cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Производство и окружающая среда технология 10 класс: Открытый урок по технологии для 10 класса на тему «Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду»

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.

23.10.2017 10кл. Технология

Урок № Тема: Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.

Цель:

Образовательные цели:

Сформировать представления о способах снижения негативного влияния производства на окружающую среду в нашей стране и за рубежом.

Выяснить последствия негативного влияния производства на

окружающую среду.

Способствовать пониманию зависимости между деятельностью человека

и природой.

Сформировать у обучающихся убеждение, что решение экологических

проблем может быть осуществлено не с помощью отдельных способов

защиты окружающей среды, а только благодаря комплексному подходу и

усилиями всего человечества.

Развивающие цели:

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы.

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету.

Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся, их творческой активности, мышления.

Воспитательные цели:

Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических, экологических, экономических и других качеств личности.

Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Способствовать формированию умений работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

План урока

1. 0рганизацонный момент:

— приветствие;

— проверка явки учащихся;

— проверка готовности учащихся к уроку;

— настрой учащихся на работу;

Эпиграфы к уроку:

«Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков» (древняя индейская сентенция)

Аэродромы, пирсы и перроны

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше – окружающей природы,

Всё больше – окружающей среды.

Р.Рождественский

Актуализация знаний учащихся

Повторение:

Основные источники загрязнения — энергетические установки, промышленные производства, транспорт (особенно автомобильный), коммунально-бытовой сектор, сельское хозяйство. Значимость тех или других источников загрязнения воздуха различна в разных странах и городах, она меняется от уровня научно-технического прогресса, стратегии взаимодействия техники и природы, уровня благоустройства населенных мест и многих других социально-экономических факторов. К числу основных промышленных источников загрязнения относятся предприятия черной и цветной металлургии, комплексы химических, нефте — и сланцеперерабатывающих предприятий по производству строительных материалов. Определяющая роль основного градообразующего фактора, проблема загрязнения атмосферы — одна из основных проблем охраны окружающей среды.

Исходя из пройденного материала и опираясь на тему, подумайте и скажите, какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Новый материал

Охрана природы — задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасностях, грозящих окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует давно. Во второй половине XX в. произошла своего рода экологизация современной науки. Человечество осознало то, что деятельность людей тесно связана с биосферой и от этого взаимодействия зависит равновесие состава биосферы.

В условиях, когда планета Земля становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.

Вот эти проблемы:

-предотвращение угрозы новой мировой войны,

-сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира»,

-стабилизация демографической ситуации на планете,

-охрана здоровья людей и предотвращение распространения СПИДа, наркомании.

И во взаимосвязи со всем этим — экология.
Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А. И. Герцена о том, что» природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам».

Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». К чему ведёт и уже привела эта установка сегодня, хорошо известно на конкретных фактах.

Запишите, какой вред экологии наносит или способен нанести обычный человек в быту.

(быстро слушаем ответы)

Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса — в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Научно-технический прогресс создаёт не только «перегрузки» для природы; в наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращения негативных воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства.
Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер.
Одно из направлений такого развития — создание безопасных производств.

Используя достижения науки, технологический прогресс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырьё. Пример даёт сама природа: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которые выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.


Безотходным является такое производство, в котором всё исходное сырье, в конечном счете, превращается в ту или иную продукцию. Если учесть, что 98% исходного сырья современная промышленность переводит в отходы, то станет понятной необходимость задачи создания безотходного производства.

Переход на создание и использование собственных экологически чистых способов получения энергии, прежде всего с помощью ГЭС, позволяет на 20% уменьшить вредные выбросы в атмосферу. С точки зрения экологии более безопасны заводы, потребляющие гидроэнергию. Обеспечивая практически 80 % энергетических потребностей производства, гидроэнергетика является самым экологически чистым источником энергии. В результате использования энергии воды отсутствуют выбросы вредных веществ, не загрязняются поверхностные или подземные воды.

Рециклинг – это процесс переработки

отходов в новые материалы.

Увеличение доли рециклингового производства позволяет снизить количество вредных выбросов на 95%. Убедимся в этом на примере производства алюминия. Алюминий легко поддается переработке и может использоваться вторично неограниченное число раз.

В то время как для производства 1 тонны первичного алюминия требуется около 14 тыс. кВтч электроэнергии, всего 5 % от этого — 700 кВтч — идет на переплавку металла и производство 1 тонны вторичного алюминия. Разницы в качестве между первичным и вторичным алюминием нет. Переработка 1 килограмма алюминия экономит 8 килограммов бокситов, 4 килограмма химикатов и 14 кВтч электроэнергии.

Если продолжить рассматривать предприятия по производству алюминия, то картина такова: объем выбросов алюминиевых предприятий в атмосферу значительно снизится благодаря установке новых сухих газоочистных сооружений, способных поглотить почти 99% фтороводорода и не менее 97% смолистых веществ и бензапирена.

При принятии по стране вышеизложенных мер наступит резкое уменьшение количества прямых выбросов парниковых газов в атмосферу существующими заводами, а в дальнейшем полный переход на безвредное для окружающей среды производство.

В крупных городах для снижения вредного влияния загрязнения воздуха на человека применяют специальные градостроительные мероприятия: зональную застройку жилых массивов, когда близко к дороге располагают низкие здания, затем — высокие и под их защитой — детские и лечебные учреждения, используют транспортные развязки без пересечений и озеленение.

Чтобы уменьшить негативные последствия работы тепловых двигателей, действуют в двух направлениях: с одной стороны, совершенствуют эти двигатели, повышая их КПД и уменьшая выброс вредных веществ, с другой стороны — используют энергосберегающие технологии.

Ежегодно на предприятиях Российской Федерации образуется около 90 млн. тонн токсичных промышленных отходов (ПО), из которых 87 млн. тонн относятся к III и IV классам опасности.

Сейчас, как никогда необходим быстрейший поиск способов практического использования энергии солнца, ветра, приливов, геотермальных источников.


Экологическая ситуация вызывает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной вмешательством в природную среду. Время не ждёт. Каждый человек, житель нашей планеты, должен быть элементарно экологически образован.

Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса только техническими средствами невозможен.

Исходя из вышесказанного, задача нашего государства — 1. всеми доступными методами стимулировать всякую инициативу и предприимчивость, направленную на создание и внедрение новейших технологий, способствующих решению любых экологических проблем. 2. Постоянно доносить информацию до всех государств и народов по экологии посредством радио, телевидения и прессы.

Защита природной среды от вредного воздействия техногенных факторов – задача государственной политики.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В Российской Федерации действуют Основы земельного, водного, лесного законодательства, законы о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира; принят ряд правительственных постановлений по дальнейшему улучшению охраны окружающей природной среды; заведена Красная книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растительного и животного мира.

Законы существуют для общества, для всех людей, живущих в нашей стране. А что такое общество? Но вы должны прекрасно понимать, что работать этот закон будет только тогда, когда его основные принципы дойдут до каждой отдельно взятой личности, когда каждый из нас будет соблюдать нормы технологической этики и эстетики.

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за ГОД мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус — высочайшую горную вершину Европы.

Можно называть несколько причин увеличения количества мусора:

— рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

— увеличение количества упаковки;

— повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми.

Твердые бытовые отходы.

Есть три основных варианта обращения с ТБО:

— захоронение;

— сжигание;

— сортировка и переработка.

Захоронение. Это самый антиэкологический вариант. При обычной свалке из нее вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берет на себя» 20% эффекта потепления климата).

Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. Одна тонна мусора может дать 400 КВт/час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу.

Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается выход первичных ресурсов.

Возвращаясь к вышесказанному, хочу ещё раз подчеркнуть, что каждый из нас ответственен за судьбу нашей планеты. Это в глобальном масшабе. Но, я сегодня призываю всех вас верно оценить, а может и переоценить свои действия. Названные цифры, надеюсь, заставят вас задуматься.

Итак, отчеркните свои записи и ответьте письменно на следующий вопрос:

Вопрос: Что обычный, отдельно взятый человек может сделать для снижения негативного влияния на окружающую среду?

(обсуждение ответов)

Практическая работа: Социальный информационно-исследовательский проект 

Цель проекта: найти конкретное решение или способ продления существования ТБО или возможность применения одной из фракций ТБО пусть даже в другом качестве.

Работа в группах.

Свой проект вы построите по плану:

Цель проекта и его актуальность

Банк возможных идей (не менее 3)

Обоснование выбранного изделия

Краткая технология изготовления

Краткая экономическая оценка

Реклама изделия и агитация

Самооценка проекта

Самостоятельная работа учащихся.

Итог.

— объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

— задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Работа

Коленко С.

Работа

Мартыновой Д.

Работа

Мудесирова М.

Работа

Коленко С.

Работа

Мартыновой Д.

Работа

Сейталиевой А.

Работа

Мустапаевой М.

Работа

Меленчук К.

Работа

Сейталиевой А.

Работа

Старосельцевой А.

Работа

Гром А.

Работа

Саламатина В.

Работа

Раздобурченко А.

Работа

Сидоровой А.

Урок- коференция 10 класс. «Промышленность и окружающая среда»

Форма урока: конференция.

10 класс.

Эксперты – экологи.

Специалисты по электроэнергетике.

Специалисты по нефтепользованию.

Эксперты по загрязнению окружающей среды.

Специалист по лесопользованию.

Специалист по международным договорам.

Эксперт по экологии Российской Федерации.

Эксперты по загрязнению окружающей среды.

Эксперт по проблемам транспорта.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Вводная часть.

До планеты сегодняшних дней, Древо жизни листвой шелестит,

До его снегов и метелей Ветвь – направо и ветвь – налево.

Бронтозавры не доползли, Человек разумный сидит

Птеродактили не долетели. На вершине этого древа.

Это личная их беда, А под ним проноситься век:

За неё никто не в ответе; Повороты, круговороты…

Заблудились, пошли не туда, Да не уж то и человек

Смерть нашли в тупиковой ветви… Тупиковая ветвь природы?!

Учитель:

Это стихотворение, несмотря на его шутливость формы, как нельзя лучше отражает положение человека в развитии планеты. Да, человечество находиться на вершине всей нашей экологической системы, мы научились создавать многие продукты заменившие природные компоненты или использовать их по максимуму, синтезировали белки, создали уникальные лекарства от многих болезней, даже клонируем животных, задавая им определенные качества, и в недалеком будущем возможно создания клонированного человека. Но мы не заметили что, создавая и усовершенствуя

свои знания, расширяя различные отрасли промышленности, мы с большой скоростью уничтожаем природу планеты.

Цели сегодняшнего урока:

* Выявить основные этапы развития человечества и его взаимодействие с природой;

* получить обобщение знаний о воздействии отдельных отраслей промышленности на окружающую среду,

*Составить картосхему экологических проблем мира.

И для осуществления всех наших целей сегодня на уроке присутствуют эксперты и специалисты различных областей, а также их оппоненты, которые попробуют оспорить некоторые моменты. По ходу урока заполнить протокол нашего заседания в тетрадях. Слово экспертам-экологам.

3. СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Эксперты – экологи. Во взаимоотношении общества и природы можно выделить 3 этапа, определяемыми тремя технологиями производства.

1-ый этап. Господство ручного труда.

В этот исторический период люди воспринимали природу как нечто враждебное, обожествляли ее, поклонялись ей, но понимали, что природу надо беречь и охранять. Стратегия человека в это время была такова: не бери у природы больше, чем надо.

2-ой этап. Машинное производство.

В это время основная концепция общества гласит: человек – господин для природы. Которая должна отдать все для блага человека. В этот период появляются проблема Аральского моря, из-за большого количества использования вод рек Амударья и Сырдарья, вырублен лес Европы и наполовину уничтожены тропические, которые в отличие от северных невозможны в восстановлении, 20 млн. км2 выведены из использования (больше чем площадь России), содержание кислорода уменьшилось на 1,5 % и повысилось количество СО2, над Антарктидойпоявилась и расширяется озоновая дыра, пленки нефтепродуктов покрывают океан, и каждый день мы не досчитываемся одного из видов живых организмов, потребности человечества возрастают, как и возрастает само население. Из-за такого хищнического отношения к природе в 60-е гг. ХХ в. появляется третья, вынужденная, концепция общества, характеризующая как стратегия выживания.

3-ий этап. Дальнейшее выживание человечества.

Этап предполагает обеспечение потребностей человечества, а также сохранение при этом природы, гибель которой равносильна уничтожению жизни.

Глобальные последствия нарушения среды обитания затронули все страны, так как экологических проблемы не признают государственных границ. Поэтому и решены, они могут быть, только при широком международном сотрудничестве.

7 м и н у т.

Учитель: Человечество развивалось и, как уже говорилось выше, научилось использовать ресурсы природы, создавая огромное множество отраслей промышленности. Слово представляется специалистам в области электроэнергетики

Специалисты по электроэнергетики (2-3 минуты).

Отразить положительные стороны и отрицательные последствия электроэнергии её влияние на окружающую среду.

Специалисты по нефтепользованию (2 минуты).

Специалисты по проблемам землепользования (2-4 минуты).

Эксперт по проблемам транспорта (1 минута).

Эксперты по загрязнению окружающей среды:

Промышленные отходы (1минута).

Озоновые дыры (2 минуты).

Кислотные дожди(1 минута).

Экология Российской Федерации(2 минуты).

По ходу сообщения нанесения знаков на карту мира и заполнение протоколов.

20 м и н у т .

4.АНАЛИЗ СОСТАВЛЕННОЙ КАРТЫ. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫВОДОВ.

  • Какие районы наиболее загрязнены?

  • В чем причина наибольшего загрязнения?

  • Какие последствия ожидают эти регионы, в случае если не произойдет изменение в обстановке?

  • Если все страны прекратят производство и создадут условия для быстрого восстановления природы?

  • Что на ваш взгляд наиболее приемлемо на сегодняшний момент?

  • Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного?

5 м и н у т.

5. ИТОГ УРОКА.

Если остается время. Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля. Разделим на 4 части: 3 из них – это вода, 1 – суша. Эту часть разделим ещё на две части. Получаем кусочек. Где живут люди. Это 1/8. разделим её ещё на 3 части. 2 из них это города, дороги леса, а одна это земли которые мы используем для сельского хозяйства.

И вывод, который напрашивается вы, видите в этой композиции. (На столе чаша с водой, а в ней кораблик с разными флагами). Чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, всей мировой общественности нужно действовать сообща.

Поэтому, сейчас наиболее остро встает вопрос о создании единого договора о сохранении планеты.

СООБЩЕНИЕ О КИОТСКОМ ПРОТОКОЛЕ (2 минуты).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа конференции «Промышленность и окружающая среда».

Цели:* Выявить основные этапы развития человечества и его взаимодействие с природой;

* получить обобщение знаний о воздействии отдельных отраслей промышленности на окружающую среду

*Составить картосхему экологических проблем мира.

  1. Эксперт-эколог. Колмакова Даша. Этапы взаимоотношений человека и природы.

  2. Специалисты по электроэнергетики. Трескин Артем, Молоков Дима. Положительные и отрицательные стороны развития электроэнергетики мира. «Опасные районы мира».

  3. Специалист по нефтепользованию. Шелковников Андрей. Экологические последствия добычи и использования нефтепродуктов. Территории, где прослеживается наибольшее загрязнение нефтепродуктами.

  4. Специалисты по проблемам землепользования:

Филимонова Наташа. Проблема опустынивания и его распространение по территории суши планеты.

Демонова Наташа. Пищевая проблема человечества.

  1. Специалист по лесопользованию: Шитикова Таня. Уничтожение лесных массивов.

  2. Эксперты по загрязнению окружающей среды:

Безбородова Марина. Ибрагимова Анна. Урбанизация и утилизация промышленных и бытовых отходов.

Козюкова Таня. Разрушение озонового слоя и его последствия.

Безбородова Марина. Кислотные дожди.

  1. Эксперт по проблемам транспорта. Таркина Валя. Проблемы возникающие в результате использования транспорта.

  2. Эксперт по экологии Российской Федерации. Цыбенова Сурена. Основные проблемы России и пути их преодоления.

  3. Анализ составленной картосхемы. Формулировка основных выводов.

10. Специалист по международным договорам. Цыремпилов Андрей. Киотский договор.

Протокол конференции «Промышленность и окружающая среда».

Отрасль промышленности.

Экологические проблемы

Пути решения экологических проблем.

Вопросы, возникающие в ходе конференции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Радиоактивное загрязнение, включая захоронение радиоактивных отходов.

Нефтяное загрязнение Мирового океана.

Комплексное нарушение земель.

Негативное влияние электроэнергетики на окружающую среду.

Почвенная эрозия. Нарушение плодородия почв.

Промышленно-городское загрязнение атмосферы.

Фамилия Имя……………………………………………

Материал по технологии (10 класс) на тему: Кроссворд «Производство и окружающаяя среда»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори…

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном …

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как…

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования…

Доклад по теме: «Свой среди чужих и чужой среди своих»

Сообщение по теме: «Одаренные дети»…

Урок по теме: «Среды обитания организмов. Факторы среды»

Урок по теме «Среды обитания организмов. Факторы среды» .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе «Среды жизни»…

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: — позна…

Урок по технологии, 10 класс, методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды Инфоурок › Технология ›Конспекты›Урок по технологии, 10 класс, методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель технологии

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-940491

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

План-конспект урока по технологии (10 класс): Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды

Технология 10 класс

Раздел: Производство и окружающая среда

Урок 7. Хозяйственная деятельность человека                                                             как основная причина загрязнения окружающей среды

Прочитайте на слайде эпиграф к уроку, цитата из произведения Бориса Львовича Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (Сл.2):

«Страдает человек. Сильно страдает, мил дружки вы мои хорошие. А почему? Потому сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой».

? Попробуйте на основе этого эпиграфа догадаться, о чем пойдет речь на уроке?

? Прочитайте тему урока (Сл.3) — Экология: наука о «здоровье» голубой планеты, скажите, почему так сформулирована тема?

! Прочитайте цель урока: развитие экологической культуры и самосознания.

? Что вы понимаете под экологической культурой и самосознанием.

! Запишите определение (Сл.4) Экология — это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем. 

(Сл.5) Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель.

Э. Геккель считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование. В первичном значении, экология – это наука об отношениях организмов к окружающей среде (от греч. «oikos» – жилище, местопребывание, убежище).

Очень часто с экранов телевизора мы слышим слова (Сл.6): «наша планета в опасности!», «наступает парниковый эффект!!», «приближается ледниковый период!!!»…

Многое из этого – лишь предположение исследователей, экологов,… но всё это лишь предположение. Никто не знает, какое развитие предложит нам сама планета.

? Как вы считаете, будущее Земли зависит от экологии,… а от каждого из нас?

? Многие ли из вас смогут отказаться от достижений технического прогресса (Сл.7): сотовой связи, компьютерной техники, модного авто (опасность – бензин)?

! Но если владеть информацией (Сл.8), можно помочь, попытаться спасти то, что еще не разрушено, оказать экологии помощь.

! Природа бунтует: катаклизмы, цунами, землетрясения, наводнения – о чем только мы не слышим практически каждый день…

? Как вы думаете, так ли важно, сохранять виды и подвиды животных и растений, занесенных в Красную книгу, ну и что от того, что вымрет какой-то жучок в Центральной Африке, что произойдет, мы-то ведь живём?

! Каждый элемент в природе играет какую-то роль, важную роль, даже какой-либо вид микробов (Сл.9). Это как кирпичики, из которых построено целое здание: не стало одного кирпичика – ничего, стоит; от того, что пропал этот кирпичик, стал страдать другой (Сл.10) (первый вид был, например, питанием второго и т.д.).

! Главная задача экологов – не дать этим «кирпичикам» выпадать, а если выпал, постараться «зацементировать» отверстие или вложить туда новый «кирпичик».  

Глобальные проблемы экологии (Сл.11):

? А почему они называются глобальными?

! Потому что касаются всего человечества, затрагивая интересы всех стран, народов, слоев общества, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, могут угрожать существованию человечества. Могут быть решены лишь при сотрудничестве в планетарном масштабе.

  1. Загрязнение водной среды (Сл.12).

Человек своей деятельностью безвозвратно изменяет естественный режим водных объектов отходами и сбросами. Воды на Земле много, пресной воды – всего 3%, остальные 97% – вода морей и океанов. Три четверти пресной воды живым организмам не доступны, так как это вода ледников. Ледниковая вода – это запас пресной воды.

В океанах сосредоточена почти вся масса воды. Суша возвращает океану воду. До развития человеческой цивилизации цикл воды на планете был равновесным. Океан от рек получал такое количество воды, которое расходовал при ее испарении. При неизменном климате реки не мелели, уровень воды в озерах не снижался. С развитием человеческой цивилизации этот цикл нарушился. Загрязнение океанов привело к уменьшению количества воды, которая испаряется с океанов. Обмелели реки в южных районах. Все это привело к ухудшению водоснабжения биосферы. Частым явлением становятся засухи, различные экологические бедствия.

Неисчерпаемый ранее ресурс – пресная вода – в настоящее время становится исчерпаемым. Во многих районах мира не хватает воды для питья, орошения, промышленного производства. Эта проблема очень серьезная, так как загрязнение воды окажет влияние на будущие поколения. Следовательно, эта проблема требует скорейшего решения.

  1. Загрязнение атмосферы (Сл.13):

Все мы с детства знаем, что чистый воздух нам жизненно необходим. Но состояние современной атмосферы, в особенности в больших городах, оставляет желать намного лучшего. Выбросы газов больших предприятий то и дело способствуют распространению абсолютно непригодного для здорового образа жизни воздуха, которым дышим мы и наши дети. Спасти плачевное состояние атмосферы могут лишь зеленные насаждения, но их не все заинтересованы создавать, так как они отбирают драгоценное место, которое может принести прибыли побольше.

Кроме насаждения разнообразных зеленых растений и деревьев, необходимо еще и контролировать деятельность всех химических заводов. Только строгий контроль и установленный предел выброса в атмосферу вредных газовых отходов сможет предотвратить глобальное загрязнение воздуха и резкое снижение уровня кислорода в этом воздухе.
Многие считают, что проблема экологии не касается их прямым путем. Но многочисленные болезни и патологии у только что родившихся детей каждый день доказывают только обратное.

  1. Парниковый эффект (Сл.14)

Ещё в начале позапрошлого столетия Жозеф Фурье выдвинул предположение, что земная атмосфера, подобно стеклу, пропускает энергию солнца внутрь и не позволяет ей вернуться обратно, что становится возможным благодаря водяному пару и углекислому газу. Возникает так называемый парниковый эффект, результатом которого является общее повышение температуры на планете.

В двадцатом веке, в результате роста численности населения земли и технического прогресса, возросло использование энергоносителей, в частности разного рода углеводородов, продуктами, использования которых являются углекислый газ, метан и др. Количество ежегодно добытых полезных ископаемых неуклонно растёт, а вместе с этим растёт и количество выбрасываемых в атмосферу парниковых газов.

Решение проблемы – снижение количества выбросов углекислого газа и паров в атмосферу.

  1. Энергетика и экология (Сл.15)

Мы не представляем свою жизнь без холодильников, электронагревательных приборов (чайников, микроволновых печей), стиральных и посудомоечных машин, компьютеров, а летом – без кондиционеров. Сейчас у энергетиков уже вместо одного сезонного пика потребления энергии, как это было лет 20 назад, – два: зимой и летом. = Экологически небезопасные способы добывания электроэнергии на атомных электростанциях – выбросы, угрозы взрывов.

  1. Экология жилища (Сл.16)

93% времени мы проводим в замкнутом пространстве, 5% в переполненном и душном транспорте и только 2% (вдумайтесь!) – на улице (причём, не всегда на свежем воздухе). Да и то, часть городских жителей достигают этих жалких процентов только в отпускной период. Вот поэтому-то и необыкновенно важно, чтобы помещения, где мы проводим практически всю жизнь, были экологически безопасными.

30 кг воздуха в день – это та средняя норма, которую поглощает взрослый человек. К сожалению, сегодня в крупных городах воздух в помещениях, зачастую, оставляет желать лучшего – в большинстве он значительно грязнее, чем на улице. Существует даже такое понятие – «Синдром больных помещений». Касается это помещений с нарушенным экологическим балансом. Недостаточная вентиляция, повышенная влажность и, конечно же, плесень и пыль – вот основные показатели этой проблемы.

Каждый год «семья» аллергиков увеличивается на 40 миллионов человек. Страшно даже сказать – в стандартной 3-комнатной квартире в течение года собирается около 40 кг пыли. Это и органические, и неорганические вещества. Волосы, перхоть, ворс из ковров, пух и перья из перин и подушек, специфическая пыль от старой одежды, асбест, угольная пыль, смог от машин, (соли тяжёлых металлов), побелка с потолка, лак и многое другое. Только на слизистых оболочках дыхательных путей собирается около 6 млрд пылинок. И это – за сутки.

Ещё один хорошо известный бытовой аллерген – газ от конфорок.
За 1,5 часа горения 2 конфорок концентрация углеводородов в воздухе в 5 раз превышает предельно допустимую (для промпредприятий!). Хозяйка, приготавливая обед, рискует, как и рабочий на химпредприятии.

Самый элементарный способ улучшить экологическое состояние жилища – проветривание помещений. Желательно это делать ранним утром.

Улучшить экологическую обстановку в доме можно с помощью некоторых ухищрений:
— поменять газовую плиту на электрическую;
— отрегулировать горелки;
— установить конфорки с высокими рёбрами;
— установить вытяжку;
— не злоупотреблять синтетическими материалами.
— флаконы и коробки с бытовой химией герметично закрывать и держать в нежилых зонах.
— учесть, что многие виды растений – естественные воздухоочистители.

Призыв: давайте вместе сбережём наш дом (Сл.17)!

Домашнее задание: Написать эссе (мини-сочинение-размышление) на заданную тему (тема индивидуальная – эпиграф).

  1. Землетрясения — это нервный тик Земли от нечеловечного к ней человечества. (Леонид Сухоруков)
  1. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. (Махатма Ганди)
  1. Дорога цивилизации вымощена консервными банками. (Альберто Моравиа)
  1. Экология такова, что скоро от сока берёзы будем давать дуба. (Георгий Александров)
  1. Если бы снежный человек был, его бы давным-давно не было. (Александр Жуков)
  1. Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды.
    (Леонид С. Сухоруков)
  1. Не превращайте окружающую нас среду в обескураживающую! (Леонид Сухоруков)
  1. Гераклит утверждал, что в одну реку нельзя вступить дважды. Современные экологи утверждают, что есть реки, в которые нельзя вступить и раза. (Евгений Кащеев)
  1. Экология — это сук, на котором мы сидим, и залезать на него надо не с топором, а с гармошкой. (Георгий Александров)
  1. Иной кулик расхваливает не только своё болото, но и сточные воды своего предприятия.
    (Леонид С. Сухоруков)
  1. Проблем не будет у народа, пока хватает кислорода, пока прощает нас Природа! (Степан Балакин)
  1. Экологи полагают, что журавль в небе лучше, чем синица в руках. (Стэнли Пирсон)
  1. Загажен мир «могучим ураганом», имя которому «Разумный человек»! (Степан Балакин)
  1. Мы не можем ждать милостей от природы — после того, что мы с ней сделали! (Степан Балакин)
  1. Природный газ – это кислород экономики, перекрывающий кислород экологии. (Леонид Сухоруков)
  1. Окружающая среда — то, во что превращается природа после реализации крупных инвестиционных проектов (Сергей Нехаев)
  1. Оставляйте на Земле такой след, чтобы она не исчезла бесследно. (Аврелий Марков)
  1. В недрах нашей страны можно найти много полезных ископаемых, а на поверхности — много вредных. (Стас Янковский)
  1. О нашем экологическом неблагополучии сейчас пишут не меньше – просто реже печатают. (А.В. Иванов)
  1. Там хорошо, где нас ещё нет, но плохо там, где мы уже были. (А.В. Иванов)
  1. Круговорот работы в природе: Сначала мы сотворили вокруг нас пустыню, а теперь учимся её орошать. (Александр Циткин)
  1. Наша экология ухудшается от того, что Природа звереет от алчности человека нечеловечески. (Леонид Сухоруков)
  1. Из-за проблем, связанных с экологией, битв происходит всё меньше и меньше. Попробуй сейчас чисто поле найти. (Юрий Татаркин)
  1. Защищать городскую зелень бессмысленно: скоро смог загустеет настолько, что чешуйки почек не смогут раскрываться, а побегу потребуется та же пробивная сила, что и корню в земле. (Елена Ермолова)
  1. Если холод не охранять, океан затопит целые города. (Георгий Александров)
  1. Окружающую среду человек так забил, что приходится ее защищать. (Георгий Александров)
  1. Сейчас, попадая под дождь, не думаешь, что вырастешь как гриб, а как бы этот гриб не вырос на тебе! (Ирина Вязовцева)
  1. Чертовы экологи, весь мир дышит дымом, а им кажется, что выхлоп моих машин на что-то повлияет. (К-ф ‘Человек дождя’)
  1. Экологически чистый район можно выделить даже в самом загрязнённом городе — ведь относительные показатели удобнее абсолютных. (Анна Дуварова)
  1. В наши дни так много загрязнений в воздухе, что, если бы не наши лёгкие, им некуда было бы деваться. (Роберт Орбен)
Методическая разработка по географии (10 класс) на тему: Урок- конференция «Промышленность и окружающая среда» 10 класс.

Открытый урок 10 класс.

Тип урока: систематизации и

обобщения знаний

Форма урока: конференция.

 КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ:

«ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»

 10 класс.

Цель урока:

  1. Углубление знаний учащихся о взаимосвязях между развитием и размещением отраслей промышленности и географией «грязных отраслей» регионов мира;
  2. Развивать умения учащихся  составлять и анализировать картосхемы;
  3. Формирование  экологического мышления учащихся, умения выражать свою точку зрения

Оборудование:

  1. Политическая карта мира,
  2. Карточки для составления карты экологических проблем мира.
  3. Кораблик с флагами. Яблоко. Нож, тарелка.
  4. Карточки. 

Эксперты – экологи.

Специалисты по проблемам землепользования.

Специалисты по электроэнергетике.

Специалисты по нефтепользованию.

Эксперты по загрязнению окружающей среды.

Специалист по лесопользованию.

Специалист по международным договорам.

Эксперт по экологии Российской Федерации.

Эксперты по загрязнению окружающей среды.

Эксперт по проблемам транспорта.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Вводная часть.

До планеты сегодняшних дней,                Древо жизни листвой шелестит,

До его снегов и метелей                            Ветвь – направо и ветвь – налево.

Бронтозавры не доползли,                       Человек  разумный сидит

Птеродактили не долетели.                    На вершине этого древа.

Это личная их беда,                                  А под ним проноситься век:

За неё никто не в ответе;                       Повороты, круговороты…

Заблудились, пошли не туда,                   Да не уж то и человек

Смерть нашли в тупиковой ветви…     Тупиковая ветвь природы?!

Учитель:

Это стихотворение, несмотря на его шутливость формы, как нельзя лучше отражает положение человека в развитии планеты. Да, человечество находиться на вершине всей нашей экологической системы, мы научились создавать многие продукты заменившие природные компоненты или  использовать их по максимуму, синтезировали белки, создали уникальные лекарства от многих болезней, даже клонируем животных, задавая им определенные качества, и в недалеком будущем возможно создания клонированного человека. Но мы не заметили что, создавая и усовершенствуя

свои знания, расширяя различные отрасли промышленности, мы с большой скоростью уничтожаем природу планеты.

 

Цели сегодняшнего урока:

* Выявить основные этапы развития человечества и его взаимодействие с природой;

* получить обобщение знаний о воздействии отдельных отраслей промышленности на окружающую среду,

*Составить картосхему экологических проблем мира.

И для осуществления всех наших целей сегодня на уроке присутствуют эксперты и специалисты различных областей, а также их оппоненты, которые попробуют оспорить некоторые моменты. По ходу урока заполнить протокол нашего заседания в тетрадях. Слово экспертам-экологам.

3. СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Эксперты – экологи. Во взаимоотношении общества и природы можно выделить 3 этапа, определяемыми тремя технологиями производства.

1-ый этап. Господство ручного труда. 

В этот исторический период люди воспринимали природу как нечто враждебное, обожествляли ее, поклонялись ей, но понимали, что природу надо беречь и охранять. Стратегия человека в это время была такова: не бери у природы больше, чем надо.

2-ой этап. Машинное производство. 

В это время основная концепция общества гласит: человек – господин для природы. Которая должна отдать все для блага человека. В этот период появляются проблема Аральского моря, из-за большого количества использования вод рек Амударья и Сырдарья, вырублен лес Европы и наполовину уничтожены тропические, которые в отличие от северных невозможны в восстановлении, 20 млн. км2 выведены из использования (больше чем площадь России), содержание кислорода уменьшилось на 1,5 % и повысилось количество  СО2, над Антарктидой появилась и расширяется озоновая дыра, пленки нефтепродуктов покрывают океан, и каждый день мы не досчитываемся одного из видов живых  организмов, потребности человечества возрастают, как и возрастает само население. Из-за такого хищнического отношения к природе в 60-е гг. ХХ в. появляется третья, вынужденная, концепция общества, характеризующая как стратегия выживания.

3-ий этап. Дальнейшее выживание человечества.

Этап предполагает обеспечение потребностей человечества, а также сохранение    при этом природы, гибель которой равносильна уничтожению жизни.

Глобальные последствия нарушения среды обитания затронули все страны, так как экологических проблемы не признают государственных границ.  Поэтому и решены, они могут быть, только при широком международном сотрудничестве.

7 м и н у т.

Учитель: Человечество развивалось и, как уже говорилось выше, научилось использовать ресурсы  природы, создавая огромное множество отраслей промышленности. Слово представляется специалистам в области электроэнергетики

           Специалисты по электроэнергетики (2-3 минуты). 

Отразить положительные стороны и отрицательные последствия электроэнергии её влияние на окружающую среду.

Специалисты по нефтепользованию (2 минуты).

Специалисты по проблемам землепользования (2-4 минуты). 

Эксперт по проблемам транспорта (1 минута).

Эксперты по загрязнению окружающей среды:

Промышленные отходы (1минута).

Озоновые дыры (2 минуты).

Кислотные дожди(1 минута).

Экология Российской Федерации(2 минуты).

По ходу сообщения нанесения знаков на карту мира и заполнение протоколов.

20 м и н у т .

4.АНАЛИЗ СОСТАВЛЕННОЙ КАРТЫ. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫВОДОВ.

  1. Какие районы наиболее загрязнены?
  2.  В чем причина наибольшего загрязнения?
  3. Какие последствия ожидают эти регионы, в случае если не произойдет изменение в обстановке?
  4. Если все страны прекратят производство и создадут условия для быстрого восстановления природы?
  5. Что на ваш взгляд наиболее приемлемо на сегодняшний момент?
  6. Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного?

5 м и н у т.

5. ИТОГ УРОКА.

Если остается время. Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля. Разделим на 4 части: 3 из них – это вода, 1 – суша. Эту часть разделим ещё на две части. Получаем кусочек. Где живут люди. Это 1/8. разделим её ещё на 3 части. 2 из них это города, дороги леса, а одна это земли которые мы используем для сельского хозяйства.

И вывод, который напрашивается вы, видите в этой композиции. (На столе чаша с водой, а в ней кораблик с разными флагами). Чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, всей мировой общественности нужно действовать сообща.

Поэтому, сейчас наиболее остро встает вопрос о создании единого договора о сохранении планеты.

СООБЩЕНИЕ О КИОТСКОМ ПРОТОКОЛЕ (2 минуты). 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа конференции «Промышленность и окружающая среда».

Цели:* Выявить основные этапы развития человечества и его взаимодействие с   природой;

         * получить обобщение знаний о воздействии отдельных отраслей промышленности  на окружающую среду

                *Составить картосхему экологических проблем мира.

  1. Эксперт-эколог. Колмакова Даша. Этапы взаимоотношений человека и природы.
  2. Специалисты по электроэнергетики. Трескин Артем, Молоков Дима. Положительные и отрицательные стороны развития электроэнергетики мира. «Опасные районы мира».
  3. Специалист по нефтепользованию. Шелковников Андрей. Экологические последствия добычи и использования нефтепродуктов. Территории, где прослеживается наибольшее загрязнение нефтепродуктами.
  4. Специалисты по проблемам землепользования:

Филимонова Наташа. Проблема опустынивания и его распространение по территории суши планеты.

            Демонова Наташа. Пищевая проблема человечества.

  1. Специалист по лесопользованию: Шитикова Таня. Уничтожение лесных массивов.
  2. Эксперты по загрязнению окружающей среды:

Безбородова Марина. Ибрагимова Анна. Урбанизация и утилизация промышленных и бытовых отходов.

Козюкова Таня. Разрушение озонового слоя и его последствия.

Безбородова Марина. Кислотные дожди.

  1. Эксперт по проблемам транспорта. Таркина Валя. Проблемы возникающие в результате использования транспорта.
  2. Эксперт по экологии Российской Федерации. Цыбенова Сурена. Основные проблемы России и пути их преодоления.
  3. Анализ составленной картосхемы. Формулировка основных выводов.

10.  Специалист по международным договорам. Цыремпилов Андрей. Киотский договор.

Протокол конференции «Промышленность и окружающая среда».

Отрасль промышленности.

Экологические проблемы

Пути решения экологических проблем.

Вопросы, возникающие в ходе конференции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Радиоактивное загрязнение, включая захоронение радиоактивных отходов.

Нефтяное загрязнение Мирового океана.

Комплексное нарушение земель.

Негативное влияние электроэнергетики на окружающую среду.

Почвенная эрозия. Нарушение плодородия почв.

Промышленно-городское загрязнение атмосферы.

Фамилия Имя……………………………………………………

Рабочая программа «Технология» — 10 класс

03-02

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Карасульская средняя общеобразовательная школа

п. Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________Зуева О.Г.

31.08.2015г.

ПРИНЯТО

Методическим Советом

Председатель ___________

З.А. Изулина

31.08.2015г. Протокол № 2

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Карасульская СОШ____________ Т.В. Гинтер

31.08.2015г. Приказ № 65

Рабочая программа

по учебному предмету «Технология» 10 класс на 2015-2016 учебный год

Составитель: учитель Блинова Л.Н.

п. Октябрьский

2015

Пояснительная записка.

Рабочая программа по технологии 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования по технологии (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования), с учетом программы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Рабочая программа по технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения, применять знания основ наук в практической деятельности. Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе является:

  • продолжение формирования культуры труда школьника;

  • развитие системы технологических знаний и трудовых умений;

  • воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности;

  • уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа включают в себя разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг». Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• культура и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование информации;

• основы черчения, графики, дизайна;

• творческая, проектная деятельность;

• знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• перспективы и социальные последствия развития технологии и техники

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения технологии на ступени среднего общего образования. Согласно учебному плану 2015-2016 учебного года МАОУ Карасульской СОШ на изучение технологии в 10 классе отводится 1 ч в неделю (34 часов за год).

Изучение технологии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии;

  • подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Задачи курса:

  1. формирование политехнических знаний и экологической культуры;

  2. ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

  3. обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

  4. использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации.

  5. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка

Учебно-методический комплект утвержден приказом директора МАОУ Карасульская СОШ 29.05.2014 №38/4

  1. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Примерная программа «Технология», М., «Вентана-Граф», 2005г.

  2. В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш. Технология. Базовый уровень: 10 — 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М., «Вентана-Граф», 2009г.

  3. В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш. Технология. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, М., Вентана-Граф, 2010.

Тематическое планирование

Наименование

разделов (тем)

Кол-во

часов

В том числе

К.р.

I

Производство, труд и технологии.

  • Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы

  • Технологическая культура и культура труда

  • Производство и окружающая среда.

15

2

4

3

6

1

II

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

  • Проектирование в профессиональной деятельности

  • Информационное обеспечение процесса проектирования.

  • Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.

  • Введение в психологию творческой деятельности

  • Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений

  • Анализ результатов проектной деятельности

19

2

3

4

2

6

2

1

Итого

34

Содержание курса:

Производство, труд и технологии. (15 час.)

Влияние технологий на общественное развитие (2 часа)

Основные теоретические сведения Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства.

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы (4час)

Основные теоретические сведения. Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов. Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здраво- охранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий. Возрастание роли информационных технологий.

Технологическая культура и культура труда (3 часа)

Основные теоретические сведения. Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве. Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда. Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения. Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.

Производство и окружающая среда (6 час)

Основные теоретические сведения. Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности. Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов. Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов.

Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг (19 час.) Проектирование в профессиональной деятельности (2 час)

Основные теоретические сведения Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании. Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.

Информационное обеспечение процесса проектирования. (3 час)

Основные теоретические сведения Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях. Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки. Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация (4 час.) Основные теоретические сведения Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры). Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

Введение в психологию творческой деятельности (2 час)

Основные теоретические сведения Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности. Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (6 час)

Основные теоретические сведения Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов, выполняемых школьниками проектов.

Анализ результатов проектной деятельности (2 час)

Основные теоретические сведения Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов. Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.

В результате изучения технологии на базовом уровне ученик 10 класса должен:

Знать/понимать

  • влияние технологий на общественное развитие;

  • составляющие современного производства товаров или услуг;

  • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

  • основные этапы проектной деятельности;

  • источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

  • оценивать потребительские качества товаров и услуг;

  • составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

  • использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу;

  • оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

  • выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции;

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности

для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.

Список дополнительной литературы:

  1. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.

  2. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.

  3. Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.-88 с.

  4. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.

Учебный план Онтарио, 9 и 10 классы: технологическое образование, 2009 (пересмотренный)

% PDF-1.6 % 333 0 объект > endobj 368 0 объектов > endobj 487 0 объектов > поток применение / PDF

  • Министерство образования
  • Учебный план Онтарио, 9 и 10 классы: Технологическое образование, 2009 (пересмотренный)
  • 2009-11-18T16: 02: 09-05: 00 QuarkXPress: фильтр pictwpstops 1.0 2009-04-30T14: 03: 36-04: 00 2009-11-18T16: 02: 09-05: 00 Acrobat Distiller 8.1.0 (Macintosh) UUID: 739e7f14-8185-4bdf-b41e-049af48cc286 UUID: 768cd529-a26a-4d0b-87c3-da3f04423b9e endstream endobj 335 0 объектов > / Кодирование >>>>> endobj 313 0 объектов > endobj 334 0 объектов > endobj 336 0 объектов > / ColorSpace> / Font> / ProcSet [/ PDF / Текст] / ExtGState >>> / тип / страница >> endobj 315 0 объектов > endobj 365 0 объектов > endobj 366 0 объектов > endobj 367 0 объектов > endobj 340 0 объектов > endobj 341 0 объектов > endobj 342 0 объектов > endobj 363 0 объектов > endobj 364 0 объектов > endobj 362 0 объектов > поток XUP [HTQ = {[9 Vw (> ч:> (KgnykwB {Р1 (#) 2> а $ дА: (; п {XkQbC (i {csSz% xP ~ FRP_PjHKt! Y + Ʈ)% Xl,% 6OwA-4% ‘X) M4: Q \, ^ — ԭ {; «h («J`ON | Va ^ Օ

    .
    Учебный план Онтарио, 9 и 10 классы: технологическое образование, 2009 (пересмотренный)

    % PDF-1.6 % 333 0 объект > endobj 368 0 объектов > endobj 487 0 объектов > поток применение / PDF

  • Министерство образования
  • Учебный план Онтарио, 9 и 10 классы: Технологическое образование, 2009 (пересмотренный)
  • 2009-11-18T16: 02: 09-05: 00 QuarkXPress: фильтр pictwpstops 1.0 2009-04-30T14: 03: 36-04: 00 2009-11-18T16: 02: 09-05: 00 Acrobat Distiller 8.1.0 (Macintosh) UUID: 739e7f14-8185-4bdf-b41e-049af48cc286 UUID: 768cd529-a26a-4d0b-87c3-da3f04423b9e endstream endobj 335 0 объектов > / Кодирование >>>>> endobj 313 0 объектов > endobj 334 0 объектов > endobj 336 0 объектов > / ColorSpace> / Font> / ProcSet [/ PDF / Текст] / ExtGState >>> / тип / страница >> endobj 315 0 объектов > endobj 365 0 объектов > endobj 366 0 объектов > endobj 367 0 объектов > endobj 340 0 объектов > endobj 341 0 объектов > endobj 342 0 объектов > endobj 363 0 объектов > endobj 364 0 объектов > endobj 362 0 объектов > поток XUP [HTQ = {[9 Vw (> ч:> (KgnykwB {Р1 (#) 2> а $ дА: (; п {XkQbC (i {csSz% xP ~ FRP_PjHKt! Y + Ʈ)% Xl,% 6OwA-4% ‘X) M4: Q \, ^ — ԭ {; «h («J`ON | Va ^ Օ

    .

    % PDF-1.4 % 587 0 объектов > endobj Xref 587 128 0000000016 00000 n 0000005835 00000 n 0000006044 00000 n 0000006088 00000 n 0000006217 00000 n 0000006253 00000 n 0000006763 00000 n 0000006800 00000 n 0000006974 00000 n 0000007088 00000 n 0000008959 00000 n 0000009098 00000 n 0000009247 00000 n 0000009421 00000 n 0000009533 00000 n 0000011305 00000 n 0000013080 00000 n 0000014802 00000 n 0000016250 00000 n 0000017836 00000 n 0000017974 00000 n 0000019606 00000 n 0000021082 00000 n 0000021438 00000 n 0000021513 00000 n 0000021588 00000 n 0000021705 00000 n 0000021891 00000 n 0000024409 00000 n 0000024662 00000 n 0000024732 00000 n 0000024975 00000 n 0000025002 00000 n 0000025407 00000 n 0000026238 00000 n 0000026514 00000 n 0000026584 00000 n 0000026761 00000 n 0000026788 00000 n 0000027115 00000 n 0000027897 00000 n 0000028153 00000 n 0000028223 00000 n 0000028385 00000 n 0000028412 00000 n 0000028733 00000 n 0000030016 00000 n 0000030088 00000 n 0000030217 00000 n 0000030303 00000 n 0000030379 00000 n 0000030511 00000 n 0000030613 00000 n 0000030689 00000 n 0000030785 00000 n 0000030986 00000 n 0000031104 00000 n 0000031180 00000 n 0000031412 00000 n 0000031626 00000 n 0000031736 00000 n 0000031812 00000 n 0000031964 00000 n 0000032126 00000 n 0000032242 00000 n 0000032318 00000 n 0000032504 00000 n 0000032580 00000 n 0000032761 00000 n 0000032837 00000 n 0000032966 00000 n 0000033042 00000 n 0000033118 00000 n 0000033194 00000 n 0000033371 00000 n 0000033447 00000 n 0000033598 00000 n 0000033674 00000 n 0000033750 00000 n 0000033826 00000 n 0000034033 00000 n 0000034109 00000 n 0000034224 00000 n 0000034300 00000 n 0000034479 00000 n 0000034555 00000 n 0000034766 00000 n 0000034842 00000 n 0000035079 00000 n 0000035155 00000 n 0000035340 00000 n 0000035416 00000 n 0000035557 00000 n 0000035633 00000 n 0000035762 00000 n 0000035838 00000 n 0000036027 00000 n 0000036103 00000 n 0000036322 00000 n 0000036398 00000 n 0000036537 00000 n 0000036613 00000 n 0000036689 00000 n 0000036765 00000 n 0000036882 00000 n 0000036958 00000 n 0000037071 00000 n 0000037147 00000 n 0000037264 00000 n 0000037340 00000 n 0000037449 00000 n 0000037525 00000 n 0000037640 00000 n 0000037716 00000 n 0000037827 00000 n 0000037903 00000 n 0000037979 00000 n 0000038141 00000 n 0000038217 00000 n 0000038385 00000 n 0000038461 00000 n 0000038586 00000 n 0000038662 00000 n 0000038809 00000 n 0000038885 00000 n 0000039044 00000 n 0000039120 00000 n 0000002856 00000 n прицеп ] >> startxref 0 %% EOF 714 0 объектов > поток хХ {| U> wcP0bDeK » mL4I XL- [ Ид [* ZliKв «| XW.ce P + j $ v = 9; 9 $

    .
    Учебный план Онтарио, 11 и 12 классы: технологическое образование, 2009 (пересмотренный)

    % PDF-1.6 % 1385 0 объектов > endobj 1420 0 объектов > endobj 2043 0 объектов > поток 2010-11-24T08: 46: 01-05: 00 2009-06-29T12: 36: 40-04: 00 2010-11-24T08: 46: 01-05: 00 Adobe Acrobat 8.1 Объединение файлов применение / PDF

  • Учебный план Онтарио, 11 и 12 классы: технологическое образование, 2009 (пересмотренный)
  • учебный план, технологический, образовательный,
  • Министерство образования
  • UUID: 82114311-559d-498a-9e07-404acfbfad52 UUID: a2488d05-b4ed-4da0-98bd-b8cf636540f3 Adobe Acrobat 8.1 endstream endobj 1387 0 объектов > / Кодирование >>>>> endobj 1285 0 объектов > endobj 1386 0 объектов > endobj 892 0 объектов > endobj 893 0 объектов > endobj 894 0 объектов > endobj 895 0 объектов > endobj 896 0 объектов > endobj 897 0 объектов > endobj 898 0 объектов > endobj 899 0 объектов > endobj 900 0 объектов > endobj 901 0 объектов > endobj 902 0 объектов > endobj 903 0 объектов > endobj 904 0 объектов > endobj 905 0 объектов > endobj 906 0 объектов [1776 0 R] endobj 907 0 объектов [1777 0 р.] endobj 908 0 объектов [1778 0 R] endobj 909 0 объектов [1779 0 р.] endobj 910 0 объектов [1780 0 R] endobj 911 0 объектов [1781 0 R] endobj 912 0 объектов [1782 0 р.] endobj 913 0 объектов [1783 0 R] endobj 914 0 объектов [1784 0 R] endobj 915 0 объектов [1785 0 R] endobj 916 0 объектов [1786 0 R] endobj 917 0 объектов [1787 0 р.] endobj 918 0 объектов [1788 0 R] endobj 919 0 объектов [1789 0 р.] endobj 920 0 объектов [1790 0 R] endobj 921 0 объектов [1791 0 р.] endobj 922 0 объектов [1792 0 р.] endobj 923 0 объектов [1793 0 R] endobj 924 0 объектов [1794 0 R] endobj 925 0 объектов [1795 0 р.] endobj 926 0 объектов [1796 0 р.] endobj 927 0 объектов [1797 0 р.] endobj 928 0 объектов [1798 0 р.] endobj 929 0 объектов [1799 0 р.] endobj 930 0 объектов [1800 0 R] endobj 931 0 объектов [1801 0 R] endobj 932 0 объектов [1802 0 R] endobj 933 0 объектов [1803 0 R] endobj 934 0 объектов [1804 0 R] endobj 935 0 объектов [1805 0 R] endobj 936 0 объектов [1806 0 R] endobj 937 0 объектов [1807 0 R] endobj 938 0 объектов [1808 0 R] endobj 939 0 объектов [1809 0 R] endobj 940 0 объектов [1810 0 R] endobj 941 0 объектов [1427 0 R] endobj 2042 0 объектов > endobj 2041 0 объектов > endobj 2020 0 объект > / Font> / ProcSet [/ PDF / Текст] / ExtGState >>> / тип / страница >> endobj 1297 0 объектов > endobj 2039 0 объектов > поток HWn} ‘@ llc0FR2

    ‘ OT] USy ݲ xwu {/ ^ _} xv} Ɖ? LfoifPl = meEP? Xn; ɫ_W + 60š]: b, ֳ c; ǔstww {s ߷>; / (uy} s \] f7oʶm; ʪ6EBv1ċ = FTC + РВМ / куб ( «ݖ U * mdsv3Ky + R3 * Se; JBXKO # uEeqw = ~ L> С; д / л i9s)?! GU9 ^ о WWJ ڭ`, EGV ݥ% Tr? ljv {9gl * Ye & eQpȲ9 / 7eLh.\; ֵ ху # (565 /, 7gn] * + 慇 xđF` = Z ڷ C ڊ м ׭ oNTE`! 9rD> 80 * 9tVdG; j, NǝkH? SO- {yy’e7u] ˮJ; ܠ> j 㢎 W @ \ _ $ ۋ Bm), w (

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.