cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок биологии 6 класс условия произрастания и видоизменения корней фгос – Разработка урока биологии 6 класса «Видоизменения корней»

Содержание

Разработка урока биологии 6 класса "Видоизменения корней"

Биология, 6 класс

Видоизменения корней

Цели:

I. Образовательно-развивающие:

1.1. Усвоение новых понятий: корнеплод, корневые клубни, дыхательные корни, ходульные корни, воздушные корни, цепляющиеся корни

1.2. Применение опорных понятий: корень, корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, питание, дыхание.

1.3. Формирование универсальных учебных действий: определять понятия, классифицировать понятия, отвечать на вопросы-понятия, отвечать на вопросы-суждения, формулировать цели в форме вопроса-понятия, решать противоречия, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений,

1.4. Овладение специальными умениями: умение различать видоизменения корней, объяснять их биологическое значение.

II. Воспитательная:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрение на основе философских категорий: причина-следствие, качество-количество, содержание-форма.

Заявка на оценку:

«5» - 36 и более баллов

«4» - 28 – 35 баллов

«3» - 20 – 27 баллов

I. Актуализация знаний

1. Беседа. Фронтальная работа – учитель задаёт вопросы, ученики отвечают:

Какие части растения вы знаете?

Какую часть растения мы изучаем?

Какие зоны выделяют в корне?

1 балл за ответ

2. Взаимоопрос.

Задание ученикам: Задать вопросы - понятия по карточке № 1 к понятиям, используя вопросительные слова 1 – 7, 9:

корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. 7 мин

1 балл за вопрос + 1 балл за ответ

Карточка № 1

Вопрос-понятие

  1. Что называется…?

  2. Что считается …?

  3. Что понимается под…?

  4. Что представляет собой…?

  5. Что выражает…?

  6. Что является…?

  7. Что такое…?

  8. Каковы свойства и виды…?

  9. В чём заключается сущность…?

II. Проверка Д/З

1. Тренажер на компьютере (Приложение 1) 7 мин

10 баллов

2. Выполнение теста на карточке (Приложение 2) 7 мин

11 баллов

3. Взаимопроверка: Ученики обмениваются работами, учитель диктует правильные ответы, ученики отмечают правильные ответы, подсчитывают баллы 2 мин

III. Изучение нового материала:

1. Ученики в тетради записывают тему урока «Видоизменения корней»

2. По карточке № 1 поставить цель к уроку. 1 мин

- Что такое видоизменение корней?

- Каковы свойства и виды видоизменения корней?

- В чём сущность видоизменения корней?

1 балл за вопрос

3. Этап индивидуального труда .

Просмотреть видео-лекцию, придумать и заполнить таблицу. (Приложение 3)

10 мин

4. Этап простой кооперации – в двух группах ученики обсуждают результат:

Первая группа обсуждает 1-3 пункты, вторая группа обсуждает 4-6 пункты.

5. Этап сложной кооперации – от каждой группы выступает по одному ученику, остальные проверяют, дополняют.

После выполнения задания у учащихся в тетради появляется табилица

Корнеплод

Запас питательных веществ

Морковь, свекла, редька, редис

  1. Корневые клубни

Запас питательных веществ

Любка двулистная, георгина

  1. Дыхательные

Газообмен

Мангры

  1. Ходульные

Опорная

Баньян

  1. Воздушные

Поглощение воды из воздуха

Орхидея

  1. Цепляющиеся

Поддержание стебля

Ваниль

1 бал за каждую правильно заполненную строчку

2 балла выступающему у доски

6. Ответить на вопрос-суждение «Каким образом видоизменения корней могли появиться у растений?», решив противоречие:

Чтобы размножаться но в первый год оно не

растение должно дать семена, успело зацвести

На доске с магнитами учитель вывешивает две пары карточек. (Приложение 4)

Ученики работают двумя парами, продолжить логическую цепочку .расположив карточки в логической последовательности. После выполнения задания сравниваем, обсуждаем решение

Чтобы размножаться но в первый год оно не

растение должно дать семена успело зацвести

Необходимо сохранить но зимой надземная часть погибнет.

вегетативную часть

Необходимо сохранить почки но почкам, чтобы прорости

под землей необходимы питательные в-ва,

а они образуются в листьях,

которые вырастут из почек.

побег отмирает

Создать запас питательных

в-в в прошлом году. Но где?

запас питательных в-в в корне

- корнеплод. 5 мин

3 балла за правильную логическую цепочку

2 балла выступающему у доски

IV. Закрепление

1. Первичный контроль. Выполнить задание на карточке (Приложение 5): «Подпишите видоизменения корней и их значение» .

Самопроверка 5 мин

1 балл за каждый правильный ответ – до 10 баллов

V. Итог урока:

- какая сегодня была тема урока?

- какие ставили перед собой цели?

- Какими способами достигали цели?

- Как работали?

Самооценка:

Дополнительные баллы: активность, правильная осанка, хорошее поведение, скорость ответов – 1-2 балла

Поощри

тельные баллы

Сумма баллов

Оценка

Тренажер на компью тере

Выпол нение

теста на карточке

Запол

нение таблицы

Первич ный контроль

Оценки в дневники

Д/З Первый уровень: Прочитать в учебнике статью о видоизменениях корней, выучить таблицу,

Второй уровень - составить вопросы – суждения по карточке № 2

Карточка № 2

Вопрос – суждение

С ?

С – вопросительные слова

1 – первое понятие (субъект – подлежащее суждения)

- слово – связка между понятиями

2 – второе понятие (предикат – сказуемое суждения)

Синонимический ряд вопросительных слов

  1. Чем объяснить, что …?

  2. Как доказать, что …?

  3. В каком случае …?

  4. Когда …?

  5. Каким образом…?

  6. Вследствие чего…?

  7. Почему…?

Третий уровень – составить схему, используя понятия

Приложение 4

Чтобы размножаться растение должно дать семена

------------------------------------------------

но в первый год оно не успело зацвести

------------------------------------------------

необходимо сохранить вегетативную часть

------------------------------------------------

но зимой надземная часть погибнет

---------------------------------------------------------------

необходимо сохранить почки под землей

--------------------------------------------------------------

но почкам, чтобы прорости необходимы питательные вещества, а они образуются в листьях, которые вырастут из почек, а побег отмирает

---------------------------------------------------------------

создать запас питательных веществ в прошлом году. Но где? Запас питательных веществ в корне - корнеплод.

Биология, 6 класс

Корень

1. Корень не выполняет функцию:

А. всасывающую

Б. запасающую

В. Фотосинтезирующую

2. В корне различают зоны

А. деления, проведения, роста

Б. деления, роста, всасываня, проведения

В. Корневой чехлик, деление, роста, всасывания, проведения

3. Корневой ситемой называетс

А. главный корень с корневымиволосками

Б. совокупность всех крней растения

4. Корневые системы бывают

А. стержневая

Б. мочковатые

В. комковатые

5. Для одуванчика, подсолнечника, гороха характерна корневая система

А. стержневая

Б. мочковатые

6. для подорожника, хлебных злаков характерна корневая система

А. стержневая

Б. мочковатые

7. подпишите зоны корня

Биология, 6 класс Приложение № 2

Корень

1. Корень не выполняет функцию:

А. всасывающую

Б. запасающую

В. Фотосинтезирующую

2. В корне различают зоны

А. деления, проведения, роста

Б. деления, роста, всасываня, проведения

В. Корневой чехлик, деление, роста, всасывания, проведения

3. Корневой ситемой называетс

А. главный корень с корневымиволосками

Б. совокупность всех крней растения

4. Корневые системы бывают

А. стержневая

Б. мочковатые

В. комковатые

5. Для одуванчика, подсолнечника, гороха характерна корневая система

А. стержневая

Б. мочковатые

6. для подорожника, хлебных злаков характерна корневая система

А. стержневая

Б. мочковатые

7. подпишите зоны корня

Биология, 6 класс

Видоизменения корней

Назовите видоизменения корней и их значение


Биология, 6 класс

Видоизменения корней

Назовите видоизменения корней и их значение


Биология, 6 класс

Видоизменения корней

Назовите видоизменения корней и их значение


Биология, 6 класс

Видоизменения корней

Назовите видоизменения корней и их значение


Биология, 6 класс

Видоизменения корней

Назовите видоизменения корней и их значение


Биология, 6 класс

Видоизменения корней

Назовите видоизменения корней и их значение

infourok.ru

Условия произрастания и видоизменения корней

Корень — это осевой, обычно подземный вегетативный орган многих растений, обладающий неограниченным ростом в длину.

Корни никогда не обрастают листвой и создают разветвлённые корневые системы.

Большинство представителей растений обладают подземными корневыми системами. Но есть и обладатели корешков подводных (как у ряски) или воздушных (как у орхидей).

Развитие корневой системы во многом зависит от условия произрастания растения, плотности почвы и глубины залегания грунтовых вод.

Растения пустынь, например, имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко.

Корни ежовника безлистного – полукустарника уходят в почву на 15 м, часто проникая до глубины залегания грунтовых вод. Корневая система у ежовника стержневая.

На сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 м длины, а на орошаемых — всего 50 см.

В суровых условиях тундры корни растений располагаются у поверхности, а сами растения низкорослые. Например, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см.

В процессе приспособления к условиям существования корни у некоторых видов растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции. Например, корнеплоды выполняют запасающую функцию у многих видов двулетних растений. В них откладывается крахмал, сахар и другие питательные вещества. Корнеплоды имеют двойное происхождение — верхняя часть образуется из стебля, а нижняя — как утолщение главного корня.

Условно корнеплод можно разделить по вертикали на 3 части: головку, шейку и собственно корень.

Верхняя часть ― головка ― образована укороченным стеблем и несёт на себе розетку листьев и почки. Она содержит гораздо меньше по сравнению с другими частями, питательных веществ.

Ниже головки находится шейка, которая не имеет листьев и боковых корней. Она содержит наибольшее количество питательных веществ.

Нижняя часть корнеплода ― корень ― имеет боковые корни, чем и отличается от шейки.

Следующее видоизменение корней — корневые клубни. Это запасающие придаточные корни, как у георгина, например, и др.

Корневые клубни не следует путать с клубнями, например картофеля, так как клубень картофеля – это видоизменённый подземный побег.

Для любого растения жизненно важен солнечный свет, поэтому те растения, которые растут медленно, вынуждены приспосабливаться, чтобы выйти из тени своих собратьев. Так, некоторые растения развили у себя корни-прицепки, примеры которых представлены плющами и другими стелющимися видами.

Корни-прицепки ― это разновидность придаточных корешков, которые образуются на стеблях со стороны опоры. Основная их функция заключается в том, чтобы удерживать побеги на различных субстратах и способствовать их продвижению.

Корешки проникают в расщелины и трещинки и заполняют собой пустоты, надежно удерживая стебли растения на опорах. А если на пути встречается гладкая поверхность, то кончики нижних корешков расширяются и выделяют клейкое вещество, посредством которого прочно закрепляются на плоскости, а молоденькие продолжают поиски новой опоры. Таким образом лазающие растения медленно продвигаются к своей цели, вынося листья к свету.

А некоторые их собратья избрали паразитирующий способ выживания. Они смогли преобразовать корни-прицепки в присоски.

Корни-присоски характерны для растений-паразитов, например повилики. С помощью таких корней растение внедряется в органы других растений и поглощает оттуда воду, минеральные и органические вещества.

Корни-присоски также можно наблюдать у омелы ― вечнозелёного паразитирующего кустарникового растения. Поселяется омела на верхушке дерева или на его ветвях и разрастается зелёным, в большинстве случаев густым кустом, всасывая воду и минеральные вещества.

Надо отметить, что в целом корневые системы значительно менее разнообразны по сравнению с надземными органами, в связи с тем, что среда их обитания более однородна.

Под влиянием тех или иных условий корни изменяются. У растений, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов, образуются воздушные корни, свободно свисающие вниз.

Воздушные корни — это придаточные корни, возникающие у растений на надземных побегах высоко над землёй и служащие для поглощения влаги непосредственно из воздуха. Они часто встречаются у орхидей.

Воздушные корни свободно висят в воздухе и поглощают попадающую на них влагу, дождевую воду и помогают растениям жить в этих своеобразных условиях.

Корни водяных и болотных растений находят в окружающей среде мало кислорода или не находят его вовсе. Поэтому у некоторых из них развиваются дыхательные корни.  Например, у ивы ломкой и некоторых других растений, которые поселяются на топких берегах рек. Подобно стеблям, дыхательные корни вместо того, чтобы углубляться в землю, растут прямо вверх и выходят из илистой почвы непосредственно в атмосферу.

Дыхательные корни развиваются и у мангровых деревьев. Мангры — это вечнозелёные, лиственные леса, произрастающие в приливно-отливной зоне морских побережий и устьях рек. Около сорока процентов времени жизни они затоплены водой.

У некоторых тропических деревьев образуются корни-столбы, поддерживающие крону.

Дополнительные стволы поднимаются не из земли, как большинство стволов, а возникают на ветках в виде воздушных корней. Обычно они растут вниз, иногда образуя под большим деревом гигантские гирлянды. Воздушные корни остаются тонкими и гибкими, пока не достигнут земли, затем они превращаются в подобие ствола, поддерживающего ветку.

Например, у баньяна на стволах и крупных ветвях образуются придаточные корни, дорастающие до земли и служащие подпорками. 

Для многих тропических деревьев характерны так называемые ходульные корни, то есть корни, которые отходят от ствола над землей и достигают почвы крутой аркой, создавая впечатление, будто дерево стоит на ходулях.

Так, панданус выбрасывает растущие вниз придаточные корни — возможно, для дополнительной опоры. По мере того как дерево растет, появляются все новые дополнительные подпорки, особенно если оно из-за воздействия ветра или еще почему-либо согнуто.

У многих крупных деревьев тропического дождевого леса у основания ствола развиваются могучие досковидные корни или же боковые змеевидные корни, расходящиеся по поверхности почвы на расстояние до 60 м. Досковидные корни больше растут в высоту, чем в длину.

Они очень редко уходят глубоко в землю, а когда достигают значительной величины, стержневой корень дерева обычно отмирает.

Досковидные корни иногда бывают так велики, что местные жители изготовляют из них доски — это намного проще, чем обтесывать гигантские стволы.

videouroki.net

конспект урока по биологии в 6 классе по теме "Видоизменения корней"

Копышева Л.В. – учитель химии и биологии МКОУ Рудовской СОШ.

6 класс. План – конспект урока по теме

«Условия произрастания и видоизменения корней»

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме, обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях.

Образовательная цель: Познакомить учащихся с видоизменениями корней и причинами видоизменения.

Развивающая цель: Развивать представления о строении растительного организма, а также общеучебные умения и навыки - сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с информацией – внимательно читать, находить главную мысль, давать названия тексту или части текста, находить ответы на вопросы.

Воспитательная цель: Воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Обучающиеся узнают:

- зависимость глубины проникновения корней в почву от состава почвы и других абиотических факторов;

- растения, образующие корневые клубни, корнеплоды;

- роль корней – прицепок и растения, у которых они образуются;

- значение воздушных и дыхательных корней.

Обучающиеся научатся:

- различать корневые клубни и корнеплоды;

- узнавать и называть растения, имеющие видоизменённые корни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

- умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений, делать выводы (анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД:

- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе или в паре.

Оборудование: Корнеплоды моркови, свеклы, репы; комнатные растения - плющ, монстера; корневые клубни георгина; раздаточные карточки с изображением растений; таблицы; электронная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент, приветствие:

Здравствуйте, ребята! Настроение у меня отличное, надеюсь, что у вас тоже. Давайте улыбнёмся, пожелаем друг другу добра и начнём урок.

Оценивать себя сегодня вы будете сами. На выданном оценочном листе отметьте своё настроение в данный момент.

II. Актуализация субъектного опыта учащихся:

Предлагаю вам отгадать загадку:

Царства темного жильцы     

Ползут в разные концы,    

Неустанно воду пьют,    

Всем растениям жизнь дают.

Учитель:

- О каком органе цветкового растения идет речь?

- Корни бывают разные. Например, самые длинные корни – 120 м. у дикого инжира, он растет в восточной Африке. В Шотландии вяз имеет корневую систему – 110 м. Глубокие корни имеют растения, растущие в пустынях от 20 до 50 м.

- Растения имеют разную корневую систему, почему?

- Рассмотрите рисунок с растениями, корни у которых имеют разную глубину проникновения (стр. 22-23 рис. 11 и 12).

- От чего это зависит? ( От климатических условий окружающей среды)

- Какие функции выполняет корень? (Удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, откладывает и накапливает в запас питательные вещества).

- Чтобы выполнить свои функции, корень изменяется или всегда остаётся одинаковым?

- Попробуйте сформулировать тему урока_______________________________________

- Какую цель мы перед собой поставим?_________________________________________

_____________________________________________________________________________

III. Изучение нового материала:

- Выполним учебное задание №1 (задание на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний – когнитивное).

КАК ЖИТЬ? НУЖНА ПОМОЩЬ. Покрытосеменные растения – это самая молодая и самая многочисленная группа царства Растения. Она включает около 250 тыс. видов, произрастающих во всех климатических зонах. Рассмотрите рисунки, обсудите их с товарищем по парте и назовите приспособления растений к условиям среды:

Растение

орхидея

баньян

Его

приспособление

Корни, которые цепляются за землю и поднимают растение вверх

Дополнительные корни, растут на воздухе и без земли

Подпирают тяжелые ветки, чтобы они не сломались

Название приспособления

Корни - прицепки

Воздушные корни

Корни - подпорки

Сформулируйте вывод: _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

- У плюща и других лазающих растений имеются придаточные корни-прицепки, образующиеся на стороне стебля, обращенной к дереву или другой опоре. Они способствуют прикреплению и продвижению растения по разным субстратам. Проникая в трещины или щели, они утолщаются, закупоривая отверстие подобно хорошо пригнанной пробке, и крепко удерживают растение на опоре.

- Корни могут служить для запасания воды. Особенно хорошо эта функция выражена у тропических орхидей. Наружная часть коры, свисающих вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения.

После обсуждения первого задания, учащиеся выполняют следующее задание.

Учебное задание №2 (задание на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии).

ЖИВУ Я НА БОЛОТЕ…. Прочитайте текст. Цветной ручкой отметьте условия произрастания манговых деревьев и его приспособление к жизни на болоте.

У тропических манговых деревьев, живущих на бедных кислородом почвах, а также у видов, произрастающих на пресноводных тропических болотах, развиваются специальные дыхательные корни, называемые пневматофорами. Развиваются они из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над водой или почвой. Около поверхности воды (почвы) на дыхательных корнях образуются целые «бороды» из тонких корешков, которые и составляют основную всасывающую силу корневой системы манговых растений. При каждом новом повышении уровня воды на пневматофорах образуются новые группы корешков.

Найдите и отметьте правильный ответ:

1) Пневматофорами называют…..

А) …. дыхательные корни, растущие вертикально вверх.

Б) …. бороды из тонких корешков.

В)… специальные корни, которые используются растениями в качестве подпорок на влажных почвах.

Г) … корневую систему манговых растений.

2) Как лучше озаглавить текст:

А) Определение пневматофор.

Б) Особенности тропических растений.

В) Характеристика дыхательных корней.

Г) Виды корней.

- Дыхательные корни развиваются из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над водой или почвой. У некоторых деревьев дыхательные корни имеют форму колен или петель. Их значение заключается в снабжении подземных частей воздухом.

Обсуждение правильных ответов: 1А, 2В.

Учитель: Подведем некоторые итоги.

С какими приспособлениями корней мы познакомились? – демонстрируется слайд презентации с только что изученными видоизменениями корней:

Корни – прицепки

Воздушные корни

Корни – подпорки

Дыхательные корни.

Отвлечёмся и проведём физкультминутку (ученики повторяют движения за учителем):

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо)

И кивнем затем по кругу (наклоны влево - вправо).

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх - вниз),

Груз забот с себя стряхнули -

И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук).

- А теперь отгадайте загадки:

1) Сама в земле – коса на улице? (Морковь)

2) Кругла, а не месяц. Желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь. (Репа)

3) За хохол, да в котёл, а потом – борщок на стол. (Свёкла)

4) Тело – бело, как береза, платье – красно, словно роза.

Красна, а не калина. Горька, а не осина.

Кругла, а не лукошко. Хвост есть, а не кошка. (Редис)

- Выполним следующее задание.

Учебное задание №3 (задание на формирование навыков коммуникации и рефлексии):

РАЗ - МОРКОВКА, ДВА - РЕДИСКА….. Человек использует в пищу многие растения. Чтобы получить хороший и богатый урожай, необходимо знать, какой орган растения нуждается в особом уходе.

Перед вами лежат морковь, репа, редис и свёкла. С товарищем по парте рассмотрите их и определите, какой орган растения принимает участие в их образовании, изменился ли он?

Сформулируйте вывод: _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сравните свой ответ с информацией в учебнике (стр. 21).

Если ваш ответ полностью совпал с ней – Вы молодцы!!!

Вместе с учащимися обсуждаем и делаем вывод: в процессе приспособления к условиям существования корни некоторых видов растений видоизменились и стали выполнять дополнительную функцию – запасающую. Редис, турнепс, свёкла, репа, брюква, репа, морковь и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах. В образовании корнеплодов принимает участие, как главный корень, так и нижние участки стебля.

Посмотрите внимательно на подземную часть георгина и батата (выдаются картинки):

- Как они образуются?

Корневые клубни – образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней.

- Батат, или сладкий картофель, возделывается в тропических и субтропических странах. Его разросшиеся клубневидные утолщенные боковые корни очень калорийны и имеют сладкий вкус. В некоторых странах это основное пищевое растение.

Учитель: вернёмся к началу урока - какую цель мы поставили пред собой и достигли её или нет?

Вывод: корни могут изменяться в результате приспособления к условиям проживания (учащимся раздаются таблицы).

Таблица 1. Видоизменения корней.

IV. Домашнее задание и рефлексия:

Эту таблицу вы закончите дома, прочитав параграф 4.

Оцените свою работу на уроке, обозначьте своё настроение в конце урока (на листах, выданных в начале урока).

Учитель заслушивает мнение учащихся об уроке.

infourok.ru

Видоизменения корня. Видеоурок. Биология 6 Класс

Услышав слово «корень», мы представляем себе что-то находящееся глубоко под землей, занимающееся всасыванием воды. Но это характерно далеко не для каждого растения. Есть корни, находящиеся в воздухе и способные к фотосинтезу. Бывают корни, создающие причудливые «юбки» вокруг деревьев. А случается и так, что растение вообще прекрасно обходится без корня. На этом уроке мы узнаем, какие же еще бывают корни.

Основная функция корня – всасывание воды и минеральных веществ.

На сухих полях длина корней пшеницы достигает 2,5 м, а на увлажненных – 0,5 м. Но они гораздо гуще. Основное условие – увлажненность почвы.

В тундре корни расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Это связано с низкой питательностью почвы и наличием вечной мерзлоты. Корни карликовой березы (см. Рис. 1) достигают 20 см. Но при помещении растения в более благоприятные условия размеры корней увеличиваются.

Рис. 1. Береза карликовая

Пустынные растения имеют очень длинные корни, что связано с глубоким расположением грунтовых вод. Длина корней ежовника безлистного (см. Рис. 2) – 15 м. Растения без развитой корневой системы приспособлены к поглощению влаги из тумана с помощью стеблей и листьев.

Рис. 2. Ежовник безлистный

Развитие корнеплода

Весной посейте на грядке морковь, свеклу, репу. Через неделю после появления всходов каждую неделю выдергивайте саженцы по одному. Рассматривайте и зарисовывайте корневую систему. Отмечайте дату. Сделайте альбом из рисунков, по которому проследите развитие корнеплодов.

Редис, свекла (см. Рис. 3), репа, морковь запасают питательные вещества в увеличенных корнях. При накоплении в них запасных питательных веществ становятся мясистыми. Если эти образования съедобны для человека или животных, их называют корнеплодами.

Рис. 3. Свекла обыкновенная

В образовании корнеплодов принимают участие главный корень и нижние участки стебля.

Корневые клубни (см. Рис. 4) появляются в результате утолщения боковых или придаточных корней. Развиты у георгин, чистяка, батата, маниоки.

Рис. 4. Корневые клубни батата

Втягивающие корни – корни, способные сильно укорачиваться. Они втягивают под землю луковицу лука, пролесок, тюльпанов, орхидей, шафрана. Корни имеют поперечные морщины.

Знаете ли вы, что…

Из корнеплодов сахарной свеклы получают сахар.

Корневая система кукурузы разрастается в стороны от стебля почти на 2 метра, репчатого лука – на 60-70 см.

Основная масса корней большинства растений разрастается на глубине 15-18 см.

Корни моркови длиннее надземной части растения примерно в 7 раз.

У плющей развиваются корни-прицепки (см. Рис. 5), которыми растение крепится к опоре (скале, стволу дерева).

Рис. 5. Корни-прицепки плюща

Корнеплоды и корневые клубни не следует путать с корневищами и настоящими клубнями. Корневища и клубни – видоизменения побегов, не имеющие отношения к корням.

Эпифиты – растения, живущие на поверхности других растений. Не являются паразитами, так как от растения-опоры не получают питательных или минеральных веществ. Пример – орхидеи (см. Рис. 6). Они имеют воздушные корни, свободно свисающие вниз или участвующие в прикреплении к стволу. Могут фотосинтезировать, в этом случае имеют зеленый цвет.  Некоторые орхидеи не имеют листьев (орхидея безлистная), весь фотосинтез осуществляется корнями.

Рис. 6. Орхидея

У некоторых эпифитов вообще нет корней – тилландсия луковичная (см. Рис. 7).

Рис. 7. Тилландсия луковичная

Дыхательные корни (пневматофоры) – образуются у голосеменных и покрытосеменных растений, произрастающих на топкой почве (берега рек). Например, у ивы ломкой (см. Рис. 8), мангр. Корни растут вертикально вверх, пока не достигают поверхности почвы.  По межклетникам воздух перемещается к корням, находящимся глубже, – в условиях недостатка кислорода.

Рис. 8. Ива ломкая

interneturok.ru

Тестовая проверочная работа по биологии для 6 класса на тему "Условия произрастания и видоизменения корней"

Тестовая проверочная работа для 6 класса по биологии на тему «Условия произрастания и видоизменения корней»

Выберите один верный ответ.

1.От каких причин зависит глубина проникновения в почву корней

1) от условий, в которых они произрастают 2) от климата 3) от структуры почвы 4) от влажности.

2.Выберите пример растения, у которого питательные вещества запасаются в корнях

1) вишня 2) свекла 3) баклажан 4) капуста.

3.Как называют видоизменение корня у георгина

1) корнеплод 2) корни подпорки 3) корневые клубни 4) корни прищепки.

4.Назовите растение, у которого придаточные корни прищепки прикрепляются к опоре

1) орхидея 2) плющ 3) георгин 4) календула.

5.У орхидеи видоизменённые корни называются

1) дыхательные 2) корневые клубни 3) корнеплоды 4) воздушные корни.

6.У растений, растущих на топких берегах, корни растут вертикально вверх, как называют такие видоизменённые корни

1) воздушные 2) дыхательные 3) корневые клубни 4) корни подпорки.

7.У баньяна на стволах и крупных ветвях образуются придаточные корни, достигающие до земли, какова их функция

1) защитная 2) дыхательная 3) опорная 4) запасающая.

8.Назовите растение паразит, корни которого способны проникать в тело растения хозяина

1) кипарис 2) повилика 3) осот полевой 4) крапива.

Ответьте на вопросы.

9.С чем связано видоизменение корней у растений?

10.Почему на корнях водных растений отсутствуют корневые волоски?

Ответы на проверочную работу по биологии для 6 класса на тему «Условия произрастания и видоизменения корней».

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответы

1

2

3

2

4

2

3

2

9.В процессе приспособления к условиям среды существования корни видоизменяются и стали выполнять дополнительные функции.

10. Так как корни находятся в воде и поэтому они не содержат корневых волосков.

infourok.ru

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

Разделы: Биология


Задачи:

  • сформировать понятие о видоизменение корней, рассматривая видоизмененные корни как результат приспособления растения к условиям существования;
  • показать биологическое и хозяйственное значение корнеплодов.

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин)

II. Актуализация

Угадай-ка!

На одном быке семь шкур.
(луковица)

Цветок – напрасный,
Плод – опасный.
А после все засажено.
(картофель)

Долгая Варвара
Жестка, корява,
На всех зла,
А всем мила.
(редька)

Сидит девица в темнице,
А коса – на улице.
(морковь)

Девица красна
В землю вросла.
(свекла)

Что выше леса, краше света,
Без огня горит?
(солнце)

Меня ждут не дождутся,
А как увидят – разбегутся.
(дождь)

Игра: Собери предложение.

1. Логически соедините эти слова в одно предложение. (Рост и развитие этих овощей зависит от солнце и дождя).

2. Какую роль играет Солнце для растений? (фотосинтез).

3. Каково значение фотосинтеза. (питание растения).

- это процесс поглощения организмом из внешней среды веществ и использование их для построения своего тела, роста и развития.

 4. Какую роль играет корень в питании растений? (всасывает и засасывает вещества).

5. Картофель, редька, морковь, свекла найдите корень у этих овощных культур.

6. Какую часть растения мы употребляем в пищу? (СКАЗКА “Вершки и корешки”).

- видоизмененный корень.

7. Как образуется? (разрастается корень и нижняя часть стебля).

Растение питается, растет и запасает питательные вещества.

ПИТАНИЕ–РОСТ–ЗАПАС ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ (1 год) — ПРОРОСТИ (2 года) —ЗАЦВЕСТИ–СЕМЕНА

Вывод:

  • Образование корнеплодов - приспособление двулетних и многолетних растении к условиям внешней среды.
  • Запас питательных веществ у многолетних для востоновленние семян.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

  • У кукурузы корневая система разрастается в стороны на 2 метра.
  • У репчатого лука на 60-70 см.
  • У моркови в 7 раз длинней надземной части.

Значение корнеплодов. Самостоятельно домашние задание.

IV. Лабораторная работа: “Микроскопическое строение корня”

V. Д/з: параграф 21 в тетради значение.

Впишите в квадраты растения, которые образуют корнеплоды.

Места накопления нитратов в овощах.

- нарушают нормальную работу кровяной системы, особенно у детей; могут стать причиной раковых опухолей.

ПИСЬМО НЕЗНАЙКИ!!!

Ранней весной едва солнце пригрело землю, я вышел в огород. Разбил грядки, тщательно вскопал их и посеял: свеклу, морковь, редис, репу, редьку. Сразу же, на второй, день подкормил растение азотными удобрениями, учитывая дозировку и правила безопасности. Каждый день, обильно поливая, я терпеливо ждал всходов. А их все не было и не было. Спустя две недели появилась только морковь, Куда же делись другие семена? На следующий день я поспешил подкормить азотными удобрениями. Наступило лето, я продолжал ухаживать за морковью. А в засуху мы с агрономом спешили на поля. Я прихватил удобрения. И чтобы растения не погибли, я рассыпал их по полю. Но в ответ дядя Кеша – агроном отругал меня. Что я сделал не так?

25.03.2008

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Открытый урок по теме "Видоизменения корней"

Тема: Условия произрастания и видоизменения корней.

Цель:

  1. Систематизировать и углубить знания о строении, функциях, значении и видоизменении корней;

  2. Рассмотреть видоизменениях корней;

  3. Рассмотреть видоизменения корня, как результат приспособления к условиям жизни;

  4. Определить биологическое и хозяйственное значение корнеплодов;

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать

  1. Зависимость глубины проникновения корней в почву от состава почв и других абиотических факторов;

  2. Растения, образующие корневые клубни, корнеплоды;

  3. Роль корней – прищепок и растения, у которых они образуются;

  4. Значение воздушных и дыхательных корней.

Учащиеся должны уметь

  1. Различать корневые клубни и корнеплоды;

  2. Узнавать и называть растения, имеющие видоизменённые корни.

Оформление доски: тема урока, на внутренней стороны створки домашнее задание (параграф 21 стр. 106, отвечать на вопросы )

Ход урока

  1. Организационный этап (1-2 мин)

Проверка знаний. Устный опрос (8 мин)

  1. Какие растения называют двудольными, а какие однодольными? (Двудольные растения это те растения, семена которых имеют две семенные доли, однодольные семена которых состоят из одной семядоли )

  2. Какие функции выполняет корень? (Удерживает растение в почве, обеспечивает транспорт питательных веществ и воды из почвы ко всем частям растения)

  3. Назовите виды корней (Главный корень, придаточные и боковые корни)

  4. Назовите типы корневых систем, в чем их характерная особенность? (Стержневая и мочковатая. У стержневой КС легко выделяется главный корень, мочковатая КС имеет корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень недостаточно развит).

  5. Приведите примеры двудольных и однодольных растений, какая у приведенных вами примеров корневая система?

Ребята, как вы думаете, на какую глубину могут проникать корни в почву? От чего она зависит?

  1. Изучение нового материала 25 мин

Некоторые сведения о глубине проникновения корней:

Карликовая береза -20 см

Горох -1.7 м

Ежовник безлистный – 15 м.

Из – за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Так, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, т.к. грунтовые воды уходят глубоко.

Ребята, назовите условия произрастания корней? (влага, кислород, питательные вещества).

Но в природе не всегда есть благоприятные условия для растений поэтому длина корней – приспособление к условиям существования. В результате чего корни изменили свой вид. Давайте же рассмотрим эти видоизменения корней.

Просмотр презентации ( одновременно с просмотром презентации ученики заполняют таблицу)

Запасающие корни позволяют растениям переживать холодное время года. Существует два вида запасающих корней:

Корнеплоды – запасают питательные вещества. Корнеплоды образуются за счет разрастания главного корня и нижней части стебля. У некоторых растений (свекла, редис, репа) основная масса запасных питательных веществ (крахмал, сахар, минеральные соли, витамины) откладывается в стеблевой части корнеплода, а собственно корень — его нижняя часть, на которой развиваются боковые корни. У других растений (морковь, петрушка) запасные питательные вещества откладываются в паренхиме корня.

Корневые клубни – утолщение боковых и придаточных корней. Корнеклубни образуют георгин, батат, чистяк, ятрышник и многие другие растения.

Воздушные корни располагаются непосредственно в окружающей воздушной среде.

Ходульные корни

Ходульные корни (корни — подпорки) — это придаточные корни, растущие вниз от стебля растения и служащие для его дополнительного укрепления на почве. У растений, живущих в зоне затопления, приливов, ходульные корни приподнимают растения над водой, а также выполняют дыхательную функцию. Ходульные корни образуются у особых растительных сообществ тропических лесов — мангровых зарослей, а также у некоторых тропических деревьев и пальм, и даже у кукурузы. Примером ходульных корней также является особая жизненная форма фикуса — баньян. Вначале своей жизни фикус поселяется на деревьях. Воздушные корни фикуса свободно висят в воздухе, впитывая влагу — дождь или капельки росы и постепенно растут вниз. Давайте посмотрим что происходит дальше……. (просмотр видео)

Досковидные опорные корни

В отличие от ходульных, досковидные корни — это боковые корни. Расположенные у самой поверхности почвы, или выступая над ней, они образуют плоские выросты, создающие дополнительную опору для дерева. Досковидные корни характерны для крупных тропических деревьев.

Эпифитные корни

Эпифиты — это растения, живущие на деревьях. Воздушные корни эпифитов свободно висят в воздухе, впитывая влагу — дождь или капельки росы особой покровной тканью — веламеном. К эпифитам относятся орхидеи, живущие в тропических лесах.

Дыхательные корни

Дыхательные корни образуются у деревьев, растущих на затапливаемых или бедных кислородом почвах. Они растут вверх, отходя от подземных боковых корней. Главная функция дыхательных корней — снабжение кислородом подземных частей растения. Кислород проникает через крупные чечевички, расположенные на дыхательных корнях.

Корни-присоски

Корни-присоски характерны для растений-паразитов и полупаразитов. Эти корни проникают внутрь стеблей других растений, и поглощают их соки. Если при этом растение имеет части, способные к фотосинтезу, оно является полупаразитом. Растения, утратившие способность фотосинтеза, и полностью живущие за счет других растений являются паразитами. Примерами паразитов являются повилика, не имеющая хлоропластов. Растения-полупаразиты образуют органические вещества с помощью фотосинтеза в собственных листьях, а воду и минеральные вещества получают с помощью корней-присосок из других растений. Примеры полупаразитов — омела, живущая на деревьях.

Корни-прицепки

Некоторые ползучие растения, например, плющ, ваниль, некоторые фикусы, имеют корни-прицепки. Это видоизмененные придаточные корни, с помощью которых растение может прикрепляться к любой поверхности, даже к голым камням, а значит, выносить листья к свету.

  1. Закрепление изученного. Рефлексия 5 мин

  1. Какие видоизменения корней мы сегодня рассмотрели?

  2. Чем объясняется видоизменение корней?

  3. Приведите примеры.

  4. Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке?

  1. Домашнее задание параграф 21 стр. 106 отвечать на 5 мин. вопросы

  1. Итог урока. Оценки за урок

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *