Тексты по истории егэ – Задания ЕГЭ 20, 21, 22 по истории с ответами и решениями
Методическая разработка по истории (11 класс) по теме: Тексты для подготовки к ЕГЭ по истории
Тексты к ЕГЭ по истории
Когда прекратилась кровавая московская заутреня, тотчас сам собою представился неотложный вопрос о замещении праздного Московского престола.
Для решения сего вопроса Боярская дума хотела было разослать по городам призывные грамоты, чтобы собрать Великую земскую думу. Но Василий Шуйский не для того клал свою голову на плаху и поднял народный мятеж, чтобы терпеливо ждать земского избрания. На третий день … бояре и духовенство вышли к ней и начали было говорить о созвании Великой земской думы для избрания царя.
Тут некоторые из бояр и дворян стали прямо указывать на князя Шуйского, посредством которого Бог избавил православный народ от еретика и расстриги. Толпа их поддержала и крикнула: «Да будет князь Василий Иванович царем и великим князем всея Руси!» Бояре и духовенство не посмели противоречить и стали поздравлять нового государя. Находившийся налицо в числе бояр Шуйский в сопровождении той же толпы с площади отправился в Успенский собор, чтобы принести благодарение Богу за свое избрание и немедленно принять присягу от бояр и думных людей. Но он не ограничился ее принятием от Боярской думы; а тут же сам дал необычную дотоле у московских самодержцев присягу в том, что без боярского приговора никого не будет осуждать на смертную казнь, и, если кто будет осужден, то у невинных его родственников и семьи имущества и животов не отнимать, доносов тайных не слушать и обвинителям давать очную ставку с обвиняемым.
С1. Укажите год, когда происходили события, упомянутые в тексте. Назовите имя правителя, правившего в России, до описанных в тексте событий. Укажите название периода истории России, с которым связан этот текст.
С2. Какой способ избрания правителя указан в тексте. Приведите 2 суждения, показывающие это способ.
С3. Каков итог правления Василия Шуйского. Укажите не менее 2-х причин такого итога.
Уже с самого начала смуты граждане Нижнего Новгорода отличались своею верностию присяге, твердостию и здравомыслием. Они не допустили увлечь себя никаким подговорам, отбили все попытки мятежных шаек и сохранили свой город от разорения и разграбления. Из среды посадских людей история выдвинула на передний план некоего мясного торговца Козьму Минина, прозванием Сухорука. Во время московского разоренья он является в Нижнем Новгороде в числе земских старост, следовательно, одним из людей излюбленных, более или менее снискавших доверие и уважение своих сограждан.
… Овладев их сердцами, Минин стал руководить их действиями. Составили приговор о сборе денег и вооружении большого ратного ополчения.
Тут возник вопрос, кому вверить начальство над сим ополчением. Требовался человек, во-первых, знатный, во-вторых, искусный в военном деле, в-третьих, чистый, то есть бывший не причастным к измене законным государям. По всей вероятности, тот же Минин подсказал имя избранника. Остановились на князе Димитрии Михайловиче Пожарском. Хотя по летам своим он принадлежал к молодым воеводам (около 35 лет) и по чину был только стольник, но происходил из древнего рода князей Стародубских, а, главное, выдвинулся не только своим воинским мужеством, но еще более твердостию характера и непоколебимою верностию присяге.
С1. Укажите год, когда происходили события, упомянутые в тексте. Укажите название периода истории России, с которым связан этот текст.
С2. Укажите руководителей нижегородского ополчения. Назовите качества, которые позволили им возглавить ополчение.
С3. Назовите цели деятельности ополчения. Назовите итоги деятельности ополчения (не менее 2-х итогов).
Недаром князья московские преклонялись перед ордынскими ханами, покорно признавали свое княжество их улусом, терпеливо сносили унизительные обряды на приеме ханских послов. Приниженное положение забывается не сразу, и даже освободившись от платежа дани, став государями независимыми, князья московские еще не освободились от обаяния той власти, которой они подчинялись два с половиной века. Иван III требовал себе равенства с султаном, с германским императором, но еще не смел и думать о равенстве с крымским ханом и в грамотах своих бил ему челом.
И вот внук этого Ивана решился принять сам титул царя, т.е. поставил себя на равную с ханом высоту — это была своего рода политическая дерзость, и завоевание Казани блестящим образом оправдало ее. Русская земля могла теперь свободно вздохнуть и с законной гордостью, в сознании своей мощи и доблести, смотрела, как ее государь попирал пятою вчерашнего грозного владыку.
Напряжение, потребовавшееся, чтобы сломить этот оплот, напоминало усилия 1380 года, времена Мамая и битву на Куликовом поле; только результаты на этот раз были несравненно значительнее: там татар лишь отразили, теперь их завоевали и подчинили. Кроме того, множество русских православных людей, томившихся в татарском плену, получили свободу, и, таким образом, успех русского оружия был вместе с тем и священным подвигом защиты христианства от бусурман.
С1. Укажите имя правителя, о котором идет речь в тексте, и годы его правления. Укажите год завоевания Казани.
С2. Используя знания по истории, назовите причины завоевания русским царем Казани (не менее 2-х причин).
С3. Назовите итоги завоевания Казани (не менее 2-х). Назовите территории, заселенные татарами, которые были завоеваны русским царем в дальнейшем.
nsportal.ru
Тексты по истории, Правление Ивана Грозного
Умение работать с историческим источником — эта одна из базовых компетенций, которая проверяется у выпускника, сдающего историю ЕГЭ, участвующего в олимпиаде или творческом историческом конкурсе. Великий Шарль Монтескье отмечал, что «История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся». Наша задача — уметь оценивать исторический текст с позиций объективности и выполнять задания к нему.
Это разбор заданий к темам курса, посвященным внутренней политике Ивана Четвертого Грозного:
1. Реформы Избранной Рады.
2. Опричнина Ивана Грозного.
Исторический текст на ЕГЭ по истории
Что такое исторический текст в формате ЕГЭ по истории 2018? Это ряд заданий, которые проверяют умения выпускника работать с информацией, которая представлена в явном и неявном виде. Например, здесь может быть представлен отрывок из летописи, труда историка, мемуаров исторического деятеля или отзыва очевидца событий.
Давай посмотрим, например, как это выглядело в КИМах ЕГЭ по истории 2014. Вас могут попросить просто назвать год, когда происходили описываемые в тексте события, а могут и предложить самостоятельно оценить происходящее, найти нужные характеристики в тексте с помощью контекстного поиска, а могут и на основании собственных знаний попробовать проанализировать причины, итоги описываемого.
Итак, задание из «боевого» КИМа ЕГЭ по истории 2014 части А на работу с историческим текстом. В демоверсии ЕГЭ 2018 это задание 6.
И сразу обсудим методику работы с ним! Выделяем ключевые слова — Царь, опричнина, видим в тексте описываемый произвольный террор. Понимаем, что речь идет об Иване IV Грозном.
Теперь проверяем себя, отбрасывая другие предлагаемые нам персонажи в сторону:
1. Василий Шуйский не был опричником, да и царем в период опричнины, естественно, тоже, он правил уже в эпоху Смуты с 1606 по 1610 годы.
2. Борис Годунов, как раз опричником был, но в это время страной, конечно, не правил. А царем он станет уже после смерти сына Грозного Федора Иоанновича, последнего Рюриковича на престоле в 1598 году.
3. Дед Ивана IV Иван III Царем вообще не был, он называл себя государем и самодержцем, но первым царский титул принял все-таки его своенравный внук.
Итак, ответ 4.
Еще одно задание из КИМов реального ЕГЭ по истории, теперь части 1. Напомним, что в ЕГЭ 2018 года теперь это задание 7:
Также работаем прямо в тексте КИМа, не забываем, что это наш черновик на ЕГЭ. Вычеркиваем события (
Теперь подставляем предложенные нам варианты ответов, ищем верные три из них с помощью текста, логики и наших знаний.
Мы видим, что описание событий идет от первого имени, это письмо Ивана Четвертого к Андрею Курбскому, его другу и фавориту, а затем беглому изменнику. Царь пишет о начале Ливонской войны («… с германцами») — так тогда называли рыцарей Ливонского ордена. Интересно, что при работе с такими текстами стоит учитывать то, как называли иностранцев или представителей конкретного народа в России в разные периоды. Так, ляхи — это поляки, фрязь (при Иване III — Василии III) — итальянцы, немцы — вообще все иностранцы в России XVII — XVIII веков. Вариант 1, таким образом, верен, так как и реформы Избранной Рады, и начало Ливонской войны (1558-1583) пришлись на 1550-е годы.
В тексте также идет речь о присяге («целовали крест не искать себе иного государя»), и о том, как в ситуации болезни Ивана в 1553 году знать и деятели Рады не пожелали присягать малолетнему первенцу Ивана от его первой и любимой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году) Дмитрию. Позже он женится еще на 5-6 женщинах (историки спорят…), но разврат с этих пор станет неотъемлемой частью жизни Царя. Итак, мы видим, что ответы
Теперь проверим себя. Вариант 3 не верен, так как Ливонская война закончилась в 1583 году, а не в 1598. Князь Владимир Старицкий был убит опричниками Ивана Грозного в 1569 году, Царем он, соответственно не стал, после Ивана правил его сын Федор. Вариант 4 не верен. Ну и участники событий текста, как уже было выше сказано, входили в Избранную Раду, а не в Негласный совет (это кружок друзей Александра I). Вариант 6 не верен.
И наш ответ, который мы запишем в бланк БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ 125.
Тексты в части 2 ЕГЭ по истории. Правление Ивана Грозного
В аналитической части 2 ЕГЭ по истории работе с историческим текстом отводится блок заданий 20-22. Давайте посмотрим, как выглядит образец подобного блока заданий ЕГЭ прежних лет (еще с делением на части А,В и С):
Итак, нам предлагают прочитать текст и выполнить три задания. Для начала посмотрим о чем текст? Он рассказывает нам о правлении Ивана Грозного и об итогах его внутренней политики. Особое внимание в отрывке уделяется опричнине и ее последствиям. Отметим, что современные историки оценивают опричнину именно как реформу, хоть и с неудачными результатами.
Теперь, когда мы определили смысл текста, посмотрим на предлагаемые нам вопросы.
Прежде всего обратим внимание, что даже если мы «опознали» сам текст, нам нужно четко придерживаться правил оформления задания и выполнить все требуемые элементы. Так, если от нас требуют написать десятилетиЯ в задании 21 то, например, 1560-е не подойдет. Вспомним, что опричнину Иван Грозный отменил в 1572 году, поэтому мы напишем промежуток 1560-1570-е годы.
Далее, поработаем в тексте и отметим, как мы уже делали, в бланке КИМа верные ответы.
Как мы видим, в данном тексте часть всех трех заданий решается контекстным поиском. Здесь от Вас потребуется только внимательность. Не следует думать, например, что ответ к заданию С1 скрыт в начале текста, как Вы видите, здесь он находится в конце. Мы нашли слово ПУТЬ (как и было сформулировано задание С1), и дальше нашли, что первый путь, по мнению историков заключался в форсированной централизации — опричнине. А второй — в реформах Избранной Рады.
Теперь формулируем наш ответ, который мы рекомендуем оформлять наиболее приближенно к тексту, так здесь просили именно с ним поработать.
20. События относятся к 1560-1570-м гг.
Историки рассматривают два пути развития реформ Ивана Грозного:
1) Опричнина.
2) Последовательный и плодотворный путь структурных реформ, по которому шла Избранная Рада.
Далее, посмотрим на задание 22. Здесь ключевое слово, к которому привязывается задание СОПРОВОЖДАЛИСЬ. То есть шли одновременно, а не становились последствием. Это тоже важное умение — отличать факты от их причин и последствий. Авторы перечисляют разорение, разруху, террор, Ливонскую войну (даты действительно пересекаются), эпидемию чумы.
Более чем достаточно для требуемых трех явлений, но нам нужно выбрать еще как минимум одно на основе знаний по истории (так требует задание). Вспомним, например, что крестьяне центра и северо-запада, разоренных опричниной и войной, массово уходили от своих хозяев на окраины юга, становясь казаками. Это вызовет в конце правления Ивана Грозного временный (а потом и постоянный) запрет перехода к другому владельцу.
Теперь формулируем ответ, отмечаем каждый элемент, не пишем в строчку, так как никто не заставит потом эксперта ЕГЭ при проверке посчитать это за один верный элемент (подстраховываемся от нюансов ручной проверки части 2).
21. Опричнина сопровождалась следующими явлениями:
1) Разорение крестьян и разруха;
2) Террор, убийства бояр, знати, духовенства;
3) Ливонская война;
4) Массовым бегством крестьян на южные границы страны.
Теперь давайте посмотрим, как эксперты проверяют Ваши письменные задания. Они получают критерии ответов, и затем оценивают, насколько близко к ним находятся ответы выпускника. При несовпадении, оценивают логику, кругозор ответа. Поэтому мы и добавили «убийства бояр, знати, духовенства«. Посмотрим, выполнили ли мы критерии:
В критериях мы видим три элемента ответа, которые мы указали. Ливонская война, безусловно, тоже хронологически «сопровождала» войну. Мы претендуем на максимальный балл за это задание — 2.
Кстати, за каждое из заданий С1-С3 максимальный балл, который может получить выпускник — 2. Всего этот блок несет в себе 6 первичных баллов, почти 10% всех Ваших баллов ЕГЭ.И, задание 22. Здесь ключевое слово для поиска ответов — РЕЗУЛЬТАТЫ (опричнины). То есть это то, к чему ПРИВЕЛА опричнина. Смотрим в текст — утверждение наиболее жестких форм крепостничества, становление деспотического режима, а главное — Смута, системный кризис общества, в котором сошлись все кризисные явления в стране конца XVI века. Запомним, что это и есть главный итог внутренней политики Ивана Грозного.
Прибавим свои знания. Мыслим логично. Террор и убийства могли привести к сокращению населения страны. Не решение властью проблем логично всегда приводит к потере власти доверия со стороны населения (легитимности, как говорят политологи).
Формулируем ответ. Помним, что он должен быть досконально понятен эксперту, проверяющему Вашу работу.
22 . Результатами опричнины стало:
1) Становление деспотического режима;
2) Потеря легитимности власти;
3) Утверждение наиболее жестких форм крепостничества;
4) Смутное время как системный кризис русского общества.
Снова посмотрим на критерии экспертов:
И снова все верно. Таким образом, подведем некоторые итоги.
Как работать с текстом ЕГЭ по истории?
1. При работе с текстом ЕГЭ по истории необходимо выделять в нем ключевые мысли, имена, даты — все, что может помочь идентифицировать события, описывающиеся в нем, период, о котором идет речь или его создания.
2. Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание на черновик.
3. Внимательно прочитайте задание, определите, что именно от Вас требуется и сколько элементов ответа нужно дать.
4. Показываем при ответе в письменной части 2 свои знания и эрудицию, по возможности применяем термины.
5. Выписывайте ответ максимально формально приближенно к заданию, так чтобы эксперт четко видел, на какой элемент задания Вы даете ответ.
6. Нумеруйте элементы ответа, если это дано в формулировке задания.
7. И помните, что глубокие знания истории — залог успешного выполнения текстовых заданий ЕГЭ по истории.
И, как всегда, Ваше домашнее задание. Выполните, применяя Ваши знания, закрепленные сегодня, и полученные умения, задание 7 из ЕГЭ по истории 2014 года:
Как всегда, ваши ответы мы ждем в комментариях к этому разбору и в обсуждениях нашей группы
egistor.ru
работа с источниками – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Виды источников
Изучение истории — это не только запоминание событий и дат, но и формирование исторического мышления, чему способствует работа с источниками.
Три вида исторических источников:
- Вещественные (монеты, оружие, орудия труда, предметы быта).
- Письменные (летописи, хроники, указы, законы, книги).
- Устные (мифы, легенды, придания, сказки).
На уроках идет работа преимущественно с письменными источниками. Они, в свою очередь, делятся на два типа:
- Первоисточники: повествовательно-описательные документы, мемуары и эпистолярные источники, государственные документы, материалы периодической печати, материалы делопроизводства, документы общественно-политических течений и партий, публицистика, художественная литература изучаемой эпохи.
- Вторичные источники: художественная литература исторического жанра, справочная литература, научные и научно-популярные публикации.
Электронная книга PDF. История России. 10 класс. Хрестоматия
Хрестоматия является составной частью УМК «История России. начало XX — начало XXI века.10 класс. » (авторы О.В. волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов), соответствует историко-культурному стандарту и может быть использована с любым учебником по отечественной истории для 10 класса, входящим в Федеральный перечень.
КупитьВиды работы с источниками
В учебниках, как правило, представлены специально адаптированные первоисточники, а также материалы справочной и научной литературы. Не стоит забывать о дополнительных текстах, их можно найти в рабочих тетрадях, справочниках, хрестоматиях первоисточников, научных работах, в художественной литературе и в книгах для чтения по истории. В каждой эпохе есть основополагающие документы и другие материалы, которые нужно обязательно изучить: например, предложенный к подписанию Анне Иоанновне при вступлении на престол акт «Кондиции» или статья юриста М. П. Чубинского о мировом суде XIX века.
УМК корпорации «Российский учебник» открывает педагогам широкие возможности для системной работы с историческими материалами. В учебниках для средней школы каждый параграф включает раздел с первичными и вторичными источниками. Конечно, речь идет о небольших текстах, отобранных с учетом психолого-возрастных особенностей учеников. Разделы включают задания.
Например, даны выдержки из сборника правовых норм Киевской Руси «Русская Правда». Прочитав, ученик должен ответить на непростые вопросы: «Предположите, как часто происходили убийства княжеских и боярских слуг, если в законе подробно расписаны штрафы и размеры выплат за эти преступления. Какова была цель преступников, убивающих слуг знати? Как вы думаете, закон защищал интересы пострадавших слуг или богатых людей?».
Традиционные приемы работы с историческими источниками:
- Цитирование, декламация (используются небольшие документы, которые ученики могут воспринять на слух).
- Комментированное чтение (позволяет сделать акценты на важных фактах).
- Выборочное чтение (поиск в тексте ответа на поставленный вопрос).
- Анализ (направлен на освоение учениками способов внешней и внутренней критики источника, включает структурный и смысловой анализ).
- Сопоставительный анализ текстов (используется редко, но может привести к интересной дискуссии об объективности источников и о профессии историка).
История России. 10 класс. Технологические карты уроков
Технологические карты уроков разработаны в соответствии с учебником «История России. Начало XX — начало XXI века. 10 класс» О. В. Волобуева, С. П. Карпачёва, П. Н. Романова, требованиями ФГОС среднего общего образования и историко-культурным стандартом. В пособии приведено содержание курса, определена последовательность изучения учебного материала, отражены планируемые предметные, метапредметные, личностные результаты обучения, виды учебной и познавательной деятельности учащихся, а также формы контроля.
КупитьЗадания ЕГЭ
Задания по работе с историческими источниками в ЕГЭ могут принести до 11 баллов, а это 20% от всех возможных баллов на экзамене. Вопросы такого характера есть и в первой, и во второй части работы. Рассмотрим задания на основе актуальной демоверсии и статистику, насколько успешно выпускники справляются с подобными задачами.
- № 6. Нужно установить соответствие между двумя фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками. Выполнение 47,1%.
- № 10. Необходимо указать фамилию автора приведенного текста. (Лучше использовать распространенные фамилии, например, Сталин, а не Джугашвили). Выполнение 57,1%
- № 12. Используя отрывок текста и знания по истории, нужно выбрать из 6 суждений три правильных. Выполнение 60,6%
- № 20. Требуется установить автора, время, обстоятельства и цели создания источника. Выполнение 40,8%.
- № 21. Нужно найти определенную информацию в представленном тексте. Выполнение 72,3%.
- № 22. Необходимо ответить на вопрос об историческом явлении, используя источник и свои знания. Выполнение 30,4%.
Задания 20-22 можно отрабатывать на обобщающих уроках. Задание № 12, тоже нужно тренировать, поскольку без предварительной подготовки на ЕГЭ ученик может потратить драгоценное время на осмысление задачи.
История России. 10 класс. Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь входит в состав УМК по истории России И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуева и др. и соответствует ФГОС основного общего образования и историко-культурному стандарту. Структура рабочей тетради соответствует структуре учебника для 10 класса авторо О.В. Волобуева, С.П. Карпачева, П.Н. Романова. Тетрадь содержит разнообразные задания: тесты, составление эссе, работа с исторической картой, соотнесение дат и событий и т.д. и адаптирована для тренинга учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
КупитьЗадания ОГЭ
В тестовой части демоверсии ОГЭ есть 4 задания на работу с источниками. Все они представлены в одинаковом формате: дан текст, нужно выбрать ответ на вопрос (кто автор, о каком историческом деятеле говорится, о какой стране, в каком году произошли описанные события).
Во второй части ОГЭ также дан текст, и по нему нужно выполнить задания двух типов:
- Атрибуция документа. Пример: «Укажите время (с точностью до половины века), когда произошли описанные события. Назовите царя, ко времени правления которого относятся описанные в тексте события».
- Логический анализ структуры текста. Пример: «В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о причинах которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведенных в отрывке, которые явились причинами указанной ситуации».
Умение работать с источниками пригодится и на ВПР, где есть похожие задания. На уроках изучение источников всегда помогает закрепить знания о событиях.
ЕГЭ. История. Пошаговая подготовка
Все материалы школьного курса по истории четко структурированы и разделены на 36 логических блоков (недель). Изучение каждого блока рассчитано на 2-3 самостоятельных занятия в неделю в течение учебного года. Пособие содержит все необходимые теоретические сведения, задания для самоконтроля в виде схем и таблиц, а также в форме ЕГЭ, бланки и ответы. Уникальная структура пособия поможет структурировать подготовку к ЕГЭ и пошагово изучить все темы в течение всего учебного года.
Купитьrosuchebnik.ru