cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Соловей разбойник это человек или зверь – Где на самом деле жил Соловей разбойник?

Содержание

Где на самом деле жил Соловей разбойник?

Русские былины с детских лет знакомы каждому жителю нашей страны. При этом большое количество исследований посвящено тому, кем на самом деле являлись былинные богатыри. В то же время об их противниках практически ничего не известно. Вместе с тем было бы интересно узнать, кем в реальной жизни являлся, например, Соловей-разбойник: птицей или человеком и где находилось его разбойничье логово?

Соловей разбойник: герой «средневековых комиксов»

Самое невероятное, что если история Ильи Муромца хорошо известна, а в Киево-Печерской Лавре даже покоятся останки прототипа легендарного богатыря, то происхождение Соловья-разбойника покрыто мраком тайны. Ни в одной из былин нельзя найти «биографии» этого отрицательного персонажа. Исходя из текста былин, можно лишь предположить, что он являлся либо птицей-оборотнем либо обычным разбойником. Если верить лубочным картинам, широко распространенным на Руси, в XVII веке, то Соловей-разбойник все же представляется именно бандитом с большой дороги, а не мифическим существом, как можно было бы предположить сначала. Если бы он был неким сказочным персонажем, то его так бы и изображали, как птицу-Сирин дуальным существом. Но, нет, Соловей – разбойник всегда описывается, как обычный человек.

Разбойник по фамилии Соловьев

Анализируя имя разбойника, с которым боролся Илья Муромец лингвисты пришли к выводу, что ничего странного в нем нет. В средневековой Руси людям часто давали прозвища, посвященные тому или иному животному, которые с течением времени трансформировались в фамилии. Хорошо известно, что царский род «Романовых» берет свое начало от боярина Андрея Кобылы. Знаменитый разбойник Голуб орудовал в центральной России во времена Ивана Грозного. У покорителя Сибири Ермака в соратниках числились бывшие грабители Сокол и Петух. Так, что если бы потомки Соловья-разбойника дожили до наших дней, не изменив своему ремеслу, их бы знали под фамилией Соловьевы.

Где расположен дуб Соловья-разбойника?

Место обитания Соловья-разбойника согласно тексту былин – гнездо на трех, семи, девяти или сорока дубах. Конечно, человеку не пристало жить на дереве, но для бандитской засады оно подходит как нельзя лучше. Впрочем, в истории средневековой Европы существовала популярная традиция постройки домов на деревьях. В 1873 году историк немецкого происхождения Ф. Либнехт подробно описал некий дом крестоносцев расположенный на большом раскидистом дубе в Польше. Самое интересное, что если установить, кем являлся прототип Соловья-разбойника, сегодня не представляется возможным, то место его обитания — известно. Если проложить прямой маршрут из Мурома в Киев, то дорога, действительно, пройдет через Чернигов. Именно здесь былинный Илья Муромец и повстречал Соловья-разбойника на опушке дремучих Брянских лесов. Переложив текст былины на топографическую карту, можно увидеть, что между Киевом и Черниговым находятся Брынские или Брянские леса.

Родовое имение Соловья-разбойника

При этом интересно отметить, что вблизи Брянских лесов находится город Карачев, около которого протекает речка Смородиновка. Но, ведь именно около, считающейся легендарной реки Смородины Илья Муромец и встретил Соловья-разбойника. Дальше еще интереснее: в полутора десятках километров от города расположено село с необычным названием «Девять дубов». В былине же прямо говорится о том, что Соловей-разбойник восседал на девяти дубах, а рядом в селении жили его многочисленные родственники. 14 апреля 1890 года «Московские ведомости» опубликовали сообщение жителя Карачева, который заявил, что местные старожилы знают точное место битвы Ильи Муромца и Соловья-Разбойника. По его словам даже жив пень, на месте которого росли девять дубов, где находилась засада Соловья-разбойника. Учитывая, что дубы имеют срок жизни до 900 лет. Эти слова вполне могли быть правдой. Получается, что Соловей-разбойник вместе со своей семьей жил в селении Девять дубов в 13 километрах от города Карачева в Черниговской области. Логично предположить, что современное население этого села, является потомками знаменитого разбойника.

suharewa.ru

Кто был и где жил Соловей-Разбойник

Что мы знаем о таком персонаже как Соловей-Разбойник? В русских былинах это почти чудище присутствует давно. Сидел он на двенадцати дубах в гнезде и, сидя в нем, свистал так сильно и громко, что все низвергал своим свистом. Он перекрыл прямоезжую дорогу к Киеву ровно на тридцать лет: никакой человек по ней не прохаживал, зверь не прорыскивал, птица не пролетывала.

Кто же он такой — птица?! Давайте порассуждаем след за кандидатом филологических наук Юрием Морозовым.
— Выезжал из города из Мурома удалой казак Илья Муромец. Отстояв заутреню во Муроме, он к обедне поспешал в стольный Киев-град. Но заросла дорожка прямоезжая. Тридцать лет по ней проходу и проезду нет: не пускает никого . Как засвистит злодей по-соловьиному, как заревёт он по-звериному, как зашипит он по-змеиному — сразу тёмные леса к земле клонятся, а что есть людей — все мертвы лежат…

Дальнейшее мы знаем с детства. Илья Муромец всё-таки одолел Соловья, привёз его в Киев, показал боярам и князю Владимиру, поначалу не поверившему рассказу о поимке знаменитого и страшного разбойника, а затем казнил его. С тех пор за Ильёй установилась слава главного богатыря и защитника Руси. В образе же его противника народ выразил своё резко отрицательное отношение к силам, мешавшим единству русских земель.

Однако большинство из нас и не подозревает, что Соловей-разбойник — самый таинственный персонаж русского фольклора.

Правда, ныне такие оценки не в ходу. Если некоторые исследователи прошлых лет откровенно признавали Соловья фигурой загадочной, то любой современный автор, толкуя образ Соловья, вольно или невольно создаёт у читателей впечатление, что в основном науке тут уже всё понятно.

Какой Соловей-Разбойник в былинах

Для начала выясним, что рассказывается о Соловье-разбойнике в былине. Очень скоро обнаруживаем, что вынести из былины чёткое представление о Соловье-разбойнике в принципе невозможно.
«Его натура как-то двоится…» — отмечал выдающийся учёный XIX в. Ф.И. Буслаев. Само имя персонажа позволяет представить его и птицей, и человеком.

При встрече с Ильёй Муромцем Соловей восседает в «гнезде» на дубах. В нашем сознании возникает образ гигантской птицы. Завидев Илью, Соловей пытается погубить его своим смертоносным свистом. Неизбежно возникающая при этом параллель со свистом реального соловья усиливает впечатление, что речь идёт о пернатом чудовище.

Даже богатырский конь Ильи не устоял на ногах от звуковой атаки. Сам богатырь, однако, неуязвим. Метким выстрелом из лука прямо в глаз Соловью он сбивает его с дубов. Привязав противника к седлу, Илья Муромец продолжает свой путь в Киев. Дорога лежит мимо жилища Соловья. Члены семьи разбойника глядят в окошко и сперва не могут разобрать: то ли Соловей везёт незнакомого мужика, то ли мужик — Соловья.

Значит, Соловей тоже умеет ездить на коне? С нашим персонажем произошла неожиданная метаморфоза. «Будучи побеждён богатырём, он как бы сбрасывает с себя нечеловеческие, фантастические формы», — пишет фольклорист Б.Н. Путилов. В дальнейшем Соловей-разбойник уже ничем не напоминает птицу. У него, как у состоятельного человека, «широк двор», «высок терем», «палаты белокаменные», а также вполне человеческая семья: жена, дочери, сыновья, зятья.

Он отговаривает домочадцев от попыток отбить его у Ильи Муромца, затем, в Киеве, гордо разговаривает с князем Владимиром, по некоторым вариантам даже требует себе чару вина, чтобы смочить запёкшиеся уста. Наконец, удовлетворяя любопытство князя и бояр, он демонстрирует свой свист, отчего в стольном граде трясутся дома и падают люди.

Под влиянием предшествующих эпизодов мы и в этой сцене уже склонны видеть в Соловье не громкоголосую птицу, а необыкновенно сильно свистящего человека…

Вот и попробуйте теперь понять, как выглядел противник Ильи Муромца

Эта тенденция к полному очеловечиванию Соловья тем любопытнее, что вообще-то для народного изобразительного искусства показ разных чудищ, полулюдей-полуживотных был делом привычным. Народные художники, никогда не пасовавшие перед изображением «гибридных» существ, однако для Соловья-разбойника сделали исключение. Вероятно, чувствовали: Соловья трудно представить в виде, скажем, человека с крыльями или говорящей птицы. Он не «птицечеловек», а «то птица, то человек», и две половинки его натуры как-то противятся зримому совмещению.

Выбор был сделан в пользу человеческой ипостаси Соловья, благо и в сюжете она выражена заметно ярче. Между прочим, так поступают и современные дети. Как правило, они рисуют Соловья-разбойника пусть страшным, даже «одичалым», но — человеком.

Самый радикальный способ решения данной проблемы, как выяснилось, состоит в том, чтобы признать двойственность Соловья-разбойника… мнимой. Такую идею высказал в 1891 г. выдающийся отечественный филолог А. А. Потебня. К нему присоединился ряд других учёных. Суть рассуждений А.А. Потебни и его единомышленников заключалась в следующем.

Почему имя Соловей нужно непременно считать указанием на птицу? В старину его мог носить и человек. «Употребление названий животных разного рода в качестве личных имён, — писал А.И. Соболевский, — свойственно едва ли не всему человечеству. Древняя Русь знала его издревле». То, что ныне воспринималось бы только как забавные, а порою даже обидные для их носителей прозвища, раньше служило «официальными» именами вполне уважаемых людей.

Уместно вспомнить, что царская династия Романовых вела свою родословную от боярина Андрея Кобылы, жившего в XIV в. В документах XV—XVII вв. фигурируют Баран Филиппов, Волк Курицын, Овца Владимиров, Паук Иванов, Жаворонок Лазарев, Анисим Скворец, Васька Воробей, Стахей Голубь… Имя Соловей в такой компании выглядит совершенно естественным.

С нашим же Соловьём дело могло обстоять очень просто. Разбойникам ведь принято давать клички. Ничто не мешает предположить, что какой-нибудь удалец «с большой дороги» получил прозвище Соловей, допустим, за особенное умение свистеть, всегда ценившееся в разбойничьей среде.

Что у нас осталось от птичьих признаков Соловья-разбойника ? Его сидение на дубах? Во ещё в 1873 г. немецкий учёный Ф. Либрехт, обобщая данные о том, что многие «примитивные» народы устраивали себе жилища на деревьях, без тени сомнения писал: «Реминисценцией такого обычая является Соловей-разбойник, соорудивший себе гнездо на двенадцати дубах».

Позднее русские исследователи «проблемы Соловья» привели другие, не менее интересные параллели. Так, одно из суданских племён укрывалось от своих врагов на ветвях эриодендронов: первый «этаж» воздушного укрепления составляло жилище с провизией и домашними животными, выше располагалась корзина для воинов. А неподалёку от Торуня (Польша) в старину был могучий дуб, знаменитый тем, что на нём какое-то время жили (!) прусские крестоносцы. Такие же факты выявились и в русской истории.

Рассмотрим географические данные, содержащиеся в былине

— Кратчайший путь из Мурома к Киеву в условиях Древней Руси скорее всего пролегал бы через Чернигов, — рассуждает Ю. Морозов. — Былина в этом отношении точна. Она рассказывает, как Илья Муромец, спеша в Киев, проезжает мимо Чернигова и видит, что город со всех сторон обступила вражеская рать. Богатырь н

xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Соловей-разбойник — биография, три богатыря, цитаты и факты

История персонажа

Соловей-разбойник – персонаж, упоминаемый в русских народных сказаниях и былинах. Он мог быть вымышленным героем, но некоторые исследователи словесности и истории утверждают, что за образом скрывалась реальная историческая личность. Кем же на самом деле был Соловей-разбойник, и почему за ним закрепилась плохая репутация?

История создания

Исследователи, анализирующие русские былины, утверждают: герой представлял собой симбиоз человека и гигантской птицы. Русские сказочники и сочинители легенд, склонные к очеловечиванию персонажей, создавали затейливые образы наполовину людей, обладающих функционалом или отличительными чертами животных.

Своеобразные гибриды населяют многие сказания и эпические произведения. Авторы изобразили Соловья-разбойника существом, меняющим обличье. Он являет собой чудовище не в конкретный момент, а перевоплощается, обретая те или иные навыки. Былина описывает человеческую личину ярко и живо.

Соловей-РазбойникСоловей-Разбойник

Ученые и филологи конца 19 века, исследовавшие отечественный эпос, отмечают, что биография героя могла быть не связанной с миром фауны. Есть вероятность, что Соловей – это фамилия, а разбойник – определение деятельности персонажа. В старину нередко названия представителей живой природы становились персонализированными именами.

Прозвища такого рода были обидными, шутливыми, прославляющими. Точные и характерные часто закреплялись за целым родом и становились фамилией. Любопытно, что, по историческим свидетельствам, династия Романовых ведет свой род от боярина по имени Андрей Кобыла.

Соловей-Разбойник на деревеСоловей-Разбойник на дереве

Филологи считают, что Соловей – это кличка сродни тем, которые было принято давать в среде разбойников. Легко предположить, что бандит «с большой дороги», обладавший необычайной способностью к громкому свисту, получил такое прозвище и отзывался на него по оклику приятелей. Интересной деталью повествования становится место обитания персонажа.

Он располагался в «гнезде» среди высоких деревьев. По свидетельствам этнографов, отдельные племена и народности прибегали к сооружению временных жилищ на деревьях. Представители суданских племен сооружали поселения из многоэтажных гнезд. На первом этаже хранился провиант, а на верхнем располагались воины. Рядом с городом Торунь в Польше был найден вековой дуб, известный как место, выбранное для проживания крестоносцев.

Птица СимургПтица Симург

Исследователи образа персонажа разделились на два лагеря: восточный и западный. По западной идее Соловья пытались сравнить с Соломоном. Но существовали нюансы, опровергающие это убеждение. Восточное суждение роднило Соловья-разбойника с Симургом, птицей иранского происхождения.

По преданию, на Востоке были богатыри Аулад и Кергасар, прототипами которых стали Алеша Попович и Добрыня Никитич. Аутентичная сказка о Еруслане Лазаревиче повествует о персонаже Ивашке-стороже, в чьем описании есть черты, схожие с чертами, свойственными бандиту из русских сказаний. Былина об Илье Муромце имеет аналоги в западных традициях. Немецкие сказки о Тетлейфе сопровождаются описанием Зигурда, схожим с описанием Соловья.

Биография и сюжет

Легенда повествует о том, что Соловей-разбойник расположился на дубах в собственном тереме и не пускал никого из проезжающих по дороге в Киев. Отец нескольких сыновей и дочери-богатырши изводит путников свистом и не видит себе равных в округе.

Былинный герой сравнивается с чудовищем. По преданию, он размещался в гнезде, закрепленном на двенадцати дубах, и поражал все вокруг своим мощным свистом. В течение тридцати лет Соловей перекрывал дорогу к Киеву. Никто не мог миновать его, не выдерживая необходимости слушать, как поет Соловей-разбойник.

Соловей-разбойникСоловей-разбойник

История героя не дает точного определения его происхождению. До конца не ясно, был ли он птицей, человеком или невиданным зверем. Персонаж имитировал звуки живой природы, в том числе и диких животных. От ужасающих трелей могучие леса склоняли верхушки, а люди погибали на месте.

Соловья-разбойника одолел Илья Муромец. Русский богатырь привез разбойника на суд князя Владимир и бояр, а затем расправился с бандитом. Это был подвиг, принесший Илье Муромцу славу по всей Руси.

Илья Муромец и Соловей-РазбойникИлья Муромец и Соловей-Разбойник

Соловей-разбойник – герой, порожденный русским эпосом. Это фольклорный персонаж, представляющий собой собирательный образ негативных качеств и характеристик, воплощенных в лице конкретного существа.

Литературоведы подчеркивают раздвоение образа героя, которого можно представить и как птицу, и как человека. При встрече с богатырем бандит свистит, восседая на деревьях, и воображение представляет его в образе чудовищной птицы.

Соловей-Разбойник в плену у Ильи МуромцаСоловей-Разбойник в плену у Ильи Муромца

Став пленником богатыря, разбойник вызывает боязнь у свидетелей его путешествия к князю. Люди не сразу понимали, кто кого везет на суд: богатырь хулигана или хулиган богатыря. Можно сделать вывод, что Соловей-разбойник был наездником и сам управлял лошадью. Побежденный Ильей Муромцем, Соловей предстает в образе обычного человека.

Оказавшись перед судом, персонаж уговаривает сжалиться над ним и апеллирует к ценностям, много значащим в жизни любого человека: семье и детям, материальным благам. Демонстрируя князю и боярам уникальный свист, герой представляется не птицей, а просто громким свистуном.

Экранизации

Ни одно легендарное сказание русского эпоса не избежало экранизации. История об отрицательном былинном герое не стала исключением. О приключениях и атаках бандита было снято четыре кинокартины: «Илья Муромец» (1956), «Иван да Марья» (1974), «Там, на неведомых дорожках» (1982), «Соловей-разбойник» (2012).

Николай Лавров, Олег Анофриев, Иван Охлобыстин в роли Соловья-РазбойникаНиколай Лавров, Олег Анофриев, Иван Охлобыстин в роли Соловья-Разбойника

В необычном образе в кадре появлялись актеры Николай Лавров, Олег Анофриев, Иван Охлобыстин. Лента 2012 года оказалась неординарной. В ней персонаж предстал в облике современного героя, не преображающегося в птицу, а способного на иные сумасбродные лихачества.

Соловей-Разбойник в мультфильмеСоловей-Разбойник в мультфильме

Мультипликационная сфера не оставила героя без внимания. Концерн «Союз» и «Мега-Видео» выпустили серию мультфильмов для детей, главными героями которых стали три богатыря, Змей Горыныч и Соловей-разбойник. Отрицательные персонажи строят козни и интриги, чтобы расправиться с защитниками русских земель, но неоднократно оказываются побежденными.

Интересные факты

Персонаж Соловей-разбойник не теряет актуальности с течением времени. Сегодня он выступает не только в качестве фольклорного героя. Креативные решения в отношении образа поражают публику. Любопытной идеей стал календарь нечисти, в котором это персонаж соответствует знаку Зодиака Водолей.

Соловей-Разбойник в календаре нечистиСоловей-Разбойник в календаре нечисти

В музыкальной сфере Соловью тоже уделяли внимание. Герою посвящена композиция, которую исполнял на концертах Владимир Высоцкий.

Цитаты

Древняя былина точно описывает образ Соловья-разбойника, но оставляет читателю пространство для полета воображения и самостоятельной работы. Легенда повествует:

«Соловей-разбойник, Одихмантьев сын,
Принял чарочку от князя он одной ручкой,
Выпил чарочку ту Соловей одным духом».

Цитата подтверждает человеческое происхождение разбойника, убеждая аудиторию в том, что бандиту свойственны человеческие черты. У него есть отец, а значит, он приверженец привычных людских традиций. Герой принимает угощение руками, не крыльями, и его облик полностью соответствует обычной человеческой внешности. В то же время сказатели уточняют:

«Засвистал как Соловей тут по-соловьему,
Закрычал, разбойник, по-звериному,
Маковки на теремах покривились».

Эта фраза намекает на необычайные способности, благодаря которым персонаж оказывается неуязвимым.

В отличие от народной былины, в современных мультфильмах, где часто используется образ Соловья-разбойника, герой предстает не страшным разбойником, несущим смерть. Он чаще выступает в облике недалекого, пресмыкающегося перед силой бандита, не способного угрожать расправой.

24smi.org

разбойник — это… Что такое Соловей-разбойник?

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Со́ловей-разбо́йник (произносится именно Со́ловей, а не Солове́й) — в восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Побеждён Ильёй Муромцем, который отвёз его на показ князю в Киев, а затем казнил на Куликовом поле.

Происхождение образа

Легенда о Соловье найдена П.И.Мельниковым в одном из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1845 и 1847 гг.

Оно [предание] живет доселе в памяти народной и найдено нами лет двадцать тому назад (1867) в одном рукописном сборнике XVII столетия. Во времена стародавние, где теперь стоит Нижний Новгород, жил знатный, сильный мордвин, по имени Скворец. Он был друг и товарищ другому, такому же знатному, такому же сильному мордвину — Соловью, тому самому, что связан был Ильей Муромцем.[1]

Действительно, до христианства у мокши и эрзи были распространены имена птиц.[1]

Реальное предположение

Вероятно, что Соловьем-Разбойником являлся реальный человек. Скорее всего, это был князь, который проживал на острове на территории нынешнего села Зазимье Броварского района Киевской области. Село находится в 10-15 км от Киева, на берегу Десны (правда, за последние пару столетий Десна ушла от села на 3 км оставив заплавные озера). Мимо села в древние времена шла дорога на Киев из Остра по Десне и суше. А собственно и изо всей северной Руси. Не исключено, что этот князь брал дань у путешествующих. В свою очередь, киевскому князю явно хотелось монополии, и он отправил разобраться рать Ильи Муромца.

Существует и другая версия места сражения Соловья-Разбойника и Ильи Муромца.

Ой, ты, гой еси, Илья Муромец!
Пряма дорожка не проста стоит:
Заросла дорога лесами Брынскими,
Протекла тут речка Смородина;
Еще на дороге Соловейко-разбойничек
Сидит на тридевяти дубах,
сидит тридцать лит,
Ни конному, ни пешему пропуска нет…
Сидит Соловей-разбойник
на сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник,
Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник,
по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все
преклоняются,
А что есть людей — то все
мертвы лежат.
Прямоезжею дороженькой —
пятьсот есть вёрст,
Ай окольноей дорожкой —
целая тысяча.

Согласно былине Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно тридцать лет, не пропускал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, но своим свистом разбойничьим. Выехал Илья Муромец в чисто поле и увидел попрыски богатырские, и по них поехал, и приехал на те леса Брынские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке. Соловей-разбойник послышал себе кончину и бессчастие великое и, не допуская Илью Муромца за двадцать верст, засвистал своим свистом разбойническим крепко; но богатырское сердце не устрашилось. И, не допуская еще за десять верст, засвистал он громче того, и с того свисту под Ильею Муромцем конь спотыкнулся. Приехал Илья Муромец под самое гнездо, которое свито на девяти дубах; и Соловей-разбойник, на гнезде сидя, увидел святорусского богатыря, и засвистал во весь свист, и хотел Илью Муромца убить до смерти. К востоку от города Карачева лежит село с былинным названием Девять Дубов, что в лесах Брынских. Имеется там и речка Смородинка, упоминаемая в былине.

Имена

Ахматович, Одихмантьевич, Рахматович, Рахманов — птица рахманная, представляет собой, по определению академика Ягича, сложный образ, в котором есть черты птицы и человека, чудовищного богатыря. Соловей-разбойник залёг дорогу в Киев, по которой едет Илья Муромец; он тридцать лет никого не пропускает, оглушая своим свистом и ревом; его гнездо на 9 дубах, но есть у него и терем; у Соловья-разбойника есть сыновья и дочь богатырша — «перевозница».

Илья привозит Соловья в Киев и за его коварство убивает его или подвергает иной казни. В одном случае Соловей-разбойник является помощником Ильи в бою, и его образ сливается с представлением о Соловье Будимировиче.

Академик Ягич пытался объяснить происхождение Соловей-разбойника из легенд о Соломоне, но, как доказал профессор В. Ф. Миллер, для такого объяснения нет достаточных данных, а самое производство имени Соловья-разбойника от Соломона, причём впоследствии явилось представление о птице, оказывается крайне натянутым.

В свою очередь, исходя из своей восточной гипотезы, В. Ф. Миллер сближает Соловья-разбойника с иранской птицей Симургом, с богатырями Ауладом, Кергсаром, белым дивом. Возможно поэтому Соловей-разбойник изображается с тюркской наружностью. В сказке об Еруслане Лазаревиче находит параллель к Соловью-разбойнику в образе Ивашки-сторожа. Подобное же предположение высказывал раньше В. В. Стасов.

Профессор Халанский, сближая соответственную былину об Илье Муромце с германскими сказаниями о Тетлейфе, видит в Соловье-разбойнике отражение образа Зигурда. Историческую основу для представления о разбойнике Буслаев указывал в летописном сказании о разбойнике Могуте. Вообще литературная история типа «Соловей-разбойник» до сих пор не вполне выяснена, так как во всех приведенных построениях, рядом с ценными указаниями, заключается немало произвола.

М. Забылин (Москва 1880 г. «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»): «…когда во времена св. Ольги и св. Владимира, Христианская вера проникла в Россию, то она не повсюду и не сейчас подавила славянское язычество, что видим из борьбы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, который, по сказаниям, был никто иной, как беглый жрец, скрывавшийся в лесах, что и могло случиться со многими жрецами и идолопоклонниками, державшимися упорно своего язычества и бежавшими от преследования…»

В XVII веке образ Соловья-разбойника, причём вполне человеческий, широко использовался в русском декоративно-прикладном искусстве. Известны изразцы с его изображением верхом на коне, как терракотовые, так и покрытые глазурью (муравлёные и многоцветные). Широко известен также лубок, где на коне с копьём наперевес сидит типичный польский шляхтич. Всё это говорит о воплощении в Соловье-разбойнике образа врага Руси конкретного исторического периода.


Запись «…изображается с тюркской наружностью» неверна. Антропологический тип представителей огузской тюркской ветви — типичные европеоиды. Вернее будет сказать — монголоидной наружностью или кипчакской наружностью.

Отражение в современной культуре

Соловей Разбойник — фильм, РФ, 2012

Илья Муромец и Соловей Разбойник — мультфильм, Россия, 2007

Там, на неведомых дорожках — фильм, СССР, 1982

Примечания

Литература

  • Необходимо подобрать реальную научную литературу и полностью переделать статью в соответствии с ней.

dic.academic.ru

Соловей-разбойник

Соловей-разбойник. А. В. Красников, А. Н. Жалибо

Соловей-разбойник — один из самых могучих злодеев русского былинного эпоса. Это лесное чудовище, использующее оглушительный свист для нападения на путников. Илья Муромец изловил лиходея, отвез к князю Владимиру в Киев, а затем предал смерти на Куликовом поле.

Традиционно Соловей изображается разбойником с восточной внешностью. Мы с детства увязываем его прозвище со способностью оглушительно свистеть. Действительно, посвист ассоциируется с птицами. Но достаточно вспомнить, как поет соловей, и тотчас возникает вопрос: за что разбойник получил свое прозвище? И был ли вообще человеком Соловей, Одихмантьев сын?

На самом деле, согласно былинному эпосу, отчеств у Соловья много. Среди самых распространенных — Одихмантьевич, Ахматович и Рахматович.

Крупнейшие специалисты в области славянского языкознания много лет исследовали образ этого былинного злодея. Они выдвинули гипотезу о внешности Соловья, «замершей» в переходе от птицы к человеку. С одной стороны, эта идея хорошо вписывается в традицию эпоса. Природа зла должна быть иной по происхождению, в сравнении с природой доб ра. Это и воплотилось в образах богатырей, полениц и др.

Иное дело чудовище. Оно злобно по сути своей. Оно чуждо по форме своей. В когтях и крыльях, жутком облике отображались внутренние качества: злобность, ярость, кровожадность. Другая гипотеза ученых — идея происхождения имени Соловей от имени царя Соломона. Но данная версия была наголову разбита другими исследователями. Поэтому неясно, стоит ли рассматривать всерьез такую теорию.

Куда более подробна и обоснована следующая гипотеза: аналогия между Соловьём-разбойником и героями иранской мифологии. Например, в ней упоминались богатыри Керсарг и Аулад, а также птица Симург и Белое Диво. Теория подкрепляется тем, что Соловья-Разбойника часто изображали похожим на турка.

Впрочем, существует и немало иных идей. Например, образ Соловья сравнивали с германским Зигурдом и летописным разбойником Могутой.

Знатоки русского народного быта вообще считали, что былинный образ Соловья имеет вполне реальную историческую подоплеку. Якобы во времена князя Владимира в лесах вполне мог укрыться языческий жрец, наводивший ужас на всю округу своим «колдовством». И против него действительно могли послать Илью Муромца.

Илья Муромец и Соловей-разбойник. Лубок. XVIII в.

ОТ МИФА К ИСТОРИИ

Наиболее реальной считается теория о том, что ни на каком дереве Соловей не гнездился. Он был обычным князем, правившим землями близ Киевского государства. Не исключено, что он облагал путешественников данью. За это князь Владимир, стремившийся быть единым хозяином русских земель, отправил на борьбу с ним Илью Муромца.

В целом же, увы, ясности в отношении образа Соловья пока нет. Слишком мало о нем известно. Вполне возможно, некогда разбойник являлся вполне конкретным отрицательным персонажем. Но летописи, в которых подробно рассказывалось о нем, просто не дошли до наших дней.

БЫЛИННОЕ ЗЛОДЕЙСТВО

Итак, согласно наиболее распространенным версиям, Соловей представлял собой разбойника, грабившего, а иногда и убивавшего путников ради наживы. Дела свои черные он творил уже 30 лет, не пропуская ни конного, ни пешего. И неизвестно, сколько бы еще продолжались злодейства, если бы не поехал черниговской дорогой до Киева богатырь Илья Муромец.

В отличие от многих других отрицательных персонажей русского эпоса (Змея Горыныча или Чуда-Юда), Соловей-разбойник — человек семейный. В былине, когда Илья Муромец провозит пленника мимо его гнезда, то «несчастного» замечают родные дочери. Причем по непонятной причине они воспринимают картину с точностью до наоборот. Девицы считают, что это Соловей поймал какого-то «мужичищу-деревенщину», и только младшая дочь видит, что отец в плену. После этого женщины подговаривают своих мужей убить Илью Муромца.

Соловей-разбойник решил взять богатыря хитростью. Он уговорил своих зятьев встретить Илью теплом да лаской, угощать его «ествушкой сахарною», поить «питьецом медвяным» и вручать дары драгоценные. В былине не говорится напрямую о каких-либо зловредных планах Соловья относительно Ильи. Но все же мало верится в то, что злодей рассчитывал просто откупиться и добыть себе свободу дорогими подарками. Скорее всего, богатыря попытались бы убить, когда он уснет сладким сном после сытного угощения. Получается, прав был Муромец, что не послушал посулов сказочных, а поехал прямиком в Киев-град.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Соловей-Разбойник. Соловей — разбойник — кто он?

Соловей-Разбойник. Соловей — разбойник — кто он?

Еще с детства нам знакомы сказки о подвигах русского богатыря Ильи муромца и разбойничьих выходках противненького свистуна по прозвищу соловей. О муромце известно, что он — реальная историческая личность, его останки хранятся в пещерах киево-печерской лавры. А как насчет соловья? Оказывается, и он жил на самом деле. Неплохо устроившись на. Киевских землях.

Так уж сложилось, что для советских мальчиков и девочек рассказы о соловье ходили в паре с рассказами о муромце. Отдельно соловей как бы не существовал. Тем не менее в украинских селах из поколения в поколение передавались предания о князе по фамилии соловей, который, по всей видимости, и стал прототипом былинного разбойника. Существует даже версия, что название броварского района киевской области пошло от «Бравых» или «боровых» воров, поселившихся в здешних лесах во времена киевской Руси.

Все приведенные ниже результаты исследования «дел Давно Минувших Дней» принадлежат местным жителям: историкам, археологам, фольклористам. В учебниках и книгах по истории информация по этому поводу попросту отсутствует. Дело в том, что броварской край каким-то образом «Выпал» из общей истории нашего государства. Сегодня броварчане постепенно заполняют пробелы, собирая по крупицам подробности жизни своих предков, которые веками умышленно перекручивались или умалчивались.

Князь и двадцать разбойников.

— жизнь, описанная в сказках, на самом деле не была такой уж сказочной, — рассказывает краевед Владимир гузий. — древние исторически летописи в свое время поддавались цензуре княжеской власти, вследствие чего приобрели идеологическую окраску. Именно так появились герой муромец и антигерой соловей. Былины и предания о них сохранились в селах в округе броварского леса — княжичах, Броварах, требухове, зазимье, погребах, Рудне.

Кто же такой соловей? В сборнике броварского фольклора 1923 года есть предание, рассказывающее об основании Броваров: «в лесу броварском жил соловей, у которого было двадцать помощников. Разбойники накрали девчат и поставили несколько хат. Женщины хозяйничали, варили, а мужчины ходили за добычей». Кстати, остатки древнего дубового бора сохранились и по сей день.

Соловей был малым удельным сиверским князем, который держал возле днепровских переправ свое языческое полукняжество. Как и его далекий предок князь кий, соловей брал налог с пешего и конного, переправляющегося через Днепр. Его богатырские заставы на торговых заднепровских дорогах приносили немалую прибыль, обеспечивая политическую автономию. Одна из резиденций соловья находилась в лесу, на реке дарница (ныне это урочище двирец в с. княжичи.

Дарница протекала довольно далеко от древнего Киева, и не киевский, а местный князь брал здесь налог — дар. На северной торговой дороге тоже была своя дарница (теперь — сельский уголок в с. летки) и поселение соловья — кутузовое (Николай гузий предполагает, что с. кутузовое — ныне с. погребы, потому что в погребах — кутузках в древности держали узников. В нем был перевоз и стоял еще один дворец — зазимний, где жила его семья. Третий дворец как урочище на Трубеже возле с. Русанова известен. Там и сегодня распространена фамилия соловей. Ее носит почти треть сельских жителей. А в с. Рудня до сих пор ходят легенды о двух братьях — близнецах с такой фамилией, которые жили здесь сто лет назад, славясь недюжинной силой до глубокой старости. Не генетическая ли наследственность древнего рода?

Предание соловья «Рахмановым Сыном называет». Слово «Рахман» (брахман) имеет индоевропейские корни и обозначает принадлежность к высшему социальному сословию. Еще одно из известных имен соловья — Будимирович. В 1616 году правитель броварского края — Янович, принял историческое имя соловья, давая понять жителям края, что он тоже «Будит мир» восстанием против поляков (Будимир значит «петух».

Крестовый поход муромца.

Что же не поделили соловей и муромец? Былины южно — киевского (сиверского) цикла (который существовал параллельно официальному киевскому циклу и был своеобразным андеграундом) рассказывают о столетней борьбе сиверцев с варягами, язычников с христианами. Муромец — чужак — завоеватель, принявший христианскую веру, соловей — местный князь — язычник, защищающий славянскую независимость от наемников и князей вражеского варяжского племени.

Дело в том, что князь Владимир родом из Новгорода, и в Киеве не было его сторонников. Поэтому он бросил клич мужам из чуди, муромы, вятичей, кривичей заселять грады на десне, Остре и Трубеже. На сей клич отозвался и муромец. Кстати, академик Петр толочко, исследуя систему киевских крепостей, трактует их строительство не так для потребностей защиты от степовиков, как для поселения чужаков в противовес местному боярству.

Так вот, по дороге в киев язычник Илья становится христианином. А свою новую родину землей святорусской называет. Он непокорных черниговских мужиков побеждает. В другом варианте — трех царевичей — бунтарей. Сиверский (черниговский) царь дает ему описание соловьиной заставы, где на семи дубах сидит соловей. Это действительно была приграничная сторожевая застава, похожая на позднюю казацкую, где казаки делали ложа на дубах. У такой заставы был и сугубо броварской вариант названия — выглядка (известно одноименное урочище над трубежом.

Прямоезжая дорога из Киева в Чернигов — это старая киевская летняя или дуковая дорога. Она проходила возле о. муромец, через с. погребы. По преданию, здесь держала перевоз через Днепр старшая дочь соловья — разбойника Елена сиверянка. В былине также упоминается река смородинка, которая протекала вблизи соловьиных дубов, в другом варианте — где леванидов крест. Краеведы утверждают, что речь идет о реке плоская руда, второе название которой смолянка. Местные жители назвали ее так из-за черного, торфяного, цвета воды. Это ведет к народной цветовой ассоциации: черный — смоляной — смородиновый. А вот ручеек колодня, протекающий около с. Рудня, может служить объяснением былинному «Дорожка Заколоденна». Имеются сведения о «Диких» дорогах, которые перекрывали столбами поваленных деревьев против вражеской конницы. Вот почему конь муромца так часто спотыкается.

Свист вместо меча.

Итак, получив точные данные о местонахождении заставы, русский богатырь с отрядом напал ночью, внезапно. Соловью выбили правый глаз и он свалился с дерева, став легкой добычей. Ведь воевал соловей не с оружием, а с помощью звериного крика и птичьего свиста. Согласно былине, «Муромцы» услышали неизвестный в северных краях рев трубежских туров. Разбойники соловья, как опытные охотники, могли ему подражать, так же как и свисту ночного пугача — сыча, который предвещает несчастье.

Илья хотел убить князя, вынуть сердце — душу, но тот попросил оставить душу на покаяние (вероятно, речь идет о каком-то неизвестном языческом обычае. Муромец требует от разбойника: «скажи, где твоя казна золотая лежит! » Тут проявляется истинный интерес Ильи, ведь соловей, как удельный князь, был небеден. Муромец посадил пленного в клетку (как позднее, по московскому обычаю, Степана Разина. А возле с. погребы он встречает двенадцать сынов — соловьят. Они хотят помочь отцу, но соловей отговаривает. Почему? Может, силы были неравными и отцу было жаль детей. Муромец ставит ультиматум: «Если вы, Соловьята, не Привезете в Киев Свои Пожитки, то Всем вам — и Молодому, и Старому — Смерти не Минуть».

Старшая дочь соловья тоже хотела освободить отца: «как подъехал богатырь к дому соловьиному, выскочила Елена на широкий двор, схватила палицу чугунную и замахнулась ею на Илью муромца. Захотела ударить его по буйной голове. Но знал Илья муромец увертки богатырские и увернулся он от удара великого. Удар ему лишь по правой руке пришелся».

В Киеве плененный и раненый соловей вел себя достойно. Алешу поповича обругал, Добрыню назвал слугой, а великому киевскому князю заявил: «не твой я холоп, не служу тебе! » Согласно былине соловья убили, а тело бросили на растерзание собакам. Тут сразу возникают ассоциации с убийством суздальцами Андрея боголюбского, чье тело тоже выкинули на улицу. Позже, как рассказывают броварские предания, соловья похоронили по сиверскому обычаю: тело сожгли на тополином кострище, отслужив над ним тризну. Попрощаться с вожаком пришли все поборники старой веры. Пепел и обугленные кости положили в горшок и закопали. Сверху насыпали курган — могилу.

Могилу соловья сровняли с землей.

— после смерти соловья его родных и волхвов сожгли вместе с зазимним двором сторонники князя Владимира, — продолжает рассказ краевед Николай барбон. — позже на пепелище зять Владимира Мономаха Всеволод Давидович, князь Городецкий, основал свою вотчину, пригодную для проживания зимой — село зазимье.

Вплоть до 60-х годов прошлого века в урочище стыгло (возле одноименного озера) возвышался курган. С детства помню, как местные старики утверждали, что это могила соловья. Говорили и о его несметных сокровищах, зарытых где-то в броварском лесу. Одним из наиболее вероятных мест считался тот же курган. Поэтому горе — кладоискатели практически уничтожили его.

В 1963 году я с товарищем решил обследовать курган. Он был около сорока метров в обхвате и метров семь в высоту. Попробовали зондировать почву вокруг кургана, но в радиусе полуста метров не выявили признаков культурного слоя. На верхушке и у подножия кургана уже кто-то копал, да забросил. Мы тоже сделали трехметровый шурф с наклоном к центру кургана. Почва была сухой и серо — черной (перепаленной), с кусочками глины. На этом решили остановить раскопки, боясь быть засыпанными. А когда, через некоторое время я вернулся с креплением для мини — шахты, обнаружил, что курган наполовину уничтожен. Оказалось, о наших поисках разузнали два брата, тоже из местных. Решив, что в кургане сокрыто золото соловья, они раскурочили его бульдозером. Не обнаружив ничего интересного, кроме непонятного горшка с пеплом и костями, братья от злости его разбили, разбросав останки по земле.

Для меня же эта Находка настоящую ценность представляла. Что касается остатков кургана, то на глубине трех метров от верхушки пролегал слой пепла и обугленной древесины из осокора и сосны. Ниже был 15-сантиметровый слой глины и тот же пепел с углем. На дне ямы лежала обгорелая дубовая древесина: древние славяне хоронили покойников в гробах — дубовых колодцах, которые сжигались вместе с телом.

Разбойнику — памятник.

К сожалению, на момент Находки археологические исследования броварского района мало кого интересовали. В конце 90-х, когда барбон вернулся к кургану, оказалось, что тот сровняли с землей. Прилегающая территория к тому времени уже была «Частной Собственностью» какого-то предприятия. Так что идея поставить на месте кургана памятную табличку осталась тогда нереализованной.

— более-менее серьезные исследование нашего района начались пару лет назад, — рассказывает Леонид Вайсфельд, председатель броварской райгосадминистрации. — и чем больше исследовали, тем больше появлялось загадок. То, что соловей — реальная историческая личность — факт доказанный. Некоторые краеведы его этаким Робин гудом из броварского леса называют. Хотя, чтобы утверждать это, нужны серьезные научные исследования (мы, впрочем, уже привлекли к поискам профессионалов. Идея хороша с табличкой на месте кургана -. Однако прежде чем ее устанавливать, нужно взвесить все «за» и «против». Таким образом, если «за» перевесят, не исключено, что соловей станет официальным символом броварщины.

Змей Горыныч (змей-дракон)

0

Змей Горыныч – герой русских сказок и былин, представленный огнедышащий драконом с несколькими головами. Выступает в роли главного антагониста произведения, не редко оказывается побежденным в конце.

По преданиям, Горыныч обитает около царство мертвых, охраняя основной вход. Иногда может менять дислокацию, проживая в уединении в лесу и горах. В современных версиях сказок Змей контактирует с другими злыми персонажами – Кощей, Баба-Яга.

Внешность дракона своеобразная – несколько голов, обычно три, но встречаются упоминания и о шести и девяти головах. Перемещаться может как по земле, так и по воздуху. Изображают злобного персонажа с длинным телом, покрытым чешуей, когтистыми лапам и мощным хвостом.

Пугает народ не сколько внешний облик злодея, сколько его способность извергать пламя. Огонь вырывается из пасти при наступлении опасности. Благодаря трем головам и мощному телосложению Змей Горыныч может спалить дотла целое поселение. Также неуязвимая чешуя, которая не пробивается ни одним оружием, внушает страх в местных жителей.

Отличительной особенностью персонажа является регенерация потерянных голов. Даже при кровопролитной схватке с бесстрашными полководцами и уничтожением головы, Змей в состоянии одолеть противников, отрастив новую. Еще одной особенность антагониста является способность изображать голоса животных и воспроизводить человеческую речь, что помогает заманивать путешественников на верную смерть.

Наиболее популярные произведения с данным драконом – народные былины. Там Змей Горыныч встречается с Добрыней Никитичем, известным богатырем на Руси. В сказках же больше раскрывается сущность персонажа – он то женится на усатой дочери Бабы Яги, то пытается измениться, то обладая возможностью превращаться в людей, становится певицей и выступает на пиршестве князя.

Есть у Горыныча и слабые места. Во-первых, детеныши – слабые и неокрепшие особи, способные погибнуть от рук любого воина. Их броня уязвима, а извержение огня недостаточно сильное, чтобы причинить вред. Во-вторых, есть болевая точка и у взрослых драконов. Она находится на шее за самой головой, там чешуя наиболее мягкая и ее можно пробить оружием.

Убить Змея Горыныча можно только при уничтожении трех голов, при этом важно, чтобы сами головы не отделялись от туловища. При отрубании Змей просто восстанавливает потерянные конечности. Некоторые легенды гласят, что один конь смог победить огнедышащее чудище, раздробив все головы копытами.

Видео Соловей Разбойник

Соловей-Разбойник былина. Илья Муромец и Соловей Разбойник — русская народная былина

Былина Илья Муромец и Соловей Разбойник читать:

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
— Ай же мужички да вы черниговски!
Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев-град.
Говорили мужички ему черниговски:
— Ты, удаленький дородный добрый молодец,
Ай ты, славный богатырь да святорусский!
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
А й по той ли по дорожке прямоезжею
Да й пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал.
Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, —
А что есть людей — то все мертвы лежат.
Прямоезжею дороженькой — пятьсот есть верст,
А й окольноей дорожкой — цела тысяча.

Характеристика Соловья разбойника. Характеристика персонажа

В былинах нет единого мнения о том, как выглядит Соловей-разбойник. Каждый автор представляет его по-своему: кто-то видит его змеем, чье гнездо расположено на 12 разных дубах, кто-то считает, что он человек, а его сила равняется мощи знаменитого богатыря Ильи Муромца, кто-то представляет его ветром под стать урагану, который сбивает всех и все на своем пути, а кто-то использует его образ как аллегорию, сравнивая его свист с татарским войском.

Почему Соловей-разбойник ассоциируется в русском народном эпосе с татарами в принципе понятно и объяснимо. А вот аллегория в виде змея понятна только тем, кто знаком с историей. Дело в том, что Илья Муромец, главный положительный герой древнерусского эпоса, появился в литературе в период, когда там царило многобожие. Главный бог Перун, прототипом которого и был Илья Муромец, смог победить змея. Вполне возможно, он связан о Змеем, который совратил библейских Адама и Еву. С любой стороны, как ни крути, речь идет об отрицательном персонаже.

Соловей-Разбойник сказка. Илья Муромец и Соловей разбойник

С качет Илья Муромец во всю конскую прыть. Его конь, Бурушка-Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает. Доскакали они до Брынских лесов, дальше Бурушке скакать нельзя: разлеглись болота зыбучие, конь по брюхо в воде тонет. Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья настилов настелил — до сих пор по ним люди добрые ездят.

Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается. Заржал конь Бурушка, взвился выше темного леса и одним скачком перепрыгнул реку. А за рекой сидит Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни змей не проползет. Все боятся Соловья-разбойника, никому умирать не хочется… Услыхал Соловей конский скок, привстал на дубах, закричал страшным голосом:

— Что это за невежа проезжает тут, мимо моих заповедных дубов? Спать не дает Соловью-разбойнику!

Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал. А Илья в седле сидит, не шевельнется, русые кудри на голове не дрогнут. Взял он плетку шелковую, ударил коня по крутым бокам.

— Травяной ты мешок, не богатырский конь. Не слыхал ты разве писка птичьего, шипения гадючьего. Вставай на ноги, подвези меня ближе к Соловьиному гнезду, не то волкам тебя брошу на съедение.

Тут вскочил Бурушка на ноги, подскакал к Соловьиному гнезду. Удивился Соловей-разбойник

– Это что такое?

Из гнезда высунулся. А Илья, ни минуточки не мешкая, натянул тугой лук, спустил каленую стрелу, небольшую стрелу, весом в целый пуд. Взвыла тетива, полетела стрела, угодила Соловью в правый глаз, вылетела через левое ухо. Покатился Соловей из гнезда, словно овсяной сноп. Подхватил его Илья на руки, связал крепко ремнями сыромятными, подвязал к левому стремени.

Глядит Соловей на Илью, слово вымолвить боится.

— Что глядишь на меня, разбойник, или русских богатырей не видывал?

— Ох, попал я в крепкие руки, видно не бывать мне больше на волюшке!

Поскакал Илья дальше по прямой дороге и прискакал на подворье Соловья-разбойника. У него двор на семи верстах, на семи столбах, у него вокруг железный тын, на каждой тычинке по маковке, на каждой маковке голова богатыря убитого. А на дворе стоят палаты белокаменные, как жар горят крылечки золоченые.

Увидала дочка Соловья богатырского коня, закричала на весь двор:

— Едет, едет наш батюшка Соловей Рахманович, везет у стремени мужичишку-деревенщину.

Выглянула в окно жена Соловья-разбойника, руками всплеснула:

— Что ты говоришь, неразумная! Это едет мужик-деревенщина и у стремени везет нашего батюшку — Соловья Рахмановича!

Выбежала старшая дочка Соловья — Пелька — во двор, ухватила доску железную, весом в девяносто пудов и метнула ее в Илью Муромца. Но Илья ловок да увертлив был, отмахнулся он от доски богатырской рукой, полетела доска обратно, попала в Пельку и убила ее до смерти. Бросилась жена Соловья Илье в ноги:

— Ты возьми у нас, богатырь, серебра, золота, бесценного жемчуга, сколько может увезти твой богатырский конь, отпусти только нашего батюшку, Соловья-разбойника.

Говорит ей Илья в ответ:

— Мне подарков неправедных не надобно. Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждой крестьянскою. Как в руках разбойник — он всегда тебе друг, а отпустишь — снова с ним наплачешься. Я свезу Соловья в Киев-город, там на квас пропью, на калачи проем.

Повернул Илья коня и поскакал к Киеву. Приумолк Соловей, не шелохнется. Едет Илья по Киеву, подъезжает к палатам княжеским. Привязал он коня к столбику точеному, оставил на нем Соловья-разбойника, а сам пошел в светлую горницу. Там у князя Владимира пир идет, за столами сидят богатыри русские. Вошел Илья, поклонился, стал у порога:

— Здравствуй, князь Владимир с княгиней Апраксией, принимаешь ли к себе заезжего молодца?

Спрашивает его Владимир Красное Солнышко:

— Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут? Какого ты роду-племени?

— Зовут меня Ильей. Я из-под Мурома. Крестьянский сын из села Карачарова. Ехал я из Чернигова дорогой прямой, широкой. Я привез тебе, князь, Соловья-разбойника, он на твоем дворе у коня моего привязан. Ты не хочешь ли поглядеть на него?

Повскакали тут с мест князь с княгинею и все богатыри, поспешили за Ильей на княжеский двор. Подбежали к Бурушке-Косматушке. А разбойник висит у стремени, травяным мешком висит, по рукам-ногам ремнями связан. Левым глазом он глядит на Киев и на князя Владимира.

Говорит ему князь Владимир:

— Ну-ка засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному!

Не глядит на него Соловей-разбойник, не слушает:

— Не ты меня с бою брал, не тебе мне приказывать.

Просит тогда Владимир-князь Илью Муромца:

— Прикажи ты ему, Илья Иванович.

— Хорошо, только ты на меня, князь, не гневайся, закрою я тебя с княгинею полами моего кафтана крестьянского, не то, как бы беды не было. А ты, Соловей Рахманович, делай, что тебе приказано.

— Не могу я свистеть, у меня во рту запеклось.

— Дайте Соловью чару сладкого вина в полтора ведра, да другую пива горького, да третью меду хмельного, закусить дайте калачом ржаным, тогда он засвищет, потешит нас…

Напоили Соловья, накормили, приготовился Соловей свистать.

— Ты смотри, Соловей, — говорит Илья, — ты не смей свистать во весь голос, а свистни ты полусвистом, зарычи полурыком, а то будет худо тебе.

Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, захотел он разорить Киев-город, захотел убить князя с княгинею и всех русских богатырей. Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь, зашипел во весь змеиный шип.

Что тут сделалось! Башенки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стекла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали, на четвереньках по двору расползлись. Сам князь Владимир еле живой стоит, шатается, у Ильи под кафтаном прячется.

Рассердился Илья на разбойника:

— Я велел тебе князя с княгиней потешить, а ты сколько бед натворил. Ну, теперь я с тобой за все рассчитаюсь. Полно тебе обижать отцов-матерей, полно вдовить молодушек, сиротить детей, полно разбойничать. Взял Илья саблю острую и отрубил Соловью голову. Тут и конец Соловья настал.

— Спасибо тебе, Илья Муромец, — говорит Владимир-князь. — Оставайся в моей дружине, будешь старшим богатырем, над другими богатырями начальником. И живи ты у нас в Киеве, век живи, отныне и до смерти.

Илья Муромец (русский богатырь)

15

Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.

Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в 12 веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в середине 17 столетия, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).

Кстати, он является небесным защитником Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, так что российские воины особо чтут его и в трудное время просят о помощи и заступничестве.

Образ богатыря — рождение, призвание былинного героя

( В. Васнецов «Богатырский скок» 1914г )

Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.

В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.

Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.

Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.

Славные подвиги русского богатыря

( Кадр из фильма «Илья Муромец» 1956г )

Описанные в былинах подвиги русских богатырей, какими бы фантастическими и удивительными они не были, имеют под собой реальную основу, потому что они все равно перекликаются с реальными событиями, имевшими место в настоящей жизни, немного приукрашенные и с добавлением толики вымысла и фантазии, сочинивших их людей.

Одни из самых знаменитых подвигов Ильи Муромца является его битва и победа над легендарным Соловьем-Разбойником, который грабил и убивал безвинных людей и торговцев на пути в Киев. Правивший в те времена киевский князь Мстислав организовал княжескую дружину для защиты торговцев и их товаров, и скорее всего, назначил её руководителем опытного и мудрого воина Илью Муромца, который в это время служил в этой дружине. Сразив в бою свистуна-грабителя Соловья-разбойника, олицетворявшего в былинах всех лихих людей того времени, русский легендарный богатырь освободил дорогу на Киев, тем самым совершив по мнению народа немалый ратный подвиги доброе дело для всей русской земли.

Также известны и другие подвиги знаменитого русского богатыря, которого почитал и прославлял русский народ за всего славные деяния во благо Отчизны, это его победа над Идолищем Поганым (скорее всего это собирательный образ всех кочевников, нападавших на русские земли), борьба с Бабкой-Горынкой, Жидовином, разными разбойниками и лихими людьми.

( Борис Федорович Андреев — народный артист СССР в роли Ильи Муромца )

И хотя Илья Муромец по утверждениям былинных сказителей никогда не терпел поражений и всегда побеждал в бою, он никогда этим не гордился и не выставлял себя напоказ, а побежденных врагов миловал и даже отпускал на все четыре стороны.

Получив в одном из сражение неизлечимое ранение в грудь русский богатырь отошел от ратных дел и приняв монашеский постриг стал жить в Киево-Печерской Лавре. Об этой стороне его жизни известно не многое, скончался он в возрасте 45 лет от колотой раны в сердце (существует версия, что монах-воин был убит в своем последнем сражении, когда он защищал Киев от нападения половцев). Был он похоронен с особыми почестями на территории Софийского собора, в те времена бывшей главной усыпальницей великих русских князей. Позже его останки перезахоронили в одной из пещер Лавры, где его нетленные мощи хранятся и по сей день.

science.ru-land.com

Соловей-разбойник. 101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда

Соловей-разбойник

Соловей-разбойник является персонажем поздних славянских легенд и былин, в основном, киевского цикла. Этот персонаж сочетает в себе черты птицы, злого волшебника и одновременно богатыря, способного участвовать в сражении с силачами, представителями рода человеческого. Соловей-разбойник является также более поздним аналогом чудовищ змееподобной породы. Это человек-оборотень. По легенде, Соловей-разбойник жил в лесах под Черниговом около речки Смородины и в течение 30 лет сторожил дорогу в Киев, никого туда не пропуская, оглушая путешественников чудовищным свистом и ревом.

У Соловья-разбойника было гнездо на семи дубах. В легенде также говорится о том, что у него имелся терем и три дочери. Былинный герой Илья Муромец не испугался чудовища и вступил с ним в бой, во время которого свист Соловья-разбойника повалил весь лес в округе. Богатырь привез плененного злодея в Киев, где князь Владимир ради интереса попросил Соловья-разбойника посвистеть — чтобы проверить, правду ли говорит молва о суперспособностях этого злодея. Соловей, конечно же, свистнул, да так, что чуть не разрушил половину города. После этого Илья Муромец увез его в лес и отрубил голову. Соловей-разбойник в дальнейшем выступил помощником Ильи Муромца в бою.

Этот разбойник представляет собой сложный образ мифического князя-оборотня, в котором проявляются черты птицы и человека. Он свил себе на двенадцати дубах гнездо, залег на дороге в Киев и тридцать лет никого по ней не пропускал. Это событие имеет символический смысл. Оно непосредственным образом связано с историей взаимоотношения русских князей с соседями, в частности, с половцами. Они мешали северным князьям в торговле с южными рынками, нападали на караваны и грабили их. Поэтому в 1185 году князь новгород-северский Игорь Святославович предпринял поход на половцев. Его целью было овладение рекой Дон и городом Тмутаракань. Эта территория в конце XII века входила в состав Половецкой земли. В X–XIII веках эти прямоезжие дороги перехватывали не только половцы, но также печенеги, еще раньше хазары, а позднее с XIII по XVI века волжские или крымские татары. Очищение этих дорог от «соловьев-разбойников», в воображении составляющих былины, имело политическое значение, поэтому они поэтизировали героев-борцов с врагами, усиливая вражьи черты таким образом, что они представляли собой нереальных по мощи и внешнему виду персонажей.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» борьбу Ильи Муромца с Соловьем-разбойником можно трактовать, как символическую борьбу неподкупного добра со злом. Когда жена Соловья-разбойника хотела подкупить Илью Муромца, поскакал он к Соловьиному гнезду, натянул тетиву и пустил стрелу, которая угодила Соловью в правый глаз и вылетела через левое ухо. Так раненого Соловья Илья связал ремнями сыромятными и подвязал к левому стремени. В тот же час разбойник понял, что попал в крепкие руки и что больше на свободе жить не будет.

Образ Соловья-разбойника напоминает мифологических героев, которые превращались в зверей, чаще всего в птиц. В былине разбойник принял вид соловья, который свистал по-соловьиному, рычал по-звериному, шипел по-змеиному. Ужасный звук парализовал и обессиливал противников. Богатырь, несмотря на опасность, сражается с разбойником. Мир, который изображен в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», кажется сказочным, но при ее прочтении появляются различного рода исторические параллели. Миф и история переплетаются.

Некоторые современные исследователи трактуют образ Соловья-разбойника, как образ типичного уголовника из верхов общества, что по нынешним меркам, вероятно, сравнимо с высокопоставленным чиновником-коррупционером. На тот факт, что Соловей-разбойник, символизирующий собой определенного злодея, принадлежит к верхам общества, наводит обращение его дочерей к богатырю Илье Муромцу, как «мужичище-деревенщине». Сам Соловей-разбойник, похоже, деревенщиной себя отнюдь не считает. Но этот «деревенщина» и задает разбойнику в конце концов, вывозит в чисто поле и срубает голову, чтобы не бесчинствовал на дорогах, где добры люди ходят.

Сам по себе соловьиный свист может также ассоциироваться с соловьиными трелями, которые в переносном смысле означают увод человека от истины, заговаривание зубов, ложь. В этом вероятно и виделся авторам былинного и сказочного образа Соловья-разбойника настоящий разбой на дороге жизни. Потому что, если поведешься на эти трели, потеряешь иногда не только время жизни, но и самого себя. В этом образе также проскальзывают черты христианского лукавого, сатаны, сбивающего человека с истинного пути своими наваждениями, которые можно расценить как свист, от которого ничего в жизни не разберешь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *