Сочинение маленькое дело лучше большого безделья – Сочинение по пословице Лучше маленькое дело, чем большое безделье — Сочинения по русскому языку
Маленькое дело лучше большого безделья: Смысл пословицы
11 Сентябрь 2017 ditim Главная страница » Толкование Просмотров: 1449Пословица: Маленькое дело лучше большого безделья.
Интерпретация смысла, значение пословицы:
Смысл этой пословицы состоит в том, что любой труд, пусть даже не самый тяжелый, облагораживает человека, делает его лучше. Когда человек ленится, он деградирует, тупеет, становится слабым. Преодоление трудностей дает толчок к развитию и, конечно же, приносит практическую пользу. Не зря говорят, что «без труда не выловишь и рыбки из пруда». Если совсем ничего не предпринимать, результата не будет. Но даже маленькие шаги на пути к цели уже приближают нас к ней.
Часто бывает, что какое-то задание кажется очень сложным и невыполнимым. В этом случае надо не бояться и не сидеть сложа руки, а постараться выполнить хотя бы какую-то часть этой работы. Как только вы начнете действовать, задача сразу станет понятнее, появится вдохновение и нужный настрой.
Даже самые незначительные дела не стоит откладывать на неопределенный срок. Нужно не лениться, а действовать.
Похожие по смыслу пословицы, аналоги
К числу похожих по смыслу пословиц относятся следующие:
- Не учи безделью, учи рукоделью.
- От лени человек болеет, а от труда здоровеет.
- Откладывай безделье, не откладывай дела.
- Мало победы ждать – надо победу взять.
- Мало хотеть – надо уметь.
- Малый камушек глыбы рушит.
- Малый топор может срубить большое дерево.
Смотрите также:
Метки: труд, человекpro-poslovicy.ru
«Маленькое дело лучше большого безделья»: смысл пословицы :: SYL.ru
В русском народном творчестве есть немало пословиц, которые не потеряли своей актуальности до наших времен. Мудрость народа помогает человеку определить, что для него хорошо, а что – приносит только вред. Одним из самых тяжелых пороков на Руси считалась леность, или попросту безделье. Эту проблему освещают немало пословиц и других элементов фольклора.
Актуальность пословицы
«Маленькое дело лучше большого безделья» — вот одна из самых главных идей, которую доносит до нас народная мудрость через глубину веков. Почему же леность считалась таким серьезным недостатком? Ответ прост: чтобы выжить, человеку всегда нужно было упорно трудиться. Без этого невозможно было вовремя выполнить все сельскохозяйственные работы весной или собрать хороший урожай осенью. Всем приходилось несладко, и потому нахлебники были никому не нужны.
Трудиться должны даже самые маленькие
Даже дети обязаны были трудиться, уже начиная с возраста 6 лет. Ведь даже самый небольшой труд был полезен в доме. Для начала детям нужно было собирать ягоды, позднее – пасти скот. В семье ни один человек не был бесполезным. В настоящее время возраст, когда подростки начинают работать, приходится приблизительно на 16 лет. При этом далеко не каждый начинает трудовую деятельность в такие годы.
Можно ли жить без труда?
Но пословица «Маленькое дело лучше большого безделья» актуальна и в настоящее время. Человек при определенных условиях может существовать и без труда. Например, если он получил богатое наследство или же ему удалось добыть средства к существованию другим способом. Однако совершать хотя бы самые мизерные усилия – это лучше, чем бездельничать день-деньской. Даже из самых небольших шагов со временем сложится какой-нибудь результат. Кроме того, безделье может привести к самым пагубным последствиям, начиная от элементарного безденежья и заканчивая личностной деградацией и проблемами со здоровьем.
Постепенный прогресс
Почему же принцип «Маленькое дело лучше большого безделья» так актуален в настоящее время? Психологи утверждают: небольшие шаги к достижению цели – это тот маршрут, при помощи которого человек имеет возможность перенестись из одной точки в другую. Например, сегодня он не умел говорить по-французски, а через месяц уже знает базовую лексику. Вчера он был отъявленным бездельником и грязнулей, но, приложив некоторые усилия, стал демонстрировать успехи в работе над собой и через полгода полностью преобразил свою жизнь.
Губительный порок
Маленькое дело лучше большого безделья еще и потому, что, начиная работать, человек постепенно втягивается в этот процесс. Если он ничем не занят, то у него и не возникает желания сделать полезное дело. Лень может быть губительной еще и в том отношении, что она имеет свойство увеличиваться. Сначала человек ленится помыть за собой посуду, затем – вовремя проснуться. Если процесс не остановить, лентяй может до такой степени предаться безделью, что у него не останется ни копейки, чтобы себя прокормить.
Главное – начать
Когда же человек приступает к работе, через некоторое время у него появляется желание продолжать трудиться дальше. Этот факт известен всем – и сотрудникам различных предприятий, и спортсменам, и домохозяйкам.
Например, заставив себя выйти на пробежку, через некоторое время человек сам захочет сделать еще несколько дополнительных кругов. Такое желание нередко возникает даже в том случае, когда изначально не было никакой охоты одеваться, выходить из дому и заставлять тело двигаться. То же самое могут сказать и домохозяйки. Сделав небольшое дело — к примеру, вымыв пол – хозяйка может обнаружить в себе желание помыть еще и плиту, выстирать вещи, протереть пыль. Так небольшое дело начинает приносить ощутимую пользу. Нужно уметь вовремя улавливать момент, когда начинает одолевать желание побездельничать. Леность, как и большинство других пороков, гораздо проще зарубить на корню, чем потом бороться с ее устрашающими последствиями.
Проблема лености
Идея о том, что маленькое дело лучше большого безделья, будет полезна каждому, кто страдает от постоянной привычки откладывать дела на потом. Современный человек склонен давать себе поблажки и отсрочки, не оценивая тех последствий, которые может вызвать такое небольшое попущение. Пагубная привычка откладывать дела на потом свойственна тем людям, которые внутри так и не сумели окончательно повзрослеть. Многие интересуются, как же заставить себя делать эти небольшие шаги, чтобы избавиться от «большого безделья»? Существует мнение, что в действительности такой проблемы и нет.
Психологи подчеркивают, что люди, склонные постоянно лениться, попросту не имеют никаких обязательств – у них нет необходимости по-настоящему трудиться. Если бы вдруг в их жизни возникли непредвиденные обстоятельства, то под их влиянием каждый лентяй встал бы с дивана. Вероятно, именно поэтому принцип «Маленькое дело лучше большого безделья» был так актуален у наших предков. Ведь без трудолюбия выжить было невозможно — силы природы восторжествовали бы над человеком, он бы остался без еды и крова над головой.
Бесконечные отговорки
Нередко те, кто не хочет выполнять маленькие, но нужные дела, изобретают для себя и окружающих различные предлоги. Безделье может скрываться под красивыми фразами: «По утрам делают зарядку только ненормальные», «Я сейчас слишком занят для этого», «Да, вы, конечно же, правы, я начну это делать прямо с понедельника», «Начиная с Нового года у меня будет совершенно другая жизнь». При помощи любых отговорок человек стремится прикрыть то, что он не сделает никогда.
«Маленькое дело лучше большого безделья»: смысл
Итак, мы разобрались, что даже небольшой труд — это гораздо лучше, чем тотальная лень. Когда человек предается безделью полностью, он просто лежит на диване. Ему неохота даже думать о чем-либо. Лентяю может быть даже скучно, но у него нет желания каким-то образом себя развлечь. Все это приводит к самым плачевным последствиям. Но даже самый маленький шаг уже поможет бездельнику продвинуться в положительном направлении. Хотя бы встав с дивана и помыв посуду, он тем самым убережет себя от дальнейшего погружения в этот опасный порок. Смысл пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья» понятен каждому, кто сталкивался с проблемой нежелания трудиться.
Сочинение по русскому языку
Прививать любовь к труду нужно с детства. Главным образом, это задача родителей и учителей. Без трудолюбия человек не вырастет полноценным членом общества и сам будет чувствовать себя несчастным. Иногда школьники получают задание написать рассказ «Маленькое дело лучше большого безделья». Работа учащегося может быть выдуманной, а может содержать материалы из собственного опыта. Например, школьник может написать сочинение о том, как двоечник не хотел учиться.
Главный герой решил, что учеба ему не нужна и что лучше всего тратить свободное время на развлечения. Пока все его товарищи готовились к экзаменам, он проводил время на улице или за компьютерными играми. Лентяю говорили, чтобы он одумался, но это вызывало только смех. Ведь у него богатые родители, и работать ему не придется ни одного дня. Так прошло несколько лет. Школьники стали выпускниками, каждый нашел свой жизненный путь. А родители главного героя разорились. Оставшись без профессии, лентяй узнал, что такое настоящая бедность. С той поры он научился трудиться.
Истина, которую должен понимать каждый
Не существует ни одного человека, который не был бы знаком с ленью. Склонность к безделью – это порок, которому может быть подвержен каждый. Не только дети и подростки могут лениться. Эта проблема нередко возникает и у вполне взрослых людей. Они могут иметь хорошее образование и связи, но при этом никакие их жизненные планы не находят своего воплощения. Причина заключается в том, что они постоянно предаются безделью, их одолевает полнейшее нежелание что-либо делать для достижения своей цели.
Каждому из нас гораздо приятнее бить баклуши, чем напрягать себя, занимаясь чем-либо действительно полезным. Когда одолевает нежелание трудиться, стоит вспомнить о значении пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья». Ведь неспроста народ обозначил идею о том, что небольшой шаг ценится выше, чем тотальная лень. Чем дольше бездельничать, тем выше шансы окончательно погрязнуть в болоте ничегонеделания. «Маленькое дело лучше большого безделья» — значение этих слов должен сейчас понимать каждый серьезный человек. Конечно, современные люди привыкли к удобствам цивилизации – телевизору, бытовой технике, компьютерам. Но вместо бесплодного времяпрепровождения за играми или просмотром сериалов можно заняться массой полезных вещей.
www.syl.ru
Конспект воспитательского занятия «Маленькое дело лучше большого безделья»
КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа – интернат»
Воспитательское занятие
«Маленькое дело лучше большого безделья»
Подготовила и провела воспитатель Зенкова Г.А.
Цель: расширить знания учащихся о труде людей.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представления о трудолюбии, трудолюбивом человеке, лени
Развивающие:
Воспитательные:
Способствовать осознанию значимости трудовой деятельности в жизни человека.
Воспитывать уважение к труду, интерес к нему, формировать эмоционально положительное отношение к трудолюбию, отрицательное отношение к лени.
Побуждать детей к труду, воспитывать стремление бережно относиться к результатам труда любого человека.
Побуждать детей к нравственно ценным поступкам, к активности в достижении общей цели, стремлению оказывать помощь.
Ход занятия:
«Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле. В прежние времена в крестьянских семьях детей рано приучали к труду, потому что родители понимали – тот, кто умеет и любит трудиться, никогда не пропадёт. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков – отец. На первых порах дети выполняли несложную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Мальчик пяти – шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой, а в 7 – 8 лет уже помогал на пашне – управлял лошадью. Девочка с шести лет начинала осваивать прялку, а в 10 – работала серпом и шила. С возрастом работы прибавлялось. В 15 лет дети на селе уже работали наравне со взрослыми. Когда же наступала пора создания семей, и парни, и девушки искали себе в пару трудолюбивых, умелых, а не ленивых и нерадивых, ведь не лень, а труд является источником счастья, достатка человека.
А вы знаете, чем лодыри отличаются от человека трудолюбивого? »
Ответы детей.
Просмотр мультфильма по сказке В.Сутеева «Веселый огород».
Обсуждение мультфильма:
Зачем трудились ребята?
Трудно им было?
Вы бы смогли так работать и защищать свой урожай?
Давайте вспомним пословицы о труде.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Что с трудом дается, то люди и берегут.
Работа сердце веселит.
Труд горы сравнивает.
В труде счастье.
Счастье без труда не дается.
Дело мастера боится.
Труд кормит, а лень портит
Труд кормит и одевает.
Труд красит человека, а лень портит.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Творческое задание «Маленькое дело»
Прочитайте детям пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья».
Попросите детей рассказать о разных маленьких делах, которые им приходится делать в течение дня. Придумайте какое-либо маленькое дело, которое может принести пользу многим людям. Например: если человек заметит на детской площадке стекла от разбитой бутылки и не поленится их поднять, малыши не порежутся об эти стекла.
В заключение нашего занятия я вам прочту стихотворение:
«Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» М.Скребцова
– Ты чего сидишь без дела?
– Мне работать надоело,
Я передохнуть решил,
Спину я перетрудил.
– Если бы ты труд любил,
Ты бы так не говорил
И на месте не сидел –
Ты работал бы и пел!
infourok.ru
Родительское собрание «Маленькое дело лучше большого безделья»
Маленькое дело лучше большого безделья.
Цели: привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с формами трудового участия ребенка в жизни семьи, обратить внимание на лучшие традиции воспитания на Кубани.
Ход собрания:
I. Организационный момент. Постановка целей.
Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители. У нас возникла необходимость встретиться, потому что появилась важная тема для разговора. Эту тему я обозначила строчками из стихотворения Н. А. Некрасова: «Воля и труд человека дивные дивы творят».
Что знает ваш ребенок о труде? Есть ли в списке его положительных качеств такое, как трудолюбие? Есть ли в списке его положительных качеств такое, как трудолюбие? Уважает ли он труд других людей? Все эти вопросы обязательно следует затронуть в нашем разговоре. Готовы? Начнем.
II. Основная часть собрания.
Учитель: Трудно воспитывать ребенка в наши дни. Много соблазнов окружает его, не все традиционные средства воспитания можно применить сегодня.
В педагогике давно все договорились о том, что трудовое воспитание является ядром воспитания вообще. Но в современной жизни, порой, трудно придумать для ребенка какое-либо поручение. Особенно остро эта проблема стоит в городских семьях.
На Кубани дети рано узнавали, что, как и когда делать в казачьем хозяйстве; если что и забывали — старшие подсказывали.
Мальчики старались брать работу «потяжельше». Может, потому, согласно воспоминаниям старожилов, «мужеского пола ребенок в нашем казачестве от 12 до 18 лет считается дорогим работником».
Мальчики и девочки трудились в поле.
За день дети уставали до такой степени, что утром их трудно было разбудить. Взрослые прибегали к испытанному способу: обещали ребенку купить обнову -девчонкам новое платье, выходные чувяки, ребятам -хромовые сапоги для церкви и ярмарки, детскую казачью форму для школы.
Осенью работы было поменьше. Ребятам оставался присмотр за домашней птицей и животными: коровами, лошадьми, овцами. Девочки рукодельничали: вышивали крестом рушники и настольники, пряли пряжу или ткали домашнее полотно — красна, в котором нуждалась вся семья.
Существуют и другие проблемы, связанные с трудовым воспитанием ребенка. Выявить их помогло анкетирование, проведённое среди учащихся и родителей (см. Приложение 1).
Какие же это проблемы?
1. Неравноценное разделение домашних обязанностей.
Как ни парадоксально, но XXI век с его научно-техническим промыслом почти не коснулся традиционного разделения обязанностей на мужские и женские. Теперь в семье, как правило, работают оба супруга, но большую часть домашней работы приходится выполнять женщине. Дети, воспитывающиеся в семьях, где принят такой порядок, скорее всего в своих собственных семьях установят такой же.
Учащимся было предложено написать сочинения на тему: «Мамины руки» и «Папины руки». Детские предпочтения в выборе темы и содержания сочинений показывают, что в большинстве случаев дети не знают, какие дела можно было бы доверить отцовским рукам.
2. Отсутствие внимания со стороны родителей в проблеме трудового воспитания.
Дети отмечают, что часто им хотелось бы помочь родителям, но те предлагают это сделать в другой раз, потому что сейчас «некогда», «нужно побыстрее».
3. Различное отношение к физическому и умственному труду.
Во многих семьях наблюдается перекос в отношении к различным видам труда. Родителям следует избегать выражений с негативной, пренебрежительной оценкой, которые оседают в памяти ребенка: «Он ничего тяжелей фуражки не поднимал» (О военнослужащих), «Сидит в тепле и бумажки перекладывает» (О бухгалтере), «Привык только лопатой орудовать: бери больше, бросай дальше».
Следует воспитывать уважение к любому труду: умственному, физическому, своему и чужому.
Народная мудрость гласит: «Детишек воспитать – не курочек пересчитать». Трудное это и кропотливое занятие, и четких правил поведения нигде не написано.
Предлагаю вам представить свою реакцию в следующих ситуациях:
Ваш ребенок не убрал постель. Как вы поступите?
– уберете сами;
– заставите убрать!
– поступите как-то иначе, ваши действия.
2. Какую трудовую деятельность, предпочитает ваш ребенок? Какой работы он старается избегать? Иными словами, что он любит делать и чего не любит делать вообще?
3. Помогая вам в уборке, ваш ребенок разбил вазу. Ваша реакция?
– самая первая – подзатыльник;
– раздраженная фраза: «Уходи отсюда, обойдусь» без твоей помощи»;
– успокоите ребенка, ведь ой сделал это нечаянно.
4. Ребенок просит вас о помощи, а вы очень устали. Ваши действия?
– обрываете его: «Дай хоть минуту отдохнуть от тебя!»;
– помогаете, но неохотно;
– помогаете с удовольствием;
– придумываете причину, чтобы ребенок оставил вас в покое.
5. Вы идете по улице с мороженым. Ближайшая урна в ста метрах. Что вы сделаете с бумажным стаканчиком?
– попросите ребенка сбегать к урне и выбросить стаканчик;
– бросите мусор около ближайшего крыльца и никак не про-комментируете свои действия;
– бросите мусор и скажете ребенку, чтобы он сам так не делал.
6. Ваш ребенок должен следить за своевременным выносом мусор. Вы приходите с работы, и видите, что об этой обязанности ребенок, очевидно, забыл. Что вы сделаете?
– вынесете мусор сами;
– оставите его до следующего дня;
– заставите ребенка оторваться от своих дел и сделать то, что положено.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Учитель: «Труд лежит в основе и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания», – писал В. А. Сухомлинский. Но трудовое воспитание помогает человеку быть самостоятельным и независимым, позволяет родителям надеяться на спокойную радостную старость. Не совершайте тех ошибок, которые совершили птицы из поучительной истории, которой я хочу поделиться с вами.
«ПТИЧЬЯ» ИСТОРИЯ
Над одним из Мазурских озер на огромном дереве размешалось гнездо цапли. Экспериментатор оборудовал на берегу озера кормушку, в которой всегда была рыба, так что цапли, когда вылупились птенцы, не должны были искать себе корм в озере, а пользовались кормушкой.
Цапли кормят своих птенцов, вкладывая им корм в клюв. Но когда птенцы подрастают, взрослые цапли уже не могут обеспечить их пищей в достаточном количестве и выгоняют, из родного гнезда, чтобы они сами нашли охотничьи угодья, которые должны быть, по крайней мере, за полкиломера от гнезда. Там молодые цапли вьют свои собственные гнезда.
В этом случае не было такой необходимости, и птенцов кормили до тех пор, пока они не стали взрослыми и не подобрали себе пары.
Они пристроили гнездо к гнезду родителей, а те по-прежнему кормили и не только их, но и вылупившихся новых птенцов. Так выросло пять поколений птиц, построивших гигантское гнездо-коммуну вблизи кормушки. Состарившаяся пара цапель – основателей рода запихивала рыбу в клювы детям-цаплям, внукам-цаплям и правнукам-цаплям.
Но вот пара старых цапель умерла, а вслед за ними и вся птичья семья, не способная питаться самостоятельно, погибла от голода над кормушкой, полной рыбы.
М. Вислоцкая
Приучите своих детей к мысли, что любой труд важен, а хлеб
всегда труден. Но как бы тяжело ни было, помните сами и внушите детям, что «воля и труд человека, дивные дивы творят».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Любит ли ваш ребенок трудиться?
2. Какие обязанности закреплены за ребенком?
3. Ребенок трудится самостоятельно или нуждается в постоянном контроле?
4. Принято ли в вашей семье вознаграждение за выполненный домашний труд?
Анкета для учащихся
1. Какие у тебя есть обязанности дома?
2. Разделяются ли в вашей семье обязанности на мужские
и женские?
3. Может ли папа вымыть посуду и приготовить ужин, если мама занята или еще не пришла с работы?
4. Кто выполняет больше всего работы по дому?
5. Какие дела в вашей семье выполняются всеми?
Приложение 2
САМОЕ КРАСИВОЕ И САМОЕ УРОДЛИВОЕ
Мальчику задали в школе написать сочинение: «Что ты увидел самое красивое и самое уродливое».
Долго думал мальчик и не мог сообразить, что в мире самое красивое и что самое уродливое. Ему казалось, что самое красивое – цветок сирени. А самой уродливой казалась лягушка.
Пошел он к дедушке, спросил, так ля это. Дедушка сказал: – Самое красивое – это человеческий труд. А уродливое – то, что пускает труд человеческий на ветер. Иди, походи несколько дней по земле – и ты увидишь и то и другое.
Пошел мальчик. Идет полем. Видит: пшеничное поле, желтеет нива, колосок к колоску.
«Вот это и есть самое красивое, – думает мальчик. – Ведь это чело-веческий труд».
Идет дальше. Подходит к школе. Бегают дети, резвятся. Одна девочка ест хлеб с маслом. Не доела, бросила кусок хлеба на землю, побежала
к подружкам.
«Это самое уродливое, – решил мальчик. – Ведь она пускает на ветер человеческий труд».
Он вернулся домой и все рассказал дедушке.
– Правильно заметил, – сказал дедушка.
Мальчик написал сочинение.
В. Сухомлинскому
Написать подробное изложение или подготовить подробный устный пересказ текста (по выбору учителя).
infourok.ru