cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Экономика наука и хозяйство конспект урока 11 класс по боголюбову: наука и хозяйство (11 класс)

Экономика: наука и хозяйство

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • раскрыть понятие «экономическая наука» и его существенные признаки;
  • сформировать представление об экономике, как об одной из основных сфер жизни и её основных проявлениях;
  • характеризовать измерители экономической деятельности и их значение

Цели: cистематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по данной теме

План:

  1. Уровни экономики.
  2. Микроэкономика.
  3. Макроэкономика
  4. Мировая экономика.
  5. Экономическая деятельность.
  6. Факторы производства.
  7. Функции экономической науки.
  8. Измерители экономической деятельности.

Ход урока

Изучение учебного материала осуществляется на основе ранее полученных знаний об экономике как подсистеме общества и её тесной связи с другими сферами общественной жизни.

Экономика — сложное понятие. Это одна из сложнейших сфер жизни общества. С понятием «экономика» вы познакомились в основной школе. Но стоит напомнить, что это понятие имеет два смысловых значения.

С одной стороны — это хозяйственная жизнь, система, которая включает в себя производство благ и услуг для удовлетворения растущих потребностей при ограниченных ресурсах. Второе значение: наука о хозяйстве, способах его ведения, управления, закономерностях протекания хозяйственных процессов

Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом в учебнике и далее организуется беседа по проблемным вопросам:

1) почему экономическая наука появилась вместе с рыночной экономикой

2) Что стало предметом изучения экономической науки?

3) Можно ли и каким образом удовлетворить постоянно растущие потребности общества?

Сегодня существует несколько уровней хозяйственных связей и уровней экономической деятельности. Рассмотрим основные три: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Рассмотрим понятие микроэкономика

Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д..

Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений…

Макроэкономика более широкое понятие. Это часть экономической науки, которая исследует экономику как единое целое.

Де-факто основатель макроэкономической теории был Джон Мейнард Кейнс. Сегодня существует экономическое направление — кейнсианство.

Наука макроэкономика изучает проблемы, которые являются общими для экономики в целом.

  • Экономический рост, экономические циклы: Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?
  • Безработица: Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?
  • Общий уровень цен: Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?
  • Денежное обращение, уровень ставки процента: Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?
  • Государственный бюджет
    : Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?
  • Торговый баланс: Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?

В макроэкономике рассматриваются четыре экономических агента:

  • Домохозяйства — являются владельцами экономических ресурсов (факторов производства), основные потребители товаров и услуг. В качестве дохода получают заработную плату за использование фирмами рабочей силы: основного ресурса, производимого домохозяйствами. Платят налоги государству и от него же получают необходимые трансферты, такие как пенсия, пособие по безработице, стипендии студентам, и другие.
  • Фирмы — основные производители товаров и услуг, главная цель: максимизация собственной прибыли. Являются основными заемщиками на рынке ценных бумаг. Фирмы получают прибыль с инвестиций в товары и услуги. Основными расходами фирм являются налоги, инвестиционный расходы и плата домохозяйствам за ресурсы.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.

  • Государство — основной производитель общественных благ, основные цели: перераспределение национального дохода, регулирование экономической активности других агентов и рынков. Получает налоги — свой основной источник дохода, платит трансферты домохозяйствам и субсидии фирмам, если необходимо, делает закупки на рынке товаров. Государство неразрывно контактирует с финансовым рынком.

Частный сектор с государством образуют закрытую экономику.

Иностранный сектор — международные торговля, обращение капитала и ценных бумаг.

Все четыре макроэкономических агента образуют открытую экономику.

Остается в силе принятое в микроэкономике разделение рынков на рынки товаров и услуг, рынки ресурсов, и финансовые рынки. Однако теперь участниками рыночных сделок являются не только отечественные хозяйствующие субъекты, но и иностранные (заграница).

Необходимые для производства продукции ресурсы, или факторы производства, фирмы и государство (для государственного сектора экономики) приобретают на рынке ресурсов. Они получают их от домохозяйств. Домохозяйства передают фирмам через данный рынок основные факторы производства: рабочую силу, финансовый капитал, землю и другие   ресурсы  за   определенное  вознаграждение.

Вознаграждением домохозяйств выступают факторные доходы, такие как: рента, капитал, процент, прибыль.

Через рынок товаров и услуг проходит продукция отечественных и иностранных фирм. Фирмы поставляют на этот рынок готовую продукцию, а домохозяйства ее покупают. Причем покупаемая продукция оплачивается доходами домохозяйств, в том числе деньгами, которые они заработали за передачу фирмам необходимых факторов производства. В основном такими доходами являются заработная плата, трансферты (все виды пособий), предпринимательская прибыль, рента, банковский процент, доходы от иных финансовых вложений, например дивиденды по акциям.

На финансовом рынке банки перераспределяют временно свободные денежные средства. Они привлекают временно свободные денежные ресурсы фирм и граждан и направляют их тем, кто испытывает в них настоятельную потребность. Разница между взимаемыми и начисляемыми банками процентами образует их прибыль.

Роль государства, или правительства, в экономике двояка. Во-первых, оно принимает законы, собирает налоги и регулирует экономическое развитие страны. Во-вторых, правительство может выступать в роли как потребителя, так и производителя товаров и услуг. Эта вторая роль правительства будет тем значительнее, чем больше государственный сектор в экономике данной страны.

Не вся произведенная в стране продукция потребляется ее гражданами. Часть этой продукции экспортируется в другие страны в обмен на те товары, которые в данном государстве не производятся совсем или производятся в недостаточном количестве. Разница между величиной экспорта и импорта в стоимостном выражении представлена показателем чистого притока капитала, который указывает на приток или отток капитала из страны.  Приток капитала в страну будет иметь  место, когда экспорт превышает импорт. Если импорт превысит экспорт, то будет наблюдаться отток капитала из страны. В случае равенства экспорта и импорта не будет ни притока, ни оттока капитала.

Современный этап экономического развития характеризуется высоким уровнем взаимосвязи национальных экономик в мировом масштабе. Законы развития мирового хозяйства, которое включает в себя: торговлю, движение капиталов, обмен в области науки и техники, валютные отношения и др., изучает самостоятельная часть экономической науки — мировая (международная) экономика.

Развитие экономике возможно только в результате деятельности. Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать имеющиеся ресурсы в нужные для человека и общества экономические блага. Процесс преобразования и применение ресурсов в предметы потребления можно представить следующим образом.

Ресурсы — Производство — Распределение — Обмен — Потребление

  • Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.
  • Распределение — это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.
  • Обмен— это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт.
  • Потребление — значительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Процесс этот — замкнутый круг: потребив, нам снова нужно начать производить, чтобы вновь и вновь удовлетворять потребности. И в этом замкнутом процессе первоосновой служит наличие ресурсов.

Экономическими ресурсами (или факторами производства) принято считать землю, рабочую силу (рынок труда), физический и финансовый капитал. Некоторые экономисты также добавляют в этот список человеческий капитал: способности, таланты людей, позволяющие увеличить производительность. Надо заметить, что под «землёй» экономисты понимают все виды природных ресурсов. В эту группу включают «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, леса, воды, месторождение полезных ископаемых.

Говоря об экономической науке, мы должны определиться, а, собственно, зачем нам, простым обывателям, она нужна? Экономическая наука, как и любая другая, несёт в себе определённые функции.

  • Познавательная
  • Методологическая
  • Прагматическая
  • Образовательная
  • Идеологическая

Нам осталось только определить, а каким образом мы будем измерять уровень экономического развития страны.

Существует два основных показателя, комплексных измерителя экономики страны как целого — валовый национальный продукт (ВНП) и валовый внутренний продукт

План-конспект урока по экономике (11 класс) на тему: Экономика:наука и хозяйство

1

2

3

4

5

6

7

8

к учебной

ская и мотива-

потребности включения в учебную

урока, обсужда-

работа

в преобладании учебно-познава-

деятель-

ционная подго-

деятельность, уточняет тематиче-

ют цели урока

тельных мотивов и предпочтении

ности

товка учащихся

ские рамки.

и самостоятель-

социального способа оценки зна-

к усвоению

Организует формулировку темы

но их формули-

НИИ.

изучаемого ма-

и постановку цели урока учащи-

руют

Регулятивные: самостоятельно

териала

мися

формулируют цели урока после предварительного обсуждения

IT. Актуа-

7

Беседа по теме

Организует беседу по вопросам:

Отвечают на во-

Фрон-

Коммуникативные: применяют

Устный

лизация

«Экономика»

— Способна ли экономика удовле-

просы, рассуж-

тальная

правила делового сотрудничества;

опрос

знаний

творить все потребности людей?

дают, высказы-

работа

сравнивают разные точки зрения.

— Можно ли измерить экономиче-

вают свое мне-

Познавательные: выявляют осо-

скую деятельность?

ние

бенности и признаки экономики;

— Как развивается экономика —

приводят примеры в качестве до-

стихийно или по своим законам?

казательства выдвигаемых поло-

жений

III. Изу-

17

1. Презентация

1. Показывает слайды презентации,

1. Знакомятся

1. Инди-

Познавательные: устанавливают

1. Записи

чение но-

«Экономика:

комментирует новую информацию,

с новой инфор-

видуаль-

причинно-следственные связи

в тетради,

вого ма-

наука и хозяй-

отвечает на вопросы учащихся.

мацией, делают

ная ра-

и зависимости между объектами;

устные

тер и ал а

ство»*.

необходимые

бота.

дополняют и расширяют имеющи-

ответы.

записи, задают

еся знания и представления

уточняющие

об экономике как науке и хозяй-

вопросы.

стве; строят логические цепочки

2. Работа с тек-

2. Формулирует задания, опре-

2. Читают текст,

2. Грум-

рассуждений; осуществляют поиск

2. Устные

стом учебника,

деляет группы учащихся:

делают записи

повая

необходимой информации (из ма-

ответы.

с. 6-13.

1-я группа — «Что изучает эконо-

в тетради, отве-

работа.

териалов учебника, по воспроизве-

мическая наука»;

чают на вопросы.

дению в памяти).

2-я группа — «Экономика и эконо-

Коммуникативные: оформляют

мическая деятельность»;

диалогические высказывания,

3-я группа — «Измерители эконо-

понимают позицию партнера,

мической деятельности».

в том числе и отличную от своей,

Урок 9. экономика, экономическая наука — Обществознание — 11 класс

Обществознание, 11 класс

Урок № 9. Экономика, экономическая наука

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Понятие экономики как науки.
  2. Экономики как хозяйства.
  3. Ограниченность ресурсов.
  4. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.
  5. Производство.
  6. Факторы производства и факторные доходы.

Тезаурус:

Экономика — область общественных отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов

Микроэкономика – наука о производственных отношениях на уровне функционирования фирм или хозяйств. Микроэкономика изучает такие вопросы, как формирование стоимости, ограниченность ресурсов, соотношение спроса и предложения, изменение их динамики.

Макроэкономика – наука о хозяйственной системе страны или целого мира. Макроэкономика исследует проблемы занятости населения, причины возникновения и пути преодоления инфляции, проблематику государственного бюджета, факторы влияния на экономический рост.

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение — это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Факторы производства — это ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Факторный доход – это прибыль, которая получается от эксплуатации ресурсов или факторов производства.

Труд — это совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста.

Земля– всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

Капитал– произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства. Капитал бывает двух видов:

Физический капитал–оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или к транспортировке.

Финансовый (денежный) капитал – ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного производства т.е. для обогащения

Предпринимательские способности (предпринимательство)- деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности

Заработная плата – материальное вознаграждение за труд

Рента-определенная сумма, выплачиваемая за пользование землей.

Прибыль — разница между выручкуой от продаж товаров , необходимыми для производства или организации продажи этих товаров и услуг.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1.Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2018.

2. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004г.

3. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007 – С.1152.

4. Седов В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. с.36..

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Термин «экономика» (от греч. oikos-домашнее хозяйство и nomos-правила) имеет двоякий смысл. Впервые в научном труде слово «экономика» появилось в IV в. до н. э. у Аристотеля, который назвал ее «естественной наукой».

Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Во второй половине XIX в. предмет экономики меняется. Она становится наукой о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей. Сегодня такое понимание предмета экономической науки является господствующим.

Экономика –это наука, которая исследует, как люди в условиях ограничеснности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Вопросы экономики как науки следующие:

  • что производить;
  • как производить;
  • кто будет это производить;
  • для кого это будет производиться.

У экономической науки следующие функции:

Познавательная: исследование явлений и процессов экономической жизни

Прогностическая: возможность предсказания наступления экономических событий

Мировоззренческая: формирование взглядов человека на его место в экономике, на роль государства в экономической жизни страны

Методологическая: открытие определенных законов в науке дает ей же возможность развиваться дальше

Критическая: возможность рассмотрения различных точек зрения, утверждения несостоятельности определенных мнений и суждений

Социальная: служение интересам общества, повышение благосостояния людей

Практическая: помощь развитию хозяйства, поиск наилучших производственных решений

Экономика как хозяйство — это система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство , транспорт и т.д.) и нематериальны (образование, культура, здравоохранение) обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

Экономика построена на экономической деятельности, которая, в свою очередь, состоит из четырех основных элементов: производство –> распределение –> обмен –> потребление.

Производство – процесс создание экономических благ, т.е. объектов, удовлетворяющих потребности человека, изготовление которых подразумевает использование ресурсов и труда; экономические блага ограничены и доступны не всем слоям населения. Например, Помимо экономических благ существуют блага даровые. Их отличие состоит в равной доступности для всех, неограниченности и количественном превосходстве над потребностями людей. Сюда можно отнести воду, воздух, энергию солнца.

Благо существует в виде товара и услуги. Товар — продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путём обмена, купли-продажи.Товар обладает рядом особенных черт, таких как обязательное наличие стоимости и пользы для потребителя. Услуга — это трудовая деятельность на основе найма или в обмен на товар.

Стадии общественного производства

В своем движении продукт проходит определенные стадии. Экономическая наука выделяет следующие стадии производства: производство как таковое, распределение, обмен, потребление.

Производство делится на материальное и нематериальное. Ошибочно предполагать, что материальное производство создает товар, а нематериальное образует сферу услуг, потому как услуги бывают и материальными (транспорт, торговля), и нематериальными (образование, культура).

Распределение — это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — значительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия)

Сегодня существует несколько уровней хозяйственных связей и уровней экономической деятельности. Рассмотрим основные три: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д. Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений.

Макроэкономика более широкое понятие. Это часть экономической науки, которая исследует экономику как единое целое. Де-факто основатель макроэкономической теории был Джон Мейнард Кейнс. Сегодня существует экономическое направление — кейнсианство.

Современный этап экономического развития характеризуется высоким уровнем взаимосвязи национальных экономик в мировом масштабе. Законы развития мирового хозяйства, которое включает в себя: торговлю, движение капиталов, обмен в области науки и техники, валютные отношения и др., изучает самостоятельная часть экономической науки — мировая (международная) экономика.

Ограниченность ресурсов (редкость ресурсов) — экономическое представление, выражающее конечность, редкость, дефицит ресурсов, общедоступных человеку и людям в любой определенный исторический период, условную их недостаточность, в сопоставлении с бесконечными людскими нуждами для удовлетворения, которых эти ресурсы употребляются. Ограниченность ресурсов ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов

Часть экономических ресурсов, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Выделяют четыре фактора производства:

1. Труд — умственные и физические способности людей, их навыки и опыт, которые используют в форме услуг. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.

Интенсивность труда — это напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени.

Производительность труда — это результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени.

2. Земля – всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

3. Капитал – произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства.

4. Предпринимательские способности (предпринимательство) – деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности: умение идти на риск, способность к принятию решений, умение брать ответственность за принятые решения, восприимчивость к нововведениям.

5. Информация (знания)

В рыночных условиях все факторы производства свободно продаются и покупаются, принося при этом своим владельцам факторный доход:

Рента – доход, приносимый фактором «Земля». Это регулярная плата за пользование имуществом владельца, при этом самому владельцу не требуется прилагать для его получения никаких дополнительных усилий. Пример – плата за аренду земельного участка или квартиры. Человек, живущий на ренту, называется рантье.

Процент – доход от фактора «Капитал». Заработная плата – доход от фактора «Труд». Это плата наемному работнику за труд. Прибыль – доход от фактора «Предпринимательская способность» и информация.

Прибыль – доходы за вычетом расходов. Получение прибыли является основной целью любого предпринимателя и любой коммерческой организации.

Фактор производства

Факторный доход(

Труд

Заработная плата

Земля

Рента

Капитал

Процент

Предпринимательство

Прибыль

Разбор типового тренировочного задания

1. Что из перечисленного является фактором производства?

Варианты ответов:

  1. Зарплата
  2. Рента
  3. Капитал
  4. Прибыль

Правильный вариант: 3. Капитал.

2. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

Фактор производства

Фактор дохода

Труд

Рента

Предпринимательские способности

Процент

Капитал

Зарплата

Земля

Прибыль

Правильный вариант:

Фактор производства

Фактор дохода

Капитал

Процент

Земля

Рента

Предпринимательские способности

Прибыль

Труд

Зарплата

План-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему: Конспекты по обществознанию — 11 класс

§ 1

ЭКОНОМИКА. НАУКА И ХОЗЯЙСТВО

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности

при помощи ограниченных ресурсов»

Л. Питер

Экономическая деятельность есть производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.

Интенсивность труда

Производительность труда

Напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени

Результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени

Материальное вознаграждение за труд (цена труда) называется заработной платой.

Определенная сумма, выплаченная за пользование землей, называется рентой.

Важнейшим производственным ресурсом являются способности человека к предпринимательству.

Основная задача экономики

Предмет исследования экономики

Особенность экономики как науки

  • Поиск путей эффективного ведения хозяйства
  • Поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей

Экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики

Поведение человека применительно к ключевым вопросам хозяйственной жизни, связанным с производством товаров и услуг

Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях

Экономические школы — системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную концепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предложить основные направления дальнейшего его развития.

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Валовой национальный продукт (ВНП) — это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им средств производства, как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени.
  • Чистый национальный продукт (ЧНП) — это рыночная стоимость реально-созданных страной
  • Валовой внутренний продукт (ВВП) — это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат.
  • Чистый внутренний продукт (ЧВП) — отражает производственный потенциал экономики и включает только чистые инвестиции и не включает стоимость потребленного капитала.
  • Национальный доход (НД) — это вновь созданная стоимость за определенный период.
  • Личный доход (ЛД) — это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства).
  • Располагаемый личный доход (РЛД) — это доход используемый, т. е. находящийся в распоряжении домохозяйств. 
Методическая разработка по экономике (11 класс) на тему: Экономика:наука и хозяйство

1

2

3

4

5

6

7

8

к учебной

ская и мотива-

потребности включения в учебную

урока, обсужда-

работа

в преобладании учебно-познава-

деятель-

ционная подго-

деятельность, уточняет тематиче-

ют цели урока

тельных мотивов и предпочтении

ности

товка учащихся

ские рамки.

и самостоятель-

социального способа оценки зна-

к усвоению

Организует формулировку темы

но их формули-

НИИ.

изучаемого ма-

и постановку цели урока учащи-

руют

Регулятивные: самостоятельно

териала

мися

формулируют цели урока после предварительного обсуждения

IT. Актуа-

7

Беседа по теме

Организует беседу по вопросам:

Отвечают на во-

Фрон-

Коммуникативные: применяют

Устный

лизация

«Экономика»

— Способна ли экономика удовле-

просы, рассуж-

тальная

правила делового сотрудничества;

опрос

знаний

творить все потребности людей?

дают, высказы-

работа

сравнивают разные точки зрения.

— Можно ли измерить экономиче-

вают свое мне-

Познавательные: выявляют осо-

скую деятельность?

ние

бенности и признаки экономики;

— Как развивается экономика —

приводят примеры в качестве до-

стихийно или по своим законам?

казательства выдвигаемых поло-

жений

III. Изу-

17

1. Презентация

1. Показывает слайды презентации,

1. Знакомятся

1. Инди-

Познавательные: устанавливают

1. Записи

чение но-

«Экономика:

комментирует новую информацию,

с новой инфор-

видуаль-

причинно-следственные связи

в тетради,

вого ма-

наука и хозяй-

отвечает на вопросы учащихся.

мацией, делают

ная ра-

и зависимости между объектами;

устные

тер и ал а

ство»*.

необходимые

бота.

дополняют и расширяют имеющи-

ответы.

записи, задают

еся знания и представления

уточняющие

об экономике как науке и хозяй-

вопросы.

стве; строят логические цепочки

2. Работа с тек-

2. Формулирует задания, опре-

2. Читают текст,

2. Грум-

рассуждений; осуществляют поиск

2. Устные

стом учебника,

деляет группы учащихся:

делают записи

повая

необходимой информации (из ма-

ответы.

с. 6-13.

1-я группа — «Что изучает эконо-

в тетради, отве-

работа.

териалов учебника, по воспроизве-

мическая наука»;

чают на вопросы.

дению в памяти).

2-я группа — «Экономика и эконо-

Коммуникативные: оформляют

мическая деятельность»;

диалогические высказывания,

3-я группа — «Измерители эконо-

понимают позицию партнера,

мической деятельности».

в том числе и отличную от своей,

Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) по теме: Презентация к уроку по обществознанию в 11 классе. Тема: «Экономика: наука и хозяйство»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории России 8 класс «Образование и наука в начале XIX в»

Презентация по истории России 8 класс на тему «Образование и наука в начале XIX в»…

Тест по обществознанию 8 класс тема: Экономика.

Тест по обществознанию 8 класс тема: Экономика. Предназначен для контроля знаний по теме. Тест содержит 12 тестов и 2 вопроса, требующих полный ответ….

Проверочная работа по обществознанию 6 класса по теме «Семья.Семейное хозяйство»

Работа  проводится  после изучения  темы  «Семья.Семейное  хозяйство».Работа   составлена  на  основе   учебника  Л.Н.  Боголюбова…

презентация по экономике в 11 классе. Тема «Экономика и государство»

Графическая (анимационная) иллюстрация к теме «Экономика и государство»….

Презентация по обществознанию 10 — 11 классы !Экономика как наука и хозяйство»

Презентация хорошо освещает материал темы, содержит интересный материал, который заинтересует учащихся. При повторении или подготовке к ЕГЭ данная презентация даёт возможность быстро и качестве…

Прзентация -повторение по обществознанию 11 класс тема: Экономика

Даная презентация помогает контролировать знания учащихся по теме: Экономика ( презентация-тест с выбором ответа) для учащихся 11 класса….

Тестирование по теме «Экономика как наука и деятельность»

Материал предназначен для промежуточного контроля знаний учащихся по теме «Экономика». Составлен в формате заданий КИМов ЕГЭ…

ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА — Обществознание — Поурочные разработки 11 класс

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение темы призвано внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— формирование собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социально-экономических отношений;

— осознание важности овладения рациональными способами экономического поведения;

метапредметных:

— способность анализировать реальные ситуации для осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов;

— умение критически воспринимать экономическую информацию с целью анализа состояния и тенденций экономического развития общества, интерпретации социально- экономических изменений;

— умение ориентироваться в экономических событиях, оценивать их последствия;

— умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинно-следственных связей;

предметных:

— владение понятиями «экономическая наука», «макроэкономика», «микроэкономика», «мировая экономика», «валовой внутренний продукт»;

— развитие умения объяснять с опорой на ключевые экономические понятия явления социальной действительности;

— понимание проблемы ограниченности экономических ресурсов и способов её рационального решения на основе экономического выбора.

Задачи занятия:

1) представить основные проблемы экономической науки, различные уровни их изучения;

2) обобщить и систематизировать представления об экономике как важной сфере жизни общества и её основных проявлениях;

3) характеризовать важнейшие измерители экономической деятельности и показать различия абсолютных и относительных экономических величин.

II. Место темы в системе учебных занятий

На уроках продолжается рассмотрение связи различных сфер жизни общества с экономикой, знакомство с основными положениями экономической науки, усвоение ключевого понятия «экономика», имеющего двойное значение (как наука и хозяйственная деятельность).

Работа осуществляется на основе знаний, полученных учащимися на уроках обществознания в основной школе: они изучали материал об основных участниках экономики, о роли обмена и производства в хозяйственной жизни (7 класс), о роли экономики в жизни общества, её тесной связи с другими сферами общественной жизни, о производстве как основе экономики (8 класс). Богатый материал о различных сторонах хозяйственной жизни общества предоставляют школьные курсы истории, географии и экономики. Всё это позволяет завершить формирование одного из ключевых понятий обществознания — «экономика».

Данная тема, раскрывая важные обобщающие понятия (экономика, экономическая деятельность, ВВП), не только создаёт основу для изучения вопросов двух последующих тем (экономический рост, рыночные отношения), но и является ключевой по отношению ко всем последующим урокам раздела курса.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Калачева Е. Н. Материал к теме «Экономика: наука и хозяйство» в курсе обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2010. — № 3.

Любимов Л. Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний: учеб, для 10—11 кл. школ и кл. с углубл. изуч. экономики. — М., 2004. — § 6, 65.

Носова С. С. Экономическая теория: краткий курс: учеб., пособие для студентов высших учеб, заведений. — М., 2003. — Гл. 1, 2, 14.

Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М., 2013.

Экономика: учеб, для 10—11 кл. / под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. — М., 2007. — Гл. 1.

Оборудование

Компьютер, проектор, таблица «Экономические величины», раздаточный материал для обсуждения в виде определений понятия «экономика», карточки с заданиями к упражнениям и с тестовыми заданиями.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Традиционные (комбинированные) уроки — изложение учителем основных положений параграфа в сочетании с организацией беседы, обращением учащихся к тексту учебника, работа с источником и итоговое закрепление материала.

2-й вариант. Уроки самостоятельного изучения учащимися учебного текста (в недостаточно подготовленном классе — комментированное чтение), решение практических задач, выполнение упражнений и словарная работа.

Ход занятия

Мотивационный этап

Вводную часть урока целесообразно начать с выявления имеющихся у учащихся представлений по теме. Для этого полезно организовать беседу по следующим вопросам: 1) Какова связь между жизнью общества в целом и его экономическим положением? 2) Почему страны различаются по уровню и темпам экономического развития? 3) Какое влияние оказывают на экономику социальная и политическая структуры общества? 4) В чём проявляется экономическая культура общества? 5) Нужно ли ограничивать экономическую свободу? В обсуждение могут быть включены и проблемные вопросы, сформулированные в начале параграфа.

Учитель помогает обобщить результаты беседы и сделать необходимые выводы о роли и месте экономики в жизни общества.

В завершение беседы можно предложить учащимся сравнить различные определения слова «экономика», данные в учебном тексте. Опираясь на знания учащихся, учителю важно добиться понимания ими двух значений слова «экономика»: как хозяйственной системы и как науки о хозяйстве. Для уяснения этих различий можно предложить школьникам пояснить каждое из значений конкретными проявлениями или заполнить на доске таблицу:

Экономика — это умение…

Экономика — это знание о…



Можно предположить, что старшеклассники включат в первый столбец следующие умения: рассчитать затраты производства, составить семейный бюджет, принять рациональное решение о покупке товара, распределить полученную прибыль и т. п.

Во втором столбце могут быть указаны знания о способах распределения ограниченных ресурсов, путях повышения эффективности экономики, поведении участников рыночных отношений, законах действия рыночного механизма, методах государственного регулирования экономических процессов и др.

При обсуждении результатов работы учитель помогает дополнить содержание таблицы и оценить предложения учащихся. Возможен также вариант организации словарной работы (см.: Обществознание. Школьный словарь).

Обсуждение результатов сравнения различных определений поможет выявить характерные признаки понятия «экономика».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Что изучает экономическая наука.

2. Экономическая деятельность и её измерители.

1. Первый пункт плана рассматривается через осмысление вопроса: что изучает экономическая наука? Учащиеся дают ответ на основе самостоятельного знакомства с учебным текстом. Затем может быть организована беседа по следующим вопросам: 1) Почему экономическая наука появилась вместе с рыночной экономикой? 2) Что стало предметом изучения экономической науки? 3) Можно ли удовлетворить постоянно растущие потребности общества? Как это сделать?

В беседе необходимо сделать акцент на определении предмета экономической науки. Учитель может привести несколько типичных определений: «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния» (А. Маршалл), «Экономическая наука — это наука, рассматривающая явления с точки зрения цены» (Г. Давенпорт), «Экономическая наука — это исследование общих способов сотрудничества людей с целью удовлетворения своих материальных потребностей» (А. Пигу), «Экономическая наука — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые имеют различное употребление» (К. Менгер). Здесь можно выделить два подхода к определению границ предмета экономической науки: наука о материальной стороне человеческого благосостояния и решение проблемы ограниченности (редкости) ресурсов.

Глубже осмыслить положения учебного текста, характеризующие такие основные составляющие (разделы) экономической науки, как макроэкономика и микроэкономика, поможет рассмотрение их через наиболее знакомый учащимся вид экономической деятельности — производство.

Производство ведётся на нескольких уровнях. В научных работах наиболее распространено представление о двухуровневой системе. Один уровень — деятельность индивида, фирмы, различных рынков. Этот уровень принято называть микроэкономикой. Другой уровень — функционирование национального народного хозяйства в целом. Это макроэкономика.

Важно обратить внимание учащихся на то, что экономическая деятельность участников производства на этих уровнях, различающаяся в деталях, в основном подчинена общим законам, выявленным учёными-экономистами. Здесь целесообразно организовать анализ учащимися содержания документа в конце параграфа. Фрагмент текста, автором которого является известный экономист, академик РАН Л. И. Абалкин, знакомит учащихся с характерными особенностями и ценностями российской школы экономической мысли. Документ является для учителя важным ориентиром, своеобразной призмой, через которую можно преломлять теоретический и фактологический материал последующих тем главы. Подходы и ценности, выработанные российскими учёными-экономистами, также помогут при оценке тех или иных явлений российской социально-экономической действительности. Закрепить материал поможет выполнение задания 2.

2. Изучение второго вопроса опирается на знания учащихся об основных проявлениях экономической жизни общества. Перед учителем стоит задача помочь старшеклассникам выделить сущностные характеристики различных видов экономической деятельности, раскрыть их тесную взаимосвязь. Успешному усвоению ключевых понятий (производство, потребление, обмен, распределение) поможет выполнение упражнений:

1) Назовите 3—4 термина, наиболее близко связанные с понятиями обмена, производства. (Варианты ответа: обмен — товар, цена, ярмарка, деньги, предложение; производство — прибыль, технология, фирма, квалификация, производительность труда.)

2) Расположите слова в последовательности, отражающей процесс преобразования объектов природы в предметы потребления: обмен, ресурсы, распределение, производство, потребление, товар. (Ответ: ресурсы, производство, товар, обмен, распределение, потребление.)

Помощь учителя может потребоваться и для выполнения следующего задания. Учащимся полезно напомнить о двух формах организации хозяйствования (натуральное и товарное), назвать более эффективную из них и аргументировать свою точку зрения. Учителю целесообразно, выслушав ответы учащихся, проанализировать их аргументы в защиту своей позиции и дать правильную оценку выполненному заданию.

Рассмотрим возможные ответы учащихся и их оценку учителем.

Учащиеся выбирают первый ответ: товарное хозяйство. Ответ правильный, потому что товарное хозяйство в большей степени отвечает целям хозяйственной деятельности — максимальному удовлетворению потребностей общества. Все произведённые продукты становятся товаром, предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличивать производительность труда и совершенствовать потребительские качества товаров для совершения выгодного обмена. Это увеличивает производительность экономики и помогает рационально использовать ограниченные ресурсы.

Учащиеся выбирают второй ответ: натуральное хозяйство. Ответ неправильный, потому что в натуральном хозяйстве нет места для обмена продуктов и услуг, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня населения, т. е. наиболее полного удовлетворения его потребностей. В этом виде хозяйства используются примитивные орудия производства, простые традиционные технологии. Всё это ограничивает возможности повышения производительности труда, улучшения качества и увеличения объёма продукции. Производительность экономики при натуральном хозяйстве ниже, чем при товарном.

Полезно предложить учащимся обсудить высказывание американского писателя Л. Питера: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

После знакомства старшеклассников с двумя классами экономических величин при наличии компьютера можно организовать выполнение следующего задания: «Используя материалы поискового запроса «Экономика России», подберите примеры для заполнения столбцов таблицы (воспроизводится на доске)».

Абсолютные экономические величины

Относительные экономические величины



Учитель помогает оценить результаты выполнения задания, проанализировать возможные ошибки.

При рассмотрении основных измерителей экономической деятельности учащимся важно усвоить не только их определения (они даны в учебном тексте), но и существующую между ними разницу, а также показатели их роста. В данном случае целесообразно опираться на факты современной мировой и российской экономической действительности, на данные международных экономических исследований (проводятся один раз в пять лет по специальной программе, существующей в рамках ООН).

Учитель при разъяснении понятия ВВП как важнейшего показателя развития экономики страны делает акцент на том, что в мировом масштабе совокупный показатель ВВП имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, за период с 1971 по 1994 г. ВВП увеличился почти в 9 раз. Сравнить уровни экономического развития по этому показателю поможет обращение к данным таблицы.

Уровень валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения (оценка 2010 г.)

Страна

ВВП на душу населения, долл.

Индия

Китай

Бразилия

Россия

Польша

Франция

Япония

Германия

США

Норвегия

3400

7400

10 900

15 900

18 800

33 300

34 200

35 900

47 400

59 100

По ВВП на душу населения Россия занимает 35-е место в мире, отставая не только от развитых европейских стран, но и от целого ряда азиатских и латиноамериканских государств. По прогнозу экспертов Всемирного банка на 2030 г. Россию обгонят такие страны, как Китай, Бразилия, Индия, Мексика, Южная Корея, где темпы экономического роста выше (подробнее см. в вышеупомянутом учебнике для вузов И. В. Липсица, гл. 21).

Начиная с 1990 г. в нашей стране прослеживалась устойчивая тенденция к снижению ВВП. В период с 1991 по 1996 г. он сократился более чем наполовину. С 1999 г. наблюдался рост ВВП. Однако кризисный 2009 год был отмечен падением ВВП на 7,8%. В 2010 г. в условиях роста цен на нефть на мировых рынках ВВП России вырос на 4%, а в 2012 г. — на 3,5%.

Учитель помогает проанализировать данную информацию и обсудить, опираясь на знания из курса истории, обществознания, экономики, причины изменений в объёме и динамике ВВП России. Желательно привлечь современный материал и новейшие статистические данные. Актуальную статистическую информацию учитель может почерпнуть из Интернета (например, по запросу «Динамика ВВП России за последние 5 лет»), материалов периодической печати (например, журналов «Вопросы экономики», «Валовой внутренний продукт», «Российское предпринимательство» и др.).

Предоставленная информация позволит обсудить актуальную проблему: какой путь достижения экономического роста нужно выбрать России? Можно познакомить старшеклассников с разными точками зрения российских экономистов на эту проблему. Так, в экономической литературе можно найти два сценария развития российской экономики — «пессимистический» и «оптимистический».

По первому сценарию страна приобретает всё большую сырьевую направленность, истощая ресурсы нефти и газа, дающие сейчас в бюджет основной доход от экспорта. Такое направление не требует особых усилий от правительства, процесс идёт сам собой, и лет 30 он вполне может продлиться. На этом пути, считают учёные, страна бесповоротно уходит на позиции развивающихся стран.

«Оптимистический» сценарий предполагает опору на развитие новых, передовых технологий. Однако это требует реального объединения и чёткой координации ресурсов государства, бизнеса, научных центров.

Результаты обсуждения позволяют подвести учащихся к осмыслению и успешному усвоению сформулированных в учебнике приоритетов модернизации российской экономики.

Этап закрепления

Обращение учащихся к практическим выводам в конце параграфа поможет осмыслить значение экономических знаний и умений для выполнения основных социальных ролей — потребителя и производителя, подскажет пути и формы рационального использования этих знаний в различных повседневных ситуациях, сориентирует на активное участие в экономической жизни страны, развитии её экономики.

Полученную в ходе уроков актуальную информацию и статистические данные о состоянии российской экономики поможет глубже осмыслить обсуждение вопросов: как преодолеть сырьевую ориентацию экономики? Каковы основные направления модернизации экономической сферы жизни общества? Есть ли будущее у инновационной экономики?

Следует также выполнить задания в формате ЕГЭ.

1. Валовой национальный продукт отражает:

1) объём товаров и услуг массового спроса

2) стоимость основных факторов производства

3) совокупный доход домашних хозяйств и предприятий

4) стоимость всех произведённых за год товаров и услуг

2. Установите соответствие между проявлениями понятия «экономика» и самим значением этого понятия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА»

А. исследование мотивов поведения субъектов экономики

Б. изучение национальной экономики во взаимосвязи с внешним миром

В. создание и распределение материальных благ

Г. разработка путей повышения эффективности экономических процессов

Д. международное разделение труда

1) экономика как наука

2) экономика как хозяйство

Домашнее задание

Учебник, § 2. Задания 1, 3, 4. Результаты выполнения задания 1 целесообразно обсудить на следующем уроке, а задания 3 — на уроке «Рыночные отношения в экономике».

Подготовить реферат «Поиск источников экономического роста российской экономики» (по материалам документа «Концепция социально-экономического развития России до 2020 г.»).

Учащимся, проявившим интерес к теме: проект «Экономика России: особенности, сценарии и прогнозы развития».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *