Схема как построены загадки – Как придумать загадку самостоятельно?
Как придумать загадку самостоятельно?
Загадка – гениальное изобретение человеческого разума. Она помогает искать и находить связи между предметами, проявлять внимание к деталям, смотреть на знакомые вещи под другим углом. Эта крохотная задачка учит нас думать, тонко чувствовать язык и глубже понимать окружающий мир. Большинство взрослых убеждены, что загадки – это забава для детей. Однако тренировать мозг следует в любом возрасте – хотя бы для профилактики старческого слабоумия. Сколько народных задачек вы сможете вспомнить сходу? 10? 20? Наверняка, это будут самые известные. А ведь загадок тысячи! Кроме того, можно и самим их сочинять.
Как придумать загадку? Дадим несколько советов.
Изучаем
Для начала рекомендуем накопить материал для наблюдений. Чтобы начать творить самому, нужно ознакомиться с тем, как это делают другие авторы. Захватите сборник загадок в долгую дорогу на море или на дачу. Разгадывайте их всей семьей, обсуждайте, насколько они удачны, восхищайтесь народной (или писательской) мудростью, удачными сравнениями.
- Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж).
- Медный бес на стол залез. (Самовар).
- Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка).
Обратите внимание, что один и тот же предмет или явление можно описать совершенно по-разному. Например, сон.
- И рать, и воеводу – всех повалил.
- Что слаще всего на свете?
- Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт.
Как придумать загадку-сравнение?
Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.
Солнце | |
Какое? | На что похоже? |
жаркое | на печку |
золотое | на яблоко, одуванчик |
круглое | на мяч, колесо, камешек, клубок, голову |
яркое | на огонь |
Объединить полученные данные можно так:
Жаркое, как печка.
Золотое, как одуванчик.
Круглое, как колесо.
Яркое, как огонь.
Попробуйте – это увлекательный процесс!
Как придумать загадку, если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»
Ветер | |
Что делает? | На что (кого) похож? |
воет | на волка |
летит | на птицу |
гнёт деревья | на великана |
свищет | на Соловья Разбойника |
Вот что получилось:
Летит, словно птица.
Воет, будто волк.
Свищет, как Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, как великан.
Другой вариант – используем противительные союзы и отрицания:
Летит, да не птица.
Воет, да не волк.
Свищет, да не Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, да не великан.
Как придумать загадку «наоборот»?
Мы по-прежнему будем рисовать словесные картины, но кроме схожих черт найдём характерные отличия рассматриваемого предмета или явления от других. Например, туча – белая, как вата, да в руки не взять. Туман – седой, как древний старик, да сказку не расскажет. Луна – аппетитная, как ватрушка, да не укусишь.
Жук | |||
Какой? | На что (кого) похож? | Что умеет делать? | Чем отличается? |
крылатый | на птицу | да без хвоста | |
рогатый | на барана | да не забодает | |
на самолёт | летает | да садится на листья деревьев | |
на пчелу | жужжит | да не укусит |
Возможный вариант:
Крылатый, как птица, да без хвоста.
Рогатый, как баран, да не забодает.
Летает, как самолёт, да садится на листья деревьев.
Жужжит, как пчела, да не укусит.
Рассмотрим части и целое
Какую можно придумать загадку посложнее? Давайте привлечем на помощь математику! Рассмотрим человеческое тело. Из каких частей оно состоит? Один язык, губы, один рот, по два глаза, уха, по паре рук и ног. Как народ отразил это в фольклоре?
Один болтун,
Другой свистун
И третий едун.
Два брата видаки,
А два – слышаки,
Два бегуна,
Да два брата-ухвата.
А теперь по этому принципу придумываем загадки сами.
Велосипед | ||
Названия частей | Сколько их? | На что похожи? Что такое же? |
колесо | 2 | кольцо, тарелка, сушка, блюдце, солнце |
руль | 1 | вилы, ухват, рога |
седло | 1 | горб верблюда, стул |
педаль | 2 | подножка, стремя, ступенька |
Сам сижу на стуле,
ноги – на ступеньках,
Руками за вилы ухватился.
На двух тарелках, будто ракета, мчусь.
Мы привели лишь несколько примеров. Конечно, большинство из них вряд ли когда-нибудь попадут в фольклорные или авторские сборники, но мы на это и не претендуем. Главное – это забавное развлечение будет необыкновенно полезно как детсадовцу, так и младшему школьнику. Наверняка, в процессе совместной игры с ребенком у вас появятся собственные приёмы и художественные находки.
fb.ru
Создаем загадки
Основа: литература. Текст и примеры: Эмануэль Т.
Предположим, Вам вдруг захотелось обыграть понятие / явление / объект. Или пришлось запомнить какой-то термин. А может, просто надо намекнуть, какой подарок Вы хотите получить.. В любом случае, выбранное Вами «нечто» можно закодировать в загадку! Всего за 3,5 шага! Автор — Алла Александровна Нестеренко
Шаг 1. Ответ
Первым делом решите, о чем будет Ваша загадка.
Как правило, это существительное, отвечающее на вопрос «Что?».
Для примера возьмем часы.
Шаг 2. Характеристики
В левый столбик запишите основные характеристики и функции выбранного объекта или явления. Для этого просто ответьте на вопросы «Какой?», «Что делает?» и т.д.
Например, наши часы: точные, карманные, ходят и показывают.
Кстати, Вы можете дополнить список своими ассоциациями, отношением и т.д. А также смело внедрить игру слов: часы ведь могут быть и академическими, и настенными, и…
Шаг 3. Аналогии
Далее для каждого выделенного Вами свойства приведите аналогии. Для этого подберите примеры того, что подходит под данное описание, выполняет те же функции. Иными словами, ответьте на вопрос: «Что еще бывает таким?». Ответы запишите в правом столбике.
Например,
точными бывают также науки,
карманными – фонарики,
ходят (в том числе) шахматные фигуры,
а показывать умеют и проекторы.
Всё! Загадка готова! Осталось реализовать половинку шага – вставить связки! Просто допишите словесные конструкции «но не» между каждой характеристикой и объектом-аналогией (2м и 3м пунктом). В результате стилизации получается загадка:
«Точные, но не науки;
карманные, но не фонарики;
ходят, но не шахматные фигуры;
показывают, но не проекторы.
Что это? Часы!».
Теперь Ваша очередь составлять загадку. Чему Вы посвятите ее?? Может быть, вам захочется составить мемуар от лица этого объекта?
Таким образом, для каждой выделенной характеристики исходного понятия Вы подобрали соответствующие объекты-аналогии, после чего сформулировали итоговую загадку.
А теперь с помощью загадки запомним какой-нибудь термин.
Для этого в качестве исходного объекта загадки выберите понятие или явление, относящееся к профильной области. Например: «электрон».
Вспомним, что это — стабильная, отрицательно заряженная элементарная частица, одна из основных структурных единиц вещества. Выделим ключевые слова и воспользуемся разобранной схемой составления загадки.
Видео
emanuelt.ru
ТРИЗ для развития речи: как сочинять загадки?
Зачем загадывают и отгадывают загадки?
Потому что детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.
Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок (наверное, путем озарения) догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кого-то не осенит). Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».
Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Мышление не работает, и творческое тоже. Да-да.Итак , гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.
Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).
Почему? Потому что замечательные авторы (здесь и далее оды им на три страницы)) уже придумали для этого простые и действенные алгоритмы.
Простые модели сочинения загадок для самых маленьких
(от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко)
Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.
Модель 1
1. Придумать, о чем будет загадка,
2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),
3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.
Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.
Добавляем слова-связки и получаем загадку:
Ласковый, но не солнышко,
Теплый, но не свитер,
Усатый, но не сом.
Модель 2
Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.
У меня снова про котенка.
Получилась загадка:
Охотится, но не волк,
Умеет прыгать, но не мяч,
Урчит, но не мотор.
Модель 3
Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:
Похож на игрушку, но живой,
Похож на льва, но без гривы,
Похож на сову, но не летает.
Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.
Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире, то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания научных понятий из химии, физики, биологии. В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее.
Способ сочинять загадку для детей от 7 лет
(от А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной)
Шаги алгоритма отчасти похожи на уже описанные, но их чуть больше:
1. Выбрать объект;
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых;
4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление;
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.
Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.
Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.
Делитесь в комментариях своими авторскими загадками!
Вконтакте
Google+
LiveJournal
igra-triz.ru
Внеурочное занятие «Учимся составлять загадки»
Конспект внеклассного занятия « Учимся составлять загадки»
Цели:
1. Уточнить представление о загадке как жанре.
2. Выяснить структуру загадки.
3. На основе указанных признаков научить составлять загадки.
4. Совершенствовать навык чтения.
Актуализация знаний
— Здравствуйте, гости дорогие!
Пожалуйте в гости!
Давно я вас поджидаею,
Загадочки вам загадаю!
— Скажите, о каком виде устного народного творчества говорится в приветствии?
— А зачем вообще нужны загадки?
— Какие загадки известны вам? Загадайте их.
А девизом этого урока будут слова:
«Загадка не отгадывается сама –
Надо попробовать силу ума!» (на доске)
II. Развитие умений
—
Само название жанра «загадка» происходит от слова древнерусского слова «гадати» — думать, рассуждать.. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни.
Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому они придумали тайный язык, зашифровывали название животных и растений. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях.
Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” — для коня, “рыкуша” — для коровы, “тонконогая” — для овцы, “низкоглядая” — для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.
Виды загадок
На земле он всех умней, потому и всех сильней. (о людях)
Под соснами и ёлками лежит мешок с иголками.
На гору бегом, а с горы кувырком. (о животных)
Шёл долговяз, в землю увяз.
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки ( о явлениях природы)
3. ФИЗМИНУТКА
-Я загадываю загадки, а вы показываете ответ движениями
1. В бурой шубе меховой
Пчёлок рой над головой.
Лапой в улей да в роток –
Любит лакомка медок.
2. По полю скачет — ушки прячет,
Встанет столбом — ушки торчком.
А вы знаете цветы
небывалой красоты:
могут лепестки сложить
и мгновенно в воздух взмыть.
Что за цветы летают?
Как их называют?
Кролем, брассом, на спине
Плавать я могу.
Соревнуюсь на воде,
Я к финишу спешу.
Не заботится о детках,
Ищет гнёздышки на ветках:
Непутёвая подружка
И зовут её …
4.ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК
МОДЕЛЬ №1
1. Придумать, о чем будет загадка,
2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),
3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.
Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.
Добавляем слова-связки и получаем загадку:
Ласковый, но не солнышко,
Теплый, но не свитер,
Усатый, но не сом.
ДЛЯ ГРУПП – ЛИМОН, КОТЁНОК, ОГУРЕЦ
МОДЕЛЬ №2
Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.
У меня снова про котенка.
ДЛЯ ГРУПП – СОБАКА, САМОЛЁТ, МОЛНИЯ И ГРОМ
МОДЕЛЬ №3 СМЕШАННАЯ
Холодный, но не лёд, электрический, но не стиральная машина, кухонных, но не стол. Гудит, но не пчела,
ПРИДУМАЙТЕ И ЗАГАДАЙТЕ СВОЮ ЗАГАДКУ ПО ЛЮБОЙ МОДЕЛИ
Рефлексия
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА! Теперь вы можете сами придумывать и загадывать загадки своим друзьям, знакомым и близким!
infourok.ru
Придумать загадку
Придумать загадку
Придумать загадку — это творческое задание для развития детей в начальной школе. Школьники анализируют, сравнивают, противопоставляют свойства, особенности, признаки различных предметов, явлений, животных и т.д.
Сочинять загадки самостоятельно очень увлекательный процесс который обожают дети. Они с удовольствием готовят такие домашние задания по окружающему миру или другим предметам в 1-3 классе начальной школы. Детям особенно нравится самим придумывать загадки про животных, про времена года, про птиц и растения. Приведем ниже загадки придуманные учениками к одному из таких уроков.
Загадки придуманные детьми
Серая, пушистая, но не волчица.
Полосатая, но не тигрица.
Есть усы, но не дед.
Называй скорей ответ!
(Кошка)
Тикают, считают, время исчисляют,
Ходят и спешат, хотя на месте стоят.
(Часы)
Льёт и грядки поливает
Садоводы уважают
(Дождь)
С неба капает вода
Что такое кто куда
Быстро дети вырастают
Если под него попадают
(Дождь)
На одной ножке четыре рожка.
Тыкает, хватает, кушать помогает.
(Вилка)
Маленький слонёнок
По ковру бежит.
Хоботом пыль собирает,
Хвостик в розетке торчит.
(Пылесос)
Мастер шубу сшил,
Иглы вынуть позабыл.
(Ёжик)
Что всё время ходит без оглядки
(Часы)
У меня подружек много,
Все мы очень хороши.
Если нужно человеку,
Мы поможем от души. (Книги)
Дожидаюсь вас, ребята!
Очень, очень я красив!
Почему же не берёте?
Потому что ядовит!
(Мухомор)
Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
(Петух)
Дым пускает и тепло даёт.
(Печь)
Его бьют, а он летает.
(Волан)
Нам расскажет обо всём
Утром, вечером и днём.
(Телевизор)
Утром раскрывают,
Вечером закрывают.
(Шторы)
Механический экран
Всё показывает нам.
Из него мы узнаём
Что и где, когда, почём?
(Телевизор)
Что за чудо- рюкзачок?
Есть в нём ручки и мелок,
А ещё карандаши
И фломастеры ищи.
(Пенал)
Что за ягодка такая,
Аппетитная, большая?
Сверху зеленью полна,
А внутри красна.
(Арбуз)
У него четыре ножки,
Он всё скачет по дорожке.
(Заяц)
Этот дом весьма толковый,
В нём мы знания берём.
(Школа)
Она сама немая,
Но учит всех она.
(Доска)
Полосатый гражданин
Нашу жажду утолил.
(Арбуз)
Лохматый дружок
Дом стережёт.
(Собака)
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
(ЧУКОТСКИЙ ДЕД МОРОЗ)
Сидит на ложке,
Длинные ножки.
(Лапша)
Маленький, разноцветный,
Улетит-не поймаешь.
(Воздушный шар)
Говоришь тихо-слышно громко.
(Микрофон)
Метели холодные,
Волки голодные,
Ночи тёмные,
Когда это бывает?
(Зимой)
После зимы прилетает
Масленицу встречает
Всех теплом согревает
Птиц созывает
(Весна)
Он про всё расскажет,
И весь мир покажет.
(Телевизор)
По утрам по ним встаём,
И все в школу мы идём.
(Часы)
У неё одна рука, очень тонкая она.
Всё работает, копает,
Большие ямы вырывает.
(Лопата)
С ним – тепло,
Без него – холодно.
(Сорлнце)
Это красивое животное,
Оно любит ласку, чистоту,
Молоко и мышей.
(Кошка)
Это самая любимая вещь
Маленький детей.
Эту вещь можно купить,
А можно сделать своими руками.
(Кукла)
А это – любят все,
Особенно в жару.
(Мороженое)
Что за яркий свет в темноте?
(Лампочка)
Маленький, колючий.
(ЁЖ)
Внутри натянут проводок.
Словно солнце ярко светит,
Всех приветливо он встретит.
(Лампочка)
Вырыта яма,водой она полна.
Кто хочет, напьётся сполна.
(Колодец)
Утром распускается,
Ночью закрывается.
(Цветок)
Круглый шарик
По полю катается.
(Мяч)
У нас на кухне появился слон,
На плиту уселся он.
И свистит, и пыхтит,
В животе вода кипит.(Чайник)
На солнце клин,
При дожде блин
(зонт)
Если ребенок испытывает трудности, родители могут подключиться и помочь придумать загадку в школу вместе всей семьей. Сочиняйте вместе с детьми это заряжает позитивом, а ребенку дарит желанное время близкого общения с родителями. Что может быть важнее этих минут?
Коллективная работа учащихся 5 класса. Автор публикации: Вашкевич Олеся Дмитриевна
Смотрите так же:
ucthat-v-skole.ru
как построены загадки? | Школьные файлы SchoolFiles.net
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеБогучанская средняя общеобразовательная школа №3
Как построены загадки?
Конкурс «Страна чудес – страна исследований»
(исследовательская работа)
Выполнила: учащаяся 5 класса
МКОУ Богучанская СОШ №3
Наталья Николаевна Мутовина
Руководитель: учитель русского языка и
Литературы
МКОУ Богучанская СОШ №3
Алена Васильевна Пасютина
Богучаны 2014
Содержание
Введение..3
Глава I. Загадка как малый жанр фольклора. ..5
Глава II. Построение загадки 7
Глава III. Загадки учеников 5 класса …8
Заключение 11
Литература .12
Введение
С загадками мы встречаемся с детства. Они интересны тем, что с помощью названия определенных признаков, загадывается предмет, который следует отгадать. Загадки развивают смекалку, воображение. Я обратила внимание: загадки построены по-разному.
Мной была выдвинута гипотеза:
предполагаю, что загадки построены по определенным правилам.
Перед собой поставила цель:
исследовать загадки учеников с учетом их происхождения
Задачи:
рассмотреть загадки как малый жанр фольклора;
определить построение русских народных загадок;
загадку собственного сочинения;
проследить построение сочиненных загадок;
Объект исследования:
Загадки
Предмет изучения:
приемы построения
Методы исследования:
поисково-исследовательский;
анализ и систематизация;
систематизация.
План работы
№п/п
Способы исследования
Сроки
1.
Исследование загадки как жанра фольклора
Октябрь 2013г.
2.
Исследование построения народных загадок
Ноябрь 2013г.
3.
Исследование построения загадок учащихся 5 класс
Декабрь 2013г
4.
Подведение итогов
Январь 2014г.
Глава I. Загадка как малый жанр фольклора
Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. (1) Загадка относится к малым фольклорным жанрам.
Происхождение загадок относится к глубокой древности. Учёные
предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которым человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам, явлениям. Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды; например, избегали произносить название болезней, волка, чёрта, змеи и т.д. Охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной, не говорил, куда он направляется на охоту, на какого зверя, не называл охотничьих орудий. Охотнику, уходящему на промысел, не следовало предлагать вопрос: «Куда идёшь?» Ответ на этот вопрос означал бы раскрытие тайны. Когда вопрос был задан, он шутливо отвечал: «На кудыкину гору журавлей пугать». Вместо запретных слов человек стал употреблять «подставные» слова. Так, сибирские крестьяне, чтобы не навлечь на себя беды и по забывчивости не сказать дурного слова о медведе, называли его «дедушка», «зверь», «хозяин», «чёрный зверь». Отправляясь в тайгу, произносили заговор: «Пень, колода, крутая гора, не видать чёрному зверю меня». (2)
Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа:
природа: лежал, лежал, да и в речку побежал. (Снег),
мир животных: живу во дворе, пою на заре, на голове гребешок, я горластый (Петущок)
мир растений: у забора я гуляла босяком и ошпарилась зеленым кипятком (Крапива)
орудия труда, труд: зубы имеет, а зубной боли не знает. (Грабли)
Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ («без рук, без ног на стену лезет» – опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог («Скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: «Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат» – молотьба хлеба)5 . Предметы в диалогах изображаются иносказательно: («Черный огарыш, куда поехал?» – «Молчи, кручена, верчена, там же будешь!» – разговор ухвата и помела).
Ознакомившись с загадкой как фольклорным жанром, был сделан вывод, что загадки – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа).
Глава II Построение загадки
В основу загадки может быть положено:
Метафора (скрытое сравнение):
Меж двух светил
Я в середине один. (Нос)
Олицетворение (явления, предметы изображаю
schoolfiles.net
Как придумать загадку 🚩 придуманные загадки 🚩 Хобби и развлечения 🚩 Другое
Загадки – составленные в определенной форме вопросы, предполагающие получение ответа-отгадки. При обучении ребенка новым понятиям их могут использовать для проверки сообразительности, развития наблюдательности, закрепления материала.Что такое загадка
Загадки как народное творчество появились на свете давным-давно. Они довольно широко используются как средство развлечения или воспитания и представляют собой занимательные вопросы о явлениях или предметах, которые следует внимательно рассмотреть и найти ответ, то есть отгадку.
Загадка – прекрасное упражнение для развития логики, с выполнением которого ребенка можно научить абстрагировать, то есть брать в учет лишь определенные стороны предмета, или синтезировать – находить предмет по нескольким признакам, что перечислены в задании.
Как научить ребенка разгадыванию загадок
Большинству детей нравится искать и находить ответы на загадки.
Это неплохая проверка знаний и прекрасное развлечение, сам процесс приносит удовольствие не меньшее, чем результат.
Поиски ответа и объяснение вывода, который привел к разгадке, потребуют от ребенка умения рассуждать – решать поставленную задачу потребуется творчески, выразить свои мысли надо будет в достаточно убедительной форме. Намного легче и точнее дети отгадывают загадки в том случае, если привить им навык логического суждения. Теперь отгадка будет основана не на случайном совпадении, а на анализе предложенного материала.
Чтобы дать на вопрос правильный подробный ответ, ребенку надо научиться выделять названные в загадке признаки. Загадки, предназначенные для детей, построены обычно таким образом, чтобы ребенок мог при поисках ответа двигаться поэтапно. Не следует подсказывать ответ – быстрые подсказки лишают возможности подумать самостоятельно.
Привыкнув к готовым ответам, постепенно ребенок может вообще потерять интерес к загадкам.
Не обязательно сразу же пытаться найти ответ — при решении лучше попытаться переходить от общих признаков к частным.
Пример. Прочитав загадку, для начала подумать, что должно получиться в качестве ответа — предмет или явление?
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпу в доску влезу,
А по мне всё тук да тук.
Понятно, что речь о предмете неодушевленном, ведь он сделан из железа. «Тук-тук» — может навести на мысль о молотке. Далее мысли идут примерно в таком направлении: какой неодушевленный предмет может «носить» шляпу? И вот как бы сам по себе приходит ответ «железный гвоздь», поскольку «шляпа» помогает вспомнить «шляпку».
Сложность загадки для отгадчика всегда будет зависеть от того, насколько ему знаком объект, о котором идет речь, и сообщенные о нем данные. Это справедливо для всех, будь то мужчина или женщина, девушка или ребенок.
www.kakprosto.ru