cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Традиционная культура осетин – Осетинская культура

Содержание

Осетинская культура

План:

I. Введение.

II. Этикет:

· внешность осетина

· гостеприимство

· уважение к женщине

· почитание предков и старших

· побратимство, дружба…

III. Обычаи, обряды, верования:

· зиу

· очажный огонь и надочажная цепь

· верования

· российские святые на аланской земле

IV.Заключение.

ВВЕДЕНИЕ.

Традиционная осетинская культура, связанная с обычаями, является, по существу, визитной карточкой осетинского народа. Национальные достижения и национальные потери, историческая претензия нации, подлежащая реализации, мировоззрение, ориентирующее на достойное существование среди других народов и на выживание в мире, обильном потрясениями, — все это, спрессованное в национальных осетинских правилах общественного поведения, и являет нам эта часть осетинской культуры.

Сегодня, когда на просторах бывшей советской державы нельзя найти ни одной нации, не испытавшей кризиса духа, книга с описанием осетинских обычаев, выражающихся в традиционной культуре народа — праздниках, обрядах, молитвословиях, представляет собой живую воду, способную поддержать дух народа, помочь нам очиститься от тех наслоений, которые порой скрывают истинный гуманистический смысл той или иной традиции, явить и самому себе и окружающим народам чистую душу, вместилище колоритных национальных ценностей, среди которых сознание долга перед прежде жившими поколениями и теми, кто придет после нас, должно занимать первое место.

Осетинские обычаи — это величественный, обращенный к сердцу народа призыв и напоминание. И если мы склонны деятельно желать достоинства себе и благополучия, то должны приклонить слух к этому призыву. Такое духовное усилие и станет, по-видимому, первым актом на пути к историческому творчеству и, следовательно, гарантией возрождения. И если мы много говорим о неурядицах, которые множатся у нас на глазах, то должны подумать и о соразмерных им усилиях, чего, к сожалению, мы не наблюдаем, поскольку не имеем соответствующего опыта. Учет именно этого обстоятельства дает нам основание полагать, что «Книга обычаев» способна заменить школу подобного опыта.

Ничем — ни оружием, ни упованием на наших святых, к которым мы разучились обращаться трезво и искренно, с душевным волнением, мы не сможем нейтрализовать сложности, которые несет с собой наступающий век. Единственное средство — это опора на собственный дух и собственную историю, к сожалению еще не написанную, но, к счастью, живущую в наших обычаях, с которыми мы должны уметь обращаться, различая в них внешнюю форму и содержание. Форма очевидна, содержание же, скрытое от поверхностного взгляда и обязывающее к действию, требует размышления, чтобы обнажить во всей первозданной чистоте великую идею, составляющую существо обычая. Открытия подобного рода сделают нас богаче, а нашим действиям сообщат уверенность, столь необходимую перед нашим вступлением в XX/ век, чреватый потрясениями, уже сегодня зре­ющими в недрах современного общества. Предлагаемая читателям книга обычаев преследует эту благородную цель. И потому желающий прикоснуться к живительной силе идей, составляющих существо обычая, сделает это без помех, поскольку книга является двуязычной.

Гастан АГНАЕВ

ЭТИКЕТ.

ВНЕШНОСТЬ ОСЕТИНА.

Осетины, были красивы и стройны,

арабы тянулись за их красотой.

В Аравии славились осетинки. Их

забирали для того, чтобы сделать

красивым свое поколение.

3. ЧИЧИНАДЗЕ

У них (скифов) правильные черты лица. Лица часто суровы. Прямые длинные волосы спускаются до плеч. У большинства бороды и усы.

Я. В. ДОМАНСКИЙ (214, с. 49)

Так говорил Макент, и одеждой и языком подобный аланам. Ибо и то и другое одинаково у алан и у скифов; только аланы не носят таких длинных волос, как скифы, однако Макент, чтобы походить на них, подстриг свои волосы, сколько нужно было, чтобы уничтожить разницу между аланом и скифом.

ЛУКИАН. II в. (201, с. 52)

Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами, они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни…

Они не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения.

mirznanii.com

история, современное состояние и перспективы. МИА «Южная Осетия сегодня»

Культура, как внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, лежит в основе этнических различий. В свою очередь, совокупность этнических образований, находящаяся в постоянном динамическом развитии, является естественной формой существования человечества.

В ходе исследования культуры сложились различные классификации ее подсистем и элементов. Различают материальную и духовную культуру, культуру обиходную и событийную, культуру повседневности и высокую культуру, культуру народную (фольклорную) и ученую (профессиональную), культуру этноса (культурное достояние в целом) и этническую культуру (этнодифференцирующие элементы и структуры) и т. д.

Широкое распространение имеет в современной науке деление культуры этноса на четыре основные подсистемы (или сферы):производственную (воспроизводство материальных благ и средств производства), жизнеобеспечивающую (жилища и поселения, питание, одежда), соционормативную (право, мораль, обычай, ритуал, религиозные институты, социальные структуры) и познавательную (наука и эмпирические знания, искусство). Абсолютно четких границ между теоретически выделяемыми сферами культуры, конечно, не существует: каждая из них проникает во все остальные, а многие культурные явления (например, язык) принадлежат одновременно к нескольким подсистемам.

В ходе своего развития культура этноса неизбежно испытывает инновационные изменения, происходящие в трех основных вариантах.

Спонтанная трансформация опирается на факторы внутреннего развития. Стимулированная трансформация происходит на основе внутреннего потенциала, но под косвенным воздействием внешних импульсов. Заимствование всегда связано с прямым внешним воздействием. Культурные изменения в целом определяются прежде всего уровнем и тенденциями общественного развития, а также изменением природно-экологической среды и исторического контекста.

Историю культуры принято рассматривать как стадиальную последовательность основных культурных типов, каждый из которых реализован в ряде локальных вариантов-формаций. Исторический тип культуры, в котором передача социально значимой информации осуществляется через устную традицию, именуют «традиционным». Докапиталистическое бесписьменное — традиционное — общество, нацеленное на воспроизводство существующих экономических и социальных отношений, вырабатывает собственную традиционную культуру как форму существования этнической культуры и еще шире — культуры этноса. Обладая целым рядом специфических черт (самодостаточность, синкретизм, отсутствие специализации отдельных сфер и т. д.),

традиционная культура выполняет роль важнейшего механизма сохранения этнического единства и самого этноса как определенной социальной общности.

Осетинская традиционная культура в полной мере справилась с этой ролью. Ее самозащитный консерватизм оказался спасительным в условиях политической и демографической катастрофы ХШ-Х1У вв. Несмотря на резкое изменение природной и исторической среды, в новом социокультурном пространстве ХУ-ХУИ вв. состоялась регенерация этнического организма. Однако, в отличие от большинства типологически близких бесписьменных культур, значение традиционной культуры осетин не исчерпывается узкоэтническими функциями. Более того, оно определено европейской наукой в цивилизацион-ном масштабе, поскольку единственная в своем роде традиция скифо-алано-осетинской социально-исторической и культурно-языковой преемственности позволила уберечь древнейшие индоиранские (и еще шире — индоевропейские) духовные ценности, принципы организации общества, структуры языка и мышления.

Можно с уверенностью выделить три основополагающих феномена, которые с древнейших времен и до настоящего времени определяют самобытность и уникальную стойкость скифо-алано-осетинской культурной традиции: индоевропейская по своим истокам единобожная религиозная система, гражданские принципы социальной организации, рыцарский этический кодекс. Эти неизменные идеологические ориентиры традиционного осетинского общества ярко проявились в существенных культурно-психологических чертах народа.

Присоединение к России, переселение осетин на равнину, изменение форм хозяйственной деятельности, установление российской администрации предопределили начавшийся в первой половине XIX в. процесс активной трансформации традиционной культуры. К этому же времени относятся первые попытки административного реформирования обычно-правовых и ритуальных элементов соционормативной культуры осетин, предпринятые в начале 1830-х гг. владикавказским комендантом И. П. Абхазовым и в конце 1850-х гг. начальником Военно-Осетинского округа М. А. Кундуховым. Самостоятельным субъектом культурного давления на осетин следует считать и православную церковь, выступавшую к тому же опорой и проводником административных решений.

Отношение народа к насильственному вмешательству в традиционные институты и сложившийся уклад жизни выражено в бескомпромиссной формуле Коста Хетагурова — не случайно его стихи стали народной песней:

Фидар рæхыстæй нын не уæнгтæ сбастой,

Рухс кувæндæттæй хынджылæг кæнынц,

Мард нын нæ уадзынц, нæ хæхтæ нын байстой,

Стырæй, чысылæй нæ уистæй нæмынц…

И там же — суровый вердикт осетинской политической элите того времени: Зæй уæ фæласа, нæ тæрхоны лæгтæ.

Безапелляционность этих оценок соседствует у национального гения и его великих современников и последователей со страстными выступлениями за свободу от косных обычаев, за отказ от мещанского догматизма в следовании традиционным установлениям предков.

«Дæ фыдæлтæ рухсаг, дæхæдæг мын бæзз!» — провозглашает Коста. Пространные цитаты из Сека Гадиева, Елбыздыко Бритаева, других классиков осетинской литературы и общественной мысли составили бы солидный том.

Никакого противоречия здесь нет. Деятельность осетинской культурной элиты, в отличие от мероприятий администрации, была не внешним давлением, не досужим прожектерством, а итогом и органической частью сложных процессов становления нации, формирования национальной культуры и самосознания.

XIX век — период зарождения и развития буржуазных отношений в Осетии — был временем становления осетинской нации и формирования осетинской национальной культуры. На вторую треть XIX в. пришлось начало культурного переворота — перехода от культуры традиционного типа к национальной культуре Нового времени. Политические и социально-экономические сдвиги, подготовившие крушение феодализма и вовлечение Осетии в систему мировых экономических связей, разрушили традиционный уклад жизни, повысили мобильность населения, расширили горизонты культурного взаимодействия. Поворот традиционного общества к просвещению, секуляризация письменности и распространение образования, специализация отдельных видов культурной деятельности, появление профессиональной литературы и искусства — все это происходило на фоне национальной консолидации и неизбежного осознания национальных интересов. Хозяйственный подъем, переход в государственное состояние, расширение возможностей личного выбора способствовали формированию многочисленной интеллигенции.

Вторая половина XIX и первая четверть XX в. стали для Осетии эпохой Национального возрождения — так в науке принято определять период активного строительства национальной культуры, призванной обеспечивать новые культурные потребности развитого (государственного, рыночного, индустриального) общества. Отсутствие национальной государственности и административное расчленение Осетии сделали культуру главным фактором консолидации, опорой национального самосознания. Изменилось само качество осетинской культуры, кардинальную перестройку претерпела ее внутренняя структура. На смену культуре традиционного общества пришла культура нации — новая стадия культурной общности этноса. Теперь традиционная (то есть народная, фольклорно-этнографическая) культура стала частью культуры этноса, превратилась в базовую, социально детерминированную страту национальной культуры, включающей также письменные, профессиональные, ученые компоненты.

Однако источником развития и основой функционирования национальной культуры остается традиционное культурное наследие народа — язык, фольклор, навыки первичного производства и механизмы жизнеобеспечения, соционормативная практика. Центральное место в культурной деятельности, активно формировавшей осетинское национальное самосознание, занимали языковые, фольклорные, историко-этнографические поиски истоков национальной самобытности.

В новых условиях национально-культурной жизни трансформация традиционных подсистем культуры стимулировалась динамичными процессами общественного и экономического развития, диктовалась скорым преодолением сословных и региональных барьеров, широким распространением образования, появлением в Осетии промышленного производства и городских центров. Относительная легкость, с которой осетинское общество принимало инновации и адаптировалось в меняющемся мире, объясняется достаточно высоким уровнем общественного развития, более или менее адекватным российской государственности, а также специфическими чертами традиционной культуры осетин — ее открытостью, отсутствием корпоративного духа и общинной замкнутости, наличием развитых гражданских и религиозных институтов. Однако самое важное достижение, позволившее без социальных срывов, этнических и конфессиональных конфликтов встроить традиционное наследие в социокультурный контекст развитого аграрно-индустриального общества и российской государственности — это успешное строительство собственной профессиональной национально-культурной инфраструктуры.

Национальное возрождение в Осетии продолжалось и после социалистической революции. Политика победивших большевиков первоначально исходила из признания права народов многонациональной страны строить собственную культуру. Трансформация традиционных практик и институтов, стимулированная резким социальным переворотом, компенсировалась планомерным созданием государственных институтов национальной культуры, целенаправленной подготовкой профессиональных кадров, широкой программой национализации образования. Иными словами, продолжалось естественное для развития национальной культуры достраивание ее традиционных подсистем профессиональными.

Срыв наступил во второй четверти XX в. С победой идеологии унитаризма на рубеже 20–30-х гг. началось постепенное свертывание национально-культурного строительства, последовали репрессии против его идеологов и активных участников. Эпоха Национального возрождения была насильственно прервана, не успев завершиться.

С 1950-х гг. открывается период денационализации, проводившейся на волне форсированного «движения к коммунизму» и создания «новой исторической общности людей — советского народа». Национальной культуре и осетинскому языку была отведена в лучшем случае факультативная, самодеятельная роль, в отдельные периоды (например, в 1982–1987 гг.) они открыто преследовались. Осетинская школа с родным языком обучения перестала существовать, тем самым образование было лишено необходимой связи с повседневной жизнью народа и его культурой. Народные обычаи третировались партийными органами как проявления «дикости и варварства», требующие скорейшей замены «социалистическими обрядами». Изучение и тиражирование национально-культурных сюжетов в научном и художественном творчестве жестко ограничивалось органами идеологической цензуры.

Политика денационализации оказалась разрушительной для профессиональных отраслей национальной культуры (наиболее ощутимые потери понесли образование, литература и театр, продолжающие оставаться в ситуации глубокого кризиса). Прекращение языкового строительства и резкое сокращение общественных функций лишило осетинский язык действенных механизмов воспроизводства, обрекая его на деградацию и постепенное исчезновение. В этих условиях традиционная культура сделалась главным бастионом самосохранения народа, консервации его духовных ценностей и нравственных ориентиров, спасения языка и национальной идентичности. Неприятие государственного давления и попыток «реформирования» соционормативной сферы было массовым, а в ряде случаев — активным и открытым.

Таким образом, перерыв в национально-культурном развитии превратил традиционное наследие народа в едва ли не единственную опору национального достоинства и самосознания. В то же время состояние традиционной культуры осетин на протяжении прошедшего века претерпело самые существенные и необратимые изменения. Не поддаваясь прямому политико-идеологическому напору и волевой регламентации, народная культура не могла избежать влияния объективных факторов общественного развития, последствий экономической и социальной политики государства.

Массовое переселение горцев на равнину было для советской Осетии не только способом разрешения земельного вопроса, но и альтернативой дорогостоящему социальному и коммуникационному благоустройству горной зоны. В результате ушли в прошлое формировавшиеся веками уклад хозяйства, система жизнеобеспечения, экологическое сознание горцев. Коллективизация и агропромышленное направление сельскохозяйственного развития разрушили традиционную экономику, трансформировали образ жизни и социокультурные ориентации сельского населения равнины. Индустриализация, интенсивное городское и промышленное строительство послевоенных десятилетий превратили осетин в один из самых урбанизированных народов России (второе место по данным переписи 1989 г.). Значительным фактором трансформации семейных устоев послужила демографическая революция, в ходе которой на смену традиционной пришла рациональная модель воспроизводства населения. К тому же политические репрессии, продолжавшиеся с 20-х по начало 50-х гг. XX в., и огромные потери, понесенные осетинским народом в Великой Отечественной войне, нарушили естественную преемственность поколений. Репатриация закавказских осетин, в течение длительного времени (от двух до пяти поколений) изолированных от национально-культурных процессов этнической родины, обострила проблему многовариантности и разноуровневости этнокультурного самоопределения.

Процесс адаптации традиционной культуры к изменившимся природно-экологическим, экономическим, демографическим и социально-политическим условиям жизни продуцировал сложную систему спонтанных и стимулированных трансформаций, заимствований и новообразований, воспринимаемых современным массовым сознанием в качестве органической части исконной народной традиции.

Ядром традиционной культурной жизни остаются язык и социо-нормативный комплекс обычаев и ритуалов, освященных народной религией. Наименее редуцированные элементы системы первичного производства и жизнеобеспечения, народных знаний и искусства функционируют, как правило, в синкретической связи с семейной и календарной обрядностью.

Последние полтора десятилетия, принесшие Осетии крупные социально-экономические и военно-политические потрясения, отмечены возвращением к традиционным ценностям, а также активными попытками самодеятельного изучения, переосмысления и восстановления уходящих или утраченных институтов традиционной культуры (включая даже систему представительных органов самоуправления — ныхас). Традиционная культура осетин, осознаваемая в качестве главной этнодифференцирующей системы, породила целое направление литературно-публицистической деятельности, сделалась излюбленной темой средств массовой информации, включена в программу средней школы. Эти явления, будучи закономерными реакциями этнокультурной самозащиты, имеют и более глубокую социокультурную подоплеку. «Второе издание» традиционной культуры — неоспоримый симптом отсутствия развитых институтов современной национальной культуры, адекватных востребованным уровням самосознания народа и личностной идентичности граждан.

Незавершенность национально-культурного строительства в Осетии — таков общий диагноз современного состояния нашей культуры, фундаментальная причина кризисных явлений в духовной жизни нашего общества.

Строительство национальной культуры начиналось в аграрном обществе, сохранявшем значительные черты традиционности до первых десятилетий XX в., а ее насильственное вытеснение пришлось уже на индустриальную эпоху, когда полноценное воспроизводство национальной культуры невозможно вне системы образования. Сегодня, в эпоху информационных технологий, отставание стало еще заметнее. За полвека кардинальные изменения в социальной структуре общества создали типологически иную культурную ситуацию с новыми вызовами и рисками. Функционирование традиционной культуры, не защищенное престижем профессиональных национально-культурных институтов, не подкрепленное национально-образовательным цензом населения, не подвергаемое переосмыслению в контексте новой эпохи, не может получить достойного места в иерархии общекультурных ценностей и все чаще оказывается под контролем социальных аутсайдеров, подвергается сниженной, формально-догматической рационализации. Лишенная изначального этического смысла, теряющая эстетические функции, оторванная от гражданских институтов современного общества — иными словами, девальвированная и до неузнаваемости деформированная традиция вступает в неразрешимое противоречие с культурными интересами нации. Попытки навязать ее, выдавая за альтернативу новейшим моделям социального и культурного роста, так же бесперспективны, как и надежды «исправить ошибки», «перевоспитать нарушителей», «выработать общую правильную норму». И то и другое мешает свободному приобщению новых поколений к подлинным ценностям национальной и мировой культуры. И то и другое вызывает недоумение и раздражение в обществе. В условиях свободной экономики, быстро меняющей стереотипы общественного сознания, вновь возникает опасность денационализации — теперь уже на почве культурного разрыва между разными поколениями, различными социальными слоями.

Традиционное наследие народа, оставаясь источником и фундаментом национальной культуры, не терпит сепаратных внешних вторжений, не поддается волевому реформированию. Его естественная эволюция отражает основные тенденции общественной жизни и является частью целостного процесса развития национальной культуры. Традиционные институты социализации, традиционные механизмы трансляции социально значимой информации в ходе усложнения общественной жизни должны уступать свое место профессиональным, государственным институтам национальной культуры. В случае нарушения этой закономерности происходит неизбежная болезненная деформация традиционной сферы, всегда указывающая на культурную деградацию общества, на опасное искажение общественного сознания. Только полноценное развитие национальной культуры обеспечивает сохранение традиционного культурного наследия и его адаптацию к меняющемуся социальному контексту. Иными словами, ни общественные организации, ни парламентские решения не могут изменить отношения общества даже к тем традиционным институтам, которые давно себя изжили. Народ откажется от них сам, как только перестанет чувствовать опасность культурной экспансии и денационализации. Но для этого отказа недостаточно изменения всех условий жизни — необходимо еще воздействие собственной национальной культуры, способной компенсировать потерю, сохраняя смысл и духовные основы традиции. Так стихи Коста и Сека заместили народные песни, а театр Бритаева и Гуржибекова расправился с калымом.

Согласование культурных ритмов современного общества — одна из важнейших задач, стоящих перед Осетией в XXI в. Наши проблемы вполне универсальны, а способы их решения давно известны. Выбор достаточно прост — либо развитие национальной культуры, только и способной к саморазвитию и активным внешним контактам, либо духовная и социальная деградация на почве отсутствия национальных механизмов адаптации в мировом культурном пространстве.

Традиционное наследие, признанное главным элементом культурного разнообразия человечества, находится сегодня в центре внимания международных организаций, расширяющих специальные программы по его защите и сохранению. В 2001 г. ЮНЕСКО приступила к формированию Списка шедевров устного и нематериального наследия. В международные соглашения вводится понятие «народные и традиционные формы культурного выражения», включающее языки, устное народное творчество, музыку, танцы, игры, костюмы, обычаи и ритуалы, промыслы и ремесла, архитектуру и другие виды искусств.

Ответственность за сохранение традиционного наследия, как и национальных культур в целом, возлагается международным правом на государственные институты. В соответствии с законодательством Российской Федерации значительная часть соответствующих полномочий делегирована Республике Северная Осетия-Алания. Присутствие разных национальных традиций, свободное развитие всех культур и языков придают культурному развитию Осетии особую силу, яркость и богатство. Но общий культурный потенциал и социокультурную ситуацию в республике определяет прежде всего положение осетинской культуры.

Осетинской национальной культуре, чуждой ксенофобии и изоляционизма, осетинской традиционной культуре с ее принципами веротерпимости, гражданской ответственности и человеческого достоинства мы обязаны внутренней политической стабильностью, социальным миром, межнациональным и межконфессиональным согласием в годы военных испытаний, экономического кризиса и кардинальной смены общественного устройства. Новейший исторический опыт вполне позволяет оценить и перспективный потенциал народной традиции. Так, гражданские основы осетинской политической культуры еще не раз будут востребованы в процессе демократических преобразований. Сохранение исконной народной веры, существующей параллельно с христианством и исламом, надежно предохранит нас от религиозного экстремизма, поскольку конфессиональная принадлежность в этих условиях не имеет большого значения для самоидентификации осетин, а мировые религии занимают почетное положение в сфере духовности и культуры, не проникая в сферу этнополитических и социальных отношений.

Культурная политика, учитывающая исторический опыт, новейшие тенденции и технологии мировой культуры — единственный путь конструктивного движения, способный совместить сохранение имеющихся достижений с планомерным достраиванием недостающих звеньев национально-культурной инфраструктуры.

Значительное укрепление материальной базы театрального искусства и библиотечного дела, создание новых образовательных центров, бесперебойное финансирование спасательных археологических работ, создание службы изучения и защиты недвижимых памятников истории и культуры, включение республиканских объектов в федеральные программы реставрации, увековечение памяти выдающихся деятелей культуры, разработка проекта Закона о языках и программы укрепления государственного статуса осетинского языка, другие инициативы и начинания свидетельствуют о постоянном внимании Президента, Парламента и Правительства республики к проблемам культуры. В числе важнейших достижений последних лет — полное отделение сферы традиционной культуры от государства и отказ органов власти от вмешательства в эту сферу, а также возвращение принципов уважения к народной культуре.

1. Центральными направлениями национально-культурного строительства, прямо связанными с состоянием и перспективами сохранения осетинской традиционной культуры, являются:

1.1. Государственная поддержка и рациональное расширение функций осетинского языка, достаточное для его полноценного развития и воспроизводства.

1.2. Создание современной системы национального образования с паритетным двуязычием в школьном обучении и углубленным изучением иностранных языков.

Сохранение осетинского языка, восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школьного образования являются в Осетии важнейшими общекультурными задачами, ибо основой нормального национального развития может быть лишь родной язык и такая школа, которая способна транслировать национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизационное развитие общества. Вне родного языка и без национальной школы невозможно сохранение традиционного наследия в постиндустриальном, информационном, урбанизированном социальном пространстве.

2. Важнейшими направлениями социальной политики, определяющими защиту традиционных культурных ценностей, являются:

2.1. Сбалансированный рост городского и сельского населения, сохраняющий (желательно — увеличивающий) долю жителей сельской местности, занятых в аграрном производстве и других традиционных видах деятельности.

2.2. Целенаправленная государственная поддержка многодетных семей и социальное стимулирование рождаемости.

2.3. Активное использование традиционных соционормативных институтов и социально-психологических стереотипов при формировании органов местного самоуправления, трудовых коллективов, общественных организаций.

Лимитирование механического прироста городского населения, перебазирование рабочих мест и средних специальных учебных заведений из столицы в районные центры, развитие социальной и культурной инфраструктуры районов республики, мотивированная актуализация традиционных семейных и общественных институтов — эти и подобные им меры вполне способны оздоровить общественную жизнь, создать благоприятные условия для сохранения родного языка и традиций, тиражирования достижений национальной культуры.

3. Специальными мерами, направленными на изучение и защиту традиционной культуры, могли бы стать:

3.1. Развитие системы республиканского законодательства в области защиты и сохранения культурного наследия.

3.2. Долговременная междисциплинарная научная программа изучения традиционного наследия, включающая деятельность постоянной комплексной экспедиции с участием историков, этнологов, этноархеологов, лингвистов, фольклористов, культурологов, искусствоведов, этносоциологов.

3.3. Включение традиционной религии осетин в формируемый ЮНЕСКО Список шедевров устного и нематериального наследия.

3.4. Подготовка и издание полного академического собрания памятников осетинского фольклора.

3.5. Создание единого электронного банка данных о народной культуре осетин, доступного для исследователей всего мира.

3.6. Превращение осетинских календарных обрядов и религиозных праздников в общественно значимые события культурной жизни.

3.7. Поощрение традиционных видов спорта; проведение спортивных состязаний, приуроченных к народным праздникам.

3.8. Проведение хоровых и танцевальных фестивалей, обеспеченных широкой рекламной кампанией и приуроченных к традиционным праздничным датам.

3.9. Учреждение премий за лучшее сценическое воплощение произведений музыкального и хореографического фольклора.

3.10. Социальная реклама, опирающаяся на традиционные ценности.

3.11. Создание при государственных средствах массовой информации и творческих коллективах общественных научно-художественных советов с рекомендательными полномочиями.

Текст по изданию: Руслан Бзаров ” Из истории аланской культуры” М., 2014

south-ossetia.info

Обычаи осетин — быт и традиции осетин

Обычаи и традиции осетинского народа

Уходя своими корнями в глубь веков, национальные обычаи и правила поведения осетин и сегодня во многом сохраняются в своем первозданном виде. В основе большинства из них бережное сохранение чести и достоинства, почитание старших и непременное уважение к женщине. И конечно же, как и у большинства кавказских народов, это почетное внимание, уделяемое каждому гостю.

Традиционное кавказское гостеприимство

Гость в традициях осетинского народа считался Божьим посланником, поэтому в каждом доме издавна свято чтут древнейшие обычаи гостеприимства. Любое их нарушение еще в недавние времена могло покрыть несмываемым позором не только самого провинившегося, но и его близких и дальних родственников.

Старинный ритуал предписывал следующий порядок приема гостя. Прибывший останавливался у коновязи, ожидая, пока не выйдет навстречу хозяин дома. Только тогда он слезал с коня, здоровался с встречающими и переступал порог: входить в дом было принято с правой ноги, а выходить с левой. Далее дорогого гостя сажали за стол, а хозяин с родственниками прислуживал ему. Позже этот обычай слегка видоизменился, и старший в доме все же садился рядом с гостем, но оставшиеся родственники и односельчане продолжали проявлять свое гостеприимство стоя.

К столу обязательно подавали горячие пироги с пивом или аракой, национальным алкогольным напитком. Если же гость оставался на ночь, то заведено было резать барана, вне зависимости от наличия в хозяйстве свежего мяса. В каждой семье на случай приезда гостей всегда заготавливалось впрок лучшее продовольствие. Нужда ни в коем случае не оправдывала нарушение обычаев, и даже последние запасы могли быть использованы ради соблюдения традиций. Справедливости ради надо сказать, что визитерам злоупотреблять щедростью хозяев тоже принято не было. Всегда считалось, что благородный гость ест мало, даже если очень голоден.

Еще один восходящий к скифской эпохе обычай гостеприимства у осетин – торжественное подношение гостю почетного бокала, нуазан. При его передаче тоже необходимо придерживаться строгого канона. Однако напоить гостей допьяна считалось для хозяев позором. Умеренность и сдержанность во всем – золотое правило осетинского народа.

Осетинское застолье. Свод незыблемых правил

Застолье, как предписывают быт и традиции осетин, – это ритуальное действо, тесно связанное с верой и отражающее весь национальный жизненный уклад. За столом принято молиться Богу и всем небесным покровителям. За столом, как нигде, соблюдаются все законы почитания старших. Категорически не допускается никакое недостойное поведение. Поэтому часть духовно-нравственного наследия осетинского народа составляет свод правил, которые должен соблюдать во время застолья каждый:

  • Стол признается святым местом, и поэтому главный закон застолья – полный запрет как на сквернословие и ругань, так и на упоминание считающихся грязными животных.
  • Все участники застолья рассаживаются по строго определенному порядку в соответствии с заведенными обычаями.
  • Опоздавшие обычно садятся в конце стола. Если же гость прибыл издалека, то перед тем, как посадить визитера на предназначенное ему место, его подводят к старшим поздороваться и преподносят ему так называемый «встречный» бокал.
  • Не принято появляться за столом в неподобающей одежде.
  • Не в почете и свободное хождение: чтобы выйти из-за стола нужно спрашивать разрешения у старших, и то не раньше, чем после трех обязательных тостов.
  • Запрещено выпивать в промежутках между тостами, а также своевольничать, произнося тосты по собственному усмотрению.
  • Если старшие встают, произнося очередной тост, то никто из младших не имеет права оставаться сидеть.
  • При всем обилии застольных тостов запрещается напиваться допьяна: большего позора для осетина стоит еще поискать.
  • На застольях в честь традиционных праздников запрещается подавать блюда из свинины, хотя в повседневной пище она вполне допустима.

На свадьбе грустный гость некстати. Свадебные традиции осетин

В традициях многих народов свадьба начинается со сватовства. Поддерживается этот обычай и в осетинских семьях. К родителям избранницы засылаются минимум три свата: родственник жениха, уважаемый сосед и, по возможности, знакомый семьи невесты. Хоть в доме девушки и прекрасно осведомлены о цели визита, но традиции есть традиции: старший из сватов после второго тоста рассказывает, зачем они пожаловали под сей гостеприимный кров. Также по обычаю родные девушки не имеют права дать свое согласие сразу: они благодарят гостей и, обещая посоветоваться со старейшинами, назначают день для следующей встречи.

Следующий этап предсвадебных ритуалов – фидыд, своеобразное брачное соглашение. Семья жениха оставляет родителям невесты определенную денежную сумму, служащую залогом предстоящего родства двух фамилий. Затем членами двух семейств обсуждаются все детали грядущего торжества. Когда же все важные вопросы решены, начинается оживленное праздничное застолье.

Через несколько дней после фидыда жених вместе с шафером и друзьями приезжает в дом невесты, такой тайный визит называется сусагцыд. Происходит последняя встреча жениха и невесты: теперь им предстоит свидеться лишь в брачную ночь. В этот вечер жених одаривает всех присутствующих женщин конфетами и преподносит возлюбленной обручальное кольцо.

И вот наступает первый день свадьбы. За невестой приезжает свадебный кортеж, родственники нареченной выносят пиво и араку, а также три пирога. После взаимных приветствий и выпитых «встречных бокалов» гостей провожают в дом. Их ждет накрытый стол, на котором помимо традиционных блюд возлежат голова и шея жертвенного животного. Пока невесту одевают и собирают в дальний путь, за трапезой произносятся все необходимые в этот день молитвы и тосты. Обычаи осетин предписывают также проявить знаки внимания по отношению к женщинам, находящимся в доме, но, естественно, не принимающим участия в застолье. Самые молодые из прибывших относят им шашлык из ребер и три бокала (нуазан): для накрывавших стол, для женщин-гостей и для старшей в семье.

После традиционного выкупа невесту наконец-то увозят в дом будущего супруга. Сам же жених, наоборот, отправляется к родным избранницы. Здесь он пробудет вместе с друзьями и шафером до самой ночи. А тем временем новобрачная проходит предписанные традициями обряды: снятие фаты и угощение свекрови и других пожилых женщин, находящихся в доме, медом с топленым маслом (мыды кус). В остальные же часы бурного празднования с танцами, песнями, шутками невеста стоит в углу, охраняемая прибывшими с ней двумя молодыми родственниками.

Раньше жених не допускался к невесте несколько дней. Сегодня традиции немножко смягчились, и уже на второй день новобрачные могут быть вместе. Кроме того, второй день свадьбы – это своеобразные «детские смотрины». Все соседские ребятишки прибегают познакомиться с невестой. Она же, в свою очередь, одаривает мальчишек игрушками, а девчонкам вплетает в волосы красивые ленты. Затем из дома молодой жены привозят и приданое: гостей также встречают со всеми почестями и готовится очередное застолье.

Отчего он богатеет? Оттого, что у него никто не умирает. Осетинские погребальные обряды

Как и у других кавказских народов, погребальные обряды осетин имеют общественный характер. Смерть издавна собирала в одном доме всех родственников, а извещал их о случившемся вестник печали – всадник на темной лошади и с плеткой в левой руке. Умершего обязательно облачали в новые одежды и настежь открывали ворота во двор, что служило для окружающих знаком горестного события. В старину существовал обычай, называемый осетинской дорогой: пришедшие с соболезнованиями опускались на колени и именно на коленях, отбивая такт по щекам и ногам, рядами продвигались к покойнику. Все родные умершего обязательно должны были совершить ритуал оплакивания. Женщины, громко плача и причитая, рвали на себе волосы, а мужчины, заходя в комнату к покойному, били себя плетьми по голове. Люди же малознакомые оплакивать умершего права не имели: они лишь могли войти во двор, где, постояв минуту с опущенной головой, выражали свои соболезнования несколькими словами и традиционным жестом левой руки.

Само захоронение было принято совершать на вторые сутки или, в случае масштабных поминок, на пару дней позже. Похороны мужчин сопровождались старинными, заимствованными из скифской культуры ритуалами – посвящением коня и отрезанием косы. Первый из них совершался «посвятителем коня»: после произнесения традиционной речи он отрезал у животного кончик уха или погребал конскую сбрую. Главным же действующим лицом второго обряда становилась жена покойного. Когда трагическая процессия уж почти приблизилась к могиле, вдова, зайдя под гроб, три раза головой ударялась о его дно, выражая так свою преданность и изъявляя желание и на том свете принадлежать супругу. Затем она отрезала косу и с причитаниями клала ее на грудь мужу.

Еще одним похоронным осетинским обычаем было проведение в день похорон различных состязаний, например по стрельбе из винтовки или скачек. Призами же становились вещи покойного: кинжал, пояс, различные предметы одежды.

Погребальные традиции и обычаи осетин включали в себя и весьма дорогостоящие поминки, харнаг в день похорон и еще более десяти поминок в год. Для многочисленных гостей накрывали роскошные столы, в изобилии пекли пироги, резали баранов и коров. Такой подход каждый осетин считал своей священной обязанностью, ибо древние сказания напрямую связывали угощение гостей с кормлением умерших. Считалось, что чем больше поминок, тем лучше покойному на том свете. Поэтому если в семье один за другим умирало несколько человек, она могла практически полностью разориться.

etokavkaz.ru

Осетия: история происхождения, традиции, культура

История Осетии уходит своими корнями в древность. Современные территории Северной и Южной Осетии населяют осетины, являющиеся потомками древних народов аланов, скифов и сарматов, которые пришли на эти земли, гонимые полчищами монголов. Республики Осетии прошли тяжелый и сложный путь становления и развития, сохранив свой язык, самобытность, уникальную культуру.

Кобанская культура

История Осетии тесно связана с историей народов Кавказа и Европы. Во II-I веках до н. э. в переходный период от бронзового к железному веку сложилась кобанская культура, после которой остались многочисленные памятники. Яркими представителями культуры эпохи энеолита являются могильники, первоначально размытые рекой, протекающей недалеко от селения Кобан.

В них содержались бронзовые украшения, изделия домашнего обихода, которые ранее не встречались в этих местах. Они сегодня находятся во многих знаменитых музеях мира. Проведенные раскопки представили миру большое количество бронзовых изделий, орудий труда, глиняной посуды, а так же фигурки домашних животных. В советский период и настоящее время написаны интересные книги по истории Осетии, где детально исследуется кобанская культура.

На основании находок археологи установили, что в предгорьях и горах Северного Кавказа, проживали многочисленные племена, занимающиеся земледелием, скотоводством. Мастера производили глиняную посуду, занимались ткачеством, выплавляли из меди и олова бронзу.

Аланы во времена гуннского нашествия

Древняя история Осетии полна поистине великими событиями. В VII веке до н. э. в степные районы между Доном и Волгой пришли скифы, которые вытеснили киммерийцев. В IV веке до н. э. сюда проникли сарматы, из их числа выделилось племя аланов, которые являлись предками современных осетин. В I веке нашей эры представители этого народа были хорошо известны в странах Европы. Слово «аланы», как народность, можно встретить в произведениях древнегреческих писателей и ученых.

В I веке произошло нашествие гуннов, которые, потерпев поражение от китайцев, двинулись на запад, сметая на своем пути целые народы и страны. В начале II века они подошли к Волге, где начинались земли аланов. Здесь им пришлось задержаться почти на два века, так как аланы оказались храбрыми воинами. Будучи, как и гунны, кочевниками, они оказали отчаянное сопротивление. Часть их конницы была тяжеловооруженной. Кони имели броню, что говорит о том, что в их государстве были развиты ремесла.

После двухвекового противостояния, в начале IV века аланы были разгромлены. Часть их, не захотевшая подчиниться гуннам, была вытеснена в предгорья Северного Кавказа, а другая часть, гонимая завоевателями, двинулась дальше на запад. Поэтому потомков аланов можно встретить во многих странах Европы.

Появление аланов на Северном Кавказе

История Осетии говорит о том, что заселение аланами территорий Северного Кавказа произошло после нашествия гуннов. Первоначально были заселены предгорные районы до реки Кубани. Под натиском гуннов аланы продвигались выше в горы. После этого начался важный период в развитии и становлении аланской народности – переход от кочевого образа жизни к оседлому. Во многом это связано и с народами, проживающими по соседству с аланами.

В VI-VII веках происходит возникновение двух протогосударств аланов. Восточное — с центром, расположенным в верхней части реки Кубань, западное — с центром в Дарьяле. В начале X века произошло объединение в единое государство Алания. Это было раннефеодальное объединение. Своего расцвета Алания достигла в XI веке, в период царствования Дургулея Великого. Этот правитель сделал многое для народов Кавказа и Ближнего Востока.

Монголо-татарское нашествие

Судьбоносную роль в XIII веке сыграло монгольское нашествие, нанесшее непоправимый ущерб государству Алания. Это вызвало большой отток аланов в Византию и Венгрию. Тяжелым ударом был поход правнука Чингисхана Менгу-Тимура, который славился своей неимоверной жестокостью. Невосполнимой потерей были равнинные земли, где находились сельскохозяйственные угодья, пастбища, города и селения, в которых были развиты ремесла. Они были превращены в пустыню.

Покорить горных аланов монголо-татарам не удалось. Хотя после длительной осады пал город Дедяков, местоположение которого точно не известно, но предположительно это Верхнеджуладское городище, находящееся на левом берегу Терека. Долгие годы аланы, ушедшие высоко в горы, жили в изоляции. С одной стороны это повлияло на развитие, но большим плюсом стало сохранение языка, традиций, обычаев этого народа. Начинался важный этап жизни алан, которые стали горным народом.

История Осетии периода XV-XVII веков

Потеря равнинных земель, которые были освоены адыгами-кабардинцами, сделали жизнь аланов суровее. Им пришлось адаптироваться к непривычным для них условиям. Горное земледелие не позволяло собирать достаточные урожаи, поэтому основной упор был сделан на скотоводство, различные ремесла. Изделия и избытки продуктов реализовывались через заезжих купцов. Конечно, небольшое горное государство не играло значительной роли в международных отношениях, Но в региональных отношениях с соседними государствами аланы (осетины) выступали на равных.

Горная Осетия

Осетия расположилась в центре Кавказа, по обе стороны Главного Кавказского хребта, сохранив за собой ущелья и небольшие горные долины. Закавказская часть страны располагалась в долине реки Куры, несущей свои воды в Каспийское море, и Риона, впадающего в Черное море. Хребты гор разделяют территорию Осетии на многочисленные ущелья, в которых находились селения.

Связь между ними существовала в виде троп и небольших дорог, проходящих через перевалы. Они покрывали всю Осетию и соединяли селения. Кроме этого, через страну проходили две важнейшие дороги, имеющие международное значение – это Дарьяльская и Мамисонская. Контроль над стратегическими дорогами позволял стать Осетии более значимым государством, а взимаемая пошлина за проезд по ним приносила в казну немалые доходы.

Общественно-политическое устройство

История Осетии, в кратком изложении периода XV-XVII веков, составлена из обрывочных сведений, большая часть ее малоизучена. Спецификой проживания осетин был природный горный рельеф, который наложил отпечаток на общественные отношения. В ущельях, небольших горных долинах, окруженных невысокими перевалами, проживали общины людей, разделенные друг от друга горами и реками.

Дороги и тропы через горные перевалы служили связующим звеном между общинами. Всего их было 11. История Осетии и культура страны этого времени отражены в архитектурных памятниках, дошедших до наших дней.

Одни общины, имея более выгодные природные условия и достаточное количество пахотных земель, находились на более высоком уровне развития. Различались они хозяйственной и общественной жизнью. Но несмотря на это, между обществами существовало традиционное осетинское единство, которое давало основание соседям воспринимать Осетию как единую страну. В то время Осетия представляла собой нечто напоминающее конфедерацию общин (областей), которые были самоуправляющимися.

Происхождение названия Осетия

Интересным является возникновение названия Осетия. История происхождения его во многом связана с местом проживания и произношения этого слова местными жителями. Слово «осетин» произошло от средневекового названия аланов, которые называли себя «ас», в грузинских источниках – «ос» или «овс».

Откуда пошло название «овсети», «осети», что можно перевести, как «страна овсов/ осов». В русской интерпретации «осети» стало звучать как «Осетия». В наше время сами осетины называют себя «ироны». При смешении аланов с местным тюркоязычным населением произошли балкарцы и карачаевцы.

Осетия в XVIII веке

Этот период наиболее важный в жизни страны. В это время завершилось формирование предпосылок, которые позволили провести важнейшие политические и экономические преобразования. В первой половине XVIII века свершившиеся перемены позволили консолидировать общество, в котором выдвинулся политический лидер Зураб Магкаев.

Памятники истории и культуры Осетии этого периода сохранились до нашего времени и позволяют констатировать экономический и культурный подъем. Возрождение Осетии было сопряжено с определенными трудностями, касающимися целостности страны. Южные районы Осетии представляли собой объект постоянной экспансии грузинских феодалов. Земли северной части страны подвергались набегам кабардинцев, северо-восток страдал от вооруженных нападений ингушей.

В это время произошло сближение Осетии и России. Этому способствовал ряд политических и экономических причин. Осетинам для дальнейшего развития были необходимы равнинные земли, полученные благодаря России, которая была заинтересована в стратегических перевалах для дальнейшего продвижения на Кавказ.

Россия и Осетия в течение XIX века

Вплоть до 1830 года Осетия условно считалась территорией России, фактически продолжая самостоятельно развиваться. В 1842 году была создана Тифлисская губерния, в состав которой был включен Осетинский уезд. Для контроля над Дарьяльским перевалом и дорогой была заложена военная крепость Владикавказ, которая расположилась возле селения Дзæуджыхъæу.

Осетия вошла в состав Российской империи. Этот период связан с подъемом ее экономики, выходом на уровень передового региона Кавказа. Следует отметить, что экономический подъем привел к изменению социальной структуры общества, появился рабочий класс и буржуазия.

Именно буржуазная верхушка выступила зачинщиком борьбы против России, желая править Осетией самостоятельно. На это повлияло и российское демократическое движение, в частности, народники, с которыми был связан поэт и лидер освободительного движения Хетагуров.

Здесь присутствовали многие факторы, например, участие Турции, которая не могла смириться с крещением осетин и переходом их в православную веру, и как следствие, теряла влияние на этот регион. На это время приходится культурный расцвет Осетии.

В составе СССР

Именно в этот период истории Северная Осетия была разделена с Южной. Претензии грузинских князей на южную часть Осетии, отвергнутые в 1830 году сенатом России, были удовлетворены, как ни странно, почти сто лет спустя в 1922 году, когда южная часть Осетии отошла к Грузинской советской социалистической республике на правах автономной области. Северная часть вошла в состав РСФСР в качестве автономной области, а в 1936 году была реорганизована в автономную республику.

История Северной Осетии в тот момент мало чем отличалась от Южной Осетии. Живя в одной стране, осетины не ощущали особого национального дискомфорта, но после распада СССР жители Южной Осетии оказались отрезанными от своих собратьев, проживавших в России.

Грузино-осетинский конфликт

История Южной Осетии этого периода трагична. В связи с выходом Грузии из состава СССР, Южно-Осетинская автономная область, входящая в состав этой страны, также решила воспользоваться своим правом на самоопределение и стать независимой страной. Но в Грузии на волне национализма была отменена осетинская автономия, в связи с этим осетины юридически лишаются права на отделение. Это положило начало осетино-грузинскому конфликту. Противостояние длилось три года.

В результате нападения войск Грузии на Южную Осетию и отряды российских миротворцев, находящихся на ее территории, в августе 2008 года произошло военное столкновение, которое закончилось поражением Грузии. На сегодня бывшая автономная область является государством Южная Осетия, независимость которой была признана тремя странами: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, а также частично признанной Абхазией, Приднестровьем и Нагорным Карабахом, которые считаются не признанными республиками.

fb.ru

О происхождении, традициях и обычаях осетин

Осетины – кавказский народ, проживающий в России большей частью на территории республики Северная Осетия. Впрочем довольно много осетин живет также в Москве, Санкт-Петербурге, а также в южном федеральном округе. Согласно последней переписи населения (2010 г.), численность осетин в РФ — 528 тысяч человек. А в мире представителей этого народа около 700 тысяч: осетинские диаспоры имеются в Грузии, в Турции и в Южной Осетии.

Происхождение и история осетин

Наименование региона – Осетия – произошло от грузинского слова «осети», которое, в свою очередь, было образовано от грузинского названия народа – «оси» или «овси».

Осетины — прямые потомки древнего сарматского племени аланов: неслучайно в названии Северная Осетия присутствует и Алания. К слову, довольно регулярно среди осетин возникает идея переименовать республику просто в Аланию. Причем, эта мысль поочередно возникает то в Северной, то в Южной Осетии.  

Внутри осетинского этноса различают группы иронцев и дигорцев, разговаривающих на различных диалектах осетинского языка. Сам язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Осетинская письменность с XIX века построена на кириллическом алфавите.

Осетины большей частью придерживаются православной веры, но есть и приверженцы ислама суннитского толка. Ислам пришел на осетинскую землю в XVII-XVIII веках от соседей кабардинцев.

Одно из первый упоминаний осетин относится к VII веку нашей эры: в грузинских хрониках про народ «овси» вспоминают в связи с походами скифов в Переднюю Азию. Процесс формирования осетин как народа приходится на Средние века: вплоть до XIV века Алания успешно развивалась в виде независимого от соседних кавказских народов царства. Однако после вторжения на Кавказ татаро-монголов аланы были вынуждены отступить в пределы горных ущелий Центрального Кавказа, образовав ряд крупных и мелких племенных сообществ.

В состав Российской империи Осетия вошла в 1774 году. Начиная с XVIII-XIX веков начался процесс активного переселения осетин из горной местности в равнинные районы, особенно ускорившийся после революции 1917 года. В 1922 была образована Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР, спустя ещё два года – Северо-Осетинская автономная область, преобразованная в 30-х годах в Северо-Осетинскую автономную советскую социалистическую республику в составе РСФСР. С 1992 года республика Северная Осетия – один из субъектов Российской Федерации.

Национальная одежда и быт осетин

Селения осетин равнинной части традиционно состоят из небольших выбеленных домов — мазанок. В горах аулы, называющиеся осетинским словом «кау», сосредоточены на выпирающих частях скал: двухэтажные домики-сакли складываются из обычных камней, обмазанных глиной. Внутренняя планировка ориентируется на главную комнату, соединяющую в себе функции кухни и гостиной. Посреди этой комнаты оборудуется очаг, над которым нависает на длинной цепи котёл. По мере разрастания осетинской семьи территория рядом с домом прирастает новыми саклями и хозяйственными постройками. 

И по сей день традиционная одежда горных осетин не сильно отличается от одежды их предков. Мужчины носят простые, грубые рубахи и шаровары, поверх накидывая бешмет или черкеску. Женщины ходят в длинных рубахах до пят и шароварах, в качестве верхней одежды предпочитая нанковые или ситцевые полукафтаны с вырезом на груди.

Праздничная женская одежда – нарядное платье с шелковой юбкой и передником с широким поясом, украшенное серебряными или позолоченными аппликациями.

Семейные традиции осетин

Один из самых древних сохранившихся обычаев – безусловное уважение к старшим. Когда в дом заходит отец или, тем более, дед, все должны привстать в знак уважения, а сыновья вообще не имеют права сидеть в присутствии отца. Большинство важных внутрисемейных вопросов решается на общем совете, в котором определяющее право голоса остаётся за главой семейства. Оскорбление чести одного из членов семьи, покушение на родовые земли или неуважение к роду и в наши дни может привести к кровной вражде.

А широта осетинской души особенно ярко проявляется в момент приема гостей. «Правильное» — действо, увязываемое с магическими ритуалами, уходящими глубоко в седую древность. Перед тем, как приступить к трапезе, осетины обращаются с молитвой к богу и небесным покровителям. Да и сам уставленный кушаньями стол – священное место, не терпящее ругань, сквернословие и ссоры.

Осетины считают себя потомками мифических героев-богатырей — нартов. До сих пор большинство представителей этноса хорошо знакомы с Нартским эпосом – фольклорным шедевром, включающим как прозаические, так и стихотворные тексты, определяющие систему нравственных ценностей осетинского народа. 

nazaccent.ru

Традиции и обычаи осетинского народа

Национальные обычаи и традиции пришли из глубины веков и многие из них сохраняются в наши дни в первозданном виде.


Осетинские обычаи

Традиция осетинского гостеприимства

Встреча гостя

Старинный обычай предписывает такой порядок встречи и приема гостя. Прибывший на коне путник, останавливался у коновязи и ждал, пока хозяин выйдет из дома. Только тогда всадник спешивался, здоровался с хозяином и переступал порог дома. Гостя сажали на почетное место за столом, и все домочадцы принимали участие в обхаживании гостя. На стол подавали горячие пироги, пиво и араку. Если гость оставался в доме на ночь, то закалывали барашка, чтобы к столу можно было подать блюда из свежего мяса. В каждом доме всегда были в наличии припасы, с которыми можно было достойно встретить гостя. 


Гостеприимство

Нузана

Еще один старинный осетинский обычай — торжественное подношение гостю почетного бокала (нузана). При вручении его, надо выпивать содержимое бокала, но напаивать гостя для осетин считается позором. 


Нузана

Обычаи застолья

Для осетин застолье — это ритуальное действо. Садясь за стол, вначале молятся всем небесным покровителям осетин. Во время застолья строго соблюдаются все законы почитания старших. Согласно духовно-нравственного наследия, осетины составили свод правил, которые должны соблюдаться во время застолья.

  1. Стол осетины признают святым местом, поэтому сквернословие за столом не допустимо.
  2. Рассаживаются за столом по старшинству.
  3. Если приглашенный гость запаздывает, то его сначала подводят к старшему члену семьи поздороваться, а затем посадив за стол преподносят гостю «встречный» бокал
  4. За стол садятся в опрятной одежде.
  5. Не принято во время застолья хождение. Чтобы выйти из-за стола необходимо испросить разрешение у старшего и только после того, как было уже три обязательных тоста.
  6. Считается неприличным выпивать между тостами или самовольно произносить тост.
  7. Если старшие встают во время произношения тоста, то младшие не имеют права сидеть.
  8. При всем обилии застольных тостов неприлично напиваться допьяна, что считается большим позором для осетин.
  9. На стол по случаю традиционных праздников не принято подавать блюда из свинины, хотя в повседневной жизни свинину едят.

Застолье в Осетии

Почему на свадебный стол не подают блюда из свинины?

Потому что из числа приглашенных гостей могут быть осетины-мусульмане, которым нельзя есть свинину. Во всей этой свадебной кутерьме нельзя допустить, чтобы первая брачная ночь была забыта праздничным застольем.


Почему нет блюд из свинины

Свадебная традиция осетинского народа


Традиции Осетинской свадьбы
Совет

Осетинская свадьба начинается со сватовства. К родителям избранницы засылают сватов из числа родственников жениха.

Брачное соглашение

Следующим этапом предсвадебной подготовки является фидыд — брачное соглашение. Семья жениха оставляет родителям невесты определенную сумму, как залог предстоящего родства двух кланов. Затем решаются организационные вопросы проведения свадьбы. Через несколько дней после фидыда жених вместе со своей матерью приезжают в дом невесты. Этот тайный визит называется сусагцыд и означает последнюю встречу жениха с невестой до свадьбы. Во время сусагцыда жених одаривает женщин конфетами, а невесте дарит обручальное кольцо.


Брачное соглашение
Совет

В день свадьбы к дому невесты подъезжает свадебный кортеж, который родственники невесты встречают бокалами вина и приглашают в дом, где гостей ждет накрытый стол. Центральным блюдом на столе является голова и шея животного, принесенного в жертву. Пока невесту обряжают в свадебный наряд, за столом читают все необходимые по случаю свадьбы молитвы.

После выкупа — в дом жениха

После ритуала выкупа невесты, ее наконец увозят в дом будущего мужа. Новобрачная совершает все обряды, предписываемые свадебными обычаями: снимает фату, угощает свекровь и других старших женщин медом и топленым маслом. Во время бурного свадебного веселья, невеста стоит в углу комнаты, охраняемая двумя молодыми родственниками. По старинному обычаю жениха несколько дней не допускали до невесты. Сейчас этот обычай немного смягчили и уже на второй день жених и невеста воссоединяются. 


После выкупа — в дом жениха
!!!Важно!!!

Большим позором для девушки и ее родителей может быть то, что девушка не сохранила свою честь до свадьбы. Чтобы оборвать все пересуды и доказать непорочность свой невестки, свекровь утром после первой брачной ночи показывает соседям и гостям доказательство девственности невесты.

Вывод:

Как и у любого народа у осетин есть свои обычаи и традиции, которым придерживаются до сих пор. И с течением времени некоторые стали забываться, а некоторые наоборот ценятся еще больше. Все зависит от самих людей и их нравов.


Осетинские праздники

www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai

Традиции и обычаи осетин и осетинская национальная кухня

Традиции и обычаи осетин

Особое отношение у осетин к старшим. Их уважают и почитают. В Осетии принято уступать место старшим в транспорте, а также уважительно вставать при появлении старших. При встрече, мужчины Осетии, в знак уважения, приветствует друг друга рукопожатием. Даже с незнакомыми людьми. Гости республики всегда восхищаются этой традицией.

Данью уважения к старшим, является поведение молодежи на улицах города. Нигде в городе не встретишь откровенно целующихся парочек. Здесь это не принято и считается неприличным. Парочки, которые гуляют по городу и набережной, выглядят скромно и целомудренно, как в старые добрые времена.

Осетины очень музыкальный народ. Национальная осетинская музыка звучит из окон домов, проезжающих маршрутных такси и даже с мобильных устройств горожан. Но то, как любят осетины танцы – не поддается никакому описанию. Если вам посчастливится попасть на осетинский праздник, вашему удивлению и восторгу не будет границ. Вы увидите все танцы народов Кавказа – зажигательную и искрометную лезгинку (которую, кстати, осетины танцуют просто мастерски!), грациозные плавные осетинские парные танцы и конечно любимый всеми Шалахо.

Одним из любимейших праздников в Осетии, является праздник Святого Георгия — у осетин он считается покровителем всех мужчин, путников и защитником всех бедных и обездоленных. Этот христианский праздник приходится на последнюю неделю ноября и длится семь дней. В каждом доме накрывается стол с традиционными тремя пирогами и мясом жертвенного барана или бычка. Свинину в эту неделю не едят.

Осетинская национальная кухня

Кухня осетин заслуживает особого внимания. Если вы, побывав в Осетии, не попробовали осетинских пирогов – вы потратили время зря. Те, кто хоть раз отведал это чудо местной кулинарии, остается его поклонником на всю жизнь. Для осетин это не просто вкусная выпечка. Для осетин это ритуальное блюдо. Над пирогами произносится молитва и хвала Всевышнему. Режут пироги только после произнесенного тоста, и с разрешения Старшего. На праздничном застолье бывает три пирога, которые символизируют Бога, Солнце и Землю. На поминальные столы подают два пирога, средний пирог, символизирующий Солнце — отсутствует.

Без пирогов не обходится не одно застолье в Осетии. Независимо от национальности хозяев дома. Начинки в пирогах самые разные. Но большим почетом пользуются пироги с осетинским сыром, с картофелем, с мясом и обычной свекольной ботвой (вкус у этого пирога просто сказочный!).

Все блюда осетинской кухни готовятся с добавлением традиционных национальных специй. Разнообразие исконно осетинских блюд небольшое, но все они чрезвычайно вкусные.

Вообще, Осетия – многонациональная республика. Она стала родиной для русских и украинцев, армян и грузин, азербайджанцев и греков, немцев и поляков, евреев и татар. В республике мирно уживаются верующие разных конфессий.

Многонациональность республики обуславливает огромное многообразие блюд на праздничных столах в Осетии. Столы просто ломятся от обилия блюд, среди которых можно увидеть и армянские, и грузинские, и русские блюда. Попасть на праздник в Осетии – это получить массу приятных и незабываемых впечатлений.

Особой популярностью на застольях в Осетии, по праву, пользуется осетинское пиво. Этот национальный слабоалкогольный напиток, можно пить и взрослым и детям. Он невероятно вкусен и полезен. Вообще пиво в Осетии – самое вкусное. Это обусловлено чистой родниковой водой, которая льется из кранов горожан. Всегда холодная и очень вкусная.

Отправляясь в Осетию, обязательно следует посетить ее столицу — старинный город Владикавказ. Узнать что посмотреть в этом городе и какие достопримечательности Владикавказа нельзя пропустить вы можете в нашей статье.

www.otpuskrk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *