Тема любви и дружбы в творчестве пушкина – Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина
Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина
Бывают поэты и писатели, которые с первого прочтения становятся добрыми спутниками нашей жизни. Мы то и дело возвращаемся к их творчеству, на разных этапах нашей жизни открываем для себя все новые и новые грани их таланта, что-то запоминаем наизусть, что-то перечитываем по многу раз, находя в стихах и прозе успокоение, утешение, подтверждение своим взглядам на жизнь.
Безусловно, к таким авторам относится и Александр Сергеевич Пушкин. Его лирика по-истине многогранна, однако есть тема, которая занимает особое место в творчестве поэта, — это тема любви и дружбы. И это не удивительно, ведь Пушкин был поразительно отзывчивым и благородным человеком; он умел видеть и раскрывать в других людях их лучшие свойства, обладал великим даром находить и ценить прекрасное.
Именно дружбу ставил Пушкин на одно из главных мест среди многих других жизненных ценностей. Возможно, эту установку он вынес еще из лицея, где царил настоящий культ дружбы, где превыше всего ценились чувства товарищества и верности друзьям. С детства ощущав ший себя в родительском доме чужим, именно в лицее поэт обрел свой подлинный дом; здесь у него завязались теплые, дружеские отношения, которые он пронес через всю жизнь. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала его судьба, Пушкин никогда не забывал о дне лицейской годовщины — 19 октября. Из юношеской привязанности выросла настоящая мужская дружба, прошедшая через многие испытания, и даже в самые тяжелые моменты жизни поэт в стихах обращался к своим лицейским друзьям — Дельвигу, Пущину, Кюхельбекеру, Малиновскому:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Один из таких тяжелых моментов наступил для Пушкина в дни его ссылки в Михайловском. Навещать опального поэта было небезопасно, и немногие отважились на этот поступок. В числе тех, кто рискнул навлечь крупные неприятности на свою голову, были старинные лицейские товарищи Пушкина — Дельвиг и Пущин. Будучи сам верным другом, Пушкин очень ценил в окружающих преданность и верность. Спустя несколько лет он посвятит Пущину стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный», которое напишет после ареста Пущина, оказавшегося причастным к заговору декабристов. Это стихотворение прозвучит как клятва верности, поэт попытается поддержать своего товарища в дни трудных испытаний, выпавших на его долю.
Сочувствием и верностью друзьям проникнуто и другое стихотворение Пушкина «Во глубине сибирских руд…», адресованное томящимся в Сибири декабристам. Среди них было много знакомых и друзей Пушкина, в полной мере разделявшего их свободолюбивые взгляды. Желая ободрить своих друзей и вселить в них надежду, поэт пишет:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Подобное проявление внимания и участие в судьбе опальных мятежников грозили самому Пушкину новыми неприятностями, которых и так уже было достаточно, учитывая его напряженные отношения с властями, однако Пушкина это не останавливает. Он считает своим долгом поддержать друзей, дать им понять, что их дело не напрасно, а их начинания не прошли бесследно. Спустя некоторое время, в 1827 году, он снова обращается к своим товарищам, среди которых немало пострадавших за свои свободолюбивые убеждения, в стихотворении «Бог помочь вам, друзья мои…»
Но годы идут, и друзья понемногу уходят. К 1836 году, когда отмечалось двадцатипятилетие со дня основания лицея, многих лицейских товарищей Пушкина уже не было в живых (как, например, Дельвига), а другие (как Кюхельбекер или Пущин) по-прежнему находились в ссылке. С горечью переживает Пушкин эти утраты:
Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.
II
Любовь, в которой Пушкин быль столь же щедрым, как и в дружбе, составляла для него неотъемлимую часть бытия, без которой жизнь теряла свою прелесть. Любовь, в понимании Пушкина, не только должна давать наслаждение, но и возвышать, очищать и облагораживать человека.
В жизни поэта было много увлечений. В разные годы он испытывал восторженные и нежные чувства и к Наталье Гончаровой, и к Анне Олениной, и к Анне Керн, и к Амалии Ризнич, и к Елизавете Воронцовой. Каждой из них он посвятил немало стихотворений, составляющих в целом настоящий гимн любви. Каждое из этих произведений образно и красочно передает уникальное, ни с чем не сравнимое состояние влюбленного человека, с его подъемами и взлетами, с переходами от спокойной, с оттенком грусти, нежности до возвышенного, окрыляющего восторга.
Любовь, даже неразделенная, отвергнутая, остается, по мнению Пушкина, высоким, облагораживающим человека чувством. Нередко поэт обращается в своей лирике к теме несчастной любви. Так, например, герой стихотворения «Я вас любил…» не встретил ответного чувства у любимой женщины, которая предпочла ему другого. Однако ни намека на обиду, на ожесточения, на оскорбленного самолюбия нет в словах отвергнутого любовника. Напротив, его лирический монолог проникнут светлой грустью; он готов отказаться от своей любви, если тревожит ею свою возлюбленную, которой искренне желает счастья:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Такая же светлая грусть звучит и в другом стихотворении Пушкина — «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», герой которого тоже разлучен со своей любимой. Поэт ничего не говорит о причинах разлуки, быть может, она временная, а может, герою никогда не суждено больше увидеть ту, которая стала для него воплощением всего самого светлого и прекрасного. Важно другое — наравне с грустью, в настроении героя отчетливо проступает счастье, ведь любить, даже и без взаимности, это настоящее счастье:
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
В Наталье Николаевне Гончаровой Пушкин нашел свой идеал красоты и доброты. В ней воплотилось для него небесное и земное, вечное и преходящее. Ей посвящены одни из самых известных его строк:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя мадонна.
Чистейшей прелести чистейший образец.
Отношение Пушкина к любви как к одной из важнейших ценностей бытия, свидетельствующей об открытости человека жизни, о максимальном подъеме его сил, его душевной энергии, особенно наглядно проявилось в его знаменитом стихотворении «Я помню чудное мгновенье…». Этот истинный шедевр любовной лирики был посвящен А. П. Керн. Но это нечто гораздо большее, нежели просто любовное признание в стихах. В этом стихотворении мастерски показана сама любовь, ее постепенное развитие, ее влияние на жизнь человека в различные моменты его жизни. Началом этой захватывающей воображение любовной истории послужила встреча автора стихотворения с «мимолетным видением», е «гением чистой красоты». Встреча состоялась, запала в душу героя, согревая ее и даруя поэтическое вдохновение. Однако время стирает многое, и воспоминание о чудесной встрече с годами оказалось утраченным:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Вместе с любовью из жизни героя уходят « и божество, и вдохновенье», и наступает период душевного угнетения, когда само существование, кажется, теряет всякий смысл.
Но в человеческой жизни, как и в природе, вслед за падениями опять приходят взлеты, как за суровой зимой неизменно вновь настает весна; и вновь возрождается к жизни душа, опять появляется желание дерзать, творить, замечать и ценить прекрасное.
Души настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
lit-helper.com
Дружба и любовь в творчестве Пушкина
Открытый урок литературы в 9 классе
Тема дружбы и любви в творчестве А.С. Пушкина
Цель урока: показать истинное значение лирических произведений А.С. Пушкина
Задачи:
Обучающая: углубить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, через анализ лирических произведений о дружбе и любви сформировать названные понятия, учить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия.
Развивающая: развивать культуру устной и письменной речи, пополняя словарный запас;
Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой, развивать учебно-познавательную, коммуникативную компетенции.
Воспитательная: через работу со стихотворными текстами воспитывать бережное отношение к слову автору, к своему собственному слову, воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету, способствовать духовно-нравственному росту учащихся.
На столе у каждого учащегося лежит рабочий лист, который в продолжение урока заполняется.
Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идет к тебе навстречу,
Духовной жаждою томим.
А. Передреев.
1.Вступительное слово учителя.
— Мы продолжаем сегодня разговор об А.С. Пушкине. Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф, который я взяла к уроку. Эти строки принадлежат современному поэту А. Передрееву. Как вы их понимаете? Свяжите отрывок из стихотворения с темой нашего урока.
(ответы учащихся)
— Что такое нравственность? Какие нравственные понятия вы знаете? Есть ли сегодня место нравственности? Нравственно ли творчество А.С.Пушкина?
(ответы учащихся)
— К счастью, Пушкин с нами. Но в нас что-то не так. Из-под ног уходит нравственная платформа. Не хватает чего-то настоящего: настоящей дружбы, настоящей любви. На уроке мы поставим себе задачу удержать духовно-нрfвственную платформу с помощью поэзии А.С.Пушкина, ощутить истинную ценность его произведений.
2. Беседа.
Вы познакомились с биографией великого поэта, с его стихами, посвященными дружбе и любви, и, надеюсь, готовы к откровенному разговору.
(Учитель приводит пример из жизни и ставит проблемный вопрос)
-Существует ли настоящая дружба? На чем она основывается? С чего начинается?
Попробуйте с помощью синквейна выразить свое отношение к этому понятию.
(ответы учащихся)
— Спасибо за высказанное мнение. У каждого из вас свое понимание дружбы. Но, мне кажется, что вы все хотели бы знать, что же такое настоящая дружба. Обратимся за помощью к стихотворениям А.С.Пушкина.
(Подготовленный ученик рассказывает историю написания стихотворения «Пирующие студенты» по книге Басиной «Жизнь Пушкина»)
Работа с текстом стихотворения.
-Выделим самую яркую строку в этом стихотворении.
(…чашу дружества нальем – и тотчас помиримся)
ВЫВОД (делают учащиеся)
Учитель.
-Лицей – это юность, это испытание свободой. В 15 лет дружба – это «чаша дружества», счастье, когда все вместе. Счастливый, но недолгий союз вольности.
— На какое стихотворение еще вы обратили внимание?
Подготовленный учение читает и анализирует стихотворение «Разлука» (1817)
Учитель
— 1817 год (поэту 18 лет) – это переход Пушкина-лицеиста к более серьезной, взрослой лирике и ключевая фраза в этом стихотворении:
(отвечают ученики) СВЯТОМУ БРАТСТВУ ВЕРЕН Я.
— Какие же чувства воспитал в Пушкине Царскосельский Лицей?
(Чувство товарищества, преданности друзьям, потому что именно там он обрел настоящих друзей на всю жизнь. Дружба их неизменна, навсегда).
— Мы не можем обойти вниманием стихотворение «19 октября», написанное в 1825 году.
Пушкину-26 лет.
Читается наизусть отрывок и анализируется стихотворение.
Ученики находят ключевую фразу.
ДРУЗЬЯ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!
Вывод делают учащиеся (Т.о. дружба – это союз, который спасает поэта от одиночества, дружба – это признание и понимание другого человека, другого характера)
Учитель.
-Дружба – это жизнь, совместно прожитая: с радостями и тревогами, взлетами и падениями. Это умение искренне радоваться за другого и искренне переживать за него.
Пушкин превыше всего ценил этот прекрасный дар – дружбу.
— Ребята, а вы знаете о такой дружбе?
(Высказывания детей)
-Итак, мы с вами увидели, как меняется представление поэта о дружбе. Человек взрослеет, учится преодолевать жизненные невзгоды и поэтому его взгляды на какие-то вещи меняются. И нужно учиться всю свою жизнь этому чувству: учиться бескорыстно понимать, принимать и признавать другого человека. Поэзия Пушкина, несомненно, вам в этом поможет.
-Используя свой синквейн и материал нашей беседы о дружбе, дайте свое определение слову дружба.
(читаются некоторые определения)
Учитель.
-Тема дружбы в творчестве Пушкина является одной из основных. А с какой темой она может быть связана неразрывно?
( С темой любви)
-Любовь… Что такое любовь? — спрошу я вас. Авы мне ответите синквейном.
(Синквейны читаются)
-А для А.С.Пушкина любовь – это какое чувство?
(Для поэта любовь – это светлое чувство, приносящее и радость, и разочарование, и боль.
Главное – это восторг влюбленной души, трепет человеческого сердца.)
— В каком стихотворении А.С.Пушкина звучит тема безответной любви?
(В стихотворении «Я вас любил»)
Чтение наизусть. История написания.
Вывод.
-Любовь – чувство противоречивое. Одни в ней бывают мелкими, другие – благородными. Нельзя в этом чувстве опускаться до мелочности – учит нас поэзия А.С.Пушкина
Любовь – это музыка, любовь – это дар, любовь – это счастье.
Звучит романс М.И.Глинки на слова А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье..»
Учитель.
-В тексте стихотворения найдите синоним к слову любовь.
(«вдохновение», «жизнь», «слезы»)
— А что такое слезы в этом стихотворении ?
(Это признак жизни, признак того, что человек умеет чувствовать)
Учитель.
— Пушкин – натура увлекающаяся, но мы никогда не встретим в его стихах грубости, бестактности, пошлости даже по отношению к женщине, которая отвергла его любовь.
Пушкину было за 30, когда ему захотелось семейного уюта, тепла, покоя. В его жизнь входит Н.Н.Гончарова. Из писем поэта мы узнаем, как трепетно и нежно он относился к любимой женщине. А.И. Куприн писал: «..В его переписке так мучительно трогательно и так чудесно раскрыта его семейная жизнь, его любовь к жене, что почти нельзя читать это без умиления. Сколько пленительной ласки в его словах и прозвищах, с какими он обращался к жене!.. какая бездна красоты была в его чувстве, которым он согревать любимую женщину..» Вслушаемся, какими теплыми чувствами окрашены обращения поэта к жене.
Звучит музыка Бетховена. Подготовленный ученик читает обращения к своей жене из
писем Пушкина.
«Милостивая государыня Наталья Николаевна..»
«Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна»
«Здравствуй, женка, мой ангел..»
«Милая женка..»
«Душка моя..»
«Грустно мне, женка..»
«Наташа, мой ангел..»
«Царица моя..»
Чтение наизусть стихотворения «Мадонна» (1830)
В рабочих листах учащиеся дают определение понятию любовь.
Учитель.
-Наша беседа подходит к концу. Давайте снова обратимся к эпиграфу урока. Мне хочется верить, что после сегодняшнего разговора с А.С. Пушкиным ваши души наполнились какими-то новыми чувствами. Сохраните их и приумножьте. Мы заканчиваем урок, но не заканчиваем разговор о великом поэте.
Домашнее задание: сочинение-рассуждение «Чему я учусь у Пушкина»
infourok.ru
ТЕМА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА
ТЕМА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА. Любовь и дружба, как высокие, идеальные чувства, воспевались многими поэтами во все века и времена, начиная с лириков античности. Однако у Пушкина эти чувства получили совершенно новое освещение.
В русской поэзии до Пушкина любовь и дружба служили предметом вдохновения для поэта, но не всегда как самые высокие ценности человека (достаточно вспомнить «Разговор с Анакреоном»
Ломоносова: «…хоть нежности сердечной в любви я не лишен, героев славой вечной я больше восхищен»). Впервые среди центральных поэтических тем тема любви и дружбы стала главной в поэзии русских сентименталистов: Карамзина, Жуковского. Эти поэты видели в дружбе и любви такие же ценности, как в общении с природой, чтении любимых книг, семейных заботах и радостях. Любовь и дружба как скромные, мирные наслаждения противопоставлялись высоким поэтическим идеалам поэтов-классицистов.
Совсем другое звучание этой теме придал в своих стихах Пушкин. Он как бы примирил классицистов с сентименталистами, поднял воспетые ими ценности, казалось бы, столь разные, на одну высоту. Пушкин учел трактовку этих тем в поэзии декабристов, их представления о назначении современного человека. Поэты-декабристы здесь во многом сближались с классицистами. Но Пушкин в своей философской лирике пошел дальше, соединив разные трактовки тем любви и дружбы в своих стихотворениях. Это наглядно просматривается уже в одном из первых стихотворений поэта на тему дружбы «К Чаадаеву». В этом стихотворении любовь и дружба и «минуты вольности святой» примиряются, сливаются в единое целое. До Пушкина это были несовместимые в поэзии понятия: интимное, личное и общественное, гражданское. Ожидание свободы сравнивается с ожиданием любовного свидания. Свободу надо любить, как любимую девушку, и именно дружба объединяет сердца людей, стремящихся к свободе, объединяет «души прекрасные порывы». Любовь и дружба, по мнению Пушкина, свободные чувства, человек свободен в своем выборе и счастлив этим.
Вся короткая, но бурная жизнь Пушкина насыщена этими двумя чувствами, которые он ставил превыше всего. На вопрос Николая I, где бы он был, если бы оказался в Петербурге 14 декабря 1825 года, поэт ответил, что был бы на Сенатской площади вместе с друзьями. Пушкин не разделял их методы борьбы, но политические заговорщики, декабристы, были для него прежде всего друзьями: «Бог помочь вам, друзья мои, в заботах жизни, царской службы… и в мрачных пропастях земли». («19 октября», 1824 г.)
Где бы они ни были, в немилости у царя или, наоборот, на государственной службе, — они прежде всего его друзья и он обязан поддерживать их как друг: «…любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас». («Во глубине сибирских руд…», 1824 г.)
Любовь и дружба — священные чувства для Пушкина, состояние души поэта, из этих чувств он черпает вдохновение, из них рождается творчество поэта. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…», посвященное А. П. Керн. Явление возлюбленной — это момент, когда «и сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь, и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
Даже в неподдельной грусти неразделенной любви Пушкин видит счастье жизни: «Я Вас любил безмолвно, безнадежно, то ревностью, то робостью томим. Я Вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим».
В любви Пушкин видит идеальное творческое, гармоническое состояние души. Дружба и любовь облагораживают душу, вдохновляют поэта, освобождают его от низменных проявлений жизни, ведут его к высокой, свободной цели: «Давно, усталый раб, замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег». («Пора, мой друг, пора…», 1834 г.) В этом стихотворении «неги» — это дружба и любовь, «труды» — это творчество, в других сферах жизни человек не может считать себя свободным, он «усталый раб». Вообще у Пушкина мотивы свободы пронизывают все творчество, а любовь и дружба — это чувства, которые позволяют душе «излиться наконец свободным проявленьем». («Осень», 1833 г.) В одном из посланий (к Н. Я. Плюсновой, 1818 г.) Пушкин так говорит о значении темы любви и свободы в своем творчестве:
Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.
А. С. Пушкин развил и принципиально обогатил живым содержанием тему интимных чувств. Особенно дороги нам в его творчестве культ дружбы, рыцарское понимание любви, гармония чувств (даже неразделенных).
В русской поэзии после Пушкина (в стихотворениях о любви Лермонтова, например) гармония чувств уступает место диссонансу. Но любовь и дружба в пушкинском понимании всегда будут для нас идеалом, к которому вечно стремится человек.
sochinenya.com
Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Лирика Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Лирика / Тема любви и дружбы в лирике Пушкина
Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.
Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении «Гроб Анакреона» поэт призывает «страстью пылкой утомляться» и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:
Жизнью дайте ж насладиться;
Жизнь, увы, не вечный дар!
В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него — это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.
Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании «К Чаадаеву» Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта — это, прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении «К Чаадаеву» соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.
У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании «К Каверину» мы читаем:
Молись и Вакху, и любви
И черни презирай ревнивое роптанье.
Здесь любовь — это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении «К Плюсковой»:
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой.
Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина — это уже не «шалость юных лет», не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения «Сожженное письмо», горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.
Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.
В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении «Я вас любил…» поэт провозглашает бескорыстную любовь:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение «я вас любил…», а также повторы однотипных словесных конструкций: «безмолвно, безнадежно», «так искренно, так нежно». Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, — как страстное и прощальное пожелание.
В стихотворении «На холмах Грузии…» лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его «светла», потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.
Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Великий русский поэт показал, что любовь — это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье…», посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье.
И жизнь, и слезы, и любовь.
Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.
Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. «Как женщину, ты родину любил», — говорит он в стихотворении «Памяти Добролюбова». Также это свойственно Блоку («Россия») и Маяковскому («Письмо Татьяне Яковлевой»). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова. Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.
Добавил: JKmonitor
13966 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Лирика / Тема любви и дружбы в лирике Пушкина
www.litra.ru
Тема дружбы в лирике Пушкина. Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина
Значительное место в творчестве А.С. Пушкина отведено теме дружбы. Лицейское товарищество — это то, что стало опорой для всей последующей жизни поэта. В самые трудные минуты своей жизни он обращался к своим друзьям за поддержкой, пусть даже на расстоянии. Тема дружбы в лирике Пушкина особенно ярко звучит в произведениях, написанных в годы его обучения в лицее.
Лицейские друзья А.С. Пушкина
Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина появляется еще в самых ранних стихах, написанных им во время обучения в Царскосельском лицее. Но и впоследствии поэт обращался к жанру лирического послания друзьям, которых очень ценил. Особые дружеские чувства Пушкин питал к своим однокурсникам И. Пущину, В. Кюхельбеккеру и А. Дельвигу. Однако, помимо товарищей, которых писатель встретил в лицее, он посвящал свои работы К. Батюшкову, П. Чаадаеву.
Особенности трактовки темы дружбы
Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина приобретали разную окраску в зависимости от периода написания стихотворения, объекта посвящения. Так, в стихах гениального поэта мы можем найти лишь упоминание о приятельстве, поддержке. В некоторых же работах дружеские отношения достигают огромных масштабов и развертываются в самоотверженность, жертвенность, чувство братства и неразделимого единства. Большая часть лицейской лирики поэта посвящена теме дружбы. Ведь Пушкин действительно любил мечтательного Дельвига, порой смешного Кюхельбеккера, решительного А. Чаадаева и других своих сверстников. Верность своим друзьям он пронес через всю жизнь и был благодарен за то, что и они не отвернулись от него, несмотря ни на какие невзгоды. Этим Пушкин отличается от других поэтов 19 века. Товарищество не так воспевалось, как любовь, оно не было ни у кого столь поэтизировано, как у Пушкина.
Первые опыты. Послание «К Батюшкову»
Это стихотворение было написано в 1814 году и считается одним из первых опытов в области дружеской лирики. Здесь поэт обращается к своему другу Батюшкову прежде всего как к поэту, он дает ему советы относительно творчества. Главное — не забывать лиру даже ради любви. Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина всегда едина и неразрывна. Но здесь лирический герой превыше всего ставит верность своему творчеству.
«Послание к Галичу»
Галич был не только другом, но еще и преподавателем. Уже в этом стихотворении отчетливо звучит отношение Пушкина к дружбе, точнее, он дает ее определение. Дружба — это не «обмен тщеславья и веселья», не просто беззаботное времяпрепровождение, это единство помыслов, это благородство, это стремление совершенствовать друг друга, а не потакать мелочным чувствам и недостаткам другого человека.
Мотив верности
Тема дружбы в лирике Пушкина тесно связана с мотивом верности и дружеского долга. Особенно ярко он проявился в стихотворении «Разлука». Вообще, даное произведение ознаменовало переход от веселой беззаботности Пушкина-лицеиста к более серьезной, взрослой лирике. Здесь литератор дает клятву в верности святому братству, которая не выглядит преувеличением. Стихотворение посвящено другу Кюхельбеккеру.
«Пущину»
Это стихотворение было написано Пушкиным во время его ссылки в Михайловском. Поэт был в одиночестве, он не имел связи с внешним миром, единственным развлечением оставались чтение и поэзия. И вот однажды к нему в гости приехал Пущин. Александр Сергеевич был несказанно рад его приезду, растроган. И впоследствии создал величайшее стихотворение о верной и преданной дружбе. Нужно было быть по-настоящему смелым и самоотверженным другом, чтобы в открытую написать такое послание декабристу. В произведении Пушкин вспоминает о приезде Пущина к нему в Михайловское (1825 год). Вторая строфа — это мольба поэта о том, чтобы и его голос также помог другу, находящемуся на пожизненной каторге, как когда-то пущинский приезд помог ему.
Пущину было посвящено много стихотворений. Одно из наиболее красивых так и названо — «К Пущину». Это поэтическое поздравление с днем рождения, в котором Пушкин наделяет своего друга такими яркими эпитетами, как «любезный именинник», «сердечный друг». Здесь поэт говорит о том, что настоящим друзьям не нужен прием по этикету, какие-либо условности, ведь они и так знают, как относятся друг к другу.
Поздняя «дружеская» поэзия
Одним из самых ярких произведений о дружбе, написанных в 30-х годах, стало «Чем чаще празднует лицей». Основанием для создания произведения послужил ряд причин. Во-первых, годовщина Царскосельского лицея, о которой Пушкин не мог забыть. Во-вторых, к этому времени самые верные и преданные его друзья Пущин и Кюхельбеккер находились в ссылке, в Сибири. А еще один товарищ уже умер — Дельвиг. Именно поэтому строки стихотворения наполнены глубокой печалью и тоской по минувшим дням.
Уже в 1836 году Александр Сергеевич напишет еще один стих, посвященный годовщине лицея — «Была пора». Тема дружбы в лирике Пушкина заиграла другими красками, стала более масштабной. Это своеобразный поэтический итог, объединяющий в себе мотивы всех произведений, посвященных товариществу. Лейтмотивом проходит фраза «Вы помните…», которая говорит о том, что поэт не забыл ни одного прекрасного мгновения, проведенного со своими лицейскими товарищами, и что он надеется на те же чувства в их сердцах. Но здесь звучит не только обращение к друзьям, произведение выходит на более масштабный уровень. Товарищество здесь — это связь между представителями одного поколения, которые пережили вместе много невзгод, иторических потрясений, но при этом в душе своей хранят воспоминания о «празднике молодом», о днях веселья и вольности.
Тема любви в лирике Пушкина
Дружеская и любовная лирика составляют основу пушкинского творческого наследия. Для поэта любовь — это светлое чувство, приносящее радость. Причем неважно было, взаимны ли чувства. Главное — это восторг влюбленной души, трепет сердца. В пример можно привести два наиболее известных стихотворения Пушкина о любви: «К***» и «Я вас любил». Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновение») посвящено Анне Керн. В данном тексте любовь является синонимами слов «вдохновение», «жизнь», «слезы». Слезы, которые вновь становятся возможными для лирического героя — это не печаль и не грусть, это признак жизни, признак того, что человек умеет чувствовать, умеет любить, а следовательно, он умеет творить.
«Я вас любил» — пример лирического стихотворения, темой которого ялвяется безотвеная любовь. Всего в несколько строк Пушкин смог уместить огромные чувства. Любовь, о которой автор говорит в прошедшем времени, совершенно очевидно, живет в нем и сейчас. Но он настолько деликатен, что никогда не скажет об этом своей избраннице, чтобы не тревожить и не огорчать ее. Великое, самоотверженное чувство изображено поэтом. Это не ревностная, собственническая любовь, а та, что дарит свободу, для которой главное, чтобы ее объект был счастлив: «как дай вам Бог любимой быть другим».
Пожалуй, ни одному из поэтов не удалось так мощно изобразить животворящую силу любви. Так, Лермонтов, продолжатель дела Пушкина, видел в ней только горечь и страдание. То же можно сказать и о Тютчеве, для которого любовь — это неравная борьба двух сердец, это смертный приговор, вынесенный обоим влюбленным.
Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина. Особенности трактовки (кратко)
1. Дружба для Пушкина — это способность человека видеть недостатки в товарище, бороться с ними.
2. Настоящая дружба вечна, она не может прекратиться из-за каких-либо внешних обстоятельств.
3. Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина — это источник вдохновения.
4. Любовь не может быть несчастной, даже если она безответна. Любовь — луч света в душе человека.
5. Без чувств человек не может жить полноценно, не может ничего создавать.
Таким образом, тема дружбы в лирике Пушкина является одной из основных, она неразрывно связана с любовью, преданностью, а также служением идеалам и отчизне.
fb.ru
6. Любовь и Дружба в лирике Пушкина
Александра Сергеевича Пушкина по праву можно считать величайшим русским поэтом, который открыл золотую страницу в истории русской литературы. Его лирика многотемна и многогранна, но любовь и дружба занимают особое место в ней, поскольку эти чувства сопутствовали поэту на протяжении всей его жизни; они были основными источниками его вдохновения. С течением времени взгляд поэта и отношение к ним менялись, но верность этим идеалам он пронес через всю жизнь. Дружеские послания лицейских лет в большинстве своем описывают юношеские пиры и веселья, прославляют жизнь ради жизни. Уже в этот период появляется мотив братства, который пройдет через все творчество поэта. Даже через много лет после окончания Лицея Пушкин помнит всех тех, с кем он учился, и посвящает им такие стихотворения, как «19 октября» (1825), «Бог помочь вам, друзья мои» (1827), «Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину» (1831), «Была пора: наш праздник молодой» (1836). Своему другу П. Я. Чаадаеву Пушкин адресует несколько стихотворений: «К Чаадаеву» (1818), «Чаадаеву» (1821). В произведении 1821 года автор, обращаясь к товарищу, благодарит его за поддержку и наставления: Во глубину души вникая строгим взором, Ты оживлял ее советом иль укором. Особое место в творчестве Пушкина занимает послание, адресованное друзьям-декабристам, «Во глубине сибирских руд…» (1827), в котором автор хочет морально поддержать сосланных на каторгу борцов. Поэт выражает уверенность в том, что «скорбный труд и дум высокое стремленье» не пропадут. Заканчивается стихотворение на оптимистической ноте: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Верность идеалам декабризма поэт провозглашает и в стихотворении «Арион» (1827): «Я гимны прежние пою».
С посланием в Сибирь посылает он стихи Пущину. Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой дом уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил… Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенъе Лучом лицейских ясных дней. Всего десять строк! Но как много сказано в них! Сколько пережитого и выстраданного в этих словах! Каждая строка полна глубокого смысла. Это была настоящая дружба, благородная и верная.
Одним из главных источников вдохновения у Пушкина всегда была любовь — чувство, захватывающее все его существо, занимающее все помыслы. Любовь для лирического героя — чувство светлое, прекрасное, вспоминать о нем «грустно и легко». Ведь даже несостоявшаяся и безответная, она была для Пушкина источником вдохновения, что подтверждают следующие строки: И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может. Любовь у Пушкина — это любовь к своей избраннице, а не к своему чувству, поэтому поэт будет всегда восторженно относится в женщине, которую он когда-то любил, пусть и безответно: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Одним из прекрасных произведений любовной лирики поэта является стихотворение «Я помню чудное мгновенье» (1825), обращенное к А. П. Керн, с которой поэт встречался в Петербурге, но жизнь разлучила их: Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты… В жизни Пушкина наступили тяжелые годы изгнания: В глуши, во мраке заточенья, Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Любовь и слезы — вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. А поэтому новая встреча «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения. Метафора («бурь порыв мятежный»), сравнения («как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты») — все это способствует усилению образности и выразительности. Стихотворение написано любимым пушкинским размером — четырехстопным ямбом. Последние строки повторяют первое четверостишие (кольцевая композиция), что свидетельствует о возврате чувств. В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825), «Сожженное письмо» (1825). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, — это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печать, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье. Обилие пауз, многоточий придает произведению тревожное настроение. Любовь и дружба, как два величайших чувства, проходят через всю жизнь и творчество поэта. Именно они были тем источником вдохновения, благодаря которому родились подлинные шедевры пушкинской поэзии.
studfiles.net
Любовь и дружба в творчестве Пушкина
Я люблю поэзию Пушкина. Да ее и невозможно не любить. Самый строгий читатель найдет для себя в ней что-либо близкое, потому что она многогранна. Пушкин был не только великим поэтом, волшебником русского слова, это был человек, страстно отзывающийся на все живое, человек высокий и благородный.
В поэзии Пушкина тема дружбы занимает столь значительное место, что поэта можно было бы назвать певцом этого благородного чувства. Во всей мировой литературе нет более яркого примера, особого пристрастия именно к этой стороне человеческих отношений.
Очевидно,
истоки этого чувства заложены в самой натуре поэта, отзывчивой, умеющей раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души. У Пушкина было много друзей, и близких, и не очень близких. Очень широк диапазон его дружеских привязанностей – от простого и внешнего приятельства до высоких степеней требовательной, бесстрашной и порой жертвенной дружбы.Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и остроумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащокина.
Совершенно особое место среди друзей Пушкина занимал П. Чаадаев, который
в юные годы был для поэта образцом высокого гражданского мужества и умного свободолюбия. Пушкиным написано много стихотворений, обращенных к Чаадаеву, проникнутых величайшим уважением, доверием и дружелюбием. Дружба с Чаадаевым была для Пушкина не просто житейской привязанностью, но прежде всего символом благородных, свободолюбивых идей, что с особой силой сказалось в одном из ранних стихотворений “К Чаадаеву” (1818). Это послание для последующих поколений стало памятником высокой дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов.Пушкин не только любит и ценит своих друзей, но не забывает о них и тогда, когда они находятся в беде, когда проявление сердечного внимания к ним грозит ему самому большими неприятностями. На глазах жандармов Пушкин бросается в объятия ссыльного Кюхельбекера. Узнав, что Муравьева едет в Сибирь к мужу, сосланному на каторгу, он шлет через нее друзьям-декабристам стихи, полные глубочайшей уверенности в правоте их героического дела. А на вопрос Николая, где был бы он 14 декабря, не колеблясь, отвечает: “С друзьями!”
Среди лучших пушкинских друзей лицейской юности особое место занимал И. И. Пущин. Он не был поэтом, как Дельвиг или Кюхельбекер, его связывали с Пушкиным не только общелитературные интересы. Это был друг, которому Пушкин охотнее, чем другим, доверял волнения и тревоги своего юного сердца.
Память о ночных разговорах с другом сохранялась в сердце поэта всю его жизнь и придавала особый тон их отношениям. Правда, виделись друзья после окончания лицея редко, но оба они всегда рвались друг к другу.
Когда Пушкин узнал о разгроме восстания декабристов, он тяжело пережил эту весть. В Сибирь посылает он стихи Пущину:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой дом уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье. . .
Лучом лицейских ясных дней!
Всего десять строк. Но как много сказано в них! Сколько пережитого и выстраданного в этих до предела сжатых словах! Каждая строка полна глубокого смысла. Это была настоящая дружба, благородная и верная.
Дружба – одна из основных тем пушкинской лирики на всех этапах его творческого пути. В стихотворении “19 октября 1827” Пушкин вновь пишет своим друзьям-декабристам о своей верности, дружбе:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
Еще многообразнее трактуется в пушкинской лирике вечная тема любви. Тема любви в творчестве Пушкина – это восхищение духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине.
На одном из званых вечеров Пушкин встретил девятнадцатилетнюю Анну Петровну Керн. Ее сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта. Прошли годы. Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде.
Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу “Евгения Онегина”, а между страниц вложил стихи, написанные для нее. Стихи, посвященные Анне Петровне (“Я помню чудное мгновенье”), – знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью.
Любовь для поэта – источник жизни и радости. Стихотворение “Я вас любил” – это шедевр русской поэзии. На эти стихи написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя Пушкина всегда будет жить в нашей памяти и пробуждать в нас лучшие чувства. На протяжении вот уже многих лет люди обращаются к его поэзии, находя в ней отражение своих мыслей, чувств и переживаний.
schoolessay.ru