cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Слово о полку игореве в искусстве доклад – | — Pandia.ru

доклад слово о полку игореве в искусстве

доклад слово о полку игореве в искусстве

Ответы:

Удивительным и уникальным памятником мировой литерату­ры является «Слово о полку Иго­реве». Эпоха, к которой принад­лежит это произведение, была полна противоречий. С одной стороны, в XII—XV веках проис­ходило бурное развитие не толь­ко литературы, но и других ис­кусств: живописи, архитектуры и т. д. С другой стороны, именно на этот период приходится рас­пад Русского государства на са­мостоятельные княжества, кото­рый характеризовался междоу­собными войнами князей и ос­лаблением Руси как единого целого. «Слово о полку Игореве» про­низано идеей необходимости еди­нения князей, прекращения меж­доусобиц, которые привлекали на русскую землю ненасытных по­ловцев. Однако, в отличие от большинства произведений, со­зданных в тот период, «Слово о полку Игореве» — не летопись, а первое в мировой литературе ху­дожественное произведение, отражающее реальные исторические события, и в этом его особая ценность. Интересна, но драматична судьба этого произведения. В конце XVII века знаток русской древности граф А. И. Мусин-Пушкин обнаружил в единственном экземп­ляре сборник древних рукописных текстов, среди которых было и «Слово». Мусин-Пушкин в это время работал в Спасском монастыре Ярославля и всячески способствовал тому, чтобы замечательная находка была напечатана. В 1800 г. «Слово о полку Игореве» было издано впервые. А еще через несколько лет, в 1812 г., подлинник рукопис­ных текстов сгорел во время пожара в Москве. Теперь же в качестве первоисточника мы можем использовать лишь рукописную копию и первый печатный текст. «Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г. Этот поход закончился поражением отрядов Игоря, а «Слово» было написано под свежим впечатле­нием от этого поражения. Не удалось Игорю дойти до Черного моря и вернуть Руси земли, когда-то ей принад­лежавшие. Одержав победу, половцы ранили и пленили Игоря Святославовича, что принесло земле Русской вели­кое горе и несчастье. Однако князю удалось бежать из плена, и он благополучно вернулся домой. Поскольку «Слово» было написано вскоре после собы­тий похода Игоря, автор рассчитывал на точное знание читателями обстоятельств этого похода. Поэтому в пове­ствовании не соблюдается строгая последовательность со­бытий, а фрагментарность изложения создает определен­ную сложность для восприятия. Однако даже такое необычное построение не может уменьшить «все обаяние живого, устного слова — слова горячего, убеждающего, полного самой искренней, самой задушевной и сердечной любви к родине (Д. С. Лихачев). Невзирая на поражение, народ поёт славу вернувшемуся из плена Игорю, потому что его исходным желанием была защита Руси. Одобрение авто­ра вызывает и мужество Игоря в бою, верность брату, не­удержимое стремление из плена на родину. И все же мы понимаем, что даже если лучшие из князей-защитников, наделенные силой и доблестью, бесконечной любовью к родине не могут отдельными выступлениями защитить государство от половцев, то объединение разрозненных уси­лий становится необходимым. Уникальность «Слова» проявилась и в том, что здесь впервые в мировой литературе автор не только четко вы­разил свое отношение к событиям и героям, но и художе­ственно описал мысли, характеры, переживания героев. Можно проследить влияние, которое «Слово» оказало на всю последующую литературу. Образы героев, созданные с помощью поэтичных, ярких и красивых эпитетов, и сейчас волнуют воображение современного читателя, а сила и ли­ричность образа Ярославны — любящей жены Игоря — послужили прообразом многих героинь русской, белорус­ской и украинской литературы. Не единожды вдохновля­ло «Слово» не только поэтов и писателей, но и оставило свой след в живописи и музыке. Таким образом, произведение, написанное в XII веке, служит образцом и вдохновляет современное искусство и, наверняка, не утеряет своего значения для искусства буду­щего.

cwetochki.ru

Доклад слово о полку игореве в искусстве

Удивительным и уникальным памятником мировой литерату­ры является «Слово о полку Иго­реве». Эпоха, к которой принад­лежит это произведение, была полна противоречий. С одной стороны, в XII—XV веках проис­ходило бурное развитие не толь­ко литературы, но и других ис­кусств: живописи, архитектуры и т. д. С другой стороны, именно на этот период приходится рас­пад Русского государства на са­мостоятельные княжества, кото­рый характеризовался междоу­собными войнами князей и ос­лаблением Руси как единого целого.

«Слово о полку Игореве» про­низано идеей необходимости еди­нения князей, прекращения меж­доусобиц, которые привлекали на русскую землю ненасытных по­ловцев. Однако, в отличие от большинства произведений, со­зданных в тот период, «Слово о полку Игореве» — не летопись, а первое в мировой литературе ху­дожественное произведение, отражающее реальные исторические события, и в этом его особая ценность.

Интересна, но драматична судьба этого произведения. В конце XVII века знаток русской древности граф А. И. Мусин-Пушкин обнаружил в единственном экземп­ляре сборник древних рукописных текстов, среди которых было и «Слово». Мусин-Пушкин в это время работал в Спасском монастыре Ярославля и всячески способствовал тому, чтобы замечательная находка была напечатана. В 1800 г. «Слово о полку Игореве» было издано впервые. А еще через несколько лет, в 1812 г., подлинник рукопис­ных текстов сгорел во время пожара в Москве. Теперь же в качестве первоисточника мы можем использовать лишь рукописную копию и первый печатный текст.

«Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г. Этот поход закончился поражением отрядов Игоря, а «Слово» было написано под свежим впечатле­нием от этого поражения. Не удалось Игорю дойти до Черного моря и вернуть Руси земли, когда-то ей принад­лежавшие. Одержав победу, половцы ранили и пленили Игоря Святославовича, что принесло земле Русской вели­кое горе и несчастье. Однако князю удалось бежать из плена, и он благополучно вернулся домой.

Поскольку «Слово» было написано вскоре после собы­тий похода Игоря, автор рассчитывал на точное знание читателями обстоятельств этого похода. Поэтому в пове­ствовании не соблюдается строгая последовательность со­бытий, а фрагментарность изложения создает определен­ную сложность для восприятия. Однако даже такое необычное построение не может уменьшить «все обаяние живого, устного слова — слова горячего, убеждающего, полного самой искренней, самой задушевной и сердечной любви к родине (Д. С. Лихачев). Невзирая на поражение, народ поёт славу вернувшемуся из плена Игорю, потому что его исходным желанием была защита Руси. Одобрение авто­ра вызывает и мужество Игоря в бою, верность брату, не­удержимое стремление из плена на родину. И все же мы понимаем, что даже если лучшие из князей-защитников, наделенные силой и доблестью, бесконечной любовью к родине не могут отдельными выступлениями защитить государство от половцев, то объединение разрозненных уси­лий становится необходимым.

Уникальность «Слова» проявилась и в том, что здесь впервые в мировой литературе автор не только четко вы­разил свое отношение к событиям и героям, но и художе­ственно описал мысли, характеры, переживания героев. Можно проследить влияние, которое «Слово» оказало на всю последующую литературу. Образы героев, созданные с помощью поэтичных, ярких и красивых эпитетов, и сейчас волнуют воображение современного читателя, а сила и ли­ричность образа Ярославны — любящей жены Игоря — послужили прообразом многих героинь русской, белорус­ской и украинской литературы. Не единожды вдохновля­ло «Слово» не только поэтов и писателей, но и оставило свой след в живописи и музыке.

Таким образом, произведение, написанное в XII веке, служит образцом и вдохновляет современное искусство и, наверняка, не утеряет своего значения для искусства буду­щего.

Оцени ответ

nebotan.com

Доклад слово о полку игореве в искусстве

Удивительным и уникальным памятником мировой литерату­ры является «Слово о полку Иго­реве». Эпоха, к которой принад­лежит это произведение, была полна противоречий. С одной стороны, в XII—XV веках проис­ходило бурное развитие не толь­ко литературы, но и других ис­кусств: живописи, архитектуры и т. д. С другой стороны, именно на этот период приходится рас­пад Русского государства на са­мостоятельные княжества, кото­рый характеризовался междоу­собными войнами князей и ос­лаблением Руси как единого целого.

«Слово о полку Игореве» про­низано идеей необходимости еди­нения князей, прекращения меж­доусобиц, которые привлекали на русскую землю ненасытных по­ловцев. Однако, в отличие от большинства произведений, со­зданных в тот период, «Слово о полку Игореве» — не летопись, а первое в мировой литературе ху­дожественное произведение, отражающее реальные исторические события, и в этом его особая ценность.

Интересна, но драматична судьба этого произведения. В конце XVII века знаток русской древности граф А. И. Мусин-Пушкин обнаружил в единственном экземп­ляре сборник древних рукописных текстов, среди которых было и «Слово». Мусин-Пушкин в это время работал в Спасском монастыре Ярославля и всячески способствовал тому, чтобы замечательная находка была напечатана. В 1800 г. «Слово о полку Игореве» было издано впервые. А еще через несколько лет, в 1812 г., подлинник рукопис­ных текстов сгорел во время пожара в Москве. Теперь же в качестве первоисточника мы можем использовать лишь рукописную копию и первый печатный текст.

«Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г. Этот поход закончился поражением отрядов Игоря, а «Слово» было написано под свежим впечатле­нием от этого поражения. Не удалось Игорю дойти до Черного моря и вернуть Руси земли, когда-то ей принад­лежавшие. Одержав победу, половцы ранили и пленили Игоря Святославовича, что принесло земле Русской вели­кое горе и несчастье. Однако князю удалось бежать из плена, и он благополучно вернулся домой.

Поскольку «Слово» было написано вскоре после собы­тий похода Игоря, автор рассчитывал на точное знание читателями обстоятельств этого похода. Поэтому в пове­ствовании не соблюдается строгая последовательность со­бытий, а фрагментарность изложения создает определен­ную сложность для восприятия. Однако даже такое необычное построение не может уменьшить «все обаяние живого, устного слова — слова горячего, убеждающего, полного самой искренней, самой задушевной и сердечной любви к родине (Д. С. Лихачев). Невзирая на поражение, народ поёт славу вернувшемуся из плена Игорю, потому что его исходным желанием была защита Руси. Одобрение авто­ра вызывает и мужество Игоря в бою, верность брату, не­удержимое стремление из плена на родину. И все же мы понимаем, что даже если лучшие из князей-защитников, наделенные силой и доблестью, бесконечной любовью к родине не могут отдельными выступлениями защитить государство от половцев, то объединение разрозненных уси­лий становится необходимым.

Уникальность «Слова» проявилась и в том, что здесь впервые в мировой литературе автор не только четко вы­разил свое отношение к событиям и героям, но и художе­ственно описал мысли, характеры, переживания героев. Можно проследить влияние, которое «Слово» оказало на всю последующую литературу. Образы героев, созданные с помощью поэтичных, ярких и красивых эпитетов, и сейчас волнуют воображение современного читателя, а сила и ли­ричность образа Ярославны — любящей жены Игоря — послужили прообразом многих героинь русской, белорус­ской и украинской литературы. Не единожды вдохновля­ло «Слово» не только поэтов и писателей, но и оставило свой след в живописи и музыке.

Таким образом, произведение, написанное в XII веке, служит образцом и вдохновляет современное искусство и, наверняка, не утеряет своего значения для искусства буду­щего.

Оценить ответ

pomogajka.com

доклад слово о полку игореве в искусстве

Удивительным и уникальным памятником мировой литерату­ры является «Слово о полку Иго­реве». Эпоха, к которой принад­лежит это произведение, была полна противоречий. С одной стороны, в XII—XV веках проис­ходило бурное развитие не толь­ко литературы, но и других ис­кусств: живописи, архитектуры и т. д. С другой стороны, именно на этот период приходится рас­пад Русского государства на са­мостоятельные княжества, кото­рый характеризовался междоу­собными войнами князей и ос­лаблением Руси как единого целого.

«Слово о полку Игореве» про­низано идеей необходимости еди­нения князей, прекращения меж­доусобиц, которые привлекали на русскую землю ненасытных по­ловцев. Однако, в отличие от большинства произведений, со­зданных в тот период, «Слово о полку Игореве» — не летопись, а первое в мировой литературе ху­дожественное произведение, отражающее реальные исторические события, и в этом его особая ценность.

Интересна, но драматична судьба этого произведения. В конце XVII века знаток русской древности граф А. И. Мусин-Пушкин обнаружил в единственном экземп­ляре сборник древних рукописных текстов, среди которых было и «Слово». Мусин-Пушкин в это время работал в Спасском монастыре Ярославля и всячески способствовал тому, чтобы замечательная находка была напечатана. В 1800 г. «Слово о полку Игореве» было издано впервые. А еще через несколько лет, в 1812 г., подлинник рукопис­ных текстов сгорел во время пожара в Москве. Теперь же в качестве первоисточника мы можем использовать лишь рукописную копию и первый печатный текст.

«Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г. Этот поход закончился поражением отрядов Игоря, а «Слово» было написано под свежим впечатле­нием от этого поражения. Не удалось Игорю дойти до Черного моря и вернуть Руси земли, когда-то ей принад­лежавшие. Одержав победу, половцы ранили и пленили Игоря Святославовича, что принесло земле Русской вели­кое горе и несчастье. Однако князю удалось бежать из плена, и он благополучно вернулся домой.

Поскольку «Слово» было написано вскоре после собы­тий похода Игоря, автор рассчитывал на точное знание читателями обстоятельств этого похода. Поэтому в пове­ствовании не соблюдается строгая последовательность со­бытий, а фрагментарность изложения создает определен­ную сложность для восприятия. Однако даже такое необычное построение не может уменьшить «все обаяние живого, устного слова — слова горячего, убеждающего, полного самой искренней, самой задушевной и сердечной любви к родине (Д. С. Лихачев). Невзирая на поражение, народ поёт славу вернувшемуся из плена Игорю, потому что его исходным желанием была защита Руси. Одобрение авто­ра вызывает и мужество Игоря в бою, верность брату, не­удержимое стремление из плена на родину. И все же мы понимаем, что даже если лучшие из князей-защитников, наделенные силой и доблестью, бесконечной любовью к родине не могут отдельными выступлениями защитить государство от половцев, то объединение разрозненных уси­лий становится необходимым.

Уникальность «Слова» проявилась и в том, что здесь впервые в мировой литературе автор не только четко вы­разил свое отношение к событиям и героям, но и художе­ственно описал мысли, характеры, переживания героев. Можно проследить влияние, которое «Слово» оказало на всю последующую литературу. Образы героев, созданные с помощью поэтичных, ярких и красивых эпитетов, и сейчас волнуют воображение современного читателя, а сила и ли­ричность образа Ярославны — любящей жены Игоря — послужили прообразом многих героинь русской, белорус­ской и украинской литературы. Не единожды вдохновля­ло «Слово» не только поэтов и писателей, но и оставило свой след в живописи и музыке.

Таким образом, произведение, написанное в XII веке, служит образцом и вдохновляет современное искусство и, наверняка, не утеряет своего значения для искусства буду­щего.

otvetytut.com

Задание Доклад слово о полку игореве в искусстве —

Удивительным и уникальным памятником мировой литерату­ры является «Слово о полку Иго­реве». Эпоха, к которой принад­лежит это произведение, была полна противоречий. С одной стороны, в XII—XV веках проис­ходило бурное развитие не толь­ко литературы, но и других ис­кусств: живописи, архитектуры и т. д. С другой стороны, именно на этот период приходится рас­пад Русского государства на са­мостоятельные княжества, кото­рый характеризовался междоу­собными войнами князей и ос­лаблением Руси как единого целого.

«Слово о полку Игореве» про­низано идеей необходимости еди­нения князей, прекращения меж­доусобиц, которые привлекали на русскую землю ненасытных по­ловцев. Однако, в отличие от большинства произведений, со­зданных в тот период, «Слово о полку Игореве» — не летопись, а первое в мировой литературе ху­дожественное произведение, отражающее реальные исторические события, и в этом его особая ценность.

Интересна, но драматична судьба этого произведения. В конце XVII века знаток русской древности граф А. И. Мусин-Пушкин обнаружил в единственном экземп­ляре сборник древних рукописных текстов, среди которых было и «Слово». Мусин-Пушкин в это время работал в Спасском монастыре Ярославля и всячески способствовал тому, чтобы замечательная находка была напечатана. В 1800 г. «Слово о полку Игореве» было издано впервые. А еще через несколько лет, в 1812 г., подлинник рукопис­ных текстов сгорел во время пожара в Москве. Теперь же в качестве первоисточника мы можем использовать лишь рукописную копию и первый печатный текст.

«Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г. Этот поход закончился поражением отрядов Игоря, а «Слово» было написано под свежим впечатле­нием от этого поражения. Не удалось Игорю дойти до Черного моря и вернуть Руси земли, когда-то ей принад­лежавшие. Одержав победу, половцы ранили и пленили Игоря Святославовича, что принесло земле Русской вели­кое горе и несчастье. Однако князю удалось бежать из плена, и он благополучно вернулся домой.

Поскольку «Слово» было написано вскоре после собы­тий похода Игоря, автор рассчитывал на точное знание читателями обстоятельств этого похода. Поэтому в пове­ствовании не соблюдается строгая последовательность со­бытий, а фрагментарность изложения создает определен­ную сложность для восприятия. Однако даже такое необычное построение не может уменьшить «все обаяние живого, устного слова — слова горячего, убеждающего, полного самой искренней, самой задушевной и сердечной любви к родине (Д. С. Лихачев). Невзирая на поражение, народ поёт славу вернувшемуся из плена Игорю, потому что его исходным желанием была защита Руси. Одобрение авто­ра вызывает и мужество Игоря в бою, верность брату, не­удержимое стремление из плена на родину. И все же мы понимаем, что даже если лучшие из князей-защитников, наделенные силой и доблестью, бесконечной любовью к родине не могут отдельными выступлениями защитить государство от половцев, то объединение разрозненных уси­лий становится необходимым.

Уникальность «Слова» проявилась и в том, что здесь впервые в мировой литературе автор не только четко вы­разил свое отношение к событиям и героям, но и художе­ственно описал мысли, характеры, переживания героев. Можно проследить влияние, которое «Слово» оказало на всю последующую литературу. Образы героев, созданные с помощью поэтичных, ярких и красивых эпитетов, и сейчас волнуют воображение современного читателя, а сила и ли­ричность образа Ярославны — любящей жены Игоря — послужили прообразом многих героинь русской, белорус­ской и украинской литературы. Не единожды вдохновля­ло «Слово» не только поэтов и писателей, но и оставило свой след в живописи и музыке.

Таким образом, произведение, написанное в XII веке, служит образцом и вдохновляет современное искусство и, наверняка, не утеряет своего значения для искусства буду­щего.

Оцени ответ

eurasia96.ru

доклад слово о полку игореве в искусстве

Удивительным и уникальным памятником мировой литерату­ры является «Слово о полку Иго­реве». Эпоха, к которой принад­лежит это произведение, была полна противоречий. С одной стороны, в XII—XV веках проис­ходило бурное развитие не толь­ко литературы, но и других ис­кусств: живописи, архитектуры и т. д. С другой стороны, именно на этот период приходится рас­пад Русского государства на са­мостоятельные княжества, кото­рый характеризовался междоу­собными войнами князей и ос­лаблением Руси как единого целого. «Слово о полку Игореве» про­низано идеей необходимости еди­нения князей, прекращения меж­доусобиц, которые привлекали на русскую землю ненасытных по­ловцев. Однако, в отличие от большинства произведений, со­зданных в тот период, «Слово о полку Игореве» — не летопись, а первое в мировой литературе ху­дожественное произведение, отражающее реальные исторические события, и в этом его особая ценность. Интересна, но драматична судьба этого произведения. В конце XVII века знаток русской древности граф А. И. Мусин-Пушкин обнаружил в единственном экземп­ляре сборник древних рукописных текстов, среди которых было и «Слово». Мусин-Пушкин в это время работал в Спасском монастыре Ярославля и всячески способствовал тому, чтобы замечательная находка была напечатана. В 1800 г. «Слово о полку Игореве» было издано впервые. А еще через несколько лет, в 1812 г., подлинник рукопис­ных текстов сгорел во время пожара в Москве. Теперь же в качестве первоисточника мы можем использовать лишь рукописную копию и первый печатный текст. «Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г. Этот поход закончился поражением отрядов Игоря, а «Слово» было написано под свежим впечатле­нием от этого поражения. Не удалось Игорю дойти до Черного моря и вернуть Руси земли, когда-то ей принад­лежавшие. Одержав победу, половцы ранили и пленили Игоря Святославовича, что принесло земле Русской вели­кое горе и несчастье. Однако князю удалось бежать из плена, и он благополучно вернулся домой. Поскольку «Слово» было написано вскоре после собы­тий похода Игоря, автор рассчитывал на точное знание читателями обстоятельств этого похода. Поэтому в пове­ствовании не соблюдается строгая последовательность со­бытий, а фрагментарность изложения создает определен­ную сложность для восприятия. Однако даже такое необычное построение не может уменьшить «все обаяние живого, устного слова — слова горячего, убеждающего, полного самой искренней, самой задушевной и сердечной любви к родине (Д. С. Лихачев). Невзирая на поражение, народ поёт славу вернувшемуся из плена Игорю, потому что его исходным желанием была защита Руси. Одобрение авто­ра вызывает и мужество Игоря в бою, верность брату, не­удержимое стремление из плена на родину. И все же мы понимаем, что даже если лучшие из князей-защитников, наделенные силой и доблестью, бесконечной любовью к родине не могут отдельными выступлениями защитить государство от половцев, то объединение разрозненных уси­лий становится необходимым. Уникальность «Слова» проявилась и в том, что здесь впервые в мировой литературе автор не только четко вы­разил свое отношение к событиям и героям, но и художе­ственно описал мысли, характеры, переживания героев. Можно проследить влияние, которое «Слово» оказало на всю последующую литературу. Образы героев, созданные с помощью поэтичных, ярких и красивых эпитетов, и сейчас волнуют воображение современного читателя, а сила и ли­ричность образа Ярославны — любящей жены Игоря — послужили прообразом многих героинь русской, белорус­ской и украинской литературы. Не единожды вдохновля­ло «Слово» не только поэтов и писателей, но и оставило свой след в живописи и музыке. Таким образом, произведение, написанное в XII веке, служит образцом и вдохновляет современное искусство и, наверняка, не утеряет своего значения для искусства буду­щего.

gramotey.com

«слово о полку игореве» в русском искусстве» — Рассказ

И.В.Алексеева

МОУ «Гимназия №1»

«Слово о полку Игореве» в русском искусстве»

(9 класс)

Цель:

— познакомить учащихся со «Словом о полку Игореве» в живописи и музыке;

— расширить кругозор учащихся, способствовать развитию эстетического воспитания и чувства патриотизма;

— раскрыть воплощение идеи «Слова о полку Игореве» в живописи и музыке.

Задачи:

— знакомство учащихся с произведениями живописи к «Слову о полку Игореве»

-знакомство учащихся с оперой А. П. Бородина «Князь Игорь», с арией князя Игоря.

— использование ЦОР для раскрытия темы урока.

Оборудование:

1) компьютер — слайды:

-репродукция картины В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»;

— портрет художника В.М. Васнецова

— портрет А.П. Бородина;

— иллюстрация В.Н. Фаворского к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»;

— иллюстрация Романа Белоусова к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»;

— иллюстрация И. Я. Билибина к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»;

— иллюстрация Н. А. Воробьева к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»;

— понятие «Опера»,

— понятие «Ария»;

2)магнитофон – запись на кассете (диске):

-ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь»;

-вступление к арии Ярославны;

-лакримоза из «Реквиема» Моцарт

3)выставка иллюстраций Фаворского, Билибина, Белоусова, Воробьева к «Слову о полку Игореве».

Ожидаемые результаты урока:

— учащиеся получают информацию об идее «Слова о полку Игореве» в русской живописи.

— у учащихся формируется представление о понятиях «ксилография», «опера», «ария», «музыкальный портрет»

— у учащихся устанавливается связь идеи «Слова ….»с идеей произведений русской живописи и музыки.

— учащиеся знакомятся средствами Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point…. для оформления презентаций и рефератов, докладов, сообщений.

Временная структура урока:

  1. Вызов интереса учащихся и введение в тему -5 мин.

  2. Обзор картины Васнецова «После побоища Игоря

Святославича с половцами» и ответы на вопросы — 9 мин.

  1. Рассказ о Фаворском и знакомство с его иллюстрациями –5 мин.

  2. Чтение наизусть «Плача Ярославны» и беседа – 5 мин.

  3. Рассказ о Бородине и его опере, работа с терминами. – 5 мин.

  4. Прослушивание арии князя Игоря и беседа – 9 мин.

  5. Рефлексивный анализ учащимися изученного на уроке

материала- 5 мин.

Ход урока.

I. Вызов интереса учащихся и введение в тему.

Русская литература богата именами писателей, чье творчество вызывало и вызывает живой интерес читателей, литературоведов. И не столь много в ней произведений, которые принадлежали бы гениальным писателям. Одно из таких великих произведений — памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», созданный в XII веке.

О «Слове…» написано около 5 тыс. статей и книг. Существует десятки его переложений и переводов (Д.С. Лихачев, Майков, Жуковский, Н. Заболоцкий и др.). Все новые имена исследователей, поэтов, композиторов, художников втягиваются в орбиту «Слова…»

Несколько уроков мы посвятили изучению «золотого слова русской литературы», как называл Д.С. Лихачев «Слово…». Вспомним, какова идея «Слова о полку Игореве»? Что воспевает и к чему призывает автор «Слова…»? Какие художественные приемы помогают раскрывать идею произведения? На этом уроке познакомимся с произведениями живописи и музыки, которые дали новую жизнь «Слову…». Основная задача нашего урока – раскрыть, как представителям разных жанров искусства удалось воплотить идею «Слова о полку Игореве».

II. «Слово о полку Игореве» в живописи:

1. В.М. Васнецов и его картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» 1980 г.

Рассказ учеников о В.М. Васнецове и его картине (в это время на экране: автопортрет В.М. Васнецова; репродукция картины; звучит запись – лакримоза из «Реквиема» Моцарта).

1 ученик: В марте 1880 года Виктор Михайлович Васнецов отправляет свою только что завершенную картину в Петербург на Восьмую передвижную выставку – он сам теперь член знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. Работа Васнецова была полной неожиданностью даже для тех, кто хорошо его знал.

На картине было изображено поле: глаз не сразу охватывает его пространство. В стальных доспехах и старинных одеждах лежат убитые воины. В густой зеленой траве среди белых ромашек и синих васильков разбросано оружие. Возвышаются тут и там красные щиты. Кровавая луна всходит из-за сине-черных туч. Смертельно схватились орлы, и взмах их крыльев образует красивый узор.

Что это – сказка, быль? Или картина на исторический сюжет? Называется она «После побоища Игоря Святославича с половцами». Была на Руси в 12 веке такая битва. Войско князя Игоря сражалось с кочевниками и потерпело поражение, а князь Игорь попал в плен – не поддержали, предали его другие князья, перессорившись между собой. «Но тогда почему художник не изобразил саму битву, как это принято в батальной живописи?- недоумевала публика.

2 ученик: Но не яростный бой занимал художника. Не шум сражения, не крики, не звон мечей слышал он, а совсем иные звуки.

Тут кровавого вина недостало;

тут пир окончили храбрые русичи:

сватов напоили, а сами полегли

за землю Русскую.

Никнет трава от жалости,

а дерево от печали

к земле приклонилось…

(Переложение В. А. Жуковского)

Это скорбный плач по героям из «Слова о полку Игореве».

Возвышенные образы поэмы вдохновили Виктора Михайловича, и он изобразил тишину после битвы, когда сама природа оплакивает убитых.

Среди полевых цветов лежат два русских витязя в нарядных одеждах. Спокойно лицо мужественного князя. Глаза его открыты – смотрят на нас и вопрошают о чем-то. А златокудрый юный княжич, пронзенный стрелой в самое сердце, словно спит после первой своей битвы. «Изронил жемчужную душу из храброго тела», как говорили в те времена.

3 ученик: Трудно поверить в смерть прекрасных воинов. Художник, увлеченный древностью, вглядывается в лица, позы, любуется доспехами, цветом одежды: тут и сине-голубой плащ с золотой каймой, красные и желтые сапоги, розовая рубашка. А вокруг густые зеленые травы, белые ромашки, голубые васильки – такие неожиданно яркие, певучие краски.

Они взяты в картину из самого «Слова» — там природа как живая сочувствует героям, там «черная земля кровью полита», реки текут «мутные», луна всходит «кровавая», «черные тучи с моря идут», там поле перегорожено «червлеными щитами», а «орлы клекотом зверей на кости зовут». Краски образы «Слова» ожили, заговорили в картине «После побоища Игоря Святославича с половцами». Все в ней пронизано музыкой древнерусского эпоса и окутано легкой дымкой, дымкой прошедших веков.

«Дети бесовы» — называет древний поэт врагов. Вот они скорчились в позах, сохранивших предсмертную муку6 посягнули на чужое, и земля их не приняла. Как в «Слове», как в народных сказках. Так и в картине добро прекрасно, зло уродливо.

Медленно движется взгляд художника по необъятному полю, как бы приглашая зрителя вглядеться, вдуматься в правду истории и красоту поэзии.

Полотно приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей картинной галереи. Ныне оно хранится в Третьяковской галере в Москве.

Итак, сделаем вывод:

— каким образом картина В. М. Васнецова раскрывает основную мысль «Слова…»?

-Почему же, на ваш взгляд, художник выбирает именно тему: «Поле побоища», а не тему «Битва»?

(Васнецов – художник-гуманист, пацифист. Он изображает бесчеловечность, жестокость войны. Раскрывает патриотизм русских дружинников, отдавших жизнь за Русскую землю).

2. Рассказ ученика об иллюстраторе «Слова о полку Игореве» В.А. Фаворском (на экране – краткие сведения о художнике; выставка иллюстраций В. А. Фаворского).

Владимир Андреевич Фаворский (1886- 1964) – советский график, живописец, народный художник СССР, создатель школы ксилографии, монументалист. Театральный художник. Для его произведений характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии. Им созданы иллюстрации к «Слову о полку Игореве», к произведениям А. С. Пушкина.

«Слово о полку Игореве» давно привлекло художника. Впервые он делает гравюры к этому произведению в 1937 году. В. А. Фаворский продолжил работу после войны, когда «Слово…» зазвучало с новой силой как поэтическое свидетельство славы русского народа. В 1962 году В. А. Фаворскому за иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина была присуждена Ленинская премия. (Рассказчик обращает внимание ребят на выставку иллюстраций Фаворского). Три цвета — белый, черный, красный – позволяют художнику создать тревожную атмосферу, подчеркнуть рельефность изображения, придают ему трагически-мужественную окраску.

В гравюрах к «Слову…» можно заметить отсвет сурового времени раздробленной Руси, которая постоянно подвергалась нападению со стороны половцев. Здесь и мощь русских воинов, и поэтическая прелесть русской природы, и чувства печали и радости…

3. Чтение наизусть отрывка «Слова…» — плач Ярославны (на экране – гравюра Фаворского «Плач Ярославны», иллюстрации Романа Белоусова, И. Я. Билибина, Н. А. Воробьева; магнитофонвступление к арии Ярославны из оперы Бородина «Князь Игорь»).

— Какое значение имеет плач Ярославны в «Слове…»? Как плач Ярославны связан с основной мыслью «Слова о полку Игореве»?

Остановимся на иллюстрации Фаворского.

— Удалось ли, на ваш взгляд, иллюстратору передать настроение героини? Обоснуйте свой ответ.

(Ярославна – обобщенный образ жен, матерей, сестер, чьи родные и близкие остались лежать на поле брани, там где земля должна рождать хлеб, ее плач – это причитание, где выражается страдание, надежда, любовь. Автор вместе с княгиней скорбит о погибших дружинниках, которые могли бы остаться в живых, если бы Русь была объединена в одно сильное, могучее государство).

III. «Слово о полку Игореве» в музыке.

1.Рассказ ученика об истории создания оперы «Князь Игорь» А.П. Бородиным, краткое содержание арии князя Игоря (на экране – портрет А.П. Бородина; толкование терминов «опера», «ария»).

— В 60-е годы 19 века композитор А. П. Бородин решил дать музыкальную жизнь «Слову о полку Игореве». Над оперой он работал почти 20 лет, но не успел завершить ее, — завершили оперу в 1890 году Н. А. Римский-Корсаков и А. К.Глазунов.

По сюжету оперы Игорь находится в плену. В оркестре слышны грустные нисходящие интонации. Аккорды оркестрованы весьма мрачно. Строго звучат деревянные духовые. Арию открывает очень сдержанная и грустная мелодия. В ней сочетаются напевность и повествовательность. Страдания князя находят отражение в музыке. Голос поет все выше. Оркестр постепенно оживляется. Очень ярко звучат стремительные подголоски виолончелей. Кульминация первой части наступает на словах «О, дайте, дайте мне свободу». Затем начинается лирическая часть арии. Игорь грустит о жене Ярославне. Кульминационная высокая нота переходит в поступательное движение вниз, которое дублируется в оркестре. Лирическая часть сменяется решительным фрагментом, который мелодически возвращает нас к музыке первой части. Вновь звучит ключевой для арии момент «О, дайте, дайте мне свободу». После короткого оркестрового эпизода возвращается печальная мелодия начала арии, Холодно и обреченно звучат трубы в оркестре, в сочетании с глухими ударами литавр, словно символизируя неволю и плен.

2. Прослушивание арии князя Игоря (запись на кассете).

. (Ключевым моментом арии являются слова «О дайте, дайте мне свободу». Игорь страдает, ему тяжело на душе). Ария помогает создавать «музыкальный портрет» героя.

-Какие чувства и настроение вызвала у вас ария? Что хотел, по-вашему, выразить композитор?

-Как бы вы назвали прослушанную арию? Какова главная мысль арии и как она связана с основной идеей «Слова…»?

IV. Рефлексивный анализ изученного материала.

Итак, мы сегодня познакомились с воплощением идеи «Слова о полку Игореве» в живописи и музыке. Отметили, что художникам и в живописи и в музыке удалось раскрыть идею «Слова о полку Игореве». Это призыв русского народа к единению Руси, стремление видеть Русь сильным, могучим государством.

Мы сегодня остановились на тех произведениях искусства, которые принадлежат не только к русской культуре, но и являются шедеврами мировой культуры.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какое значение, на ваш взгляд, имеет это художественное произведение в истории Руси XII века?

-Какую современную интерпретацию (толкование) дали бы этому шедевру русской и мировой литературы?

Домашнее задание. Вспомните, найдите и запишите названия произведений разных видов искусства, созданных по мотивам русской литературы. Что вы о них знаете?

В течение учебного года подготовить средствами и программами компьютера, с ресурсами Интернета презентаций, слайдов, публикаций, сообщений, рефератов.

Л.Г.Афонькина

МОУ «Гимназия №1»

СЕМЬЯ В РОМАНЕ

Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Цель урока: показать, что толстовский идеал — патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с уме­нием каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». (Слайд 2)

Оборудование: мультимедийный проектор и колонки, компьютер, плакаты со словами Л.Н.Толстого: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям»,

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

«Мой идеал — жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей» — это высказывание Л.Н. Толстого — гениального мыслителя, тонкого психолога, писа­теля-гуманиста. Правда и красота для Толстого-философа — синонимы. Правде жизни он учился у народа и природы. «Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво — потому что не лжет, не ломается, не боится, не жалеет». Правдоиска­тельство — важнейшая, по мысли Толстого, черта народа. Народ ближе к природе, чем господа, по­этому он мудрее, чище душой, нравственнее. Бу­дучи сам в неустанном поиске истины, писатель считал: «Чтобы жить честно, надо путаться, бить­ся, ошибаться, опять начинать и бросать… И веч­но бороться и мучиться». Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные воп­росы каждый должен ответить сам. Тонкий иссле­дователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот — родной дом, семья, ее тради­ции, уклад. (Слайд 4)

II.Беседа по вопросам:

— Какое выражение находят мысли о семье у Толстого-философа?» — ученики обратились к дневникам писателя( слайд 6)

— Роман «Война и мир» — отражение много­гранности личности и широты мировоззрения са­мого писателя. Поэтому так много схожих черт находим мы и у любимых героев Толстого, прото­типами которых были члены семьи самого писателя и Софьи Андреевны Берс. Постоянная работа души объединяет Пьера, Наташу, Андрея, Марью, Николая, роднит их, делает взаимоотно­шения между ними дружественными, «семейными». (Слайд 5)

Как отражается мысль семейная у Толстого-писателя в романе «Война и мир»?

Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью — с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа — два семейства: Ростовы и Болконские. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом — Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем — Наталья. «У Ростовых были именинницы Натальи — мать и меньшая дочь…» Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины — святой долг материнства: «Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнуренная детьми, которых у нее было 12 человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение». После смерти сына Пети и мужа Толстой назовет ее старость «бессильной и бесцельной», заставит сначала духовно, а потом физически умереть: «Она сделала уже свое дело жизни». Мать — синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность. Ростов одинаково приветливо встречал всех гостей… милая или милый говорил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям, он хохочет «звучным и басистым смехом», «смеясь, кричит…». Он — «сама распущенная доброта».

Ростовой-старшей тяжела чопорность гостей в день именин: «Замучили меня эти визиты». Та же простота будет и у детей Ростовых. Тончай­ший лирик, Толстой согреет особым теплом и светом появление детей на страницах романа: дети шумно вбегут в гостиную, внеся оживление, и «луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с молодым поколением», исчез вместе с ними. Лучатся, светятся глаза и у любимых героев Толстого, потому что (по народному представлению] глаза — зеркало души человека: «Глаза смотрят и говорят с вами». И жизнь души героев автор передает через лучезарность, сияние, блеск глаз.

Сравните два варианта портрета Наташи и подумайте, почему Толстой отказался от первого. (слайд 6)

Наборная рукопись:

Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими, открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в сво­ем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими ого­ленными руками и маленькими, быстрыми ножка­ми в кружевных панталончиках и открытых башмэчках, была в том милом возрасте, когда девоч­ка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она, быстрая, грациозная, и, видимо, не привыкшая к гостиной, подбежала к матери и, не обращая внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся ли­чико в кружевах материной мантильи и засмея­лась.

1-й вариант:

все черты ее были неправильны, глаза узки, лоб мал, нос хорош, но нижняя часть лица, под­бородок и рот так велики и губы так несоразмер­ны толсты, что, рассмотрев ее, нельзя было по­нять, почему она так нравится. Она еще носила открытые лифы и коротенькие юбки. Детские ножки ее в кружевных панталончиках и открытых башмачках содрогнулись, она, как козочка, лег­кая, тоненькая, грациозная, подскочила к матери, обняла ее, спрятала лицо в ее кружевах и разра­зилась таким смехом, что все захохотали.

Для Толстого-писателя глаза человека— окно в его душу. Покажите это на 2-3 примерах. (слайд 5)

— Глаза Марьи лучатся, прекрасным стано­вится лицо: «как будто лучи теплого света выходили» из глаз, «глаза эти делались привлекатель­нее красоты», В минуты глубокого волнения лицо озаряется у любимых героев Толстого светом глаз: Марья «всегда хорошела, когда плакала».Лучатся глаза, оживляется лицо Андрея в салоне Шерер при виде Пьера, сияющими глазами смотрит Наташа на мир, сияют восторгом глаза Николая, когда поет Наташа. Бездуховность, пустота жизни, по Толстому, напротив, гасят блеск глаз, делают лицо безжизненной маской: бездушная красавица Элен — «красивая статуя» с застывшей улыбкой — блестит и сияет всем, кроме глаз: «блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов», -успокаивалась в сияющей улыбке», У красивой Веры — холодное лицо, спокойное, которое «улыбка делает неприятным».«Спокойное и красивое лицо» у Бориса Друбецкого, в красавце Берге все «как-то уж очень правильно», а глаз — словно нет.

«Нет красоты там, где нет правды», — скажет Толстой, и мы будем свидетелями превращения некрасивой Марьи в красавицу в семейных сце­нах, увидим полное перевоплощение Наташи в присутствии любимых ею людей. Мы посмотрим на лицо Элен и вместе с автором удивимся, что при всей схожести черт лицо красавицы Элен будет точно таким же, как у ее брата — Ипполита.

Что же делает красивыми любимых ге­роев Толстого?(слайд 9)

Красота Наташи и Марьи — от душевной пе­реполненности, которую вполне поймут Андрей, Пьер. Николай. В день своих именин и ее матери Наташа, «смеясь глазами и краснея», приглашает Пьера на танец; «Смотрите на папа, — закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленям головку и заливаясь своим звонким смехом по всей за­ле», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». Петя, «зажмурившись, трясся от беззвучного сме­ха». У Николая «во всем лице выражались стреми­тельность и восторженность». За именинным сто­лом «Соня и толстый Петя прятались от смеха», Наташа громко спрашивает о мороженом, «вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо», «кричит смело и капризно-весело». Уви­дев плачущую Соню, «Наташа заревела, как ребе­нок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Эпитеты, данные Наташе, подтвердят­ся: «казак девка», «зелье», «порох».

Не скрывает радости Наташа в день приезда с фронта Николая с Денисовым: «держась за по­лу его венгерки, прыгала, как коза, все на одном месте и пронзительно визжала. «Голубчик, Дени­сов», — взвизгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцелова­ла его». Искренне огорчена Наташа в сцене гада­ния, потому что ничего и никого не увидела. Са­мобытна, непосредственна она в сцене охоты: ко­гда вдруг ощутит страстное желание чувствовать за всех, восторг общности с природой, единение со всем миром.

Удивительно тонко, поэтично воспринимает Наташа красоту летней ночи в Отрадном, поэтому так естественно ее стремление летать в такую волшебную лунную ночь.

И даже знакомый зимний лес становится для нее фантастическим, сказочным, таинственным в святочную ночь… Богат человек с таким душев­ным миром, не замкнутым на обыденном. Счаст­ливым даром «читать тайное» людей и природы наделяет автор любимую героиню: «Наташа, из всего семейства более всех одаренная способно­стью чувствовать оттенки интонаций, взглядов, выражений лиц», «Наташа со своею чуткостью то­же мгновенно заметила состояние своего брата», «Наташа разделяла чувство (князя Андрея) бе­режного и ответственного отношения к своей бу­дущей жизни, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала», «.,.я знаю наверное, что мы были ангелами там где-то и здесь были, и от этого все помним».

Открыт людям, удивительно прямодушен и Николай Ростов: «…я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую», «Пожа­луйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у ме­ня есть», — сказал Ростов, краснея. «Как только Ростов услыхал этот звук голоса (мольба о про­щении вора Телятина), с души его свалился ог­ромный камень сомнения. Он почувствовал ра­дость, и а то же мгновение ему стало жалко не­счастного»… Он абсолютно уверен, что стыдно учиться, когда все идут на войну, по-настоящему напуган и прямо признается себе в этом, когда, оставшись в арьергарде, наткнулся на француз­ский разъезд; честен с собой на мосту через ре­ку Энс: «Я трус», И офицера Телятина он уличит в воровстве с присущим им, Ростовым, прямоду­шием.

Им свойственно располагать к себе хороших в высоком, толстовском понимании этого слова) людей. Наташин чистый, светлый, поэтический мир души почувствуют не только домашние, но и дядя, и тетка Ахросимова (они тоже — из Росто­вых), и Аксинья, и Пьер, и Андрей, и Денисов. Ее не примет только старшая сестра Вера. Но роди­тели и сами чувствуют ее чужеродство: «Со стар­шей мы перемудрили», и не любят «правильную» Веру… Даже 16-летний Петя, уйдя добровольно на войну, вызовет ответную любовь у Денисова и офицеров. Совсем еще мальчик, этот сын добря­ка и хлебосола Ростова найдет семью в офицер­ском кружке и всех захочет обогреть детской лю­бовью: «Батюшки! Я и забыл совсем, — вдруг вскрикнул он, — У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек… Я купил 10 фунтов. Я при­вык что-нибудь сладкое. Хотите?.. Кушайте, гос­пода, кушайте», Он не может сдержать восторга перед отзывчивостью Денисова: «»Позвольте вас поцеловать, голубчик. Ах, как отлично! как хоро­шо!» — И, поцеловав Денисова, он побежал на двор» (Денисов разрешает позвать к офицерско­му столу пленного мальчика-барабанщика)…

Почему в семье Ростовых и нельзя быть иным? (слайд 9)

Потому что открытость души, радушие – ее главное свойство: именины – 80 кувертов, полный дом родственников, даже в Отрадном «полно гостей», в честь гостя дома Денисова устраивается праздник; устройство обеда в английском клубе в честь князя Багратиона было поручено графу Ростову: «редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир».

Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение сопереживать, соучаствовать. И все это — на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой. Петя пожалеет французского барабанщика Винсента и пригласит на обед: «…покраснев и испуганно гля­дя на офицеров, не будет ли в их лицах насмеш­ки, он сказал: «А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего-нибудь поесть… может…»»

Наташа-девочка поймет чувство Сони и бра­та и устроит им свидание; в знак любви и предан­ности Соне Наташа обожжет себе руку раскален­ной линейкой. Восторженной любовью к жизни Наташа -оживит» сердце Андрея после поездки в Отрадное: «Нет, жизнь не кончена в 31 год». На­таша разделит горе матери после гибели Пети; Наташа упросит своих родителей дать подводы для раненых; «Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым». Николай защитит княжну Марью в имении отца от бунта мужиков,

Открытость души Ростовых — это и способ­ность жить одной жизнью с народом, разделить его участь: уходят на войну Николай и Петя, Рос­товы оставляют имение под госпиталь, а подводы — для раненых. И вечер в честь Денисова, и праздник в честь героя войны Багратиона — все это действия одного нравственного порядка.

Чувство патриотизма заставит Николая пре­одолеть страх, стать мужественным, храбрым че­ловеком, получить крест. А желание подвига уве­дет из жизни Петю. И скупые слезы Денисова бу­дут ему лучшим памятником.

textarchive.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *