cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Упражнения для детей заикающихся – Упражнения от заикания у детей: игры и артикуляционная гимнастика

Содержание

Упражнения от заикания у детей: игры и артикуляционная гимнастика

Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.

Содержание статьи

Виды упражнений

Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.

Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.

Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:

  • Дыхательной.
  • Артикуляционной.
  • Мышечной (учиться расслабляться).
  • Голосовой.
  • Развитие чувства ритмики.

Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.

Дыхательная гимнастика

Вообще, дыхательная методика — штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.

Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.

  • Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
  • Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
  • А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
  • Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?

Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:

  • Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
  • Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
  • Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
  • Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
  • Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
  • Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.

Мышечная гимнастика

Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч... Причём неважна причина заболевания.

Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

Но на фоне умения говорить без запинок голос крохи ещё должен стать уверенным с хорошей интонацией. В этом нам поможет такой ряд упражнений.

Голосовая гимнастика

А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.

Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

  • Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
  • Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
  • Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.

И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.

Ритмическая гимнастика

Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.

Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.

Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка...». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!

А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!

my-happybaby.ru

Игры и упражнения для детей при заикании

        Артикуляционная гимнастика– позволяет тренировать мышцы артикуляционного аппарата, а значит делает речь четкой и красивой.

 

        1. Покусывание  сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

 

        2.«Улыбка – Трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

 

        3. «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга.

 

        4.«Часики».  Язык из одного уголка рта переходит к другому, словно маятник часов.

 

        5. «Лошадка фыркает.» Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

 

        6. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

 

        7. Надуть и втянуть щеки.

 

        8. Рот закрыт. Ударять кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит изо рта с силой и шумом.

 

         9. «Орешки.» Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 

       10. «Почистим зубы». Рот открыт. Погладить языком за нижними зубами, за верхними зубами.

 

       11. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.

 

       12. «Вкусное варенье». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 

      13. Для мягкого неба:

- открыть рот, покашливать. (4-6 раз)

- открыть рот, позевать (4-6 раз)

 

        Гимнастику можно выполнять перед зеркалом, можно под музыку. Упражнения можно осваивать постепенно, делать несколько движений для губ, несколько для языка и неба. Общая продолжительность гимнастики может быть 3-4 минуты.

 

       Упражнения для развития чувства темпа и ритма

 

      Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные темпы и ритмы, в том числе и музыкальные, а затем пропевание слогов, слов, стихов на заданные ритмы.

 

      Вы можете предложить ребенку отхлопать вместе с вами (сопряженно), а потом вслед за вами (отраженно) такие ритмы:

///

//    ///

//    //    ///

 

      Число палочек соответствует числу хлопков, расстояние между палочками означает паузу.

 

      Можно «отхлопывать» и стихи. При этом хлопок делается не на каждом слоге, а на сильной доле стиха. Например, НАшаТАняГРОмкоПЛАчетУроНИла вРЕчкуМЯчик.

      Рекомендуется в качестве речевого материала использовать хорошо знакомые детские стихотворения, написанные стихотворным размером хорей. Это стихи А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Зайку бросила хозяйка», С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», считалка «Аты-баты, шли солдаты». Многие стихи К. Чуковского, русские народные потешки, колыбельные песни написаны этим размером.

 

      Я искренне надеюсь, что эти упражнения помогут вам в долгой и кропотливой работе по лечению заикания у детей.

      Желаю крепкого здоровья вашим детям, а уважаемым родителям вдохновения и творчества. О том, как можно заниматься с малышами в домашних условиях и о других секретах логопедической работы можно прочесть в других статьях моего блога.

 

С уважением, Наталья Свинина

кандидат педагогических наук,

логопед для детей, подростков и взрослых

blog1.xn-----dlckcd4dvap4a3i.xn--p1ai

Упражнения от заикания

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Причины и виды заикания

Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.

Причинами заикания могут быть:

  • Перенесенный стресс.
  • Плохие социальные условия проживания ребенка.
  • Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
  • Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
  • Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
  • Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
  • Суровые условия воспитания дома.
  • Родовые травмы.
  • Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания – мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
  • Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.

У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:

  • После перенесенной смерти близкого человека.
  • После пребывания в эпицентре военных действий.
  • После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
  • Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.

Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится

В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:

  • Реактивное – обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
  • Эволюционное – появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
  • Симптоматическое – возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.

Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.

Логопедические упражнения

Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:

  • Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
  • Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
  • Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
  • Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.

Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:

  • Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
  • Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
  • Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
  • Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
  • Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
  • Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
  • Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.

Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.

Дыхательная гимнастика

Ребенок занимается дыхательной гимнастикой (фото: www.instamam.ru)

У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:

  • Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
  • Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
  • Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
  • Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.

Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.

Мышечная гимнастика

В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:

  • Положение тела – стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
  • Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
  • Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
  • Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
  • Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.

Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.

Голосовая гимнастика

Ребенок упражняется перед зеркалом (фото: www.i-logoped.ru)

Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым – уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:

  • Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
  • Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
  • Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
  • С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
  • Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
    «ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.

Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания

Ритмическая гимнастика

Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:

  • Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
  • Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.

Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.

simptomyinfo.ru

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, гимнастика Стрельниковой, видео

Логоневроз, или заикание в момент речи — это патологическое состояние, при котором ребенок и взрослый человек повторяет или пролонгирует звуки, слоги и слова.

Артикуляции при логоневрозе сопровождается судорогами органов речевого аппарата или длительными остановками при переходе от одного звука к другому. Симптомы заикания проявляются в раннем возрасте, если их основа лежит в генетической предрасположенности к патологии, во врожденных заболеваниях ЦНС; в любой период жизни, если причиной болезни становятся стрессы, испуг, психологические травмы.

Заикания делятся на невротические и неврозоподобные. Первые лечатся терапевтически: дыхательная гимнастика, гипнозы, психологическая и логопедическая помощь ребенку. Отдельное внимание стоит уделить атмосфере в семье, релаксации, спорту, пению. Вторые, неврозоподобные, требуют приема спазмалитиков, транквилизаторов, проведения нескольких курсов дегидратации, массажа и физиопроцедур.

Дыхательная гимнастика полезна для лечения любого вида заикании, а так же его профилактики в раннем возрасте у детей. Если выполнять упражнения в строгой последовательности, по инструкции и регулярно, то в 70% случаев прогноз по выздоровлению детей дошкольного и школьного возраста благоприятный.

Суть дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика от заикания для детей — это комплекс специальных упражнений для расслабления и тонизирования мышц речевого аппарата. С помощью простых заданий ребенок научится правильно дышать, наладит ритм и темп вдохов, выдохов.

Логопеды, родители могут использовать несколько видов дыхательных гимнастик при заикании:

  •  Традиционную методику. Она включает в себя серию упражнений на тренировку пресса, диафрагмы, формируют сознательную регулировку свободного дыхания в момент разговора.
  • Методику дыхания по А. Н. Стрельниковой. Подходит для лечения нарушений ритма речи, органов дыхательной системы человека. Метод основан на активизации всего организма, способствует укреплению здоровья, избавлению от речевых нарушений, астмы, аденоидов.

Выбирать между методиками коррекции заикания не обязательно, можно использовать сразу несколько способов.

Гимнастика при логоневрозах способна решить следующие задачи:

  1. Сформировать расслабленное дыхание в процессе речи
  2. Устранить страх перед артикуляцией
  3. Снять спазм мышц речевого аппарата
  4. Улучшить работу мозга за счет притока большого количества кислорода
  5. Обучить ребенка контролю над артикуляцией
  6. Укрепить мышцы брюшной полости, диафрагмы, носоглотки
  7. Восстановить биоритмы организма

Важно! Рассчитывать на быстрый результат от использования дыхательных упражнений от заикания не нужно. На решение проблем с речью понадобится не менее 3-6 месяцев, если заниматься регулярно.

Общие рекомендации

Эффективность дыхательной гимнастики для детей от заикания во многом зависит от качества выполнения заданий. Ребенок и взрослый должны получать удовольствие от тренировки, иначе многомесячные занятия не дадут положительного результата. Не менее важную роль играет психологическая атмосфера во время урока, хорошие отношения между пациентом и педагогом, комфортные условия проведения занятия.

Выполняя дыхательную гимнастику при заикании с детьми следуйте следующим рекомендациям:

  • Проветривайте комнату перед началом урока. Следите за влажностью и температурой в помещении для тренировок, они должны быть комфортными: 18-20 °С, 40-50%.
  • Покормите ребенка за 1-2 часа до начала тренировки. Дети не должны заниматься голодными и сразу после обеда.
  • Принимайте пищу через 1 час после окончания занятия. Мышцы брюшной полости должны успокоиться, прийти в ному после физической нагрузки.
  • Урок должен длиться не боле 20 минут, планируйте занятия на дневное и утреннее время. Для достижения максимального результата нужно заниматься с ребенком каждый день по 2 раза.
  • Если малыш задыхается, сбивается с ритма дыхания, остановите тренировку. Дети могут потерять сознания из-за большого количества глубоких вдохов. Следите за состоянием ребенка на протяжение всего урока.

Важно! Если заикание у ребенка сочетается с патологиями органов дыхания, перед началом тренировок по любой системе проконсультируйтесь с доктором. Такому малышу нагрузку и расписание занятие должен регулировать лечащий врач.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения выполняют сидя и стоя. Важно находиться перед большим зеркалом, чтобы контролировать положение тела, прямоту спины и работу лицевых мышц. Каждое задание повторяют по три-пять раз. Педагог или родитель работают вместе с ребенком, показывая образец.

Длительный выдох

Рекомендуется детям для снятия спазма и тонуса с гортани:

  • ребенок садится перед зеркалом на стул;
  • держит спину ровно, плечи — на одном уровне;
  • вдыхает воздух в живот через нос, старается ощутить, как брюшная полость переполнена кислородом;
  • делает длительный выдох ртом, губы можно свернуть в трубочку, считает до 5-10. Очень важно не прогибать спину и не двигать головой вслед за дыханием.

Толчки воздуха

Упражнение помогает дошкольнику научиться контролировать ритм дыхания, силу выдоха:

  • делайте глубокий вдох в живот через нос;
  • выдыхайте резкими и короткими толчками через рот;
  • следите за напряжением мышц брюшной полости;
  • во время выдоха считайте количество толчков, нужно стараться увеличить этот показатель от занятия к занятию.

Зевок со звуком

При выполнении задания снимается зажим с мышц шеи и гортани:

  • сидите прямо;
  • глубоко вдохните через нос;
  • выдыхайте длительно с открытым ртом, как будто зеваете;
  • озвучивайте выдох: “А-а-а…”;
  • голову по мере выдыхания нужно медленно опускать к груди.

Улыбка “И-и-и”

Упражнение помогает научиться делать длинный выдох. Это пригодится для проговаривания предложений, сложных слов без остановок:

  • голова прямо, медленно и глубоко вдыхайте в живот;
  • растяните губы в улыбке;
  • начинайте медленно выдыхать через рот и одновременно произносите: “И-И-И…”;
  • выдох длится максимально долго.

На заметку! Чтобы ребенку было интересно выполнять дыхательные упражнения, устраивайте соревнования: кто дольше протянет звук, кто не поднимет плечи во время занятия и так далее.

Вьюга

Упражнение обучает ребенка регулировать протяженность звукопроизношения, силу и тембр голоса:

  • вдыхайте воздух в живот;
  • складывайте губы в трубочку;
  • произносите звук “У” сначала громко и грубо. Потом постепенно снижайте громкость и силу артикуляции, будто двигаетесь по кругу.

О-А-У-И

Задание сочетает в себе звукопроизношение и движения руками по схеме:

  • буквы произносятся в определенной последовательности О, А, У, И. Паузы между артикуляцией не допустимы, нужно пропеть комплекс на одном дыхании;
  • одновременно со звукопроизношением на каждую букву нужно делать движения руками;
  • “О” рисуем руками большой живот, “А” поднимаем руки вверх и гладим своим щеки ладонями, “У” протягиваем руки вперед, “И” возвращаем руки в положение перед собой и протягиваем по сторонам, рисуем улыбочку под грудной клеткой. Это упражнение помогает снять зажим в гортани и удлинить артикуляционный выдох

Посмотрите этот комплекс дыхательных упражнений в видео-формате:

Игровые упражнения

Игры при заикании можно условно разделить на два типа: расслабляющие и ритмичные. Первые снимают спазм мышц лица, их нужно проводить вечером, на ночь. Вторые работают как тренажер для отработки ритма дыхания, развития скорости речи. Активные игры предлагайте ребенку в первой половине дня.

Футбол

Увлекательная игра для нормализации произношения звуков при заикании. Понадобится большой кусок ватки, несколько игрушек для организации команды. Ребенок кладет ватку перед собой, набирает носиком воздух в легкие и дует на нее ртом, пытается забить гол импровизированным мячом в ворота плюшевых соперников. Медведей, зайцев ставьте от ребенка в 40-50 см на столе. Обязательно говорите, в какую сторону должна укатиться ватка, чтобы воздушная струя была направленной к цели.

Не забывайте хвалить малыша за правильно выполненные задания, подключайте дух соперничества и азарта.

Птенчик

Ребенок импровизирует пение птиц любыми гласными. Важно вдыхать воздух носом, тянуть звук как можно дольше. Предлагайте петь не только ровно, протяжно, но и делать звонкие переливы: а-а-а-о-о-о-у-у-у, и-и-и-е-е-е-э-э и другие.

Посчитай

Ребенок кладет руку на животик, делает глубокий вдох носом. Загибает пальцы на свободной руке, считает пальчики на одном выдохе. Постепенно усложняйте задания, увеличивая конечное число. Ребенок в возрасте до 6 лет может считать на одном выдохе до 5, после 6 лет — до 10, загибая пальцы на обеих руках.

Кошка

Эта игра помогает ребенку контролировать плавность речи. Малыш встает, скрещивает руки на груди. Наклоняется в стороны, на выдохе поднимается в исходное положение и произносит гласные: а-а-а, у-у-у, и-и-и, э-э-э. Важно тянуть их долго, не вдыхать повторно, можно пропевать.

Кувшинчик

Игра необходима для формирования голосоподачи и речевого дыхания. Ребенок поднимает руки вверх, как будто собирается нырнуть в воду, вдыхает носом очень глубоко. Опускает руки как пловец, нагибается полностью и пропевает длинные звуки (гласные). Для следующего вдоха нужно встать в исходное положение.

Свечка

Игра формирует плавное слоговое произношение. Ребенок произносит слог: Ма-а-а, Па-а-а, Ру-у-у, Зи-и-и, по выбору педагога. Складывает руки ладонями друг к другу. Вдыхает носом воздух. В момент артикуляции делает зигзагообразные движения руками, опуская их вниз, изображая пламя свечи. При этом плавно пропевает один из слогов.

Машина

Ребенок садится на стул, позади усаживается педагог. Они изображают автомобиль. Сначала крутят руль и жужжат как мотор: ж-ж-ж. Звук произносят без остановок, на одном дыхании. Затем машина останавливается, ребенок делает глубокий вдох, пожимает плечами. Это помогает снять мышечное напряжение.

Насос

Можно включить в игру, связав с предыдущим упражнением. Скажите малышу, что у машины пробило колесо и его нужно накачать для продолжения пути. Ребенок встает, поднимает руки до груди. Вдыхает глубоко, опускает насосик до пола, в это время протягивает гласные по заданию педагога или родителя.

Посмотрите этот комплекс упражнений в видео-формате:

На заметку: по мнению доктора Комаровского, выбирать между медикаментозным и релаксационным (массажи, дыхательная гимнастика) лечением заикания у детей не нужно, необходимо сочетать оба метода коррекции.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Гимнастика Стрельниковой используется для лечения заикания у детей и взрослых в России с 1976 года, когда был издан первый сборник полезных советов от автора метода.

Методика основана на ритмичном дыхании через сопротивление мышц диафрагмы. Очень важно обращать внимание именно на вдох. Он должен быть шумным, резким, ритмичным. Вдохи делают под счет, резко, при этом грудную клетку нужно сжимать, ставя препятствия для прохождения воздуха. Выдох происходит без усилий, естественным путем.

Польза

Изначально дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой придумывалась для певцов, которые потеряли голос. Но увидев хороший результат метода, многие упражнения стали использовать в логопедической работе для коррекции задержек развития речи, логоневрозов.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей приносит пользу по следующим причинам:

  • Ребенок не концентрируется на выдохе. Ему не нужно думать о длине артикуляционной фразы, необходимости набрать воздух для продолжения беседы.
  • Автоматизация такого метода дыхания блокирует спазмы мышц во время речи, они расслаблены, не ждут судорог.
  • Дети с заиканием постоянно испытывают стресс от необходимости общаться с окружающими вербально. В результате ухудшается состояние нервной системы, общее соматическое здоровье. Гимнастика Стрельниковой повышает иммунитет, улучшает сон, аппетит и настроение.
  • Если логоневроз связан с травмами мозга, заболеваниями ЦНС, то органам необходима подпитка кислородом. Авторский метод улучшает снабжение клеток питательными веществами, кровоток.

Для занятий с детьми раннего возраста по методу Стрельниковой полезно использовать видео, чтобы малыши копировали телодвижения по примеру, не сбивались со счета.

Упражнения

Логоритмику по А. Н. Стрельниковой нужно проводить в хорошо проветренном помещении или на улице. Используйте ритмичную музыку. Подбирая комплекс упражнения для детей с заиканием, основывайтесь на планируемом результате и физических возможностях малышей.

Приведем несколько заданий, которые можно использовать для терапии речевых нарушений, логоневрозах у детей старшей группы детского сада и подростков (от 5 до 15 лет), повторять задание нужно 4 или 8 раз.

Ладошки

Это разминочное задание. Дети вдыхают носом шумно и резко 4 раза, делают паузу 4 секунды и повторяют серию вдохов. Руки при этом нужно держать перед собой и сжимать ладони на каждый вдох с силой.
Если у ребенка во время ритмики по Стрельниковой кружится голова, есть нарушения работы сосудов, предложите воспитаннику сесть.

Погончики

Ребенок стоит, руки сжаты в кулачки и прижаты к животу. Во время вдоха нужно резко толкать кулаки вниз, помогая воздуху проходить глубже в тело. Плечи при этом остаются расслабленными. После вдыхания нужно количества воздуха, делается 4 вдоха, руки возвращаются в исходное положение.

Насос

Ребенок стоит, ноги расставлены. На вдохе нужно согнуться вперед, изображая качание насоса. Вдох заканчивается вместе с пригибанием спины, выдох производится при возвращении исходное положение.

Кошка

Это полуприсед с поворотом в сторону на вдохе. Руки ребенок держит перед собой. Голова и плечи двигаются по одной линии, спина поворачивается в районе талии.

Большой маятник

Тело ребенка двигается без резких остановок. Во время вдоха нужно наклониться вперед, руки опускаются до пола. На выдохе нужно разогнуться, руки поднять до плеч. Позвоночник заводится чуть назад, потом снова опускается вперед. Работает поясничный отдел.

Обними плечи

Руки поднимаются до плеч. Во время короткого вдоха, обнимайте свои плечи с силой, зажимайте грудную клетку. На выдохе обхват ослабляйте.

Повороты головы

Голова поворачивается налево и направо, при каждом движении делается резкий вдох. Делать паузу, чтобы задержать голов по центру не нужно. Движения ритмичные и резкие. Выдох производится ртом.

Ушки

Это нагибания головы к плечам. Сначала налево, потом направо. Каждое движение сопровождается вдохом.

Маленький маятник

Двигается только голова, корпус остается на месте. Ребенок стоит, голова прямая. На вдохе медленно запрокидываем голову назад, смотрим в потолок, делаем еще вдох. Выпускаем воздух при возврате в исходное положение.

Перекаты

Ребенок должен переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Сначала правую ногу ставят вперед и переносят на нее тело, делают вдохи, потом возврат в исходное положение — свободный выдох. Следующий этап повторите, выкидывая вперед другую ногу. При этом корпус должен оставаться прямым.

Передний шаг

Ребенок поднимает одну ногу к животу, стоит на полусогнутой, свободной опоре. Во время вдоха чуть приседает, опускает ногу. На выдохе ноги возвращаются в исходное положение.

Посмотрите этот комплекс упражнений в видео-формате. Проводит гимнастику ученик Александры Стрельниковой – Михаил Щетинин.

Исправление дефекта речи, связанного со спазмом мышц артикуляционного аппарата, отнимает много времени и сил у ребенка. Родителям важно понимать, что дыхательная гимнастика не является панацей от заикания. Кроме логоритмики обязательно используйте другие методы расслабления ЦНС, мускулатуры: плавание, ароматерапию, релаксацию, массажи. Оградите малыша от стресса, страхов, будьте постоянно рядом, чтобы у него появилось чувство уверенности. Только комплекс мер сможет исправить недостаток речи полностью.

Читайте также: Точечный массаж при заикании

Рейтинг автора

2

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

30

orechi.ru

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Логоневроз — проблема, при которой человек не может правильно говорить из-за дефектов речи, что сформировались в силу расстройства психики, стресса или являются врожденной патологией. Существуют упражнения от заикания, помогающие избавиться от него навсегда или на время.

Причины заикания

Логоневроз — нарушение темпа, ритма и плавности звучания голоса, что вызвано судорогами губных или языковых мышц. Человек начинает заикаться внезапно, с каждым разом дефект усиливается. Обычно болезнь проявляется еще в детском возрасте от 3 до 6 лет, когда речь не до конца сформирована.

Причины появления заикания:

  • Психологические — связаны с психологическим состоянием человека, резкий испуг, стрессовая ситуация могут стать причиной заикания.
  • Физиологические — логоневроз как результат болезни. Она может быть наследственной или инфекционной: рахит, коклюш, корь.
  • Социальные — результат жестокого обращения с человеком в детском возрасте.
  • Частые ссоры в доме, наказания и избиение детей приводят к заиканию. Может сформироваться из-за халатного отношения родителей к звучанию речи ребенка, что чревато пропусками букв и слогов, быстрой, несвязной речью.

Провоцирующие причины логоневроза — образование дефектов речи при переутомлении, после перенесения заболевания, длительное нахождение у экрана телевизора или игра в видеоигры.

Способы избавления от болезни для детей

Чтобы избежать формирования логоневроза у ребенка, родители должны соблюдать правила воспитания и режим дня.

  1. Выявив неполадки в речи, следует обратиться за помощью к логопеду и психологу. Врачи помогут справиться с нервным напряжением и исправят дефекты благодаря множеству способов постановки звуков.
  2. Приучив детей к правильному питанию, вы обеспечите маленький организм витаминами и энергией для быстрого развития.
  3. Соблюдая режим сна (от 2 до 6 лет 2–3 часа днем, около 10 часов ночью, старше 7 — 8 часов ночью и желательно 1 час днем), вы поможете ребенку справиться с нагрузками.
  4. Оградив дитя от стрессов, не ругаясь в присутствии ребенка, не применяя телесные наказания, вы создадите условия для гармоничного развития.

Методы устранения логоневроза для взрослых

Чтобы избавить взрослого человека от заикания, сначала определяют причину заболевания. Ее должен выяснить и обсудить с пациентом опытный врач-психотерапевт, а логопед, на основе заключения первого, предложит методику избавления от логоневроза.

Общие рекомендации по избавлению от заикания у взрослых:

  1. Повысьте самооценку: заикание может быть напрямую связано с комплексами и боязнью показаться неуместным, страхом перед большой аудиторией. Чтобы эти ситуации не провоцировали дефекты речи, займитесь ораторским искусством.
  2. Используйте аффирмации для установки положительного психоэмоционального фона.
  3. Помочь может набор фраз, которые необходимо повторять: «Я здоров, моя речь в порядке», «Я красив и здоров, я радуюсь каждому дню».
  4. Откажитесь от посещения многолюдных мест, где некомфортно себя чувствуете.
  5. Выполняйте дыхательные упражнения при заикании: каждый раз при волнении нужно глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть несколько раз, что позволит успокоиться и сконцентрироваться на правильном изложении мыслей.
  6. Тренируйте правильность речи: использование скороговорок от заикания отлично подходит для исправления мелких дефектов речи.

Соблюдайте режим дня: спите 8 часов и правильно питайтесь.

Общие правила выполнения упражнений

Упражнения против заикания можно выполнять в домашних условиях, для этого требуется соблюдать правила:

  • Вдохи должны быть короткими и быстрыми.
  • На выдохе нужно расслабиться и вытолкнуть воздух без шума.
  • Движения осуществляются на вдохе, на выдохе не стоит прилагать усилий.
  • При вдохе соблюдайте ритмичность.
  • Счет про себя до 8 поможет сконцентрироваться.
  • Гимнастика от заикания должна вами выполняться в удобном положении.

Техники против заикания

Использование логоритмики для коррекции — отличный способ избавиться от заикания. Упражнения можно делать самостоятельно или вместе с тренером. При коррекции дефектов речи, развитии логического мышления и физической формы они помогут вам быстро прийти в форму.

Гимнастика для дыхания

Артикуляционная гимнастика при заикании используется для улучшения общего состояния организма и высокой концентрации на произношении.

  1. Ноги на ширине плеч, спина ровная, руки нужно согнуть в локтях и плотно прижать к бокам, ладони должны быть развернуты к полу. Сделайте глубокий вдох, сожмите ладони в кулак, короткий выдох, разжимая кисти. Повторить упражнение нужно не менее 5 раз, делая паузы в несколько секунд.
  2. Спину держите ровно, ноги вместе. Руки по швам, сожмите кисти в кулаки и прижмите к талии. На вдохе опустите руки вниз, устремляя к полу. При выполнении упражнения напрягайте плечевую часть руки. Повторите 10 раз.
  3. Ноги на ширине плеч, сделайте глубокий вдох и наклонитесь вперед, пытайтесь достать до пола, спина должна быть не прямой, а немного округлой. Повторите 10 раз.
  4. Руки вытяните вперед и начинайте медленно приседать, поворачивая корпус в сторону. Вдох делайте при приседании, на выдохе принимайте исходное положение. По 8 подходов в каждую сторону.
  5. Руки по швам, ноги на ширине плеч, тело расслаблено. На вдохе обнимите себя за плечи, слегка закинув голову назад, на выдохе примите исходное положение. Повторите 20 раз. Внимательно отнеситесь к своему здоровью: если есть склонность к обморокам, делайте упражнение без наклона головы.
  6. Ноги расставьте на удобном расстоянии и сделайте наклон вниз на вдох, поднимайтесь на выдох. Затем вдох и наклон корпуса назад, выдох — исходное положение.
  7. На вдохе, встав прямо и расслабившись, опустите голову на плечо, на выдохе примите исходное положение, повторите по 10 раз в каждую сторону. Упражнение следует делать быстро.

Дыхательная гимнастика при заикании помогает улучшить приток кислорода к нервным окончаниям и запустить мозговую активность.

Работа над дыханием улучшит качество дикции и укрепит мышцы диафрагмы.

Репетиции перед зеркалом

Прием, который применяют все актеры и дикторы — проговаривание текста, глядя в зеркало. Благодаря частому штудированию стихов, скороговорок и прочего материала человек запоминает, как правильно произносить слова.

Прорабатываются возле зеркала голосовые и речевые уловки с изменением интонации и тембра голоса. Человек может рассказать стих басом, а затем писклявым голоском, тем самым заставляя работать различные мышцы.

Медитации

Медитация поможет соблюдать спокойствие путем вхождения в состояние легкого транса. Делать это нужно в спокойной, тихой обстановке, отделив себя от всех проблем. Расслабление в медитативных практиках — главное условие эффективности процедуры. Абстрагируясь от проблем, человек погружается в свой мир, где он здоров и его не интересуют дефекты речи.

Медитация научит человека правильно дышать и использовать свой голос. Чтобы погрузиться в состояние легкого транса, нужно:

  • Включить спокойную музыку.
  • Зажечь аромалампу.
  • Масла эфирные

Заикание, как следствие невроза, можно ослабить при помощи ароматических масел, которые имеют успокоительный эффект. Лаванда, чайное дерево, чабрец помогут расслабиться и освободить мысли от негатива.

При принятии ванны следует добавить 4 капли лаванды, чтобы укрепить сон и успокоить человека перед важным мероприятием. Втирание в кожу также эффективно. Требуется взять пару капель масла чайного дерева и протереть запястья и ложбинку на шее.

Молчание

Соблюдайте режим молчания при заикании, это поможет разгрузить речевые связки и снять мышечные спазмы. В течение дня используйте его для отдыха.

Детям можно предложить игру, во время которой нужно помолчать. Например, изобразить морское животное.

Массаж

Комплекс ЛФК поможет избавиться от мышечного тонуса и спазмов. Применяют массаж шейноворотниковой зоны.

Можно использовать самомассаж в области горла. Для этого проводят поглаживающие движения, поднимаясь от основания шеи к подбородку.

Альтернативные упражнения

Дыхательные упражнения:

  • Удобно сядьте и наклоните голову вперед, сделайте глубокий вдох, задержитесь в положении на 5 сек., выдох — исходное положение. Повторить 20 раз.
  • Круговые вращения головой сделайте в левую и правую сторону 10 раз по 2 подхода.
  • Удобно сядьте и расслабьтесь, поднимите руки вверх на глубокий вдох, почувствуйте, как воздух наполняет легкие, выдох – опустите их, повторите 20 раз.

Заключение

Упражнения помогают в лечении заболевания. Человек способен самостоятельно справиться с предлагаемой дыхательной гимнастикой и помочь себе в решении проблемы дефекта речи.

psyhoday.ru

Упражнения дыхательной гимнастики при заикании у детей

Заикание — это, по сути, расстройство, при котором нарушается плавность речи, при этом непроизвольно возникают перерывы в произнесении слогов и звуков. Звуки повторяются, замедляя речь, не давая ей продолжаться. Маленького человека охватывает волнение и ситуация только обостряется. Это нарушение возникает в детстве и в детском возрасте должно подвергаться исправлению. Заикание может быть двух типов: функциональное, и органическое, которое является следствием других заболеваний.

Причины

Какие причины вызывают заикание:

  1. Физиологические: расстройства нервной системы, наследственность, болезни глотки, гортани, последствия кори, тифа, рахита.
  2. Психологические – потрясение, вызванное психоэмоциональным воздействием;
  3. Социальные: недостаточная работа родителей, большие перегрузки, слишком строгое отношение к детям в семье или в среде, где ребенок живет, продолжительное негативное психологическое воздействие близкого окружения ребенка.

Лечение

В современной медицине существуют несколько вариантов устранения заикания, часто их рекомендуется применять комплексно.

Одно из направлений лечения заикающихся детей носит характер профессиональной коррекции, в течении которой логопед должен устранить функциональные нарушения речи. Для этого он применяет специальные индивидуальные программы коррекции, состоящие из логопедических манипуляций, стабилизирующих плавность речи ребёнка. В результате у ребёнка выстраивается правильный ритм дыхания, и он начинает меньше заикаться.

Если в результате обследования малыша обнаружено нервное расстройство, то могут быть назначены медикаментозные средства. Следует помнить, в этом случае нельзя обойтись без консультации с лечащим врачом. Однако большинство проблем решаются без применения медикментов, поэтому не следует слишком доверять врачам. Психологически проблемы, даже очень сложные, должны решаться путем тщательной работы над ребенком в семье, медикаменты в большинстве случаев угнетают личность, что может быть опасным для ребенка.

По мнению большинства специалистов, самым эффективным методом исправления дефектов такого рода считается дыхательная гимнастика. Её эффективность заключается в том, что она непосредственно воздействует на речевое дыхание – основу уверенного произнесения звуков. Заикание нарушает плавное чередование звуков, превращая его в прерывистую и неравномерную последовательность. Количество воздуха при выдыхании оказывается настолько небольшим, что произносимая фраза прерывается. Задача этого комплекса — стабилизация дыхания, обеспечение его плавности. Занятия с пациентами, подверженными таким недугом, концентрируются на конкретной и важной цели, чем объясняется высокая эффективность такого метода для устранения речевых нарушений.

Следует помнить, что лечение заболевания можно начинать только после обращения к специалисту, который обследует пациента, даст рекомендации и будет сопровождать процесс коррекции. Как правило, врач проводит первоначальное обучение малыша и родителей, особенно, в случае выполнения упражнений дыхательной гимнастики при заикании у детей.

Метод А.Н.Стрельниковой

В дыхательной гимнастике от заикания у детей по методике А.Н. Стрельниковой даны двигательные комплексы, направленные на исправление дыхания, нормализацию деятельности голосовых связок, равномерное чередование вдохов и выдохов.

Дыхательная гимнастика от заикания по этой методике устраняет так называемое ключичное дыхание. В начале разговора, перед произнесением слова или фразы ребёнок, совершая вдох, сильно поднимает плечи, что непроизвольно вызывает напряжение лицевых и шейных мышц, а лёгкие лишь частично заполняются воздухом. Сами слова он произносит на выдохе, невольно вызывая спазмы, мешающие ему говорить. Пассивно в такой ситуации ведёт себя и диафрагма – мышца, выполняющая важнейшую роль в фонации (звукообразовании).

Суть методики А.Н. Стрельниковой:

  • научить вдыхать воздух, максимально наполняя лёгкие;
  • тренируя диафрагму, вовлечь её в процесс звукообразования;
  • добиться плотного смыкания голосовых связок.

Не нужно слишком надеяться на этот комплекс дыхательной гимнастики, заикание можно просто устранять методом проговаривания слов и предложений, создав для ребенка (или взрослого, если на него тоже нужно воздействовать лечебными упражнениями) комфортные психологические условия. Но методика Стрельниковой создавалась для разработки голосовых связок и дыхательных путей оперных певцов. Если человек должен был вследствие выполнения упражнения хорошо и громко петь, то и заикаться также может перестать. Этот метод предлагает несколько дыхательных комплексов для детей.

«Насос»

В исходном положении «прямая стойка» сжатые кулаки находятся у живота в районе пояса. Немного наклонившись вперёд, вдыхая, резко опускаем кулаки к полу, не касаясь его. Во второй части упражнения осуществляется подъём туловища, одновременно с выдохом и возвращением кулаков в прежнее положение. Наклоны рекомендуется делать легко, а вдох коротко, с шумом и через нос. За один раз нужно сделать 8 подходов и через 4 секунды повторить упражнение «восьмёрка». В работе с заикающимися малышами рекомендуется проводить специальную зарядку каждый день по 2 подхода до приёма пищи или 1,5 часа спустя. Считается, что «Насос» одно из самых действенных средств исправления заикания. Не следует делать его при наличии травм, высокого артериального давления, камнях в почках, мочевом пузыре.

«Обними плечи»

Начало: согнутые в локтях руки подняты до плеч. Делаем «обнимания» движением рук навстречу до касания плеч, руки движутся параллельно, не напрягаясь, легко. После уверенного освоения движений при встрече рук следует немного отводить голову назад. Рекомендованная периодичность – 12 «восьмерок». Есть ограничения для больных сердечными заболеваниями. Упражнения «Насос» и «Обними плечи» разрешается выполнять сидя и даже лёжа.

«Ладошки»

Руки согнуты в локтях, подняты до уровня головы, ладони открыты и обращены вперёд. Движения состоят из коротких вдохов через нос с одновременным сжиманием ладоней. Четыре резких носовых вдоха подряд и пауза в 3-4 секунды, и так 3-4 раза. Если что-то мешает, например, головокружение, паузы между подходами можно увеличить до 10 секунд. Важно запомнить, что вдыхание должно быть носовым и активным, а выдыхание пассивным, через рот. Периодичность: 2-4 подхода по 4 вдоха.

Кроме основного курса, обычно предлагается выполнить специальные манипуляции для усиления голоса, которые, как считают врачи, помогут решить проблему з мовою.

«Алфавит для заикающихся»

Занимающийся на лёгком поклоне вперёд произносит поочерёдно согласные звуки по восемь раз. Манипуляции несложные и не требуют строго контроля над дыханием. Условие только одно: за время каждого вздоха нужно произнести несколько звуков.

«Восьмёрки»

Цель – длительное задерживание дыхания. Занимающийся, наклоняясь, сдерживает в груди воздух, насколько это возможно, и считает до 8. Набрать «восьмёрок» нужно максимум, а если воздух заканчивается, то счёт прекращается и делается пауза. Через несколько секунд отдыха задержки дыхания продолжаются. Задача – добиться 10-15 «восьмёрок» на одном вдохе.

Этот известный комплекс за время своего зарекомендовал себя эффективным инструментом устранения логоневрозов, кроме того с его помощью можно проводить лечебные процедуры в домашних условиях. Следует иметь в виду, что такому лечению должна предшествовать консультация специалиста. Кроме того, профессионалы уверяют, что эффективность лечения больше, если родители находят время делать такую зарядку вместе с детьми. Также родители должны больше общаться с детьми, непринужденная беседа также развивает речь у ребенка.

gimnastikasport.ru

Дыхательная гимнастика при заикании у детей. 11 упражнений для плавности речи

Дыхательная гимнастика при заикании у детей. Причины и последствия заикания. Прогрессивное заикание. Способы устранения заикания.

Детское расстройство речи устраняется быстро в случае, если родители сразу обращают на эту проблему внимание. Чем быстрее реакция — тем лучше. Для исправления речь ребенка существует много методов. Доступнее и проще использовать метод дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика при заикании у детей

Появляется такое отклонение в результате стрессовых событий и даже посттравматического шока. Поэтому если заметили, что ребенок заикается, обратитесь сначала в клинику за рекомендациями. Заикание иногда возникает и у взрослого человека. Особенности и причины заикания у детей ничем не отличаются от заикания взрослых.

Существуют три типа заикания:

  • клоническое
  • тоническое
  • смешанное — вызванное смешанными сокращениями клонического и тонического.

Органами носоглотки провоцируют судороги речи в виде:

  • респираторного заикания
  • фонологического заикания
  • артикуляторного заикания

Заикание у детей

Проблема с заиканием иногда появляется не сразу, а через время. Если родитель замечает такие нарушения речи, пусть не комментирует отрицательным образом, потому что дополнительный стресс приведет к боязни говорить. Если хотите помочь ребенку, будьте примером для него. Предложите говорить медленно и четко, и когда ребенок захочет сказать, пусть делает это от начала до конца предложения. Не прерывайте и не заканчивайте предложение вместо ребенка. Не подчеркивайте проблемы, не расстраивайтесь и проявляйте терпение, когда ребенок пытается закончить слово.

Обсуждения в интернете

Прогрессивное заикание и заикание в раннем детстве

В раннем возрасте заикание считают временным и безобидным. Заикание двухлетнего ребенка не требует лечения. У малышей больше шансов избавиться от заикание. Главное, в этой ситуации, родителям не думать о том, почему ребенок заикается, а сразу же обратитесь к логопеду. Чем дольше задержка с лечением, тем дольше будет заикающаяся терапия.

Причины заикания

Стресс считают наиболее распространенной причиной заикания. Это вызывает неконтролируемые мышечные спазмы:

  • в кишечном тракте
  • при артикуляции — работа органов речи для произнесения звука
  • в гортани

Проблемы речи могут привести к неврозу, к нарушениям в общении с окружающей средой и изоляции в социальной среде.

С расстройством речи можно «сражаться». Чем скорее начнется работа над исправлением артикуляции мыслей, тем лучше. В центральных городах организовывают центры, практикующие заикающуюся терапию.

Способы устранения заикания

Комплекс упражнений против заикания предназначены для выработке беглого разговора. Такая подготовка включает:
  • методы, непосредственно влияющие на улучшение речи. Например, дыхание, слуховые и звуковые упражнения
  • косвенные упражнения, которые влияют на процессы, связанные с речью, но напрямую не корректируют расстройства. К ним относят фармакологию, включая, травяные транквилизаторы, парапсихологию, логоритмику, психотерапию, психотерапию, гипнотерапию
  • сочетание прямых и косвенных методов

По мнению врачей, методы лечения заикания обязательно должны состоять из комбинации методов — психотерапии, логопедии и фармакологии.

Дыхательная гимнастика для речи детей. 11 упражнений

Губы

1. Вытянуть — растянуть.

Растянуть губы в улыбку так, чтобы стали видны зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.

2. Сжать — отпустить.

Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно распустить.

3. Сложить рупором.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть-чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

4. Заборчик

Губы в улыбке, зубы сцеплены в естественном прикусе и видны.

5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.

Покусать и почёсывать сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Кроме того, важно следить за состоянием зубов ребенка. Если у малыша неправильный прикус, тогда нужны брекеты.

Язык

1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.

Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания. Если ребенок неспособен поднять язык сам, тогда поддерживаем специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым. Для этого предложите закусить с боков, например, кусочки сахара. Постепенно малыш станет удерживать рот открытым без посторонней помощи. Совершать языком круговые движения (облизать губы).

2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания. Если малыш не выполняет упражнение самостоятельно, зажмите кончик языка специальным шпателем или пальцами и подвигайте язычок малыша (пассивный вариант выполнения задания).

3. Цоканье (присасывание языка).

Покажите ребёнку правильность выполнения.

4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).

Выполняется по подражанию.

5. Поднять язык вверх и энергично произносить «Д, Д, Д…», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).

Попросите ребенка нащупать языком за верхними зубами бугорки и ударять в них копчиком языка. Для детей это упражнение назовите «Молоток» или «Забиваем гвозди». При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА…».

6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».

nawideti.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *