cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Так знать и любить природу как умеет бунин мало кто умеет – «ТАК ЗНАТЬ И ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ, КАК УМЕЕТ БУНИН, — МАЛО КТО УМЕЕТ» (А. А. Блок)

«ТАК ЗНАТЬ И ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ, КАК УМЕЕТ БУНИН, — МАЛО КТО УМЕЕТ» (А. А. Блок)

«ТАК ЗНАТЬ И ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ. Да, образ хрупкого, почти прозрачного ландыша глубоко проник в сердце молодого Ивана Бунина. Но не только этот, пахнущий влаж­ной свежестью, посланец весны тревожил душу писателя. Все обра­зы родной природы, все ее запахи, звуки и краски словно слились воедино с естеством Бунина. Лирика родных мест, тонкая живопись природы не случайно являются самой яркой, самой волнующей ча­стью как поэтического, так и прозаического наследия великого ма­стера слова. Бунин с ранних лет живет в мире сладчайших своих ощущений и воспоминаний — в мире беззаботного детства, осенен­ного «старыми липами», освещенного «ласковым солнцем» и ове­янного «мягким ветром».

Бунин, как многие другие писатели, склонен одушевлять при­роду, отождествлять ее с человеком. Но у него это не простое ОЛИ­цетворение окружающего мира — он сам полностью растворяется, сливается с этим миром. Человек и природа совершенно неразде­лимы, внутренняя жизнь человека отражается во внутренней жиз­ни природы. И это ощущается в каждой строчке, в каждом слове поэта:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Только полностью окунувшись в мир природы, растворившись в сияющем облаке, в бездонном небе, в «безднах голубых* океана, Бунин может быть счастлив — счастлив оттого, что «видит, слы­шит», живет. Да, писатель не просто любуется природой, не просто проникается любовью к ней, он живет, дышит, чувствует вместе с этим миром. И потому может так тонко передать каждую, даже самую маленькую, его деталь.

Читая стихотворения Бунина, невольно начинаешь испытывать трогательную любовь к игольчатой зелени весенней травки, восхи­щаться пением соловья. Хочется блаженно улыбаться, вдыхая аро­мат черемухи, беспечно радоваться первозданной прелести весны, отдаваться ее теплу, впитывать всем своим существом все запахи и звуки природы, наслаждаться нежностью ее красок. И в душе лю­бого человека возникает чувство трепетной любви к родной стороне, где нет заморских птиц, роскошных экзотических растений, где по утрам кричат грачи и петухи и «солнце ласковое греет». Горячо любя родную природу, Бунин открывает для нас красоту привычно­го, заставляя по-новому взглянуть на знакомый мир, пройти вместе с поэтом «тропами потаенными» и попытаться проникнуть в безмол­вную тайну природы:

Тропами потаенными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими,

Леса молчат — осенней ночи ждут.

Вот крикнул сыч в пустынном буераке…

Вот темный лист свалился, чуть шурша…

Ночь близится: уж реет в полумраке

Ее немая, скорбная душа.

Внимательный и чуткий глаз поэта-художника постоянно откры­вает вокруг то, чего не заметит простой человек: солнечных зайчи­ков, что трепещут по стенам комнаты, отраженные обыкновенной лу­жей; тепло и свет, растворенные в утреннем тумане; «гулкий и про­тяжный» шум воды. Сам Бунин писал: «„.зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша…» И дейст­вительно, только обладая такими обостренными чувствами, а еще всем сердцем любя природу в ее самых обычных проявлениях, мож­но было создавать такие неповторимые произведения, как, напри­мер, элегический рассказ «Антоновские яблоки», который был не­посредственно навеян запахом этих плодов осеннего сада, лежащих в ящике письменного стола.

Писатель умеет так тонко передать все нюансы окружающего мира, что даже морозным зимним днем мы начинаем ощущать яблочный запах «меда и осенней свежести», запах весенней воды, цветов, тра­вы, листьев, сена, хлебов, огородов…

Бунин, как никто из русских писателей, знал и любил природу родного Подстепья, видел, слышал, чувствовал во всех неуловимых переходах и изменениях времен года и сад, и поле, и пруд, и реку, и лес, и овраг, заросший кустами дубняка и орешника. Он знал все травы, цветы, он в мельчайших подробностях, с высоким художе­ственным мастерством мог передать красоту оленя или лошади, придав их фигурам, их нраву краткие, но точные и запоминающи­еся черты:

Она взмахнула легкой гривой И, ноздри к ветру обратив,

С тоскою нежной и счастливой Кому-то страстный шлет призыв.

И как, читая подобные строки, можно не проникнуться глубо­кой и чистой любовью ко всему этому неповторимому миру, к «бар­хатному шмелю» с «золотым оплечьем», гудящему «певучей стру­ной», к белокрылому голубю, что «пернатой стрелою несется из-за волн», к «стеклянному» звону шипов, к птице, что «в испуге бьется средь ветвей».

Речь Бунина одинаково красива как в стихах, так и в прозе. Причем сила выразительности достигается не только прямым опи­санием (без изощренных метафор и эпитетов), но и звукописью и ритмикой.

Слова звучат хрустальным звоном и переливаются дивными красками, а перед нашим мысленным взором оживают великолеп­ные картины: «На ранней заре… распахнешь бывало окно в прохлад­ный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко бле­стит кое-где утреннее солнце… Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья скользят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая…» («Ан­тоновские яблоки»). А описание грозы в рассказе «Заря всю ночь» настолько ярко, что картина по-настоящему звучит громовыми рас­катами: «Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском».

Но природа никогда не была для Бунина исключительно пред­метом любования и преклонения. В его произведениях картины ок­ружающего мира предстают перед нами увиденными глазами ге­роев, прошедшими через их души и сердца: «Катя! Белые цветы на меже мгновенно связывались с мыслью о ее белых перчатках, синие медвежьи ушки — с цветом ее вуали… А когда он, при захо­дящем солнце, въезжал в Шаховское, сухой и сладкий запах елей и роскошный запах жасмина дали ему такое острое чувство лета и чьей- то старинной летней жизни в этой богатой и прекрасной усадьбе, что, взглянув на красно-золотой вечерний свет в аллее, на дом, стоящий в ее глубине, в вечереющей тени, он вдруг увидел Катю…* («Мити­на любовь»). Малейшее колебание настроения отражается в окружа­ющем пейзаже: «Митя… глянул на… крышку гроба, обитую золо­той парчой, — и вдруг почувствовал: в мире смерть! Она была во всем: в солнечном свете, в весенней траве на дворе, в небе, ъ саду». Обыч­но весна ассоциируется с возрождением, но мимо героя Бунина толь­ко что прошла смерть, и даже весна стала какой-то не такой: «все преобразилось как бы от близости конца мира, и жалка, горестна стала прелесть весны, ее вечной юности!» Такую же зависимость вос­приятия окружающей природы от состояния человека мы видим и в рассказе «Солнечный удар».

Возвратившись в гостиницу, где были проведены самые лучшие, незабываемые минуты с возлюбленной, поручик сел возле открыто­го окна, «в которое несло жаром, но все-таки веяло воздухом… Все было хорошо, во всем было безмерное счастье, великая радость; даже в этом зное и во всех базарных запахах».

Но вот приходит осознание потери, и солнце, «жаркое, пламен­ное и радостное », которое совсем недавно радовало и « освещало » сча­стливые мгновения, теперь слепит и кажется «бесцельным».

Краски при описании любимой женщины светлы и легки, как и любовь к ней: «Уехала — и теперь уже далеко, сидит, вероятно… и смотрит на огромную, блестящую под солнцем реку, на встречные плоты, на желтые отмели, на сияющую даль воды и неба, на весь этот безмерный волжский простор». Но мир опустел без любимой, и краски поблекли: «Темная летняя заря потухла далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где све­тившейся дрожащей рябью вдали по ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг».

Подобные примеры можно найти в каждом произведении писате­ля, потому что сила и непреходящее значение творчества И. А. Бу­нина — в глубоко задушевном выражении чувств. В созданных им картинах природы заключено ощущение глубокой взаимосвязи всего живого на земле, потому что для него « нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни*.

www.prepodka.net

«Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет» (А. Блок). Разное Бунин И.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Бунин И.А. / Разное / «Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет» (А. Блок).

    В ряду знаменитых современников Бунин выделяется своей особенной индивидуальностью. Чувства и переживания, выразившиеся в его творчестве, сложны и нередко проти-воречивы. В его ощущениях вещного мира, природы причудливо переплетаются радость бытия и тоска, томленье по неведомой красоте, истине, добру, которого так мало на земле. Не найдя красоты в людях, поэт ищет ее в природе. С неисчерпаемым своеобразием поэтически своеобразного и всегда точного рисунка создает Бунин в прозе и стихах бесчисленные картины природы.

    В своего рода поэтической декларации он утверждает:

    Нет, не пейзаж влечет меня,

    Не краски я стремлюсь подметить,

    А то, что в этих красках светит, –

    Любовь и радость бытия.

    Она повсюду разлита –

    В лазури неба, в птичьем пеньи,

    В снегах и вещем дуновеньи, –

    Она везде, где красота.

    Бунин живет ощущениями природы, для него образ не служит только формой выражения.

    В бунинской поэзии картинам природы отведено главенствующее место. В стихотворении «Одиночество» с их помощью выражаются глубоко личные, интимные переживания. В стихотворении «Перекресток» лирический герой вынужден вернуться, ибо не знает, по какой дороге идти. Именно здесь природа становится символом надежды, залогом обновления жизни. В природе герой всюду видит восхищающую его красоту. Особенное место занимает здесь описание тишины как символа мировой гармонии, которая, по Бунину, заключена именно в природе: «и только звезды и курганы слушали мертвую тишину…» («На край света»)

    Пейзаж в творчестве Бунина – это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов, стремящегося воссоздать панораму мест, где живет и действует герой. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувства героя. Природа в рассказах писателя объясняет человека, формирует его эстетическое чувство. Поэтому Бунин стремится уловить все ее оттенки.
    Критики его раннего творчества определили Бунина как «певца осени, грусти», награждали его эпитетами «тишайший, умиротворенный». Но в его творчестве можно найти огромное количество примеров, в которых писатель воплотил всю свою сложность, противоречивость, остроту восприятия жизни. Любовь Бунина к природе была любовью нежной и мучительной. Писатель видит, что красота и гармония природы нарушается уродствами жизни. Из сопоставления жизни дворянских усадеб, деревни с удивительными по красоте пейзажами возникли контрасты, которые обостряют социальную проблематику его произведений.

    В рассказе «На хуторе» человек как бы растворился в природе, превратился в некую ее частицу: «Как живо чувствовал он свое кровное родство с этой безмолвной природой».

    В рассказе «Антоновские яблоки» и сегодня поражает тончайшее ощущение природы, умение передать это ощущение в четких и зримых образах. Чувство Родины рождается из ощущения ее неповторимой, своеобразной, грустной осенней природы. Любовь писателя к пейзажу средней полосы России делает этот неяркий, лишенный броских красок пейзаж изумительно красивым и праздничным. Читатель надолго запомнит и «весь золотой, подсохший, поредевший сад», и «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести», и «сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада», и многое другое.

    Одно из самых выразительных мест романа «Жизнь Арсеньева» – описание последних августовских дней, когда щедрая природа уже тронута осенним увяданием и раскрывает перед героем все свои богатства. Бунин-художник-живописец создает в описании основной цветовой оттенок, который вызывает у читателя впечатление пышного и праздничного: «желтая щетка жнивья», «желтые осы», «желтеющий полевой простор».
    Здесь природа как бы проникнута взаимосвязанностью с чувствами героя. Природа выступает не фоном, а мерилом душевного состояния человека. Мысли и чувства героя удивительно гармонируют с предосенним описанием природы.

    В творчестве Бунина тема природы занимает одно из ключевых мест. Этот мотив становится сквозным, соединяет все наследие писателя. Функции пейзажа крайне разнообразны как в лирике, так и в прозе: эмоциональный фон произведения, выражение чувств героя, контраст к социальному аспекту произведений и др. Бунинское понимание природы есть выражение его философско-эстетической позиции — стремление человека к вселенской гармонии.

    В своем творчестве И.А. Бунин выступает как непревзойденный певец русской природы, продолжатель традиций и новатор. По силе эмоционального воздействия бунинский пейзаж трудно сопоставить с каким-либо другим во всей мировой литературе.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Бунин И.А. / Разное / «Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет» (А. Блок).


www.litra.ru

«Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет» (А. Блок).

В ряду знаменитых современников Бунин выделяется своей особенной индивидуальностью. Чувства и переживания, выразившиеся в его творчестве, сложны и нередко проти-воречивы. В его ощущениях вещного мира, природы причудливо переплетаются радость бытия и тоска, томленье по неведомой красоте, истине, добру, которого так мало на земле. Не найдя красоты в людях, поэт ищет ее в природе. С неисчерпаемым своеобразием поэтически своеобразного и всегда точного рисунка создает Бунин в прозе и стихах бесчисленные картины природы.

В своего рода поэтической декларации он утверждает:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит, –

Любовь и радость бытия.

Она повсюду разлита –

В лазури неба, в птичьем пеньи,

В снегах и вещем дуновеньи, –

Она везде, где красота.

Бунин живет ощущениями природы, для него образ не служит только формой выражения.

В бунинской поэзии картинам природы отведено главенствующее место. В стихотворении «Одиночество» с их помощью выражаются глубоко личные, интимные переживания. В стихотворении «Перекресток» лирический герой вынужден вернуться, ибо не знает, по какой дороге идти. Именно здесь природа становится символом надежды, залогом обновления жизни. В природе герой всюду видит восхищающую его красоту. Особенное место занимает здесь описание тишины как символа мировой гармонии, которая, по Бунину, заключена именно в природе: «и только звезды и курганы слушали мертвую тишину…» («На край света»)

Пейзаж в творчестве Бунина – это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов, стремящегося воссоздать панораму мест, где живет и действует герой. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувства героя. Природа в рассказах писателя объясняет человека, формирует его эстетическое чувство. Поэтому Бунин стремится уловить все ее оттенки.

Критики его раннего творчества определили Бунина как «певца осени, грусти», награждали его эпитетами «тишайший, умиротворенный». Но в его творчестве можно найти огромное количество примеров, в которых писатель воплотил всю свою сложность, противоречивость, остроту восприятия жизни. Любовь Бунина к природе была любовью нежной и мучительной. Писатель видит, что красота и гармония природы нарушается уродствами жизни. Из сопоставления жизни дворянских усадеб, деревни с удивительными по красоте пейзажами возникли контрасты, которые обостряют социальную проблематику его произведений.

В рассказе «На хуторе» человек как бы растворился в природе, превратился в некую ее частицу: «Как живо чувствовал он свое кровное родство с этой безмолвной природой».

В рассказе «Антоновские яблоки» и сегодня поражает тончайшее ощущение природы, умение передать это ощущение в четких и зримых образах. Чувство Родины рождается из ощущения ее неповторимой, своеобразной, грустной осенней природы. Любовь писателя к пейзажу средней полосы России делает этот неяркий, лишенный броских красок пейзаж изумительно красивым и праздничным. Читатель надолго запомнит и «весь золотой, подсохший, поредевший сад», и «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести», и «сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада», и многое другое.

Одно из самых выразительных мест романа «Жизнь Арсеньева» – описание последних августовских дней, когда щедрая природа уже тронута осенним увяданием и раскрывает перед героем все свои богатства. Бунин-художник-живописец создает в описании основной цветовой оттенок, который вызывает у читателя впечатление пышного и праздничного: «желтая щетка жнивья», «желтые осы», «желтеющий полевой простор».

Здесь природа как бы проникнута взаимосвязанностью с чувствами героя. Природа выступает не фоном, а мерилом душевного состояния человека. Мысли и чувства героя удивительно гармонируют с предосенним описанием природы.

В творчестве Бунина тема природы занимает одно из ключевых мест. Этот мотив становится сквозным, соединяет все наследие писателя. Функции пейзажа крайне разнообразны как в лирике, так и в прозе: эмоциональный фон произведения, выражение чувств героя, контраст к социальному аспекту произведений и др. Бунинское понимание природы есть выражение его философско-эстетической позиции — стремление человека к вселенской гармонии.

В своем творчестве И.А. Бунин выступает как непревзойденный певец русской природы, продолжатель традиций и новатор. По силе эмоционального воздействия бунинский пейзаж трудно сопоставить с каким-либо другим во всей мировой литературе.

my-soch.ru

“ТАК ЗНАТЬ И ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ, КАК УМЕЕТ БУНИН, – МАЛО КТО УМЕЕТ” (А. А. Блок)

“ТАК ЗНАТЬ И ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ, КАК УМЕЕТ БУНИН, – МАЛО КТО УМЕЕТ” (А. А. Блок)

И. А. Бунин справедливо считается певцом русской природы. Его влечет беспредельность и изменчивость природного мира, его вечное движение.

В лирике И. А. Бунина природа раскрывается многообразно – в цвете, звуках, запахах. Осень и весна, зима и лето – все времена года оживают в стихах И. А. Бунина. И у каждого времени – свое дыхание, свои краски не только на земле, но и на небе. Зимняя ночь. На земле: “Белеет снега мшистая постель, в сугробах стынут траурные

ели”. Вверху: “Ночное небо низко и черно, – лишь в глубине, где Млечный Путь белеет, сквозит его таинственное дно и холодом созвездий пламенеет”. Взгляд поэта охватывает землю и небо во всей их осязаемости. Его мир раздвинут до космических высот, но не разъят, а слит в единое целое.

В результате возникает целостное ощущение красоты земли: “Вверху идет холодный шум. Внизу – молчанье увяданья… Вся молодость моя – скитанья да радость одиноких дум”. И. А. Бунин говорит о природе как о средоточии желанной гармонии. Быть естественным, как сама природа, – вот идеал поэта. Не только восторг

перед природой, но и страстная жажда соединения с ней – эта тема классической поэзии звучит уже в самых ранних его стихах: “Ты раскрой мне, природа, объятья, чтоб я слился с красою твоей!”

В лирике И. А. Бунина образ природы неразрывно слит с чувством родины. В ряде стихотворений он мужественно говорит о родной страннице, голодной, но любимой. Чувство родины – это печаль, грусть, однако эта печаль, которую мы вслед за А. С. Пушкиным называем светлой, – печаль очищающая. В одном из ранних стихотворений И. А. Бунин говорит об отчизне: “…я вернулся к ней, усталый от скитаний одиноких, и понял красоту ее печали и счастие – в печальной красоте”.

В прозе И. А. Бунина образ природы так же поэтичен, как и в лирике. Так, в рассказе “Антоновские яблоки” подлинный герой – великолепная русская осень со всеми ее красками, звуками и запахами – земли, крестьянской жизни, труда: “тонкий аромат опавшей листвы”, “запах меда и осенней свежести”. Главное в рассказе – ощущение гармонии во взаимоотношениях человека и природы.

Любуясь родной природой, писатель не может не тревожиться о ее судьбе. В рассказе “Новая дорога” грохочущий по рельсам поезд представлен “гигантским драконом”, который воюет с вечной природой, неохотно уступающей ему свое пространство. Две силы, два начала в мире, как живые существа, ведут символический диалог. Невнятному, торопливому “разговору” колес вторят столетние сосны: “Болтайте, болтайте! Мы расступимся, но что-то несете вы в наш тихий край?” Тревога в этом рассказе высказана предельно ясно: “Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищете людей прибавишь нищету природы?”

Важной особенностью бунинской прозы является то, что картины природы предстают перед нами увиденными глазами героев, прошедшими сквозь их души и сердца. Малейшее колебание в их настроении сказывается на окружающем пейзаже. Характерный пример – рассказ “Митина любовь”: “Митя… глянул на крышку гроба, обитую золотой парчой, – и вдруг почувствовал: в мире смерть! Она была во всем: в солнечном свете, в весенней траве на дворе, в небе, в саду…” Обычно весна ассоциируется с возрождением, но мимо бунинского героя только что прошествовала смерть, и потому весна совсем иная: “Все преобразилось как бы от близости конца мира, и жалка, горестна стала прелесть весны, ее вечной юности!”

Действительно, И. А. Бунин, как никто, любил и понимал природу, остро чувствовал и точно изображал ее. Она стала для писателя той целительной и благотворной силой, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение единения со своим народом.

goldsoch.info

“Так знать и любить природу, как умеет Бунин – мало кто умеет”. (А. Блок)

Русская природа не поражает воображение яркостью, сочностью, обилием красок и оттенков. Красота русской природы не навязчива, скромна, благородна: белоствольные березовые рощи; сосновые сказочно-тенистые боры; степи, завораживающие безграничными просторами; изумрудно – зеленые заливные луга.
И. А. Бунин рисовал природу, избегая возвышенного тона, патетики. Его привлекает сельская природа с ее тишиной, умиротворением, скромностью.
В стихотворении “Полевые цветы” лирический герой, несмотря на роскошь и ухоженность дорогих цветов,

взлелеянных в теплицах, привезенных “из-за синих морей”, отдает предпочтение скромным полевым цветам, которых взрастили дожди, солнце, естественная среда, закалила непогода:
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастала весна благовонная
В зелени майской лесов и цветов.
Поэту не горько видеть облетающий лес, слушать зимние вьюги. Есть своя красота в лесе, который сбрасывает свое богатое лиственное убранство:
Лес загудит, затрепещет, – и сыплются
Листья дождем золотым.
Зимние вьюги для поэта – залог будущей весны:
Зимние вьюги – предтечи весенние.
Чуткое ухо поэта улавливает тайную жизнь, которую скрывает в себе уснувшая до весны земля:
Жизнь зарождается в мраке таинственном…
Стихотворение “Весеннее”, воспроизводящее радостные картины пробуждения природы, напоминает сказку своими волшебными формулами, оборотами речи, даже бродячим сюжетом: “весна – царевна” пока еще “сладко спит” “в заповедных чащах бора”, но скоро явится из прекрасного далека “апрель-царевич” и “склонится” над ней, “прильнет к устам царевны”, чтобы разбудить ее для людей, уставших от зимы. Точно так же поступил принц из прекрасной сказки Ш. Перро о спящей красавице, заколдованной злой феей. И тогда случится чудо:
…пойдут бурлить потоки
По долинам и оврагам.
Налетят лесные птицы,
Зашумят грачи, а с ними –
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.
Сколько экспрессии, динамики в этом жизнерадостном пейзаже. Достигается это благодаря обилию глаголов: бурлит, налетят, зашумят, зацветут, зазеленеют, оживут.
Все дорого и мило влюбленному в природу поэту: тихий пруд, в который, “как в зеркале, меж тростников, С берегов опрокинулся лес”; “сонный туман на лугах”; “стройный клен под окошком”; “крик журавлей над тихими полями”; “молодые березки”; “сверкающий ливень”.
Прелесть, очарование поэт видит во всем, что его окружает:
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва.
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж – и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.
Бунин поэтизирует даже дождливую сырую осень с “опустевшим и больным лесом”, “сыростью грибной”, “тлеющей теплой листвой”.
В стихотворении “Листопад” осенний лес, нарисованный поэтом, завораживает, околдовывает:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрой стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Удивительно, что только не замечает наблюдательный, пытливый взгляд лирического героя! Он замечает все: “воздушной паутины ткани”, “последнего мотылька”, “пригретого солнечным теплом”; “листика шуршанье”.
И. А. Бунин принадлежал к числу тех редких людей, которым природа, отвечая на нежность, открывала свои тайны, и эта наблюдательность в сочетании с даром поэтического слова рождала удивительно красивые строчки, воспевающие скромную красоту русской природы.

rus-lit.com

«ТАК ЗНАТЬ И ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ, КАК УМЕЕТ БУНИН, — МАЛО КТО УМЕЕТ» (А. А. Блок)

И. А. Бунин справедливо считается певцом русской природы. Его влечет беспредельность и изменчивость природного мира, его вечное движение.

В лирике И. А. Бунина природа раскрывается многообразно — в цвете, звуках, запахах. Осень и весна, зима и лето — все времена года оживают в стихах И. А. Бунина. И у каждого времени — свое дыхание, свои краски не только на земле, но и на небе. Зимняя ночь. На земле: «Белеет снега мшистая постель, в сугробах стынут траурные ели». Вверху: «Ночное небо низко и черно, — лишь в глубине, где Млечный Путь белеет, сквозит его таинственное дно и холодом созвездий пламенеет». Взгляд поэта охватывает землю и небо во всей их осязаемости. Его мир раздвинут до космических высот, но не разъят, а слит в единое целое.

В результате возникает целостное ощущение красоты земли: «Вверху идет холодный шум. Внизу — молчанье увяданья… Вся молодость моя — скитанья да радость одиноких дум». И. А. Бунин говорит о природе как о средоточии желанной гармонии. Быть естественным, как сама природа, — вот идеал поэта. Не только восторг перед природой, но и страстная жажда соединения с ней — эта тема классической поэзии звучит уже в самых ранних его стихах: «Ты раскрой мне, природа, объятья, чтоб я слился с красою твоей!»


В лирике И. А. Бунина образ природы неразрывно слит с чувством родины. В ряде стихотворений он мужественно говорит о родной страннице, голодной, но любимой. Чувство родины — это печаль, грусть, однако эта печаль, которую мы вслед за А. С. Пушкиным называем светлой, — печаль очищающая. В одном из ранних стихотворений И. А. Бунин говорит об отчизне: «…я вернулся к ней, усталый от скитаний одиноких, и понял красоту ее печали и счастие — в печальной красоте».

В прозе И. А. Бунина образ природы так же поэтичен, как и в лирике. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» подлинный герой — великолепная русская осень со всеми ее красками, звуками и запахами — земли, крестьянской жизни, труда: «тонкий аромат опавшей листвы», «запах меда и осенней свежести». Главное в рассказе — ощущение гармонии во взаимоотношениях человека и природы.

Любуясь родной природой, писатель не может не тревожиться о ее судьбе. В рассказе «Новая дорога» грохочущий по рельсам поезд представлен «гигантским драконом», который воюет с вечной природой, неохотно уступающей ему свое пространство. Две силы, два начала в мире, как живые существа, ведут символический диалог. Невнятному, торопливому «разговору» колес вторят столетние сосны: «Болтайте, болтайте! Мы расступимся, но что-то несете вы в наш тихий край?» Тревога в этом рассказе высказана предельно ясно: «Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищете людей прибавишь нищету природы?»

Важной особенностью бунинской прозы является то, что картины природы предстают перед нами увиденными глазами героев, прошедшими сквозь их души и сердца. Малейшее колебание в их настроении сказывается на окружающем пейзаже. Характерный пример — рассказ «Митина любовь»: «Митя… глянул на крышку гроба, обитую золотой парчой, — и вдруг почувствовал: в мире смерть! Она была во всем: в солнечном свете, в весенней траве на дворе, в небе, в саду…» Обычно весна ассоциируется с возрождением, но мимо бунинского героя только что прошествовала смерть, и потому весна совсем иная: «Все преобразилось как бы от близости конца мира, и жалка, горестна стала прелесть весны, ее вечной юности!»

Действительно, И. А. Бунин, как никто, любил и понимал природу, остро чувствовал и точно изображал ее. Она стала для писателя той целительной и благотворной силой, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение единения со своим народом.

tvory.info

«Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет» (А. Блок)

   В ряду знаменитых современников Бунин выделяется своей особенной индивидуальностью. Чувства и переживания, выразившиеся в его творчестве, сложны и нередко проти-воречивы. В его ощущениях вещного мира, природы причудливо переплетаются радость бытия и тоска, томленье по неведомой красоте, истине, добру, которого так мало на земле. Не найдя красоты в людях, поэт ищет ее в природе. С неисчерпаемым своеобразием поэтически своеобразного и всегда точного рисунка создает Бунин в прозе и стихах бесчисленные картины природы.
    В своего рода поэтической декларации он утверждает:

    Нет, не пейзаж влечет меня,
    Не краски я стремлюсь подметить,
    А то, что в этих красках светит, –
    Любовь и радость бытия.
    Она повсюду разлита –
    В лазури неба, в птичьем пеньи,
    В снегах и вещем дуновеньи, –
    Она везде, где красота.

    Бунин живет ощущениями природы, для него образ не служит только формой выражения.
    В бунинской поэзии картинам природы отведено главенствующее место. В стихотворении «Одиночество» с их помощью выражаются глубоко личные, интимные переживания. В стихотворении «Перекресток» лирический герой вынужден вернуться, ибо не знает, по какой дороге идти. Именно здесь природа становится символом надежды, залогом обновления жизни. В природе герой всюду видит восхищающую его красоту. Особенное место занимает здесь описание тишины как символа мировой гармонии, которая, по Бунину, заключена именно в природе: «и только звезды и курганы слушали мертвую тишину…» («На край света»)
    Пейзаж в творчестве Бунина – это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов, стремящегося воссоздать панораму мест, где живет и действует герой. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувства героя. Природа в рассказах писателя объясняет человека, формирует его эстетическое чувство. Поэтому Бунин стремится уловить все ее оттенки. 
    Критики его раннего творчества определили Бунина как «певца осени, грусти», награждали его эпитетами «тишайший, умиротворенный». Но в его творчестве можно найти огромное количество примеров, в которых писатель воплотил всю свою сложность, противоречивость, остроту восприятия жизни. Любовь Бунина к природе была любовью нежной и мучительной. Писатель видит, что красота и гармония природы нарушается уродствами жизни. Из сопоставления жизни дворянских усадеб, деревни с удивительными по красоте пейзажами возникли контрасты, которые обостряют социальную проблематику его произведений. 
    В рассказе «На хуторе» человек как бы растворился в природе, превратился в некую ее частицу: «Как живо чувствовал он свое кровное родство с этой безмолвной природой».
    В рассказе «Антоновские яблоки» и сегодня поражает тончайшее ощущение природы, умение передать это ощущение в четких и зримых образах. Чувство Родины рождается из ощущения ее неповторимой, своеобразной, грустной осенней природы. Любовь писателя к пейзажу средней полосы России делает этот неяркий, лишенный броских красок пейзаж изумительно красивым и праздничным. Читатель надолго запомнит и «весь золотой, подсохший, поредевший сад», и «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести», и «сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада», и многое другое.
    Одно из самых выразительных мест романа «Жизнь Арсеньева» – описание последних августовских дней, когда щедрая природа уже тронута осенним увяданием и раскрывает перед героем все свои богатства. Бунин-художник-живописец создает в описании основной цветовой оттенок, который вызывает у читателя впечатление пышного и праздничного: «желтая щетка жнивья», «желтые осы», «желтеющий полевой простор». 
    Здесь природа как бы проникнута взаимосвязанностью с чувствами героя. Природа выступает не фоном, а мерилом душевного состояния человека. Мысли и чувства героя удивительно гармонируют с предосенним описанием природы.
    В творчестве Бунина тема природы занимает одно из ключевых мест. Этот мотив становится сквозным, соединяет все наследие писателя. Функции пейзажа крайне разнообразны как в лирике, так и в прозе: эмоциональный фон произведения, выражение чувств героя, контраст к социальному аспекту произведений и др. Бунинское понимание природы есть выражение его философско-эстетической позиции — стремление человека к вселенской гармонии.
    В своем творчестве И.А. Бунин выступает как непревзойденный певец русской природы, продолжатель традиций и новатор. По силе эмоционального воздействия бунинский пейзаж трудно сопоставить с каким-либо другим во всей мировой литературе.

reshebnik5-11.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *