Укажите ряд в котором выделенные слова являются синонимами ответы – Укажите ряд в котором выделенные слова являются синонимами a) резвый конь
Контрольный тест по русскому языку на тему: «Лексика, фразеология» (6 класс)
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий песок – жаркий день
Б. близкий человек – далекий друг
В. ключ от замка – родниковый ключ
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. большой бегемот – смешной гиппопотам
Б. груша в саду – боксерская груша
В. пришло тепло – сильный холод
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. угрюмый человек – радостный день
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. красный шарф – алый флаг
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. твердое яблоко Б. твердое решение В. твердая земля
Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я долго смотрел вслед уезжающей машине.
Б. На ногах её были старые, не раз уже зашитые чуни.
В. Употребление прилагательных делает нашу речь более выразительной.
Укажите предложение, в котором есть профессионализм
А. В углу террасы стоял старый комод.
Б. Изба была конечно же дубовой.
В. На камбузе кок – главная фигура!
Укажите предложение с эмоционально окрашенным словом
А. Ну и запах здесь – ужас просто!
Б. Ландыши в чаще благоухали, манили к себе своим ароматом.
В. В осеннем лесу пахнет прелым листом, грибами и сыростью.
8. Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.
Б. На голове его была новая беретка.
В. Гриша, камердинер Владимира, подал ему письмо.
9. Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.
Б. Рыцари были в кольчугах, шлемах, с прочными щитами и мечами.
В. Князь оказался человеком великодушным.
10. Укажите предложение, в котором есть неологизм
А. Вдоль берега плавали красивейшие фрегаты.
Б. Этот доклад я подготовил на основе статей из Интернета.
В. В доме зажгли лучину.
11. Укажите предложение, в котором есть диалектизм.
А. К дому подъехала роскошная карета.
Б. Нажми на эту пимпочку и вытяни фиговинку.
В. Не бойся нас: тутошние мы, не тронем.
12. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм
А. До моего дома рукой подать.
Б. Цыплят по осени считают.
В. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…
13. Укажите предложение, в котором есть жаргонизм.
А. Ну и избёнка у тебя – совсем никудышняя.
Б. Слинять бы на хату пораньше.
В. Фотограф быстро приготовил фиксаж.
14. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А. На мшарах растет много клюквы.
Б. Стрелы лежали в колчане.
В. Хирург сделал надрез скальпом
15. Укажите предложение, в котором выделено исконно-русское слово (в случае затруднения обратитесь к этимологическому словарю)
А. Я надену новые джинсы – иначе не пойду никуда.
Б. На праздник мужчины надевали красную рубаху.
В. Женщины тоже надевали нарядный сарафан и повязывали на голову праздничную ленту..
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий песок – жаркий день
Б. близкий человек – далекий друг
В. ключ от замка – родниковый ключ
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. большой бегемот – смешной гиппопотам
Б. груша в саду – боксерская груша
В. пришло тепло – сильный холод
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. угрюмый человек – радостный день
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. красный шарф – алый флаг
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. твердое яблоко Б. твердое решение В. твердая земля
Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я долго смотрел вслед уезжающей машине.
Б. На ногах её были старые, не раз уже зашитые чуни.
В. Употребление прилагательных делает нашу речь более выразительной.
Укажите предложение, в котором есть профессионализм
А. В углу террасы стоял старый комод.
Б. Изба была конечно же дубовой.
В. На камбузе кок – главная фигура!
Укажите предложение с эмоционально окрашенным словом
А. Ну и запах здесь – ужас просто!
Б. Ландыши в чаще благоухали, манили к себе своим ароматом.
В. В осеннем лесу пахнет прелым листом, грибами и сыростью.
8. Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.
Б. На голове его была новая беретка.
В. Гриша, камердинер Владимира, подал ему письмо.
9. Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.
Б. Рыцари были в кольчугах, шлемах, с прочными щитами и мечами.
В. Князь оказался человеком великодушным.
10. Укажите предложение, в котором есть неологизм
А. Вдоль берега плавали красивейшие фрегаты.
Б. Этот доклад я подготовил на основе статей из Интернета.
В. В доме зажгли лучину.
11. Укажите предложение, в котором есть диалектизм.
А. К дому подъехала роскошная карета.
Б. Нажми на эту пимпочку и вытяни вон ту фиговинку.
В. Не бойся нас: тутошние мы, не тронем.
12. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм
А. До моего дома рукой подать.
Б. Цыплят по осени считают.
В. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…
13. Укажите предложение, в котором есть жаргонизм.
А. Ну и избёнка у тебя – совсем никудышняя.
Б. Слинять бы на хату пораньше.
В. Фотограф быстро приготовил фиксаж.
А. На мшарах растет много клюквы.
Б. Стрелы лежали в колчане.
В. Хирург сделал надрез скальпом.
15. Укажите предложение, в котором выделено исконно-русское слово (в случае затруднения обратитесь к этимологическому словарю)
А. Я надену новые джинсы – иначе не пойду никуда.
Б. На праздник мужчины надевали красную рубаху.
В. Женщины тоже надевали нарядный сарафан и повязывали на голову праздничную ленту..
infourok.ru
Тест по теме «Лексика
Тест по русскому языку. Лексика и фразеология. 6 класс.
I вариант
1. Определите значение слова РУКАВ.
2. Выпишите из словаря три устаревших слова, три диалектных слова, три заимствованных слова.
3. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.
Поднялся сильный ветер и, и началась метель. С каждым новым порывом ветра метель усиливалась, и вот поднялась настоящая метель. Проходило время, ветер не стихал, а только усиливался. Вместе с ветром усиливалась и метель, превращаясь в настоящую метель.
4. Подберите антонимы к прилагательным:
1) свежий хлеб
2) свежий журнал
3) свежий ветер
5. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.
1) Говорит бело, а думает …
2) Кто много говорит, тот мало …
3) Ученье – свет, а неученье – …
6. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Метко 3. Тесно 4. Темно 5. Опытный | А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
7. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?
1) мягкий свет
2) мягкий знак
3) мягкий мох
4) мягкий климат
1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость
2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный
3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие
4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость
9. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
1) кот наплакал – вредно, глупо
2) с горем пополам – еле-еле, кое-как
3) поставить крест – креститься, унижать
4) водить за нос – заглушить, мешать
10. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1) стреляный воробей – опытный
2) обводить вокруг пальца – обманывать
3) с гулькин нос – много
4) яблоку негде упасть – тесно
Дополнительное задание:
11. Объясните значение фразеологизмов:
1) Готов сквозь землю провалиться
2) Язык без костей
3) Волосы встали дыбом
12. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:
Глаза. Нос.
Тест по русскому языку. Лексика и фразеология. 6 класс.
II вариант
1. Определите значение слова ЗАЯЦ.
2. Выпишите из словаря три неологизма, три жаргонизма (разговорных слова), три профессионализма.
3. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.
У нас большой двор. В детстве он казался большим, но сейчас я вырос – то, что казалось большим, стало просто большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным.
4. Подберите антонимы к прилагательным:
1) лёгкий вопрос
2) лёгкий рюкзак
3) лёгкий характер
1) Добрая слава лежит, а худая …
2) Маленькое дело лучше большого …
3) Где умному горе, там дураку …
6. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Молчать 2. Хвалить 3. Обманывать 4. Бить 5. Исчезать | А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
7. Какие пары слов не являются антонимами?
1) угрюмый – весёлый
2) гигант – карлик
3) робкий – смелый
4) скромный – хитрый
8. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1) рукой подать – быстро, хорошо
2) язык проглотить – вредно, тихо
3) под шумок – громко, открыто
4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
9. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней
2) ни два ни полтора
3) как звёзд на небе
4) лежать мёртвым грузом
10. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
Дополнительное задание:
11. Объясните значение фразеологизмов:
1) Семь пятниц на неделе
2) Фома неверующий
3) Тише воды, ниже травы
12. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:
Голова. Ноги.
Ответы.
I вариант | II вариант | |
6. | 1Д 2А 3Е 4Г 5З | 1Б 2Ж 3И 4В 5К |
7. | 3 | 4 |
8. | 3 | 3 |
9. | 2 | 3 |
10. | 3 | 4 |
11. | 1) неловкость, стыд 2) много говорит 3) испуг, ужас | 1) меняет свои решения 2) неверующий 3) кроткий, безобидный, незаметный |
12 – I в.
Глаза — мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…
12 – II в.
Голова — человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую…
Ноги — уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…
www.shkolakz.ru
Тест по теме «Лексика
Тест по русскому языку. Лексика и фразеология. 6 класс.
I вариант
1. Определите значение слова РУКАВ.
2. Выпишите из словаря три устаревших слова, три диалектных слова, три заимствованных слова.
3. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.
Поднялся сильный ветер и, и началась метель. С каждым новым порывом ветра метель усиливалась, и вот поднялась настоящая метель. Проходило время, ветер не стихал, а только усиливался. Вместе с ветром усиливалась и метель, превращаясь в настоящую метель.
4. Подберите антонимы к прилагательным:
1) свежий хлеб
2) свежий журнал
3) свежий ветер
5. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.
1) Говорит бело, а думает …
2) Кто много говорит, тот мало …
3) Ученье – свет, а неученье – …
6. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Метко 2. Неожиданно 3. Тесно 4. Темно 5. Опытный | А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
7. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?
1) мягкий свет
2) мягкий знак
3) мягкий мох
4) мягкий климат
1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость
2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный
3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие
4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость
9. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
1) кот наплакал – вредно, глупо
2) с горем пополам – еле-еле, кое-как
3) поставить крест – креститься, унижать
4) водить за нос – заглушить, мешать
10. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1) стреляный воробей – опытный
2) обводить вокруг пальца – обманывать
3) с гулькин нос – много
4) яблоку негде упасть – тесно
Дополнительное задание:
11. Объясните значение фразеологизмов:
1) Готов сквозь землю провалиться
2) Язык без костей
3) Волосы встали дыбом
12. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:
Глаза. Нос.
Тест по русскому языку. Лексика и фразеология. 6 класс.
II вариант
1. Определите значение слова ЗАЯЦ.
2. Выпишите из словаря три неологизма, три жаргонизма (разговорных слова), три профессионализма.
3. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.
У нас большой двор. В детстве он казался большим, но сейчас я вырос – то, что казалось большим, стало просто большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным.
4. Подберите антонимы к прилагательным:
1) лёгкий вопрос
2) лёгкий рюкзак
3) лёгкий характер
1) Добрая слава лежит, а худая …
2) Маленькое дело лучше большого …
3) Где умному горе, там дураку …
6. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Молчать 2. Хвалить 3. Обманывать 4. Бить 5. Исчезать | А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
7. Какие пары слов не являются антонимами?
1) угрюмый – весёлый
2) гигант – карлик
3) робкий – смелый
4) скромный – хитрый
8. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1) рукой подать – быстро, хорошо
2) язык проглотить – вредно, тихо
3) под шумок – громко, открыто
4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
9. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней
2) ни два ни полтора
3) как звёзд на небе
4) лежать мёртвым грузом
10. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
Дополнительное задание:
11. Объясните значение фразеологизмов:
1) Семь пятниц на неделе
2) Фома неверующий
3) Тише воды, ниже травы
12. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:
Голова. Ноги.
Ответы.
I вариант | II вариант | |
6. | 1Д 2А 3Е 4Г 5З | 1Б 2Ж 3И 4В 5К |
7. | 3 | 4 |
8. | 3 | 3 |
9. | 2 | 3 |
10. | 3 | 4 |
11. | 1) неловкость, стыд 2) много говорит 3) испуг, ужас | 1) меняет свои решения 2) неверующий 3) кроткий, безобидный, незаметный |
12 – I в.
Глаза — мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…
12 – II в.
Голова — человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую…
Ноги — уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…
shkolakz.ru
Предварительный просмотр:Тест по теме «Лексика. … -reshimne.ru
Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс
Вариант 1
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий пирожок – жаркий день
Б. теплый чай – холодный вечер
В. иголка ели – иголка для шитья
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. громадный дом – большой зверь
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. труд к радости – безделье к несчастью
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. родниковый ключ – ключ от двери
Б. разговорчивый человек –молчаливый юноша
В. давай смеяться – стали хохотать
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. железный гвоздь
Б. железная воля
В. железная труба
по теме «Лексика и фразеология» 6 класс

Опубликовано 15.06.2012 — 19:22 — Попова Елена Владимировна
Данный тест может быть использован как контрольная или проверочная работа по русскому языку в 6 классе
Скачать:
 test_leksika__6_klass.doc37.5 КБ
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс
Вариант 1
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий пирожок – жаркий день
Б. теплый чай – холодный вечер
В. иголка ели – иголка для шитья
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. громадный дом – большой зверь
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. труд к радости – безделье к несчастью
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. родниковый ключ – ключ от двери
Б. разговорчивый человек –молчаливый юноша
В. давай смеяться – стали хохотать
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. железный гвоздь
Б. железная воля
В. железная труба
Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.
Б. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.
В. Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.
Укажите предложение, в котором есть профессионализм.
А. Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль.
Б. В сарае то стучал молоток, то визжала пила.
В. Эспланада – это широкая улица с аллеями.
Укажите верное утверждение
А Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию.
Б. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.
В. Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.
Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Русские толковые словари имеют многовековую историю.
Б. На юноше был надет праздничный кафтан.
В. Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Леса стоят в жемчужном инее.
Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.
В. Принцесса отвернулась и заплакала.
Укажите предложение, в котором есть неологизм.
А. По радио передали штормовое предупреждение.
Б. Школа оснащена компьютерами последнего поколения.
В. Лодка всплыла у самого берега.
Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
А. Во поле березонька стояла.
Б. Туристы зашли в дремучий бор.
В. Бригада работала засучив рукава.
Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А. Фотограф приготовил фиксаж.
Б. Солдаты атаковали форт.
В. Маляр размешал палитру в ведре.
Выполните синтаксический разбор предложений.
А. Я не выучил правило и был готов сквозь землю провалиться от стыда.
Б. Мы везде искали ключи, но они как в воду канули.
Напишите об истории возникновения в языке одного из фразеологизмов.
Составьте с этим фразеологизмом небольшой текст.
reshimne.ru
Предварительный просмотр: Тест по теме «Лексика….
Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс
Вариант 1
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий пирожок – жаркий день
Б. теплый чай – холодный вечер
В. иголка ели – иголка для шитья
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. громадный дом – большой зверь
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. труд к радости – безделье к несчастью
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. родниковый ключ – ключ от двери
Б. разговорчивый человек –молчаливый юноша
В. давай смеяться – стали хохотать
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. железный гвоздь
Б. железная воля
В. железная труба
по теме «Лексика и фразеология» 6 класс

Опубликовано 15.06.2012 — 19:22 — Попова Елена Владимировна
Данный тест может быть использован как контрольная или проверочная работа по русскому языку в 6 классе
Скачать:
 test_leksika__6_klass.doc37.5 КБ
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс
Вариант 1
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий пирожок – жаркий день
Б. теплый чай – холодный вечер
В. иголка ели – иголка для шитья
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. громадный дом – большой зверь
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. труд к радости – безделье к несчастью
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. родниковый ключ – ключ от двери
Б. разговорчивый человек –молчаливый юноша
В. давай смеяться – стали хохотать
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. железный гвоздь
Б. железная воля
В. железная труба
Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.
Б. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.
В. Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.
Укажите предложение, в котором есть профессионализм.
А. Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль.
Б. В сарае то стучал молоток, то визжала пила.
В. Эспланада – это широкая улица с аллеями.
Укажите верное утверждение
А Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию.
Б. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.
В. Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.
Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Русские толковые словари имеют многовековую историю.
Б. На юноше был надет праздничный кафтан.
В. Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Леса стоят в жемчужном инее.
Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.
В. Принцесса отвернулась и заплакала.
Укажите предложение, в котором есть неологизм.
А. По радио передали штормовое предупреждение.
Б. Школа оснащена компьютерами последнего поколения.
В. Лодка всплыла у самого берега.
Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
А. Во поле березонька стояла.
Б. Туристы зашли в дремучий бор.
В. Бригада работала засучив рукава.
Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А. Фотограф приготовил фиксаж.
Б. Солдаты атаковали форт.
В. Маляр размешал палитру в ведре.
Выполните синтаксический разбор предложений.
А. Я не выучил правило и был готов сквозь землю провалиться от стыда.
Б. Мы везде искали ключи, но они как в воду канули.
Напишите об истории возникновения в языке одного из фразеологизмов.
Составьте с этим фразеологизмом небольшой текст.
dvoechka.com
Тест по русскому языку. 10 класс. Лексика. Фразеология
Тест по русскому языку. 10 класс. Лексика. Фразеология. Вариант 1 8.
Определите, в каком варианте
профессиональные слова:
1
Д
|
Тест по русскому языку. 10 класс.
Лексика. Фразеология.
Вариант 2
1. Определите значение слова РУКАВ.
2. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст. Поднялся сильный ветер и, и началась метель. С каждым новым порывом ветра метель усиливалась, и вот поднялась настоящая метель. Проходило время, ветер не стихал, а только усиливался. Вместе с ветром усиливалась и метель, превращаясь в настоящую метель.
3. Подберите антонимы к прилагательным:
1) свежий хлеб 2) свежий журнал 3) свежий ветер
4. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.
1) Говорит бело, а думает … 2) Кто много говорит, тот мало … 3) Ученье – свет, а неученье – …
5. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Метко 2. Неожиданно 3. Тесно 4. Темно 5. Опытный
| А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
6. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?
1) мягкий свет 2) мягкий знак 3) мягкий мох 4) мягкий климат
7. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость».
1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость
2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный
3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие
4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость
8. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
1) кот наплакал – вредно, глупо
2) с горем пополам – еле-еле, кое-как
3) поставить крест – креститься, унижать
4) водить за нос – заглушить, мешать
9. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1) стреляный воробей – опытный 2) обводить вокруг пальца – обманывать
3) с гулькин нос – много 4) яблоку негде упасть – тесно
10. Объясните значение фразеологизмов:
1) Готов сквозь землю провалиться 2) Язык без костей 3) Волосы встали дыбом
11. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:
Глаза. Нос.
Тест по русскому языку. 10 класс.
Лексика. Фразеология.
Вариант 3
1. Определите значение слова ЗАЯЦ.
2. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст. У нас большой двор. В детстве он казался большим, но сейчас я вырос – то, что казалось большим, стало просто большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным.
3. Подберите антонимы к прилагательным:
1) лёгкий вопрос 2) лёгкий рюкзак 3) лёгкий характер
4. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.
1) Добрая слава лежит, а худая … 2) Маленькое дело лучше большого … 3) Где умному горе, там дураку …
5. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Молчать 2. Хвалить 3. Обманывать 4. Бить 5. Исчезать
| А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
6. Какие пары слов не являются антонимами?
1) угрюмый – весёлый 2) гигант – карлик 3) робкий – смелый 4) скромный – хитрый
7. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1) рукой подать – быстро, хорошо 2) язык проглотить – вредно, тихо
3) под шумок – громко, открыто 4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
8. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней
2) ни два ни полтора
3) как звёзд на небе
4) лежать мёртвым грузом
9. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.
10. Объясните значение фразеологизмов:
1) Семь пятниц на неделе 2) Фома неверующий 3) Тише воды, ниже травы
11. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:
Голова. Ноги.
Ответы.вариант 2, 3
I вариант | II вариант | |
5 | 1Д 2А 3Е 4Г 5З | 1Б 2Ж 3И 4В 5К |
6 | 3 | 4 |
7 | 3 | 3 |
8. | 2 | 3 |
9 | 3 | 4 |
10. | 1) неловкость, стыд 2) много говорит 3) испуг, ужас | 1) меняет свои решения 2) неверующий 3) кроткий, безобидный, незаметный |
11 – 2 вариант
Глаза — мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…
Нос — задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа…
11 – 3 вариант
Голова — человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую…
Ноги — уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…
gigabaza.ru