Тема педсовета в дополнительном образовании – . , — .
Педагогический совет “Педагог дополнительного образования – профессионал, какой он?”.
Педсовет на тему:
“Педагог дополнительного образования – профессионал, какой он?”.
Мир стареет в былых надеждах.
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе педагоги-мастера.
Р. Рождественский
Эти слова поэта полностью относятся к удивительной профессии — педагог дополнительного образования. «Труд, творчество, талант» — три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога-мастера.
Каждый педагог дополнительного образования выбирает свою дорогу к Мастерству: кто — то начинает ее с красного диплома в педагогическом институте или колледже, кто-то по зову сердца и складу ума, особому чувству долга или ответственности за проблемы детства приходит в дополнительное образование со своей уникальной профессией — «Успехом творчества» и постигает педагогику через самообразование.
Педагог — профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это те люди, которые всегда на виду, поэтому
Наш ЦВР может состояться только при хорошем педагоге. Нужен не новый педагог вообще, нужен обновленный педагог для нашего учреждения. Соответственно в этом учебном году мы посвящаем этому педагогический совет.
Цели педсовета:
Выявить представление педагогов о понятии “педагог-профессионал” и согласовать их в коллективе.
На основе выявленных представлений педагогов составить обобщенный качественный “портрет” современного педагога-профессионала и сравнить его с “портретом”, который сформулирован в нормативных документах.
Сформулированные цели затрагивают один из важных вопросов:
Соответствует ли квалификация педагога дополнительного образования и его реальная деятельность требованиям времени?
В ходе педагогического совета каждый педагог имеет возможность высказать свое мнение, обосновать его, услышать одобрение или несогласие с ним коллег.
Педагогический коллектив предлагаю поделить на две группы. Первая группа – это педагоги, обладающие высокими педагогическими способностями. К ней можно отнести педагогов высшей и первой категории. Эти педагоги являются главными проводниками новых методик, технологий, диагностического инструментария.
Вторая группа педагогов – это группа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые педагоги. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а учащиеся, родители, администрация ожидают от них столь же высокого профессионализма.
Одним из ведущих факторов, влияющих на результативность учебного процесса в нашем учреждении дополнительного образования, является не столько желание администрации учреждения и ее обоснованная управленческая деятельность, сколько педагогически грамотная, слаженная и целенаправленная работа педагогического коллектива, каждый член которого осознает свое профессиональное мастерство и, как следствие, свой профессиональный долг.
Образно говоря, наше учреждение можно представить в виде дерева, которое растет на общественной почве и дает ему свои плоды. Каждое объединение — отдельная ветвь на стволе этого дерева. А каждый листик – это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические качества личности учащихся.
Хороший педагог в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих.
Организационная культура нашего учреждения в целом создает необходимые условия для того, чтобы ее выпускники были подобны плодам из хорошего сада, в котором работает умный садовник.
Задача первого этапа педсовета: “Составить профессиональный портрет современного педагога дополнительного образования”.
Попробуем составить портрет в ходе деловой проективной игры (время работы 5 — 6 мин).
Для удобства и скорости работы на этом этапе каждому участнику педагогического совета ранее была предложена анкета для самостоятельного заполнения, которая включает следующие вопросы: что должен знать и уметь педагог, качества личности педагога, мнение о современном педагоге дополнительного образования.
Проходит обсуждение полученных результатов в группах, итог работы групп — таблица, заполненная от имени всей группы. (звучит музыка, группы работают)
Задача второго этапа: в ходе коллективного обсуждения выявить представления педагогов о понятии педагог-профессионал.
Руководитель группы, пользуясь своим плакатом, обосновывает позицию группы, объясняя, почему-то или иное качество, свойство, значение должны быть присущи педагогу-профессионалу. Остальные участники педсовета могут задавать вопросы, выступать в качестве оппонентов. В сводной таблице (таблица 1) фиксируются позиции, которые одобрены большинством педагогов.
Профессиональный портрет современного педагога
В ходе заслушивания всех групп выявляется картина отношения педагогического коллектива, к поставленной проблеме: “Мы думаем, что современный педагог-профессионал должен быть таким…”
Уважаемые коллеги, обратите ваше внимание на таблицу (таблица 2 на экране), которая составлена на основании требований к профессиональному труду педагогов, представленных в нормативных документах по аттестации педагогов дополнительного образования, с целью: выявить, насколько наш “коллективный портрет” педагога-профессионала соответствует “нормативному”.
Выводы:
— Для успешной деятельности необходимо переосмыслить свои представления о себе как о профессионале;
— Следует четко знать квалификационные требования, которые предъявляются к педагогу в ходе аттестации;
— Наши знания о самих себе поверхностны, что может быть помехой в определении уровня истинной квалификации педагога.
Коллегам предлагается заслушать результаты анкеты “Педагог дополнительного образования глазами учащихся”. Цель этой анкеты: выявить и показать педагогам, какие качества ценят в педагогах воспитанники ЦВР.
Анкетирование среди учащихся проводилось анонимно. Это дало возможность респондентам быть откровенными при выборе ответов. Опрошено —- детей в возрасте от 8 до 18 лет. Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:
(анкета учащихся на экране)
Анкета “Педагог дополнительного образования глазами учащихся”
Объединение
Дата опроса
Пол_________ ___
Возраст_____
Критерии оценки:
Если качества педагога проявляются:
Всегда – 5 баллов;
Достаточно часто – 4 балла;
Редко – 3 балла;
Очень редко – 2 балла;
Отсутствуют – 1 балл.
Выводы по анкете учащихся.
Рабочая группа из педагогов вносит коррективы в таблицу “портрет современного педагога дополнительного образования” на основании результатов анкетирования учащихся и готовит проект решения педагогического совета.
Любому педагогу важно уметь регулировать свое психо-эмоциональное состояние. В овладении своим эмоциональным миром большую помощь могут оказать автогенная тренировка, медитация, тренинги. Я предлагаю вам зачитать несколько педагогических настроев. (каждый участник педсовета получает педагогические настрои, затем каждая группа зачитывает по одному настрою)
Настрой на учебное занятие.
Сейчас я должен быстро настроиться на предстоящее занятие. Мысленным взором я охватываю всех детей, находящихся в кабинете. Я хорошо чувствую атмосферу и настроение моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого по отдельности и знаю, что надо сказать каждому. Я четко представляю себе план занятия и что я должен на нем сегодня делать. Я готов к непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторый резерв времени. Во время занятия я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени для передышки и расслабления от делового напряжения. Я внутренне собран и освещен улыбкой.
Настрой на проверку.
Сегодня ко мне на занятие придут проверяющие. Для меня это не очень приятно, как не приятно бывает всегда, когда тебя кто-то контролирует. Я знаю свой материал хорошо, план занятия я держу в голове. Мне нечего волноваться. Я собран и спокоен.
Если же я почувствую, что от присутствия проверяющего начинаю терять самообладание, я тут же надвину на него матовый стеклянный колпак, с тем чтобы не видеть и не замечать его. Так что вперед, к победе!
Настрой на серьезный разговор.
Сейчас мне предстоит трудный и важный разговор. От его исхода зависит успех моего дела, которому я служу. Я сосредотачиваюсь, собираюсь с мыслями, активизирую все свои внутренние возможности и весь свой профессиональный опыт.
Я готов к неожиданным вопросам и знаю, как надо на них ответить. Как хороший боксер я могу держать удар.
Все свои сильные аргументы я отчетливо вижу и держу в голове. Я готов пустить их в ход и знаю, как и когда это нужно сделать. Я верю в свои силы и возможности. Я знаю, я верю, я все преодолею.
Подводя итог вышесказанному, я думаю, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно само реализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установок.
Проанализируем сводную таблицу: «современный педагог-профессионал должен быть таким…»
Слово предоставляется председателю педагогического совета для ознакомления с проектом решения педсовета.
(голосование)
Резюме после педсовета.
Проанализируем, какой же опыт смогли вынести педагоги после педсовета, организованного подобным образом.
Во-первых, сама постановка проблемы, вскрытие названных выше противоречий оказались интересны большинству педагогов и мотивировали их дальнейшую деятельность.
Во-вторых, отсутствие ограничений в выражении мыслей, своего видения проблемы сделали работу групп творческой и продуктивной.
В-третьих, групповая форма работы позволила педагогу не только выразить свое мнение, но и сопоставить его с мнением коллег, уточнить, осмыслить, обосновать, в чем-то пересмотреть свои представления.
В-четвертых, новая информация, преподносимая в ходе педсовета, не навязывается, а подается в качестве материала для размышления, сопоставления, анализа.
Имидж педагога – условие успешной
профессиональной деятельности
Имидж (от англ. imag – образ, вид):
1) внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение других;
2) совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т. д. объекту, с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему.
В 90-е годы сформирована в России новая отрасль – имиджеология как наука о технологии личного обаяния.
И м и д ж – некий образ, который человек, его «Я» представляет миру, своего рода самопрезентации для других. (И. Нефедова, Е. Власов.)
И м и д ж – облик, благодаря которому на люди выставляются наиболее сильно действующие личностно-деловые характеристики. (В. М. Шепель.)
З н а ч е н и е и м и д ж а:
– предмет любимый, потому что нравится преподаватель;
– из двух способов воздействия: «убеждать» и «нравиться» – наиболее эффективен второй.
Я д р о и м и д ж а – личностные качества:
– природные;
– профессиональные (например, как мы ведем себя в конфликтных ситуациях).
Школе нужна яркая личность или хороший профессионал? (Результаты опроса учащихся по ранжированию значимых качеств учителя.)
Личностный имидж – база, профессиональный – надстройка.
С т р у к т у р а и м и д ж а.
На первоначальной стадии контакта с человеком формируется не мнение, а впечатление. Психологи считают, что для формирования впечатления достаточно несколько мгновений: «Он мне нравится», «Она очень мила» и т. д. А устойчивое мнение оформляется в пределах от 30 секунд до 4 минут.
Габаритный имидж.
Значение внешнего вида заключается не только в том, что он значительно влияет на то, что другие думают о вас, но и на то, что вы думаете о себе.
Если человек имеет «ухоженный вид», он получает положительную самооценку и уверенность в себе.
Главный принцип габаритного имиджа – вы должны сами получать удовольствие от своего внешнего облика.
Таким образом, желаемый педагог: улыбающаяся, стройная женщина, с аккуратной прической, открытым взглядом, одевающая юбки, блузы, блузоны зеленых, красных, розовых, желтых тонов.
Не нравится, если она одета в черное, темно-коричневое, серое, если у нее хмурое выражение лица.
Старшеклассники положительно оценивают учителя атлетического или худощавого телосложения, с продолговатым типом лица: деловой, стройный, в форме, требовательный, уравновешенный, внешний вид которого внушает, что он может добиться того, чего хочет.
Если лицо круглое, учительница добрая, слабая, беззащитная;
с треугольным лицом – злая, язвительная, сухарь;
с грушевидной фигурой – «душка», «мамочка», веселая.
Красный цвет поднимает настроение, улучшает работоспособность, увеличивает энергетику. Это доминирующий энергичный цвет, который подавляет вас и ваше окружение. Поэтому он считается неподходящим для работы с аудиторией.
Оранжевый – «горячий», вибрирующий, сверкающий – тяжелый и неподходящий почти для всех оттенков кожи.
Желтый – яркий, привлекающий к себе внимания, поднимает настроение, вызывает желание действовать, прилагать усилия.
Зеленый цвет является спокойным цветом, создающим приятное настроение, вызывающим богатые ассоциации.
Серый – спокойный цвет, он совершенно не привлекает
к себе внимания и выгодно оттеняет вашу внешность.
Синий цвет относится к категории устойчивых цветов, он способствует концентрации внимания, при этом успокаивает нервную систему и повышает работоспособность.
Фиолетовый – считается противоречивым цветом, так как в равной мере и привлекает, и отталкивает, в некоторых случаях вызывает грусть.
Черный является слишком контрастным, он угнетающе действует на психику.
Белый цвет отбрасывает блики и зрительно увеличивает пространство и вещи, поэтому вызывает утомление и усталость.
infourok.ru
Педагогические советы, полные разработки успешного педсовета.
Педагогический совет является органом самоуправления государственного учреждения образования, ГУО СШ РБ, в его состав входят все педагогические работники данного учреждения.Педагогический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим , иными актами законодательства, уставом учреждения образования.
К компетенции педагогического совета относятся:
- участие в управлении учреждения образования;
- определение основных направлений деятельности учреждения образования;
- совершенствование и развитие образовательного процесса в учреждении образования;
- проведение работы по профессиональному совершенствованию педагогических работников и развитию их творческого потенциала;
- внедрение в практику образовательной деятельности достижений современной педагогической науки, эффективных технологий и методик обучения и воспитания;
- изучение педагогического опыта, распространение эффективной педагогической практики, развитие творческих инициатив педагогических работников;
- рассмотрение вопросов аттестации учащихся, их перевода, в том числе условно, в следующий класс, оставления на повторный год обучения, допуска к выпускным экзаменам, освобождения от сдачи выпускных экзаменов, организации выпускных экзаменов, завершения обучения на II и III ступени общего среднего образования, награждения золотой или серебряной медалью;
- рассмотрение вопросов итоговой аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно пребывающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении обучения в государственном учреждении образования;
- рассмотрение вопросов о переводе в следующий класс по результатам итоговой аттестации досрочно;
- иные вопросы образовательной деятельности учреждения образования.
www.pedsovet.by
Педагогический совет
Педагогический совет «Дополнительное образование — территория яркого детства»
31 августа 2018 года в ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» состоялся установочный Педагогический совет «Дополнительное образование — территория яркого детства». Традиционно педсовет начался с представления вновь принятых педагогических работников. В этом учебном году их 6 человек.
Основными вопросами для обсуждения на Педсовете стали: принятие Публичного доклада о результатах деятельности учреждения в 2017-2018 учебном году; принятие основных локальных актов, регламентирующих работу в новом учебном году: календарный учебный график; дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы; рабочие программы; а также перспективный план работы учреждения по направлениям деятельности.
В ДДТ «Ораниенбаум» прошел педсовет, посвященный Профессиональному стандарту
20 февраля 2018 года в ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» состоялся педсовет, посвященный теме: «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». План внедрения профстандарта».
После вступительного слова о плане мероприятий по внедрению профстандарта в учреждение, выступила методист Даровская И.А., рассказавшая о содержании профессионального стандарта и его значении в современной системе дополнительного образования.
Методист Афонина Э.К. подняла в своем выступлении одну из наиболее актуальных тем на сегодняшний день: «Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы».
Ее презентацию подкрепили выступления педагогов Булгак Е.А., Павловой А.А., Аксененко Ю.В., а также Назаровой Е.А., которые поделились личным опытом в организации и проведении педагогического контроля на примере своих объединений. Их опыт представлен в
Завершая работу педсовета, руководители отделов, Селизар О.П. и Маслобойщикова Е.А., подвели итоги деятельности учреждения за первое полугодие 2017-2018-го учебного года.
Презентация «Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы» (скачать PDF)
Распоряжение №3962-р «О внесении изменений в организацию и проведение аттестации педагогических работников» (скачать PDF)
Педсовет 22 февраля 2017 года
22 февраля 2017 года В 11:00 в ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» прошел педсовет, посвященный актуальной на сегодняшний момент для всех учреждений дополнительного образования теме: «Профессиональная компетентность педагога в рамках введения Профстандарта».
Открыла педсовет директор ДДТ «Ораниенбаум», Лукашина Е.М., в своем вступительном слове она рассказала озвучила план мероприятий поэтапного внедрения профессионального стандарта педагогов дополнительного образования для детей и взрослых в срок до 1 января 2020 года, а также рассказала о нормативной базе, которую необходимо изучить каждому сотруднику учреждения.
Заместитель директора по учебно-методической части. Бобырь Н.В. подробно рассказала о том, какие изменения коснутся дополнительных общеобразовательных программ в рамках введения нового профстандарта.
Завершив данную тему, педсовет плавно перешла к вопросам предварительных итогов. Выступление заведующего Художественным отделом, Маслобойщиковой Е.А. было посвящено результатам работы творческих объединений за первое полугодие 2016-17 учебного года.
В рамках раздела программы педсовета «о разном» всем сотрудникам было рассказано об организации летней оздоровительной кампании, подготовка к которой уже началась, а также о необходимости сдачи нормативов ГТО. О необходимости внимательной работы при заполнении журналов по текущим рабочим программам. Кроме того была распространена информация о грядущих фестивалях, конкурсах и выставках.
Вся информация была принята к сведению и использованию в работе, работа учреждения за первое полугодие 2016-17 учебного года была признана удовлетворительной единогласно.
Педсовет
30 августа 2016 года в ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» состоялся педагогический совет, приуроченный началу нового учебного года, и посвященный теме: «Совместное творчество — путь к успеху».
Открыла педсовет директор ДДТ «Ораниенбаум», Лукашина Е.М. со вступительным словом, обращенным к педагогам учреждения, и посвященным перспективам будущего учебного года. Данную тему развила методист Лизунова Е.А, которая раскрыла основные положения программы развития учреждения на 2016-17 годы.
Кроме того, на педсовете были подведены итоги работы методического отдела, о которых рассказала заведущий методического отдела, Михайловская С.А., заместителем директора по воспитательной работе, Лимоновой В.М., были подведены итоги по реализации плана воспитательной работы за прошедший учебный год, заместителем директора по учебно-методической работе Бобырь Н.В. были предъявлены результаты городского согласованного исследования уровня удовлетворенности качеством предлагаемых образовательных услуг.
Методист, Даровская И.А. рассказала о реализации летней оздоровительной кампании на базе ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум», посвященной раскрытию талантов детей через реализацию программы летнего отдыха.
Кроме того, на педсовете были приняты новые общеобразовательные программы, представленные педагогами дополнительного образования Утиной А.В., Аксененко Ю.В. и Андреевой И.А.
Решением педсовета стало: признать работу 2015-2016 учебного года удовлетворительной, принять к реализации общеобразовательные программы и приступить к реализации программы Развития учреждения на 2016-2020 гг.
Итоговый педсовет 2015-2016 учебного года
30 мая 2016 года состоялся Итоговый педсовет по теме: «Достижения творческих коллективов ДДТ «Ораниенбаум» в 2015-2016 учебном году».
Педагоги объединились в творческие группы по направлениям деятельности, подготовили обобщенный анализ по результатам деятельности в учебном году и представили в форме презентации: Новикова Е.С., Павлова А.А. — декоративно-прикладное направление: Аксененко Т.В. — художественное (вокальное) направление: Маковей Е.Е. — художественное (хореографическое) направление: Виноградов С.М. — физкультурно-спортивное направление (шахматы).
Подведены итоги конкурса педагогических достижений «Мастерство и творчество», проведено награждение дипломантов (Виноградов С.М., Новоселова Т.П., Приходько И.В.), лауреатов (Назарова Е.А., Хохулина А.М., Романычева Е.Н., Пилипович И.С) и победителей конкурса (Маковей Е.Е., Очкурова И.И.).
Также награждены педагоги активно принимавшие участие в педагогических мероприятиях учреждения в течении учебного года: Новикова Е.С., Пилипович И.С., Назарова Е.А., Хохулина А.М., Павлова А.А., Вербицкая С.Г.
Решения педсовета: «Признать работу творческих объединений в 2015-2016 учебном году и достигнутые результаты на хорошем уровне».
Педагоги после педагогического совета посетили выставку методической продукции «Педагогическая копилка», на которой были представлены материалы, разработанные в 2015-2016 учебном году следующими педагогическими работниками: Назаровой Е.А., Хозулиной А.М., Пилипович И.С., Новиковой Е.С., Головачевой А.В., Лизуновой Е.А., Михайловской С.А., Даровской И.А.
Педсовет 30 августа 2016 года
30 августа 2016 года в ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» состоялся педагогический совет, приуроченный началу нового учебного года, и посвященный теме: «Совместное творчество — путь к успеху».
Открыла педсовет директор ДДТ «Ораниенбаум», Лукашина Е.М. со вступительным словом, обращенным к педагогам учреждения, и посвященным перспективам будущего учебного года. Данную тему развила методист Лизунова Е.А, которая раскрыла основные положения программы развития учреждения на 2016-17 годы.
Кроме того, на педсовете были подведены итоги работы методического отдела, о которых рассказала заведущий методического отдела, Михайловская С.А., заместителем директора по воспитательной работе, Лимоновой В.М., были подведены итоги по реализации плана воспитательной работы за прошедший учебный год, заместителем директора по учебно-методической работе Бобырь Н.В. были предъявлены результаты городского согласованного исследования уровня удовлетворенности качеством предлагаемых образовательных услуг.
Методист, Даровская И.А. рассказала о реализации летней оздоровительной кампании на базе ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум», посвященной раскрытию талантов детей через реализацию программы летнего отдыха.
Кроме того, на педсовете были приняты новые общеобразовательные программы, представленные педагогами дополнительного образования Утиной А.В., Аксененко Ю.В. и Андреевой И.А.
Решением педсовета стало: признать работу 2015-2016 учебного года удовлетворительной, принять к реализации общеобразовательные программы и приступить к реализации программы Развития учреждения на 2016-2020 гг.
Педсовет «Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»
26 марта 2015 года в ДДТ «Ораниенбаум» прошел педагогический совет по теме: «Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе». Программа педсовета состояла из двух частей: теоретической и практической. Основными темами выступлений теоретической части были:
1. Роль современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе (Бобырь Н.В., заместитель директора по учебно-методической работе).
2. Методы, приемы и средства обучения (Лизунова Е.А., методист).
3. Организация проектной деятельности в СНТ «Берегиня» (Аксененко Т.В., педагог дополнительного образования).
4. Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладного направления (Селизар О.П., педагог дополнительного образования).
5. Игровые технологии как инструмент развития музыкально-певческих способностей учащихся (Назарова Е.А., педагог дополнительного образования; Науменко С.Н., педагог дополнительного образования; Хохулина А.М., концертмейстер).
Практическая часть педсовета включала в себя работу в группах: обсуждение выступлений, а также обмен мнениями.
Согласно решению педагогического совета принято:
— использовать современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе с целью совершенствования педагогической деятельности;
— создать банк методических разработок педагогов ДДТ «Ораниенбаум», практикующих использование ИКТ и других педагогических технологий.
Ознакомиться с презентацией «Информационный творческо-воспитательный проект «Оберег» (формат pdf)
Ознакомиться с презентацией «Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладного направления» (формат pdf)
Ознакомиться с презентацией «Игровые технологии как инструмент развития музыкально-певческих способностей учащихся» (формат pdf)
Педсовет 10 сентября 2015 года
10 сентября 2015 года в ДДТ «Ораниенбаум» состоялся педсовет по теме «Обновление содержания воспитательного процесса в УДОД». Согласно программе педсовета, на нем выступили:
Директор ГБОУДОД ДДТ «Ораниенбаум» Лукашина Е.М. с докладом «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г.»;
Педагог дополнительного образования Назарова Е.А. с докладом «Взаимодействие учреждений культуры и образования как один из способов выявления одаренных детей»;
Педагог дополнительного образования Новикова Е.С. с докладом «Интеграция учебной и внеурочной деятельности в формировании УУД»
Методист Лизунова Е.А. с докладом «Из опыта работы ДДТ «Ораниенбаум» по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»
Методист Даровская И.А. с докладом «Организация платных образовательных услуг в образовательном учреждении в рамках реализации Закона Об образовании в РФ».
ddt-oranienbaum.ru
Презентация педсовета «Дополнительное образование как средство реализации внеурочной деятельности. Проблемы. Перспективы»
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного, образования детей способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека государства. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.
С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
1-ая ступень (начальная школа)
Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».
2-ая ступень (средняя школа)
Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
3-я ступень (старшая школа)
Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
infourok.ru
Педсовет «Реализация здоровьесбрегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве учреждения дополнительного образования детей»
Сценарий педагогического совета «Реализация здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве учреждения дополнительного образования детей»
М.Г.Трепп, зам.директора по УВР
Проблема здоровьесбережения детей во время обучения названа одной из основных проблем образовательного процесса. Вопрос заботы о здоровье обучающихся требует решений, обеспечивающих создание условий для двигательной активности ребенка и формирование культуры здорового образа жизни.
Одним из направлений развития учреждения являются здоровьесберегающие технологии, основой которых является регулярное проектирование деятельности по сохранению здоровья обучающихся и педагогов.
Повышение качества и результативности педагогической работы с детьми напрямую зависит от того, насколько мобильно и грамотно сможет выстроить свою работу педагог дополнительного образования в соответствии с новыми требованиями, нацеленными на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Наша задача научить педагога дополнительного образования методам сохранения здоровья детей, путем укрепления и совершенствования естественных возможностей организма.
Большая роль при этом возлагается на такую составляющую педагогической деятельности, как методическая работа.
Каждое образовательное учреждение выстраивает её в соответствии со спецификой учреждения и его кадровым потенциалом. В нашем учреждении педагогический совет является основной и универсальной формой профессионального объединения педагогов.
На данном педагогическом совете представлена презентация комплексной программы по здоровьесбережению. На следующих педагогических советах будут рассмотрены результаты работы по данной программе.
Цель педсовета: провести анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья обучающихся.
Задачи:
Утвердить комплексную программу по созданию здоровьесберегающей среды в учреждении.
Определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.
3. Обобщить и систематизировать теоретические сведения по принципам здоровьесбережения.
Ход педсовета
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Ведущий 1:
Негде, в тридевятом царстве,
В дружном нашем государстве
Жил-был славный мудрый царь
Справедливый государь.
Долго он страною правил,
Творчеством заставил всех заняться
И однажды захотел
Подвести итог всех дел.
Ведущий 2:
И во все страны концы
www.prodlenka.org
«Дополнительная общеобразовательная программа как документ»
Тематический педагогический совет:
«Дополнительная общеобразовательная программа как документ»
Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
•развивать творческий потенциал педагогического коллектива ЦДТ;
•активизировать личностные профессиональные ресурсы педагогов;
•повышать мотивацию педагогов дополнительного образования к методической деятельности.
Форма организации работы педсовета — коллективно-групповая
Методы организации педсовета: метод обмена информацией дискуссионный метод, метод исследовательско-аналитической деятельности, творческо-игровой метод.
Столы, за которыми сидят педагоги по 7-9 человек, обозначены разными цветами (синий, красный, желтый и тому подобное)
Ведущий педсовета при проверке заданий обращается к группам, называя цвет стола.
Выступление и задания для педагогов сопровождаются мультимедиа презентацией.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то —
Такая, брат, у нас с тобой работа
В. Беляков
Методист 1: Здравствуйте, уважаемые педагоги. Эти слова В. Белякова можно отнести и к нашей профессии — педагог дополнительного образования. «Мастерство, творчество, любовь к детям» — три важных составляющих, неразрывно связанных с профессией педагога дополнительного образования. Несомненно, эти качества очень важны в нашей профессии, но сегодняшний день требует от педагога еще и профессиональной компетенции, касающейся знания нормативных документов, ведения документации.
Тема нашего педагогического совета «Дополнительная общеобразовательная программа как документ. Прежде чем начать работать, вспомним высказывания об обучении и воспитании.
Задание для педагогов
Ваша задача вставить на месте пропусков подходящие по смыслу слова или сочетания слов. (в тексте они выделены жирным шрифтом)
«Нужно создать гармонического человека… развить все его способности». (А.В. Луначарский)
«Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение«. (К.Д. Ушинский)
«Личность воспитателя значит всё в деле воспитания». (К.Д. Ушинский)
«Час работы научит большему, чем день объяснений». (Ж — Ж. Руссо)
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму» (Китайская пословица)
«Три пути ведут к знанию. Путь размышлений — самый благородный, путь подражания — самый легкий, путь опыта — самый горький». (Конфуций)
«Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими«. (Р. Эмерсон)
Методист 2: Согласно ФЗ: дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п.14. ст. 2 ФЗ № 273). Известно, что педагоги дополнительного образования находятся в особой позиции — они должны самостоятельно разрабатывать дополнительную общеобразовательную программу с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательной организации, социально-экономических и национальных особенностей общества.
В компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации входит:
п.6. разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
п.10. осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
п.11. индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.
Действующий Федеральный закон № 273 дает нормативное (законодательное) определение понятия «образовательная программа»: комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ ст.2, п.9).
Но в законе нет прямого определения понятия «дополнительная общеобразовательная программа», но, очевидно, как и другие образовательные программы в других образовательных организациях, дополнительная образовательная программа (ФЗ ст. 2, п.9):
— представляют собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом),
— представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Данное в Федеральном законе № 273 понятие определяет сущность и задает структуру дополнительной общеобразовательной программы, которая должна отражать педагогическую концепцию педагога-разработчика программы, создавать целостные представления о содержании предлагаемого детям учебного материала, планируемых результатах его освоения и методиках их выявления и оценки.
Дополнительная общеобразовательная программа — это:
нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи;
программа, реализующаяся за пределами основных образовательных программ и направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Поработаем с основными понятия: (Мультимедиа — вопросы для всех)
Задание для педагогов
Прочитав формулировки, назовите понятие
Это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но изменённая с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания (Модифицированная программа)
Это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам (Авторская программа )
Ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (Направленность (профиль) образования)
Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (Учебный план).
Приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности (Средства обучения и воспитания).
Методист 2: Дополнительное образование детей обеспечивает (ФЗ ст.75, п.1): их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [6] (п.3), «образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
Задание педагогам:
Вставьте недостающие слова
— формирование и развитие творческих способностей учащихся;
— удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
— выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
— профессиональную ориентацию учащихся;
— создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
— подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
— социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
— формирование общей культуры учащихся;
— удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Методист 2: Отбор содержания дополнительных общеразвивающих программ относится к компетенции образовательной организации и законодательством фактически не регламентируется.
В настоящее время нет официально разработанной и рекомендованной органами управления образованием структуры дополнительной общеобразовательной программы. По традиции большинство педагогов продолжают ориентироваться на Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844) [7]. Конечно, официально эти Требования не отменены, но их первая часть содержит ссылку на утративший силу Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), следовательно, не соответствует современному законодательству, но 2-ю часть документа можно рассматривать как методические рекомендации [8], которые являются, по сути, классической структурой любой образовательной программы. Большинство разработчиков дополнительных общеобразовательных программ придерживаются по традиции как раз этого варианта.
Структура дополнительной общеразвивающей программы
Задание: Установить соответствие между структурными элементами Дополнительной образовательной программы и их содержанием
Структурные элементы:
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Учебно-тематический план
4. Содержание изучаемого курса
5. Методическое обеспечение
6. Список литературы
Б.) — наименование образовательного учреждения,
— где, когда и кем утверждена программа,
— название программы,
— возраст детей,
— срок реализации программы,
— ФИО автора, должность
А.) — направленность,
— актуальность,
— цели и задачи,
— отличительные особенности от других программ,
— возраст детей,
— продолжительность образовательного процесса, этапы,
— формы и режим занятий,
— ожидаемые результаты и способы их проверки,
— формы подведения итогов
Е.) — перечень разделов, тем,
— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий
Д.) краткое описание тем
Г.) — формы занятий по каждой теме или разделу,
— приемы и методы организации УВП, дидактический материал, техническое оснащение занятий,
— формы подведения итогов по каждой теме или разделу.
В.) перечень источников по общей педагогике, методике, дидактике, общей и возрастной педагогике, учебные пособия и др.
Вопрос в зал: Как часто должна обновляться образовательная программа?
После ответов педагогов ответ.
С учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (СТ. ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы
Согласно Письму Минобрнауки РФ «О направлении информации»/ Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (от 18 ноября 2015 г. №09-3242) в структуру дополнительной общеразвивающей программы должен быть включен календарный учебный график – составная часть образовательной программы, определяющая: количество учебных недель, количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов.
Оформление календарного учебного графика может быть единым для всей образовательной организации дополнительного образования (по примеру организации общего образования). Календарный учебный график оформляется на учебный год и должен быть закреплен локальным актом образовательной организации.
Методист 1: В настоящее время в педагогической литературе выделяют 9 качественных характеристик образовательной программы, таких, как:
Вариативность — свойство программы предлагать различные пути достижения результата.
Интегрированность — соединение различных областей знаний в единое целое.
+ еще 7
Задание: соотнесите характеристику с ее формулировкой
(группам выдаются распечатанные листки с характеристиками и формулировками)
Актуальность — свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и быть ориентированной на эффективное решение задач в перспективе.
Прогностичность — способность программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшнее состояние образования, но и будущее.
Рациональность — определение таких целей и способов их достижения, которые для данного комплекса решаемых задач и имеющихся ресурсов позволяют получить максимальный результат.
Реалистичность — свойство программы, означающее соответствие между желаемым и возможным, т.е. между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.
Целостность — свойство программы обеспечивать полноту и логичность всех ее структурных компонентов, согласованность и последовательность действий для достижения цели.
Корректируемость — это свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения в ее реализации, быстро на них реагировать, и, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов.
Контролируемость — наличие параметров и способов проверки конечных и промежуточных результатов.
Контролируемость = диагностика.
Методист 1:
Диагностика качества дополнительного образования
Оценка качества дополнительного образования является неотъемлемой частью педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика:
• позволяет фиксировать уровень актуального развития обучающегося и оценивать его динамику;
• учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
• позволяет рассматривать весь период развития учащегося как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности учащегося;
• учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Что и как надо оценивать в образовательной деятельности? Контроль должен быть соотнесен с целями программы.
Какие точки нужно обязательно отметить?
* Входящая диагностика
* Текущий контроль
* Промежуточный контроль
* Итоговая диагностика
Перед прохождением каждой контрольной точки необходимо ставить конкретные цели, задачи.
По каким параметрам можно проводить диагностику?
— Образовательные результаты
Освоение детьми содержания образования
1. Разнообразие умений и навыков.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения.
3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.
4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их уровень).
5. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).
— Эффективность воспитательных воздействий
1. Культура поведения ребенка.
2. Характер отношений в коллективе.
— Социально-педаго¬гические результаты
1. Забота о здоровье.
Задание педагогическим командам: Разработать/ предложить карту оценки результативности реализации дополнительной образовательной программы по направленности деятельности.
Дополнения после обсуждения педагогическими командами.
Можно выделить следующие показатели результативности педагогического процесса:
1. Сохранность контингента.
2. Умение педагога определить индивидуальный рост воспитанника, спрогнозировать перспективу творческого развития.
3. Отношение детей к занятиям в данном коллективе и к педагогу.
4. Успешное освоение детьми программы.
5. Соответствие результатов деятельности целевым установкам.
6. Создание образовательных и учебных программ, способных увлечь и заинтересовать детей.
7. Результаты зачетов, экзаменов, соревнований и т.д.
8. Экспертные оценки специалистов.
Методист 2: Закончить наш педагогический совет мы предлагаем созданием СИНКВЕЙНА, тема которого «ПЕДАГОГ»
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
ПЕДАГОГ (пример синквейна)
талантливый, творческий
творит, учит, воспитывает
ведет ребенка в Жизнь
призвание
Рефлексия
Перед Вами листочки красного и зеленого цвета. На зеленом Вы должны написать, что Вам интересно узнать, о чем поговорить на следующем педсовете. На красном Вы можете задать вопрос или высказать предложение по содержанию сегодняшнего педсовета.
Спасибо всем за внимание, до новой встречи.
infourok.ru
Доклад на педсовете «Отличительные черты системы дополнительного образования»
МБОУ ДОД
«Центр дополнительного образования»
города Новошахтинска
Педагог дополнительного образования Жаркова Зинаида Александровна
Доклад на педсовете.
Отличительные черты системы дополнительного образования
«Творчество – способ существования личности; только в творчестве осуществляется личность…» А.А. Никифоров
С изменением социально-экономической системы в нашей стране произошли изменения во всех сферах бытия россиян: иными стали условия и характер жизни, деятельности, возможности самопроявления людей. Мы видим, как за последние 5 лет изменился окружающий нас социальный мир. Какой человек в нём преуспевает? Прежде всего, интеллектуально развитый, свободно и самостоятельно мыслящий, творческий, предприимчивый, активный в достижении своих целей.
Общеобразовательная школа нацелена на интеллектуальное развитие ребёнка, преимущественно теоретическое его образование, когда учебно-воспитательный процесс строится на основе подчинения ребёнка необходимости, что тоже важно для развития растущей личности. Дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу свободного выбора, особо необходимого для формирования востребованных в настоящее время качеств, а также нацелено на развитие практических и технологических знаний и умений ребят.
Отличительная черта системы дополнительного образования- ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе школы. Дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса (даже если этот ребенок неуспевающий в школе). Эмоциональная насыщенность занятий – еще один очень важный фактор дополнительного образования. Его важность объясняется необходимостью противостоять стрессовым ситуациям и психологическому комфорту ребёнка.
Школьное и дополнительное образование взаимодополняют друг друга, при этом дополнительное образование расширяет и углубляет возможности школьника в его естественном саморазвитии. Опора на содержание основного образования является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
Современные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только общим образованием. Формализованное общее образование все больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития личности человека, его социального и профессионального самоопределения. Можно выделить основные функции дополнительного образования: непрерывности образования, мотивационную, учебно-информационную, воспитательную, психолого-терапевтическую, особо подчеркивает его социальную роль: обеспечения занятости детей в свободное от основных занятий в школе время, ценностную и личностно — образующую функции. В современных условиях возникла настоятельная необходимость в переходе к функциональной модели образовательной деятельности, базирующейся на принципе полноты образования.
Система дополнительного образования детей может и должна сыграть существенную роль в реализации новых целей образования, т.к. позволяет расширить содержание общего образования за счет изучения тех областей культуры, которые не представлены или представлены в слабой степени в школьных программах. Да, школа дает образование базовое, общее. А дополнительное образование — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. И если общее школьное образование получают, как правило, все дети в более или менее одинаковом объеме, что определяется базисным учебным планом и стандартом, то дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно.
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования» уже в своем названии содержит особый смысл. Его суть в создании возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 5 до 17 лет.
Дополнительное — понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Для удовлетворения данной потребности нужны особые условия, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка, приходящего в учреждения дополнительного образования. В Центре такие условия были созданы лет назад и продолжают создаваться педагогами дополнительного образования по сегодняшний день. Детям в учреждении на выбор предлагается посетить детских объединений, студий, клубов. Работа каждого педагога строится по следующим принципам:
— развитие интересов и способностей детей;
— создание ситуации успеха на занятиях;
— стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе
Приоритетными идеями для нас являются:
Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка
Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка
Единство обучения, воспитания и развития
Практико-деятельностная основа образовательного процесса
Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества нас и наших воспитанников
Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.
Основным нашим предназначением мы считаем удовлетворение индивидуальных, социокультурных, познавательных и образовательных потребностей детей. Это положение реализуется Центром дополнительного образования с учётом постоянно изменяющихся условий жизни, формирующих социальный заказ на различные сферы развития, виды профессий.
В нашем Центре дополнительного образования работают квалифицированные педагоги дополнительного образования. имеют квалификационные категории. Их усилиями создаются оптимальные условия для осуществления образовательного процесса: модифицированные программы дополнительного образования детей, учебно-методические комплекты, использование новых методик и технологий. Ориентирование современной педагогики на формирование у обучающихся качеств творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности. Педагог в настоящее время должен не только учить, но и помогать развиваться, быть не только источником информации, но и организатором мыслительной деятельности, творческой личностью и владеть необходимой методологической культурой.
Взаимосвязь дополнительного образования и общего очевидна. Развивая у ребенка такие качества как толерантность, коммуникабельность, творческие способности, умение анализировать себя и других, отстаивать своё мнение тем самым способствуем успешному обучению ребенка в школе.
Сегодня наши педагоги дополнительного образования изменяют способ организации усвоения знаний. Знания представляются как системные, способ их усвоения предполагает поисково-мыслительную деятельность, продуктивное творчество и самостоятельную работу. Изменяется мотивационно — смысловая установка педагога — открытость личности педагога, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участия каждого обучаемого в постановке цели, выдвижении задач, принятии решения.
Таким образом, педагоги дополнительного образования создают все условия для осуществления образовательного процесса в Центре дополнительного образования.
Но ценность дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний учащихся, полученных в базовом компоненте — в школе. Принципы общего и дополнительного образования едины. Но методы, методики, технологии имеют свою особенность. Дело в том, что основное содержание дополнительного образования — практикоориентированное, деятельностное: здесь обучающийся действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Здесь создаются ситуации, когда школьнику нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Такое образование — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. В Центр… приходят дети, действительно испытывающие потребность в познании и творчестве, в реализации своего внутреннего потенциала. И неважно, каким творчеством занимается ребенок, лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Все пригодится, и все это поможет потом в любой другой взрослой профессиональной деятельности. Пригодится сам творчески развитый дух личности, пригодится навык творчества, владение творческими приемами, и замечательной движущей силой в деятельности творческого человека станет испытанная и воспитанная творчеством радость от самого процесса созидательного труда.
Взаимодействие общего и дополнительного образования базируется на основе целостности образования, единства образовательного процесса; строится на принципах синергетического, средового подходов. Интеграция общего и дополнительного образования необходима для целостного и разностороннего развития личности ребенка в русле компетентностного подхода, а взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в едином культурно-образовательном пространстве становится механизмом преодоления дискретности образовательных процессов становления личности, создание пространства её самоопределения, идентичности и социокультурной деятельности.
www.metod-kopilka.ru