cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок какими средствами воздействует искусство – Конспект урока «Какими средствами воздействует искусство» 9 класс скачать

Методическая разработка урока в 9 классе на тему «Какими средствами воздействует искусство»

Какими средствами воздействует искусство

Программа: «Искусство» (авторы: Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская). Раздел 1. «Воздействующая сила искусства».

Тема цикла: «Какими средствами воздействует искусство».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.

Задачи урока:

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;

  • обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие: создать условия для развития у учащихся метапред-метных умений и ключевых компетенций.

Воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися:

  • ценности искусства, его воздействия на человека;

  • ценности совместной деятельности для достижения результата.

Предварительная подготовка.

Дети заранее (на предыдущем уроке или дома) знакомятся с рассказом О’ Генри «Последний лист». На урок должны принести ножницы, клей, заготовки для аппликации, белый или цветной картон для основы.

Учитель для практической работы готовит конверты с заданием для каждой пары учеников (диагональная, горизонтальная, вертикальная композиция), несколько запасных основ для открыток и запасной материал для аппликации; для теоретической части урока разрабатывает маршрутную карту виртуального путешествия, подбирает необходимые картины, составляет презентацию, выбирает музыкальное сопровождение.

Художественный материал к уроку

Живопись: Б.Люблен «Ужин», К. Васильев «Лесная готика», К. Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», А.Альтдорфер «Битва Александра Великого», К.Писсаро «Понтуаз», П.Клее «Героическая игра на скрипке», К. Васильев «Северный орел», Э.Мунк «Голос», Э.Мане «Железная дорога», В.Суриков «Боярыня Морозова».

Литература: О.Генри. «Последний лист».

Музыка: Ф. Шуберт. Аве Мария, В.А. Моцарт. Симфония № 40, И.С. Бах Сюита №3, Ш. Гуно. Аве Мария, Т. Альбинони Адажио (произведение Ремо Джадзотто) .

Ход и этапы урока

1. Организационный момент.

(Дети входят в класс, оставляют принесенные вещи на рабочих местах и встают за компьютерные столы)

У. Здравствуйте! Желаю всем успешной, радостной работы. Присядьте за компьютерные столы так, чтобы хорошо видеть и слышать меня.

2. Введение в тему.

У.: Сегодня нам придется много путешествовать по виртуальному миру. Чтобы не потеряться и не заблудиться у каждого на столе лежит маршрутный лист (Приложение №1). Напишите на нем свою фамилию, имя. Давайте все вместе просмотрим его. (Кратко комментирует: инструкция №1, таблица, список виртуальных музеев и необходимые термины).

Мы продолжаем знакомство с разделом «Воздействующая сила искусства». Тема урока: «Какими средствами воздействует на человека искусство». Запишите ее на первой строчке.

К нашему уроку я подготовила 2 эпиграфа. Один — эпиграф -символ обратите внимание: ветка с единственным листочком. Что я хочу вам напомнить?

Д. отвечают

У.: Впишите в свой маршрутный лист автора и название произведения. (О.Генри – Уильям Сидни Портер «Последний лист»). Все прочитали? Надо ли напомнить сюжет?(если кто-то забыл — напомнить). Уильям Сидни Портер прожил трудную жизнь. Он знал цену доброте, милосердию и верил, что любой человек имеет право на простое человеческое счастье.

Чему хотел нас научить автор этим произведением?

Микровывод: произведение литературы, созданное почти сто лет назад вызвало у нас те же чувства, что и у своих современников. Мы грустили и радовались вместе с героями. Возможно, стали чуть внимательнее друг к другу, мягче. Это – воздействующая сила искусства, литераьуры.

Второй эпиграф из произведения, которое также многим знакомо:

«Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно призвано тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть». 
Б. Васильев «Завтра была война»

Прав ли автор? Кто согласен с его мнением? Почему? Кто не согласен, хочет возразить? Почему?

Обобщение ответов.

Микровывод: Наука бесстрастна. Никакая математическая формула не научит нас любить, не расскажет что такое дружба… Только искусство будит чувства, делает нас людьми, с помощью специфических средств выразительности.

3. Разработка темы

А). У.: Вы уже знаете, что у каждого искусства свои средства воздействия на человека. Но есть и общие. К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорция, фактура, тон и др. Сегодня в центре нашего внимания понятие композиция.

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

В изобразительном искусстве композиция определяется расположение предметов в пространстве или на плоскости, а в музыке, литературе, кино и театре – во времени и в развитии.

В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции. Каждая по-разному воздействует на зрителя.

Просматривая следующий видео фрагмент «вертикаль и горизонтали как опорные линии композиции», не забывайте заполнять таблицу (автор, название, композиция).

Обобщение:

У.: Проверьте себя! А) вставьте нужный термин в маршрутной карте.

Вертикальная композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх; горизонтальная – статичность, спокойствие или движение мимо зрителя;диагональная композиция передает динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Б). Тест (индивидуальная самостоятельная работа).

У.- наблюдает, корректирует, помогает

Кто раньше справился, может «походить» по виртуальным музеям мира. Найти одну картину, которая больше всего понравиться определить композиционное построение, записать к себе в таблицу

У.: Пора возвращаться из нашего виртуального путешествия! Нужно ли кому-то дополнительное время? Заканчивайте работу в соответствии с инструкцией и проходите за столы.

Д.: выключают компьютеры и проходят на свои места.

4. Практическая работа.

Введение.

У.: Вы знаете, что самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Сегодня в технике «Коллаж», мы выполним поздравительные открытки. (Коллаж (от фр. collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре).

У.: Работать будете в парах. В конвертах (Приложение №2) находиться ваше особое задание по композиции, которое нельзя показывать одноклассникам до конца урока. Откройте их, прочитайте задание. Посовещайтесь с партнером и приступайте к выполнению. Если будет нужна помощь – приглашайте меня.

Д. Открывают и рассматривают задание и дополнительное содержимое: основа для открытки, набор для построения композиции, создают свои композиции: оформляют открытки заранее приготовленными материалами. Звучит музыка. (6-10 мин)

У.: Консультирует. Если видит, что композиция готова – предлагает наклеить на открытку. После того, как получился открытка, работа останавливается.

У.: Прежде, чем мы полюбуемся своей работой, наведите порядок на столах! (мусор собирают в целлофановый мешок.)

У.: Покажите свои открытки, а класс постарается определить какая это композиция – горизонтальная, вертикальная или диагональная!

Д.: высказывают мнение.

У.: Пока вы работали, звучала музыка. Это были произведения (перечисляет авторов и произведения)

Заключение.

У.: Спасибо за урок! Вы — молодцы! (возможно, оценивает работы)

 На прощание я желаю, чтобы в жизни каждого из вас встретился такой человек, который, рискуя собой, способен будет, образно говоря, нарисовать «последний лист», чтобы спасти Вас. Но еще больше мне хочется, чтобы Вы сами смогли так поступить. И пусть всегда с вами рядом будет ИСКУССТВО.

infourok.ru

Какими средствами воздействует искусство — мхк, презентации

Презентация предназначена для учителей по учебнику Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство» 8-9 классы, 3-е издание, М., «Просвещение», 2013. В презентации даются определения композиции (вертикальная, горизонтальная, диагональная), формы (квадрат, треугольник, круг, амёба), ритма, фактуры. Помещены картины С.Боттичелли «Весна», А.Васнецова «Спящий пастушок»  фото «Нантский собор». Франция, «Шлем Александра Невского», «Новодевичий монастырь». Москва. О фактуре в музыке.

Просмотр содержимого документа
«Какими средствами воздействует искусство»

Урок 9 Какими средствами воздействует искусство

  • Композиция;
  • Форма;
  • Ритм;
  • Пропорции;
  • Фактура;
  • Цвет;
  • Тон;
  • Интонация и др.
  • вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции.
  • Придаёт художественному произведению порыв, движение вверх.

Горизонтальная композиция

  • Придаёт произведению статичность, спокойствие или движение мимо зрителя
  • Передаёт динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывают большие пространства.

Сандро Боттичелли (1445-1510) картина «Весна»

Антонио Вивальди(1678-1741) Времена года. «Весна»

  • Первая часть концерта – «Весна грядёт!»
  • Вторая часть –

«Сон крестьянина»

  • Третья часть – «Танец-пастораль»
  • Представляет собой сумму приёмов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства.
  • Существуют изобразительная форма, музыкальная и стихотворная формы.

Изобразительная форма

Квадрат – законченная устойчивая форма – выражает утверждающие образы, ей несвойственно движение, полёт.

Треугольник – активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма – несёт в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной.

Круг – Земля, солнце, мироздание. Ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь».

Текучая форма «амёбы» придаёт образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.

Линия также имеет свою форму, которая выражает образ.

  • Линия может быть стремительной
    или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.

Плавные линии в центре

  • Песня;
  • Романс;
  • Баллада;
  • Прелюдия и др.
  • Двухчастные и трёхчастные музыкальные формы;
  • Вариации;
  • Рондо;
  • Сонатная форма.

Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Ритм – «мерность».

  • В Средние века вытянутые по вертикали пропорции соборов создавали образы, созвучные устремлённой к небу в эмоциональном порыве душе человека.

Нантский собор. Франция.

  • Выразительные пропорции архитектурных построек несли в себе образы, объединяющие человека с природой.

Шлем Александра Невского

Новодевичий монастырь в Москве.

Фактура – обработка, строение.

  • изобразительном искусстве
  • Под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен; гомофонно-гармоническая.

kopilkaurokov.ru

Какими средствами воздействует искусство

Какими средствами

9 класс

воздействует искусство

Искусство

«Искусство должно идти к мысли через чувства.

Оно призвано тревожить человека,

заставлять болеть чужими горестями,

любить и ненавидеть».

Б. Васильев «Завтра была война»

Презентацию подготовила

Джус Елена Николаевна,

учитель изобразительного искусства, МХК и технологии

МБОУ «ЗСШ», 2018г.

Общие средства художественной

выразительности

Композиция

Форма

Ритм

Пропорции

Фактура

Цвет

Тон

Интонация и др.

что у каждого искусства свои средства воздействия на человека. Но есть и общие. Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определённые образы, ассоциации, воспоминания.

Композиция

Композиция – это строение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

В изобразительном искусстве композиция определяет расположение всех частей единого целого в пространстве или на плоскости. А в музыке, литературе, кино и театре – во времени и в развитии.

В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции. Каждая по-разному воздействует на зрителя.

П. Сезанн Натюрморт с кувшином и фруктами

Вертикальная

композиция

Л.Ф. Жегин Толпа . 1910-е

Вертикальная композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх или создает ощущение сдавленности.

Горизонтальная композиция

Горизонтальная композиция создает ощущение статичности, спокойствия или движения мимо зрителя

В. Суриков

Меншиков в Березове . 1883

Диагональная композиция

Диагональные композиции передают динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывают большие пространства.

В. Суриков

Боярыня Морозова. 1887

Одни и те же предметы, расположенные по вертикали или по горизонтали, по-разному воспринимаются зрителем, так как вызывают различные ассоциации. Помещая персонаж или предмет в то или иное место картинного пространства, художник рассказывает нам о своем отношении к этому человеку или предмету и о том, какую роль он отводит ему в развитии сюжета.

На  знаменитой  картине  Сандро Боттичелли  (1445—1510)  «Весна» справа,  легко  скользя  по  цветущему лугу  в  прозрачных,  легких   одеждах , рассыпает   цветы   сама  Весна.  Преследуемая  Зефиром Флора  словно ищет  у нее  защиты.  В  центре  под  аркой  ветвей  стоит  Венера.  Ее  жест  указывает на  трех  граций,  причудливо  сплетающих в хороводе руки. Слева тянется  за апельсином Меркурий. Персонажи как будто не  замечают  друг друга, фигуры существуют  независимо  друг  от  друга. Прозрачные одежды едва прикрывают тонкие,  гибкие  тела.  Ясные  и  в  то  же  время   тягуче-нежные   линии   создают ощущение  зачарованности.  На  всех лицах  лежит   тень   невысказанной грусти. Фигуры  как  будто  двигаются  с бесшумной  легкостью.  Их  объединяет общий  ритм. 

Сандро Боттичелли

Антонио Вивальди

Весна . 1477

Концерт «Весна»

из цикла «Времена года»

Форма

А. Джакометти

Кошка

Форма представляет собой сумму приемом, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания. Существует изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма.

В изобразительном искусстве форма- это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, амёбе.

А. Джакометти

Собака

Линия

Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.

Кадры из мультфильмов

«Винни Пух», «Мадагаскар»

Ритм

Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово «ритм» означает «мерность».

Ритм – это чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.

В музыке — временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С 17 в. в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр.

В стихе — а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр; б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией») метра и размера стихотворного.

В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определённую эмоциональность.

Нантский собор

Франция

Парфенон

Фактура

Фактура:

в музыке конкретный звуковой облик произведения. Компоненты фактуры — тембр, регистровое положение, голосоведение и др.

В изобразительном искусстве характер поверхности художественного произведения, её обработки.

Шлем

Новодевичий монастырь.

Александра Невского

Москва

Художественно-творческое задание

* Создайте изобразительную композицию, которая ассоциировалась бы с одним из знакомых музыкальных произведений. Аргументируйте особенности реализации своего замысла.

Использованная литература :

Сергеева Г. П., Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 191 с.: ил.

Музыкальный ряд:

А. Вивальди — Концерт «Весна» из цикла «Времена года»

Ф. Шуберт — Аве Мария

В.А. Моцарт — Симфония № 40

Ш. Гуно – Аве Мария

videouroki.net

Урок искусства на тему_Какими средствами воздействует искусство_9кл

Тема цикла: «Какими средствами воздействует искусство».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.

Задачи урока:

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;

  • обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие: создать условия для развития у учащихся метапредметных умений и ключевых компетенций.

Воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися:

  • ценности искусства, его воздействия на человека;

  • ценности совместной деятельности для достижения результата.

Предварительная подготовка.

Дети заранее (на предыдущем уроке или дома) знакомятся с рассказом О’ Генри «Последний лист». На урок должны принести ножницы, клей, заготовки для аппликации, белый или цветной картон для основы.

Учитель для практической работы готовит конверты с заданием для каждой пары учеников (диагональная, горизонтальная, вертикальная композиция), несколько запасных основ для открыток и запасной материал для аппликации; для теоретической части урока разрабатывает маршрутную карту виртуального путешествия, подбирает необходимые картины, составляет презентацию, выбирает музыкальное сопровождение.

Художественный материал к уроку

Живопись: Б.Люблен «Ужин», К. Васильев «Лесная готика», К. Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», А.Альтдорфер «Битва Александра Великого», К.Писсаро «Понтуаз», П.Клее «Героическая игра на скрипке», К. Васильев «Северный орел», Э.Мунк «Голос», Э.Мане «Железная дорога», В.Суриков «Боярыня Морозова».

Литература: О.Генри. «Последний лист».

Музыка: Ф. Шуберт. Аве Мария, В.А. Моцарт. Симфония № 40, И.С. Бах Сюита №3, Ш. Гуно. Аве Мария, Т. Альбинони Адажио (произведение Ремо Джадзотто) .

Ход и этапы урока

1. Организационный момент.

(Дети входят в класс, оставляют принесенные вещи на рабочих местах и встают за компьютерные столы)

У. Здравствуйте! Желаю всем успешной, радостной работы. Присядьте за компьютерные столы так, чтобы хорошо видеть и слышать меня.

2. Введение в тему.

У.: Сегодня нам придется много путешествовать по виртуальному миру. Чтобы не потеряться и не заблудиться у каждого на столе лежит маршрутный лист (Приложение №1). Напишите на нем свою фамилию, имя. Давайте все вместе просмотрим его. (Кратко комментирует: инструкция №1, таблица, список виртуальных музеев и необходимые термины).

Мы продолжаем знакомство с разделом «Воздействующая сила искусства». Тема урока: «Какими средствами воздействует на человека искусство». Запишите ее на первой строчке.

К нашему уроку я подготовила 2 эпиграфа. Один — эпиграф -символ обратите внимание: ветка с единственным листочком. Что я хочу вам напомнить?

Д. отвечают

У.: Впишите в свой маршрутный лист автора и название произведения. (О.Генри – Уильям Сидни Портер «Последний лист»). Все прочитали? Надо ли напомнить сюжет?(если кто-то забыл — напомнить). Уильям Сидни Портер прожил трудную жизнь. Он знал цену доброте, милосердию и верил, что любой человек имеет право на простое человеческое счастье.

Чему хотел нас научить автор этим произведением?

Микровывод: произведение литературы, созданное почти сто лет назад вызвало у нас те же чувства, что и у своих современников. Мы грустили и радовались вместе с героями. Возможно, стали чуть внимательнее друг к другу, мягче. Это – воздействующая сила искусства, литературы.

Второй эпиграф из произведения, которое также многим знакомо:

«Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно призвано тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть». 
Б. Васильев «Завтра была война»

Прав ли автор? Кто согласен с его мнением? Почему? Кто не согласен, хочет возразить? Почему?

Обобщение ответов.

Микровывод: Наука бесстрастна. Никакая математическая формула не научит нас любить, не расскажет что такое дружба… Только искусство будит чувства, делает нас людьми, с помощью специфических средств выразительности.

3. Разработка темы

А). У.: Вы уже знаете, что у каждого искусства свои средства воздействия на человека. Но есть и общие. К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорция, фактура, тон и др. Сегодня в центре нашего внимания понятие композиция.

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

В изобразительном искусстве композиция определяется расположение предметов в пространстве или на плоскости, а в музыке, литературе, кино и театре – во времени и в развитии.

В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции. Каждая по-разному воздействует на зрителя.

Просматривая следующий видео фрагмент «вертикаль и горизонтали как опорные линии композиции», не забывайте заполнять таблицу (автор, название, композиция).

Обобщение:

У.: Проверьте себя! А) вставьте нужный термин в маршрутной карте.

Вертикальная композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх; горизонтальная – статичность, спокойствие или движение мимо зрителя; диагональная композиция передает динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Б). Тест (индивидуальная самостоятельная работа).

У.- наблюдает, корректирует, помогает

Кто раньше справился, может «походить» по виртуальным музеям мира. Найти одну картину, которая больше всего понравиться определить композиционное построение, записать к себе в таблицу

У.: Пора возвращаться из нашего виртуального путешествия! Нужно ли кому-то дополнительное время? Заканчивайте работу в соответствии с инструкцией и проходите за столы.

Д.: выключают компьютеры и проходят на свои места.

4. Практическая работа.

Введение.

У.: Вы знаете, что самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Сегодня в технике «Коллаж», мы выполним поздравительные открытки. (Коллаж (от фр. collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре).

У.: Работать будете в парах. В конвертах (Приложение №2) находиться ваше особое задание по композиции, которое нельзя показывать одноклассникам до конца урока. Откройте их, прочитайте задание. Посовещайтесь с партнером и приступайте к выполнению. Если будет нужна помощь – приглашайте меня.

Д. Открывают и рассматривают задание и дополнительное содержимое: основа для открытки, набор для построения композиции, создают свои композиции: оформляют открытки заранее приготовленными материалами. Звучит музыка. (6-10 мин)

У.: Консультирует. Если видит, что композиция готова – предлагает наклеить на открытку. После того, как получился открытка, работа останавливается.

У.: Прежде, чем мы полюбуемся своей работой, наведите порядок на столах! (мусор собирают в целлофановый мешок.)

У.: Покажите свои открытки, а класс постарается определить какая это композиция – горизонтальная, вертикальная или диагональная!

Д.: высказывают мнение.

У.: Пока вы работали, звучала музыка. Это были произведения (перечисляет авторов и произведения)

Заключение.

У.: Спасибо за урок! Вы — молодцы! (возможно, оценивает работы)

 На прощание я желаю, чтобы в жизни каждого из вас встретился такой человек, который, рискуя собой, способен будет, образно говоря, нарисовать «последний лист», чтобы спасти Вас. Но еще больше мне хочется, чтобы Вы сами смогли так поступить. И пусть всегда с вами рядом будет ИСКУССТВО.

infourok.ru

Урок по искусству на тему: «Какими средствами воздействует искусство»

Какими средствами воздействует искусство

Программа: «Искусство» (авторы: Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская). Раздел 1. «Воздействующая сила искусства».

Тема цикла: «Какими средствами воздействует искусство».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.

Задачи урока:

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;

  • обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие: создать условия для развития у учащихся метапред-метных умений и ключевых компетенций.

Воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися:

  • ценности искусства, его воздействия на человека;

  • ценности совместной деятельности для достижения результата.

Предварительная подготовка.

Дети заранее (на предыдущем уроке или дома) знакомятся с рассказом О’ Генри «Последний лист». На урок должны принести ножницы, клей, заготовки для аппликации, белый или цветной картон для основы.

Учитель для практической работы готовит конверты с заданием для каждой пары учеников (диагональная, горизонтальная, вертикальная композиция), несколько запасных основ для открыток и запасной материал для аппликации; для теоретической части урока разрабатывает маршрутную карту виртуального путешествия, подбирает необходимые картины, составляет презентацию, выбирает музыкальное сопровождение.

Художественный материал к уроку

Живопись: Б.Люблен «Ужин», К. Васильев «Лесная готика», К. Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», А.Альтдорфер «Битва Александра Великого», К.Писсаро «Понтуаз», П.Клее «Героическая игра на скрипке», К. Васильев «Северный орел», Э.Мунк «Голос», Э.Мане «Железная дорога», В.Суриков «Боярыня Морозова».

Литература: О.Генри. «Последний лист».

Музыка: Ф. Шуберт. Аве Мария, В.А. Моцарт. Симфония № 40, И.С. Бах Сюита №3, Ш. Гуно. Аве Мария, Т. Альбинони Адажио (произведение Ремо Джадзотто) .

Ход и этапы урока

1. Организационный момент.

(Дети входят в класс, оставляют принесенные вещи на рабочих местах и встают за компьютерные столы)

У. Здравствуйте! Желаю всем успешной, радостной работы. Присядьте за компьютерные столы так, чтобы хорошо видеть и слышать меня.

2. Введение в тему.

У.: Сегодня нам придется много путешествовать по виртуальному миру. Чтобы не потеряться и не заблудиться у каждого на столе лежит маршрутный лист (Приложение №1). Напишите на нем свою фамилию, имя. Давайте все вместе просмотрим его. (Кратко комментирует: инструкция №1, таблица, список виртуальных музеев и необходимые термины).

Мы продолжаем знакомство с разделом «Воздействующая сила искусства». Тема урока: «Какими средствами воздействует на человека искусство». Запишите ее на первой строчке.

К нашему уроку я подготовила 2 эпиграфа. Один — эпиграф -символ обратите внимание: ветка с единственным листочком. Что я хочу вам напомнить?

Д. отвечают

У.: Впишите в свой маршрутный лист автора и название произведения. (О.Генри – Уильям Сидни Портер «Последний лист»). Все прочитали? Надо ли напомнить сюжет?(если кто-то забыл — напомнить). Уильям Сидни Портер прожил трудную жизнь. Он знал цену доброте, милосердию и верил, что любой человек имеет право на простое человеческое счастье.

Чему хотел нас научить автор этим произведением?

Микровывод: произведение литературы, созданное почти сто лет назад вызвало у нас те же чувства, что и у своих современников. Мы грустили и радовались вместе с героями. Возможно, стали чуть внимательнее друг к другу, мягче. Это – воздействующая сила искусства, литераьуры.

Второй эпиграф из произведения, которое также многим знакомо:

«Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно призвано тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть». 
Б. Васильев «Завтра была война»

Прав ли автор? Кто согласен с его мнением? Почему? Кто не согласен, хочет возразить? Почему?

Обобщение ответов.

Микровывод: Наука бесстрастна. Никакая математическая формула не научит нас любить, не расскажет что такое дружба… Только искусство будит чувства, делает нас людьми, с помощью специфических средств выразительности.

3. Разработка темы

А). У.: Вы уже знаете, что у каждого искусства свои средства воздействия на человека. Но есть и общие. К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорция, фактура, тон и др. Сегодня в центре нашего внимания понятие композиция.

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

В изобразительном искусстве композиция определяется расположение предметов в пространстве или на плоскости, а в музыке, литературе, кино и театре – во времени и в развитии.

В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции. Каждая по-разному воздействует на зрителя.

Просматривая следующий видео фрагмент «вертикаль и горизонтали как опорные линии композиции», не забывайте заполнять таблицу (автор, название, композиция).

Обобщение:

У.: Проверьте себя! А) вставьте нужный термин в маршрутной карте.

Вертикальная композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх; горизонтальная – статичность, спокойствие или движение мимо зрителя;диагональная композиция передает динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Б). Тест (индивидуальная самостоятельная работа).

У.- наблюдает, корректирует, помогает

Кто раньше справился, может «походить» по виртуальным музеям мира. Найти одну картину, которая больше всего понравиться определить композиционное построение, записать к себе в таблицу

У.: Пора возвращаться из нашего виртуального путешествия! Нужно ли кому-то дополнительное время? Заканчивайте работу в соответствии с инструкцией и проходите за столы.

Д.: выключают компьютеры и проходят на свои места.

4. Практическая работа.

Введение.

У.: Вы знаете, что самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Сегодня в технике «Коллаж», мы выполним поздравительные открытки. (Коллаж (от фр. collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре).

У.: Работать будете в парах. В конвертах (Приложение №2) находиться ваше особое задание по композиции, которое нельзя показывать одноклассникам до конца урока. Откройте их, прочитайте задание. Посовещайтесь с партнером и приступайте к выполнению. Если будет нужна помощь – приглашайте меня.

Д. Открывают и рассматривают задание и дополнительное содержимое: основа для открытки, набор для построения композиции, создают свои композиции: оформляют открытки заранее приготовленными материалами. Звучит музыка. (6-10 мин)

У.: Консультирует. Если видит, что композиция готова – предлагает наклеить на открытку. После того, как получился открытка, работа останавливается.

У.: Прежде, чем мы полюбуемся своей работой, наведите порядок на столах! (мусор собирают в целлофановый мешок.)

У.: Покажите свои открытки, а класс постарается определить какая это композиция – горизонтальная, вертикальная или диагональная!

Д.: высказывают мнение.

У.: Пока вы работали, звучала музыка. Это были произведения (перечисляет авторов и произведения)

Заключение.

У.: Спасибо за урок! Вы — молодцы! (возможно, оценивает работы)

 На прощание я желаю, чтобы в жизни каждого из вас встретился такой человек, который, рискуя собой, способен будет, образно говоря, нарисовать «последний лист», чтобы спасти Вас. Но еще больше мне хочется, чтобы Вы сами смогли так поступить. И пусть всегда с вами рядом будет ИСКУССТВО.

infourok.ru

План урока «Какими средствами воздействует искусство?»

План урока по предмету «Искусство»

УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, 9 класс

Тема четверти: Воздействующая сила искусства.

Тема и № урока: 5 «Какими средствами воздействует искусство?»

Тип урока: познавательно-обучающий

Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием средств, которые воздействуют на человека, раскрыть содержательную смысловую основу каждого из них.

Задачи:

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция),

  • обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие: способствовать формированию общекультурных, языковых компетенций учащихся; развивать ассоциативное мышление Воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися: ценности искусства, его воздействия на человека; ценности совместной деятельности для достижения результата.

  • содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки

Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные (компьютерная презентация), практические (изучение текста), индуктивные (развитие умения общаться, отвечать на вопросы, высказывать и доказывать свою точку зрения), дедуктивные (анализ изученного, применение имеющихся знаний, обобщение)

Формы обучения: коллективная, групповая (работа в группах)

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль (в группах), словесный ряд, контроль учителя

Технологии, используемые на уроке:

  1. Технология обучения в сотрудничестве (совместная постановка задач урока)

  2. Здоровьесберегающие технологии (медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные)

Предполагаемый результат: учащиеся получат представление об разнообразием средств, которые воздействуют на человека, раскрыть содержательную смысловую основу каждого из них. выявлять и описывать особенности средств выразительности, выражать эмоциональное содержание произведения искусств, научатся правильно употреблять в речи изученные понятия: композиция произведения.

Зрительный ряд: С.Боттичелли» Весна» и т.д.

Музыкальный ряд: «Весна» А. Вивальди первый концерт из цикла времена года.

Ход урока

План урока

Учебный

материал

Дидактические задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Струк-ные

элементы

Орг. момент

Приветствие, психологический

настрои

Настраиваются на работу

Проверка ранее изученного материала

Ответы на вопросы. Существует ли взаимосвязь между властью и искусством? Кто такие барды?

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

Мотивация,

эмоциональный

настрой

Словесный ряд в презентации

Композиция, ритм, форма, пропорции, фактура, цвет, план, интонация.

Все они помогают выразить главную мысль произведения

Создание рабочей атмосферы

Какое из данных понятий относиться к музыке? к живописи?

Произносят слова, группируют, объясняют принцип.

Определение

темы и задач

урока

Объект изучения

Определить тему «Какими средствами воздействует искусство»

поставить задачи

Оказание помощи в формулировке задач. «Какими средствами воздействует искусство»

знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция),

Исходя из темы урока, учащиеся

предлагают вопросы для изучения,

формулируют задачи.

Актуализация

знаний

презентация

Формулировка понятий. «композиция», горизонтальная, вертикальная, диагональная

Организация работы с презентацией

Усваивают необходимую информацию

Исследование

объекта

Стр.109

Стр.110

Исследование

1гр.С.Боттичелли «Весна»- картина

2гр. А .Вивальди «Весна» -концерт

Организация работы с учебником

Работа в группах

Находят необходимую информацию в

учебнике, отвечают на вопрос

Физкульт минутка

Движения под музыку

Выполняют движения под музыку

Выполняют движения под музыку

Творческое задание

А.Вивальди «Весна»

Концерт

Слушание произведения

Как композиция концерта влияет на общее впечатление?

Услышали ли вы пение птиц?

Создание рабочей атмосферы

Внимательно слушают

Закрепление

пройденного

материала

Презентация

Просмотр презентации

Организация работы с презентацией

Внимательно слушают учителя и смотрят презентацию.

Рефлексия

Оценка достижения

задач

Проверка выполнения

поставленных задач ,оценка работы

Д/3. Создать изобразительную компози

цию в технике аппликации

Организация обсуждения,

рефлексии,

предъявление Д/3.

Соотносят поставленные задачи и

достижения, дают самооценку работе,

записывают Д/3.

Вставьте нужный термин:

— — — — — — — — — — — — — —  композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх;

 — — — — — — — — — — — — — — —  – статичность, спокойствие или движение мимо зрителя;

— — — — — — — — — — — — — — — —  композиция передает динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

infourok.ru

Урок искусства в 9 классе по теме: Какими средствами воздействует искусство?


Урок искусства в 9 классе на тему: «Какими средствами воздействует искусство».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.
Задачи урока:
Образовательные:
организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;
обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.
Развивающие: создать условия для развития у учащихся метапредметных умений и ключевых компетенций.
Воспитательные:
содействовать осознанию учащимися:
ценности искусства, его воздействия на человека;
ценности совместной деятельности для достижения результата.
Предварительная подготовка.
Дети заранее (на предыдущем уроке или дома) знакомятся с рассказом О’ Генри «Последний лист». На урок должны принести ножницы, клей, заготовки для аппликации, белый или цветной картон для основы.
Учитель для практической работы готовит конверты с заданием для каждой пары учеников (диагональная, горизонтальная, вертикальная композиция), несколько запасных основ для открыток и запасной материал для аппликации; для теоретической части урока подбирает необходимые картины, составляет презентацию, выбирает музыкальное сопровождение.
Художественный материал к уроку
Живопись: Б.Люблен «Ужин», К. Васильев «Лесная готика», К. Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», А.Альтдорфер «Битва Александра Великого», К.Писсаро «Понтуаз», П.Клее «Героическая игра на скрипке», К. Васильев «Северный орел», Э.Мунк «Голос», Э.Мане «Железная дорога», В.Суриков «Боярыня Морозова».Литература: О.Генри. «Последний лист».
Музыка: концертА.Вивальди «Времена года. Весна», Ф. Шуберт. Аве Мария, В.А. Моцарт. Симфония № 40, И.С. Бах Сюита №3, Ш. Гуно. Аве Мария, Т. Альбинони «Адажио»(произведение Ремо Джадзотто) .
Ход и этапы урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
У.: Мы продолжаем знакомство с разделом «Воздействующая сила искусства». Тема урока: «Какими средствами воздействует на человека искусство». Запишите ее в тетради.
К нашему уроку я принесла ветку с единственным листочком. Что я хочу вам напомнить?
Д. отвечают
У.: О.Генри – Уильям Сидни Портер «Последний лист». Все прочитали это произведение? Надо ли напомнить сюжет?(если кто-то забыл — напомнить). Уильям Сидни Портер прожил трудную жизнь. Он знал цен

profhelp.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *