cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сонет литература – что такое в Литературной энциклопедии

Что такое Сонет? | Литературные термины

Рассмотрим подробно, что такое Сонет в литературе, ведь это понятие очень распространено и широко используется.

Сонет — это очень распространенная форма поэзии, давно вошедшая в традиционный обиход в литературе. У сонета есть своя форма — она строгая и твёрдая.

Как строится сонет? В нем всегда 14 строк, которые образуют два четверостишия и два трёхстишия. Чаще всего с сонетом ассоциируют понятие «шекспировского сонета» или сонета, у которого «английская» рифмовка. Такую форму сонета ввел Уильям Шекспир.

Разберем классический сонет конкретно — его 14 строк имеют такие последовательности:

  • «французскую» — abba abba ccd eed (или ccd ede)
  • «итальянскую» — abab abab cdc dcd (или cde cde)
  • «английскую» или «шекспировский сонет» — abab cdcd efef gg

Из вышесказанного ясно видно, что такое Сонет и как он используется. Какова история этого понятия?

В 13 веке Сонет появился в Италии, причем, известно, что при короле Фридрихе II служил нотариус и поэт — некий Якопо да Лентини, именно он стал родоначальником первого известного сонета. Начало было положено, и сонеты начали распространятся. Если говорить о древнем итальянском сонете, то можно дать ему такое определение: сонет — это близкий к народным песням слог, похожий на них по своему ритму, строю и рифме.

Позже такой литературный деятель, как Франческо Петрарка, внес огромный вклад в структуру и тематику сонетов. Он максимально приблизил чувства, которые должен выражать сонет, к ярким человеческим переживаниям. Именно это стало основной темой, а Петрарка, как известно, признан высоким мастером именно сонетных форм.

Чтобы лучше понять, что такое Сонет, взглянем на его русскую форму. Русская поэзия тоже изобилует такими произведениями, и принят в ней именно пятистопный ямб, если говорить о сонете, хотя возможно встретить легкие отклонения, что считается допустимым.

reedcafe.ru

Уроки русской Поэзии. Урок 22 — СОНЕТ

Владимир ХОХЛЕВ

Санкт-Петербург

 

Урок 22. Сонет

 

Чтобы создать сонет – тем более, венок сонетов – надо знать, как они устроены. Форма сонета – строгая, её часто называют твердой. Прежде всего, формой сонет и отличается от других способов стихосложения. Содержанием отличается тоже. Авторы сонетов чаще всего прибегают к возвышенным образам, применяют «высокий» слог.

Вот пример из Франческо Петрарки, стихи которого считаются вершиной в развитии итальянского сонета.  Стихотворение, посвящено возлюбленной поэта Лауре де Нов, воспетой во множестве сонетов.

CCCXXXV

Средь тысяч женщин лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо.
Лишь с облаком благого серафима
Она сравниться красотой могла.

Ее влекли небесные дела,
Вся суета земли скользила мимо.
Огнем и хладом тягостно палима,
Моя душа простерла к ней крыла.

Но тщетно — плоть меня обременяла;
Навеки Донну небеса призвали,
И ныне холод мне сжимает грудь:

Глаза — ее живой души зерцала, —
О, для чего Владычица Печали
Сквозь вас нашла свой беспощадный путь?

Сонет написан после смерти любимой, но высокие чувства поэта живут и в скорби. Форма, традиционная, итальянская 4-4-3-3. Уильям Шекспир строил сонеты иначе 4-4-4-2. Вершина русского сонета – Онегинская строфа Александра Пушкина.

О сонете я попросил рассказать, поэта, моего друга, поэта Николая Куковерова – автора 12-ти венков сонетов (это титанический труд, удивительный для нашего времени).

Передаю ему слово.

.

Дорогие друзья!

Вы решили приступить к сочинению сонета или венка сонетов, с чего начать? Хотелось бы вооружить вас некоторыми практическими советами.

Сонет – это одно стихотворение усложнённой формы, энциклопедически – сонет – лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на две рифмы и двух терцетов (трёхстиший) на три,  реже – на две рифмы. Построение сонета может быть разное, но форма практически не изменилась, то есть технически вы можете её выполнить, взяв за основу, к примеру, шекспировский сонет, либо сонет других классиков. Вы попросите назвать имена. Имён много, но назову наиболее характерные.

Первый сонет сочинил  в середине 13 века Сицилийский стихотворец Якопо да Лентини, а прославили сонет знаменитые итальянские поэты Возрождения Данте, Ф. Петрарка, Т. Тассо. Нельзя не отметить сонеты других европейских поэтов, особенно У. Шекспира.

Первый русский сонет был написан  В.К. Тредиаковским в 1735 г. Трижды обращался к форме сонета А.С. Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна»). Регулярно сочинял сонеты А. Фет, а в 20 в. – В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, И. Бунин.

Теперь поговорим о венке сонетов.

Литературе известны более 2000 венков сонетов, сочинённые в разное время и разными поэтами ( М. Волошин, В. Брюсов и мн. др.). Венок сонетов — наиболее трудная форма. В поэзии и берутся за него далеко не все поэты.

Прежде, чем сочинять венок сонетов, определитесь с его темой. А затем приступайте к сочинению 15 главы – магистрала. Почему так и не иначе? По-другому его просто не выполнить.

В 1999 году, когда я сочинял свой первый венок сонетов «По замкнутому кругу», я начал с 1 главы. В результате получилась так называемая «гирлянда» — венок сонетов в 14 глав без магистрала.  Не повторяйте моих ошибок.

Самое главное, каждый сонет и соответственно магистрал, должен быть наполнен глубоким смыслом — в этом суть — только в этом случае ваш венок сонетов можно считать состоявшимся.

Обратимся к теории классического венка сонетов.

Венок сонетов – лирический цикл, состоящий из 15 сонетов. Последняя строка каждого из 14 сонетов повторяется в начале следующего, таким образом связывая смежные стихотворения-сонеты. Предпоследний сонет (№ 14) завершается строчкой, с которой начинается сонет №1 венка. Заключительный сонет – магистрал последовательно воспроизводит первые строчки всех 14 сонетов и концентрирует в себе смысл всего цикла. Венок сонетов должен быть выполнен безупречно, как технически, так и по смысловой нагрузке.

В качестве наглядного пособия — из 12-ти моих венков — предлагаю венок сонетов «Сусальный ангел», посвященный А. Блоку.

 

С У С А Л Ь Н Ы Й  А Н Г Е Л

 

Александру Блоку – посвящаю

1

 

Певец Любви – дитя пустынь и дюн,

Слагал стихи, навеянные стужей,

В которых воспевал одну и ту же,

Не Женщину – иллюзию свою.

 

Отвергнув сказку юности сию,

Мудрее стал поэт совы премудрой,

И поклонился Диве златокудрой,

В которой строгий профиль узнаю.

 

Ее смеются дивные уста:

Иди, просить прощения Христа,

Туда, где Рай и розовые сени.

 

Орлом, познавший истину в вине,

Под звуки арф, к любимой Купине,

Явился Миру в будний день осенний.

 

2

 

Явился Миру в будний день осенний,

Король и Шут подмостков и эстрад,

Пронзивший сень Небесных бюлистрад,

Куда не попадет ни раб, ни гений.

 

Уж сколько лет прошло без изменений,

Темнеет под крылом седой Босфор,

А вот и свет – зеленый семафор

Открыт в Юдоль трехмерных измерений.

 

Не развести костер повечеру

Из прошлого, на хладе и ветру,

Вошедшим в Мир на несколько мгновений.

 

Как ратник, постою у трех дорог,

Пришел домой с повинною пророк

Предвестником грядущих потрясений.

 

3

 

Предвестником грядущих потрясений

Открыта дверь для символов и форм,

Которые, как люди у платформ,

Застыли от мистических видений.

 

Уставший от постылых воскресений,

Младым певцом, под игом седины,

Спешу сюда, где были сожжены

Мосты былые взлетов и падений.

 

Пусть эта мысль предстанет людям строгой,

Любой поэт идет своей дорогой,

Чтобы узреть трехглазую змею.

 

Когда-то здесь опричники впервые

Взорвали погреба пороховые,

О коих петь устала Гамаюн.

 

4

 

О коих петь устала Гамаюн,

Рабов, поднявших Старый Мир на вилы,

Не зная о пророчестве Сивиллы,

Запечатлел, сгорая на огню.

 

Не Демона, себя во всем виню,

Булатный меч не я готовил к бою,

Не призывал разбойников к разбою,

Но сам ходил не раз по острию.

 

Когда утихнут бури и погромы,

Сразят меня не молнии и громы,

Ослушников не жалуют в Раю.

 

Презрев Христа Библейские трактовки,

И, вдоволь настрелявшись из винтовки,

Уйду туда, где буду вечно юн.

 

5

 

Уйду туда, где буду вечно юн,

Не в сон, не в явь, сбежав от Мира злого,

Где грешники иконы Богослова

Бросают из придела в полынью.

 

Глаголами отвечу воронью,

Которое воспел при жизни, грешен,

Водил пером, не замечая трещин,

Закованный в картонную броню.

 

Апостолы осудят на Суду,

За то, что я ходил на поводу

У Демона. Вердикт – виновен Блок и

 

Прости Господь, не смог помочь стране,

С отметиной бубновой на спине,

Оставив в книгах символов сполохи.

 

6

 

Оставив в книгах символов сполохи,

Лечу во Мглу, покинув ясный брег,

Туда, где нет багрово-красных рек,

Не ведая ни страсти, ни тревоги.

 

Паря над черной слякотью дороги,

Лазорный за собой оставив шлейф,

Там, где с Фиалкой ночью вдоль аллей,

Блуждал вечор, любви рождая строки.

 

Как блудный сын, войду в Небесный Дом,

Благословенный  Розой и Крестом,

В миру воспевший звездные потоки.

 

Воскрес певец серебряных веков,

Оставив древний Екатерингоф,

Поэтам драматической Эпохи.

 

7

 

Поэтам драматической Эпохи

Оставлю град фрегатов и галер,

Гряду дворцов и скромный «Шантеклер»,

В котором отыграли скоморохи.

 

Ковчег взлетел над шпилем златооким,

Но мне милей клоака у Озер,

Где пребывал педант и фантазер

Наедине с Чудовищем жестоким.

 

Прозрел, орлом ударилась монета,

Наездника воспевший Фальконета,

Обретший одиночества приют.

 

Веселый царь явился птицей вещей,

С улыбкою тревожной и зловещей,

Живущим в заколдованном краю.

 

8

 

Живущим в заколдованном краю

Оставлю, несмотря на все запреты,

Печальный град, златым мечом согретый

Поэта, подчиненного зверью.

 

Раздувшие кровавую зарю,

Собратьев без креста, распяли гунны –

Небесной обитатели Лагуны,

Где хризантем созвездия крою.

 

Не зацветет на крутизне, миндаль,

Зовущая в заоблачную даль,

Ушедшему не нужен трепет черни.

 

Но, может быть, нахоженной тропой

Потянутся к заутрене толпой

Холопы из двенадцати губерний?

 

9

 

Холопы из двенадцати губерний

Стреляли из винтовок в русский стан,

Обещанной свободой без креста,

Под колокольный благовест вечерний.

 

Покой лишь сниться нам, умри неверный,

В страданий окунувшийся купель,

Пройду сквозь морок Адов и метель,

Где огонек чуть теплится наддверный.

 

Отравой начиненная стрела,

Не долетит туда, где мрак и мгла,

И грешники избавлены от скверны.

 

Когда вопьется тысячей заноз

Свидетельство печали – Алконост,

Накинут на чело венец из терний…

 

10

 

Накинут на чело венец из терний

Свидетелю кровавых двух Эпох,

Виновен, заблуждался, видит Бог,

Но труд не пропадет в летах, всемерный.

 

Христос простит, хотя мой грех безмерный,

Познавшего и славу и почет,

И сколько ж звезд на небе, Звездочет,

Где твой аллюр закончился карьерный?

 

Помог своими догмами Конфуций

Любителям кровавых революций,

Их розгами бы надо, да плетьми.

 

Мечтал о том, что Пес исчезнет в вихре,

Но, очевидно, закружил Антихрист,

Поэта, заплутавшего в пути.

 

11

 

Поэта, заплутавшего в пути,

Лети, мой друг, уже завечерело,

Светило верноподданных согрело,

Не возвратив для нас былые дни.

 

Слабо стреляться, драка не в чести,

Когда поэт в твоей душе проснулся,

Но тем, кто Мефистофеля коснулся,

Не вырваться из дьявольской сети.

 

Одну Любовь носили на руках,

Да вот теперь летаем в облаках,

Где звезды и созвездия алеют.

 

Мечтать не вредно, разрешили б нам,

К прошедшим возвратиться временам –

Желание наивное лелею.

 

12

 

Желание наивное лелею,

Достаточно похожее на миф,

Как херувимов бдение сломив,

В запретную проникнуть галерею.

 

Не плачу, не зову, не сожалею,

Юродивых оставив и старух,

Ворвался, протаранив Дантов круг,

Наездником в тенистую аллею.

 

Остались позади сполохи круч,

Но камень на душе висит горюч,

Блаженной, прикоснувшейся к елею.

 

Позвольте не с нагайкой, со стихом,

Не ангелом, хотя бы пастухом,

В провинцию вернуться Галилею.

 

13

 

В провинцию вернуться Галилею –

Узреть обетованные места

И тихо помолиться за Христа,

Где люди в добром здравии болеют.

 

К родителям – Фетиде и Пелею

Вернулся воскрешенный Ахиллес,

Войдя туда, где зеленеет лес

И люди посещают бакалею.

 

Вселенский рай, ласкает ветер южный,

Но ангелу не нужен хлеб насущный,

И сколько ж  лет томился взаперти?

 

Ушел давно в лета вагон зеленый,

Явился в Мир, Христом благословленный,

Что б ангелом остаться во плоти.

 

14

 

Что б ангелом остаться во плоти,

Стоять под сенью в одеяньи белом,

Где все спешат и каждый занят делом,

И на часах 12 без 5.

 

Небесный засвистит Локомотив,

Стоянка у которого – минуты,

Войдешь в вагон и попадаешь в путы,

Лети, дитя наивное, лети!

 

Разложены билеты по шкатулкам,

Певцу гулять по Райским переулкам,

Земному подражая соловью.

 

Вслед забулдыга скажет привокзальный:

Не захотел стать ангелом сусальным

Певец Любви, дитя пустынь и дюн.

 

М А Г И С Т Р А Л

 

Певец Любви, дитя пустынь и дюн,

Явился Миру в будний день осенний,

Предвестником грядущих потрясений,

О коих петь устала Гамаюн.

 

Уйду туда, где буду вечно юн,

Оставив в книгах символов сполохи,

Поэтам драматической Эпохи,

Живущим в заколдованном краю.

 

Холопы из двенадцати губерний

Накинут на чело венец из терний

Поэта, заплутавшего в пути.

 

Желание наивное лелею –

В провинцию вернуться Галилею,

Что б ангелом остаться во плоти.

27.12.02. – 18.01.03.

Количество просмотров: 489

hohlev.ru

Сонет. Теория

ПРО СОНЕТ КАК ТАКОВОЙ — ТЕОРИЯ

Сонет — мир в миниатюре

Подготовила Светлана Рублева для интерлитовского конкурса сонетов
14.11 — 14.12.03

Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) — вид (жанр) лирики, основным признаком которого является объем текста. Сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Другие правила сочинения сонета (каждая строфа заканчивается точкой, ни одно слово не повторяется) соблюдаются далеко не всегда. Четырнадцать строк сонета располагаются двояко. Это могут быть два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. Предполагалось, что в катренах всего две рифмы, а в терцетах могут быть либо две рифмы, либо три.

Итальянская форма сонета требует следующую рифмовку: 

abab abab cdc dcd (или cde cde)

Французская форма сонета отличается тем, что в катренах кольцевая рифмовка, а в терцетах три рифмы: 

abba abba ccd eed

Широкое распространение получила английская форма сонета в силу того, что в ней обнаруживается заметное упрощение, связанное с увеличением числа рифм:

abab cdcd efef gg

С точки зрения содержания сонет предполагал определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка. Однако этот принцип также далеко не всегда соблюдается.

Генезис сонета вызывает много споров. Возможно, сонет первоначально был отдельной строфой в провансальской лирике и входил составной частью в кансону трубадуров. Однако это только гипотеза. Более принято считать родиной сонета Италию или даже конкретнее — Сицилию. В качестве наиболее вероятного первого автора сонета называют Джакомо да Лентино (первая треть XIII века) — поэта, по профессии нотариуса, жившего при дворе Фридриха II. Установить точно дату появления первого сонета затруднительно вследствие чрезвычайно активной миграции жанра.

В самом термине усматривается указание на то, что это «звучащая» поэтическая форма. В этой связи особое значение придается музыкальности сонета. На этом в свое время акцентировал внимание Л.Г. Гроссман, один из наиболее оригинальных исследователей жанра: «Самый термин, определивший этот стихотворный вид, указывает на высшее поэтическое качество, связанное с ним, — на звучание стиха. В Италии он произошел от sonare, в Германии его называли одно время Klinggedicht. Звуковое достоинство сонета, его ритмическая стройность, звон рифм и живая музыка строфических переходов — все это уже предписывалось первоначальным обозначением этой малой стихотворной системы».

Музыкальность — непременный атрибут сонета. Отчасти она достигается чередованием мужских и женских рифм. Правило предписывало: если сонет открывается мужской рифмой, то поэт обязан завершить его женской, и наоборот.

Существовала также определенная норма слогов. Идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога, при этом количество слогов в строках катрена должно быть на один больше, чем в терцетах.

Рассмотрев критерии сонета, Л.Г. Гроссман заметил: «Поэтика правильного сонета в сущности чрезвычайно проста. Сложна и намеренно затруднена лишь практика его» .

Несмотря на известные формальные трудности жанра, сонет оказался одним из наиболее жизнеспособных видов лирики. Он введен в литературный оборот поэтом «сладостного стиля» Гвидо Кавальканти, использован Данте Алигьери в автобиографической повести «Новая жизнь», к нему обратился в «Книге песен», посвященной мадонне Лауре, Франческо Петрарка, благодаря которому сонет получил всеевропейское распространение. Сонеты создавали признанные прозаики Джованни Боккаччо и Мигель де Сервантес, Мишель Монтень, а в комедии Жана-Батиста Мольера «Мизантроп» конфликт происходит из-за слишком суровой оценки Альцестом сонета, сочиненного аристократом, который возомнил себя стихотворцем.

По-видимому, именно формальная сложность оказалась привлекательной для многих поэтов, стремившихся испытать свой талант. В сонете, как ни в каком другом жанре лирики, слились воедино алгебра и гармония.

Сложность сонетной формы отмечал и М.М. Батхин: «Сонет — очень трудная форма. Рифмы в сонете переплетаются, и это обязывает, чтобы и все образы и темы также были сплетены. В сонете не может быть легкости, намеканий; он должен быть очень тяжел, вылит из одной глыбы» . В этом суждении справедливо подчеркнуто единство формальных элементов жанра с его содержательностью. Наиболее распространенным стихотворным размером классического сонета в русской поэзии стал пятистопный ямб, в западноевропейской — одиннадцатислоговая строка.

В эпоху Возрождения сонет стал господствующим жанром лирики. К нему обращались практически все ренессансные поэты: П. Ронсар, Ж. Дю Белле, Лопе де Вега, Л. Камоэнс, У. Шекспир и даже Микеланджело и Мария Стюарт.

В их творчестве сонет окончательно приобрел присущие ему содержательные признаки: автобиографизм, интеллектуальность, лиризм. В сонетах, особенно в сонетных циклах, ощутимо максимальное сближение автора и лирического героя. Сонет становится откликом на события, пережитые поэтом. Более того, сонеты нередко пишутся как стихи на случай. Однако автобиографизм не предполагал фактографичности. События в сонете подразумеваются и угадываются, при этом далеко не всегда расшифровываются. Сонету изначально было присуще универсальное осмысление реальности. Сонет — мир в миниатюре, поэта занимают кардинальные проблемы человеческого бытия (жизнь и смерть, любовь и творчество, самопознание и постижение законов окружающей действительности). Вместе с тем, размышление всегда предельно эмоционально, образ мира выстрадан поэтом.

Теоретическое осмысление жанра сонета получает широкое распространение в XVII веке. Так, Никола Буало в «Поэтическом искусстве», явившимся манифестом классицизма, посвятил несколько строк восхвалению сонета, правила которого будто предписаны самим Аполлоном:

Французских рифмачей желаю извести,

Законы строгие в Сонет решил внести:

Дал двух катренов он единый строй в начале,

Чтоб рифмы в них нам восемь раз звучали;

В конце шесть строк велел искусно поместить

И на терцеты их по смыслу разделить.

В Сонете вольности нам запретил он строго:

Счет строк ведь и размер даны веленьем бога;

Стих слабый никогда не должен в нем стоять,

И слово дважды в нем не смеет прозвучать. 

Буало теоретически закрепил практику сочинения сонетов, его предписания  стали нормой на долгое время.

В немецкой поэзии в эпоху Возрождения не было крупных поэтов, потому и сонеты отсутствовали. XVII век стремился словно наверстать упущенное, к сонетам обращаются все поэты периода Тридцатилетней войны: М. Опиц, А. Грифиус, П. Флеминг. Зачинателем выступал М. Опиц, который в «Книге о немецкой поэзии» (1624) убедительно пропагандировал сонет: «Каждый сонет состоит из четырнадцати стихов; первый, четвертый, пятый и восьмой стихи имеют одинаковую рифму, равно как и второй, третий, шестой и седьмой. И совершенно безразлично, имеют ли первые четыре стиха женскую рифму, а четыре других мужскую, или наоборот. Последние шесть стихов могут рифмоваться как угодно. Но все-таки чаще всего рифмуются девятый и десятый стихи, одиннадцатый и четырнадцатый, двенадцатый и тринадцатый». 

По Опицу, лучший вид сонета выглядит следующим образом:

abba abba ccd eed

Это свидетельствует, что он стремился перенести на немецкую почву французскую форму сонета. Недаром в качестве иллюстрации приводит он сонет, который, по собственному признанию, «частично заимствован у Ронсара». Стремясь вызвать интерес к сонету у собратьев по перу, Опиц иллюстрирует жанр несколькими собственными примерами. Что же касается происхождения термина, то он представляется ему смутно. Но автор «Книги о немецкой поэзии» напоминает, что sonette — по-итальянски колокольчик.

У М. Опица было много последователей в XVII веке и даже в XVIII. Когда сонет временно прекратил свое существование, его традиции сохранялись именно в Германии благодаря поэтическому гению И.В. Гете.

Тогда же сонетный жанр проникает в Россию.

Первый русский сонет был написан в 1735 году В.К. Тредиаковским и представлял собой перевод французского поэта де Барро. Ему принадлежит также одно из первых и наиболее простых определений, в котором подчеркивалось неизменное количество строк и наличие острой, важной или благородной мысли.

Образцы сонетной лирики были созданы А.П. Сумароковым, которые также были переводами, на этот раз сонетов Пауля Флеминга, посвященных Москве.

В украинской поэзии сонет появился раньше. В 1610 году ученый и поэт Мелетий Смотрицкий перевел сонет Ф. Петрарки.

В начале XIX в. все романтики становятся ревностными поборниками сонетной лирики. Достаточно перечислить сочинителей сонетов: А.В. Шлегель, Г. Гейне, П.Б. Шелли, поэты-лейкисты, А. Мицкевич, В. Гюго. В романтическую эпоху одной из тем сонетной лирики становится самопостижение жанра. Авторы сонетов стремятся мотивировать сугубо эстетическими целями свое обращение к сонету. Так, У. Вордсворт размышлял о пользе самоограничения, об опасностях чрезмерной воли и о внутренней самодисциплине поэта. На первый взгляд, может показаться странным пристрастие романтиков, которые ратовали за безграничную эстетическую свободу, к строгой сонетной форме. Но, по сложившейся к тому времени традиции, именно сонет позволял объективно оценить талант поэта, его право занять достойное место в мировой лирике. Напрашивается сравнение с современным беспредметным художником, который, дабы подтвердить свой профессионализм, непременно пишет и гиперреалистические полотна.

Помимо того, сонет наиболее соответствовал толкованию романтиками лирического поэта как носителя микрокосмоса. Разномасштабность содержательности и формы притягивала романтиков. В эту же пору чрезвычайное распространение получают сонеты, воссоздающие историю жанра. Известный французский критик Шарль Огюстен де Сент-Бев посвящает сонет своим предшественникам, обращавшимся к этому жанру, тем самым претендуя на место в ряду великих:

Сонета не хули, насмешливый зоил!

Он некогда пленил великого Шекспира,

Служил Петрарке он, как жалобная лира, 

И Тасс окованный им душу облегчил.

Свое изгнание Камоэнс сократил,

Воспев в сонетах мощь любовного кумира.

Для Данте он звучал торжественнее клира,

И миртами чело поэта он увил.

Им Спенсер облачил волшебные виденья,

И в медленных строфах извел свое томленье.

Мильтон в них оживил угасший сердца жар.

Я ж возвратить хочу у нас их строй нежданный 

Нам Дю Белле припев их первый из Тосканы.

И сколько их пропел забытый наш Ронсар.

(Перевод Л. Гроссмана)

Сходство с пушкинским «Сонетом» («Суровый Дант не презирал сонета…») достаточно заметно. Русский поэт перечисляет тех же авторов сонета прошлых эпох, что и его французский предшественник. Но существенно и различие двух сонетов. У Пушкина история сонетного жанра представлена последовательно. У Сент-Бева — хаотично. Перечень ренессансных поэтов у Пушкина короче, оттого история жанра выглядит четче. Пушкин фиксирует внимание на актуальности жанра. И потому у него фигурируют современные поэты: У. Вордсворт дважды в эпиграфе и в основном тексте, А. Мицкевич и А. Дельвиг. Сам же Пушкин предстает как историк жанра, в отличие от Сент-Бева, не претендующий на место в ряду знаменитых авторов сонетов. Однако обращение к жанру сонета у Пушкина не было единичным. Обращает на себя внимание «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). Несмотря на название, стихотворение по жанровой принадлежности — сонет, причем это особая его разновидность называемая «опрокинутый сонет»: два трехстишья, которые Пушкиным отделены, находятся впереди четырехстиший . Рифмовка парная. Этот пример наводит на мысль о близости сонетной формы другим видам лирики: стансам, мадригалу, оде, дружескому посланию. Сходство определяется близостью проблематики, а также двойственностью сонета, выступающего то как обозначение жанра, то просто как структура строф. Пример тому — стихотворение «Элегия».

Начиная с периода романтизма, сонет практически не исчезает из употребления, но следует отметить моменты его наибольшей популярности, причем в разных странах они не всегда совпадают. Во Франции это связано с символистами Ш. Бодлером и А. Рембо, парнасцем Хосе Мари де Эредиа; в России сонету отдали дань все поэты серебряного века; в Германии в период борьбы с фашизмом были созданы сонеты Иоганнесом Р. Бехером и Бертольтом Брехтом. Особенно велик вклад в теорию и практику сонетной лирики Бехера, который возвратил ему жизнеспособность, продемонстрировал преемственность обращения к сонетной форме:

Ты думал, что классический сонет

Стар, обветшал, и отдых им заслужен,

Блеск новых форм и новый стих нам нужен,

А в старой форме больше проку нет.

Ты новых форм искал себе, поэт,

Таких, чтоб с ними новый век был дружен.

В сонете, в самой чистой из жемчужин.

Не видел ты неугасимый свет.

Презрев сонет, поэт отверг его, 

Твердил, что не нуждается в сонете,

Что косны и негибки строфы эти,

Что старых форм оружие мертво.

Для новых форм послужит век основой:

Они родятся в недрах жизни новой.

(Перевод Е. Эткинда).

Сама мысль о том, что сонет не обветшал, разумеется, не нова, но у каждого поэта она возникает всякий раз закономерно и по-своему объясняет его творческий импульс.

Вклад в расширение сферы сонетной лирики русских поэтов рубежа столетий еще и в том, что они сделали достаточно употребимым венок сонетов. В венке сонетов каждая последняя строка сонета становится первой строкой последующего, а последняя строка четырнадцатого сонета одновременно является первой строкой первого. Таким образом, возникает венок из пятнадцати сонетов. Последний, пятнадцатый сонет (магистрал) образован из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов. Венок сонетов возник в Италии, оформился окончательно на рубеже XVII-XVIII веков. В России первый венок сонетов появился в качестве перевода «Сонетного венка» словенского поэта Франса Прешерна, который опубликовал в 1884 году Ф.Е. Корш.

Это жанровое образование вызвало широкий интерес русских поэтов «серебряного века». Первые оригинальные версии венка сонетов принадлежат Вяч. И. Иванову и М.А. Волошину. Наиболее известны венки сонетов К.Д. Бальмонта, В.Я. Брюсова, И.Л. Сельвинского, С.И. Кирсанова, П.Г. Антокольского, В.А. Солоухина. В настоящее время зафиксировано около ста пятидесяти венков сонетов русских поэтов . В мировой поэзии число венков сонетов приближается к шестистам.

Наиболее существенным отступлением от канонического образца венка сонетов стал перенос магистрала в начало сонетного цикла, что, несомненно, является упрощением.

Венок сонетов обязан своим возникновением стремлением расширить жанровую структуру. С одной стороны, данное жанровое образование обнаруживает сходство с лирическим циклом, с другой — приближается к жанру лиро-эпической поэмы. Отличие в обоих случаях заключается в более значительной формообразующей целостности. В венке сонетов не может быть свободы соединения разнородных фрагментов цикла или поэмы. Строгость формы подразумевает определенную последовательность развития идеи. Вместе с тем, нельзя не согласиться с поэтом Иоганнесом Р. Бехером, многократно обращавшимся к сонетной форме, что «венок сонетов — это эксперимент, рассчитанный на виртуозное мастерство поэта и адресованный читателю-знатоку, способному воспринять и оценить искусство его создателя».

Однако сонетный цикл не подразумевает в обязательном порядке венок, широко употребимы и свободные соединения сонетов в циклы (например, «Сонеты к Орфею» Р.-М. Рильке, «Двенадцать сонетов к Марии Стюарт» И. Бродского, «Крымские сонеты» А. Мицкевича).

За восемь столетий создано во всемирной литературе огромное количество сонетов, они, разумеется, многообразны по содержанию, но позволительно выделить несколько наиболее характерных вариаций с точки зрения взаимоотношений поэт — читатель.

Любовный сонет. Он, несомненно, доминирует, автор сонетов запечатлевает образ возлюбленной и свое alter ego, возвышающееся от переизбытка чувств. Примеров здесь приводить можно сколько угодно, ограничимся авторами разных эпох: П. Ронсар, А. Пушкин, А. Мицкевич, М. Волошин.

Сонет — поэтический манифест. В такого рода сонетах поэт выражает свои поэтические пристрастия ( А. Рембо «Гласные», А. Пушкин «Поэту», В. Ходасевич «Сонет», Ш. Бодлер «Соответствия»).

Сонет-посвящение, вызванное к жизни конкретным лицом или событием (Ш. Бодлер «К прошедшей мимо», А. Ахматова «Художнику», А. Рембо «Спящий в ложбине»).

Сонет-мифологема — стихотворение, в котором развернут один или несколько образов, заимствованных из мифов, легенд, преданий предшествующей литературы (сонеты Луиса Камоэнса, «К Елене» Э. По, «Дездемона», «Дон Жуан» Н. Гумилева).

Сонет — аналог визуальному образу ( Ш. Бодлер, Р.-М. Рильке).

Сонет-портрет. К этой разновидности тяготел Иоганнес Бехер.

Иронический сонет. Многие поэты, как бы споря с торжественностью жанра, иронизировали, шутя, преднамеренно заземляя сонет. Это можно заметить уже у Ронсара; это свойственно любовным сонетам А. Мицкевича, не чуждались шутки и русские авторы сонетов на рубеже веков. Но особое распространение иронический, даже гротесковый сонет нашел у постмодернистов. Нередко может возникнуть ощущение гибели жанра, настолько он антиклассичен.

Вот характерный пример — сонет Александра Еременко:

Как хорошо у бездны на краю

Загнуться в хате, выстроенной с краю,

Где я ежеминутно погибаю

В бессмысленном и маленьком бою.

Мне надоело корчиться в строю, 

Где я уже от напряженья лаю.

Отдам всю душу октябрю и маю

Но не тревожьте хижину мою.

Как пьяница, я на троих трою

На одного неровно разливаю

И горько жалуюсь и горько слезы лью.

Что свой сонет последний не сокрою,

Но по утрам под жесткую струю

Свой мозг, хоть морщуся, но подставляю.

Несмотря на демонстративную низменность содержания, перед нами канонический сонет. Обратимся к рифмовке, здесь всего две рифмы:

Аю — аЮ — Аю — оЮ Аю — аЮ — Аю — оЮ

оЮ — Аю — Ю Ою — уЮ — Аю

Четко чередуются мужские и женские варианты рифм, каждая строфа подчеркнуто закончена. Но нельзя не заметить и игры с формой: поэт послушен, но шутлив. Его обращение к сонетной форме схоже с питьем исключительно кипяченой воды и переходом улицы лишь на зеленый свет.

Но именно такого рода сонеты убеждают, что жанр будет развиваться, потому что главное в сонете — это диалог с предшествующей культурой и принятыми нормами.

_______________________

© Центр дистанционного образования МГУП, 2001

http://www.hi-edu.ru/e-books/TeorLitGenres/tlj010.htm

interlit2001.com

Что такое сонет, венок сонетов? Примеры сонета, венка сонетов, История сонета

Сонет — своеобразное стихотворение о любви

Сонет — стихотворение, чаще всего посвященное любви, дружбе, разлуке, печали, обязательно должно насчитывать четырнадцать строк. «Состоит из двух четверостиший и двух трёхстиший. Рифмующиеся звуки первого четверостишия должны повториться и во втором. В трехстишиях рифмы хоть и не повторяются, но расставляются в определённом порядке. Содержание сонета в точности должно соответствовать распределению мыслей: в первом четверостишии тезис, во втором антитезис, в двух трехстишиях вывод, положение, которое хочет доказать поэт» (Ю. Олеша «Ни дня без строчки»).

Пример сонета

Уж если ты разлюбишь — так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром — утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод, а есть одна беда —
Твоей любви лишиться навсегда.
(В. Шекспир. Сонет 90. Перевод С. Маршака)

Венок сонетов — это пятнадцать сонетов, связанных в особом порядке между собой. При этом последний сонет в венке состоит из первых строк всех сонетов.

Пример венка сонетов

1. Леля
Четырнадцать имен назвать мне надо…
Какие выбрать меж святых имен,
…………………
2. Таля
Имен любимых, памятных, живых
Так много! Но, змеей меня ужаля,
…………………
3. Маня
С какой отравно-ранящей усладой
Припал к другим я, лепетным, устам!
…………………
4. Юдифь
Теперь, в тоске, я повторяю их,
Но губы тяготит еще признанье.
…………………
5. Лада
Да! Боль былую память множить рада!
Светлейшая из всех, кто был мне дан!
…………………
6. Таня
О, счастье мук, порывов молодых!
Ты вдруг вошла, с усмешкой легкой, Таня,
…………………
7. Лила
Навек закрепощенных в четкий стих,
Прореяло немало мигов. Было
…………………
8. Дина
Ты — слаще смерти, ты — желанней яда,
Околдовала мой свободный дух!
…………………
9. Любовь
Как будто призраков туманный строй,
Все те, к кому я из твоих объятий
…………………
10. Женя
В вечерних далях реет предо мной
И новый образ, полный женской лени,
…………………
11. Вера
Да! Каждый образ для меня священен!
Сберечь бы все! Сияй, живи и ты,
…………………
12. Надя
Вот близкие склоняются ко мне,
Мечты недавних дней… Но суесловью
…………………
13. Елена
В смятеньи — думы; вся душа — в огне
Пылала; грезы — мчались в дикой смене…
…………………
14. Последняя
Да! Ты ль, венок сонетов, неизменен?
Я жизнь прошел, казалось, до конца;
…………………
15. Заключительный
Четырнадцать назвать мне было надо
Имен любимых, памятных, живых!
С какой отравно-ранящей усладой
Теперь, в тоске, я повторяю их!
Но боль былую память множить рада;
О, счастье мук, порывов молодых,
Навек закрепощенных в четкий стих!
Ты — слаще смерти! ты — желанней яда!
Как будто призраков туманный строй
В вечерних далях реет предо мной,—
Но каждый образ для меня священен.
Вот близкие склоняются ко мне…
В смятеньи — думы, вся душа — в огне…
Но ты ль, венок сонетов, неизменен?
(В. Брюсов «Роковой ряд»)

История сонета

Родиной сонета является Италия. Появился сонет в Средние века. Этой формой стихосложения пользовались поэты XIII—XIV веков Данте, Петрарка. В Англии, в XVI веке — Шекспир. Широко известны сонеты английского поэта XIX века Уордсворта, к форме сонета обращались великие русские поэты Пушкин, Тредиаковский, Сумароков, Бальмонт, Анненский; и поэты «серебряного века» Северянин, Брюсов, Волошин, Гиппиус, советские поэты Кирсанов, Сельвинский, Бедный, Ахматова, Антокольский

Сонеты Шекспира

Сонеты Шекспира

Всего великий английский поэт сочинил 154 сонета. Они посвящены разным проявлениям человеческих чувств:соперничеству и ревности, дружбе, разлуке, красоте, меланхолии. История литературы относит создание Шекспиром своих сонетов 1592 — 1599 годам. Изданы большинство из них, как указывает Википедия, были в 1609 году, правда, особым спросом они не пользовались и следующее появление их в печати появилось лишь спустя тридцать лет в 1640 году. Русскому читателю сонеты Уильяма Шекспира знакомы по мастерскому переводу их советским поэтом и переводчиком Самуилом Маршаком.

Сонет сочиняет Э. Багрицкий

«Сонеты Петрарки? — переспросил Багрицкий. — А хотите, я напишу сонет сразу, начисто?… дайте мне тему.
— Камень, — сказал кто-то.
— Хорошо, камень!
И атлет пошёл на арену.
….Крошился мел, Багрицкий шел вдоль появляющихся на доске букв, заканчивал строку, поворачивал, пошёл вдоль строки обратно, начиная следующую, шёл вдоль неё, опять поворачивал… Аудитория в это время читала — слово, другое, третье и целиком всю строчку, которую получала, как подарок, — под аплодисменты, возгласы, под улыбку на мгновение оглянувшегося атлета.
— Тише! — восклицал, профессор, поднимая руку. — Тише!
Сонет, написанный по всей форме, был закончен скорее, чем в пять минут. На доске за белыми осыпающимися буквами маячил образ героя с пращой, образ битвы, образ надгробного камня» (Ю. Олеша «Ни дня без строчки»)
.

chtooznachaet.ru

Сонет: история и особенности жанра

Сонет – вид (жанр) лирики, его основным признаком является объем текста:  сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Есть и другие правила сочинения сонета (каждая строфа заканчивается точкой, ни одно слово не повторяется), которые соблюдаются далеко не всегда.

Четырнадцать строк сонета располагаются двояко. Это могут быть два катрена и два терцета или же три катрена и дистих.

Можно указать следующие формы сонета:
Итальянская форма (рифмовка: abab abab cdc dcd, или cde cde).
Французская форма (в катренах кольцевая рифмовка, а в терцетах три рифмы:
abba abba ccd eed).
Английская форма (заметное упрощение, связанное с увеличением числа рифм:
abab cdcd efef g).

Сонет предполагал определенную последовательность развития мысли: тезис – антитезис – синтез – развязка. Однако этот принцип также далеко не всегда соблюдается.

Из постоянных атрибутов сонета следует отметить музыкальность. Она достигается чередованием мужских и женских рифм. Правило предписывало: если сонет открывается мужской рифмой, то поэт обязан завершить его женской, и наоборот.

Также существовала определенная норма слогов. Идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога, при этом количество слогов в строках катрена должно быть на один больше, чем в терцетах.

Родиной сонета считается Италия (Сицилия). В качестве наиболее вероятного первого автора сонета называют  Джакомо да Лентино (первая треть XIII века) – поэта, по профессии нотариуса, жившего при дворе Фридриха II.

Сонет оказался одним из самых распространенных видов лирики. Он введен в литературный оборот поэтом «сладостного стиля»  Гвидо Кавальканти, его использовал Данте Алигьери в автобиографической повести «Новая жизнь», к нему обратился в «Книге песен», посвященной мадонне Лауре, Франческо Петрарка. Именно  благодаря Петрарке сонет получил распространение в Европе. Сонеты создавали признанные прозаики Джованни Боккаччо и Мигель де Сервантес, Мишель Монтень, а в комедии Жана-Батиста Мольера «Мизантроп» конфликт происходит из-за слишком суровой оценки Альцестом сонета, сочиненного аристократом, который возомнил себя стихотворцем.

В эпоху Возрождения сонет стал главным жанром лирики. К нему обращались практически все поэты Ренессанса: П.Ронсар, Ж. Дю Белле, Лопе де Вега, Л.Камоэнс, У.Шекспир, а также Микеланджело и  Мария Стюарт.

В  XVII веке жанр сонета получил теоретическое обоснование. Никола Буало в трактате «Поэтическое искусство», который является манифестом классицизма, посвятил несколько строк восхвалению сонета, правила которого будто бы составлены самим Аполлоном:

Французских рифмачей желаю извести,
Законы строгие в Сонет решил внести:
Дал двух катренов он единый строй в начале,
Чтоб рифмы в них нам восемь раз звучали;
В конце шесть строк велел искусно поместить
И на терцеты их по смыслу разделить.
В Сонете вольности нам запретил он строго:
Счет строк ведь и размер даны веленьем бога;
Стих слабый никогда не должен в нем стоять,
И слово дважды в нем не смеет прозвучать.

Так Буало теоретически закрепил практику сочинения сонетов, его предписания стали нормой на долгое время.

Первый русский сонет был написан в 1735 году  В.К.Тредиаковским и являлся переводом французского поэта де Барро. Также Тредиаковскому принадлежит одно из первых и наиболее простых определений, в котором подчеркивалось неизменное количество строк и наличие острой, важной или благородной мысли.

Образцы сонетной лирики были созданы  А.П.Сумароковым, которые также были переводами сонетов  Пауля Флеминга, посвященных Москве.

Пушкин в «Сонете» («Суровый Дант не презирал сонета…») представляет историю сонетного жанра, перечисляя авторов сонетов прошлых лет. Поэт фиксирует внимание на актуальности жанра, поэтому у него фигурируют современные поэты:  У.Вордсворт дважды в эпиграфе и в основном тексте,  А.Мицкевич и  А.Дельвиг. Сам  Пушкин предстает здесь как историк жанра. Обращение к жанру сонета в творчестве Пушкина не было единичным. Например, «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»)[1]. Несмотря на название, стихотворение по жанровой принадлежности – сонет, а именно особая его разновидность, называемая «опрокинутый сонет»: два трехстишья, которые Пушкиным отделены, находятся впереди четырехстиший. Рифмовка парная. Этот пример помогает увидеть  близость сонетной формы другим видам лирики: стансам, мадригалу, оде, дружескому посланию. Сходство в близости проблематики и двойственности сонета, выступающего то как обозначение жанра, то просто как структура строф. Пример тому – пушкинское стихотворение «Элегия».


На рубеже XIX-XX столетий русские поэты стали активно использовать такую форму как венок сонетов. В венке сонетов каждая последняя строка сонета становится первой строкой последующего, а последняя строка четырнадцатого сонета одновременно является первой строкой первого. Таким образом, возникает венок из пятнадцати сонетов. Последний, пятнадцатый сонет (магистрал) образован из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов. Венок сонетов возник в Италии, оформился окончательно на рубеже XVII-XVIII веков.

Первые оригинальные версии венка сонетов принадлежат поэтам «серебряного века» Вяч.И.Иванову и  М.А.Волошину. Наиболее известны венки сонетов  К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова, И.Л.Сельвинского, С.И.Кирсанова, П.Г.Антокольского, В.А.Солоухина. В настоящее время известно около ста пятидесяти венков сонетов русских поэтов. В мировой поэзии число венков сонетов приближается к шестистам.

Можно отметить следующие виды сонетов:

Любовный сонет

Сонет-поэтический манифест

Сонет-посвящение

Сонет-портрет

Иронический сонет

literatura5.narod.ru

Статья по английской литературе

Сонет как жанр литературы

Сонет является первой со времен античной формой поэзии, которая родилась как письменный жанр, минуя музыкальное исполнение. В сонете говорилось о любви, давался анализ испытуемых чувств, описывались переживания и надежды. Поэт признавался в любви к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо. Читая сонет, человек оставался наедине с поэтическим словом. Сонет и возник как жанр самопознания. Сонет – как один из литературных жанров, который создавался не на латыни, а на национальных языках. С него начинается своеобразное рождение национальных европейски культур.

Сонет — вид (жанр) лирики, основным признаком которого является объем текста. Сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Четырнадцать строк сонета располагаются двояко. Это могут быть два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. Предполагалось, что в катренах всего две рифмы, а в терцетах могут быть либо две рифмы, либо три.

Итальянская форма сонета требует следующую рифмовку: 

abab abab cdc dcd (или cde cde)

Французская форма сонета отличается тем, что в катренах кольцевая рифмовка, а в терцетах три рифмы: 

abba abba ccd eed

Широкое распространение получила английская форма сонета в силу того, что в ней обнаруживается заметное упрощение, связанное с увеличением числа рифм:

abab cdcd efef gg

С точки зрения содержания сонет предполагал определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка. Однако этот принцип далеко не всегда соблюдается.

Сонет должен заключаться «сонетным замком». «Замок» обычно располагается в двух последних строках, реже – в одной. В лирическом стихотворении – это фраза, содержащая парадокс, неожиданный вывод. В «замке» лиро–эпического сонета автор должен привести сюжетное действие к неожиданной развязке. Как правило, малый объем замка определяет емкость, афористичность финальной фразы. Особый смысловой акцент падает на последнее слово в «замке»: оно является «ключевым» и часто уточняет смысл всего сонета. Если в сонете скрыта загадка, то слово–«ключ» наводит на правильный ответ. Это последнее слово в тексте может быть названием того предмета, описанию которого был посвящен сонет.

В самом термине «сонет» (от прованс. sonet-песенка) усматривается указание на то, что это «звучащая» поэтическая форма. В этой связи особое значение придается музыкальности сонета. На этом в свое время акцентировал внимание Л.Г. Гроссман, один из исследователей жанра.

Музыкальность — непременный атрибут сонета. Отчасти она достигается чередованием мужских (с ударением на последнем слоге строки) и женских (с ударением на втором от конца строки слоге) рифм. Правило предписывало: если сонет открывается мужской рифмой, то поэт обязан завершить его женской, и наоборот.

Существовала также определенная норма слогов. Идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога, при этом количество слогов в строках катрена должно быть на один больше, чем в терцетах.

В эпоху Возрождения сонет стал господствующим жанром лирики. К нему обращались практически все ренессансные поэты: П. Ронсар, Ж. Дю Белле, Лопе де Вега, Л. Камоэнс, У. Шекспир и даже Микеланджело и Мария Стюарт.

В их творчестве сонет окончательно приобрел присущие ему содержательные признаки: автобиографизм, интеллектуальность, лиризм. В сонетах, особенно в сонетных циклах, ощутимо максимальное сближение автора и лирического героя. Сонет становится откликом на события, пережитые поэтом. Более того, сонеты нередко пишутся как стихи на случай. Таким образом, по содержанию мы можем выделить несколько наиболее характерных вариаций:

1) Любовный сонет. Он, несомненно, доминирует авторов сонетов запечатлевает образ возлюбленной и свое alter ego, возвышающееся от преизбытка чувств.

2) Сонет – поэтический манифест. В такого рода сонетах выражает свои поэтические пристрастия.

3) Сонет-посвящение, вызванное к жизни конкретным лицом или событием.

4) Сонет-мифологема – стихотворение, в котором развернут один или несколько образов, заимствованных из мифов, легенд, преданий.

5) Иронический сонет. Многие поэты, как бы споря с торжественностью жанра, иронизировали, шутили, преднамеренно заземляя сонет. Теоретическое осмысление жанра сонета получает широкое распространение в XVII веке. Так, Никола Буало в «Поэтическом искусстве», явившимся манифестом классицизма, посвятил несколько строк восхвалению сонета. Кроме того, Буало теоретически закрепил практику сочинения сонетов, его предписания  стали нормой на долгое время.

Август Вильгельм Шлегель, один из основоположников и теоретиков немецкого романтизма, кратко определяет сонетный канон:

Вяжу одною цепью два катрена, 
Две пары строк в две рифмы облекаю, 
Вторую пару первой обрамляю, 
Чтобы двойная прозвучала смена.

В двойном трехстишье, вырвавшись из плена, 
Уже свободней рифмы расставляю, 
Но подвиги, любовь ли прославляю — 
Число и строй держу я неизменно.

Кто мой отверг строфический закон, 
Кто cчел его бессмысленной игрою, 
Тот не войдет в число сонетной касты.

Ho тeм, кто волшебством моим пленен, 
Я в тесной форме ширь и глубь открою 
И в симметрии сплавлю все контрасты.

 

Венок сонетов

Особую форму представляет венок сонетов. Он состоит из пятнадцати сонетов. Последний, 15-й сонет, называемый магистралом, связывает между собою все части «венка». Первый сонет начинается первым стихом магистрала и кончается вторым стихом магистрала, второй сонет начинается вторым стихом магистрала и кончается, третьим стихом и так далее. Четырнадцатый начинается последним стихом магистрала и кончается снова первым стихом магистрала. Последний, пятнадцатый сонет (магистрал) образован из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов.

Венок сонетов возник в Италии, оформился окончательно на рубеже XVII-XVIII веков.

В мировой поэзии число венков сонетов приближается к шестистам. Наиболее существенным отступлением от канонического образца венка сонетов стал перенос магистрала в начало сонетного цикла, что, несомненно, является упрощением.

Список используемых источников и литературы

  1. Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая анталогия / Сост. Чамеев А.А. и др.//Л.: Изд-во Ленинградского университета. – 1988. – 496 с.

  2. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия . /Под редакцией проф. Горкина А.П. //М.: Росмэн . -2006.-568 с.

  3. О строении сонета // http://www. Sonata

  4. Плавский З.И. Четырнадцать магических строк // Л.: Изд-во Ленинградского университета. – 1988. – 46 с.

  5. Ронсар П. Избранная поэзия /Вступ. Статья Виппера Ю.//М.: Художественная литература. – 1985. – 367 с.

  6. Сонет // Википедия – свободная энциклопедия//http://www. ru.wikipedia.org›wiki

  7. Cонет как жанр // http://www.interlit2001.com/sonnet-1.htm

  8. Shakespeare William Sonnets // http://www.info/william-shakespeare.htm

  9. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов //М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

  10. Шекспир уильям Сонеты // М.: Художественная литература. – 1992. –

182 c.

infourok.ru

Сонет как поэтический жанр. История сонета.

ПРОЕКТ

по литературе на тему:

«Сонет как поэтический жанр.

История сонета»

       

        Руководитель: Пистогова Э.М.

        Участники проекта: учащиеся 9 гр.

                                                        Дудкин Е.

        Бисенов Д.

        Фролов Д.

        Тимофеев С.

        Гоголева Е.

        Зенкова Н.

        Васильева Е.

        Петрухина А.

        Малюгин А.

        Круглов Н.

Саратов 2007

План

1. Вступление.

2. Основная часть.

§ 1. Сонет как поэтический жанр.

§ 2. История сонета:

1) У. Шекспир и его вклад в историю сонета.

2) А.С. Пушкин и его вклад в историю сонета.

3) Сонет в творчестве поэтов Серебряного века.

а) В. Брюсов.

б) К. Бальмонт.

в) О. Мандельштам.

г) И. Северянин.

4) И. Бунин как продолжатель пушкинской традиции написания сонета.

3. Заключение.

4. Список литературы.

На уроках, посвященных Серебряному  веку русской поэзии, мы много говорили о том, какую роль сыграл модернизм в литературе конца XIX–начала XX века, что нового внесли поэты-модернисты в поэтическое искусство. Они пользовались не только новыми рифмами, формами и звуками, но и с уверенностью использовали старые, классические, формы поэзии. Среди часто встречающихся в поэзии Серебряного века классического поэтического жанра можно назвать сонет.

        Что это за жанр и как он возник? Где его истоки? Что он собой представляет в первозданном виде и каковы его формы в русской литературе? Почему на протяжении нескольких столетий он не утратил, а только приумножил своеобразие и красоту? Все эти вопросы возникли у нас после изучения творчества поэтов Серебряного века на уроках литературы.

В своем проекта мы хотим подробнее остановиться на истории создания сонета, на тех изменениях, которые он претерпевал с момента зарождения. Мы поставили перед собой цель: проследить, какие формы сонета использовали поэты разных поколений?

Сонет – необычный поэтический жанр, привлекающий своей музыкальностью и одновременно строгостью, четкостью построения, а также необычностью концовки. Его возникновение описал в XVII веке французский поэт и теоретик Никола Буало, «суровый судия французских рифмачей», законодатель европейского классицизма. Честь изобретения сонета он отдавал представителю муз и покровителю поэзии солнечному богу Аполлону-Фебу, который:

В тот день, когда он был на стихотворцев зол,

Законы строгие сонета изобрел.

Вначале, молвил он, должны быть 2 катрена;

Соединяют их 2 рифмы непременно;

Двумя терцетами кончается сонет:

Мысль завершенную хранит любой терцет.

В сонете Аполлон завел порядок строгий:

Он указал размер и сосчитал все слоги,

В нем повторять слова поэтам запретил

И бледный вялый стих сурово осудил.

Теперь гордится он работой не напрасной:

Поэту в сотню слов затмил сонет прекрасный.

Н. Буало. Поэтическое искусство.

Родиной сонета стала Италия, точнее Сицилия. Именно там в 1292 году вышла первая книга сонетов «Новая жизнь», автором которой был Данте Алигьери – великий западноевропейский поэт эпохи Средневековья. Его книга представляла собой лирическую исповедь поэта, состоящую из 26 сонетов, которые он посвятил своей любимой – Беатриче.

Первым человеком новой эпохи – Возрождения принято считать Франческо Петрарку. Именно он довел жанр сонета до совершенства. Его поэтической исповедью стала знаменитая «Книга песен», работу над которой Петрарка завершил в 1372 году. Все сонеты в сборнике были посвящены прекрасной Лауре.

Из этого небольшого предисловия становится ясно, что на заре своего возникновения сонет служил для выражения чувства влюбленного, содержал размышления по поводу его переживаний.

Что собой представляет сонет как жанр и в чем его особенности?

Сонет является первой со времен античности формой поэзии, которая родилась как письменный жанр, минуя музыкальное исполнение. В сонете говорилось о любви, давался анализ испытываемых чувств, описывались переживания и надежды. Поэт в сонете признавался в любви к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо.

Сонет – это один из литературных жанров, который создавался не на латыни, а на национальных языках. С него начинается своеобразное рождение национальных европейских литератур. Сонет окончательно сложился в Европе только в XVI веке. Именно в это время интерес к этому жанру был велик в Испании, во Франции и в Англии. Позднее стали выделять три основных типа европейского сонета – итальянский, французский и английский:

– итальянский: 2 катрена перекрёстной или охватной рифмовки на два созвучия: abab abab или abba abba и 2 терцета на 2 или 3 созвучия, имеющие в сочетании рифм также скрытую идею креста: cdc dcd или «треугольника» cdc cdc;

– французский: 2 катрена охватной рифмовки на 2 созвучия: abba abba и 2 терцета на 3 созвучия, скомпонованных параллельно: ccd ccd или ccd cdc так, чтобы получились двустишие и катрен;

– английский: упрощенная модель, состоящая из 3-х катренов перекрестной рифмовки и заключительного двустишия. Иногда его называют шекспировским.

У. Шекспир, великий английский поэт и драматург, внес огромный вклад в развитие сонета. Его сонет состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия. Шекспир не стремился отыскать для своих сонетов новые, необычные темы. Задача автора заключалась в новом поэтическом освещении традиционных лирических сюжетов, связанных с отражением любовных переживаний человека в создании ярких, неожиданных образов, метафор, сравнений. Тонкие оттенки цветов, прекрасные картины природы, музыка, цветы – наиболее распространенные мотивы сонетной поэзии. Но Шекспир смело расширяет круг жизненных источников творчества, обращаясь к таким сферам человеческого бытия, которые, казалось бы, очень далеки от общепринятых представлений о предмете поэзии, о прекрасном, достойном высокого поэтического вдохновения. Вбирая в себя многообразные предметы пестрой, полной противоречий действительности, сонеты Шекспира отражают напряженные размышления поэта об окружающей жизни, сложных философских и нравственных проблемах. Он радостно воспевает светлое, прекрасное в людях и их делах. Он готов простить обиду, нанесенную невольно. Но гнев его неудержим, когда взор встречается с ложью, лицемерием, несправедливостью. Острым неприятием социальных пороков, критическим пафосом, огнем негодования пылает знаменитый сонет, весь сотканный из контрастов:

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор…

Выдающееся явление нашей Шекспирианы – полный перевод сонетов английского поэта, выполненный С.Я. Маршаком. Шекспировские сонеты в переводах Маршака никогда не утратят своего обаяния и привлекательности для русского читателя, потому что это настоящая большая поэзия.

Не пытаясь соперничать с великим мастером, мы хотим предложить свой перевод одного из сонетов Шекспира.

(Перевел с английского Дудкин Евгений).

У. Шекспир. Сонет.

О время! Ты великий из творцов!

Прекрасное для глаз – вот мастерам урок!

Но мощь миров, людей, дворцов –

Всему ты назначаешь смерти срок.

Ты мчишься, время, нет преград перед тобой,

И уведёшь за руку наше лето…

Земля безжизненна, гола, посыпана листвой.

Вот первый снег. Холодный ветер бродит где-то.

Минуло лето…Запах роз –

Прекрасный узник, заперт он в стекле,

Напоминает: «Лето будет снова, переживи мороз!»

Он жив, хотя букет завял в графине на столе.

Поникли цветы на увядшем букете,

Но продолжает жить прекрасное на свете!

Теперь необходимо вспомнить историю русского сонета, которая насчитывает уже два с половиной столетия. В Золотой век основными авторами сонета по праву считаются А.С. Пушкин и поэты его окружения. Пушкинская традиция написания сонета чувствуется у многих поэтов XIX века.

Сонет всегда считался самой строгой поэтической формой, что является одним из главных признаков этого жанра. Не случайно его называют «твердой формой» и определяют как стихотворение, состоящее из 14 строк, образующих 2 четверостишия – катрена и 2 трехстишия – терцета. Но устойчивые признаки сонета, определяющие основу этого жанра, и по которым можно безошибочно узнать сонет, нельзя связывать только с определенной комбинацией катренов и терцетов (тем более на протяжении времени эта комбинация нередко менялась). К одному из устойчивых признаков сонета относится определенный круг тем – тема любви и тема размышления о поэзии. В отличие от других жанров, где также встречаются эти темы, в сонете они показываются возвышенными и благородными, нередко сливаясь друг с другом.

Примером такого сонета можно считать сонет А.С. Пушкина «Мадонна».

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во слове и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

В этом произведении поэтический труд одухотворен искусством и святыми образами Мадонны и Спасителя, взоры которых обращены на поэта, и этот труд закономерно переходит в высокие и чистое чувство любви.

Говоря о сонете, хочется отметить разнообразие используемых в нем выразительных средств: разные интонации – от повествовательных до восклицательных, частые риторические вопросы и обращения, всевозможные сравнения и уподобления. Описывая божественную Мадонну на картине, Пушкин намекает на возлюбленную лирического героя, на конкретную женщину.

Особая тема – тема исторического «обзора» жанра сонета у своих предшественников и современников стала главной темой Пушкина в еще одном поэтическом произведении этого жанра, которое так и называется – «Сонет».

   Сонет

Суровый Дант не презирал сонета;

В нем жар любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:

Вордсворд его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной

Певец Литвы в размер его стесненный

Свои мечты мгновенно заключал.

У нс еще его не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

Перед читателем проносится вся история сонета, его основатели и продолжатели. Пушкин вспоминает и Данте, и Петрарку, пишет о тех поэтах, которые пользовались и пользуются этим жанром в своем творчестве. Говоря о каждом из них, Пушкин упоминает о тех темах и эмоциях, которые были главными в их сонетах, тем самым показывая, как широк круг тем у этого поэтического жанра.

Заслуга Пушкина – создателя сонетов, состоит в том, что та новизна, которую он привил классическому сонету, заключается в своеобразных иронии и сарказме, снижающих возвышенный эмоциональный строй этого поэтического жанра. Но, внося в жанр новое, поэт сохранил и активизировал основные признаки сонета и создал примеры русского сонета – любовного («Мадонна»), философско-исторического («Поэту») и оригинального «сонета в сонете», который явился своеобразной формой осмысления жанра («Сонет»).

Преемниками Пушкина в процессе преобразования сонета явились поэты-модернисты, которые нашли в этом жанре полезный и нужный материал для своего творчества и своеобразных экспериментов. Самыми влиятельными модернистскими течениями в литературной жизни конца XIX–начала XX века были: символизм, акмеизм и футуризм. Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного».

В. Брюсов, яркий представитель символизма, в своих сонетах часто обращается к традиционной теме русской литературы: назначение поэта и поэзии. В своем «Сонете о поэте» Брюсов как бы продолжает размышления Пушкина на эту тему. Но в отличие от Пушкина, для которого поэт – это царь, обладающий свободным умом и совершающий своим творчеством подвиг, брюсовский поэт – поэт особой судьбы, он одинок, он старается постигнуть истину, его ждет особая судьба.

     Сонет о поэте

Как силы светлого и грозного огня,

Как пламя, бьющее в холодный небосвод,

И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живет,

Зачатие и смерть в себе самом храня.

Хотя б никто не знал, не слышал про меня,

Я знаю, я поэт! Но что во мне поет,

Что голосом мечты меня зовет вперед,

То властно над душой, весь мир мне заслоня.

О бездна! Я тобой отгорожен ото всех!

Живу среди людей, но непонятно им,

Как мало я делю их горести и смех,

Как горько чувствую себя средь них чужим

И как могу, за мглой моих безмолвных дней,

Видений целый мир хранить в душе своей.

Брюсов сравнивает дух поэта с силой огня, с пламенем, которое бьет «в холодный небосвод». Сонет Брюсова полон противоречивых образов: «и жизнь, и гибель», «зачатие и смерть», «горести и смех»; он представляет собой размышление автора. Если Пушкин горд за высокое звание поэта, то Брюсов достаточно эмоционально, с нескрываемой грустью размышляет о назначении поэта, говорит о его одиночестве. Не случайно Брюсов использовал в сонете образ бездны. Этот образ не только подчеркивает важность размышлений и говорит о связи поэтических традиций времен Пушкина и Брюсова, но еще этот образ очень символичен. Ведь бездна представляет собой символ пропасти и пучины, поиск истины, труд творца и особую судьбу лирического героя.

Константин Дмитриевич Бальмонт – еще одна ярка звездочка на поэтическом небосклоне символизма. В начале XX века Бальмонт был популярнейшим из русских поэтов. В 1917 году вышел сборник Бальмонта «Сонеты солнца, меди и луны», в который вошли виртуозные по форме стихи. Этот сборник включил в себя более 200 сонетов.

К. Бальмонт достаточно разнообразил тематику этого жанра. Наряду с сонетами, главными темами которых являются тема любви и тема размышления о жизни и смерти, у поэта можно встретить тему искусства и культуры Запада и Востока, тему историко-географических событий, описание картин экзотической природы, земных просторов и бескрайней Вселенной.

В творчестве Бальмонта немало сонетов, главной темой которых является тема творца и творчества. Один из таких сонетов называется «Хвала сонету».

   Хвала сонету

Люблю тебя, законченность сонета,

С надменною твоею красотой,

Как правильную четкость силуэта

Красавицы изысканно-простой,

Чей стан воздушный с грудью молодой

Хранит сиянье матового света

В волне волос недвижно-золотой,

Чьей пышностью она полуодета.

Да, истинный сонет таков, как ты,

Пластическая радость красоты, —

Но иногда он мстит своим напевом.

И не однажды в сердце поражал

Сонет, несущий смерть, горящий гневом,

Холодный, острый, меткий, как кинжал.

В этом сонете Бальмонт проводит неожиданное сравнение между жанром поэзии и молодой красавицей. Поэт рисует определенную связь между красотой и законченностью сонета и безупречностью силуэта девушки. Но признание в любви этому жанру и восторженное настроение поэта неожиданно сменяются словами о возможной мстительности сонета. Мы видим, как вдруг прерывается топок светлых и радостных чувств и перед читателем возникают совсем противоположные признания и сравнения. В последних строках сонета этот жанр сравнивается не с прекрасным и четким силуэтом красавицы, а с метким кинжалом, который несет смерть: «Холодный, острый, меткий, как кинжал». На примере этого сонета очень ясно видна свойственная этому жанру игра автора с читательскими ожиданиями.

А теперь обратимся к акмеизму – модернистскому течению, декларировавшему конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначальный, не символический смысл.

Представитель акмеистов Осип Мандельштам с помощью художественного слова показывал реальную действительность того времени. Примером тому служит сонет «Казино», где поэт сумел поэтизировать простую, серую жизнь.

Казино

Я не поклонник радости предвзятой,

Подчас природа — серое пятно,

Мне, в опьяненьи легком, суждено

Изведать краски жизни небогатой.

Играет ветер тучею косматой.

Ложится якорь на морское дно,

И бездыханная, как полотно,

Душа висит над бездною проклятой.

Но я люблю на дюнах казино,

Широкий вид в туманное окно

И тонкий луч на скатерти измятой;

И, окружен водой зеленоватой,

Когда, как роза, в хрустале вино, —

Люблю следить за чайкою крылатой!

Мандельштам в начале сонета делится с читателем своим умением получать удовольствие от «жизни небогатой». Но все-таки чувствуется вся тяжесть жизни, усиливается ее безысходность. Душа его «как полотно… висит над бездною…» Опять перед нами символичная бездна. Здесь она – мгла, тупик жизни. Вдруг настроение лирического героя меняется и вместо бездны появляется новый символ, которым являются дюны. Это почва, несмотря на то, что сыпучая и не очень твердая, но все же почва. А на этой почве – казино, несущее лирическому герою надежду, радость, возможность забыть серые будни и неудачи.

В сонете Мандельштам говорит о простых, знакомых всем предметах, но говорит о них так, что с первых строк возникает неотступное чувство трагичности жизни, ее скорого конца, бездны. Но появившийся лучик надежды и света – казино, дает право лирическому герою, а с ним и читателю, верить в будущее и в то, что жить все-таки стоит.

Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры, делали ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам. Уже в самом названии заключено стремление к будущему (от лат. futurum – будущее). Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только обновили значения многих слов, но активно занимались словотворчеством, использовали в поэзии новые композиционные и даже графические эффекты.

Представители русского футуризма не утруждали себя стремлением к сохранению классических канонов и правил написания сонетов. В связи с этим, в пору футуризма сократилось число правильно написанных поэтических произведений этого жанра. Среди поэтов–футуристов, бережно пользовавшихся в своем творчестве сонетом, можно назвать Игоря Северянина.

Старание футуристов передать своему читателю так называемое чувство первозданного творения хорошо показано в книге Игоря Северянина «Медальоны». В ней помещено более 100 сонетов, посвященных деятелям литературы и искусства. Хотелось бы остановиться на одном из сонетов – сонете о Блоке. В нем даны некоторые проницательные и объективные характеристики знаменитого поэта.

    Блок

Красив, как Демон Врубеля для женщин,

Он лебедем казался, чье перо

Белей, чем облако и серебро,

Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем…

Благожелательный к меньшим и меньшим,

Дерзал – поэтно видеть в зле добро.

Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел,

Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.

Он тщетно на земле любви искал:

Ее здесь нет. Когда же свой оскал

Явила смерть, он понял: – Незнакомка –

У рая слышен легкий хруст шагов;

Подходит Блок. С ним — от его стихов

Лучащаяся — странничья котомка…

Сонет дышит торжественностью и иронией одновременно. Уже в первом катрене И. Северянин создает, с одной стороны, величественный образ поэта, а с другой – иронизирует над ним. В конце сонета ирония эта достаточно печальная: «Он тщетно на земле любви искал; ее здесь нет…» Перед нами появляется странник, которым и является сам Блок. Северянин не случайно возвышает поэта до образа странника, ведь странник символизирует мудрость и святость, а «лучащаяся – странничья котомка» – это та самая главная награда, которая предназначена поэту за его труд.

В этом сонете И. Северянин создал сложный образ поэта и добился он этого за счет совмещения торжественности и иронии. Такие приемы в поэзии были свойственны футуризму.

Северянина сопровождала скандальная известность, восторженные славословия и злобные нападки. Его называли «верховным жрецом», «первосвященником», «самозванцем», «обывателем в фуражке». Сам поэт называл свою славу «двусмысленной». Его обвиняли в эгоцентризме, в пошлости, в самолюбовании. Мало кто замечал ироничность, пародийность его стихов.

В 1926 году поэт написал стихотворение «Игорь – Северянин», объясняющее самого себя:

Он тем хорош, что он совсем не то,

Что думает о нем толпа пустая,

Стихов принципиально не читая,

Раз нет в них ананасов и авто.

Фокстрот, кинематограф и лото —

Вот, вот куда людская мчится стая!

А между тем душа его простая,

Как день весны. Но это знает кто?

Благословляя мир, проклятье войнам

Он шлет в стихе, признания достойном,

Слегка скорбя, подчас слегка шутя

Над всею первенствующей планетой…

Он в каждой песне, им от сердца спетой,

Иронизирующее дитя.

В этом стихотворении перед нами встает другой поэт – с ранимой душой, тонко чувствующий, владеющий даром создания ритмической и звуковой выразительности.

Иван Бунин не относится ни к одному из модернистских течений XX века. Написанные им сонеты продолжают традиции А.С. Пушкина и отличаются лиричностью, плавностью и строгим выбором выразительных средств. Известный сонет «Вечер» является хорошим примером работы Бунина в этом жанре.

    Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышан на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

        

        Эти строки наполнены особой жизнеутверждающей энергией, от них веет счастьем, радостью жизни и покоем. Сонет написан простым языком, плавно, в нем нет перепадов настроения и перемен темы.

Сонет Бунина имеет классическую форму, но только в форме поэт следует традициям жанра. Содержание сонета, сам предмет изображения – это новое слово Бунина в написании этого жанра, и в этом заслуга поэта.

Ключевыми образами сонета являются образ природы и образ вечера, которые наводят на раздумья, дают повод для философствования и призывают читателя к сотворчеству. Образ вечера здесь очень символичен: он означает не просто время суток, а время для раздумий о прошедшем дне, своеобразное подведение итогов, зрелость в жизни и сознании человека.

В начале сонета – размышления о счастье, которое, по словам поэта, чувствуется «всюду». Правда, оценить это счастье и уметь насладиться им суждено не всем, ведь «…счастье только знающим дано». Только «знающие» понимают, что жить, наслаждаться природой – это уже счастье.

И как итог размышлений Бунина – последние строки сонета, где звучит признание поэта: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Заслуга Бунина в написании сонетов состоит в том, что, не изменяя устойчивым традициям предшествующих поколений поэтов, он показал, как можно расширять границы русского стиха, расширять и совершенствовать его содержание.

Заключение

Вот уже более двух столетий живет сонет в русской поэзии. Есть некая магия в этой вроде бы случайно возникшей и заданной стихотворной форме, которая продолжает увлекать и поэтов и читателей. Сонет непрост, но гармоничен и классически ясен и требует, как вообще настоящая поэзия, таланта, вдохновения, значительности мысли.

Русский сонет достиг высокого совершенства. И в наше время к сонету обращаются поэты, говоря нам о сегодняшнем дне и на сегодняшнем языке. Но вместе с ними продолжают говорить с читателями о любви, о жизни, о человеке, о Родине в чеканных строках сонетов великие поэты от Данте до Бунина.

Список литературы

1) Романов Б. «Русский сонет», М., 2002.

2) Литературоведческий словарь. Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. 3-е изд., дораб. М., 2001.

3) Семенов А.Н., Семенова В.В. Русская литература XX века в вопросах и ответах. В 2-х ч. М., 2001.

4) Поэзия серебряного века. Авт.-сост. Е.М. Болдырева, А.В. Леденев. М., 2001.

5) Русская поэзия серебряного века. Антология М., 1993.

6) Баевский В.С. История русской поэзии. Смоленск, 1994.

7) Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография. М., 1985.

8) Э.Г. Бабаев. Творчество А.С. Пушкина. Изд-во Моск. университета, 1988.

9) Рощин М. И.А. Бунин, М., 2000.

10) И. Эренбург. История сонетного искусства. М., «Просвещение», 1987.

11) О. Мандельштам. Сонеты, М., 1982.

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *