cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Краткое содержание любитель холодных ванн бианки – : . 12. .

Содержание

Читать книгу Лесная газета. Сказки и рассказы (сборник) Виталия Бианки : онлайн чтение

Текущая страница: 6 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 11
МЕСЯЦ ЛЮТОГО ГОЛОДА (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ)

С 21 января по 20 февраля Солнце вступает в знак Водолея

ГОД – СОЛНЕЧНАЯ ПОЭМА В 12-ти МЕСЯЦАХ

ЯНВАРЬ, говорит народ, к весне поворот; году начало, зиме серёдка; солнце на лето, зима на мороз. На Новый год день прибавился на заячий скок.

Земля, вода и лес – всё покрыто снегом, всё кругом погружено в непробудный и, кажется, мёртвый сон.

В трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мёртвой. Замерли травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли.

Под мёртвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни, силу расти и цвести. Сосны и ели хранят в сохранности свои семена, крепко зажав их в свои кулачки-шишки.

Животные с холодной кровью, затаясь, застыли. Но тоже не умерли, даже такие нежные, как мотыльки, попрятались в разные убежища.

У птиц особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. Многие звери, даже крошечные мыши, бегают всю зиму. И не диво ли, что спящая в берлоге медведица под глубоким снегом в январские морозы производит на свет крошечных слепых медвежат и, хоть сама всю зиму ничего не ест, кормит их до весны своим молоком!

ХОЛОДНО В ЛЕСУ, ХОЛОДНО!

Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.

Не усидишь ни на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.

Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком – спи крепко.

КТО СЫТ, ТОМУ ХОЛОД НЕ СТРАШЕН

У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок – лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибет.

Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её – пищу?

Бродит волк, бродит лиса по лесу – пусто в лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днём вороны, летает ночью филин, добычу высматривают – нет добычи.

Голодно в лесу, голодно!

ЗИНЗИВЕР В ИЗБЕ

В Месяц Лютого Голода всякий зверь лесной, всякая птица жмётся к человеческому жилью. Тут легче промыслить себе пищу, поживиться отбросами.

Голод убивает страх. Осторожные лесные жители перестают бояться людей.

Тетерева и куропатки забираются на гумна, в амбары с зерном. Русаки приходят в огороды, горностаи и ласки охотятся за мышами и крысами в подвалах. Беляки приходят щипать сено из стогов к самой деревне. В лесную избушку наших корреспондентов через открытую дверь смело влетел зинзивер – синица-кузнечик – жёлтый, с белыми щеками и чёрной полосой на груди. Не обращая внимания на людей, он проворно стал клевать крошки на обеденном столе.

Хозяева закрыли дверь – и зинзивер очутился в плену.

Целую неделю он прожил в избе. Трогать его не трогали, но и кормить не кормили. Однако он с каждым днём заметно толстел и толстел. Он целыми днями охотился по всей избе. Разыскивал сверчков, спящих в щелях мух, подбирал крошки, а на ночь забивался спать в щель за русскую печь.

Через несколько дней он переловил всех мух и тараканов и принялся клевать хлеб, портить клювом книжки, коробки, пробки – всё, что только попадалось ему на глаза.

Тогда хозяева открыли дверь и выгнали незваного маленького гостя из избы.

КОМУ ЗАКОНЫ НЕ ПИСАНЫ

Сейчас все лесные жители стонут от жестокой зимы. Лесной закон велит: зимой спасайся от холода и голода, как умеешь, а о птенцах забудь. Птенцов выводи летом, когда тепло и пищи вволю.

Ну, а кому и зимой пищи полон лес, тому этот закон не писан.

Наши корреспонденты нашли на высокой ёлке гнездо маленькой птички. Ветка, на которой гнездо помещается, вся засыпана снегом, а в гнезде яички лежат.

Пришли на следующий день наши корреспонденты, как раз мороз трескучий был, носы у всех красные, глядят, а в гнезде уже птенчики вывелись, голенькие лежат среди снега, слепые ещё.

Что за чудо?

А чуда никакого нет. Это парочка клестов-еловиков гнездо свила и птенцов вывела.

Такая уж птица клёст, что ни холода, ни голода зимы не боится.

Круглый год можно видеть в лесу стайки этих птичек. Весело перекликаясь, они перелетают с дерева на дерево, из леса в лес. Круглый год они ведут кочевую жизнь: сегодня здесь, завтра – там.

Весной все певчие птицы разбиваются на пары, выбирают себе участок и живут на нём, пока не выведут птенцов.

А клесты и в это время летают стайками по всем лесам, нигде подолгу не останавливаясь.

В их шумных летучих стаях круглый год можно видеть вместе со старыми и молодых птиц. Точно птенцы у них так и родятся в воздухе, на лету.

В Ленинграде у нас клестов зовут ещё попугаями. Такое название им дали за их пёстрый и яркий, как у попугая, наряд и за то ещё, что они лазают и крутятся на жёрдочках тоже, как попугаи.

Перья самцов-клестов оранжевого цвета разных оттенков; у самок и молодых – зелёные и жёлтые.

Лапки у клестов цепкие, клюв ухватистый. Клесты любят повиснуть вниз головой, держась лапками за верхнюю веточку, а клювом схватившись за нижнюю.

Совсем чудом кажется, что тело клеста после смерти очень долго не гниёт. Труп старого клеста может пролежать лет двадцать – и ни одно перышко с него не упадёт, и запаха не будет. Как мумия.

Но интересней всего у клеста нос. Такого носа нет ни у одной другой птицы.

Нос у клеста крестом: верхняя половинка вниз загнута, нижняя – вверх.

В носу у клеста вся сила и разгадка всем чудесам.

Родятся клесты с прямыми носами, как и все птицы. Но как только птенец подрастёт, он принимается доставать носом семечки из еловых и сосновых шишек. При этом его нежный ещё нос загибается крест-накрест, да так и остаётся на всю жизнь. Клесту это на пользу: крестовым-то носом куда удобней семечки вылущивать из шишек.

Тут все и становится понятным.

Почему клесты всю жизнь бродят по лесам?

Да потому, что они ищут, где лучший урожай шишек. В этом году у нас в Ленинградской области шишки уродились. Клесты у нас. В будущем году где-нибудь на севере шишечный урожай – клесты туда.

Почему клесты зимой песни распевают и птенчиков выводят среди снега?

Да почему же им не петь и птенцов не выводить, раз пищи кругом вволю?

Гнездо тёплое – там и пух, и перо, и мягкая шёрстка, а самка, как отложит первое яичко, так уж с гнезда не сходит. Пищу ей самец таскает.

Сидит самка, греет яйца, а птенчики выклюнутся – она их кормит размягченными в зобу еловыми да сосновыми семечками. Шишки-то ведь круглый год на деревьях.

Сойдётся парочка, захочет своим домком пожить, малых деток вывести, – улетит из стаи, всё равно зимой ли, весной ли, осенью ли (в каждом месяце гнёзда клестов находили). Совьют гнездо – живут. Птенцы подрастут – всё семейство опять пристанет к стае.

Почему же после смерти клесты в мумии превращаются?

А всё потому же, что они шишки едят. В еловых да сосновых семечках смолы много. Иной старый клёст за долгую-то жизнь этой смолой пропитается, как смазной сапог дёгтем. Смола и не даёт его телу гнить после смерти.

Египтяне-то ведь тоже покойников своих смолой натирали и делали мумии.

ПРИСПОСОБИЛСЯ

Поздней осенью медведь выбрал себе место для берлоги на склоне холма, заросшего частым ельничком. Надрал когтями узкие полоски еловой коры, снёс в яму на холме, сверху накидал мягкого моху. Подгрыз ёлочки вокруг ямы так, что они шалашом накрыли её, залез под них и заснул спокойно.

Но не прошло и месяца, как лайки нашли его берлогу, и он едва успел убежать от охотника. Пришлось лечь прямо на снегу – на слуху. Но и тут его разыскали охотники, и опять он чуть спасся.

И вот спрятался он в третий раз. Да так, что никому и в голову не пришло, где его надо искать.

Только весной обнаружилось, что он отлично выспался высоко на дереве. Верхние ветви этого дерева, когда-то сломанного бурей, росли в небо, образуя как бы яму. Летом орёл натаскал сюда хворосту и мягкой подстилки, вывел здесь птенцов и улетел. А зимой догадался забраться в эту воздушную «яму» потревоженный в своей берлоге медведь.

МЫШИ ДВИНУЛИСЬ ИЗ ЛЕСА

У многих лесных мышей теперь уже не хватает запасов в кладовых. Многие бежали из своих норок, спасаясь от горностаев, ласок, хорьков и других хищников.

А земля и лес покрыты снегом. Грызть нечего. Целая армия голодных мышей двинулась из лесу. Хлебным амбарам грозит серьёзная опасность. Надо быть начеку.

Следом за мышами идут ласки. Но их слишком мало, чтобы переловить и уничтожить всех мышей.

Берегите зерно от грызунов!

ТИР

БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ

1. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?

1. Что значит – «волка ноги кормят»?

2. Что птицам страшнее – холод или голод зимы?

3. Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше заготовленных летом?

4. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет?

5. Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и жмутся к человеческому жилью?

6. Все ли грачи улетают от нас на зиму?

7. Что ест зимой жаба?

8. Каких зверей зовут шатунами?

9. Куда на зиму исчезают летучие мыши?

10. Все ли зайцы белы зимой?

11. Почему тушка мёртвого клеста даже и в тепле долго не разлагается?

12. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега?

13. Я как песчинка мал, а землю покрываю.

14. Летом гуляет, зимой отдыхает.

15. Сидела красна девица в тёмной темнице – коса на улице.

16. Сидела бабка на грядках – вся в заплатках.

17. Не шит, не кроен, весь в рубцах; без счёту одёжек и все без застёжек.

18. Кругла, да не луна; зелена, да не дубрава; с хвостиком, да не мышь.

ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 12
МЕСЯЦ ДОТЕРПИ ДО ВЕСНЫ (ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ)

С 21 февраля по 20 марта

Солнце вступает в знак Рыб

ГОД – СОЛНЕЧНАЯ ПОЭМА В 12-ти МЕСЯЦАХ

ФЕВРАЛЬ – перезимок. Вьюги да метели под февраль полетели; бегут по снегу, а следу нету.

Последний, самый страшный месяц зимы. Месяц лютого голода, волчьих свадеб, налётов волков на деревни и маленькие города – с голодухи утаскивают собак, коз, залезают в овчарни по ночам. Тощают все звери. Нагулянный с осени жирок уже не греет, не питает их.

Кончаются запасы у зверюшек и в норах, в подземных кладовых.

Снег из друга, сохраняющего тепло, для многих всё больше теперь превращается в смертельного врага. Под его непосильной тяжестью ломаются ветви деревьев. Дикие куры – куропатки, рябчики, тетерева – радуются глубокому снегу: им хорошо ночевать, зарывшись в него с головой.

Но вот беда, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и покроет снег ледяной коркой – настом. Бейся тогда головой о ледяную крышу, пока солнышко не распустит наст!

И метёт-метёт позёмка, засыпает февраль-дорогорушник санные пути-дороги…

ДОТЕРПЯТ ЛИ?

Настал последний месяц лесного года, самый трудный месяц – Месяц Дотерпи до Весны.

У всех жителей леса к концу подошли запасы в кладовых. Отощали все звери и птицы – нет уже тёплого жира под кожей. От долгой жизни впроголодь много поубавилось силы.

А тут, как назло, вьюги и метели по лесу полетели, морозы что дальше, то крепче. Последний месяц зиме гулять, она и грянула лютой стужей. Держись теперь всякий зверь и птица, собирай последние силы – терпи до весны.

Наши лескоры обошли весь лес. Их очень беспокоил вопрос: дотерпят ли звери и птицы до тепла?

Много печального пришлось им увидеть в лесу. Иные жители леса не выдержали голода и холода – погибли. Удастся ли остальным проскрипеть ещё месяц? Попадаются, правда, и такие, за которых тревожиться нечего: не пропадут.

ГОЛОЛЁД

Страшней всего, пожалуй, когда после оттепели вдруг разом грянет резкий холод, сразу заморозит снег сверху. Такая ледяная корка на снегу – крепкая, жёсткая, скользкая – её не разобьёшь ни слабыми лапками, ни клювом. Копыто косули пробьёт её, но острые края пробитой корки льда как ножом режут шерсть, кожу и мясо ног.

Как птицам достать из-под гололёда травку, зёрнышки – пищу?

У кого нет силы пробить стекло ледяной корки, тот голодает.

А бывает и так.

Оттепель. Снег на земле стал сырым, рыхлым. Вечером пали в него серые полевые куропаточки, совсем легко проделали себе в нём норки, уснули в парной теплоте.

А ночью грянул мороз.

Куропаточки спали в тёплых подземных своих норках, не проснулись, не почувствовали холода.

Проснулись утром. Тепло под снегом. Только дышать трудно.

Надо наружу: вздохнуть, размять крылышки, поискать еды.

Хотели взлететь – над головой крепкий, как стекло, ледок.

Гололёд. Поверх него ничего нет, под ним снег мягкий.

В кровь разбивают о лёд свои головки серые куропаточки – только бы вырваться из-под ледяного колпака.

И счастливы, хоть и на голодный желудок, те, кому удалось всё-таки вырваться из смертельного плена.

ЗАСОНИ

На берегу реки Тосны, недалеко от станции Саблино Октябрьской железной дороги, есть большая пещера. Там прежде брали песок, а теперь уж много лет туда никто не заходит.

Лескоры наши побывали в этой пещере и на потолке её нашли много летучих мышей-ушанов и кожанов. Уж пять месяцев, как они спят здесь головой вниз, лапками уцепившись за шероховатый песчаный свод. Ушаны спрятали свои громадные уши под сложенные крылья, крыльями завернулись, как в одеяло, висят – спят.

Встревоженные таким долгим сном ушанов и кожанов, наши корреспонденты сосчитали им пульс и поставили термометр.

Летом у летучих мышей температура такая же, как у нас, около +37°, а пульс – 200 ударов в минуту.

Сейчас пульс оказался всего 50 ударов в минуту, а температура – только + 5°.

Несмотря на это, здоровье маленьких засонь признано не вызывающим никаких опасений.

Они ещё свободно могут проспать месяц, даже два, и проснуться вполне здоровыми, когда настанут тёплые ночи.

НЕВТЕРПЁЖ

Как только отпустят немножко морозы и настанет оттепель, из-под снега в лесу вылезает всякая нетерпеливая шушера: дождевые черви, мокрицы, пауки, божьи коровки, личинки жуков-пилильщиков.

Где только есть уголочек свободной от снега земли, вьюги часто выметают весь снег из-под коряг – тут они устраивают гулянье.

Насекомые разминают свои затёкшие ножки, пауки охотятся. Бескрылые комарики-снежники бегают, прыгают босиком прямо на снегу. В воздухе вьются долгоногие крылатые комары-толкунчики.

Как только ударит мороз, гулянье кончается, и вся компания опять прячется под листья, в мох, в траву, в землю.

БРОСАЮТ ОРУЖИЕ

Лесные богатыри-сохатые и самцы-косули скинули рога.

Сохатые сами сбрасывали с головы своё тяжёлое оружие: тёрлись рогами о стволы деревьев в чаще.

Заметив одного из безоружных богатырей, два волка решили напасть на него. Победа казалась им лёгкой.

Один волк накинулся на лося спереди, другой сзади.

Бой кончился неожиданно скоро. Крепкими передними копытами лось раскроил череп одному волку, мигом повернулся и опрокинул другого в снег. Весь израненный, волк едва успел улизнуть от врага.

У старых лосей и косуль в последние дни показались уже новые рога. Это еще не затвердевшие бугорки, покрытые кожей и пушистой шерстью.

ЛЮБИТЕЛЬ ХОЛОДНЫХ ВАНН

У проруби во льду речки около станции Гатчина Балтийской железной дороги один из наших лескоров заметил маленькую чернобрюхую птичку.

Был трескучий мороз, и, хоть на небе блистало солнце, нашему лескору не раз в то утро пришлось оттирать снегом побелевший нос.

Поэтому он очень удивился, услышав, как весело распевает чернобрюхая птичка на льду.

Он подошёл поближе. Тогда птичка подскочила и с размаху – бух в прорубь!

«Утопилась!» – подумал лескор и живо подбежал к проруби, чтобы вытащить сумасшедшую птичку.

Птичка гребла под водой крыльями, как пловец руками.

Тёмная спинка её блестела в прозрачной воде, как серебряная рыбка.

Птичка нырнула на самое дно и побежала по нему, цепляясь острыми коготками за песок. В одном месте она задержалась немножко. Перевернула клювом камешек и вытащила из-под него чёрного водяного жука.

А минуту спустя она уже выскочила на лёд через другую прорубь, встряхнулась и как ни в чём не бывало залилась весёлой песенкой.

Наш лескор сунул руку в прорубь. «Может быть, тут горячие ключи и вода в речке тёплая?» – подумал он.

Но он сейчас же выдернул руку из проруби: ледяная вода обожгла его.

Тогда только он понял, что перед ним водяной воробей – оляпка.

Это тоже одна из птиц, для которых законы не писаны, как для клеста.

Перья у неё покрыты тонким слоем жира. Когда водяной воробей ныряет, воздух пузырится на его жирных перьях и блестит серебром. Птичка точно в одежде из воздуха, и ей не холодно даже в ледяной воде.

У нас в Ленинградской области водяной воробей – редкий гость и бывает только зимой.

ЖИЗНЬ ПОД СНЕГОМ

Всю-то долгую зиму глядишь, глядишь на засыпанную снегом землю да невольно и раздумаешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?

Наши корреспонденты выкопали в лесу, на полянах и в поле глубокие – до самой земли – колодцы в снегу.

То, что мы увидали там, превзошло все наши ожидания. Там показались зелёные розетки каких-то листочков и молодые острые росточки, пробивающиеся из сухих дернинок, и зелёные стебельки разных трав, придавленные к промёрзлой земле тяжёлым снегом, но живые. Подумайте только – живые!

Оказывается, живут на дне мёртвого снежного моря, зеленеют себе и земляника, и одуванчик, и кашка, и кошачьи лапки, и асколка, и дубровка, и щавель, и множество ещё разных растений! А на нежной, сочной зелени травки-мокрицы даже крошечные бутоны.

В стенах снежных колодцев наших лескоров были обнаружены круглые дырочки. Это перерезанные лопатами ходы-переходы малых зверюшек, отлично умеющих добыть себе еду в снежном море. Мыши и полёвки грызут под снегом вкусные и питательные корешки, и хищные землеройки, ласки, горностаи охотятся тут зимой за этими грызунами, да и за птицами, ночующими в снегу.

Прежде думали, что у одних только медведей детёныши родятся среди зимы. Счастливые ребята, говорят, родятся «в рубашечке». Медвежата появляются на свет очень маленькими, с крыс, и не то что в рубашечке – прямо в шубках.

Теперь учёные дознались, что некоторые мыши и полёвки зимой вроде как выезжают на дачу: перебираются из своих летних подземных норок наверх – «на лёгкий воздух» – и устраивают себе гнёзда под снегом на корнях и нижних ветвях кустов. И вот чудеса: зимой у них тоже бывают детёныши! Крошечные мышиные малыши родятся совсем голенькими, но в гнезде тепло, и маленькие мамы кормят их своим молочком.

ВЕСНЫ ПРИМЕТЫ

Хоть и крепки ещё в этом месяце морозы, да уж не те, что были среди зимы. Хоть и глубок снег, да уж не тот, что был – блестящ и бел. Потускнел, посерел, ноздреват стал. А с крыш сосульки растут, а с сосулек капель. Глядишь – уж и лужицы.

Солнце всё чаще выглядывает, солнце уж начинает пригревать. И небо уж не мёрзлое, бело-голубого зимнего цвета. Небо синеет день ото дня. И облака по нему не сероватые, зимние: они уже слоятся и, того и гляди, поплывут крепкими, сбитыми кучками.

Чуть солнце – под окном уж вызванивает весёлая синица:

– Скинь шубак, скинь шубак, скинь шубак!

Ночами на крышах кошачьи концерты и драки.

В лесу нет-нет да раскатится радостная барабанная дробь пёстрого дятла. Хоть носом по суку, а всё считается песня!

И в самой глуши, под елями и соснами, на снегу кто-то чертит таинственные знаки, непонятные чертежи. И при виде их замрёт вдруг, потом сильно забьётся охотничье сердце: ведь это мошник – бородатый лесной петушище, глухарь избороздил крепкий весенний наст крутыми перьями могучих крыльев. Значит… значит, вот-вот начнётся глухариный ток, таинственная лесная музыка.

ПЕРВАЯ ПЕСНЯ

В морозный, но солнечный день прозвучала в городских садах первая весенняя песенка.

Пел зинзивер, синица-кузнечик. Песня нехитрая:

«Зин-зи-вер! Зин-зи-вер!»

Только и всего. Но так весело звенит эта песня, точно бойкая златогрудая птичка хочет сказать на своём птичьем языке:

– Скинь кафтан! Скинь кафтан! Весна!

ТИР

БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ

1. Какой зверёк спит всю зиму вниз головой?

2. Что делает зимой ёж?

1. Какая певчая птичка достаёт себе пищу, ныряя в воду под лёд?

2. Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе? И почему?

3. С прилёта каких птиц считаем мы начало весны?

4. В новой стене в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено.

5. В избе мёрзнут, на улице нет.

6. Что выше лесу, что краше свету?

7. Ума нет, а хитрее зверя.

8. Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает.

iknigi.net

Виталий бианки любител холодных ванн

Методическая разработка библиографического урока:
Внеклассное чтение 2 класс

В. Бианки
«Любитель холодных ванн»

Работа выполнена учителем начальных классов
Сизовой Ольгой
Александровной

Санкт-Петербург
2009

Цели:
Способствовать полноценному восприятию рассказа и формировать познавательные интересы у учащихся.
Формировать начальное представление о научно-познавательной и научно-художественной книге, о научном и художественном стилях речи.
Формировать систему читательских умений и умение получать информацию из познавательного текста.
Задачи.
1. Совершенствовать навыки чтения.
2. Обучать выразительному чтению.
3. Развивать речь учащихся.

Оборудование:
текст рассказа В. Бианки «Любитель холодных ванн» (для каждого учащегося)
текст научной статьи из «Атласа – определителя птиц и птичьих гнезд средней полосы России» (для каждого учащегося)
таблица №1, №2, №3 (для каждого учащегося)
план научной статьи

Стадия «Вызов»:
Прием «Верите ли вы?»
Верите ли вы, что оляпка
— поет в трескучий мороз?
— зимой ныряет в прорубь?
— может жить под водой?
— умеет бегать по дну?
— это лягушка?
— умеет грести под водой крыльями?
— перья оляпки покрыты жиром?
Ученики записывают свои предположения в таблицу. Да «+», Нет «-».

Таблица №1
№ п/п
Предположения
Да/Нет
Правильные ответы

1
Оляпка поет в трескучий мороз?

2
Оляпка зимой ныряет в прорубь?

3
Оляпка может жить под водой?

4
Оляпка умеет бегать по дну?

5
Оляпка это лягушка?

6
Оляпка умеет грести под водой крыльями?

7
Перья оляпки покрыты жиром?

Стадия «Осмысление». Работа с текстом.
Прием «Инсерт»
Хорошо читающий ученик читает рассказ В. Бианки «Любитель холодных ванн» для своей группы, учащиеся делают свои пометки (значки):
«V» — уже знал;
«+» — новая информация;
«-» — думал иначе.

Ученики заполняют таблицу № 2.

Таблица №2
V
+

Оляпка – чернобрюхая птичка с острыми коготками
Гребет крыльями, как пловец руками
Поет в трескучий мороз

Бегает по дну
Ныряет в прорубь

Одежда из воздуха предохраняет от мороза
Перья покрыты жиром

Ученики обсуждают в группах заполненные таблицы. Результаты выносятся на доску.
Ученикам следует вернуться к Таблице №1 и проверить, верны ли были их предположения. В графе «Правильные ответы» снова поставить значки.
Физкультминутка
Ученики читают научную статью из Атласа – определителя птиц и птичьих гнезд средней полосы России (Боголюбов, Жданова, Кравченко, Москва «Экосистема» 2006):

Оляпка — птица из отряда воробьиных, тело покрыто плотным оперением, клюв загнут на конце, ноги сильные, с загнутыми когтями. Голова бурая, спинка и брюхо – черные, шея – белая. Длина тела – 20 см, размах крыльев – 30 см. Хорошо плавает, ныряет, бегает под водой. Питается насекомыми, маленькими рыбками. Гнездится у воды.

-Где можно встретить такой текст?
(В справочнике, энциклопедии)

-Энциклопедия – это книга, в которой собраны разнообразные научные сведения. В энциклопедии можно прочитать статьи о знаменитых людях, о явлениях природы, о животных, об исторических событиях, об изобретениях, открытиях и о многом другом.
Текст, который мы прочитали, взят из энциклопедии, это научный текст, потому что в нем содержатся научные сведения. Но ведь и в рассказе Бианки мы нашли сведения об оляпке.

5) Давайте сравним эти тексты и подумаем,

educontest.net

Библиографический урок по произведению В. Бианки Любитель холодных ванн 2 класс

Методическая разработка библиографического урока:
Внеклассное чтение 2 класс

В. Бианки
«Любитель холодных ванн»

Работа выполнена учителем начальных классов
Сизовой Ольгой
Александровной

Санкт-Петербург
2009

Цели:
Способствовать полноценному восприятию рассказа и формировать познавательные интересы у учащихся.
Формировать начальное представление о научно-познавательной и научно-художественной книге, о научном и художественном стилях речи.
Формировать систему читательских умений и умение получать информацию из познавательного текста.
Задачи.
1. Совершенствовать навыки чтения.
2. Обучать выразительному чтению.
3. Развивать речь учащихся.

Оборудование:
текст рассказа В. Бианки «Любитель холодных ванн» (для каждого учащегося)
текст научной статьи из «Атласа – определителя птиц и птичьих гнезд средней полосы России» (для каждого учащегося)
таблица №1, №2, №3 (для каждого учащегося)
план научной статьи

Стадия «Вызов»:
Прием «Верите ли вы?»
Верите ли вы, что оляпка
— поет в трескучий мороз?
— зимой ныряет в прорубь?
— может жить под водой?
— умеет бегать по дну?
— это лягушка?
— умеет грести под водой крыльями?
— перья оляпки покрыты жиром?
Ученики записывают свои предположения в таблицу. Да «+», Нет «-».

Таблица №1
№ п/п
Предположения
Да/Нет
Правильные ответы

1
Оляпка поет в трескучий мороз?

2
Оляпка зимой ныряет в прорубь?

3
Оляпка может жить под водой?

4
Оляпка умеет бегать по дну?

5
Оляпка это лягушка?

6
Оляпка умеет грести под водой крыльями?

7
Перья оляпки покрыты жиром?

Стадия «Осмысление». Работа с текстом.
Прием «Инсерт»
Хорошо читающий ученик читает рассказ В. Бианки «Любитель холодных ванн» для своей группы, учащиеся делают свои пометки (значки):
«V» — уже знал;
«+» — новая информация;
«-» — думал иначе.

Ученики заполняют таблицу № 2.

Таблица №2
V
+

Оляпка – чернобрюхая птичка с острыми коготками
Гребет крыльями, как пловец руками
Поет в трескучий мороз

Бегает по дну
Ныряет в прорубь

Одежда из воздуха предохраняет от мороза
Перья покрыты жиром

Ученики обсуждают в группах заполненные таблицы. Результаты выносятся на доску.
Ученикам следует вернуться к Таблице №1 и проверить, верны ли были их предположения. В графе «Правильные ответы» снова поставить значки.
Физкультминутка
Ученики читают научную статью из Атласа – определителя птиц и птичьих гнезд средней полосы России (Боголюбов, Жданова, Кравченко, Москва «Экосистема» 2006):

Оляпка — птица из отряда воробьиных, тело покрыто плотным оперением, клюв загнут на конце, ноги сильные, с загнутыми когтями. Голова бурая, спинка и брюхо – черные, шея – белая. Длина тела – 20 см, размах крыльев – 30 см. Хорошо плавает, ныряет, бегает под водой. Питается насекомыми, маленькими рыбками. Гнездится у воды.

-Где можно встретить такой текст?
(В справочнике, энциклопедии)

-Энциклопедия – это книга, в которой собраны разнообразные научные сведения. В энциклопедии можно прочитать статьи о знаменитых людях, о явлениях природы, о животных, об исторических событиях, об изобретениях, открытиях и о многом другом.
Текст, который мы прочитали, взят из энциклопедии, это научный текст, потому что в нем содержатся научные сведения. Но ведь и в рассказе Бианки мы нашли сведения об оляпке.

5) Давайте сравним эти тексты и подумаем, чем они похожи и чем отличаются.
Прием «Табличные формы обработки информации РКМ. Сводная таблица»
На доске:
Таблица №3
Познавательный рассказ
Линии сравнения
Научная статья

Цель

Отношение автора

Персонажи

Речь

-Для чего написана научная статья?
-Знаете ли вы ее автора?
-А кто написал рассказ «Любитель холодных ванн»?
-Как вы думаете, почему Бианки написал этот рас

profhelp.net

краткое содержание и главные герои

Виталий Валентинович Бианки — известный писатель-натуралист. Он был одним из тех, кто стоял у истоков советской детской литературы. Появление в ней научно-популярного жанра — это большая заслуга Бианки. «Лесная газета», главные герои которой это не только люди, но и растения звери, птицы, — самое известное произведение писателя. Оно входит в круг детского чтения уже более пятидесяти лет.

Как велась работа над произведением

Виталий Бианки рассказы «Лесная газета» писал на протяжении тридцати лет. Произведение совершенствовалось от издания к изданию — обновлялись представленные там сведения о природе, увеличивалось количество рубрик этой своеобразной «газеты». Кроме того, расширялась география регионов страны, природа которых была описана в рассказах. Дети узнают о природе в жарком климатическом поясе России, за полярным кругом и в средней полосе.

Обновление фактического материала становилось возможным благодаря огромной работе, которую проделывал писатель. Он много путешествовал по стране, лично сам проводил исследования, записывал результаты своих наблюдений. Для написания рассказов В. В. Бианки использовал сведения о новейших достижениях, касающихся разных сторон жизни человека и окружающей его природы. Для этого писатель постоянно изучал работы ведущих ученых страны. Он был высокоэрудированным человеком, способным изложить научные сведения доступным для детей языком.

В 1923 году в детском журнале «Воробей» стали появляться первые статьи Бианки. «Лесная газета», краткое содержание которой можно передать словами «вести о лесной жизни», очень полюбилась детям и их родителям. В 1928 году книжка вышла как самостоятельное издание.

Особенности произведения

Форма подачи материала в «Лесной газете» носила новаторский характер. Подобный способ преподнесения научных сведений используется и сегодня теми людьми, кто занимается в сфере образования и просвещения детей.

Как известно, любая газета предназначена для того, чтобы передавать события, происходящие в мире. Именно на этом основывалась задумка Виталия Бианки. «Лесная газета» — рассказы, отражающие все, что происходит в лесу, поле, на реке в разные времена года. Героями же произведения стали звери, птицы, насекомые, растения и, конечно, человек.

В каждом номере этой «газеты», как и любой другой, всегда есть свежие новости. Здесь публикуются объявления, очерки корреспондентов, статьи редакции, письма охотников и рыболовов и даже срочные телеграммы. Все происшествия, случившиеся в природе, тоже освещены на страницах номеров газеты. Читатель легко ориентируется в материале, так как он разбит по рубрикам, да и названия выпусков говорят о многом.
Всего существует двенадцать номеров газеты — по количеству месяцев в году.

Краткое содержание

Воспитать любовь к своей Родине, показать многообразие ее природы, напомнить о существовании взаимосвязей в ней призвано произведение Бианки «Лесная газета».
Краткое содержание рассказов, входящих в номера, передать очень трудно. Это связано с тем, что по объему рассказы маленькие, в них содержится только самая важная для раскрытия темы информация.

А идеи, которые обсуждаются на страницах «Лесной газеты», самые разнообразные. Например, дети узнают, можно ли вырастить бруснику у себя в огороде? Что может случиться, если зайца вскормит кошка? Как птицы учат летать своих птенцов? Почему медведя зимой нельзя тревожить? И еще много очень интересных и запоминающихся сведений получают читатели этого необычного издания.

Летние месяцы

В номерах газеты, посвященных описанию жизни природы в июне, июле и августе, читатели узнают, как определить, когда началось и закончилось лето. Это время года, которому радуются и люди, и животные, и растения. О преимуществах летних месяцев неоднократно упоминает Бианки.

«Лесная газета», краткое содержание которой приводится в статье, извещает о том, где животные добывают корм для себя и потомства. Что может стать пищей для обитателей водоемов, лесов, степей и полей.

Кроме того, имеется информация, раскрывающая секреты строительства «квартир» всех лесных, водных, степных, полевых жителей. Надо сказать, что животных мало интересует, как строят жилье их многочисленные соседи. Самое важное — это знать, как строили убежища сородичи. Ведь только в нем можно по-настоящему чувствовать себя в безопасности.

«Газета» много рассказывает о самых трудолюбивых представителях дикой природы. К ним, конечно же, можно причислить пчел, шмелей и других насекомых, которые помогают опылять растения.

Человек летом тоже не перестает трудиться. Ему нужно постараться вырастить и собрать хороший урожай зерна, овощей и фруктов. О том, как это делается, читатель тоже узнает.

Зимние месяцы

Много удивительных историй может поведать «газета» своим читателям. Но особенно интересно узнать, как переносят звери суровую зиму. Об этом и рассказывает Виталий Бианки.

«Лесная газета», краткое содержание которой передано в статье, познакомит с птицами, ведущими необычный образ жизни. Писатель говорит, что для них «законы не писаны». Оказывается, клест вопреки всем законам выводит свое потомство в самый разгар зимних морозов. А оляпка — птица, которая умеет не только летать, но нырять и бегать по дну водоема.

Несмотря на лютую стужу, жизнь зимой тоже полна историй и происшествий. Необычным поведением может отличиться медведь, мыши-полевки, зайцы и многие другие животные. А у каждого из растений тоже есть своя зимняя история.

Литературное наследие

За свою творческую жизнь, которая длилась более 25 лет, писатель создал около 300 рассказов, сказок, былей для детей. На этих произведениях выросло несколько поколений настоящих читателей. И сегодня на полках библиотек можно встретить сборники и отдельные издания книг, которые создал Виталий Валентинович Бианки.
«Лесная газета» не потеряла своей актуальности до сих пор. И является одним из самых востребованных произведений писателя. За время своего существования она переиздавалась семь раз и была выпущена миллионными тиражами.

fb.ru

Рассказ » Любитель холодных ванн».

Краткосрочное планирование литературному чтению на тему «Любитель холодных ванн» в 3 «В» классе

Цель  урока (когнитивная): Овладеть знаниями о птицах, а именно об Оляпки,  определение важности использования холодных ванн.

Цель (исследовательская): Создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения

Ожидаемые результаты

А:  Ученики знают птиц, разновидности птиц, называют их.

В:  Ученики могут дать характеристики птиц.

С: Ученики могут моделировать  вопросы, аргументировать свою позицию.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Оценивание для обучения

Модули

Мотивационный

15 мин

Выйти на тему урока, создать мотивацию у учащихся, пробудить интерес

9

1. Проведение бодрячка

2. Создание  ситуации благоприятного психологического климата «Солнце светит на того…».

Посадить детей в круг на стулья, ведущий в центре проговаривает слова. К кому эти слова подходят, встают и пересаживаются на свободный стул, кто не успел сесть на стул, встает на место ведущего.

Например: Солнце светит на того, кто сегодня пришел в школу с мамой.

Повторяют движения.

Учащиеся садятся в круг, один встает на место ведущего и начинает игру.

Видеоролик

Новые подходы в преподавании и обучении, возрастные особенности

6

3. Стратегия «Предположения»

 учащимся предлагается из прочитанных предположений выбрать те, которые относятся к птице оляпки. Проверка по слайду. Поет в трескучий мороз, зимой ныряет в прорубь, может жить под водой, умеет бегать по дну, это лягушка, умеет грести под водой крыльями, перья покрыты жиром.

Учитель выводит детей на тему:

— О какой птице вы не знаете ничего, или совсем мало?(об Оляпки).

4. Совместная выработка критериев успешности работы в группах.

— Перед тем как начать работать, нам необходимо выработать правила работы в группе. Какие правила вы предложите?

5. Постановка целей урока детьми.

— Тема нашего урока –  «Любитель холодных ванн». Зная тему урока, какие цели вы поставите перед собой, что вы хотите узнать, что научиться делать?

Учащиеся берут по 1 название понравившейся птицы и рассаживаются по названию птиц.

Говорят, о чем на уроке пойдет речь (о птице Оляпки).

Предлагают правила для работы в группе.

Ставят цели к уроку.

Конверты с названиями птиц.

Слайд

Вырабатывают критерии

Новые подходы в преподавании и обучении

ИКТ

Операционный

20 мин

Изучение нового материала с использованием новых подходов в обучении

10

 6. Стратегия «Знаешь — расскажи»

— Сейчас вы получите конверты с картинками. Вам необходимо на плакат, в центре которого наклеена профессия, которую собрала ваша группа, вокруг выбрать и приклеить инструменты, относящиеся к этой профессии. Но выполняете работу аккуратно, и чтобы это выглядело красиво. После того как вы выполните задание, составьте рассказ об этой профессии, все что вы знаете, и объясните назначение инструментов, которые вы выбрали для своей профессии.

В группе составьте два вопроса, один будет тонкий, другой толстый. На листочках даны начало вопросов, вам необходимо продолжить вопрос. Выберите человека, который будет защищать ваш плакат. Отвечаете на вопросы всей группой. Если возникнут вопросы, тихонько поднимите руки. На работу вам 10 минут.

— Перед тем как вы начнете работу, распределим роли в группе, то сеть кто, за что будет отвечать. Один будет тайм-кипер, тот, кто следит за временем, второй – спикер, который будет выступать, третий – дизайнер, оформляет работу на постере, четвертый – менеджер, который будет следить чтобы в группе все работали и выполняли задание, пятый – исследователь, правильно распределяет инструменты.

.

Физминутка

Группы получили конверты и постеры. Картинки инструментов, которые относятся к профессии, расклеивают вокруг. По началам готовят один тонкий, один толстый вопросы.  Готовят рассказ о профессии.

Учащиеся повторяют движения

Конверты с картинками инструментов, постеры с приклеенными профессиями, клей, карточки с началами вопросов, бейджи с ролями в группах.

Видеоролик  

Критическое мышление, талантливые и одаренные

Управление и лидерство в обучении

Возрастные особенности, ИКТ

10

— Группы заканчиваем работу, спикер готовится к выступлению. Остальные готовят свои вопросы к группе, которая будет отвечать. Вопросы задаем только после рассказа спикера.

— Если вам постер и выступление понравилось, то поднимите большой палец вверх, если что-то не совсем понравилось, то на середину палец, если совсем не понравилось, то палец вниз.

Группы слушают выступление спикеров, задают вопросы

Формативная оценка «Большой палец»

Талантливые и одаренные

Рефлексивный

10 мин

Закрепление изученного материала, систематизация знаний, контроль знаний

4

7. Задание для проверки знаний.

Тест по тексту

Учащиеся работают над заданием. Проверяют друг друга.

Задание на каждого ученика,

Взаимопроверка по

Критическое мышление

2

Стратегия «Лучики солнца»

— На листах у вас три солнышка без лучиков. Напишите свое имя и дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока.

-Что сегодня на уроке мы изучали? Что было интересного? Где возникли трудности?

Учащиеся дорисовывают лучики и сдают учителю.

Листы с солнышками

Формативная оценка

Оценивание для обучения

kopilkaurokov.ru

Краткое содержание Бианки Лесная газета для читательского дневника

Текст Бианки Лесная газета для читательского дневника

«Лесная газета» представляет собой серию рассказов, точней, стилизованных выпусков новостей с рассказами, интервью, зарисовками, объявлениями и тому подобным, здесь встречаются даже стихи, даже безобидные анекдоты про животных. Естественно, детям была интересна эта форма газеты, будто для взрослых. Существует двенадцать выпусков газеты – по количеству месяцев. Героями стали очеловеченные животные, птицы, растения. Бианки создал новую научно-популярную форму детского рассказа. Виталий Валентинович сам путешествовал, общался с учёными, много читал, чтобы передать детям свои знания о родной природе. Человек тоже показан здесь – его труд и забота о мире.

Главная мысль

В этой новаторской серии рассказов, отвечая требованиям времени, фигурируют, конечно, пионеры, спортивные секции, собрания и другие социальные реалии. И всё-таки рассказы – добрые, неожиданные, интересные, познавательные – остаются значимыми и в современности.

Читать краткое содержание Бианки Лесная газета

Каждая газета отражает особенности месяца. Например, в ноябрьском выпуске поясняется, почему люди называют этот месяц «пегим» — то белый снег, то серый дождь. И даже приводится поясняющая сказка: снеговая туча надвигается, ведь её зовёт сменивший уже шубку на белую заяц, на снегу ему лучше прятаться, но куропатка просит тучу подождать, так как ей сложно откапывать корм из-под снега. Так, слушая то медведя, то ещё волков, туча и бродит туда-сюда.

В декабрьской газете объявляют открытие лесного клуба по интересом. Там даже собираются организовать разные секции. Приходит в кружок пения и волк – исполнитель «лунной арии».

Интересно, что в одной истории здесь говорят семена. Некоторые ждут весны под снегом, другие – зацепились за шерсть животных (медведя, барсука и других), поэтому пережидают холода с ними.

В майском выпуске, естественно, много сообщений о встрече лета, о праздновании. Все показывают свои таланты: поют и танцуют. Животные собирают целый лесной оркестр.

В одном из выпусков описано собрание редакции. Журналисту было поручено записать звуки ночного леса, а он всё попутал – записаны лишь звуки патефона и другой шум города. Но тут же выясняется, что это птица ночная кричит, как патефон…

Все эти истории издавались более семи раз, переводились на другие языки. Газеты даже вышли отдельным изданием, по ним поставлены радио-спектакли. Многие люди выросли на этих забавных и добрых историях.

Оцените произведение: Голосов: 203

Читать краткое содержание Лесная газета. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Бианки. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Лесная газета

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лиханов Чистые камушки

    После войны отец Михаськи становится спекулянтом. Даже верный друг Сашка не хочет больше с Михаськой дружить. Несмотря на это, с риском для жизни герой выручает Сашку из беды. Отец поступает подло

  • Краткое содержание Маракотова бездна Конана Дойла

    Это произведение повествует о трех людях, которые решили совершить погружение возле берега Африки. По утверждению профессора Маракот, что он смог обнаружить самую глубокую впадину в Атлантике.

  • Краткое содержание Вампилов Утиная охота

    Главный герой пьесы — Виктор Александрович Зилов просыпается утром в собственном доме, находящемся в небольшом городке.

  • Краткое содержание Куприн Скворцы

    Начинается рассказ о скворцах с общего замечания о том, что животные и птицы хорошо чувствуют природу. Могут, например, предугадывать землетрясения, а человек по их поведению беспокойному сам догадывается о грозящем бедствии.

  • Краткое содержание Аксаков Буран

    Сергей Тимофеевич изначально сочинял стихи, а «Буран» — первое его прозаическое произведение. Опубликованное под псевдонимом оно было благоприятно встречено читателями и критиками. Важнейшую часть очерка занимает описание этого стихийного явления

chitatelskij-dnevnik.ru

Лесная Газета № 12. Месяц Дотерпи До Весны. Любитель Холодных Ванн

2,254 МиБ 128 кбит/c 2:24



Последние треки Виталий Бианки:

6:16

11:00

10:23

36:48

38:41

14:57

7:12

39:02

8:12

10:57

buben.fm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *