения, имеющие какую бы то ни было дидактическую тенденцию, — это дрянь», — говорил он. Фетовское слово поется, поется легко, охотно, самозабвенно. Оно окружено мелодией, как сиянием.

3-й чтец. «Шепот, робкое дыханье…»

Романс «Я тебе ничего не скажу…» (слова Фета, музыка Т.Толстой)

4-й чтец. «Степь вечером»

Ведущий. Лев Толстой удивляется: «Откуда у этого добродушного и толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость-

свойство великих поэтов?» Сам Фет однажды заявил: «Поэт тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит». Красота природы, одушевление ее, любовь, искусство — вот темы его стихотворений.

5-й чтец. «Я пришел к тебе с приветом»

6-й чтец. «В лунном сиянии…»

Романс «Сияла ночь» (слова Фета, музыка Гроздского)

Ведущий. Салтыков-Щедрин сказал как — то: «Романсы его распевает чуть ли не вся Россия…» И не удивительно — мелодия и ритмика его стиха приближаются к музыке.

Ведущий. Если у Некрасова тема природы связана с темой труда, то у Фета природа только источник эстетического восторга.

7-й чтец. «Еще майская ночь…»

Романс «Не отходи от меня» (слова Фета, музыка Варламова)

Ведущий. Многие стихотворения Фета связаны с его любовью к Марии Лазич.

Ведущий. «сияла ночь. Луной был полон сад…»

Музыка. « сентиментальный вальс» п.и.чайковского

3. Учитель:

Каждый из вас к сегодняшнему уроку подготовил чтение одного стихотворения тютчева или фета, послушаем и оценим ваш выбор.

(учащиеся читают самостоятельно выбранные стихотворения)

-так это много или мало — одно стихотворение ?

4. Слушаем мнения учащихся по поводу прочитанного и услышанного , обсуждаем, оцениваем.

Задание на дом.

Сочинение или эссе «одно стихотворение поэта» / тютчева или фета/.

Темы сочинений:

  1. Мир и человек в поэзии тютчева.

  2. Тема любви в поэзии тютчева и фета.

  3. русская природа в лирике некрасова, тютчева, фета.

  4. Интимная лирика тютчева и фета.

  5. Каким мне представляется лирический герой тютчева (фета)

  6. Читая фета (тютчева)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.