Тип подчинения придаточных – Виды подчинения в предложении с несколькими придаточными | LAMPA
Виды подчинения в предложении с несколькими придаточными | LAMPA
Для того чтобы понять эту статью, надо знать, что такое сложноподчиненное предложение и его главная и придаточная части.
В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных частей. В зависимости от того, какой части подчиняются придаточные, к какому слову они относятся и на какой вопрос отвечают, в предложениях с несколькими придаточными выделяют разные виды подчинения: однородное подчинение, параллельное подчинение и последовательное подчинение.
Однородное подчинение — это подчинение, при котором главной части подчиняется несколько придаточных предложений, причем эти придаточные относятся к одному слову в главной части и отвечают на один и тот же вопрос.
Такие придаточные предложения называются однородными.
Он отвечал, что земля теперь его и что прежде принадлежала она Дубровскому.
(А.С. Пушкин. «Дубровский»)
Что земля теперь его и что прежде принадлежала она Дубровскому — два придаточных изъяснительных, относящихся к сказуемому главной части отвечал. Оба придаточных отвечают на вопрос что? Следовательно, это предложение с однородным подчинением придаточных.
Но тут он вспомнил, что к нему должен прийти по делу толстовец Выволочнов и ему нельзя отлучаться.
(Б. Пастернак. «Доктор Живаго»)
Что к нему должен прийти по делу толстовец Выволочнов и ему нельзя отлучаться — два придаточных изъяснительных, относящихся к сказуемому главной части вспомнил. Оба придаточных отвечают на вопрос что? или о чем? Следовательно, это предложение с однородным подчинением придаточных. Перед вторым придаточным опущен союз что.
Если два однородных придаточных соединены одиночным союзом и, да в значении «и», или, либо, то запятая перед союзом не ставится. В целом знаки препинания между однородными придаточными ставятся по тем же правилам, что и между однородными членами предложения. О пунктуации в сложноподчиненных предложениях можно прочитать в отдельной статье.
Параллельное подчинение — это подчинение, при котором несколько придаточных относятся к одной главной части, но при этом отвечают на разные вопросы и/или зависят от разных слов.
Если бы таким движением поднял голову волчонок, было бы ясно, что он сейчас завоет.
(Б. Пастернак. «Доктор Живаго»)
В этом предложении два придаточных. Оба они относятся к сказуемому главной части было бы ясно. При этом придаточное Если бы таким движением поднял голову волчонок отвечает на вопрос при каком условии?, а придаточное что он сейчас завоет отвечает на вопрос что? Следовательно, это предложение с параллельным подчинением придаточных (первое — условное, второе — изъяснительное).
Я вижу, что вы честный человек, и думаю, что должен вам помочь.
В этом предложении два придаточных изъяснительных. Оба они отвечают на вопрос что? При этом придаточное что вы честный человек относится к сказуемому вижу, а придаточное что должен вам помочь относится к сказуемому думаю. Следовательно, это предложение с параллельным подчинением придаточных.
Последовательное подчинение — это подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные придаточные последовательно подчиняются друг другу.
Другими словами, при последовательном подчинении первое придаточное зависит от главной части сложноподчиненного предложения, второе придаточное — от первого, третье — от второго и т.д.
<…> Людмила Афанасьевна непреклонно считала, что всякий ущерб оправдан, если спасается жизнь.
(А.И. Солженицын. «Раковый корпус»)
Придаточное изъяснительное что всякий ущерб оправдан зависит от сказуемого считала главной части, а придаточное условия если спасается жизнь зависит от сказуемого оправдан придаточного изъяснительного. Это предложение с последовательным подчинением придаточных.
Порядок частей предложения не имеет значения: придаточные предложения могут находиться перед главным.
Когда я однажды дерзнул намекнуть ей, что в моем сердце что-то неладно, она назвала меня нахалом и фыркнула мне в лицо.
(А.П. Чехов. «Исповедь»)
Придаточное времени когда я однажды дерзнул намекнуть ей зависит от сказуемых назвала и фыркнула главной части, а придаточное изъяснительное что в моем сердце что-то неладно зависит от сказуемого придаточного времени дерзнул намекнуть. Это предложение с последовательным подчинением придаточных.
lampa.io
Однородное последовательное предложение, параллельное и однородное подчинение придаточных
В сложноподчиненных предложениях придаточные части могут быть связаны с главной частью и между собой разными типами связи.
В зависимости от типа этой связи в составе сложноподчиненных предложений выделяют придаточные параллельные, однородные, последовательные предложения.
В таблице приведены особенности и примеры придаточных однородных, последовательных и параллельных предложений.
Тип подчинения придаточных | Правило | Примеры |
Однородное подчинение | Придаточные относятся к одному и тому же слову (либо ко всей главной части) | Женщина вспомнила, что она должна была выйти раньше, что хотела зайти в булочную. (вспомнила (что? о чем?) что должна была выйти |
Последовательное подчинение | Соотношение придаточных частей представляет собой цепочку: главной части подчиняется первая придаточная, вторая придаточная подчиняется первой придаточной и т. д. | Миша долго не мог найти то место, о котором говорил дедушка, когда они обсуждали будущую поездку. (место (какое?) о котором говорил; говорил (когда?) когда обсуждали) |
Параллельное подчинение | К главной части относятся разные типы придаточных | Когда Петя вернулся домой, Маша заметила, что у него новая куртка. (Маша заметила (когда?) когда вернулся; Маша заметила (что?) что у него новая куртка) |
Придаточные одного типа относятся к разным словам | Он любил осень, которая началась в этом году рано, любовался красивой березкой, которая уже надела пестрый наряд. (осень (какую?) которая началась; березкой (какой?) которая уже надела) |
Важно! Предложения с параллельным и однородным подчинением придаточных часто путают. Нужно помнить, что однородные всегда относятся только к одному слову (всей главной части), между ними есть смысловая связь и можно поставить союзы и, или, поменять местами. (Если он вернется вовремя и если привезет с собой документы, то мы сможем закончить нашу работу). Параллельные придаточные одного типа нельзя прочесть с интонацией перечисления, нельзя поменять местами, они относятся к разным словам. (Он грустил, когда начинался дождь, и радовался, когда выглядывало солнце).
ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этойТест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 268.
obrazovaka.ru
Типы подчинения в СПП
Только в третьей четверти девятиклассники знакомятся с темой «Типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении», но готовятся к экзамену с начала учебного года.
Давайте попробуем разобраться с заданием 13 в тестовой части ОГЭ. Для наблюдения обратимся к рассказу А.П. Чехова «Дорогие уроки».
В этом рассказе автор использует различные сложноподчинённые предложения как с одной придаточной частью, так и несколькими.
Напомним формулировку этого задания: «Среди предложений___ найдите сложноподчиненное предложение c однородным подчинением. Напишите номер этого предложения». Вместо выделенных полужирным стилем слов могут быть и такие слова: «с неоднородным (параллельным) подчинением
» или «с последовательным подчинением».Определимся с условными обозначениями, которые нам будут помогать в анализе структуры сложноподчинённого предложения (сокращённо СПП). Для выделения главной части используем квадратные скобки [ ], для придаточной ― круглые ( ). Мы станем составлять и линейные, и вертикальные схемы предложения.
Сначала потренируемся в составлении схем СПП с одной придаточной частью. Обратите внимание, что положение придаточной части может быть разным: препозиция, интерпозиция и постпозиция. Приставки в слове «позиция» уже содержат указание на место придаточной части в предложении.
Рассмотрим примеры.
1. Препозиция обстоятельственного придаточного цели: (Чтобы легче дышалось)1, [он всегда работает в ночной сорочке]2.
2. Интерпозиция обстоятельственного придаточного времени: [На другой день вечером, (когда часы показывали без пяти минут семь)2
3. Постпозиция обстоятельственного придаточного времени: [Воротов сильно почувствовал это]1, (когда, выйдя из университета со степенью кандидата, занялся маленькой научной работкой)2.
В первом примере мы обнаружили придаточную часть в начале предложения, во втором — в середине, в третьем ― в конце СПП.
Поясним, что сложные предложения в тексте могут иметь различные случаи осложнения, и если вы не узнаёте их, то можете запутаться, поэтому мы будем пояснять эти осложнения в каждом примере. Так, в третьем предложении придаточная часть осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (сокращённо ДО).
Определите, есть ли в следующих трёх примерах какие-либо типы осложнений. Какую позицию занимает в них придаточная часть?
1)Она отрекомендовалась учительницей французского языка, Алисой Осиповной Анкет, и сказала, что её прислал к Воротову один из его друзей.
2)Выражение лица у неё было холодное, деловое, как у человека, который пришёл говорить о деньгах.
3)Если бы это странное предложение было сделано малолетним, то, наверное, она рассердилась бы и крикнула.
Вы должны были заметить, что в первых двух предложениях придаточная находится в постпозиции, а в последнем примере ― в препозиции.
Итак, проверяем свою наблюдательность.
1. [Она отрекомендовалась учительницей французского языка, Алисой Осиповной Анкет, и сказала]1, (что её прислал к Воротову один из его друзей)2.
2. [Выражение лица у неё было холодное, деловое, как у человека]1, (который пришёл говорить о деньгах)2.
3. (Если бы это странное предложение было сделано малолетним)1, [то, наверное, она рассердилась бы и крикнула]2.
Линейные схемы очень удобны.
Проверьте себя!
САМОПРОВЕРКА
Теперь выясним, какие виды осложнений нам здесь встретились. В первом предложении есть обособленное приложение, выраженное именем собственным, и однородные сказуемые. Во втором ― обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, и однородные определения находятся в главной части. И, наконец, в третьем предложении есть вводное слово и однородные сказуемые в главной части.
Не все эти осложнения мы станем вносить в схемы, так как только однородные сказуемые играют основную роль в строении СПП, и всё-таки будем их иметь в виду.
Теперь познакомимся с типами подчинения в СПП, у которых есть несколько придаточных частей.
Сказать точно, какой тип более часто встречается, трудно, скорее всего, возможны различные комбинации и смешанные случаи, когда несколько типов подчинения могут быть в одном СПП. Но такие примеры на экзамене вы не встретите.
Проанализируем предложение:
И он ещё спросил у неё, не хочет ли она чаю или кофе, хороша ли на дворе погода.
В этом предложении от главной части к двум изъяснительным придаточным задаём одинаковый вопрос «о чём?», эти придаточные части легко можно поменять местами друг с другом, они очень похожи на однородные члены предложения и соединяются с главной при помощи союза ЛИ.[И он ещё спросил у неё]1, (не хочет ли она чаю или кофе)2, (хороша ли на дворе погода)3.
Для сравнения двух видов схем предлагаем обе: и линейную, и вертикальную.
СХЕМЫ СПП с однородным подчинением:
Такой способ подчинения принято называть однородным. Если бы придаточных частей с аналогичным строением было бы более двух, то один из союзов ЛИ был бы опущен, чтобы избегнуть повтора. Но восстановить его очень легко.
Рассмотрим другое предложение:
В один зимний полдень, когда Воротов сидел у себя в кабинете и работал, лакей доложил, что его спрашивает какая-то барышня.
Теперь находим главную и придаточные части, составляем схемы.
[В один зимний полдень, (когда Воротов сидел у себя в кабинете и работал)2, лакей доложил]1, (что его спрашивает какая-то барышня)3.
СХЕМЫ СПП с неоднородным (параллельным) подчинением:
Здесь от главной части задаём два разных вопроса: лакей доложил «когда?» и «о чём?». Придаточные части уже не являются однородными, имеют разное значение: одно из них обстоятельственное времени, другое изъяснительное. Такой способ называют параллельным.
Теперь обратимся к последнему примеру.
Только раз на её лице мелькнуло недоумение, когда она узнала, что её пригласили учить не детей, а взрослого, толстого человека.
Приходим к выводу, что придаточные части тоже отвечают на разные вопросы: мелькнуло недоумение «когда?», она узнала «о чём?». Эти вопросы мы задаём не от главной части, а последовательно: от первой придаточной ко второй придаточной части.
[Только раз на её лице мелькнуло недоумение]1, (когда она узнала)2, (что её пригласили учить не детей, а взрослого, толстого человека)3.
СХЕМЫ СПП с последовательным подчинением:
Этот способ подчинения называется последовательным.
Для самопроверки предлагаем пять предложений. Учтите, что вам может встретиться смешанный тип подчинения, если придаточных частей более двух.
Самопроверка
1)Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему, что она кончила курс в частном пансионе и имеет права домашней учительницы, что отец её недавно умер от скарлатины, мать жива и делает цветы…
2)Она извинилась и сказала, что может заниматься только полчаса, так как с урока пойдёт прямо на бал.
3)И Воротов, глядя на её смущение, понял, как для неё дорог был рубль и как ей тяжело было бы лишиться этого заработка.
4)Ей, по-видимому, не хотелось, чтобы её кавалеры знали, что у неё есть ученики и что она от нужды даёт уроки.
Подсказка!
Здесь цветом выделены союзы, а курсивом — все осложнения:
1. [Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему]1, (что она кончила курс в частном пансионе)2 и (имеет права домашней учительницы)3, (что отец её недавно умер от скарлатины)4, (мать жива)5 и (делает цветы)6…
2. [Она извинилась и сказала]1, (что может заниматься только полчаса)2, (так как с урока пойдёт прямо на бал)3.
3. [И Воротов, глядя на её смущение, понял]1, (как для неё дорог был рубль)2 и (как ей тяжело было бы лишиться этого заработка)3.
4. [Ей, по-видимому, не хотелось]1, (чтобы её кавалеры знали)2, (что у неё есть ученики)3 и (что она от нужды даёт уроки)4.
Ответы
СХЕМА первого предложения.
СХЕМА второго предложения.
СХЕМА третьего предложения.
СХЕМА четвёртого предложения.
Для проведения урока по данной теме можно воспользоваться презентацией.
А теперь давайте перечитаем весь рассказ полностью.
А.П. Чехов
Дорогие уроки
Для человека образованного незнание языков составляет большое неудобство. Воротов сильно почувствовал это, когда, выйдя из университета со степенью кандидата, занялся маленькой научной работкой.
— Это ужасно! — говорил он задыхаясь (несмотря на свои двадцать шесть лет, он пухл, тяжёл и страдает одышкой). — Это ужасно! Без языков я, как птица без крыльев. Просто хоть работу бросай.
И он решил во что бы то ни стало побороть свою врождённую лень и изучить французский и немецкий языки и стал искать учителей.
В один зимний полдень, когда Воротов сидел у себя в кабинете и работал, лакей доложил, что его спрашивает какая-то барышня.
— Проси, — сказал Воротов.
И в кабинет вошла молодая, по последней моде, изысканно одетая барышня. Она отрекомендовалась учительницей французского языка, Алисой Осиповной Анкет, и сказала, что её прислал к Воротову один из его друзей.
— Очень приятно! Садитесь! — сказал Воротов, задыхаясь и прикрывая ладонью воротник своей ночной сорочки. (Чтобы легче дышалось, он всегда работает в ночной сорочке.) — Вас прислал ко мне Петр Сергеич? Да, да… я просил его… Очень рад!
Договариваясь с m-lle Анкет, он застенчиво и с любопытством поглядывал на неё. Это была настоящая, очень изящная француженка, ещё очень молодая. По лицу, бледному и томному, по коротким кудрявым волосам и неестественно тонкой талии ей можно было дать не больше 18 лет; взглянув же на её широкие, хорошо развитые плечи, на красивую спину и строгие глаза, Воротов подумал, что ей, наверное, не меньше 23 лет, быть может, даже все 25; но потом опять стало казаться, что ей только 18. Выражение лица у неё было холодное, деловое, как у человека, который пришёл говорить о деньгах. Она ни разу не улыбнулась, не нахмурилась, и только раз на её лице мелькнуло недоумение, когда она узнала, что её пригласили учить не детей, а взрослого, толстого человека.
— Итак, Алиса Осиповна, — говорил ей Воротов, — мы будем заниматься ежедневно от семи до восьми вечера. Что же касается вашего желания — получать по рублю за урок, то я ничего не имею возразить против. По рублю — так по рублю…
И он ещё спросил у неё, не хочет ли она чаю или кофе, хороша ли на дворе погода, и, добродушно улыбаясь, поглаживая ладонью сукно на столе, дружелюбно осведомился, кто она, где кончила курс и чем живёт.
Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему, что она кончила курс в частном пансионе и имеет права домашней учительницы, что отец её недавно умер от скарлатины, мать жива и делает цветы, что она, m-lle Анкет, до обеда занимается в частном пансионе, а после обеда, до самого вечера, ходит по хорошим домам и даёт уроки.
Она ушла, оставив после себя лёгкий, очень нежный запах женского платья. Воротов долго потом не работал, а сидя у стола, поглаживал ладонями зелёное сукно и размышлял.
«Очень приятно видеть девушек, зарабатывающих себе кусок хлеба, — думал он. — С другой же стороны, очень неприятно видеть, что нужда не щадит даже таких изящных и хорошеньких девиц, как эта Алиса Осиповна, и ей также приходится вести борьбу за существование. Беда!..»
Он, никогда не видавший добродетельных француженок, подумал также, что эта изящно одетая Алиса Осиповна, с хорошо развитыми плечами и с преувеличенно тонкой талией, по всей вероятности, кроме уроков, занимается ещё чем-нибудь.
На другой день вечером, когда часы показывали без пяти минут семь, пришла Алиса Осиповна, розовая от холода; она раскрыла Margot, которого принесла с собой, и начала без всяких предисловий:
— Французская грамматика имеет двадцать шесть букв. Первая буква называется А, вторая В…
— Виноват, — перебил её Воротов, улыбаясь. — Я должен предупредить вас, мадемуазель, что лично для меня вам придется несколько изменить ваш метод. Дело в том, что я хорошо знаю русский, латинский и греческий языки… изучал сравнительное языковедение, и, мне кажется, мы можем, минуя Margot, прямо приступить к чтению какого-нибудь автора.
И он объяснил француженке, как взрослые люди изучают языки.
— Один мой знакомый, — сказал он, — желая изучить новые языки, положил перед собой французское, немецкое и латинское евангелия, читал их параллельно, причем кропотливо разбирал каждое слово, и что ж? Он достиг своей цели меньше чем в один год. Сделаем и мы так. Возьмём какого-нибудь автора и будем читать.
Француженка с недоумением посмотрела на него. По-видимому, предложение Воротова показалось ей очень наивным и вздорным. Если бы это странное предложение было сделано малолетним, то, наверное, она рассердилась бы и крикнула, но так как тут был человек взрослый и очень толстый, на которого нельзя было кричать, то она только пожала плечами едва заметно и сказала:
— Как хотите.
Воротов порылся у себя в книжном шкафу и достал оттуда истрёпанную французскую книгу.
— Это годится? — спросил он.
— Всё равно.
— В таком случае давайте начинать. Господи благослови. Начнём с заглавия… Memoires.
— Воспоминания, — перевела m-lle Анкет.
— Воспоминания… — повторил Воротов. Добродушно улыбаясь и тяжело дыша, он четверть часа провозился со словом memoires и столько же со словом de, и это утомило Алису Осиповну. Она отвечала на вопросы вяло, путалась и, по-видимому, плохо понимала своего ученика и не старалась понять. Воротов предлагал ей вопросы, а сам между тем поглядывал на её белокурую голову и думал: «Её волосы кудрявы не от природы, она завивается. Удивительно! Работает с утра до ночи и успевает еще завиваться».
Ровно в восемь часов она поднялась и, сказав сухое, холодное «au revoir, monsieur» (до свидания, сударь — фр.), пошла из кабинета, и после неё остался всё тот нежный, тонкий, волнующий запах. Ученик опять долго ничего не делал, сидел у стола и думал.
В следующие за тем дни он убедился, что его учительница барышня милая, серьёзная и аккуратная, но что она очень необразованна и учить взрослых не умеет; и он решил не тратить попусту времени, расстаться с ней и пригласить другого учителя. Когда она пришла в седьмой раз, он достал из кармана конверт с семью рублями и, держа его в руках, очень сконфузился и начал так:
— Извините, Алиса Осиповна, но я должен вам сказать… поставлен в тяжёлую необходимость…
Взглянув на конверт, француженка догадалась, в чём дело, и в первый раз за всё время уроков её лицо дрогнуло, и холодное, деловое выражение исчезло. Она слегка зарумянилась и, опустив глаза, стала нервно перебирать пальцами свою тонкую золотую цепочку. И Воротов, глядя на её смущение, понял, как для неё дорог был рубль и как ей тяжело было бы лишиться этого заработка.
— Я должен вам сказать… — пробормотал он, смущаясь ещё больше, и в груди у него что-то ёкнуло; он торопливо сунул конверт в карман и продолжал:
— Извините, я… я оставлю вас на десять минут…
И делая вид, что он вовсе не хотел отказывать ей, а только просил позволения оставить её ненадолго, он вышел в другую комнату и высидел там десять минут. И потом вернулся ещё более смущённый; он сообразил, что этот его уход на короткое время она может объяснить как-нибудь по-своему, и ему было неловко.
Уроки начались опять.
Воротов занимался уж без всякой охоты. Зная, что из занятий не выйдет никакого толку, он дал француженке полную волю, уж ни о чём не спрашивал её и не перебивал. Она переводила, как хотела, по десяти страниц в один урок, а он не слушал, тяжело дышал, и от нечего делать рассматривал то кудрявую головку, то шею, то нежные белые руки, вдыхал запах её платья…
Он ловил себя на нехороших мыслях, и ему становилось стыдно, или же он умилялся и тогда чувствовал огорчение и досаду оттого, что она держала себя с ним так холодно, деловито, как с учеником, не улыбаясь и точно боясь, как бы он не прикоснулся к ней нечаянно. Он всё думал: как бы так внушить ей доверие, познакомиться с нею покороче, потом помочь ей, дать ей понять, как дурно она преподаёт, бедняжка.
Алиса Осиповна явилась однажды на урок в нарядном розовом платье, с маленьким декольте, и от неё шёл такой аромат, что казалось, будто она окутана облаком, будто стоит только дунуть на неё, как она полетит или рассеется, как дым. Она извинилась и сказала, что может заниматься только полчаса, так как с урока пойдёт прямо на бал.
Он смотрел на её шею и на спину, оголенную около шеи, и, казалось ему, понимал, отчего это француженки пользуются репутацией легкомысленных и легко падающих созданий; он тонул в этом облаке ароматов, красоты, наготы, а она, не зная его мыслей и, вероятно, нисколько не интересуясь ими, быстро перелистывала страницы и переводила на всех парах:
— «Он ходил на улице и встречал господина своего знакомого и сказал: «Куда вы устремляетесь, видя ваше лицо такое бледное, это делает мне больно»».
Memoires давно уже были закончены, и теперь Алиса переводила какую-то другую книгу. Раз она пришла на урок часом раньше, извиняясь тем, что в семь часов ей нужно ехать в Малый театр. Проводив её после урока, Воротов оделся и тоже поехал в театр. Он поехал, как казалось ему, только затем, чтобы отдохнуть, развлечься, а об Алисе у него не было и мыслей. Он не мог допустить, чтобы человек серьёзный, готовящийся к ученой карьере, тяжёлый на подъём, бросил дело и поехал в театр только затем, чтобы встретиться там с малознакомой, не умной, мало интеллигентной девушкой…
Но почему-то в антрактах у него билось сердце, он, сам того не замечая, как мальчик бегал по фойе и по коридорам, нетерпеливо отыскивая кого-то; и ему становилось скучно, когда антракт кончался; а когда он увидел знакомое розовое платье и красивые плечи под тюлем, сердце его сжалось, точно от предчувствия счастья, он радостно улыбнулся и первый раз в жизни испытал ревнивое чувство.
Алиса шла с какими-то двумя некрасивыми студентами и с офицером. Она хохотала, громко говорила, видимо, кокетничала; такою никогда не видел её Воротов. Очевидно, она была счастлива, довольна, искренна, тепла. Отчего? Почему? Оттого, быть может, что эти люди были близки ей, из того же круга, что и она… И Воротов почувствовал страшную пропасть между собой и этим кругом. Он поклонился своей учительнице, но та холодно кивнула ему и быстро прошла мимо; ей, по-видимому, не хотелось, чтобы её кавалеры знали, что у неё есть ученики и что она от нужды даёт уроки.
После встречи в театре Воротов понял, что он влюблён… Во время следующих уроков, пожирая глазами свою изящную учительницу, он уже не боролся с собой, а давал полный ход своим чистым и нечистым мыслям. Лицо Алисы Осиповны не переставало быть холодным, ровно в восемь часов каждого вечера она спокойно говорила «au revoir, monsieur», и он чувствовал, что она равнодушна к нему и будет равнодушной и — положение его безнадёжно.
Иногда среди урока он начинал мечтать, надеяться, строить планы, сочинял мысленно любовное объяснение, вспоминал, что француженки легкомысленны и податливы, но достаточно ему было взглянуть на лицо учительницы, чтобы мысли его мгновенно потухли, как потухает свеча, когда на даче во время ветра выносишь её на террасу. Раз он, опьянев, забывшись, как в бреду, не выдержал и, загораживая ей дорогу, когда она выходила после урока из кабинета в переднюю, задыхаясь и заикаясь, стал объясняться в любви:
— Вы мне дороги! Я… я люблю вас! Позвольте мне говорить!
А Алиса побледнела — вероятно от страха, соображая, что после этого объяснения ей уж нельзя будет ходить сюда и получать рубль за урок; она сделала испуганные глаза и громко зашептала:
— Ах, это нельзя! Не говорите, прошу вас! Нельзя!
И потом Воротов не спал всю ночь, мучился от стыда, бранил себя, напряженно думал. Ему казалось, что своим объяснением он оскорбил девушку, что она уже больше не придёт к нему.
Он решил узнать утром в адресном столе её адрес и написать ей извинительное письмо. Но Алиса пришла без письма. Первую минуту она чувствовала себя неловко, но потом раскрыла книгу и стала переводить быстро и бойко, как всегда:
— «О, молодой господин, не разрывайте эти цветы в моём саду, которые я хочу давать своей больной дочери…»
Ходит она до сегодня. Переведены уже четыре книги, а Воротов не знает ничего, кроме слова «memoires», и когда его спрашивают об его научной работке, то он машет рукой и, не ответив на вопрос, заводит речь о погоде.
ruslita.ru
ТЕОРИЯ. Задание № 13. Типы подчинения придаточных предложений в СПП.
Задание № 13. Типы подчинения придаточных предложений в СПП.
Однородное подчинение придаточных
При данном типе подчинения придаточные — однородные, то есть отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному главному предложению, являются одинаковыми по виду( например, все- придаточные времени, или места, или определительные и т.д.).
Помните, что если два однородных придаточных соединены разделительным или соединительным одиночным союзом, то запятая между ними НЕ ставится.
Пример.
Учитель подробно объяснил, как выполняется данное задание , как нужно применять теорию для его выполнения.( В данном примере оба придаточных- изъяснительные).
Учитель подробно объяснил, как выполняется данное задание И как нужно применять теорию для его выполнения.( В данном примере между двумя изъяснительными придаточными есть союз И, поэтому запятая между ними не ставится).
Параллельное ( или неоднородное) подчинение придаточных.
При данном типе подчинения придаточные- разные по виду, хотя и относятся к одному главному предложению, но только к разным словам в нём.
Пример.
Когда наступило утро, путники решили идти дальне, договорившись, по какому пути они пойдут.( Первое придаточное- времени, второе- изъяснительное).
Последовательное подчинение придаточных.
В данном сложноподчинённом предложении первое придаточное относится к главному, второе — к первому придаточному и так далее, по цепочке. Отсюда и название — последовательное подчинение.
Пример.
Путники решили, что пойдут по той дороге, которая отмечена на карте. ( В данном предложении первое предложение относится к главному, а второе -к первому придаточному: по дороге какой?)
Комбинированное подчинение придаточных.
Для комбинированного типа характерно то, что в одном предложении одновременно могут быть разные типы подчинения придаточных.
Разберём пример.
Вокруг (где именно?), куда ни посмотришь, были празднично одетые люди, так что трудно было понять, выходной ли или будний сегодня день.( Первое и второе предложение- параллельный тип подчинения, а второе и третье- последовательный).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭ
testy-klass.ru
Задание 13. Виды подчинения придаточных частей в сложноподчиненном предложении — Теория заданий ОГЭ — Русский язык — Публикации
Среди предложений 3–10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.
(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:
– (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню!
Показать ответ Правильный ответ: 5Комментарий:
Сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные отвечали на разные вопросы, именно в этом и есть главная особенность параллельного подчинения; в третьих, основ должно быть минимум три.
Всем этим условиям соответствует предложение 5.
[На уроках, (когда его поднимали), он вставал, растерянный, не знающий], (что сказать), и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев.
Скобками выделены простые предложения в составе сложноподчинённого (СПП), курсивом—основы.
Что нужно знать:
В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:
- Однородное подчинение.
- Неоднородное (параллельное) подчинение.
- Последовательное подчинение.
- Комбинированное подчинение.
Подчинение считается однородным, а придаточные — однородными при двух условиях:
- Если придаточные относятся о всему главному предложению или к одному и тому же слову.
- Являются придаточными одного типа.
Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно… (Ю. Герман).
[ – = ], (что – = ), (что = – )…
ПримечаниеПодчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). Обратите внимание на отсутствие запятой между двумя придаточными: ее нет, так как придаточные однородные и соединены союзом И.
[ = ], (хотя – = ) и ((хотя) – = ).
Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.
Пример: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).
(Когда – = ), [то = ], (который – ).
При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье — ко второму (придаточное III степени) и т.д.
Пример: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).
[ = – ], (которые = ), (когда – =).
При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.
Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).
[ = ], (что, (когда – = ), = )
В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).
Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)
[ – = ], (что = ), ( = ли – ) или ( = –).
(последовательное и однородное подчинение).
Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли и куда вам нужно идти (Л. Андреев).
(Чтобы = ), [ = ], (иначе – =), (откуда – = ) и (куда = ).
(однородное, параллельное и последовательное подчинение).
Добавьте ссылку на страничку социальной сети:
www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai
Типы подчинения в СПП
Только в третьей четверти девятиклассники знакомятся с темой «Типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении», но готовятся к экзамену с начала учебного года.
Давайте попробуем разобраться с заданием 13 в тестовой части ОГЭ. Для наблюдения обратимся к рассказу А.П. Чехова «Дорогие уроки».
В этом рассказе автор использует различные сложноподчинённые предложения как с одной придаточной частью, так и несколькими.
Напомним формулировку этого задания: «Среди предложений___ найдите сложноподчиненное предложение c однородным подчинением. Напишите номер этого предложения». Вместо выделенных полужирным стилем слов могут быть и такие слова: «с неоднородным (параллельным) подчинением» или «с последовательным подчинением».
Определимся с условными обозначениями, которые нам будут помогать в анализе структуры сложноподчинённого предложения (сокращённо СПП). Для выделения главной части используем квадратные скобки [ ], для придаточной ― круглые ( ). Мы станем составлять и линейные, и вертикальные схемы предложения.
Сначала потренируемся в составлении схем СПП с одной придаточной частью. Обратите внимание, что положение придаточной части может быть разным: препозиция, интерпозиция и постпозиция. Приставки в слове «позиция» уже содержат указание на место придаточной части в предложении.
Рассмотрим примеры.
1. Препозиция обстоятельственного придаточного цели: (Чтобы легче дышалось)1, [он всегда работает в ночной сорочке]2.
2. Интерпозиция обстоятельственного придаточного времени: [На другой день вечером, (когда часы показывали без пяти минут семь)2, пришла Алиса Осиповна]1.
3. Постпозиция обстоятельственного придаточного времени: [Воротов сильно почувствовал это]1, (когда, выйдя из университета со степенью кандидата, занялся маленькой научной работкой)2.
В первом примере мы обнаружили придаточную часть в начале предложения, во втором — в середине, в третьем ― в конце СПП.
Поясним, что сложные предложения в тексте могут иметь различные случаи осложнения, и если вы не узнаёте их, то можете запутаться, поэтому мы будем пояснять эти осложнения в каждом примере. Так, в третьем предложении придаточная часть осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (сокращённо ДО).
Определите, есть ли в следующих трёх примерах какие-либо типы осложнений. Какую позицию занимает в них придаточная часть?
1)Она отрекомендовалась учительницей французского языка, Алисой Осиповной Анкет, и сказала, что её прислал к Воротову один из его друзей.
2)Выражение лица у неё было холодное, деловое, как у человека, который пришёл говорить о деньгах.
3)Если бы это странное предложение было сделано малолетним, то, наверное, она рассердилась бы и крикнула.
Вы должны были заметить, что в первых двух предложениях придаточная находится в постпозиции, а в последнем примере ― в препозиции.
Итак, проверяем свою наблюдательность.
1. [Она отрекомендовалась учительницей французского языка, Алисой Осиповной Анкет, и сказала]1, (что её прислал к Воротову один из его друзей)2.
2. [Выражение лица у неё было холодное, деловое, как у человека]1, (который пришёл говорить о деньгах)2.
3. (Если бы это странное предложение было сделано малолетним)1, [то, наверное, она рассердилась бы и крикнула]2.
Линейные схемы очень удобны.
Проверьте себя!
САМОПРОВЕРКА
Теперь выясним, какие виды осложнений нам здесь встретились. В первом предложении есть обособленное приложение, выраженное именем собственным, и однородные сказуемые. Во втором ― обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, и однородные определения находятся в главной части. И, наконец, в третьем предложении есть вводное слово и однородные сказуемые в главной части.
Не все эти осложнения мы станем вносить в схемы, так как только однородные сказуемые играют основную роль в строении СПП, и всё-таки будем их иметь в виду.
Теперь познакомимся с типами подчинения в СПП, у которых есть несколько придаточных частей.
Сказать точно, какой тип более часто встречается, трудно, скорее всего, возможны различные комбинации и смешанные случаи, когда несколько типов подчинения могут быть в одном СПП. Но такие примеры на экзамене вы не встретите.
Проанализируем предложение:
И он ещё спросил у неё, не хочет ли она чаю или кофе, хороша ли на дворе погода.
В этом предложении от главной части к двум изъяснительным придаточным задаём одинаковый вопрос «о чём?», эти придаточные части легко можно поменять местами друг с другом, они очень похожи на однородные члены предложения и соединяются с главной при помощи союза ЛИ.
[И он ещё спросил у неё]1, (не хочет ли она чаю или кофе)2, (хороша ли на дворе погода)3.
Для сравнения двух видов схем предлагаем обе: и линейную, и вертикальную.
СХЕМЫ СПП с однородным подчинением:
Такой способ подчинения принято называть однородным. Если бы придаточных частей с аналогичным строением было бы более двух, то один из союзов ЛИ был бы опущен, чтобы избегнуть повтора. Но восстановить его очень легко.
Рассмотрим другое предложение:
В один зимний полдень, когда Воротов сидел у себя в кабинете и работал, лакей доложил, что его спрашивает какая-то барышня.
Теперь находим главную и придаточные части, составляем схемы.
[В один зимний полдень, (когда Воротов сидел у себя в кабинете и работал)2, лакей доложил]1, (что его спрашивает какая-то барышня)3.
СХЕМЫ СПП с неоднородным (параллельным) подчинением:
Здесь от главной части задаём два разных вопроса: лакей доложил «когда?» и «о чём?». Придаточные части уже не являются однородными, имеют разное значение: одно из них обстоятельственное времени, другое изъяснительное. Такой способ называют параллельным.
Теперь обратимся к последнему примеру.
Только раз на её лице мелькнуло недоумение, когда она узнала, что её пригласили учить не детей, а взрослого, толстого человека.
Приходим к выводу, что придаточные части тоже отвечают на разные вопросы: мелькнуло недоумение «когда?», она узнала «о чём?». Эти вопросы мы задаём не от главной части, а последовательно: от первой придаточной ко второй придаточной части.
[Только раз на её лице мелькнуло недоумение]1, (когда она узнала)2, (что её пригласили учить не детей, а взрослого, толстого человека)3.
СХЕМЫ СПП с последовательным подчинением:
Этот способ подчинения называется последовательным.
Для самопроверки предлагаем пять предложений. Учтите, что вам может встретиться смешанный тип подчинения, если придаточных частей более двух.
Самопроверка
1)Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему, что она кончила курс в частном пансионе и имеет права домашней учительницы, что отец её недавно умер от скарлатины, мать жива и делает цветы…
2)Она извинилась и сказала, что может заниматься только полчаса, так как с урока пойдёт прямо на бал.
3)И Воротов, глядя на её смущение, понял, как для неё дорог был рубль и как ей тяжело было бы лишиться этого заработка.
4)Ей, по-видимому, не хотелось, чтобы её кавалеры знали, что у неё есть ученики и что она от нужды даёт уроки.
Подсказка!
Здесь цветом выделены союзы, а курсивом — все осложнения:
1. [Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему]1, (что она кончила курс в частном пансионе)2 и (имеет права домашней учительницы)3, (что отец её недавно умер от скарлатины)4, (мать жива)5 и (делает цветы)6…
2. [Она извинилась и сказала]1, (что может заниматься только полчаса)2, (так как с урока пойдёт прямо на бал)3.
3. [И Воротов, глядя на её смущение, понял]1, (как для неё дорог был рубль)2 и (как ей тяжело было бы лишиться этого заработка)3.
4. [Ей, по-видимому, не хотелось]1, (чтобы её кавалеры знали)2, (что у неё есть ученики)3 и (что она от нужды даёт уроки)4.
Ответы
СХЕМА первого предложения.
СХЕМА второго предложения.
СХЕМА третьего предложения.
СХЕМА четвёртого предложения.
Для проведения урока по данной теме можно воспользоваться презентацией.
А теперь давайте перечитаем весь рассказ полностью.
А.П. Чехов
Дорогие уроки
Для человека образованного незнание языков составляет большое неудобство. Воротов сильно почувствовал это, когда, выйдя из университета со степенью кандидата, занялся маленькой научной работкой.
— Это ужасно! — говорил он задыхаясь (несмотря на свои двадцать шесть лет, он пухл, тяжёл и страдает одышкой). — Это ужасно! Без языков я, как птица без крыльев. Просто хоть работу бросай.
И он решил во что бы то ни стало побороть свою врождённую лень и изучить французский и немецкий языки и стал искать учителей.
В один зимний полдень, когда Воротов сидел у себя в кабинете и работал, лакей доложил, что его спрашивает какая-то барышня.
— Проси, — сказал Воротов.
И в кабинет вошла молодая, по последней моде, изысканно одетая барышня. Она отрекомендовалась учительницей французского языка, Алисой Осиповной Анкет, и сказала, что её прислал к Воротову один из его друзей.
— Очень приятно! Садитесь! — сказал Воротов, задыхаясь и прикрывая ладонью воротник своей ночной сорочки. (Чтобы легче дышалось, он всегда работает в ночной сорочке.) — Вас прислал ко мне Петр Сергеич? Да, да… я просил его… Очень рад!
Договариваясь с m-lle Анкет, он застенчиво и с любопытством поглядывал на неё. Это была настоящая, очень изящная француженка, ещё очень молодая. По лицу, бледному и томному, по коротким кудрявым волосам и неестественно тонкой талии ей можно было дать не больше 18 лет; взглянув же на её широкие, хорошо развитые плечи, на красивую спину и строгие глаза, Воротов подумал, что ей, наверное, не меньше 23 лет, быть может, даже все 25; но потом опять стало казаться, что ей только 18. Выражение лица у неё было холодное, деловое, как у человека, который пришёл говорить о деньгах. Она ни разу не улыбнулась, не нахмурилась, и только раз на её лице мелькнуло недоумение, когда она узнала, что её пригласили учить не детей, а взрослого, толстого человека.
— Итак, Алиса Осиповна, — говорил ей Воротов, — мы будем заниматься ежедневно от семи до восьми вечера. Что же касается вашего желания — получать по рублю за урок, то я ничего не имею возразить против. По рублю — так по рублю…
И он ещё спросил у неё, не хочет ли она чаю или кофе, хороша ли на дворе погода, и, добродушно улыбаясь, поглаживая ладонью сукно на столе, дружелюбно осведомился, кто она, где кончила курс и чем живёт.
Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему, что она кончила курс в частном пансионе и имеет права домашней учительницы, что отец её недавно умер от скарлатины, мать жива и делает цветы, что она, m-lle Анкет, до обеда занимается в частном пансионе, а после обеда, до самого вечера, ходит по хорошим домам и даёт уроки.
Она ушла, оставив после себя лёгкий, очень нежный запах женского платья. Воротов долго потом не работал, а сидя у стола, поглаживал ладонями зелёное сукно и размышлял.
«Очень приятно видеть девушек, зарабатывающих себе кусок хлеба, — думал он. — С другой же стороны, очень неприятно видеть, что нужда не щадит даже таких изящных и хорошеньких девиц, как эта Алиса Осиповна, и ей также приходится вести борьбу за существование. Беда!..»
Он, никогда не видавший добродетельных француженок, подумал также, что эта изящно одетая Алиса Осиповна, с хорошо развитыми плечами и с преувеличенно тонкой талией, по всей вероятности, кроме уроков, занимается ещё чем-нибудь.
На другой день вечером, когда часы показывали без пяти минут семь, пришла Алиса Осиповна, розовая от холода; она раскрыла Margot, которого принесла с собой, и начала без всяких предисловий:
— Французская грамматика имеет двадцать шесть букв. Первая буква называется А, вторая В…
— Виноват, — перебил её Воротов, улыбаясь. — Я должен предупредить вас, мадемуазель, что лично для меня вам придется несколько изменить ваш метод. Дело в том, что я хорошо знаю русский, латинский и греческий языки… изучал сравнительное языковедение, и, мне кажется, мы можем, минуя Margot, прямо приступить к чтению какого-нибудь автора.
И он объяснил француженке, как взрослые люди изучают языки.
— Один мой знакомый, — сказал он, — желая изучить новые языки, положил перед собой французское, немецкое и латинское евангелия, читал их параллельно, причем кропотливо разбирал каждое слово, и что ж? Он достиг своей цели меньше чем в один год. Сделаем и мы так. Возьмём какого-нибудь автора и будем читать.
Француженка с недоумением посмотрела на него. По-видимому, предложение Воротова показалось ей очень наивным и вздорным. Если бы это странное предложение было сделано малолетним, то, наверное, она рассердилась бы и крикнула, но так как тут был человек взрослый и очень толстый, на которого нельзя было кричать, то она только пожала плечами едва заметно и сказала:
— Как хотите.
Воротов порылся у себя в книжном шкафу и достал оттуда истрёпанную французскую книгу.
— Это годится? — спросил он.
— Всё равно.
— В таком случае давайте начинать. Господи благослови. Начнём с заглавия… Memoires.
— Воспоминания, — перевела m-lle Анкет.
— Воспоминания… — повторил Воротов. Добродушно улыбаясь и тяжело дыша, он четверть часа провозился со словом memoires и столько же со словом de, и это утомило Алису Осиповну. Она отвечала на вопросы вяло, путалась и, по-видимому, плохо понимала своего ученика и не старалась понять. Воротов предлагал ей вопросы, а сам между тем поглядывал на её белокурую голову и думал: «Её волосы кудрявы не от природы, она завивается. Удивительно! Работает с утра до ночи и успевает еще завиваться».
Ровно в восемь часов она поднялась и, сказав сухое, холодное «au revoir, monsieur» (до свидания, сударь — фр.), пошла из кабинета, и после неё остался всё тот нежный, тонкий, волнующий запах. Ученик опять долго ничего не делал, сидел у стола и думал.
В следующие за тем дни он убедился, что его учительница барышня милая, серьёзная и аккуратная, но что она очень необразованна и учить взрослых не умеет; и он решил не тратить попусту времени, расстаться с ней и пригласить другого учителя. Когда она пришла в седьмой раз, он достал из кармана конверт с семью рублями и, держа его в руках, очень сконфузился и начал так:
— Извините, Алиса Осиповна, но я должен вам сказать… поставлен в тяжёлую необходимость…
Взглянув на конверт, француженка догадалась, в чём дело, и в первый раз за всё время уроков её лицо дрогнуло, и холодное, деловое выражение исчезло. Она слегка зарумянилась и, опустив глаза, стала нервно перебирать пальцами свою тонкую золотую цепочку. И Воротов, глядя на её смущение, понял, как для неё дорог был рубль и как ей тяжело было бы лишиться этого заработка.
— Я должен вам сказать… — пробормотал он, смущаясь ещё больше, и в груди у него что-то ёкнуло; он торопливо сунул конверт в карман и продолжал:
— Извините, я… я оставлю вас на десять минут…
И делая вид, что он вовсе не хотел отказывать ей, а только просил позволения оставить её ненадолго, он вышел в другую комнату и высидел там десять минут. И потом вернулся ещё более смущённый; он сообразил, что этот его уход на короткое время она может объяснить как-нибудь по-своему, и ему было неловко.
Уроки начались опять.
Воротов занимался уж без всякой охоты. Зная, что из занятий не выйдет никакого толку, он дал француженке полную волю, уж ни о чём не спрашивал её и не перебивал. Она переводила, как хотела, по десяти страниц в один урок, а он не слушал, тяжело дышал, и от нечего делать рассматривал то кудрявую головку, то шею, то нежные белые руки, вдыхал запах её платья…
Он ловил себя на нехороших мыслях, и ему становилось стыдно, или же он умилялся и тогда чувствовал огорчение и досаду оттого, что она держала себя с ним так холодно, деловито, как с учеником, не улыбаясь и точно боясь, как бы он не прикоснулся к ней нечаянно. Он всё думал: как бы так внушить ей доверие, познакомиться с нею покороче, потом помочь ей, дать ей понять, как дурно она преподаёт, бедняжка.
Алиса Осиповна явилась однажды на урок в нарядном розовом платье, с маленьким декольте, и от неё шёл такой аромат, что казалось, будто она окутана облаком, будто стоит только дунуть на неё, как она полетит или рассеется, как дым. Она извинилась и сказала, что может заниматься только полчаса, так как с урока пойдёт прямо на бал.
Он смотрел на её шею и на спину, оголенную около шеи, и, казалось ему, понимал, отчего это француженки пользуются репутацией легкомысленных и легко падающих созданий; он тонул в этом облаке ароматов, красоты, наготы, а она, не зная его мыслей и, вероятно, нисколько не интересуясь ими, быстро перелистывала страницы и переводила на всех парах:
— «Он ходил на улице и встречал господина своего знакомого и сказал: «Куда вы устремляетесь, видя ваше лицо такое бледное, это делает мне больно»».
Memoires давно уже были закончены, и теперь Алиса переводила какую-то другую книгу. Раз она пришла на урок часом раньше, извиняясь тем, что в семь часов ей нужно ехать в Малый театр. Проводив её после урока, Воротов оделся и тоже поехал в театр. Он поехал, как казалось ему, только затем, чтобы отдохнуть, развлечься, а об Алисе у него не было и мыслей. Он не мог допустить, чтобы человек серьёзный, готовящийся к ученой карьере, тяжёлый на подъём, бросил дело и поехал в театр только затем, чтобы встретиться там с малознакомой, не умной, мало интеллигентной девушкой…
Но почему-то в антрактах у него билось сердце, он, сам того не замечая, как мальчик бегал по фойе и по коридорам, нетерпеливо отыскивая кого-то; и ему становилось скучно, когда антракт кончался; а когда он увидел знакомое розовое платье и красивые плечи под тюлем, сердце его сжалось, точно от предчувствия счастья, он радостно улыбнулся и первый раз в жизни испытал ревнивое чувство.
Алиса шла с какими-то двумя некрасивыми студентами и с офицером. Она хохотала, громко говорила, видимо, кокетничала; такою никогда не видел её Воротов. Очевидно, она была счастлива, довольна, искренна, тепла. Отчего? Почему? Оттого, быть может, что эти люди были близки ей, из того же круга, что и она… И Воротов почувствовал страшную пропасть между собой и этим кругом. Он поклонился своей учительнице, но та холодно кивнула ему и быстро прошла мимо; ей, по-видимому, не хотелось, чтобы её кавалеры знали, что у неё есть ученики и что она от нужды даёт уроки.
После встречи в театре Воротов понял, что он влюблён… Во время следующих уроков, пожирая глазами свою изящную учительницу, он уже не боролся с собой, а давал полный ход своим чистым и нечистым мыслям. Лицо Алисы Осиповны не переставало быть холодным, ровно в восемь часов каждого вечера она спокойно говорила «au revoir, monsieur», и он чувствовал, что она равнодушна к нему и будет равнодушной и — положение его безнадёжно.
Иногда среди урока он начинал мечтать, надеяться, строить планы, сочинял мысленно любовное объяснение, вспоминал, что француженки легкомысленны и податливы, но достаточно ему было взглянуть на лицо учительницы, чтобы мысли его мгновенно потухли, как потухает свеча, когда на даче во время ветра выносишь её на террасу. Раз он, опьянев, забывшись, как в бреду, не выдержал и, загораживая ей дорогу, когда она выходила после урока из кабинета в переднюю, задыхаясь и заикаясь, стал объясняться в любви:
— Вы мне дороги! Я… я люблю вас! Позвольте мне говорить!
А Алиса побледнела — вероятно от страха, соображая, что после этого объяснения ей уж нельзя будет ходить сюда и получать рубль за урок; она сделала испуганные глаза и громко зашептала:
— Ах, это нельзя! Не говорите, прошу вас! Нельзя!
И потом Воротов не спал всю ночь, мучился от стыда, бранил себя, напряженно думал. Ему казалось, что своим объяснением он оскорбил девушку, что она уже больше не придёт к нему.
Он решил узнать утром в адресном столе её адрес и написать ей извинительное письмо. Но Алиса пришла без письма. Первую минуту она чувствовала себя неловко, но потом раскрыла книгу и стала переводить быстро и бойко, как всегда:
— «О, молодой господин, не разрывайте эти цветы в моём саду, которые я хочу давать своей больной дочери…»
Ходит она до сегодня. Переведены уже четыре книги, а Воротов не знает ничего, кроме слова «memoires», и когда его спрашивают об его научной работке, то он машет рукой и, не ответив на вопрос, заводит речь о погоде.
ruslita.ru
Готовимся к ГИА «СПП с несколькими придаточными», ФГОС
СПП с несколькими придаточными
Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся
сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.
Вид подчинения придаточной части главной | Примеры |
Последовательное | [Ребята с разбегу бросились в реку], (вода в которой уже достаточно прогрелась), (потому что последние дни было невероятно жарко). |
Параллельное | (Когда оратор закончил говорить), [в зале воцарилось молчание], (так как публика была шокирована услышанным). |
Однородное | [Антон Павлович говорил о том], (что подкрепление вскорости прибудет) и (что нужно только чуть-чуть потерпеть). |
Следует запомнить
Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания.
При этом лучше действовать по алгоритму:
Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.
Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.
Упражнения по теме «СПП с несколькими придаточными»
Упражнение 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПОДЧИНЕНИЯ В СПП:
1. Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.
2. Чтобы выработать характер, надо воспитывать в себе волю, так как человек без воли игрушка в руках всякого проходимца.
3. Чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.
4. Когда видишь человека, лицо которого искажено злобой, нужно лишь улыбнуться.
5. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек отдавать все силы полотнам.
6. Бывало, войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его старческих ног, так как после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст.
7. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.
8. Если внимательно прочитать все написанное Пришвиным, убеждаешься в том, что он превосходно видел и знал природу, что писатель не успел рассказать нам о ней и сотой доли.
9. От людей, которые только что отложили прочитанную пришвинскую книгу, я несколько раз слышал, что его книги «настоящее колдовство».
10. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.
Упражнение 2. Определите тип подчинения придаточных предложений в составе СПП.
1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным.
2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях.
3. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке.
4. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью.
5. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.
6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным.
7. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна.
8. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества.
9. И папа прочёл заметку о том, что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений.
10. Он рад, что вернулся и что этот день встретит с товарищами.
11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо.
12. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район.
13. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
14. Они [старики] говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу.
15. Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине.
16. Доложив генералу всё, что нужно было, он прошёл в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.
17. Мы рассчитали, что если пойдём по тропе, то выйдем на реку Найну к корейцам.
18. И, конечно, они не заметили, что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение, которое мысленно декламировал Байрон.
Ответы к упражнению №2 по теме «Типы подчинения придаточных в составе СПП».
1. параллельное
2. однородное
3. последовательное
4. однородное
5. параллельное
6. последовательное
7. последовательное
8. последовательное
9.последовательное
10. однородное
11. однородное
12. параллельное
13. параллельное
14. последовательное
15. последовательное
16. параллельное
17. последовательное
18. последовательное
Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»
1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?
1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.
4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.
2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?
1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.
2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.
3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.
4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.
3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?
1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.
2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.
3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.
4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.
4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.
Но чтоб падали селенья,
Чтобы нивы пустовали —
Нам на то благословенье
Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).
1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.
2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).
5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?
Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).
1. Запятая.
2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.
6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?
Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).
1. Однородное соподчинение.
2. Неоднородное соподчинение.
7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?
Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).
1. Запятая нужна; всего семь запятых.
2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.
8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.
В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).
1. Неоднородное соподчинение.
2. Последовательное подчинение.
9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?
А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).
1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.
2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.
10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?
На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).
1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.
2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.
11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.
Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).
1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.
2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.
12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.
Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).
1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.
2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.
13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.
Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).
1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.
2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.
14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.
Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).
1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.
2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.
15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.
Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).
1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.
2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.
16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?
В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).
1. Запятая не нужна; две запятые.
2. Запятая нужна; три запятые.
3. Запятая нужна; пять запятых.
17. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной (А. Ахматова).
1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.
2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (ответы)
1. 3)
2. 3)
3. 1)
4. 2)
5. 2)
6. 1)
7. 1)
8. 2)
9. 1)
10. 2)
11. 2)
12. 1)
13. 1)
14. 1)
15. 2)
16. 1)
17. 2)
xn--j1ahfl.xn--p1ai