Тест и чувственное и рациональное познание – Тест по обществознанию «Чувственное и рациональное познание»
Тест по обществознанию «Чувственное и рациональное познание»
Задания уровня А.
A1. И чувственное, и рациональное познание
1)формирует знания и представления о предмете
2)использует логические умозаключения
3)начинается с ощущения
4)дает наглядный образ предмета
A2. Верны ли следующие суждения о развитии науки?
А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.
Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A3. Понятие – это форма мысли, которая
1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств
2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений
3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
A4. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1)расширяет знания об окружающем мире
2)формирует наглядный образ предмета
3)осуществляется в форме ощущений и восприятий
4) использует логические умозаключения
А5. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:
1) представлениями 2) ощущениями
3) гипотезами 4) понятиями
А6. Рациональное — это познание:
1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта
3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления
А7. Возможность получения истинного знания отрицается:
1) философами 2) социологами
3) агностиками 4) духовенством
А8. Обобщение является составной частью
1) производственной деятельности 2) чувственного познания
3) рационального мышления 4) игровой деятельности
А9. Верны ли суждения о познании?
А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.
Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А10. Результатом познания являются:
1) вещи 2) знания 3) учения 4) заблуждения
А11. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:
1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями
А12. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?
1) ощущение, восприятие, представление
2) понятие, представление, умозаключение
3) понятие, суждение, умозаключение
4) представление, суждение, ощущение
А13. И чувственное, и рациональное познание
1) направлены на поиск истины
2) опираются на представления о предмете
3) начинаются с субъективных ощущений
4) отражают существенные свойства предмета
А14. Укажите, что из перечисленного не является формой чувственного познания:
1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие
1-1 2-1 3-2 4-4 5-1 6-4 7-3 8-3 9-3 10-2 11-3 12-3 13-1 14-1
infourok.ru
проверочная работа по теме «Знание и познание» 10 класс ( с ответами)
Проверочная работа по теме «Знание и познание» с ответами 10 класс
1. И чувственное, и рациональное познание
1)формирует знания и представления о предмете
2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения
4)дает наглядный образ предмета
2. Понятие – это форма мысли, которая
1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на
органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов
и явлений 3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
3. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения
4. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями
5. Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления
6. Отражение общих и существенных признаков называется:
1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением
7. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания
8. Обобщение является составной частью 1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности
9. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная
деятельность учёного: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
10. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки
11. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали
на органы чувств человека, называются: 1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями
12. Критериями истины являются: 1) опыт, практика 2) мнение руководства
3) соответствие господствующему в обществе учению 4) соответствие законам логики
13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?
1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение
3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение
14. Укажите, что из перечисленного не является формой
чувственного познания: 1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие
В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ | ВИД ИСТИНЫ |
1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей | А. Объективная истина |
2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире | Б. Относительная истина |
3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности | В. Абсолютная истина |
4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент |
|
5. Информация, соответствующая действительному положению вещей |
|
В2. Установите соответствие между психическими процессами,
участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | ОПИСАНИЕ |
1) ощущение | А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности |
2) восприятие | Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов |
3) представление | В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира |
4) воображение | Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей |
5) интуиция
| Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств |
6) мышление | Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств |
В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и
их краткими описаниями.
ПРИЕМЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ | ОПИСАНИЕ |
1)анализ | А) установление сходства или различия предметов |
2)синтез | Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части |
3)сравнение | В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо |
4)понятие | Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение |
5)суждение | Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках |
6)умозаключение | Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов |
В4. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции
(А), а какие – к индукции (В)?
1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.
Следовательно, свинец и медь проводят электричество.
2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.
Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор
также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным
и другим растениям для нормального роста и развития необходим
полив, то есть регулярное естественное или искусственное
внесение в почву определённого количества влаги.
Ответы:
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 4 |
4 | 1 |
5 | 4 |
6 | 3 |
7 | 4 |
8 | 3 |
9 | 4 |
10 | 2 |
11 | 3 |
12 | 1 |
13 | 3 |
14 | 1 |
В1 | АВББА |
В2 | ВЕДБАГ |
В3 | БЕАДВГ |
В4 | А-1; 2-В |
nsportal.ru
Тест по Обществознанию «Познание» 10 класс
Тест по теме « Познание» 10 класс к УМК Боголюбова
A1. И чувственное, и рациональное познание: 1)формирует знания и представления о предмете 2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета
A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они: 1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства 3)могут передаваться из поколения в поколение 4)необходимы человеку для рациональной деятельности
A3. Верны ли следующие суждения о развитии науки?
А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.
Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A4. Понятие – это форма мысли, которая
1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств
2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений
3)формирует наглядный образ предмета 4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
A5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает
1)экономика 2)социология 3)культурология 4)политология
A6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.
1)Верно только А.2)Верно только Б.3)Верны оба суждения.4)Оба суждения неверны.
A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета
3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения
A8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», –является результатом 1)теоретического анализа 2)социального эксперимента 3)непосредственного наблюдения 4)обобщения повседневного опыта
A9. Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А.Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A10. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?: 1)современная наука стремится к познанию истины
2)последствия научных исследований становятся все более неоднозначными
3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий 4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований
A11. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?
А.Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.
Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А12. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается 1)психология 2)социология 3)политология 4)культурология
А13. Верны ли следующие суждения об истине?
А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.
Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А14. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями
А15. Рациональное — это познание:1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления
С1. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.
С2. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.
С3. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Гете)
1.3 О каком познании ведет речь Гете?
2.3 Какие методы предлагает автор, которые помогут человеку познавать себя?
Познание
1 1
2 3
3 1
4 2
5 4
6 3
7 4
8 1
9 1
10 2
11 3
12 2
13 4
14 1
15 4
С1.Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
— в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объектом познания (обществом), так как сам субъект является членом данного общества, т.е. изучает «сам себя»;
— позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследователь — активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;
— в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествознание ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание — на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.
С2. В ответе должны присутствовать следующие позиции:
— если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки;
ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и других источниках знаний, а ученый их «добывает»;
— ученик использует учебные приемы, а ученый — методы науки. Например, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличается от научного эксперимента.
С3. В ответе должны присутствовать следующие позиции:
1) Гете ведет речь о самопознании;
2) автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной деятельностью;
doc4web.ru
Тест по обществознанию 10 класс «Познание и знание»
Тест по обществознанию 10 кл. «Познание и знание»
Вариант 1
1. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета
3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения
2. Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А.Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
3. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:
1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями
4.Рациональное — это познание:
1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта
3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления
5. Отражение общих и существенных признаков называется:
1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением
6. Верны ли суждения:
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны
7. Верны ли суждения о познании?
А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.
Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
Тест по обществознанию 10 кл. «Познание и знание»
Вариант 2
1. И чувственное, и рациональное познание
1)формирует знания и представления о предмете 2)использует логические умозаключения
3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета
2. Понятие – это форма мысли, которая
1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств
2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений
3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
3. Верны ли следующие суждения об истине?
А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.
Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
4. Возможность получения истинного знания отрицается:
1) философами 2) социологами 3) агностиками 4) духовенством
5. Методом эмпирического познания не является:
1) эксперимент 2) наблюдение 3)аналогия 4) описание
6. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:
Речевая деятельность человека прежде всего связана с
А. Чувственным познанием
Б. Абстрактным мышлением
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны
7. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом
1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта
3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки
infourok.ru
Тест по обществознанию (10 класс) на тему: Обобщающий тест
Обобщающий тест по теме «Познание»
1 вариант
1.Объективная реальность, данная в сознании человека, — это…
А)познание; Б)знание; В)истина; Г)воображение.
2.Процесс самопознания не характеризуется…
А)определением своих способностей;
Б)формированием отношения к своей внешности;
В)самооценкой;
Г)познанием общественных норм и ценностей.
3.Элементарные сведения о природе, о людях, условиях жизни их жизни, общении позволяет получить…
А)мифологическое познание; Б)философское познание; В)обыденно-практическое познание.
4.Субъект познания – это…
А)совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию;
Б)познающий человек;
В)то, на что направлено познание.
5.Выберите правильный ответ.
А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления.
Б. Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.
А)правильный ответ А; Б)правильный ответ Б; В)правильного ответа нет; Г)правильны оба ответа.
6.Обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти, — это…
А)ощущение; Б)восприятие; В)мировоззрение; Г)представление.
7.Суждение – это…
А)форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;
Б)форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;
В)форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;
Г)целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
8.К критериям истины относятся…
А)длительность существования суждения;
Б)количество людей, придерживающихся данного суждения;
В)возможность подтверждения суждения практикой;
Г)непротиворечивость суждения всем предшествующим.
9.Закончите фразу «В философии достоверное, правильное знание называется…»
10.Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу?
А)задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личности;
Б)природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки.
11.Уровень научного познания, характеризующийся преобладанием рациональных форм познания – понятий, умозаключений, теорий, законов, отражающий явления и процессы в аспекте их внутренних связей и закономерностей, — это…
А)теоретический; б)чувственный; в)эмпирический.
12.Выберите правильный ответ.
А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.
Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.
А)правильный ответ А; Б)правильный ответ Б; В)правильного ответа нет;
Г)правильны оба ответа.
13.Форма познания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. – это…
А)гипотеза; Б)теория; В)проблема; Г)диспозиция.
14.Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельных свойств изучаемых явлений, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня, называется…
А)метод индукции; Б)анализ; В)синтез; Г)метод дедукции.
15. Научное познание предполагает…
А)использование опыта повседневной жизни;
Б)экспериментальную апробацию гипотезы;
В)понимание художественного текста;
Г)интерпретацию исторических фактов.
Обобщающий тест по теме «Познание»
2 вариант
1.Процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется…
А)познание; Б)знание; В)истина; Г)воображение.
2.Какой признак не свойственен самопознанию?
А)отражение объективной реальности; Б)выявление сущности своего «я»;
В)выявление своих способностей; Г)отражение индивидуальных ценностей.
3.Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить…
А)мифологическое познание; Б)философское познание;
В)обыденно-практическое познание.
4.Объект познания – это…
А)совокупность методов и средств, которые способствуют познанию;
Б)познающий человек; В)то, на что направлено познание.
5.Выберите правильный ответ.
А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.
Б. Представление, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.
А)правильный ответ А,; Б) правильный ответ Б; В)правильного ответ нет; Г)правильны оба ответа.
6.Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех своих сторон и связей, называется…
А)ощущения; Б)восприятие; В)мировоззрение; Г)представление.
7.Умозаключение – это…
А)форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;
Б)форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях.
В)форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;
Г)целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
8.Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется…
А)познанием; Б)истиной; В)опытом; Г)представлением.
9.Закончите фразу «Главным критерием истины является…».
10.К особенностям научного познания относится…
А)стремление к объективности и доказательности;
Б)непрерывность познавательного процесса;
В)направленность познания на сферу практической деятельности людей;
Г)опора на здравый смысл.
11.Уровень научного познания, на котором преобладает чувственное познание, созерцание и эксперимент, логико-математические методы, называется…
А)теоретический; Б)чувственный; В)эмпирический.
12.Выберите правильный ответ.
А. Интуиция является одной из форм чувственного познания;
Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.
А)правильный ответ А; Б)правильный ответ Б; В)правильного ответа нет;
Г)правильны оба ответа.
13.Форма познания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но предстоит познать, называется…
А)проблема; Б)теория; В)гипотеза; Г)диспозиция.
14.Метод познания, представляющий собой совокупность логических выводов от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным, называется…
А)метод индукции; Б)метод дедукции; В)анализ; Г)синтез.
15.Ненаучное познание предполагает…
А)понимание художественного текста; Б)интерпретацию исторических фактов;
В)использование опыта повседневной жизни; Г)экспериментальную апробацию гипотезы.
Обобщающий тест по теме «Познание»
3 вариант
1.Определение «осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных свойств и связей» относится к понятию…
А)познание; Б)мировоззрение; В)мышление; Г)представление.
2.Интуиция –это…
А)мистическое переживание истины; Б)то, что не может быть переведено на язык разума;
В)непосредственное созерцание сущности, бездоказательное постижение истины;
Г)познание через божественное озарение.
3.Определите вид познания, имеющий следующие особенности:
- Стремление к объективности;
- Особое значение эксперимента;
- Следование теории;
- Преобладание логико-математических методов исследования.
4.Назовите немецкого философа, которому принадлежат вопросы:
- Что я могу знать?
- На что я могу надеяться
- Что я должен делать?
- Что такое человек?
5.Закон в природе и обществе – это…
А)преобладающие или постоянные факты, отличающие определенные состояния;
Б)устойчивая последовательность событий; В)существенная связь между событиями;
Г)некий порядок в мире и нашем разуме.
6.Направление в философии, отрицающее познаваемость мира, называется…
А)скептицизм; Б)агностицизм; В)рационализм; Г)сенсуализм.
7.Направление в философии, выражающее сомнение в существовании внешнего мира, называется…
А)сенсуализм; Б)агностицизм; В)рационализм; Г)скептицизм.
8. Выберите правильный ответ.
А. Абсолютная истина – это несомненное, неопровержимое, раз и навсегда установленное знание.
Б. Любое знание, если оно является истинным, представляет собой абсолютную истину.
А)правильный ответ А; Б)правильный ответ Б; В)правильного ответа нет;
Г)правильны оба ответа.
9.Какие уровни познания имеет научное познание?
А)эмпирический и теоретический; Б)чувственный и рациональный;
В)абсолютный и относительный.
10.Научное знание базируется на…
А)ответственности; Б)объективности; В)убежденности; Г)потребности.
11.Гуманитарное познание предполагает…
А)понимание основ медицины; Б)использование опыта повседневной жизни;
В)интерпретацию исторических фактов; Г)экспериментальную апробацию гипотезы.
12.Метод познания, при котором изучаемые явления рассматриваются в динамике, в единстве и борьбе противоположностей, во всем многообразии их форм, называется…
А)диалектический метод; Б)сравнительный метод; В)метафизический метод;
Г)дедуктивный метод.
13.Совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем называется…
А)наблюдение; Б)системный подход; В)сравнительный метод;
Г)метод эмпирического описания.
14.Твердая уверенность человека в правоте и истинности разделяемых им взглядов – это…
А)мировоззрение; Б)убеждение; В)сознание.
15.С точки зрения истинности и ложности возможно оценить…
А)эстетическое восприятие мира; Б)паранаучные исследования; В)социальный факт;
Г)итоги мысленного эксперимента.
Ответы на обобщающий тест по теме «Познание»
ФИ учащегося_________________________________
Вариант____________
№ вопроса | Вариант ответа |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 |
Ответы на обобщающий тест по теме «Познание»
ФИ учащегося_________________________________
Вариант____________
№ вопроса | Вариант ответа |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 |
КЛЮЧ к обобщающему тесту по теме «Познание»
№ вопроса | 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
1 | Б | А | В |
2 | Г | А | В |
3 | В | А | рациональное |
4 | Б | В | И.Кант |
5 | Г | В | А |
6 | Г | Б | Б |
7 | 7 | В | Г |
8 | В | Б | А |
9 | истина | практика | А |
10 | Б | А | Б |
11 | А | В | В |
12 | Г | В | А |
13 | А | А | Б |
14 | А | Б | Б |
15 | Б | В | Г |
Критерии оценивания:
Оценка «5» ставится, если дано 13-15 правильных ответов;
Оценка «4» ставится, если дано 11-12 правильных ответов;
Оценка «3» ставится, если дано 9-10 правильных ответов;
Оценка «2» ставится, если дано 8 и менее правильных ответов.
nsportal.ru
Тест по обществознанию по теме «Познание и сознание»
Тест по теме «Познание и сознание».
Относительная истина в отличии от абсолютной:
содержит объективное знание о предмете
всегда опирается на здравый смысл
может быть со временем опровергнута
является результатом чувственного познания
Практика как критерий истины включает:
1). Научный эксперимент
2) научные понятия
3) теоретические обобщения
4) статистические методы
Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.
Б. В социальном познании не используется метод моделирования.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения не верны.
4. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие только научному познанию:
1) использование понятий;
2) логическое выведение умозаключений;
3) экспериментальное подтверждение результатов;
4) открытость рациональной критике любого положения;
5. И чувственное и рациональное познание
1). Формирует знание о предмете
2) использует логические умозаключения
3) начинается с ощущения
4) даёт наглядный образ предмета.
6. Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?
1). Мифы о героях
2) мудрость «Тише едешь – дальше будешь»
3) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются
4) теория относительности
7. Верны ли следующие суждения о самооценке:
А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
Б. «Я-образ» — это представление, которое сложилось о человеке у окружающих.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения не верны.
8. Запишите слово, пропущенное в приведённой ниже схеме.
Познание
…
Умозаключение
Понятие
Суждение
Чувственное
Ощущение
Восприятие
Представление
9. Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, называется
1) понятием
2) ощущением
3) восприятием
4) представлением
10. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности.
Б. Наука создаёт эмоционально-чувственный образ объективной реальности.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения не верны.
11. Учёные-вулканологи, обследовав склон вулкана, предупредили местных жителей об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?
1) познавательно-объяснительная
2) культурная
3) социальная
4) мировоззренческая
12. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Рациональное познание отражает существенные свойства предметов и явлений.
Б. В ряде случаев человек приобретает новые знания интуитивно
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения не верны.
13. Что характеризует понятие как форму рационального познания?
1) отражение общих и существенных признаков познаваемых предметов и явлений
2) утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых предметах и явлениях
3) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
4) процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления
14. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.
Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения не верны.
15. Рациональное познание в отличие от чувственного
1) присуще только образованным людям
2) формирует понятие о предмете
3) является критерием истины
4) приводит к полезным результатам
16. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности
А. Человек овладевает знаниями в ходе практической деятельности
Б. Человек овладевает знаниями в процессе изучения основ наук
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения не верны.
17.Какую функцию науки иллюстрирует создание и распространение устойчивых к болезням и вредителям сортов растений?
1) познавательно- объяснительную
2) мировоззренческую
3) производственную
4) социальную
18. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?
1) наблюдение отдельных фактов и явлений
2) объяснение изучаемых фактов и явлений
3) фиксация обобщений в форме законов
4) выдвижение и обоснование гипотез
19. Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям?
1) закон падающего бутерброда
2) закон стоимости
3) закон фотоэффекта
4) закон спроса
20.Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется
1) понятием
2) представлением
3) восприятием
4) выводом
21. Верны ли следующие суждения о ложном знании?
А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения
Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения не верны.
22 Какое слово пропущено в схеме? (В1)
Формы чувственного познания
ощущение
…
восприятие
23. Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания?
1) описание научных фактов
2) проведение наблюдений
3) описание экспериментальных знаний
4) выдвижение гипотезы
24. И чувственное, и рациональное познание нацелено на
1) теоретическое осмысление действительности
2) приобретение истинных знаний об окружающем мире
3) опровержение существующих научных теорий
25. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?
1) ощущение, восприятие, представление
2) понятие, представление, умозаключение
3) понятие, суждение, умозаключение
4) представление, суждение, ощущение
26. Познание в отличие от общения
1) является проявлением человеческой активности
2) допускает использование речи
3) способствует развитию личности
4) может быть индивидуальным
27. Рациональное познание в отличие от чувственного
1) обновляет знания об окружающем мире
2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений, восприятия представлений
4) использует логические умозаключения
28. Установите соответствие:
А) отражение предметов и их свойств в
виде целостного образа
Б) сохраняющийся в памяти 1) ощущение
Обобщённый увственно-наглядный 2) представление
образ предмета
В) отражение в сознании человека
отдельных свойств предметов
1
2
29. Установите соответствие между формой познания и её особенностью:
Определения Понятия
А) знание является побочным продуктом 1) миф
Практической деятельности
Б) знание существует в форме 2) наука
художественных образов
В) знание раскрывается в процессе 3) обыденное
повествования знание
Г) знание является результатом 4) искусство
целенаправленной деятельности
А
Б
В
Г
30. Как называется процесс, в котором человек узнаёт своё «я»
1) самореализация
2) самопознание
3) самовыражение
4) самообладание
31. Какой признак не свойственен самопознанию:
1) определение своих способностей
2) познание общественных норм и ценностей
3) выявление индивидуальных особенностей внешности
4) самооценка
32.Какое из предложенных определений истины представляется вам наиболее точным?
1). Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету
2) Истина- незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
3) Истина – это те выводы, с которыми все согласны .
4) Истина – это то, что верит человек.
33. Только научное познание включает:
1) Создание материальных ценностей
2) Выработку нравственных норм
3) Раскрытие смысла жизни
4) Выявление закономерностей развития мира.
34.Научное знание базируется на
1) ответственности
2) объективности 36. Критерием истины является
3) убеждённости 1) собственное мнение
4) потребности 2) общественная практика
3) общественное мнение
4) демократические принципы
35. Научное познание предполагает
1) объективность в проведении исследования
2) отсутствие субъекта познания
3) эстетическую оценку действительности
4) абсолютизацию гипотез
37. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что возможности познания зависят от реальных исторических условий, времени и места.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки, научными методами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В6
В основе науки и обыденного сознания лежит процесс ________ (1). Целью познания служит приобретение ________(2) знаний об объективном мире. Познание проходит две главные ступени – чувственное и ________ (3). Обе ступени процесса познания находятся в _______ (4), дополняют друг друга. Преувеличение в познании роли чувственного начала привело к появлению в философии _______(5). Увеличение в познании роли разума образовало другое философское течение _______(6) . Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на проверенных _______ (7). Методом получения научного знания выступает научное _______ (8). Истина представляет собой объективно верное воспроизведение ________ (9) в сознании человека.
А. Действительность Е. Рационализм
Б. Исследование Ж. Истинные
В. Познание З. Рациональное
Г. Доказательства И. Единство
Д.Сенсуализм
С7. Учёные одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нём? Аргументируйте свой ответ.
С.7.
Как-то А.Энштейн с женой посетили крупную американскуюб обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена учёного поинтерисовалась предназначением столь грандиозного проибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», — сказала супруга учёного.
Назовите два метода научного исследования, о которых идёт речь в этом фрагменте, охарактеризуйте каждый из них.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном познании.
С6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Истина и ее критерии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех, пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С7.Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:
Философия
«Главная цель религии не в том, чтобы поселить человека на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в его душе».
(Т. Харди)
Философия
«Прекрасное и безобразное — все таится в человеческом сердце».
(Конфуций)
Философия
«Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья».
(И. Кант)
Философия
«Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться».
(Ж. Врак)
С8.Темы для написания эссе:
««Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самоё себя» (В.М.Шукшин)
«Познание и жизнь неотделимы» (Л.Фейхтвангер)
www.metod-kopilka.ru
Тест познание | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ПОЗНАНИЕ».1.В каких из трех форм проявляется рациональное познание?
а) ощущуение, восприятие, представление
б) понятие, суждение, умозаключение
в) представление, суждение, ощущение
2.И чувственное, и рациональное познание нацелено на
а) восприятие окружающего мира
б) приобретение истинных знаний об окружающем мире
в) опровержение существующих научных теорий
г) создание новых теорий
3.И абсолютная, и относительная истины
а) всегда находят свое подтверждение в практике
б) носят объективный характер
в) дают полное, исчерпывающее знание о предмете
г) могут быть опровергнуты со временем
4. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером
а) житейского знания
б) мифологического знания
в) научного знания
г) паранаучного знания
5. «Индивидуальность- неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером
а) художественного образа
б) паранаучного знания
в) суждения на уровне здравого смысла
в) научного знания
6. Вывод : «Друзья познаются в беде» — является результатом
а) паранаучного знания
б) обобщения жизненного опыта
в) художественного вымысла
г) экспериментальной проверки
7. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование
а) отвлеченных понятий
б) художественных образов
в) научных приборов
г) абстрактных моделей
8.Среди перечисленных наук изучение социальных статусов и социальных ролей занимается
а) этика
б) правоведение
в) социология
г) политология
9. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения в обществе?
а) социология
б) правоведение
в) политология
г) этика
10.Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
11. Верны ли следующие суждения об истине?
А.Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.
Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
educontest.net