Темы консультации для родителей в детском саду логопеда – — . , — .
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В чём заключается работа учителя-логопеда?
Правильная речь – залог успеха первоклассника.
Этапы работы по коррекции звукопроизношения.
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.
Логопедическая работа с детьми.
Диагностика речевой готовности детей к школе (презентация).
Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации.
Артикуляционная гимнастика в картинках.
Всестороннее развитие правильной речи.
Возрастные особенности речевого развития детей.
Речь взрослых – образец для подражания.
Копилка логопедических советов для родителей.
Логопедический словарь для родителей.
Логопедические рекомендации для родителей первоклассников.
Этот коварный звук «Р».
Система дидактических игр и упражнений по развитию речи.
Если ребенок не говорит?
Речь ребенка на кончиках его пальцев.
Игры и игровые приемы по развитию мелкой моторики.
Особенности общения 3-х летних детей.
«Звуковое несовершенство» детской речи.
Как сформировать правильную речь?
Что такое фонематический слух?
Как мы говорим? (см книгу Развитие речи малыша)
Звуковое и речевое развитие: от первого крика до первых слов.
Влияние речевого окружения на раннее речевое развитие ребенка.
Как развивать речевые навыки?
Формирование речевых конструкций.
Детское словотворчество: «за» и «против».
Развитие речи у близнецов.
Как влияет на речевое развитие детей отсутствие общения с мамой.
Ребенок-левша и его речевое развитие.
Недоразвитие или нарушение речевого развития?
Особенности развития речи детей в дошкольный период.
Что ответить «почемучке»?
Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.
Роль родителей в развитии речи ребенка.
Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка?
Когда обращаться к логопеду?
Ошибки, допускаемые родителями, при обучении детей чтению в домашних условиях.
Этапы усвоения детьми трудных звуков.
Чистоговорка – средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми.
Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте.
Автоматизация звуков в домашних условиях.
Пальчиковые игры на кухне.
Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
Задержка речевого развития, что это такое?
Как правильно учить ребенка читать и писать.
Как организовать логопедические занятия дома.
infourok.ru
Консультации учителя-логопеда | МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 76»
2018-2019 учебный год
16.02.19. Первое поколение «экранных детей»: отстающая речь и аутистические расстройства
10.10.18. Семь причин задержки речевого развития ребенка
2017-2018 учебный год
09.10.17. Профилактика речевых нарушений. Читать полностью
09.01.18. Игры для расширения словарного запаса ребенка.
2016-2017 учебный год
27.02.17 На что обратить внимание до школы?
24.06.17. Приемы стимуляции речевой активности детей 1,5-3 лет
2015-2016 учебный год
31.01.16. Десять простых советов родителям.
22.02.16. Роль книги в речевом развитии детей Читать полностью
30.03.16г. Что и как читать детям Читать полностью
10.06.2016г. Как легко учить наизусть стихотворения с ребенком? Читать полностью
2014-2015 учебный год
27.02.15г. Что такое психологическая готовность к школе? Читать полностью
27.01.15г. Что такое речевая готовность ребенка к школе? Читать полностью
14.10.14г. Обогащаем словарь детей. Читать полностью
25.05.11г. О нормальном речевом развитии ребенка
Подготовила учитель-логопед Сафонова Н.Б.
Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным. чистым, не хриплым… Читать полнотью
25.05.11г. Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей
Подготовила учитель-логопед Прохорова В.В. (МБДОУ МО г.Краснодар»Детский сад № 99″)
К возникновению серьезной речевой паталогии способны привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка… Читать полнотью
25.05.11г. Если ребенок плохо говорит…
Подготовила учитель-логопед Сафонова Н.Б.
В последние годы педиатры, логопеды отмечают неуклонный рост речевой паталогии у детей дошкольного возраста… Читать полностью
30.09.11г. Детские ошибки. Не замечать или поправлять?
Подготовила учитель-логопед Беспалова Т.А.
Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильным детским словам?…Читать полностью
23.12.11г. Использование сенсорных игр для развития речи детей. Читать полностью
Подготовила учитель-логопед Елисеева Л.Л.
29.01.12г. Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка
Подготовила учитель-логопед Долгова Н.В.
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению…Читать полностью
31.03.12г. Социальные причины нарушения звукопроизношения
Подготовила учитель-логопед Елисеева Л.Л.
Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюканье». Читать полностью
30.04.12г. Учите детей говорить выразительно
Подготовила учитель-логопед Беспалова Т.А.
Около 53% детей с отставанием в развитии речи не могут выразить эмоционально – смысловое содержание высказывания, иными словами, не умеют выразительно говорить. В связи с этим родителям необходимо выполнять с детьми специальные упражнения, которые помогут им научиться говорить с выражением. Читать полностью
31.05.12г. Зачем нужна пальчиковая гимнастика
Подготовила учитель-логопед Долгова Н.В.
В чем же заключается влияние пальцев на развитие познания и речи? Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познания и речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
26.08.12г. Когда следует обратиться за помощью к логопеду?
Проблема обращения к такому специалисту, как логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Читать полностью
29.09.12г. Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи.
Консультация для воспитателей. Подготовила учитель-логопед Смалиус О.А.
Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием. Читать полностью
31.10.12г. Движение и речь.
Подготовила учитель-логопед Смалиус О.А.
Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок, догонит сверстников, заговорит сам… Читать полностью
30.11.12г. Культура речевого общения
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в формировании коммуникативных навыков, а также в совершенствовании тех же умений у их родственников, речь которых должна служить образцом для ребёнка. К сожалению, общаясь с ними, мы довольно часто слышим неграмотную лексику.
30.01.13г. О роли родителей в развитии речи ребенка .
Подготовила учитель-логопед Жукова Л.А.
— Ты, посмотри, вот Лика, соседская девочка, как говорит хорошо, не остановишь! А мой, хоть ей и ровесник, а говорит так, словно каша во рту!
Достаточно часто приходится слышать от родителей подобного рода высказывания с нотками неудовольствия и раздражения. А откуда берётся «каша во рту»? Как самостоятельно помочь малышу овладеть правильной речью? На что следует обратить внимание? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня ответить. Читать полностью
24.03.13г. Учим стихотворения с детьми.
Подготовила учитель-логопед Жукова Л.А. Читать полностью
03.06.13г. Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет.
Подготовила учитель-логопед Головина А.В.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Читать полностью
29.09.13г. Как помочь ребенку запомнить буквы.
Подготовила учитель-логопед Головина А.В.
Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их? Читать полностью
23.02.14г. Как правильно читать ребенку.
Исследования показали, что то, как быстро ребенок научится читать и полюбит ли он чтение, зависит от того, сколько его родители читали ему в детстве. Читать полностью
30.03.14г. Использование сенсорных игр для развития речи
Читать полностью
27.06.14г. На что обратить внимание до школы?
Уважаемые родители, как миниум за год до поступления малыша в 1 класс вы обязательно должны обратить внимание на следующие моменты…Читать полностью
ds76.centerstart.ru
Методическая разработка по логопедии по теме: Консультации для родителей
План работы с родителями
(консультации логопеда)
Сентябрь.
1-я половина – беседы с родителями. Сбор анкетных данных. Индивидуальная характеристика ребенка.
2-я половина – родительское собрание. Ознакомление с целями и задачами логопедической работы. Организация логопедических занятий.
Октябрь.
Индивидуальные встречи и беседы с родителями.
Консультация по теме «Недостатки звукопроизношения и методы их преодоления» (краткая характеристика нарушений звукопроизношения у каждого ребенка, методы их исправления).
Ноябрь.
Консультация по теме «Влияние пальчиковой моторики на развитие речи детей» (связь мелкой моторики и артикуляции, практический материал, упражнения для пальцев рук).
Индивидуальные встречи и беседы с родителями.
Декабрь.
Консультация по теме «Фонематическое восприятие» (зависимость развития речи от развития фонематического слуха, формирование анализа и синтеза слов, игры для развития фонематического восприятия).
Индивидуальные встречи и беседы по просьбе родителей.
Январь.
Консультация по теме «Успехи и достижения Вашего ребенка за прошедшие полгода, дальнейший план работы по исправлению нарушений звукопроизношения».
Февраль.
Консультация по теме «Автоматизация звуков в речи, значение домашних заданий в системе коррекционного обучения».
Индивидуальные консультации.
Март.
Консультация по теме «Профилактика нарушений письма и чтения» (индивидуальные рекомендации родителям).
Апрель.
Консультация по теме «Развитие связной речи в общении со взрослыми» (необходимость чтения и пересказывания литературных произведений, совместные прогулки, беседы об увиденном).
Май.
Консультация по теме «Готов ли ребенок к школе?» (анализ результатов тестов, объяснение выполненных заданий родителям, разбор ошибок, допущенных детьми, методы их устранения).
nsportal.ru
Консультация детского логопеда — информация для родителей
Абсолютно все родители хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим, успешным, умным, хорошо учился в школе и имел много друзей. Важную роль в достижении этих целей имеет своевременное развитие речи.
Дети, имеющие речевые проблемы, становятся замкнутыми, мало общаются со сверстниками, как следствие, начинают отставать и в интеллектуальном развитии. Не лучше ли вовремя справиться с нарушениями и помочь ребенку адаптироваться в обществе?
Когда пора к логопеду?
Мнение, что логопед работает только со старшими дошкольниками, уже устарело. Наиболее подходящим возрастом для выявления речевых проблем и работы по их коррекции, считается 2-3 года. Уже у таких малышей специалист легко может определить наличие нарушений в развитии речи.
Всем известно, что проблему легче предупредить, чем исправить. Если речевые нарушения не исправлять в раннем возрасте, они только усугубляются, создавая условия для отставания и в формировании высшей психической деятельности.
Если вы заметили, что:
- у младенца в полгода не появляется гуление и лепет;
- годовалый малыш не начинает произносить первые слова;
- у ребенка маленький словарный запас;
- плохо выговариваются звуки;
- есть проблемы с вниманием, памятью,
запишитесь на консультацию к логопеду!
Чем поможет логопед ребенку?
Специалист оценит логопедический уровень ребенка, выявит имеющиеся проблемы в речевом и неречевом развитии, наметит план коррекционной работы.
Логопед поможет ребенку:
- Научиться правильно произносить звуки родного языка. Значит ребенок сможет хорошо общаться с друзьями, его будут понимать и взрослые, и сверстники, он не будет испытывать неловкость и неудобство из-за искаженного звукопроизношения.
- Различать на слух звуки, что способствует правильному письму, устранит ошибки при чтении и написании текста, предупредит возникновение дислексии и дисграфии.
- Научиться красиво рассказывать, строить связную речь, без чего невозможно ни общение, ни изучение школьных предметов, требующих пересказа и устных ответов.
- Улучшить работу мелкой моторики, координировать движения пальцев, а значит впоследствии научиться красиво писать и рисовать. Кроме того, такая работа стимулирует общее формирование речевых навыков.
- Развить память, воображение, образное мышление, без которых невозможно изучение точных наук.
Зачем нужна консультация логопеда родителям?
Как правило, на консультацию логопеды просят обязательно прийти родителей ребенка. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы получить необходимую информацию о течении беременности и родов, о том, как развивался ребенок в ранний период жизни.
На основе этой информации логопед делает выводы о возможных причинах нарушений и, следовательно, планирует тактику коррекционной работы.
Во-вторых, важно, чтобы члены семьи правильно понимали, что происходит с ребенком, умели заниматься дома и помогать развитию речи.
Что расскажет логопед родителям:
- Объяснит, каков уровень речевого развития у ребенка, соответствует ли он возрастным нормам.
- В случае наличия нарушений речи, расскажет о планах по коррекции, даст рекомендации по занятиям в центре и дома.
- Предложит варианты посещения специалистов для проведения уроков.
- Поможет разобраться в том, как помогать ребенку в развитии речи дома, как выполнять данные логопедом задания, как выражать поддержку и создавать благоприятный климат в семье.
- Даст рекомендации по дальнейшему развитию речи ребенка, укажет, на какие моменты обращать особое внимание.
Помимо прочего, логопед ответит на возникшие вопросы родителей о проходящих занятиях, о динамике коррекционной работы, о сроках коррекции.
Как проходят занятия?
Основным правилом при коррекционной логопедической работе является комфортное психологическое состояние ребенка.
Все занятия с дошкольниками проводятся в форме игры и не занимают более 45 минут. Для того чтобы дети не уставали, во время урока виды деятельности часто меняются. Это позволяет логопеду провести всестороннюю работу за один урок, проведя все необходимые упражнения — от артикуляционной гимнастики до дидактических игр.
Определить заранее, как много времени займет коррекция, довольно сложно. Все дети индивидуальны, поэтому только после консультации и начала занятий специалист может предсказать примерные сроки.
Крайне важно, чтобы дома ребенок продолжал заниматься и поддерживал выработанные навыки. Именно поэтому участие родителей в процессе работы просто необходимо. Чем последовательнее и активнее будет проходить работа, тем быстрее ребенок справится с проблемой.
В каком возрасте нужно обращаться за консультацией к логопеду?
Как мы уже говорили, классическое мнение, что до 5 лет к логопеду идти рано, в корне неверно. Специалисты утверждают, что возраст активного формирования речи — это 2-3 года. Именно тогда и нужно первый раз прийти на консультацию. И, если ребенок не говорит в 2-3 года, то к логопеду-дефектологу нужно идти обязательно!
Если у ребенка обнаружатся какие-то нарушения, их значительно проще будет устранить. Логопед даст родителям рекомендации о дальнейшей работе по развитию речи.
Означает ли это, что больше логопед ребенку не понадобится? Отнюдь. Желательно посещать специалиста раз в году. Каждому возрасту — свои нормы и уровни развития. То, что было замечательно в 3 года, в 4 уже недостаточно. Поэтому нужно получить консультацию и своевременно оценить степень развития речи.
Правильная и грамотная речь даст ребенку возможность стать успешным в будущем. Детство — важный этап в становлении личности и задача родителей не упустить этот период.
karkusha.su
Консультация по теме: Консультация учителя – логопеда для родителей «Для чего нужны домашние логопедические задания?»
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
Консультация учителя – логопеда для родителей
Для чего нужны домашние логопедические задания?
Некоторые родители детей, имеющих речевые нарушения, считают, что если ребенок посещает занятия на логопункте, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе.
Родителей порой удивляет тот факт, что логопед требует завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит забирать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с ребенком.
Попробуем разобраться…
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
Занятия с ребёнком дома организовать не просто. Необходимо выкроить вечернее время, чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить речевой материал на автоматизацию или дифференциацию звуков, выполнить задания по лексике и грамматике, по развитию фонематического слуха. Но помощь ребенку в выполнении домашних логопедических заданий со стороны родителей просто необходима.
Домашнее задание ребёнок выполняет под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это поможет придерживаться единых требований.
Только при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда. Только при систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки.
Семья и детский сад должны работать ВМЕСТЕ, потому что в одиночку даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи.
У домашних занятий есть еще один положительный момент: они становятся частью режима дня. Ребенок привыкает к систематическим занятиям, а, значит, в школе родителям не придется усаживать его за уроки силой.
При выполнении домашних заданий
необходимо помнить следующее:
1)Выполнять домашние задания нужно по частям (15-20 минут), прерываясь на физкультминутки, разминки, чтобы избежать утомления ребенка.
2)Ежедневно в начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).
3)Взрослый должен читать задания ребенку вслух.
4)Обращаться с логопедической тетрадью бережно, и учить бережному обращению с ней ребенка. Графические задания (раскрасить, обвести, нарисовать), ребенок выполняет сам, но под руководством взрослого. Это позволит сохранить тетрадь аккуратной, красивой на протяжении всего учебного года.
Хвалите детей за каждое, пусть даже незначительное достижение.
Помогайте им – но не делайте работу за них.
Выполняйте рекомендации специалистов и не бойтесь спросить у них совета, когда Вам что-то непонятно.
Помните, что ребенок не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Только когда мы объединяем усилия, можно добиться поставленной цели – научить малыша красивой, правильной речи.
Уважаемые родители!
Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.
nsportal.ru
Консультация логопеда для родителей в детском саду
Принято считать, что до того момента, пока ребенку не исполнится 5 лет, имеющиеся проблемы с его речью не должны пугать родителей. Представители старшего поколения успокаивают молодых родителей, мол придет время, и малыш обязательно «выговорится». Действительно, в большинстве случаев речевые дефекты исчезают у детей дошкольного возраста сами по себе. Но иногда ребенок продолжает говорить неправильно, ему с трудом даются многие буквы, звуки, время идет, но его речь не улучшается. А этом случае родителям придется показать ребенка логопеду и быть готовыми к тому, что для коррекции речи потребуется какое-то время.
Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи)
Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. При этом для произношения различных звуков язык занимает определенное место. Даже при небольшом отклонении языка в сторону звук получается неправильным. Причины такого дефекта могут быть самыми разными, поэтому нельзя с точностью утверждать, что двум разным детям логопед порекомендует абсолютно одинаковые упражнения для коррекции речевого дефекта.
При формировании речи у ребенка его язык учится находить правильное положение, соответствующее определенному звуку. Язык может быть слишком подвижным или наоборот вялым, при этому движения языка могут оставаться несовершенными, поэтому в детской речи происходит замена большого количества звуков на более удобные для произношения. Так, звук «ш» часто заменяется на «с», «л» на «в», «з» на «ж» и так далее. Наиболее трудным для произношения у большинства детей является звук «р».
Ребенок подрастает, его язык становится более подвижен и гибок. На слух у него лучше получается различать звуки и язык чаще занимает правильное положение. Речь ребенка становится чистой.
Нередки случаи, когда язык остается слишком вялым или наоборот подвижным, но уже выработан автоматизм движений, неправильность положения языка закрепляется. В этой связи уже вне зависимости от возраста дети продолжают допускать ошибки в звукопроизношениях.
Причины недостаточной подвижности языка могут быть связаны со следующими негативными факторами:
- врожденные аномалии языка и неба;
- приобретенные в результате травм расщелины между зубами и дефекты губ;
- нарушение прикуса;
- подъязычная уздечка слишком коротка.
В идеале у взрослого человека подъязычная уздечка составляет в длину около 1,5 сантиметров, при регулярных артикуляционных упражнениях ее возможно растянуть.
Также, на развитие речи ребенка оказывают влияние негативные факторы, такие как осложненный ход беременности, родовые травмы, болезни крохи в раннем возрасте, инфекции, стрессы и генетический фактор (если, например, имели место случаи с нарушением речи в семье). Иногда нарушение развития центров головного мозга, отвечающих за речь, сказывается на замедленном формировании звуков у ребенка. Он может начать говорить в более позднем возрасте, и речь его, как правило, формируется неправильно, она невнятная и нечеткая.
Отставание в речевом развитии влияет на успеваемость детей в школе, на их способности к чтению и письму, поскольку имеется связь между произношением звуков и их графическим изображением. В дальнейшем может страдать общение со сверстниками, у малыша появятся психологические комплексы.
Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения
Воспитание правильного звукопроизношения – важная задача для родителей и педагогов. Необходимо, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении все участники обучения крохи произносили звуки правильно. Родителям нужно вовремя обратить внимание на нарушения речи у ребенка, ни в коем случае не подражать языку ребенка, не лепетать вместе с ним, не «сюсюкать» и не стимулировать неправильную речь. Например, некоторые родители, услышав от крохи неправильное слово и посчитав его смешным, начинают произносить его именно в этой манере, нежели исправить его произношение у малыша. Так формируется неправильное звукопроизношение и нарушение речи у детей.
Слова должны произносится одинаково правильно в общении со взрослыми и детьми. Во время игр и занятий с ребенком стараться больше внимания уделять произношению звуков, проговаривать их или пропевать в игровой форме. Можно подражать в звуках животным.
Ребенок не должен играть всегда один, ему обязательно нужно общение со взрослыми в процессе его игр. Хорошо, если родители помогут ребенку придумать сюжет, распределить роли, наделенные игровыми действиями. При таком подходе речь малыша будет улучшаться, он будет запоминать больше слов, расширять словарный запас.
Полезно читать ребенку сказки или пересказывать их своими словами, подключая и ребенка к пересказу. Кроме сказок ребенку необходимо давать пояснения всем природным явлениям и бытовым ситуациям, которые с ним происходят, развивая тем самым его любознательность. Можно учить с ребенком простые детские стишки и потешки, печь песенки, загадывать ребенку загадки. Нужно учить с ребенком новые слова, особенно хорошо запоминаются труднопроизносимые и необычные, например, названия динозавров.
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей
Родители могут самостоятельно участвовать в построении правильной речи у ребенка. Необходимо приучать его из звуков складывать простые слова, сравнивать правильное и неправильное произношение, поддерживать его интерес к буквам и звукам. Ребенку нужно объяснять и напоминать, что говорить нужно четко и громко. Не нужно забывать, что чем обширнее словарный запас у окружающих ребенка людей, тем активнее у него развивается речь.
Но во всем нужна мера, слишком ускорять процесс не следует, нагружая ребенка занятиями. Недопустимо кричать на малыша, обвинять его в неправильном произношении звуков. Это может спровоцировать обратный эффект, ребенок замкнется в себе, и найти контакт с ним будет труднее.
Логопеды и психологи, а также педагоги дошкольных заведений рекомендует устанавливать продолжительность развивающих занятий с ребенком в возрасте 4-5 лет около 30 минут, и логопедических занятий около 15 минут. Более длительные занятия по развитию речи утомят кроху, а длительная артикуляционная гимнастика тяжела для выполнения ребенком такого возраста.
Методы развития связной речи
Связная речь – это высказывание, несущее определенный смысл. Речь должна быть понятной и логичной. На формирование связной речи немаловажную роль оказывает влияние окружающей среды. Развивается мышление и постепенно улучшается речь ребенка. У детей дошкольного возраста связная речь формируется под руководством взрослых.
С ранних лет ребенок начинает понимать слова и их значения, но происходит это не сразу. К концу первого года жизни ребенок в состоянии сложить фразу из двух слов, несколько позднее из трех и более слов. Чем длиннее фраза, тем сложнее она для детского восприятия. К пяти годам дети уже способны пересказывать несложные рассказы, рассказывать сказки и строить предложения по 5-8 слов.
Речь ребенка в дошкольном возрасте ситуативная, содержит помимо слов мимику, жесты. В дальнейшем речь становится более связной, развитой и правильной. Переход к связному изложению проявляется в рассказах о каком-либо ярком событии, произошедшем в жизни ребенка. Развитие речи зависит от характера общения с окружающими.
Выделяют основные методы развития связной речи:
- разговор или беседа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В беседе важно задавать вопросы проблемного характера «Как?», «Почему?», «Зачем?».
- развитие монологической речи детей — творческий рассказ ребенка о себе или о каком-нибудь произошедшем с ним событии.
- пересказ ребенком услышанного текста (это могут быть рассказы о прошедшем дне в саду, в гостях, о прогулке с друзьями и прочее).
- сравнительное описание предметов, картин.
В рассказ ребенка необходимо добавлять прилагательные, вводить в речь детали и части предметов, задавать вопросы, требующие развернутого ответа. Вопросы нужно задавать четко, разборчиво. Родители и педагоги могут предложить ребенку примерный план ответа. Вопрос необходимо строить таким образом, чтобы он был понят малышом с первого раза. В процессе беседы необходимо постараться вызвать интерес ребенка, пробудить в нем активность и желание отвечать на вопросы. Важным будет умение расположить кроху к себе.
Рекомендации логопеда
Если справиться с исправлением произношения звуков самостоятельно не удается, можно прибегнуть к помощи специалиста. Логопедические проблемы ребенка необходимо вовремя обнаружить. Это может быть неправильное звукопроизношение, бедный, скудный словарный запас, несвязная речь, заикание. Родителей должно насторожить, если ребенок не активен, подавлен или чем-либо обеспокоен, не играет с другими детьми и простые слова заменяет односложными звуками. В такой ситуации необходимо как можно скорее обратиться к специалисту.
Не нужно возлагать надежды на самостоятельное избавление от неправильного произношения, и исправления дефектов речи с возрастом. Чем больше проходит времени, тем больше все нарушения могут закрепиться и тем сложнее будет работа над исправлением речевых дефектов. Но и предъявлять завышенные требования к правильности произношения не следует, поскольку некоторые звуки получится произносить только в определенном возрасте. Например, редко бывает, когда в 3 года ребенок свободно произносит звук Р.
В возрасте 2-3 лет словарный запас малыша составляет около 1000 слов. К четырем годам речь ребенка должна быть более сформирована. Запас слов в этом возрасте – примерно 2000 слов. Чтобы вовремя диагностировать наличие проблемы родители должны ежегодно проходить осмотр логопеда вместе с ребенком. Следует, прежде всего, исключить нарушение слуха у малыша, а также вовремя исправить прикус или удалить аденоиды, если подобные проблемы имеют место.
Домашние задания логопеда нужно четко выполнять и соблюдать график посещения занятий логопеда. При серьезных нарушениях ребенка лучше своевременно определить в логопедическую группу.
Логопеды рекомендуют заниматься развитием челюстных мышц и языка, делая специальные артикулярные упражнения. Можно пережевывать объемную твердую пищу, надувать щеки, дуть мыльные пузыри и прочее. Очень полезны дыхательные упражнения. Ежедневно нужно читать вслух ребенку детские книги. Терпеливо и развернуто отвечать на вопросы ребенка, чаще с ним разговаривать на любые интересующие его темы. Эффективно для развития речи заниматься лепкой, аппликацией, рисованием, и прочими видами развития мелкой моторики у детей. Все это благоприятным образом сказывается на развитии речевого аппарата крохи.
В возрасте ребенка от четырех до пяти лет произношение звуков должно корректироваться, исключение составляет звук «р». Уметь его выговаривать ребенок должен к шести годам. Занимаясь с логопедом нельзя прерывать занятия на начальном этапе, как только заметили улучшения. Иначе навык произношения может быть потерян и все придется начинать заново.
Вместо заключения
Развитие правильного звукопроизношения и формирование связной речи является очень важным процессом и для родителей, и для их ребенка. На родителей возложена огромная ответственность перед своими детьми. Вовремя заметить проблему и обратиться к специалисту – вот, что обязательно необходимо сделать родителям. Своевременное обнаружение проблемы и комплексный подход к ее устранению – залог успешного лечения любых дефектов речи у детей.
childage.ru
Консультации для родителей
На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, отмечает его труд и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашнего задания (зарисовка предметов, наклейка переводных картин, запись стихов, рассказов и т.д.). Тетрадь всегда должна быть аккуратная и хорошо оформлена. Это также один из моментов педагогического воздействия.
Беседы
Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей.
Примерные темы для бесед:
Речевые нарушения и причины их возникновения.
Психологические особенности детей с нарушениями речи.
Краткие советы родителям, имеющих детей с нарушениями речи.
Воспитание и обучение ребенка с нарушениями речи.
Учите детей наблюдать.
Что делать, если у ребенка плохая память.
Как развить слуховое восприятие у детей.
Подвижные игры в системе коррекционной работы.
Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома.
Нужно ли родителям спешить с обучение детей чтению.
Как научить запоминанию стихов.
Как и что читать детям с нарушением речи.
Игровые упражнения, развитие мелкой моторики рук.
Труд – важнейшая среда в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.
Мы учим детей рассказывать.
Полезно для родителей посещение открытых занятий логопеда. Такие совместные занятия проводятся систематически 1 раз в 2-3 месяца. Родители получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности в общении с товарищами, наблюдать за проведением режимных моментов, организации игровой деятельности и т.д.
Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательного и полноценного взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым, нерешительным. Особое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.
Поэтому родители, у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, должны вовремя обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания. Но никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости помогать дома детям, правильно произносить те или иные звуки.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать движение органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно в форме игры. С детьми занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильные движения органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков. Логопед показывает родителям, как надо выполнять упражнения любого комплекса, на что следует обратить особое внимание.
При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплекса для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.
Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся форме игры и интересны для ребенка.
На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).
Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.
Выполнять все упражнения надо поэтапно, нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата – дети не могут их залпом и правильно выполнить. Инструкцию необходимо давать поэтапно, например, улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.
Если у ребенка появляются звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в его речь, т.е. учить употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.
Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаться к нему во всех возникших затруднениях.
Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцированно звуки [с]-[ш], [з]-[ж], [б]-[п], [л]-[р] и др.).
studfiles.net