Таблица ууд в начальной школе по фгос – Материал по теме: таблица формирования УУД | скачать бесплатно
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности) Смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него) Нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор) | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | Общеучебные — формулирование познавательной цели — поиск и выделение информации — знаково-символические — моделирование Логические — анализ с целью выделения признаков (существенных и несущественных) — синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты — выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов — подведение под понятие, выведение следствий — установление причинно- следственных связей — построение логической цепи рассуждений — доказательство — выдвижение гипотез и их обоснование Действия постановки и решения проблем — формулирование проблемы — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) Планирование (определение последовательности промежуточных целей и учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий) Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта) Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивированного конфликта и к преодолению препятствий) |
multiurok.ru
Мониторинг уровней сформированности УУД по ФГОС в начальной школе (таблицы0.
Мониторинг уровня сформированности УУД по ФГОС в начальной школе .
Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Ориентация учебного процесса на достижение ожидаемых (планируемых) результатов освоения учебных программ является одним из важных отличительных особенностей ФГОС нового поколения. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные) рассматриваются как механизм реализации требований стандарта к результатам обучающихся и служат основой объективности оценки уровня образования обучающихся.
Новые требования к результатам вносят определенные изменения в систему традиционного оценивания. Система оценки, определенная ФГОС нового поколения, должна быть направлена на определение уровня достижения не только предметных, но и метапредметных результатов, а также учитывать динамику личностного развития ребенка.
Большие трудности учителя начальных классов испытывают при оценивании УУД и особенно оформлении результатов .Я в своей работе по ФГОС не сразу определилась как измерять и оформлять в таблицах результаты личностных, регулятивных, метапредметных, коммуникативных УУД. Предлагаю некоторые таблицы для измерений.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности
коммуникативных УУД
учащихся набора 2011- 2015 года
2 класс
3 класс
4 класс
Коммуникация как кооперация
Отвечает на вопросы, участвует в диалоге, работает в паре
Участвует в диалоге, слушает и понимает другихВыполняет различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы
Высказывает свою точку зрения, выслушивает других, участвует в работе группы, распределяет роли, договаривается с другими
Умеет договариваться, находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждает и уступает
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликтов интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Коммуникация как интеракция
Соблюдать нормы речевого этикета .Понимать речевое обращение другого человека
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры. Понимать точку зрения другого.
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос. Уважение позиции других людей , отличную от собственной. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Слушать и понимать речь других
Коммуникация как
интериоризация
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности
личностных УУД
учащихся набора 2011 – 2015 года.
Нормативный показатель УУД
2 класс
3 класс
4 класс
Самопознание и самоопределение
самооценка
Чувство необходимости учения
Формирование своей точки зрения
Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, адекватное содержательное представление о школе, предпочтение социального способа оценки своих знаний
Адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»
Адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки
Смыслообразование
мотивация
Интерес к новому, сформированность учебных мотивов, стремление к получению высоких оценок
Сформированы учебные мотивы : желание учиться, желание выполнять согласно школьному распорядку
Сформированность социальных мотивов(чувство долга, ответственность), сформированы познавательные мотивы и интересы
Устанавливает связи между учеником и будущей профессиональной деятельностью
Стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений, мотивирован на высокий результат учебных достижений
Нравственно –
этическая
ориентация
Ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)
Учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости,
Имеет начальное представление о нравственных нормах
Может выделять морально-этическое содержание событий и действий, формируется система нравственных ценностей
Имеет опыт осуществления личностного морального выбора,
может оценивать события с точки зрения моральных норм
Имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора,
может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
метапредметных результатов обучения учащихсянабора 2011 – 2015 года
2 класс
3 класс
4 класс
Регулятивные УУД
1.Самостоятельно формулирует
задание
2.Выбирает для выполнения определенной задачи различные средства
3.Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов
4.Оценивает результаты собственной деятельности
5.Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает ее в работе над ошибками
6.Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает ее
7.Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради
8.Регулирует свое поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями
9.Планирует собственную деятельность , связанную с бытовыми жизненными ситуациями
Познавательные УУД
1.Ориентируется в учебниках
2.Самостоятельно предполагает , какая дополнительная информация будет нужна для изучения неизвестного материала
3.Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из разных источников
4.Составляет сложный план текста
5.Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты
6.Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, таблиц
7.Умеет передавать содержание в сжатом, развернутом виде
Коммуникативные УУД
1.Владеет диалоговой формой речи
2.Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное
3.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций
4.Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию
5.Критично относится к своему мнению , учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре
6.Участвует в работе группы , выполняет свою часть обязанностей , учитывая общий план действий и конечную цель
7.Осуществляет самоконтроль , взаимоконтроль и взаимопомощь
8.Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности
познавательных УУД
учащихся набора 2011 – 2015 года.
Вид УУД
Нормативные показатели
2 класс
3 класс
4 класс
Общеучебные универсальные действия
Ориентироваться в учебнике отвечать на простые и сложные вопросы учителя самим задавать вопросы
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план
Находить необходимую информацию в учебнике, в словарях
Самостоятельно предлагать информацию которая будет нужна, отбирать источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий.
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Составлять сложный план сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
Логические учебные действия
Сравнивать предметы, объекты : находить общее и различие.
Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности ; самостоятельно продолжать их по установленному правилу
Анализировать, сравнивать группировать различные объекты, явления, факты
Ориентироваться в учебнике : определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела
Постановка и решение проблем
Определять умения, которые будут сформированы на основе данного раздела.
Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Наблюдать и делать простые выводы
Извлекать информацию , представленную в разных формах (текст, таблица схема, модель) для решения проблем
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала
Самостоятельно делать выводы перерабатывать информацию преобразовывать ее , представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде
Планировать работу по изучению незнакомого материала
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности
регулятивных УУД
учащихся набора 2011 – 2015 года
Нормативные показатели
2 класс
3 класс
4 класс
Целеполагание –постановка
учебной задачи
Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, регулирует весь процесс выполнения.
Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности под руководством учителя и самостоятельно
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий, регулирует процесс выполнения
Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи
Формулировать и удерживать
учебную задачу
Столкнувшись с новой задачей , самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней
Выходит за пределы требований программы.
Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения
Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия
Контроль в форме сличения с эталоном
Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия
Высокие показатели объема и концентрации внимания
Осознает правило контроля ,
ошибки исправляет самостоятельно
Контролирует процесс решения задачи другими учениками
Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно
Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения
Оценка –выделение и осознание
того , что усвоено
Работает точно по образцу,
может оценить действия других
Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнеся его со схемой деятельности
Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а так же границ их применения
Может оценить действия других учеников
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ,
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ,
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ДЕЙСТВИЙ ОЦЕНКИ,
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КЛАССА,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
учебно –познавательных интересов
учащихся набора 2011- 2015 года
Уро-
вень
Название
Основные диагностические признаки
2класс
3класс
4класс
1
Отсутствие
интереса
Интерес практически не
обнаруживается(исключение- положительная реакция на яркий и забавный материал)
2
Реакция на
новизну
Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся только конкретных фактов, но не теории.
3
Любопытство
Положительные реакции возникают на новый теоретический материал, но не на способы решения задач.
4
Ситуативный
учебный
интерес
Возникает на способы решения новой частной единичной задачи, но не на системы задач.
5
Устойчивый
учебно –
познавательный
интерес
Возникает на общий способ решения целой системы задач , но не выходит за пределы изучаемого материала.
6
Обобщенный
учебно-
познавательный
интерес
Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала .Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач.
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
целеполагания
учащихся набора 2011 – 2015 года
Уро
вень
Название
Основной диагностический
признак
2класс
3класс
4класс
1
Отсутствие
цели.
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает , что именно надо делать.
2
Принятие практической
задачи.
Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических не ориентируется.
3
Переопределение
познавательной задачи в
практическую
Принимает познавательную задачу , осознает ее требование, но в процессе ее решения подменяет познавательную задачу практической.
4
Принятие
познавательной цели
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи.
5
Переопределение
практической
задачи в
познавательную
Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней.
6
Самостоятельная
постановка
новых учебных целей
Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой- то стимуляции извне, в том числе и со стороны новой практической задачи; цели выходят за пределы требований программы.
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
действий контроля
учащихся набора 2011 -2015 года
Уро
вень
Название
Основной диагностический признак
2класс
3класс
4класс
1
Отсутствие
контроля
Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий.
2
Контроль на уровне
непроизвольного
внимания
В отношении многократно повторенных действий может, хотя и не систематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы; заметив и исправив ошибку не может обосновать своих действий.
3
Потенциальный контроль
на уровне
произвольного
внимания
При выполнении нового действия введенная его схема осознается , однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает.
4
Актуальный контроль на уровне произвольного
внимания
Непосредственно в процессе выполнения действия ученик ориентируется на усвоенную им обобщенную схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи почти не допуская ошибок.
5
Потенциальный рефлексивный контроль
Решая новую задачу, успешно применяет к ней старую неадекватную схему однако с помощью учителя обнаруживает неадекватность схемы новым условиям и пытается внести в действие коррективы.
6
Актуальный
рефлексивный контроль
Решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием схемы и новых условий задачи , и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
учебных действий
учащихся набора 2011 – 2015 года.
Уро
вень
Название
Основной диагностический признак
2класс
3класс
4класс
1
Отсутствие
учебных
действий как целостных
единиц
деятельности
Не может выполнять учебные действия как таковые может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи с другом или копировать внешнюю форму действий.
2
Выполнение
учебных действий в
сотрудничестве
с учителем
Содержание действий и их операционный состав осознаются; приступает к выполнению действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно.
3
Неадекватный
перенос
учебных
действий
Ребенок самостоятельно применяет усвоенный способ действий к решению новой задачи, однако не способен внести в него даже небольшие изменения чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи.
4
Адекватный
перенос
учебных
действий
Умеет обнаруживать несоответствие новой задачи и усвоенного способа; пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, однако может это сделать только при помощи учителя.
5
Самостоятельное
построение
учебных действий
Решая новую задачу самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный ему способ делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу.
6
Обобщение
учебных
действий
Опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу « с хода», выводя новый способ из этого принципа а не из модификации известного частного способа.
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
действия оценки
учащихся набора 2011 -2015 года
Уро
вень
Название уровня
Основной диагностический признак
2класс
3класс
4класс
1
Отсутствие
оценки
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя.
2
Неадекватная
ретроспективная
оценка
Ученик не умеет ,не пытается оценить свои действия , но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий , ориентирован на отметки учителя.
3
Адекватная
ретроспективная
оценка
Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.
4
Неадекватная
прогностическая
оценка
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения
, однако при этом учитывает лишь факт ее знакомости или незнакомости , а не возможности изменения известных ему способов действия.
5
Потенциальная
адекватная
прогностическая
оценка
Приступая к решению новой задачи , может с помощью учителя , но не самостоятельно , оценить свои возможности в ее решении , учитывая возможное изменение известных ему способов действия.
6
Актуальная
адекватная
прогностическая
оценка
Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия.
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КЛАССА.
Уровень развития социальных качеств
учеников начальной школы
набор учащихся 2011 – 2015 год.
Качества
личности
учащегося
2 класс
3 класс
4 класс
Патриотизм
Товарищество
Уважение к
старшим
Дисциплинированность
Трудолюбие
Любознательность
Любовь к
прекрасному
Стремление быть
сильным, ловким
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Учебно – исследовательские и проектировочные
умения, технологическая дисциплина
набора учащихся 2011 – 2015 года.
Учебно-
исследовательские
умения
2 класс
3 класс
4 класс
Выполнять инструкции при решении
учебных задач
Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами
Получать необходимую информацию об объекте деятельности , используя рисунки, схемы, чертежи, эскизы на бумажных и электронных носителях
Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, чертежу
Выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам
Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия
Создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов
Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
Выполнять домашний труд (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта)
Соблюдать правила личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами и бытовой техники; средствами информационных и коммуникационных технологий
Создавать различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу
Осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы
Решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера
Вести поиск информации с использованием простейших запросов
Изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере
Объяснять роль трудовой деятельности в жизни человека
Ориентироваться в распространенных видах профессий ( с учетом региональных особенностей)
Осознавать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье
Определять область применения и назначение инструментов , различных машин, технических устройств ( в том числе компьютеров)
Ориентироваться в основных источниках информации
Определять назначение основных устройств компьютера
Понимать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами , бытовой техникой ( в том числе компьютером)
ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ
КОМПОНЕТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фамилия, имя
Компоненты учебной деятельности
Учебный
интерес
Целепо-
лагание
Учебные
действия
Контроль
Оценка
infourok.ru
Лист результатов формирования УУД __________________________________________ 3 «Б» класс | |||
Универсальные учебные действия | декабрь | май | |
личностные | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
|
|
2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. |
|
| |
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. |
|
| |
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. |
|
| |
регулятивные | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. |
|
|
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. |
|
| |
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. |
|
| |
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. |
|
| |
5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. | |||
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. | |||
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. | |||
8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. | |||
познавательные | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | ||
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. |
|
| |
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) |
|
| |
4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. |
|
| |
5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
|
| |
коммуникативные | 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
|
|
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |||
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. |
|
| |
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
|
| |
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | |||
6. Критично относиться к своему мнению. | |||
7. Понимать точку зрения другого. | |||
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. |
nsportal.ru
Формирование УУД в начальных классах
МБОУ «Изобильненская СОШДС»
«Формирование УУД на уроках в начальной школе»
Выполнила учитель начальных классов
Усатая Алла Анатольевна
Изобильное
2016 г.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия.. Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила документы и дополнительную литературу, приняла участие в разработке ООП НОО, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.
Предполагаемые результаты:
Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.
Повышение уровня профессионализма учителя.
Повышение качества преподавания предметов.
Направления работы:
Изучение новых образовательных стандартов новых программ и учебников, выявление их особенностей, особое внимание уделить программе формирования УУД.
Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и методики.
Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей начальных классов.
4.Применение на уроках новых педагогических технологий, форм,
методов и приёмов, способствующих формированию УУД.
Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников.
6. Активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.
7. Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, привлечение их к участию в конкурсах творческих работ, олимпиадах.
Изучение опыта работы лучших учителей школы, района, участие в обмене опытом.
Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности.
10.Систематизация материалов методической, педагогической и
психологической литературы по теме, создание папки лучших
разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев
внеклассных мероприятий.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,
совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Структура универсальных учебных действий включает в себя:
ЛичностныеУУД(Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
РегулятивныеУУД(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.
Действия учителя позволяющие сформировать универсальные учебные действия.
В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:
Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Перед началом решения составляется совместный план действий.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией — пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и мышления детей.
Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я стараюсь включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД. Например:
На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план)
Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач.
На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование.
Приемы и задания, используемые для формирования УУД.
Личностные УУД:
1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок
-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку — «настроение» в виде смайлика )
2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
3.Первоклассникам очень нравятся соревнования, поэтому на этапе
самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.
4. На уроках чтения часто провожу по прочитанным произведениям. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.
Я почувствовал (а) …
Я увидел (а) …
Я улыбнулся (ась) …
Я вспомнил (а) …
Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так …
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
Будущее героев я представляю …
Произведение вызвало у меня чувства…
Регулятивные УУД.
1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» — обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.
3. При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: аккуратность, правильность, старание, трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку.
4. Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.
5.Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»
Или же показывают себя на «лестнице успеха».
Познавательные УУД:
1.Проблемное обучение.
Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:
— Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)
— Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)
— Что общего у этих животных? (Умеют летать.)
— Можно их отнести к одной группе? (Нет.)
— Умение летать будет отличительным признаком птиц?
— Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)
Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации.
2. Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя — это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам окружающего мира, литературного чтения, математики.
3. Педагогические игры
Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.
Например, дидактическая игра «Убери лишний вагон». (Работа в группах)
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
«На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу. Каждой группе достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Поезд № 1. забег, заплыв, закон, запуск.
Поезд № 2. чайник, кофейник, молочник, веник.
Поезд № 3. посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.
4.На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.
5. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.
Например, у нас есть таблица, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы.
1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
2. Звонкие / глухие парные согласные на конце слова и перед другими согласными
3. Непроизносимые согласные в корне слова.
4. Разделительный Ь и далее.
При проверке, например, диктантов в тетради на полях я ставлю номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой.
Коммуникативные УУД:
1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся;
— возрастает сплочённость класса;
— ученик более точно оценивает свои возможности;
— дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»
4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.
5.Упражнение«Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока.
С 1 класса формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает:
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
— опору на современные образовательные технологии деятельностного типа.
Результаты работы над данной темой:
1. Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.
3.Развивается умение работать в парах и группах:
— учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
— стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.
4. Дети умеют использовать знаково-символические средства.
5. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.
6. Создана методическая копилка материалов с теоретическим и практическим материалом, которая будет пополняться в ходе дальнейшей работы.
Литература:
А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? — Рига: Эксперимент, 2000
infourok.ru
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе как основа реализации ФГОС.
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе как основа реализации ФГОС.
«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать, совершенствоваться – вот единственный путь учительской жизни»
К. Д. Ушинский
Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т. д. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.
В 2001 г. в документе “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” в качестве задачи системы образования была отмечена необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности учащихся к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е.ключевых компетенций.
Концепция модернизации определила ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
На сегодняшний день проблема состоит в том, что в школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Зачастую родители не в состоянии помочь ребёнку в формировании таких компетенций, как компетенция решения проблемы, информационная и коммуникативная. Целью работы учителя становится воспитание творчески мыслящей личности с активной гражданской позицией, способной к социальному, культурному, профессиональному самоопределению.
Очевидно, что целью и результатом решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.
Ориентируясь на современные требования к системе образования и учитывая специфику ФГОС, целью своей педагогической деятельности считаю: подготовить выпускников начальной школы, владеющих такими учебными способами деятельности и такими технологиями саморазвития личности и коллектива, которые определены стандартами нового поколения.
Для достижения данной цели ставлю перед собой задачи:
-помогать ученикам осваивать способы учебных действий, которые позволят добывать и расширять полученные знания самостоятельно;
-создавать условия для развития творческого потенциала учащихся;
-формировать умение работать в команде;
-способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Работу по формированию ключевых компетенций веду с помощью современных образовательных технологий.
Понимая, что в современном уроке большая роль отводится коммуникативному подходу я специально планирую коммуникативные задачи, а именно учу участвовать в диалоге, дискуссии, выстраивая аргументированные ответы. Это формирование коммуникативных УУД.
Здесь приходит на помощь технология «Педагогические мастерские». Она также стимулирует творческое саморазвитие личности ребёнка через личностный опыт. Постулаты «Все способны», «Каждый человек имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнёра », « важно не только то что мы знаем и умеем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» — создают условия для более полного самовыражения школьника.
Происходит разрыв между старым и новым знанием.
«Разрыв» — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется . Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» — «разрыву»
1)Например: При знакомстве с произведение Е. Пермяка «Самое страшное» я рассказала, что для меня в жизни было страшным и предложила детям ответить на вопрос:
-Что для них в жизни самое страшное?
Поэтому, когда ученики высказывали свои мнения, конечно же они испытали определенные чувства и эмоции, а для некоторых, то что в начале урока было страшным в конце возможно было переоценено по иному.( владение монологической речью).
Так в начале урока страшным для детей была потеря близких, конец света, война, террористические акты. А в конце урока- самым страшным уже для некоторых детей оказались совсем другие проблемы.
2) Формирование коммуникативной компетенции идет также через работу в парах, в группах.
Ребята в парах обсуждали, какие пословицы подходят к произведению больше всего и аргументировали свои ответы.
На начальной стадии урока учащиеся по названию текста предполагали о чём пойдёт речь в произведении, предположения фиксировались на «Дереве предсказаний».
На протяжении чтения всего текста ученики неоднократно возвращались к этому дереву и высказывали предположения о дальнейшем развитии сюжета. Т.о. то что не подтверждалось убирали, а дети находили новые предположения. Понимая, что в современном уроке большая роль отводится коммуникативному подходу, я специально планирую коммуникативные задачи, а именно: учу участвовать в диалоге, дискуссии, выстраивая аргументированные ответы. Это формирование коммуникативных УУД.
Это способствовало развитию мышления, формированию коммуникативных и творческих способностей. Применяя приёмы этой технологии, я убедилась, насколько она эффективна, насколько процесс обучения может быть увлекательным.
Применяя на своих уроках проблемно-диалогическую технологию я работаю над формированием не только коммуникативных, но и личностных универсальных учебных действий. Ученики учились быть толерантными к чужому мнению и не боялись высказывать своё собственное, не боялись ошибиться при этом. А также соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственные аспекты поведения.
На своем уроке использовала технологию ТРКМ (теория развития критического мышления). Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным.
Цель этой технологии: развитие мыслительных навыков школьников, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, а это и есть УУД: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Основой является 3х фазовая структура:
1 стадия. Я использую технологию «Педагогические мастерские», о которой говорилось чуть раньше.
2стадия – осмысление (реализация смысла)
На этой стадии шла непосредственная работа с текстом, причем приёмы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным. С этой целью был использован приём «чтение с остановками».
Необходимо было учитывать:
Текст должен быть незнаком (иначе теряется смысл и логика использования).
Текст заранее разделён на части по смысловому единству, внутри каждого отрывка.
Задания и вопросы к тексту формулируются таким образом, чтобы развивать у учащихся различные мыслительные навыки.
Такая организация урока позволяет прививать ученикам уважительное отношение к мнению своих одноклассников, умение чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и отступать от неверных доводов. Это способствовало развитию мышления, формированию коммуникативных и творческих способностей. Применяя приёмы этой технологии, я убедилась, насколько она эффективна, насколько процесс обучения может быть увлекательным. Кроме этого обеспечивается формирование коммуникативных УУД.
Построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение анализировать, сравнивать, делать выводы – это формирование познавательных УУД.
На своих уроках я использую знаково-символическое моделирование, в помощь визуалам. Детям, которым трудно воспринимать только на слух, есть возможность увидеть. Это формирование знаково-символических УУД.
В конце урока проводилась Рефлексия, на которой информация анализировалась и творчески перерабатывалась.
С этой целью я предлагала пофантазировать под музыку и представить одиночество в виде цвета, погоды, вкуса и т.д. Что ученики услышат или увидят. А может почувствуют.
А также приём «Хорошо – плохо», где учащиеся еще раз проанализировали поведение героя и придумали свои пословицы.
Будешь обижать друзей- останешься один.
Самое страшное-одиночество.
В результате этой работы познакомились с культурными образцами, т.е. пословицами, которые придумал народ. Обсудили смысл этих пословиц.
Как подведение итогов дети проговорили: какие УУД развивали (предсказывали, работали в парах, фантазировали, размышляли, думали, читали с остановками, развивали монологическую речь).
На уроке формировались регулятивные УУД:
Умение действовать по плану (знаково-символическая инструкция)
Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности ( работа в парах).
Прогнозирование
Коррекция (Адекватно воспринимать предположения учителя и учащихся, вносить необходимые коррективы)
Этот урок позволил сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются важной проблемой в начальной школе. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Это формирование социокультурных компетенций.
Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов — необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС .
Существует притча: Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая — я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Да, многое в наших руках! В наших учительских руках развитие личности ребёнка: любознательной, активно познающей мир, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности.
Я – учитель и этим горжусь! Считаю, что моя профессия – самая важная потому, что от того какие зёрна заронит в душу ребёнка учитель в первом классе, зависит всё дальнейшее отношение к учёбе и к жизни.
Мы вместе с детьми дерзаем и творим, ищем ответы на волнующие вопросы.
Считаю, что найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появится желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству. Ведь я – учитель. Я в ответе за них, моих учеников.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Редактор: Сафронова И. А. Издательство: Просвещение, 2011 г
2. Планируемые результаты начального общего образования. Ковалева Г.С., Логинова О.Б.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Асмолов А.Г.
4. [Официальный сайт по ФГОС] – Режим доступа: URL: http://standart.edu.ru/
5. Реализация Федерального государственного стандарта второго поколения // Начальная школа. — 2009.
6. Тоболкина И.Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации // Одаренный ребенок. — 2009.
infourok.ru
Опыт работы по теме«Формирование УУД в рамках ФГОС НОО на уроках в начальной школе»
«Формирование УУД в рамках ФГОС НОО на уроках в начальной школе»
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.
Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия.
В 2011 году мы перешли на обучение по новым стандартам.
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Но ясно одно — формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке.
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Поэтому реализация ФГОС НОО предполагает новую роль учителя. Современный учитель должен создать условия для «открытия» новых знаний учащимися самостоятельно, должен так организовать учебный процесс, чтобы ребенок овладел необходимыми компетенциями.
Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучив документы и дополнительную литературу, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.
Необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе.
Отсутствие эффективных способов достижения результатов по формированию познавательной деятельности обучающихся
Поиск эффективных способов для создания условий обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся
Поэтому, главной целью моей работы над темой стало:
Создание условий для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.
А идея этой работы заключается в следующем: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем (в том числе познавательных, исследовательских, проектных, коммуникации и т.д)
Задачи работы по данной теме:
1. Изучить сущность универсальных учебных действий.
2. Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД.
3. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.
4. Усилить метапредметную составляющую содержания обучения через апробацию и внедрение в работу компетентностных заданий.
5. Апробировать надпредметные курсы на основе компетентностных заданий.
Предполагаемые результаты:
1. Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.
2. Повышение уровня профессионализма учителя
3. Повышение качества преподавания предметов.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий (далее — УУД).
УУД – это обобщенные действия, обеспечивающие умение учиться. В соответствии со стандартом предусмотрена отдельная программа формирования УУД.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте освоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Структура универсальных учебных действий включает в себя:
Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Сделала вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.
На уроках в начальной школе невозможно избежать следующих УУД:
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
Умение определить границы знания и незнания;
Простраивание алгоритма действий;
Определение и формулирование цели;
Выдвижение гипотез и их обоснование;
Построение логической цепи рассуждений;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
Участие в диалоге, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;
Контроль, оценка и коррекция своей деятельности.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.
На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование
На уроке литературного чтения происходит формирование всех видовУУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план).
Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач.
Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы.
В учебниках много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, пользоваться различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим..
В значительную часть уроков в учебник включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников. Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.
Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели.
Приёмы и задания, используемые для формирования УУД.
Личностные УУД:
1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок
-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза …
2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.
3.Учащимся очень нравятся соревнования.
4. На уроках чтения часто провожу по прочитанным произведениям. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.
Я почувствовал (а) …
Я увидел (а) …
Я улыбнулся (ась) …
Я вспомнил (а) …
Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так
Регулятивные УУД.
1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы.Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса.
3. При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка.
4. Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
5. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса).
Познавательные УУД:
1.Проблемное обучение.
2. Проектное обучение
3. Педагогические игры
4. На уроках использую схемы-опоры для решения различных заданий.
5. На уроках широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.
Коммуникативные УУД
1.Работа в парах или группах
2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения
3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»
4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.
5.Упражнение«Повторяем с контролем».
Примеры заданий для формирования данных УУД:
Прием «Корзина» идей, понятий, имен… Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или
выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.
Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию.
Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок.
«Кластер». Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии).
Овладение УУД при самопроверке
Важно , чтобы при самопроверке ребенок не просто находил и исправлял ошибки, но и постепенно овладевал таким УУД, как коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Динамика развития УУД хорошо прослеживается на диаграммах
Личностные УУД:
мотивация
Нравственные представления
Нравственные представления
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД
Таким образом, используя на уроках в начальной школе перечисленные выше формы, методы, способы и виды работы, учитель обеспечивает формирование УУД, предусмотренные ФГОС НОО.
Литература:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с.
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
Занков Л.В. «Обучение и развитие» Занков Л.В -/ Москва, 1975г.
Зверева Н.В. «Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний»/ Зверева Н.В. -Москва, 1983г.
Ратанова Т.А. «Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков» /П Ратанова Т.А. – «Психология жизни», 1999г.
Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьников»/ Тихомирова Л.Ф. -Академия развития, 1999г.
Бакулина Г.А. «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»/ Бакулина Г.А.- Киров: ВГПУ, 1999г.
infourok.ru