Спряжение глаголов урок фгос 5 класс – Урок русского языка в 5 классе «Спряжение глаголов» (ФГОС)
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе «Спряжение глагола»
Тема урока: Спряжение глагола.
Цели:
- Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.
- Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.
- Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.
Оборудование. Мультимедийный диапроектор. Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока
Слово учителя: (Психологический настрой).
Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с вами работать. Пусть нам с вами сопутствует успех.
Слайд 1
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок —
Нам пора начать урок.
Урок у нас действительно необычный, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки, который отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.
Слайд 2
Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.
II. Проблемная ситуация:
- Какая часть речи подчёркнута?
Глагол.
- Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?
Незнайка не знает.
- От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?
От спряжения.
- А какую тему не знает Незнайка?
Спряжение глаголов.
- Поможем Незнайке?
Да.
III. Переход к новой теме.
Слово учителя:
Запишите число, тему урока
Слайд 3 «Спряжение глаголов».
Поскольку урок необычный, то и ваши ответы будут оцениваться необычно. У вас на столах лежат изображения мобильных телефонов, за каждый правильный ответ вы будете получать SMS-сообщения. Кто больше наберёт, тот получит хорошие оценки за урок.
- Что такое спряжение?
Изменение по лицам и числам.
- Сколько спряжений в русском языке?
Два.
Слово учителя:
Слайд 4
Незнайка совершает кругосветное путешествие. Мы тоже совершим путешествие по двум островам:
1 и 2 спряжение. Какой остров самый сложный?
II cпряжение. Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.
IY. Изложение нового материала.
Обратите внимание на таблицу.
Слайд 5
пишу пишешь пишет пишем пишете пишут | несу несёшь несёт несём несёте несут | ворчу ворчишь ворчит ворчим ворчите ворчат | свечу светишь светит светим светите светят |
- К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?
К I спряжению.
- как вы это определили?
По окончаниям.
- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.
Сверим наши выводы.
Слайд 6 Открывается остров «I спряжение»
Работа по таблице.
- К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?
Ко II спряжению.
- Как вы это определили?
По окончаниям.
- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.
- К какому спряжению относятся эти глаголы?
Ко II спряжению.
Сверим наши выводы.
Открывается остров «II спряжение»
Слайд 7
- А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?
Они ударные и безударные.
- По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?
По ударным.
- А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Слово учителя:
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.
Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.
Слайд 8
Пишем – рисуем — полем – пляшем – | Чертим – чиним – маним – просим |
Проверка по слайду 9
Слово учителя:
Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.
- Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?
Поставили в неопределённую форму.
Слово учителя:
Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255. Запомни!
- Чтение алгоритма по учебнику.
Слово учителя:
Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:
Учащиеся хором проговаривают.
Слайд 10
Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.
Y. Тренировочные упражнения.
- Физминутка.
Слайд 11
Слово учителя:
А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.
Платить, ужинать, ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.
- А теперь поработаем с текстом.
Слайд 12
В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.
Шторм.
Сегодня с рассвета Бесну..тся море, Вороча..т камни, Встаёт на дыбы. И пен..тся волны В широком просторе, С разбега дробясь О гранитные лбы. Как будто бы вызов Природою брошен, И листья шуршат На крутом берегу. | И ветер мохнатое Небо ерош..т И гнёт кипарис На бульваре в дугу. Крикливые чайки Пугливо притихли. Баркасы укрылись За каменный мол. По улицам города Нос..тся вихри, И тополь стоит Весь до веточки гол. |
Проверка по слайду 13
Слово учителя:
Слайд 14
Поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)
1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т
2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т
3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т
Проверка по слайду 15
Слово учителя:
Слайд 16
А теперь выполним творческое задание.
- Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения на тему «Шторм на море».
Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.
Ученики комментируют.
YI. Заключение.
- Что сегодня узнали на уроке?
- Чему научились?
- А теперь исправим текст SMS-сообщения Незнайки.
Слайд 17
Рефлексия:
Понравился ли вам урок? Если да, то напишите мне на память смс-сообщения со своими впечатлениями.
Слайд 18
Д/з: выучить стихотворение, упр. 681.
nsportal.ru
Разработка урока русского языка в 5 классе (ФГОС) на тему «Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы.»
УРОК русского языка в 5 классе на тему «Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Л: развивать эмоциональную сферу личности при работе над творческими заданиями (сочинение рифмовок).
М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в схему, ключевые слова).
4ЛР: определять спряжение глаголов по ударному личному окончанию, анализировать разноспрягаемые глаголы, опознавать их в тексте орфограмм.
3ЛР: употреблять в речи стилистически окрашенные синонимы к слову есть.
Этапы урокаХод урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Орфографическая пятиминутка.
1.Вставьте пропущенные буквы:
Тон…нький р…сточек, зам…реть от во…торга, нежное прик…сновение, заг…реть на о…дыхе, ра…дался ш…пот, зап…реть на ключ…, а….уратно ра…т…рать, приехать в Р….стов, бл…снуть на со…нце, стереч… меч….
2. Синтаксический разбор предложения:
Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора….
3. «Да-нет»: поставить плюс или минус и исправить ошибку.
Глагол обозначает количество.
Глаголы изменяются по падежам.
Бывают в форме мужского, женского и среднего времени.
В настоящем и будущем времени изменяются по падежам.
В прошедшем времени изменяется по лицам и числам.
В предложении бывает только сказуемым.
Глаголы НСВ вида отвечают на вопрос каков? Какова? Каковы? Могуч, колюч.
Глаголы СВ отвечают на вопрос что делать? Что сделать? Любить, прочитать.
Образуйте видовую пару ловить — ……, класть — …..
ТОУУ
III. Введение в тему урока.
Определите тему урока, разгадав шифр ()
– А для чего вы заучили четверостишие:
Смотреть, всё слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать?
3. – Предположите, какая будет тема урока.
— Что мы должны вспомнить? Что узнать? Над чем упражняться?
— Все ли справляются с подобным заданием? Почему?
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (тему) урока.
IV. Актуализация изученного.
Устная работа «Советы помощника» стр.60.
– Что такое личное окончание глагола? (Это окончание в форме какоголибо лица в настоящем или будущем времени.)
На доске представлены глаголы:
Кричит, кричать, кричал, кричишь, кричали, кричат.
Выделите личные окончания глаголов (окончания в форме какоголибо лица). Можно вспомнить рифмовку о том, когда легко определить спряжение.
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати своё внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
Затем оформить записи в тетрадях: составить опору для определения спряжения при ударном личном окончании глагола.
ЛИЧНОЕ
Е, (УТ/ЮТ) И, (АТ/ЯТ)
I спр. II спр.
Искл.: Искл.: брить, стелить.
2. стр.60 – развивается умение определять спряжение глаголов, совершенствуются правописные умения, умение разбирать слово по составу.
3. упр.393 – развивается умение находить ошибки «Я учитель».
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и отличия.
2. Преобразовывать информацию и представлять ее в знаково-символической форме.
Коммуникативные УУД:
1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
2. Строить связное монологическое высказывание в виде рассуждения.
V. Постановка проблемного вопроса урока.
Введение нового понятия «разноспрягаемые глаголы».
Проспрягайте глаголы: хотеть, бежать, есть, дать.
Выделите окончания.
Что вы заметили? Как можно назвать глаголы, которые по-разному спрягаются?
Регулятивные УУД:
1. Формулировать проблему урока.
VI. Открытие новых знаний.
1. Беседа.
– Сколько разноспрягаемых глаголов представлено в таблице? Назовите их начальную форму.
– Покажите, что у этих глаголов окончания разных спряжений (отдельно для каждого глагола).
– В чём особенность окончаний глаголов дать и есть? (В личных окончаниях ед.ч. нет букв гласных.)
2. Ответ на вопрос после таблицы.
3. Чтение определения разноспрягаемых глаголов в рамке.
– Как вы поняли, что такое производные глаголы?
– Сколько в русском языке разноспрягаемых глаголов – 4 или больше? А сколько надо запоминать?
Составьте схему «Разноспрягаемые глаголы»
ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ
(+ производные от них)
ЛИЧНОЕ
И, (А/ЯТ), Е, (У/ЮТ)
I + II спр.
Составление предложений с разноспрягаемыми глаголами.
Регулятивные УУД:
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1. Извлекать информацию из таблицы.
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст).
3. Анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.
VII. Развитие учебноязыковых и речевых умений.
1. Игра «Определи спряжение». Физминутка.
Учитель читает глаголы с ударным личным окончанием, ученики указывают окончание и спряжение (приседание, повороты).
Благодарим, сотрёшь, привезут, трёт, злишься, решите, трещит, гудят, гнутся, идём, поёте, пищат, пьют, глядим, встаёт.
Упр. 395 – развиваются навыки составления текста с заданными словосочетаниями. Выполнение морфологического разбора.
Работа по развитию речевой деятельности.
– Как лучше сказать: кушать или есть? Если вам предложат поесть, а вы уже обедали, что вы ответите: «Я уже покушала» или «Я уже поела»?
Корней Иванович Чуковский в книге «Живой, как жизнь» вот что написал по этому поводу: «Сказать о себе: ”Я кушаю (покушал)“ – это всё равно, что сказать: я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу».
Чем же нехорош глагол кушаю? Глагол как глагол. Надо только знать, когда его нужно употреблять. При подлежащем, выраженном местоимением я, этот глагол лучше не употреблять. Это считается недостатком воспитания. Лучше использовать формы глагола есть: ем, поел, буду есть.
А вот с местоимениями ты, вы и он, она, они глагол кушать и покушать употреблять принято. (В. Волина) Составление предложений.
Можно оформить эту беседу в виде записей:
есть кушать
я, мы ты, вы, он, она, они
1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
3. Преобразовывать информацию и представлять ее в удобной для себя форме.
Коммуникативные УУД:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Соблюдать в практике общения нормы культуры речи, употреблять языковые средства, соответствующие заданному стилю.
3. Адекватно оценивать качество речи в учебной деятельности и практике речевого общения, находить и исправлять ошибки.
VIII. Итог урока, выставление оценок.
Упр. 391 – развивается умение анализировать полученную информацию, исправлять ошибки.
— Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в определении спряжения?
Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
IX. Д/З.
Стр.60 – выучить правило, упр.396, морф.разбор 1 глагола
infourok.ru
Этап урока, его цель, методы и способы достижения данной цели | ||||||
I. Организационный. Цель: подготовка учащегося к продуктивной работе, обеспечение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой. Критерии достижения цели: учащийся готов к уроку, положительно настроен на получение новых знаний. Методы: словесный, наглядный. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Примечание | ||||
Приветствует ученика, обеспечивает положительный психологический настрой, готовит к общению на уроке. — Здравствуй, Денис! Очень рада видеть тебя снова! — Какое у тебя настроение?
— Ты готов к уроку? Тогда начнём. Я отправляю тебе файл с заданиями, получи его, пожалуйста. А пока внимание на экран… | Входит в Skype, включает видеосвязь, отвечает на приветствие учителя, готовит площадку для работы в электронном пространстве и на своём рабочем месте (тетрадь, ручка). Принимает от учителя файл. |
| ||||
II. Актуализация знаний. Цель: организовать повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений и пробелов. Критерии достижения цели: умение распознавать глагол среди других частей речи, умение ставить глагол в неопределённую форму, изменять глаголы по числам и лицам, определять время глаголов. Методы: словесные, практические. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Примечание | ||||
Учитель предоставляет общий доступ к экрану, начало урока демонстрирует на своём экране.
— Посмотри на экран, прочитай стихотворение и назови часть речи, которую мы с тобой изучаем.
— Давай вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Открой полученный файл и предоставь доступ к экрану. — Продолжи предложения и выполни упражнения.
Задание 1. Глагол — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .
Карточка. Выдели глаголы. Писать, письмо, курица, сильный, едешь, сказать, езда, учительница, учить, ненавидеть, петь, песня.
Задание 2. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…. . Карточка. Выдели красным цветом глаголы в неопределённой форме. Дополнительно: у остальных определи лицо. Зовут, играем, ходить, пойти, выбежали, учить, плакать, пошёл, обойти, зажечь, собираете, дуем, прожить.
Задание 3. Глаголы изменяются прошедшем времени по…, а в единственном числе по…. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по….
Приведи примеры (можно устно). | Ученик внимательно слушает учителя, смотрит на экран (он может увеличить его и включить режим «Во весь экран»).
Читает стихотворение: -Интересная часть речи В русском языке живёт Кто что делает, расскажет Чертит, пишет иль поёт. Вышивает или пашет. Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит, Всё расскажет нам она. -Речь идёт о глаголе.
Открывает файл в программе NeoOffice , включает демонстрацию экрана и приступает к выполнению заданий.
Дописывает предложения. — …действие предмета — …что делать? что сделать? и др.
Работает с карточкой. — Писать, письмо, курица, сильный, едешь, сказать, езда, учительница, учить, ненавидеть, петь, песня. Выделяет эти слова любым удобным для себя способом( цветом, заливкой, подчёркивает и др.). — …что делать? что сделать?
-Зовут (3 л.), играем(1 л.), ходить, пойти, выбежали (3 л.), учить, плакать, пошёл (3 л.), обойти, зажечь, собираете (2 л.), дуем (1 л.), прожить.
-…по числам -…родам -… числам и лицам Приводит свои примеры. Записи сохраняет в электронной тетради по русскому языку. | Слайд 1
Учитель видит работу ученика на своём экране.
| ||||
III. Постановка проблемы. Подведение к теме урока. Цели: через создание проблемной ситуации подвести к теме урока. Критерии достижения цели: учащийся отвечает на наводящие вопросы и формулирует суть проблемы. Используемые технологии: проблемное -диалогическое обучение. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Примечание | ||||
Учитель демонстрирует следующий слайд на своём экране через общий доступ. -Ты продемонстрировал хорошие знания о глаголе. А всё ли мы знаем об этой части речи? Внимание на экран. — Знаешь ли ты литературного героя Незнайку? — Так вот. Он решил отправиться в кругосветное путешествие и обещал своему другу Васе Ошибкину писать СМС-сообщения. И вот что у него получилось. Прочитай, пожалуйста.
— Какая часть речи подчёркнута? — Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания? — Может, ты знаешь?
— Значит, мы должны помочь Незнайке разобраться в этом. Поможем Незнайке? Вернёмся к его СМС в конце урока. | Закрывает демонстрацию экрана, его внимание сосредоточено на экране учителя.
— Знаю. Читает текст со слайда. — Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.
— Глагол. — Незнайка не знает правило написания окончаний глаголов. — Не знаю.
-Да, поможем.
|
Слайд 2 | ||||
IV. Определение темы . Целеполагание. Цели: обозначить тему урока, развивать у учащегося навык самостоятельно формулировать цели урока посредством наводящих вопросов. Критерии достижения цели: учащийся самостоятельно формулирует цели урока. Методы и приёмы: побуждающий диалог. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Примечание | ||||
— Прочти зашифрованное слово наоборот «ВОЛОГАЛГ ЕИНЕЖЯРПС»
— Совершенно верно. Тема урока «Спряжение глаголов». Открой рабочую тетрадь, запиши число и тему сегодняшнего урока.
— Так какую тему не знает Незнайка? — Следовательно, над чем мы будем сегодня работать на уроке?
— А для чего нам нужно знать спряжение глаголов? | — СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
Записывает число и тему урока в тетрадь.
— Он не знает спряжение глаголов. — Изучать новое правило. Учиться определять спряжение глаголов.. — Чтобы правильно писать окончания глаголов.
| Слайд 3
Слайд 4 | ||||
V. Формирование новых знаний и умений. Цели: организовать работу по выделению отличительных признаков глаголов I и II спряжения; развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать. Критерии достижения цели: учащийся указывает на отличия глаголов I спряжения от глаголов II, анализирует, делает выводы. Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративные, практические, эвристическая беседа. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Примечание | ||||
1. Обратимся к теории. — Так что же мы называем спряжением? Прочитай правило.
— Чем же они различаются? Разобраться в этом нам поможет таблица.
Учитель задаёт ряд вопросов, помогающих выявить отличительные признаки двух спряжений.
2. Работа с таблицей. — Как ты думаешь, по какому признаку распределены слова в таблице? — Чем отличаются слова в первых двух столбиках от двух последних? — Что общего ты можешь отметить в словах каждой группы? — Какая гласная является основной у первой группы? — В какой форме стоят последние глаголы в каждом столбике?
— А у второй?
— Попробуй теперь всё сказанное объединить и сделать выводы.
— Дело в том, что под ударением эти окончания различаются в произношении. А в безударном — не различаются. Их написание надо проверять. — Как же определить спряжение глаголов по безударному окончанию? Для этого выполни задание (показывает его на слайде).
Проверка по слайду 11.
— Сделай вывод, какие глаголы относятся ко 2-му спряжению?
— Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?
— Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. |
— Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. Глаголы имеют 2 спряжения, I-е и II-е.
Ученик отвечает на вопросы и делает выводы.
— По спряжению.
— Окончаниями. — Одинаковые гласные.
— Е — 3 л. мн.ч. (Личные окончания этих глаголов имеют гласную Е, а в форме 3-го лица мн. ч. окончание -ЮТ). — Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную И, а в форме 3-го лица мн. ч. — АТ, -ЯТ).
— Глаголы I спряжения имеют окончания —у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), ут (-ют).
— Глаголы IIспряжения имеют окончания —у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Выполняет задание в тетради. Записывает слова в два столбика, рядом с каждым записывает неопределённую форму.
Выполняет задание самостоятельно (3 минуты)
— Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на -ИТЬ в неопределённой форме, относятся ко 2-му спряжению.
— Ставили в неопределённую форму.
|
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
| ||||
VI. Физкультминутка. Цели:снять утомление у ребёнка, ослабить напряжение глаз и тела, обеспечить работоспособность учащегося в продолжение урока. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Примечание | ||||
Проводит физкультминутку. (Гимнастика для глаз, разминка для тела). — Предлагаю немного расслабиться и отдохнуть. 1. Посмотри вверх, вниз, направо, налево, нарисуй глазами круг, затем первую букву своего имени, закрой глазки, открой, быстро поморгай. 2. Зажми руки в замочек, вытяни вперед, теперь вверх, потянись к солнышку. | Выполняет команды учителя. |
| ||||
VII. Закрепление новых знаний. Цель: формирование умения определять спряжение глаголов и использовать его при выборе гласных в написании окончаний глаголов, закрепление полученных знаний на практике. Критерии достижения цели: Ученик пользуется новым правилом, определяет спряжение глаголов и верно пишет окончания. Методы:практические (письменные), интерактивные. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Примечание | ||||
— Вернёмся к нашей теме. Итак, ЗАПОМНИ! (Демонстрация слайда с правилом определения спряжения по инфинитиву). — Чтобы правило запомнилось легче, предлагаю выучить шуточное стихотворение.
— Выполни задания. Учитель закрывает общий доступ, отправляет ученику ссылки на интерактивные задания. Задание 1. Выбери глаголы I спряжения. http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sprjazenie_glagolov_5 Задание 2. Выбери глаголы II спряжения. http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sprjazenie_glagolov_5 Задание 3. Вставь гласные в безударные личные окончания. http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sprjazenie_glagolov_5
Работа в презентации. Открывает слайд 14 на своём экране. — Вернёмся к началу урока. Исправим СМС Незнайки. Записывает окончания глаголов со слов ученика. | Читает шуточное стихотворение: Ко второму же спряжению
Открывает свой экран. Переходит по ссылкам и выполняет задания.
Закрывает общий доступ. Исправляет СМС. | Слайды 12 и 13
Слайд 14. | ||||
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.Оценивание. Цель: обобщение по проделанной работе, отражение главных моментов, самооценка обучающегося, выставление мотивированной оценки за урок. Критерии достижения цели: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности, определение перспектив последующей работы. Методы: словесные, практические, составление алгоритма действий. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Примечание | ||||
— Давай подведём итоги урока. — Над чем мы сегодня работали? Что нового узнали? — Как определить спряжение глаголов? Назови слова-исключения.
— Итак, для чего нам нужно знать спряжение глаголов?
— Давай составим алгоритм действий.
— Доволен ли ты своей работой? — Было трудно, интересно?
|
— Учились определять спряжение глаголов. — Проговаривает правила. Называет слова-исключения.
— Чтобы правильно писать их окончания.
Под руководством учителя проговаривает пошаговый порядок действий.
Ученик отвечает на вопросы. Анализирует свою работу, делится впечатлениями и самооценкой. |
Слайд 15 | ||||
IX. Объяснение домашнего задания. Оценивание. Цель: доступно и понятно изложить суть домашней работы, объяснить способ его выполнения. Выставление мотивированной оценки. Критерий достижения цели: качественное выполнение домашнего задания. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Примечание | ||||
Домашнее задание:
Отправляет файл с заданием и памятку «Алгоритм определения спряжения глаголов» и презентацию к уроку. — Оценка за урок… — До встречи на следующем уроке. Всего доброго!
|
Получает по Skype задания и памятку, а также презентацию к уроку.
|
|
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Урок русского языка на тему «Спряжение глаголов. Повторение изученного материала». 5-й класс
Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- создать условия для закрепления навыков правописания окончаний глаголов;
- способствовать развитию речи учащихся, внимания, логического мышления;
- способствовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- воспитывать любовь к природе.
Тип: урок закрепления знаний
1. Организационный момент
Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь и поприветствуйте гостей улыбкой, а теперь друг друга. Вы способные, умные и, конечно же, у вас всё получится. Работать мы будем под девизом: «Хочешь грамотным быть — учись думать, мыслить!» Желаю вам удачи!
2. Повторение. Актуализация знаний.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.
(запись разговора)
Что вы любите больше всего?
— Люблю действовать.
— Что вы больше всего не любите?
— Не люблю предлоги и известную всем частицу.
— Что вы можете сказать о своей роли в речи?
— Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Все в действие придет.
— О какой части речи будет сегодня разговор?
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь человека. Постепенно данное слово утратило свое старое значение.
— Скажите, что теперь оно обозначает! (правило)
3. Постановка учебной задачи.
Внимание на экран: глаголить разглагольствовать
— Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. Проверьте по толковому словарю. (если ответят)
У вас возникло затруднение?
— Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковом словаре)
На слайде:
Глаголить – говорить.
(Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи;) В.Даль.
Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.
Культура речевого общения. — 2010
— Что объединяет эти слова?
(глаголы, н.ф., однокоренные)
— Чем они отличаются? (спряжением)
— Сформулируйте тему урока. (Спряжение глаголов)
— Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)
— Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения глаголов)
— Где нам пригодятся эти знания? ( грамотно писать безударные личные окончания глаголов)
— Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение?
- Что такое спряжение? (правило)
- Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?
- Алгоритм определения спряжения.
- Глаголы-исключения ( стих)
(На доске дети составляют схему –алгоритм определения спряжения)
4. Решение учебной задачи.
Работа с учебником.
Внимание на экран: портрет Петра 1 и яблоко
— Что вы видите?
— Какая между ними связь?
Ответить на этот вопрос вам поможет учебник.
Прочитайте текст.
— О каком яблоке идет речь?
А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы называли – ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО. Итальянцы – ТАРТУФЕЛЬ. А немцы – КАРТУФЕЛЬ. Но первое его имя было ПАПА – так называли её на родине в Южной Америке индейцы.
— Какая между картинками связь?
Выпишите из повествовательных предложений 1 абзаца глаголы.
Определите их спряжение. (Растут, не едят, варят, жарят)
— Какой глагол не нужно было выписывать?? Почему?
— проверка спряжения с объяснением по алгоритму. (1 у доски)
Работа в паре
“Мой кулинарный рецепт ”
Вы, наверное, знаете, что картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя сначала его выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща. Назовите самое любимое ваше блюдо из картофеля? Давайте попробуем составить алгоритм приготовления картофельного пюре, использовать будем только глаголы.
— Что нужно сделать сначала? (обсуждение)
На слайде:
- Помыть
- Отварить
- Посолить
- Нарезать
- Почистить
- Растолочь
— Работать будем в паре, договоритесь и запишите эти глаголы в нужном порядке, определите спряжение.
— Самопроверка по эталону. Поднимите руки пары, которые не допустили ошибок.
Работа с пословицами.
О картофеле или картошке, так называют её в народе, сложено много пословиц и поговорок. Найдите их у себя на столе. Прочитайте.
Назовите пословицы, в которых глагол употреблен в форме:
— п.в., б.в., неопред. форме.
- Ешь картошку и хлеб — проживешь до? ста лет.
- Картошка да каша — еда наша.
- Свинье дали картошки, она просит апельсинов.
- Картошку копать, не руками махать.
- Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.
Выпишите 1 пословицу, которая больше всего понравилась, и выделите все изученные орфограммы, над глаголом укажите спряжение.
5. Физкультминутка.
— Как живешь?
— Как идешь?
— А бежишь?
— Ночью спишь?
— Как плывёшь?
— Как берешь?
— А даешь?
— Как молчишь?
— А грозишь?
— Как сидишь?
6. Домашнее задание
Уважают и почитают картофель в России: утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники, пишут стихи. Не каждому овощу такая честь! Дома вам предстоит поработать с одой о картошке. С уроков литературного чтения вы помните, что ода это…
Задание: у глаголов определить спряжение, время.
ОДА КАРТОШКЕ
Картошка полезна всем людям на свете:
Больным и здоровым, и взрослым, и детям.
Картошка спасала, картошка кормила,
Картошка – доступна: и вкусно, и мило.Картошкой насыщены кушанья наши.
Мы любим картошку, не рыбу и каши.
Печёной, варёной бывает картошка,
Её можно много и можно немножко.Кто любит покушать, кого ждёт диета.
В оладьях и чипсах, пюре и котлетах.
И в борщ, и в солянку, в уху и в жаркое.
А если поход, то картошка – святое!В подвале картошка, в стихах и в фольклоре.
Поют про картошку и соло, и в хоре.
В застолье семейном, на лоне природы
Картошке – хвала, дифирамбы и оды!
7. Контроль знаний.
Выполнение теста.
(тест предполагает выбор ответа: да или нет)
Тест «Спряжение глаголов»
- Спряжение – это изменение глагола по числам и лицам?
- Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать?
- Спряжение можно определять по неопределенной форме?
- Ко I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть;
- У глаголов с ударным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме, с безударным по окончанию?
- Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить ( кроме брить, стелить) относятся к I спряжению?
- У глагола прошедшего времени определяется спряжение?
- Личные окончания глаголов I спряжения: ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?
- Личные окончания глаголов 2 спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ?
- Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся к 2 спряжению?
8. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,
Закончите любое из выражений:
- Мне понравилось…
- На уроке я узнал, что…
- Меня удивило…
- Мне бы хотелось…
15.04.2015
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок русского языка в 5 классе «Спряжение глагола»
Урок русского языка в 5 классе
«Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов»
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: систематизировать ранее изученное о спряжении глагола, способах определения спряжения глагола, отрабатывать умение правильно писать безударные личные окончания глагола; формировать познавательную активность.
Тип урока: комбинированный
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся определять спряжение глагола, верное написание безударного личного окончания глагола, объяснять языковые явления.
Метапредметные:
Познавательные УУД— самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные — формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные — учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные — дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают эстетическую ценность русского языка, границы собственного знания и незнания, стремятся к речевому самосовершенствованию.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания
1.Проверка
домашнего задания
Упр.665
1 чел. у доски.
Вопросы классу или игра «Золотая рыбка», когда вопросы написаны на рыбках:
-что такое глагол?
-как изменяются в настоящем и будущем времени глаголы?
-а в прошедшем?
-приведите примеры будущего сложного времени.
-устно составьте предложения с глаголами в будущем сложном времени, постройте схему
Умение конструировать простые и сложные предложения, строить схему предложений, объяснять знаки препинания
2.Оргмомент. Мотивация
Учитель: Ребята! Запишите число, классная работа.
Сегодня мы вновь окунемся в прекрасный и удивительный мир русского языка. И начать наш урок я предлагаю со стихотворения Ф.Тютчева. Итак, начнем:
3.Пробное действие
Учитель читает (на слайде)
Уж та..т снег, б..гут ручьи,
В окно пове..ло весною…
Засвищ..т скоро соловьи
И лес оден..тся листвою.
Вставьте пропущенные буквы и определите спряжение глаголов.
В чем затруднение? В какой части слова находится орфограмма?
Что для этого нужно знать? (Что такое спряжение глагола и правила написания безударных окончаний глаголов). Оставим пока данное задание.
Как будет звучать тема урока?
Запишите тему «Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола»
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока
Учитель: Попробуем с вами определить цели.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5.Открытие нового знания и первичное закрепление
1.Наблюдение над изменением глагола по лицам и числам (на слайде)
-Как вы думаете, как называется такое изменение? (спряжением).
-Сверимся с материалами учебника.
2.Самостоятельное наблюдение п.118
Сделайте выводы. Что происходит, когда мы спрягаем глагол? (изменяется его окончание)
— По какому принципу глаголы делят на спряжения?
— Есть ли исключение из данного правила? (чтение глаголов- искл. 2 спряжения)
3. Составление алгоритма определения спряжения глагола:
— поставь гл. в н.ф.
— определи, на что оканчивается
-определи спряжение
4. Если мы знаем спряжение, что еще мы можем сделать?
-определить пропущенное/ верное окончание
Прочтите об этом в п.119.
Познавательные УУД
1.Выделять главное
2.Анализировать, сравнивать, делать выводы
3.Пользоваться разными видами чтения
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений
1. Комментированное выполнение задания:
Определить спряжение глагола, вставить пропущенную букву в окончание:
Смотр..шь, дыш..шь, накол..шь, выигра..шь, держ..шь, пол..шь, отброс..шь, накорм..шь, встав..шь.
2.Запись предложения под диктовку (1 чел.), синтаксический разбор:
Желтая лилия раскрывается с самого восхода солнца, а белая раскроется позже.
-выделить орфограммы, объяснить постановку знаков препинания,
-дать хар-ку, составить схему.
3. Самостоятельная работа
Вернемся теперь к заданию, которое мы оставили в начале урока, т.к. не смогли хорошо выполнить его. Достаточно ли теперь знаний, чтобы, справиться с заданием?
Что нам пригодится в выполнении задания? (алгоритм)
(работа со стихотворением Ф.Тютчева)
4. Работа в парах. Взаимопроверка Самооценка
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия
Устный рассказ (Что вы узнали о спряжении глагола? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
8.Домашнее задание
П. 118-119, выучить глаголы -искл.2 спряжения
infourok.ru
Разработка урока в 5 классе по теме » Спряжение глаголов»
Тема: Спряжение глагола.
Цели: Восстановить в памяти учащихся знания о личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; углубить эти знания; ознакомить учащихся с различными способами определения спряжения глаголов.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Распределительный диктант.
Буквы Е и И в корнях с чередованием. Определить вид глаголов.
Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают глаголы в столбики.
Е И
Замереть от страха. Расстилаться на лугу. Постелить скатерть. Заблистать на солнце. Блеснул луч. Умираешь от скуки. Соберёшь рюкзак. Собираться в дорогу.
Растереть краски. Отпирать дверь. Подпереть дверь. Вытирать пол. Блестеть серебром. Выжигать рисунок.
3.Синтаксический разбор предложения.
Работает ученик у доски.
Бледная тень набегает на рощу и тает.
Найти в предложении слово по строению (приставка, корень, суффикс, окончание).
(Набегает).
Слово какой части речи? (Глагол).
Кто может определить спряжение глагола? (определяют спряжение, вспоминают
материал 4 класса.)
4.Объяснение нового материала.
В русском языке глаголы бывают 1 и 2 спряжения. Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в любую личную форму, кроме формы 1 лица и посмотреть ударное окончание или нет.
Например: глагол сидишь, сидит, сидят – 2 спряжения.
глагол шьёшь, шьёт, шьём, шьют — 1 спряжения.
Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву (Н.Ф).
Например: читать – 1 спряжения.
варить – 2 спряжения.
Чтобы по начальной форме правильно определить спряжение, вы должны помнить, что ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ИТЬ, кроме брить, стелить + 11 глаголов исключения(4 на – АТЬ. 7 на – ЕТЬ).
Назовите эти глаголы (дети читают стихотворение)
Ко второму же спряжению-
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на – ИТЬ,
Исключая брить, стелить,
И ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть и терпеть.
Вы запомните, друзья.
Их на –е спрягать нельзя.
Все остальные глаголы на – ЫТЬ, — УТЬ, — ОТЬ, — АТЬ, — ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению. Вид глагола сохраняется.
Во время объяснения нового материала дети обращаются к таблице (алгоритму- инструкции), которая находится на партах и на доске.
5.Объяснение алгоритма-инструкции.
Как определить спряжение глагола.
1.Укажи ударение, если окончание ударное, то – ЕШЬ, — ЕТ; — УТ, — ЮТ – 1 спряжение;
— ИШЬ, -ИТ; — АТ, — ЯТ – 2 спряжение.
2.Если окончание безударное, определи вид глагола.
3.Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).
4.Посмотри на суффиксы: если глагол на – ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.
5.Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).
6.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.
6. Распределительный диктант.
Как сказать иначе? Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают слова по столбикам (1 спряжение, 2 спряжение).
Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить).
Переместить снизу вверх (поднять).
Становиться зелёным (зеленеть).
Сделать чистым (чистить).
Отдавать деньги за покупку (платить).
Бояться опоздать куда-либо (спешить).
Убрать сорняки на грядке (полоть).
Набрать воздух в воздушный шарик(надуть).
Проверяем по столбикам с объяснением.
7.Устная минутка.
Найдите конец пословиц. (Пословицы воспроизведены на экране).
Кто умеет веселиться, 1) тот должен много трудиться.
Не плюй в колодец — 2) который ничего не боится.
Не надо хвалиться, 3) коли не знаешь, как рожь родится.
Кто любит трудиться, 4) тому без дела не сидится.
Кто хочет от жизни толку добиться, 5) того горе боится.
Нечего тому страшиться, 6) пригодится воды напиться.
Дополнительное задание: Найти в пословицах глаголы 1 спряжения.
8. Работаем письменно.
Учитель читает стихотворение, в котором уч-ся самим нужно будет подобрать глаголы. Имена, употребляемые в тексте, по звучанию схожи с глаголами.
Например, Маша – машет. Уч-ся записывают глаголы вместе с именами и определяют спряжение этих глаголов. Работаем вместе.
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля (колет),
Поля (полет),
Паша (пашет),
Варя (варит),
Валя (валит),
Света (светит),
Катя (катит),
Тоня (тонет),
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню,
Подрисую что-нибудь.
9. Устная минутка.
Выберите правильный ответ. Задание на экране.
Учиться – 1 спр., буд.вр., сов. вид.
Строю – 2 спр., наст. вр., несов. вид.
Летел – 2 спр.(искл.),прош. вр., несов. вид.
Думает – 1 спр., наст. вр.,несов. вид.
10.Работа по группам.
1 группа работает со стихотворением Иосифа Уткина. Выписывает глаголы, вставляет пропущенные буквы, определяет спряжение. Листы со стихотворением находятся на партах.
Что люб…тся, чем дыш…тся,
Душа чем ваша полн…тся,
То в песенке припомн…тся,
То в голосе услыш…тся,
Тяжёлое – забуд…тся,
Хорошее – остан…тся,
Что с Родиною сбуд…тся,
То и с народом стан…тся.
2 группа работает с учебником, выполняет упражнение.
3 группа работает по карточкам.
11. Самостоятельная работа.
Учитель читает глаголы, уч-ся определяют спряжение и ставят цифру 1 или 2, т.е. 1 спр. или 2 спр.
1.Читаешь
2. Борется
3.Стирает
4.Терпишь
5.Строит
6.Стелется
7. Клеит
8.Растает
9. Услышит
10.Ударит
Задание выполняется на листочках.
12. Итог урока, выставление оценок.
Что повторили на уроке?
Что нового узнали?
Как правильно написать личное окончание глаголов?
Назовите глаголы-исключения.
13.Домашнее задание.
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку «Спряжение глагола» 5 класс
Урок № 160; №2 при изучении раздела «Глагол»
Тема урока. Повторение изученного в 5 классе. Спряжение глагола.
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Цели урока:
совершенствование умений по инфинитиву определять спряжение глаголов;
повторение алгоритма применения правила правописания гласной в личных окончаниях глагола;
повторение орфографии;
воспитание любви к художественному слову.
Оборудование: таблицы, карточки с текстами, карточки с рисунками.
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности к уроку (учебники, тетради, карточки)
II. Работа над эпиграфом.
Объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа.
III. Синтаксическая пятиминутка
У доски два ученика разбирают предложения.
1) Однажды ноч…ю я пр…снулся от странного ощ…щения.
2)Было слышно, как посапыва…т ( во) сне кот.
Задание: выполнить синтаксический разбор предложений, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, определить спряжение глаголов.
(1. Повествоват., невосклицат., двусоставное, распростр.; 2. Повествоват., невосклицат., сложное, союзное, с/п).
IV. Фронтальный опрос
Что называется спряжением?
Сколько спряжений имеет глагол?
Для чего нужно знать спряжение глагола?
Как определить спряжение глагола?
Вспомним стихотворение — подсказку.
Ко II же спряженью
Отнесём мы без сомненья,
Все глаголы, что на – ить,
Исключая брить, стелить.
А ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя.
V. Проверка синтаксического разбора предложений
Оцените ответ одноклассников.
VI. Повторение алгоритма определения спряжения
Ударение
основа окончание
определяем
определяем спряжение спряжение
по инфинитиву по окончанию
выбираем гласную
в окончании глагола
VII. Работа в группах. Лингвистические задачи.
1) Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения?
2) Почему считаются исключениями глаголы дышать, держать, гнать, слышать, а глаголы молчать, кричать, ворчать, не являясь исключениями, относятся ко II спряжению?
Ответ: эти глаголы не являются исключениями, так как имеют ударные окончания и трудностей с определением спряжения не возникает.
Физкультминутка (Гимнастика для глаз)
VIII. Закрепление умения правильно писать гласную в личном окончании глагола. Работа в парах
Вставить пропущенные буквы, найти глаголы, поставить ударение, определить спряжение.
Карточка №1
Задание. Списать предложения, объяснить орфограммы, определить спряжение глаголов.
1). Бушу…т жизнь. Таков закон.
Д…ревья гибн…т – лес (не) умира…т. (С. Островой)
2). Князь Гвидон з…вёт их в гости,
Их он корм…т и поит
И ответ д…ржать велит (А.С.Пушкин)
Карточка №2
Задание. Списать предложения, объяснить орфограммы, определить спряжение глагола, доказать.
Глубже вспаш…ш… — больше хлеба возьмёш… .
Карточка №3
Задание. Из данных предложений выписать глаголы I спряжения, доказать.
1) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держ…тся и движ…тся жизнь.
2) Мы возвраща…мся с охоты, идём по аллеям сада.
3) Собака останавлива… тся, пят…тся
Физкультминутка (упражнение на снятие эмоциональной напряжённости)
IX. Тест
1. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) выгон…т, расстел…т
2) терп…т, стро…т
3) спрашива…т, труд…тся
4) устро…т, выбер…т
2. В каком ряду все глаголы I спряжения?
1) восстанавлив…т, покупа…м
2) услыш…т, призна…тся
3) останов…тся, слуша…т
4) пригон…т, споёшь
3.В каком случае не с глаголом пишется слитно?
1) (не) выйдет
2) (не)навидит
3) (не) просил
4) (не) изменится
4. Какой глагол совершенного вида?
1) принимает
2) раздаётся
3) выберем
4) восстанавливаю
5. В каком ряду в обоих словах пишется ь?
1) отдыхаеш…, опирает…ся
2) несёш…ся, улыбат…ся
3) он трудит…ся, заслушаеш…ся
4) смеёт…ся, сбереч…
Критерии оценки
За 5 правильных ответов оценка «5», за 4 – «4», за 3 – «3», менее 3 правильных ответов оценка «2»
Ответы: 1 – 2)
2 – 1)
3 – 2)
4 – 3)
5 – 2)
X. Работа с учебником. Упр. 460,
XI. Домашнее задание: упр. 461.
XII. Итог урока. Рефлексия.
О чём мы сегодня говорили на уроке? Какие орфограммы повторяли? Достигли ли вы цели, которую поставили в начале урока?
Какие задания выполнять было интересно? Какие – трудно?
Покажите друг другу значок, который соответствует степени вашей удовлетворённости: если всё было интересно и понятно – солнышко, если вы испытывали затруднения – тучку.
Если вы уходите с урока с хорошим настроением, покажите улыбку.
infourok.ru