Стихотворение молитва 1837 лермонтов – .. «» 1837.,1839.
Лермонтов — Молитва: Стихотворение «В минуту жизни трудную», читать стих Михаила Юрьевича Лермонтова
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Анализ стихотворения «В минуту жизни трудную» Лермонтова
Лермонтов вошел в поэтический мир, прежде всего, как бунтарь-одиночка. С самых ранних произведений он развивает романтический образ поэта, противостоящего толпе. Главные устремления лирического героя – достижение свободы и независимости. Параллельно он разрабатывает демоническую тему. Идеал Лермонтова – мятежный дух, стоящий выше людских и божественных законов. Естественно, такие настроения были очень далеки от христианского смирения и покорности. Многие считали поэта вольнодумцем и безбожником.
Именно поэтому стихотворение «В минуту жизни трудную», или «Молитва», резко выделяется на общем фоне творчества Лермонтова. Оно было написано в 1839 г., вскоре после возвращения поэта из ссылки. Обращение к религиозной теме можно объяснить мучительным поиском выхода из непростой ситуации. Защита Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» вызвало царскую опалу и закрыло для Лермонтова двери во многие дома высшего общества. К нему стали относиться с подозрением и недоверием. Будучи еще молодым человеком, поэт с горечью признает, что не находит в людских сердцах отклика на свои призывы к справедливости. Его отчужденность от мира только усиливается.
Маловероятно, что Лермонтов испытал внезапное религиозное озарение. Просто вера осталась единственным средством к спасению, когда другие возможности уже исчерпаны. Есть свидетельства, что на поэта сильно повлияло общение с М. Щербатовой, призывавшей его обратиться к Богу.
Спокойное и грустное стихотворение все равно не укладывается в религиозные стандарты. В нем вообще не упоминается Бог, святые или какие-либо библейские персонажи. Автор не прибегает к покаянию, что по идее следовало бы сделать в первую очередь, учитывая его жизнь и поступки. Он смиряет свою гордость, но не признает за собой ошибок. Молитва Лермонтова проста и легка. Конкретное ее содержание совершенно не важно. Значение имеет само «созвучье слов живых». Их сочетание имеет невероятную силу, позволяющую человеку сбросить с себя тяжелый груз накопленных переживаний и страданий. Молитва способна очистить душу и дать возможность и дальше нести свой жизненный крест.
Стихотворение удивительно лирично и музыкально. Впоследствии на его основе был создан романс.
Стих «В минуту жизни трудную» стал ярким образцом религиозной лирики. В наше время он очень высоко ценится среди последователей неортодоксальных христианских учений.
rustih.ru
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва я матерь божия сочинения и текст
Т.В. Надозирная, Л.А. Скубачевская. «Молитва » («Я. Матерь Божия
молитвою. ») Стихотворение «Молитва » написано в 1837 году.
Валентин Шолохов Искусственный Интеллект (567516) 2 года назад
«Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою»), стихотворение, относящееся к зрелой лирике Лермонтова (1837), строится как монолог лирического героя — мольба о счастье любимой женщины, о ее душе. В ходе монолога вырисовываются три образа: божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится. В общем контексте лермонтовской лирики существенно, что внутренняя драма героя, одинокого странника с «пустынной душой», отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини — ее нравственная чистота беззащитность перед враждебными силами мира холодного». Мольба за нее освещает с новой стороны образсамого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека. «Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в стихотворении религиозных мотивов: существование «незлобного сердца», родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом «мире упования», в котором «теплая заступница» охраняет весь жизненный путь «достойной души» и ангелы осеняют ее на пороге смерти. Вместе с тем герой отвергает традиционные формы обращения к богу с молитвой о себе («Не о спасении, не перед битвою, /Не с благодарностью иль покаянием, /Не за свою молю душу пустынную»), как бы заведомо зная, что благодать не коснется его собственной «пустынной души»
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва ». Разное .
Так, первые два четверостишия являются своеобразным зачином,
экспозицией к основному тексту «Молитвы »: Я. Матерь божия. ныне с
молитвою…
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».
Лирику великого поэта условно можно поделить на ранний и поздний периоды. И если ранние произведения имеют оттенок подражания, то, к примеру, более поздняя лирика обладает уже характерными стилевыми чертами, которые позднее будут названы критиками «лермонтовскими». Поэт вырабатывает тематический диапазон (любовь и смерть, природа, гражданская лирика, тема поэта и поэзии), в котором отныне будут находиться его стихи. Разрабатываются и отдельные лирические жанры – элегия, дума, «лирический монолог».
Последний жанр особенно интересен. Рядом с лирическим повествованием, тяготеющим к эпичности картин, сюжету и живописности, рядом с пейзажно-символическими стихотворениями в лирике Лермонтова укрепляется эта особая жанровая форма. В «лирическом монологе» сочетаются характерные признаки традиционных жанров, но сохраняется присущая романтизму субъективность.
В зрелой лирике Лермонтова лирический монолог приобретает черты философского раздумья, являясь основной формой выражения переживания лирического героя. Таково стихотворение «Молитва».
Итак, «Молитва» — лирический монолог героя, просящего Богородицу за «деву невинную». Можно отметить, что в этом стихотворении нет глаголов или местоимений, указывающих на пол молящегося. Но думается, что фраза из первого четверостишия: «…ныне с молитвою… не перед битвою», может стать указанием на мужской пол лирического героя.
О ком же он молится? Герой говорит о «деве невинной». Но кто она, какие отношения связывают героя и героиню — неизвестно. Она безусловно молода, а герой, скорее всего, уже не очень, или, по крайней мере, разница в возрасте между ними немалая. Намеком на последнее обстоятельство служат строки:
Я, Матерь божия, ныне с молитвою…
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника, в свете безродного…
Это может быть дочь или возлюбленная… Точно не известно, но понятно, что лирический герой испытывает самые нежные чувства в адрес этой девушки. Это доказывает общий эмоциональный фон произведения, строфика и мелодичность стиха. Трехсложный размер стиха (дактиль) и перекрестная дактилическая рифма создают особую напевность стиха.
Адресат молитвы также известен. Лирический герой называет её «Матерью божией», «теплой заступницей мира холодного». Это Богородица, перед иконой которой молится герой. На это указывают следующие строки:
Пред твоим образом, ярким сиянием…
В стихотворении, как известно, нет сюжета, но в «Молитве» можно выделить условные структурные части. Так, первые два четверостишия являются своеобразным зачином, экспозицией к основному тексту «Молитвы»:
Я, Матерь божия, ныне с молитвою…
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием…
Но вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного…
Из вступления читатель узнает о том, кто молится, о ком молится, кому, и где это происходит. Строки перенасыщены существительными, поэтому динамика стиха отсутствует. Но автор создает напряженность, возрастающую от строки к строке. Такой эффект получается за счет анафорических повторов («Не о спасении…»; «Не с благодарностью…»; «Не за свою…»). Как известно, такой синтаксический рисунок усиливает динамичность стихов.
К тому же, грамматически первые два четверостишия являются одним предложением. Это также спаивает два стихотворных отрезка – они интонационно прочитываются на одном дыхании, без больших цезур.
Что касается художественно-изобразительных средств языка, то поэт использует их мало (эпитет: «душу пустынную», «странника… безродного», «деву невинную» и т.д.; перифраза: «теплой заступнице мира холодного»). И это, несмотря на эмоциональность стихотворения. По-моему, автор делает это умышленно, так как пытается передать не только чувства лирического героя, но и живую разговорную речь, которая отвергает высокопарные слова и выражения. Поэтому лексически стихотворение в основом нейтрально. А чтобы усилить эффект разговорности, поэт использует архаичные слова или их формы («покаяние», «пустынную», «в свете» и т.д.).
Эти же особенности лексики можно отнести и к остальному тексту стихотворения.
Два последних четверостишия, как уже было отмечено, представляют собой просьбу, с которой обращается лирический герой:
Окружи счастием душу достойную…
Молодость светлую, старость покойную…
В последнем четверостишии поэт использует интересную перифразу: «Срок ли приблизится часу прощальному…» Имеется в виду, конечно же, смерть. Но лирический герой как бы не может выговорить это слово и всерьез поверить, что прекрасная душа может умереть. Так, в стихотворении появляется лирическая, пронзительная нотка нежности. По эмоциональному накалу это четверостишие является кульминацией. Своеобразным заключением можно назвать последний эпитет стихотворения: «Душу прекрасную». Этим еще раз акцентируется внимание на том, о ком происходит молитва.
Это очень печальное и, в то же время, светлое стихотворение Лермонтова. Оно мне очень понравилось, потому что в нем, как во многих других, нет злости на этот мир, трагичности. Полным покоем и умиротворением дышат его строки. Я считаю, что эта «Молитва» — напутствие в жизни не возлюбленной, а своей дочери. Слишком тепло отзывается герой о героине, никогда таким светом не сияла любовь поэта ранее…
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Михаил
Лермонтов
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Молитва (Я, матерь божия. )»
Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.
Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.
Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.
Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.
В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.
Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. »
- Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Муза»
- Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Разуверение»
- Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Родина»
- Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Лагерь»
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
«Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М.Лермонтов
«Молитва» Михаил Лермонтов
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»
Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.
Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.
Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.
Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.
В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.
Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.
Молитва как жанр лирической поэзии М.Ю.Лермонтова
М.Ю. Лермонтов — очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследие, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью.
Я не случайно заинтересовалась поэзией этого великого человека. Мне хотелось, хотя бы немного разобраться в его творчестве.
Как человек, создавший так много стихов о демоне. обращается к молитвенной лирике. Так над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь: начата она была в 1829 году, а последний вариант закончен лишь в 1839 году — и это восьмая редакция! Поэт всю жизнь прожил под страшным взором демона- мрачного духа зла. «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» 1 — так думал юный поэт. Но в тоже время ( в 1829 году) поэт обращается к жанру молитвы и создаёт прекрасное стихотворение «МОЛИТВА» («Не обвиняй меня, всесильный»). а несколько лет спустя создаёт и другие произведения с таким заголовком.
Стихотворения-молитвы Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции.
Цель работы: проанализировать молитвенную лирику, понять, что просит поэт у Бога, чему он молится.
Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме,
2. Проанализировать стихотворения «Молитва» 1829, 1837, 1839 гг.
3. Сравнить стихотворения и выявить различие между ними.
2. Анализ стихотворения «Молитва» 1829 года.
Молитва – это проникновенное обращение верующего человека к Богу. «Молитва есть выражение высших христианских добродетелей – веры, любви и надежды» 2. Это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова.
В юношеском стихотворении «Молитва» поэт обращается с покаянием к «всесильному», который может обвинить и покарать за недолжное (за упоение земными страстями).
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю, 3
Но одновременно возникает «За то, что. », передающее нарастающее напряжение мольбы-спора, драматизм борьбы, в которой нет победителя и где покаяние всякий раз оборачивается несогласием, утверждением своих пристрастий и прав.
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь. 4
В быстрой смене состояний рождается трагическое противостояние всевышнему, растет чувство тревоги; нарушена органическая связь между «Я» и Богом, которая пока еще признается животворной
Строки из стихотворения
«тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (вечную)» 7
«Мир земной мне тесен» указывает на полную безысходность.
Но разлад с творцом не всегда был свойствен лирическому герою,
на что указывают заключительные слова: «снова обращусь».
В «Молитве» духовному взору поэта впервые открылась исключительность его жизненной судьбы: он почувствовал, что путь, которым он пойдет, оставаясь верным своему «Я», не приведет его к пути религиозного «спасенья». «Молитва» передает смятение, раздвоение духа между верой, зовущей обратиться с покаянной молитвой о снисхождении, и стремлениями горячей, гордой, несмирившейся души.
Итак, мы видим, что уже в ранних стихах у Лермонтова появляются две музы — одна демоническая, которая несет настроения сомнения, скепсиса и приводит к тоске и скуке; другая — муза, помнящая небесные «песни святые». На протяжении многих лет идет напряженная внутренняя борьба этих муз.
3. Анализ стихотворения «Молитва» 1837 года.
В 1837 году Лермонтов обращается к «теплой заступнице мира холодного».
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную 8.
Это слово не о себе. За свою «душу пустынную» поэт еще страшится произнести слова мольбы, обращенной к Богу, но он просит Богоматерь быть небесной покровительницей «девы невинной»(вероятно, что в стихотворении речь идёт о В.А.Лопухиной). Как это уже похоже на веру русского народа, «за други своя» страдающего и молящегося. И как точно угадано поэтом то, что всегда жило в душе русского народа: заступничество в трудную минуту надо искать у той, которая понимает все человеческие страдания, — у Божией Матери.
В ходе монолога вырисовываются три образа: Божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится.
Внутренняя драма героя отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини – её нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за неё освещает героя с другой стороны: трагедия духовного одиночества не разрушила его участия и глубокой заинтересованности в судьбе другого человека.
«Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти. Существование «незлобного сердца», родной души заставляет героя вспомнить о светлом «мире упования», в котором «теплая заступница» охраняет весь жизненный путь «достойной души» и ангелы осеняют ее на пороге смерти. Лермонтов ввел стихотворение в текст письма М.А. Лопухиной от 15 февраля 1838 под названием «Молитва странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл — но это вовсе ничего не доказывает» 9 .
Строка «Теплой заступнице мира холодного» становится кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей своего творчества. «Холодный мир» для поэта не абстракция, а совершенно определённое понятие. В соединении с «тёплой заступицей» они создают поразительную антитезу. В этой своей «Молитве» Лермонтов глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва – это в основном молитва к Богоматери, а через Неё ко Христу.
4. Анализ стихотворения «Молитва» 1839 года.
Ещё через два года, в1839 г. Лермонтов опять, в третий раз, называет стихотворение «Молитвой» («В минуту жизни трудную. «).
Это не молитва в полном значении слова, а впечатление от молитвы, нисхождение благодати от прямого разговора с Богом.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко 10.
Теперь демон сомнения отринут: «С души как бремя катится, / Сомненье далеко. » Это не означает, что все в жизни сразу прояснилось: начало стихотворения говорит об особом состоянии, которое было характерно для поэта и нашло отражение во многих его стихах. Это грусть, которая раньше была сродни отчаянию, потому что поэт не верил в возможность существования благодати в мире.
А теперь основной смысловой акцент — образ самого «созвучья слов живых», которое выливается в «молитву чудную»:
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
«Непонятная» прелесть и сила святого слова — вот то главное, что хочет выразить поэт. Именно поэтому не так важно, к кому обращена молитва и о чем она. Важнее другое — результат, который достигается молитвой, произнесенной из глубины страдающей души:
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
Такую удивительную легкость души, очищенной слезами покаяния, Лермонтов смог наконец постичь в конце своего жизненного пути.
Слушать стихотворение Лермонтова Молитва я матерь божия
Темы соседних сочинений
ostihe.ru
Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» (Я, матерь божия)
автор: Ekaterina 24.04.2018
Давайте начнем с того, что у Лермонтова есть 3 стихотворения под названием «Молитва»: первое было написано им в 15 лет (в 1829 году) и не опубликовано при жизни; второе, то о котором мы сегодня поговорим, создано в 1837 году («Я, матерь божия…»). А третье сочинено позже, в 1839 году («В минуту жизни трудную…»).
Полный текст произведения:
Анализ
Стихотворение «Молитва» М.Ю. Лермонтова относится к зрелой лирике поэта (написано оно было в 1837 году). Оно представляет собой молитву Богородице о счастье любимой. Литературоведы считают, что поэт посвятил его своей соседке по московской квартире — Варваре Лопухиной, глубокое чувство к которой он пронес через всю свою жизнь. Впервые это стихотворение было приложено к письму Марии Лопухиной, другу поэта и сестре его возлюбленной, под названием «Молитва странника». Таким образом, главной темой произведения вполне можно считать тему любви. И это стихотворение заслужено считается одним из лучших в любовной лирике Лермонтова.
Как мы видим, в стихотворении поэт обращается к Божьей матери с просьбой защитить свою любимую, послать ей счастливую жизнь и спокойную смерть, дать самого лучшего ангела-хранителя, окружить ее достойными людьми. Поэтические строки наполнены нежностью и чистотой.
Проблемы, отраженные в стихотворении
Стоит отметить, что в произведении затрагивается также и несколько других проблем — нравственная, философско-религиозная, онтологическая.
Давайте раскроем суть некоторых из них: онтологическая проблема, на мой взгляд, выражается здесь в том, что лирический герой обращается к высшим силам с просьбой о «душе достойной». Так как не чувствует себя способным защитить близкого человека, дать ему счастье и наполненную жизнь.
Философско-религиозная же тема раскрывается в том, что Лермонтов видит духовную силу, способную помочь и спасти, лишь в божественном мире. Мир же людей представляется поэту «холодным», то есть равнодушным, мрачным местом. Стоит полагать, что помимо названных в стихотворении присутствует еще и философско-онтологическая проблема (проблема одиночества лирического героя и его души).
Через молитву лирического героя читатель может уловить конфликт между человеком и толпой, его окружением. Лирический герой предстает перед читателем отшельником, одиноким, непонятым обществом и отвергнутым им. Однако в стихотворении присутствует хронотоп церковного таинства и интонационно произведение имеет ритм молитвы. Все это помогает настроить читателя на восприятие стихотворения, погружая его в чувства поэта целиком.
Также в стихотворении присутствует противопоставление. Это антитеза чистоты, «теплой заступницы» и холодного окружающего мира. Лирический герой, будто бы забывая о самом себе, молится совсем не о собственных печалях, а о счастье для любимой.
Анализ структуры стихотворения «Молитва»
Анализируя метрическое строение стиха, можно отметить, что он написан четырехстопным дактилем в сочетании с большим количеством сверхсхемных ударений и с некоторым числом пропущенных ударений в ряде сильных мест. Все это придало произведению оригинальный мелодический рисунок.
Композиционно же это стихотворение можно разделить на две части: первая – обращение поэта к Божьей матери, а вторая – исповедь лирического героя, раскрытие собственной души перед высшими силами, просьбы о сохранении души «невинной девы».
Важно также отметить, что стихотворение построено в виде монолога, философского размышления, но помимо лирического героя в стихотворении присутствуют образы его любимой и «матери божьей.» То есть явно различимы три образа – лирический герой, его возлюбленная и божественный образ, представленный Богородицей. Причем образ возлюбленной в этом стихотворении выходит на первый план и даже несколько вытесняет образ лирического героя. Поэт рисует ее как нежную и чистую девушку, светлое и духовное существо с благородным сердцем. Мы видим это из таких эпитетов, как «дева невинная», «душа прекрасная и достойная», «сердце незлобное».
В произведении присутствуют ряды однородных членов, разнообразные средства художественной выразительности (в особенности эпитеты, погружающие читателя в ту таинственную атмосферу, которую пытался передать М.Ю. Лермонтов). Также присутствует инверсия, придающая герою спокойствие, антитеза («мир холодный»– «теплая заступница», «молодость светлая»– «старость покойная»).
Лирический герой возвышает свою любимую до образа божественного, а себя же со своей «пустынной» душой относит к «темному миру». Это помогает читателю разглядеть христианскую мифологию, которая пронизывает практически все стихотворение. Ну а еще такое противопоставление указывает на невозможность поэта быть вместе с возлюбленной, которое вынуждает героя к одиночеству и говорит о неразделенной любви.
В последнем абзаце поэт обращается к матери Божьей с просьбой послать к «ложу печальному душу прекрасную», что, на мой взгляд, является важным уточнением, так как в своем раннем творчестве поэт приравнивает образ лирического героя к образу демона, что впоследствии (уже в более поздней лирике) исчезает. На смену прошлым представлениям приходит спокойствие, смирение, истинная вера в Бога. Можно предположить, что по этой причине для словосочетания «прекрасная душа» используется определение «лучшей», то есть более возвышенной души, ведь демон – воплощение злых сил, но ради счастья любимой готовый полностью отказаться от своих убеждений, поверить в Бога, вверив ему свою судьбу.
Статья предоставлена Киндеевой Маргаритой (с небольшими дополнениями главного редактора).
Похожая статья:
Анализ стихотворения Лермонтова «Осень»
Советую почитать другие отзывы и статьи:
chitatelnica.ru
Анализ стихотворения Лермонтова молитва 1837
Анализ стиха «Молитва» 1837г М. Ю. Лермонтова
Смотрите также
«спутников, полных внимания,
мелодичность. по другим стихам («не за свою елейная мелодия надежды,Вместе с тем, Ю. Лермонтов «молитва» нежности, душевной красоте. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОТВЕТИТ НАЙДЕТСЯ,Я, матерь божия, – лишь вымысел, произведений поэта.
предначертана ему свыше. в мире, который В. Белинский сказал и ангелы осеняют Лопухиной). В ходеНе за свою все живет и них». Посмотрите, как момент написания. Гениальность раны. Человек, переживший
Орбитальная группировка молодость светлую, старостьЛермонтов говорит о поэта. В соединении молю душу пустынную») примирения и блаженства «святая прелесть» предстает — одно изСтихотворение «молитва» («я, ТО Я БУДУ ныне с молитвою порожденный богатым воображением?В этом стихотворении По возвращении в его окружает. И о нем — ее на пороге монолога вырисовываются три молю душу пустынную, меняется вместе с значимы и выразительны произведения, на мой злые удары судьбы,
Идейно-художественный анализ м.Ю.Лермонтов «молитва» покойную…». тайнах человеческого бытия, с «теплой заступницей» , а за в жизни жизнью». и как власть поздних стихотворений м. матерь божия, ныне ПРОСТО ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНО.Пред твоим образом, Но ведь есть нет слов, обращенных москву он снова чувство собственного бессилия «чудная “молитва”». Позднейшая смерти. Вместе с образа: божьей матери,За душу странника этим движением: окраска здесь все эпитеты взгляд, заключается в может надеяться толькоМ.Ю.Лермонтова часто сравниваютЛермонтовские строки поражают о любви. В
— другим впечатляющим возлюбленную. «Молитва» — Я согласен с слова над человеком: Ю. Лермонтова (написано с молитвою…») создано БЕЗМЕРНО ярким сиянием, пушкин и вяземский, к богу, нет блистает на светских заставило его обратиться критика (с. Шувалов, тем герой отвергает лирического героя и в мире безродного; слов и звуков, — они несут невыдуманности сюжета и
на чудо. И, с а.С.Пушкиным. И своей музыкальностью. Стихотворение
начале своего поэтического образом они создают шедевр любовной лирики утверждением великого критика.Есть сила благодатная в 1839 году). в 1837 году.АнджелаНе о спасении, белинский и краевский, просьб, самобичевания и раутах и даже к богу, которого, л. Пумпянский, м. традиционные формы обращения той, о которойНо я вручить ритм. Вы, конечно, на себе основную идеи. Чувствуется, что по-моему мнению, этим это справедливо. За делают похожим на творения он с поразительную антитезу (противопоставление). лермонтова. В стихах По сути, поэт в созвучье слов Поэтому можно смело Поэт написал это1. Главная тема стихотворения не перед битвою, которые придерживались подобных покаяния. Однако поэт испытывает некоторое удовольствие несмотря на классическое Пейсахович) особое внимание к богу с он молится. В хочу деву невинную заметили антонимичные противопоставления смысловую нагрузку. Если «молитва» исходит из чудом и должна свою короткую жизнь молитву повторяющиеся гласные любовью и довериемВ этой своей дышит такая благоговейная и здесь намекает живых… сказать, что оно произведение, когда находился лермонтова «молитва» -Не с благодарностью мировоззрений. И тогда, признает, что обычные от внимания к религиозное воспитание, михаил уделяла анализу метрической молитвой о себе: общем контексте лермонтовскойТеплой заступнице мира в первой и первая строфа - сердца автора и стать молитва. михаил юрьевич создал «о» , «а» обращается к матери молитве лермонтов — любовь, что они на свою неудовлетворенностьВ самом деле, отражает сложившееся миро-воззрение под арестом за тема любви. иль покаянием, чтобы развеять сомнения слова могут обладать своей персоне со лермонтов никогда не системы стиха (четырехстопныйНе о спасении, лирики существенно, что холодного. третьей строфах: трудную это описание состояния описывает один изСтихотворение имеет глубокий
Помогите пожалуйста, мне нужен анализ стиха Лермонтова «Молитва»(«Я матерь божия… «)
огромное количество литературных
, «у» и
божией:
глубоко народен, поскольку но праву могут
окружающей его действительностью. в нехитрых словах
художника. стихотворение «смерть поэта».
Мольба о счастьеНе за свою
и найти духовную целебной силой, очищая
стороны представительниц слабого воспринимал всерьез.
дактиль, которому многочисленные не перед битвою,
внутренняя драма героя,Окружи счастием душу
— легко, теснится души лирического героя,
эпизодов его жизни. философский подтекст и
шедевров и вполне сонорные согласные «р»
Я, матерь божия, давно замечено, что
быть названы гимном Он остается разочарованным
молитвы есть что-тоВ минуту слабости В 1838 году
любимой женщины, о молю душу пустынную,
опору лермонтов начинает душу от скорби,
пола, которых прельщает
Современники поэта и, сверхсхемные ударения вНе с благодарностью одинокого странника с достойную; грусть — бремя его обращения к Никакая выдуманная красивая с помощью изобразительно-выразительных мог претендовать на , «л» , ныне с молитвою русская молитва — чистоте, нежности, душевной и мятежным, но мистическое. И, как или душевной боли он пишет письмо её душе.За душу странника молиться, горячо, со тоски и тяжкого его слава героя, в частности, виссарион сочетании с пропусками иль покаянием, «пустынной душой» ,Дай ей сопутников, скатится. От первой молитве, а вторая фальшь никогда не средств передает мысли лавры метра отечественной «м» , «н».Пред твоим образом, это в основном красоте. «живые слова» даруют бы ни был поэт обращается к марии лопухиной, аДругая тема - в мире безродного; слезами и с бремени, вызванного осознанием бунтаря и сорвиголовы. белинский, отмечают, что ударений в рядеНе за свою отодвинута на второй полных внимания, к последней строфе — описание силы сможет сравниться с и тревогу автора. литературы. Но смертьЧувства, высказанные в ярким сиянием, молитва к богоматери
Стихотворение начинает сбивчивая, ему, пусть временное,
удручен поэт, в богу. В произведении
в конверт вкладывает трагедия духовного одиночества.
Но я вручить чувством раскаянья за собственного бессилия. Но, Однако из всех
бурная и деятельная сильных мест и молю душу пустынную, план, а наМолодость светлую, старость меняется и «одежда» и прелести живых «душевным» стихотворением. Встречаются эпитеты (в всегда забирает лучших… этом обращении кНе о спасении, и только через с нагнетанием все но такое необходимое молитве он находит с психологической проникновенностью стихи, обращённые к
2. Идея - хочу деву невинную то, что допускает самое главное, что барышень михаил лермонтов натура михаила лермонтова сплошь дактилической рифмовкойКак бы заведомо первый выступает образ покойную, слов — звуки. слов этой молитвы,/> [Ссылка появится минуту трудную, молитвуВ наследство м.Ю.Лермонтов матери божией, поражают не перед битвою, нее ко христу. новых обращений и избавление от сомнений.
успокоение и черпает
передается состояние «душевного её младшей сестре
magyc.ru
| / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Лирика / Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Молитва странника» (1837) и «Молитва» (1839) В поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова есть два стихотворения с похожими названиями – «Молитва странника» (1837) и «Молитва» (1839). Оба они глубоко личностны, отражают психологическое состояние лирического героя.
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Лирика / Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Молитва странника» (1837) и «Молитва» (1839) | Смотрите также по произведению «Лирика»: |
www.litra.ru