Русский язык орфографический словарь 3 класс – Словари — Учебник по Русскому языку 3 класс (Канакина, Горецкий)
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Наши проекты. Составляем орфографический словарь. с. 142
Наши проекты. Составляем орфографический словарь
- Что такое орфографический словарь? Когда мы к нему обращаемся?
1. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова.
Орфографический словарь
На прашлагодние ашипки прошлогодние ошибкиСматреть Смотреть мне трудно без улыпки улыбки.
Пишу я лучче лучше многих в класе классе,
Мне падарил подарил падарок подарок Вася:
Я изучяла изучала весь енварь январьАрфаграфичиский Орфографический славарь словарь.
- Какие ошибки допустила ученица? Попробуйте их исправить. А если не получится самостоятельно, загляните в орфографический словарь!
2. Прочитайте оглавление учебника. Назовите правила письма, с которыми вы познакомились.
1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
5. Правописание суффиксов и приставок.
6. Правописание приставок и предлогов.
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
3. Вспомните эти правила. Приведите примеры слов, в которых есть орфограммы на изученные правила письма.
1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
вода, волна, гора, закрепить, мячи, окно
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
флажки, гриб, глазки, лодка, прыжки, лошадка
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
звёздный, радостный, солнце, пастбище, свистнуть
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
класс, тонна, рассада, троллейбус, суббота
5. Правописание суффиксов и приставок.
полететь, прошёл, дописать, кустик, денёчек
6. Правописание приставок и предлогов.
на конверте написал, побежал по следам
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
объезд, съехал, объяснение, разъярённый
4. Прочитайте. Какому правилу соответствует каждая группа слов?
1. Правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
4. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
2. Правописание слов с безударными гласными в корне, непроверяемыми ударением.
Выберите любое правило и составьте свой словарик слов с орфограммой на это правило. Слова можете выбрать из учебника, из рабочей тетради или из словарей. Слова записывайте по алфавиту. Подчеркните в словах орфограммы на выбранное правило письма. Подготовьтесь представить свой словарик в классе.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Буква Б стоит в начале алфавита. Она обозначает звонкий согласный звук. Но не всегда она так звучит. Звучание зависит от соседних звуков. Когда рядом с Б вдруг окажется тихий, глуховатый звук, Б сразу меняется. Куда девается бодрость, звонкая радость?! В этих случаях при написании слова букву Б часто путают с её дальней родственницей-буквой П. У звука,который она обозначает, со звуком б одинаковое губное происхождение.
Ф. Кривин
арбуз, берёзка, бородка, верблюд, вязкий, глаз, грибки, дождь, дорожка, ёж, жидкий, загадка, зарядка, игрушки, изумруд, когти, кружка, лёд, лодка, мёд, мягкая, назад, ножка, обрезки, ошибка, подготовка, посадка, резкий, рыбка, сладкий, сторож, травка, трубка, узкая, упаковка, флажки, хлеб, холод, чашка, чертёж, шарф, шубка, ягодка.
Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.
Ответы по русскому языку. 3 класс
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Наши проекты. Составляем орфографический словарь. с. 142
3.8 (76.38%) от 370 голосующихrazviwaika.ru
Орфографический словарик. 3 класс. Начальная школа 21 века
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК (3 класс)
автобус, автомобиль, адрес, апрель, апте́ка, бага́ж, берёза, бесе́да
2
библиоте́ка, боло́то, боти́нки, быстро, ваго́н, вдруг, весело, ветер, вокзал
3
вокру́
4
галере́я, герой, гига́нт, город, горя́чий, де́вочка, дежурный, декабрь
5
деревня, до свидания, дорога, живо́тное, завтра, завтрак, за́пад заяц, здесь
6
земляника, иней, инжене́р, интере́сный, июль, июнь, календа́рь, капуста
7
карандаш, картина, карто́фель, кастрю́ля, кварта́л, квартира, кино, кинофильм
8
класс, когда́, компьютер, коньки, корзина, корова, космонавт, космос
9
костю́м, Красная площадь, Кремль, ла́герь, лестница, лопата, лу́чше, маг ази́н
10
мали́на, машина, медведь, ме́дленно, месяц, метро́, мечта, молоко
11
морко́вь, мороженое, мороз, Москва, мультфильм, народ, ноябрь, обед
12
облако, обы́чный, овощи, огоро́д, одежда, оди́н, однажды, океа́н
13
октябрь, оре́х, оси́на, о́стров, отец, о́чень, пальто, пенал
14
песо́к, пиро́г, платок, пого́да, помидо́р, понедельник, посуда, праздник
15
приве́т, профе́ссия, пшени́ца, пятница, работа, раке́та, расстоя́ние, ребята
16
рисунок, Родина, Россия, русский, с
17
сентябрь, скоро, собака, соловей, сорока, спасибо, среда, столица
18
суббота, таре́лка, телевизор, телефон, террито́рия, тетрадь, товарищ
19
трамва́й, ужин, ученик, учи́тель, фами́лия, февраль, хорошо, челове́к
20
четверг, что, чувствовать, ше́лест, шокола́д, шофёр, щавель я́блоко
21
ягода, язык, январь, осина, ошибка, помидор, природа, ссора
22
сумма, суффикс, троллейбус, трамвай, хоккей, лучше, майонез, малина
23
мебель, навстречу, обложка, обман, обычно, основа, охота, памятник
24
погода, ребёнок, резинка, сейчас, секунда, терраса, урожай, фонарь
25
цирк, чемодан, чучело, шалаш, шинель, экспресс, электричка, эстафета
26
юный, абзац, аллея, кросс, кроссовки, магазин, масса, метро
27
морковь, нельзя, одиннадцать, двенадцать, ванна, восток, грамм, грамматика
28
группа, девочка, интерес, картофель, комар, конечно, валенки, голос
29
каблук, калитка, ковёр, красота, крокодил, лагерь, линия, лисица
Фонетический разбор
Печь – (п´эч´) – 4 б., 1 сл.
(п´) – согласный, мягкий парный (п), глухой парный (б´), буква «пэ»;
(э) – гласный, ударный, буква «е»:
(ч´) – согласный, мягкий непарный (-), глухой непарный (-), буква «чэ»
Круглые скобки должны быть квадратными.
Если в слове несколько гласных, то одна из них будет гласной и ударной, остальные гласными безударными.
Проект «Составляем орфографический словарь». 3 класс.
Составляем орфографический словарь
1. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова.
Орфографический словарь
На прашлагодние ашипки прошлогодние ошибки
Сматреть Смотреть мне трудно без улыпки улыбки.
Пишу я лучче лучше многих в класе классе,
Мне падарил подарил падарок подарок Вася:
Я изучяла изучала весь енварь январь
Арфаграфический Орфографический славарь словарь.
Какие ошибки допустила ученица? Попробуйте их исправить. А если не получится самостоятельно, загляните в орфографический словарь!
2. Прочитайте оглавление учебника. Назовите правила письма, с которыми вы познакомились.
1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
5. Правописание суффиксов и приставок.
6. Правописание приставок и предлогов.
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
3. Вспомните эти правила. Приведите примеры слов, в которых есть орфограммы на изученные правила письма.
1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
Лесник (лес), река (реки), гора (го
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
флаг (флаги), гриб (грибы), глаз (глаза), сосед (соседи), берег (берега), лошадь (лошади).
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
звездный (звезда), грустный (грусть), солнце (солнечный), счастливый (счастье), свистнуть (свист).
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
класс, тонна, рассада, троллейбус, суббота.
5. Правописание суффиксов и приставок.
полететь, прошёл, дописать, кустик, денёчек.
6. Правописание приставок и предлогов.
написал на бумаге, побежал по следам, отбежал от дерева, сбежал с горки.
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
объезд, съехал, съел, объявление, объяснение, разъярённый
4. Прочитайте. Какому правилу соответствует каждая группа слов?
2
3
4
5
звезда
скворец
герб
узкий
сердце
солнце
подъезд
съезд
огурец
одежда
1. Правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
4. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
5. Правописание слов с безударными гласными в корне, непроверяемыми ударением.
Выберите любое правило и составьте свой словарик слов с орфограммой на это правило. Слова можете выбрать из учебника, из рабочей тетради или из словарей. Слова записывайте по алфавиту. Подчеркните в словах орфограммы на выбранное правило письма. Подготовьтесь представить свой словарик в классе.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься.
Не произносятся звуки:
Л — в слове солнце;
Т — в слове лестница;
Д — в слове праздник.
Однако буквой эти звуки обозначаются.
Чтобы проверить непроизносимый согласный звук в корне, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы этот согласный звук отчетливо слышался.
Агентство (агент), безвестный (весть), вестник (вести), властный (власть), гигантский (гигант), голландский (Голландия), горестный (горести), громоздкий (нагромоздил), дилетантский (дилетанты), доблестный (доблесть), захолустный (захолустье), звёздный (звезда), здравствовать (здравие), корыстный (корысть), костный (кость), местный (место), неизвестность (известие), ненавистный (ненависть), ненастный (ненастье), областной (область), окрестность (окрест), пастбище (пасти), поздно (опоздал), праздность (празден), прелестный (прелесть), пристрастный (пристрастие), радостный (радость), свистнуть (свистеть), сердце (сердечко), счастливый (счастье), тростник (тростинка), хлестнуть (хлестать), хрустнул (хрустеть), целостный (целость), явственный (наяву), яростный (ярость).
infourok.ru
Материал по русскому языку (3 класс) по теме: Словарные слова. 3 класс. Программа «Школа России» . ФГОС.
Программа «Школа России»
3 класс
Словарные слова
(для заучивания учащимся 3 класса)
А аккуратно _______________________________________________________________
алфавит _________________________________________________________________
альбом __________________________________________________________________
апрель __________________________________________________________________
Б берег ___________________________________________________________________
берёза ___________________________________________________________________
быстро __________________________________________________________________
В вдруг ____________________________________________________________________
весело ___________________________________________________________________
ветер ____________________________________________________________________
вместе __________________________________________________________________
вокруг ___________________________________________________________________
воробей __________________________________________________________________
ворона ___________________________________________________________________
восемь __________________________________________________________________
воскресенье ______________________________________________________________
восток ___________________________________________________________________
вторник _________________________________________________________________
Г гвоздика _________________________________________________________________
герой ____________________________________________________________________
город ____________________________________________________________________
горох ____________________________________________________________________
Д девочка __________________________________________________________________
дежурный ________________________________________________________________
декабрь __________________________________________________________________
деревня __________________________________________________________________
дорога ___________________________________________________________________
до свидания ______________________________________________________________
Ж желать __________________________________________________________________
жёлтый __________________________________________________________________
животное _______________________________________________________________
З завод ____________________________________________________________________
завтрак __________________________________________________________________
заря _____________________________________________________________________
заяц _____________________________________________________________________
здравствуй (те) ___________________________________________________________
земляника _______________________________________________________________
И извините _________________________________________________________________
иней _____________________________________________________________________
интересный ______________________________________________________________
К капуста __________________________________________________________________
карандаш ________________________________________________________________
картина _________________________________________________________________
картофель _______________________________________________________________
квартира ________________________________________________________________
килограмм ______________________________________________________________
класс ____________________________________________________________________
коллектив _______________________________________________________________
коллекция ________________________________________________________________
комната _________________________________________________________________
компьютер _______________________________________________________________
коньки ___________________________________________________________________
корова ___________________________________________________________________
Красная площадь __________________________________________________________
Кремль __________________________________________________________________
кровать__________________________________________________________________
Л лагерь____________________________________________________________________
лестница _________________________________________________________________
лисица ___________________________________________________________________
лопата ___________________________________________________________________
лягушка __________________________________________________________________
М магазин __________________________________________________________________
малина ___________________________________________________________________
машина __________________________________________________________________
мебель ___________________________________________________________________
медведь __________________________________________________________________
месяц ____________________________________________________________________
метель ___________________________________________________________________
метро ____________________________________________________________________
молоко ___________________________________________________________________
молоток __________________________________________________________________
морковь _________________________________________________________________
мороз ____________________________________________________________________
Москва __________________________________________________________________
Н народ ____________________________________________________________________
ноябрь ___________________________________________________________________
О обед _____________________________________________________________________
обезьяна _________________________________________________________________
облако ___________________________________________________________________
овёс _____________________________________________________________________
овощи ___________________________________________________________________
огород____________________________________________________________________
огурец ____________________________________________________________________
одежда ___________________________________________________________________
однажды _________________________________________________________________
одуванчик_________________________________________________________________
около ____________________________________________________________________
октябрь __________________________________________________________________
орех _____________________________________________________________________
осина ____________________________________________________________________
П пальто ___________________________________________________________________
пенал ____________________________________________________________________
песок _____________________________________________________________________
петрушка_________________________________________________________________
пирог ____________________________________________________________________
платок ___________________________________________________________________
погода ___________________________________________________________________
помидор _________________________________________________________________
понедельник_______________________________________________________________
пороша ___________________________________________________________________
посуда ___________________________________________________________________
потом ___________________________________________________________________
поэт _____________________________________________________________________
праздник__________________________________________________________________
приветливо _______________________________________________________________
пшеница _________________________________________________________________
пятница _________________________________________________________________
прощай __________________________________________________________________
Р работа ____________________________________________________________________
рабочий __________________________________________________________________
ракета ___________________________________________________________________
растение _________________________________________________________________
ребята ___________________________________________________________________
рисунок __________________________________________________________________
родина ___________________________________________________________________
ромашка _________________________________________________________________
Россия ___________________________________________________________________
русский _________________________________________________________________
рябина __________________________________________________________________
С самолёт __________________________________________________________________
сапоги ___________________________________________________________________
сахар ____________________________________________________________________
север _____________________________________________________________________
сентябрь _________________________________________________________________
сирень ____________________________________________________________________
скоро ____________________________________________________________________
снегирь __________________________________________________________________
собака ___________________________________________________________________
солдат ___________________________________________________________________
солома ___________________________________________________________________
сорока ___________________________________________________________________
спасибо __________________________________________________________________
среда _____________________________________________________________________
стакан ___________________________________________________________________
столица __________________________________________________________________
суббота ___________________________________________________________________
Т тарелка __________________________________________________________________
тетрадь __________________________________________________________________
товарищ _________________________________________________________________
топор ____________________________________________________________________
трактор _________________________________________________________________
трамвай _________________________________________________________________
У ужин ____________________________________________________________________
улица ____________________________________________________________________
урожай ___________________________________________________________________
ученик ___________________________________________________________________
ученица __________________________________________________________________
учитель __________________________________________________________________
учительница ______________________________________________________________
Ф фамилия _________________________________________________________________
февраль __________________________________________________________________
Х хорошо ___________________________________________________________________
Ч четверг __________________________________________________________________
четыре __________________________________________________________________
чёрный___________________________________________________________________
чувство __________________________________________________________________
Ш шёл ______________________________________________________________________
шоссе ____________________________________________________________________
Щ щавель __________________________________________________________________
Я яблоко ___________________________________________________________________
яблоня __________________________________________________________________
ягода ____________________________________________________________________
язык ____________________________________________________________________
январь __________________________________________________________________
Новый год ___________________________________________________________________
С Новым годом! ______________________________________________________________
С Днём рождения! ____________________________________________________________
День Знаний _________________________________________________________________
День 8 Марта ________________________________________________________________
День Победы _________________________________________________________________
Программа «Школа России»
Словарные слова
3 класс
А …к…уратн… _____________________________________________________________
…лф…ви… ______________________________________________________________
…л…бом ________________________________________________________________
…прел… _________________________________________________________________
Б бер… … __________________________________________________________________
б…рёза __________________________________________________________________
быстр… _________________________________________________________________
В вдру… ___________________________________________________________________
вес..л… __________________________________________________________________
вет…р ___________________________________________________________________
вмест… _________________________________________________________________
в…кру… _________________________________________________________________
в…р…бей ________________________________________________________________
в…р…на _________________________________________________________________
вос…м… ________________________________________________________________
в…скр…сен…е ___________________________________________________________
в…сто… _________________________________________________________________
вторн… … _______________________________________________________________
Г гв…здика _________________________________________________________________
г…рой ____________________________________________________________________
г…р… … _________________________________________________________________
г…рох ____________________________________________________________________
Д дев…ч …а _______________________________________________________________
д…журный _______________________________________________________________
д…кабр… ________________________________________________________________
д…ре…ня ________________________________________________________________
д…рога __________________________________________________________________
д… св…дан…я __________________________________________________________
Ж ж…лат…_____________________________________________________________
ж…лтый _________________________________________________________________
ж…вотн…е ______________________________________________________________
З з…во… __________________________________________________________________
за…тр…к ________________________________________________________________
з…ря ____________________________________________________________________
з…яц ____________________________________________________________________
…дра…ствуй (те) _________________________________________________________
з…мл…ника _____________________________________________________________
И …зв…нит… ______________________________________________________________
ин…й ____________________________________________________________________
…нт…ресный ____________________________________________________________
К к…пуста _________________________________________________________________
к…р…нда… ______________________________________________________________
к…ртина ________________________________________________________________
к…ртоф…л… ____________________________________________________________
кв…ртира _______________________________________________________________
к…л…грам… _____________________________________________________________
клас… ___________________________________________________________________
к…л … …кти… __________________________________________________________
к…л …екц…я ____________________________________________________________
комн…та ________________________________________________________________
к…мп…ют…р ___________________________________________________________
к…н…ки _________________________________________________________________
к…рова __________________________________________________________________
…расная площ… … … ____________________________________________________
…ремл… _________________________________________________________________
…р…ват…________________________________________________________________
Л лаг…р…__________________________________________________________________
лес…ница ________________________________________________________________
л…сица __________________________________________________________________
л…пата __________________________________________________________________
л..гу…ка _________________________________________________________________
М м…г…зин ________________________________________________________________
м…лина __________________________________________________________________
м…ш…на ________________________________________________________________
меб…л… _________________________________________________________________
м…две… …. ______________________________________________________________
мес…ц __________________________________________________________________
м..тел… __________________________________________________________________
м…тр… __________________________________________________________________
м…л…ко _________________________________________________________________
м…л…то… _______________________________________________________________
м…рко… … ______________________________________________________________
м…ро… _________________________________________________________________
… …сква _______________________________________________________________
Н н…ро… __________________________________________________________________
н…ябрь…_________________________________________________________________
О …бе… ____________________________________________________________________
…б…з…яна ______________________________________________________________
обл…к… _________________________________________________________________
…вё… ____________________________________________________________________
ов…щ… __________________________________________________________________
…г…ро…_________________________________________________________________
…гурец ___________________________________________________________________
…де…да _________________________________________________________________
…дна…ды _______________________________________________________________
…дуван…чик_______________________________________________________________
ок…л… __________________________________________________________________
…ктя…рь…_______________________________________________________________
…рех _____________________________________________________________________
…сина __________________________________________________________________
П п…л…то __________________________________________________________________
п…нал ___________________________________________________________________
п…сок ____________________________________________________________________
п…тру…ка________________________________________________________________
п…ро… __________________________________________________________________
пл…ток __________________________________________________________________
п…года ___________________________________________________________________
п…м…дор ________________________________________________________________
п…н…дел…ник_____________________________________________________________
п…роша __________________________________________________________________
п…суда __________________________________________________________________
п…том __________________________________________________________________
п…эт ____________________________________________________________________
праз…ник_________________________________________________________________
пр…ветл…в… ____________________________________________________________
пш…ница ________________________________________________________________
пятн…ца ________________________________________________________________
пр…щ…й ________________________________________________________________
Р р…бота ___________________________________________________________________
р…бочий _________________________________________________________________
р…кета __________________________________________________________________
р..стен…е _______________________________________________________________
р…бята __________________________________________________________________
р…сун…к ________________________________________________________________
род…на __________________________________________________________________
р…ма…ка ________________________________________________________________
… …с…ия ________________________________________________________________
рус…кий _______________________________________________________________
р…бина _________________________________________________________________
С с…м…лёт _______________________________________________________________
с…п…ги _________________________________________________________________
сах…р ___________________________________________________________________
сев…р ____________________________________________________________________
с…нтябр… _______________________________________________________________
с…рен… __________________________________________________________________
скор… ___________________________________________________________________
сн…гир… ________________________________________________________________
с…бака _________________________________________________________________
с…лда… _________________________________________________________________
с…лома __________________________________________________________________
с…рока __________________________________________________________________
сп…сиб… _______________________________________________________________
ср…да ____________________________________________________________________
ст…кан __________________________________________________________________
ст…лица _________________________________________________________________
суб…ота __________________________________________________________________
Т т…релка _________________________________________________________________
т…тра… … _______________________________________________________________
т…вари… _______________________________________________________________
т…пор ___________________________________________________________________
тракт…р ________________________________________________________________
тр…мвай _________________________________________________________________
У уж…н ____________________________________________________________________
ул…ца ___________________________________________________________________
ур…жай __________________________________________________________________
уч…ник __________________________________________________________________
уч…ница _________________________________________________________________
учит…л… ________________________________________________________________
учит…л…ница ____________________________________________________________
Ф ф…мил…я ________________________________________________________________
ф…врал… ________________________________________________________________
Х х…р…шо ________________________________________________________________
Ч ч…твер… ________________________________________________________________
ч…тыр… ________________________________________________________________
ч…рный__________________________________________________________________
чу…ств… ________________________________________________________________
Ш ш…л ____________________________________________________________________
ш…с…е __________________________________________________________________
Щ щ…вел… ________________________________________________________________
Я ябл…к… _________________________________________________________________
ябл…ня __________________________________________________________________
яг….да __________________________________________________________________
…зык __________________________________________________________________
…нвар… _________________________________________________________________
…овый го… __________________________________________________________________
… …овым годом … __________________________________________________________
… …нём рождения … ________________________________________________________
…ень …наний _______________________________________________________________
…ень 8 …арта ________________________________________________________________
…ень …обеды ________________________________________________________________
nsportal.ru
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Наши проекты. Составляем орфографический словарь. с. 142
Наши проекты. Составляем орфографический словарь
- Что такое орфографический словарь? Когда мы к нему обращаемся?
1. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова.
Орфографический словарь
На прашлагодние ашипки прошлогодние ошибкиСматреть Смотреть мне трудно без улыпки улыбки.
Пишу я лучче лучше многих в класе классе,
Мне падарил подарил падарок подарок Вася:
Я изучяла изучала весь енварь январьАрфаграфичиский Орфографический славарь словарь.
- Какие ошибки допустила ученица? Попробуйте их исправить. А если не получится самостоятельно, загляните в орфографический словарь!
2. Прочитайте оглавление учебника. Назовите правила письма, с которыми вы познакомились.
1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
5. Правописание суффиксов и приставок.
6. Правописание приставок и предлогов.
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
3. Вспомните эти правила. Приведите примеры слов, в которых есть орфограммы на изученные правила письма.
1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
вода, волна, гора, закрепить, мячи, окно
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
флажки, гриб, глазки, лодка, прыжки, лошадка
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
звёздный, радостный, солнце, пастбище, свистнуть
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
класс, тонна, рассада, троллейбус, суббота
5. Правописание суффиксов и приставок.
полететь, прошёл, дописать, кустик, денёчек
6. Правописание приставок и предлогов.
на конверте написал, побежал по следам
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
объезд, съехал, объяснение, разъярённый
4. Прочитайте. Какому правилу соответствует каждая группа слов?
1. Правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
4. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
2. Правописание слов с безударными гласными в корне, непроверяемыми ударением.
Выберите любое правило и составьте свой словарик слов с орфограммой на это правило. Слова можете выбрать из учебника, из рабочей тетради или из словарей. Слова записывайте по алфавиту. Подчеркните в словах орфограммы на выбранное правило письма. Подготовьтесь представить свой словарик в классе.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Буква Б стоит в начале алфавита. Она обозначает звонкий согласный звук. Но не всегда она так звучит. Звучание зависит от соседних звуков. Когда рядом с Б вдруг окажется тихий, глуховатый звук, Б сразу меняется. Куда девается бодрость, звонкая радость?! В этих случаях при написании слова букву Б часто путают с её дальней родственницей-буквой П. У звука,который она обозначает, со звуком б одинаковое губное происхождение.
Ф. Кривин
арбуз, берёзка, бородка, верблюд, вязкий, глаз, грибки, дождь, дорожка, ёж, жидкий, загадка, зарядка, игрушки, изумруд, когти, кружка, лёд, лодка, мёд, мягкая, назад, ножка, обрезки, ошибка, подготовка, посадка, резкий, рыбка, сладкий, сторож, травка, трубка, узкая, упаковка, флажки, хлеб, холод, чашка, чертёж, шарф, шубка, ягодка
Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.
Ответы по русскому языку. 3 класс
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Наши проекты. Составляем орфографический словарь. с. 142
3.9 (78.96%) 135 vote[s]volzsky-klass.ru
Разработка урока-проекта по русскому языку на тему «Орфографический словарь» (3 класс)
3класс
Занятие «Творческая мастерская»
Тема: «Составляем орфографический словарь»
Учебные задачи, направленные на достижение
— предметных результатов:
активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;
обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;
— метапредметных результатов:
развивать интеллектуальные способности детей;
формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;
формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;
формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в малых группах; презентовать результаты деятельности группы;
формировать умение оценивать свои достижения на уроке.
— личностных результатов:
воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;
развивать навыки сотрудничества.
Предметно-развивающая среда:
выставка словарей.
листы с вопросами и текстом о словарях для индивидуальной работы.
желтые карточки со стихотворением об орфографическом словаре для работы в парах.
карточки со словами на определенную орфограмму для игры «Пересадки».
таблички с названиями групп (по названию орфограммы, с которой будет работать группа).
страницы и обложка для словаря.
памятка о работе в группе (на доске).
инструкционные карты для работы в группе.
бланки для записи слов.
листы самооценки работы в группе.
листы с впечатлениями о работе на уроке.
Расположение учеников.
В начале занятия ученики сидят за своими партами как обычно. Во время игры «Пересадки» формируется 3группы по орфограммам: соответственно организуется 3 рабочих места для групповой работы. Ученики садятся по группам. Распределение учеников по группам и ролей в группах обоснованно индивидуальными особенностями детей и их личностным развитием.
Ход занятия:
Организационный этап.
Цель: установление готовности к учебному занятию, создание положительного самоопределения учащихся к деятельности, эмоционального настроя.
Деятельность учителя: читает стихотворение
Деятельность учащихся: слушают учителя.
Все – кто хочет расширить свой кругозор.
Все – кто хочет научиться грамотно писать и говорить.
Все – кем движет великая сила – любознательность.
Все – кому хочется в знаниях навести порядок.
Всех вас приглашаю на занятие творческой мастерской.
Актуализация знаний.
Цель: актуализировать опорные знания по теме занятия, создание проблемной ситуации.
Деятельность учителя: актуализирует знания детей по теме «Словари» в ходе работы с опросными листами, работы с текстом и фронтальной беседы.
Деятельность учащихся:
познавательная: вспоминают сведения о словарях при выполнении работы на опросных листах; уточняют сведения о словарях при помощи работы с текстом;
коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
регулятивная: читают поставленные вопросы и формулируют письменные ответы на них, контролируют правильность ответов учащихся, дополняют, уточняют.
Ребята ,эпиграфом нашего урока я выбрала слова французского писателя-романиста, литературного критика Анатоль Франса «Словарь- это вселенная в алфавитном порядке.»
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну волшебных словарей.
У вас уже есть довольно большой багаж знаний о словарях и богатый опыт работы с ними. Поэтому я предлагаю вам попробовать ответить на несколько вопросов.
Возьмите лист со знаком вопроса. Прочитайте вопросы и попробуйте письменно на них ответить.
Попробуйте ответить на вопросы.
1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? (толковый)___________________________________________________
Скажите, кто первый ввел этот термин?(Владимир Иванович Даль)_______________________
2. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь. _(этимологический)____________________________________________________
3. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения. О каком словаре идет речь?
__(словарь синонимов)___________________________________________________________________________________
4. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого трудного слова или его формы. Какой это словарь? __(орфографический)_______________________________________
5. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду?
_(словарь фразеологизмов)_______________________________________________________________________
6. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется? _(словарь антонимов)_____________________________________________________
7. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой? __(словарь иностранных слов)___________________________________________________
На какие вопросы вы не смогли ответить?
Словари.
Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает множество вопросов. При наличии словарей и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь — это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним.
Словари принято делить на два типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические (с греч. – обучение по всему кругу знаний) словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.
Цель лингвистических словарей другая — в них содержится информация о слове.
Лингвистические словари можно подразделить на три типа:
1) многоязычные; 2) двуязычные; 3) одноязычные.
Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари:
1) англо русский и русско-английский;
2) немецко-русский и русско-немецкий;
3) французско-русский и русско-французский.
В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. К ним относятся:
словари иностранных слов(заимствованных из других языков), синонимов, антонимов(слов с противоположным значением), омонимов(слов, принадлежащих к одной и той же части речи и одинаково звучащих, но различных по значению),
фразеологический,
орфоэпический (произношения слов),
орфографический (правописания слов)
, словообразовательный, морфемный, этимологический (объясняющие происхождение слов),
обратный (с расположением слов в алфавите их концов), сокращений и другие типы словарей.
Толковые словари описывают смысл слов: к таким словарям следует обращаться, если надо выяснить, что означает слово. Широко распространенным и самым известным является «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова .Он выдержал множество изданий. Первый раз словарь Ожегова увидел свет в 1949 г., а 9-ое издание ,исправленное и дополненное вышло под редакцией известного языковеда Шведовой Натальи Юльевны.
Особое место среди толковых словарей занимает первый «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, состоящий из 4 томов и содержащий более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов.
Происхождение слова, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари.
Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении.
Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении — в орфоэпическом.
Есть словари грамматические, содержащие различные сведения о словах.
Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп слов: синонимов, антонимов, омонимов.
Лексикографы работают над составлением словарей языка писателей, есть, например, «Словарь языка Пушкина».
Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.
Определение темы, постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Цель: создать условия для принятия учащимися цели учебной деятельности путем ее осознания.
Деятельность учителя: с помощью специально подобранного стихотворения подводит детей к формулировке темы урока, организует работу в парах по формулировке задач урока, проводит беседу по правилам работы с орфографическим словарем;
Деятельность учащихся:
познавательная: во время работы в парах выясняют, на какой вопрос будут искать ответ на уроке, во время фронтальной беседы знакомятся с задачами урока, планом беседы, работы и урока детей к формулировке темы урока ,особенностями детей и их личностным развитим.;
коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парахах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.
О том, с каким словарём мы будем сегодня работать, вы узнаете, если прочитаете стихотворение на желтых карточках.
Орфографический словарь
На прашлагодние ашипки
Сматреть мне трудно без улыпки.
Пишу я лучче многих в класе,
Мне падарил падарок вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфичиский славарь.
М.Яснов
Что вы заметили?
Какие ошибки допустила ученица? (орфографические) Поработайте в парах и попробуйте исправить ошибки в стихотворении.
Сверьте правильность выполнения работы в группе. (Выдается карточка с безошибочным написанием слов в стихотворении) Поднимите руки те пары, кто нашёл и исправил все ошибки. Молодцы!
Какому же словарю будет посвящён наш сегодняшний урок? (орфографическому словарю)
Какая информация содержится в этом словаре? (правильное написание слов)
Сегодня мы с вами создадим свой орфографический словарь. В нём будут содержаться словарные слова. А какие слова мы с вами называем словарными? (написание которых нужно запомнить)
Как вы думаете, почему я предлагаю вам составить орфографический словарь именно с этими словами?
Ребята, но ведь у нас в учебнике уже есть орфографический словарь со словарными словами. Зачем же мы будем создавать его снова? Давайте подумаем, как можно «отредактировать» наш словарь, чтобы он был нам полезен на уроках русского языка.
Вспомните, какие задания с использованием орфографического словаря вы получаете? (выписать слова на определенную орфограмму) Ваши предложения: как можно «отредактировать» наш орфографический словарь, чтобы быстро выполнять данное задание?
И так, сегодня мы составим не просто орфографический словарь со словарными словами, с удвоенными согласными.
Где мы можем использовать этот словарь? (на уроках русского языка, при выполнение домашней работы)
Давайте поставим цели на сегодняшнее занятие творческой мастерской. На доске я сформулировала несколько целей, выберите те, которые подходят к нашему занятию.
Учиться грамотно читать и писать.
Учиться определять падеж имен существительных.
Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.
Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём.
Учиться работать в группах.
Отрабатывать умения пользоваться орфографическим словарём.
Прежде чем начать работу по созданию орфографического словаря обратимся к самому словарю.
Перед вами орфографический словарь.
Обратите внимание на титульном листе написано: учебное пособие для учащихся начальной школы. Переворачиваем страницу. Перед вами «Русский алфавит». Без знания алфавита невозможно пользоваться словарями.
На следующей странице заголовок «Как пользоваться орфографическим словариком».
По словарику можно узнать, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить. Найдите слова: апельсин, вентиляция, винегрет, оранжерея.
(Дети самостоятельно работают со словарем).
Словарик научит нас делать правильное ударение. Проверьте по словарю как правильно произнести слова: щавель, свёкла, творог, каталог, туфля, торты, позвонит и т.д.
Словарь дает указание, когда ударение зависит от значения слов. Словарь поможет нам правильно изменять слова.
Например, туфля. Как правильно сказать: «У меня нет…»
полотенце «Я купила много…» (полотенец)
пахать «Я…»(пашу), «Они…» (пашут).
Словарик скажет нам какого рода существительное.
Например, драже «Драже очень вкус…» (ное).Среднего рода
В словарике есть и другие грамматические указания. Эти указания обязательно читайте, они помогут правильно писать слова.
Создание страниц орфографического словаря. Групповая работа учащихся.
Деятельность учителя: организует групповую работу;
Деятельность учащихся:
познавательная: создают страницу орфографического словаря, отрабатывают умение находить слова с заданной орфограммой;
коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
регулятивная: работают с орфографическим словарем учебника; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивают свою работу с помощью листов самооценки.
Переходим к созданию своего орфографического словаря.
Работать мы будем по группам. Поэтому сейчас нам надо разделиться на 3 группы. Для этого мы поиграем в игру «Пересадки». У каждого на столах лежат карточки со словами на определённое правило. Ваша задача найти членов своих групп (в классе создаются места для работы в группах, которые обозначены карточками с названиями орфограмм):
1группа: безударный гласный в корне слова
2группа: парный по глухости-звонкости согласный
3группа: непроизносимый согласный
У каждого члена группы есть свои роли:
главный редактор (организует работу в группе, презентует работу группы),
художник-оформитель (оформляет страничку словаря),
хранитель времени и тишины (следит за временем и за выполнением правил работы в группе),
собиратели словарных слов (находят в словарике учебника словарные слова и записывает на свой бланк).
Распределите роли в группе.
Прошу встать главных редакторов; хранителей времени и тишины; художников-оформителей; собирателей словарных слов.
На выполнение работы вам отводится 10 минут. Прошу хранителя времени и тишины следить за этим.
Перед началом работы вспомним правила работы в группе (записаны на доске).
Правила работы в группе:
Обсуждать тихо.
Объяснять своё высказывание.
Слушать других.
Договариваться.
Работать быстро.
При работе в группе пользуйтесь инструкционной картой. Прошу главных редакторов получить задание.
Инструкционная карта
1. Вспомните правило нахождения в слове данной орфограммы. Как ее проверить? Что делать, если нельзя проверить написание данной орфограммы?
2. Распределить между членами группы бланки для записи словарных слов.
3. найти слова в словарике и записать на бланке.
4. Записать слова на бланк в алфавитном порядке.
5. Расположить на листе бланки со словами в алфавитном порядке.
.
Примеры бланков для работы в группе (количество строк на бланке соответствует количеству слов с данной в группе орфограммой, которое нужно выписать )
А
Б
Н
Т
Щ
Презентация результатов групповой работы.
Деятельность учителя: организует работу по презентации результатов групповой работы;
Деятельность учащихся:
познавательная: рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе групповой работы странички орфографического словаря;
коммуникативная: строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.
Вижу, что выполнение задание в группе вы закончили. Посмотрим, какие странички у нас получились.
Прошу главных редакторов представить свои странички.
Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.
Деятельность учителя: выясняет, достигнуты ли цели урока;
Деятельность учащихся:
познавательная: разбираются, достигнуты ли цели урока;
коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;
регулятивная: самостоятельно оценивают свою работу на уроке.
Для чего нужен наш орфографический словарь? Что нужно помнить, чтобы быстро ориентироваться в словаре?
Оценим свою работу в группе. Возьмите листы самооценки и заполните их.
Фамилия, имя _____________________________
Лист самооценки
Оцените свое участие в работе группы.
Внимательно прочитай приведенные ниже вопросы
и ответь (ДА или НЕТ).
Вопрос
Ответ
Справился ли ты со своим заданием?
Легко ли тебе было выполнять задание?
Активно ли ты работал(а) в группе?
Помогал(а) ли участникам группы, когда они нуждались в помощи?
Хочешь ли ты еще работать с этими ребятами в одной группе?
Все ли изученные правила письма мы с вами сегодня рассмотрели при создании словаря? С какими орфограммами можно ещё создать странички орфографического словаря?
Какие впечатления от урока у вас остались? Прочитайте высказывания с впечатлениями о работе (на доске) и прикрепите стикер к тому утверждению, которое совпадает с вашим мнением:
Мне очень понравилось работать над составлением словаря, хочу сделать свой словарь.
Мне понравилось работать над составлением словаря, но свой словарь создавать не хочется.
Мне не понравилась работа.
Я вижу, что многим понравилась работа и возникло желание создать свой словарь. Вы можете самостоятельно или вместе с одноклассниками, взрослыми составить свою страничку словаря, на которой представите слова на изученные нами орфограммы, но не вошедшие в наш словарь сегодня. А можно создать свой орфографический словарь, в который войдут слова на интересную для вас тему, например: «Школа», «Природа», «Здоровье», «Семья».
На этом занятие творческой мастерской подошло к концу. Спасибо за работу
Хочется закончить урок словами
УЧИТЕ РУССКИЙ годы к ряду
С душой ,с усердием ,с умом.
Вас ждёт особая награда
И та награда в нём самом
infourok.ru
Материал по русскому языку (1, 2, 3 класс) на тему: Словарные слова 1-3 классы.
1 алфавит дежурный карандаш картина пенал портфель класс русский язык тетрадь работа ученик учитель учительница учебник директор завуч коллектив рисунок аппликация беседа библиотека экскурсия экскурсовод сверстник | 2 воробей ворона заяц корова лисица медведь медведица петух собака сорока животное акула дельфин снегирь синица соловей овца олень орёл ястреб пингвин охотник | 3 карман коньки косынка пальто платок телевизор телефон одежда сапоги суббота неделя месяц среда четверг ботинки валенки металл железо календарь воскресенье понедельник вторник сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль | 4 компот посуда кастрюля обед ужин молоток топор сахар аппетит винегрет пирог пирожное готов горячий завтрак стакан тарелка аккуратный жёлтый чёрный | 5 город Москва завод машина рабочий облако ветер мороз погода берег костёр автобус автомобиль багаж бассейн билет вагон вокзал герой дорога инженер метро метель иней столица трамвай троллейбус | 6 адрес квартира окно девочка ребята Родина Россия товарищ фамилия аптека Кремль комната компьютер космонавт космос кровать лагерь мебель отец победа праздник ракета улица пассажир | 7 деревня лопата молоко огород урожай аллея болото агроном комбайн комбайнёр комиссия народ лестница магазин песок рассказ трактор шоссе шофёр хозяйство | 8 хороший хорошо спасибо до свидания быстро вдруг весело скоро около вокруг здесь везде вместе впереди здравствуйте сегодня медленно назад налево, слева направо, справа однажды потом завтра интересно прекрасно теперь | 9 картофель лимон морковь яблоко берёза капуста ягода арбуз малина колокольчик ромашка незабудка горох земляника пшеница овёс овощи огурец орех осина помидор растение сирень солома | 10 квадрат линейка длина восемь десять килограмм расстояние решение периметр площадь компас восток запад север футбол хоккей чувство |
Словарные слова 3 класс:
автобус ворона земляника Кремль назад
автомобиль воскресенье инженер кровать налево
адрес восток интересный лагерь направо
аллея впереди календарь ладонь народ
алфавит герой капуста лестница ноябрь
аппетит город карандаш лимон обед
аптека горох картина лопата овёс
арбуз горячий картофель магазин овощи
багаж готов кастрюля малина огород
бассейн девочка квартира мальчик огурец
берёза дежурный килограмм машина одежда
библиотека декабрь класс мебель Одесса
болото до свидания коллектив медведь однажды
ботинки дорога комбайн медленно октябрь
вагон жёлтый комбайнёр месяц орех
валенки животное комиссия металл осина
вдруг завод комната метель отец
везде завтра компьютер метро пальто
винегрет завтрак коньки молоко пассажир
вместе запад корова молоток пенал
вокруг заяц космонавт морковь песок
вокзал здесь космос мороз петух
воробей здравствуйте костёр Москва пирог
пирожное север февраль
платок сегодня футбол
победа сентябрь хозяйство
погода сирень хоккей
помидор собака хорошо
посуда соловей четверг
потом солома чувство
праздник сорока шоссе
прекрасный стакан шофёр
пшеница столица экскурсия
работа суббота яблоко
ракета тарелка ягода
рассказ тетрадь язык
расстояние телефон январь
растение товарищ
ребята топор
решать трактор
рисунок трамвай
родина троллейбус
Россия ужин
русский улица
сапоги урожай
сахар ученик
сверстник учитель
nsportal.ru