Технология интегрированного обучения в доу по фгос – ( ). , — .
Технология интегрированного занятия. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 13 г.Рогачева»
Методические рекомендации
«Технология интегрированного занятия
в учреждении дошкольного образования»
для участников районного МО заместителей
руководителей по основной деятельности
Одним из принципов, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования является принцип интегративности, предусматривающий возможность использования поликультурного содержания в разных видах деятельности (познавательной, игровой, речевой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, конструктивной, музыкальной). Одна из форм осуществления этого принципа в учреждении дошкольного образования, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества в игровой деятельности – интегрированные занятия.
Потребность в этом объясняется целым рядом причин:
1.Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве
2. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес.
3. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в учреждении дошкольного образования).
4. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, для занятий сверх содержания учебной программы.
5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога. Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно-научной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний.
В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий. Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:
Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной
безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид
деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный
настрой.
Интегрированное – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы,
живописи). На занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития. Понятие «интегрированное занятие» рассматривается более широко, чем некая организованная форма обучения детей, имеющая фиксированное время и место в режиме дня. Интегрированные занятия могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление. В форме интегрированных занятий целесообразно проводить обобщающие занятия, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух и более разделов.
Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.
Наиболее эффективные методы и приемы, применяемые на интегрированном занятии:
-
Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
-
Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
-
Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концетрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. Структура интегрированного занятия отличается от структуры обычного занятия.
Требования к структуре интегрированных занятий
-
Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
-
Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
-
Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемыхпредметов на каждом этапе занятия.
-
Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.
-
Систематичность и доступность изложения материала.
Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Примерная структура занятия
-
Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
-
Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
-
Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Основная особенность интегрированного занятия
К основной особенности интегрированного занятии относится синтез:
— содержания изучаемого материала, теоретического и практического
обучения;
— предметов образовательного цикла между собой;
— деятельности двух и более педагогов и др.
Характеристика интегрированного занятия в зависимости от уровня интеграции:
— является одним из направлений межпредметной интеграции;
— имеет среднюю степень интеграции;
— структурирование материала осуществляется через горизонтальный
тематизм;
— форма имеет смешанную структуру.
— предметом анализа выступают многоплановые объекты, сохраняется
самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами,
программой.
Педагогические возможности интегрированного занятия:
— формирование в единстве знаний и умений;
— коммуникативность умений;
— повышение интереса к учению;
— снятие напряженности, страха, неуверенности.
Преимущества интегрированных занятий:
— способствуют повышению мотивации обучения, формированию
познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и
рассмотрению явления с нескольких сторон;
— в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи,
формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать
выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
— углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с
понятием, расширяют кругозор;
— основываются на нахождении новых связей между фактами, которые
подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;
— эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки,
живописи. литературы, пластики движения и др.
Закономерности интегрированного занятия:
— все занятие подчинено авторскому замыслу;
— занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;
— этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;
— отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
— цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только
структурную, но и смысловую связанность.
Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать занятие как
научно – деловое построение, в котором важны:
— комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;
— соотношение изученного и изучаемого;
— соединение отдельных зачетов в один общий.
Трудности проведения интегрированного занятия
— сложность отбора учебного материала;
— подробное структурирование занятия;
— проблема личной совместимости педагогов;
— общий подход к оценке знаний и умений детей;
— согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий
может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.
Методика подготовки интегрированного занятия
(рекомендации К.Ю. Белой по осуществлению интеграции в учреждениях дошкольного образования)
-
Определить образовательные области, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
-
Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
-
Учитывать программные требования и возрастные особенности детейдошкольного возраста.
-
Определить одно или несколько базовых направлений интеграциисодержания образования.
-
Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.
-
Продумать развивающие задачи.
-
Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики).
-
Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
-
Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.).
-
Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построенияорганизации и проведения интегрированных занятий.
Учет условий при планировании и организации
интегрированных занятий
-
Обязательный учет содержания учебной программы дошкольного образования.
-
В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия.
-
При разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных областей, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания.
-
При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.
-
Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.
-
При планировании и проведении интегрированного занятия педагогамитребуется тщательная координация действий.
-
Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.
-
На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие образовательные области:
— музыкальная деятельность + ЭМП;
— обучение грамоте + ЭМП;
— развитие речи и культура речевого общения + обучение грамоте + художественная литература;
— ребенок и общество + музыкальная деятельность + искусство: рисование;
— ребенок и общество + физическая культура;
-ребенок и общество + музыкальная деятельность и т. д.
Литература:
1.Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012.
2. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. – Москва: Творческий центр, 2008.
Презентацию можно посмотреть перейдя по ссылке:
https://content.schools.by/sad13rogachev/library/Презентация_Технология_интегрированного_занятия.ppt
sad13rogachev.schools.by
Презентация к уроку по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: «Технология интегрированного обучения в ДОУ»
Слайд 1
Технология интегрированного обучения Стойкович Ольга ВладимировнаСлайд 2
Описание Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников.
Слайд 3
Принцип построения содержания Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно-научной картины мира. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой. Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия 3 существенно отличается от методики проведения обычного занятия.
Слайд 4
Методы Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно- речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Слайд 5
Требования к структуре Четкость, компактность, сжатость учебного материала. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии. Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия. Систематичность и доступность изложения материала.
Слайд 6
Примерная структура занятия Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»). Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Слайд 7
Трудности подготовки и проведения занятий Сложность отбора учебного материала. Подробное структурирование занятия. Проблема личной совместимости педагогов. Общий подход к оценке знаний и умений детей. Согласованное применение одинаковых терминов и понятий. Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.
Слайд 8
Методика подготовки интегрированного занятия Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования. Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.
Слайд 9
Методика подготовки интегрированного занятия Продумать развивающие задачи. Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики). Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой). Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.). Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
Слайд 10
Преимущества интегрированных занятий способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи. литературы, пластики движения и др.
Слайд 11
Вывод Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.
nsportal.ru
«ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ДОУ»
Педагогический совет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 «Журавушка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Педагогический совет Тема: «Интеграция
ПодробнееСтруктура уроков. Структурирование урока.
Структура уроков В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков. 1.По основной дидактической цели: 1.1.Урок ознакомления с новым материалом. 1.2.Урок закрепления изученного.
ПодробнееПРОГРАММА КРУЖКА ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Первомайского района Рассмотрен на заседании методического совета МБДОУ д/с»сказка» протокол от
ПодробнееАннотация к рабочей программе ДОУ
Аннотация к рабочей программе ДОУ Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,
ПодробнееПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида 23 «Солнышко» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование метода наглядного моделирования при ознакомлении с живой
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Логика в математике» является программой естественнонаучной направленности в рамках образовательной программы ГАОУ ДПО ЦПМ. Данная программа
ПодробнееАнализ занятия в соответствии с ФГОС ДО
Анализ в соответствии с ФГОС ДО Консультация для педагогов ДОУ Заведующая ДОУ Маслова Т.М. Февраль 2016года Структура Организационный момент Пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования
ПодробнееВ методическую копилку учителя
Анализ урока 1. Цель урока. Прослеживается ли реализация поставленных целей урока? 2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие
ПодробнееАнализ учебного занятия
Анализ учебного занятия Каждый пункт состоит из двух утверждений, противоположных по смыслу. Оценка выставляется по 5-бальной шкале, где баллы «5» и «4» относятся к положительному полюсу, баллы «1» и «2»
Подробнее2.1 Качество проведения урока
2.1 Качество проведения урока Самоанализ открытого личностно ориентированного урока. I. Общая характеристика урока. Класс 9 класс Место проведения: ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школаинтернат 11»
Подробнее«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) Музыкальный руководитель: Муратова Э.Ю. Цель: приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового
Подробнееdocplayer.ru
Материал на тему: «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.»
«Детский сад «Сказка»
«Интеграция образовательных областей в
образовательной деятельности с детьми в условиях
реализации ФГОС.»
Подготовила
Воспитатель Швыркова.Ж.Г
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:
Слайд2
- сохранение здоровья ребенка;
- развитие базовых качеств личности;
- построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Основанием для составления перечня образовательных областей явился деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:
Слайд 3
- «Физическое развитие» — двигательная деятельность;
- «Социально – коммуникативное развитие» — игровая деятельность;
- «Познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность;
- «Речевое развитие» — коммуникативная деятельность ;
- «Художественно-эстетическое развитие» — продуктивная деятельность.
В ФГОС определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Что же такое «интеграция»?
Слайд 4
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.
Интегрированное занятие — это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.
Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Слайд 5
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
2.В ходе интегрированной образовательной деятельности развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
4.Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Слайд 6
Методы и приемы, используемые при интеграции НОД:
· сюрпризный, игровой моменты,
· рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,
· сравнительный анализ, сопоставление, поиск.
· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
· разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Форма проведения образовательной деятельности — это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, наблюдения, элементарные опыты, экспериментирования, игровые проблемные ситуации и прочее.
Слайд7
Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия, и к ней предъявляются следующие требования:
- чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД
- большая информативная емкость образовательного материала,
- систематичность и доступность изложения материала;
- необходимость соблюдения временных рамок.
СЛАЙД 8
Основные принципы взаимодействия с детьми:
- Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
- Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей.
- Меньше замечаний, больше похвалы, открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
- Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
- Вседозволенность, заискивание перед ребенком не допустимы.
СЛАЙД 9
В образовательном процессе выделяется два основных блока:
-совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.
-свободная самостоятельная деятельность детей.
Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность.
Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что даже выбор определенной темы для занятия или мероприятия предполагает также интеграцию. Например, тема «8 МАРТА» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно — эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник или досуг.
В течение дня мы читаем произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), рассматриваем «Портрет матери» А.Шилова, дети сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам. В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость.
Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников.
СЛАЙД 10
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Например, тема «День защитников Отечества» определяет выбор всех образовательных областей. В течение недели детям читают произведения о Российской армии Л. Кассиля, С. Маршака, рассматривают репродукции картин об армии, готовится выставка «Наши папы – солдаты», коллаж об армии, выставка игрушечной военной техники, военной формы. На познавательных занятиях беседуют об армии, знакомятся с видами войск, военной формой, техникой, играют в различные речевые игры, составляют рассказ по серии картин, мастерят подарок для папы , слушают музыкальные произведения, посвященные армии . Единой организационной формой стал спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие», проведенный совместно папами.
СЛАЙД 11
Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции:
Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
СЛАЙД 12
Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
nsportal.ru
Статья на тему: «Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 189 «Солнышко»
Выступление
на методическом объединении старших воспитателей
«Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Разработала:
Корнева Зинаида Валерьевна
старший воспитатель
первой квалификационной категории
2017 г.
Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания всесторонне развитой личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.
Время даёт возможность ещё раз не только теоретически, но и на практике доказать важность и ценность дошкольного возраста для становления личности человека. Об этом свидетельствуют как возросший в России интерес к проблемам дошкольного детства, так и преобразования, которые происходят в настоящее время в российском образовании: процессы модернизации распространяются и на дошкольную ступень. В частности, нормативный документ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования» определяет основу образовательной программы каждого детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребёнка.
Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач: сохранение здоровья ребенка; развитие базовых качеств личности; построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ребёнка как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.
Принцип интеграции является основополагающим принципом развития современного дошкольного образования, позволяющий в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Всё это подвергло педагогов к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед дошкольным учреждением встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста.
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин.
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
С применением интегрированного подхода в ДОУ, разрабатывается комплексно-тематический план, который дает возможность вести работу системно и комплексно, учитывая возможности детей. Мероприятия по теме недели органично входят в режимные моменты и разные виды деятельности детей. Основной формой обучения детей с использованием интеграции является непосредственно образовательная деятельность, которая объединяет несколько образовательных областей, так чтобы темы несли в себе цельное содержание и единый смысл и при этом соответствовали программным задачам.
Интегрированный подход имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования, проявляя инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Ребенок обладает развитым воображением, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Строя образовательный процесс по принципу интеграции воспитатель решает такие задачи как:
— формирования у детей глубоких, разносторонних знаний;
— формирование окружающей действительности,
— развитие логики, мышления, коммуникативных способностей;
Интегрированный подход к образовательному процессу в дошкольном учреждении позволяет сформировать у детей обобщенные умения, системные знания; усилить мировоззренческую направленность интересов; более эффективно сформировать их убежденность и достичь всестороннего развития личности. Интеграция как цель обучения дает ребенку те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учат ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция образовательных областей приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать время образовательного процесса за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподнесении материала разрозненных разделов.
Таким образом, сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом в любой деятельности педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности.
Применения принципа интеграции образовательных областей в работе с детьми — это прекрасная возможность дать детям знания, которые требует выполнения федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Интеграция предоставила возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира, использовать индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен», поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого-педагогической работы в сфере дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных областей.
nsportal.ru
1 технология интегрированного обучения | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Зимушка – зима»
с использованием педагогической технологии — интегрированное обучение.
Цели:
1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, средствами интеграции. 2.Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
3. Развивать общую и тонкую моторику рук.
4. Воспитывать бережное отношение к природе. 5.Развивать навыки общения детей со сверстниками.
6. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
7.Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и ответственность.
Задачи:
1. Закрепить знания о зиме.
2. Обогащать словарь детей.
3. Развивать фантазию, художественный вкус.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (окружающий мир), ФЭМП, «Коммуникация», «Художественное творчество» (нетрадиционное рисование), «Труд», «Физическая культура», «Художественная литература», «Безопасность», «Здоровье».
Предварительная работа:
1. Беседы о зиме.2. Чтение сказок.3. Проведение игр-драматизаций.4. Рассматривание картин, иллюстраций зимнего пейзажа.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в гости к Зимушке – зиме. А, чтобы к ней попасть мы должны выполнить некоторые задания. Вы готовы их выполнять?
Путь наш не близкий, поэтому до первой станции мы поедем на поезде.
( дыхательная гимнастика, дети, изображая поезд, двигаются по кругу дробным шагом.) Музыка кончается.. Вот мы и приехали.
Воспитатель: -Посмотрите, у нашей станции нет названия, давайте немного позже мы придумаем ей название.
— Ребята, что я произнесла? З, И, М, А. (звуки) . А какие звуки бывают? ( гласные и согласные). Назовите гласные звуки. А сейчас, что я показываю? (Буквы). А если мы соединим З,И, что получится? , а М,А? А теперь соединим слоги и какое получим слово? (зима)
Воспитатель: -Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.
Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.
-К
educontest.net
Интегрированные занятия в детском саду
Требования времени обязывают работников дошкольных учреждений искать новые методы обучения и подачи информации. Это обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки. Одним из способов реализовать это требование является внедрение интегрированных занятий в детском саду.
Что значит «интегрированное занятие»?
Понятие интегрированное занятие включает в себя приемы, направленные на раскрытие сути определенной темы, посредством приложения к ней нескольких видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.
Технология интегрированного занятия в ДОУ позволяет выполнить основную задачу дошкольного обучения в принципе – раскрыть тему полно и глубоко, но при этом сделать занятие минимально продолжительным. Это позволяет не перегружать детей и оставлять больше времени для других мероприятий, например, прогулок и подвижных игр. Кроме того, это положительно отражается на мотивации к обучению, поскольку интегрированное занятие, помимо непосредственно подачи нового материала, предусматривает активное включение в него детей посредством элементов игры, которая, как известно, является ведущим видом деятельности дошкольника.
Цели и задачи интегрированных занятий в ДОУ
Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста.
К задачам интегрированных занятий для дошкольников относят:
- формирование целостного восприятия окружающего мира;
- развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой информации;
- приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;
- развитие творческих способностей.
Отличие интегрированного занятия от комплексного
Наряду с интегрированными педагогами также используются комплексные занятия. У этих двух методов много общих черт – они являются тематическими и включают в свой процесс различные виды деятельности. Но комплексное занятие предусматривает также эпизодическое включение заданий и вопросов из других дисциплин, для более разностороннего и полного осмысления.
Основное же отличие заключается в том, что интегрированное занятие очень сложно разделить на разные виды деятельности, а в комплексном они более явны и чередуются.
womanadvice.ru