cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Теория воспитания в педагогике – Теория воспитания

Теория воспитания

Теория воспитания.

Сущность воспитания как педагогического явления и его особенности.

Цель и задачи воспитания.

Основные понятия теории воспитания.

Теория воспитания – раздел педагогики, раскрывающий общие закономерности воспитания, формирования личности.

Объект изучения — процесс воспитания.

Воспитание — исконно русское слово, произошедшее от слова «питать». Исходное значение этого слова было питание, вскармливание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Позже термин «воспитание» переосмыслился, расширив свое значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это значение, то в его широком духовном значении.

Понятие «воспитание» является одним из ведущих в педагогике. Воспитание (в широком смысле) рассматривается как воздействие на формирующуюся личность всех факторов микро- и макросреды (друзья, родители, книги, СМИ).

Воспитание (в узком смысле) – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на разностороннее развитие и формирование личности воспитанника, это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Деятельность в этом случае называется воспитательной работой. Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства педагогических идей.

Авторитарная педагогика сложилась уже в период средневековья и в различных формах существует до сих пор.

В противовес авторитаризму в педагогике существует гуманистическая концепция.

В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной, сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности.

Самость – это отражение внутреннего плана развития личности, характеризует глубину индивидуальности личности.

Социумность отражает внешний план развития личности, например глубину восприятия личностью социальных ценностей, норм, обычаев, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основе личностных качеств.

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания можно выделить главную – ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим становится человек в реализации культурно-гуманистической функции.

При личностно-ориентированной педагогике особую важность приобретает:

· Деятельностный подход, позволяющий преобразовать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продукты развития (больше дела, меньше слов; воспитывают не слова, а дела)

· Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей (ребенок живет сейчас, сию минуту, а не готовится к будущей жизни).

· Полисубъектный (диалогический) подход. Педагог не учит, не воспитывает, а активизирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.(педагог не «над», а «с» учащимся)

· Индивидуально-творческий

подход, который позволяет учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей.

Тесно связаны с воспитанием термины становление и формирование.

Становление – условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение.

Обычай перехода молодого человека на положение взрослого: публичные испытания в первобытном обществе, посвящение в рыцари, индейцы – испытание в гамаке с насекомыми.

Личность изменяется под воздействием суммы жизненных и социальных факторов на протяжении всей жизни, поэтому нельзя сказать, что личность окончательно состоялась.

Формирование личности – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и, в связи с этим, изменение внешних проявлений (формы) личности, благодаря которой она существует для других людей.

Становление личности, как правило, рождает самовоспитание.

Самовоспитание – осознанная целеустремленная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование у себя определенных социально-психологических, физических качеств личности.

Самовоспитание включает самоконтроль, самооценку, саморегуляцию, самочувствие, самоприказ, самоубеждение, аутотренинг и т.д.

Перевоспитание – корректировка поведения, устранение ошибочных суждений, искоренение свойств личности, не отвечающих требованиям общества.

К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе противоправных деяниях.

К.Д.Ушинский указывал, что лучше всего дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые, в свою очередь, станут заменой дурных.

А.С.Макаренко, работающий с детьми тяжелых судеб и серьезных социальных отклонений, утверждал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия.

Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважение его индивидуальности, учет истории его становления, развития и формирования.

Сущность воспитания.

Сущность – это внутреннее содержание предмета.

Определить сущность – значит найти и обозначить, что есть этот предмет среди ряда других, выделить его признаки.

Воспитание с точки зрения физиологии – сложный, многоступенчатый, рефлекторный процесс по созданию динамического стереотипа.

Воспитание с точки зрения психологии – создание системы взаимосвязей между людьми, которые порождают отношения данной личности к окружающим, к себе, к природе, труду. Объектом воспитания являются эти отношения. Воспитание во многом подражательный процесс.

Воспитание с точки зрения социальной – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Воспитание как профессиональное явление – то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях – целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, его вхождению в контекст современной культуры, становление воспитанника как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Цель воспитания

Цель – идеальное предвидение результата, исходный компонент деятельности.

Многие ведущие педагоги полагают, что и в современном российском обществе воспи­тание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Цель воспитания – это идеал гармонично развитого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство «Из глубины веков, — пишет В.А. Кара­ковский, — дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет осно­ваний и сегодня отказываться от нее как от сверхцели». Од­нако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям. По мнению профессора Надежды Егоровны Щурковой, цель воспитания — это личность, способная строить свою

жизнь, достойную Человека.

Личность. Лик. Социальное лицо человека. Человек стано­вится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные силы и задатки, когда реализует себя в соответ­ствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).

Другим целевым блоком является моральная составляющая цели воспитания. Чело­век есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homo moralis). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, доб­ра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

Наконец, творческая составляющая. Человек — существо созидательное, обладающее

способностью творить нечто, чего не создала природа (homo creatus — человек творчес­кий или homo faber — человек созидающий).

Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае дости­жения личностью этого триединства она оказывается в состоя­нии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основания — истина, добро и красота. Другими словами, жизнь, достойная Человека, — это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Она пре­доставляет человеку возможность обрести свою родовую че­ловеческую сущность: реализовать себя как homo sapiens, осуществить в себе способность быть homo creatus, проявить себя как homo moralis.

Поставленная цель носит общий характер и позволяет сохранить индивидуальные черты каждого ребенка.

Практикоориентированное мышление учителя задает беспокойный вопрос: как реализовать эту цель на практике? Естественно ожидать, что каждый пойдет своим путем, но есть общие принципы (основополагающие правила), соот­ветствующие механизмы воспитания, приводящие замыслы в движение к цели, должно быть и соответствующее содер­жание, наполняющее воспитательный процесс.

studfiles.net

3.3. Педагогические теории воспитания

Труд – центр всей школьной работы.

Дж. Дьюи

Многочисленные педагогические теории воспитания определяются тем, на какую идеальную модель личности воспитанника они ориентированы. Причем этот идеал чаще всего детерминируется социально-экономическими потребностями общества, в котором осуществляется сам педагогический процесс.

В условиях перехода страны к рыночной экономике практичес­ки нет ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса, поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В условиях личностного подхода или, как часто говорят, личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель – идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: все дело в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ори-ентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа Селестена Френе, школа Марии Монтессори и их многочисленных последователей как в России, так и во всем мире.

Другим, не менее важным подходом в воспитании, является деятельностный подход.Поскольку любая деятельность возникает в некоторой ситуации, часто говорят оситуативном подходев воспитании. В условиях ситуативного подхода в воспитании может быть реализован ряд следующих педагогических правил, которых следует придерживаться педагогу.

Правило первое. В любой ситуации, какой бы сложной с педагогической точки зрения она ни была, не спешите и принимайте продуманное, взвешенное решение, мысленно проигрывая все возможные стратегии своих действий.

Правило второе. При принятии стратегии своего поведения отдавайте предпочтение высоконравственным критериям и приемам выхода из сложной педагогической ситуации, чтобы ваши воспитанники были абсолютно уверены в вашей профессио­нальной справедливости и честности.

Правило третье. В сложной педагогической ситуации не спешите решить все проблемы сразу и сейчас. Сложная пробле­ма, как правило, требует поэтапного решения.

Правило четвертое. По ходу развития событий корректируйте свои действия.

Правило пятое. В случае ошибки или педагогического промаха честно признайтесь в этом самому себе и, если необходимо, и вашим воспитанникам. Это будет способствовать росту вашего авторитета в большей степени, чем ваше упорное стремление выглядеть всегда и во всем непогрешимым.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуется и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный или личностно-деятельностный подход как в воспитании, так и в обучении.

В педагогике как науке (да и в самой педагогической практике) в последние годы все увереннее набирает силу культурологичес­кий подход, который реализуется какпринцип культуросообразностивоспитания, выполняющий системообразующую роль и для развития самой педагогики и для совершенствования педагогической практики.

Суть принципа культуросообразностивоспитания заключается в его опоре на следующую педаго­гическую закономерность. Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации. Итак, воспитание на основе принципа культуросообразности – это организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры.

Действительно, если для российской ментальности характерна соборность, то для культурологического подхода в воспитании важно проектировать и всячески развивать у учащихся дух коллективизма и сопричастности всему тому, что делается в классе, школе, городе, стране. Другими словами, развитие духовной культуры подрастающего поколения может стать реальностью только в том случае, если учащийся будет непосредственным участником повседневной культурной, духовно насыщенной жизни своей школы, лицея, колледжа, своего города, страны.

Культурологический подходв воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспита­тельного процесса. Культурологический подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России. Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры – все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблема преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику. Воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев и ценностей.

Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индиви­дуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.

Ценностный подходв воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и другие ценности. Если наше воспитание будет ориентировано на то, что в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности будут Человек, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Справедливость, Добро, Истина и Красота, т.е. наш воспитанник в качестве критерия будет руководствоваться в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, то мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев).

Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А. Бердяев: «Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».

Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также следующие барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

  • гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;

  • недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;

  • недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; отношение человека к природе только как потребителя, а не созидателя;

  • нетерпимое отношение к инакомыслящим;

  • недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подходв воспитании отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными. Этот подход в воспитании ориентирован на то, что система взаимоотношений на уровне «воспитатель-воспитанник» базируется на взаимном уважении, справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой цен­ностью, без опоры на которую трудно себе представить, как можно воспитать человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подходв воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой – ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход в воспитании вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительное, справедливое и честное отношение друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности. А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

studfiles.net

Теория воспитания

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Введение

Теория воспитания — часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Уже давно педагогической аксиомой является положение о том, что ребенок не только объект воспитания, но и его субъект. Однако на практике педагоги редко создают условия для полноценной реализации указанной закономерности воспитательного процесса. Ребенок, конечно, проявляет себя как субъект воспитательной деятельности, когда он «относится» к тем или иным факторам, воздействиям на него. Мы имеем в виду, что внешне он может вести себя так, как от него ожидают педагоги, родители, но внутренне его отношение к тому, что и как он делает, может не совпадать с внешним поведенческим репертуаром: внешне он подчиняется, выполняет поручения, а мотивом деятельности является желание благополучия (страх перед наказанием), тщеславие и т. д. При этом происходит становление совсем не тех психических новообразований, для развития которых была организована деятельность. В этом смысле ребенок действительно всегда не только объект, но и субъект воспитания.

1. Цель воспитания

Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений.

Таким образом, воспитание — процесс целенаправленного формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов и учеников, конечная цель которого — развитие личности, нужной и полезной обществу.

Воспитание, как процесс и как система, имеет ряд особенностей:

— целенаправленность;

— многофакторность;

— сложность;

— длительность;

— непрерывность;

— комплексность;

— вариативность и неопределенность;

— двусторонний характер.

Одним из важнейших принципов воспитания в педагогике является учет возрастных особенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогических систем.

Эффективность воспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости от восприимчивости человека к воспитанию. Восприимчивость меняется с возрастом: чем младше ребенок, тем он восприимчивее. Но человек подвергается воздействиям всю жизнь. В зависимости от характера чувствительности люди делятся на три типа:

1) внушаемый, с высокой чувствительностью ко всяким воздействиям;

2) с высокой избирательной чувствительностью;

3) с низким уровнем восприимчивости к любым воздействиям.

Воспитание как целенаправленный процесс осложняется следующими обстоятельствами:

— наличием разнообразнейших влияний на ребенка, часто противоречащих друг другу;

— наличием у детей определенных, уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов;

-трудностью изучения внутреннего состояния учащегося;

-вариативностью результатов одного и того же педагогического действия.

Цель воспитания — результат, будущее, на достижение которого направлены усилия различных людей и организаций.

Цели подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания.

Выделяются цели общие и индивидуальные. При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может быть много: общих и частных, перспективных и ближайших.

В рамках одной воспитательной системы цель воспитания одна. Именно цель и средства ее достижения отделяют одну систему воспитания от другой.

Цель воспитания зависит от ряда объективных причин: закономерностей физиологического развития организма, психического развития, достижений философской и педагогической мысли, уровня общей культуры, идеологии и политики государства. В любом государстве цели воспитания в школе направлены на укрепление существующих общественных отношений.

В настоящее время делается попытка реализовать идею независимости воспитания от идеологии, выведения целей воспитания из общечеловеческих

ценностей и норм жизни. Практически воспитание исключается из образовательных учреждений и перекладывается полностью на семью.

История педагогики — это история зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания и педагогических систем. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.

Таким образом, цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся.

Воспитание осуществляется в определенных условиях, которые должны учитываться при комплексном подходе к формированию личности. Среди способствующих или противодействующих воспитанию факторов можно выделить сложившийся образ жизни, средства массовой информации, особенности коллектива, нормы взаимоотношений, индивидуальные особенности.

Воспитание как одна из подсистем целостного педагогического процесса подчиняется его общим закономерностям:

-зависимость воспитания от объективных и субъективных факторов общественной среды;

-единство и взаимосвязь воспитания с общим развитием личности:

— признание деятельности и общения основой и главным источником формирования общественно ценных качеств личности;

— связь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью учащихся.

Итак, воспитание — длительный и противоречивый процесс, результаты которого имеют отдаленный характер. Оно начинается с рождения и продолжается всю жизнь. С определенного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием.

2. Понятие о содержании воспитания

Содержание воспитания — составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. (Газман О. Вестник образования, 1991/8).

Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.

Программа формирования базовой культуры школьника во многом совпадает с содержанием воспитания в бывшей советской школе. Это естественно, поскольку процесс воспитания не может быть резко перестроен по причинам теоретическим и организационным. Неверно было бы также отбросить ценное в опыте классической советской педагогики. Описываемое содержание воспитания в целом, хотя и не во всем, совпадает с мировой практикой отбора содержания воспитания, то есть с тем, как разные общества определяют моральные, гражданские, эстетические и другие нормы, знания, требования к новым поколениям людей.

Например, Тезаурус ЮНЕСКО по образованию содержит термины, говорящие о содержании элективных курсов для учеников, которые носят

прежде всего формирующий, воспитывающий характер. Вот некоторые термины и курсы: нравственное, трудовое, религиозное, эстетическое, музыкальное воспитание, воспитание в духе мира. Санитарное просвещение, куда входит антинаркоманное и антиалкогольное воспитание, физическое, половое воспитание, обучение домоводству и оказанию первой помощи, обучение домоводству и технике безопасности.

В Российских школах в настоящее время имеются курсы «Основы безопасности жизни», «Граждановедение», ориентированные на выработку знаний и норм поведения, необходимых в обществе, в семье, на улице, в быту.

3. Результаты воспитательного процесса

Результаты воспитательного процесса — достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить соответствие воспитанности и планируемых результатов помогает диагностика.

Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированное™ различных качеств личности. Данная проблема в педагогике разработана слабо и является дискуссионной.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

1) связанные с проявлением результатов воспитанности во внешней форме: суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя: мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Содержание воспитания — система знаний, убеждений, умений и навыков, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи:

— реализм целей воспитания;

— совместная деятельность детей и взрослых;

mirznanii.com

Теория и методика воспитания

Методика воспитательной работы раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.

Понятие воспитания

Издревле слово “воспитание” означало вскармливание. Но люди еще на заре человеческого общества поняли, что ребенок нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Рассмотрим традиционную и нетрадиционную трактовку воспитания. В педагогике традиционно понятие “воспитание” употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, река жизни воспитания пересыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.

Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание — это вечная категория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания.

Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.

Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на сознание и поведение людей.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.

Дело в том, что воспитанием —передачей накопленного опыта — занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может| быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами. Таким образом, мы рассмотрели социальную сущность воспитания.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных науках, понятие “воспитание” часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, “физическое воспитание”, “эстетическое воспитание”.

Нетрадиционное понимание воспитания сформировалось в русле гуманистической педагогики, где под воспитанием понимается процесс культуроемкого развития человека.

Воспитание взаимосвязано с перевоспитанием.

Перевоспитание – это целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие, изменение каких-то привычек, норм и правил поведения, общения.

Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе.

Основной идеей теории и методики воспитания является идея саморазвития и самовоспитания личности.

Л.С. Выготский писал, что “Человек, в сущности, воспитывает себя сам…С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого”. Педагог не может сделать воспитанника не лучше, не хуже. Он может лишь создать условия, чтобы воспитанник захотел стать и стал таким, каким бы хотел его видеть педагог.

Самовоспитание– сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности в деле самосовершенствования положительных и преодоления отрицательных качеств и привычек.

Выделяют два основных источника самовоспитания:

  1. внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия.

  2. внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий Я-реального и Я-идеального, между притязаниями и возможностями, между осознанными недостатками и возможностями их исправления.

Самовоспитание предполагает активную, деятельную позицию личности по отношению к себе самой. Это позиция – позиция субъекта. В наиболее распространенных словарных и энциклопедических определениях содержания понятия “субъект”сводится к следующему:это активно действующий индивид или социальная группа, обладающие волей, способностью к рефлексии, изменению окружающей среды и самоизменению, осуществляемому в предметно-практической деятельности и процессе познания. Отношения между воспитателем и воспитанником строятся каксубъек-субъектныеотношения. И характеризуются не воздействием, влиянием одной стороны на другую, авзаимодействием.

studfiles.net

Тема 12. Сущность воспитания

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

План лекции

1.Сущность теории воспитания. Понятия процесса воспитания. Самовоспитание и перевоспитание личности

2. Современные теории воспитания

3. Закономерности и принципы воспитания

Воспитание в педагогике рассматривают в нескольких аспектах:

• в социальном — передача накопленного опыта старших  поколений младшим. Под опытом понимается духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития, а именно: известные людям знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.;

• в педагогическом — специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого.

Воспитание должно соответствовать требованиям общества. Если общество строит правовое демократическое государство, соответственно человека необходимо воспитывать в духе гражданственности, уважения к законам и нормам поведения. Важно формировать общечеловеческие ценности, при этом учитывая, что социальная среда действует как стихийно, так и целенаправленно.

Современное воспитание гуманистично, оно отражает социокультурное (выбор и осуществление образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление личности) и сопричастное (выбор ценностей) направления в развитии личности. Такое воспитание отличается технологичностью (строится на закономерностях человеческого восприятия и психического развития), эмоциональностью (формирует эмоциональный опыт), диалогичностью (создает собственный опыт, а не его передачу), ситуативностью (основное средство — воспитывающая ситуация), перспективностью (направлено на развивающуюся личность).

Итак, воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.

Рассмотрим составляющие компоненты этого определения.

Процесс целенаправленного формирования личности означает, что процесс может быть только тогда назван воспитанием, когда имеет цель.

Говоря о формировании личности, имеют в виду управление ее развитием, создание условий для осуществления этого процесса, организацию воспитательной деятельности, но не принуждение или воздействие. Формирование предполагает два взаимосвязанных процесса: педагогическое действие и ответную деятельность воспитанника.

Специально организованная воспитательная система. Почему мы говорим о системе? Потому что невозможно использовать в процессе практической деятельности какой-либо один метод, способ или прием. Эффективный результат можно получить только в том случае, если они реализуются во взаимосвязи, дополняя и совершенствуя друг друга.

Взаимодействие воспитателя и воспитуемых — процесс воспитания подразумевает обязательную обратную связь, в противном случае нельзя говорить о результатах деятельности педагога.

Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом. Что же происходит в ходе воспитания? При взаимодействии воспитанник приобретает определенный опыт, передачу которого необходимо организовать. Одна из задач воспитателя — найти способ, чтобы воспитуемого включить в деятельность, где он может повторить увиденное, интериоризировать его и воспроизвести как собственную деятельность. Данный подход в теории воспитания называют личностно-деятельностным. Суть его в том, что человек выбирает из всего социального опыта то, что ему ближе по природе, более интересно.

Основными содержательными компонентами личностно-деятельностного подхода являются:

•общение как основа многообразных межличностных отношений;

•руководство развитием личности в процессе деятельности;

 • развитие и социализация личности.

I В гуманистической педагогике воспитание — процесс

• эффективного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, который должен привести к заданной цели. • Цель — это идеальное предвосхищение результата, на дотижение которого направлена деятельность человека. Цель конкретизируется в задачах.

При определении идеалов воспитания опираются на идеал человека, приспособленного к новым реалиям, новому обществу.

Целям подчиняется все: содержание, формы, методы воспитания. Понимание цели воспитания дает возможность подбирать технологии для ее осуществления.

Цель воспитания всесторонне гармонично развитой личности закреплена в Законе РФ «Об образовании». Эта цель:

 определяет содержание воспитательного процесса;

 — обусловливает воспитательный результат;

— служит критерием деятельности педагога

studfiles.net

Раздел II. Теория воспитания

Глава 5. Сущность воспитания

Все, чего мы не имеем при рожде­нии

и без чего не можем обойтись,

став­ши взрослыми, дано нам воспитанием.

Ж.-Ж. Руссо

  1. Воспитание как предмет теории.

  2. Общие концепции воспитания.

  3. Концепция воспитания в современной России.

Базовые понятия: воспитание, гуманистическая педагогика, авторитар­ное воспитание, свободное воспитание, социализация.

1. Воспитание как предмет теории

Сущность воспи­тания как педагогического процесса, его закономерности и принципы, ме­тоды и формы, его организацию и осуществление в разных социальных институтах — все это изучает теория воспитания.

Напомним вкратце то, что вы знаете о воспитании из первых глав, и од­новременно поставим проблему. Со второй половины 90-х гг. недавно ушедшего XX в. в нашей стране большинство специалистов по педагогике считают предметом педагогики образование, а не воспитание, как это было ранее. Можно сказать, что термину «образование» дано значение термина «воспитание». Это произошло главным образом потому, что во всем мире для обозначения процессов воспитания и обучения используется слово «образование». И оно, так же как слово «воспитание» в нашей отечествен­ной традиции, имеет сегодня два значения. Первое, образование это ин­ститут социализации, система образования, реальная сфера жизни общества, социальная функция, благодаря которой происходит подготовка молодого по­коления к жизни, передача знаний, опыта, норм и ценностей от одного поко­ления к другому. Это древнее как мир занятие, появившееся с возникнове­нием человеческого общества, развивавшееся вместе с ним и теперь уже давно ставшее одним из важнейших социальных институтов. Повторяем, в английском языке, главном из международных языков, «education» и зна­чит «образование» в этом широком социальном значении. Заметим опять, что в отечественной традиции педагогами старшего поколения в этом зна­чении употреблялось слово «воспитание».

Как бы то ни было, замена этих терминов произошла в педагогической литературе и, очевидно, должна осуществиться в сознании и старых и новых педагогов, тем более что вторая редакция Закона РФ «Об образовании» к этому обязывает. В нем образование является базовым термином и обозначает «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, обще­ства, государства». В этом процессе констатируется достижение гражданином установленных уровней образованности, которое в международной практике и обозначается словом «education». Правда, в настоящем Законе образование обозначает не широкую функцию социализации человека, а организованный процесс воспитания и обучения в рамках системы образования страны — это второе, собственно педагогическое, значение слова «образование». Конечно, этот процесс является частью, и, пожалуй, наиболее важной частью, социа­лизации личности в течение всей ее жизни в обществе, проходящей под воз­действием различных социальных и биологических факторов.

Таким образом, слово «образование» имеет одно значение — социаль­ное явление, функция, и другое значение — целенаправленный педагогичес­кий процесс, что и составляет предмет педагогики. И значит, если Россия, ее граждане ориентируются на интеграцию в мировое образовательное про­странство, мы должны принять эту терминологию, слово «образование» как базовое, основное в социальной системе страны и общества, а также в педагогической науке и практике.

Тем не менее термин «воспитание» в традициях отечественной педаго­гики сохраняет все свои значения и может употребляться как синоним тер­мину «образование» в вышеуказанных смыслах. Уточним их. Воспитание в широком социальном смысле — совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в по­коление социально-культурного опыта, норм и ценностей. В этом значении воспитание ближе всего к тому, что в социологии и других науках о пове­дении (психологии, философии, педагогике) называют социализацией лич­ности. Под социализацией понимают процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, процесс освое­ния человеком социальных ролей, норм поведения в обществе. Воспитание же рассматривается в науке как один из факторов развития, социализации че­ловека и определяется как целенаправленный процесс формирования личности в рамках организованной воспитательной системы, как совокупность влия­ний, взаимоотношений, взаимодействий людей в разных сферах жизни (в се­мье, в системе образования, в различных социальных группах, объединениях). Итак, теория воспитания изучает воспитание как педагогический процесс, организованный и направленный на формирование личности. Термин вос­питание имеет и узкое педагогическое значение — специально организован­ная деятельность, направленная на формирование определенных качеств чело­века, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы. Деятельность педагогов в таком случае называет­ся воспитательной работой. Сказанное можно представить в схеме.

Смена терминов в отечественной педагогике — это не просто игра в слова, хотя и не без этого. Это отражение глубоких перемен в нашей стране, начав­шихся в конце XX в. во всех сферах, в том числе в образовании. Суть перемен в образовании состоит в том, что от старой концепции (коммунистическое воспитание) пришлось отказаться, она отражает представления о воспитании, неадекватные сегодняшним требованиям. Однако отказ от старого не привел автоматически к появлению новой концепции, скорее, можно говорить о кри­зисе образования и воспитания в стране. Его проявление состоит в том, что большинство школ и внешкольных учреждений перестали целенаправленно заниматься воспитательной работой с детьми и подростками. Многие обще­ственные детские и молодежные организации тоже перестали существовать. Молодежь оказалась в моральном вакууме, дезориентированной, лишенной определяющих жизненных идей, притом положение усугубляется сложной со­циально-культурной обстановкой и агрессивной средой, где одно из ведущих мест занимают средства массовой информации, шоу-культура и… сама моло­дежная субкультура с многочисленными неформальными объединениями, увлечениями, которые граничат с психическими эпидемиями. И к этим по­следним можно отнести массовое курение табака и потребление пива. Семья и семейное воспитание тоже находятся в кризисе и чаще всего не способны что-то сделать. Таким образом, все ведущие факторы воспитания (семья, шко­ла, улица) оказались не способны эффективно выполнять свои функции.

Ни педагогическая теория, ни практика не нашли пока достаточно прием­лемых и обоснованных подходов, концепций воспитания в стране. Следстви­ем общего кризиса в стране и в се системе образования, воспитания явились рост (взрыв!) безнадзорности несовершеннолетних, рост преступности среди молодежи, алкоголизм, наркомания, детская проституция, молодежный ван­дализм и прочие отклонения в поведении. И это проходит на фоне весьма тре­вожного состояния дел в воспитании во всем мире, в том числе в развитых странах, к которым мы себя причисляем и/или хотим принадлежать.

Вот что пишут педагоги о проблемах молодежи в мире.

Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат антигуманность, снижение этических, нравственных крите­риев у многих учащихся. Среди школьников распространены пессимизм, не­верие в светлые жизненные перспективы. Во Франции, например, из 5 тыс.

опрошенных подростков каждый второй заявил о разочаровании в таких цен­ностях, как гуманизм и прогресс. Из опрошенных в 1991 г. 12 тыс. японских школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15% — в черном.

Среди детей и подростков усиливаются инфантильные тенденции: не­достаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни. К при­меру, в Японии, как показали исследования 1985 г., 46% школьников не встают по утрам самостоятельно, 56% не убирают свою комнату. Из 1 тыс. школьников средних учебных заведений около 35% никогда не готовили себе еду. Дети часто не умеют затачивать карандаш перочинным ножом, не могут хорошо отжать мокрую тряпку и пр.

В последние 40 лет средний школьник весьма подрос; более ранним становится половое созревание подростков. Весьма заметна, например, фи­зическая акселерация детей в Японии. Рост выпускника начальной школы с 1950 по 1992 г. увеличился на 13,5 см, выпускника младшей средней шко­лы — на 17,7 см, выпускника старшей средней школы — на 8,9 см. Соот­ветственно средний вес — на 9,5, 15, 9,8 кг. Аналогичные явления наблю­даются и в других странах мира.

В связи с физической акселерацией детей у школы возникли серьезные педагогические проблемы. Как замечает японский исследователь С. Мураяма, поскольку у школьников взросление души не поспевает за физическим развитием тела, возникает разлад между переполняющей душу энергией и общепринятыми нормами поведения.

Опасность дегуманизации подрастающего поколения нарастает. Мир пе­реживает вспышку наркомании, алкоголизма, проституции, преступности среди подростков. Многие школы захлестнула волна насилия. Эти тревож­ные явления — следствие роста нечувствительности многих подростков, что опустошает их внутренний духовный мир. Жертвами издевательств обычно оказываются наиболее развитые дети, что отражает специфику детских отно­шений, в которых часто присутствует болезненно-нервозная реакция при контактах различающихся по уровню развития интеллекта подростков.

В США, по официальным оценкам, школа оказалась «очагом наркома­нии и насилия». В течение 80-х гг. число выпускников начальной школы, употреблявших наркотики, утроилось. К концу 80-х гг. 51% учеников млад­шей средней школы пользовались тем или иным наркотиком. В 80-х гг. еже­годно около 1 тыс. учителей подвергались со стороны учащихся нападениям, около 70 тыс. — ограблениям, до 125 тыс. — угрозам физической расправы. С 1977 по 1983 г. процент учителей, пострадавших от физического насилия, вырос на 50%. Волна насилий и преступлений среди учащихся не спадает. В 80-х гг. она устойчиво держалась на отметке 3 млн. От преступлений еже­годно страдало свыше 180 тыс. учащихся; почти 135 тыс. детей и подростков приходили на занятия с огнестрельным оружием.

Растут жестокость и правонарушения в школах Западной Европы. В Германии, например, в 29 учебных заведениях Берлина лишь за 1 месяц 1990 г. было зарегистрировано около 100 преступлений (разбой, вымога­тельство, увечья, шантаж и пр.).

Не менее огорчительна статистика во Франции, где в середине 80-х гг. более 6% старшеклассников систематически употребляли наркотики, 13% — алкоголь. На улицах французских городов орудуют шайки подрост­ков — «экзистенциалы», «плуты», «чернорубашечники». Не пустуют испра­вительные заведения для подростков. Так, в детской тюрьме Иври (приго­род Парижа) постоянно находятся около 3 тыс. заключенных.

Не миновали проблемы детской жестокости, преступности и Японию. Если в 1966 г. было арестовано 150 тыс. подростков, то в 1983 г. — уже 190 тыс. (20 человек на 1 тыс. сверстников). Специалистов настораживает увеличивающийся процент преступлений, совершенных девочками-под­ростками. Головная боль японских педагогов — драки школьников. В об­становке насилия и физических расправ отмечены самоубийства школьни­ков (в 1987 г., например, их было около 500). «Жить так, как живу я, — су­щий ад», «У меня нет сил заниматься в школе из-за одноклассников, которые жестоки со мной и из-за которых я боюсь ходить в школу», — пи­сали в предсмертных записках юные самоубийцы.

Лавина детской преступности, насилий и издевательств нахлынула на школу России. В 90-х гг. в среднем ежегодно до 90 тыс. детей совершали уголовные преступления. В одном только 1997 г. детьми и подростками со­вершено было свыше 200 тыс. уголовных преступлений.

Мировая общественность крайне встревожена ростом бездуховности школьной молодежи, о чем говорят, например, результаты одного из опро­сов в 1989 г. Института Гэллапа (США). На вопрос «Каковы наиболее ост­рые проблемы, стоящие перед школой?» американцы в порядке убываю­щей значимости дали следующие ответы: распространение наркотиков, низкая дисциплина, алкоголизм, преступность, низкие моральные стандар­ты, неуважение преподавателей и товарищей.

Изъяны в духовном становлении учащихся — результат множества сла­гаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массо­вая культура с ее насилием и жестокостью, и особенности групповой пси­хологии подростков, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Жесто­кость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения — таковы недостатки воспитания в школе, которое нередко несет печать авторитарности и антигуманности.

Как реагируют на эту ситуацию родители, учителя, педагогическая нау­ка, пресса, власть, общество? Что сегодня должны знать о воспитании, со­циальных и педагогических проблемах детей и молодежи те, кто уже рабо­тают в разных сферах экономики, культуры, политики, управления, те, кто сейчас учатся и читают такие тексты, а завтра будут работать психологами, юристами, экономистами, инженерами, менеджерами и т. д.? Как они должны относиться к этим вопросам, понимать их и, наконец, должны ли они что-то делать для решения проблем детей и молодежи? Студенты ву­зов, которые читают такие книги, кажутся в основном нравственно здоро­выми, современными, образованными людьми. Думается, что знание про­блем развития и воспитания молодежи им нужно по нескольким причинам. Во-первых, для собственного личностного развития и роста, людям давно известна мысль, что начинать воспитание, решение гуманитарных проблем надо с себя. Во-вторых, для правильного воспитания будущих собственных детей. В-третьих, каждому необходимо смотреть на мир хоть немного гла­зами педагога и гражданина, человека, имеющего чувство ответственности за юных граждан нашей страны и думающих о ее будущем. Вот это (откро­ем тайну) — сверхзадача этого текста: сделать человека любой специально­сти, члена нашего общества немного педагогом.

Нетрудно догадаться, что главные проблемы этого раздела, теории воспи­тания таковы: что в науке и практике известно о воспитании детей и молоде­жи и какие концепции, модели, технологии воспитания следует сегодня раз­рабатывать, искать, применять для решения указанных выше проблем.

studfiles.net

Курс лекций по общей педагогике и теории воспитания.-Н.Новгород,2007.-134с

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

А.В. Повшедный, Н.С. Зыкова, Ф.В. Повшедная

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ

И ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

Нижний Новгород

2007

2

УДК 371

ББК 74.00 П 42

Печатается по решению редакционно-издательскогосовета Нижегородского государственного педагогического университета

Рецензенты:

Дмитриева Е.Н., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова

Сорокина Т.М., доктор психологических наук профессор, зав. кафедрой социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования Нижегородского государственного педагогического университета

Повшедный А.В., Зыкова Н.С., Повшедная Ф.В.

П42 Курс лекций по общей педагогике и теории воспитания.Н.Новгород:

изд-воНГПУ, 2007. с.

Вкурсе лекций рассмотрены проблемы общей педагогики и теории воспитания, отражены новейшие достижения педагогической науки, раскрыто разнообразие методологических подходов и современных концепций воспитания.

Лекции подготовлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.

Издание адресовано студентам, аспирантам и преподавателям высшей шко-

лы.

УДК 371

ББК 74.00

© А.В. Повшедный, Н.С. Зыкова, Ф.В. Повшедная, 2007

© НГПУ, 2007

3

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………

Лекция 1. Педагогика в системе наук о человеке…………………………………..

Лекция 2. Основные направления модернизации российского образования на современном этапе развития общества……………………………….

Лекция 3. Образование как общественное явление и целенаправленный процесс воспитания и обучения личности………………………………..

Лекция 4. Система образования Российской Федерации.

Управление образовательными системами….…………………….……. Лекция 5. Воспитание в целостном образовательном процессе………………..…..

Лекция 6. Личность в гуманистической парадигме воспитания.

Базовая культура личности……………………………………………….

Лекция 7. Современные методологические подходы к воспитанию………………

Лекция 8. Концепции воспитания в отечественной педагогике……………………

Лекция 9. Проблема целей воспитания в педагогике………………………………

Лекция 10. Методы воспитания и формы организации воспитательного процесса……………………………………………..

Лекция 11. Понятие о воспитательной системе. Характеристика отечественных воспитательных систем…………………………….…

Лекция 12. Коллектив как объект и субъект воспитания………………………….

Лекция 13. Семья в системе воспитания и социализации личности………………

Лекция 14. Профилактика беспризорности и безнадзорности современных подростков……………………………………………..…

Лекция 15. Педагогическое взаимодействие в опытеучителей-новаторов……….

Лекция 16. Воспитание культуры межнационального общения……………………

Творческие вопросы и задания для самостоятельной работы студентов…………

Список литературы…………………………………………………………………….

4

Основной тенденцией развития высшей школы в последние годы является стремление не только к повышению качества образовательного процесса, но и к воспитанию самостоятельности, ответственности, толерантности студентов, формированию методологической и педагогической культуры будущего учителя, который способен оказать поддержку растущему человеку во вхождении в глобальный и быстро меняющийся мир.

Воспитание в условиях вуза такой личности – чрезвычайно сложная и важная задача, эффективность решения которой во многом зависит от наиболее раннего вхождения студента в мир профессии учителя, понимания сущности теоретических основ воспитательного процесса, осознания того, что воспитание – ведущий фактор развития и формирования личности.

Подготовка учителя-профессионала,способного самостоятельно принимать решения в бесконечном многообразии сложнейших педагогических ситуаций, начинается в педагогическом вузе с курса «Введение в педагогическую деятельность» и продолжается в курсе «Общая педагогика. Теория воспитания».

Цель настоящего издания – раскрыть социально-педагогическуюсущность воспитания, показать его роль в формировании личности творческой, конкурентоспособной, самодостаточной; активизировать интерес будущего учителя к организации и проведению воспитательного процесса.

Издание подготовлено на основе требований государственного образовательного стандарта и в соответствии с программой курса «Общая педагогика. Теория воспитания», содержание которого получило достаточную апробацию на кафедре общей педагогики.

В пособие включено 16 лекции, творческие вопросы и задания, литература, рекомендованная для самостоятельной работы студентов.

Цикл лекций открывается сообщением о роли, значении и месте педагогики в системе наук о человеке, о состоянии и развитии современной педагогической науки и теории воспитания. Особое внимание авторы пособия уделили становле-

5

нию и развитию современных методологических подходов и концепций воспитания; глубоко раскрыли основные направления модернизации отечественной системы образования: доступности, эффективности и качества подготовки. В работе подчеркивается, что в годы перестройки общеобразовательные учреждения не имели программы воспитания, но известные российские ученые–педагоги,психологи иучителя-практикиникогда не останавливались в своем поиске новых форм, методов, концепций воспитания. Поэтому сложилось множество различных концепций воспитания, сущностная характеристика основных из них нашла отражение в ряде лекций учебного пособия.

Учитывая, что одной из сложнейших и ведущих проблем психологопедагогической науки является проблема личности, в работе рассматриваются различные концептуальные подходы к понятию личности, основные факторы ее формирования и развития.

Исходя из того что в современных социально-экономическихусловиях российская семья переживает сложнейший кризис, растет число правонарушений и преступлений среди подростков, разорваны отношения «Мира взрослых и Мира детства» (Д.И. Фельдштейн), авторы сознательно уделили большое внимание роли семьи в воспитании и социализации личности, профилактике беспризорности и безнадзорности современных подростков. Опираясь на опыт А.С. Макаренко, показали возможности коллектива в становлении и формировании личности человека.

В лекциях анализируется опыт и педагогическое мастерство учителейноваторов, раскрыта сущность их концептуальных идей, показаны возможности педагогики сотрудничества, что, несомненно, чрезвычайно важно и значимо для профессионального самоопределения и становления будущего учителя.

Одной из базовых целей современной школы является воспитание культуры межнационального общения, толерантности, которые, по мнению авторов, в современной России представляют огромную педагогическую значимость, т.к. национальные конфликты и неприятие человека другой национальности, другой ве-

6

ры, другого цвета кожи становится важнейшей проблемой для государства, что нашло отражение в одной из лекций.

В каждой лекции выделены основные вопросы.

Надеемся, что предложенный нами жанр учебного пособия в форме лекций, в которых заложена объективно новая научная информация по теоретических основам воспитания, окажет помощь как студентам, так и преподавателям, аспирантам в их творческом использовании материалов данного пособия.

Авторы выражают искреннюю благодарность профессору А.А. Касьяну и профессору В.В. Николиной за ценные советы, которые помогли в подготовке данного пособия.

7

Лекция 1 Педагогика в системе наук о человеке.

1.Становление и развития педагогической науки

2.Предмет, объект и основные категории педагогики

Среди многих наук занимающихся изучением человека, есть только одна, для которой «человек – это предмет воспитания» (К.Д. Ушинский), которая исследует становление, развитие, воспитание человека, формирование его как личности — это педагогика, наука об образовании, обучении и воспитании. Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдос» (дитя) и «ачейго» — ведение («адо» -вести)и в дословном переводе означает «детовождение» (кстати, в Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал сына своего хозяина в школу. С развитием общества, в связи с переоценкой социальной роли педагога былопо-новомуосмыслено и само понятие: слово педагог стало употребляться для обозначения искусства вести ребенка по жизни, то есть обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.

В.А. Сластенин в учебнике «Психология и педагогика» (Москва. Academa, 2003) отмечает, что во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в настоящем времени существует 3 концепции.

Представители первой фактически отрицают педагогику как самостоятельную теоретическую науку, отводя ей роль междисциплинарной области человеческого знания.

Сторонники второй рассматривают педагогику как прикладную дисциплину, функция которой «состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психология, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания»

8

И, наконец, в соответствии с третьей концепцией педагогика представлена самостоятельной научной дисциплиной, и эта точка зрения, естественно, находит наибольшее признание.

Говоря о педагогике в данном учебном пособии, мы разделяет позицию тех, кто считает ее достаточно специфичной, но имеющей право на самостоятельное существование наукой с присущим ей объектом и предметом изучения, со свойственными ей функциями и методами исследования.

Объектом педагогики ( а это область действительности, которую исследует данная наука) принято считать «явления действительности, которые обусловливают развитее человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества» (Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений. –2-еизд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003). Таким явлением действительности признано образование как целенаправленный процесс воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс, который имеет место и осуществляется в семье, образовательных,культурно-воспитательныхучреждениях и т.д.

Осмысление таких важных с методологической, научной точки зрения категорий, как объект и предмет педагогики, позволяет сделать вывод: педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образовательного процесса, разрабатывает технологию его организации, формы и методы педагогической деятельности.

Педагогическая наука осуществляет рад функций, среди которых ученые выделяют три, свойственных именно педагогике.

Теоретическая функция – состоит в изучении и анализе теоретических аспектов педагогики.

9

Прогностическая функция – связана с прогнозированием развития педагогических явлений и ситуаций, с обоснованным предвидением результатов педагогической деятельности.

Практическая (или преобразовательная) функция – связана с реализацией фундаментальных теоретических положений педагогической науки на практике.

Следует отметить, что приведенный выше перечень функций педагогики не является единственным, окончательным и варьируется в ряде учебных пособий, дополняя функции ссылкой на уровни их реализации. Это нормальное явление, ибо педагогики – наука развивающаяся, постоянно совершенствующаяся. Об этом свидетельствует многовековая история становления и развития педагогической науки.

Корни ее уходят в глубокое прошлое, когда на заре человечества передача социального опыта от старшего поколения к младшему происходило интуитивно, основываясь на желании выжить в суровых условиях борьбы со стихией. Позднее, с появление дописьменной народной педагогики (термин «народная педагогика» был введен в научный обиход К.Д. Ушинским во второй половине XIX века) нравственные заповеди как результат оформления основанной на опыте педагогической мысли получили распространение у различных народов в виде пословиц, поговорок и других форм фольклора – устного народного творчества.

В течение нескольких веков, предшествующих новой эре, педагогические обобщения были сделаны известными философами-мыслителямиСократом (469399 гг. до н.э.), Платоном(427-347гг. до н.э.), Аристотелем(387-322гг. до н.э.), Конфуцием(551-479гг. до н.э.). Достаточно длительное время педагогическое знание находилось в руках деятелей церкви: Августин(354-430гг. н.э.), Фома Аквинский(1225-1274гг. н.э.) обогатили педагогическую теорию новыми идеями в основном догматического характера.

Эпоха Возрождения (XIV-XVIвв. н.э.) внесла в сферу педагогических идей гуманистическую струю, связанную с реализацией главенствующей в трудах педагогов этого времени воспитательной цели – формирования гармонически и все-

10

сторонне развитой личности. Эти идеи нашли свое отражение в трудах итальянцев Витторино-де-Фельтре,французов Франсуа Рабле и Мишеля Монтеня, англичанина Томаса Мора и голландца Эразма Ротмердамского.

Теоретические философские труды и педагогический практический опыт, накопленный человечеством, позволили выделить педагогику из философии и оформить ее как самостоятельную науку. Это сделал великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670гг.), которого и принято называть основоположником педагогической науки. Многие его идеи не утратили своей актуальности и значения до сих пор и являются золотым фондом педагогической теории.

Дальнейшее развитие педагогической науки связано с плеядой замечательных мыслителей, таких как Ж.Ж Руссо, И.Г. Бесталоции, Джон Локк, Адольф Дистервег, Роберт Оуэн и др. Весомый вклад в научное осмысление педагогических явлений и закономерностей внесли К. Маркс и Ф. Энгельс.

В России педагогическая мысль развивалась достаточно равномерно: от идей народной педагогики до серьезного научного осознания. Толчком к интенсивному развитию культуры и просвещения в русском государстве явилось принятие христианства (988 г.), и уже в XI веке появилось «Поучение Владимира Мономаха детям», ранее – педагогические сборники «Изамрагд», «Златоуст», «Златоструй».

Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес великий русский ученый М.В. Ломоносов; много ценных педагогических идей находим мы в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Однако основателем научной педагогики в России по праву следует считать К.Д. Ушинского, продолжившего традиции русского просветительства, направленные на поиски педагогических решений социально-политическихпроблем.

Современная педагогическая наука опирается на идеи Л.Н. Толстого и К.Н. Венцеля, основывается на педагогическом наследии П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, использует результаты исследований П.П. Блонского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, И.Я. Лернера, М.С. Скаткина и многих

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *