cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Дидактические материалы русский язык 5 класс – Дидактический материал по русскому языку 5 класс

Дидактический материал по русскому языку для 5 класса

Дидактический материал по русскому языку

5 класс

«Простые предложения с однородными членами и сложные предложения»

Карточка 1

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Заспались рыбаки рассолодели от безделья даже шутить перестали.

2. Кедровка перестала кричать неторопливо ощипалась задрала голову и по лесу снова понеслось её скрипучее «кра!»

3. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку.

4. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу и она растворялась в них.

5. Васютка выбрал посуше место натаскал дров развёл огонь.

Карточка 2

Выделите грамматические основы предложений. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Рыбаки ужинали курили щёлкали орехи рассказывали были и небылицы.

2. Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу.

3. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся.

4. Туман росою пал на деревья на землю мелкая пыль искрилась всюду.

5. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.

Карточка 3

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Григорий Афанасьевич обошёл вокруг избушки зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак подправил съехавшие в сторону пластишины корья на крыше. (Пластишины корья, пласты корья – слои или пласты содранной с деревьев коры, которыми покрыта крыша избушки)

2. Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.

3. Мальчик напряжённо вглядывается и начинает различать вздетые к небу не то руки не то лапы.

4. Солнце пошло на закат когда Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы.

5. Медленно спустился Васютка с дерева задумался да так и просидел с полчаса.

Карточка 4

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Васютка поел полистал учебники оборвал листок календаря с радостью отметил что до первого сентября осталось всего девять дней.

2. Васютка уже несколько раз менял направление высыпал из мешка шишки и шагал шагал…

3. Васютка ещё некоторое время стоит неподвижно потом медленно опускает ружьё и облизывает пересохшие губы.

4. Васютка заволновался трава растёт обычно вблизи больших водоёмов.

5. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача искрошил мелко сучки сложил всё в кучу и поджёг.

Карточка 5

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Между деревьями зашарахались тени темнота отступила подальше.

2. Васютка лёг на живот отгрёб рукой зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде.

3. Потом он сел усталым движением снял мешок начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.

4. Лицо и руки жалила крапива но Васютка не обращал внимание на это внимания.

5. Васютка пал на четвереньки затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперёд.

Карточка 6

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Небо уже потемнело в лес опускались сумерки.

2. Васютка ощипал уток зарыл их в горячие угли костра лёг на пихтовые ветки и начал щёлкать орехи.

3. Устал Васютка за день но сон не шёл.

4.Когда туман растворился перед мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро.

5. Васютка бросился вперёд упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду шлёпать по ней руками окунать в неё лицо.

Карточка 7

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Мальчик знал эти фокусы тайги гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

2. Васютка погрел ноги высушил сапоги и портянки оторвал от кальсон тесёмки и повязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога.

3. Осталось две спички кончались и Васюткины силы.

4. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой.

5. Григорий Афанасьевич прижал лицо сына к животу и легонько похлопал по спине.

Карточка 8

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Мчались куда-то мохнатые тучи шумел и качался лес в небе раздавались тревожные крики птиц.

2. На Васюткины сапоги налипли комья грязи он устал вспотел и нет-нет да и переходил на рысь.

3. Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер.

4. Васютка снял прохудившиеся сапоги размотал грязные портянки.

5. Взметнулись искры высоко поднялось пламя.

Карточка 9

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Тут же опомнился схватил свои манатки побежал по берегу навстречу боту.

2. На боте послышались голоса и мотор, будто ему сунули в горло паклю, заработал глуше.

3. Раздался звонок из выхлопной трубы вылетел клуб огня.

4. Мотор затарахтел с прежней силой бот подрабатывал к берегу.

5. Но Васютка никак не мог этому поверить и выпалил последний патрон.

Карточка 10

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Рыбаки чинили неводы конопатили лодки изготовляли якорницы вязали смолили.

2. Ходит себе по лесу один напевает иногда из ружья пальнёт

3. Когда он очнулся на лес уже опускалась темнота, смешанная с дождём.

4. Лежит Васютка на топчане разомлевший а мать и дедушка хлопочут возле простуду из него выгоняют.

5. Сделает человек зарубку на одном дереве отойдёт немного ещё топором тюкнет потом ещё.

Карточка 11

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Далеко ушли рыбаки в низовья Енисея и наконец остановились.

2. Мальчик расцарапал себе лицо порвал телогрейку но ничего этого не замечал.

3. Когда она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку ноги её подкосились.

4. Мать натёрла его спиртом дедушка напарил каких-то, как полынь, корней и заставил пить это зелье.

5. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья.

Карточка 12

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Он перенёс в сторону костёр убрал все угольки набросал веток с хвоей мху и лёг, накрывшись телогрейкой.

2. Васютка отстал от отца подождал лодку которую тянули бечевой рыбаки.

3. По снегу колхозники забросили туда рыбную тару соль сети и открыли постоянный промысел.

4. Мать хотела ещё что-то сказать но на улице залаял Дружок.

5. Высютка высунул голову из-под одеяла выжидательно и робко следил за отцом.

Карточка 13

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Заросли сошли на нет и вместо них появились высокие обрывистые берега.

2. Васютка встал поёжился раскопал уток раздул угольки.

3. Когда костёр разгорелся он прогрел спину потом отрезал кусочек хлеба взял одну утку и принялся торопливо есть.

4. Он вздрогнул от неожиданности и тут же увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу.

5. Только слышались с озера громкие и частые шлепки это играла и кормилась рыба.

infourok.ru

Дидактический материал по русскому языку 5 класс

Контрольный диктант по теме

«Повторение изученного в начальных  классах»

Вариант 1

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)

Грамматическое задание.

  1. Озаглавьте текст.

  2. Обозначить части речи в предложении Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант),

Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант).

  1. Разберите слова по составу:

Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)

Сверкает ,  редкий,  дорожке (2 вариант)

Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова

Контрольный диктант (№1)

по теме: «Повторение изученного в начальных  классах»

Вариант 2

В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.

Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.

Люди называют синицу сторожем наших садов.

Грамматическое задание.

  1. Озаглавьте текст.

  2. Обозначить части речи в первом предложении (1 вариант),

В сад она прилетела за жучками ( 2 вариант).

  1. Разберите слова по составу:

Наносят, фруктовых, грудка. (1 вариант)

Разломишь,  маленькой,  шапочка (2 вариант)

Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова

3 вариант

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются. (82 слова)

Задания.

  1. Придумать название текста.

  2. Подчеркнуть орфограммы (гласные и согласные ) корня, требующие проверки.

  3. Выбрать из текста слово с безударным гласным в корне и написать к нему проверочное слово, поставив ударение.

  4. Разобрать по составу слово подземный (1 вар.), выходные (2 вар.).

4 вариант

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке, кругом тишь. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

  1. Выделенное предложение запишите поморфемно.

  2. Выпишите три слова с орфограммами, обозначьте орфограммы

Контрольный диктант по теме

«Синтаксис и пунктуация»

Вариант 1

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака.  Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», —  проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)

(По В. Астафьеву)

  1. Грамматическое задание:

Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 2-ом абзаце

Графически объяснить пунктуацию в предложениях

1 вар. — «Дождь пойдёт», —  проговорила Нина.

Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.

        2-ой вар. –

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.    

Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Контрольный диктант по теме

«Синтаксис и пунктуация»

Вариант 2

О пословицах

Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.

В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.

В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.

Грамматическое задание:

Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 3-ем абзаце

Произвести синтаксический разбор предложения  

1 вар. —  Пословица – это краткое мудрое изречение народа.

        2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Разобрать по составу слова:

1 вар – поговорка

2 вар. — выдумка

Контрольный диктант по теме

«Синтаксис »

ХОЧЕШЬ СТАТЬ ПОВЕЛИТЕЛЕМ ПТИЦ?

Если я захочу, птицы сами прилетят ко мне.

Нет, я не волшебник. Я не шепчу заклинаний, и у меня нет волшебной палочки, но зато есть волшебная полочка.

На вид она совсем проста: фанерка с деревянными бортиками.

Чтобы прилетели птицы, нужно на полочку насыпать крупы и хлебных крошек и выставить её за окно.

Полочка сразу станет волшебной, и на неё прилетят голуби и воробьи. К вам наведаются и синицы, если укрепить на полочке кусочек сала. Положите на полочку горсть рябины, и сразу её будут клевать снегири. Сделайте доброе для пернатых!

(89 слов)

  1. Выбрать из текста сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы.

  2. Выписать 3 слова с безударным гласным в корне слова, обозначить орфограмму.

Контрольный диктант по теме

«Синтаксис »

ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?

Выпал первый снег. И все кругом стало белым. Деревья, земля, крыши – все белое.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вышла она на крыльцо. Вдруг видит в снегу на ступеньках следы.
– Что за зверек тут ходит? – подумала девочка.
Бросила Катя на крыльцо котлетку и убежала. День прошел, ночь прошла. Проснулась Катя утром – и скорей на крыльцо. Котлетка цела! А следов стало еще больше. Бросила Катя косточку из супа. Утром смотрит – зверек косточки не трогал. Может быть, это зайчик? Тогда Катя почистила красную морковку и оставила ее на крыльце. Утром глядит, а морковки нет. Зверек приходил и всю морковку съел. Что это за зверек?

(По Е.Чарушину)

Грамматические задания

I вариант1) Найдите и выпишите одно предложение с однородными сказуемыми, подчеркните грамматическую основу.
2) Найдите и выпишите односоставное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью согласование.

II вариант

1) Найдите и выпишите одно сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
2) Найдите и выпишите безличное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью управление
.

Контрольный диктант по теме

«Синтаксис и пунктуация»

Заячьи лапы.

Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о необыкновенном зайце. 
В августе ходил дед охотиться, попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. 
Дед пошел дальше, но затревожился. Он понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели.
Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!».
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил.

(По К.Паустовскому)

Грамматические задания.

  1. Выписать все словосочетания из первого предложения второго абзаца. Одно из них разобрать.

  2. Начертить схему предложения с прямой речью.

  3. Выполнить пунктуационный разбор второго предложения.

  4. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Вариант 1

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)          

(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант  Набегают, крупные, дождинки

2 вариант Затихает, туманная,  порыв

Контрольный диктант

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

Охраняйте леса! 

      У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. 
      За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
      Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Г р а м м а т и ч е с к ое   з а д а н и е:

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант лесовод, бросают,  десятки

2 вариант лесорубы, отводит,  посадками

Контрольный диктант

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

  Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель. 

  В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки. 

  Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.

(120 слов)

  Задания к тексту:

  1) 1-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, — рос-. Графически объясните выбор гласной.

       2-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож. Графически объясните выбор гласной.

  2) 1-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.

       2-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.

Контрольный диктант

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается на вечной мерзлоте. 

  Растет береза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом. Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая поросль. Пройдет еще несколько лет, и многие светолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появятся под пологом березового леса молоденькие ели, пихты, лиственницы и сосны. А через 60 — 80 лет березу полностью вытеснят. Зашумит здесь хвойный бор.

  А на опушке или поляне береза проживет долго и станет настоящей великаншей. Возраст таких отдельных деревьев достигает 150 лет.

(113 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Найдите слова с корнем -раст--рос. Графически объясните выбор гласной в корне.

  2) 1-й вариант: найдите сложное предложение и подчеркните его грамматические основы.

       2-й вариант: найдите предложение с однородными членами и подчеркните их.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

Кайры

Над шумным, пенным морем поднимается скала. У неё нет обычной вершины. Солёная морось, хлёсткие долгие дожди, тающие по весне тяжёлые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували её. На месте острой вершины образовалось каменистое плато.

На плато множество чёрно – белых птиц. Это кайры.

Яйцо кайры тяжёлое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Белок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.

Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.

Птицы у самого дна гоняются за рыбёшками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато – зелёные, белые и коричневые. И все в тёмных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – тёплая. («Всё о птицах»; 115 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: Над шумным, пенным морем поднимается скала. 2 вариант: На месте острой вершины образовалось каменистое плато.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: поднимается над морем; 2 вариант: каменистое плато.

3.Морфологический разбор существительного:

1 вариант: (над) морем; 2 вариант: плато.

4. Морфемный разбор

1 вариант: хлёсткие, рыбёшками; 2 вариант: каменистое, сгусток.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

Павлиний глаз.

Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.

Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.

Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. (Коваль Ю.И. «Поздним вечером ранней весной» ( Рассказы, повести.) 115 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями.2 вариант: Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сухими крыльями; 2 вариант: садится на стол.

3.Морфологический разбор прилагательного:

1 вариант: сухими; 2 вариант: письменный.

4. Морфемный разбор

1 вариант: задуваю, избушку; 2 вариант: ночной, садится.

5. Фонетический разбор:

1 вариант: свечу; 2 вариант: крылья.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

Грибной дождь

Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе. До сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.

Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.(К.Г.Паустовский «Золотая роза»; 115 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. 2 вариант: Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сыплется из туч; 2 вариант: попахивает дымком.

3.Морфологический разбор глагола:

1 вариант: сыплется; 2 вариант: попахивает.

4. Морфемный разбор

1 вариант: возится, трогает; 2 вариант: следить, ловится.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного за курс 5 класса»

В самолёте во время грозы

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат. Многие задёргивают шёлковые шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

Это продолжается минут пять. Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке. (В.Железников «Мальчик с красками»» 120 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. 2 вариант: Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: от встречного ветра; 2 вариант: по бетонной дорожке.

3.Морфологический разбор:

1 вариант: гудят; 2 вариант: (по) дорожке.

4. Морфемный разбор

1 вариант: шёлковые, видеть, лётчик; 2 вариант: волшебная, несётся, самолёт.

5. Фонетический разбор:1 вариант: пять; 2 вариант: часто

Контрольная работа по теме « Фонетика, графика, орфоэпия»

Вариант1

1.Фонетика – это наука .. .а) о языке; б) о словарном составе языка; в) о звуках речи.

2.Укажи звонкие согласные звуки- а) [в,ф, г,к], б) [р,б, г,в], в) [р,ф, г,к].

3.Укажи только твердые согласные звуки — а) [ф,ж,к], б) [б, ш,в], в) [ж,ш, ц].

4.Запиши название букв алфавита с 11по 18.

5.Запиши слова и расставь в них ударение : свекла, договор, каталог, щавель, квартал, банты, звонит, алфавит, крапива, туфля.

6.В каком слове на месте Ч произносится ) [Ш]? а) чтобы, б)почему, в)четко

7. В каком слове звуков больше, чем букв? а)район; б)сияние; в)декабрь;

8. В каком слове все согласные звуки твёрдые? а)тушь; б) горсть; в) четки;

9. В каком слове произносится звук [ч’]? а) счет; б) грузчик; в) чемпионат.

10.Затранскрибируй слова, одного сделай фонетический разбор : юбилей, вьюжный, скользкий, яшма.

Контрольная работа по теме « Фонетика, графика, орфоэпия»

Вариант1

1.Орфоэпия–это наука… а)о языке; б)правилах произношения; в)правилах написания слов.

2.Укажи глухие согласные звуки- а) [ш,ф, с,к], б) [р,с, г,в], в) [р,ф, г,к].

3.Укажи только мягкие согласные звуки — а) [ф’,ж’, й’], б) [б’,л’,в’], в) [й’,ч’,щ’].

4.Запиши название букв алфавита с 19 по 26.

5.Запиши слова и расставь в них ударение : досуг, кухонный, красивее, свекла, договор, шофер, столяр, позвонит, алфавит, процент.

6.В каком слове на мечте Ч произносится ) [Ш]? а)пчела, б) что, в) черт.

7. В каком слове звуков больше, чем букв? а)птица; б)дождь; в) елочка;

8. В каком слове все согласные звуки твёрдые? а)мышь; б)печь; в)рой;

9. В каком слове нет звука [т]? а)расчистить; б)подписчик; в) брусчатка.

10. Затранскрибируй слова, одного сделай фонетический разбор : южный, тюбик, дождь, семья.

Контрольная работа по теме «Лексика».

1 вариант.

1) Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»

А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

Б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;

В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.

 2) Выберите вариант правильного объяснения лексического значения выделенного слова в предложении «На площади стоял обелиск из полированного черного мрамора».

А) Клиновидный инструмент, по которому ударяют, рубя металл, обрабатывая камень;

Б) Основание памятника, колонны статуи, а также подставка, на которую устанавливается что-либо;

В) памятник, сооруженный в виде постепенно сужающегося кверху граненого столба.

 3) Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

А) ветер воет, горит костер, сушить весла;

Б) золотые украшения, гора урожая, холодный взгляд;

В) море новостей, плакал лес, горячее сердце.

4) Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению  друг к другу: язык пламени – изучать язык.

А) синонимы;

Б) омонимы;

В) антонимы.

 5) Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении: «Великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков был, как и многие другие писатели, врачом».

……………………………………………………………………………………….

 6) Подчеркните слова в предложении, которые являются антонимами.

Землю — родную землю, Родину – освобождают, территорию — захватывают. Хозяин — на земле, на территории – завоеватель, покоритель. Так что же нам эта земля – земля-кормилица, Родина? Или территория?

  7) На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:

Офис — ………………………

трасса — ……………………….

иллюстрация — ……………..

 8) Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.

На краю света………………

Чуть свет…………                                                                                                                                  

9) Произведи лексический разбор выделенного слова в предложении «Гаснет вечер, даль синеет, солнышко садится».

 

 

Контрольная работа по теме «Лексика».

2 вариант.

 1) Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»

А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

Б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;

В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.

 2) Выберите вариант правильного объяснения лексического значения выделенного слова в предложении «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

А) любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу;

Б) мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, общепринятым;

В) Искренность, правдивость, чистосердечность .

 3) Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

А) волк воет, золотые руки, красить краской;

Б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;

В) море цветов, красное платье, твердая земля.

 4) Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению  друг к другу: заключить мир – сказочный мир.

А) антонимы;

Б) синонимы;

В) омонимы.

 5) Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении: «Вокруг зеленела бархатная трава».

…………………………………………………………………………………………….

 6) Подчеркните слова в предложении, которые являются антонимами.

Было время, когда человек был не великаном, а карликом, не хозяином природы, а ее рабом. Но теперь все изменилось, и природа очень часто страдает от деяний человека.                                                   

 7) На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:

фейерверк — ………………………

яхта — …………….………………….

автограф — ………………………..

 8) Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.

Не разлить водой………………………………………………………………………….

Сквозь землю провалиться………………………………………………………………

                                                                                                                                  

9) Произведи лексический разбор выделенного слова в предложении «…А в ответ колоски шелестят: «Золотые нас руки растят».

 

infourok.ru

Дидактический материал по русскому языку для 5 класса

Работа с существительными.

– Рассмотрите схему. Как она поможет не ошибиться в выборе гласной в окончаниях существительных?

 

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Проверочные слова

доска

земля

стол

конь

окно

степь

(Учащиеся должны догадаться, что в схеме даны существительные разных склонений с ударными окончаниями. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в окончании проверяемого слова, нужно мысленно подставить слово-шпаргалку того же склонения, в том же падеже из схемы. Их окончания будут совпадать. Учитель обращает внимание учащихся на слова на -ий, -ие, -ия. При выборе гласной в вызывающих затруднения падежных окончаниях этих слов следует использовать слово-шпаргалку 3 склонения.)

– Опираясь на схему, заполните пропуски в первом столбике таблицы.

Работа с прилагательными.

– На какие вопросы отвечают прилагательные?

– Как эти вопросы могут помочь нам при выборе гласной в окончаниях прилагательных?

– Заполните пропуски во втором столбике таблицы, задавая вопросы к прилагательным.

Примечание. Нужно обратить внимание учащихся на то, что окончание прилагательного ближнему нельзя проверить вопросом. Следует запомнить, что у прилагательных окончания —иму нет.

Работа с глаголами.

– Рассмотрите схему и скажите, от чего зависит выбор гласной в окончании глагола.

Безударные окончания глагола

I спр.: —е, -ут, -ют

Все остальные глаголы (не входящие в состав глаголов II спр.)

 

 

 

 

+ глаголы-исключения: брить, стелить

 

 

 

(идти – слово-«шпаргалка»)

II спр.: -и, -ат, -ят

Все глаголы на —ить (говорить)

+ 7 глаголов-исключений на —еть:

видеть

ненавидеть

смотреть

терпеть

вертеть

зависеть

обидеть

(глядеть – слово-«шпаргалка»)

+ 4 глагола-исключения на —ать:

гнать

держать

дышать

слышать

(спать – слово-«шпаргалка»)

В скобках даны проверочные слова, окончаниях которых при изменении становятся ударными.

– Опираясь на схему, заполните пропуски в третьем столбике.

infourok.ru

Дидактический материал для 5 класса

Дидактический материл

для учащихся 5- 7 классов по русскому языку

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Задание: вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

КЛАСС:______________

ФИО: ________________

ЧИСЛО:______________

отк…заться от прогулки

прок…титься на санках

сильный скв…зняк

обл…деневшие стёкла

зач…рпнуть в…ды

прокр…чать в т…шине

сл…мать игрушку

тихонько проп…щать

перем…хнуть через забор

пром…лькнувший огонёк

л…тучая мышь

пл…щадка для игр

обм…няться адресами

зам…сить тесто

надолго зам…чать

од…брительный взгляд

жилое пом…щение

сп…сти раненого

осв…бодить из плена

нагр…дить медалью

отк…заться от прогулки

прок…титься на санках

обл…деневшие стёкла

нагр…дить медалью

осв…бодить из плена

ОЦЕНКА:___________________ КОЛИЧЕСТВО ОШИБОК:________________

Дидактический материл

для учащихся 5- 7 классов по русскому языку

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Задание: вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

КЛАСС:______________

ФИО: ________________

ЧИСЛО:______________

прож…вать хлеб

разв…вать ребёнка

разв…ваются флаги

зап…вать лекарство

зап…вать песню

работают как в…лы

на море пенятся в…лы

в доме ч…стота и порядок

ч…стота ударов в минуту

прим…ры на сл…жение

читать с насл…ждением

ст…нать от боли

ост…новить машину

просл…влять Родину

кр…ю и шью одежду

с…мостоятельная работа

об…жаться на грубость

обн…вить платье

зач…рствевший хлеб

подк…вать лошадь

од…ревенеть от холода

тонкая пл…стинка

садовая тр…щотка

пот…мневшее небо

в сер…дине цветка

ОЦЕНКА:___________________ КОЛИЧЕСТВО ОШИБОК:________________

Дидактический материл

для учащихся 5- 7 классов по русскому языку

Проверяемые безударные гласные в корне слова

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

КЛАСС:______________

ФИО: ________________

ЧИСЛО:______________

Задание №1: вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

Прол..вной дождь, тор..пливая походка, укр…плять здоровье, ск..сить траву, резко зат…рмозить, л…бединое гнездо, посп.. .шить домой, съ…добные грибы, св..зать кофточку, руков…дитель кружка, с…рдитый окрик, прод…лжать разговор, правоп…сание суффиксов, прибл…жаться к финишу, пом…гать бабушке, дружеские отн…шения, ош…баться при письме.

Задание №2. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните одной линей слова, правописание которых зависит от лексического значения слова.

Прож…вать по адресу, прож…вать хлеб, зав…зировать документы, зав…зать галстук, запл…тить долг, спл….титься во имя общего дела, подр….жать старшему брату, др….жать от холода, ур…..внять в правах, выр…внять по линейке, разр….дить атмосферу, разр….дить посевы, просл….влять героя, бл…госл…вить на подвиг, ум….лять о помощи, ум….лять заслуги, пок….рить талантом, пок….рать предателя, отд….лять от себя, осл…ленный властью, ул…ченный в краже.

Задание №3.Вставьте пропущенные буквы:

Платный осв…домитель, у…звленное с…молюбие, кол…баться от ветра, совсем разв…нтился, ок….ймленный д…ревьями, обд….лить вниманием, обн….жить п….роки, могучий талант, выч…стить до блеска, научное д…стижение, вспом…гательный инструмент, мощное исп…рение, ж…рная ед…ница, истин­ое насл….ждение, цв…тная кл….енка, извес….ное изр…чение, не­исс….каемый источник, выч….стить до блеска, ж….вописная д….лина

ОЦЕНКА:____________________

Данный дидактический материла можно использовать не только при контроле, но и при отработке ЗУН. Также возможно использование в качестве домашнего задания.

kopilkaurokov.ru

Дидактические материалы по русскому языку для 5, 6 классов

Н-нн в суффиксах прилагательных ( 6 класс)

Осе…яя прогулка.

Ра им осе…им вечером я вышел прогулять свою собаку. На ней был шерстя…ой свитер, а на мне – водолазка и кожа…ая куртка. Когда мы вышли из подъезда, пес понесся вперед льви…ыми прыжками, потому что погода была ветре…ая. Сегодня утром выпал небольшой снежок, а в обед было стра…ое потепление, но к вечеру снова похолодало. И поэтому сейчас земля была покрыта тонкой ледя…ой коркоя.

Хотя стекля…ые глаза фонарей еще горели теплым светом, на небо уже взошла луна. Она была какого- то соломе…ого цвета. Я понал, что уже поздно, и позвал пса домой.

Утро в деревне.

Петуши…ый крик разбудил Машу ра…им утром. День обещал быть жарким и безветре…ым , и поэтому спать девочке больше не хотелось .Она побежала на кухню. Бабушка сидела в своем любимом плете…ом кресле и пила ароматный травя…ой чай.

Завтракать Маша не стала. Она надела соломе…ую шляпку и выбежала на пусты…ую улицу и побежала к речке. За деревя…ым мостиком виднелся песча…ый пляж ,на который любили ходить деревенские ребятишки. Но сейчас здесь никого не было, лишь в камышах раздавалось громкое ути…ое кряканье, да водя…ые паучки пробегали изредка по водя…ой глади.

Сердце Маши наполнилось необыкнове…ой радостью, ведь впереди еще целых три месяца беззаботной деревенской жизни.

Прогулка в лесу.

Ра…им осе…им утром мы собрались на прогулку в лес. Я надела кожа…ую куртку, а мама – дли…ый пуховик, шерстя…ые гамаши и сапоги с серебря…ыми пряжками.

Лес встретил нас воробьи…ым чириканьем, шуршанием бесчисле…ых листьев под ногами. А сколько было грибов! Осень разукрасила лес, не пожалев багря…ой и желто- соломе…ой краски.

Мы гуляли долго, но вот погода поменялась и стала ветре..ой. Мы собрались обратно, перешли деревя…ый мостик и вскоре были на станции. Домой вернулись вечером с полной корзиной грибов и огромным количеством впечатлений.

Прогулка.

Ра…ее утро. Я просыпаюсь и открываю окно.Свежий горный воздух врывается в мою комнату..

Одевшись и позавтракав, по песча…ому берегу моря отправляюсь в горы .Солнце встало и позолотило окрестности. Серебря…ые блики на воде исчезли. Вот и грот, куда я направлялся. Каме…ые своды покрыты водя…ой пылью.

Недалеко течет горная река, она пробила в скале причудливую пещеру. А снял с себя одежду, надел маску и нырнул…

Первое, что я увидел, были подводные обитатели: огне…ые рыбки, дли…ые таинстве…ые проворные угри, разноцветные ракушки. Раскрыв одну из них, я вынырнул и увидел, что мир вокруг изменилс..Подул ветер, водя…ные брызги с моря долетали до меня. Выбравшись на берег , взял свой кожа…ый рюкзак , положил в него стекля…ую банку с рыбками и пустился бегом к корпусу, в котором отдыхал

Весе…яя экскурсия.

За окном играл молодыми листочками березы весе…ий ветер. Экскурсио…ый автобус, в котором находились ю…ые туристы, ахал по новой асфальтирова…ой трассе. По обе стороны от дороги мелькали ржа…ые и овся…ые полы, весе…ие луга, которые постепенно сменили серебря…ые вековые сосны.

Отдых устроили на песча…ом пляже возле искусстве…ого пруда. На берегу играли в кожа…ый мяч, желающие удили рыбу.

Но вот дли…ый, насыще…ый впечатлениями день подошел к концу. Поздним лу…ым вечером путешестве…ики вернулись домой. Эта встреча с природой для всех была жела…ой и полезной.

О — е после шипящих ( 5 класс)

Осенняя прогулка.

Однаждв осенью я с мамой пош…л на прогулку в лес.Воздух был свеж, щ…ки обдувал прохладный ветер.

Прямо по ш…ссе мы свернулив лес и услышали тихий ш…пот деревьев. Все они стояли в пестром наряде. Березы ж…лтые, осины красные, дикий крыж…вник еще зеленый.Под ногами слышался ш…рош опавших листьев. На ж…сткую от мороза землю падали таж…лые ж…луди. Вдруг из ч…рной трущобы выскочил заяц. Ш…рстка на нем стояла дыбом. Кого он испугался в чащ…бе ?

Мы долго бродили по лесу. К вечеру заморосил дождь. Мы надели плащи с капюш…нами и поспешили домой.

Ночные ш…рохи.

Ж…лтое солнце спряталось за камыш…м. Я вош..л в ельник. Лес полон ш…рохов : прополз уж…нок, пробежал мыш…нок, прошелестел еж…нок, в дупле спрятался бельч…нок. Ч…рный лапник тихо переш…птывался

Вдруг зашуршала трава. Я оглянулся. Это маленький зайч…нок. Торопился домой. Высоко на дререве филин защ…лкал клювом. Я от испуга задел ветку плеч…м. Поправив холщ…вую сумку и перепрыгнув через роднич..к, я поспешил домой.

Волшебный парк.

Я часто представляю себя гуляющим по волшебному парку. Вдоль ограды растет крыж…вник, усыпанный крупнными ж…лтыми ягодами. С тяж…лых ветвей дубы роняют на землю ж…луди. В центре парка больш…е озеро.О берег бьется ч…рный ч…лн.

Горячий летний ветер ож…г весь парк. На улице так жж..т солнце, что я гуляю в ш…ртах, сняв кофту с капюш…ном.

В глубине парк ч…рен, как галч…нок, а за оградой начинается трущ…ба. Повсюду слышатся какие-то ш…рохи. Все вокруг кажется волшебным, говорить хочется только ш…потом. По лавочком разложен шоколад, много ш…колада… Разве это не волшебный парк?

Друзья.

Зайч…нок и лягуш…нок решили проучить медвеж…нка — обж…ру.

Скупой медвеж…нок в лесной трущ…бе втайне от всех ел мед. Зайч…нок и лягуш…нок перебрались по тонкой ж…рдочке через ручей на полянку. Там виднелись кусты ж…лтого крыж…вника и ч…рной смородины. Как только зверята набрали ягод, пош…л тихит дождь. Деревья не шелохнулись, не шелестела листва, только иногда упадет с дуба ж…лудь.

Когда вновь запели птицы, послышалось щ…лканье соловья и появились пч…лы, лягуш…нок с зайч…нком отправились к медвеж…нку. Когда косолапый услышал ш…рох и ш…пот за кустами, то он спрятал свой боч…нок с медом. Но когда дррузья преподнесли ему целое лукошко лесных ягод, медвеж…нку стало стыдно и он угостил своих друзей медом.

С тех пор его больше жадиной никто не называл.

Встреча.

Ш…л ч…порный щ…голь по ш…сссе. Из трущ…бы послышался ш…рох. Щ…голь раздвинул кусты и увидел обж…ру, одетого в ч…рную куртку с капюш…ном. У него были толстые щ…ки и живот. Обж…ра уплетал ш…кололад. Потом он принялся за туш…нку, а покончив с нею, съел три только что испеч…ннных пирожка с печ…нкой. Запил все алыч…вкой, закусил копч…ной колбасой.

Щ…голь чихнил от удивлентя, а потом утерся ж…лтым ш…лковым платком. Не очень-то приятная встреча!

kopilkaurokov.ru

Дидактический материал по русскому языку «Орфография» 5 класс

Карточки 5 класс Орфография

Вставь пропущенные буквы.

Проверяемые гласные в корне слова.

Обл…денение, увл…чение, объед…нение, прин…сить, топ…линый, терп…ливый, уб…жать, л…сёнок, погл…щение, пр…зёр, запр…щать, пот…рять, пож..леть, з…мовал, пол…вать, пом…гать, разв…рить, р…птание, нац…дить, разл…новать, загр…мировать, зав…нтить, щ…левой, опл…тить, м…лить

Вставь пропущенные буквы. Чередующиеся гласные о-а в корне слова.

Разл…жить, подр…сли, ул…жить, прор…сти, изл…гать, сл…гать, р…сточек, подр…стковый, предл…гать, зар…сли, сл…гаемое, р…стут, Р…стов, пол…жил, отр…сль, возл…жить, р…стовщик Р…стислав, выр…щенный, пол…г

——————————————————————————————————————————

Вставь пропущенные буквы. Буквы и-ы после шипящих и ц.

Ц…трусовые, акц…я, панц..рь, лисиц…н, ц…клон, щипц…, ц…ган, ц…ферблат, куц…й, на ц…почках, страниц…, акац…я, смуглолиц…й, скворц…, ц…линдр, авиац…я, ц…ркуль, ц…плёнок, иниц…атива, амортизац…я, иниц…алы, принц…пы, ц…кнул, сестриц…н, ц…ферблат

——————————————————————————————————————————

Вставь пропущенные буквы. Буквы о- ё после шипящих в корне слова.

Ч…лка, ж…лтый, ож…г руку, получил ож…г, ш…колад, уч…ный, прич…ска, расч…ска, ж…лоб, трущ…ба, поч…т, щ…ки, ш…рох, крыж…вник, расч…т, ш…лковый, ж…сткий диван, тяж…лый, обж…ра, изж…га, ш…рстка,ж…нглёр

————————————————————————————————————

Вставь пропущенные буквы. Буквы е-и в окончаниях имён существительных.

В арми…, на полк…, в дом…, в палисадник…, о мам…, к сестр…, о молодёж…, о демократи…, на территори…, в озер…, к галере…, по алле…, о професси…, по дорог…, в планетари…, из- за двер…, в тетрад…, о дружб…, в музе…, на природ…, о нравственност…, до рощ…, при пожар…, без куртк…, с ветк…

infourok.ru

Дидактический материал по русскому языку (5 класс)

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.

  2. Не в деньгах счастье, а в согласи… .

  3. В хорошем сочетани… каждая буква – золото.

  4. Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.

  5. Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .

Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… .

Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных.

Определить склонение и падеж у существительных в единственном числе.

Выделить грамматическую основу предложений.

К околиц.. деревн.. по тропинк.. бежит хохлатый жаворонок. С первым снег.. появляется он на деревенской улиц.. . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ.. на окраин.. деревн.. . На мороз.. жаворонок не зябнет.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей. 2) Ветки черемухи стояли в кувшин_ на окошк_. 3) Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев. 4) Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_. 5) На болот_ в воздух_ пахло сыростью.

Карточки со словосочетаниями:
Состязания борц..в, дело с конц..м, ц..ганский табор, шуба из ц..гейки, ш..лковый платок, находиться за рубеж..м, писать карандаш..м, чугунная реш..тка, крыж..вниковое варенье, залить сургуч..м, ж..лтая тесьма, неожиданный ш..рох, подошел на ц..почках.

Списать вставить о или е.

1. храбрец..м

8. встреч..й

2. ключ..м

9. чертеж..м

3. каланч..й

10. гребц..в

4. удач..й

11. неудач..й

5. зайц..в

12. мудрец..в

6. сторож..м

13. пейзаж..м

7. ш…пот

14. ш…колад

Карточка (1 вариант)

1. Образовать форму множественного числа родительного падежа

дела ___________________, места ___________________, грузины ___________________,

апельсины __________________.

2. Вставьте, где нужно Ь?

Секач…, много туч…, грач…, мяч…, товарищ…, много рощ…, молодеж…, мыш…,

глуш…, печ…, много задач…

Карточка (2 вариант)

1. Образовать форму множественного числа родительного падежа

валенки ___________________, чулки ___________________, армяне___________________,

томаты __________________.

2. Вставьте, где нужно Ь?

Секач…, много туч…, грач…, мяч…, товарищ…, много рощ…, молодеж…, мыш…,

глуш…, печ…, много задач…

Карточка (1 вариант)

1. Образовать форму множественного числа родительного падежа

дела ___________________, места ___________________, грузины ___________________,

апельсины __________________.

2. Вставьте, где нужно Ь?

Секач…, много туч…, грач…, мяч…, товарищ…, много рощ…, молодеж…, мыш…,

глуш…, печ…, много задач…

Карточка (2 вариант)

1. Образовать форму множественного числа родительного падежа

валенки ___________________, чулки ___________________, армяне___________________,

томаты __________________.

2. Вставьте, где нужно Ь?

Секач…, много туч…, грач…, мяч…, товарищ…, много рощ…, молодеж…, мыш…,

глуш…, печ…, много задач…

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.