cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Упражнения союзные слова и союзы – Сложноподчиненное предложение (Упражнения и тест)

Дидактический материал к уроку «Союзы и союзные слова» в 7 классе

Дидактический материал к уроку «Союзы и союзные слова» в 7 классе

(На материале повести И.Щегловой «Экзамен для феи»)


 

Упражнение 1. Докажите, что части данных сложноподчиненных предложений связаны при помощи союзных слов. Какой частью речи являются союзные слова? Подчеркните их как члены предложения. Составьте схемы первого и четвертого предложений.

1. Я попыталась в..помнить все, что знала о маленьких крылатых человечках.

2. Первым делом на ум пришла сказка о Дюймовочке, потом пр..помнилась маленькая фея из «Питера Пэна», та, что ра..сыпала золотую пыль.

3. Так(же) я в..помнила еще (не)сколько мультиков, где волшебные феи п..могали разным людям.

4. Фея с..средоточилась, направила палочку на зл..получное платье и зам..рла, чего я (не)ожидала.

5. Послышался мгнове(н,нн)ый хлопок, потом посыпались разн..цветные оживле(н,нн)ые искры, которые устроили маленький ф..йерверк.

6. Искры в..пыхнули, (от)чего над (с,з)горевшей спичкой медле(н,нн)о заклубился зеленовато(молочный) туман.

7. Я быстро пр..одолела устла(н,нн)ый плиткой двор и детскую площадку, куда вел (не)широкий проход между двумя рядами коло(н,нн).

Упражнение 2. Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, с помощью союза или союзного слова связаны части сложноподчиненного предложения. Какой частью речи являются союзные слова? Подчеркните их как члены предложения. Составьте схемы первого и четвертого предложений.

1. И тут я поняла что моя гостья просто не в силах оторва(т,ть)ся от меда она пр..липла к нему.

2. Я поняла что моя фея больше похожа на пупсика, чем на утонче(н,нн)ую красавицу которых обычно изображают в книжках и мультфильмах.

3. Фенечка (не)ожида(н,нн)о легко по..чинилась перелетела на край подноса и в..махнула палочкой которая легко к..снулась стекля(н,нн)ого графинчика.

4.Спичечный коробок броше(н,нн)ый на столе по..прыгнул ра..крылся (от)чего оставш..еся спички стрелами понеслись по столу.

5.Лифт оказался соверше(н,нн)о свободным так что мы бе..препятстве(н,нн)о спустились на первый этаж.

6. (Не)смотря на то что Фенечка (не)щадно дергала меня за волосы боясь грохота лифта я старалась не обращать на нее внимания.

7. Фенечка (на)столько испугалась что теперь сидела тихо вц..пившись в ворот моей футболки.

8. Я постоя(н,нн)о хвасталась своим многочисле(н,нн)ым подругам что все знаю о людях.

Использованная литература

http://www.litres.ru/pages/biblio_book /?art=168352&lfrom=202213444

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Упражнения на тему союзы и союзные слова

{ "proleed_data_link" : "https://www.proleed.ru/loadads.jsp?partner=naweb808a5&adscount=3&mainfilter=ENGLISH&secfilter=", "proleed_block_type" : "horizontal", "proleed_title_size" : 16, "proleed_title_color" : "#0000cb", "proleed_message_size" : 14, "proleed_message_color": "#000000", "proleed_partner_size" : 14, "proleed_partner_color": "#006500" }

Повторение грамматики


Упражнение 1.

Заполните пробелы соответствующими союзами и союзными словами:

1. I like Sally *** I don’t like Bob.

2. She likes her *** she is always friendly.

3. That’s the painting *** my father bought last year.

4. This is the house *** I’ve lived for 9 years.

5. In the morning I always have coffee *** toast.

6. She is happy *** her test is good.

7. In our house lives a man *** is a detective.

8. Tell me *** you can come.

9. He always thinks *** he is so clever.

10. We had dinner, watched TV, *** then we went to bed.

11. *** we arrived he had already gone.

12. That’s the longest test *** we have ever written.

13. Did you understand *** he told you that story?

14. I was not really interested in *** he was talking about.

15. Is this the hotel *** we stayed last year?

Ответы:

Спойлер

1. I like Sally but I don’t like Bob.

2. She likes her as she is always friendly.

3. That’s the painting that my father bought last year.

4. This is the house where I’ve lived for 9 years.

5. In the morning I always have coffee and toast.

6. She is happy because her test is good.

7. In our house lives a man who is a detective.

8. Tell me when you can come.

9. He always thinks that he is so clever.

10. We had dinner, watched TV, and then we went to bed.

11. When we arrived he had already gone.

12. That’s the longest test that we have ever written.

13. Did you understand why he told you that story?

14. I was not really interested in what he was talking about.

15. Is this the hotel where we stayed last year?

1. I like Sally but I don’t like Bob.

2. She likes her as she is always friendly.

3. That’s the painting that my father bought last year.

4. This is the house where I’ve lived for 9 years.

5. In the morning I always have coffee and toast.

6. She is happy because her test is good.

7. In our house lives a man who is a detective.

8. Tell me when you can come.

9. He always thinks that he is so clever.

10. We had dinner, watched TV, and then we went to bed.

11. When we arrived he had already gone.

12. That’s the longest test that we have ever written.

13. Did you understand why he told you that story?

14. I was not really interested in what he was talking about.

15. Is this the hotel where we stayed last year?


Упражнение 2.

Заполните пробелы соответствующими союзами и союзными словами:

1. I cannot come *** I have no time.

2. You can climb on the tree *** you must be careful.

3. She came in *** sat down.

4. I laughed *** Tom had told me a joke.

5. He was not at home *** we asked the neighbours when he would be back.

6. The police arrested the thief *** had stolen the money.

7. I can’t help you, *** you can also ask Mary.

8. She went to bed early *** she was tired.

9. She had got a bad mark at her last test *** she learned a lot for the next.

10. She always greets friendly *** I meet her.

11. I found out *** they are living.

12. He wore the trousers *** we had bought last Friday.

Ответы:

Спойлер

1. I cannot come because I have no time.

2. You can climb on the tree but you must be careful.

3. She came in and sat down.

4. I laughed after Tom had told me a joke.

5. He was not at home so we asked the neighbours when he would be back.

6. The police arrested the thief that had stolen the money.

7. I can’t help you, but you can also ask Mary.

8. She went to bed early as she was tired.

9. She had got a bad mark at her last test but she learned a lot for the next.

10. She always greets friendly when I meet her.

11. I found out where they are living.

12. He wore the trousers which we had bought last Friday.

1. I cannot come because I have no time.

2. You can climb on the tree but you must be careful.

3. She came in and sat down.

4. I laughed after Tom had told me a joke.

5. He was not at home so we asked the neighbours when he would be back.

6. The police arrested the thief that had stolen the money.

7. I can’t help you, but you can also ask Mary.

8. She went to bed early as she was tired.

9. She had got a bad mark at her last test but she learned a lot for the next.

10. She always greets friendly when I meet her.

11. I found out where they are living.

12. He wore the trousers which we had bought last Friday.


Упражнение 3.

Заполните пробелы союзными словами, приведенными ниже.

although, despite, however, whereas, yet, because, in spite of, yet

1. My friend Alice has just bought herself some new shoes *** she already has some 20 pairs.

2. We decided to walk from coast to coast *** our lack of training.

3. Giving up was not an issue *** the situation got more confusing by the day.

4. The children behaved like angels *** the long drive and the hot weather.

5. The hotel wasn’t really idyllic. *** , we had a great time there.

6. I love cycling *** my wife prefers walking.

7. *** the weather forecast spoke of wind and rain, we really enjoyed a warm and sunny afternoon.

8. I don’t really believe everything he says. *** , I thoroughly enjoy being with him.

9. *** he’s 6 already Steve still can’t ride a bike.

10. Hans finished second *** his leg injury.

11. Nothing will ever grow on this land *** in the 60s a nearby factory dumped its waste here.

12. Anne is a fine person to be with, *** what she thinks herself, she has great listening skills.

13. John never apologizes *** real friends need not apologize all the time he says.

14. We arrived at the hospital soaking wet *** the fact that we were all wearing waterproof jackets.

15. The evolution of modern technology never ceases to amaze me. *** , I’m pretty sure the mysteries of life will
never be revealed.

Ответы:

Спойлер

1. My friend Alice has just bought herself some new shoes although she already has some 20 pairs.

2. We decided to walk from coast to coast despite our lack of training.

3. Giving up was not an issue whereas the situation got more confusing by the day.

4. The children behaved like angels despite the long drive and the hot weather.

5. The hotel wasn’t really idyllic. However, we had a great time there.

6. I love cycling whereas my wife prefers walking.

7. Although the weather forecast spoke of wind and rain, we really enjoyed a warm and sunny afternoon.

8. I don’t really believe everything he says. Yet, I thoroughly enjoy being with him.

9. Although he’s 6 already Steve still can’t ride a bike.

10. Hans finished second in spite of his leg injury.

11. Nothing will ever grow on this land because in the 60s a nearby factory dumped its waste here.

12. Anne is a fine person to be with, in spite of what she thinks herself, she has great listening skills.

13. John never apologizes because real friends need not apologize all the time he says.

14. We arrived at the hospital soaking wet in spite of the fact that we were all wearing waterproof jackets.

15. The evolution of modern technology never ceases to amaze me. Yet, I’m pretty sure the mysteries of life will
never be revealed.

1. My friend Alice has just bought herself some new shoes although she already has some 20 pairs.

2. We decided to walk from coast to coast despite our lack of training.

3. Giving up was not an issue whereas the situation got more confusing by the day.

4. The children behaved like angels despite the long drive and the hot weather.

5. The hotel wasn’t really idyllic. However, we had a great time there.

6. I love cycling whereas my wife prefers walking.

7. Although the weather forecast spoke of wind and rain, we really enjoyed a warm and sunny afternoon.

8. I don’t really believe everything he says. Yet, I thoroughly enjoy being with him.

9. Although he’s 6 already Steve still can’t ride a bike.

10. Hans finished second in spite of his leg injury.

11. Nothing will ever grow on this land because in the 60s a nearby factory dumped its waste here.

12. Anne is a fine person to be with, in spite of what she thinks herself, she has great listening skills.

13. John never apologizes because real friends need not apologize all the time he says.

14. We arrived at the hospital soaking wet in spite of the fact that we were all wearing waterproof jackets.

15. The evolution of modern technology never ceases to amaze me. Yet, I’m pretty sure the mysteries of life will
never be revealed.

lintro.ru

Уроу русского языка "Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Построение схем"

Урок 15. «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Построение схем».

Цель: познакомить учащихся с понятием «союзные слова», научить отличать союзы от союзных слов.

Задачи:

1.Предметные: 1) выработать умение отличать союзы от союзных слов;

2) развивать пунктуационную грамотность.

2. Метапредметные:

  1. Познавательные УУД:

  • Владеть приёмами отбора и систематизации материала;

  • Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

  • Преобразовывать информацию (текст правила) в схему, таблицу, алгоритм, действовать по алгоритму.

  1. Регулятивные УУД:

  • Искать пути решения учебной задачи;

  • Самостоятельно решать предложенные учебные задачи;

  • Соотносить цели и результаты своей деятельности;

  • Адекватно оценивать результаты своей деятельности.

  1. Коммуникативные УУД:

  • Оказывать взаимопомощь;

  • Строить связное монологическое высказывание;

  • Представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

3. Личностные:

1. Формировать адекватную самооценку;

2. Осознавать практическую значимость материала по теме «Союзы и союзные слова» и ценности совместной деятельности;

3. Прививать интерес к познавательной деятельности.

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Проверка домашнего задания

Вопросы для закрепления теоретических знаний:

-Чем различаются ССП и СПП?

-Какие способы прикрепления придаточных предложений вы знаете?

-Каково место придаточных предложений по отношению к главному?

-Какую функцию выполняют знаки препинания между предложениями в составе СПП?(Разделительную.)

-Характерны ли сложноподчиненные предложения для разговорного стиля речи?

3. Изучение нового материала.

Один из трудных вопросов, касающихся СПП, как отличать подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.

Откроем учебник на стр.37, прочитаем теоретические сведения и сделаем вывод.

Вывод. Подчинительные союзы связывают придаточные предложения с главным, при этом они не являются членами предложения (если союз опустить, то предложение превращается в бессоюзное).

Союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия) не только связывают придаточное предложение с главным, но и являются членами придаточного предложения (союзные слова опустить нельзя).

Девятиклассники делают вывод, что подчинительные союзы не являются членами предложения, их функция — быть средством связи между частями сложноподчинённого предложения. Союзные слова — это самостоятельные части речи (относительные местоимения, наречия).

Союзные слова являются членами придаточного предложения. Союзы и союзные слова могут быть омонимами. В предложении Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы что — союз. В предложении Я ещё не устал удивляться вещам, что есть на земле что — союзное слово.

Имейте в виду, что слова что, как, когда в сложноподчиненных предложениях могут быть и союзами, и союзными словами.

Запишите два предложения:

  1. Кто может знать, что ждет меня? (А.С. Пушкин)

  2. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А.С. Пушкин) Чем является в них слово что?

Рассужаем так. Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом. Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служебное слово -союз произносится бегло.

В первом предложении что является союзным словом, выполняет роль подлежащего и одновременно соединяет придаточную часть с главной.

Во втором предложении что является подчинительным союзом. Он не является членом предложения, а служит только для соединения придаточной части с главной.

Возьмите на заметку!

Существуют разные способы схематического изображения модели сложноподчиненного предложения: горизонтальные и вертикальные схемы. Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части от главной.

 

Вертикальная схема:

                                        [   ]1
                                          ↓ 
                  (
что — союз)2 и (что — союз)3

Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения.

Горизонтальная схема: [   гл.]1, (что — союз)2 и (что — союз)3.

4. Тренировочные упражнения.

1)Запишите предложения, постройте схемы, определите при помощи союзов или союзных слов соединены части СПП.

а) [Я хотел бы], (чтобы это понимал мой сын).

б) [Деревня - мать наша, это нива], (на которой всколосилась русская культура).

в) [Жалкий ограниченный сюжет], (как едят и пьют люди далекие от нас).

г) [Писатель всегда пишет о том], (что ему близко), (что он хорошо знает),
(что было заложено в его детстве...)

д) [Моей, всей нашей болью... была деревня, вопросы хлеба насущного, а значит и хлеба духовного], (ибо эти два сорта хлеба не существуют по отдельности...).

2)Запишем предложение.

Автор «Слова...», обращаясь к князьям, от которых зависела судь­ба Руси, призывал их к объединению.

— Каким членом предложения является относительное мес­тоимение от которых?

Внимание учащихся обращается на то, что при синтаксиче­ском разборе предложений с союзным словом который учащиеся чаще всего обозначают его как определение. Избежать этой ошибки помогает следующий прием: школьники подчеркивают грамматическую основу придаточного предложения, затем обо­значают слово (словосочетание), к которому оно относится. Над относительным местоимением пишется (или записывается рядом в скобках) это слово в том падеже, в котором стоит относитель­ное местоимение.

Например: Автор «Слова...», обращаясь к князьям, от которых доп. (от князей) зависела судьба Руси, призывал их к объединению.

Маруся, которая (Маруся) увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг ожила. (В. Короленко.)

Стояла тишина, среди которой (среди тишины) раздался вдруг плач ребенка.

3)Спишите, расставьте знаки препинания, определите, каким членом предложения является слово, с помощью которого связывается прида­точное с главным. Начертите схемы предложений.

1)Мальчик которому шел десятый год сидел возле матери.

2)Во сне он видел маленького олененка который весело гулял по ле­су со своей матерью.

3)Корзинка в которую девочка положила котенка была небольшой.

4) Работа с учбником-упр.87

5.Тест.

I вариант

1. Найдите сложноподчиненные предложения.

А. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазирован­ный кулич.

Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.

В. Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.

Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.

Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.

2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.

A. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки с пикетами.

Б. Макар и не заметил, что стало светать.

B. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.
Г. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь.
Д. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.

3. В каких предложениях придаточное стоит в середине сложноподчиненного? (Знаки препинания не проставлены.)

А. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей ком­наты повеяло запахом цветов.

В. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.

Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.

Д. Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают души­стые сережки.

II вариант

1. Найдите сложноподчиненные предложения.

A. По словам брата Пушкина, Александр был одарен «памятью не­обыкновенной».

Б. Почти каждый стих комедии Грибоедова обратился в пословицу или поговорку и годится для применения то к тому, то к другому обще­ству.

B. Звуки торопятся, вторя друг другу, и лес немедленно откликает­ся на них звонким и чистым отзвуком.

Г. Установилась теплая, солнечная погода, которая бывает в горах только в октябре.

Д. Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце еще не ушло за го­ризонт.

2.Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано союзным словом.

A. Я прежде всего должен высказать то, в чем до сих пор не решал­ся сознаться самому себе.

Б. Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы.

B. Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.
Г. Мы пошли по той тропинке, которая вела прямо к реке.

Д. Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству.

3.Найдите сложноподчиненные предложения, в которых при­даточные стоят перед главными. (Знаки препинания не простав­лены.)

A.И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. Пушкин.)

Б. Мы с сестрой хотели чтобы отец поехал отдыхать.

B. Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сере­жек верба особенно красива.

Г. Даже более состоятельные дворяне редко тратили столько на воспитание своих детей сколько Арсеньева расходовала на воспитание внука.

Д. Чтобы добраться до места стоянки мы должны были пройти еще километров пять.

6. Словарная работа.

Словарная работа со словами интенсивный, гостиная, комментатор, комментарий, популярный (записать в тетрадь, устно объяснить их лексическое значение).

7. Рефлексия.

-Зачем нам нужен был этот урок?

-Что вам показалось важным на уроке?

-Над чем ещё надо поработать?

7.Домашнее задание: параграф 9, упр.87 (2-я ч.)

videouroki.net

Тест 4. Подчинительные союзы и союзные слова

Подчинительные союзы и союзные слова

Вариант 1

1. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Разведчики еще днем выяснили, что на кургане засело десятка полтора гитлеровцев с одним ручным пулеметом. (М. Алексеев)

2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован. (М. Алексеев)

3) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька. (М. Алексеев)

4) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (И. Акимов)

2. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Командир роты распорядился, чтобы до ночи разведчики отдыхали. (М. Алексеев)

2) Там была столовая, где вчера вместе с молчаливыми гостями сидел и он [Никита]. (Ю. Бондарев)

3) Марта смеялась тоненьким, радостным смехом, как смеются благонравные дети. (Ф.Сологуб)

4) Ночь была темна, оттого что тучи покрывали небо и не пропускали света звезд. (В. Гроссман)

3. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) Прошло несколько минут, пока бечевка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша. (А.Гайдар)

2) На видимой стороне монолита нечетко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка.

3) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку. (А. Бахвалов)

4) Андрей не знал больше никого, кто бы так жалел и уважал эту скотину [коней], как его отец. (В. Распутин)

4. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) К полуночи, миновав рощу, разведчики вышли на опушку леса, где начинался наш передний край.

2) Лютров вспоминает попутчиков, которых нередко сажает к себе в машину по дороге на аэродром.

3) Лютров еще докуривал сигарету, когда за дверью в прихожую заворчала и несколько раз пролаяла собака.

4) Никогда не пойму, зачем Клара Ивановна согласилась быть завучем. (Ю. Поляков)

5. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Когда Василий и Кузьма пришли, тётка Наталья спала и не услышала их. (В. Распутин)

2) Кособокость деду Гордею, видно, мешала не сильно, потому что бегал он по-прежнему бодро. (В. Распутин)

3) Там, где когда-то были густые вишневые сады, теперь торчал обгорелый черный кустарник. (М. Алексеев)

4) Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. (Г. Троепольский)

Подчинительные союзы и союзные слова

Вариант 2

1. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) Рюкзак мой, сиротливо завалившись набок, лежал на дощатой платформе, куда дежурный по станции выходил встречать поезда. (О. Куваев)

2) Бим мчался до тех пор, пока не потерял из виду перепела, а затем, веселый и радостный, вернулся.

3) Кузьма, спохватившись, догоняет проводницу и спрашивает, сколько осталось до города. (В. Распутин)

4) У здешних деревень есть одна особенность, которую вряд ли где в мире встретишь.(О. Куваев)

2. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом ЧТО:

1) Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане. (В. Тендряков)

2) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним.

3) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. (Г. Троепольский)

4) Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. (В. Солоухин)

3. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Иртыш прошел по шумным коридорам и наконец очутился в комнате, где уже несколько человек ожидали комиссара. (А. Гайдар)

2) И вот звуки несутся уже откуда-то сверху. (А. Бахвалов)

3) Стараясь попадать в чьи-то следы, чтобы не мять снег, Кузьма через рельсы идёт к вокзалу. (В. Распутин)

4) В пчеловодских календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. (В. Солоухин)

4. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) Акации под церковной оградой, где часто сидел он [Бумбараш] когда-то с Варенькой, сплошной стеной раздались вширь. (А. Гайдар)

2) При этих словах все войско разделяется на несколько отрядов, которые вполоборота расходятся в разные стороны. (А. Гайдар)

3) Любищев в двадцать с лишним лет, начиная свою научную работу, тоже точно знал, чего он хочет.

4) Из расспросов Мечик узнал, что подъезжала японская разведка. (А. Фадеев)

5. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Дальше идти прямо, пока не наткнешься на саперный взвод у переправы. (А. Гайдар)

2) Скажи, Алексей, почему ты жалеешь его? (Ю. Бондарев)

3) Учительница с удовольствием думала о том, что этот новый мальчик ей никак не испортит класса.

4) Ничего я не успел сказать на это Степану, так как в казарме загремел милый голосок старшины (И. Стаднюк)

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

1

3

2

2

2

2

3

1

1

4

3

4

5

3

2

multiurok.ru

Виды придаточных в сложноподчинённом предложении (Упражнения и тест)


Упражнение 1

Продолжите предложения,  используя союзы и союзные слова, данные в скобках. Определите, как меняются смысловые отношения между главной и придаточной частями в зависимости от употреблённого подчинительного союза (или союзного слова). Установите, к какому виду относится каждая придаточная часть сложноподчинённого предложения.

1) Мы открыли книгу, (которая...; чтобы...; так как... ; хотя...).

2) Перед нами открылся удивительный сельский пейзаж, (какой...; так что... ; когда...).

3) Подружки по секрету сообщили новость, (которая... ; потому что...; так что... ; как будто...).


Упражнение 2

Спишите сложноподчинённые предложения, выделите грамматические основы. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного. Определите, какие виды односоставных предложений являются частями данных сложноподчинённых предложений.

1) Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться. 2) Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. 3) Не стыдно молчать, коли нечего сказать. 4) На то и щука, чтоб карась не дремал. 5) Чтобы сохранить тайну от врагов, сохрани её от друзей. 6) Ветры дуют не так, как хотят корабли. 7) Добра не найдёшь, если за худым пойдёшь. (Пословицы)


Упражнение 3

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений, укажите вид придаточных.

1) Я спросила у кукушки сколько лет я проживу. 2) Глаз не свожу с г_ризонта где м_тели пляшут чардаш. 3) К_залось мне что туча с тучей сш_бётся где(то) (в)вышине... 4) Тот кого учитлем сч_таю как тень прошёл и тени (не)оставил. 5) И (не)похожа на полёт похо_ка медле(н, нн)ая эта как(будто) под ногами плот а (не)кв_дратики п_рке-та. 6) Бывало я (с)утра молчу о том что сон мне пел. 7) Когда я называю по пр_вычке моих друзей з_ветных имена всегда на этой стра(н, нн)ой пер_кличке мне отв_чает только тишна. 8) Когда б вы знали из какого сора р_стут стихи (не)ведая стыда как ж_лтый одуванчик у забора как л_пухи и л_беда. (А. Ахматова)


Упражнение 4

Спишите, объясняя постановку знаков препинания. Какой вид придаточного присоединяет союз что или местоимение (союзное слово) что в каждом примере? Проведите синтаксический разбор сложноподчинённых предложений, части которых осложнены обособленными членами.

1) Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую даль. (С. Есенин) 2) Мне грустно! Меня раздражает и солнца осеннего блеск, и лист, что с берёзы спадает, и поздних кузнечиков треск. (А. Майков) 3) Во-первых, он уж был неправ, что над любовью робкой, нежной, так подшутил вечор небрежно. (А. Пушкин) 4) Ветер, дуя на свободе, был так силён, что в четверть часа высушил меня совершенно. (А. Пушкин) 5) Мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают. (А. Чехов) 6) Есть горы, что остались до сих пор как крепости невзятой высоты. (Л. Мартынов) 7) Между тем луна вошла в такую силу, что свет её лился на дно оврага, как бы рассеивая туман. (В. Солоухин)


Упражнение 5

Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите вид придаточных. Какие союзы-синонимы используются для связи частей в этих предложениях? Какие союзы имеют разговорную окраску? Как вы думаете, в каких предложениях возможна замена подчинительного союза синонимом?

1) Всё было готово когда в конце к_ридора повилась зн_комая сутуловатая ф_гура учителя. (Н. Гарин-Михайловский) 2) Касьян быстро закрыл глаза рукой и не шев_льнулся пока я не зар_дил ружья и не поднял к_ростеля. (И. Тургенев) 3) Покамест слуги упр_влялись и возились г_сподин отправился в общую залу. (Н. Гоголь) 4) В то время как она выходила из гости(н, нн)ой в п_редней послышался звонок. (Л. Толстой) 5) Лягу спать и ш_пчу стихи закрыв глаза пока не засну. (М. Горький) 6) Дверь была з_крыта но отврилась легко едва он нажал. (К. Федин) 7) Перед тем как изл_жить на бумаге свои воспом_нания Репин ра(с, сс)казывал их неск_льким людям — мне моей семье случайным г_стям. (К. Чуковский) 8) Когда на море вздымается волна то слышен (н_)шум пр_боя а хрустенье льда и ш_рох ос_дающего снега. (К. Паустовский)


Упражнение 6

Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Проведите синтаксический разбор сложноподчинённых предложений.

Усадьба Юшкова была обнесе(н, нн)а высокою каме(н, нн)ою стеной. В углублени_ ст_ял красивый каме(н, нн)ый флигель который  отделён  от  остального двора реш_тч_тым  забором  краше(н,
нн)ым зелёною краской. Водя(н, нн)ая мельн_ца была расп_л_жена на открытом месте.
Я сам имел мельн_цу п_тал к ней даже (не)которую слаб_сть и (сей)час увид_л что Юшков пр_-красно поймает м_льничное дело. В этом (не)трудно убеди(ться, тся). Если мельнца работат без шума всё дело в порядке. Чтобы доби(тся, ться) такого п_рядка нужно самому выстр_ить мельницу. Всё здесь з_висит (от)таких мелочей которые (не)спец_алисту пок_жу(тся, ться) сущим пуст_ком.
(По Н. Гарину-Михайловскому )


Упражнение 7

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Проанализируйте сложноподчинённые предложения: выделите грамматические основы, определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.

1) Ветры дуют (н..)так, как хотят к..рабли. 2) Чем больше кошку глад..шь, тем больше она горб подымает. 3) На то и щука, чтоб к..рась (н..) др..мал. 4) Что (бы) сохранить тайну от вр..гов, сохрани её от друзей. 5) Если за день (н..) чему (н..) науч..шься, значит, весь день шёл (на) зад. 6) (Н..) стыдно молчать, коли (не) чего сказать. 7) Как аукнется, так и откликнется. 8) Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
(Пословицы)


Упражнение 8

Определите виды сложноподчинённых предложений. Установите, в чём их сходство и в чём различие. Сделайте вывод об особенностях употребления союза что и союзного слова (местоимения) что в составе сложноподчинённого предложения

1) Во-первых, он уж был неправ, что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно. (А. Пушкин) 2) Ветер, дуя на свободе, был так силён, что в четверть часа высушил меня совершенно. (А. Пушкин) 3) Мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают. (А. Чехов) 4) Есть горы, что остались до сих пор как крепости невзятой высоты. (Л.Мартынов) 5)Между тем луна вошла в такую силу, что свет её лился на дно оврага, как бы рассеивая туман. (В. Солоухин)


Упражнение 9

Проанализируйте сложноподчинённые предложения с придаточным присоединительным, обозначьте грамматические основы и союзные слова. Какими членами предложения являются союзные слова?

1) Обе девицы надели жёлтые и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи. (А. Пушкин.) 2) Его не было дома, почему я и оставил записку. (А. Пушкин) 3) Фелисата Герасимовна, вероятно, к нам больше не придёт, чему я очень рад. (А. Островский) 4) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её, отчего тут же раздался оглушительный выстрел. (А. Чехов) 5) На эту баржу нужно было взбегать по узкой, шаткой и длинной доске, чего я смертельно боялся. (К. Чуковский) 6) Присел Илька возле стола в последний раз, как это делают при разлуке все порядочные люди. (В.Астафьев)

Упражнение 10

Письменно составьте предложения по схемам так, чтобы получился связный рассказ на тему «Путешествие по карте России».

1) [   ], и [   ]. 2) [   ], ( какой   ). 3) ( Когда   ), [   ].
4) [   ],(что   ). 5) (Хотя   ), [   ]. 6)[   ].
7)[   ], [   ].  8) (Если   ), [ то   ].  9) ( Чем   ), [ тем   ].

Тест по теме «Виды придаточных в сложноподчинённом предложении»


1. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное изъяснительное?

1) И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом.
2) Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной.
3) Отвлеченные науки потому и называются отвлеченными, что они отвлекают ваш ум от очевидности.
4) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.

2. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное места?

1) Всюду, где живет человек, он оставляет самого себя.
2) Бакланов напряженно смотрел в ту сторону, откуда прозвучал залп.
3) Она спросила, откуда они, не из тех ли уж сторон.
4) На берегу Красильников советовался с товарищами, куда теперь идти.

3. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное условия?

1) Случаются такие благостные минуты, когда человеку хочется помолчать.
2) Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее.
3) Удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа.
4) Для него наступило время, когда так легко портится характер.

4. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное образа действия?

1) Как только рассвело, мы отправились в путь.
2) Он обдумает и рассудит, как ему дальше жить.
3) И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих.
4) Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.

5. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное времени?

1) Муза! Ты видишь, как счастливы все.
2) Механик остался сидеть за столом так, как сидел в ожидании посетителя.
3) Никто не знал джунглей так хорошо, как знал он.
4) Как услышал царь-отец, в гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить.

6. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное следствия?

1) У самой тропинки росли огромные лесные колокольчики, так что нам не пришлось идти за цветами в глубь леса.
2) Устоять перед этими правилами было невозможно, ибо у этих правил времени нет исключений.
3) Он отставил левую ногу в сторону, чтобы для удара был упор.
4) Даже специалисты забывают язык, если не тренируются.

7. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное причины?

1) Раз сравнялись они с этими юными существами, значит, не старые они.
2) Каретников постарался захватить руку покрепче, чтобы не выскользнула из пальцев.
3) Сколько он ни справлялся в городе на почте, ничего не было на имя Алмазова.
4) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.

8. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

Вот в этом и заключается традиция Толстого, воспитанного на традициях той зрелой русской литературы, которая уже существовала до него и величие которой он умножил и поднял на такую высоту, до которой надо всем нам тянуться и тянуться, чтобы заглянуть в её беспредельные глубины. (В. Астафьев)

1) цели
2) изъяснительное
3) причины
4) определительное

9. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

Но почти всегда случалось так, что люди, о которых говорил он дурно, с радостью встречали Христа и его друзей, окружали их вниманием и любовью и становились верующими, а денежный ящик Иуды делался так полон, что трудно было его нести. (Л. Андреев)

1) определительное
2) изъяснительное
3) меры и степени, образа действия
4) цели

10. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам, и я привыкла к нему так, что, когда он долго не приезжал, мне казалось неловко жить одной, и я сердилась на него и находила, что он дурно поступает, оставляя меня. (Л. Толстой)

1) сравнительное, времени, изъяснительное
2) меры и степени и образа действия; времени, изъяснительное
3) причины, условия, изъяснительное
4) меры и степени и образа действия, места, определительное

11. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Люди выдумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (придаточное цели).
2) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят (придаточное определительное).
3) Кругом рвались снаряды, так что всем было не до него (придаточное следствия).
4) Фельдшер вышел во двор поглядеть, не уехал ли Калашников на его лошади (придаточное изъяснительное).

12. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Очевидно, это было то место, где шоссе обрывалось над рекой у сожженного моста (придаточное места).
2) Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полной жизнью (придаточное времени).
3) Когда вы согласились, так уже нельзя вам отказываться (придаточное условия).
4) Иногда и не заметит человек первого седого волоса, как не замечает порой первого желтого листа (придаточное образа действия).

13. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Мы не просидели и четверти часа, так как сторож попросил выйти на улицу (придаточное цели).
2) Глядела я, как мчатся сани, и слушала язык родной (придаточное образа действия).
3) И хотя в камнях ничего не было чужого, угрюмого, они ему показались недобрыми, могильными (придаточное условия).
4) Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (придаточное следствия).

14. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург (придаточное времени).
2) Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его (придаточное образа действия).
3) Бывали мгновенья, когда он решительно воскресал духом (придаточное определительное).
4) Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела (придаточные изъяснительные).
                          

                                                              Ответы:

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Правописание союзов (упражнения и тест)

 Упражнение 1

Упражнение. Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно.

1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы (Арс.). 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) (Л.Т.). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе (Арс.). 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день (З.Кур.). 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали (С.Ц.). 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла (Булг.). 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.). 10. Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги (Кож.). 11. Он хорош собой, (при) том умен. 12. В пяти верстах (от)того места, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост (Фад.). 13. Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Твард.). 14. Собаки притихли (от)того, что никто посторонний не потревожил их. 15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую (не)то высокими тополями, (не)то минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый (Пришв.). 16. Грянул выстрел, (за)тем все стихло. 17. Мария Трофимовна умоляла идти скорее, потому(что) леса горят, пожар может пересечь дорогу (Пауст.). 18. Ему вдруг стало досадно на самого себя, (за)чем он так распространился перед этим барином (Г.). 19. Я пришел (за)тем, что ты мне обещал. 20. (За)чем пойдешь, то и найдешь (Посл.). 21. (По)чему судят о людях: по уму, трудолюбию или по житейской хватке? 22. Василек во что(бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 23. (По)чем сейчас свежие помидоры? 24. (По)этому признаку и (по)тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.).

 

Упражнение 2

Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания

1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).

 

Упражнение 3

 Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания слов

1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (П.). 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 4. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс (Т.).5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей (С.-Щ.). 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом (Аре). 7. Вслед за (тем) он встал с постели (Л. Т.). 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила (Кор.). 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много (Гарш.). 10. Мне стало грустно и досадно не по (тому), что гунны вымерли, а от (того), что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне (М. Г.). 11. От (того) ли, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда бывало мало (Купр.). 12. По (тому), что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово (Фад.). 13. Однажды Варюша проснулась от (того), что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно (Пауст.). 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.). 15. За (чем) пойдешь, то и найдешь (поел.). 16. И (так), все кончено (П.).

 

Упражнение 4

 Объясните написание выделенных слов.

1. Причем здесь старший брат, когда проступок совершил младший? 2. При том доме находится большой сад. 3. От чего вы отказываетесь: от прогулки в лесу или от купания в реке? 4. О человеке нужно судить по тому, что он делает для других. 5. Непонятно, почему до сих пор его нет. 6. По чему вы судите о предстоящей перемене погоды: по направлению ветра, по полету птиц или по другим признакам? 7. Один рассказывал разные небылицы, другой повторял то же. 8. Старший брат занимается хорошо, младший учится так же. 9. Почем сейчас свежие огурцы? 10. Вместо музыкальных инструментов для оркестра использовали всякую утварь, били по чем попало. 11. Все зависит от того, что скажет врач. 12. Девушка работает и притом учится. 13. Итак, все ясно. 14. Поступали и так и сяк.

 

Упражнение 5

 Перепишите, раскрывая скобки

1. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном (Пришв.). 2. Сверкнула молния, и вслед за (тем) послышался резкий удар грома (Арс.). 3. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш.). 4. По голосу его, по (тому), как он вдыхал запах воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться только по (тому), что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах (Пауст.). 5. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал (Грин). 6. Я люблю тебя за (то), что ты всегда все умеешь объяснить. 7, Василек во что (бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 8. Из пяти человек бюро трое были за (то), что (бы) Косте вынести выговор и перевести на другую работу (Д. О). 9. В стороне села небо чуть засветилось, под тучами заиграли бледно-голубые зарницы — не (то) загорелось что-то, не (то) стали опять пускать ракеты. 10. От (того), кто не мил, и подарок постыл (посл.).

 

Упражнение 6

 Раскройте скобки, выбрав правильные варианты написания слов.

1) Он не возражал, мы так(же) были согласны. — Земля была так(же) прекрасна, как и все вокруг. 2) Все утверждали то(же) самое. — Я пришел то(же). 3) (И)так, все решено. — (И)так будет всегда. 4) Он учится и (при)том работает. — (При)том положении дел это будет сложно. 5) Нет ничего в мире, что(бы) могло восполнить эту утрату. — Она сжала губы, что(бы) они не дрожали.

 

Упражнение 7

 Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание выделенных слов.

1) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась так(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (А. Куприн) 2) Шепот дождя то стихал, то опять повышался, но за(то) подымался ветер. (В. Короленко) 3) Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К. Паустовский) 4) Что(бы) встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. (В. Солоухин) 5) Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно. (Л. Толстой) 6) Что(бы) поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) 7) И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал так(же), как и я, прислушиваясь к течению ночи. (К. Паустовский) 8) Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за(то), что на ней умереть мне завещано, что русская мать нас на свет родила. (К. Симонов)

 

Упражнение 8

 Напишите текст под диктовку.

ПОСЛЕ ВИХРЯ

Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно, как и появился. В лесу по-прежнему стало тихо. Не слышно было ничего такого, что бы нарушало это спокойствие природы.

Я оделся, взял ружье, свистнул собаку и пошел вниз по речке. Отойдя немного, я сел на камень и стал слушать. Шум ручья, который обыкновенно не замечаешь днем, вечером кажется сильнее. Внизу под обрывом плескалась рыба, поблизости тоскливо кричала птица. Я так увлекся созерцанием природы, что не заметил, как прошло время. Одежда моя стала мокнуть от росы. Я вернулся, лег к огню и тоже уснул как убитый.

(По В.К.Арсенъеву)

 

Упражнение 9

 Напишите текст под диктовку.

НА ВОЛГО-ДОНЕ

Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал...

Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. У города Калача канал достигает Дона.

Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!

На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. В народе этот участок зовется «переволокой». С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.

Труд русских бурлаков был не легок. Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется— то бурлаки идут бечевой!..»

 

Упражнение 10

 Прочитайте текст. Обратите особое внимание на выделенные слова и в числе их укажите союзы. Объясните слитное написание союзов в отличие от раздельного написания местоимений с предлогами и частицами.

РАБОЧИЙ ДЕНЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО

Мы знаем Льва Николаевича Толстого не только как великого русского писателя, но и как выдающегося мыслителя, замечательного труженика, который стремился построить свою жизнь так, как ему подсказывала его совесть, его гуманистические взгляды на мир.

В конце XIX века Толстой с семьей проводил зимние месяцы в Москве. Зачем же он стремился жить в столице? Вовсе не за тем, чтобы создать себе комфорт, потому что и в городе писатель не отказывался от физического труда, много работал Толстой, старался заполнить свой день самыми различными занятиями затем, что считал лучшим отдыхом чередование физического и умственного труда.

Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. Будучи человеком уже преклонного возраста, Толстой, несмотря на. это, аккуратно занимался гимнастикой. Затем он сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел в сарай колоть дрова. Эта работа была нелегкой, зато полезной. И что бы он ни делал в течение дня — разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки, все это Толстой делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную свою работу, не пользуясь чужим трудом.

После физической нагрузки наступали часы напряженного умственного труда. Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с 9 часов утра до 3-4 часов дня.

После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за тем,что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве, потому что в это время он обдумывал свои произведения. И по тому,как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться, насколько напряженно в это время работал его мозг. Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений.

В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 67 лет за два дня выучился ездить на велосипеде. Если раньше он много ходил пешком, то теперь он ездил по тому же самому маршруту и еще дальше.

В доме у Толстого можно было видеть не только его родных и близких, но и множество разных людей, приходивших к писателю со своими делами и просивших уделить им внимание. Толстой всех их принимал. У него бывали как простые крестьяне, рабочие, так и прославленные его современники — писатели, артисты, ученые. Бывали у Толстого и бедные студенты. Ни занятость писателя, ни его возраст не мешали ему говорить с гостями.

Всем он щедро дарил свое время, да и не только время, а и самого себя. Поэтому учение Толстого, его философия имели такое влияние на умы его современников.

 

 

Тесты по теме «Правописание союзов» 

1. В каком варианте необходимо слитное написание?

1)                 Что(бы) мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу.

2)                 У правды язык суров, за(то) душа добрая.

3)                 Птица так(же) рада весне, как и дитя матери.

4)                 Лицемерие и ложь одно и то(же).

 

2. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1)                 (За)чем пойдешь, то и найдешь.

2)                 Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

3)                 Он был неправ, (при)чем еще спорил.

4)                 (И)так, она звалась Татьяной.

 

3. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала».

1)                 тоже — всегда пишется слитно;

2)                 то же — всегда пишется раздельно;

3)                 тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4)                 то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

 

4. Укажите верное написание выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Его не было дома, (по)чему я и оставил записку».

1)                 почему — всегда пишется слитно;

2)                 почему — здесь союз, пишется слитно;

3)                 почему — здесь наречие с приставкой, поэтому пишется слитно;

4)                 по чему — здесь предлог по с местоимением чему, поэтому пишется раздельно.

 

5. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей.

1) ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно;

2) ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно;

3) ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.

 

6. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В комнату едва проникал свет, ЗА(ТО) за ставнями было знойно.

1) ЗА(ТО) – всегда пишется слитно;

2) ЗА(ТО) – всегда пишется раздельно;

3) ЗА(ТО) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ЗА(ТО) – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.

 

7. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

ЗА(ТЕМ) Игорь нашёл старую прорубь.

1) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется слитно;

2) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется раздельно;

3) ЗА(ТЕМ) – здесь это наречие, поэтому пишется слитно;

4) ЗА(ТЕМ) – здесь это местоимение ТЕМ с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.

 

8. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара.

1) ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно;

2) ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;

3) ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

 

9. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

ТАК(ЖЕ) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой.

1) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется слитно;

2) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;

3) ТАК(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТАК(ЖЕ) – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

 

10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Глаза ломило, будто КТО(ТО) нажимал на них (ПО)ВЕРХ век пальцами.

2) (В)ДАЛИ шёл теплоход, и (ОТ)ТУДА доносилась тихая музыка.

3) Подбородок его выступал очень далеко вперёд, ТАК(ЧТО) он всякий раз закрывал его платком, ЧТО(БЫ) не заплевать.

4) Молчаливо и КАК(ТО) иначе, чем днём, стояли (МНОГО)ОКОННЫЕ дома с их обитателями.

 

11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Папа попросил, ЧТО(БЫ) она (С)НАЧАЛА поздоровалась с Софьей Филипповной.

2) Потом до самой ночи (НЕ)МОГ он унять в теле (НЕ)ПОНЯТНУЮ эту дрожь.

3) (ВО)ВРЕМЯ путешествия скучать (СО)ВСЕМ не приходилось.

4) Она старалась НИ(О)ЧЁМ не думать, но воспоминания плыли ей (НА)ВСТРЕЧУ.

 

12. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Матросы с удовольствием (ИЗ)ДАЛИ наблюдали (НЕ)УЛОВИМО быстрые катера.

2) Совесть нам (НЕ)ПОЗВОЛИТ, ЧТО(БЫ) слово и дело шли по разным дорогам.

3) Хотя до переднего края оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ двух километров, разведчики продолжали идти всё ТАК(ЖЕ) осторожно.

4) Но ЕДВА(ЛИ) Василий Васильевич сознавал ВСЁ(ТАКИ), что думает.

 

13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ЗА)ТО я досыта надумалась (ВО)ВРЕМЯ болезни.

2) Он повернулся, ЧТО(БЫ) (С)НОВА бежать в трюм.

3) (ЗА)ТЕМ он разбил КАКОЕ(ТО) стекло, пробежал через столовую и сказал, что уходит.

4) ВРЯД(ЛИ) он сможет прийти (ВО)ВРЕМЯ.

 

14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1) Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и ТИХО(ТИХО) вышел из хаты; (НА)ВСТРЕЧУ мне шёл слепой мальчик.

2) Фамилии не возникали в (ОДНО)ЧАСЬЕ, в КАКОЙ(ЛИБО) определённый момент.

3) Никита (С)НОВА лежал в купе с (ТЁМНО)СИНЕЙ лампочкой.

4) Снега стали (НЕЖНО)ГОЛУБЫЕ: это (ПО)ВЕСЕННЕМУ яркое небо отражается в их зеркале.

 

                                                                                       Ответы:

 

videotutor-rusyaz.ru

Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

Что такое сложноподчиненное предложение? В нем придаточное предложение подчиняется главному. Об этом и о многом другом вы узнаете на этом уроке.

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

Сложноподчиненное предложение (СПП) - это такое  сложное предложение, в котором одна грамматическая основа подчиняется другой, т.е., от одного предложения к другому можно задать вопрос. Простые предложения в составе сложноподчиненного связаны при помощи  интонации, союзов или союзных слов (относительных местоимений и наречий).

Часть  предложения,  грамматически  подчиняющая  себе  другую, называется главной; а подчиненная – придаточной.  В СПП может быть как одно, так и несколько  придаточных предложений. В схеме  главное предложение обозначается квадратными скобками, придаточное - круглыми. [                    ], (                       ), (                           ).

Место придаточного в СПП может быть разным:  перед главным,  в середине главного, после главного.

Как различить союз и  союзное слово? Союз не является членом предложения, иногда его  можно опустить или заменить другим союзом.

Союзное слово – это член предложения, его  можно заметить  другим членом предложения, с которым данное союзное слово соотносится.

Федор сказал, что машина придет только вечером.- Что - союз, его можно опустить: Федор сказал: машина придет только вечером.

Когда (= если) труд - удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.) (Союз можно заменить другим союзом.)

Автор «Слова…», обращаясь к князьям, от которых (= от князей) зависела судьба Руси, призывал их к объединению.

Вспомни песни, что пел соловей. (Союзное слово, можно заменить союзным словом которые = песни.)

Как правило, на союзное слово падает логическое ударение.

Простые предложения  в составе СПП  разделяются запятыми.

Домашнее задание.

Вопросы.

1.      Какие  предложения являются сложноподчиненными?

2.      Где может стоять придаточное по отношению к главному?

3.      Как отличить союз от союзного слова?

Упражнение 1.Подчеркните грамматические основы, задайте вопрос от одного предложения к другому.

1)Луна  взошла,  и  свет  ее  полился  на  берег  реки. 2) Когда  взошла  луна,  ее  свет  полился  на  берег  реки. 3) Когда  у  меня  в  руках  новая  книга,  я  чувствую,  что  в  мою  жизнь  вошло  что-то  живое,  говорящее,  чудесное.  (М. Горький.) 4) Нужно  читать  только  те  книги,  которые  учат  понимать  смысл  жизни,  желания  людей  и  мотивы  их  поступков. (М. Горький.) 5) Ветви  деревьев  казались  мохнатыми  и,  когда  набегал  ветерок,  слегка  шумели  первым  зеленым  шумом. 6) Если  бы  язык не  был  поэтичен, не  было  бы  искусства  слова  -  поэзии.  (С. Маршак.)7) Федор  сказал,  что  машина  придет  только  вечером.  8) Когда  труд  -  удовольствие,  жизнь хороша. (М. Горький.) 9) Автор  "Слова...",  обращаясь  к  князьям,  от  которых   зависела  судьба  Руси,  призывал  их  к  объединению. 10) Вспомни   песни,  что  пел  соловей.

Упражнение 2. В предложениях упражнения 1 определите, союзом или союзным словом прикреплены придаточные предложения.

interneturok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *