cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тест биосоциальная сущность человека – Тесты по теме «Биосоциальная сущность человека»

Тесты по теме «Биосоциальная сущность человека»

Тесты по теме «Биосоциальная сущность человека»

Вариант 1

1. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует и животного?
1) действие механизмов наследственности
2) работа органов чувств
3) обменные процессы
4) творческая активность

2. Человек от животного отличается тем, что он
1) имеет природные инстинкты 3) обладает наиболее совершенным слухом
2) не зависит от природных условий 4) обладает членораздельной речью

3. И человеку, и животному свойственна
1) трудовая активность 3) познавательная деятельность
2) забота о потомстве 4) самореализация

4. Верны ли следующие суждения об отличии человека от животных?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться.
1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. В отличие от животного человек способен

1) проявлять эмоции 3) вырабатывать условные рефлексы
2) удовлетворять потребности 4) прогнозировать результаты действий

6. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке?

А. Индивидуальное и общественное в человеке — результат биологической эволюции.

Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и

социальной. К биологической составляющей относится

1) членораздельная речь 3) стремление к самообразованию

2) мировоззрение 4) действие механизмов наследственности

8. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие

социальную природу.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
6) способность к самосохранению

9. В отличие от животных, человек способен проявлять
1) зависимость от среды обитания
2) инстинктивные реакции на воздействия среды
3) генетическую обусловленность поведения
4) критическое отношение к самому себе

10. Как животные, так и человек способны
1) взаимодействовать с себе подобными
2) изменять условия своего существования
3) преобразовывать окружающую действительность
4) осознавать цель своих действий

11. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека.
1) интересы 4) идеалы
2) мировоззрение 5) умения

3) задатки 6) наследственность

12. Что свойственно человеку в отличие от животного?
1) инстинкты 2 )эмоции 3) потребности 4) сознание

13. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его
1) социальной сущности 3) физиологических особенностей
2) биологической природы 4) психологического качества

14. И человек, и животные способны
1) использовать природные предметы
2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда
3) передавать трудовые навыки последующим поколениям
4) осознавать собственные потребности

15. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает
1) знания и умения 3) физическое развитие
2) чувства и волю 4) возрастные особенности

16. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и

социальной. Биологически обусловлена
1) половая дифференциация 3) мировоззренческая картина мира
2) система ценностей 4) профессиональная деятельность

17. Как человек, так и животные обладают

1) социальными ролями 3) поведенческой активностью

2) совестью 4) способностью к саморазвитию

18. Сходство человека и животного проявляется в обладании

1) инстинктом самосохранения 3) возможностями саморазвития

2) логическим мышлением 4) членораздельной речью

19. Какая способность, свойственная человеку, отсутствует у животных?

1) воспринимать окружающий мир

2) ощущать изменения в окружающей среде

3) удовлетворять свои биологические потребности

4) нести ответственность за принятое решение

20. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек — это биологическое существо с живородным потомством.

Б. Феномен «бинарной природы человека» заключается в сочетании особенного (индивидуального) и общего в человеке.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Тесты по теме «Биосоциальная сущность человека»

Вариант 2

1. Человека от животного отличает
1) использование природных объектов 3) приспособление к условиям среды
2) стремление понять окружающий мир 4) инстинкт самосохранения

2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) подходящем жилище 3) физической активности
2) самопознании 4) самосохранении

3. В отличие от животных, человек способен
1) сознательно воздействовать на среду обитания
2) проявлять заботу о потомстве
3) удовлетворять физиологические потребности
4) демонстрировать подражание

4. И человек, и животное

1) свободно определяют цель своего поведения 3) осознают свою уникальность

2) имеют индивидуальные интересы 4) зависят от природных условий

5. Ученые определяют человека как биопсихосоциальное существо. Что относится к социальным качествам человека?

1) разрез и цвет глаз 3) память, быстрота реакции

2) расовые признаки 4) жизненные принципы

6. Человеку, и животному свойственна способность к

1) самореализации 3) самосохранению
2) сампознанию 4) самообразованию

7. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Природные свойства человека доминируют над его социальными качествами.

Б. Человек, как и животное, приспосабливается к природным условиям.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9. И человеку, и животному свойственны потребности в

1) социальной активности 3) заботе о потомстве
2) целенаправленной деятельности 4) изменении среды обитания

10. Человек в отличие от животного способен

1) совершать привычное действия
2) предварительно обдумывать свое поведение
3) проявлять эмоции
4) заботиться о потомстве

11. Какая из перечисленных ниже способностей свойственная человеку и отсутствует у животных?

1) способность ощущать воздействия среды
2) способность воспринимать окружающую действительность
3) способность делать выбор и нести за него ответственность
4) способность удовлетворять свои потребности

12. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и

социальной. К биологической составляющей относится

  1. особенности строения тела человека 3) знания и умения

  2. ценностные ориентации 4) навыки поведения

13. В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет

1) активный характер 3) индивидуальный характер

2) приспособительный характер 4) преобразовательный характер

14. В отличие от поведения животного, деятельность человека имеет

1) обусловлена видовой специализацией

2) побуждается инстинктами

3) связана с работой органов чувств

4) направляется сознательно выдвинутой целью

15. Развитие человека в отличие от эволюции животных, в частности характеризуется

1) совершенством руки как производящего орудия

2) приспособлением к окружающему миру

3) наличием условных рефлексов

4) использованием предметов, данных природой

16. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и

социальной. Социально обусловлены

  1. духовные идеалы и ценности 3) возрастные физические особенности

  2. расовые отличия 4) проявления наследственности и изменчивости

17. В отличие от животного человек умеет

1) передавать свой опыт подрастающим поколениям

2) жить в группе

3) добывать пищу

4) создавать духовную культуру

18. Общими признаками человека и животного являются

1) сознательно относиться к процессу воспитания потомства

2) выбирать средства достижения цели

3) предвидеть результат деятельности

4) воспроизводить определенные модели поведения

19. Человек и животные способны

1) определять цель своих действий 3) преобразовывать условия существования

2) изменять окружающую среду 4) взаимодействовать в группе

20. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической

деятельности, является характеристикой его
1) социальной сущности 3) физиологических особенностей
2) биологической природы 4) психологического качества

gigabaza.ru

Тест по теме «Биосоциальная природа человека» в формате ЕГЭ

Тест по обществознанию: «Биосоциальная природа человека» 1 вариант

1. Вставьте пропуск в схеме.

ПОНЯТИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Индивид

Человек как представитель биологического вида

Человек как носитель социальных качеств

2. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. Выпишите соответствующие цифры.

1) особенности внешности

2) любознательность

3) темперамент

4) ответственность

5) трудолюбие

6) самоотверженность

3. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.д.

4. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения

5. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

2) Индивид — единичный представитель человечества.

3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.

4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.

5) Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.

6. Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.

2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.

3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.

5) Человек как личность формируется в процессе социализации.

7. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.

3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.

5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.

8. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) стремление объяснить законы природы

3) продолжение рода

4) общение с помощью членораздельной речи

5) приспособление к условиям окружающей среды

6) способность к мышлению

9. Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сознание

2) инстинкты

3) мировоззрение

4) наличие психики

5) проявление эмоций

6) способность к преобразовательной деятельности

10. Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Кирилла — 180см.

3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Кирилл — сангвиник по темпераменту.

5) Кирилл — добрый и отзывчивый человек.

6) Кирилл хорошо учится в школе.

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ, содержащие информацию о личности.

12. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

Тест по обществознанию: «Биосоциальная природа человека» 2 вариант

1. Вставьте пропуск в схеме.

ПОНЯТИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Индивид

Человек как представитель биологического вида

Носитель неповторимого своеобразия проявлений человека, его непохожесть на других

2. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются отражением социальной природы человека.

1) в трудовой деятельности

2) в созидании

3) в творчестве

4) во взаимопонимании

5) в отдыхе

6) в пище

3. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

4. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2) Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3) Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4) Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5) Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

5. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.

2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.

3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.

6. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.

7. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

 

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

A) способность к продолжению рода

Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды

B) способность накапливать знания и трудовые навыки

Г) способность видеть цель своих действий

Д) способность оценивать себя и других

 

1) социальная

2) биологическая

8. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) инстинктивные реакции на воздействие среды

2) использование предметов, данных природой

3) стремление понять окружающий мир

4) генетически обусловленные модели поведения

5) общение с помощью членораздельной речи

6) способность к целеполаганию

9. Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сознание

2) инстинкты

3) мировоззрение

4) наличие психики

5) проявление эмоций

6) способность к преобразовательной деятельности

10. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана — 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

5) Иван — добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности.

12. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

КЛЮЧИ к тесту «Биосоциальная природа человека»

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

смысл понятия

— человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

два предложения:

— процесс становления и развития личности продолжается всю жизнь человека;

— на формирование личности большое влияние оказывает семья, школа, ближайшее окружение человека

12. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

Пояснение.

Примеры.

1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.

2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя «вторую природу» — культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.

infourok.ru

Тест по обществознанию Социальная сущность человека 7 класс

Тест по обществознанию Социальная сущность человека для учащихся 7 класса состоит из 2 частей (Часть А и Часть В). В части А — 15 заданий, в части В — 4 задания.

Часть А

A1. Человека от животного отличает способность

1) заботиться о потомстве
2) добывать пищу
3) трудиться
4) использовать природные материалы

A2. Только в человеческом обществе может сформироваться потребность

1) в самосохранении
2) в творчестве
3) во взаимодействии с себе подобными
4) в физическом развитии

A3. Человек — существо социальное, поэтому

1) у человека отсутствуют природные инстинкты
2) только социальные потребности влияют на поведение человека
3) человек способен предвидеть последствия своих действий
4) только законы природы определяют поведение человека

A4. Человек — существо биологическое, поэтому

1) он создает условия и средства для своего существования
2) способность общаться передаётся по наследству
3) только биологические потребности влияют на поведение человека
4) ему присуща потребность в нормальном теплообмене

A5. В отличие от поведения животных, деятельность человека характери­зуется

1) приспособительным поведением
2) удовлетворением потребностей
3) целенаправленностью
4) инстинктивностью

A6. Целью трудовой деятельности является

1) познание преобразование закономерностей развития мира
2) преобразование предметов окружающей действительности
3) приобретение знаний
4) создание художественных произведений

A7. Игра, в отличие от труда, предполагает

1) наличие партнера
2) условный характер действий
3) индивидуальный характер действий
4) активность

A8. Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. В процессе деятельности человек создает то, чего нет в природе.
Б. Учеба — это один из основных видов деятельности человека.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения

A9. Как называется деятельность человека, связанная с преобразованием природы?

1) практическая
2) духовная
3) потребительская
4) социальная

A10. Учебная деятельность, в отличии от трудовой,

1) предполагает общение
2) носит коллективный характер
3) носит обучающий характер
4) носит творческий характер

A11. Для социального развития человеку необходимо, чтобы он

1) отдыхал
2) правильно питался
3) был физически развит
4) общался с другими людьми

A12. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Воспитание является частью процесса социализации
Б. Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения

A13. Человека как личность характеризует(-ют)

1) особенности темперамента
2) общественная активность
3) внешние данные
4) физическое и психическое здоровье

A14. К духовной жизни человека относится(-ятся)

1) составление семейного бюджета
2) строительство загородного дома
3) участие в поэтическом конкурсе
4) открытие малого предприятия

A15. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека — это вседозволенность, возможность поступать
согласно только своим желаниям.
Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения

Часть B

B1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, отно­сятся к понятию деятельность человека.
Общество, мотив, результат, средство, цель, игра.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

B2. В приведённом списке указаны черты сходства, а также черты отли­чия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) общение с себе подобными
2) способность к мыслительной деятельности
3) потребность в самосохранении
4) наличие самосознания

Черты сходстваЧерты отличия
    

B3. У становите соответствие между видом деятельности и особенностями её проявления:

Особенности проявления

А. Приобретение новых знаний.
Б. Условный характер действий.
В. Наличие воображения и фантазии.
Г. Преобразование природного мира и создание материальных благ.

Виды деятельности

1) труд
2) игра
3) обучение

B4. Найдите в приведённом ниже списке социальные потребности челове­ка и обведите цифры, под которыми они указаны. Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

1) потребность в общении
2) потребность в самопознании
3) потребность в безопасности
4) потребность во сне
5) потребность в признании

Ответы на тест по обществознанию Социальная сущность человека
А1. 3
А2. 2
А3. 3
А4. 4
А5. 3
А6. 2
А7. 2
А8. 3
А9. 1
А10. 3
А11. 4
А12. 3
А13. 2
А14. 3
А15. 2
В1. общество
В2. 13 24
В3. А3, Б2, В2, Г1
В4. 15

testschool.ru

Тест по биологии на тему «Человек. Этапы эволюции, биосоциальная сущность, расы» (8-9 класс)

Человек: этапы эволюции, его биологическая и социальная сущность, расы.

1.Присутствие на теле человека рудиментарного волосяного покрова свидетельствует:

А) о наземном образе жизни;

Б) родстве человека с млекопитающими;

В) приспособленности к холоду;

Г) нарушении кровоснабжения кожи.

2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

А) лемуры;

Б) австралопитеки;

В) дриопитеки;

Г) гориллы.

3. Череп человека отличается от черепа обезьяны:

А) массивными, вытянутыми вперед челюстными костями;

Б) преобладанием мозговой части черепа над лицевой;

В) преобладанием лицевой части черепа над мозговой;

Г) развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы.

4. Человек отличается от человекообразных обезьян:

А) наличием волосяного покрова;

Б) развитым большим пальцем, противопоставленным всем остальным;

В) наличием ногтей;

Г) формой ушей.

5. Что подтверждает родство человека и млекопитающих?

А) общий план строения и размножения;

Б) прямохождение и сводчатая стопа;

В) изгибы позвоночника;

Г) строение передней конечности.

6. Укажите признак, подтверждающий общность организации человека и человекообразных обезьян:

А) прямохождение;

Б) способность к трудовой деятельности;

В) мышление;

Г) структура зубной системы.

7. Человек в отличие от других живых существ:

А) обладает возбудимостью;

Б) размножается;

В) мыслит абстрактно;

Г) обладает раздражимостью.

8. Сходство человека и млекопитающих свидетельствует об их:

А) родстве и общем плане строения;

Б) одинаковом уровне организации;

В) конвергентном сходстве;

Г) происхождении от разных предков.

9. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:

А) наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти;

Б) наличием швов между костями мозговой части;

В) более развитой мозговой частью;

Г) строением костной ткани.

10. Человек в системе органического мира:

А) представляет собой отряд класса млекопитающих;

Б) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные существа;

В) представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных;

Г) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира.

11. Способность к изготовлению орудий труда проявилась впервые среди:

А) дриопитеков;

Б) рамапитеков;

В) австралопитеков;

Г) гиббонов.

12. В связи с прямохождением у человека произошли изменения в строении стопы:

А) сформировался свод;

Б) когти превратились в ногти;

В) срослись фаланги пальцев;

Г) большой палец противопоставлен всем остальным.

13. Какая часть верхней конечности наиболее резко изменилась в процессе эволюции?

А) плечо;

Б) предплечье;

В) кисть;

Г) лопатка.

14. Какой из перечисленных признаков, проявляющихся у некоторых людей, относится к атавизмам?

А) наличие хвоста;

Б) расчлененность тела на отделы;

В) дифференциация зубов;

Г) наличие пятипалых конечностей.

15. Увеличение размеров мозгового отдела черепа у человека по сравнению с лицевым способствовало:

А) наземному образу жизни;

Б) развитию мышления;

В) редукции волосяного покрова;

Г) использованию животной пищи.

16. Прямохождение у предков человека способствовало:

А) освобождению руки;

Б) появлению речи;

В) развитию многокамерного сердца;

Г) усилению обмена веществ.

17. В головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции появляются центры:

А) речевые;

Б) обоняния и вкуса;

В) слуха и зрения;

Г) координации движений.

18. Кто из перечисленных предков человека является наиболее древним?

А) питекантроп;

Б) австралопитек;

В) неандерталец;

Г) кроманьонец.

19. Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у пердков человека в ходе эволюции раньше остальных:

А) речь;

Б) прямохождение;

В) абстрактное мышление;

Г) сознание.

20. Какой объем мозга был у австралопитеков?

А) около 550 см³;

Б) 500 – 800 см³;

В) 1400 см³;

Г) около 1600 см³.

21. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления:

А) к использованию различной пищи;

Б) наземному образу жизни;

В) жизни в разных природных условиях;

Г) невосприимчивости к различным заболеваниям.

22. Какое значение имело приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи?

А) предохраняет от ультрафиолетовых лучей;

Б) усиление обмена веществ;

В) приспособление к морскому климату;

Г) улучшение дыхательной функции кожи.

23. О единстве человеческих рас свидетельствует:

А) их приспособленность к жизни в разных климатических условиях;

Б) одинаковый набор хромосом, сходство их строения;

В) их расселение по всему земному шару;

Г) их способность преобразовывать окружающую среду.

24. Укажите человеческую расу, представители которой имеют следующие признаки: темный цвет кожи, курчавые волосы, темные глаза, толстые губы, широкий и плоский нос:

А) европеоидная;

Б) негроидная;

В) монголоидная;

25. укажите человеческую расу, представители которой имеют следующие признаки: узкое лицо, узкий и сильно выступающий нос, мягкие волосы, светлый или смуглый тип кожи, тонкие губы, волосяной покров на лице и теле:

А) европеоидная;

Б) негроидная;

В) монголоидная.

26. Под воздействием биологических и социальных факторов происходит эволюция предков:

А) птиц;

Б) человека;

В) млекопитающих;

28. Основные человеческие расы:

А) европеоиды и монголоиды;

Б) европеоиды, индейцы, негроиды и монголоиды;

В) европеоиды, негроиды и монголоиды;

Г) европеоиды, негроиды, монголоиды и неандертальцы.

29. Человек в системе органического мира:

А) представляет собой отряд класса млекопитающих;

Б) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа;

В) представляет собой вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных;

Г) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира.

30. Пример биологического фактора эволюции человека:

А) общение друг с другом с помощью устной и письменной речи;

Б) способность передавать приобретенные признаки по наследству;

В) трудовая деятельность;

Г) использование одежды.

Г) пресмыкающихся.

27. Человеком современного типа был:

А) неандерталец;

Б) кроманьонец;

В) питекантроп;

Г) синантроп.

infourok.ru

ТЕСТ № 3. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Общество и природа. Биосоциальная сущность человека. Мышление и деятельность.

ТЕСТ № 3. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Общество и природа. Биосоциальная сущность человека. Мышление и деятельность.

1. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возникновение государства

2) генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям

3) психические качества личности

4) формирование наций

5) создание новых научных направлений

6) способность человека к чувственному восприятию мира

Ответ: 145.

2. Установите соответствие между особенностями поведенческой активности, свойственной человеку, и поведенческой активностью, свойственной животным: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

ВИДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

А) в основе инстинкт

Б) целесообразность

В) продуктивность

Г) преобладающий характер

Д) обусловленность генетической программы

1) человек

2) животные

Ответ: 21112

3. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) способность к целеполаганию

3) забота о потомстве

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир

6) общение с помощью членораздельной речи

Ответ: 256

4. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СТОРОНЫ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

А) рост Владимира 195 см.

Б) Ирина доброжелательна к коллегам по работе

В) Федор физически вынослив

Г) Василий любит классическую музыку

Д) у Николая много друзей

1) биологическая

2) социальная

Ответ: 12122

5. Ниже приведен перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

1) инициативность, 2) темперамент, 3) толерантность, 4) ответственность, 5) задатки, 6) трудолюбие.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 25

6. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Действия животных, основанные на инстинктах

Поведение

Действия человека, в основе которых лежит мышление

Ответ: деятельность.

7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является ______ (А). Это человек со своими социально сформированными и с индивидуально выраженными _____ (Б): интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что _____ (В) в совместной деятельности с другими людьми познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _____ (Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _____ (Д), т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности, открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя ____ (Е) в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. индивид

2. качество

3. потребность

4. воспитание

5. позиция

6. социализация

7. личность

8. активность

9. индивидуальность

Ответ: 721685

8. Кириллу 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Кирилла — 180 см.

3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Кирилл занимается легкой атлетикой.

5) Кирилл — добрый и отзывчивый человек.

6) Кирилл хорошо учится в школе.

Ответ: 3456

9. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путевку. Найдите в приведенном списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) изучение испанского языка

2) покупка туристической путевки

3) общение в Интернете

4) чтение книг об Испании

5) знатоки испанского искусства

6) путешествие по Испании

Ответ: 1234

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика качеств человека

Качества человека

Характеристики

Потребности

Осознание и переживание человеком нужды в чем- либо, необходимом для поддержания его жизни и развития

Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями и умениями

Ответ: Способности

11. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».

1) воспроизводство рода, 2) самореализация, 3) питание, 4) дыхание, 5) движение, 6) общение, 7) отдых.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 26

12. Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью

  2. Индивид — единичный представитель человечества

  3. К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребность в познании окружающего мира

  4. Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям

  5. Социальная природа человека проявляется в анатомо-физических чертах, строении различным систем органов, инстинктах и рефлексах

Ответ: 124

13. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) в пище

Б) в общении

В) в приобретении новых знаний

Г) в общественном признании

Д) в воздухе для дыхания

1) Духовные (идеальные)

2) социальные

3) биологические (естественные)

Ответ: 32123

14. Выберите среди предложенного списка социальные факты, содержащие проявление базовых социальных (экзистенциальных) потребностей личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные, старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить, порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых

4) Каждую последнюю субботу месяца, профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы одеваем варежки, теплые сапоги и куртки

6) В семье каждый человек обретает защиту от неприятностей и невзгод большого мира, который его окружает, неслучайно говорится «мой дом, моя крепость».

Ответ: 16

15. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

  2. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

  3. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности

  4. Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

  5. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств ее достижения.

Ответ: 1345

16. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) ученые-вулканологи составили карту возможных извержений вулканов в следующем году

Б) правительство одобрило введение новых тарифов

В) в начале года, в действие были ведены новые государственные стандарты в области образования

Г) предприятия малого бизнеса производят комплектующие для крупного автомобильного завода

Д) экономисты предположили, как будут развиваться финансовые рынки после мирового кризиса

Е) крупная компания начала освоение нового месторождения газа на арктическом шельфе

1) материально-производственная

2) социально-преобразовательная

3) прогностическая

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

3

2

2

1

3

1

17. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) особенность

2) способности

3) личность

4) игра

5) общество

6) задатки

7) общение

8) деятельность

9) группа

Ответ: 1938756

18. Выберите верные суждения о свободе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

2) Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия

3) Свобода человека включает в себя свободу передвижения и проживания, свободу мысли и совести, свободу слова и выражения, свободу на уединенность, на частную жизнь

4) Свобода — это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим

5) Свобода — это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений

Ответ: 345

19. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

20. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребность в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

3) Деятельность — это специфический способ существования человека.

4) Потребности — это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.

Ответ: 345

multiurok.ru

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (теория, словарь, тест)

Урок 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

  1. Человек, индивид, личность.

Человек по своей сути существо биосоциальное – он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных органов и систем, инстинктах и рефлексах. Биологически каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим.

Учёные считают наиболее важными отличиями человека от других живых существ: наличие мышления и словесной речи; способность к целенаправленной, в том числе творческой деятельности; способность сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые блага и ценности; способность изготавливать с помощью других орудий сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может раскрыть свою социальную природу только осуществляя определённую деятельность, общаясь с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через такие качества, как сознание и разум, способность и готовность к труду и творчеству, свобода и ответственность.

Для характеристики сущности человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид – единичный представитель человечества. Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Личность – это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия. Личность человека формируется и развивается на протяжении всей его жизни, в ходе социализации (в процессе освоения социальных ролей, культурного богатства, накопленного обществом). Понятие «индивидуальность» используется для обозначения такого сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность – это своеобразие человека.

  1. Потребности человека.

Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности (человеку необходимы вода и воздух, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры и др.). Они лежат в основе направленности личности.

Потребности человека

естественные социальные духовные

(биологические; физиологические, (в общении, в труде, жизненном (идеальные) (в познании

материальные и т.п.) (воздух для успехе, занятии определённой окружающего мира, дости-

дыхания, вода, пища, одежда и позиции в обществе и т.п.) жении гармонии и красоты;

жилище, продолжение рода и т.п.) религиозной вере, художес-

твенном творчестве и т.п.)

Выделяют также индивидуальные (потребности отдельного человека, связанные с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности) и общественные (характеризуют социальную жизнь) потребности. Индивидуальные потребности людей в принципе могут противоречить общественным потребностям.

Долговременные (стратегические) потребности связаны с перспективными возможностями и целями развития личности, социальной группы, организации, общества в целом, а сиюминутные – потребности текущего момента; долговременные потребности могут до определённого момента не осознаваться человеком, обществом, в отличие от сиюминутных потребностей. Удовлетворение сиюминутных потребностей может в принципе противоречить удовлетворению долговременных потребностей.

Подлинные потребности связаны с тем, что действительно необходимо человеку, а удовлетворение мнимых потребностей может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Ответьте на вопросы:

  1. В чём заключается биосоциальная сущность человека?

  2. Что составляет биологическую природу человека?

  3. Каковы наиболее важные отличия человека от других живых существ?

  4. Как проявляется социальная сущность человека?

  5. Какой смысл вкладывается в понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»?

  6. Что такое потребности? Какие группы потребностей выделяют учёные?

ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ

  1. Проанализируйте суждения о человеке. Поставьте значок «˅» в соответствующем столбце таблицы.

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

_________труд__________

позволяет человеку воздействовать на вещества и силы природы, создавая материальные блага

является формой деятельности человека, нацеленной на удовлетворение материальных потребностей

способствует совершенствованию и развитию человеческих качеств

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одно- го, относятся к понятию «социальные качества личности».

Жизненный опыт, толерантность, образованность, умения, практические навыки, инстинкты, коммуникабельность.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

  1. Найдите в приведенном перечне качества, отличающие человека от животного.

1) стремление к самореализации 2) потребность в труде 3) способность строить жилища

4) потребность в пище и воде 5) способность отображать мир в идеальных образах

Тест для самостоятельной работы (Обществознание. 10 кл. 44 диагн.вар. стр.5-12)

Словарь

Индивид – единичный, конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.

Личность – индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Потребности – нужда в чём-либо, что необходимо для поддержания жизнедеятельности организма человека, развития его личности.

Список литературы.

  1. Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Методика подготовки. Зайцева Е.В. – Просвещение, 2016.

  2. Обществознание. 10 класс. 44 диагностических варианта. Котова, Лискова, 2012.

  3. Словарь терминов по обществознанию. Брандт М.Ю. – Изд.: Экзамен, 2014.

ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ Урок 1.

  1. Проанализируйте суждения о человеке. Поставьте значок «˅» в соответствующем столбце таблицы.

2.Запишите слово, пропущенное в схеме.

______________________

позволяет человеку воздействовать на вещества и силы природы, создавая материальные блага

является формой деятельности человека, нацеленной на удовлетворение материальных потребностей

способствует совершенствованию и развитию человеческих качеств

3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные качества личности».

Жизненный опыт, толерантность, образованность, умения, практические навыки, инстинкты, коммуникабельность.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

4. Найдите в приведенном перечне качества, отличающие человека от животного.

1) стремление к самореализации

2) потребность в труде

3) способность строить жилища

4) потребность в пище и воде

5) способность отображать мир в идеальных образах

infourok.ru

ЕГЭ. Человек. Тема 3. Человек-биосоциальное существо |

Человек — это биосоциальное существо. Это  значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

На  ЕГЭ есть задания, в которых необходимо определить, что свойственно только человеку, что только животному, а что и человеку, и животному. Поэтому давайте разграничим все эти особенности.

Особенности , характерные для  человека

  • Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

 

Особенности , характерные для  животного

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам  свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности , характерные и для человека, и  для животного

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой.  Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Таким образом, человек, как биосоциальное существо, обладает и природными особенностями , которые сближают его с миром животных, и  социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает  в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

obschestvoznanie-ege.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *