cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе – Конспект логопеда согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Содержание

Конспект логопеда согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «Какой, какая, какое, какие?»

Предварительная работа:

— усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
— усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
— усвоены понятия «единственное и множественное число».
— проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

Оборудование:

Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.

Программное содержание:

— продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов — чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
— продолжать развивать умение подбирать местоимения — мой, моя, мое, мои к существительным;
— развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
— закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

— развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
— развивать словарный запас детей;
— формировать навыки общения и правильного поведения.

Методы и приемы:

Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
  3. Работа с картинками.
  4. Определение темы занятия.
  5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки».
  6. Игра «Четвертый лишний».
  7. Физкультминутка.
  8. Игра «Угадай-ка».
  9. Работа с карточками.
  10. Игра «Светофор».
  11. Физкультминутка.
  12. Игра с мячом : «Какой, какая, какое, какие?»
  13. Антонимы.
  14. Упражнения на релаксацию.
  15. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?

2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
Как пыхтит тесто?
Пых- пых- пых…
Как паровоз выпускает пар?
Чух – чух — чух…
Как шипит гусь?
Шшшшшшшшшш……
Как мы смеемся?
Ха- ха- ха……
Как накачиваем насос?
Ссссссссссссссссс….
Как дуем на одуванчик?
Фффффффффф…..



Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.

Речевая гимнастика:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…

Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

3. Работа с картинками:

Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак.
Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро,
пианино, пальто.
Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.

4. Определение темы занятия:

Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом
существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в
группах.
Тема : Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки»:

У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
Инструкция: закрась все слова женского рода — красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.

Помидор

Молоко

Трава

Небо

Сыр

Мама

Яблоко

Мандарин

Тетрадь

Словарь

Окно

Зеркало

Пёс

Кошка

Мясо

Календарь

Ручка

Класс

Школа

Самолет

Песня

Сумка

Солнышко

Роза

 

6. Игра «Четвертый лишний»:

Инструкция: назови 4-й лишний, объясни — почему?

1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода.
2. Корова, лиса, собака, тигр.
3. Капуста, баклажан, помидор, картофель.
4. Яблоко, абрикос, персик, апельсин.
5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник.

6. Кабачок, репа, свекла, редиска.
7. Лимон, персик, апельсин, груша.
8. Репа, чеснок, салат, огурец.
9. Дыня, виноград, лимон, арбуз.
10. Курица, снегирь, гусь, воробей.
11. Дятел, синица, ласточка, сорока.
12. Конь, собака, корова, свинья.
13. Лиса, заяц, волк, медведь.

7. Физкультминутка:

«Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

8. Игра «Угадай-ка»:

Пока вы отдыхали, к нам пришли сказочные герои. Мы должны их угадать.
Ответьте, про кого мы можем так сказать:
— крошечная, заботливая, добрая – Дюймовочка.
— глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
— длинноносый, деревянный, озорной – Буратино.
— красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.

— серый, голодный, злой- Серый Волк.
— рыжая, хитрая, коварная – Лиса.
— толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
— зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
— лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.
— дикий, отважный, ловкий – Маугли.

9. Работа с карточками по вариантам:

1 вариант: Тигренок

Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

2 вариант: Синица

Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

3 вариант: Цветы цветут

Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.

Карточки раздаются по вариантам и самостоятельно выполняются детьми..

10. Игра «Светофор»:

Инструкция: разделите предметы на группы — по цветам:
Вопросы: какой, какая, какое, какие?

Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы.
Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок .
Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.

11. Физкультминутка:

«Вновь у нас физкультминутка»

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать. Считать
И совсем не уставать.
( рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо- влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
(садятся за парты)

12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»

Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:

Мяч — резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.

13. Антонимы:

Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:

Большой – маленький
Толстый – тонкий
Голодный – сытый
Тупой – острый
Твердый – мягкий
Широкий – узкий
Короткий – длинный

Веселый – грустный
Легкий – тяжелый
Чистый – грязный
Добрый – злой

14. Упражнения на релаксацию:

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?

Комплекс упражнений:
«Роняем руки» — поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ — руки висят, как веревочки.
«Трясем кистями»— руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
«Стряхиваем воду с пальцев»— руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«Поднимаем и опускаем плечи»— как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение ( сбрасывают плечи вниз).

15. Подведение итогов:

Что вам понравилось на занятии?
Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.

Также по теме:

logoped18.ru

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «В гостях у электрической лампочки».

Бобина Виола Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Разработка урока по русскому языку в полиэтнической среде

Сегодня, в период миграции населения из различных республик ближнего и дальнего зарубежья, увеличился приток мигрантов. В связи с этим появились проблемы преподавания русского языка в классах с полиэтническим составом.

При изучении русского языка как второго нерусские учащиеся имеют ряд трудностей. Они, чаще всего, мыслят на своем языке, следовательно, допускают множество ошибок, которые являются следствием ложных соответствий, устанавливаемых ими между единицами двух языковых систем: родного и изучаемого языков.

К примеру, в ходе работы над произносительными навыками учащихся-мигрантов важно учитывать специфику фонетической и фонологической структуры родного языка школьников. Необходимо понимать, что в разносистемных языках есть как количественные, так и качественные несовпадения звуков. Например, имеются языки, в которых отсутствуют русские звуки [ш], [щ], [ы]. Нет деления согласных на твердые и мягкие. В результате неправильного произношения слов с данными звуками у учащихся появляется акцент. Во время обучения орфоэпическим нормам русского языка важно добиваться того, чтобы ученик в итоге смог правильно произносить звук как в изолированной позиции, так и в потоке речи. В классах с полиэтническим составом необходимо уделить выработке умения постановки ударения и интонационного оформления собственных мыслей в соответствии с законами русского языка. Практика показывает, что ошибки в определении места ударения в речи нерусских учеников весьма распространены и стабильны. Связывается это с тем, что в русском языке ударение нефиксированное (разноударное), у него нет постоянного места в слове на каком-либо слоге. В то время как для носителей большинства иностранных языков привычной является постановка ударения на одном определенном слоге. Из этого следует, что работа с фонетикой в классах с полиэтническим составом должна обязательно включать работу над ударением (и словесным, и логическим).

Передавая учащимся сведения о специфике русского ударения, на определенных примерах важно показать следующее:

а) ударный слог необходимо произносить с большей силой, и ударением характеризуется больший по громкости слог;

б) ударный слог наиболее длительный;

в) ударный слог в отличие от безударного имеет значительную напряженность произносительного аппарата и характеризуется усилением выдоха.

Тему «Лексика» следует изучать с учетом сходств и различий в числе значений слов (в родном и русском языках), подразделяемых на такие группы, как:

а) слова, совпадающие по смыслу в родном и русском языках;

б) русские многозначные слова, имеющие в родном учащемуся языке соответствующие однозначные;

в) многозначные слова родных языков, которым в русском языке соответствуют однозначные слова;

г) русские слова, у которых в родных языках есть в качестве соответствия словосочетания;

д) слова родного языка, у которых в русском языке есть в качестве соответствия словосочетания.

Тема «Морфология» вызывает особую необходимость в выделении тех явлений русского языка, которых нет в родных языках учеников.

К грамматическим категориям, отсутствующим в родных школьникам языках либо не обладающим прямыми соответствиями в русском языке и потому вызывающим сложности у учеников, относятся:

а) наличие в русском языке категорий рода существительных и их отсутствие в родных языках;

б) несовпадение падежной системы русского и родных языков;

в) существование в русском языке предлогов и их отсутствие в родных;

г) наличие категорий совершенного и несовершенного вида глагола в русском языке и отсутствие ее во многих родных языках;

д) различия в категориях одушевленности и неодушевленности в русском и родных языках.

При изучении темы «Части речи» ученики в первую очередь должны научиться характеризовать род существительного по его смыслу (семантические признаки), падежным окончаниям (морфологические признаки) и по словам, согласующимся с данным существительным в предложении (синтаксические характеристики). Особые сложности в освоении этой темы вызывает у школьников-мигрантов выделение рода существительных по морфологическим и синтаксическим характеристикам. Усвоению этой темы в определенной степени может помочь повторение пройденного материала по словообразованию, в частности, суффиксов и окончаний в существительных мужского и женского родов (-тель, -ик; -ица, -ка). При обучении мигрантов русскому языку также может применяться прием определения рода существительных по половой принадлежности. Здесь основные трудности в классах с полиэтническим составом связаны с усвоением категорий одушевленности и неодушевленности существительных, поскольку в родных языках на вопрос «кто?», как правило, отвечают слова, означающие человека, а слова, означающие различных животных, могут отвечать на вопрос «что?».

При изучении темы «Синтаксис» необходимо отметить вопросы согласования и управления слов, порядка положения членов предложения, синонимии односоставных и двусоставных конструкций, а также простых предложений с наличием обособленных членов и сложноподчиненных предложений, освоение которых у учащихся-мигрантов вызывает серьезные трудности. При изучении разных типов простого предложения необходимо понимать, что в русском языке популярность их применения неодинакова. Из односоставных предложений максимальную частотность имеют безличные конструкции, которым в родных языках учеников соответствуют двусоставные предложения, – это один из факторов того, что учащиеся-мигранты в своей речи нечасто используют безличные предложения, предпочитая им больше двусоставные конструкции с классическим порядком слов: от подлежащего, сказуемого к второстепенным членам предложения.

Остро стоит проблема с развитием учеников-мигрантов. Следует проводить работу над главными видами речевой деятельности, к которым относится аудирование, говорение, чтение и письмо.

У меня имеется достаточный опыт работы в полиэтническом классе в гимназии с русским языком обучения в Казахстане. В моих классах от 5-го до 11-го насчитывалось до 11 национальностей, а тюркская языковая группа занимала первое место по численности.

В своей разработке урока по русскому языку для 5-го класса я сделала упор именно на раздел «Морфология». Тема: «Согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе». А задание в ходе урока старалась подобрать и по другим разделам языка.

Предмет: русский язык

Класс : 5

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

«В гостях у электрической лампочки».

Цели:

1. Образовательные:

— повторить изученное об имени прилагательном;

— учить находить прилагательное в тексте и употреблять в речи;

— организовать наблюдение за ролью, которую выполняет прилагательное в речевом высказывании.

— в игровой, занимательной форме использовать тренировочные упражнения на закрепление навыка употребления прилагательных с существительными

2. Развивающие:

— развивать внимание, память, речь учащихся;

— развивать интерес к русскому языку, расширять кругозор учащихся.

3. Воспитательные:

— воспитывать интерес к русскому языку

Задачи:

  1. Образовательные:

— формировать навык задавать вопросы от существительного к прилагательному

— проверять родовые окончания прилагательных и правильно их написания;

2. Коррекционные:

— развивать словесно-логическое, наглядно-образное мышление;

— учить обобщать полученные знания.

3. Воспитывающие:

— прививать интерес к предмету и процессу обучения;

— тренировать волю, работоспособность, самостоятельность.

Планируемые результаты:

  1. Познавательные УУД:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

2. Личностные УУД:

— установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение

3. Регулятивные УУД:

— целеполагание, планирование, оценка результатов работы

4. Коммуникативные УУД:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Методы и приемы: словесные, наглядно — практические, проблемного изложения, самоконтроля, игровые.

Тип урока: Урок закрепления умений и навыков употребления прилагательного с существительным.

Средства обучения: учебник; видеопроектор; компьютер; раздаточный материал; перфокарты; таблица-опора; слайды с изображением: парусника, лампочки, электростанции; пластиковая бабочка.

Ход урока.

I. Организационный этап.

− Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Предлагаю открыть ваши заветные словарики и устно описать свое настроение.

(У детей на партах лежат «Словарики настроений». Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Ответы детей (русские, белорусы, казахи, курды, турки).

− Я своё настроение хочу назвать «ожидающим», потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

− А у меня «спокойное» настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

− Моё настроение «приподнятое». Я люблю, когда мы играем на уроках.

− А я выбрала название для своего настроения «ликующее». Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

Учитель: − Наше настроение может быть у нас в руках? Что еще может быть в наших руках? Дети отвечают (мяч, книга, пирожок, котенок).

− То есть в наших руках может быть все. Предлагаю сделать фразу «Все в твоих руках» девизом урока. (Девиз помещается на доску).

II. Вводная беседа.

– О какой части речи мы с вами говорили на прошлом уроке? (о прилагательном).

– Назовите грамматический признак прилагательного (обозначает признак предмета).

– Каковы морфологические признаки прилагательного?

(согласуется с существительным в роде, числе, падеже).

Задание 1. Найдите ошибку в предложении, записанном на доске:

Наступила долгожданное весна. (Дети находят ошибку, исправляют, объясняют).

Задание 2. «Отгадай слово» (ингуши, курды, азербайджанцы)

Отгадай слово по его определениям:

1. Белый, чёрный, свежий, чёрствый, румяный (хлеб)

2. Воздушный, ёлочный, земной, большой, блестящий (шар)

3.Солнечные, настенные, песочные, электронные (часы)

4. Белая, серая, летучая, компьютерная (мышь)

5. Шоколадное, сливочное, подсолнечное, топлёное (масло)

6. Душистое, спелое, антоновское, сочное, вкусное (яблоко)

III. Сообщение темы и цели урока.

− Сегодня мы с вами будем тренироваться в правильном употреблении прилагательных в речи и обозначением их рода, числа, падежа. Скучно, правда? Поэтому к нам на урок придёт очень интересный предмет со станции «Бережливая». Отгадайте загадку:

Мне не надо керосина, Шлёт по проволоке ток —

Мне со станции машина Не простой я пузырёк! (Электрическая лампочка).

− С этими понятиями мы будем знакомиться чуть позже. А сейчас я предлагаю вам поработать с упражнением № 825 (задание 1).

− Прочитайте текст. Найдите слова, которые помогают точнее, образнее и ярче описать портрет мальчика. (Устно)

− А теперь задание по выбору.

  1. Выпишите словосочетания, в которых зависимыми словами являются выделенные прилагательные. Задайте к ним вопрос. (Средний уровень)

  1. Выпишите выделенные прилагательные. Используя правило, определите начальную форму, род число и падеж записанных прилагательных.

(Высокий уровень)

IV. Упражнение в склонении прилагательных ж. р., м. р., ср. р.

− Итак мы сегодня отправляемся в путешествие на парусной яхте. (На доске — рисунок яхты). Она ждёт нас у берега. Занимайте места, готовьтесь к путешествию. (Слышен плеск волн. Звучат команды экипажу яхты).

− Поднять паруса!

− Есть поднять паруса!

− Полный вперёд!

− Но яхта почему-то не двигается. Конечно, мы же не просклоняли с вами словосочетания прилагательных с существительными.

(Дети склоняют существительные с прилагательными на доске:

I ряд – электрическая лампочка

II ряд – белый парус

III ряд – веселое путешествие

При этом они выделяют окончания прилагательных и существительных).

V. Разграничение прилагательных по значению.

− Вот мы, наконец, и поплыли. (На доске проецируется иллюстрация электростанции). А вот и дом, где живёт Электрическая лампочка. Называется этот дом электростанцией. (Входит Электрическая лампочка. В каждом классе, где я преподаю, есть энциклопедист «Знайка», он ведет дополнительную работу и объясняет детям новые слова. Каждую неделю «Знайка» меняется. Новые слова заранее дает учитель, ученик, на свое усмотрение, объясняет значение слова одноклассникам, обыгрывая варианты объяснения: сценка, рисунки, предметы, забавные истории).

− Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть у себя в гостях. Сегодня мы поговорим о моём прошлом и настоящем. Знаете ли вы, что я, обыкновенная электрическая лампочка, сродни молнии? Тысячелетиями наблюдали люди зигзаги молний, слышали раскаты грома. Попытки изучить эти явления кончались трагически. Так, в 1753 году во время опытов от удара молнии погиб русский физик Г. В. Рихман. Лишь немногим более 100 лет назад люди научились использовать электрические силы природы, заставили электричество служить себе. Изобрёл меня русский инженер А. Н. Лодыгин.

Учитель: Тебя придумали более 100 лет назад, но долго ещё в России пользовались для освещения коптилками, лучинами, свечами, керосиновыми лампами. И только после революции в России на смену керосиновой лампе пришла электрическая лампочка.

− Ребята, давайте определим значения прилагательных в этих двух словосочетаниях: керосиновая лампа и электрическая лампочка. Прилагательные могут обозначать 3 значения: качество предмета, его соотнесение (из чего сделан предмет) и принадлежность кому-либо. Запишите эти прилагательные так, как нужно в перфокарту.

Лампа

Лампочка

Керосиновая

Электрическая

Задание: выписать в перфокарту прилагательные с существительными, которые дети услышат в инсценировке, где участвуют две девочки.

Керосиновая лампа:

− Я голодная, я холодная!

Высыхает мой фитиль,

На стекле густая пыль.

Почему – я не пойму –

Не нужна я никому?

Познакомилась в столовой

А сегодня с лампой новой.

Говорили будто в ней

50 горит свечей.

Ну и лампа! На смех курам!

Пузырек под абажуром!

В середине пузырька –

3-4 волоска.

Говорю я: «Вы откуда, непонятная посуда?

Любопытно посмотреть,

Как вы будете гореть?

Пузырек у вас запаен.

Как зажжет его хозяин?»

А гражданка мне в ответ

Говорит:

Электрическая лампочка:

— Вам дела нет!

Керосиновая лампа:

Я, конечно, загудела:

«Почему же нет мне дела?

В этом доме 10 лет

Я давала людям свет

И ни разу не коптила

Почему же нет мне дела?

Электрическая лампочка:

— Глупая ты баба!

Фитилек у вас горит

Чрезвычайно слабо.

Между тем как от меня

Льется свет чудесный,

Мне не надо керосина

Мне со станции машина

Шлет по проволоке ток.

Не простой я пузырек!

Да при этом, говорю,

Я без хитрости горю.

По старинке, по привычке,

Зажигаюсь я от спички,

Вот как свечка или печь.

Ну, а вас нельзя зажечь.

Вы, гражданка, самозванка,

Вы не лампочка, а склянка!

А она мне говорит:

Потому что родня

Молнии небесной!

Я – Электрическая

Экономическая

Лампа!

Если вы соедините

Выключателем две нити,

Зажинается мой свет.

Вам понятно или нет?

(Проверка выписанных словосочетаний в перфокартах. Самооценка)

Учитель: Задача электрификации всей страны была очень важной. России было необходимо развивать промышленность и сельское хозяйство. Главным помощником в этом деле было электричество. Оно пришло в каждый дом, на каждую улицу.

VI. Работа над связным текстом.

− Информацию об электричестве вы найдёте в карточках, которые у вас на парте. Задание: поставить словосочетания существительное + прилагательное в нужный падеж, обозначить его, выделить окончания.

Карточка №1

Днём и ночью бежит электрический ток по (стальные провода). Он необходим (большой завод) и (животноводческая ферма), в поезде, на (телефонная станция) и дома, в (наши квартиры).

Карточка №2

Чтобы получить электрический ток, люди научились использовать (горячего пара), воду, газ, топливо и даже атом. Первая в мире (атомных электростанций) была построена в России. Потребность в (нужная электроэнергия) всё возрастает.

Карточка №3

(Солнечному свету) — это гоже энергия. И люди научились превращать её в (электрическая). Эта энергия используется при движении (космические корабли) и (искусственные спутники) Земли.

Карточка №4

Для производства одного автомобиля требуется 1500 киловатт-часов, для одного (сельский трактор) — свыше 5000 киловатт-часов; тысячи пар обуви — 750 киловатт-часов; одной тонны (свекловичный сахар) — 200 киловатт-часов. (Нужная электроэнергия) требуется беречь!

Этапы работы над карточками: Взаимопроверка в парах.

а) чтение текста детьми;

б) поставить словосочетание в нужный падеж, выделить окончание;

в) пересказать то, что узнали из нового текста;

VII. Итог урока.

− Путешествие наше подошло к концу. Давайте поблагодарим Электрическую лампочку за интересное занятие. Занять места на парусной яхте!

− Поднять паруса!

− Есть поднять паруса

− Полный вперед!

− Есть полный вперед! (Слышен плеск волн, шум моря)

VIII. Домашнее задание.

Найти для рубрики «В мире интересного» что-нибудь, связанное с электричеством: статью, фокус, интересные истории.

IX. Итоги урока.

Учитель: Итак, мы сегодня закрепляли свои знания, умения и навыки в правописании родовых окончаний имен прилагательных, в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Это нелегко, но … «Всё в твоих руках». Под таким девизом прошел наш урок.

А теперь послушайте притчу: Жил один очень хороший учитель. И у него были замечательные ученики. Однажды один ученик решил проверить, всё ли знает его учитель. Он пошел на луг, поймал бабочку, зажал ее между ладонями и спрашивает учителя: «Скажите, учитель, у меня в руках живая или мертвая бабочка?». Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал: «Всё в твоих руках!».

− Ребята, скажите, как поступил ученик?

− Он выпустил бабочку.

(учитель разжимает ладони, достает из них бабочку и помещает ее на магните рядом с девизом).

− Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно.

X. Выставление оценок за урок

Рефлексия.

− Давайте обсудим, как мы с вами работали на уроке.

а) какое задание было самым легким?

какое задание было самым трудным?

какое задание было самым интересным?

б) закончи предложение:

− Мне сегодня на уроке удалось …

− Я и не подозревал …

− Мне стало понятно …

− А у меня сегодня не получилось …

в) кто у нас давал самые точные ответы и проявил самые лучшие знания?

(вручаем бейджики «Знаток русского языка»).

Приложение (задания для неуспевающих)

1.Игра «Весёлые жонглёры»

Заменить в словах один согласный звук, чтобы получились новые слова:

Галка – палка Колено – полено

Цвет – свет Игра – икра

Блин – клин Колос – голос

Дуб – зуб Бочка – кочка

Вера – мера

2.«Перевёртыши»

Замени в словосочетаниях главное слово так, чтобы зависимое слово употреблялось в переносном значении:

Золотые часы (золотые руки)

колючий ёж (колючий взгляд)

чёрная шаль (чёрная зависть)

железный гвоздь (железное здоровье)

открытое окно (открытая улыбка)

3.«Все наоборот». Предлагается заменить данные словосочетания типа «существительное + существительное» на «прилагательное + существительное так, чтобы одно из слов включало сочетание [чн]:

Игрушка для ёлки – ёлочная игрушка

Герой сказки – сказочный герой

Сок яблока – яблочный сок

Суп из молока – молочный суп

Варенье из клубники – клубничное варенье

Каша из гречки – гречневая каша

Вода из реки – речная вода

Скважина в замке – замочная скважина

4.Составь предложение из слов;

В, ребята, денёк, собрались, апрельский, солнечный, экскурсию, в парк, на.

infourok.ru

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико– грамматические признаки прилагательных.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать работу по формированию умений и навыков при работе с именами прилагательными.
  • Развивать умения распознавать имена прилагательные в предложении, тексте.
  • Закрепить знания, умения учащихся при согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе

Коррекционно-развивающие:

  • Обогащать словарный запас.
  • Cпособствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма.
  • Формировать устойчивые нравственные свойства личности школьника.
  • Поддерживать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.

Словарь: согласование, Невский пятачок, морпех, контратака, авиабомба, плацдарм,

Оборудлвание: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор (презентация подготовлена в программе Power Point), учебник “Русский язык” экран, жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

Психологическая подготовка учащихся к деятельности

Девиз урока. (Приложение.) Слайд 1.

В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем и смотрим внимательно.

3. Сообщение темы урока.

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

О какой части речи мы сегодня будем говорить? Слайд 2.

4. Работа со словарными словами.

Слайд 3. (Записаны словарные слова с пропущенными орфограммами.)

Словарь: б_ография, в_теран, г_рой, м_даль, з_щита, с_лдат, св_бода, те_итория, бр_гада, м_трос, л_генда, пр_красный.

Какие слова записаны на доске?

Почему они так называются?

Какое задание вы должны выполнить?

Взаимопроверка – поменяйтесь тетрадями и помоги другу.

Проверка . Слайд 4.

Какой частью речи являются эти слова?

Какое слово “лишнее”? Почему?

Какая это часть речи?

Что мы знаем об имени прилагательном?

5. Слайд 5.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.”
(И. Тургенев)

Как вы думаете, что хотел сказать автор? К кому он обращается?

Найдите в предложении прилагательное “прекрасный”.

С каким существительным оно связано?

Как называется такая связь?

Определите род и число.

Каким способом можно определить род имени прилагательного?

6. Игра “По цепочке”.

Задание: подберите слова, похожие по смыслу.

Прекрасный – чудесный, удивительный, великолепный, красивый, отличный, хороший, замечательный, блестящий, потрясающий, шикарный, бесподобный и др. Слайд 6.

7. Подберите к прилагательному “хороший” имя существительное (друг, день, отдых и др.) Слайд 7.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

8. Гимнастика для глаз. Слайд 8.

9. Игра “Собери пословицу”

Слайд 9. (Новых друг лучше Старый двух.)

10. Слайд 10.

(Верная) друг, (великий) победа, (трудная) сражение, (торговые) порт, (блокадный) зима, (героическое) дни, (балтийская) берег, (глубокие) озеро.

С какой проблемой мы столкнулись?

Кто может сформулировать задачу?

Что мы будем делать?

Запишите. Проверка. Слайд 11.

11. Какой вывод можем сделать?

От чего зависит род и число прилагательного?

Прочитайте правило в учебнике (Стр.137)

12. Динамическая пауза. Слайд 12.

13. Слайд 13. Рассказ о Невском пятачке.

14. Слайд 14.

Работа с раздаточным материалом (на столе учителя).

Выберите себе вариант задания.

Кому будет нужна моя помощь, обращайтесь.

Сентябрь 1941. Под Ленинградом развернулись …. бои. ….. командование, несмотря на ….. потери своих войск, ….. сопротивление воинов …. фронта, принимало все меры, чтобы захватить город.

Гитлеровцы бросали в контратаки все …. батальоны. Тысячи мин, снарядов и авиабомб перепахали землю ….. пятачка. Казалось , что уже нет ничего ….. на этом клочке выжженной земли. Но плацдарм держался. ….. воины не только отбивали атаки противника, но и сами наносили врагу … удары..

1-й вариант

Слова для справок: немецкий, новый, тяжелый, Невский, живой, чувствительный, огромный, героический, советский, Ленинградский.

2-й вариант

Слова для справок: немецкое, новые, тяжелые, Невского, живого, чувствительные, огромные, героическое, советские, Ленинградского.

3-й вариант

Сентябрь 1941. Под Ленинградом развернулись (тяжелый) бои. (Немецкий) командование, несмотря на (огромный) потери своих войск, (героический) сопротивление воинов (Ленинградский) фронта, принимало все меры, чтобы захватить город.

Гитлеровцы бросали в контратаки все (новый) батальоны. Тысячи мин, снарядов и авиабомб перепахали землю (Невский) пятачка. Казалось , что уже нет ничего (живой) на этом клочке выжженной земли. Но плацдарм держался. (Советский) воины не только отбивали атаки противника, но и сами наносили врагу (чувствительный) удары..

Списать, вставить пропущенные слова. Определить род, число имен прилагательных.

Самоконтроль. Возьми карточку “Выполненное задание”

15. Тест. Выбери правильный ответ. Слайд 15.

Имя прилагательное:
– часть речи,
– часть слова,
– часть текста.

Обозначает:
– предмет,
– признак предмета,
– действие предмета.

Отвечает на вопросы:
– что? кто?
– что делать?
– какой? какая? какое? какие?

16. Домашнее задание.

Стр.140, упр. 228.

17. Итог урока.

Как оцениваете свою работу? Слайд 16

Расскажите по схеме:
узнал …

Сегодня на уроке я научился…
смог …
могу похвалить себя и ….

14.06.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тренировочные упражнения по теме «Согласование прилагательного с существительным» (2-4 класс)

Тест. Выбери правильный ответ.

Имя прилагательное:
□ часть речи,
□ часть слова,
□ часть текста.

Обозначает:
□ предмет,
□ признак предмета,
□ действие предмета.

Отвечает на вопросы:
□ что? кто?
□ что делать?
□ какой? какая? какое? какие?


Закончите предложения, используя прилагательные.

Осенью небо _________________. Осенью дни _________________. Погода осенью _____________. Ветер осенью_________________. Солнце осенью ________________ . На деревьях _______________ листья.

Соедините существительное с прилагательными.

Большой

Большая

Большое

Большие

Машина

Дерево

Колёса

Дом

Зелёный

Зелёное

Зелёная

Зелёные

Допишите окончания имен прилагательных.

Голубая пора. (Март.)

У каждого месяца свой цвет. Январь — бел____, июнь — зелен____, а вот март — голуб___.
Голуб___ небо, снега голуб____. На снегах тени, как син___ молнии. Голуб___ даль, голуб___ льды. Голуб___ на снегу следы. Первые голуб___ лужи и последние голуб___ сосульки. А на горизонте син___ полоска далекого леса. Весь мир голуб____!
(По Н. Сладкову.)

Придумай по три признака к каждому предмету.

Образец: Лиса — Рыжая, хитрая, умная.
Волк______________________________________________________________________, белка_____________________________________________________________________, ежата_____________________________________________________________________, заяц______________________________________________________________________, олень_____________________________________________________________________, дерево____________________________________________________________________, река______________________________________________________________________, солнце____________________________________________________________________.

Подчеркни все прилагательные.

Зимой в лесу.
Ели надели белые шапки.
Спрятали в варежках колкие лапки…
Скачет под елкой белый зайчишка,
Белый зайчишка в легком пальтишке.
Ни рукавиц у зайчишки, ни шапки,
Греют его только быстрые лапки.
(И. Пивоварова.)

Дополните рассказы словами-признаками.

Осень.

Незаметно прошло (какое?) _____________ лето. Дни стали (какие?)______________ . Небо (какое?) _______________, ______________. Его покрывают (какие?) ______________ тучи. Как сквозь сито, сеет (какой?) __________________ дождь.

Ягоды.

Летом созревают разные ягоды. В лесу мы наберём (какой?) ____________черника и (какой?)____________ клюквы. А в саду уже поспела (какая?) _____________и ______________ смородина, (какая?)______________ малина. Из ягод бабушка сварит (какое?)_____________ варенье и (какой?)______________ компот.

Синица

Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн___ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

Цветы цветут

Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.

«Скажи наоборот»

Длинная — _____________________ Умный — ________________________

Высокий — _____________________ Скучная — _______________________

Тяжёлый — ____________________ Широкий — ______________________

Острая — ______________________ Внимательная — __________________

Скажи какая, какое, какой, какие?
Образуя прилагательные от слова – берёза.

Роща — ______________
Стул из берёзы — _________________
Бревно — _________________
Поленья — ________________

Допиши окончания прилагательных

Зимн___ день
Сильн___ ветер
Ярк___ солнце
Тёмн___ тучи
Бел___ снег
Зелён___ трава

Глубок___ озеро
Быстр___ река
Син___ море
Долг___ дорога
Сладк___ яблоко
Кисл___ лимон
Остр___ перец

Рыж___ лиса
Сер___ волк
Стар___ дерево
Перелётн___ птицы
Жёлт___ листья
Вкусн___ грибы
Быстр___ заяц

Отгадай загадки

Жёлтый, кислый, цитрусовый — ________________
Жёлтое, круглое, яркое — _____________________
Пожелтевший, падающий, кленовый — ____________________
Рыжая, маленькая, ловкая — ___________________
Серый, длинноухий, трусливый — _________________

infourok.ru

Методика формирования навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе у дошкольников с общим недоразвитием речи

Методика формирования навыка согласования прилагательных

с существительными в роде и числе у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у детей придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так же грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными. При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса.

Овладение практикой согласования имен прилагательных с именами существительными начинается с осваивания согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа, затем в косвенных падежах, а также способы использования словосочетаний, построенных на основе согласования, при составлении собственного связного высказывания.

Специфическим отличием при обучении этому материалу является то, что на примере согласования дошкольники осваивают условия, определяющие правильность построения словосочетания: слова в словосочетании, должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Специфика использования согласования в самостоятельной речи детей связана с общими недостатками, затрудняющими освоение грамматического строя детьми с речевой патологией. В их устной речи наблюдаются многочисленные недочеты:

— генерализация окончаний – окончание прилагательного полностью совпадает с окончанием имени существительного, например, «под большОМдубОМ»;

— ошибочная идентификация грамматических признаков имени существительного, приводит к тому, что эти же неправильные категории присваиваются прилагательному. Это свидетельствует не столько о недостатках согласования, сколько о неумении определять грамматические категории имени существительного, например, «под огромнОЙдубОЙ»;

— трудности удержания грамматической связи в дистантных конструкциях. Например, ученик, подбирая определения, к слову, «солнышко», по мере удаления от этого слова теряет формальную связь между прилагательным и существительным: «солнышко яркое, блестящее, теплый, весенний и др.»;

— неполноценность звукобуквенных обобщений приводит к тому, что окончания прилагательных в сознании ребенка носят неустойчивый размытый характер. В результате в устной речи не всегда можно четко проконтролировать, какое окончание использовал ребенок. Порой наблюдается даже такое явление как «зажевывание» окончаний. Ребенок вроде бы какое-то окончание проговаривает, но оно произносится настолько смазано, что не поддается транскрибированию. Естественно, что эти недостатки позже проявятся на письме и могут послужить значительным препятствием при записи сочинений и изложений.

Особенностью работы над освоением согласования является привлечение письменного материала для анализа. Это позволяет добиться наглядных представлений о явлении согласования. Если на уроках русского языка согласование является объектом только лингвистического анализа, то на логопедических занятиях оно прежде всего, оказывается объектом практического освоения. Поэтому на уроке русского языка учат подбирать окончание имени прилагательного по вопросу, который ставится от существительного, например:

какОЙ? деревяннЫЙ,

какАЯ? деревяннАЯ,

какОЕ? деревяннОЕ,

какОМУ? деревяннОМУ,

какОЙ? деревяннОЙ,

какОМУ? деревяннОМУ.

Алгоритм следующий: ребенок интуитивно определяет грамматическую форму имени существительного и подбирает к этой форме необходимый вопрос.

Попытка напрямую перенести этот опыт на логопедические занятия, как правило, требует много сил и времени. Чтобы избежать проблем, необходимо разбить обучение на два этапа.

  1. На первом этапе у детей формируются умения ставить вопрос от существительного к прилагательному в именительном падеже.

  2. На втором этапе осваиваются способы постановки вопросов в косвенных падежах и использование вопросов в качестве вспомогательных средств.

Остановимся подробнее на первом этапе.

У детей уже должны быть сформированы представления о родовой принадлежности имен существительных на основе звукового анализа. Для этого отбираются системные формы, окончания которых указывают на род. Дети умеют соотносить эти существительные с личными местоимениями «он», «оно», «она», «они» и притяжательные местоимения «мой», «моя», «моё», «мои». На основе этого соотнесения проводится обучение согласованию. В устной речи, при помощи голоса, выделяются окончания, которые и являются ориентиром для образования нужной формы прилагательного:

стол – он мОЙ,стол большОЙ (Голосом выделяем согласную, фиксируя нулевое окончание);

— ложкА – онАмОЯ,ложка болъшАЯ; 

— блюдО – онОмОЁ,блюдо болъшОЕ.

Выделение и соотнесение окончаний является механизмом, который впоследствии обеспечит навыки оформления согласования и в устной и в письменной речи. Далее детям предлагается соотнести звучание и написание окончаний имен прилагательных и окончание вопросов к ним. Дети находят общее и отличное, выявляются варианты окончаний имен прилагательных. Формируется алгоритм грамматического действия:

Таблица 1 – Алгоритм грамматического действия

Окончание

слова — названия

предмета

Окончание

слова — названия

признака предмета

Вопрос

нулевое

-ОЙ -ЫЙ

Какой?

-А (Я)

-АЯ — ЯЯ

Какая?

-О(Е)

-ОЕ -ЕЕ

Какое?

-Ы(И)

-ЫЕ -ИЕ

Какие?

Постепенно вопросы начинают играть роль вспомогательного средства. По мере того, как дети осваивают постановку вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании, номенклатура вопросов расширяется, и дети осваивают постановку вопросов в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

Для того, чтобы дети осваивали много вариативные окончания имен прилагательных, необходимо проводить длительную работу по автоматизации и дифференциации флексий. Только в ходе длительной отработки у детей формируются устойчивые звукобуквенные представления об их составе. Поэтому на протяжении всего времени обучения логопед возвращается к теме согласования, предлагая детям выполнить различные виды упражнений:

  1. Подстановочного характера:

— подобрать как можно больше признаков, к слову, зима: снежная, суровая, холодная…

— вставить в словосочетание подходящий признак.

2. Корректорского типа, на преобразование готовых образцов

«Исправь ошибку» – красивая сапоги, теплый шапка…

  1. На классификацию:

— выбрать картинки, к которым можно поставить вопрос – Какое? (какая? какие?).

— составление словосочетаний и предложений

— составить словосочетание с данным словом (снежная, скользкий, морозное).

  1. Дидактические игры:

«Назови цвет» – морковь (какая?)… оранжевая и т.д.;

«Назови форму» – огурец (какой?)…овальный и т.д.;

«Подбери признак» – яблоко (какое?)…;

«Отгадай, что это?» – Круглый, полосатый, сахарный?;

«Волшебный мешочек»;

«Лото».

Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с их отвлеченной семантикой, то есть с отсутствием жестко привязанных значений слов к признакам. Позднее появление в речи детей прилагательных, обозначающих признаки, свойства предметов, обусловлено тем, что для выделения из образа предмета какого-либо признака нужен достаточно высокий уровень интеллектуального развития.

Учитывая грамматические особенности прилагательных (зависимость их формы от грамматической категории существительного), удобно отрабатывать согласование данных частей речи в роде и числе через повышенное внимание к окончанию имени прилагательного.

Предъявление материала с повышенной наглядностью и выделением составных частей слова значительно упрощает усвоение ребенком категорий рода и числа.

Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее – в связной речи. Например, подбор слов-определений к существительным. Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про: снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.

Подбор существительных к прилагательным. На карточках изображены предметы. Дети должны подобрать к ним прилагательные. Свежая, свежие, свежий, свежее. Горошек, ягоды, молоко, ландыш, полотенце.
Дети узнают предмет по признакам и говорят его название.

Весеннее, чистое, голубое … (небо).

Звонкий, быстрый, прозрачный … (ручей).

Интересная, смешная, поучительная … (книжка).

Хищный, голодный, злой … (зверь).

Летнее, желтое, горячее … (солнце).

Зеленый, душистый, свежий … (ландыш).

Согласование прилагательных с существительными.

Игра «Про что я задумала». На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч… Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение, таким образом, повторяя затем все предложение, например: «Дует холодный… ветер. По небу плывут… облака».

«Чудесный мешочек».

Цель: закрепить названия предметов и их свойства.

1 вариант: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.

2 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, неглядя.

3 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и, не называя предмет, перечислять его свойства, дети отгадывают предмет по описанию.

Работа с деформированными предложениями.

Логопед читает стихотворение, дети перечисляют встречающиеся в нем прилагательные.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть кислое слово – лимон,

Есть слово с окошком – вагон,

Есть слово колючее – еж,

Есть слово промокшее – дождь,

Есть слово зеленое – ель,

Есть слово упрямое – цель.

Дети описывают овощи и фрукты по плану. Цвет, форма, величина, вкус овоща (фрукта), блюда, которые из него можно приготовить.

Игра «Один – много». Дети образуют словосочетания во множественном числе от единственного.

Интересная книга – интересные книги.

Спелая груша – …

Душистый ландыш – …

Полное ведро – …

Чистое стекло – …

Сочный арбуз – …

Дождливый день – …

Грозовая туча – …

Игра с мячом «Наоборот». Один ребенок называет словосочетание и бросает мяч другому. Тот называет словосочетание, противоположное по смыслу.

Холодная вода – горячая вода.

Светлые волосы – …

Добрый человек – …

Трудолюбивая девочка – …

Ранняя весна – …

Высокое дерево – …

Веселая песня – …

Глубокий пруд – …

Солнечный день – …

Хорошая хозяйка – …

Таким образом, основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. С точки зрения грамматики как науки, определение грамматики означает науку, свод правил об изменении слов и их словосочетаний в предложении. В соответствии с этим грамматика подразделяется на два раздела: морфологию – собрание правил об изменении слов, то есть учение о грамматической природе слова и его формах и синтаксис – собрание правил о сочетании слов, то есть учение о построении предложения.

infourok.ru

Конспект к уроку «Согласование существительного с прилагательным в роде и числе

Открытое занятие по аграмматической дисграфии по теме «Согласование существительного и прилагательного в роде и числе»

Предварительная работа:

— усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
— усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
— усвоены понятия «единственное и множественное число».
— проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

Оборудование:

Предметные картинки, карточки со словами, презентация, цветные карандаши, мяч.

Программное содержание:

— продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов — какой? какая? какое? какие?
— продолжать развивать умение подбирать местоимения — мой, моя, мое, мои к существительным;
— развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
— закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
— развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
— развивать словарный запас детей;
— формировать навыки общения и правильного поведения.

Методы и приемы:

Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

Ход занятия

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах? Тогда начинаем занятие.

-Скажите, какое сегодня число?

— Какой день недели?

— Ребята, какая сегодня погода? (Хорошая.)

— Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.)

— Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

— Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

— А когда нет ветра? (Безветренный.)

— Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)

— Посмотрите, какое время года мы видим на экране?

— Придумайте короткое предложение о весне.

Прочитайте, какое предложение записано на доске. Найдите ошибку.

Для того, чтобы мы красиво и четко без ошибок произносить слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.

— А теперь прочитайте правильно и чётко.

Весна – весенний

Март – мартовский

Апрель – апрельский

Май – майский

— Хорошо, а сейчас продолжите мою мысль. Март, апрель, май – это…(весенние месяцы)

РАБОТА С КАРТИНКАМИ:

Назови картинку, про каторую можно сказать красная, красный,красное, красные. (голубые, зелёные

Запомнить картинки (девочкам – красные, мальчикам – зелёные)

А сейчас проверим, как справитесь с этим заданием.(жёлтый…)

Чтобы правильно согласовывать слова-предметы(т.е.существительные и их признаки нужно хорошо определять род существительных.

Сейчас выполним следующую работу по карточкам – назовём её ИГРА «ЦВЕТНЫЕ КЛЕТОЧКИ»:

У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
Инструкция: закрась все слова женского рода — красным цветом, мужского- синим, среднего- зелёным.

 

— Найти и исправить ошибки. (спокойное море)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

«Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

РАБОТА С текстом

Тигренок

Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

Игра «Один-много»

Душистый ландыш-

Сочный арбуз-

Зелёный лист-

Неуклюжий медвежонок-

Колючий ежонок-

Назови цвет названных предметов.

Морковь (какая?)

Баклажан (какой?)

Яблоко (какое?)

Вишни (какие?)

Итоги занятия.

1) Итак, мы сегодня закрепляли свои знания, умения и навыки в правописании родовых окончаний имен прилагательных, в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Это нелегко, но … «Всё в твоих руках».

Под таким девизом прошел наш урок.

А теперь послушайте притчу:

Жил один очень хороший учитель. И у него были замечательные ученики. Однажды один ученик решил проверить, всё ли знает его учитель. Он

пошел на луг, поймал бабочку, зажал ее между ладонями и спрашивает учителя: «Скажите, учитель, у меня в руках живая или мертвая бабочка?». Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал: «Всё в твоих руках!».

− Ребята, скажите, как поступил ученик?

− Он выпустил бабочку.

(учитель разжимает ладони, достает из них бабочку и помещает ее на магните рядом с девизом).

− Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно. Это в ваших руках!

2) Рефлексия.

— Назови слова -признаки

Есть сладкое слово — конфета,

Есть быстрое слово — ракета,

Есть кислое слово — лимон,

Есть слово с окошком — вагон,

Есть слово колючее — еж,

Есть слово промокшее — дождь,

Есть слово зеленое — ель,

Есть слово упрямое — цель.

14. УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ:

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?

Комплекс упражнений:
«Роняем руки» — поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ — руки висят, как веревочки.
«Трясем кистями»— руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
«Стряхиваем воду с пальцев»— руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«Поднимаем и опускаем плечи»— как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение ( сбрасывают плечи вниз).

15. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Что вам понравилось на занятии?
Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.

infourok.ru

Упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Конспект логопедического занятия

по коррекции нарушений письма и чтения,

обусловленных недоразвитием речи системного характера.

3 классе для детей с ОВЗ (ЗПР).

Лексическая тема: Профессия «художник».

Грамматическая тема: Упражнение в согласовании имени прилагательного с именем существительным.

Выполнила: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Кононова Ирина Михайловна

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 83»

г. Ярославля

Логопедическое занятие в 3 классе для детей с ОВЗ (ЗПР).

Занятие по коррекции нарушений письма и чтения, обусловленных недоразвитием речи системного характера.

Лексическая тема: Профессия «художник». Грамматическая тема: Упражнение в согласовании имени прилагательного с именем существительным.

Цель: Формирование системы словоизменения имен прилагательных.

Задачи урока:
Образовательные

1.Закрепить навык согласования имен прилагательных и именами существительными в устной и письменной речи.

2. Закрепить навык фонематического анализа слов.

3. Закрепить умение устанавливать логические и грамматические связи слов в предложении.


Развивающие

1. Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).

2. Развивать мыслительные операции

Воспитательные
1. Воспитывать интерес к учебной деятельности через игровые приёмы, стимульный материал и эмоционально-яркие образы.

2. Формировать положительное отношение к людям разных профессий.

3. Воспитывать любовь к родному краю.

Коррекционные

1. Развитие слухового внимания и памяти

2. Формирование правильного звукопроизношения

3. Развитие связной речи

4. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

5. Формирование личностных УУД.

Оборудование урока: карточки с заданиями, предметные картинки, полоски цветной бумаги, цветные карандаши, компьютерная презентация, мячик.

Ход урока

Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте ребята! На логопедических занятиях мы учимся правильно произносить звуки и отображать их на письме, а так же учимся правильно излагать свои мысли.

I этап. Повторение пройденного.

1.Артикуляторная гимнастика. «Заборчик-хоботок», «Пулемёт» и т.п. Уточнение артикуляции звуков[ р] [ р` ]. Вызывание правильных звуков [ р] [ р` ].

Повтори за мной: ра-ру-ры, ре-рю-ря.

2. Повторение чистоговорок, аутотренинг:

Рок-рок-рок – начинается урок.

Ять-ять-ять – получу сегодня пять.

Ать-ать-ать – не забуду я рычать.

3. Развитие фонематических представлений.

Вспомните и назовите слова со звуками [ р] [ р` ].

р

В начале слова

р

В середине слова

р

В конце слова

Карандаш получит тот, кто правильно назовёт слово. Обучающиеся получают красный, синий и зелёный карандаши.

II этап. Основной.

1.Формулировка лексической темы урока.

Выделите из названия предмета звук, указанный цифрой. Из звуков составь слово.

Петух 5, утюг 1, дом 1, бочка 2, жук 1, нитки 1, лиса 2, краски 1.



5

1

1

2

1

1

2

1

Показ предметной картинки


2. Составление звуковой схемы слова. Выделите каждый звук из слова и обозначьте его цветом

Слоговая структура слова.

3.Актуализация знаний обучающихся по теме «художник».

— Кто такой «художник»? (Художник – человек, который творит в области изобразительного искусства. График, скульптор.)

Какие использует инструменты и материалы?

— Где мы можем видеть работу художника? (Показ оформления книг, коробки конфет и т.п.)

— Как стать «художником»? (Закончить художественное училище, академию)

4. Развитие лексико-грамматического строя речи. Введение в активный словарь слов: «художник», «палитра», «мольберт», «пейзаж», «портрет», «натюрморт».

Составьте предложение со словом «художник». Контроль над звукопроизношением учащихся.

5. Упражнение в словообразовании.

Образуйте однокоренные слова от слова «рисовать», используя приставки на- , по-, …(Нарисовать, порисовать, подрисовать, пририсовать,…)

Контроль над звукопроизношением учащихся.

6. Динамическое упражнение с мячом.

Придумай имя прилагательное, обзначающее цвет, размер и т.д., подходящее по смыслу и грамматически к существительному.

Яблоко – красное, земля – коричневая, бабочка — …,

Уголь — …, апельсин — …, роза — …,

Клубника — …, глина — …, лиса — … .

7. Составление алгоритма выбора окончания прилагательного на примере задания №6.

-Найти имя существительное, от которого задаём вопрос к имени прилагательному.

-Задать вопрос.

-Послушать, какое окончание в вопросе.

-Такое же окончание употреби у имени прилагательного.

III этап. Закрепление пройденного.

  1. Формирование временных представлений.

— Какое сейчас время года? (Весна)

— Какие ещё названия времён вы знаете?

Расставить карточки с названиями времён года по порядку.

— Представьте, что вы художники. Какие краски вам понадобятся, чтобы нарисовать зиму? Осень? Лето? Весну? (Учащимся выдают полоски цветной бумаги).

Анализ выбора цвета. Контроль за грамматической связью слов в словосочетаниях.

  1. Межпредметные связи.

Знакомство с произведением И.Левитана «Март», Н.Сладкова «Голубая пора. Март».

Компьютерная презентация. Найдите среди фотографий картину известного художника. Анализ ответов детей. Беседа по картине.


Можно включить видео.

https://www.youtube.com/watch?v=RRX6tM6B-ws на этом сайте подробный рассказ о картине Исаака Левитана «Март»

  1. Работа с деформированным текстом.

Вставь пропущенные окончания имен прилагательных. (Напомнить алгоритм)

___________________________________________________________

Март.

У каждого месяца свой цвет. Январь – бел , июнь – зелён ,а вот март – голуб .

Голуб небо, снега голуб . На снегах тени, как син

молнии. Голуб даль, голуб льды. Голуб на снегу следы. Первые голуб лужи и последн голуб


сосульки. Весь мир голуб !

_________________________________________________________

Взаимопроверка, работа в паре. Исправление ошибок ( «Помощь друга»)

Давайте подведем итог.

Вариант1

-От какого слова будем задавать вопрос к прилагательному?

-От существительного.

-Внимательно послушать окончание в вопросе для чего?

-Чтобы такое же окончание написать у прилагательного.

Вариант2 (если группа достаточно сильная, можно в парах)

Расставьте по порядку действия, которые должен выполнить ученик, чтобы написать правильно безударное окончание прилагательного. Выдаются разрезные карточки.

-Задай вопрос.

-Послушай, какое окончание в вопросе.

-Такое же окончание напиши у прилагательного.

Правильно. Молодцы. А теперь представьте, что вы находитесь в музее, перед полотном великого художника, а друг остался дома. Вы ему пишите сообщение и хотите передать свои эмоции от увиденного. Вставьте пропущенные имена прилагательные.

_________________________________________________________

Художник нарисовал ____________ лес, ______________ поле, ___________________солнце и ________________ небо. Картина получилась __________________!

_________________________________________________________

Чтение получившегося текста. Выбор удачных речевых оборотов. Оценивание.

IV этап. . Рефлексия.

— Кто легко справился с заданиями?

— Кому было сложно?

— Что помешало выполнить правильно задания?

Творческое домашнее задание: Вы хотите поработать художниками? Попробуйте оформить коробку шоколадных конфет «Белочка».

Спасибо за работу.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *